Начался учебный год: поможем питомцам адаптироваться к новым условиям

Обновлено: 17.09.2024

Адаптация студентов к обучению в вузе является актуальной современной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Большая часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Во-первых, условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в вузе. В этой связи бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса. С одной стороны, первокурсник должен проявлять большую самостоятельность и активность в освоении знаний, с другой стороны – это требует большей ответственности за свое образование, студент в большей степени, чем школьник должен организовывать свое образовательное пространство. Это один пласт проблемы. Во-вторых, с введением повсеместного поступления в вузы по результатам ЕГЭ, многие студенты приезжают получать высшее образование из разных регионов страны в мегаполисы, где сосредоточены ведущие Вузы Российской Федерации. Таким образом, первокурсник вынужден адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к условиям жизни в мегаполисе, что создает дополнительные психологические трудности для первокурсника. Первый год обучения в ВУЗе является стрессом для студентов: проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются постоянными спутниками студенческой жизни и учебной деятельности. Кроме того, обучение в вузе является профессиональным обучением, поэтому у первокурсника происходит первичная профессиональная социализация и начинается вхождение в профессиональную деятельность, что также влечет за собой адаптационные процессы, только уже к конкретной профессиональной деятельности. В этой связи исследование процесса адаптации первокурсников к учебной среде приобретает особую актуальность, поскольку предоставляет возможность на основе своих результатов построить эффективную программу психологического сопровождения первокурсников.

Проблема адаптации к условиям учебного заведения подробно изучается с момента переориентации системы образования в сторону гуманизации и реализации индивидуального подхода к обучению. Теоретические основания и эмпирические исследования данной проблемы изложены в работах Г.В. Безюлевой, С.В. Васильевой, Т.Д. Дубовицкой, Н.Г. Колызаевой, И.В. Коровиной, С.Т. Посоховой.

Адаптация в общем смысле рассматривается, как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Психологический аспект адаптации - это приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями личности, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Она же осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. К основным проявлениям социальной адаптации относят:

- взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми;

- активную деятельность человека.

Адаптация первокурсников к обучению в вузе имеет те же аспекты, как и любой другой адаптационный процесс. Колызаева Н.Г. в общем процессе адаптации выделяет две стадии:

– адаптивная реакция, которая характеризуется напряжением личностной системы, выражающимся в резком увеличении количества межфункциональных связей и наиболее интенсивном периоде личностных преобразований;

– адаптивная стабилизация, которая характеризуется уменьшением напряжения личностной системы, выражающемся в уменьшении количества межфункциональных связей и наименее интенсивном периоде формирования адаптивных характеристик [3].

По мнению И.В. Коровиной, в психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать:

– адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному);

– адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);

– адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

Исходя из важнейших сфер становления личности, основное содержание процесса адаптации студентов первого курса можно определить как:

  • освоение новых учебных норм, правил;
  • отношение к профессии;
  • приспособление к новому типу учебного коллектива;
  • обучение новым видам научной деятельности;
  • приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры.[4]

Успешность адаптации предполагает готовность студента к преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками. Так же для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции студента, т.е. студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Чем лучше студент будет понимать, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей профессии, тем лучше он будет учиться. Уровень представлений студента о профессии (адекватный или неадекватных) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.

Таким образом, чем быстрее студент сможет адаптироваться в новой для него культурно-образовательной среде, тем меньше вероятность возникновения затруднений в актуализации необходимых познавательных и личностных особенностей для успешного обучения в данной среде.

Во многих работах, авторы вместе с термином «адаптация» используют термин «адаптивность». Адаптированность является результатом процесса адаптации студента. Соответственно, адаптированность студентов к новой для них среде предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:

  1. удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе.
  2. принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям.
  3. способность придавать происходящему в вузе и вне вуза желаемое для себя направление и пользоваться имеющимися условиями и вариантами для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.[2]

На основании этих теоретических данных можно сделать вывод о том, что адаптация студентов к вузу – это сложный и многофакторный процесс, изучение которого необходимо строить в русле интегративного подхода. Поскольку большинство упомянутых нами исследований адаптации студентов к учебной среде вуза были проведены более десяти, то существует определенная необходимость проведения новых исследований в связи с изменениями, произошедшими в социуме в целом, и в частности в системе образования.

Полтора года назад никто не уведомил наших четвероногих друзей, что началась пандемия. И хозяев в их некогда размеренной жизни станет ну очень много. К хорошему привыкаешь быстро. Ситуация, с точки зрения собак, сложилась идеальная: любимый хозяин рядом в режиме 24/7.

И вот вольница, кажется, начала заканчиваться. Сотрудники, переведенные на удаленку, стали массово возвращаться в офисы. И снова никто не уведомил собак! Отпускной сезон разрядил ситуацию, но ненадолго. Наконец, грянуло 1 сентября, школьники и студенты сели за парты, и дом предательски опустел. Снова звенящая тишина и одиночество.

«Синдром разлуки» - вещь серьезная. Животные на самом деле сильно переживают, оставшись в пустом доме. Предложите им новые игрушки, в том числе жевательные. Подойдут игрушки-«головоломки» - те, что с лакомствами внутри. Расположите их в разных уголках квартиры, пусть собака поищет и съест лакомство. В идеале переговорите с соседями-пенсионерами: возможно, кто-то согласится к вам заглянуть в течение дня, погулять с собакой или просто посидеть.

Купите и настройте веб-камеры. Благо, удовольствие нынче недорогое. Вы получите много возможностей. Главная - наблюдать онлайн за всем, что происходит в доме. Наиболее дорогие девайсы оснащены двусторонней связью. Находясь на работе, можно связаться с питомцем, что-то сказать ему, ободрить. Снова возвращаемся к теме синдрома разлуки. Дело в том, что вышеуказанный синдром очень легко перепутать с обыкновенной игрой. Собаки, оказавшись предоставленными самим себе, могут и не тосковать, а развлекать себя доступными средствами.

Питомцы, страдающие синдромом разлуки, лают, скулят и воют часами, демонстрируют разрушительные модели поведения. Портят, например, обувь, мебель, разрывают подушки и т.п. Камера позволит вам вскрыть и такие важные детали, как сидение возле входной двери, бесцельное расхаживание туда-сюда, повышенное слюнотечение. Но мы не зря говорили о возможности ошибки! Та же самая подушка может быть разорвана не от тоски, а удовольствия ради. Питомец почувствовал свободу, решил развлечься - почему нет? Тем более ему никто не прививал хорошие манеры. Совет: столкнувшись с чем-то подобным, отправьте запись с камеры вашему лечащему ветеринару. Специалист поможет установить истину и дать верные советы: как жить дальше, какие действия предпринять.

Столкнувшись с проблемами, постарайтесь их не запускать. Доверьтесь ветеринару - не исключено, что животное надо поддержать медикаментозно. Либо потребуется помощь других специалистов - кинолога или зоопсихолога. Помните: если ничего не предпринимать и махнуть рукой, то со временем проблемы лишь усугубятся.

Установите распорядок дня. И далее неукоснительно его придерживайтесь. И кошки, и собаки обожают рутину, упорядоченность своей жизни. Есть надежда, что после «острого» периода (мы не имеем в виду синдром разлуки, а самый что ни на есть штатный режим) питомцы адаптируются к новым реалиям. Подъем в строго определенное время (да, и в выходные тоже), прогулка, завтрак - и далее по распорядку.

Физическая активность и игры. Отличная профилактика самых разных расстройств и стрессов - продолжительные прогулки на свежем воздухе, насыщенные подвижными играми и иной физической активностью. Питомцы неплохо выпускают пар, и сил на деструктивное поведение попросту не остается. Мы говорим о собаках - значит, побегайте и порезвитесь вволю. Привлекайте к этой работе детей, школьников и студентов. С активностью у ребят полный порядок. Говорим о кошках - устраивайте пару игровых сессий в день продолжительностью 10-15 минут каждая. Для хвостатых этого вполне достаточно.

Используйте достижения технического прогресса. Проверьте онлайн-площадки - каких только девайсов сейчас нет в продаже. Для кошек, например, предлагают игрушки на батарейках с датчиками движения. Тронет такую игрушку лапкой ваш питомец - и она уже пришла в движение, началась игра в погоню. Появились программируемые раздатчики лакомств, автокормушки - словом, потратьте время, изучите предложения, посмотрите, что подходит именно вам. Не пренебрегайте игрушками-головоломками: они позволят питомцам «продержаться» в одиночестве несколько часов. Этого достаточно, чтобы дети, например, вернулись из школы.

Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!

Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.

Летние каникулы - это отличное время, когда дети отдыхают от школьных нагрузок и набираются сил перед новым учебным годом. Но чем ближе становится 1 сентября, тем больше переживают родители о том, как их ребенок приспособится к учебе. Поговорим о том, как помочь ему адаптироваться к школьным будням.

Навигация по сайту

От знакомства до серьезных отношений

В городских приютах за животными приглядывают специалисты по уходу и социализации и ветеринары. Сотрудники кормят и поят собак и кошек, следят за их здоровьем и поддерживают чистоту в вольерах. Также помощь оказывают волонтеры. Они играют с кошками, приучают собак к поводку, приносят им гостинцы, учат взаимодействовать с людьми, но самое главное — ищут для своих подопечных хозяев.

Волонтеры внимательно следят за тем, в какую семью отдают животных. Сначала с потенциальными хозяевами проводят собеседование. Волонтеры отвечают на волнующие вопросы, рассказывают о характерах питомцев, дают полезные советы и убеждаются в серьезности намерений опекунов.

При выборе животного нужно оценить свой образ жизни. Лучше искать друга, подходящего по темпераменту. Следующий этап — знакомство с питомцем. Даже самые общительные не всегда сразу готовы довериться людям. Будущим хозяевам сначала нужно наладить контакт с понравившейся собакой или кошкой, на это может уйти не один день.

Когда животное будет настроено дружелюбно, можно перейти к следующему шагу — заключить договор об ответственном содержании. На его оформление дается три дня, чтобы у хозяина было время тщательно обдумать свое решение и подготовиться к приезду питомца.

Что можно считать удачным выпуском?

Яна Мурашова 12.09.2021 112


5 пород кошек, которые с удовольствием плавают

Наталья Стрельникова 12.09.2021 29


Мы в соцсетях

2021 iLike.Pet. Все права защищены

Разработка —

Советы хозяевам: как помочь адаптироваться питомцу из приюта

Ее Величество такса: 10 забавных фоток, которые вас покорят

Петя Кошкин 11.09.2021 46


О проекте

Мне приснилась кошка: к чему это?

Петя Кошкин 11.09.2021 44

Показать ещё

Кошкам нужно время

Кошки не могут быстро привыкнуть к новой обстановке. Процесс адаптации может занять от нескольких дней до полутора месяцев. Однако при правильном обращении контакт можно наладить с любым животным, главное — терпение.

В первые дни в новом доме кошки обычно забиваются под диван или кровать. Не стоит доставать животное силой. Лучше рядом поставить миски с едой и водой, а также лоток. Это позволит быстрее приучить кошку к туалету. Когда животное освоится, можно перенести лоток дальше.

Если кошка царапает мебель или обои, значит, ей нужна когтеточка. Чаще всего питомцы точат когти стоя, поэтому нужно подбирать устойчивую и высокую модель. Лучше приобрести сразу несколько приспособлений и поставить их в разные места. Если кошка продолжает портить мебель, можно положить на это место шуршащую ткань или полиэтилен — они отпугнут животное.

Контакты

Адаптируем ребенка к школе заранее

В первую очередь нужно приучить ребенка вовремя ложиться спать и рано вставать. Лучше начинать менять режим сна и бодрствования за одну-две недели до начала учебы. За это время ребенок сможет адаптироваться к новому графику, и ему не так сложно будет вставать в школу по утрам. А вот к учебным нагрузкам приспособиться будет не так просто.

За лето дети отвыкают от задач по математике и от сочинений по родному языку. И хоть в первые дни учебы занятия больше направлены на повторение ранее изученного материала, этих вводных уроков недостаточно для того, чтобы ребенок полностью привык к школе. Поэтому за несколько дней до первого сентября лучше повторить вместе с ним правила по различным предметам, а также выполнить несколько заданий по каждому из них.

Важно уделить внимание и эмоциональной готовности ребенка к школе. Он может переживать из-за того, как сложатся его отношения с одноклассниками и учителями, которых он не видел все лето. Поэтому нужно постараться успокоить ребенка, попытаться напомнить ему о положительных сторонах обучения. Обсудите вместе с ним новые предметы, которые ему предстоит изучать, поговорите о кружках и секциях, на которые он хотел бы записаться. Это позволит снизить тревожность ребенка и настроить его на новые свершения в этом учебном году.

Так бывает. Оборвалась жизнь молодого человека в самом расцвете сил, любимого мужа и любящего отца. Причина - водитель-лихач. Он не только сбил мужчину, но и не оказал ему никакой помощи. Доктора грустно констатировали факт - подоспей они вовремя, возможно, события развивались бы совсем по другому сценарию.

А дальше - пустота. Младшей дочке Джун (June) на момент трагедии едва исполнилось два годика. Старшей Хейзел (Hazel) - четыре с половиной. Но даже малышки поняли, что они больше никогда не увидят папу. Что же касается мамы Эмили Тапхаус (Emily Taphouse), то она ушла в затяжную депрессию. Психиатры, психологи, психоаналитики, куча всяких разных «серьезных» таблеток.

Внезапно к маме, порядком уставшей от походов по врачам, пришла идея: может, собака? Сквозь пелену душевного нездоровья и волнений Эмили заметила, как беззаботно, легко и весело играют во дворе детишки с собаками. Да и девочкам вроде всегда хотелось домашнего питомца. Решение пришло само собой: просмотрели сайты ближайших приютов, составили «шорт-лист». Работники помогли сделать выбор. Так, в доме появилась собака, английский бульдог Ферн (Fern). «Вы не поверите, но с появлением Ферн я почувствовала, как на мое сердце наложили целительную повязку», - рассказывала Эмили. Собака органично вписалась в семью, с удовольствием играла с девочками. Но без ложки дегтя не обошлось: в приюте, по всей видимости, Ферн привыкла к «обществу». Иными словами, Ферн отчаянно требовался друг или подруга - до того она заскучала.

Никто в семье Тапхаус не возражал. Правда, все понимали, что выбор питомца - дело непростое. Но ответ пришел через социальные сети, точнее - Facebook.

Наверное, это судьба. Собаку, тоже английского бульдога, звали Джуно (Juno) - почти что тезки с младшенькой. У Джуны непростая судьба - спасатели вырвали ее от жестоких хозяев. Собаку, в частности, били всякий раз, стоило ей устроиться на кресле или диване. Пост разместила женщина, взявшая Джуно на передержку.

Девушки (одна взрослая и две совсем юные) приняли решение единогласно. Вскоре Джуно переехала в новый дом. Да, с маленькими детьми шумновато. Но в этом доме царила любовь - и Джуно, кажется, сразу это поняла.

А еще есть такое понятие, как «химия отношений». Мама Эмили выразилась более определенно: «Любовь с первого взгляда». Дело в том, что Джун и Джуно подружились буквально с первой минуты знакомства - настолько сильная между ними проскочила искра. Джун крайне трудно переносила тяжелую утрату. Только отвлечется игрой с Ферн или каким-нибудь занятием, как бросает все и горько плачет. И именно Джуно выступила в роли «доктора для сердца» - собака вернула малышку к жизни. Показала, что жизнь продолжается. Любимый папа теперь на небесах, его не вернешь. Но надо жить и радоваться жизни.

«Сеансы психотерапии, лекарства - через что только нам не пришлось пройти, - откровенничает мама Эмили. - Но теперь могу сказать со всей определенностью: я живу. И вернула меня к жизни причудливая комбинация из моих малышек Хейзел и Джун, а также Ферн и Джуно. Благодаря им я нашла в себе силы жить дальше. Эти четверо сделали для меня гораздо больше, чем все врачи».

Что хочется заметить по этому поводу? «Терапия с животными» на самом деле творит чудеса - это замечено уже давно. Поблагодарим чудесных собак за их работу, за их любовь. А вам, дорогие Эмили, Хейзел и Джун - доброго здоровья и всего самого наилучшего. Вы заслужили свое счастье!

Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!

Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.

Начался учебный год: поможем питомцам адаптироваться к новым условиям

Полтора года назад никто не уведомил наших четвероногих друзей, что началась пандемия. И хозяев в их некогда размеренной жизни станет ну очень много. К хорошему привыкаешь быстро. Ситуация, с точки зрения собак, сложилась идеальная: любимый хозяин рядом в режиме 24/7.

И вот вольница, кажется, начала заканчиваться. Сотрудники, переведенные на удаленку, стали массово возвращаться в офисы. И снова никто не уведомил собак! Отпускной сезон разрядил ситуацию, но ненадолго. Наконец, грянуло 1 сентября, школьники и студенты сели за парты, и дом предательски опустел. Снова звенящая тишина и одиночество.

«Синдром разлуки» - вещь серьезная. Животные на самом деле сильно переживают, оставшись в пустом доме. Предложите им новые игрушки, в том числе жевательные. Подойдут игрушки-«головоломки» - те, что с лакомствами внутри. Расположите их в разных уголках квартиры, пусть собака поищет и съест лакомство. В идеале переговорите с соседями-пенсионерами: возможно, кто-то согласится к вам заглянуть в течение дня, погулять с собакой или просто посидеть.

Купите и настройте веб-камеры. Благо, удовольствие нынче недорогое. Вы получите много возможностей. Главная – наблюдать онлайн за всем, что происходит в доме. Наиболее дорогие девайсы оснащены двусторонней связью. Находясь на работе, можно связаться с питомцем, что-то сказать ему, ободрить. Снова возвращаемся к теме синдрома разлуки. Дело в том, что вышеуказанный синдром очень легко перепутать с обыкновенной игрой. Собаки, оказавшись предоставленными самим себе, могут и не тосковать, а развлекать себя доступными средствами.

Питомцы, страдающие синдромом разлуки, лают, скулят и воют часами, демонстрируют разрушительные модели поведения. Портят, например, обувь, мебель, разрывают подушки и т.п. Камера позволит вам вскрыть и такие важные детали, как сидение возле входной двери, бесцельное расхаживание туда-сюда, повышенное слюнотечение. Но мы не зря говорили о возможности ошибки! Та же самая подушка может быть разорвана не от тоски, а удовольствия ради. Питомец почувствовал свободу, решил развлечься – почему нет? Тем более ему никто не прививал хорошие манеры. Совет: столкнувшись с чем-то подобным, отправьте запись с камеры вашему лечащему ветеринару. Специалист поможет установить истину и дать верные советы: как жить дальше, какие действия предпринять.

Столкнувшись с проблемами, постарайтесь их не запускать. Доверьтесь ветеринару – не исключено, что животное надо поддержать медикаментозно. Либо потребуется помощь других специалистов – кинолога или зоопсихолога. Помните: если ничего не предпринимать и махнуть рукой, то со временем проблемы лишь усугубятся.

Установите распорядок дня. И далее неукоснительно его придерживайтесь. И кошки, и собаки обожают рутину, упорядоченность своей жизни. Есть надежда, что после «острого» периода (мы не имеем в виду синдром разлуки, а самый что ни на есть штатный режим) питомцы адаптируются к новым реалиям. Подъем в строго определенное время (да, и в выходные тоже), прогулка, завтрак – и далее по распорядку.

Физическая активность и игры. Отличная профилактика самых разных расстройств и стрессов – продолжительные прогулки на свежем воздухе, насыщенные подвижными играми и иной физической активностью. Питомцы неплохо выпускают пар, и сил на деструктивное поведение попросту не остается. Мы говорим о собаках – значит, побегайте и порезвитесь вволю. Привлекайте к этой работе детей, школьников и студентов. С активностью у ребят полный порядок. Говорим о кошках – устраивайте пару игровых сессий в день продолжительностью 10-15 минут каждая. Для хвостатых этого вполне достаточно.

Используйте достижения технического прогресса. Проверьте онлайн-площадки – каких только девайсов сейчас нет в продаже. Для кошек, например, предлагают игрушки на батарейках с датчиками движения. Тронет такую игрушку лапкой ваш питомец – и она уже пришла в движение, началась игра в погоню. Появились программируемые раздатчики лакомств, автокормушки – словом, потратьте время, изучите предложения, посмотрите, что подходит именно вам. Не пренебрегайте игрушками-головоломками: они позволят питомцам «продержаться» в одиночестве несколько часов. Этого достаточно, чтобы дети, например, вернулись из школы.

Новый учебный год Психологическая адаптация после каникул

Не за горами учебный год. Заканчиваются три месяца свободы и отдыха, где ребенок жил в своём режиме и имел много свободного времени. Все проводят лето по-разному, кто-то в поездках или на даче, кто-то в городе. Знаю, что сейчас многие родители стараются, при возможности, сохранить в летнее время посещение ребёнком спортивной секции или работу с одним из репетиторов. В любом случае, имело ли ваше чадо счастье полностью придаться праздности или же в каникулы сохранялась небольшая часть учебной нагрузки, с приходом сентября ритм жизни ощутимо меняется.

  1. Адаптация касается всех.

Конечно же, имеет большое значение в какой класс идет ребенок. 1-ый и 5-ый в плане адаптации самые тяжелые. И о них, стоит говорить отдельно. Но это не значит, что во все остальные годы дети не испытывают нагрузку, связанную с вхождением в обучающий процесс. Поэтому дальше буду описывать общие моменты, которые характерны для начала любого учебного года, независимо от возраста.

Важно понимать, что для ребенка три месяца - это гораздо дольше, чем для взрослого. И после столь большого перерыва вернуться к школьной жизни не так уж просто. Вспомните, с каким чувством вы сами возвращаетесь к рабочим делам после продолжительного отпуска.

Так же как и взрослые, дети имеют свои уникальные способы приспособления, и по-разному реагируют на изменение внешних условий. Вы знаете своего ребёнка всю его жизнь и уже, наверняка, обращали внимание на то, как он начинает любой процесс. Как родителям нам важно быть наблюдательными, не пытаться переделывать своих отпрысков, а помогать им больше узнавать самих себя. Через наше отражение им будет проще понять, как именно они это делают, и не уйти в какую либо из крайностей.

Опишу две наиболее ярко выраженных стратегии:

  • Школьник быстро загорается в начале учебного года. Он готовит дома рабочее место, наводит там идеальный порядок. Первые недели на многих уроках старается отвечать. Записывается на все предстоящие конкурсы и олимпиады, просит отвести его сразу в несколько кружков. Проблемой здесь становиться то, что дети быстро перегорают. Энергия заканчивается и остаётся мало сил, чтобы дотянуть до следующих каникул.

Отражаем: Смотри - ты сейчас отдохнул и у тебя много сил, тебе хочется и то, и другое и третье. Если ты набираешь себе много разных дел, то ты быстро устаешь. Можно думать о том, что тебе сейчас по-настоящему важно, а от чего пока можно отказаться и вернуться потом, если останутся силы.

  • Школьник долго раскачивается, «со скрипом» втягивается в учебу и во все, что с ней связано. Видно, что это дается ему тяжело, но зато, когда входит в режим, достаточно спокойно выдерживает школьные нагрузки. Здесь ребенку будет нужна поддержка, чтобы пережить этап перестройки.

Отражаем: Я вижу, что трудно войти в учебный режим. Обычно тебе нужно больше времени. Будет легче, когда привыкнешь. Чем мы с папой можем тебе помочь?

Часто самый «главный» источник стресса для всей в семьи - это наша родительская тревога. Вообще, тревога за своих детей естественная и неотъемлемая часть родительства. Она будет всегда, потому что нам небезразличны наши дети. Но есть тревога лишняя, которую можно избежать, если вовремя отследить ее происхождение.

Она берет начало:

- в завышенных ожиданиях от ребенка и сравнении его с другими;

Иногда мы забываем, что наши дети не роботы, а живые люди, которые еще только учатся жить. У каждого свои возможности, свой темп развития. Кому-то учеба дается легко и он приносит отличные оценки. Другой ребенок хорошо справляется с гуманитарными предметами, а с точными науками - провал. Третий, вообще далек от любой интеллектуальной деятельности, зато в спорте – супер! Четвертый, не в спорте, не в учебе, зато умеет по-настоящему дружить. И каждый из них сможет найти свое место в жизни.

- в невозможности поверить в него;

Нам трудно поверить в своих детей, потому что никто по-настоящему не верил в нас. В нашем детстве считалось, что дети это такие «недолюди», которых нужно постоянно поучать, корректировать и контролировать, иначе вырастит черт знает что. На самом деле в ребенке природой заложено стремление к развитию, в каждом есть свой потенциал.

- в фантазиях и страхах о будущем.

Принес двойку – «Ой, дворником будет!» Прогулял школу – «Все, пойдет по кривой дорожке!» Ленишься – «Ничего из тебя не выйдет!» Мы склонны делать фатальные выводы, которые ничем не обоснованы.

- Принес двойку: Да, неприятно. Наверняка он и сам расстроен. Спросите: «Как ты думаешь, почему так получилось?». Оценка - это всего лишь цифра, которая отражает то, насколько ребенок справился с конкретной учебной ситуацией.

- Прогулял школу: Тоже можно обсудить. Возможно, не нашел контакт с педагогом. Может быть, это связано с отношениями между детьми внутри класса. А может быть просто устал.

- Лень также не повод для тревоги. За этим явлением обычно стоят разные психофизиологические процессы, часть из которых вполне нормальна для определенного возраста.

А вот если вы замечаете устойчивое (в течение нескольких месяцев) наличие одного и более следующих признаков, то стоит задуматься о том, чтобы проконсультироваться со специалистом.

Признаки школьной дезадаптации:

Физиологические – слабость, головные боли, нарушение аппетита, нарушение сна, боли в животе, тремор, чрезмерная двигательная активность или заторможенность.

Поведенческие – приступы немотивированной агрессии, апатия, нехарактерная зажатость, ярко выраженное непринятие школьных правил (для начальной школы), регулярные трудноразрешимые конфликты со сверстниками и учителями, причинение физического вреда себе или окружающим.

Эмоциональные – подавленное настроение, устойчивое негативное отношение к школе, повышенная эмоциональная возбудимость, несвойственная темпераменту ребенка.

Познавательные – ребенок систематически не справляется со школьной программой, что подтверждается данными разных представителей педагогического состава школы.

  • Родитель и учитель, как сотрудники.

Родители и учителя - это Взрослые, которые должны сотрудничать, опираясь на принципы взаимоуважения, в интересах ребенка. При этом у них разные задачи, которые не стоит смешивать.

Роль учителя подразумевает обучение, помощь ребенку в освоении учебного материала и оценка того, как школьник с этим материалом справляется.

Роль родителя базируется на безусловном принятии, эмоциональной поддержке, заботе о физиологическом и психологическом здоровье, и максимально возможном создании условий для роста и развития ребенка.

В ходе любой адаптации, будь то начало учебного года, первый и пятый классы или переход в новую школу, учителя и родители могут взаимодействовать в целях облегчения данного процесса.

Родитель получает обратную связь от учителя в виде оценок, а так же при устном или письменном общении. Сам он также может помогать педагогу, найти подход к своему ребенку, сообщая об особенностях своего сына или дочери.

Например: Мой ребенок достаточно стеснительный, ответ у доски для него большой стресс. Могли бы вы первое время спрашивать его письменно или с места.

Или: Мой ребенок активный и у него быстро пропадает интерес, когда вы его долго не вызываете.

Степень родительской включенности в процесс адаптации после каникул будет сильно меняться с годами. Если в начальной школе многое вы делаете вместе то к среднему звену и в старших классах ваша помощь может ограничиваться эмоциональной поддержкой и решением организационных вопросов: оплата курсов и репетиторов, помощь в организации рабочего места, отвезти на тренировку, приготовить любимое блюдо, купить новые кроссовки для зала, и т.п.

Чтобы помощь была именно помощью, а не гиперопекой (которая является дополнительной нагрузкой на психику ребенка) не забываем про волшебный вопрос:

«Чем я могу тебе помочь?»

Будьте чуткими к своим детям, узнавайте их. Помните, что вместе вы справитесь с любым делом.

Как помочь ребенку пережить период адаптации к школе. Советы родителям.

Как помочь ребенку пережить период адаптации к школе

Еще вчера ребенок ходил в садик, где главным занятием была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым. И вот теперь он стал первоклассником. Много раз родители говорят ему «Ты стал взрослым!», «Ты теперь ходишь в школу!», «Это тебе не детский сад. В школе все серьезно!», «Будь внимательным и умным!» и много других похожих по смыслу фраз. А ребенок слушает и не все понимает. Да, ему хочется повзрослеть, но он пока не понимает как это и от чего конкретно зависит его взрослость. Ему понятно, что надо слушать учительницу и быть умным, но не понимает, как это можно сделать. На него, еще маленького, но уже взрослого, свалилось сразу много информации и правил. Теперь, он чаще слышит следующие высказывания: «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно», «старайся», «обязан», «должен». Возрастают требования учителя и родителей, появляется много новых обязанностей и ограничений.

Меняется очень многое в его жизни. Ребенок должен: ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться школьным нормам и правилам, трудиться, выполняя задания учителя и домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе, прилежно вести себя не только на уроках, но и на перемене. Эти правила не всегда совпадают с непосредственными желаниями и интересами ребенка. К этому нужно адаптироваться. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Некоторым детям это дается чуть сложнее. Зависит это от индивидуальных особенностей самого ребенка и сформированности учебной мотивацией.

Новая ступенька в жизни первоклассника, это включение в новую социальную среду, новый коллектив сверстников, перестройка деятельности по содержанию, форме организации. Освоение учебной деятельности требует качественного уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Радость восторг и удивление сменяются тревогой, растерянностью и напряжением. То же самое происходит и с их родителями.

Вероятность того, что первоклашка будет испытывать затруднения при адаптации в школе возрастает, когда:

  • В семье не соблюдается режим дня.
  • Мало уделяется внимания общению с ребенком и всей семьей вместе.
  • Нет уважения к старшим.
  • Ребенок не приучен к самостоятельности, не выполняет свои домашние обязанности и поручения. Не помогает родителям по хозяйству.
  • У ребенка отсутствует чувство ответственности за свои поступки.
  • Проблемы с поведением, непослушание на просьбы родителей.
  • Трудности общения со сверстниками. Неумение вести диалог.
  • Ребенок не любит читать, так как в семье мало или совсем не уделяется этому внимание.
  • Недостаточно подготовлен к школе.
  • Слышит негативную критику взрослых об учителях и школьной программе.

Первый год обучения иногда определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Родители должны знать признаки, которые указывают на трудности адаптации ребенка к школе.

На что следует обратить внимание родителям?

  • Смену настроения и поведение ребенка. Проявляет необъяснимую агрессию или ведет себя пассивно.
  • Старается не контактировать со сверстниками, либо наоборот — конфликтует с ними.
  • Быстро устает, низкая работоспособность, не может сконцентрироваться на поставленной задаче.
  • Открыто заявляет о своем нежелании идти в школу.
  • Часто стал говорить: «В школе не интересно», «Я думал там все по другому», «Мне трудно», «Я не хочу это делать».
  • Ослабевает интерес к происходящему.
  • Не готовность делать домашние задания.
  • Теряет уверенность в себе, в своих силах.
  • Нарушается сон и аппетит.
  • Часто жалуется на головную боль и боль в животе.

Родители первоклассников должны быть готовы к тому, что их ребенок может столкнуться с такими проблемами даже сейчас, спустя месяц после начала учебы. Как и чем родители могут помочь ребенку?

Советы родителям первоклассника.

В первую очередь родителям важно понять есть ли трудности у ребенка, определить их причины. К каждой из них подобрать своё решение.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Вместе составьте расписание дня и контролируйте его соблюдение. Таким образом, ребенок учиться планировать свое время, ставить цели и задачи, а также грамотно распоряжаться своим свободным временем.

Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, принимайте участие в его переживаниях, впечатлениях, находите время на разговоры о трудностях, радостях, требованиях в школе. Выслушайте своего ребенка. Помните: то, что кажется вам не очень важным, для него это может оказаться самым волнующим событием за весь день! Объясните, что в любой ситуации окажете поддержку, придёте на помощь.

Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет ребенку решать трудности без паники.

Научите ребенка обращать внимание на процесс обучения, а не учиться только ради оценки. Процесс обучения приводит к разносторонним знаниям и навыкам, а уже потом к результату – оценке. Важно научить чувствовать связь между процессом и результатом.

Верьте в своего ребенка. Верьте и доверяйте своему ребенку. Не сомневайтесь в его способностях. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.

Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих учебных годах. Он будет понимать, что его родители тоже были в такой ситуации, как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому поводу. Учите ребенка испытывать чувства и уметь их называть. В дальнейшем вам будет легче понять причину неудач своего чада.

Любите своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить» хорошими оценками или поведением. Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников.

Уважайте своего ребенка. Уважайте его мнение, желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношения к нему. Не критикуйте за оценки и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме. Отметка в дневнике – это оценка его знаний по данному предмету на этот момент. Эти оценки не имеют отношения к личности ребенка. Обязательно хвалите ребенка. Поощряйте его старания и усилия.

Эти простые советы помогут вам не потерять доверие, хорошего отношения, понимания и любви со своими детьми. Будут способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, что однозначно доставит вам радость и гордость за своего ребенка.


Человек-солнце в моей суматошной сказке

Александра Полева 11.09.2021 66


Как подготовить дом

Перед приездом в дом нового жильца нужно обезопасить пространство. Так, следует спрятать все, что можно погрызть, — провода, лекарства, бытовую химию и любые другие опасные вещи, которыми собака или кошка может нанести себе вред. Обувь, хрупкие предметы и комнатные растения лучше переставить в недоступное место, чтобы питомец не повредил их, изучая новый дом.

Перед тем, как завести кошку, на окна нужно установить специальные прочные сетки. Так, любитель охотиться на птиц точно не упадет с высоты.

Также обязательно нужно подготовить для питомца личное место. Обычно собаки любят, чтобы в их поле зрения находился хозяин и входная дверь, а кошки, наоборот, предпочитают укромные уголки, в которых можно спрятаться от шума и света. Важно, чтобы в этом месте животное чувствовало себя спокойно и уверенно. Здесь лучше не проводить болезненные манипуляции, не стричь когти, не наказывать и не ругать питомца.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Еще необходимо место для лотка и мисок. Если в доме несколько кошек, то лучше поставить две или три емкости. Для воды и еды должно быть несколько мисок.

Для собаки нужно приобрести шлейку (она надежнее поводка) и намордник, а также заказать адресник, на котором будет указан номер вашего телефона и имя питомца.

Собака что-то съела на улице. Нужно ли бить тревогу?

Евгения Кныш 12.09.2021 115


9 причин завести морскую свинку дома

Евгений Копылов 11.09.2021 42


Почему ребенку сложно привыкнуть к учебе

Многие дети испытывают проблемы с адаптацией к учебе после летних каникул. Во многом это связано с тем, что их будни во время отдыха сильно отличаются от более напряженных школьных дней. Так у неготовности ребенка приступить к занятиям может быть сразу несколько причин:

● физическая: у него сбит режим сна и бодрствования. За лето ребенок мог отвыкнуть от школьного режима дня, поэтому ему сложно заставить себя рано вставать утром и вовремя засыпать вечером.

● умственная: он отвык от учебных нагрузок. Большинство детей не уделяют достаточно времени учебе и повторению ранее изученного материала на летних каникулах. По этой причине им бывает сложно собраться и настроиться на изучение школьной программы в новом учебном году.

● эмоциональная: он переживает из-за взаимоотношений со сверстниками и учителями. Три месяца летних каникул - это достаточно много в глазах ребенка. Поэтому он волнуется о том, как может измениться его общение с окружающими в стенах школы.

Каждая из этих причин существенна и заслуживает отдельного внимания. Поговорим о том, как родители могут помочь своему ребенку подготовиться к учебному году.

Влияет ли полнолуние на собак и кошек?

Наталья Стрельникова 12.09.2021 20


Рубрики

С собакой на прогулку

Собаки привыкают к домашней обстановке быстрее кошек, но сложности могут возникнуть на этапе знакомства с городской средой. Часто животные из приюта боятся шумного мегаполиса.

Чтобы приучить собаку к прогулкам в городе, нужно время. Сначала лучше выходить на улицу, когда тихо и спокойно, например рано утром. В течение месяца лучше гулять по одному маршруту. Когда собака освоится, можно увеличивать длительность прогулок и начать выходить в более людные места.

На улице важно следить за поведением собаки. О психическом состоянии животного говорит поза, положение ушей и хвоста. Если собаку что-то испугало, например звук мотоцикла или проезжающий велосипедист, нельзя сразу уходить домой. Прогулка должна заканчиваться позитивно.

Иногда собаки начинают лизать стены — это может говорить о том, что питомцу не хватает витаминов. В таком случае необходимо проконсультироваться с ветеринаром. Если проблемы со здоровьем не обнаружились, можно купить игрушки (деревянные, съедобные, резиновые). Они вызовут у собаки большой интерес и перенесут внимание со стен.

Как помочь животным в приютах

Если вы еще не готовы приютить собаку или кошку, можно приезжать к ним в гости. Волонтеры гуляют с собаками и приучают к ошейнику, играют с кошками и угощают их лакомствами.

Также можно помогать с поиском дома для постояльцев приюта: фотографировать животных и писать посты, которые привлекают внимание. Репосты записей и объявлений в социальных сетях тоже помогают найти хозяев для животных.

Приехать в приюты ГБУ «Доринвест» можно без записи, но при себе обязательно нужно иметь паспорт и маску. Учреждения расположены по адресам: Фирсановское шоссе, владение 5а и Рассветная аллея, дом 10. Приюты открыты для волонтеров ежедневно с 13:00 до 17:00 (кроме санитарных дней в понедельник и пятницу).

Волкофобия

Яна Мурашова 11.09.2021 85


Читайте также: