Поведение животных — публикации специалистов

Обновлено: 21.08.2024

Этим постом начинаю рассказ о том, что такое психология поведения животных и что мы об этом знаем на сей день. Давно убеждаю своих коллег-зоологов о необходимости смотреть на сообразность среде у птиц и зверей (млекопитающих) через те очки, которые давно сконструировали и отшлифовали зоопсихологи, потому что иначе невозможно понять сложное в экологии и ландшафтно-географической истории у тех организмов с высоко развитой психикой (нейронной функциональностью), у которых вся экология - это behavioral ecology. И никуда от этого не деться. Рассказывать я буду не столько от себя, сколько от лица наших известных зоопсихологов. Поскольку материала много, это будет небольшая серия постов. Сегодня даю сразу два поста, т.е. один пост пришлось разделить на два, поскольку он большой.

Очень рекомендую прочесть это всё нашим бердвотчерам, чтобы не думали, что орнитология (зоология вообще) сводится лишь к молекулярной систематике, дроблению видов до "пока сил хватит" и бесконечным спорам о том, "вид или подвид". И то, что в природе можно заметить многое такое из поведения птиц, что никогда не увидит зоопсихолог в лаборатории. Но в то же время, чтобы "заметить" это в природе (опознать как "факт наблюдения", - автоматом обратить на него внимание и этим "вычленить" из потока текущей информации ) надо почитать то, что в своих книгах и учебниках пишут зоопсихологи.

Этим первым постом пойдут самые основы. Контуры проблемы, очерченные жирным фломастером. Сначала надо разметить площадку для игры и сформулировать правила игры, а потом уже можно играть. Игра же увлекательная, можете не сомневаться. Речь пойдет о том, что такое психология поведения животных (ППЖ) вообще, какую роль в нем играет врожденное и приобретенное, т.е. "обучение" в широком смысле слова и что это такое ("обучение") в понимании зоопсихологов. Наконец, какую роль то, что мы называем психологией поведения, играет в реальной жизни птиц и зверей в природе, то есть в их приспособлении к среде обитания и (даже!) в особенностях их исторического расселения в неоднородном Л-Г пространстве, - один из самых интересных моментов в осмыслении фактов и картин эко-географии организмов. Кстати, по этому вопросу натуралисты-любители (бердвотчеры в первую очередь) могли бы помочь собрать бесценный фактический материал (потому что здесь многое напрямую зависит от частоты посещений природы и от частоты наблюдений), но чтобы собрать его, нужно, чтобы их "опознавательные схемы", их "установки на обучение" были заточены (ориентированы) под видение того, что надо увидеть (а не только под фиксацию видов самих по себе). А увидеть натуралисты могут больше, чем зоопсихологи, потому что некоторые из них (зоопсихологов), увы, слабые натуралисты и зачастую, хорошо разбираясь в психологии поведения лабораторного животного (и владея кодом "прочтения" того, что невидимо стоит "в мозгах" за "внешним", видимым, поведением), нередко плохо разбираются в не-книжном разнообразии живого и в "живой экологии" организмов, "криво прочитывая" то интересное, что они откапывают в литературе не по "своей" модельной группе. - Это, увы, старая проблема, как и отсутствие деятельного общения (с желанием доброжелательно слушать друг друга) между зоологами и зоопсихологами. Но сдвиги всё же есть, я хочется надеться, что ситуация изменится.

Итак, самое общее: из текстов наших ведущих зоопсихологов (а они ссылаются как на свои эксперименты, так и на ведущих зоопсихологов всего мира) однозначно вытекает, что главное в том, что мы называем "поведение животных" (т.е. для понимания поведения как буфера и посредника в сообразных отношениях между организмом и средой, - без чего не выжить, какое бы убойное "железо" не было сконструировано в эволюции группы) - не во "внешних формах" поведения (двигательной активности; индуцированных внешними стимулами "краткосрочных мотивациях; самих "направлениях движения" - к объекту и от него), а в тех "внутренних процессах" "выбора и предпочтений" (что делать?, как поступить? - decision making в узком смысле слова), которые движут моторными актами и мотивациями, включают и направляют цепочки "внешнего поведения", - невидимо для нас обусловливают ту или иную ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ. Что и называется ПСИХОЛОГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ.

Итак, первое, что надо твердо усвоить, что "поведение животных", особенно в сложных формах его проявления, это прежде всего психология поведения, которую приходится додумывать, достраивать, допонимать и довыяснять (иногда в эксперименте), основываясь на её внешних проявлениях. Однако, если знаешь уже хорошо додуманное и достроенное (в вариациях моделей), то можешь видеть в свете этого фонарика, что стоит за внешними формами поведения животного в природе (это "внешнее поведение" становится прозрачным) и твоя жизнь, как натуралиста, становится гораздо интереснее! При этом можно сомневаться, сравнивать, делать свои выводы и уточнения. И это тоже всё очень интересно. И важно помнить, что в основе "внешне" сходных поведенческих действий у очень разных по функциональной организации мозга животных (скажем, у тех же насекомых и птиц), могут лежать не менее разные по сложности контроля нейрологические процессы. То есть, это сходное по внешнему проявлению поведение может быть очень разным с точки зрения подстилающей его психологии. Соответственно, оно может по разному наследоваться и будет иметь разную оценку в плане "пластичности поведения" всего вида и той роли, которую эта форма поведения может сыграть в исторической судьбе вида или популяции, в контексте его приспособления к среде обитания.


Все особи новокаледонской вороны (Corvus moneduloides; ареал - остров Новая Каледония в Тихом океане) используют палочки и пальмовые "щеточки" (и могут их обрабатывать) для добывания насекомых и их личинок. (фото из сети, скан из книги; автор не указан).


Главные термины и их Сокращения: Ж -животные, ПП -психология поведения , ППЖ - психология поведения животных; ПР- поведенческая реакция (также - когнитивность, когнитивные процессы, "представления", образы, смысловые образы, элементарное мышление, стереотип поведения и т.д.)

Источник формулировок и пассажей (чтобы "не от себя") - З.А. Зорина, И.И. Полетаева "Элементарное мышление животных": Учебное пособие для студентов. М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с. А также некоторые статьи З.А. Зориной (2003, 2005). Зоя Александровна Зорина (далее З.А.З.) - зав. кафедры внд Биофака МГУ, ученица Леонида Викторовича Крушинского (он был зав. каф., когда мы были студентами Биофака).

Важное примечание. В текстах З.А.З. часто говорится о животных вообще. Однако бОльшая часть обсуждаемого в области когнитивных процессов имеет прямое отношение только к высшим позвоночным, в первую очередь к птицам и млекопитающим, т.е. животным с высоко развитой психикой (=сложной функционально-структурной организацией мозга и всей нервной системы). К ним же относится и 99% приводимых в текстах примеров экспериментального изучения поведения. Работы Жанны Ильинишны Решетниковой по муравьям и другим эусоциальным насекомым я пока оставляю в стороне. Нельзя объять необъятное.

Сначала некоторые формулировки и пассажи, которые задают общий контекст (общую "настройку мозгов") для восприятия фактов ППЖ в природе натуралистом:

"Поведение "универсально", как основа приспособления к внешним условиям".

". именно поведение является важнейшей особенностью, позволяющей животным приспосабливаться ко всему многообразию факторов среды обитания, именно те или иные поведенческие акты обеспечивают выживание вида. в естественных условиях. "
(Зорина, "О мышлении животных", 2003).

Теперь посмотрим, как зоопсихологи (спецы по ППЖ) классифицируют психологию поведения?

Три основных (грубых) категории:
1-инстинкт
2-способность к обучению
3-мышление

В этой схеме зоопсихологов нет импринтинга (imprinting - "запечатление"; вообще-то Конрад Лоренц первоначально назвал это явление, на немецком, "отпечатыванием" - , чуть другой нюанс ), однако этологи часто выносят импринтинг в особую категорию, как промежуточное между 1 и 2 (вроде бы инстинктивное, врожденное, но включаемое внешними стимулами в определенный ("чувствительный") период развития). Впрочем, условные рефлексы (навыки, ассоциативные связи между нейро-структурами и стимулами) также каждый очередной раз "включаются" внешними стимулами. Но эти формы ПП вырабатываются "не сразу" (увидел и запечатлел на всю жизнь, - импринтинг), а через многочисленные "пробы и ошибки".

Теперь чуть подробнее:

1.ИНСТИНКТ - это по определению врожденное. Инстинктивными являются как базовые мотивационные состояния (чувства голода, жажды, страха; желание размножаться, рожать, кормить и т.д.), так и многие моторные (двигательные) акты, - в том числе в их тонкой иннервации и скоординированном мышечном исполнении, - которые претворяют в жизнь эти врожденные "позывы к действию". К инстинкту, как категории ПП, относится и множество частных безусловных рефлексов (в школе Павлова не использовали слова "инстинкт"), которые включаются быстро и автоматически (сенсорный стимул + иннервация + моторика + физиологические проявления) и страхуют нашу жизнь от "не-действий", "не-реакций", "не-побуждений" ещё до всякого decision making, т.е. без всякой возможности "сопротивляться" и "не сделать", что "кровь из носу надо сделать" (выделение слюны при виде пищи, моргание на поток воздуха, отдергивание чего-то при боли в этом чём-то и т.д. "). Врожденными (биологически наследуемыми, с участием гамет) также являются и все подстилающие "внешнее поведение" (любое) гормональные и нейрохимические механизмы (в форме циклов с обратной связью), как и все создаваемые этими механизмами "нейро-состояния" как "нейро-позывы" (опять же нейро-сигналы) побуждающие выйти из дискомфортного состояния, "вернуть систему в состояние равновесия".
Наследуется (отчасти!) и сама способность к обучению (категория 2 в схеме ПП). То есть можно говорить о наследуемой (врожденной) предрасположенности к конкретному виду обучения ("предрасположенность" выражается в том, что одни формы обучения идут сравнительно легко у данного вида или даже у данной популяции внутри вида, а другие сравнительно тяжело). "Предрасположенность к обучению" можно представить себе как конкретную "установку на обучение" (см. ниже), но которая не вырабатывается экспериментатором, а появляется сама собой в процессе онтогенеза нейронных структур и настройки их порогово-функциональных состояний.

Но здесь необходима одна важная оговорка: не надо называть "врожденное" вообще (врожденно наследуемое) и тем более в отношении признаков психологии поведения (да и моторики тоже), "генетическим". Это некорректно (=смотрение на ЖЖ-экран под большим углом, - картинка сильно искажена), а все-таки лучше сразу учиться говорить корректно: не переходить на частное от общего там, где в этом нет необходимости; сознательно оставляя зазор, или люфт "меры незнания" в отношении каждой частной конкретики, где это незнание объективно присутствует. Я бы назвал это перенесением "канона Ллойда Моргана" (канон зоопсихологии - своего рода "презумпция невиновности" в отношении наипростейшего объяснения в трактовке механизмов ПП, см. ниже) на научное мышление вообще.

Об инстинкте мы далее говорить не будем, ибо о нем давно сказано.

Перескочу сначала в конец, к пункту 3, т.е. к мышлению.

3.МЫШЛЕНИЕ (= интеллект, разум, рассудочная деятельность; в основе лежит произвольное оперирование образами, - определение, данное ещё Лурией, 1975). Во "внешнем" проявлении - это экстренное принятие адекватного по результату решения в незнакомой ситуации. ["Сознание" у спецов по внд - это особая стадия, высшее проявление мышления; его зачатки обнаруживаются среди Ж только у человекообразных обезьян]. Мышление - это наиболее сложная форма поведения животных. Оно проявляется не только у обезьян (в сложных формах, конечно, в основном у антропоидов), но и у птиц (врановых и попугаев, по меньшей мере), однако в основном в эксперименте (и нередко степень его проявления "воспитывается", - "включается" и выстраивается на основе более простых когнитивных механизмов). В природе "мышление животных" (тех же врановых) не проявляется столь уж разительно при наблюдении мимоходом (обычное дело), но если наблюдать за ними долго и внимательно, различая их индивидуально (очень важное условие), как наблюдала за стаями шимпанзе в природе Гудолл, то открываются поразительные вещи. В "сигнально критичных" городских условиях обитания яркие примеры мышления врановых открываются даже и мимоходом (и хорошо известны). Те нейронные процессы (того уровня сложности, интеграции нейронных комплексов), что образуют "мышление", неизбежно входят и в то (моё заключение, - IMHO), что этологи и зоологи называется "оппортунистичным поведением" отдельных особей (птиц, зверей) в природе, то есть всё это часто по существу кёллеровские инсайты ("озарения"), однако пока мы об этом также говорить не будем (позже).

В виде вставки-перебивки, дам здесь “Канон Ллойда-Моргана” (1852—1936), который можно трактовать как частное от (общего) принципа, именуемого "бритвой Оккама" («Не следует множить сущее без необходимости»): если поведение животного можно истолковать на основании более просто механизма, принимается этот более простой механизм. Зоопсихологи конструируют эксперименты таким образом, чтобы было ясно, можно ли объяснить поведение животного данным простым способом (скажем, через образование ассоциативных связей - условного рефлекса) или уже нельзя. Споры часто касаются именно критериев оценки. Стоит также помнить, что "бритва Оккама", при всей её интуитивной привлекательности для рационального мышления, является только философским принципом, который относят к "методологическому редукционизму". Мышление в таком модусе неизбежно игнорирует (осознанно или неосознанно) свойство эмерджентности иерархии системных объектов, которое, говоря о целостных биологических системах (клетке, ткани, организме, социуме, мышлении) игнорировать не хочется.


Главное, что нас сейчас интересует, это категория 2, та что по серединке, что обозначена как "обучение".

СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ.

Сюда входит очень большой спектр ПР (поведенческих реакций), за которыми стоит множество очень разных по степени интеграции и дифференциации нейро-процессов. Они формируют условную надстройку над инстинктом и собственно всё то, что составляет сложное поведение Ж природе в подавляющем большинстве случаев.

Сюда входят все условные рефлексы (привычки, навыки, - так называемое "ассоциативное обучение" - образование ассоциаций (связей) между безусловными стимулами (скажем, вид пищи) и условными сигналами (звонок перед подачей пищи) и теми состояниями "нейронных структур и связей", которые уже непосредственно провоцируют ПР (выделение слюны), - во всем разнообразии их дальнейшего деления спецами по внд. Но это самое простое в том, что квалифицируется как "обучение", как и "привыкание" (часть безусловных рефлексов), это есть уже у моллюсков, раков и крабов, а по некоторым воззрениям даже у гидр и кораллов. Мы пойдем дальше, к той могучей надстройке над простыми ассоциативными связями (условными рефлексами), для описания которой уже не годится простая схема Уотсона (схема бихевиористов) - "стимул - реакция" ("сигнал - ответ"), т.е. к тому что уже называется когнитивными процессами. Когнитивные процессы - широкое понятие; "рассудочная деятельность" составляет только особую область системно сложных нейронных процессов у верхней планки спектра когнитивности.

Итак, говорить будем именно о когнитивных процессах, т.е. уже о серьезных формах "обучения". Это прежде всего подражание одной особи другой и научение одной особи от другой без каких-то активных усилий со стороны последней ["подражание" и "научение" могут классифицироваться, т.е. "препарироваться" и дальше по многим нюансам и формальным признакам , но нам в этом нужды; обе эти подкатегории когнитивных процессов, хотя и отличаются по рассмотрению микрогенеза "обучения", но в реальной жизни природы, в оценке поведения по результату, "отпрепарировать" границу между ними сплошь и рядом нельзя, да и опять же, нет в этом необходимости].

Подражание выявляется уже у рептилий, а также у некоторых "прогрессивных" рыб и "прогрессивных" насекомых (например, у муравьев, ос, пчел и шмелей) и очень характерно для птиц и зверей (млекопитающих). То есть понять, осмыслить поведение этих Ж в природе, в том числе их разные "предпочтения" (к биотопам, конкретным территориям; вообще любому сигнальному окружению ), их сложные способы охоты (добывание корма), способы и пути избегания атаки хищника (даже встречи с ним); поиск и выбор партнера, - невозможно, абстрагируясь от этих самых простых когнитивных процессов. То есть такое понимание (если мы абстрагируемся от них) будет грубо упрощенным, неадекватным, неинтересным. Именно когнитивные процессы (подражание и научение) сплошь и рядом ответственны за всё то в экологии и эко-географии (!) птиц и зверей, что мы в обиходе называем "выбором" и "предпочтением" (все decision making особей в узком смысле слова) и к чему прилагаем эпитет "пластичное" ("пластичное поведение" вида, "пластичная экология" вида и т.д.). Даже то что зоологи именуют стенотопностью и эвритопностью (как грубо-обобщенную характеристику вида) во многом есть результат все той же меньшей или большей "пластичности поведения", за которой (пластичностью) стоят не какие-то широкие (или узкие) пороги в настройках физиологии и биохимии или, скажем, большая или меньшая "улучшенность конструкции" (морфологии), а именно ПП (психология поведения), включая когнитивные процессы (только рассматривать их надо уже на уровне социумов, - но об этом в другой раз).

Гепатобилиарная система

Печень жизненно важный орган, выполняющий множество важных и незаменимых функций. Так печень ответственна за все виды метаболизма (белков, жиров, углеводов, гормонов), в печени происходит синтез многих важных соединений (альбумина, мочевины, витаминов С и группы В, факторов свертывания и противосвертывающей системы и т.д.). Печень – депо многих витаминов и микроэлементов. Она же выполняет иммунологические и гематологические функции, обеззараживая кровь, выполняя роль детоксикации и экскреции, в ней происходит распад эритроцитов и накопление железа. И, конечно, печень участвует в пищеварении, синтезируя желчь эмульгирующей жиры.

25 Августа 2021

Роль витаминов в жизни животных

Витамин - это органическая молекула (или набор молекул, тесно связанных химически), которая является важным микронутриентом, который в небольших количествах необходим организму для правильного функционирования его метаболизма. Незаменимые питательные вещества не могут синтезироваться в организме вообще или синтезируются в недостаточном количестве, и поэтому должны поступать с пищей.

19 Августа 2021

Гельминты

Гельминты – одни из древнейших, многочисленных представителей паразитической формы организма, по оценкам, их численность составляет от 75 000 до 300 000 видов. Они, как и многие другие паразиты, встречались уже у перворыб и стегоцефалов, просуществовавших многие миллионы лет. Гельминт, как и любой паразит - биологически активный агент, входящий в тесный контакт на физико-химическом и иммунологическом уровнях с хозяином (организмом, который используется в качестве среды обитания и источника питания, причиняя ему вред).

11 Августа 2021

Хламидиоз

Хламидиоз кошек - это инфекция глаз, вызванная грамотрицательной палочковидной бактерией кокковидной формы, которая является облигатным внутриклеточным паразитом. В следствии этого хламидия лишена способности к автономной репликации, поэтому передача требует тесного контакта.

Передача с выделениями из глаз является наиболее значимым путем заражения. Инфекция наиболее распространена при групповом содержании кошек, особенно в питомниках, поэтому распространенность может быть выше среди породистых кошек.

27 Июля 2021

Сахарный диабет у кошек и собак

Одно из наиболее распространенных эндокринных заболеваний у кошек и собак является сахарный диабет в результате нарушения в основном углеводного и белкового обмена.

Поджелудочная железа имеет различные клетки, выполняющие эндокринные функции, т.е. вырабатывающие различные гормоны. Среди таких клеток различают: альфа, бета, Д, РР и Эпсилон. Единственным гормоном способным передать глюкозу из крови к клеткам всех органов и тканей является инсулин, способный связываться с рецепторами клеток.

20 Июля 2021

Парвовирусный энтерит

Парвовирусы - это безоболочные вирусы с одноцепочечной ДНК, которые устойчивы в окружающей среде в течение длительного времени (более 1 года). Вирус термостабилен и высококонтагиозен. Источники инфекции: больные собаки, собаки-вирусоносители, насекомые и грызуны, которые могут быть механическими переносчиками вируса. Парвовирусу собак для репликации необходимо присутствие митотически активных клеток (клетки кишечника, костный мозг, растущий плод, миокард).

09 Июля 2021

Ультразвуковая диагностика

Ультразвуковая диагностика нормы и патологии матки мелких домашних животных, в том числе при беременности.

Для чего проводить ультразвуковую диагностику? В первую очередь для выявления наличия репродуктивной системы вообще - это особенно актуально, если Вы нашли кошку или собаку на улице*. Второй немаловажный вопрос - как органы репросистемы функционируют. Третье - для выявления беременности, патологий беременности. И, наконец, для выявления воспалительных либо онкологических заболеваний.

29 Июня 2021

Гемобартонеллез

Гемобартонеллез - довольно распространенное кровепаразитарное заболевание кошек, вызываемое Haemobartonella felis. Его нельзя отнести полностью ни к микоплазмам, ни к риккетсиям, так как он занимает промежуточное положение между ними, по последним данным его больше относят к микоплазмам.

Паразит проникает в цитоплазматическую мембрану эритроцита, повреждает ее сокращая его жизнь. В дальнейшем такой поврежденный эритроцит лизируется в клетках селезенки и печени.

10 Июня 2021

Лейомиома

Лейомиома - гормонозависимая, хорошо ограниченная, плотная, капсулированная опухоль, развивающаяся из гладкомышечной мезенхимальной ткани и имеющая моноклональное происхождение. В зависимости от преобладания в ней мышечных и соединительнотканных волокон данный вид новообразования называют фибромиомой, миофибромой, миомой или фибромой.

02 Июня 2021

Крипторхизм кошек и собак

Крипторхизм - это состояние, при котором семенники/семенник самца не опускаются/не опускается в мошонку по мере созревания.

При рождении семенники щенка или котенка расположены в брюшной полости рядом с пахом в области, называемой паховым кольцом. К 2-3 - недельному возрасту, как правило, они находятся в мошонке щенка. К 6 месяцам они уже ощутимы в мошонке котенка.

28 Мая 2021

Бронхиальная астма кошек

Астма у кошек - довольно редко заболевание, но в последнее время она встречается все чаще. Астмой можно назвать обратимое сужение мышц в стенках бронхов. В целом, астма относится к иммуноопосредованным заболеваниям, т.е. есть какой-то аллергический фактор, при этом срабатывает неадекватная реакция иммунной системы. Астма характеризуется периодическими приступами удушья в виду повышенной чувствительности бронхов, в результате чего развивается спазм и отек их слизистой.

21 Мая 2021

Рвотные массы, о чем они могут рассказать

Рвота – наиболее часто встречаемый симптом, причиной которого может быть множество заболеваний, касаемых чаще всего желудочно-кишечного тракта. Характер рвотных масс может давать некоторую информацию о локализации патологии. Рвота полуперевариваемой едой может быть при множестве причин, как например, при патологиях пищевода, желудка (воспаления, опухоли, язвы, доброкачественная гипертрофия слизистой, инородные тела, гельминтоз), желчного пузыря (холелитиазе, холецистите, мукоцеле), поджелудочной железы (опухоли, воспаления), кишечника (воспаления в виду инфекций, инвазий, опухолей, язв, инвагинаций, инородных тел, закупорка кишечника, ущемленных грыж, гельминтоза и пр.), заболеваниях глотки, пищевода, различного рода отравления, заболевания брюшины и органов брюшной полости, таких, как почки и печень (в виду накопления в крови токсических продуктов обмена).

10 Мая 2021

Орнитоз и сальмонеллез у птиц

Многие люди приравнивают голубей к грызунам (крысам) и считают их переносчиком многих опасных для людей заболеваний из-за их образа жизни и нездорового питания. Одним из самых опасных заболеваний для людей является орнитоз из-за тяжести заболевания, но необходимо понимать, что не каждая птица несет потенциальную опасность для вас

28 Апреля 2021

Простатит у собак

Простатит собак - неспецифическое заболевание, характеризующееся воспалением предстательной железы (простаты). Основная функция железы секреторная.

Чаще всего заболевания предстательной железы встречаются у взрослых интактных (не кастрированных) кобелей. Среди породной предрасположенности однозначной статистики нет, хотя принято считать, что чаще всего к заболеванию предстательной железы склонны собаки крупных пород, от 3-х лет и старше.

20 Апреля 2021

Выпадение толстой кишки

Выпадение толстой кишки - это выход предлежащих слоев кишечника наружу, через анальное отверстие.

Данная патология встречается как у кошек, так и у собак.На практике с кошками обращаются чаще.

16 Апреля 2021

Онхоцеркоз

Животный мир множественен и разнообразен, в нем живут существа, которых видно невооруженным глазом, и те, которые ведут скрытный образ жизни. Многие из последних могут существовать только за счет своего носителя, являясь для него паразитическим организмом, который может быть как промежуточным, так и окончательным звеном в цепи своего развития. Такое существование присуще гельминтам, которые могут проходить в своем жизненном цикле смену нескольких хозяев, в числе которых может быть и человек.

07 Апреля 2021

Травма. Шок. Острое кровотечение

Собаки и кошки - активные животные, поэтому каждый из нас хотя бы раз сталкивался с травмой у своего любимца.

Травма - нарушение анатомической целостности и функций покровов и органов, возникающее в результате внешнего воздействия. По типу повреждающего фактора травмы бывают механические (ушибы и переломы), термические (ожоги и обморожения), химические (воздействие кислот и щелочей из бытовой химии), электротравмы (к примеру, от перегрызания гирлянд у кошек), кататравмы (в результате падения с высоты), ятрогенные (возникающие при не грамотном проведении лечебных и диагностических манипуляций: например, травма слухового прохода при неправильной чистке ушей).

31 Марта 2021

Аденоматоз

В большинстве случаев у животных встречается аденоматоз матки.

Аденоматоз (железистая гиперплазия эндометрия) - избыточное разрастание эндометрия, что приводит к его утолщению и увеличению объема. Может перерастать в злокачественную неоплазию матки (примерно в 10% случаев). В большинстве случаев развивается из-за гормонального дисбаланса.

23 Марта 2021

Нефротоксичность

Нефротоксичность относится к повреждению почек, вызванному химическим воздействием.

Многие лекарства могут вызывать нефротоксичность, нарушая работу сердечно-сосудистой системы или самих почек. Это известный побочный эффект, который должен быть учтен при балансировании рисков различных вариантов лечения. Пациенты, принимающие эти лекарства, могут нуждаться в наблюдении для оценки функции почек, чтобы план лечения мог быть скорректирован, если почки пациента начинают испытывать напряжение.

17 Марта 2021

Несахарный диабет у кошек и собак

Думаем, каждый владелец слышал о таком заболевании, как сахарный диабет, и появляется оно не от переедания сладкого. У животных также бывает сахарный диабет, и предрасполагающие к нему факторы такие же, как и у людей: панкреатит, ожирение, неправильное питание, возрастные изменения.

Также Екатерина является ментором онлайн-курсов Эдинбургского университета, посвященных поведению и благополучию животных.

Зелёный портал поинтересовался у специалистки, где учат зоопсихологии, с какими проблемами к ней обращаются и как стерилизация влияет на поведенческие характеристики животных.

- Екатерина, кто такой зоопсихолог? Чем он занимается?

- Как таковой специальности «зоопсихолог» не существует, в перечне профессий вы ее не найдете. И правильнее было бы говорить «специалист по поведению животных». Однако название «зоопсихолог» прижилось у широкой публики, оно более понятно людям. Поэтому и используется чаще всего.

Зоопсихолог - это человек, который консультирует владельцев животных, как правило, по проблемам поведения (потому что, когда все хорошо, к зоопсихологу не обращаются).

Сейчас я консультирую владельцев собак и кошек по поводу обучения и решения проблем поведения животных, работаю с отказными и подобранными с улицы собаками и кошками, помогаю с выбором подходящего для конкретного человека или семьи животного (или породы собаки), помогаю людям решать психологические проблемы, в том числе с помощью своих животных, пишу статьи о содержании, обучении, поведении и психологии животных, дрессирую собак.

- Сколько лет вы уже в профессии?

- Увлекаюсь животными, по-моему, с рождения. И у меня всегда жили самые разные животные: собаки, кошки, хомяки, белые мыши, попугаи, канарейки, чижи, щеглы, лошади… Сейчас у меня две собаки и лошадь. Однако собственно консультированием я плотно занимаюсь последние 3 года.

- Владельцы каких животных чаще всего обращаются? Почему?

- Как правило, это владельцы собак и кошек. Вероятно, потому, что именно эти животные ближе всего к нам, делят с нами жилище. И если они ведут себя не так, как ожидает владелец, это доставляет ему много хлопот. А значит, появляется мотивация обратиться к специалисту.

Я глубоко изучала поведение трех видов животных: собак, кошек и лошадей. Как уже упоминала, консультирую в основном владельцев собак и кошек, так как они обращаются чаще всего. Однако если вдруг обратится владелец какого-то другого питомца, от хорька до попугая, тоже смогу помочь.

- Как происходит консультация у зоопсихолога?

Бывает такое, что многие хозяева стремятся сделать свое животное удобным для себя, нарушают пять свобод, вызывая у питомца сильный стресс.

Я бы сказала, в 90% случаев проблемы поведения связаны с низким благополучием животного, то есть с нарушением свобод. Вот лишь некоторые из примеров.

  • Неправильное кормление приводит к проблемам со здоровьем, а значит, и с поведением (животное становится раздражительным, иногда агрессивным, собака не может дотерпеть до выгула, а кошка ходит в туалет мимо лотка).
  • Если не лечить язву или гастрит, или у собаки нехватка микроэлементов, она может грызть вещи или глотать несъедобные предметы. Если не лечить цистит, вы никогда не приучите собаку к чистоплотности.
  • Если у собаки или кошки нет своего места либо оно расположено неудобно, питомец может нервничать и вести себя беспокойно, а то и агрессивно.
  • Если недостаточно гулять с собакой (или слишком сильно перевозбуждать ее), не позволять ей общаться с сородичами или оставлять в одиночестве слишком надолго, собака найдет себе развлечения самостоятельно - и вряд ли эти развлечения вам понравятся.
  • Если владелец запугивает собаку, его присутствие или возвращение вызывает двойственные чувства. Собака нервничает, возбуждается, хватает вещи, оставляет лужи и кучи дома.
  • Если использовать негуманную амуницию и неэффективные методы воспитания и обучения, в том числе основанные на насилии, собака живет с ощущением, что мир непредсказуем и опасен, и становится нервной и агрессивной.

Продолжать можно бесконечно. Также проблемы поведения могут быть связаны с состоянием здоровья, с тем, что владелец, зачастую и не осознавая того, сам учит собаку вести себя «плохо», с недостаточной социализацией, а также с негативным опытом.

- Как становятся зоопсихологами?

- Что касается меня, то я пришла в зоопсихологию из психологии (которой продолжаю заниматься). Когда я училась в магистратуре Манчестерского университета (Великобритания), то защищала магистерскую по анималотерапии (психологическое консультирование и реабилитация с использованием животных). А чтобы животные могли стать безопасными и полезными участниками психологического консультирования, необходимо глубоко понимать особенности их поведения, а также уметь обучать их.

Поэтому впоследствии я окончила множество разных курсов:

  • Кабинет Зоопсихолога в Школе Прикладной Этологии (Израиль).
  • Курс Animal Behaviour and Welfare («Поведение и благополучие животных») Эдинбургского университета, Великобритания.
  • Курс Dog Emotion and Cognition («Эмоции и интеллект собак») Университета Дьюка, США.
  • Курс The Truth About Cats and Dogs («Правда о кошках и собаках») Эдинбургского университета, Великобритания.
  • «Tellington TTouch Training» для животных-компаньонов.
  • «Natural Horsemanship and Tellington TTouch Training».
  • Курс Equine Nutrition («Кормление лошадей») Эдинбургского университета.
  • Курс The Horse Course: Introduction to Basic Care and Management («Лошади: менеджмент и уход») Университета Флориды.
  • Курсы по обучению собак Сьюзан Гаррет, замечательный курс по спортивной дрессировке No limit obedience («Послушание без границ»)
  • … и многие другие. И нет предела совершенству - продолжаю учиться до сих пор.

- Вам тяжелее работать с хозяевами или с животными?

- Я бы сказала, со всеми достаточно просто. Если, конечно, владелец действительно настроен на работу с питомцем, на то, чтобы выполнять рекомендации и, возможно, несколько поменять собственный уклад жизни и пересмотреть взаимоотношения с животным.

- Правда, что бездомные собаки практически все с посттравматическим синдромом? Как собаку вывести из него?

- Посттравматическое стрессовое расстройство встречается не только у бездомных собак. Причинами могут стать:

  • Стихийное бедствие.
  • Ситуация, когда домашняя собака оказывается бездомной.
  • Потеря хозяина.
  • Физическое или психологическое насилие.
  • Серьезная физическая травма.
  • Проблемы во взаимоотношениях с сородичами.

Однако это не значит, что каждая собака, которая столкнулась с такой ситуацией, обязательно страдает от ПТСР. Все индивидуально, как и у людей: например, у кого-то из пострадавших от землетрясения разовьется ПТСР, а у кого-то нет. Так что говорить, что все бездомные собаки имеют ПТСР, я бы не стала.

Как правило, работа с собаками, страдающими от ПТСР, включает десенсибилизацию (снижение чувствительности собаки к пугающим вещам). Также помогают ежедневные занятия, специально подобранные игры и дрессировка с использованием положительного подкрепления. Коррекция может продолжаться очень долго. ПТСР лечится с трудом, но всегда можно повысить качество жизни собаки.

- Как вы относитесь к стерилизации?

- Опять-таки, все индивидуально. Есть стерилизация по медицинским показаниям - здесь все однозначно, это вопрос здоровья. И в некоторых странах, например, в Норвегии, стерилизация разрешена исключительно по медицинским показаниям.

Но у нас стерилизация применяется чаще всего как способ контроля численности собак и кошек. И в этом случае она может быть благом для животного, если владелец не готов прилагать дополнительные усилия, чтобы предотвращать незапланированное размножение животных и связанные с ним риски.

Причем это касается не только самок, для которых беременность - серьезная нагрузка на организм и риск для здоровья. Самцы тоже рискуют, например, кобель в погоне за «дамой сердца» может убежать, потеряться или попасть под машину - и если вероятность такого исхода велика, то, конечно, кастрация для него - лучший выход. Не говоря уже об этическом аспекте появления нежелательных щенков или котят, которых некуда девать.

- Стерилизация влияет на поведенческие характеристики животных? Каким образом?

- Влияние стерилизации на поведение собак и кошек до сих пор изучается, при этом ученые получают разные, порой противоречивые данные. Однако некоторые выводы сделать можно.

Кастрация снижает половое влечение у кобеля. Менее вероятно, что он убежит за сукой в течке или подерется из-за нее с другим кобелем. Однако это верно лишь в том случае, если кобеля кастрировали до 2-5 лет. Чем позже проведена операция, тем больше вероятность, что половое поведение сохранится. В то же время другие виды мотивации у кастрированных кобелей усиливаются: игровая, поисковая, охотничья.

Рабочие качества стерилизованных собак, как правило, улучшаются. При этом стерилизованные собаки продолжают конкурировать с сородичами за еду, игрушки и внимание владельца, то есть на драчливость стерилизация не влияет - эта проблема решается другими способами.

Стерилизованные собаки обоих полов становятся более игривыми и лучше дрессируются.

Что касается кошек, то по статистике (стран, где такая статистика ведется), от кастрированных котов и кошек реже отказываются владельцы, так как те реже проявляют «проблемное» поведение (например, многие нестерилизованные кошки кричат во время охоты - а у кошек она может проходить каждые 3 недели).

Кастрация снижает склонность к бродяжничеству у домашних котов, риск мечения, драчливость, а также агрессию у бродячих кошек и кошек на самовыгуле. Кастрированные коты и кошки менее агрессивны к сородичам и более ласковые по отношению к людям.

- Какие проблемы психологического характера чаще всего встречаете у животных?

- Ко мне обращаются чаще всего по поводу агрессивного поведения (она может проявляться по отношению к незнакомым людям, к другим животным и/или к владельцам), нечистоплотности (когда собака или кошка ходят в туалет в неположенных местах), деструктивного поведения (порча вещей), непослушания (в основном, на прогулках), а также воя и лая собак в одиночестве. Собственно, это те проблемы, которые сильнее всего портят жизнь хозяевам.

Очень редко, но бывает, что обращаются хозяева щенков или только что взятых в дом взрослых собак с запросом «помогите с самого начала сделать все правильно». Такие владельцы вызывают огромное уважение. И, конечно, с ними очень приятно работать. Ведь всегда проще научить животное сразу вести себя правильно, нежели потом переучивать.

- Как считаете, в Беларуси к животным жестокое отношение?

- Я бы сказала, в Беларуси очень низкий уровень знаний о потребностях и поведении животных. Отсюда и часто безграмотное отношение, которое порой переходит в жестокость.

Я предлагаю вернуться к тому языку, который будет одинаково понятен и профессионалу, и любителю, и совсем неподготовленному слушателю. Иногда им приходится общаться, и лучше, чтобы они друг друга понимали.

Что же такое зоопсихология и кто такой зоопсихолог?

Начнем с терминов, что бы дальше статью читать было проще и понятнее .

Зоопсихология - это наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в индивидуальном и видовом аспектах. Проще говоря изучается восприятие мира животным, отношение к миру в целом и к конкретным ситуациям, проявляющемся в поведении.
Зоопсихолог - это специалист, разбирающийся в поведении и психологии животных, благодаря наблюдением за ними. Важно, что бы зоопсихолог так же понимал психологию человека!

Бихевиористы

Зато желающих называть себя бихевиористами я не встречал - ни среди практикующих "зоопсихологов", ни среди завсегдатаев околонаучных посиделок. Несмотря на обилие модных цитат и взятых на вооружение бихевиористских терминов.

Специалисты поведенческой медицины

В наиболее разумном истолковании всё это может иметь смысл, если изменения в поведении вызваны сбоями в организме, которые подвластны обычной терапии. Такие болезни существуют - да куда далеко ходить, даже подвернутая нога может крепко испортить жизнь! Но эти болезни сравнительно легко "вычислить", опираясь на всё ту же логику событий.

Что входит в обязанности зоопсихолога?

Перед зоопсихологом стоит не простая задача: ему нужно найти причину , по которой животное поступает так или иначе, и найти способ скорректировать поведение питомца.

В основном зоопсихолог сталкивается с такими ситуациями как:

  • агрессивное поведение животного;
  • страх;
  • проблемы со справлением нужд;
  • болезни, которые вызваны стрессом;
  • и т.д.

Основные обязанности зоопсихолога:

  • наладить отношения между хозяином и питомцем;
  • найти причину нежелательного поведения питомца;
  • найти способ скорректировать поведение;
  • поддержать во время социальной адаптации;
  • проконсультировать хозяев и дать правильные рекомендации по уходу и содержанию.

Зоопсихолог работает не только с самими животными, но и с их хозяевами . Чаще всего с людьми он работает в большей степени, так как именно от них зависят условия проживания животного.
Если человек хочет добиться максимального результата, он должен оказать содействие зоопсихологу и выполнить все данные рекомендации .

Кот на коленях. Взято с Яндекс.Картинки Кот на коленях. Взято с Яндекс.Картинки

Часть 1: разведение

Кинологи/фелинологи-зоопсихологи ("дрессировщики" - да, чёрт побери, опять!)

В большинстве своём это самые обычные кинологи или фелинологи (см. предыдущую часть ), которые кое-чего "поднахватались" в психологии или этологии и захотели чего-то большего, чем просто дрессировка. Правда, чаще всего, они свои познания в этой области переоценивают. Но, справедливости ради, они неожиданно близки к бихевиористам. Оно и понятно - ведь у дрессировки и бихевиоризма много общего (см.выше). Только называться бихевиористами они почему-то не догадываются.

В каких ситуациях стоит обратится к зоопсихологу?

Обратиться к зоопсихологу можно при любой ситуации , когда существуют проблемы с поведением, например, агрессия, отказ ходить в туалет в специально отведенном месте и т.д.

Очень часто сложности с поведением у питомцев возникают из-за неправильных действий их хозяев и преодолеть их оказывается очень просто. В большинстве случаев хозяева не знают, как нужно себя повести, и неправильными действиями только ухудшают ситуацию.

Поведенческие проблемы так же часто возникают из-за неправильного содержания животного в детстве . Чтобы избежать этого, к помощи зоопсихологов обращаются заводчики, которые только начали заниматься разведением животных и еще не имеют достаточного опыта.

Консультация зоопсихолога окажется очень полезной для тех, кто только собирается завести котёнка или щенка . Вы будете знать, как его правильно воспитывать, чтобы избежать проблем в будущем.

Люди так же обращаются к специалисту, если возникают сложности во взаимодействии нескольких животных, или если сбивается режим дня и ночи, и питомец шумит по ночам регулярно поднимая Вас с постели и т.д.

Психологи "а еще я собачек/кошечек люблю"

Нет, конечно же, это не их самоназвание. Но суть их именно такова. Психологи, которым, как я уже упоминал, преподают сравнительную психологию - лайт-версию этологии, тоже иной раз хотят попробовать себя на поприще практической зоопсихологии. И, к сожалению, тоже часто переоценивают глубину своих познаний. А что еще интереснее - переоценивают применимость этологических методов. Ведь проблемы, за которые они берутся, как правило, никоим образом не относятся к нормальному видовому поведению.

Если вы столкнулись с проблемами поведения своего питомца, не спешите отдавать его или выкидывать на улицу. С помощью знаний психологии и помощи зоопсихолога вы можете скорректировать поведение животного.

Спасибо что дочитали статью до конца! Не забудьте ее оценить и написать комментарий!

Часть 2: кинологи и фелинологи

Я уже написал не одну статью о науке зоопсихологии, о её трудной биографии и о людях, которые называют себя зоопсихологами. Но моя мини-энциклопедия будет неполной, если я не разложу всё и всех "по полочкам".

Картинка с просторов. Картинка с просторов.

Клинические зоопсихологи (ветеринарные психологи)

Хочется думать, что это люди, занимающиеся врачебной стороной зоопсихологии и рассматривающие ряд проблем поведения как непроизвольные реакции вследствие расстройств психики. По крайней мере, я свою работу вижу так. Это направление выросло как раз из адаптивной зоопсихологии, но представляет собой развитие и уточнение её ветеринарных аспектов. Его еще предстоит развивать. Может быть, кто-то из студентов заинтересуется моим пособием и надумает на этом специализироваться, или раньше я "доломаю" кое-кого из друзей-соратников - жизнь покажет.

Часть 1: разведение

Зоопсихиатры

Проку в этом много меньше, чем хотелось бы: психотропные препараты на животных действуют иначе, чем на людей, притом, что на смысл событий даже они повлиять не могут. В результате такие попытки не дают ничего, кроме подавления внешней симптоматики - собственно поведенческих реакций. Совершенно очевидно, что проблемы таким манером не решаются, а только "загоняются внутрь".

Прикладные этологи

Этологи

По идее, это учёные, исследующие видовое поведение животных и (или! - почувствуйте разницу!) его эволюцию. Включая пресловутые пути миграции, пищевое поведение и всё в таком духе. Грубо говоря, это наблюдение за поведением животных и выявление его закономерностей.

"Лиса - это кошачий софт на собачьем харде". Лисы, как всем известно, принадлежат к псовым. А повадки у них кошачьи.
Кстати, с гиенами, похоже, ситуация прямо противоположная.

Этологию преподают биологам и психологам. Вторым - как в анекдоте: "как у рыбок, птичек, бабочек" - исключительно в сравнительном аспекте. Но и те, и другие, заимев желание работать с животными (ну, бывает, модно же!), называют себя этологами. Хотя.

Но не буду забегать вперед, обо всех практикующих зоопсихологах я поговорю немного позже.

Ветврачи, специализирующиеся на поведении

Правда, успехи там весьма относительны: в одной из книжек (к огромному счастью, не переведенной у нас) утверждалось, что шизофрения у собак (её не может быть - об этом отдельно) НА ПРИЁМЕ У ВРАЧА диагностируется по двум признакам: отсутствие теплоты во взоре и покраснение ушей. И при наличии какого-то одного из этих симптомов собаку еще есть шанс спасти, а вот если оба сразу - то выручит лишь усыпление (да!), немедленная кремация и срочная отправка праха в чёрную дыру в Туманности Андромеды. Почти буквально.

Есть последователи этого течения и у нас. Но они стараются назвать себя как-нибудь по-особенному. Например,


Зачем же нужен зоопсихолог?

Психика - очень сложная система, как у людей так и у животных . С помощью зоопсихологии были поставлены под сомнение устоявшиеся в обществе методы коррекции поведения животных, после чего зоопсихологи разработали новые, действительно эффективные способы для решения проблем в содержании животных.

Зоопсихолог занимается изучением характера животного , он способен грамотно и правильно скорректировать поведение. Зоопсихологи занимаются и дикими, и домашними животными , но мы будем говорить о тех кто уделяет внимание домашним питомцам!

Нейрофизиологи

. а вместе с ними и другие представители "нейронаук" (вот вам еще одно модное течение, тут уж и я не удержусь от сарказма), строго говоря, к зоопсихологии имеют довольно отдаленное отношение. Как я уже писал раньше , изучение механики тех или иных процессов ничего не говорит об их смысле.

Физика трения одинакова и в автомобильных шинах, и в недрах двигателя. А его "знак" - польза или вред - зависит от того, где оно проявляется.

Однако же, представление о неврологических явлениях как способе реализации тех или иных функций позволяет использовать полученные знания с максимальной пользой.

Но, в общем-то, это уже для полноты картины. "Нейроучёные" сами по себе, "зоопсихологи" - сами по себе. И называть себя чужим словом могут только с бодуна в оооочень расширенном смысле, когда никто не ждёт терминологической строгости.

Биологи "собачьи"

И в этом нет "ничего личного", как любят говорить в кино наши заклятые партнеры. Просто складываются два момента. Во-первых, биологи, что совершенно очевидно, изучают всё живое. Ну, всё - не всё, а в том, что они лучше всех разбираются во всём, что движется, они убеждены стопроцентно. И так же, как и большинство других, отождествляют этологию с целой зоопсихологией.

Да, формально этология (практическая! её часть) - это полевая дисциплина зоологии. То есть, биологам как бы стоит про неё знать. Мало того, описательно-коллекционный характер "полевой дисциплины" создаёт иллюзию, что дисциплина эта - сугубо практическая. Так рождаются, например,

Адаптивисты

Вот тут интересно. Нынешнее название этого направления пришло сравнительно недавно. Как только оно ни называлось - и просто "прикладной психологией" животных, и мотивационной, и даже синтетической зоопсихологией. Некоторые из вариантов "ушли в народ" и их спозаимствовали другие. Но на самом деле, центральным понятием этой дисциплины является приспособление к среде и, одновременно, управление этим процессом - как рабочий инструмент. Поэтому оно и стало называться Адаптивной зоопсихологией . И это первая из отраслей зоопсихологии, которая изучает не только поведение, но и его движущие силы.

Насколько мне известно, пока еще нет людей, не принадлежащих к этой школе, которые бы надумали так себя называть.

ЗООПСИХОЛОГ

Это человек, профессией которого является зоопсихология. Учёный ли, практик ли, но он занимается поведением (а некоторые и психикой) животных.

Нынче этим словом принято называть едва ли не всякого, кто занимается поведением животных чуть больше, чем включает в себя нормативная дрессировка. Забывая о том, что зоопсихология - это большая наука, состоящая из нескольких направлений. Да, эти направления, точнее, их достижения, присвоили, силой и хитростью, другие дисциплины . Но, несмотря на официальное обесценивание, зоопсихология существует.

По зоопсихологии пишут научные труды и учебники, самый известный из которых - это "Основы зоопсихологии" Курта Эрнестовича Фабри. Правда, с его же лёгкой руки даже профессионалы совершено напрасно отождествляют её с одним из направлений - этологией. Ведь и сам Курт Эрнестович был этологом . Но о представителях этой специальности - чуть ниже.

Широкой публике слово "зоопсихолог" стало известно из романов братьев Стругацких. В цикле "Обитаемого острова" фигурировали соответствующие персонажи, один из которых - Лев Абалкин - стал центральной фигурой второго романа цикла. Их там еще иногда называли ксенопсихологами, но второй термин по понятным причинам в наших реалиях не прижился.

И снова практикующие "просто" этологи

Тут нужно вернуться к путанице между этологией и зоопсихологией. Даже известный всей стране телегерой Затевахин - выпускник МГУ, называющий себя этологом (с этим спорить нет оснований), регулярно забывает о том, что этология - это немного меньше, чем половинка зоопсихологии, но никак не вся наука.

И точно так же, как Затевахин, практикующие зоопсихологи "без специализации", а иногда и без систематического образования в этой области, не помнят или даже не знают (отчасти это не их вина, а потому им простительно) об этой путанице и называют себя этологами. По сути, оставаясь всё теми же бихевиористами из-за применяемых методов. И то, увы, очень часто - заметно "гуманизированными" ( 1 , 2 , 3 , 4 ). Ибо исторически сложившийся конфликт этологов и бихевиористов заставляет заполнять пробелы "человеческими" домыслами.

Но, хоть список далеко не полон (и я предвижу, что он и дальше будет расти), статья снова получилась очень длинной. Надеюсь только, что она, как и предыдущие части, будет полезной.

Всем привет! В этой статье мы расскажем Вам о том, кто такой зоопсихолог, зачем он нужен и в каких случаях к нему стоит обратиться . Интересно? тогда не закрывайте статью и изучайте с нами!

Собака у зоопсихолога. Взято с Яндекс.Картинки Собака у зоопсихолога. Взято с Яндекс.Картинки

Читайте также: