Как осуществлять кураторский надзор за животным на передержке

Обновлено: 18.09.2024

обеспечения единства практики применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Минсельхозпрод Московской области) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;

обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах торговли и оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

Доклад о правоприменительной практике Министерства подготовлен за 4 квартал 2020 года при осуществлении:

- государственного (контроля) надзора в области обращения с животными
без владельцев;

- государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в области обращения с животными.

I. Общие положени я

Основные нормативные правовые документы регулирование
при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными:

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

4. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию»;

5. Постановление Правительства РФ от 29.07.2019 № 974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак»;

6. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение
и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

7. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 № 20РВ-436 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
на территории Московской области»;

8. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 № 20РВ-437 «Об утверждении Порядка
по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области».

Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления государственного надзора, размещен на официальном сайте Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Московской области (далее - Минсельхозпрод Московской области) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») в разделе «Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Государственный надзор в области обращения с животными. Профилактика нарушений обязательных требований. Перечень обязательных требований».

II . Правоприменительная практика осуществления государственного надзора в области обращения с животными

1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований

установлению порядка организации деятельности приютов для животных
и норм содержания животных в них;

установление порядка осуществления деятельности по обращению
с животными без владельцев;

осуществлению государственного надзора в области обращения
с животными.

В связи с тем, что полномочия по осуществлению государственного надзора
в области обращения с животными осуществляются с 01.01.2020, план проведения плановых проверок на 2020 год не был сформирован.

Распоряжениями Минсельхозпрода Московской области от 27.12.2019
№ 20РВ-436, № 20РВ-437, вступившими в силу с 01.01.2020, утверждены Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
на территории Московской области (далее - Порядок 1) и Порядок по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области (далее - Порядок 2).

Действующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) не предусматривает административную ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.

В соответствии со статьей 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях административной ответственности
за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно данным ежегодного мониторинга животных без владельцев
на территории Московской области по состоянию на 01.06.2020 численность животных без владельцев составила 28 409 животных.

На территории Московской области находится 42 приюта,
из них 1 муниципальный, остальные частные. Порядок 2 устанавливает требования
к организации приютов для животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Также Порядок 2 содержит требования к размещению приюта и обустройству помещений, необходимых для содержания животных, требования к обустройству ветеринарного пункта, карантинного помещения, помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара, требования к осуществлению мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ним. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

По предварительным данным только 3 приюта, расположенных
на территории Московской области, соответствуют установленным в Порядке 2 требованиям.

Постановлением № 22/3 установлено, что должностные лица Минсельхозпрода Московской области, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области обращения с животными, вправе привлекать
и рассматривать дела об административных правонарушениях.

05.08.2020 вступили в силу изменения в Кодекс Московской области
об административных правонарушениях, предусмотренные Законом Московской области № 173/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.

Однако, уникальный реестровый номер государственной функции
в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» установленный
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных
и муниципальных услуг (осуществление функций)» был присвоен только 28.09.2020, в связи, с чем контрольно-надзорные мероприятия в области обращения с животными не проводились, производство по делам об административных правонарушениях не возбуждалось.

В соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993
№ 4979-1 «О ветеринарии» животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), подлежат индивидуальной
или групповой идентификации и учету. Однако, в настоящее время полная база данных о животных, находящихся у населения, не сформирована. Соответственно, проведение плановых проверок в рамках государственного надзора в области обращения с животными в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, затруднено отсутствием сведений
об объектах надзора.

Постановлением Правительства Московской области от 25.08.2020
№ 550/27 утвержден Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства экологии
и природопользования Московской области по осуществлению государственного надзора в области обращения с животными (далее - Административный регламент).

Во исполнение Административного регламента Минсельхозпродом Московской области издан приказ от 02.10.2020 № 20П-170 об утверждении форм документов, применяемых уполномоченными должностными лицами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении государственного надзора в области обращения
с животными на территории Московской области.

2. Анализ практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе её единообразия

В сложившейся ситуации основное внимание Минсельхозпрод Московской области сосредоточил на проведении профилактических мероприятий, связанных
с обращением с животными без владельцев и в области содержания домашних животных.

В области обращения с животными без владельцев Минсельхозпродом Московской области были проведены 7 совещаний в режиме ВКС
с представителями органов местного самоуправления городских округов Московской области о ходе реализации мероприятий в рамках реализации Закона Московской области № 201/2016-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области обращения
с животными без владельцев».

В 4 квартале 2020 уполномоченные по надзору области обращения
с животными должностные лица Минсельхозпрода Московской области осуществили 543выезда по рассмотрению жалоб граждан на нарушения правил содержания домашних животных, в том числе 93 комиссионных выезда по жалобам на отлов животных без владельцев (в 1 полугодии 2020 года - 370).

С владельцами было проведено 450 профилактических бесед, разъяснены требования к содержанию домашних животных и порядок их выгула.

Источниками выявления проблем в части соблюдения законодательства
в области обращения с животными являются обращения граждан, поступившие
в Минсельхозпрод Московской области через МСЭД, портал «Добродел», портал «ЕЦУР».

Наиболее часто встречающиеся нарушения:

-нарушение порядка выгула животного свободное, неконтролируемое передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

-выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Для недопущения указанных нарушений необходимо неукоснительно соблюдать требования нормативных правовых актов, правил выгула и содержания животных. При этом, установлено отсутствие в достаточном количестве организованных площадок для выгула животных, что приводит к увеличению нарушений обязательных требований.

Анализ причин и условий возникновения нарушений при содержании животных показывает, что основными из них являются:

недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций, граждан;

недостаточный уровень обеспеченности установленными местами для выгула животных.

С целью повышения уровня правовой культуры необходимо расширять пропаганду необходимости и важности соблюдения правил содержания и выгула животных.

Целесообразно также предусмотреть административную ответственность органов местного самоуправления за бездействие при организации мест для выгула животных, внеся соответствующие изменения в Закон Московской области
№ 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».

Административная ответственность в области обращения с животными без владельцев была установлена на территории Московской области только
с 05.08.2020, уникальный номер государственной функции по надзору в области обращения с животными в Федеральном реестре государственных
и муниципальных услуг (функций) был присвоен только 28.09.2020, в связи с чем, контрольно - надзорные мероприятия в области обращения с животными
в отчетном периоде не проводились.

Министерством были направлены в Администрации городских округовМосковской области методические рекомендации по работе с животными без владельцев на территории Российской Федерации, представленные ФГБУ «Центр ветеринарии» в ходе ВКС 13.11.2020 с участием представителей регионов Российской Федерации.

Министерством в рамках совершенствования нормативного правового регулирования были подготовлены письма в:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по регулированию норм касающихся приютов для животных без владельцев;

Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в области обращения с животными без владельцев в части ревакцинации животных ранее отловленных, вакцинированных и возвращенных в прежнюю среду обитания

Взяв на себя ответственность за судьбу подобранного животного, вы становитесь его куратором. На первых порах освоиться в новой роли бывает сложновато, к тому же возникает много вопросов. Пока опыта еще мало или даже нет совсем, советы бывалых волонтеров оказываются весьма кстати. Поэтому команда приюта "Муркоша" подготовила краткое руководство для начинающих кураторов.

Найти безопасную передержку (временное пристанище) для своего подопечного.

Подробно о том, каким критериям должна соответствовать передержка: Как выбрать передержку для кота.

Привезти кошку на передержку, при необходимости также нужно возить ее к ветеринару на осмотр и лечение.

Соблюдать договоренности насчет условий передержки подопечного: оплата, сроки, своевременное предоставление корма, наполнителя, лекарств и различных принадлежностей для содержания животного.

Сообщить хозяину передержки полную информацию о здоровье подопечного, его инфекционный статус и другие детали касательно физического состояния.

Договориться о необходимом уходе, осуществляемом хозяином передержки: стрижка когтей, вычесывание, чистка ушей, зубов, элементарные медицинские процедуры (сложный уход доверяйте только специалистам в ветеринарной клинике, чтобы не причинить вреда животному).

Обсудить соблюдение санитарно-гигиенических норм: регулярное мытье мисок, смена наполнителя, мытье лотка, поддержание чистоты помещения и прочее.

Договориться о графике и формате отчетности хозяина передержки перед вами о состоянии животного. Хороший вариант: фото + текст на регулярной основе и видеозвонки, позволяющие оценить статус и безопасность вашего подопечного.

Прийти к соглашению насчет очных посещений вами животного, а также визитов в компании потенциальных хозяев для знакомства. У вас должна быть возможность беспрепятственно по предварительной договоренности навещать своего подопечного.

Важно! Волонтеры "Муркоши" обращают внимание, что вам как куратору следует четко и ясно донести до хозяина передержки правило: отдавать кому-либо животное можете только вы.

Безусловно, хозяин передержки обязан обеспечить безопасное и комфортное пребывание животного, принятого на временное проживание. Но куратором спасенной кошки являетесь вы, и именно вам необходимо проконтролировать выполнение оговоренных условий содержания подопечного. Как известно, случаи и люди бывают разные, поэтому стоит следовать принципу "доверяй, но проверяй".

Какую информацию вы должны постоянно получать о своем подопечном?

Состояние здоровья. Основываясь на истории животного и заключ:-)ении врача, составьте для хозяина передержки перечень тревожных симптомов - распечатайте его и дополнительно пришлите в электронном виде. Если будет замечен любой из них, передержка должна немедленно сообщить об этом вам в любое время суток.

Поведение. В случае устойчивых проявлений нежелательного поведения нужно найти и устранить его причину. Так могут проявляться и проблемы со здоровьем, и трудности адаптации, которые значительно усложнят поиски нового дома для котика или станут камнем преткновения с будущими хозяевами. Не секрет, что промахи с лотком лидируют в качестве причин отказа от кошек наряду с внезапной аллергией.

Визуальные "приветы". Видео и фото позволят вам осуществлять более полноценный мониторинг за физическим состоянием и настроением животного, а особенно удачные материалы можно использовать в пиаре подопечного. Также они пригодятся для отчетов в группах помощи, если вы осуществляете сбор средств на содержание и/или лечение спасенной кошки.

Подробно о том, что можно сделать для кошки, пока она ждет хозяина: Что сделать для кота, пока он ждет на передержке

Какая частота отчетов необходима для адекватного контроля?

Ежедневные отчеты - первый месяц на передержке, незнакомая передержка, слабое здоровье подопечного.

Отчеты раз в 3-4 дня - второй и последующие месяцы на передержке, клинически здоровый подопечный, проверенная и заслужившая доверие передержка.

Важно! Не соглашайтесь на заманчивые предложения кого-либо устроить судьбу спасенного котика за небольшое вознаграждение или даже бесплатно. По такой схеме часто действуют мошенники. Вы же не хотите, чтобы подопечный стал жертвой их махинаций.

В приюте "Муркоша" кошки живут временно и в основном быстро находят себе новых хозяев. Тем не менее в процессе поиска дома они находятся под опекой своих кураторов, если таковые у хвостатых имеются. Наши сотрудники - волонтеры в прошлом, и каждый из них с уверенностью скажет вам, что самое главное во взаимодействии с передержкой - это доверие между куратором и ее хозяином и честное выполнение взаимных обязательств. Если у вас возникли обоснованные сомнения насчет условий содержания кошки или добросовестности человека, которому вы доверили животное, не мешкая забирайте подопечного с передержки. И не пренебрегайте заключением договора о предоставлении услуг передержки для животного (образцы есть в сети). В спорных случаях этот документ может здорово вас выручить.

Хочу помочь приюту Единовременно Ежемесячно

Вы собираетесь подключить регулярный платеж. В случае успешной оплаты с Вашей карты с указанной периодичностью будет списываться указанная Вами в первом платеже сумма. Вы в любой момент можете отключить регулярный платёж, перейдя по ссылке указанной в письме с данным платежом.

«КОТОПЁС» Организация помощи бездомным животным

ПЕРЕДЕРЖКА - это временное место размещения животного до нахождения ему хозяина, здесь проводится необходимая обработка и лечение, вакцинация, реабилитация после суровой уличной жизни и стерилизация.

Нравится Показать список оценивших

«КОТОПЁС» Организация помощи бездомным животным

Нравится Показать список оценивших

«КОТОПЁС» Организация помощи бездомным животным

3. ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕДЕРЖКИ
ПЕРЕДЕРЖКА ДОЛЖНА:
3.1.Содержать животное в соответствии с общепринятыми санитарными требованиями, обеспечить ему своевременное кормление и выгул.
3.2.Обеспечить куратору свободный доступ к животному и регулярно сообщать о состоянии животного и любом его изменении (вялость, температура, понос, рвота и т.д)
3.3.Соблюдать рекомендации ветеринара (если рекомендован покой или особая диета и пр)
3.4.В случае внезапной смерти животного предоставить труп для вскрытия для выяснения причины.

4. ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕДЕРЖКАМ:
4.1.Принятие самостоятельных решений по животному без ведома куратора, а также передача (отдача) животного третьим лицам (в том числе новым хозяевам).
4.2.Размножение животных на передержках (как по неосторожности, так и намеренное)
4.3.Во избежании распространения инфекций и вирусов - содержать на одной передержке больше 10 животных одновременно (в том числе котят и щенков).

Нравится Показать список оценивших

«КОТОПЁС» Организация помощи бездомным животным

КУРАТОР - добровольно принявший на себя ответственность за животное на период нахождения его на передержке.

5. ОБЩИЕ ПРАВИЛА
5.1.Кураторами могут быть только лица, достигшие возраста 18 лет.
5.2.Одно животное могут курировать несколько человек. Распределение обязанностей в этом случае происходит на добровольной основе.
5.3.Куратор всегда должен действовать в интересах животного.
5.4.Куратор не должен бросать своих подопечных на передержках, в случае, когда куратор вынужден оставить свои обязанности, он должен подыскать нового куратора вместо себя. И оповестить об этом передержку.

6. ПРАВА КУРАТОРА
6.1.Куратор имеет право искать в группе помощь:
-финансовую (организовывать сборы на содержание животного на передержке, лечение, стерилизацию)
-вещественную (предметы ухода, лекарства, корм и т.п.)
-в транспортировке (поиск машины) и сопровождении животного
-в пристройстве животного (размещение объявлений о поиске дома)
6.2.Куратор в праве сам выбирать хозяина своему подопечному и может отказать потенциальным хозяевам без объяснения причины.

Нравится Показать список оценивших

«КОТОПЁС» Организация помощи бездомным животным

При возникновении разногласий по вопросам, не обговорённым заранее и возникшим уже при нахождении животного на передержке, решение принимают админы группы, которое куратор и передержка должны будут выполнить безоговорочно.

Категорически недопустимо выпускание неизлечимого животного обратно на улицу.

В подобных случаях рекомендации группы - усыпление животного, потому что средств и условий для содержания таких животных у группы нет.

Нравится Показать список оценивших

«КОТОПЁС» Организация помощи бездомным животным

Приход:
.
итого пришло:
Расход:
.
итого израсходовано:
Остаток: …

5 октября 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. № 1560 “Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными”


Обзор документа

Обзор документа

Правительство определило правила осуществления госнадзора в области обращения с животными.

Соблюдение требований к содержанию и использованию диких животных в неволе проверяют Росприроднадзор и его территориальные органы, а за выполнением требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях следят Россельхознадзор и его территориальные органы.

Прописан порядок проведения проверок организаций и предпринимателей.

Надзор в отношении граждан - владельцев животных предполагает проведение:

- плановых рейдовых осмотров территорий и мест содержания и использования животных;

- внеплановых проверок при поступлении информации о нарушениях.

Гражданина должны заранее уведомить о проверке. Проверяющие могут находиться в помещении или на территории, где содержатся животные, только с согласия гражданина. Информация о выявленных случаях жестокого обращения с животными передается в правоохранительные органы.

1. Государственный контроль (надзор) в области обращения с животными осуществляется посредством:

1) федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого:

а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

б) федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных, только в части соблюдения обязательных требований в области обращения со служебными животными (пункт 3 части 2 настоящей статьи);

2) регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

1) обязательных требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях;

2) лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах;

3) обязательных требований в области обращения со служебными животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;

2) проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, составлять по результатам контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие акты;

3) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;

4) пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными.

1) выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;

2) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

3) изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел.

1. Государственный контроль (надзор) в области обращения с животными осуществляется посредством:

1) федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого:

а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

б) федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных, только в части соблюдения обязательных требований в области обращения со служебными животными (пункт 3 части 2 настоящей статьи);

2) регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

1) обязательных требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях;

2) лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах;

3) обязательных требований в области обращения со служебными животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;

2) проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, составлять по результатам контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие акты;

3) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;

4) пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными.

1) выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;

2) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

3) изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел.

Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными

1. Общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.

2. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными.

4. Общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.

5. Общественный инспектор в области обращения с животными имеет право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;

2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;

4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

6. Общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:

1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

7. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).

8. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.

9. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. Осуществление государственного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

13. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с требованиями, установленными статьей 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".

14. Должностные лица органов государственного надзора при наличии сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований направляют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, предусмотренном частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

15. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляются путем наблюдения за соблюдением обязательных требований и анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая представляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного надзора или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного надзора, без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в рамках проведения плановых (рейдовых) осмотров.

16. Плановые (документарные и выездные) проверки проводятся в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и с учетом особенностей, установленных статьей 26.2 указанного Федерального закона.

17. Внеплановые (документарные и выездные) проверки проводятся в соответствии со статьями 10 - 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

18. В случае если в ходе проверки, проводимой в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящих Правил, должностными лицами органов государственного надзора выявляется случай жестокого обращения с животным, признаваемый преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в акте проверки делается соответствующая запись и копия акта направляется в правоохранительные органы для принятия мер в рамках установленной компетенции.

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. № 1560 “Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными”

5 декабря 2019

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 и частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2019 г. N 1560

III. Осуществление государственного надзора в отношении физических лиц

19. В целях выявления нарушения обязательных требований физическими лицами уполномоченные должностные лица органов государственного надзора в пределах своей компетенции проводят плановые (рейдовые) осмотры земельных участков, особо охраняемых природных территорий, территорий рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, мест розничной торговли и оказания услуг, мест проведения выставок животных, на которых физические лица - владельцы животных содержат и (или) используют животных.

20. Плановые (рейдовые) осмотры проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий, утверждаемых распоряжением или приказом руководителя либо заместителя руководителя органа государственного надзора.

21. По итогам проведения плановых (рейдовых) осмотров при выявлении нарушений обязательных требований по решению руководителя либо заместителя руководителя органа государственного надзора издается приказ о проведении внеплановой документарной и (или) выездной проверки физического лица, которая проводится в порядке, предусмотренном пунктами 24 - 30 настоящих Правил (далее - проверка).

22. При поступлении в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также при выявлении в средствах массовой информации публикаций, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения либо о причинении вреда жизни или здоровью граждан и (или) животных, в отношении соответствующего физического лица - владельца животного может быть проведена проверка.

23. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного надзора, не могут служить основанием для проведения проверки в отношении физического лица - владельца животного.

24. Физические лица уведомляются о проведении проверки за 15 дней до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя органа государственного надзора о ее проведении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку физическому лицу.

25. Местом проведения проверки являются здание, строение, сооружение, помещение или территория, используемые физическим лицом для содержания и (или) использования животного (животных). Проверка проводится в присутствии физического лица, являющегося владельцем животного, или его уполномоченного представителя.

26. Перед проведением проверки должностное лицо органа государственного надзора обязано предъявить служебное удостоверение, ознакомить физическое лицо (его уполномоченного представителя) с распоряжением или приказом руководителя или заместителя руководителя органа государственного надзора о назначении проверки, с полномочиями проводящих проверку должностных лиц, с целями, задачами, основаниями, сроками и условиями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, а также с составом экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

27. При проведении проверки физические лица имеют право:

а) присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

б) получать от должностных лиц органа государственного надзора информацию, которая относится к предмету проверки;

в) представлять документы и (или) информацию, относящиеся к предмету проверки;

г) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки сведения о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного надзора;

д) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного надзора, повлекшие за собой нарушение прав физического лица, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28. В ходе проведения проверки должностные лица органа государственного надзора вправе с разрешения физического лица находиться в здании, строении, сооружении, помещении или территории, используемых для содержания животного (животных), и получать от физического лица необходимые документы и информацию, связанные с предметом и целями проверки.

29. После завершения проверки должностные лица органов государственного надзора составляют акт проверки в 2 экземплярах, один из которых передается физическому лицу (его уполномоченному представителю).

30. В случае если проведение проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием физического лица либо в связи с действиями (бездействием) физического лица (его уполномоченного представителя), повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного надзора составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

31. В случае если в ходе проверки должностными лицами органов государственного надзора выявляется случай жестокого обращения с животным, признаваемый преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в акте проверки делается соответствующая запись и копия акта направляется в правоохранительные органы для принятия мер в рамках установленной компетенции.

32. При наличии сведений о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного надзора физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области обращения с животными (далее - государственный надзор).

2. Государственный надзор представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее соответственно - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования).

3. Государственный надзор осуществляется:

а) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);

б) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы, осуществляющие государственный надзор (далее - органы государственного надзора) в области обращения с животными, взаимодействуют при осуществлении государственного надзора.

5. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются:

а) руководители и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

б) руководители структурных подразделений и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

в) иные государственные гражданские служащие, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

6. Должностные лица органов государственного надзора обладают правами, установленными частью 5 статьи 19 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

7. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

При проведении проверок в отношении физических лиц Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяется.

9. Государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством организации и проведения:

а) мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

б) мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) плановых (документарных и выездных) проверок;

г) внеплановых (документарных и выездных) проверок.

10. Государственный надзор в отношении физических лиц осуществляется путем организации и проведения:

а) плановых (рейдовых) осмотров;

б) внеплановых документарных и (или) выездных проверок.

11. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".

12. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила
организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными

Читайте также: