О чем поют птицы?

Обновлено: 17.09.2024

Цель: Уточнить знания детей о весне и перелетных птицах, закрепить знания о зимующих.

1. Беседа о наступившей весне и прилетевших птицах.

расширить представление детей о весне и перелётных птицах, способствовать умению отвечать на вопросы полными содержательными ответами.

2. Чтение стихотворений о птицах.

воспитывать бережное, доброе отношение к пернатым друзьям.

3. Аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

развивать слуховое восприятие, воображение, внимание, память.

4. Физкультминутка «Птицы»

формировать правильную осанку, выполнять движения в соответствии с текстом.

5. Изготовление совы способом «Оригами»

развивать мышление, мелкую моторику пальцев рук и кистей, умение при необходимости помочь друг другу.

7. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка». Подведение итога деятельности.

продолжать знакомить детей с художественными произведениями. Создать радостное настроение от совместной деятельности, от самостоятельно выполненной работы.

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Фирма работы с детьми: групповая.

Оборудование: макет дерева, изображения птиц, заготовки из цветной бумаги, кисточки, клей, ножницы.

Предварительная работа: на прогулке наблюдали за птицами, кормили их, сделали альбом «Птицы», читали художественную литературу на данную тему, рассматривали иллюстрации, разучивали стихи, отгадывали загадки, рисовали и лепили птичек, складывали способом оригами различных птиц: сову, ворону, лебедя.

1 часть - вводная

Цель: развить интерес к предстоящей деятельности.

Создание образовательной ситуации

-Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Дети слушают стихотворение.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

-Дети, вы каждый день слышите, как весело и громко поют свои песни птички, появились птицы, которых зимой не было у нас. Откуда же они прилетели?

Ответы детей: из тёплых стран, с юга.

Почему же птички от нас улетали?

Потому что на зиму птицы улетают от нас туда, где тепло. Потому что им у нас холодно и голодно зимой, все насекомые спят. А в тёплых странах насекомые водятся круглый год.

А почему птички прилетели сейчас?

Потому что наступила весна, растаял снег, стало тепло, и птицы вернулись на свою родину.

2 часть - основная

Цель: расширить представление детей о весне и перелётных птицах, способствовать умению отвечать на вопросы полными и содержательными ответами.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Наступила весна. А какая она?

Ответы детей: тёплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зелёная, ласковая.

-Какие чудеса происходят весной?

Снег тает, превращается в воду, появляется первая травка, первые цветочки- подснежники, появляются маленькие листочки на деревьях, просыпаются насекомые.

-Но самое главное чудо-это, конечно же то, что именно весной к нам прилетают, возвращаются на родину наши пернатые друзья, и приносят весну на своих крыльях.

-Как называют птиц, которые улетают на зиму в дальние края, а весной возвращаются обратно?

-Молодцы, правильно, перелётные.

Воспитатель обращает внимание детей на макет дерева, на котором сидят перелётные птицы

-Ребята, посмотрите на дерево, к нам прилетели птички, каких птиц вы узнали?

Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок,

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

-Давайте, дети, уточним, как одним словом можно назвать этих птиц?Перелетные.

-Посмотрите на птичек, какие они все красивые, одна на другую не похожи.

-Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями.

-А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чём бы они, как вы думаете, рассказали нам в своих весенних песнях?

О том, как они любят свою родину, как прекрасна наша земля. Какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь домой, как они спешили к нам и радовались встречи с нами.

-Давайте послушаем пение птиц.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

-Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце, о весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней.

Дети слушают аудиозапись, и одновременно стихотворение, которое читает воспитатель.

-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?

Ответы детей: подремонтировать старые гнёзда и построить новые.

-Из чего строят птицы свои гнёзда?

Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, паутинок.

-А где птицы строят свои гнёзда?

На деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах, в дуплах деревьев.

-И вот гнёзда построены, какая теперь забота у птиц?

Отложить яички, вывести птенчиков.

-А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт их?

-Кто кормит маму и птенцов?

-И, когда появляются птенчики,уже оба родителя заботятся о них: кормят и растят потомство, учат подросших птенцов летать.

-Давайте отдохнём. Тихонько встаньте.

Физкультминутка «Птицы»

Руки подняли и покачали-плавные покачивания поднятыми вверх руками.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-встряхивание рук перед собой.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки - плавно помашем-горизонтальные одновременные движения руками вправо, влево.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

убирают руки за спину.

Крылья сложили назад.

Повторить два раза.

Воспитатель ставит на дерево ещёнескольких птичек: синицу, сороку, воробья, голубя.

-Эти птицы улетают на юг или нет?

-Нет, они остаются зимовать у нас.

-Правильно, эти птицы приспособились зимовать у нас в наших краях, рядом с человеком. Конечно, птичкам трудно зимой, но мы с вами помогаем им пережить трудные морозные дни. Ведь мы всю зиму подкармливали птичек, и теперь они радуют нас своим пением.

-Назовите, ребятки, этих птичек.

Этап осуществления самостоятельной работы с детьми.

-Есть ещё одна птица, которая не улетает в тёплые края, отгадав загадку,вы узнаете какая:

У неё глаза большие и большая голова

Ночью по лесу летает, называется…

Воспитатель выставляет сову на макет дерева.

-Я предлагаю вам сделать сову из бумаги, давайте вспомним, как мы её уже делали, как надо правильно складывать бумагу (показ ребёнком)

Дети изготавливают сову техникой- оригами, тем самым закрепляют знания, полученные ранее в совместной с воспитателем деятельности.

По окончании работы, воспитатель рассаживает сов на дереве.

-Вот молодцы, целая стайка сов у нас получилась.

-А как называют птиц, которые остаются на зиму у нас, не улетают в тёплые края?

Этих птиц называют - зимующими.

Дети любуются проделанной работой.

3 часть- - заключительная

Цель: продолжать знакомить детей с художественными произведениями. Создать радостное настроение от совместной деятельности, от самостоятельно выполненной работы. -

Сейчас я хочу прочитать вам интересный рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Ласточка», послушайте внимательно.

Воспитатель читает рассказ.

Вопросы воспитателя после прочтения по содержанию рассказа:

-Что мальчик хотел сделать? Разорить гнездо.

-Кто прилетел в гнездо весной? Пара ласточек.

-Что ласточки стали делать с гнездом? Стали ремонтировать гнездо.

-Кто появился в гнезде у ласточек? Появились маленькие птенчики.

-Правильно поступил мальчик, что не разорил гнездо? Да, конечно, же правильно.

-Дети, а вот как вы думаете, что произойдёт, если птицы вдруг однажды не вернуться к нам весной?

-Будет беда. Некому станет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят все растения, урожай хлеба, фруктов, овощей.

-Правильно, молодцы. А ещё некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесного пения.

-О ком, ребята, мы сегодня говорили? О птицах.

-Чем ещё занимались?

-Ещё мы слушали, как поют птички, мастерили сову, отгадывали загадку, слушали стихи о птицах и рассказ «Ласточка».

- Вы молодцы, занимались хорошо дружно, помогали друг другу. Много узнали о наших пернатых братьях.

Дети слушают заключительное стихотворение о птицах.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц друзья!

Публикации по теме:

Конспект в младшей группе «Перелетные птицы весной» Конспект в младшей группе «Перелётные птицы весной» Цель: рассказать о приметах весны, об изменениях природы, создать весеннее настроение.

Акция «Пусть птицы весело поют!» (фотоотчёт)

Акция «Пусть птицы весело поют!» (фотоотчёт) Каждый год 1 апреля вся планета отмечает Международный день Птиц. Вот и мы в нашем детском саду решили провести акцию «Пусть птицы весело.

Конспект НОД в средней группе «Птицы весной» Воспитатель: Я раскрываю почки, В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня. (Весна) Воспитатель:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «О чем поют весною птицы» Программное содержание: 1. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; 2. Дать сведения о звуковых.

Конспект НОД по экологии «О чем поют весною птицы?» Задачи: 1. Развивать умения узнавать и называть время года, выделять признаки весны, расширять знания о перелётных птицах, об их жизни.

Конспект ООД по развитию речи «Птицы весной» Конспект ООД по развитию речи. Тема: «Птицы весной» Цели: -закрепить представления детей о характерных признаках весны; -различать и называть.

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Перелётные птицы весной» Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе. «Перелётные птицы весной» Цель. Воспитывать любовь к родной природе, посредствам.

Конструкт интегрированного занятия. Тема: «Перелётные птицы весной» КОНСТРУКТ интегрированного занятия. Тема: «Перелётные птицы весной» Возрастная группа: средняя группа «Русалочка» Воспитатель: Толмачева.

Конструкт интегрированного занятия. Тема: «Перелётные птицы весной»

Конструкт интегрированного занятия. Тема: «Перелётные птицы весной» КОНСТРУКТ интегрированного занятия. Тема: «Перелётные птицы весной» Возрастная группа: средняя группа «Русалочка» Воспитатель: Толмачева.

Сценарий экологического досуга в подготовительной группе «Пусть птицы весело поют!» МДОУ детский сад компенсирующего вида №3 «Белочка» (для детей с нарушениями речи) СЦЕНАРИЙ экологического досуга в подготовительной.

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно парой предложений, но в этой статье мы рассмотрим не только, собственно, пение, но и другие типы вокализации птиц и их функции.

Птицы отличаются от другой высокоразвитой группы животных - млекопитающих - приоритетными способами взаимодействия и общения. Если вторые для этого активно используют обоняние, то пернатые полагаются на акустическую и оптическую сигнализацию (причем часто одновременно). Звуки в жизни птиц играют важнейшую роль, начиная с самого рождения. Они сопровождают их практически в любой ситуации. Поэтому и разнообразие звуковых сигналов очень велико.

Многие звуки птицы воспроизводят неосознанно, "озвучивая" ими какую-либо ситуацию. Например, взлетая, стая куликов издает одинаковые свисты. Если взлет был спровоцирован появлением хищника, звуки могут быть другими, более резкими и громкими. Сигналы тревоги часто понятны не только одному виду, но и другим птицам, обитающим неподалеку. Лесные птицы, заметив ястреба, бьют тревогу. Ко всеобщей панике присоединяются разные виды - сигнал бедствия "интернационален". Причем давно известно, что у больших синиц есть разные звуки тревоги для обозначения хищника, идущего по земле и нападающего сверху.

Сойка пытается прогнать длиннохвостую неясыть. Фото автора (галерея листается) Сойка пытается прогнать длиннохвостую неясыть. Фото автора (галерея листается)

Попытки систематизировать все разнообразие звуков, издаваемых птицами, принимаются более ста лет. В принципе, несложно выделить разные эмоциональные состояния и ситуации в жизни пернатых - и все вокальные сигналы разделить согласно этому списку. Но на деле оказывается, что "речь" птиц куда сложнее, чем можно подумать. Некоторые фразы могут применяться в самых разных ситуациях, а есть виды, которые вообще используют один-два одинаковых звука (по крайней мере, на человеческий слух) для разных обстоятельств.

В прошлом веке орнитолог В. Сорпе предложил классификацию сигналов. Он выделил сигналы комфорта, бедствия, территориально-защитные, взлетные, пищевые, гнездовые, стайные, агрессивные, тревожные и т.д. С одной стороны, такое количество типов звуков говорит о сложности птичьего "языка", с другой - ставит под сомнение принципиальную возможность строгой классификации сигналов. Многие звуки, как уже было сказано, используются в разных ситуациях, и все зависит от конкретной группы птиц.

На верхней ступени класса Птицы стоит отряд Воробьинообразные. Как раз для них характерен один четко отличающийся от остальных тип вокализации - песня . Это часто очень сложный по структуре сигнал, и всегда видоспецифичный (то есть у каждого вида своя песня). Все остальные звуки, издаваемые птицами, называют позывками ; они и несут самые разные функции (сигналы тревоги, общение в стае и т.д.). Зачем же птицам нужна песня?

На этот вопрос пытались ответить с давних времен. Люди давно заметили, что поющая птица обычно не скрывается, а наоборот, - демонстрирует себя, как бы привлекает к себе внимание. При этом часто она определенным образом двигается: расставляет крылья, распушает хвост, передвигается по ветке и т.д. (Как раз в этом наблюдается синтез звуковой и оптической сигнализации). Надеясь, что ее заметит представитель противоположного пола. В этом - одна из ролей, которую играет песня в жизни птиц. Как же самка выбирает себе партнера?

Избранный самец должен быть не только хорошим певцом, но и ярким красавцем! Варакушка, фото автора Избранный самец должен быть не только хорошим певцом, но и ярким красавцем! Варакушка, фото автора

Вероятно, пение самца должно соответствовать определенным требованиям, чтобы он стал избранником какой-нибудь пернатой дамы. В следующей статье мы поговорим о том, как птицы учатся петь, здесь лишь скажем, что громкое и четкое пение, "правильность" слогов свидетельствует о здоровье самца, его зрелости и о хорошей наследственности. Конечно, самка не рассуждает таким образом, но подсознательно стремится выбрать хорошего певца. В пении одного вида различаются географические диалекты, и самка предпочитает пение самцов с ее "родины", игнорируя "чужеземные" варианты этой же песни.

Кстати, самки тоже иногда поют. Тропические виды могут петь наравне с самцами. В умеренных самки обычно не поют (но есть исключения, например, снегири), однако для некоторых птиц характерно так называемое антифональное пение, которое подразумевает одновременное пение самца и самки. При этом их партии различаются и дополняют друг друга. Такое пение характерно для некоторых сов, журавлей и других. Вот крики журавлей, кричит и самка, и самец:

Но после образования пары самец не перестает петь. И здесь проявляется вторая функция песни - защита территории.

Поющий самец как бы сообщает, что эта гнездовая территория занята. Причем некоторые виды прогоняют со своей территории не только представителей своего вида, но и всех остальных (например, обыкновенная горихвостка ). Эта функция начинает проявляться с самого начала весеннего пения и совпадать по времени с привлечением самки. То есть для пения птиц характерна полифункциональность . Кроме того, показано, что одна и та же песня в разное время суток может выполнять разные роли по очереди. С течением сезона самец поет все меньше. С рождением и ростом птенцов ослабевает необходимость защиты территории, но растет потребность птенцов в корме - и птицы неустанно ищут корм.

Само различие песен разных видов в их экологии имеет очень большое значение. Самка безошибочно узнает самца по его голосу. Проводились любопытные эксперименты с близкими видами. Так, обыкновенная пищуха и короткопалая пищуха - близкородственные виды, и песни у них похожие. Но у обыкновенной она длиннее и содержит конечную фразу. Самке короткопалой пищухи включили песню обыкновенной, но без конечного фрагмента - и та среагировала. То есть эта самая последняя фраза играет решающую роль в разделении двух видов. Другой пример: очень похожие друг на друга пеночки - весничка и теньковка - имеют совершенно разные песни. Вот весничка:

А вот теньковка:

Как было сказано, самец поет часто сидя на видном месте, а то и вовсе в полете. Но ведь при этом певец может стать легкой добычей хищника? Да, это так. Здесь видится рискованный природный компромисс: самка должна услышать (и увидеть) самца, но видит его и хищник. Поэтому поющий самец должен быть всегда начеку.

Полноценная песня есть не у всех, причем даже среди собственно певчих птиц. У не-певчих функцию песни выполняют самые разные звуки. Вот, например, голос коростеля, из-за которого ему дали латинское название Crex crex :

Интересны "песни" сов. О них будет отдельная статья, а вот для примера крики серой неясыти.

Есть птицы, которые используют звуки, издаваемые небиологическим путем. Например, дробь дятлов весной несет функцию защиты территории. Бекасы для "пения" используют крайние рулевые перья хвоста. Совы могут громко щелкать клювом. Аисты издают звуки с помощью клюва и т.д.

Теперь поговорим о позывках - то есть всех остальных звуках, издаваемых птицами, кроме песни. У мелких воробьиных может быть десятки видов издаваемых звуков. У крупных птиц, как правило, звуков в арсенале меньше (а некоторые и вовсе молчаливы - например, аисты). В обычном состоянии птицы используют звуки коммуникации - для общения в стае, например. Гуси, летящие в стае постоянно "переговариваются", и часто мы их сначала слышим, и лишь затем поднимаем голову. Такие звуки играют особенно важную роль при перелетах в ночное время или в тумане.

Очень важными звуками являются те, что используются для коммуникации птенцов и взрослых. Например, в начале июня по окраинам деревень можно слышать тонкий и протяжный писк слетков ушастой совы (c 40 секунды):

Этим звуком птенцы совы, которые уже покинули гнездо, но все еще остаются на попечении родителей, сообщают о своем местонахождении и выпрашивают корм (функция локализации). В этом случае важно, чтобы звук не был "рассеянным", а точно приводил взрослых сов к своим детенышам.

О чем поют птицы?

Птицы способны удивлять нас заливистой полночной трелью и радостным утренним щебетаньем, громкими флейтовыми песнями и тихими виртуозными мелодиями. Сложное строение голосового аппарата отличает пернатых от млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Голос есть у многих представителей фауны. Нужен он животным, чтобы передавать различную информацию друг другу на дальние расстояния. Птичье пение - это не только необыкновенная красота и сладость для ушей, но и обилие передаваемых сигналов. О чем же поют певчие птицы?

Музыкальная одаренность птиц невероятна и уникальна. Их способность слышать в десять раз превосходит человеческую. Там, где мы услышим одну ноту, птички смогут определить 10 различных звуков! Голосовой аппарат пернатых устроен достаточно непросто. Звук исходит из нижней, или по-другому певчей, гортани, особенностью которой является наличие не одного вибратора, как у млекопитающих, а двух, а иногда даже целых четырех! Только представьте: эти вибраторы (то есть источники звука) могут работать вне зависимости друг от друга. Нижняя гортань заметно различается у разных видов птиц, что говорит о сложности устройства данного органа.

Однако не все звуки, издаваемые певчими птицами, можно считать песнями. Система сигнализации птиц очень сложна и богата: некоторые виды используют для общения целые сотни голосовых звуков. Ученые чаще всего выделяют защитные сигналы и призывные. Защитные сигналы служат для того, чтобы предупреждать об опасности. А сколько оттенков значений может быть у таких звуков! Интересно, что они бывают ложными и истинными. Например, чтобы отвести врага от родного гнездышка, птицы могут издавать крик ложного ужаса или замаскированной тревоги. Находясь на гнезде, пернатые отпугивают неприятелей шипением, а, нападая, испускают боевой клич. С помощью защитных сигналов птицы призывают своих сородичей насторожиться, указывают им на врага, отпугивают и даже преследуют недругов.

Не менее разнообразны призывные сигналы пернатых музыкантов. Они служат для общения друг с другом во время миграции, для обмена информацией между самкой и самцом, между родителями и птенцами. Назовем некоторые из них: брачный крик самца, ухаживательная песня, пищевой сигнал, подпесня (негромкое, невнятное щебетанье, исполняется, как правило, юным, еще не созревшим самцом). Среди призывных сигналов особо выделяется так называемая демонстративная песня. Это как раз то, что мы называем пением пернатых: серия последовательно воспроизводимых по определенной схеме звуков. Что же означают постоянно повторяемые голосистыми виртуозами мелодии?

Над вопросом, почему поют птицы, ученые размышляют уже более ста лет. Еще Чарльз Дарвин предположил, что с помощью песни самец привлекает внимание самки. Однако впоследствии орнитологи выдвинули теорию о том, что птицы стремятся сохранить за собой определенную гнездовую территорию. Своей, казалось бы, мелодичной песней самец воинственно провозглашает, что данный участок принадлежит ему и его потомству, предупреждая об этом соперников. Теория подтверждается тем, что самец может петь и тогда, когда самка насиживает птенцов. Однако и эта идея не совершенна. Слишком часты случаи пения двух самцов, сидящих на одной ветке. Причем поют они не вразнобой, а строго соблюдая очередность. Кроме того, наблюдения показывают: когда поют соловьи (очень скрытные и недоверчивые птички), они совершенно меняются - неутомимые, увлеченные пением, могут не заметить подошедшего к ним почти вплотную человека, не увидеть врага. Так в чем же заключается феномен птичьего песнопения?

Загадку раскрыл профессор Л. Б. Беме. Он рассказал о том, что певчие самцы действительно таким образом привлекают свою вторую половину. Однако делают это они не целенаправленно, не преднамеренно. Птичье пение - это проявление избытка энергии, накопленной в организме самца. Природа же позаботилась о том, чтобы выход этой энергии осуществлялся в период размножения.

О том, какую роль играют звуки в жизни птиц, читайте по ссылке . В той статье мы выделили основные функции разных вокальных сигналов, в том числе особого и наиболее важного из них - песни. Здесь же я вкратце расскажу, как устроен "музыкальный аппарат" в дыхательной системе пернатых и как птицы разучивают свои песни.

У птиц, в отличие от млекопитающих, нет голосовых связок. Зато эволюция наградила их особым органом, позволяющим воспроизводить множество разных звуков в разных ситуациях. Этот орган называется сиринксом , и расположен он в дыхательной системе в месте, где трахея разделяется на бронхи.

Ключевую роль в воспроизведении звука играют мембраны - стенки сиринкса. Есть латеральные (боковые) мембраны и медиальная, расположенная посередине. При прохождении воздуха через бронхи, мембраны вибрируют. С ними связаны мышцы, благодаря которым птица может изменять их натяжение и, соответственно, звук. Другие мышцы меняют просвет бронхов, что также непосредственно влияет на воспроизводимый сигнал. Некоторые изменения появились и в структуре самой трахеи и бронхов - хрящевые элементы также важны для воспроизведения звуков, все работает как слаженный механизм.

Мышцы, управляющие натяжением мембран, способны на очень тонкую работу. Например, крапивник воспроизводит 36 нот в секунду! При этом поет он удивительно громко, особенно учитывая его габариты - это одна из самых мелких птиц Евразии.

Поющий крапивник. Фото автора Поющий крапивник. Фото автора

А вот и песня крапивника:

А самое интересное - две боковые стенки сиринкса могут вибрировать независимо друг от друга. Именно благодаря этому некоторые птицы способны воспроизводить одновременно как бы две песни. Так умеют петь, например, канарейки.

Вспомните, как громко поют соловьи или кричат дятлы. Или самые громкие птицы в мире - звонари. Рекордсмен, южноамериканская птица одноусый звонарь , способен выдать 125 дБ! К сожалению, на Яндекс.Музыке нет записи его голоса, чтобы прикрепить сюда, но его легко найти в интернете. Вот как выглядит эта птица, длина тела которой - менее 30 см.

Есть и у нас птицы, которых слышно за километры. Таковы, например, журавли. Выпь использует пищевод как резонатор, чтобы воспроизводить очень громкий и низкий звук.

Некоторые птицы используют так называемые механические звуки, которые воспроизводят без помощи голоса. Например, для дятлов характерны дроби - они заменяют им брачную песню. Иногда дятлы специально бьют клювом по металлическим элементам столбов или другим предметам, которые звучат громко. Кулик бекас, в народе "водяной барашек", "поет" при помощи рулевых перьев (перьев хвоста). В полете они вибрируют и издают звук, который ни с чем не спутать:

При этом и дятлы, и бекасы используют и голосовую коммуникацию, причем первые очень даже активно. Но не у всех птиц есть сиринкс - он отсутствует у кондоров; поэтому они не способны на громкие звуки, могут только шипеть. Откуда же птицы знают, какую песню они должны петь?

Конечно, информация об основных нейронных связях, ответственных за определенный набор звуков, заложена генетически. Но певчие птицы должны в прямом случае учиться хорошо петь. Птенец, сидящий в гнезде, воспринимает все звуки, окружающие его, но запечатлеваются лишь нужные - пение своего отца. Это называется импринтингом . В результате в верхнем вокальном центре мозга молодой птицы формируется устойчивая нейронная сеть.

Кроме этого, молодые птицы постоянно "репетируют". Первые их песни звучат тише и невнятнее, чем песни зрелых самцов. Часто молодые птицы поют осенью, причем как певчие, так и нет. (Но осенью могут петь и взрослые - это связывают с возбуждением от изменения светового дня, погоды и т.д., что для птицы означает смену сезона и поведения).

Все птицы делятся на две группы. Большинство птиц используют одни и те же звуки на протяжении всей жизни. Другие же, такие как североамериканские пересмешники, скворцы, врановые, попугаи и др., способны перенимать отрывки песен других птиц или даже звуки небиологического происхождения, например, работающую технику (однажды я слышал, как недалеко от лесопилки сойка очень похоже изображала бензопилу). Болотная камышевка, например, вплетает в свою торопливую песенку фразы как наших видов, так и подслушанных ею на зимовке в Африке. Но о пересмешниках поговорим как-нибудь отдельно. А здесь скажем, что у первой группы птиц существует так называемое "окно научения", когда они способны сформировать в мозгу устойчивые связи. Чаще всего это 2-3 месяца. Это "окно" закрывается, как только птица выучила свою песню. В дальнейшем такие птицы не могут выучить новые песни. Проводились эксперименты, когда благодаря научению в раннем возрасте мелкие воробьиные пели не свои песни.

Болотная камышевка вплетает в свою песню отрывки песен других птиц. Фото автора Болотная камышевка вплетает в свою песню отрывки песен других птиц. Фото автора

В любом случае, песни и другие звуки, повторюсь, играют огромную роль в жизни птиц. И эволюция наградила их потрясающим инструментом для этого. А нам, любителям природы, это часто облегчает задачу обнаружения и идентификации того или иного вида, ведь каждый вид птиц поет так, как не умеет никакой другой. Ну, кроме пересмешников, разумеется. О них - в другой раз.

В ближайшее время на моем канале выйдет статья о том, как научиться различать птиц по голосам: некоторые секреты и приемы запоминания. Подписывайтесь и ставьте лайки!

Друзья! Начался полевой сезон. Времени на ведение Дзена и общение в комментариях стало гораздо меньше, а ответить хочется всем, поэтому на время я оставлю возможность оставлять комментарии только подписчикам. Спасибо за понимание!

С наступлением весны все вокруг оживает и начинает играть новыми красками. На наших глазах природа как-будто просыпается после продолжительного сна. Каждый день наполнен переменами, происходящими на наших глазах. И первые признаки таких преображений: яркое солнышко, греющее сильнее, на улице становится все теплее, дни длиннее, а ночи короче. С приходом весны все вокруг оживает и поет, особенно птицы.

О том, почему и о чем в этот период поют пернатые, рассказывает заведующий кафедрой биологии ХГУ Тамара Злотникова.

«У птиц есть два вида звуковой активности - позывки и песни. Они необходимы птицам для коммуникации, то есть общения между особями своего и других видов. Позывки могут быть разными, в том числе и по громкости. Они характерны для птиц любого вида, а также для особей любого пола и возраста. А настоящая песня характерна только для самцов в период размножения, а также большинства видов птиц отряда воробьинообразные. Есть разные причины, по которым поют самцы. Одной из главных является - привлечение самки. Он садится, как правило, на хорошо обозреваемом месте: одиночная ветка или макушка дерева, и начинает петь. Самки этого вида узнают его песню, и таким образом может сформироваться пара.

Среди пернатых есть и виды двойники, которые внешне не различимы, но песни даже у них отличаются. Поэтому и люди так определяют вид птицы, и самки - самца своего вида. После формирования пары песня самца уже необходима для сигнализации о занятости территории. Чтобы самцы близких видов или этого же, здесь не могли заселиться. Самец очень остро реагирует на приближение соперника, тем более на песню это же вида на своем гнездовом участке. Он может атаковать чужака, и, как правило, такая стычка заканчивается победой хозяина данной территории. Самец реагирует на песню своего вида, как на конкурента, даже если это не живая птица, а какое-то звукопередающее устройство. Получается, проигрывая с помощью диктофона песню самца этого вида, можно спровоцировать его на драку. И он начинает нападать даже на диктофон.

Особенно активно пение птиц в начале гнездового периода, когда образуются пары и самка начинает откладывать яйца. Затем у большинства видов пернатых активность и длительность песен сокращается. И чаще всего, к середине лета, оно вообще сходит на нет. Лишь некоторые из птиц поют в течение всего лета. По времени суток наиболее активно оно в первые два часа до и после рассвета. В июне в разгар гнездования у большинства видов воробьинообразных птиц, это происходит с четырех до восьми утра. В это время максимально слышны все самцы, обитающие на этой территории. Говорят еще, что в этот период звучит «хор птиц». Причем у воробьинообразных поют только самцы, а у самок существуют только звукопроизводящие органы. Они издают звуки с помощью нижней гортани, где у них расположены голосовые связки, как и у человека. Но, повторю, что самки не поют. Но проводили такой эксперимент: самки вводили половой гормон тестостерон, и так овсянка обыкновенная начинала петь. Это говорит о том, что стимулом для этого является тестостерон, его выделение усиливается в период размножения, когда начинают созревать половые железы. Этому также способствует увеличение продолжительности светового дня, когда ярко светит солнц. То есть приходит весна, птицы готовятся к размножению. У самцов выделяется тестостерон и они начинают активно петь».

Зачем птицы так долго и красиво поют в пробуждающемся весеннем лесу?

Первая побудительная причина птичьего пения была связана учеными-орнитологам с привлечением самцами самок (Жизнь животных, 1986, Т. 6, с. 21). Однако даже беглое знакомство с данными о сроках пения птиц и временем их гнездования вскрывает несоответствие этого предположения фактам. Дело в том, что самцы, как правило, продолжают петь и тогда, когда самка уже насиживает птенцов. Поют в это самцы таких птиц как обыкновенный соловей, варакушка, зарянка, различные виды пеночек, садовая камышевка и ряд других птиц (Симкин, 1990, с. 204 - 313). Более того, самцы некоторых видов, - например соловьиного сверчка, - не принимающие активного участия в выкармливании птенцов, поют не только в период насиживания, но и в период выкармливания птенцов (Симкин, 1990, с. 249).

Поняв, что привлечением самок нельзя объяснить всю глубину феномена птичьего пения, орнитологи выдвинули идею, согласно которой «значение пения прежде всего состоит в том, чтобы показать другим самцам того же вида и возможным конкурентам, что гнездовая территория занята» (Жизнь животных, 1986, Т. 6, с. 21). Однако это предположение также не способно до конца объяснить феномен птичьего пения. К примеру, «бывают случаи, когда старый и молодой соловьи поют, сидя на одной ветке, и молодая птица строго соблюдает свою очередь для пения. Если она увлекается и начинает мешать старой птице, та, в свою очередь, либо нападает и изгоняет нарушителей законов леса, либо “усмиряет” молодую птицу песней необычной силы и совершенства» (Симкин, 1990, с. 193). Ни о каком обозначении своей территории здесь нет и речи. Кроме того, сроки пения многих птиц также далеко выходят за рамки их гнездового периода жизни. Например, такая птица как полевой жаворонок - один из лучших певцов наших полей - «начинает петь еще в предвесеннее время, в районах своих зимовок, и летит на места гнездовий с песней» (Симкин, 1990, с. 14). Другие же птицы - такие славка-завирушка и желтоголовый королек - продолжают свое пение осенью (Симкин, 1990, с. 291, 319). Что же касается стрижей, то они «поют» свою своеобразную песнь во время полета постоянно (Жизнь животных, 1986, Т. 6, с. 314), при этом во время так называемых «погодных миграций» могут отлетать от гнезда на расстояние 40 - 70 км. Такие «погодные миграции» имеют место во время «похолоданий и связанного с ними резкого недостатка кормов. Наступающая в таком случае приостановка жизненных процессов у птенцов (оцепенение) дает возможность взрослым птицам оставить их без присмотра и откочевать на несколько дней в места, где кормовые условия лучше» (Жизнь животных, 1986, Т. 6, с. 315). И такие перелеты опять таки сопровождаются своеобразным «пением».

Кроме того, обозначение гнездовой территории песней может показаться не столь уж важной, если вспомнить, что другие самцы во время насиживания птенцов уже «привязаны» к своим гнездовым участкам. Самцы же, оставшиеся без пары, прямой угрозы для будущего потомства не представляют. Более того, такие самцы иногда даже помогают выкармливать птенцов. Так, «у больших синиц иногда в выкармливании птенцов принимают участие и другие синицы (обычно потерявшие свою кладку или оставшиеся холостыми)» (Симкин, 1990, с. 338). И, наконец, чтобы обозначить свою гнездовую территорию, достаточно издать какой-нибудь короткий звук и не привлекать хищников своим долгим и прекрасным пением, во время которого птица, к тому же, обычно, забывает об опасности. Так, наблюдения показывают, что соловей, являющийся очень скрытной и осторожной птицей, которую в обычных условиях «заметить очень трудно» (Жизнь животных, Т. 6, 1986, с. 407), во время своего пения полностью меняется. Соловей «забывает об опасности и поет так самозабвенно, что к нему можно подойти почти вплотную» (Жизнь животных, Т. 6, 1986, с. 407). То же самое можно сказать, к примеру, и о садовой камышевке: «поющий самец, как и у соловья, часто так увлекается, что подпускает к себе человека почти вплотную» (Симкин, 1990, с. 275). Но птицы, забывая о врагах, все поют и поют, а ученые все думают, думают, и никак не могут найти объяснения этого загадочного явления.

А явление это может показаться особенно загадочным, если вспомнить об одном удивительном научном открытии последних десятилетий. Это открытие основано на том факте, что звучание «пернатой» музыки очень часто во много раз «ускорено» относительно человеческих возможностей восприятия. Так, человек различает звуковые модуляции, если они не превышают 10 изменений в секунду. Птичье же щебетание часто содержит модуляции порядка 100-400 изменений звука в секунду, что не позволяет человеку воспринять их (Морозов, 1983, с.58). И вот венгерский орнитолог и музыковед Петер Сёке попытался раскрыть то, что сокрыто от человеческих возможностей восприятия с помощью так называемого метода звуковой микроскопии. Он записал голоса ряда птиц на магнитофон а затем воспроизвел эту запись в замедленном виде. Замедлял он запись обычно в 16, 32, а иногда и 64 раза.

После этого перед слушателями открывался чарующий мир звуков, среди которых можно встретить и довольно красивые мелодии, на фоне которых соловей представляется не таким уж виртуозом. По мнению ряда исследователей чемпионом по совершенству музыкальной формы является лесной конек. «Вылетая из травы и садясь на куст, лесной конек успевает пропеть три страницы нотного текста. Сыграть это почти невозможно даже при восьмикратном замедлении» (Шноль; Замятин, 1968, с.46).

Другие ученые считают, что «самая музыкальная птица в мире, - живущий в Северной Америке пестрый дрозд. В его песнях (продолжительность каждой из них - 1-1,5 секунд) звучит "человеческая" музыка, музыка, достигшая невероятно высокого для животного мира развития» (Васильева, 1983, с. 205). В замедленной записи песни дрозда ученые обнаружили «двустрочные, четырехстрочные "строфы", иногда дрозд по-человечески повторяет вторую половину этой "строфы", иногда ее варьирует. К тому же пестрый дрозд умеет "сочинять" к своим песням гармоническое сопровождение, как бы вторую партию. Одна и та же птица поет сразу на два голоса, да так, как будто бы знает - и это немалая музыкальная и биологическая сенсация, - как будто бы ей знакомы элементарные законы классических созвучий в "человеческой" европейской музыке» (там же, с. 205). При этом очень часто пение птиц напоминает народные мелодии. В частности, исследователи отметили «связи мелодики птичьих песен с тирольскими, венгерскими и русскими ритмами и музыкальными интервалами» (Симкин, 1990, с. 15).

И подобная «птичья музыка» в естественных лесных условиях часто звучит в исполнении своеобразных «ансамблей». Эти «ансамбли» могут состоять «из нескольких самцов коньков или конька, зяблика, пеночки-веснички, горихвостки. В таких ансамблях может выделиться лидер, задающий ритм и устанавливающий порядок воспроизведения песни каждым участником ансамбля. Точность интервалов между песнями каждого из участников бывает удивительной» (Симкин, 1990, с. 46).

Впрочем, и в одиночном исполнении птицы могут показать удивительное совершенство формы. К Петеру Сёке как-то пришли ученые-фольклористы и попросили поставить запись пения какой-либо птицы из его коллекции. Сёке предложил для начала прослушать запись пения одного африканского шамана. Но вместо песни шамана «поставил на магнитофон ленту с записью голоса американского пестрого дрозда в 32-кратном замедлении. Гости нашли, что это красивые мелодии, даже чем-то знакомые, и в то же время они испытывали некоторое замешательство, так как никто из музыковедов (а среди них были всемирно известные фольклористы) не знал (да и не мог знать), какому народу принадлежат эти мелодии. Гости были единодушны только в одном: они сомневались, действительно ли это была песня шамана из Черной Африки» (Васильева, 1983, с. 206). По их общему мнению столь совершенная музыкальная форма «характерна для народной музыки более развитых общественных формаций» (там же, с. 206).

Так, все же, зачем поют птицы?

Если наука не дает однозначного ответа на этот вопрос, то не следует ли поискать его в сокровищнице христианской святоотеческой мысли?

Еще на заре христианской истории св. Дионисий Ареопагит назвал Бога Жизнью. Эта Божественная Жизнь, писал он, «оживляет и согревает весь животный и растительный мир» (1991, с. 67), так что «в животных и растениях жизнь проявляется словно отдаленное эхо Жизни» (там же, с. 66). А поэтому все живые существа «воспевают Ее как неоскудеваемую подательницу жизни» (там же, с. 67).

Смысл этого воспевания можно понять только тогда, когда мы будем рассматривать наш мир как органическое целое, которое, по словам св. Василия Великого, Бог связал «неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию» (Василий Великий, 1845, с.25). В этом едином общении пение птиц предназначено и для человека, и, возможно, для других живых существ, по крайней мере, для самих же птиц. Ведь имеются данные о благоприятном воздействии звуков на темпы созревания птичьих эмбрионов и жизнеспособность выклюнувшихся птенцов (Ильичев и др., 1984). В этой связи даже ставилась задача о создании на птицефермах оптимальной звуковой среды, способствующей лучшему развитию эмбрионов сельскохозяйственных птиц (там же, с. 191). Здесь, впрочем, вряд ли следует ожидать, что можно создать что-либо более оптимальное, чем пение самих же птиц в пробуждающемся весеннем лесу, в котором в это время так же созревает будущее поколение птиц. Да и не только птиц, но и многих других живых существ. Кстати, записи пения птиц вполне успешно применяли и для восстановления расстройств здоровья у людей (Морозов, 1983, с. 62).

Но можно отметить еще один аспект этой проблемы. Если мы откроем Библию - а именно церковнославянский ее перевод (который считается более точным), - то сможем прочесть о том, что после изгнания человека из рая, он был вселен «прямо рая сладости» (Быт, 3, 24). В переводе на русский язык это означает «напротив рая сладости» (слово прямо переводится - напротив). О чем свидетельствуют эти таинственные слова?

Св. Игнатий Брянчанинов - русский подвижник благочестия, живший в XIX веке, - писал о том, что здесь указывается на обращенность лица человека к раю. В самом деле - находиться напротив какого-либо места, как правило, означает находиться обращенным к этому месту лицом. Как же понимать эту обращенность в нашем случае? Ведь согласно учению Церкви, изменение порядка мироустроения, происшедшее после грехопадения, разделило рай и землю, так что рай теперь всецело принадлежит к сфере духовного, запредельного, находящегося вне пространства и времени. А разве можно проникнуть взором в те сферы реальности, которые находятся вне пространства и времени?

Если развить взгляды св. Игнатия Брянчанинова, то можно сделать вывод, что Бог оставил человеку возможность созерцать на самой земле следы ее прежнего состояния, когда, по словам св. Симеона Нового Богослова, весь наш мир был «как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный» (1892, с. 367). Среди тления и распада, которым теперь подвержена природа, Бог оставил человеку напоминание о ее прежнем нетленном состоянии в виде красот мира. Это нужно было для того, пишет св. Игнатий Брянчанинов, чтобы человек «непрестанно обращая взоры к раю и вместе питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния. Вселение напротив рая сладости показывает, что Адаму дано было живое воспоминание о рае, и сама земля красотами своими, сохранившимися в некоторой степени и после ее проклятия, напоминала рай» (1995, с. 54).

Самые броские для человеческого глаза формы бывшего райского благолепия - это цветы, которые св. Иоанн Кронштадтский называл в свое время «остатками рая на земле». Но можно привести и множество других примеров красоты в живой природе, которая явно выходит за пределы биологической целесообразности. Например, - шикарный хвост павлина. Подобные же хвосты встречаются и у ряда других птиц, одна из которых, кстати, называется райской. Менее броскими для глаза являются правильные геометрические формы организации животных и растений, среди которых особое место занимает пропорция золотое сечение. Все эти формы радуют человеческий глаз, заставляя его обращаться лицом к следам райской реальности на падшей земле.

Что же касается слуха, то здесь следует, прежде всего, говорить о звучании голосов птиц, которые поют так самозабвенно, как будто им и не угрожают хищники. Но ведь хищничества, согласно учению Церкви, на земле до грехопадения и не было…

Синицы отличаются от других птиц "взрывным" типом развития системы позывов

Чтобы научиться правильно петь, большинству воробьиных птиц нужен учитель. Кроме песен, птицы используют и более простые сигналы — «позывы», несущие очень разнообразную смысловую нагрузку. Позывы в основном запрограммированы генетически, однако для нормального развития системы позывов птенцам необходимо общение со сверстниками. Разнообразие позывов, способы и сроки их формирования в индивидуальном развитии сильно различаются у разных птиц.

Птицы отряда воробьиных, к которому относится почти две трети всех современных видов птиц, общаются между собой при помощи сложной системы звуковых сигналов. Принято выделять два основных типа сигналов: песни и позывы. Песни имеют сложную структуру и выполняют две основные функции: рекламную («участок занят») и функцию привлечения самки. Позывы — короткие, простые звуки, которые могут нести самую разную смысловую нагрузку.

В статье И. Р. Бёме рассматривается проблема формирования звуковых сигналов, в первую очередь позывов, в ходе индивидуального развития. Эта проблема начала всерьез исследоваться в середине XX столетия. Результаты первых экспериментов говорили о том, что песня обычно формируется в результате обучения, тогда как позывы развиваются сами собой, то есть являются генетически запрограммированными. Впрочем, это общее правило не имеет абсолютного характера. Птенцы, выращенные в изоляции, обычно вырабатывают без всякого обучения вполне «правильную» систему позывов, характерную для данного вида, однако для полного развития некоторых позывов у отдельных видов обучение все-таки необходимо. С песней тоже не всё так просто: в ней есть как генетически обусловленные элементы, так и приобретенные, сохраняющиеся в популяции благодаря «культурному наследованию». У многих видов подотряда кричащих воробьиных нормальная песня формируется без всякого обучения. Птенцы певчих птиц, выращенные в изоляции, тоже поют, но «неправильно». Для выработки «правильной» видовой песни птенцам одних видов достаточно прослушивания магнитофонной записи поющего взрослого самца своего вида, другим необходим живой учитель.

В развитии песни выделяется несколько этапов. Ранние птенцовые позывы объединяются в «осеннюю подпесню», которая затем претерпевает изменения в течение нескольких месяцев: в нее включаются отдельные фразы из видовой песни, которые молодой самец заимствует у взрослых птиц («репетиционная песня»). На этом этапе могут заимствоваться элементы песен других видов. Наконец, происходит «кристаллизация» песни, когда из нее удаляется все лишнее, в том числе все заимствования, и формируется нормальная видовая песня, которая в дальнейшем уже не меняется. Впрочем, у некоторых видов (чижа, канарейки, скворца) способность к обучению сохраняется в течение всей жизни.

Развитие позывов изучено хуже. Различают пять основных категорий позывов: пищевые, контактные (служат для общения птенцов и взрослых стайных птиц), тревоги и агрессии, комфортные (выражают комфортное состояние птицы) и токовые (брачные сигналы). И. Р. Бёме выделяет пять этапов формирования позывов в индивидуальном развитии.

1) Раннегнездовой этап — от вылупления птенца до того момента, когда он начинает видеть (до включения зрительного анализатора). В это время у птенца имеется один-единственный позыв «пищевой 1», который является единственным ответом на все внутренние и внешние раздражители.

2) Позднегнездовой этап. Появляется новый, более вариабельный позыв выпрашивания пищи — «пищевой 2». На его основе начинают формироваться разнообразные «взрослые» позывы.

3) Послегнездовой этап — от оставления гнезда до перехода к самостоятельной жизни. Довольно быстро (за 1-3 месяца) полностью формируется большинство видовых позывов. «Детские» позывы исчезают из репертуара.

4) Осенний этап приурочен к осенней линьке и первому перелету к местам зимовки. Сокращается употребление комфортных позывов, чаще используются агрессивные. Формируется «осенняя подпесня». Для большинства видов формирование системы позывов на этом завершается.

5) Весенний этап — начало первого брачного периода. Резко повышается вокальная активность, у некоторых видов формируются новые оборонительные позывы.

И. Р. Бёме экспериментально показал, что для нормального развития большинства позывов птенцам не требуются взрослые учителя, но необходимо общение со сверстниками. Если выращивать вместе 2-3 птенцов, система позывов у них формируется нормально. Однако у выращенных в одиночестве птенцов меняются сроки формирования сигналов, а некоторые позывы не развиваются совсем. Такие птенцы часто начинают подражать звукам, которые издает заботящийся о них человек.

Автор также установил, что в ходе индивидуального развития позывы могут формироваться вне всякой связи друг с другом («независимый» тип развития), а могут развиваться одни из других («преемственный» тип). В последнем случае основой для формирования большинства «взрослых» позывов служит позыв «пищевой 2», довольно сложный и разнообразный. Он может включать в себя «зачатки» основных компонентов взрослого акустического репертуара. В дальнейшем эти элементы преобразуются в самостоятельные сигналы, имеющие четкую смысловую нагрузку. Автор особо выделяет «взрывной» путь развития позывов, характерный для синиц. В этом случае ранние птенцовые позывы развиваются по «преемственному» типу, а затем очень быстро (за 1-2 недели) появляется весь взрослый репертуар, причем одни позывы образуются по «преемственному», другие — по «независимому» типу.

В заключительной части статьи автор попытался использовать признаки формирования звуковых сигналов для уточнения родственных связей между восемью семействами (славки, мухоловки, дрозды, овсянки, вьюрки, скворцы, иволги, синицы). При этом он использовал такие признаки, как развитие системы позывов по независимому, преемственному или взрывному типу, сроки формирования репертуара позывов, формирование песни без обучения и т. д. Получившееся эволюционное древо показало близость дроздов к мухоловкам, вьюрков — к овсянкам и славкам, скворцов — к иволгам, а синицы стоят особняком (курсивом выделены элементы, совпадающие с классическими представлениями, основанными на морфологии). Автор приходит к выводу, что особенности формирования позывов и песен в индивидуальном развитии вполне можно использовать, наряду с другими признаками, для уточнения родственных отношений между птицами, особенно на уровне родов и видов.

Читайте также: