Как связаны с древними богами... кошки? Культура

Обновлено: 05.10.2024

На заре времен, когда человечество только только родилось, мир был полон свирепых зверей. Это были создания Дикого, который властвовал над всей природой. Люди тоже были созданиями Его, но люди решили, что не хотят жить в Вечной охоте Дикого и бросили ему вызов.

Дикий лишь усмехнулся и послал на них свои творения. Они были велики, свирепы, но справедливы и храбры. Человечество смогло убедить некоторых из них, что Охота является ошибкой и некоторые послушали и стали называться Собаками.

Но что хорошо для человека, то плохо для зверя, который не бросал вызов Дикому, а предал Его. Великие и страшные со временем измельчали, их вой уже не сотрясал небеса, а их бывшие собратья лишь смеялись над ними. Но привитая человеком преданность заставляла собак гордиться своими хозяевами и своим положением.

С собакой был человек, а с человеком была собака. Вместе они были сильны и сильнее некоторых творений Дикого, которые могли мало что противопоставить развивающемуся человечеству. Поэтому им пришлось уйти.

Люди развивались, засеивали поля и строили амбары. Еды было так много, что ее нужно было где-то хранить. А на простую еду пришла новая напасть. Другие дети Дикого - маленькие, ловкие, очень умные, и вел их Крысиный король. Крысы так быстро размножались, что Крысиному королю нужны были новые земли и ресурсы. И началась война на уничтожение. Крысы точили еду, людей и собак. Они были маленькими, их были бесчисленные моря, они несли за собой разрушения и болезни.

На все это с игривой улыбкой смотрел Котобог. Хотя он был маленьким и не мог сравниться в силе со своими большими братьям и сестрами, он был очень умен и быстро ко всему приспосабливался, оставаясь не меняя своих привычек и оставаясь в выигрыше.

Он пришел к Крысиному королю и предложил соглашение. Котобог и его дети будут есть крыс везде где встретят, что уменьшит численность крыс. А крысы могут питаться на полях и в городах, что гораздо проще поиска еды в лесах. Но если люди, или кто-то еще, будут убивать детей Котобога, то Крысиный король устроит новую жатву, чтобы восстановить порядок установленный Котобогом. Крысиного короля это устроило. Он знал, что рано или поздно крысам не достанется еды, а сил, которые бы помогли заставить крыс размножаться меньше, у него не было.

Поэтому Котобог и его дети пришли к людям. Они ловили крыс где только можно, за что люди были им благодарны и сильно полюбили. А собаки их возненавидели и начали завидовать. Творения Дикого, мелкие крысы победили собак, а кошки спасли людей от крыс, да еще и в выигрыше оказались. Для безусловно верных, но тщедушных собак, это было непростительно. Они возненавидели кошек и только искали повод чтобы избавиться от них. Тогда как дети Котобога только улыбались и нежились в лучах внимания людей. Им было все равно что думают собаки, они просто наслаждались своей жизнью и не хотели чтобы их тревожили такие мелочные и порочные существа, как собаки. Собак же поглощала зависть. Они тоже очень хотели быть любимыми и перестали даже думать о возможности потерять себя в таком желании. Они продолжали глупеть и уменьшаться, становясь игрушками не только для человека но и кошек, которые смотрят на собак с жалостью, хотя некоторые все еще больше их самих.

Но по сей день сохранен мир Котобога. Кот ест крыс, крысы мешают жить людям, а собаки не любят кошек. И стоит людям обидеть детей Котобога, как Крысиный король покажет им, как сильно они были неправы.

Культ божественных кошек существовал в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли пушистых животных и что получали в замен?

Вы любите кошек? Ваш пушистый питомец обожает полежать на диване с хозяином и так душевно мурлычет? Котики — просто наши любимцы?
Так было не всегда.

Когда-то много тысяч лет назад коты не были домашними, они бегали сами по себе, жили в храмах и считались богами. Им поклонялись, их боялись и у них просили милости. Так продолжалось несколько веков.

Культ кошек в Древнем Египте

Примерно 4 500 тысячи лет назад египтяне по какой-то неизвестной науке причине решили изображать своих богов в образе полуживотных. Точнее тело у них было вполне себе человеческим, а вот голова — звериная.

Так появилось очень много загадочных божественных существ, но мы остановимся на одной, интересной именно нам — богине кошке. Или Баст .

Кстати, древние египтяне пользовались иероглифическим письмом (не иероглифами), в котом не записывались гласные буквы. Так, что вероятнее всего кошку-богиню звали — Бастет .

Ее отец Атон-Солнце, а мать — Хатхор-Луна. Ее сестра богиня небес Нут, а брат Хонсу — бог Луны.

Бастет имеет два воплощения — молодая женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и женщина с львиной головой (агрессивная).

Египтянами богиня Баст почиталась, как богиня плодородия, радости, веселья и любви, женской красоты, домашнего очага и. кошек.

Это интересно!
Ученые предполагают, что первыми одомашнили кошек именно древние египтяне. Так как самые ранние свидетельства приручения кошек в Египте относятся к 2000—1900 годам до нашей эры.
Недавно они установили, что в Древний Египет первая домашняя кошка попала, как и на Кипр, из Анатолии. Как подарок.
Но они все равно приручали местных представителей фауны из семейства кошачьих и преуспели в этом. И затем египетские кошки дали то самое начало современным домашним кошечкам.

Греки переняли Бастет и в их мифологии-религии она отожествлялась с Артемидой .

Богиню Баст настолько почитали древние египтяне, что возвели в ранг общенационального божества.
Кошки стали не просто питомцами, они реально стали божественными. Им посвящали храмы, служили жрецы и танцевали храмовые слуги-женщины, приносили богатые дары обычные люди и делали жертвоприношения чиновники.

Жрецы Бастет крайне внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы увидеть знаки, которые им передает богиня, через свое земное воплощение.

И даже у простых египтян была своя собственная кошка, за которой ухаживали лучше, чем за собственными детьми. Она была достоянием!

Это не выдумка, что хозяева кошек даже сбривали брови в знак траура и в память об умершей любимице.

Существовало и уголовное наказание тому, кто обидит кошку. Даже если кто-то случайно переедет кошку на колеснице или телеге, то толпа могла забросать возницу камнями.

Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось, так как считалась собственностью фараона и это было тягчайшим преступлением.

Чтобы получить желаемое (наследника, победу в войне, строительстве храма и пр.) фараоны совершали богатые регулярные жертвоприношение кошкам в храме Бастет.
Приплачивали также жрецам, чтобы те присматривали за храмовыми котами и подсказывали, когда те передадут весточку о благоприятном исходе дела или желания фараона.

Как долго продолжался куль кошек в Египте? Вплоть до 300 года до нашей эры. Пока в Древний Египет не пришли греки. И даже после этого в некоторых местах кошек продолжали боготворить еще долгие столетия.

Как я уже писала ранее ( "Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти" ), у древних египтян сложился весьма своеобразный комплекс верований, культов и ритуалов, связанных с ним. О том, что эти верования имеют очень древние корни, уходящие в глубь веков, говорят изображения египетских богов, которые сохранили черты животных.

Пантеон древнеегипетских богов Пантеон древнеегипетских богов

То есть, в этих представлениях о богах оказались живы отголоски тотемизма - веры в связь человека с животным-предком. Впоследствии это особое отношение к некоторым представителям фауны вылилось в их почитание, как воплощение божеств. В результате это привело к сложению культа особо почитаемых животных.

Священные животные. Настенная роспись в Древнем Египте. Священные животные. Настенная роспись в Древнем Египте.

Нужно отметить, что в разных областях Египта почитались разные животные. Иногда то, что было священным в одном номе ( ном , номос - греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте ), считалось вредоносным в другом. Бывало, что один и тот же бог в разных районах страны, связывался с различными животными. Таким образом, когда Египет стал централизованным государством, у некоторых богов оказалось несколько животных-ипостасей, доставшихся им в наследство от бывших локальных мест обитания.

Например, всем известный бог солнца , под разными именами, и в разных ипостасях, мог ассоциироваться с соколом, коршуном, жуком скарабеем, быком-Аписом, бараном, котом и т.д.

Поклонение богу Солнца в виде быка и коршуна. Древнеегипетская стела. Поклонение богу Солнца в виде быка и коршуна. Древнеегипетская стела.

К числу почитаемых животных относились гиппопотамы и крокодилы , олицетворявшие воды Нила.

Рельеф с изображением схватки гиппопотама и крокодила. Рельеф с изображением схватки гиппопотама и крокодила.

Быки и бараны , символизировали плодородие и связывались с солнечной животворящей энергией.

Аллея сфинксов с бараньими головами. Древний Египет. Аллея сфинксов с бараньими головами. Древний Египет.

Лягушки и скарабеи , считались самовоспроизводящимися, и ассоциировались с солнцем, чудесным образом возрождающимся к жизни каждое утро.

Скарабей - символ утреннего солнца Хепри. Скарабей - символ утреннего солнца Хепри.

Корова почиталась как богиня Неба (Нут) , рождающее Золотого Теленка-Солнце, и была связанная с культом материнства. Обратите внимание, что с коровьими рогами, изображаются, например богини Хатор (Хатхор ) и Исида .

Богина Хатор. Настенная роспись. Древний Египет Богина Хатор. Настенная роспись. Древний Египет

Пустыня, запад и смерть - были для египтян явлениями одного порядка - связывались с образом шакала или дикой собаки , и в этом образе представал бог Анубис .

Изображение Анубиса в виде собаки. Изображение Анубиса в виде собаки.

Не трудно догадаться, что птицы , чей полёт был особенно высок, ассоциировались с солнечным божеством.

Изображение бога солнца в виде сокола. Пектораль. Древний Египет. Изображение бога солнца в виде сокола. Пектораль. Древний Египет.

Ибис и павиан - считались животными степенными, а значит мудрыми, потому они стали воплощением бога знаний Тота .

Бог Тот в виде Ибиса. Настенная роспись из гробницы. Бог Тот в виде Ибиса. Настенная роспись из гробницы.

Это, разумеется, не полный и не исчерпывающий список священных животных Древнего Египта..

Однако, пожалуй, самыми не просто почитаемыми, а любимыми в Древнем Египте были кошки . Вот о них то я и расскажу чуть подробнее.

Статуэтка Кошки - воплощение богини Бастет. Статуэтка Кошки - воплощение богини Бастет.

Долгое время считалось, что впервые одомашнили кошек именно жители Древнего Египта. Прекрасные охотники за грызунами - они помогали сберегать запасы зерна от вредителей. Кроме того, кошачьи были известны и как змееборцы. Это делало их присутствие рядом с человеческим жильем и хозяйством весьма выгодным.

Изображение кота в гробнице Небамона. Изображение кота в гробнице Небамона.

Начав приручение кошек, египтяне быстро заметили их природный ум, независимость, ловкость. Кроме того, оказалось, что они испытывают привязанность к жилищу, и способны на проявление нежности и ласки к своим хозяевам. В результате этих зверьков стали держать не только как охрану от мышей, крыс и змей, но и как домашних мягких любимцев, и даже, ходили с ними на охоту!

Интересно, что египтяне, звали своих питомцев словом-звукоподражанием, которое звучит, как «миу» , о чём говорят иероглифы. Собственных имён кошкам не давали, но есть свидетельство, относящееся ко времени правления фараона Тутмоса III ( 1479-1425 гг. до н. э.), о кошечке по имени Nedjem , что можно перевести, как « милая » , « приятная » . Она считается первой кошкой, с личной кличкой, зафиксированной в письменных источниках .
Саркофаг кошки принца Тутмоса Та-миу Саркофаг кошки принца Тутмоса Та-миу

Эти ловкие, грациозные и красивые животные, так полюбились египтянам, что заняли почётное место среди священных животных, связанных с культом богов.

Если собаки стали первыми друзьями древних охотников, то кошки обратили внимание на людей (ну не наоборот же?), когда мы преодолели ступеньку великой земледельческой революции. Человек начал обрабатывать землю, собирать урожай и столкнулся с проблемой его сохранения. Тут-то и пришли кошки, чтобы помочь неразумным прямоходящим. Так что кошку можно смело назвать символом цивилизации.

О любви древних египтян к этим миниатюрным хищникам знают даже те, кто в свое время прогуливал уроки древней истории. Земледельцы Черной земли (Та-Кем — так называли свою страну сами египтяне), пожалуй, могли бы дать фору даже современным любителям соцсетей в обожествлении кошек. Ведь они охотились на грызунов и змей — главных врагов египетского пахаря.

Сам бог солнца Ра в облике рыжего кота каждую ночь сходился в смертельном поединке со змеем по имени Апоп, который олицетворял мрак и хаос, а позже — и безличное зло. Он обитал в глубинах земли и выпивал воду из подземного Нила, а Ра расправлялся с ним и заставлял вернуть выпитое обратное. Кстати, в древнейших мифах сначала защитником Ра был Сет, тогда еще бог-воин, однако позже у него испортилась репутация, и его смешали с образом Апопа.

Эдвард Джон Пойнтер. Поклонение Ра Эдвард Джон Пойнтер. Поклонение Ра

Дочерью Ра была и одна из самых любимых богинь-кошек Египта — грациозная Бастет (или Баст). Кроме непосредственно кошачьего облика, могла также иметь вид женщины с головой кошки, которую сопровождали четыре котенка. В руках она держала систр, ударный музыкальный инструмент.

Бастет была богиней любви, красоты, веселья и радости, домашнего очага и плодородия. Она же защищала от инфекций и злых духов. И каждая кошка была под покровительством Бастет. Поэтому за убийство кошки, даже случайное, могли запросто казнить, а в случае смерти домашнего любимца хозяева сбривали брови.

Сестрой Бастет была богиня неба Нут, а братом — бог луны Хонсу. Поэтому кошку считали воплощением и дневного, и ночного светил. Иногда и солнечный диск называли кошачьим оком.

Культовым центром Бастет был Бубастис. Геродот писал, что в честь кошачьей богини устраивали веселый фестиваль. Мужчины и женщины на лодках плыли по Нилу и в каждом городе на реке устраивали вечеринки с танцами, песнями, игрой на флейтах и систрах. Добравшись до Бубастиса, участники фестиваля устраивали пышное жертвоприношение и веселились всю ночь.

У Бастет была и грозная ипостась — Сехмет, которая представала в облике львицы. Она была защитницей Ра и фараонов, богиней войны, ярости, владычицей пустыни, ее огненное дыхание могло убить все живое. Однако она также исцеляла от любой болезни, а врачи были ее жрецами. Культовым центром Сехмет был Мемфис.

Кстати, культ богини-кошки оставался популярным и во времена первых христиан. Конец этому положил император Феодосий I Великий, который запретил почитание Бастет в конце четвертого века нашей эры.

Джон Вегелин. Погребальный обряд кошки Джон Вегелин. Погребальный обряд кошки

Нубийской кошкой называли и богиню влаги Тефнут, хотя ее чаще изображали в образе львицы. Она также была дочерью Ра и отвечала за росу, дождь и плодородие. Ее мужем был брат-близнец Шу, бог воздуха. От этого союза появились Нут, владычица неба и мать звезд, и Геб, бог земли.

В Греции кошка стала символом Артемиды, сестры-близнеца лучезарного Аполлона , богини охоты, диких зверей, луны и невинности. Стройная охотница не признавала над собой мужской власти, поэтому спутницы и жрицы Артемиды соблюдали обет безбрачия. Хотя богиня покровительствовал не только юным девам, но и беременным женщинам — типичный парадокс для древних небожительниц.

Лоуренс Альма-Тадема. Римлянка играет с котом. Лоуренс Альма-Тадема. Римлянка играет с котом.

Римляне сделали кошку воплощением своей божественной охотницы — Дианы. Покровительница рабов — в ее храмах им ничего не угрожало — Диана также была богиней перекрестков, магического места в представлении людей, и всех любителей колдовства.

Так кошка стала символом не только женской свободы и силы, но и магии. Такая репутация сыграет против нее в христианской Европе.

Скандинавы-язычники не проявили оригинальности и посвятили кошку Фрейе , золотоволосой богине красоты, любви и магического искусства. Божественная красавица разъезжала в колеснице, запряженной двумя кошками. Впрочем, скандинавы не делали большой разницы между кошками и рысями. Так кошка снова стала символом побеждающей женской красоты и волшебства.

Нильс Бломмер. Фрейя Нильс Бломмер. Фрейя

В британских легендах встречается огромная кошка Палуга, которая расправилась с девятью воинами за один раз и в конце концов была убита королем Артуром. Шотландцы верят в существование Кат Ши, большого черного кота с манишкой — белым пятном на груди — торчащими усами и выгнутой спиной. Его также называют Большие уши. Этот кот является королем всех кошек, может ответить на любой вопрос и даже исполнить желание. Однако для его призыва заклинатель должен провести тагейрм — жуткий ритуал поджаривания черных кошек.

А в Исландии родители пугали детей Йольским Котом. Этот черный кот размером с быка жил в горах и был питомцем великанши Грил.

У этой гигантской дамы был ленивый муж Леппалуди и 13 сыновей — все Дед Морозы. Как и его хозяйка, Йольский Кот был опасен для капризных, ленивых и непослушных детей. Зверь бродил по деревням во время Святок (Йоля) и без церемоний съедал тех, кто к праздникам не успел приобрести шерстяную обновку. Впрочем, позже Йольский Кот подобрел и принялся таскать праздничную еду без членовредительства.

Частично из-за таких легенд европейцы, усвоившие христианские представления о мире, долго воспринимали кошек как фамильяров — помощников ведьм и магов. И относились соответственно, иногда уничтожая их вместе с хозяевами. Расплатой за невежество стали эпидемии, распространяемые грызунами, и прежде всего, чума.

Карл Офтердингер. Котв сапогах Карл Офтердингер. Котв сапогах

В лучшем случае кот считался посредником между человеком и потусторонним миром, трикстером, который нарушал привычный ход вещей, чтобы добиться цели. В такой роли выступает Кот в сапогах из одноименной сказки.

Именно он делает из младшего сына мельника, недогадливого простака, могущественного маркиза Карабаса и даже убивает великана.

А если учесть, что крестьяне считали мельников колдунами, то наличие волшебного кота в хозяйстве вполне логично.

А вот на Руси коты пользовались уважением и почетом. Они считались защитниками дома не только от грызунов, но и от разной нечисти. Трехцветная кошка приносила удачу. Кот дружил с домовым и охранял детей от вредных духов. Даже христианство не изменило этих представлений: только кошки могли войти в церковь и свободно жили в монастырях. Однако не все так однозначно.

Неизвестный автор. Портрет любимого кота царя Алексея Михайловича Неизвестный автор. Портрет любимого кота царя Алексея Михайловича

Загадочные коты встречаются и в русских сказках, причем не только как питомцы бабы-Яги, но и как самостоятельные персонажи.

Кот Баюн — огромный черный зверь с железными когтями, опасный даже для богатырей.

В отличие от других потусторонних существ он совсем не боится железа, а наоборот предпочитает сидеть на железном столбе в безлюдном лесу.

Кот гипнотизирует противника своим пением , погружая его в сон, или морочит голову бесконечными историями. Герой в железном колпаке и рукавицах захватывает Баюна с помощью металлических клещей и прутьев. После этого Баюн соглашается служить царю и лечит его своими рассказами.

Другой кот, Игрун, владеет колдовскими гуслями, которые заставляют всех танцевать против воли. А Кот Казанский — герой лубочных сюжетов и спаситель хана во время взятия Казани.

Любопытный образ волшебной кошки можно найти в сказах Бажова. В истории о временах Пугачевского бунта «Кошачьи уши» девушку Дуняху спасает от волков земляная кошка.

Впрочем, сама она не появляется, Дуняха видит только ее уши, которые выглядят как два огня из-под земли. Тогда же она вспоминает легенды о большой кошке, которая живет под землей в тех местах, где встречается медь с золотыми вкраплениями. Подземные кошки с малахитовыми глазами есть и в сказе «Сочневы камешки», но там они уже выступают в роли слуг Хозяйки Медной горы.

Борис Кустодиев. Девушка у окна Борис Кустодиев. Девушка у окна

Мусульмане также были терпимее к кошкам, чем католики и протестанты. Им разрешали входить в мечеть, а у пророка Мухаммеда была любимая кошка. Чтобы не потревожить сон питомицы, которая устроилась на халате пророка, он отрезал кусок ткани. Неудивительно, что кошки стали любимыми домашними животными мусульман.

Например, у могущественной султанши Сафие была любимая белоснежная кошка Елизавета, названная так в честь королевы Англии, с которой она переписывалась.

Ну а Стамбул — настоящий город кошек, где для всех усатых-полосатых оборудуют домики с едой и водой.

А вот японцы не так благодушно настроены к кошкам. Популярный персонаж местного фольклора — бакэнэко, что значит «кошка-оборотень». Кошки, которые прожили 13 лет, с длинным хвостом, часто раздвоенным, могли превращаться в обольстительных девушек.

Николай Бодаревский. Любимчик Николай Бодаревский. Любимчик

Такие красотки сохраняли свою расцветку даже в человеческом облике и были особенно опасны для мужчин. Потому что они часто принимали дух погибшей женщины, которая мстила своему обидчику — мужу или неверному возлюбленному.

Кроме того, кошки-оборотни могли даже пообедать своим хозяином и принять его облик или оживить покойника, перепрыгнув через его тело.

В свободное время бакэнэко разгуливали на задних лапах и могли запустить огненным шаром в случайного наблюдателя. В XVII веке японцы верили, что верный признак кошки-оборотня — пристрастие к рыбьему жиру.

Однако любой владелец кошки прощает питомцу все, ведь сопротивляться гипнотическому взгляду сложно даже в железном колпаке, а без него — тем более. В конце концов, кому воздавали божественные почести? То-то же.

Во все времена и у каждого народа отношение к кошкам было своё: где-то кошку причисляли к злым духам, а где-то обожествляли и поклонялись ей. Кошка - очень древнее домашнее животное. Исстари люди заводили кошек для отпугивания мелких грызунов и змей. В наше же время кошек заводят в основном для удовольствия, и каждый будущий хозяин пушистого питомца хочет знать, что принесёт кошка в его дом.

После появления кошки в нашем доме мы стали спорить о том, что принесла она с собой в дом: удачу и благополучие или несчастья и невезение. Столкнулись две точки зрения. Первая заключалась в том, что кошки - это посланники ведьм, а вторая - что кошки приносят в дом радость и удачу.

Возможность разрешить спор мы нашли в изучении культуры разных народов. Веками люди наблюдали за кошкой и делали свои выводы, которые сохранились в мифологии и фольклоре. Поэтому мы решили обратиться к народной мудрости.

Гипотеза: мы предполагаем, что кошки имели большое значение в быту и культуре разных стран. Кошка приносила людям пользу, поэтому заслужила хорошее отношение к себе.

Проблема: влияние предрассудков и суеверий отношение людей к их домашним кошкам.

Цель исследования:

выяснить, как относились к кошкам разные народы древности.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.Изучить мифологию и фольклор разных стран .

2. Проанализировать отношение разных народов к кошкам.

Основная часть.

Образ кошки в культуре Древнего Египта

Начнем поиски следов кошки в культуре разных народов, конечно, с Египта. В Древнем Египте существовал культ кошки. Верховный бог египтян Ра и богиня любви, веселья и радости Баст часто представлялись в образах кошек. Бога Ра даже называли «великим котом», это доказывает, что к этим животным было особо трепетное отношение.

В то время пока кошки не были ещё домашними (предположительно до III тысячелетия до нашей эры), они нужны были для того, что бы бороться с грызунами и змеями. Основной пищей египтян в то время была пшеница, а грызуны её уничтожали, к тому же крысы разносили смертельные заболевания. Змеи же угрожали жизни и человека, и самой кошки, и других животных в доме. Истребляя змей и охраняя амбары от грызунов, кошки буквально спасали людям жизнь. Этим объясняется значимость кошки для египтян. Борьба кошки со змеем нашла свое отражение в мифологии этого народа. Есть поверье, что великий Ра в облике рыжего кота каждую ночь сражается созмеем Апопом из преисподней, анаутро возвращается на землю.

Кошку сравнивали с богом солнца Ра из-за её глаз. Египтяне заметили, что у кошки при солнечном свете сужаются зрачки, словно впитывая его, а ночью зрачки расширяются и сияют, отдавая солнечный свет людям. По-египетски кошка называлась "мау" (зрячий), от глагола мау - видеть… Кошачьи глаза - словно два солнышка, заглянув в которые можно увидеть иные миры.

Одной из самых почитаемых египтянами богинь была Баст, бывшая богиней любви, семьи, веселья и радости. Изображалась Баст (Бастет) в виде женщины с головой кошки. Баст - одна из трех дочерей бога Ра. У богини две сущности: кроткой кошки и свирепой львицы. Согласно мифу она превратилась сначала из кошки в львицу, а потом наоборот.Это произошло, когда Ра послал Баст в облике львицы Сехмет на землю, чтобы утихомирить восставших против него людей. Она убила многих, пока Ра не напоил её пивом, окрашенным в цвет крови. Опьянев, Баст уснула и опять стала кошкой. О Баст сохранилось мало историй, нодо нас дошло много изображений и статуэток богини. Традиции египтян свидетельствует об особой значимости этой богини для египтян. В честь неё почитали домашних кошек, ей посвящали молитвы «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». Верили, что Баст покровительствует детям и охраняет урожай. Баст почитали также, как целительницу, и образ кошки использовали как символ египетские врачи. В честь Баст даже называли людей, например Падибаст - «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст - «Дочь Бастет», Нахтбастетру - «Сильна Бастет против них», Анхбастет - «Да живет Бастет».

Египтяне ради кошки рисковали жизнью, например, спасая её из горящего дома. Если в доме умирала кошка, то в семье был траур. Умерших кошек мумифицировали, а рядом клали игрушки и мышку, чтобы в загробном мире кошка не голодала и не скучала.

Интересный факт: однажды египтяне проиграли сражение из-за своей любви к кошкам. Это случилось так: персы, наступая, прикрывались кошками, как щитом, а ни один египтянин не мог убить кошку.

Из анализа египетской мифологии можно сделать вывод, что этот народотносился к кошке с особенным почтением.

Образ кошки в культуре Древней Греции.

В греческой мифологии кот - спутник Артемиды. Богиня свободы держит кота у своих ног. Греки считали, что у кошки дикий и злой нрав. Глаза кошки они, в отличие от египтян, сравнивали с луной.

Есть еще один миф, где упоминается кошка: богиня Гера, рассердившись на служанку Алкмены, рыжую Галанфиду, обратила ту кошкой и отправила в заточение в преисподнюю. Милую кошечку пожалела и выпустила Геката, покровительствовавшая знахаркам и ведьмам. С тех пор кошка считается спутницей колдуний.

Изучив греческую мифологию, приходим к выводу, что у греков кошка не занимала особого места.

Образ кошки в культуре кельтов.

В кельтской мифологии существуют предания о Кат Ши («волшебного кота» или «кошку-фею»), который после смерти человека мог украсть душу умершего, и не дать ей попасть к богам. Чтобы этого не случилось, в комнате с покойником не зажигались свечи, а в другой комнате устраивались игры с музыкой и кошачьей мятой, чтобы отвлечь Кат Ши. Кат Ши представлялся черным котом с белым пятном на груди. У кельтов кошки черного окраса считались приносившими удачу. Как и все кошки, Кат Ши любил молоко, поэтому кельты обязательно оставляли для него миску молока, а иначе их коровы прекратят доиться.

Особенно знамениты были Ирусан - кошачий король, мифический чёрный кот, размером с быка, и его потомок Большие Уши - демонический кот, который предсказывал будущее и исполнял желания.

Итак, в кельтской мифологии кошки - определенно мистические существа, которые могут нести как добро, так и зло.

Образ кошки в культуре Франции.

Как известно, в средние века в Европе были гонения на ведьм. Вместе с ведьмами гонениям подвергались и кошки. Кошек сжигали на костре вместе с ведьмой. Особенно негативным было отношение к черным кошкам. Но, если у кошки был хотя бы один белый волосок, это могло спасти ее от огня. Эти суеверия коснулись и Франции, но у французов они имели несколько другое значение. В фольклоре Франции есть матагот - магический денежный кот. Французы верили, что, если удастся его поймать, то матагот принесет удачу и достаток в дом хозяина, только за это придется продать душу дьяволу.

Интересный факт : Есть мнение, что Кот в сапогах из известной сказки Ш.Перро - это матагот.

Итак, во Франции отношение к кошке менялось вместе с религией, но все время оставалось настороженным.

Образ кошки в культуре Англии.

В Англии люди ценили кошку за атмосферу, которую она создавала в доме. Англичане верили, что кошка способна исцелять от болезней, достаточно омыть больного, вылить эту воду на кота и выгнать его за дверь. И болезнь уйдет. Также англичане считали кошек духами ведьм. Согласно преданиям, коты способны не только забирать беды, но и нести их с собой, поэтому при переезде кота с собой в новый дом не брали.

Особым почетом кошки пользовались у рыбаков и моряков. Считалось, что котенок на корабле, особенно черного окраса, несет удачу и гарантируют безопасность плавания.

У английских моряков были приметы связанные с кошкой:

  • Если на борту корабля мяукает кот, это предвещает трудное путешествие.
  • Если кот играет на борту корабля, это предвещает ветер в спину и дождь в лицо.
  • Если кот моет мордочку над ушами, скоро начнутся обильные дожди.

По поведению мурлыки судили и о погоде на суше, шторм ожидали: если кошка садилась спиной к огню, а если начинала метаться по дому - быть сильному ветру. Английский фольклор утверждал, что кошка трёт лапкой за ушами перед ливнем, а если чихнет 3 раза, то в дом придет болезнь.

Вывод: в Англии кошка также представлялась мистическим существом, однако все суеверия, связанные с ней англичане использовали в практических целях. Английская кошка - помощница и советчица.

Образ кошки в культуре скандинавов.

В скандинавской мифологии была красавица-богиня Фрейя. Она считалась покровительницей фей и эльфов, повелительницей валькирий. Богиня разъезжала в повозке, запряженной котами. Поэтому, коты считались приближенными ведьм и колдуний.

Считалось, что они приносят несчастья, а в кошачьих хвостах таятся бури.

Образ кошки в культуре Америки.

У индейцев Америки кот олицетворял воровство. Там кошки появились с первыми поселенцами, и отношение к кошкам было как в средневековой Европе, черная кошка даже приравнивалась к дьяволу. С черной кошкой никто не хотел иметь дела.

Считалось, что от черной кошки одни беды, а счастье приносит белая кошка.

Образ кошки в культуре Индии.

Шаштхи - индийская богиня родов и защитница детей. Она изображалась в образе кошки или верхом на ней. Изначально она была злой и жестокой, насылала болезни на матерей и детей, а позже стала их хранительницей и защитницей. Главный бог в индийской мифологии, громовержец Индра, часто принимал облик кота, чтобы быть приятным человеческим женщинам.

В индийском эпосе кошки хитры, и поступки их похожи на человечьи. Индийцам кошка приятна, но они понимают, что она таит в себе опасность.

Образ кошки в культуре Японии.

У японцев многие животные наделены магической силой, среди них и кошка. Самая знаменитая волшебная кошка - это бакэнэко. Сверхъестественные способности у этой кошки начинают появляться после 13 лет, как правило, это злое существо, которое может ходить на задних лапах и говорить, как человек, оно может превратиться в своего хозяина или даже проглотить его. Не все бакэнэко злые, есть и веселые, но и они опасны для человека, так как в их хвостах живет огонь. Они поджигают все, к чему прикоснуться хвостом.

Когда бакэнэко стареет, он превращается в чудовище некомата, очень хитрое и злое.

В Японии существует много сказаний о манэки-нэко («Зовущей кошке»). Все эти сказания повествуют о том, как кошка спасла человека от беды. Есть также предания о том, как кошка исцелила человека.

Из анализа японского эпоса становится ясным двойственной отношение к кошке: как к страшному злу и как к великому благу.

Образ кошки в культуре Китая.

В Китае одомашнивание кошки произошло, возможно, раньше, чем в Египте. Китайская домашняя кошка охраняла посевы риса от полчища грызунов. Также домашняя кошка была верной спутницей колдуна Миау-Куау, который мог врачевать и воскрешать мертвых.

Лесная же кошка у китайцев олицетворяла женское начало и служила для связи между людьми и богами.

Из-за особенностей письменности, в Китае коты символизируют также долголетие.

И снова мы видим, что люди приписывают кошке мистические способности и двойственную природу.

Образ кошки в славянской культуре.

Наше путешествие по миру кошек хочется закончить у себя на родине. К кошке на Руси относились не как к божеству, но ее оберегали. Почитали ее, конечно, за то, что охраняла кладовые и амбары от мышей. Славяне ценили в кошке ум, смекалку, ловкость и хитрость.

Если обратиться к славянской мифологии, то видно, что кошка занимает там значительное место. Так, кошка - одна из ипостасей верховного бога Перуна, его тёмная сторона. Кошки - это животные бога Велеса, покровителя земледелия, скота и поэзии:

«Велес и Азовушка полюбили друг друга, вскоре сыграли свадьбу и стали жить вместе. Их волшебной обителью стал остров Буян на Азовском и Черном море. На том острове стоит дворец, перед дворцом растут волшебные дуб и ель.

На том дубе висит цепь златая. Кот Баюн по цепи важно ступает. Он пойдет направо - песнь напевает, А налево - сказочку начинает.»

Кот Баюн - это и чудовище, которое усыпляет сказками богатырей, чтобы погубить их. Он сидит на железном столбе и рассказывает волшебные сказки.

Образ кота в славянском фольклоре разнообразен. Кот - это помощник человека (в сказке «Волшебное кольцо»), питомец Бабы Яги, заступник (в сказке «Кот, петух и лиса»). Кот - проводник умерших в мир мертвых. Славяне наделяли кота человеческими качествами, дают ему имя, а иногда и отчество.

Славяне наблюдали за кошками и поняли, например, что они привязываются к дому, а не к хозяину. Поэтому, заселяясь в новый дом, первую запускали кошку. Наблюдения за кошкой сохранились в нашем языке в виде пословиц и поговорок:

  • Стар кот, а масло любит.
  • Ложка не кошка, рта не оцарапает.
  • Не все коту масленица, будет и Великий Пост.
  • Взяло кота поперек живота.
  • Рано пташка запела - как бы кошка не съела.
  • Кошки грызутся - мышам приволье.
  • Живуч, как кошка.
  • Кошка сон в рукаве носит. Бережет малых деток и гонит прочь нечисть.
  • Кота убивать - семь лет удачи не видать.
  • Кошка лежит брюшком вверх - к теплу.

У славян кошка также олицетворяла женское начало. Именно пушистого мурлыку призывали в колыбельных на помощь, убаюкать деток, потому что верили в его связь с миром сновидений.

Котенька-коток, котя - серенький хвосток,

Хвостик серенький, лапки беленькие,

Лапки беленькие, ушки чёрненькие,

У славян была еще и земляная кошка, которая охраняет подземные клады и месторождения драгоценных металлов и камней. Кошка эта живет под землей, и мало кому посчастливится увидеть кончики ее ушей.

Таким образом, у славян к кошке было уважительное отношение, они не видели в ней источник зла, но были уверены в ее мистических способностях.

Заключение

Подводя итоги исследования можно отметить, что на отношение к кошке в современном мире большое значение оказали веками складывающиеся поверья. И даже в век информационных технологий люди продолжают верить в приметы далекой древности. А кошка с ее сложным и противоречивым характером остается для человека непостижимой загадкой.

«Кошка, которая гуляет сама по себе», до сих пор не приручена, живет не у человека, а с человеком.

Эти выводы сделаны на основе теоретических исследований, а также на основе бесед с разными людьми и личных наблюдений.

Данная исследовательская работа оказалась полезной не только в плане работы над заданной темой, но и в плане возможности познакомиться с культурным наследием разных народов, а это способствует более разностороннему развитию личности.

Полученные знания могут быть дополнительно применены мной как в школе, при изучении истории, литературы и других предметов, так и в повседневной жизни, при общении с друзьями и знакомыми.

Отписаться можно в любой момент.



Невзирая на то, что уже несколько тысячелетий кошка , являясь любимым домашним животным, находится возле человека, она все равно остается для него таинственным и загадочным существом. На сегодняшний день в мире насчитывается приблизительно около 600 миллионов домашних кошек, которые буквально оккупировали жилища людей, войдя полноправными хозяевами в их дома. В их истории были, как взлеты, когда их буквально обожествляли, так и падения, когда они считались пособниками нечистой силы и сжигались на кострах. Об этом и многом другом из жизни этих удивительных созданий - далее, в обзоре.

Запах весны.

Запах весны.

Благодаря своей сообразительности и изобретательности, ловкости и хитрости это удивительное существо кардинально отличается от всех других животных, поэтому и попало не только в мифологию разных народов мира, в литературу и изобразительное искусство. Кошка в наши дни является любимым объектом для многих фотографов.

Очарованье.

Очарованье.

В сегодняшнем обзоре мы представим нашему читателю целую фото-галерею очаровательных весенних котов и кошечек, расскажем несколько любопытных фактов из их истории, а также о том, как чествуют это удивительное животное в наши дни в разных странах мира.

Очаровашки.

Очаровашки.

Немного из глубин истории

Любопытным фактом является то, что на протяжении многих веков считалось: первыми, кто приручил этих удивительно грациозных животных, были древние египтяне, жившие около 2000 лет до нашей эры. Веками они поклонялись и боготворили кошек, возведя их в ранг священных. Однако последние исследования показали, что изначально дикие кошки были одомашнены людьми, населяющими Ближний Восток (современная Турция) около 10 веков тому назад. Следовательно, "кошачье завоевание" Восточной Европы началось около 6500 лет тому назад, через территорию современной Болгарии, Румынии и Греции.

Кошки в Древнем Египте

Абиссинская кошка.

Абиссинская кошка.

Но, невзирая ни на что, самый высокий культ у кошек за всю историю развития был, безусловно, в Древнем Египте. Археологами были найдены мумии кошек, которые были захоронены вместе с фараонами в их гробницах. Кошек, живущих при дворцах, увешивали драгоценностями, приносили им дары, их почитали наравне с богами. Когда животное, проживавшее во дворце, умирало, то в стране объявляли траур на 70 дней. И даже сам фараон должен был обрезать брови в знак скорби, почтения и уважения к кошке.

Египет и кошки.

Египет и кошки.

А если случалось так, что кто-то случайно убил кошку, с ним сразу же расправлялись, зачастую также предавая смерти. Убить кошку в ту эпоху было очень страшным преступлением и смертным грехом. Задокументированы даже случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри не осталось ни одной кошки. И это лишний раз доказывает, с какой любовью и глубоким почтением относились к этим животным в Древнем Египте.

К слову сказать, самого высочайшего религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры.

Его далеким предкам поклонялись словно богам.

Его далеким предкам поклонялись словно богам.

Спросите, за что эти животные были удостоены такой высокой чести, какова была заслуга кошек перед древнеегипетской цивилизацией и, что сделало их такими важными и неприкосновенными? Да все банально просто: по утверждению ученых историков египтянам, хотя безмерно и нравилась грациозность, игривость и беззаботность этих существ, однако в первую очередь, они были благодарны кошкам за охоту на змей, грызунов (в особенности на крыс, переносящих чуму и другие заболевания), что было залогом сохранности запасов пшеницы. Одним словом - древние египтяне заводили кошек в своем доме, спасая свой урожай от грызунов, тем самым обеспечивая себе безбедное существование.

 Не достанешь.

Не достанешь.

А еще кошкам приписывали связь с темным потусторонним миром, используя их в предсказании будущего и определении воли богов. Кошка в этом отношении считалась особым вещим животным, за поведением которой внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.

Разумеется, в суевериях и поверьях, пришедших из глубины веков, безусловно, была и остается немалая доля истины, ибо кошка, как никакое другое животное, чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому.

Яблони в цвету.

Яблони в цвету.

Со временем, когда кошек стали олицетворять с египетской богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать, а также оказывать глубокие почести. Однако в 390 году уже нашей эры нашелся смельчак, который официальным императорским указом запретил культ кошек. В результате чего фанатическое их почитание, безмерная любовь и интерес стали потихоньку угасать. Но, египтяне, безусловно, сохранили теплое отношение к этим существам и по нынешний день.

Судьба кошек в Средневековье

 Красавец в черной шубке.

Красавец в черной шубке.

Со временем в европейских странах люди также поняли, насколько ценны такие помощники как кошки в борьбе за сохранность урожая от прожорливых вредителей. Таким образом, интересы человека и кошки совпали. И они, в конце концов, подружились.

Тем не менее, спустя столетия, у некоторых европейских народов сложилось неоднозначное отношение к кошкам. Так, в средние века в некоторых католических странах Европы кошек стали панически бояться, считая их злом и воплощением нечистой силы. Особенно европейцы опасались черных котов и кошек, так как те считались помощниками дьявола. Их заживо сжигали на кострах или выбрасывали с высоких башен колоколен. Такое массовое уничтожение несчастных животных в Средневековье привело к эпидемии чумы, разносчиками которой являлись грызуны. Тогда людям пришлось заплатить большую цену, расплачиваясь за вероломство по отношению к кошкам.

На охоту.

В православных же государствах к этим существам относились с точностью до наоборот. На Руси, к примеру, кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей дозволено было входить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священнослужителей на долгие годы.

Когда отмечается День кошки

Однако прошли века, а кошки, невзирая на то, что давным-давно утратили свой божественный статус, пользуются огромной популярностью и любовью у человечества всего мира.

Блаженство.

Блаженство.

К слову сказать, последних несколько десятилетий различные общественные организации в разных станах добились введения в календарь для своих котиков неофициального праздника. Так, Международным Днём кошек почти два десятка лет является 8 августа. Его инициатором стал в 2002 году Международный фонд Animal Welfare. Помимо этого некоторые страны отмечают этот праздник и в совершенно другие числа календаря, обосновав выбор даты по-своему.

Все вижу.

Так, Италия празднует день черного кота 17 ноября. Именно - "черного", так как пытается загладить свою вину перед котами за инквизицию, которая постигла пушистиков в темное Средневековье. В Соединенных Штатах Америки этот день отмечается 29 октября. Национальный день кошки там начали отмечать с 2005 года при поддержке Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными.

Не простудиться бы.

Не простудиться бы.

В Японии день признания заслуг кошек отмечается 22 февраля. Это связано с тем, что на японском языке мяуканье кошки передаётся как «нян-нян-нян». «Нян» также может означать «два», а «два-два-два» можно расценить как 22 февраля. В этот день в Токио проводится фестиваль дня кошек, где кошки выигрывают призы за самое уникальное поведение. Праздник проводится с 1987 года, с инициативы исполнительного комитета по вопросу кошек совместно с организацией по производству кормов для домашних животных.

Витает в воздухе любовь.

Витает в воздухе любовь.

В Польше день кота празднуется 17 февраля. Участники праздника играют с шерстяными клубками и в кульминации все оказываются обмотанными разноцветными нитками. Каждые три года во второе воскресенье мая, в Бельгии, в городе Ипр, проводится кошачий парад.

На завалинке пригрелась почитай, что вся семья.

На завалинке пригрелась почитай, что вся семья.

А вот в России этот день приходится на первый день первого весеннего месяца - 1 марта. Согласно вековым традициям март считается "кошачьим" месяцем. Не зря же говорят: "мартовский кот". Впервые день кошек в России был организован Московским музеем кошки и редакцией журнала и газеты «Кот и пес» в 2004 году.

Пока не вернулись аисты.

Пока не вернулись аисты.

Нужно также отметить, что еще Петр Первый в одном из своих указов повелел: «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Но это уже совершенно другая история, и о ней мы расскажем в следующем нашем обзоре.

Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.

Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.

Божественная роль кошек в Древнем Египте. Кот, Древний Египет, Длиннопост

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй - четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.

Читайте также: