Хомут для лошади: назначение, устройство, запряжка лошади своими руками

Обновлено: 05.10.2024

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Поэтапное изготовление

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу - сгибанию. Для этого используют дужный станок - колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.

Поэтапное изготовление

Крепление для сгибания

Запряжка постромочным способом

Является самым легким способом закладки лошади в экипаж. Тут отсутствуют дышла, оглобли, дуга. Второй вариант названия данного метода - пристяжной. Популярен с использованием экипажей, орудий сельского хозяйства. На лошадь просто накладывается шлея, и затем она пристегивается к кольцу транспортного средства.

Постромочная запряжка

Постромочная запряжка

Все вышеперечисленные методы позволяют познакомиться с теоретической частью закладки лошади в экипаж или иное транспортное средство. Для людей, не имеющих соответствующего опыта, настоятельно рекомендуют выполнять запряжку только под руководством профессионала, в противном случае можно получить тяжелые травмы и погубить животное.

Назначение дуги

Дуга - самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Назначение дуги

Красивое крашение дуги

Порядок действий

Прежде чем совершать конную прогулку в экипаже, необходимо подумать как о своей безопасности, так и о безопасности животного. Оба этих фактора возможно соблюсти только в том случае, если закладка лошади в транспортное средство произойдет правильно. Далее речь пойдет о русской одноконной запряжке:

  • В первую очередь внимательно осматривается и чистится само животное. Затем проверяется упряжная амуниция (на предмет целостности). Не допускается наличие разрывов на ремешках.
  • При помощи колец соединяются чересседельник и подбрюшник. После того как ремни будут пропущены во внутрь, делается петля, одевающаяся на оглоблю.
  • На лошадь одевается уздечка, затем - хомут и седелка. Чтобы проще было одеть хомут, его переворачивают вверх клещами, а затем поворачивают в правильное положение уже непосредственно на шее.
  • Подтягивается подпруга, подгоняются ремни шлеи таким образом, чтобы между ними и телом лошади проходила ладонь ребром.
  • Теперь можно коня заводить в оглобли. Есть два варианта: либо животное само перешагивает через планку, либо заводится задом. Молодое или пугливое животное лучше запрягать методом накатывания. Поднимаются оглобли, и транспортное средство подкатывается к животному.
  • Дугу вставляют в гужи, сначала в левый, затем переносят свободный край через шею лошади и закрепляют второй гуж таким образом, чтобы выемка находилась со стороны оглобли. При необходимости гужи укорачиваются методом переворота. Осталось затянуть хомут таким образом, чтобы клещи плотно прилегали друг к другу, затем необходимо обмотать их супонью.
  • Чересседельник первым приматывается к оглобле, затем наступает черед подбрюшника. С помощью этих ремней осуществляется регулировка поднятия оглобель на нужную высоту.
  • Последним этапом является пристегивание вожжей к трензельным кольцам.

Постромочно-дышловая запряжка

Данная методика подходит для пары лошадей. Нередко сельскохозяйственные работы могут потребовать парной запряжки. Транспортное средство, куда будет ставиться пара, должно обладать дышлом, расположенным посредине. К ней необходимо будет пристегнуть каждую из лошадей. К главным частям упряжи можно отнести:

  • постромки;
  • нагрудник;
  • нашильник.

Постромочно-дышловая запряжка

Постромочно-дышловая запряжка

Запряжка происходит в следующей последовательности:

  1. На лошадей необходимо одеть уздечки, хомуты, седелки.
  2. Кони расставляются таким образом, чтобы один находился слева, а другой - справа от дышла.
  3. К дышловому кольцу крепится нашильник, а идет он от кольца на нагруднике. Благодаря этому ремню происходит фиксация хомута и натяжение постромок.
  4. Нагрудник необходимо закрепить с хомутом и постромками.
  5. На последнем шаге происходит пристегивание вожжей к трензельным кольцам обоих коней.

Какими бывают запряжки для лошадей

Существует огромное количество вариантов запряжки лошади в транспортное средство. Это зависит от вида амуниции, способов крепления, цели и количества животных.

Далее будут рассмотрены наиболее популярные варианты запряжки:

Постромочный. Чаще всего используется в сельском хозяйстве. Отличается отсутствием дышла и оглобель, за счет этого идет меньшая нагрузка на лошадь. Однако минус заключается в том, что при крутых спусках упряжь не будет удерживать средство передвижения, а это может привести к травме животного.

Дышлово-постромочный. Здесь есть дуга и дышло, которые сдерживают повозку. Такой способ запрягать лошадь служит для обеспечения устойчивости во время движения, а также для увеличения рабочего качества животного.

Оглобельно-постромочный тип. Здесь на специальных фиксаторах из кожи или металла идет соединение хомута с оглоблями. При работе с короткими оглоблями они будут крепиться к седелке. Такая запряжка популярна в Европе, и другое ее название - английская.

Оглобельно-дуговой вариант относится к запряжке отечественного типа и не применяется практически в европейских странах. Используется для сельского хозяйства и перевозок грузов. Деревянные дуги соединяют оглобли с хомутом. Дуга не дает клещам выворачиваться, благодаря чему лошадь способна работать более плодотворно.

Смешанный тип. Может сочетать сразу несколько вариантов и можно одновременно использовать несколько животных. Дуга у такого типа повозки отсутствует, а потому ее лучше не использовать на плохой дороге и в местах, где есть крутые спуски и подъемы.

Также запряжки могут делиться по количеству лошадей:

  • одиночная;
  • парная:
  • многолошадная.

Последний тип предполагает использование исключительно смешанного варианта запряжки. У каждого животного тут будет свое название. Главная роль отведена кореннику, который запрягается в оглобли или к дышлу. Осуществлять торможение на спуске и тащить передвижное средство будет именно коренник. На роль такой лошади лучше всего подобрать животное с хорошими физическими данными.

Многолошадная запряжка

Многолошадная запряжка

Пятерики имеют свою особенную запряжку единственным способом. Тройка - навынос в ряд, а следом идет коренная пара. Шестерная - лошади запрягаются попарно друг за другом.

Особенности европейской упряжи

Данная амуниция больше используется в спортивных соревнованиях - драйвинге, а также для работы лошадей в экипажах европейского типа. Отличается более меньшим количеством деталей и простотой в использовании. Заложить лошадь в европейской упряжи в средство передвижения гораздо быстрее, чем в русской. Однако для эксплуатации сельскохозяйственных транспортных средств она не подходит.

  1. Шорка. Одевается на грудь животного через шею. Состоит из холочного, соединительного, удерживающего и нагрудного ремней. Соединительные ремни могут иметь кольца для вожжей.
  2. Седелка. Оснащена кольцами для вожжей.
  3. Подпруга. Устройство данной части амуниции заключается в закреплении седелки.
  4. Постромки. Крепятся к шорке и экипажу. Могут регулироваться по длине.
  5. Шлея. Состоит из спинного ремня, соединительных (откосных ремней), обводного ремня и подхвостника, за счет которого осуществляется фиксация упряжи.
  6. Вожжи.

Стоит отметить отсутвие подбрюшника и чересседельника.

Европейская упряжь

Европейская упряжь

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты - это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись - это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.

Поэтапное изготовление

Роспись и резьба

Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.

запряженная лошадь

Приобретение лошади связано с регулярным ее использованием как в верховых поездках, так и для катания в экипаже, санях или для перевозки тяжелого груза: здесь все зависит от породных особенностей. Но ряд вышеперечисленных вещей требует некоторых умений по правильной запряжке четвероногого друга. Это необходимо, чтобы избежать травм животного и повысить эффективность работы. Если у человека нет опыта в таких вещах, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он смог все правильно объяснить.

Особенности русской упряжи

Разобраться со строением упряжи необходимо каждому человеку, который собирается использовать свою лошадь для закладки в то или иное средство передвижения. Познакомиться с главными составляющими этой амуниции можно немного ниже:

рекомендуемые статьи:
  • Зачем лошадям нужны подковы и как правильно подковать?
  • Вольерное содержание кроликов и его особенности
    . Необходима для того, чтобы управлять лошадью во время передвижения. Состоит она из ремня затылочного, ремня на подбородке, пары нащечных ремней, налобного, трензеля и поводьев.
  1. Главной частью амуниции является седелка, располагающаяся на холке и фиксирующая запряжку.
  2. Благодаря подпруге седелка крепится на спине лошади.
  3. За счет шлеи происходит удерживание хомута и его фиксация во время движения транспортного средства. Он состоит из нескольких ремешков, которые можно регулировать.
  4. Ремешок, проходящий сквозь кольца на седелке, называется чересседельником, а крепится он к оглобле. Благодаря этому ремню происходит удержание и фиксация основных элементов упряжи.
  5. Обеспечивает тягу от лошади к транспортному средству - хомут. Он состоит из клещей, войлочной подкладки, гужей, покрышек, кольца и горта.
  6. Ремень, проходящий под брюхом лошади и крепящийся в шлевки на подпруги, называется подбрюшником. Он также прикрепляется к оглобле.
  7. Благодаря соединительному элементу - дуге - происходит смягчение рывков, ударов.
  8. Заключительный элемент упряжи - вожжи, за счет которых происходит управление лошадью во время движения.

Русская упряжь

Русская упряжь

Из каких деталей состоит упряжь

На сегодняшний день всю упряжь можно разделить на два вида: европейскую и русскую. У каждой из них есть свои особенности и совершенно разное количество элементов.

Необходимый материал

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей - ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина - от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.

Необходимый материал

Древесина вяза

Читайте также: