6 любопытных фактов о том, как относились к кошкам на Руси

Обновлено: 04.07.2024

На Руси кошка оценивалась как 3-4 коровы. Кошка защищала дом и хозяина на физическом и астральном уровне. Любимице Велеса было позволено всё. А убивший кота или кошку мог лишиться удачи на долгие 7 лет.

Доподлинно не известно когда кошки появились на Руси. Одни утверждают, что их привезли лишь в VII - X веке нашей эры. Другие считают, что кошки были верными спутниками славян задолго до начала отсчёта современного календаря. Вторая версия вероятно ближе к истине, ведь многие поверья о кошках напрямую связаны с язычеством.

Кошка (кот) на Руси считалась чистым животным. Усатым любимцам всегда позволялось многое, ведь обидеть кота, значит обидеть домового. Славяне верили, что кошки могут видеть и жить одновременно в нескольких мирах. Они были связующим звеном между миром живых, миром мёртвых, и миром потусторонних сущностей.

Кот — это живой оберег от сглаза, тёмных сущностей, несчастий, хворей. Считалось что животное оберегает от зла не только хозяина, но и жилище, домашнюю скотину. Кошки — особо почитались русским народом. Они были хранителями домашнего очага. Выгнать кота (кошку) из двора, согласно верованиям тех времён, приводило к разладу и скандалам в семье. По этой причине, на Руси никогда не прогоняли из дома даже чужих котов, если он пришёл, значит именно тут на него возложена некая важная миссия. Четвероногим любимцам причисляли дружбу с домовым. Отсюда и пошла традиция, актуальная по сей день, когда первую в новым дом запускают именно кошку. А вот человек, по злому умыслу забравший жизнь у кота, по поверьям лишался удачи на 7 лет, мог утратить здоровья, потерять рассудок.

Во времена язычества кошка стоила как 3-4 коровы. Плата за неё осуществлялась, как правила серебром, наиболее благородным и чистым из металлов. В Древней Руси кошки не были так сильно распространены, как в наше время, и это ещё одна причина их высокой стоимости. Ведь помимо мистических качеств, кошку ценили и за вполне реальные поступки. Животное истребляло грызунов, тем самым помогая сохранять урожай от вездесущих вредителей. Также кошки успешно противостояли змеям, которые в те времена нередко проникали в дома и хозяйственные постройки крестьян.

Ещё несколько интересных фактов и поверий о кошках:

  • Покровителем кошек считался языческий Бог Велес.
  • Кошка — единственное животное, которому было позволено заходить в святилища, церкви.
  • Как мужчина относится к кошкам, так и будет относиться к своей жене.
  • Без кошки не изба.
  • Трёхцветная кошка приносит максимум счастья в дом.

Коты умеют успокаивать и убаюкивать детей, защищать от болезней и напастей злых духов.

Некоторые удивительные свойства кошек сегодня подтверждены научными исследованиями. Так вибрации, которые исходят от кошек во время мурлыканья, действительно благотворно влияют на состояние здоровья человека. А умение кошек интуитивно предчувствовать различные катаклизмы, пожары, стихийные бедствия, на самом деле способно спасти внимательного хозяина и его имущество от надвигающийся беды.

В отличие от Европы, кошки на Руси никогда не попадали в опалу. Славяне всегда относились к кошкам с почтением и трепетом.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и берегите своих кошек.

С древних времен и по сей день кошки продолжают оставаться самыми загадочными существами. Им приписывали мистические способности, их обожествляли, а потом, наоборот, приравнивали к ведьмам и вместе с ними сжигали на кострах. Но и сегодня отношение к ним остается двойственным: эти пушистики — домашние любимцы и одновременно приносящие несчастья существа.

Как относились к кошкам на Руси?

В первую очередь настороженность вызывали черные кошки, особенно если они перебегут нам дорогу. Эта примета до сих пор вселяет страх даже в очень уверенных в себе людей. Известно, что Наполеону накануне сражения за Ватерлоо дорогу перебежала черная кошка. Чем оно закончилось, знает из курса истории каждый школьник. Суеверие это связано напрямую с ведьмами: в средние века считали, что в это животное вселяется ведьма, которая приносят людям беды и несчастья.

Как относились к кошкам на Руси?

Жить с людьми кошачьи стали не сразу, приручать их начали на Ближнем Востоке 9 тысячелетий назад. Потом торговцы отправляли их по морю в разные страны. Расцвет обожания, обожествления кошек приходится на Древний Египет. В период Римской империи они дошли до Европы, из нее уже перешли дальше. Уважение к этим животным у людей вызвало истребление котами мышей и крыс, вечным поедателями съестных запасов, а также переносчиков болезней. Правда, в средние века, когда крысы переносили чуму, невзлюбили и кошек, полагая, что они также способствуют распространению болезни.

Как относились к кошкам на Руси?

На Руси кошки появились только после X века, предположительно, их завезли мореплаватели. Легенда гласит, что по Земле странствовал скотский языческий бог Велес. Однажды во время ночевки у стога мышь украла его хлеб, он в сердцах бросил в нее свою рукавицу, которая превратилась в кошку — так и начался кошачий род. А самая распространенная кошачья кличка, Васька, берет начало от Велеса. С приходом христианства язычество было запрещено, зато появился святой Власий, крестьянский помощник, постепенно ставший Василием.

Как относились к кошкам на Руси?

Кошка — зверь, любимый и почитаемый русским народом. Это хранительница домашнего очага, которую никогда бы не выгоняли со двора. С нею связаны не только приметы. Но и различные пословицы, поговорки: «Без кошки не изба», «Кто кошек любит — будет жену любить», «На мышку и кошка зверь». Существует старинное поверье о живучести кошек, которой даны несколько жизней — только 9-я может уморить ее окончательно, остальные ей удается перебороть. К тому же люди верили, что это животное — проводник в царство мертвых, может общаться с людьми и духами, быть между ними связующим звеном. Не зря же она так хорошо видит в темноте, оставаясь при этом сама незаметной.

По мнению крестьян, трехцветные животные приносили счастье в дом, семишерстный кот — залог благополучия. Кот был у древнерусских людей и Баюн, сказочник, умевший успокоить и усыпить малых детей, и знахарь, вылечивающий от болезней и напасти злых духов. Еще на Руси считали, что убийце кота не будет удачи 7 лет, а того, кто любит-привечает, всегда будет сопровождать удача.

С древних времен и по сей день кошки продолжают оставаться самыми загадочными существами. Им приписывали мистические способности, их обожествляли, а потом, наоборот, приравнивали к ведьмам и вместе с ними сжигали на кострах. Но и сегодня отношение к ним остается двойственным: эти пушистики — домашние любимцы и одновременно приносящие несчастья существа.

Как относились к кошкам на Руси?

В первую очередь настороженность вызывали черные кошки, особенно если они перебегут нам дорогу. Эта примета до сих пор вселяет страх даже в очень уверенных в себе людей. Известно, что Наполеону накануне сражения за Ватерлоо дорогу перебежала черная кошка. Чем оно закончилось, знает из курса истории каждый школьник. Суеверие это связано напрямую с ведьмами: в средние века считали, что в это животное вселяется ведьма, которая приносят людям беды и несчастья.

Как относились к кошкам на Руси?

Жить с людьми кошачьи стали не сразу, приручать их начали на Ближнем Востоке 9 тысячелетий назад. Потом торговцы отправляли их по морю в разные страны. Расцвет обожания, обожествления кошек приходится на Древний Египет. В период Римской империи они дошли до Европы, из нее уже перешли дальше. Уважение к этим животным у людей вызвало истребление котами мышей и крыс, вечным поедателями съестных запасов, а также переносчиков болезней. Правда, в средние века, когда крысы переносили чуму, невзлюбили и кошек, полагая, что они также способствуют распространению болезни.

Как относились к кошкам на Руси?

На Руси кошки появились только после X века, предположительно, их завезли мореплаватели. Легенда гласит, что по Земле странствовал скотский языческий бог Велес. Однажды во время ночевки у стога мышь украла его хлеб, он в сердцах бросил в нее свою рукавицу, которая превратилась в кошку — так и начался кошачий род. А самая распространенная кошачья кличка, Васька, берет начало от Велеса. С приходом христианства язычество было запрещено, зато появился святой Власий, крестьянский помощник, постепенно ставший Василием.

Как относились к кошкам на Руси?

Кошка — зверь, любимый и почитаемый русским народом. Это хранительница домашнего очага, которую никогда бы не выгоняли со двора. С нею связаны не только приметы. Но и различные пословицы, поговорки: «Без кошки не изба», «Кто кошек любит — будет жену любить», «На мышку и кошка зверь». Существует старинное поверье о живучести кошек, которой даны несколько жизней — только 9-я может уморить ее окончательно, остальные ей удается перебороть. К тому же люди верили, что это животное — проводник в царство мертвых, может общаться с людьми и духами, быть между ними связующим звеном. Не зря же она так хорошо видит в темноте, оставаясь при этом сама незаметной.

По мнению крестьян, трехцветные животные приносили счастье в дом, семишерстный кот — залог благополучия. Кот был у древнерусских людей и Баюн, сказочник, умевший успокоить и усыпить малых детей, и знахарь, вылечивающий от болезней и напасти злых духов. Еще на Руси считали, что убийце кота не будет удачи 7 лет, а того, кто любит-привечает, всегда будет сопровождать удача.

Считается, что начало котофобии положил папа Григорий IX, опубликовав в 1233 году послание под названием Vox in Rama. В нем говорилось о поклонниках Люцифера и их ритуалах. Бурная фантазия понтифика родила обряд сатанистов, в ходе которого те целовали под хвост черного кота. Также в документе описывалось явление адептам самого Князя Тьмы, который представал в виде гибрида кота и человека.

Впечатленные творчеством папы христиане тут же принялись топить, вешать и жечь кошек, причем под горячую руку попадали не только черные экземпляры, а все, до которых можно было дотянуться. Еще интенсивнее начали бороться с этими животными с появлением инквизиции. В отчетах отцов-иезуитов часто попадаются упоминания, что ведьму сожгли или утопили вместе с ее кошкой.

Уход за кошкой - тот же фитнес

Как и любой домашний питомец кошки требуют ухода. Приходится регулярно чистить лоток, подбирать рассыпанную еду, сметать шерсть с мебели и т.д. Все это, пусть не полноценно, но заменяет физические упражнения. Можно такую работу выполнять и более осознанно: правильно приседать, наклоняться, тянуться. В итоге и дома будет чисто, и мышцы в тонусе. Многие владельцы еще и выгуливают своих кошек, что только на пользу и тем, и другим.

Та самая сцена с поклонением Люциферу

Та самая сцена с поклонением Люциферу

Справедливости ради нужно отметить, что иногда черные кошки бывали оправданы. Это случалось, если во время «расследования» на шерсти находили «метку ангела», то есть белое пятнышко. Но так бывало не везде и не всегда и в большинстве случаев страдали даже животные с рыжей или, вообще, белоснежной шерстью.

В первой половине 14 столетия во Франции, при короле Филиппе IV Красивом, прошел ряд громких процессов над членами рыцарского ордена тамплиеров. Их обвиняли в ереси и поклонении Бафомету — демону, являвшемуся людям с головой кота или козла. Рыцарей активно сжигали, а имущество ордена, который был богаче, чем все королевские дворы Европы, взятые вместе, постепенно отходило католической церкви.

Пик гонений на кошек совпал с эпидемией чумы, что совсем неудивительно. В лишенных кошек городах и деревнях в огромных количествах расплодились крысы и мыши, переносчики смертельной инфекции. При этом в приходе «черной смерти» часто опять же обвиняли кошек и чем сильнее разгоралась болезнь, тем активнее шло уничтожение «сатанинских отродий».

Кошачьи суеверия

Мец был не единственным местом, где завели традицию издеваться над котами. В Померании и Богемии крестьяне убивали животных на полях, так как по поверью это помогало защитить урожай он вредителей и воров. В Дании их закрывали в бочки и вешали на деревья возле дорог. Проезжавшие мимо рыцари могли упражняться в пробивании деревянных емкостей копьями и стрелами, а попавший сквозь бочку точно в кошку вознаграждался шуточным титулом «кошачьего короля».

Особо изощренный способ убийства кошек практиковали в разных районах средневековой Европы строители. Считалось, что замурованное в фундамент или стену животное защищает здание от крыс и мышей. Когда в наши дни проводили реставрацию лондонского Тауэра, в одной из стен крепости обнаружили мумию кошки, замурованную в нише в 17 столетии.

Кошки защищают от вредителей в доме

Хозяевам частных домов и дач кошки помогают защищать жилище от грызунов. Кошка даже может не охотиться на них сама, но ее запах будет действовать отпугивающее на вредителей. На дачном участке киска также может выполнять роль охранника, не давая склевать посадки или урожай птицам.

Кошки помогают избавиться от лишнего статического напряжения

Поглаживание любимого питомца повышает уровень окситоцина в организме. Этот гормон стимулирует выработку эндорфинов, дающих человеку ощущение счастья. А еще поглаживание помогает снять напряжение, в том числе статическое.

Жители Меца сжигают кошек

Жители Меца сжигают кошек

В Меце убили последних кошек, а затем регулярно ввозили их из других городов, чтобы с изощренной жестокостью уничтожать. В течение последующих 400 лет в этом французском городе ежегодно сжигали на главной городской площади 13 кошек в железной клетке. Так как танцевальная эпидемия больше не возвращалась, считалось, что этот обряд помогает.

Кошки и народный фольклор

В русских народных сказках кошек очень много. При этом следует уточнить, что часто они пришли из древней языческой мифологии, как, например, известный всем кот Баюн. Этот диковинный и опасный зверь у Пушкина ходит по цепи в Лукоморье, а в старинных сказаниях сидит на железном столбе в лесной чаще, поджидая беспечных путников.

Заслуживает упоминания и другой персонаж славянской мифологии - Земляная кошка, охраняющая клады. Об этом звере рассказал в своих уральских сказах Бажов. Писатель описывает поверья уральских рудокопов и старателей, которые были уверены, что Земляная кошка охраняет подземные сокровища. На поверхности она почти никогда не появляется, но иногда над землей можно заметить ее острые уши.

Как видите, для русского человека кошка - животное особое, даже можно сказать сакральное. Стоит ли удивляться, что сегодня среди домашних питомцев именно они лидируют по популярности, причем во всех регионах страны.

Кошки в Ленинграде

Почти все кошки, находившиеся во время блокады в Ленинграде, не пережили ее первый год. Они или были съедены или умерли от голода. Именно поэтому в 1943 году в осажденный немецкими войсками город были завезены из Ярославля 5 тысяч дымчатых кошек, а позднее - целый железнодорожный эшелон животных из Сибири. Эта мера позволила взять под контроль катастрофически расплодившуюся крысиную популяцию.


Коты в блокадном Ленинграде ценились очень высоко. Советский писатель Леонид Пантелеев писал, что за котенка просили до 500 рублей, притом что за 50 рублей с рук можно было купить килограмм хлеба, а зарплата сторожа составляла всего 120 рублей.

В Эрмитаже кошки успешно трудятся до сих пор. Вы не увидите их в выставочных залах, но они несут свою службу во дворах и обширных подвалах. Каждое животное учтено, имеет свой ветеринарный паспорт, миску и спальное место в виде корзинки.


Британское издание The Tele­graph писало в 2016 году об этих кошках как о важной достопримечательности Санкт-Петербурга, которую нужно обязательно увидеть гостям города. В одном из интервью, данном прессе в 2014 году, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал о необычных сотрудниках музея следующее:

Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта.

Демоны с кошачьими головами в одной из средневековых книг

Демоны с кошачьими головами в одной из средневековых книг

Но далеко не все считали кошек слугами нечистой силы и причиной всех бед. В европейских еврейских общинах кошек любили и берегли и, возможно, именно поэтому процент умерших от чумы иудеев был на порядок ниже. Как всегда, успехи евреев не радовали христиан и вскоре по зачумленным городам пронесся слух о том, что именно они заражают людей смертельной болезнью.

Это вызвало волну еврейских погромов с внушительными человеческими жертвами. Весной 1348 году во французском Тулоне были убиты 40 евреев, в швейцарском Базеле — 600, а в немецком Эрфурте — более 3000, то есть вся еврейская община города. Убивали иудеев даже в Страсбурге, куда чума еще на тот момент не пришла. Там, видимо в целях профилактики, вырезали более 900 несчастных.
В 1344 году во французском Меце началась еще одна эпидемия, на этот раз очевидного психиатрического происхождения. Люди внезапно начинали танцевать и не останавливались до тех пор, пока не падали без сил или не умирали. Ученые до сих пор спорят о том, что могло вызвать такие странные симптомы, но тогда все всем было ясно. Виновными оказались бесы с кошачьими головами.

Кошки жили в царских палатах

И в царских палатах обитали эти животные. Использовались они также, в основном, для борьбы с грызунами. Поэтому со временем котов стали считать покровителями домашнего очага. Стало считаться, что на них верхом ездит сам домовой и в дом пускать их нужно первыми.

Художник Мушерон изобразил на полотне кота царя Алексея Михайловича. В наше время в Эрмитаже находится гравюра чешского художника Вацлава Холлара, написанная с данной картины.

У Петра I Великого также был кот, которого он купил у голландцев, торговавших в Вологде, в 1724 году. Звали его Василием.

При Екатерине Великой во дворце обитали короткошерстные кошки с пепельно-голубым окрасом. И Николай I держал при себе кота Ваську.

Казанские коты-крысоловы

Царица Елизавета Петровна любила кошек не меньше чем отец. В 1745 году она приказала привезти в Зимний дворец 30 кастрированных котов-крысоловов. Выполняя волю царицы, в Санкт-Петербург привезли животных аж из Казани - считалось, что именно там живут самые искусные охотники на грызунов. Сохранившийся в архивах «Указ о высылке ко двору котов» гласит:

…Cыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных (кастрированных) котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…


Далеко не все российские монархи любили кошек, но обойтись без них не мог никто. Екатерина II не слишком хорошо относилась к этим животным, но при ней их в Зимнем дворце стало еще больше. При дворе кошки жили на правах «охранников картинных галерей» и попасть в эту особую касту было непросто. Для внутренней службы отбирали особо воспитанных и красивых зверей, чаще всего породы русская голубая.

Мумия кошки, обнаруженная в стене дома на Боро-Хай-стрит в Лондоне, построенного в 16 веке

Мумия кошки, обнаруженная в стене дома на Боро-Хай-стрит в Лондоне, построенного в 16 веке

Эпоха Просвещения немного снизила градус ненависти к милым зверькам, но имидж таинственных существ полностью их так и не покинул. Немецкий зоолог Иоганн Маттеус Бехштейн, живший в 17 веке и слывший человеком знающим и серьезным, в своей книге «Естественная история для всех» писал о том, что кошки притягивают молнии. В связи с этим ученый муж настоятельно рекомендовал во время грозы держаться от животных подальше, а в идеале и вовсе выгонять их на улицу, под дождь.

В исламских странах кошкам жилось вольготно во все времена. В мусульманских хадисах говорится о том, что у самого пророка Мухаммеда жила дома кошка по кличке Муизза. Однажды пророк спешил на молитву, но на его одеждах спала кошка. Чтобы не беспокоить любимицу, он аккуратно отрезал ту часть одежды, которая была под ней.

Современному человеку может казаться, что кошки на Руси были всегда. На самом деле, это не так. Этих привычных и любимых многими домашних животных привезли к нам издалека.

6 любопытных фактов о том, как относились к кошкам на Руси

Кошки монастырские и царские

Из всех животных только кошке разрешалось заходить в храм. Священнослужители, вообще, любили этих животных и держали при храмах и монастырях. Непритязательные и самостоятельные хищники помогали защищать от грызунов обильные запасы монастырского зерна и другие продукты, запасенные впрок.

Разумеется, не обходилось без кошек и при дворе. В 1661 году голландский живописец Фредерик Мушерон написал портрет кота, принадлежавшего государю Алексею Михайловичу. Чешский мастер Вацлав Холлар позднее создал по его мотивам гравюру, хранящуюся сейчас в Государственном Эрмитаже.


Долгое время считалось, что это портрет кота самого Ивана IV Грозного, но в 1884 году это опроверг искусствовед и коллекционер Дмитрий Ровинский. Он уделил особое внимание гравюре в своей книге «Материалы для русской иконографии»:

Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках.

Сын владельца знаменитого кота, царь Петр I считал кошек животными, которые приносят человечеству большую пользу. В одном из указов царь-реформатор повелевает: «Иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения».


Но для того чтобы завести мохнатого питомца или даже нескольких, царский указ не был нужен - все отлично знали, как коты лихо расправляются с вредителями. У самого Петра всегда жили кошки, но особенно царь любил кота по имени Василий. Это животное подарил государю в 1724 году один голландский купец, в гостях у которого в Вологде царь часто останавливался проездом.

Кошкам можно было заходить в православные храмы

Библия ни разу не говорит о кошках, но в ней часто упоминаются собаки в негативном контексте. Некоторые церковные служители пытались защищать собак, заявляя, что священная книга вовсе не обвиняла животных в «нечистоте». Но по христианским канонам собака считается нечистым существом, которому нельзя заходить в храм, как и другим животным. К кошкам же было особое отношение. Только им, как светлым и чистым созданиям, позволялось присутствовать в православных храмах.

Все дело в физиологии: собака может намеренно вывозиться в грязи, а кошка, если и замарается, то немедленно вымоется. Это очень чистоплотное животное. Кроме того, она не будет лаять на прихожан, и кусаться от испуга.

Также священники считали, что мягкая и нежная кошка, которая всегда тиха и не суетлива, располагает прихожан к молитве.

Кроме того коты помогали монастырям и храмам избавляться от грызунов, что обеспечило им дополнительное покровительство священнослужителей на долгие годы.

Всенародная любовь к кошкам

Постепенно хвостатые питомцы перестали быть редкостью и в конце XVIII века кошек можно было встретить не только в монастырях, купеческих хоромах и царских резиденциях, но и в крестьянских избах. В народе их очень любили, о чем свидетельствует множество упоминаний в фольклоре.

В 1853 году лингвист Владимир Даль опубликовал книгу «Пословицы русского народа», в которой кошки упоминались целых 75 раз. Такие поговорки как «Не все коту Масленица, будет и Великий пост» и «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать» дошли в том или ином виде и до наших дней.

Считалось, что казанские коты - лучшие крысоловы

Царица Елизавета Петровна очень боялась мышей, а за кошками ухаживала по мере возможности. В XVIII веке она заказала в Казани 30 котов-крысоловов для Зимнего дворца. Вместе с ними она позвала и человека, который бы ухаживал за животными.

Казанские коты считались лучшими крысоловами и настоящими бойцами, особенно особи мужского пола.

Сегодня великое множество пород кошек с различными окрасами, размерами и пушистостью. Конечно, они давно уже утратили свое изначальное предназначение — борьбу с грызунами. Но до сих пор эти пушистые комочки дают нам душевное тепло и уют в доме. Поэтому популярность их как домашних животных не уменьшилась со времен Петра, а, наоборот, возросла.

Кошки - одни из самых распространённых домашних животных. И самых любимых. Они красивы, умны и милы. А главное, они дарят тепло, уют и способны сделать жизнь хозяина лучше. Вот несколько фактов в пользу того, что каждому человеку нужен свой кот.

6 научных доказательств того, что каждому человеку нужен свой кот

Слова «кошка» не было

Слово «кот» в русский язык было заимствовано и является производным от латинского «каттус». Самку котов на Руси долгое время звали«котка». Примерно в XVI веке его немного исправили на «коша», а затем уже оно стало зучать в варианте — кошка.

Но в некоторых славянских языках, например, в болгарском, сохранилось старинное название.

Кошатники реже страдают болезнями сердца

Кошки снижают риск появления и развития сердечно-сосудистых заболеваний. Причем делают это эффективнее, чем собаки. Секрет прост: кошки успокаивают и лечат. Они способны почувствовать появление проблем с сердцем у хозяина и «рассказать» об этом. В таком случае домашние питомцы часто стараются пристроиться на левом плече хозяина или поближе к его груди. Хорошие кардиологи — британские, русские голубые, бенгальские и шотландские вислоухие породы. Однако всех превосходят обычные дворовые коты. Они способны не только распознать симптомы болезни, но и даже снять острый приступ боли.

Кошки улучшают иммунитет человека

Кошачье мурлыканье положительно влияет на здоровье человека. Его приятно слушать и ощущать. Кошки мурлычат в определенном диапазоне частот от 27 до 44 герц, который, с медицинской точки зрения, полезен для лечения некоторых заболеваний. У человека улучшается мозговое кровообращение, приходит в норму давление и сердечный ритм, повышается иммунитет. Неудивительно, что владельцы кошек живут в среднем на пять дольше, чем те, кто не любит этих животных.

В разном возрасте кошки мурлыкают с разной громкостью. Маленьких котят практически не слышно, а взрослые особи мурчат примерно с одинаковой частотой — 30 дБ.

Отписаться можно в любой момент.


Современному человеку трудно поверить в то, что еще тысячу лет тому назад домашних кошек на Руси практически не существовало. Это теперь бытует пословица: «Без кота - дом сирота». Но, в древние времена кошки настолько были редкостны, что их стоимость приравнивалась стоимости трех коров или стаду баранов. Хотя были и животные, которые ценились наравне с кошками. Об этих и многих других интересных фактах из жизни домашних питомцев - далее, в нашем обзоре.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

По предположению историков первых одомашненных пушистых зверьков в Россию начали завозить мореплаватели. Миграция кошек началась очень медленно, вначале с южной ее части, а потом постепенно распространилась на север и восток. По результатам раскопок, на территории современных русских городов Пскова и Ярославля, а также некоторых прибалтийских городов первые кошки появились к VI-VII векам, а к VII-IX столетию кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Кошка, появившаяся в русских землях еще до принятия христианства, почиталась как священное животное, сопровождавшее языческого бога Велеса. После принятия православной веры языческое божество заменили покровителем скота - святым Власием. Именно поэтому, кличка Васька стала самым распространенным именем для кота.

Кошка в православном храме

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Так исторически сложилось, что Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах. А вот православные священнослужители сразу прониклись к «коткам» (именно так в старину называли кошек) и взяли под свою защиту.

Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.

Кошка - дорогой экзотический товар на вес серебра

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

Разумеется, что в самом начале "заселения" русских земель, кошки в жилищах простых смертных не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману. Их могли позволить себе царские семьи и очень зажиточные люди. Так, в патриархальной Москве кошка считалась ценным имуществом и непременным атрибутом благополучия и достатка в доме.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Так, все же, сколько на самом деле стоила кошка в старину? Заглянув в историческую летопись, можно прочесть официальные записи, которые гласят, что стоило это существо громадных денег. До наших времен дошел уникальный документ, сделанный в XIV столетии, где была точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и другого домашнего скота. Этот своеобразный исторический указ назван «Правосудьем митрополичьим», и является одним из древнейших, где кошка впервые была упомянута как домашний зверь.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

В документе речь шла о денежных штрафах, предполагаемых за хищение домашних животных. Разумеется, что величина штрафа в полной мере зависела от ценности украденного животного и косвенно определяла его стоимость: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848-1849. Государственная Третьяковская галерея.

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848-1849. Государственная Третьяковская галерея.

В старину гривна приравнивалась слитку серебра массой 205 граммов, а кун составлял 50-ю часть гривны. Таким образом, кошка, оцененная в три гривны, приравнивалась к незаменимому в хозяйстве волу, а также собаке. К слову, в три гривны оценивались три резвых молодых скакуна, целое стадо баранов или же три коровы. А вот, чтобы заработать 3 гривны, даже при очень высоком жаловании, положенном князем Ярославом строителям древнего киевского храма, надо было трудиться, не разгибая спины около двух месяцев.

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Что любопытно, кошку в старину могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого народа имелось предостаточно. На редкостного зверя смотрели косо, так как был слишком подвижным и любознательным, с вредоносными и бесовскими повадками. Кошки шныряли по чужим погребам, чуланам да птичникам, пытаясь урвать лакомый кусок. Поэтому бедный люд считал, что от них исходит зло, и разумеется, совершенно не было грехом отплатить пронырам той же монетой.

Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем.

Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем.

Тем не менее, кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа в одну гривну преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Именно из-за своей дороговизны, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал заселять и в дома победнее.

Царские коты

Портрет кота царя Алексея Михайловича. / Кот Петра Великого - Васька.

Портрет кота царя Алексея Михайловича. / Кот Петра Великого - Васька.

Разумеется, прижились кошки и при императорских дворцах, кладовые помещения которых также очень страдали от грызунов. Жили они и в царских покоях, а с некоторых любимцев даже писали портреты. Так, в 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. В Эрмитаже и по сей день хранится гравюра, которую выполнил с графического рисунка чешский художник Вацлав Холлар.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

У Петра I был также любимый кот по кличке Василий. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Царь, сразу же оценив пользу, приносимую этими животными, тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору доставить из Казани специально для Зимнего дворца 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. В то время считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909.

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909.

А вот Екатерина II, хотя и не особо жаловала кошек, возложила на них еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только кладовые со съестными припасами, но и произведения искусства, написанные маслом. Именно с того времени коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не менее, чем шедевры живописи или скульптуры.

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

А также императрица, придав животным новый статус, повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . К «комнатным» относились избранные, которые хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой. В основном к таковым относились кошки породы русская голубая.

Кошка - хозяйка в крестьянских избах, на рынках и любимый персонаж народного фольклора

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

И лишь концу XVIII столетия кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они хозяйничали не только при церквях, дворцах и домах богачей, но и массово появились в избах крестьян.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.

В городах кошки также "были при деле". "Работая" в основном на рынках, им жилось достаточно вольготно и сыто. Так, литератор Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали и гордились своими охранниками товара. Сытым, огромным котам даже разрешалось сидеть на прилавках. А между самими торговцами это было вроде состязания — у кого кот толще.

Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882 год.

Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882 год.

Именно с того времени полюбившиеся всем ценные животные стали не только персонажами русского народного фольклора и литературы, а также значимыми образами изобразительного искусства. И что любопытно, когда в 1853 году русский писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», выяснилось, что кошки упомянуты в нем 75 пословицах.

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850 год.

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850 год.

Как коты Ленинград спасли

Мало кто знает, но после снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной, кошки буквально спасли город от нашествия крыс. В блокадное время почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Вследствие чего город быстро наводнили крысы, что привело к ужасающим последствиям. Советский литератор Леонид Пантелеев в блокадном дневнике сделал запись: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей.

Николай Ярошенко (1846-1898), Женщина с кошкой.

Николай Ярошенко (1846-1898), Женщина с кошкой.

В апреле 1943 года, после снятия блокады, правительством было принято экстренное решение - в Ленинград завезти пять тысяч дымчатых котов из Ярославля, а немногим позже - эшелон котов из Сибири. "Мяукающая дивизия" четырехлапых бойцов была распределена по музеям, подвалам и уцелевшим жилым домам города. Через некоторое время Северная столица, благодаря кошкам, была очищена от грызунов.

К слову сказать, коты до сих пор состоят на "службе" при Питерском Эрмитаже, охраняя подвалы и запасники, где хранятся художественные экспонаты. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, приезжая Петербург.

Зинаида Серебрякова, Портрет Наташи Лансере с кошкой.

Зинаида Серебрякова, Портрет Наташи Лансере с кошкой.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давая интервью «Литературной газете» в 2014 году, отметил: «Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». И они действительно это заслужили.

Вот так, постепенно кошка в России стала хранительницей дома, приобретя славу вещуньи будущего и проводницы в потусторонний мир.

Отписаться можно в любой момент.



Невзирая на то, что уже несколько тысячелетий кошка , являясь любимым домашним животным, находится возле человека, она все равно остается для него таинственным и загадочным существом. На сегодняшний день в мире насчитывается приблизительно около 600 миллионов домашних кошек, которые буквально оккупировали жилища людей, войдя полноправными хозяевами в их дома. В их истории были, как взлеты, когда их буквально обожествляли, так и падения, когда они считались пособниками нечистой силы и сжигались на кострах. Об этом и многом другом из жизни этих удивительных созданий - далее, в обзоре.

Запах весны.

Запах весны.

Благодаря своей сообразительности и изобретательности, ловкости и хитрости это удивительное существо кардинально отличается от всех других животных, поэтому и попало не только в мифологию разных народов мира, в литературу и изобразительное искусство. Кошка в наши дни является любимым объектом для многих фотографов.

Очарованье.

Очарованье.

В сегодняшнем обзоре мы представим нашему читателю целую фото-галерею очаровательных весенних котов и кошечек, расскажем несколько любопытных фактов из их истории, а также о том, как чествуют это удивительное животное в наши дни в разных странах мира.

Очаровашки.

Очаровашки.

Немного из глубин истории

Любопытным фактом является то, что на протяжении многих веков считалось: первыми, кто приручил этих удивительно грациозных животных, были древние египтяне, жившие около 2000 лет до нашей эры. Веками они поклонялись и боготворили кошек, возведя их в ранг священных. Однако последние исследования показали, что изначально дикие кошки были одомашнены людьми, населяющими Ближний Восток (современная Турция) около 10 веков тому назад. Следовательно, "кошачье завоевание" Восточной Европы началось около 6500 лет тому назад, через территорию современной Болгарии, Румынии и Греции.

Кошки в Древнем Египте

Абиссинская кошка.

Абиссинская кошка.

Но, невзирая ни на что, самый высокий культ у кошек за всю историю развития был, безусловно, в Древнем Египте. Археологами были найдены мумии кошек, которые были захоронены вместе с фараонами в их гробницах. Кошек, живущих при дворцах, увешивали драгоценностями, приносили им дары, их почитали наравне с богами. Когда животное, проживавшее во дворце, умирало, то в стране объявляли траур на 70 дней. И даже сам фараон должен был обрезать брови в знак скорби, почтения и уважения к кошке.

Египет и кошки.

Египет и кошки.

А если случалось так, что кто-то случайно убил кошку, с ним сразу же расправлялись, зачастую также предавая смерти. Убить кошку в ту эпоху было очень страшным преступлением и смертным грехом. Задокументированы даже случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри не осталось ни одной кошки. И это лишний раз доказывает, с какой любовью и глубоким почтением относились к этим животным в Древнем Египте.

К слову сказать, самого высочайшего религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры.

Его далеким предкам поклонялись словно богам.

Его далеким предкам поклонялись словно богам.

Спросите, за что эти животные были удостоены такой высокой чести, какова была заслуга кошек перед древнеегипетской цивилизацией и, что сделало их такими важными и неприкосновенными? Да все банально просто: по утверждению ученых историков египтянам, хотя безмерно и нравилась грациозность, игривость и беззаботность этих существ, однако в первую очередь, они были благодарны кошкам за охоту на змей, грызунов (в особенности на крыс, переносящих чуму и другие заболевания), что было залогом сохранности запасов пшеницы. Одним словом - древние египтяне заводили кошек в своем доме, спасая свой урожай от грызунов, тем самым обеспечивая себе безбедное существование.

 Не достанешь.

Не достанешь.

А еще кошкам приписывали связь с темным потусторонним миром, используя их в предсказании будущего и определении воли богов. Кошка в этом отношении считалась особым вещим животным, за поведением которой внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.

Разумеется, в суевериях и поверьях, пришедших из глубины веков, безусловно, была и остается немалая доля истины, ибо кошка, как никакое другое животное, чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому.

Яблони в цвету.

Яблони в цвету.

Со временем, когда кошек стали олицетворять с египетской богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать, а также оказывать глубокие почести. Однако в 390 году уже нашей эры нашелся смельчак, который официальным императорским указом запретил культ кошек. В результате чего фанатическое их почитание, безмерная любовь и интерес стали потихоньку угасать. Но, египтяне, безусловно, сохранили теплое отношение к этим существам и по нынешний день.

Судьба кошек в Средневековье

 Красавец в черной шубке.

Красавец в черной шубке.

Со временем в европейских странах люди также поняли, насколько ценны такие помощники как кошки в борьбе за сохранность урожая от прожорливых вредителей. Таким образом, интересы человека и кошки совпали. И они, в конце концов, подружились.

Тем не менее, спустя столетия, у некоторых европейских народов сложилось неоднозначное отношение к кошкам. Так, в средние века в некоторых католических странах Европы кошек стали панически бояться, считая их злом и воплощением нечистой силы. Особенно европейцы опасались черных котов и кошек, так как те считались помощниками дьявола. Их заживо сжигали на кострах или выбрасывали с высоких башен колоколен. Такое массовое уничтожение несчастных животных в Средневековье привело к эпидемии чумы, разносчиками которой являлись грызуны. Тогда людям пришлось заплатить большую цену, расплачиваясь за вероломство по отношению к кошкам.

На охоту.

В православных же государствах к этим существам относились с точностью до наоборот. На Руси, к примеру, кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей дозволено было входить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священнослужителей на долгие годы.

Когда отмечается День кошки

Однако прошли века, а кошки, невзирая на то, что давным-давно утратили свой божественный статус, пользуются огромной популярностью и любовью у человечества всего мира.

Блаженство.

Блаженство.

К слову сказать, последних несколько десятилетий различные общественные организации в разных станах добились введения в календарь для своих котиков неофициального праздника. Так, Международным Днём кошек почти два десятка лет является 8 августа. Его инициатором стал в 2002 году Международный фонд Animal Welfare. Помимо этого некоторые страны отмечают этот праздник и в совершенно другие числа календаря, обосновав выбор даты по-своему.

Все вижу.

Так, Италия празднует день черного кота 17 ноября. Именно - "черного", так как пытается загладить свою вину перед котами за инквизицию, которая постигла пушистиков в темное Средневековье. В Соединенных Штатах Америки этот день отмечается 29 октября. Национальный день кошки там начали отмечать с 2005 года при поддержке Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными.

Не простудиться бы.

Не простудиться бы.

В Японии день признания заслуг кошек отмечается 22 февраля. Это связано с тем, что на японском языке мяуканье кошки передаётся как «нян-нян-нян». «Нян» также может означать «два», а «два-два-два» можно расценить как 22 февраля. В этот день в Токио проводится фестиваль дня кошек, где кошки выигрывают призы за самое уникальное поведение. Праздник проводится с 1987 года, с инициативы исполнительного комитета по вопросу кошек совместно с организацией по производству кормов для домашних животных.

Витает в воздухе любовь.

Витает в воздухе любовь.

В Польше день кота празднуется 17 февраля. Участники праздника играют с шерстяными клубками и в кульминации все оказываются обмотанными разноцветными нитками. Каждые три года во второе воскресенье мая, в Бельгии, в городе Ипр, проводится кошачий парад.

На завалинке пригрелась почитай, что вся семья.

На завалинке пригрелась почитай, что вся семья.

А вот в России этот день приходится на первый день первого весеннего месяца - 1 марта. Согласно вековым традициям март считается "кошачьим" месяцем. Не зря же говорят: "мартовский кот". Впервые день кошек в России был организован Московским музеем кошки и редакцией журнала и газеты «Кот и пес» в 2004 году.

Пока не вернулись аисты.

Пока не вернулись аисты.

Нужно также отметить, что еще Петр Первый в одном из своих указов повелел: «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Но это уже совершенно другая история, и о ней мы расскажем в следующем нашем обзоре.

Сегодня нам трудно даже представить, что когда-то кошки на Руси были экзотикой и невероятно ценным товаром. И уж тем более нелегко смириться с тем, что были времена, когда этих животных у нас не было вовсе. Откуда пришли к нам кошки и почему высоко ценились нашими предками?


Первых кошек на Русь привезли по морю еще до того, как у нас воцарилось христианство. Очень долго держать этих животных могли только очень обеспеченные люди. Посудите сами - до XV столетия за кошку просили столько же, сколько за взрослого рабочего вола.

Если кто-то нечаянно убивал чужого питомца, то приходилось компенсировать владельцу не только материальный, но и моральный ущерб. Поверх стоимости загубленной животины нужно было дать гривну - серебряный слиток весом в 205 грамм. Впрочем, столько же присуждали и за убийство домашней или охотничьей собаки.

В сборнике законов «Метрополичье правосудие», относящемся к XIII веку, о возмещении ущерба было сказано так:

Аще кто собаку убьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место.


Не удивительно, что к кошке относились в те времена особенно бережно, причем неважно к своей или чужой. В то время как в Европе кошек, особенно черных, тысячами сжигали на кострах, топили и рубили пополам как дьявольских отродий и приспешников ведьм, наши предки считали это животное исключительно позитивным и чистым.

Кошатники меньше подвержены стрессу

Ежедневный стресс - частая причина недугов, плохого настроения и разлада в отношениях. Действенно помогает здесь бесплатная терапия от хвостатого любимца. Кошка трется, мурлыкает и перебирает лапками, словно делая массаж. Все это отвлекает, расслабляет, помогает прийти в себя. В результате понижается давление, нормализуется пульс, уходит усталость и раздражение.

К тому же, кошки отличные психотерапевты. Если доверить свои тайны, страхи и переживания другому человеку сложно или боязно, то кот всегда выслушает и воспримет все сказанное правильно. Он не будет ни судить, ни критиковать, а просто потрется, оказывая свою поддержку. При этом, все секреты так и останутся секретами - кот никому их не расскажет.

Хвостатые - отличные компаньоны. Они не навязчивы, могут спать или заниматься своими делами, но при этом всегда рядом. Одиноким с таким другом себя точно никто чувствовать не будет. Да и сон у владельцев кошек лучше - пушистая грелка рядом настраивает на позитивное, помогает заснуть и лучше выспаться.

Обидеть кота - серьезное преступление

Русские люди быстро оценили пользу, которую приносили небольшие пушистые животные. Ведь не всегда удавалось сохранить съестные припасы и сбрую от грызунов самостоятельно. Поэтому во времена, когда кошек на Руси было не много, кража их считалась одним из самых тяжких преступлений. За него полагался огромный штраф, который превышал сумму, назначаемую за кражу коровы.

Убийство кота грозило не только уплатой штрафа, но и к публичной порке. Также обвиняемый был обязан купить потерпевшим нового кота.

Кошки стоили дорого

Точной даты появления пушистых зверей на Руси никто не знает. Принято считать, что это произошло еще до принятия христианства. Их завезли мореплаватели. Вскоре их начали считать сопровождающими бога Велеса и проводниками в потусторонний мир.

В домах простолюдинов их не водилось, так как такое приобретение для них было невозможно из-за высокой цены. Кошки были обитателями богатых домов. Наличие кошки было признаком достатка и благополучия.

Животное избавляло хозяев от грызунов. Поэтому стоимость кота-крысолова до XV века была равна ценности здорового пахотного животного. За него платили настоящими серебряными слитками в 205 граммов.

Читайте также: