Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Обновлено: 19.09.2024

Поля медоносных растений зачастую локализуются на значительном расстоянии от жилища пасечника, вследствие чего он задумывается о приобретении прицепа для перевозки пчел.

При транспортировке ульев ставятся цели минимизировать их тряску и перевезти возможно большее количество пчелиных домиков за один раз. Возникает вопрос, какими характеристиками должен для этого обладать прицеп.

Подбор места

Особенности и секреты кочевой пасекой на колесах

Здесь для начинающих можно рекомендовать следующие правила:

Первый облет

Чаще всего, пчелы начинают медосбор после первого ознакомительного облета. Он совершается на второй день после приезда уликов на место выставления.

Павильон для пчел

Павильон для пчел

Конструкция павильона не привязана к транспорту и предоставляет возможность постоянного пребывания пчелиных семей. Пространство в пять квадратных метров позволяет разместить полсотни ульев.

Павильоны бывают:

  • стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
  • на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
  • кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).

Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

Передвижная пасека обладает рядом преимуществ:

  • способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
  • в силу разнообразия источников нектара получаемый мед отличается большим содержанием микроэлементов;
  • пасечник может выбрать, возле каких растений разместить ульи для получения желаемого сорта меда;
  • пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
  • кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.

Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.

Также ни в коем случае нельзя накрывать ульи, особенно при высокой температуре воздуха. Пчелам требуется достаточное количество кислорода, и его дефицит чреват гибелью насекомых.

Многие пчеловоды, которые только начинают заниматься разведением пчелиных семей и сбором меда, пытаются для себя решить, как лучше организовать этот процесс. Существуют два основных варианта.

Особенности и секреты кочевой пасекой на колесах

Перевозка

Пчеловодством для кочевого метода рекомендованы следующие правила:

  • Транспортировку осуществлять в ночное время суток, так как насекомые находятся в сонном состоянии.
  • Температура в это время суток становится ниже, поэтому риск плавления сот уменьшается.
  • Уровень загруженности дорог ночью уменьшается.
  • Шум и раздражающие факторы для насекомых так же минимизируются.
  • К тому же, перевозить улья рекомендуется ранней весной. В это время масса домика незначительна, так как в нем отсутствует большое количество меда.
  • Не рекомендуется транспортировка более чем 2 суток.

Транспорт для перевозки

Для организации масштабного производства меда потребуется грузовой транспорт. Но нужно учесть, если общая масса ульев превышает 750 кг, то придется получать права категории Е. В противном случае пасечника вынужден переоборудовать свое транспортное средство, чтобы иметь все законные права управлять им с правами категории С.

Особенности и секреты кочевой пасекой на колесах

Для тех, кто живет в деревнях, можно использовать трактор. Но придется получить определенное удостоверение.

Некоторые предпочитают пользоваться услугами сторонних компаний, правда, это не всегда удобно.

Именно по этой причине, чаще всего, пасечники стараются организовать пасеку на колесах своими руками. Это необходимо планировать заранее, так как требуется соорудить не только правильный прицеп с ограждением, но и получить соответствующие права.

Но именно такая передвижная пасека, выполненное своими руками позволит пчеловоду не только довести ульи до нужного места, но и организовать максимально комфортное времяпрепровождение для самого владельца насекомых. Ведь это раньше предки пользовались телегами, а теперь правильно организованный прицеп для пчелиных домиков, может предусматривать и место для самого пасечника, в котором он проведет определенный промежуток времени с определенным комфортом.

Как собрать прицеп для пчел своими руками: 5 шагов

Прицеп для пчел своими руками, подходящий для легкового авто, можно сделать, используя следующие комплектующие и инструменты:

  • трубы круглого и прямоугольного сечения;
  • раму для каркаса;
  • уголки и панели из пластика;
  • доски и листы металла для пола;
  • болгарку;
  • электродрель;
  • аппарат для сваривания деталей;
  • ручной инструмент.

Последовательность действий:

  1. К раме привариваются трубы с угловым сечением. Конструкция оснащается рессорными элементами и пружинами.
  2. Из прямоугольной трубки делают раму (размеры 180 см на 240 см) и соединяют с каркасной рамой. Также из трубки того же типа делают выдвижные санки.
  3. Уголками размечают местоположение ульев и прикрепляют колеса.
  4. Конструируют пол, соединяя доску (верх пола) с металлическим листом (низ). Приваривают стойки.
  5. С помощью уголков устраивают крепление для будущей крыши, которую делают из пластмассовых панелей.

Плюсы и минусы

Насекомым будет не хватать того, что имеется в ближайшей доступности. В этом случае даже те пчеловоды, которые занимаются стационарным разведением насекомых, вынуждены организовывать временное кочевое пчеловодство.

Особенности и секреты кочевой пасекой на колесах

Но многие осознанно выбирают именно этот способ, благодаря его определенным преимуществам, среди которых стоит особо выделить:

  • Кочевка с пчелами позволяет пасечнику получить мед того или иного вида. Ведь всегда можно выбрать, куда вывезти улики. К тому же, именно этот способ позволяет собрать большее количество меда.
  • При правильном подходе можно получить монофлерный тип меда. Например, гречишный, который пользуется большим спросом у потребителей.
  • К тому же, ответственные пчеловоды организуют кочевую пасеку таким образом, что сводят к минимуму вероятность сбора меда с медоносов, обработанных пестицидами или другими вредными химическими препаратами.
  • Количество ульев в этом случае практически ничем не ограничено. Ну разве что, только тем транспортом, которые имеется в распоряжении. Многие опытные пасечники обзаводятся не просто крупным автомобилем, а настоящим грузовиком, что позволяет поставить сбор и продажу меда на более масштабное производство.
  • Ни на одном хорошем стационарном месте невозможно получить больше двух видов меда. Тогда как при организации выезда ульев, можно получить около 3 сортов.

Но несмотря на кажущиеся сплошные преимущества кочевой пасеки, все же у нее существуют и свои собственные и минусы:

Прицеп «Тандем»

Прицеп «Тандем»

Производимые в Кургане прицепы оснащены автоматическими подкатными колесами и ремнями, фиксирующими ульи. Также в комплектацию входит запасное колесо.

Высота оптимизирована для упрощения снятия и размещения ульев. Широкий прицеп позволяет оставить пространство между рядами размещаемых ульев. В процессе перевозки можно установить только один ярус ульев, но когда прицеп находится в стационарном состоянии, допустимо разместить большее их число - до четырех.

Особенности и нюансы

Необходимо учесть следующие тонкости в технике перевозки ульев:

  • Необходимо не только крепить надежно домики, но и не допускать их удара друг о друга.
  • Проверить изделия на целостность.
  • Если планируется такой тип пчеловождения, то заранее позаботиться о том, чтобы ульи были выполнены из легких материалов, например, пенополистирола.
  • Не следует перевозить насекомых более чем на 30 км.

Если учесть все данные особенности и тонкости такого типа пчеловождения, то можно с успехом собирать качественный урожай меда ежегодно.

Платформа для перевозки пчел

Платформа для перевозки пчел

Платформа для пчел лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещенные ульи на большие расстояния и обладает наибольшей продуктивностью с точки зрения объема медосбора: даже в бедных на растения-медоносы регионах можно получить 50 кг меда.

На установке, оснащенной бортами и стойками, можно разместить до 50 ульев. Встречаются в продаже и двхъярусные установки.

Преимущества платформы:

  • отсутствие потребности в загрузке и выгрузке ульев;
  • возможность оснащения системы крышей, защищающей от осадков и солнца;
  • меньшая выраженность тряски пчел при езде (по сравнению с легковыми прицепами) благодаря меньшему весу установки - благодаря этому насекомые чувствуют себя спокойнее, и путешествия не становятся для них стрессом;
  • благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.

Пчелоприцеп на легковом ходу

Пчелоприцеп на легковом ходу

Если количество ульев невелико, бортовая пасека на автомобиле может быть организована с помощью простого прицепа, применяемого для перевозки грузов. У пчелоприцепа на легковом ходу хватает места для размещения двух десятков ульев с насекомыми.

Их можно держать там на протяжении всего сезона цветения медоносов. Приобретя такую модель, пчеловод подвергает ее доработке - обустраивает крышу, монтирует механизм для упрощения установки пчелиных домиков и снятия их с прицепа.

Легковые пчелоприцепы удобны своим малым весом и простотой транспортировки. Минус этого варианта - ульи при перемещении подвергаются значительной тряске, и надо позаботиться о качественной фиксации их ремешками. К тому же эти прицепы менее вместительны, чем другие типы, и для перевозки большого числа пчелиных домов придется совершить несколько поездок.

Инвентарь

Помимо самого транспорта, необходимо учесть наличие специального инвентаря для кочевки ульев:

  • Для формирования определенного уровня вентиляции используют кочевую сетку.
  • Для фиксации домиков используют скреп.
  • Строп-сеть необходима для организации навеса.
  • Непосредственно сама кочевая будка. При ее небольших габаритах можно использовать УАЗ для транспортировки к месту кормления насекомых.
  • Брусы для соединения домиков между собой.

Так же необходим весь тот инвентарь, который используется и на стационарных пасеках.

Двухосный оцинкованный МЗСА 817730.001

Двухосный оцинкованный МЗСА 817730.001

Его дно сделано из обработанной водоотталкивающим составом фанеры с ламинатным покрытием. Такой же фанерой обклеен и сам прицеп.

Модель оснащена откидным механизмом. Наибольший суммарный вес перевозимого груза - 950 кг. Конструкция отличается отличной устойчивостью благодаря двухосности и специальному дышлу.

«Пчеловод» от производителя «Прогресс»

Дно также сделано из фанеры, пропитанной влагостойким составом. Высота бортиков - 15 сантиметров. Максимальный вес груза - 1000 кг. Обладает двумя осями, крепкой рамой и рессорной подвеской, что делает его хорошим выбором для неровных дорог и сводит тряску ульев при транспортировке к минимуму.

Выбор прицепа для перевозки пчел: обзор трех моделей

К числу популярных моделей конструкций для перевозки относятся:

Подготовка к перевозке

Перед перевозкой необходимо провести следующие манипуляции:

  • Укрепить рамки внутри конструкции домика.
  • Обеспечить неподвижное состояние ульев во время транспортировки. Для этого используют специальные виды рамок.
  • Во время переезда с места на место рамки с медом извлекают.
  • После процесса сбора меда семью перевозят в гнезде, где присутствует мед.

Особенности и секреты кочевой пасекой на колесах

Читайте также: