Картина «Красные рыбки» Анри Матисса: описание полотна, творчество живописца

Обновлено: 18.09.2024

Второе название этой картины Матисса - "Золотые рыбки". Вот тут то и начинается история.

Золотой цвет является ЦВЕТОМ СОЛНЦА, то есть символом Божественным.

Золотой - ЗНАК ЗЕМНОГО И НЕБЕСНОГО ВЕЛИЧИЯ. У египтян он связан с богом солнца Ра, в Индии означал ИСТИНУ, в китайском алхимическом трактате "Секрет золотого цветка" стал символом ПРОСВЕТЛЕНИЯ, а античные греки видели в нем примету РАЗУМА и БЕССМЕРТИЯ.

Из Библии известно, что ковчег завета и скиния были обложены золотом, из золота был сделан и светильник.

Золотые яблоки - яблоки раздора, идея разрушительной силы, могущей явиться через красоту.

Золотой фазан в китайской мифологии - символ космической гармонии. В античной и средневековой Европе он ассоциировался с золотым соколом, а также со священной птицей феникс или египетской птицей Бенну (священной птицей бога Солнца).

Золотой век - концепция, известная многим древним культурам, является также и царством Солнца.

Выражения золотое правило, золотое сечение, золотая середина, золотые слова, золотые годы есть свидетельства НЕПРЕРЕКАЕМОЙ ИСТИНЫ и СПРАВЕДЛИВОСТИ.

В мифологии и фольклоре золотой цвет - цвет ПРЕМУДРОСТИ, ВОЛШЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, а также цвет востока (и тут можно было бы еще и еще писать, но идея ясна, поэтому перехожу к главному).

И вот "Золотые рыбки" Матисса. Такие простые и такие сложные одновременно. У Матисса вообще все очень просто на первый взгляд. Просто и по-детски непосредственно.

Перед нами вырванный кусочек некой реальности. Матисс всегда отталкивался от реальности. Но реальность - это только повод, дальше Матисс идет своим путем (именно поэтому пространство так сильно отпрокинуто на нас - эти красные рыбки словно преподнесены нам в аквариуме с грязно-розово-зеленой каемочкой).

Композиционно здесь все строго организованно и подчинено жесткой диктатуре Матисса (в основе всего круг - идеальная форма бесконечности). И вот тут то уже реальность заканчивается, ибо ну не возможно такое в действительности. Перед нами четкая, выверенная по золотому сечению, конструкция - ЗНАК, освобожденный от реальности цветовыми структурами, но все еще с неизменной привязкой к ней.

А вот тут уже начинается все самое любопытное.

Один из древнейших знаков Христа - это рыба (по-гречески ИХТИС, т.е Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Именно на рыбок и "глядят" розовые цветы - они обращены к Свету, к Солнцу, к Богу.

И тогда понятно почему рыбки красные - этот цвет символизирует ту кровь, которую пролил Он за нас.

Рыба есть символ крещения, ибо как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения.

А еще рыба про евхаристию (насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками).

Вспоминается и известная евангельская притча о чудесном улове учениками Христа, который символизирует "ловлю человеков" в лоно христианства.

Отсюда и так по-иконописному спокойно яркие пятна красных рыбок плавают в аквариуме, ибо волнения и страсти тревожат наш ум и мешают созерцать, успокаиваться и погружаться в изображение (почти медитация).

Но рыбок не одна и даже не три. Их очень обычное четыре.

И вся прелесть искусства Матисса в том, что, оно напрочь лишено авангардистского и академического снобизма - его холсты не предъявляют потенциальному зрителю целый ворох сложных символов и не начинаются со слов "должен". Ибо зритель ничего не должен, кроме как смотреть, отдыхать и радоваться.

И поэтому мы видим, в первую очередь, просто рыбок и просто цветы. И очень просто радуемся этой свежей зелени, нежному цветочному аромату и игривому мазку, пляшущему на холсте так звонко и так тихо, как может делать только Матисс - бесшумный художник с таким кричащим, жизнеутверждающим цветом.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Одна из самых очаровательных работ Анри Матисса - картина «Красные рыбки». Полотно в стилистическом плане не даёт уверенной определённости, скорее «Рыбки» Матисса - это стык импрессионизма и фовизма.

Всё в этой картине не так - слишком яркие нереалистичные цвета, странная композиция, абсолютное пренебрежение пропорциями и проекцией. Поверхность стола представляет собой идеальный круг, что указывает на то, что он изображён сверху, но вдруг Матисс пририсовывает изящную ножку, как если бы стол изображался сбоку, да и аквариум соответствует боковому изображению, иначе мы бы видели рыбок лишь сверху, а так можем любоваться ещё и их ярким отражением на поверхности воды. Удивительно, но эта нелогичность ни в коей мере не искажает полотно, наоборот вся композиция отличается стройностью и чрезвычайной гармоничностью.

Одним из основных элементов-символов в картине является круг. Зритель может заметить эту фигуру не только в форме стола, но и в форме аквариума, листьях растений, ножки столика, и даже парковое ограждение, ни что иное, как вытянутые круги, и четыре рыбки двигаются в аквариуме по кругу.

Цветовой колорит, яркий и контрастный, не лишает, тем не менее, полотно реалистичности, но правдивость эта особенная - с такой непосредственностью и восхищением на рыбок может глядеть только ребёнок своим чистым взором.

Необычайно спокойная, какая-то нереальная, картина «Красные рыбки» Матисса не перестаёт восхищать зрителей и годы спустя. И нет здесь драмы, или развёрнутого сюжета, а от ярких рыбок в прозрачной воде просто невозможно отвести взора. Позже автор повторил этот узнаваемый мотив в нескольких своих работах.

Одна из самых замечательных работ Матисса находится сегодня в Москве, благодаря С.И. Щукину, купившего полотно у самого автора, с которым его связала тёплая дружба.


Произведение Анри Матисса «Красные рыбки» впечатляет своим необычным представлением композиции. Эта работа не имеет точной стилистической принадлежности и заключает в себе признаки сразу несколько направлений — импрессионизм и фовизм. Автор достигал передачи эмоций за счёт простоты средств, тем самым меняя видение мира. В то время как другие художники передавали объем, Матисс переводил мир в плоский рисунок.

Рыбки красные

Картина Анри Матисса «Красные рыбки» принадлежит двум направлениям: импрессионизм и фовизм

Перемены в личной жизни Красные рыбки 1912 г.

Брошенный, одинокий Матисс снова предложил безработной эмигрантке приют и работу - он теперь остро нуждался в тёплой человеческой душе рядом. Осуждали все - семья, друзья, коллеги - Лидия согласилась. Она стала последней Музой гения и верным его другом.

Описание картины

Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Однако цветовая палитра довольно мягкая в сравнении с буйством красок фовизма, даже слегка приглушённая, передающая настроение. Центральная фигура — стол, нарисованный в форме круга, что обычно указывает на вид сверху. Но пририсованная с краю ножка столика даёт понять, что перед смотрящим боковое изображение. К тому же аквариум отображён таким образом, что рыбок можно рассмотреть в отражении поверхности воды и сбоку, как нельзя было бы увидеть, если смотреть сверху.

Такой нелогичный подход отнюдь не искажает изображение, а, наоборот, композиция смотрится гармонично и стройно. Символичный элемент картины — это круг. В этой форме изображён стол, аквариум, листки растений, ножка столика, ограждение парка, даже рыбки в аквариуме двигаются в круговом направлении, что можно интерпретировать как символ бесконечности. Яркие краски, колоритность и контрастность картины тем не менее не лишают её реалистичности. В ней присутствует особая правдивость, какая только может быть выражена глазами ребёнка — непосредственность и восхищение рыбками.

Долгие годы картина не перестает восхищать зрителей своей спокойной, нереальной атмосферой. Здесь не представлен драматический сюжет, но «Красные рыбы» Матисса приковывают взор. Позднее автор продемонстрировал узнаваемый мотив в других произведениях.

Сегодня картина принадлежит музею изобразительного искусства им. А. С Пушкина, который находится в Москве. Попало произведение туда в 1912 году с помощью С. И. Щукина — друга Матисса, приобретшего её непосредственно у автора.


Шедевры мирового искусства Содержание

«Красные рыбы», они же «Золотые рыбки» - картина французского художника Анри Матисса (1869-1954), написанная в 1912 году маслом на холсте размером 140х98 см. Сегодня картина экспонат Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Судьбоносные знакомства

Личная жизнь

10 января 1898 года Матисс женился на Амели Парейр, с которой познакомился всего три месяца назад на свадьбе друга (Амели была подружкой невесты, Анри шафером). Амели тогда сразу влюбилась в бойкого бородача. Недолгие романтические отношения завершились бракосочетанием, причём после признания Матисса, что на первом месте для него всегда будет живопись. Ничего странного - у Амели была мечта посвятить всю жизнь чему-то возвышенному и значительному. Так и случилось - она стала надёжной помощницей, женой и другом художника, в первые же годы совместной жизни, в 1899 и 1900 годах, родила ему двух сыновей, Жана-Жерара и Пьера. Кроме того, в семью взяли Маргариту, незаконнорожденную дочь художника, появившуюся на свет в 1894 году от модели живописца Каролины Жобло.

Творческие поиски Радость жизни 1906 г.

С 1890 года художник пишет картины с явными признаками импрессионизма, но довольно неустойчивого - видно, что художник ищет себя и собственный путь в искусстве. С 1901 года Матисс глубоко исследует работы разных авторов, даже позволяя себе покупать некоторые, особо восхитившие его. В 1902 году после выставки Матиссу удалось продать свои произведения и выручить за них так необходимые его семье средства. Каждый успех окрылял художника, но первая персональная выставка, состоявшаяся в 1904 году, не стала триумфом, прошла спокойно. После неё с неоимпрессионистами Матисс пробует освоить технику пуантилизма, в которой написан первый признанный шедевр художника «Роскошь, покой и наслаждение». Затем живописец понимает, что мелкие мазки ему не по душе, широта, размах и энергия крупных и сочных цветовых пятен влечёт куда больше.

Летние месяцы 1905 года художник проводит с друзьями-коллегами в деревне на берегу Средиземного моря. Этот период знаменателен созданием Матиссом, Дереном и де Вламинком нового стиля, названного впоследствии фовизмом. Плоскость форм, чёткость линий и цвет - вот характеристики картин Анри Матисса того периода. Осенью состоялось представление работ фовистов на Осеннем салоне. Но всё новое часто не принимается публикой и нещадно критикуется. Так случилось и теперь. Но скандал это тоже результат, ведь он привлекает внимание. Особенно после сравнения выставки с горшком краски, который художники бросили в лицо общественности. С целью высмеять живописцев критика назвала их фовистами, дикарями с французского. Название оказалось не обидным и весьма метким, оно прижилось. Скандальные отзывы привели к картинам Матисса покупателя, чему художник был несказанно рад.

Уже через год группа единомышленников и их последователей и учеников распалась, что никак не отразилось на дальнейших поисках Матисса себя в искусстве. Знакомство в 1906 году с начинающим Пабло Пикассо (1881-1973) переросло в дружбу, основанную не только на уважении друг к другу, но и на соперничестве.

Творчество Матисса

Французский художник Анри Матисс был приверженцем движения фовистов, просуществовавшего на протяжении двадцати лет. Фовизм — родственное направление с импрессионизмом, он уводит изображение от значимости формы и придает усиленный акцент эмоциональности композиции и цвету. В основе фовизма заложены следующие ключевые моменты:

  • простота и отхождение от рамок;
  • лёгкое наложение красок;
  • необычные переходы света и теней;
  • кричаще-яркие цвета, добавленные для выражения эмоций.

Картина Матисса «Красные рыбки» — не самое отдалённое от реальности, а вполне понятное и нормальное произведение автора. В других своих работах художник вполне мог изобразить женщин с зелёными носами для большей выразительности, объясняя это тем, что он рисует не реальных женщин, а картину.

В понимании Матисса передача эмоций с помощью изображения проецируется через цвета, а не формы. Только так произведение может быть по-настоящему интересно зрителю, что и явилось ярким подтверждением в полотне «Красные рыбки». Любимыми темами Матисса были рыбки и аквариум. На языке живописца это означало отрешенность и созерцание абсолютной внутренней тишины.

Описание картины

Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Однако цветовая палитра довольно мягкая в сравнении с буйством красок фовизма, даже слегка приглушённая, передающая настроение. Центральная фигура — стол, нарисованный в форме круга, что обычно указывает на вид сверху. Но пририсованная с краю ножка столика даёт понять, что перед смотрящим боковое изображение. К тому же аквариум отображён таким образом, что рыбок можно рассмотреть в отражении поверхности воды и сбоку, как нельзя было бы увидеть, если смотреть сверху.

Такой нелогичный подход отнюдь не искажает изображение, а, наоборот, композиция смотрится гармонично и стройно. Символичный элемент картины — это круг. В этой форме изображён стол, аквариум, листки растений, ножка столика, ограждение парка, даже рыбки в аквариуме двигаются в круговом направлении, что можно интерпретировать как символ бесконечности. Яркие краски, колоритность и контрастность картины тем не менее не лишают её реалистичности. В ней присутствует особая правдивость, какая только может быть выражена глазами ребёнка — непосредственность и восхищение рыбками.

Долгие годы картина не перестает восхищать зрителей своей спокойной, нереальной атмосферой. Здесь не представлен драматический сюжет, но «Красные рыбы» Матисса приковывают взор. Позднее автор продемонстрировал узнаваемый мотив в других произведениях.

Сегодня картина принадлежит музею изобразительного искусства им. А. С Пушкина, который находится в Москве. Попало произведение туда в 1912 году с помощью С. И. Щукина — друга Матисса, приобретшего её непосредственно у автора.

Анри Матисс. Красные рыбки

Оригинальный стиль Анри Матисса превращает каждую его картину в необыкновенное, удивительное полотно, которое завораживает игрой оттенков и необычностью композиции. Стоявший у истоков течения фовистов, Матисс предпочитал использовать для выражения своих эмоций не формы, а цвета, полагая, что именно так можно создать произведение, интересное зрителю. Ярким подтверждением его правоты является полотно «Красные рыбки», которое Матисс написал в 1912 году.

Сюжет картины довольно прост: перед зрителем предстает небольшой живописный уголок — то ли кусочек террасы, то ли оранжерея. Яркие пятна цветов и сочная зелень листьев служат фоном для небольшого стола, на котором уютно расположился аквариум с плавающими в нем красными рыбками. В левом нижнем углу видна ажурная деталь — возможно, это часть садовой скамейки или же элемент ограды. Вся композиция выполнена в контрастных и ярких тонах, создающих приподнятое настроение.

Как и во многих работах этого талантливого живописца, в картине Анри Матисса «Красные рыбы» нарушены правила перспективы. Стол нарисован так, как он выглядит при взгляде сверху, в то время как на аквариум зритель смотрит сбоку. Если присмотреться внимательнее ко всем элементам, то можно обнаружить, что ритм всей картине задает форма круга. Небольшие зеленые листочки растений в верхнем левом углу холста рифмуются с такими же круглыми листиками внизу справа, а формы аквариума гармонируют с очертаниями столешницы. Элемент в виде круга есть даже на ножке стола, выглядывающей снизу. Благодаря этому приему художнику удалось вложить в свою картину чувство умиротворения, передать то состояние спокойного созерцания, которое обычно охватывает человека, наблюдающего за рыбками в аквариуме.

Вода, в которой плавают рыбки, такая прозрачная, что на ее поверхности мы видим их отражение — такое же яркое и сочное, хоть и лишенное четкости. Два горшка с комнатными растениям, стоящие на столе, уравновешивают композицию: яркие зеленые листья на светло-лиловой столешнице перекликаются со схожими оттенками в верхней и нижней части картины Матисса «Красные рыбки».

В 1912 году это полотно приобрел российский меценат С.И.Щукин, который был дружен с Матиссом. Сегодня картину можно увидеть в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Анри Матисс. Красные рыбки и скульптура

Красные рыбки и скульптура, рыбки в интерьере или просто аквариум с красными рыбками - многократно встречающийся у Матисса сюжет. В частности, у этой картины есть предшественница - «Красные рыбки», хранящиеся в московском Государственном музее имени Пушкина - в данном случае речь не идет о прямой цитате, картины связывает только персонаж, то есть сами рыбки. А вот в написанных в следующем году «Красных рыбках в интерьере» напрямую использовано полотно со скульптурой, но расширено пространство вокруг аквариума.

«Красные рыбки и скульптура » созданы в период экспериментов Матисса с кубизмом. Картина безусловно фовистическая, но «здесь был кубизм», во всяком случае, точно проходил неподалеку. Удлиненные силуэты рыб максимально уплощены и обобщены, цветы в вазе созданы круговыми пятнами. При этом картина написана в неповторимой матиссовской цветовой гамме, густой синий фон (синему художник благоволил - когда-то в юности на все свои сбережения он купил синюю бабочку и самозабвенно рисовал ее), ярко-красные рыбки и красные пятна цветов («фовизм - это когда есть красный!», - заявил однажды Матисс). Используется любимый Матиссом мотив открытого окна. Скульптура в виде обнаженной женщины изображена жарким розовым цветом, формы ее подчеркнуто геометризированы.

Связь Матисса с кубизмом и его лидером Пабло Пикассо - тема интересная. Матисса и Пикассо связывали отношения, которые не определить одним словом, эдакие дружба-вражда-соперничество-признание. Матисс был свидетелем на свадьбе Пикассо с балериной Ольгой Хохловой. Великий кубист так описывал великому фовисту разницу между ними: «Я освоил рисунок и ищу цвет, ты освоил цвет и ищешь рисунок» . А Матисс считал, что они с Пикассо - как Северный и Южный полюс. Их пути были абсолютно разными, но оба повлияли как друг на друга, так и на всю дальнейшую мировую живопись.

Но, пожалуй, самое глубинное различие между ними проходит не по шкале цвет-форма. Матисс никогда не помышлял о том, чтобы отказаться от натуры, от изобразительности. С реалистичностью - да, он простился рано. Но обойтись без связи изображения с реальностью - о таком он даже не думал, абстракционизм был ему предельно чужд. Знаменитое высказывание Матисса: «Если бы я встретил такую женщину (со своих картин - ред.) в жизни, то в ужасе убежал бы от нее» , ничуть не противоречит этому. Изображенная Матиссом женщина остается женщиной, а рыбы - это именно рыбы, даже если перед нами алые плоские всполохи, как на этой картине. Сам Матисс признавал свою приверженность природе и натуре, говорил, что целиком зависит от своих натурщиц: «Я никогда не хотел принадлежать к школе, настолько ограниченной, что это мешало бы мне «прикоснуться к земле», как Антею, чтобы набраться у нее сил и здоровья. Именно тогда, когда я нахожусь в согласии со своим восприятием природы, я считаю себя вправе отклониться от нее, чтобы лучше передать то, что я чувствую» .

Гертруда Стайн, американская писательница и большая поклонница обоих художников, позже отдавшая предпочтение Пикассо, со смехом рассказывала, что ее домработница, глядя на «Голубую обнаженную», возмущенно воскликнула: «Надо же такое сделать из красивой женщины!» . Но что женщина Матисса - красивая, у нее сомнений не возникло. От женщин с холстов Пикассо, пожалуй, тоже стоило бы держаться подальше.

Матисс стремился свое чувство цвета согласовать с пространством и изобразить реальность, прошедшую через его восприятие - кубисты желали перекроить реальность. Итальянский художник Джино Северини так определил эту разницу: «Там, где Матисс идет от восприятия к идее, кубисты идут от идеи к восприятию» .

Произведение Анри Матисса «Красные рыбки» впечатляет своим необычным представлением композиции. Эта работа не имеет точной стилистической принадлежности и заключает в себе признаки сразу несколько направлений — импрессионизм и фовизм. Автор достигал передачи эмоций за счёт простоты средств, тем самым меняя видение мира. В то время как другие художники передавали объем, Матисс переводил мир в плоский рисунок.

Картина «Красные рыбки» Анри Матисса: описание полотна, творчество живописца

Аквариумные темы

В своих полотнах живописец сознательно упрощал композиции, считая, что пространство вокруг перенасыщено пищей для глаз, поэтому человеку часто не хватает времени, чтобы его вкусить. Отказываясь от смешанных цветов, мельчайших детализаций, переходов тональностей, ему удавалось превращать фигуры женщин и рыб практически в знаки.

В период весны и лета 1912 года в салонах живописцев царило множество «карповых», что являлось данью моде. Аквариумные темы Матисса с золотыми рыбками были взяты из путешествий по Марокко в 1912—1913 гг.

У живописца в этом направлении написана целая серия картин:

  1. «Арабская кофейня». Наиболее значительная работа марокканского периода. Сюжет картины представлен двумя людьми, медитирующими перед аквариумом с золотыми рыбками.
  2. «Зора на террасе». Не менее знаменитое произведение, написанное в Марокко.
  3. «Золотые рыбки в скульптуре», 1911 г.
  4. «Красные рыбки в интерьере», 1912 г.
  5. «Интерьер, аквариум с красными рыбками», 1914 г.
  6. «Красные рыбки и палитра», 1914−1915 гг.

Аквариумная тематика продолжалась в 1914—1915 гг., тогда было написано два произведения из этой серии. В 40-х годах здоровье художника значительно ухудшилось, в то время он обратился к технике декупаж. Автор вырезал фигуры рыб, цветов, водорослей из раскрашенной гуашью бумаги и составлял композиции полотен большого формата.

Из-за своей недолговечности такие произведения считались одними из самых ценных в творчестве художника. К подобным относится и последняя работа Матисса «Китайские рыбки» 1951 года.

Годы Первой мировой

Но вмешалась война, с началом которой Матисс, уже зрелый мужчина, добровольно собрался пополнить ряды вооружённых сил Франции. Не позволило здоровье, но поволноваться пришлось: мать - на оккупированной территории, брат - в плену, сыновья - на фронте, друзья - кто где. Рядом с художником остались жена Амели и дочь Маргарита.

Автор и идея рыбок в аквариуме

Анри Матисс за свою долгую творческую жизнь всегда учился, не переставая интересоваться новыми направлениями и формами художественного искусства. Как следствие, многие годы искал себя, пробовал творить в разных стилях, создав даже совершенно новый (фовизм). В итоге пришёл к тому, что цвет для него лично важнее линии - именно цветовые пятна наиболее точно и метко передают эмоции и создают настроение.

Анри Матисс «Красных рыбок» задумал, вернувшись в апреле 1912 года из путешествия в Марокко, которое стало первым и очень важным в череде поездок художника по миру за впечатлениями и красками. Особенный эффект на живописца произвёл образ жизни североафриканцев, которые стремились всегда и везде окружать себя невероятно красивыми и яркими вещами и предметами ручной работы, расцвечивать свою жизнь, при этом оставаясь внутренне собранными, сдержанными и исполненными мудрости. Одним из удививших и покоривших Матисса занятий марокканцев было длительное созерцание ими жизни в аквариумах, спокойное, умиротворённое и медитативное лицезрение.

Навряд ли Матисс красных рыбок видел где-нибудь раньше - путешествия наряду с любознательностью художника и стремлением к знаниям расширяли его кругозор, давали пищу для ума и сердца, снабжали великолепными идеями для творчества. Одно из самых ярких воплощений сочетания фантазии с явью - это картина «Золотые рыбки» Матисса.

Путешествия как часть программы саморазвития

В 1906 году художник две недели провёл в Алжире, рисованием не занимался, лишь любовался мусульманским Востоком и напитывался впечатлениями. Привезённые из поездки керамика и отрезы ткани затем становились фоном ярких картин. Во всё, что видел Анри в путешествии, он хотел вникнуть: изучил примитивизм, попробовал себя в гравюрах на дереве, приложил руку к керамике.

В 1907 году живописец побывал в нескольких городах Италии, где также пытался найти новые формы, приемлемые для собственного творчества, знакомился с работами старых мастеров.

Академия Матисса

К тому времени у Матисса были уже поклонники, влиятельные меценаты, которые убедили художника основать свою школу живописи - знаний и умений накоплено уже предостаточно, надо ими делиться. В 1908 году Академия Матисса приняла первых учеников, французов и иностранцев. Анри давал уроки совершенно бесплатно - художник решил, что деньги могут стать препятствием, если вдруг придётся прекратить занятия временно или совсем. Число учеников росло вместе с популярностью художника, он успешно стал продавать свои творения коллекционерам. Выбирает время для путешествия в Германию, принесшее ему полезные знакомства среди ценителей искусства - теперь кроме Сары Стайн поклонниками Матисса стали Иван Морозов, Сергей Щукин. Возросший спрос на произведения Анри Матисса заставляет его сделать выбор в пользу творчества, на преподавание времени не остаётся. Летом 1910 года академия была закрыта.

Матисс завоёвывает заграницу Танец 1910 г.

Выполнив заказы для русских коллекционеров, в 1911 году Матисс по приглашению побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где его встретили очень тепло. Мастер, со своей стороны, также был тронут восторженным приёмом и в интервью журналистам признавался в особой вере в русское искусство и русский народ.

С этого времени материальные трудности забылись. Художник много путешествует по Испании, снова Германии, Марокко, начинает выставляться за границей (в 1912-м в США).

Старт без препонов Женщина в шляпе 1905 г.

В 1896 году Анри Матисс предоставил пять картин в Салон Национального общества изящных искусств, покупателем двух из них стало государство, которое приобрело произведения для летней резиденции президента в городе Рамбуйе под Парижем. Это был успех, который прямиком привёл молодого живописца на должность члена-корреспондента Салона.

Из-под кисти художника в этот период преимущественно выходят пейзажи и натюрморты. Увлечённый красотами Бретани, живописец много пишет её прибрежные скалы и роскошные зелёные фермы. Выставленный в 1897 году импрессионистический «Стол с десертом» не имел особого успеха, что не повлияло на упорство художника в учёбе и стремление к профессиональному прогрессу. После смерти Гюстава Моро в 1899 году Анри покинул Школу изящных искусств и учился на курсах Каррьера, пробовал себя в скульптуре, затем нашёл ещё вечерние курсы - постоянная учёба премудростям и тонкостям художественного искусства была главным его стремлением.

Аквариумные темы

В своих полотнах живописец сознательно упрощал композиции, считая, что пространство вокруг перенасыщено пищей для глаз, поэтому человеку часто не хватает времени, чтобы его вкусить. Отказываясь от смешанных цветов, мельчайших детализаций, переходов тональностей, ему удавалось превращать фигуры женщин и рыб практически в знаки.

В период весны и лета 1912 года в салонах живописцев царило множество «карповых», что являлось данью моде. Аквариумные темы Матисса с золотыми рыбками были взяты из путешествий по Марокко в 1912—1913 гг.

У живописца в этом направлении написана целая серия картин:

Аквариумная тематика продолжалась в 1914—1915 гг., тогда было написано два произведения из этой серии. В 40-х годах здоровье художника значительно ухудшилось, в то время он обратился к технике декупаж. Автор вырезал фигуры рыб, цветов, водорослей из раскрашенной гуашью бумаги и составлял композиции полотен большого формата.

Из-за своей недолговечности такие произведения считались одними из самых ценных в творчестве художника. К подобным относится и последняя работа Матисса «Китайские рыбки» 1951 года.

Перекрёсток впечатлений

Казалось бы, странная композиция, в которой художник, как и во многих своих работах, пренебрегает пропорциями и правилами проецирования. Удивительно, но очевидные искажения действительности и некоторая нелогичность в изображаемом никак не портят полотно. Наоборот, они ярко, по-детски непосредственно и однозначно выделяют самое существенное и важное для художника, делая всю композицию стройной и чрезвычайно гармоничной. Сочность красок чуткого колориста Матисса, грамотно выделенные им акценты и контрасты в этом произведении создают эффект магнетического цветового буйства, источника радости и хорошего настроения.


Красные рыбки 1912 г.


Художники разных стран Содержание

Анри Матисс - французский художник, в поисках себя опробовавший множество стилей и форм искусства, первый номер фовизма. Удивительно, но самая дорогая его работа - не картина, а бронзовая скульптура «Обнажённая женская фигура со спины IV».

Вектор жизни меняется

Карьеру юриста, с которой смирился уже и отец, прервал приступ аппендицита, когда Анри был 21 год. Период восстановления после операции затянулся на два месяца, и, чтобы развлечь сына во время длительного заточения в больнице, мать принесла ему всё, что надо для рисования. Позже Матисс отзывался о первых попытках рисовать, как о попадании в «какой-то рай». Новое увлечение побудило Анри распрощаться с юридической практикой и попытаться стать художником. В конце концов и отец принял это решение сына, напутствовав его наставлениями учиться как следует и непременно у самого Бугро, именитого академика изящных искусств.

В 1891 году Матисс поступил в парижскую Академию Жюлиана, частное заведение, конкурирующее с Национальной высшей школой изящных искусств, куда также намеревался поступать (что впоследствии не удалось). Подготовка к вступительным экзаменам проходила под руководством Вильяма Бугро, авторитетного мастера-академиста, с которым не сложилось нормальных отношений ученика с учителем. Взаимная антипатия привела к уходу Анри из мастерской Бугро.

В 1893 году - переход в Школу декоративных искусств, который предопределил дальнейшую судьбу художника - в 1895 году он успешно сдал вступительные экзамены и был принят в Школу изящных искусств как приглашённый студент. Здесь ему посчастливилось встретить Гюстава Моро, первого в своей жизни настоящего учителя, впоследствии оказавшего существенное влияние на становление и творчество. Перед ежедневным занятием учеников, копированием классиков в Лувре для наработки техники, Моро напоминал не забывать о цвете, «мечтать» о котором всегда призывал молодых художников. Именно Моро, наблюдая в процессе обучения за своим учеником Матиссом, сделал вывод, что тот определённо «упростит живопись».

Описание «Красных рыбок» Матисса

На холсте крупным планом фрагмент оранжереи - пространство максимально сокращено. В центре картины - круглый столик, посередине которого стоит цилиндрический аквариум. По краям стола небольшие, из жёлтой глины, горшки с комнатными растениями, одно из них выпустило сиреневый цветок, который почти теряется на фоне сиренево-розовой столешницы. Сам стол изображён с некоторыми нарушениями правил перспективы: его художник писал как-бы сверху, вместе с тем на аквариум живописец смотрит, уже несколько спустившись, к тому же из-под столешницы видны ножки стола, что вызывает вопросы.

Дальше к краям холста тоже зелень, с крупными остроконечными и мелкими круглыми листочками, в том числе цветущая, в левом нижнем углу изогнутый край ажурной крашеной детали - часть то ли изгороди, то ли кресла. Но периферию картины осматриваешь только вскользь, чтобы определить место действия и уловить общее настроение. Центр притяжения взгляда зрителя - это, конечно, аквариум с рыбками. Четыре ярко-красные, с золотыми бликами на блестящих упитанных телах, рыбки вольготно плавают в чистой прозрачной воде аквариума, где нет никаких водорослей и можно свободно любоваться играми и грациозными телодвижениями красочных созданий природы. На поверхности воды, ставшей золотистой под углом зрения художника, ярко светятся размытые отражения рыб. Необычайно позитивное и притягивающее зрелище - кажется, ещё мгновение, и увидишь мягкое движение плавников, дрогнет золотисто-зеркальная поверхность воды и отражения рыбок скользнут вслед за ними.

Последние годы

В 1941 году ухудшилось здоровье немолодого мастера. Перенеся тяжёлую операцию на кишечнике, художник мог проводить на ногах не более двух часов в день. Так прошли следующие 13 лет его жизни. Лидия, теперь помощница, сиделка и модель, всегда была рядом. Прося у доктора перед операцией ещё 3-4 года жизни, Матисс торопился, такое громадьё планов у него было. Этот период оказался очень тяжёлым: Вторая мировая война и связанные с ней дикие волнения за родных сводили с ума (к счастью, все остались живы), собственные физические страдания не давали спать. Но мэтр упорно работал, создав великолепные шедевры: иллюстрации к книге «Джаз» (1943-1947), эскизы витражей Капеллы Чёток в Вансе (1947-1951), картины. Последней работой мастера стал макет оконного витража для Нью-Йоркской церкви, который заказал в 1954 году Нельсон Рокфеллер.

Анри Матисса не стало 3 ноября 1954 года, спустя два дня после микроинсульта. Перед смертью всё понимающая Лидия Делекторская, скрепя сердце, нежно шутила, а мастер улыбался.

Всемирная известность

После войны на оттачивание мастерства направлена вся энергия художника. Геометрические изыски, новый колорит нравились публике. В 1920 году Матисс работает над созданием костюмов для артистов театра, декораций к спектаклям. С этого времени начинается активное сотрудничество с художниками и коллекционерами на всех континентах. Живописец активно колесит по всему миру, устраивая выставки, создавая декоративные настенные панно, скульптурные композиции, другие заказы.

Шедевры художника-целителя Натюрморт с цветами и виноградом 1922 г.

Да, сам мастер говорил, что своей живописью стремится создать, образно говоря, «удобное кресло для надорванного, изнурённого человека», измученного войной, безработицей и болезнями, чтобы подарить ему минуты счастья и гармонии с миром. Человеку и в наш век нужна такая передышка. К счастью, у художника более тысячи произведений, среди которых любой современный зритель найдёт что-то особенное для услады уставших глаз и успокоения расшатанных нервов.

Самые известные картины Матисса:

  • «Женщина в шляпе» (1905);
  • «Радость жизни» (1906);
  • «Танец» (1910);
  • «Красные рыбки» (1912);
  • «Натюрморт с цветами и виноградом» (1922);
  • «Парижский танец» (1931-1933);
  • «Женщина в фиолетовом халате» (1937);
  • «Голубая обнажённая» (1952);
  • Картины разных лет, в названиях которых упоминается одалиска.

Всю жизнь художник искал настоящую гармонию, эти труды принесли яркие, как его краски, плоды: он стал всемирно известным мастером цвета, произведения которого - гордость музеев и частных коллекций по всему свету.

Радость жизни 1906 г. Голубая обнажённая 1952 г. Парижский танец 1931-1933 г. Женщина в шляпе 1905 г. Танец 1910 г. Красные рыбки 1912 г. Натюрморт с цветами и виноградом 1922 г.

Картину “Разговор” Написал французский художник и скульптор Анри Матисс в период между 1908 и 1912 годами. Она - воплощение стиля, основоположником которого являлся Матисс - фовизма.

Творчество Матисса

Французский художник Анри Матисс был приверженцем движения фовистов, просуществовавшего на протяжении двадцати лет. Фовизм — родственное направление с импрессионизмом, он уводит изображение от значимости формы и придает усиленный акцент эмоциональности композиции и цвету. В основе фовизма заложены следующие ключевые моменты:

  • простота и отхождение от рамок;
  • лёгкое наложение красок;
  • необычные переходы света и теней;
  • кричаще-яркие цвета, добавленные для выражения эмоций.

Картина Матисса «Красные рыбки» — не самое отдалённое от реальности, а вполне понятное и нормальное произведение автора. В других своих работах художник вполне мог изобразить женщин с зелёными носами для большей выразительности, объясняя это тем, что он рисует не реальных женщин, а картину.

В понимании Матисса передача эмоций с помощью изображения проецируется через цвета, а не формы. Только так произведение может быть по-настоящему интересно зрителю, что и явилось ярким подтверждением в полотне «Красные рыбки». Любимыми темами Матисса были рыбки и аквариум. На языке живописца это означало отрешенность и созерцание абсолютной внутренней тишины.

Период трудностей

Семья росла, а постоянного дохода не было, денег катастрофически не хватало. Пришлось детей отвезти в родительский дом Анри. Сам живописец взялся за регулярный заработок - в 1900 году устроился художником-декоратором, объектами оформления стали залы Всемирной выставки в крупнейшем культурном центре Парижа Гран-Пале. Работа была изматывающе тяжёлой, Анри заболел. Едва вылечившись, снова взялся за работу. Временами посещал семью, но в этот период нервы его были на пределе, а настроение на нуле. Иногда расстроенного художника даже посещали мысли бросить живопись.

Происхождение и вектор жизни

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в небольшом французском городке Ле-Като-Камбрези. Вскоре семья переехала в соседний Боэн-ан-Вермандуа, где отец Эмиль Ипполит Матисс открыл лавку и успешно торговал зерном. Мать Элоиза Анна Жерар также занималась семейным делом - была помощницей мужу, кроме того она расписывала керамику. Продолжение дела семьи Анри как старшим сыном было предрешено. Но после учёбы в школе и лицее он отправился в Париж, где поступил в Школу юридических наук. Закончив её в 1888 году, возвратился в городок Сен-Кантен, где прошли лицейские годы, и получил место клерка у присяжного поверенного.

Цвет - как способ лучше выразить мысли

Фовизм происходит от французского “дикий”; именно так окрестили живописцев экспозиции 1905 года за революционно новый подход в искусстве. Сильные локальные цвета, обособленные формы, отказ от светотеней и перспективы. “Разговор” Матисса - дитя этих канонов.

Московский коллекционер С.И.Щукин едва ли не первым напрочь влюбился в стиль Анри Матисса, став его заказчиком вопреки отговорам.

В 1912 “Разговор” экспонировался в Лондоне и тогда же был куплен Щукиным в частную коллекцию, которую национализировали после революции. Предметы искусства распределили между московским Музеем ИЗО и ленинградским Эрмитажем. “Разговор” оказался в последнем.

Простота сюжета и композиции этого полотна обманчивы. Мастер слишком много знал об истории живописи и прочих искусств, чтобы выразить свои мысли ясно и очевидно.

“Разговор” - голос наследия старых художников: композиция его характерна иконографической схеме “Благовещения” (Возрождение). Окно в центре сюжета, яркий синий фон, некое таинство созвучны с фресками в Падуе, о которых так любил говорить Матисс.

Сюжет кажется очень банальным: сам живописец, его жена Амели, фигуры и лица их крайне схематичны. Но в полотне - особое толкование действительности. Люди воплощают мужское и женское начала, образ “Древа Жизни” по центру - олицетворение всего живого.

Завораживающие оттенок и количество синего относят к морской пучине, где зародилась жизнь. Зеленый - природа и плодородная Земля.

Плоскость всех элементов говорит о неважности изображения каждого из них, но связи между ними. Многовековой, из истоков.

Матисс также не пользуется чертежными инструментами, чтобы сделать композицию более “правильной”. Он делает это на глаз, интуитивно, опираясь на визуальную память произведений старых мастеров.

Читайте также: