Кошки в религиях мира: что говорят разные религии о кошках

Обновлено: 05.10.2024

Люди, которые почтительно относятся к религии, обычно верят, что существует некое место, куда душа праведного человека отправляется после смерти. Как правило, это место называется раем. В любой из существующих ныне религий есть понятие «Рай». Оно связывается с послушанием человека и выполнением всех тех заповедей, которым учит религия. А есть ли рай для домашних питомцев? И вообще есть ли душа у животных? Например, у кошек?

Кошки и религия: иуадаизм

jewish

В Торе кошка не упоминается, по-видимому, евреи-кочевники не нуждались в услугах хранителя амбаров, но также они считали кошку символом идолопоклонства из-за почестей, которые ей оказывались в соседнем Египте. В Талмуде коты ловят змей и называются образцом скромности, хотя в тоже время говорится, что они могут быть опасны для детей (приводится случай, когда кошка откусила ребенку руку).

В целом, евреям не возбраняется держать кошку дома (в отличие от собаки), за кошкой нужно ухаживать, ее нужно лечить и хорошо кормить. Запрещается жестокое обращение с кошками и их кастрация, однако не возбраняется применять к животному незначительную физическую силу, если оно слишком настойчиво мешает человеку. И главное - любовь к кошке не должна быть сильнее любви к людям, помощь человеку должна быть первична.

Только ультраортодоксальные иудеи (харедим) считают домашних животных уделом гоев, а потому легко могут забить камнями кошку или собаку, если те попадутся им на глаза.

Есть ли у кошек душа

Понятие «душа» очень нечёткое и даже однозначного толкования этого термина нет. Стоит подчеркнуть, что официальная современная наука не признаёт душу как какую-либо часть тела или организма. Поэтому ответить на вопрос, есть ли душа у кошек, очень сложно — ведь до сих пор непонятно, если она у человека!

Все существующие версии теорий о наличии души у кошек основаны на предположениях и гипотезах, никаких научных доказательств или установленных фактов на данный момент нет.

Кельтская мифология

Древние кельты однозначно считали, что у кошек есть душа. Это связано с котом Ши, который появляется в старых легендах Ирландии и Шотландии. Сам по себе кот Ши не был ни злым, ни добрым, но он обладал умением воровать души умерших людей, пока их не похоронили.

Соответственно, это умение говорит о том, что у самого Ши была душа, так как иначе он не смог бы выполнять свои грабительские набеги на дома, где только что кто-то умер.

Кошки и религия: ислам

islam

В исламе кошка - самый главный зверь, почти священный. Кошке мусульманина можно все, и, разумеется, ей открыт вход и в мечеть, и в дом. Причины такого отношения к котам в исламе просты - сам Пророк ценил и обожал этих животных.

У Мохаммеда была белая разноглазая кошка по имени Муиза. Согласно хадисам, когда Муиза заснула на рукаве хозяйского кафтана, а Пророку надо было срочно уходить, он не согнал питомицу, а отрезал рукав, чтобы не будить жвотное. Также Мохаммед мог пить воду, которую лакала кошка, и считал эту жидкость пригодной для омовений перед молитвой.

Известно и то, что у Пророка был друг и сподвижник Абу Хурайра (отец кошек), и котенок, которого он воспитал, однажды спас Мохаммеда от змеи. В благодарность пророк оставил на лбу у кошки букву «М» и погладил по спинке, научив всегда падать на четыре лапы.

Скандинавские мифы

Народы севера Скандинавии не поклонялись кошкам: для них это были домашние питомцы, которые согревали их во время зимних холодов. На тему наличия души у усатых животных в скандинавской мифологии существует несколько любопытных сказаний. Например, о том, как кошки попадают в некое место, которое вполне может быть раем с человеческой точки зрения.

Когда любимое домашнее животное умирает, то оно попадает на так называемый Мост Радуги. Там светло и хорошо, много пищи и тепла. Даже самые старые и больные кошки там становятся молодыми и активными.

На Мосту Радуги кошки дружат с собаками. Все они вместе дружно играют, ведь пищи в избытке хватает на всех. Но однажды кто-нибудь из них останавливается и начинает смотреть в туманную даль. В глазах животного загорается огонь. Зверька уносит от друзей по играм — он заметил где-то на земле своего старого хозяина. Если такое случилось — значит, хозяин очень тосковал по кошке или собаке и часто её вспоминал.

Мост Радуги — это временное пристанище для души кошки. Таким образом, скандинавская мифология утверждает, что у кошек есть душа, раз есть райское место, куда они отправляются после смерти.

Кошки в различных религиях мира

В Библии же эти животные упоминаются всего лишь вскользь, как обычные домашние питомцы, что не формирует к ним какого-то определенного отношения. Между тем, ранние христиане почитали кошек не меньше, чем жители древнего Египта. Но это случилось из-за того, что раннее христианство вобрало в себя многие черты язычества.

Отдельного внимания удостоены коты в Исламе. Эта религия преподносит их как пример для подражания в силу грациозности, гордости и ловкости. К тому же, еще в древнем Исламе люди верили, что к человеку может быть приставлен помощник и защитник, который может обретать вид животного, в том числе и кошки. Не слабым толчком к почитанию этого животного была и любовь к нему пророка Мухаммеда. Как известно из приданий, он даже во время своих проповедей предпочитал держать на руке питомца белого цвета.

Особое отношение к кошкам и в индуизме. Поскольку религия предполагает поклонение нескольким божествам, то в ней нашлось место и этим зверям. Например, кошку часто называли спутницей одного из обликов богини Дэви, которая по традиции использовала её в качестве ездового животного. Немало упоминаний о котах есть и в иудаизме.

Не смотря на то, что в Торе упоминания о кошках нет, оно есть в Талмуде. При этом отношение к ним описывается разное. В одном месте животное упоминается как домашнее животное, в другом его называют опасным для новорожденных детей хищником. Третье упоминание гласит, что если бы не было Торы, то иудеям пришлось бы учиться чистоплотности у кошек.

Кошки и религия всегда имели неоднозначные взаимоотношения, которые зависели и от самих кошек и их поведения, и от, зачастую, не слишком понятных догм и заповедей. Сегодня, когда число религиозных людей и практикующих верующих всех конфессий растет, мы задались целью прояснить отношение различных религий к кошкам.

Древний Египет

Главным кошачьим божеством в Древнем Египте была богиня Баст. Она считалась покровительницей всех женщин и домашнего очага. Поэтому в каждой семье дочерей Баст — обычных кошек — очень почитали и уважали.

При сложных родах всегда молились кошкам и Баст, так как считалось, что именно эти существа из-за своей плодовитости могут помочь воспроизвести на свет здорового младенца. В Египте очень много различных мифов, связанных с кошками, и практически каждый из них так или иначе затрагивает тему наличия души у этих животных. Так или иначе, но все египетские кошки считались божественными животными, которые имели свою бессмертную душу.

Например, у бога Солнца Ра был свой домашний кот. Именно кот первым вышел в бой против коварного змея Апола и помог хозяину сразить врага. Кошки первыми чувствуют опасность и помогают своим владельцам счастливо избежать многие удары судьбы.

Древняя богиня с лицом кошки и телом человека покровительствовала женщинам

Кошки и религия: христианство

В раннем христианстве к кошкам было исключительно позитивное отношение. Бытовала легенда, что младенец Иисус мерз в яслях, и кошка пришла к нему, чтобы согреть своим телом. В благодарность за помощь дева Мария погладила животное по лбу, оставив свой знак - букву «М». А согласно другому мифу, только кошке Бог позволил запомнить обратную дорогу в Рай, после того, как из него изгнали Адама и Еву.

catholic

Но в Средневековье отношение к котам резко изменилось, правда, только у католиков. Кошек обвинили в сотрудничестве с дьяволом и ведьмами, они стали символом колдовства, похоти, греховности, ереси и даже воровства. В Германии кошек сжигали на кострах, во Фландрии - скидывали с башен, во Франции - забивали насмерть. Считается, что инквизиция истребила до 90% всех европейских котов. Такое странное отношение к охотникам на мышей и крыс привело к стремительному распространению чумы и к почти полному вымиранию Европы. В итоге, католицизм реабилитировал кошек и теперь относится к ним положительно.

orthodox

В православии кошки никогда не подвергались гонениям и всегда считались чистыми животными. Кошка может жить дома и даже в храме, только нельзя пускать ее в красный угол и в алтарь соответственно.

Копты же вообще полагают, что кошки принимают участие в загробном суде над праведниками и грешниками. Вероятно, такое поверье - отголоски египетского поклонения кошкам.

Только у некоторых протестантов сохраняется негативное отношение к усатым-полосатым. Причем, если католики особенно не любили черных кошек, то пуританам не угодили - белые. Белые кошки у скандинавских и англо-американских протестантов считаются пособницами в супружеской неверности и разврате. Скорее всего, причиной тому кельтское поверье о богине Каридвен, которой служили белые коты.

gert

И конечно, у кошек есть святые покровители. В православии о кошках заботится Святой Власий, в то же время ветеринарам следует молиться Святым Фролу и Лавру. Католики же благословляют питомцев на день Святого Франциска Ассизского, по преданию кошка спасла его от чумной крысы, а покровительницей кошек называют Святую Гертруду Нивельскую, которой надо молиться об избавлении от мышей.

Если подвести итог, то христианин, вне зависимости от конфессии, можно быть владельцем кошки. Только не стоит забывать, что животные, хоть и божьи твари, но твари, созданные для людей, чтобы удовлетворять их нужды, а потому неправильно делать из любви к кошкам культ.

Ислам

Пророк Мухаммед ещё при жизни очень любил кошек: об этом говорится и в Коране. Однако несмотря на это, ислам учит, что у животных есть своя душа, но она смертна так же, как и тело. Рай в исламской религии — это награда для праведников, туда пускают только людей.

Кошки, как и другие домашние и дикие животные, лишены этого права: ведь они не могут выбирать между добром и злом, а, следовательно, действуют только сообразно своей природе. Им не нужны ни рай, ни ад.

Таким образом, ислам отрицает наличие у кошек бессмертной души, хотя и признаёт, что животное наделено душой — но погибающей вместе с телом.

Кошка в исламской религии

Ислам не запрещает держать кошек дома, но накладывает на владельцев некоторые ограничения: за питомцем необходим тщательный уход

Индуизм

Индуистское учение полностью подтверждает наличие души у кошек. При этом приверженцы религии верят в то, что любое животное может попасть как в рай, так и ад — в зависимости от своих деяний при жизни.

Духовная сущность живого существа в этом учении называется «Атман». При этом «Атман» не разделяется на человеческий или животный, поэтому рай для всех один, точно так же, как и ад. После определённого времени, проведённого в раю или аду, «Атман» будет возвращён обратно, при этом он может воплотиться в любое создание — от микроба до человека.

По учению индуизма душа есть не только у кошек, но и у любых предметов (даже у деревьев и камней).

Атман в индуизме

Атман может быть воплощён в любом живом и даже неживом предмете

Народные приметы о кошках

Практически у каждого народа мира есть приметы, связанные с кошками. Особенно много примет у славян, так как кошки издревле жили бок о бок со славянскими народами. Самыми распространёнными из них считаются следующие:

  • кошка начала умывать голову и ушки — жди гостей в дом;
  • чтобы гость вернулся в дом ещё раз, нужно положить ему на плечо клочок шерсти с хвоста кошки;
  • если посторонняя кошка просит ласки — к благоденствию и выгоде;
  • если кошка спит, уткнувшись носом в хвост — будет похолодание;
  • кошка спит животом кверху — к внезапному потеплению;
  • облить кошку водой — сократить себе жизнь;
  • кошка у алтаря во время венчания — к несчастливому браку;
  • кошка спит на обеденном столе — к смерти в семье;
  • взять в дом бездомную кошку — к счастью и удаче в денежных делах;
  • чтобы забеременеть быстрее, нужно погладить чужую беременную кошку.

Самой знакомой для всех без исключения приметой считается чёрная кошка, перебежавшая дорогу. Существует поверье, что чёрная кошка, которая внезапно переходит дорогу человеку или автомобилю, предвещает несчастье. Есть несколько способов, чтобы избавить себя от неудачи:

  1. Дождаться, пока кто-нибудь другой не перейдёт первым дорогу, чтобы «взять» на себя дурное предзнаменование.
  2. Плюнуть через плечо налево и смело идти вперёд.
  3. Взяться за пуговицу на одежде и держаться за неё, пока не будет покинуто место встречи с кошкой.

Однако славяне верили, что первой в новый дом нужно запускать именно чёрную кошку. В этом случае она сулила только удачу и счастливые годы на новом месте.

Чёрная кошка

Кошка чёрного цвета в разных приметах может стать причиной удачи или неудачи

Кошки и религия: буддизм

buddha

Изначально кошка не входила в круг животных, подлежащих защите в буддизме. Дело в том, что она то ли не удосужилась прийти к смертному одру Будды, то ли пришла, но съела там крысу, лизавшую благовония, и таким образом нарушила запрет на войну между зверями.

Но со временем буддийские монахи подметили у кошек склонность к медитации и оценили их талант в ловле мышей, а потому рассудили, что в каждом живом существе есть Будда, и кошка тоже может обрести нирвану.

Только вот держать дома животных, ограничивая их свободу, настоящий буддист не должен. Кошек можно только прикармливать и лечить, не более того.

Кошки и религия: зороастризм

В первой в мире монотеистической религии, зороастризме все животные делились на чистых и нечистых. К чистым относились, например, собаки и ежи, а к нечистым - змеи, насекомые и, увы, кошки. Считалось, что кошек, как и прочих нечистых животных создал злой дух - Ахриман, и эти животные составляют его армию, а потому их убийство помогает борьбе добра со злом. Так что, зороастрийцам нельзя держать в доме кошку, нельзя использовать посуду или пищу, к которой она прикасалась.

Кошки и религия, как видите, весьма совместимые вещи, если вы, конечно, не харедим или зороастриец, но в этом случае вы вряд ли бы зашли на наш сайт.

Для человека нет компаньона желаннее, чем кошка. 9500 лет назад эта гордая и грациозная одинокая охотница пришла к нам, чтобы навсегда поселиться рядом. Мудрая и лукавая, дикая и ласковая, благородная и коварная, трогательная и жестокая – кошка несет свою двойственную природу словно флаг; и образ этой двойственности навсегда закрепился в религиозных традициях разных народов.

Христианство

Пожалуй, самое неоднозначное и противоречивое отношение к кошкам существует в христианской традиции. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, следует углубиться в самые истоки христианства и обратиться к Священному Писанию.
В Библии кошка упоминается всего два раза; первый раз — в Книге пророка Исайи (это часть Ветхого Завета) и второй раз – в неканоническом Послании Иеремии. Причем, эти редкие упоминания не несут в себе никакого религиозного либо философского контекста. В текстах Писания кошки — это лишь ординарные домашние животные, вечно крутящиеся возле людей.
Раннее христианство вобрало в себя многие идеи древности, в том числе и касательно кошек. Например, очень ярко это заметно у христиан-коптов. В коптском Евангелии, в частности, упоминались кошки, вершащие суд над людьми после смерти. По всей видимости, это – отголоски культа бога мертвых Осириса, который часто изображался в виде кота.
Из раннехристианских времен, впитавших в себя языческое почитание природы, вышли и святые покровительницы кошек. Например, Св. Гертруда из Нивеля, которой молились садоводы, вдовы и путешественники, изображалась с кошечкой. В день Св. Агаты, 5 февраля, француженкам запрещалось работать, а тем женщинам, которые пренебрегали этим правилом, могло здорово достаться от святой, являющейся к ним в облике рассвирепевшей кошки. Св. Агата и Св. Гертруда Нивелльская до сих пор весьма чтимые католические святые.
Ну и, конечно, стоит упомянуть и покровителя всех без исключения животных Св. Франциска Ассизского. Говорят, что во время эпидемии его спас от чумной крысы кот, неожиданно выскочивший у святого из рукава. Сегодня в день памяти Св. Франциска в католических церквях совершается богослужение с благословением домашних животных, в том числе и кошек.
На Кипре, около города Лимассол, имеется монастырь Св. Николая-кошатника (Ayios Nilolaos ton Gaton), при котором на полном обеспечении живет множество кошек. Такой трогательной заботе они подлежат в благодарность за то, что когда-то избавили окрестности монастыря от ядовитых змей. 19 декабря, в день Св. Николая, весь утренний улов местных рыбаков отдают кошкам, чтобы следующий год святой был благосклонен к тем, чья работа связана с морем.
Одна старинная французская легенда утверждала, что кошка является единственным живым существом, которому было дано право запомнить обратную дорогу в Эдемский сад после изгнания оттуда Адама и Евы. Позже она воспользовалась своим знанием, чтобы привести к райским вратам Иакова.
Также в раннехристианские времена пользовались большим почтением и уважением кошки, у которых на лбу была особая метка в виде буквы «М». Это считалось свидетельством божественной награды. Предание гласит, что когда Дева Мария родила Иисуса, в хлеву, где это произошло, было очень холодно, и Новорожденный дрожал и плакал от стужи так, что Мать никак не могла успокоить его. Откуда ни возьмись, пришла кошка, легла рядом с Младенцем, согрела его и успокоила своим мурлыканьем, так что вскоре Божественное Дитя мирно уснуло. В благодарность за этот благородный поступок Мария поместила на лбу у доброй кошки первую букву своего имени – «М».
В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.
В Раннем Средневековье в таком качестве кошка практически не упоминается. Репутацию ей испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»). Еретические, якобы с участием кошек, ритуалы катаров, в течение продолжительного времени бывших, кстати, на ножах с римско-католической церковью и Папой, стали очень удобным предлогом для жестокого уничтожения этого христианского течения. А для европейских кошек предопределилась их дальнейшая весьма печальная судьба.

В 12 веке появился целый класс книг, называемых сводами естественных творений. В них изобиловали такие абсурдности, связанные с кошками, что это окончательно перевело их в разряд демонических тварей – якобы кошки ядовиты, якобы способны возбуждать в человеке похоти, что глаза их видят демонов, и что кошки могут беременеть сами по себе, без котов и прочее. Все эти свойства кошек якобы активно использовались ведьмами для приготовления разнообразных вредоносных снадобий и ядов. Ведьмы и сами могли принимать обличье кошек (особенно, черных), либо получали этих животных в презент от дьявола в качестве помощниц для совершения всяких пакостей. Например, если требуется украсть «по-тихому» какой-либо предмет, то кошкам в этом просто нет равных. Поэтому кошек частенько прозывали воровками. Так как черный цвет считался атрибутом всякой нечисти, соответственно, встреча с черной кошкой добродетельному христианину не сулила ничего хорошего.
Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.
Во Франции в день Иоанна Крестителя кошек пытали, сжигали и вешали, даже на праздничном майском шесте. В Германии женщин, изменяющих своим мужьям, наказывали таким образом: сажали в мешок вместе с кошкой и били палками. Обезумевшее животное кусало и царапало неверных, одержимых наведенной похотью, жен. После экзекуции кошку (вместе с перешедшим на нее грехом прелюбодеяния) сжигали. Во Фландрии и карликовых германских княжествах кошек, в качестве воплощения предателя-Иуды, сбрасывали с колоколен и башен замков. Там же, во Фландрии, с помощью кошек избавлялись от привидений, населявших старые замки – собирали бездомных животных и шпарили кипятком до смерти. Призраки, увидев это, должны были в ужасе покинуть свои пристанища. Белые кошки, в древней скандинавской традиции символы влюбленных, в Средневековой Норвегии и Северной Германии получили статус пособников разврата и преступных любовных похождений. За что нещадно истреблялись. Позже этот варварский обычай переняли английские (в последствие, американские) пуритане, которые к тому же телесно наказывали тех женщин, которые посмели приютить или покормить белых кошек.
Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи, что имели место быть на территории континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).
Как бы то ни было, все эти изобретательные непотребства продолжались более пятисот лет. И лишь в 18 веке европейские христиане, наконец, «простили» кошек.
А вот у ортодоксальных христиан ситуация с кошками была диаметрально противоположна. В православной традиции было принято наоборот, кошек привечать, любить, баловать, уважать и не обижать. Например, в русских монастырях «ради утешения братии» не было запрещено держать котов и кошек. Кошек пускали в храмы и разрешали быть там везде, кроме алтаря. В русских церквях (особенно в тех, что построены в древних городах) в храмовых воротах даже имелись специальные отверстия – проходы для кошек. Существовало интересное объяснение, почему кошке разрешали входить в храм. По одной версии, во время путешествия в Ноевом ковчеге кошка переловила всех мышей, чтобы они не подъедали и без того скудные запасы продовольствия для плывущих в нем людей и божьих тварей. По другой версии, сатана, страстно желая в прямом смысле утопить дело Ноя, обернувшись мышью, прогрыз в днище ковчега дыру. Кошка заткнула ее своим пушистым хвостом, и ковчег со всеми его обитателями был спасен.
Да и вообще, в восточнославянской традиции считалось, что кошки не способны, в силу своей просто маниакальной чистоплотности, осквернить ни одного дома – ни человеческого, ни Божьего.
Единственное, в чем «обделили» русских кошек, так это святой покровитель. В отличие от других животных, у кошек его нет.

В иудаизме существует довольно сложная для понимания и местами запутанная система классификации животных, усугубленная к тому же многочисленностью ветвей религиозных традиций. Это в полной мере касается и домашних животных.
В общем, в иудейской традиции нет религиозного запрета держать в доме животных, если они неопасны. Однако у истово верующих евреев в домах нет ни кошек, ни собак, потому что дом есть обитель человека, а не животного. Животных нельзя обижать, даже разрешается помогать им, если они бездомны или больны, но демонстрация, если так позволительно выразиться, такого гуманизма (как истинного, так и ложного) строжайше запрещена, ибо это считается крайней степенью эгоизма (ведь любовь нужно дарить, прежде всего, людям). К тому же, если животное голодно и надоедает вам, клянча еду и путаясь под ногами, вполне допускается ударить его пару-тройку раз. Хотя убивать животных ради развлечения нельзя.
Теперь что касается кошек. В отличие от, скажем, собак, которые евреями воспринимаются (без права реабилитации) однозначно резко негативно и определены как существа нечистые, кошки в иудаизме выступают в качестве существ, отношение к которым довольно противоречиво.
В Торе кошки не упоминаются ни разу. По поводу того, почему так сложилось, существуют разные версии. Одна из них гласит, что в ветхозаветные времена кошки просто еще не были приручены, поэтому никаких сведений о них в священных книгах евреев не зафиксировано. Однако это кажется весьма сомнительным, поскольку в то же самое время другие многочисленные народы и племена, обитающие на соседних землях, уже имели кошек в качестве домашних животных, а некоторые даже обожествляли их. Другая, более правдоподобная версия состоит в том, что игнорирование кошек в текстах Торы объясняется как раз тем, что древние иудеи уж слишком хорошо познакомились с этими животными, культ которых процветал в стране Гошен (так евреи называли Египет), где божий народ проживал до Исхода в качестве рабов. Иудей воспринимал кошку как тройной степени нечистоту – некошерное животное, объект религиозного поклонения (идол) и олицетворение мертвечины, к которой строго запрещается прикасаться (в Египте кошек считали божествами, неприкосновенными, а после смерти в обязательном порядке мумифицировали и хоронили в специальных некрополях). Соответственно, чем меньше в священных книгах будет упоминаний об этих ужасных существах, тем лучше.
Позже, однако, приверженцы иудаизма несколько смягчили свое резкое неприятие к кошкам. В Талмуде, например, «хатуль» (то есть, кот или кошка) упоминается приблизительно раз десять в различных главах. Характеризуются там кошки очень по-разному: и как очень полезное домашние животные (например, рассказывается о кошках, которые ловили мелких змей, чтобы они не заползали в дома, причем, змеиный яд им вовсе не вреден), и как свирепые хищники, опасные для маленьких детей (история о том, как кошка откусила руку ребенку), и как достойный пример для подражания («Если бы не была дана Тора, мы учились чистоплотности у кошек»).
В сборнике под названием Пасхальная Агада, среди многочисленных забавных и поучительных народных песенок, служащих большей частью для развлечения детей, имеется одна, где тоже фигурирует кошка. Это «Хад гадья» («Один козленок»), песня с повторяющимся рефреном, которая повествует о том, как отец семейства купил на базаре козленка, козленка сожрала кошка, кошку укусила собака, собаку побила палка, палку сжег огонь, и т.д.
В книге Берешит (комментарии к Торе) указывается, что христиане похожи на собак, а кошки подобны иудеям – церемониальны, как фарисеи, степенны и независимы, мистически настроены и изнежены, и также пренебрежительно (хотя и без ненависти) относятся ко всем прочим живым существам.
Комментарии на книгу Исхода, написанные рабби Шломо Ицхаки, описывают меры ответственности за гибель взятого на постой животного, принадлежащего другому человеку. Если, так сказать, к этому неприятному событию «приложила лапу» именно кошка, владельцу следует выплатить компенсацию.
Sefer Chasidim (Книга Благочестивых) предписывает иудаисту быть милосердным ко всем тварям, которых создал Всевышний, и «не кидать камня ни в кошку, ни в собаку».
Харедим (евреям-ультраортодоксам) строжайше запрещено держать кошек в доме. Отношение к этим существам, равно как и к собакам (как к атрибутам гоев), у харедим исключительно брезгливое, агрессивное и болезненное, причем до такой степени, что не возбраняется благополучно забыть наставления о милосердии и просто-напросто забить «грязное гойское животное» камнями насмерть.
У евреев-хасидов имеется целая серия легенд о переселении душ. Самая известная из них — о девушке, которая по субботам шила и за этот грех была наказана: в следующем воплощении родилась кошкой.

Согласно базовым понятиям индуизма, в жизни человека главным принципом является непричинение вреда. Из этого развились, в частности, запреты на употребление мяса, на враждебное отношение людей друг к другу и на жестокое или безразличное отношение к животным. «Братья наши меньшие» — это звучит очень по-индуистски. Но, несмотря на законы этой религии и ее высокий уровень нравственности, требующий проявлять гуманность ко всем живым существам на земле, жизнь, как известно, вносит во все свои коррективы. Чему прекрасный и показательный пример, связанный с отношением индуистской традиции к кошкам.
У индуистов, особенно проживающих в сельскохозяйственных районах, с древности большим почтением пользовалось божество Шаштхи, или Сашти, одна из форм Дэви. Эта богиня покровительствовала преимущественно женским сферам бытия – материнству, семейному счастью, благополучию, домашнему очагу. Имя Шаштхи означает «шестерица», потому что в течение первых шести дней после рождения она персонифицировала младенца. Вот почему ее считали также и защитницей детей. Под именем Скандаматы ей молились женщины, желающие родить ребенка. Шаштхи даже изображали с дитятей на руках и восседающей верхом на кошке. Кошка является ее ваханой – священным ездовым животным, усиливающим мощь богини, а также ее символом. В Западных областях Индии и в Бенгалии и вовсе считалось, что кошка, особенно черная, и есть сама богиня. Поэтому следовало обязательно держать в доме кошку, кормить ее и холить, дабы выразить уважение к этому божеству.
Еще одно обожаемое божество индуизма – это Ганеша, слоноголовый бог, сын Шивы и Парвати. Он тоже связан в какой-то мере с кошкой, причем, очень двояко.
Один из мифов гласит, что когда Ганеша был маленьким, он очень любил играть с кошкой, причем игры эти были далеко не безобидны. Однажды, наигравшись и закончив терзать бедное животное, он отправился к своей матери Парвати и обнаружил ее в ужасном виде — грязную, измученную, избитую и исцарапанную. Как оказалось, Парвати и была той самой кошкой, над которой издевался ее сын Ганеша. С тех самых пор индуистам строжайше запрещается обижать кошек.
С другой стороны, кошек индуисты все-таки не жалуют и в домах не держат. Во-первых, не любят из-за того же Ганеши. Дело в том, что его вахана – мышь. А на кого предпочитают охотиться кошки? А во-вторых, потому что кошки, как ни крути, все-таки плотоядные хищники, охотники, неисправимые мясоеды, неприспособленные природой к вегетарианству, принятому к обязательству в индуистской традиции.
«Махабхарата» рассказывает историю о хитрости и коварстве кошки, которая, притворившись набожной, приобрела репутацию добродетельнейшего существа по всему берегу священной реки Ганг. Чем и пользовалась – брала в ученики мышей, предпочитая тех, кто пришел учиться мудрости издалека, уводила их в лесную чащу и там съедала.

В буддийской традиции кошкам придавалось особенное значение. В силу определенных причин, отношение к этим животным тяготеет, если так можно выразиться, к отрицательному полюсу. Но это только на первый взгляд. Всему виной та самая знаменитая история о смерти Будды.
Согласно индийской версии легенды, кошка была единственным животным, отсутствующим в тот момент, когда великий Будда был на пути к своему освобождению. Все животные, кроме кошки и змеи, собрались вокруг его тела и горько оплакивали его. Кошка же в это время была занята более важным делом – ловлей мышей. Такое пренебрежение к столь важному событию как кончина Будды и послужило причиной того, что кошка даже была исключена из списка животных, подлежащих защите.
Однако существует еще один вариант этой легенды, который делает упор на двойственность кошки. Когда Будда умирал, у его смертного одра собрались все звери, оплакивая его. Крыса принялась лизать масло из лампы, а кошка поймала ее на этом преступлении и съела. С одной стороны, это деяние было благом, так как кошка спасла благовонное масло для воскурения во славу Будды. С другой стороны, кошка поступила дурно, вопреки велению Будды всем существам любить друг друга. С тех пор кошка считается приносящей как добро, так и зло.
Легенда об умирающем Будде несет еще одну очень важную идею: кошка в ней выступает символом низших астральных сил, низменных качеств человека, которых не должно быть в буддисте, желающем достичь просветления и освобождения.
Но следует отметить, что ничто, даже дурное поведение, не помешает кошке, равно как и любому другому живому существу, достичь нирваны.
Вот так первоначально, из-за истории с Буддой, отношение к кошкам было, мягко сказать, не очень позитивное, но позже оно было пересмотрено. Произошло это благодаря тайским королям и буддийским монахам.
Тайские буддисты считали (и считают до сих пор), что дух умершего короля переселяется в кошку, следовательно, на церемонии коронации нового монарха эти животные обязательно должны присутствовать в качестве почетных гостей. Умерших тайских королей даже погребали особым образом – каждого со своей «персональной» кошкой.
У буддийских монахов, особенно китайских, кошки пользовались большим почтением. Прежде всего, они ценились за свое спокойствие, которое демонстрировалось практически в любых ситуациях. Монахи занимались разведением священных кошек, которых называли «маленькими тиграми» и «грозой зла» и специально обучали охранять сокровища храмов. В буддийской традиции в общем кошке приписывалась склонность к медитации, способность видеть в темноте, что помогало ей отгонять злых духов. Поэтому в буддийских храмах кошек как раз для этого и держали. Ну и как отменных ловцов мышей, конечно.

история происхождения кошек

В Древнем Египте кошка считалась священным животным Сета и символом благосклонности Изиды. Самая известная из покровителей кошек, это, пожалуй, египетская богиня Баст, у которой даже была кошачья голова. Кошек настолько почитали в Египте, что их убийство являлось серьёзным преступлением, а когда умирала живущая в доме кошка, соблюдались все траурные обряды. Кошки часто жили в храмах, даже существовал ритуал кормления; бродячих кошек встречали с почётом, домашние буквально ели за одним столом с семьей. Были распространены кошачьи амулеты, а умерших кошек мумифицировали и хоронили в специальных саркофагах.

В Скандинавии кошка тотемное животное Фреи (светловолосой и голубоглазой богини любви, продолжения рода плодородия и магии). Она разъезжает на колеснице запряжённой кошками, белыми и серыми (предположительно норвежскими лесными кошками). Фрея может помочь проклясть человека, издевающегося над кошками. Жрицы этой богини имели право убить любого убившего или изуродовавшего кошку. У кельтов богине Ceridwen служили белые кошки, помогавшие ей в делах на Земле.

В Древнем Риме кошка символизировала свободу и независимость, всегда сопровождала богиню свободы Либертас и изображалась рядом с ней.

Греки считали, что богиня Диана часто принимает облик кошки. Поэтому кошки находились под особой защитой.

По мусульманскому преданию, именно прарок Магомет отвёл кошке постоянное место в раю и, погладив три раза по спине, наделил кошачью породу даром падать на четыре лапы. В связи с этим преданием на арабском Востоке Магомета стали называть «отцом кошек». Аналогично к кошкам относились и турки. По сей день, мусульмане относятся к кошкам с особым расположением.

Китайцы верили в способность кошки рассеивать злых духов. Есть у них и другое поверье, связанное с кошками: только что засеянное поле надо обойти с кошкой на руках, а потом окунуть её в воду. Тогда и посевы взойдут, и урожай будет хорошим. Кошки символ энергии ИНЬ в Китае. Кошки в Японии — священные животные, безумно любимые народом. Японцы отмечают общенациональный праздник — День кошек, в этот день ласковые мурки всех пород и расцветок заполняют центр Токио. Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «нян-нян-нян», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу».

В Индии кошки олицитворяют тайну, священные животные в Персии, символ беременной женщины у разных народов и т.д. и т.п. В Таиланде же бытует суеверие: чтобы брак был счастливым и плодовитым, в первую брачную ночь в спальню запускают кота, и котище должен быть большим, матёрым и усатым.

Столетиями люди приписывали кошкам магические способности и связывали с богами, ведьмами и колдовством. У разных народов существуют легенды о кошках и их волшебных способностях. В некоторых религиях, кошки считаются священными животными. Испокон веков считалось, что чёрные кошки наделены особыми магическими способностями. Но многие народы видят в чёрных кошках вестников удачи. В Америке чёрный кот тоже предвещает удачу. Американцы верят, что если приютить бродячего чёрного кота, он обязательно принесёт вам счастье.

Английская художница Гэйл Питт известна не только у себя на родине, а также более чем в сорока странах, где она побывала, собирая материалы для своих работ. Ее потрясающие картины украшают коробочки с конфетами и печеньем, скатерти, панно, паззлы и другие предметы, выпускаемые американскими и европейскими компаниями. Гэйл обожает рисовать кукольные домики, пляжи, сады, птиц, воздушные шарики и домашних животных. Богатый опыт путешествий позволил художнице воплотить интересный проект - кошки разных народов, в котором отчетливо видны изобретательность автора и ее восхищение чудесами природы и миром созданных человеком артефактов.

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошки разных народов от Гэйл Питт

Кошек и по сей день окружает ореол таинственности, очень часто считается, что колдуны держат кошек для своих целей. Существовало твёрдое убеждение, что ведьмы умеют превращаться в кошек, поэтому иногда даже случались суды над ведьмами, «находящимися в облике кошек». Во времена инквизиции в Европе существовала порода полностью чёрных кошек (включая подшерсток), инквизиция истребила их полностью, сжигая на кострах, пробуя новые пытки, ожидая, что животные сознаются в колдовстве, даже устраивали суды.

В разных странах с кошками связано множество противоречивых примет. Например, в Британии и Австралии считается, что чёрные кошки приносят счастье, в некоторых провинциях этих стран полагают, что белые — к несчастью. Во многих странах Европы и США, наоборот, чёрная кошка предвещает несчастье, а в России защищает дом от воров. В Англии приносят счастье своим хозяевам черепаховые кошки, а в России — голубые. Говорят, что, если кошка чихала около невесты в день её свадьбы, то замужество будет счастливым.

В некоторых странах считается, что кошка, испугавшаяся встречного человека и убежавшая или просто развернувшаяся в противоположную от своего первоначального направления сторону, предвещает этому человеку неудачу. В старые времена у моряков бытовало поверье, что чёрная кошка, поселившаяся на корабле, является очень счастливым знаком. Выгнать кошку было равносильно тому, что выгнать счастье. Особенно удачливы были корабли, на которых жила полностью чёрная кошка, без белых отметин. При этом в море избегали произносить слово «кошка» — это могло накликать беду! Упавшая за борт кошка означала немедленное приближение шторма. Моряки не могли даже подумать оставить кошку на тонущем корабле, до последней возможности стараясь спасти её при кораблекрушении.

В Йоркшире считалось, что если на берегу у жены живёт чёрная кошка, то мужу в море ничего не угрожает. Это иногда даже приводило к воровству кошек. Способность кошек предчувствовать опасность уже давно никого не удивляет. В городах и деревнях на склонах Везувия на восточном берегу Неаполитанского залива нет семьи, где бы не жили кошки. За долгие века жизнь научила людей, дома которых построены на склонах действующего вулкана, полагаться на чутьё пушистых любимцев больше, чем на прогнозы ученых. В годы второй мировой войны кошки нередко спасали своих хозяев. Эта способность кошек оказалась настолько ценной, что в Европе была учреждена специальная медаль с выгравированными на ней словами: «Мы тоже служим родине». Медаль вручалась кошкам, спасшим наибольшее количество человеческих жизней.

С помощью кошек можно попытаться предсказать погоду, вот некоторые приметы:

Если кошка чихнула — это к дождю. Если чихнула трижды — бойся простудиться. Если кошка носится по дому, запрыгивает на все подряд и царапает — к сильному ветру, когда кошка успокаивается, значит, буря скоро затихнет.

Если кошка тщательно моет уши — к дождю. В Древнем Риме говорили: «Если кошка моет за ушами, значит, чувствует, что в небе появляются дырки». Говорили, вероятно, на чистой латыни.

Кошка, роющаяся и катающаяся по земле и, вообще, находящаяся в игривом настроении — это верный признак, что приближается ливень. Если кошка беспокоится, мечется с места на место — приближается ураган.

Кошка, сидящая спиной к очагу — к морозу. Если кошка пытается вырваться из дома ночью, при этом, громко мяукая — возможно, плохая погода продлится несколько дней.

Отношение к кошкам в разных религиях было разным, но в основном их подозревали в связях с потусторонними силами и даже сжигали на кострах, как ведьм. Чуть реже — признавали божеством, как это было, например, в Египте. В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там. Где хочешь, там и валяйся. И никто не обидит, не прогонит.


Все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца и была она белоснежной разноглазой красавицей. Хотя, по некоторым легендам, она была абиссинской, табби, и даже сплошь черной. (легенды мало заботятся о том, чтобы соответствовать друг другу) Одно известно точно — она была кошечкой.

Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды ее погладил. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.

Согласно легенде, котики лишали Мухаммада элементов одежды не единожды. Безвестный больной котенок пришел и умостился на краю халата Пророка, пока тот общался с учениками. Урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду нужно было уходить, он не смог заставить себя прогнать котенка, и опять отрезал полу одежды в угоду хвостатому.

Конечно, кошки платили ему добром за добро. Помимо обычной оплаты теплом и мурлыканьем, которым кошки одаривают нас, Пророку они спасали жизнь. Например, однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное.

Так и видится картина — дрожащая от волнения ладонь Мухаммада касается лба кошки, а в ответ раздается уверенное тррр-тррр… Кроме того, из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, коты почти никогда не падают на спину, но приземляются на лапки. Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.

Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.

Хадисы, предания ислама, передают рассказ Мухаммада о женщине, не кормившей кошку и запершей ее так, что кошка не могла ловить мышей. От голода кошка погибла, а женщина за это преступление направилась в ад. А вот другая женщина, проститутка, увидев бродячего пса, сняла свою туфлю и напоила из нее собаку, и за это благодеяние удостоилась прощения. Хоть пес и не кошка, но эта легенда учит относиться с добром ко всем живым тварям.

И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.

Как-то грамматик ибн Бабшад сидел с товарищем на крыше Каирской мечети и перекусывал. Мимо по карнизу проходила кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков. Кошка схватила их и убежала. Затем вернулась опять и мяуканьем потребовала добавки. Она возвращалась несколько раз, и ученые решили проследить за ней. Каково же было их удивление, когда кошка привела их к крыше, на которой сидел слепой кот. Ему она и носила угощение. Бабшад был так тронут этим, что в тот же день отказался от всего своего имущества, прожив остаток жизни в бедности, полагаясь только на милость Бога, который добр даже к слепым котам.

Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: "Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен".

В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый "кошачий сад", где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.

С кошками связаны и суеверия. Согласно им, добрый дух гарина ночью поселяется в кошке. Поэтому ни копты, ни мусульмане не смеют ударить кота, особенно вечером, боясь разгневать гарину.

И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Буддизм

Буддизм рассматривает любое живое существо как одно из множества воплощений души. Однако между каждым таким воплощением существуют различия. Буддисты в принципе не верят в такое понятие, как «душа», тем более у кошки. Древнее учение говорит о том, что всё вокруг нас и в нас самих — это беспрерывный поток Сознания, каждый поток принимает тысячи разных воплощений.

Буддисты не различают потоки сознания на человеческие и животные: есть один общий поток. Поэтому рай для человека или кошки — это просто такое состояние психологии: каждый сам выбирает себе, куда ему попасть — в рай или ад, делая выбор своими поступками на протяжении всей жизни.

В современном мире насчитывается несколько десятков разных направлений буддизма. При этом в каждом направлении есть свои особенности восприятия мира (например, в одних говорится, что душа у кошек как поток Сознания существует, другие же обходят эту тему стороной).

Учение о душе кошек у буддистов

Буддизм не даёт единой оценки вопросу наличия или отсутствия души у кошек

Есть ли у кошек душа (мифы древних народов)

Существует ещё несколько распространённых версий на эту тему. Версии берут начало из древних мифов и легенд. Считается, что даже самый невероятный миф древности имеет под собой факты и достоверные основания, поэтому учёные нередко могут разглядеть в них истину.

Любопытные факты из жизни кошек

У разных народов во все времена были свои понятия о том, есть ли у кошек душа. Однозначно и бесспорно отрицать или соглашаться с какой-либо точкой зрения, наверное, нельзя. Ведь у кошки есть как базовые потребности (еда, сон и т. д.), так и эмоциональные (общение с человеком, игры, желание ласкаться и т. д.). Поэтому каждый хозяин кошки по-своему трактует её поведение и привычки.

Однако невозможно отрицать, что именно представители кошачьего семейства обладают паранормальными способностями, что нередко будто бы на самом деле доказывает наличие у них бессмертной души. Например, кошки часто предупреждают своих владельцев о грядущем землетрясении или пожаре, тем самым спасая человеческие жизни.

Широкую огласку получил случай 2004 года, когда известный клоун Дмитрий Куклачёв, находясь на гастролях в Японии, был спасён своими кошками. Перед выступлением он зашёл к ним и увидел, как кошки необычно стали себя вести. Находившийся рядом переводчик понял, в чём дело: животные почувствовали сейсмическую опасность. Куклачёву сразу же сказали убегать из здания театра, забрав с собой пушистых актёров. После того, как все люди покинули здание, ничего не произошло. Куклачёв сначала подумал, что кошек смутило нечто иное, как тут же раздались мощные толчки до 8 баллов. Зал театра был полностью разрушен.

Мощные подземные толчки разрушили не только здание театра, но и другие постройки в городе

На самом деле, независимо от того, есть у кошек душа или нет, они славятся тем, что спасают людей и человеческие души. А не этот ли факт можно считать главным доказательством наличия у животного своей души?

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, есть ли у кошек душа, не существует. Разные религии и учения по-своему смотрят на эту проблему. В конечном итоге каждый человек сам выбирает, приверженцем какой из теорий ему стать.

Кошки в религии

Как известно, еще со времен древнего Египта кошки были постоянными участниками человеческой жизни. При этом развитие культа поклонения различным божествам повлекло за собой не самое однозначное отношение к кошкам.

Многообразие их цветов, не всегда понятные человеку повадки и таинственный взгляд сделали так, что кошки стали частью тогдашней религиозной культуры. Наряду с некоторыми другими животными, кошки стали постоянными обитателями храмов, а люди им поклонялись не меньше, чем любому другому божеству из своих верований.

Даже в современном Христианстве наблюдается некоторое поклонение котам. Конечно, уже не как божеству, но как помощнику. Например, на Кипре есть храм, в котором живут кошки. Их полностью обеспечивают всем необходимым в благодарность за то, что когда-то они спасли храм от нашествия змей.

Православие

Во всех писаниях православной религии о кошках упоминают крайне редко и отрывочно. Например, в послании Иеремии 1:21 можно прочесть следующее: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки». Обычно этот эпизод из Библии трактуется с негативным подтекстом, ведь о котах упоминают здесь как об отрицательных персонажах.

Иеремия

Пророк, написавший некоторые части Ветхого Завета, упоминал и кошек в своих писаниях

Служители церкви могут рассказать, что кошка в раннем и позднем христианстве вовсе не считается отрицательным или злым персонажем. А отсутствие упоминаний в Библии и других православных источниках объясняется очень просто: израильтяне не принимали и не одобряли того, что их соседи-египтяне поклонялись кошкам. Поэтому все упоминания об этом животном были стёрты из древних писаний.

Сегодня многие священнослужители относятся к кошкам с особым почтением. Сама по себе кошка считается «чистым» животным, поэтому её запрещено выгонять из церкви, даже если она туда случайно зашла. Если кошка уснула возле алтаря, нельзя её будить: там, где спит кошка, хорошее место и благоприятная атмосфера.

Кот в церкви

Сегодня во многих церквях живут бездомные коты и кошки

Однако отношение к кошке священнослужителей и наличие у неё души никак не связаны. Если внимательно прочитать Библию, то можно узнать, что человеческая душа и кошачья душа — это две разные сущности. Человек при благочестивой жизни попадает в рай, а вот животное после смерти просто прекращает своё физическое существование.

Но стоит взглянуть на иконы и изображения разных православных святых: кошки сопровождают их и после смерти. Ведь не просто так святых угодников часто пишут на иконах вместе с кошками, реже — с орлами.

Существует любопытная версия, основанная на мнении иеромонаха Нектария Оптинского. Священнослужитель утверждал, что все кошки попадают в рай на небесах после смерти, что Бог даровал им душу в знак признательности за спасение всех тварей во время Великого Потопа. На ковчеге одна из суетливых мышей собралась сделать дыру в деревянных опорах конструкции, но мудрая кошка заметила опасность и остановила злодейку. С тех пор кошкам дарована душа, за которую можно молиться.

Видео: что ждёт животных после смерти

Еврейские сказания

Древние евреи были кочевым народом, поэтому домашних животных держали редко. Однако в мифологии этого народа есть место кошкам. Согласно Ветхому Завету, первой женой Адама была не Ева, а Лилит.

И именно Лилит (человек с душой) после изгнания превратилась в чёрную кошку. Это человеческое существо в кошачьем обличье евреи называли Эль-Брушу (демон-кошка). Эль-Брушу могла проникнуть в дом, где родился ребёнок, и выпить его кровь. Поэтому, несмотря на наличие души у кошек, евреи издревле их не очень любили из-за легенды о Лилит.

Лилит

Лилит могла менять облик с человеческого на кошачий

Читайте также: