Кошки - древнейшие животные рядом с человеком

Обновлено: 07.07.2024

Домашние кошки, представители диких животных, почитались в Древнем Египте. Им преклонялись, их боготворили и даже приносили им жертвы. А вот с наступлением Средневековья, отношение к кошкам кардинально поменялось. Их стали считать посредником нечистой силы в нашем мире.

Первыми животными, которых начал одомашнивать человек, считаются собаки. Издревле эти животные находились в непосредственной близости с человеком и его жильем, помогая охотиться и сторожить дом, защищаться от хищников и недоброжелателей. Насчет кошек все гораздо сложнее. До сих пор ученые не разгадали загадку появления домашних кошек, и почему человек решил сделать их популярным домашним животным.

Пятна и полосы на шерсти

У диких и домашних кошек не было никаких существенных различий в их генетической структуре, и одной из немногих черт, доступных для того, чтобы отличить их, была маркировка шерсти.

Исследование проливает свет на позднее появление пятнистых или полосатых шерстяных пятен, которые стали появляться у домашних однотонных кошек в средние века. Ген для полосатого пальто восходит к Османской империи в Юго-Западной Азии и позже стал распространенным в Европе и Африке.


Однако только в 18 веке маркировки стали достаточно распространенными, чтобы ассоциироваться с домашними кошками, а в 19 веке любители кошек начали выбирать кошек с особыми чертами для создания необычных пород.


Анализ фрагментов митохондриальной и ядерной ДНК 352 древних кошек подтвердил, что домашние кошки происходят только от одного из подвидов дикого кота Felis silvestris, а именно от африканского, или степного кота F. s. lybica, чей ареал охватывает северную Африку и юго-западную Азию. Одомашнивание началось еще в неолите и шло параллельно на Ближнем Востоке и в Египте, поэтому большинство современных домашних кошек принадлежит либо к египетским, либо к ближневосточным митохондриальным линиям. Широкое расселение домашних кошек по Старому Свету началось в античный период и ускорилось в Средние века. По-видимому, изначально люди отбирали кошек только по поведенческим признакам, а гены, влияющие на внешний вид, стали подвергаться отбору лишь в последние несколько столетий.

Домашняя кошка — одно из самых эволюционно успешных млекопитающих, заселившее весь мир благодаря способности манипулировать эмоциями и поведением приматов, считающих себя доминирующим видом на этой планете. Вплоть до недавнего времени любовь людей к кошкам имела под собой еще и мощную экономическую основу, ведь кошки были главным союзником человека в борьбе с грызунами — вредителями запасов и разносчиками инфекционных заболеваний.

Несмотря на столь важную роль кошек в нашей жизни, об истории их одомашнивания известно немного. Одна из причин — относительная скудость кошачьей археологической летописи. Еще более серьезная проблема состоит в том, что анатомически домашняя кошка почти неотличима от своих неприрученных собратьев и предков — диких кошек Felis silvestris, в особенности — от подвида F. s. lybica, от которого, собственно, и происходят домашние кошки (рис. 1).

Геномные исследования показали, что в ходе одомашнивания кошек отбор шел только по поведенческим признакам. В результате домашние кошки стали сильно отличаться от диких своим характером, но не строением скелета или зубов. Поэтому определить, принадлежит ли найденная археологами кость дикому коту или домашнему, можно только по контексту. Скажем, если человеческий скелет лежит в могиле в обнимку с кошачьим, или в каком-нибудь древнеегипетском храме найдены сотни кошачьих мумий (и при этом в античных текстах есть упоминания о бесчисленных домашних кошках, живших при храмах и служивших объектом поклонения), то это, скорее всего, домашние кошки. К сожалению, археологический контекст редко бывает столь однозначным.

Судя по археологическим данным, первичным очагом одомашнивания кошек мог быть как Египет, так и юго-западная Азия. К числу древнейших находок домашних кошек относится кошачье семейство (кот, кошка и четверо котят) возрастом 5800-5600 лет из додинастического древнеегипетского Гиераконполиса (W. Van Neer et al., 2014. More evidence for cat taming at the Predynastic elite cemetery of Hierakonpolis (Upper Egypt)) и кошка, похороненная на Кипре рядом с человеческой могилой около 9500 лет назад (J.-D. Vigne et al., 2004. Early Taming of the Cat in Cyprus). Диких кошек на Кипре не было, а значит, кто-то привез туда эту кошку или ее предков нарочно. Впрочем, в ту эпоху люди иногда завозили на острова Средиземного моря и диких животных, например, лисиц.

Дикие кошки F. silvestris делятся на пять географических подвидов (рис. 2, a). Генетический анализ множества современных кошек, домашних и диких, показал, что одомашнен был только один из них — африканский или степной кот F. s. lybica. Впрочем, все пять подвидов легко скрещиваются друг с другом и с домашними кошками. Поэтому неудивительно, что у домашних кошек встречаются генетические примеси других подвидов, в том числе европейского лесного кота F. silvestris silvestris, который так и не был приручен. Дикие лесные кошки до сих пор довольно многочисленны в европейских лесах от Шотландии до Греции, однако их «генетическая чистота» под угрозой из-за частого скрещивания с домашними котами.

Предполагают, что процесс одомашнивания кошек растянулся на тысячелетия, потому что F. silvestris — мягко говоря, не самый подходящий вид для приручения. Дикие кошки ведут одиночный образ жизни и не являются горячими поклонниками идеи иерархии и подчинения (см.: R. Kipling, 1902. The Cat that Walked by Himself). Они могли, оставаясь дикими, веками промышлять близ человеческих селений на территории Плодородного Полумесяца, где со времен неолитической революции запасы зерна служили приманкой для полчищ мелких грызунов. Но ручными, скорее всего, кошки стали далеко не сразу.

Чтобы лучше разобраться в истории приручения и последующего расселения домашних кошек, большой международный коллектив генетиков проанализировал фрагменты митохондриальной и ядерной ДНК, которые удалось выделить из останков 352 древних кошек, найденных археологами в разных районах Африки, Европы и Западной Азии (рис. 2, а). Изученный материал охватывает временной интервал от 10 000 лет назад до современности. В анализ также были включены генетические данные по современным диким и домашним кошкам.

Рис. 2. Карта распространения подвидов дикого кота Felis silvestris и генеалогическое дерево митохондриальных линий

Рис. 2. Карта распространения подвидов дикого кота Felis silvestris (a) и генеалогическое дерево митохондриальных линий (b). Цифрами на карте отмечены места находок древних кошек, из которых удалось выделить ДНК. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature ecology and evolution

Степень сохранности ДНК в кошачьем археологическом материале, особенно африканском, оказалась низкой, поэтому главные выводы исследования основаны на митохондриальной ДНК (мтДНК). С ней палеогенетикам работать гораздо проще, чем с ядерной, потому что митохондриальный геном присутствует в каждой клетке во множестве экземпляров.

Эволюционное дерево, основанное на мтДНК, показано в упрощенном виде на рис. 2, b. Все представители F. silvestris, как современные, так и древние, четко делятся на пять ветвей, соответствующих пяти подвидам (обозначены римскими цифрами на рис. 2, b).

Данные палеогенетики подтвердили полученный ранее вывод о том, что почти все современные домашние кошки относятся к одной из пяти митохондриальных линий, входящих в состав ветви IV (которая соответствует подвиду F. s. lybica). Эти пять линий обозначены буквами A, B, C, D, E на рисунке 2, b. Линии разделились заведомо раньше, чем люди могли приручить кошек, а значит, у домашних кошек было как минимум пять диких прародительниц (C. A. Driscoll et al., 2007. The Near Eastern origin of cat domestication).

Данных по современному географическому распространению митохондриальных вариантов оказалось недостаточно, чтобы точно определить, где именно в пределах обширного ареала F. s. lybica произошло одомашнивание кошки, и было ли это событие приурочено к одному району или к нескольким. Тут-то и пришла на помощь палеогенетика.

Данные по древней ДНК показали, что до появления сельского хозяйства в Западной Европе жили только дикие коты европейского подвида F. s. silvestris. На юго-востоке Европы кроме них водились также представители F. s. lybica — носители митохондриального варианта А1 (рис 2, b). В Анатолии, где жили только F. s. lybica, преобладал другой вариант, А*, которого изначально не было на европейской стороне Босфора. Кошки, относящиеся к «анатолийской» митохондриальной линии А*, впервые появились в юго-восточной Европе после перехода местного населения к сельскому хозяйству. Одна такая кошка 6400 лет назад жила на территории нынешней Болгарии, другая — 5200 лет назад в Румынии, еще две — 3200 лет назад в Греции. С большой вероятностью это были уже одомашненные кошки, которым люди помогли перебраться из Малой Азии в Европу.

Родиной кошек линии С оказалась Африка. Именно к этой линии принадлежит большинство древнеегипетских кошек (правда, одна из кошачьих мумий относится к линии А* — видимо, эта кошка была завезена в Египет из Малой Азии). За пределами Африки кошки линии С впервые распространяются лишь в античный период, между 800 годом до н. э. и 500 годом н. э. К этому периоду относятся пять кошек линии С, найденных на территории Иордании, Турции и Болгарии. По-видимому, в это время происходило интенсивное расселение египетских кошек по восточному Средиземноморью. Повышенный интерес тогдашних обитателей этого региона к кошкам и к их перевозу с места на место проявился еще и в том, что в Египетско-Римском порту Беренис на Красном море (точка 23 на карте) в I или II веке н. э. жила кошка с митохондриальной ДНК азиатского подвида F. s. ornata. Позднее этот азиатский вариант встречается еще два раза в портовых городах Малой Азии.

В Средние века (начиная с V века н. э.) частота встречаемости «египетской» митохондриальной линии С среди европейских и западноазиатских кошек стала резко расти. Кошки с египетским вариантом мтДНК широко расселились и в Европе, и в Западной Азии. Распространялись они, похоже, вдоль сухопутных и морских торговых путей. К VII веку н. э. они добрались до портового поселения Ральсвик на Балтике (точка 1 на карте), а к VIII веку — до порта Сираф (Siraf) в Персидском заливе (точка 17).

По остальным трем митохондриальным линиям, встречающимся у современных домашних кошек (B, D, E) палеогенетических данных удалось собрать меньше. Родиной линии B, несомненно, является Ближний Восток. Древние кошки с этим вариантом мтДНК встречаются в южной Анатолии, Сирии и сопредельных районах. Дикие коты линии B и ныне водятся в Израиле. Родиной линий D и E, возможно, является Африка, хотя для полной уверенности не хватает данных. К ним близки три варианта мтДНК, обозначенные на рис. 2, b розовыми значками и встреченные только у древних африканских кошек (у домашних кошек они пока не обнаружены).

Впрочем, поначалу распространение домашних кошек за пределами исходных центров доместикации шло медленно. Может быть, древние анатолийские кошки были еще не очень ручными, царапались и не мурчали как следует?

Быстрая экспансия домашней кошки началась лишь в античное время — после выхода египетского митохондриального варианта С за пределы Египта. Авторы допускают, что египетские кошки, возможно, были приятнее в общении, чем ближневосточные. Может быть, не случайно начиная со второго тысячелетия до н. э. кошки появляются в древнеегипетской живописи, причем появляются они там в очень характерной роли: обычно кошка сидит под стулом, на котором сидит женщина (рис. 3). Каждому ясно, что это настоящая домашняя кошка. Кстати, древние греки начали рисовать кошек только в VI веке до н. э.

Рис. 3. Распространение аллелей гена Taqpep

Рис. 3. Распространение аллелей гена Taqpep: Ta M (дикий тип, табби-макрель) и Ta b (мраморный табби). Квадратики соответствуют древним кошкам, у которых удалось определить последовательность этого ядерного гена. Рисунок показывает, что вплоть до Средневековья аллель Ta b отсутствовал или был очень редок, а в Новое время его частота резко выросла. Справа внизу — типичная древнеегипетская «кошка под стулом», демонстрирующая окрас дикого типа табби-макрель, характерный для F. s. lybica. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature ecology and evolution

В Средние века кошачья экспансия ускорилась. Мореплаватели в обязательном порядке возили с собой кошек — иначе на корабле спасу не будет от крыс и мышей — и этим объясняется раннее попадание кошек в портовые города от Ральсвика до Сирафа.

Авторы также выяснили кое-что об истории ядерного гена Taqpep, влияющего на окраску кошек. «Дикий» вариант (аллель) этого гена, Ta M , обеспечивает исходный для домашних кошек окрас, который называется «табби-макрель» (mackerel tabby; см. Окрасы кошек; рис. 1). Производный аллель Ta b дает окрас «мраморный табби» (blotched tabby), широко распространенный у современных домашних кошек. Оказалось, что вплоть до Средних веков аллель Ta b у кошек вообще не встречался. Его частота стала быстро расти лишь в последние несколько столетий (рис. 3).

Если учесть, что целенаправленное выведение декоративных кошачьих пород началось лишь в XIX веке, получается, что кошачья внешность стала интересовать людей довольно поздно. Изначально мы любили кошек не за это. Совсем иначе сложилась судьба лошадей, которых, напротив, начали отбирать по окраске уже на самых ранних этапах одомашнивания (A. Ludwig et al., 2009. Coat color variation at the beginning of horse domestication).

Источник: Claudio Ottoni, Wim Van Neer, Bea De Cupere, Julien Daligault, Silvia Guimaraes, Joris Peters, Nikolai Spassov, Mary E. Prendergast, Nicole Boivin, Arturo Morales-Muñiz, Adrian Bălăşescu, Cornelia Becker, Norbert Benecke, Adina Boroneant, Hijlke Buitenhuis, Jwana Chahoud, Alison Crowther, Laura Llorente, Nina Manaseryan, Hervé Monchot, Vedat Onar, Marta Osypińska, Olivier Putelat, Eréndira M. Quintana Morales, Jacqueline Studer, Ursula Wierer, Ronny Decorte, Thierry Grange, Eva-Maria Geigl. 2017. The palaeogenetics of cat dispersal in the ancient world // Nature ecology and evolution, DOI: 10.1038/s41559-017-0139.

Изображение кошки на саркофаге Тутмоса, сына Аменхотепа III. Фото: Larazoni / Wikimedia Commons.org («Наука и жизнь» №8, 2017)

У древних египтян были особые отношения с кошками: их почитали как священных животных; мумифицировали, подобно людям; изображали в скульптуре и на фресках. И самый первый кошачий «портрет» написали египтяне. Это была роспись в одной из гробниц к югу от Каира, сделанная около 1950 года до н. э., то есть почти четыре тысячи лет назад. На ней кошка пристально смотрит на приближающуюся крысу.

Мумии кошек. Экспонаты Британского музея. Фото: britishmuseum.org («Наука и жизнь» №8, 2017)

Довольно долго считалось, что и приручили кошек египтяне. Однако в 2004 году на Кипре открыли захоронение возрастом 9500 лет до н. э., в котором вместе с человеком нашли кошку. Дикого зверя вряд ли положили бы в могилу. Выходило, что кошки жили с людьми задолго до того, как они появились в Египте. Родиной домашних кошек стали считать Ближний Восток и про Египет на некоторое время забыли. Но ненадолго: в 2008 году на юге Египта открыли захоронение, в котором нашли шесть кошек — самца, самку и четырёх котят. Хотя это захоронение было моложе кипрского (около 6000 лет), стало ясно, что в Египте кошек знали намного раньше, чем считалось до недавнего времени.

Известно, что предком домашней кошки был степной кот Felis silvestris lybica — он и сейчас обитает в степных, пустынных и отчасти горных районах Африки, Передней, Средней и Центральной Азии, в Северной Индии, Закавказье и Казахстане. В 2007 году удалось установить, что все современные кошки произошли именно от него.

Cтепной кот, имеющий «дикий» полосатый тип окраски. Фото: Sonelle at English / Wikipedia / CC BY-SA 3.0 («Наука и жизнь» №8, 2017)

Предок домашней коши — степной кот, имеющий «дикий» полосатый тип окраски. Фото: Sonelle at English / Wikipedia / CC BY-SA 3.0

Древнеегипетская богиня Баст, или Бастет («Наука и жизнь» №8, 2017)

Баст, или Бастет. В Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, плодородия и домашнего очага. Изображалась в виде женщины с головой кошки. Рисунок: Gunkarta / Wikimedia / CC BY-SA 3.0

Со временем у домашних кошек в геноме накапливались те или иные изменения, и, если по древним останкам животных проследить, как и когда такие изменения возникали, можно точно установить, где впервые появились домашние кошки и как они распространялись по земному шару.

Именно это попытались сделать Эва-Мария Гайгль и Тьерри Гранже из Института Жакоба Моно (Франция) вместе с коллегами из научных центров Австралии, Армении, Румынии, Германии и других стран. Они проанализировали более двухсот образцов ДНК, взятых из останков кошек возрастом от 100 до 9000 лет, которые нашли при археологических раскопках в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Для анализа использовали не обычную, ядерную, ДНК, а ту, которая содержится в митохондриях. Митохондриальная ДНК передаётся только по материнской линии, так как после оплодотворения у зародыша сохраняются лишь те митохондрии, которые были в яйцеклетке. По такой ДНК можно сравнительно легко восстановить женскую линию родословной, не отвлекаясь на отцовские гены.

Трёхцветная кошка: белый, чёрный и рыжий окрас. Фото Марины Слюсарь («Наука и жизнь» №8, 2017)

Трёхцветная кошка: белый, чёрный и рыжий окрас. Фото Марины Слюсарь

У степного кота есть свой «митохондриальный портрет» — характерные особенности в ДНК митохондрий, которые отличают его от других родственных видов. В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution, сообщается, что впервые домашние кошки, более всех похожие по митохондриальному геному на степного кота, появляются 9000 лет назад в захоронениях, раскопанных на территории современной Турции. И это вполне согласуется с «ближневосточной» гипотезой: именно в этих местах около 10 000 лет назад дикие кошки обнаружили, что вблизи запасов пищи, сделанных человеком, в изобилии водятся грызуны и что с людьми поэтому лучше дружить. Митохондриальный портрет таких кошек назвали «типом А». Примерно 4400 лет до н. э. кошки этого типа появляются на территории современной Болгарии, 3200 лет до н. э. — там, где сейчас Румыния, а далее они распространяются по остальной Европе, Азии и Африке. Поскольку кошкам свойственна территориальность и к долгим путешествиям они не склонны, быстро расселиться на всех континентах животные, очевидно, смогли только с помощью людей.

Но вернёмся в Египет. Оказалось, что у египетских кошачьих мумий митохондриальная ДНК отличается от ДНК кошек «типа А». «Египтянок» обозначили «типом С», и первые из них относятся примерно к 800 году до н. э. Возможно, кошки «типа С» появились в Египте и раньше, но извлечь необходимое для анализа количество ДНК из более древних захоронений не получилось.

Кошка породы египетская мау («Наука и жизнь» №8, 2017)

Египетская мау — древняя порода, прошедшая естественный отбор. Внешность её не претерпела значительных изменений на протяжении 3000 лет. На фото: египетская мау серебристого окраса. Фото: Lil Shepherd / Wikipedia / CC BY 2.0

Домашняя кошка окраски биколор. Фото Екатерины Кричмарь («Наука и жизнь» №8, 2017)

Домашняя кошка окраски биколор. Фото Екатерины Кричмарь

Со временем египетские кошки стали очень популярны: к пятому веку нашей эры их можно было встретить во всей Европе и по всему Средиземноморью, а к концу первого тысячелетия в некоторых местах они полностью вытесняют кошек ближневосточного типа. Популярность кошек «типа С» можно объяснить пресловутым особым отношением египтян к этим животным: кошек в Египте становилось всё больше и больше, и здесь среди них, что особенно важно, отбирали не только хороших охотников, но и приятных «сожителей», избавившихся от дикой неуживчивости. Изменения, происходившие постепенно в египетских кошках, прослеживаются и в египетском искусстве: поначалу животных изображали за каким-нибудь полезным занятием, вроде ловли крыс, но потом кошки на росписях всё больше «одомашниваются» и становятся ближе к людям — они уже вместе с хозяевами ловят птиц, у них появляются ошейники, они сидят под стулом, пока люди заняты обедом, как на одной из фресок, датируемой около 1500 года до н. э.

Сиамский окрас. Фото Алексея Карпушина («Наука и жизнь» №8, 2017)

Сиамский окрас. Лапы, хвост, голова и уши кошки обычно имеют более тёмную окраску. Фото Алексея Карпушина

Но откуда кошачий «тип С» появился в Египте? Можно предположить, что египтяне одомашнили кошек независимо от других народов, взяв за основу местную популяцию степных котов, чья митохондриальная ДНК после одомашнивания «с нуля» дала «тип С», — в этом случае местные домашние кошки именно здесь и возникли. Но могло быть и по-другому: вначале в Египте появляются ближневосточные кошки «типа А», которые позже в результате скрещивания с местными дикими котами превращаются в коша чий «тип С». И впоследствии египтяне держали дома именно таких домашних кошек с «дикими» генетическими добавками.

Как бы то ни было, все современные кошки — это смесь «типа А» и «типа С». И даже если египтяне сами никого не одомашнили, именно они сделали кошек всеобщими любимцами, научив их общению и ласке. Любопытно, что гены, контролирующие окраску, у домашних кошек очень долго оставались в неизменном виде, и только около XIV века н. э. появляются животные, у которых «дикая» полосатая окраска «расползается» в разнообразные пятна и «кляксы». Если взять для сравнения собак или лошадей, то они «переоделись в домашнее» довольно рано, а вот до внешнего вида кошек, вероятно, долго никому не было дела — главное, чтобы научились вести себя в доме.

Современная домашняя кошка дикого окраса. Фото: Jens Nietschmann / Wikipedia / CC BY-SA 3.0 («Наука и жизнь» №8, 2017)

Современная домашняя кошка дикого окраса. Фото: Jens Nietschmann / Wikipedia / CC BY-SA 3.0

Бенгальская кошка («Наука и жизнь» №8, 2017)

В 2001 году во время раскопок в Центральном Китае, в местечке Цюаньхуцунь, где когда-то была ферма доисторических земледельцев, нашли несколько кошачьих костей возрастом 5300 лет. Анализ останков показал, что это были домашние кошки: они ели каких-то животных, которые, в свою очередь, питались злаками (то есть, очевидно, кошки охотились на мелких грызунов), и о них явно заботились люди (часть костей принадлежала довольно старому зверю, который, скорее всего, не дожил бы до такого возраста без человеческой помощи). Возник вопрос, откуда взялись эти животные: пришли с ближневосточными торговцами или их одомашнили прямо здесь? Исследователи из Сорбонны и Абердинского университета вместе с китайскими коллегами пришли к выводу, что все доисторические кошачьи кости, которые удалось найти на территории Китая, принадлежат бенгальской кошке — Prionailurus bengalensis. В статье, опубликованной в прошлом году в научном журнале PLoS ONE, авторы приводят несколько доводов в пользу того, что это были не просто дикие животные, которые бродили рядом с поселением человека, а именно кошки, находящиеся на ранней стадии приручения. Перечислим эти доводы: некоторые останки принадлежали кошкам, которые были немного меньше диких особей (то есть процесс одомашнивания уже происходил), а одну из кошек похоронили целиком, что указывает на особые отношения между животным и человеком.

Однако «эксперимент» по приручению бенгальской кошки закончился ничем: со временем в Китае появились уже давно приручённые потомки степного кота, которые были более послушными, более полезными в хозяйстве и которые лучше знали, чего от них хотят люди, да и сами люди понимали, о чём мяукает их кошка.

Считается, что начало котофобии положил папа Григорий IX, опубликовав в 1233 году послание под названием Vox in Rama. В нем говорилось о поклонниках Люцифера и их ритуалах. Бурная фантазия понтифика родила обряд сатанистов, в ходе которого те целовали под хвост черного кота. Также в документе описывалось явление адептам самого Князя Тьмы, который представал в виде гибрида кота и человека.

Впечатленные творчеством папы христиане тут же принялись топить, вешать и жечь кошек, причем под горячую руку попадали не только черные экземпляры, а все, до которых можно было дотянуться. Еще интенсивнее начали бороться с этими животными с появлением инквизиции. В отчетах отцов-иезуитов часто попадаются упоминания, что ведьму сожгли или утопили вместе с ее кошкой.

Научные исследования


Кошки были явно ручными около 3500 лет назад в Египте, где картины часто помещали их под стульями. Это показывает, что к тому времени «кот добрался до дома». В то время, это животное было символом плодородия, так как на фресках древних египтян кошку изображали под стулом женщины, когда семья мечтала о пополнении.

Это означает, что в то время кошка уже была настолько привыкшей к человеку, что котята появлялись прямо в домах древних владельцев, а значит ничего не боялись. Но весь процесс одомашнивания ученым трудно отследить, отчасти потому, что окаменелые скелеты животного не показывают, была ли кошка дикой или одомашненной.


Мумия кошки, обнаруженная в стене дома на Боро-Хай-стрит в Лондоне, построенного в 16 веке

Мумия кошки, обнаруженная в стене дома на Боро-Хай-стрит в Лондоне, построенного в 16 веке

Эпоха Просвещения немного снизила градус ненависти к милым зверькам, но имидж таинственных существ полностью их так и не покинул. Немецкий зоолог Иоганн Маттеус Бехштейн, живший в 17 веке и слывший человеком знающим и серьезным, в своей книге «Естественная история для всех» писал о том, что кошки притягивают молнии. В связи с этим ученый муж настоятельно рекомендовал во время грозы держаться от животных подальше, а в идеале и вовсе выгонять их на улицу, под дождь.

В исламских странах кошкам жилось вольготно во все времена. В мусульманских хадисах говорится о том, что у самого пророка Мухаммеда жила дома кошка по кличке Муизза. Однажды пророк спешил на молитву, но на его одеждах спала кошка. Чтобы не беспокоить любимицу, он аккуратно отрезал ту часть одежды, которая была под ней.

Та самая сцена с поклонением Люциферу

Та самая сцена с поклонением Люциферу

Справедливости ради нужно отметить, что иногда черные кошки бывали оправданы. Это случалось, если во время «расследования» на шерсти находили «метку ангела», то есть белое пятнышко. Но так бывало не везде и не всегда и в большинстве случаев страдали даже животные с рыжей или, вообще, белоснежной шерстью.

В первой половине 14 столетия во Франции, при короле Филиппе IV Красивом, прошел ряд громких процессов над членами рыцарского ордена тамплиеров. Их обвиняли в ереси и поклонении Бафомету — демону, являвшемуся людям с головой кота или козла. Рыцарей активно сжигали, а имущество ордена, который был богаче, чем все королевские дворы Европы, взятые вместе, постепенно отходило католической церкви.

Пик гонений на кошек совпал с эпидемией чумы, что совсем неудивительно. В лишенных кошек городах и деревнях в огромных количествах расплодились крысы и мыши, переносчики смертельной инфекции. При этом в приходе «черной смерти» часто опять же обвиняли кошек и чем сильнее разгоралась болезнь, тем активнее шло уничтожение «сатанинских отродий».

Древние ДНК кошек

Всестороннее исследование генов кошек показывает, что даже после того, как кошачьи попали в нашу жизнь, они оставались в основном неизменными в течение тысяч лет. В новом всестороннем исследовании распространения одомашненных кошек анализ ДНК показывает, что кошки жили в течение тысяч лет вместе с людьми, прежде чем были одомашнены. За это время их гены мало изменились по сравнению с генами диких кошек, за исключением одного недавнего изменения: характерных полос и пятен на шерсти.

Согласно исследованиям ученых мы можем знать, что более ранние предки современных домашних кошек распространились из юго-западной Азии и в Европу уже в 4400 году до нашей эры. Кошки, вероятно, начали слоняться по фермерским общинам в Плодородном полумесяце около 8000 лет назад, где они установили взаимовыгодные отношения в качестве патруля грызунов для человека.


Вторая линия, состоящая из африканских кошек, которые доминировали в Египте, распространилась в Средиземноморье и большей части Старого Света, начиная примерно с 1500 г. до н.э. У этой египетской кошки, вероятно, было такое поведение, которое делало ее привлекательной для людей, например, общительность. Результаты показывают, что доисторические популяции людей, вероятно, начали перевозить своих кошек по древним наземным и морским торговым путям для борьбы с грызунами.

Демоны с кошачьими головами в одной из средневековых книг

Демоны с кошачьими головами в одной из средневековых книг

Но далеко не все считали кошек слугами нечистой силы и причиной всех бед. В европейских еврейских общинах кошек любили и берегли и, возможно, именно поэтому процент умерших от чумы иудеев был на порядок ниже. Как всегда, успехи евреев не радовали христиан и вскоре по зачумленным городам пронесся слух о том, что именно они заражают людей смертельной болезнью.

Это вызвало волну еврейских погромов с внушительными человеческими жертвами. Весной 1348 году во французском Тулоне были убиты 40 евреев, в швейцарском Базеле — 600, а в немецком Эрфурте — более 3000, то есть вся еврейская община города. Убивали иудеев даже в Страсбурге, куда чума еще на тот момент не пришла. Там, видимо в целях профилактики, вырезали более 900 несчастных.
В 1344 году во французском Меце началась еще одна эпидемия, на этот раз очевидного психиатрического происхождения. Люди внезапно начинали танцевать и не останавливались до тех пор, пока не падали без сил или не умирали. Ученые до сих пор спорят о том, что могло вызвать такие странные симптомы, но тогда все всем было ясно. Виновными оказались бесы с кошачьими головами.

Как выглядели древние кошки

Основная, классическая теория появления домашних кошек, сводиться к тому, что нынешние питомцы - потомки степной дикой кошки, которая до сих пор существует на территории Индии, Казахстана, Азии, Африки и Закавказья. Эти кошки могут быть самого разного окраса, с полосками и пятнами. Степная кошка больше по размерам, чем ее потомки, но ведет такой же образ жизни - охотиться в ночное время, предпочитая одиночество. Цель степной кошки - ловля мелких птиц и грызунов.

Согласно археологическим исследования, на территории современного Ближнего Востока, существовал Плодородный полумесяц. Это регион, включавший в себя территории Месопотамии, Ассирии, Египта и современной Ливии. Считается, что Плодородный полумесяц - колыбель цивилизации. Именно в этом регионе более 10 тысяч лет назад древние люди начали заниматься земледелием и заводить домашний скот. Вместе с зерном, в древних амбарах появились и грызуны, домашние мыши. Считается, что это стало причиной и побудило людей приручить в доме диких степных кошек для защиты зерна.

О том, что кошки были рядом с жилищем человека, известно давно. Но относительно недавно археологами было обнаружено захоронение, сделанное порядка 9.5 тысяч лет назад, доказывающее начало одомашнивания кошек.

Выходцы из региона Плодородного месяца, завезли кошек на остров. В Египте же домашняя кошка начала почитаться примерно с 3 тысячелетия до нашей эры.

На территорию современной Европы кошка, по догадкам ученых, попала вместе с финикийцами, славящимися искусством торговать. На территории Древней Греции, было огромное количество львов, но домашние кошки быстро вытеснили место под солнцем. Новоприбывших ждал ошеломительный успех. Кошек ценили, ими дорожили и только к 10 веку уже нашей эры, этих животных начали постепенно демонизировать.

На территорию Руси, кошки попали вместе с мореплавателями. Известно, что это произошло еще до 10 века, то есть до Крещения. Кошки стали сразу уважаемыми. Да что говорить, если за одну кошку платили больше, чем за барана или даже корову. Примечательно, что одомашненные собаки стоили примерно столько же, сколько и кошки. Интересен и тот факт, что слово кот, не является русским по происхождению. Прародителем этого слово стало латинское название кошки - «каттус». До 15 века, на Руси самку-кошку называли «котка», и только с течением времени слово начало звучать более ласково - коша, а потом и добавилась буква «к».

Кошек в России не преследовали за связь с потусторонним миром и злом. Напротив, в отличие от веяния Средневековья, на территории Европы кошку допускали в храм.

А все это потому, что в основном на Руси занимались земледелием, собирали амбары с зерном, на которые делали набеги грызуны. Кошка-то и помогала сохранить запасы зерна, не давая умереть с голоду человеку в зимнее время.

Все интересное в искусстве и не только.

История кошачьей жизни рядом с человеком

jqLt-Hll.jpg

Кошки были близки людям с первых дней человечества. Считается, что дружба человека и кошки насчитывает 9500 лет. Это животные с «девятью жизнями», осторожные, интуитивно понимающие обстановку и, конечно, чувствующие опасность даже кончиком хвоста, они запрограммированы на выживание.

2.JPG


Мы никогда не можем предсказать, что они будут делать в следующий миг, им не нравится вмешательство в их личную жизнь, и они всегда делают то, что хотят. Мы не владеем ими, а они ведут себя так, как будто владеют ими.
Самые старые следы кошек

Считается, что во времена развития сельского хозяйства на Ближнем Востоке, кошки пришли к людям. В дополнение к древнему человеческому скелету этих лет на Кипре был найден скелет кошки.

Кошки в Китае и Японии

Снимок.JPG

В Китае было найдено 5300-летняя окаменелость кошки. Тот факт, что он расположен в регионе, который является центром людей и сельского хозяйства, отвечает на многие вопросы. Кошки начали приближаться к человечеству в областях, где развивалось сельское хозяйство.

DkvUkHfX0AE1Lnj.jpg

1.JPG

Это взаимная дружба. Она развивалась в интересах людей и кошек. Кошкам легко найти пищу, они хорошие охотники, наверно, ловили насекомых, попадающих в сельскохозяйственные районы. Кто не видел, как милая домашняя кисонька охотится на мух? Ну, и, конечно, грызуны – беда человека и еда для кота. Сколько сказок и легенд создано на эту тему!
И сколько шутливых мемов сегодня! 😊

Кошки в Древнем Египте

ПЬЕР ЛЕЗЬЕ (5).jpg

Период, в который кошек одомашнили, определенно совпал со временем древнеегипетской цивилизации. 3500 лет назад египтяне придавали большое значение кошкам.

В Древнем мире не было никакой другой цивилизации, которая имела бы столько сельскохозяйственных земель, сколько Египет, и выращивала зерно столько же, сколько Египет.

DkvLaHDXsAMr9_T.jpg

Египтяне очень уважали кошек, и постепенно стали считать их священными.
И поклонялись с любовью.
Богине Кошки Баст построили храм. Баст - богиня музыки, радости и танца.

DkvO19OXgAcePkA.jpg

Так что мы далеко не оригинальны, когда радуемся общению со своими пушистиками и разным интересностям про котиков. Это на нас влияет Баст, богиня радости 😊

Для египетских священников кошки стали символом магнитных сил природы, и наказание за даже случайное их убийство была смерть.
Представьте, как египтяне боялись кошек и как осторожно они вели себя, проходя мимо на улице.

DkvMUdlW4AIetAR.jpg

Согласно египетским записям, много римлян ходило по улицам Египта в период, когда отношения между Римом и Египтом были хорошими. Один из этих римлян однажды случайно убил кошку в своем доме и был линчеван египтянами.
Это событие было настолько значимо, что вызвало небольшой кризис между странами.

DkvMfoUWsAAFoau.jpg

Кошка символ вечности в Египте

Когда кошки спят, их хвосты часто касаются их головы. Египетские священники истолковывают это состояние сна как символ вечности.

DkvMHYBW0AAh-NV.jpg

ПЬЕР ЛЕЗЬЕ (4).jpg

Сначала они связывали это великолепное животное, на которое даже египетские женщины пытались походить, с плодовитостью и сексуальностью, но позже добавили такие значения, как защита мертвых, дожди, исцеление детей, материнство и любовь.

DkvPr4OW0AUpu-r.jpg

Кошки были священными и считались достойными бальзамирования. Мертвых кошек мумифицировали и затем хоронили в подземных могилах.

Многочисленные кошачьи мумии были найдены во время раскопок в Египте . Египтяне не только мумифицировали кошек. Когда они умерли, они оплакивали. Другими словами, если бы кошка умерла в доме естественным образом, вся семья побрила бы себе брови. Затем кошка отвезет его в Бубастис , который считается священным для мумификации и погребения .

Это событие поклонения кошкам иногда приводило к трудным ситуациям для египтян. В своих войнах с египтянами персы ставили кошек на передний план своей армии и превращали кошек в траншею.


Кот в других цивилизациях

DkvTGJFXsAUTRpD.jpg

В латинской и греческой цивилизациях кошки считались священными для богини Дианы. Буддисты в Индии также особенно уважают кошек.

Есть даже интересная история о Будде и Кошке. Когда Будда умирал, все животные были там, но небыло ни одной кошки. Потому что кот по пути увидел мышку и погнался за ней.

istockphoto-174871081-1024x1024.jpg

В мифах скандинавов есть богиня Фрейя, которую почитали как богиню любви, и вместе с этим, войны.

Когда она прибыла в Асгард все боги были настолько очарованы её красотой, что она получила в подарок целый чертог под названием Фолькванг и собственный дворец Сессрумнир для приема гостей.

478px-Freya_by_Johannes_Gehrts.jpg

Как и пристало высокой особе, у нее был свой транспорт, и не один.

Тор, бог грома и молний, владел колесницей, запряженной длинношерстными козлами, даже главный бог Один обходился одним конем, а у Фрейи были вепрь и колесница, запряженная двумя дикими лесными кошками.

1024px-Freyja_riding_with_her_cats_(1874).jpg

Однажды, ловя рыбу, Од услышал прекрасную песню из логова кошек, которая, казалось, усыпляла его.

Это был кот, который пел своим котятам: «Спите, спите, дорогие дети».

Од потребовал, чтобы кот прекратил пение, и тот ответил: «Вы не представляете, как трудно растить детей одинокому родителю», и спросил бога, знает ли он каких-нибудь женщин, которые захотят принять его и особенных котят, они были голубыми и заслуживали жизни королевской семьи.

Од сразу подумал о Фрейе и привел их домой. Фрейя была так очарована ими, что удостоила котят чести, позволив им сопровождать ее на ежедневных кругах в ее золотой колеснице по небу.

Все кошки считались посланцами богини Фрейи, поэтому фермеры оставляли им драгоценное молоко, чтобы богиня благословила их урожай.
Если в день свадьбы случалась хорошая погода, о невесте говорили: «Она хорошо накормила кошек».
Это значило, что невесту поддерживает сама богиня любви.
А если на свадьбе появлялся кот, это считалось верным знаком удачного брака.

Кот в средние века

DkvRwn2XgAEOVv5.jpg

Кошки были любимы в большинстве древних цивилизаций, им повезло, но в средневековой Европе их удача кончилась печально. В темном средневековье Фрейя посчитали дьяволицей и злым духом.

Кошки больше не были священными. Католическая церковь прокляла кошек, посчитав их посланцами дьявола, подсобницами ведьм. И «ведьм» убивали вместе с кошками.

И пришли крысы и мыши.
Они принесли в Европу черную чуму. Вскоре уже никто не проклинал кошек.

DkvTllfW0AEz32e.jpg

Когда в Европе закончился темнота и наступил яркий Ренессанс, значение кошек изменилось. К кошкам стали относиться хорошо.

3.JPG

А православная церковь кошек, напротив, всегда любила, их даже пускали в храмы.

Во многих российских городах в воротах храма можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Portrait-der-Mademoiselle-Julie-Manet-mit-Katze-min.jpg

Сегодня кошачьи фигурки появляются из руин многих древних цивилизаций. Н

ачиная с эпохи Возрождения, им удалось проникнуть в картины известных художников западного искусства…

DkvyMnrW4AA_frq.jpg

И, напоследок, веселая история.

Зашел мужик в антикварную лавку, вяло посмотрел на прилавок, собрался уже уходить. Вдруг видит: у входа кошечка молочко пьет, а блюдечко — 7-ой век до нашей эры!

Мужик возвращается к продавцу:
— Извините, я одинокий человек, живу без друзей… Вот ваша кошечка мне так приглянулась… Вы не могли бы мне ее отдать?
— Нет, нет. Ее так мои дети любят.
— Ну, я такой одинокий… Я вам 10 долларов дам…
— Нет, нет, не продается.
Наконец, на 150 долларов сторговались.
Мужик уходит, уже в дверях оборачивается:
— Ваша кошечка, наверно, привыкла пить из этого блюдечка, вы не отдадите?
— Нет, нет.
— Я вам 10 долларов за него дам…
— Ну что вы, это же Тутанхамон, 7-ой век до нашей эры… Я так уже 87 кошечек продал…

В каждом втором доме проживает кошка или кот, их любят и лелеют. Этих животных заводят родители для детей, а также одинокие люди для пребывания дома в веселой компании. Как эти животные настолько привыкли к людям и стали нам такими родными? Как они прошли этот длительный процесс одомашнивания и стали для нас настоящими друзьями?


Кошачьи суеверия

Мец был не единственным местом, где завели традицию издеваться над котами. В Померании и Богемии крестьяне убивали животных на полях, так как по поверью это помогало защитить урожай он вредителей и воров. В Дании их закрывали в бочки и вешали на деревья возле дорог. Проезжавшие мимо рыцари могли упражняться в пробивании деревянных емкостей копьями и стрелами, а попавший сквозь бочку точно в кошку вознаграждался шуточным титулом «кошачьего короля».

Особо изощренный способ убийства кошек практиковали в разных районах средневековой Европы строители. Считалось, что замурованное в фундамент или стену животное защищает здание от крыс и мышей. Когда в наши дни проводили реставрацию лондонского Тауэра, в одной из стен крепости обнаружили мумию кошки, замурованную в нише в 17 столетии.

Возможные пути эволюции кошки

Домашние кошки - несомненно, ласковые, спокойные и нежные животные. Но в то же время они остались диковатыми, воинственными и самостоятельными. По проведенным исследованиям, на сегодняшний день кошка самое популярное домашнее животное во всем мире. Общее количество кошек в мире, проживающее с человеком, составляет более 600 миллионов. И не смотря на это, кошки остаются загадочными животными с неясным происхождением.

Ряд домашних животных, был приручен человеком для получения выходы. Года уходили на то, чтобы приручить корову, овец, коз и собак. А кошек к слову, так приручить и не удалось. Дикие животные приручались ради того, чтобы получать охрану, мясо, молоко, шерсть или для выполнения тяжелого физического труда. Кошки же не используются в деятельности человека.

Фелинологи утверждают, что по своим характеристикам, кошка не самый лучший кандидат для одомашнивания. Все дело в том, что большинство одомашненных ныне животных, являются стадными. Занимая роль альфа-самца, человек получал контроль за всем стадом или стаей. Обеспечивая стаду кров, питание и защиту, человек смог адаптировать этих животных к новой жизни. Но кошки ведь совсем другие. Они одиночки, облигатные охотники - требующие исключительно мясо и защищают рьяно свои территории. Исключением в этом случае, являются львы, образовывающие прайды. Одомашненные животные питаются в основном растительной пищей, в отличие от плотоядных кошек.

Эволюционировавшие кошки, почти полностью потеряли способность ощущать сладкий вкус и даже привкус в углеводах.

Примечательно и то, что кошки не поддаются дрессировке, поэтому использовать этих животных для каких-то полезных действий, не возможно.

Тем не менее, кошки находятся с человеком множество веков бок о бок. Существует предположение, что люди не приручали кошек. Эти животные сами выбрали находиться рядом с человеком и его жилищем.

Времена неолита, начало земледелия, скотоводство у древних людей и создание стабильных поселений, привнесло в дикий животный мир свои коррективы. Голодными и любознательными оказались и домашние мыши, которые проявляли повышенный интерес к зернохранилищам. Считается, что именно домашние мыши стали основополагающим фактором, привлекшим диких кошек к жилищу человека. Отличным местом для охоты у кошек считались и мусорные свалки, располагающиеся на окраинах древних городов. Доступ к пищевым отходам и мышам - стали основным фактором, почему кошки выбрали жить рядом с человеком. Заботились о кошках крайне мало, поэтому животным приходилось выживать самостоятельно.

В современном мире кошки остались независимыми и спокойно могут выживать без человека. Одичавшие кошки в городах, сбиваются в стаи и выживают собственными силами. Дело в том, ученые в ходе ряда научных исследований доказали, что в древние времена кошек люди не старались разводить, в отличие от собак и пород сельскохозяйственных животных. Длилось это вплоть до наступления Средневековья.

Считается, что одной из первых, созданных при помощи человека домашних пород кошек, стали животные с пятнистым окрасом. Такой окрас в дикой природе не встречается.

Доподлинно известно, что селекционные работы относительно кошек, проводятся плотно последние 150 лет. В нынешнее время известно более 250 пород кошек, но они не сильно отличаются друг от друга по фенотипу. В отличие от других домашних животных - собак, у кошек нет большого размера по характерным особенностям строения туловища или размерам. Так, поставив рядом собаку породы боксер и пекинес, разница будет ощутимой. Если же поставить одну из самых больших кошек породы мейн-кун и, например, самую маленькую породу кошек - сингапуру, изменения по фенотипу будут незначительные.

При этом, активные селекционные работы в последнее время набрали популярность. Уже появились новые породы кошек, отличающиеся от других своими размерами, такие как:

Проводиться селекционная работа и для получения кошек с короткими лапками , нестандартной формой ушей или же бесхвостых . С течением времени и эволюции, домашние кошки начали меняться и в характере. Некоторые породы, например, такие как рэгдолл, настоящие компаньоны. Их смело можно назвать «котопсом». Эта порода кошек спокойная и мягкая по характеру, хорошо поддается дрессировке.

Споры по поводу того, где кошкам лучше - на свободе или же рядом с человеком, не умолкают. Но тут стоит отметить, что домашние породистые кошки, могут одичать, но в то же время не страдают от нахождения в квартире.

Эти животные радуются приходу владельца, не прочь поганятся за игрушечной мышкой, а вот при виде живого грызуна серьезно могут испугаться. Питание, которое получают современные кошки - подходит для них лучшим образом, так как система пищеварения уже претерпела изменений и адаптировалась под новый вид пищи. Если же говорить о кошках, проживающих в приближенных к диким условиях, их характер немного иначе. Таким животным требуется больше свободы.

Уже спустя 2,5-3 тысячи лет, домашние кошки могут иметь самые разнообразные размеры и характеристики. Это могут быть животные, напоминающие по размерам тигра, но при этом быть ласковыми, послушными и покладистыми. Не исключено, что в ходе эволюционного развития, кошки вытеснят собак, используясь для охранной службы, поиска предметов или ловли злоумышленников.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Когда мы подружились?

Можно было бы подумать, что археологические данные позволяют легко понять, когда произошло одомашнивание кошек, но у диких кошек и одомашненных кошек есть удивительно похожие скелеты, усложняющие исследования. На острове острове Кипр в 1983 году, археологи обнаружили челюстную кость кошки, которой около 8000 лет. Так как казалось маловероятным, что люди привезли бы диких кошек на остров еще не привыкшим к людям, обнаружение предполагает, что одомашнивание произошло еще раньше.

В 2004 году открытие еще более древнего места на Кипре, в котором кошка была преднамеренно похоронена вместе с человеком, сделало еще более уверенным мысль, что древние кошки острова были одомашнены ранее, это отодвинуло одомашнивание еще на 1500 лет назад.

Исследование, опубликованное в научном журнале «Наука», нашло больше деталей в загадке одомашнивания кошек на основе генетического анализа. Авторы заявили, что все домашние кошки произошли от ближневосточной дикой кошки Felis sylvestris, что буквально означает «лесной кот». Некоторые авторы исследования предполагают, что процесс начался до 12 000 лет назад.

Жители Меца сжигают кошек

Жители Меца сжигают кошек

В Меце убили последних кошек, а затем регулярно ввозили их из других городов, чтобы с изощренной жестокостью уничтожать. В течение последующих 400 лет в этом французском городе ежегодно сжигали на главной городской площади 13 кошек в железной клетке. Так как танцевальная эпидемия больше не возвращалась, считалось, что этот обряд помогает.

Читайте также: