Практические и эстетические функции домашних животных

Обновлено: 18.09.2024

МУКАРЖОВСКИЙ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

МУКАРЖОВСКИЙ (Mukařovský) Ян (11 ноября 1891, Писек - 1975, Прага) - чешский эстетик, литературовед, лингвист. Учился в Пражском университете, с 1929 преподавал эстетику в Карловом (Прага) и Братиславском университетах. Был ректором Карлова университета, с 1952 - академик Чехословацкой АН; директор Института чешской литературы (1951-62). На формирование его научных воззрений оказали воздействие немецкая философия, семиология Ф. де Соссюра, русское литературоведение 1920-х гг. (В.Б.Шкловский, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, Б.В.Томашевский) и теории лингвистов Н.С.Трубецкого, Р.О.Якобсона, П.Г.Богатырева. Мукаржовский и его последователи в своих трудах пытались соединить структурный метод с семиотическим, дополнить понятие структуры понятием знака, разработать понятие структурного напряжения, переосмыслить пространственно-временной континуум в сфере искусства.

В работе «Структурализм в эстетике и в науке о литературе» Мукаржовский определил понятие структуры как смысловое единство, в котором структурное целое знаменует каждую из своих частей и, наоборот, каждая из них знаменует именно это, а не иное целое. Он указывает на энергетический и динамический характер структуры: структура как целое находится в постоянном движении. Структуральная эстетика исходит из исследования художественного произведения как динамического равновесия сил, обладающего имманентным напряжением и развертывающегося от произведения к произведению. Она значительно больше интересуется проблемой функции авторской индивидуальности как фактора художественного процесса в целом, чем проблемой генезиса авторского индивида. Структуральная эстетика Мукаржовского широко пользуется сравнительным анализом, поэтому она стремится к созданию системы и метода сравнительной семиологии искусства. Мукаржовский определил и основные принципы структуральной теории литературы, исходя из языка как главной из знаковых систем, на которой основано отношение человека к окружающему его миру природы и культуры (проблемы поэтического языка и ритма, проблема значения, связанная с языком, и др.).

Мукаржовский разработал учение о языковых функциях и концепцию эстетических функций, норм и ценностей. По его классификации, в соответствии с тремя сторонами человеческой деятельности (практической, теоретической и эстетической) выделяются и три основные функции («Задачи общей эстетики»). В отличие от практической и теоретической функций, упрощающих действительность, эстетическая функция обращает внимание на сами вещи и явления и отличается своеобразной универсальностью. Благодаря своим свойствам (изолирования, наслаждения, связи с формой вещи или акта), она выполняет роль фактора общественного бытия. Феноменологическая типология функций, по которой они разделяются на непосредственные (практические и теоретические) и знаковые (символические и эстетические), позволяет реконструировать сложную систему их взаимоотношений, в т.ч. обнаружить определенное взаимосходство - практической функции с символической, а теоретической - с эстетической, а также конкретизировать роль и значение каждой функции и их взаимоотношения с нормами и ценностями.

Норма определяется Мукаржовским как «регулирующий энергетический принцип», «норма - это скорее энергия, чем правило». Он различает нормы, привносимые материалом, технические, практические и эстетические нормы. Специфику эстетической нормы Мукаржовский видел в том, что она провоцирует скорее нарушение, а не соблюдение самой себя. За эстетической ценностью Мукаржовский признавал характер «вечно живой энергии», находящейся в состоянии непрестанного возникновения. В отличие от онтологически понимаемой всеобщей эстетической ценности, реализации которой различаются лишь количественно, антропологически понимаемая эстетическая ценность может давать импульсы к переворотам и метаморфозам в развитии искусства. Вместо понятия красоты выступает понятие прекрасного, а вместо прекрасного в качестве основной методологической предпосылки - понятие функции, связанной с нормами и ценностями. Само прекрасное понимается как совпадение конкретного явления с соответствующей эстетической нормой. Комплекс таких норм есть эстетический канон. Художественное произведение рассматривается как автономный знак, состоящий из «произведения вещи», функционирующего как чувственный символ; из «эстетического объекта», пребывающего в коллективном сознании и функционирующего как значение; и из отношения к обозначаемой вещи, направленного не на конкретный объект, а на общий контекст социальных феноменов (наука, философия, религия, политика, экономика и т.д.) данной среды.

Свою теорию Мукаржовский успешно применил в конкретных исследованиях произведений художественной литературы, живописи, театра, кинематографа. Особенно интересным и плодотворным представляется его анализ времени и пространства в сфере театра и кино. «Признанный классик эстетической мысли» (Ю.М.Лотман), Мукаржовский создал свою школу в науке, которая оказывает серьезное воздействие на развитие эстетических и структурно-семиотических исследований.

1. Kapitoly z české poetiky, t. I-III. Praha, 1941;

2. Studie z estétiky. Pra-ha, 1966;

3. Studie z poetiky. Praha, 1982;

4. в рус. пер.: Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994;

5. Структуральная поэтика. М., 1966.

1. Лотман Ю.М. Ян Мукаржовский - теоретик искусства. - В кн.: Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1966, с. 7-31;

Коррекционно-развивающие: 1.закрепить умения:

-использовать существительные в родительном падеже;

- подбирать глаголы к существительному.

2. продолжать развивать речевое дыхание.

Коррекционно-образовательные: практическое использование приставочных глаголов в речи.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого

«Познавательное развитие»:

- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности (через ознакомление с лэпбуком).

«Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)»:

-расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

«Познавательное развитие (сенсорное развитие)»:

-развитие мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрогирования.) .

Форма проведения: речевой час

-демонстрационный: иллюстративный материал по теме «Домашние животные»; лэпбук по теме «Домашние животные», наборное полотно;

-раздаточный материал: предметные картинки из серии «Домашние животные», изо средства по выбору детей (карандаши, мелки, краски и др.)

Предварительная работа: изготовление лэпбука, рассматривание серии картин из серии «Домашние животные», дидактические упражнения «Найди по описанию», «У кого кто?», организация выставки поделок из пластилина «Домашний любимец».

Словарная работа: «лэпбук», «преданность», «длиннорогая».

Индивидуальная работа: с Лерой О. - автоматизация «л» в речи, с Валентином- закрепить название детенышей домашних животных с Артемом- развивать уверенность во время беседы.

Методические приемы: наглядный (лэпбук, дидактические игры («Чей малыш?», «А знаете ли вы, что…», словесный (беседа, объяснение, пояснение, художественное слово, практический (работа с иллюстративным материалом и картинками для раскрашивания).

1. Орг.момент: чтение стихотворения, ознакомление с темой.

Как животных в мире много

Грозных, добрых и смешных.

Все идут своей дорогой,

Кто с людьми, а кто без них.

Наши кошки и собаки

Стали членами семьи.

Разнимаем мы их драки,

Дарим ласки им свои.

А в ответ мы получаем

Эту преданность во всем.

С ними мы не заскучаем

В доме маленьком своем.

(Алексей Шлыгин).

Дыхательное упражнение «Кошка засыпает».

И. п. : о. с. -1 положить ладошки под правую щеку, вдох носом; 2- на выдохе произнести «Мр-р-р!». 3- положить ладошки под левую щеку, вдох носом;4- на выдохе произнести «Мр-р-р!». Повторить 2-3 раза.

2.Обзорная часть: знакомство с лэпбуком «Домашние животные».

(внешний вид, составные части,конверты: «Назови, какое домашнее животное видишь на картинке?», «Отгадай загадки о домашних животных», «Кто что умеет делать?»,«Чей малыш?», «Расскажи стихотворение про домашнее животное» ,«А знаете ли вы, что…»,«Раскрась домашнее животное»)

3.Практическая часть: работа с лэпбуком «Домашние животные»

1.конверт: д/у «Назови, какое домашнее животное видишь на картинке?» - закрепить умение использовать существительные в родительном падеже.

2.конверт: д/у «Отгадай загадки о домашних животных»- развивать мыслительные процессы.

Молоко её полезно,

В огород она залезла,

И глядит "во все глаза" -

Длиннорогая. (коза)

У меня большая грива,

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает.

С водой не знается.

Пальчиковая гимнастика «Довольна корова своими телятами».

Довольна корова своими телятами, Дети показывают большой палец.

Овечка довольна своими ягнятами, Показывают указательный палец.

Кошка довольна своими котятами. Показывают средний палец.

Кем же довольна свинья? Показывают безымянный палец.

Довольна коза своими козлятами, Показывают мизинец.

А я довольна своими ребятами! Ритмично хлопают в ладоши.

3.конверт: д/у «Чей малыш?»- расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.

Упражнение на координацию «Коровушка».

Уж как я ль мою коровушку люблю Дети наклоняют голову вперед.

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну. Изображают, как жнут траву.

Кушай вволюшку, Вытягивают прямые руки вперед.

Ешь ты досыта, буренушка моя. Руки на пояс, повороты влево- вправо.

Уж как я ль мою коровушку люблю, Наклоняют голову вперед с «рогами».

Сытна пойла я коровушке налью, Изображают, как выливают из ведра

4.конверт: д/у «Кто что умеет делать?»- закрепить умение подбирать глаголы к существительному, использование приставочных глаголов в речи.

5.конверт: д/у «Расскажи стихотворение про домашнее животное» (см. приложение) - упражнять в умении выразительно рассказывать стихи.

6. конверт д/у «А знаете ли вы, что…» (интересные факты из жизни домашних животных)- расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

7.конверт: д/у «Раскрась домашнее животное» (практическое) - развивать мелкую моторику рук.

4. «Рефлексия»

- О чем говорили? Что понравилось? Какое новое слово узнали? Что оно обозначает?

Публикации по теме:

Конспект совместной познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе «Дикие и домашние животные»

Конспект совместной познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе «Дикие и домашние животные» Конспект совместной, познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе по окружающему миру Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их детеныши» Тема: «Домашние животные и их детеныши»Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные» для детей средней группы детского сада "Дикие и домашние животные" Цель - систематизировать знания о диких и домашних животных Задачи - образовательные - закрепить полученные.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные». Для второй младшей группы Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста: в области «Познавательное развитие». Для второй младшей группы. По.

Макеты «Дикие животные нашего леса» и «Домашние животные» по шаблонам МAAM

Макеты «Дикие животные нашего леса» и «Домашние животные» по шаблонам МAAM Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Домашние животные»

ема: «Домашние животные».

Цель: Обобщение и систематизация знаний о домашних животных.

Коррекционно- образовательные

• закрепить знания детей о домашних животных;

• упражнять в образовании родительного и творительного падежей имен существительных;

• упражнять в употреблении сложных слов;

• упражнять в употреблении существительных с суффиксами -онок-;

• упражнять в употреблении существительных в форме множественного числа в родительном и творительном падежах;

• упражнять в согласовании прилагательных и глаголов с существительными.

• развитие зрительного внимания и восприятия через коррекционные упражнения;

• развитие мелкой и общей моторики;

развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение;

• развитие познавательного интереса, любознательности и самоконтроля.

• формирование интереса к окружающему миру;

• воспитывать положительное отношение к деятельности;

• формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: предметные картинки домашних животных, мягкие игрушки, модели домашних животных, сухой бассейн, бельевые прищепки, модель деревенского дворика, продукты-муляжи для дидактической игры «Накорми животных», цветные карандаши, плакат, с нарисованными графическими дорожками.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

4. НОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Каждый владелец домашних животных вынужден изменять свое поведение и критерии поступков (порой в значительных пределах). Даже совершенно пассивное животное, безвылазно сидящее в террариуме или клетке, обращает на себя внимание гостей и заставляет человека предупреждать, например, о том, что нельзя совать палец в клетку или дразнить попугая, чтобы тот не раскричался дурным голосом.
Более активные домашние животные заставляют хозяина менять свое поведение в ближайшем социуме. Так, например, прежде чем предложить гостю поиграть с кошкой, необходимо предусмотреть разного рода неприятности – от того, что кошка испачкает шерстью дорогую и нарядную одежде и до того, что кошка, сама испугавшись, исцарапает ребенка. Тем самым хозяин учится выстраивать свое поведение с учетом особенностей своего питомца и окружающих людей.
Хозяин крупной собаки, которую воспринимают как потенциально опасную, вынужден решительно управлять поведением своего питомца с тем, чтобы не допустить не только агрессии, но и случайного вреда (испуг, толчок и падение с травмой и даже испачканная одежда). Человек вынужден вести себя спокойнее и уравновешеннее во избежание тяжелых последствий конфликта. В силу обстоятельств он сам становится активнее и решительнее. Хозяин мелкой и робкой собаки должен заботиться о том, чтобы чересчур общительные соседи не тянули рук к собачке и не пугали ее этим. И так далее, и тому подобное… ситуаций не перечесть.
В любом случае присутствие домашнего животного повышает уровень ответственности человека за свое поведение в социуме.

2. ХОББИ.

Любое хобби служит удовлетворению весьма важных психологических потребностей. Так и домашние животные. И не будь их, я пожалела бы тех, за чей счет будут удовлетворяться эти потребности.
Да, не все собачники белые и пушистые. Есть даже те, кто коварно подтравливает свою собаку на чужих собак и даже на людей – чтобы продемонстрировать, с какой персоной они столкнулись. А не будь собаки, которая, поразмыслив, и сама может не выполнить дурацкое хозяйское "фас!", в ход пойдет электрошокер, нож, травматический пистолет. Но я не хочу даже обсуждать агрессию (вплоть до психопатологической). Мне хватит другой стороны.
Все мы встречались с беспредельно любящими хозяевами собачек и кошечек. Их звери страдают, болеют – и все от неправильной человеческой любви. Но звери когда-то подписались нам служить. В том числе и громоотводами. А что, если это обратится на окружающих? Семейные страстные обожатели замучают своим эмоциональным террором семью. А одинокие будут искать свои жертвы во всех слоях общества: от соседей и сослуживцев до ни в чем неповинных случайных прохожих и проезжих. Залюбят насмерть!
Амбиции несостоявшихся руководителей и командиров, которые тоже принимают на себя домашние питомцы, обратятся против каждого, кем хотя бы на минутку удается поруководить.
Педагогические наклонности также находят удовлетворение за счет воспитания собак, кошек и прочих зверьков и зверей. А если педагог-любитель будет искать случая немножко повоспитывать детишек во дворе? Вы пожелаете такого своему сынишке?
И прочее, прочее, прочее… О колоссальном потенциале домашних животных для эмоциональной жизни человека и говорить не приходится – настолько мощно это влияние!

5. УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ.

Семья, как это ни банально, была и во веки веков останется ячейкой общества. Именно в семье протекают важнейшие этапы формирования личности, именно в семье закладываются нормы социальных взаимодействий, которые впоследствии распространяются на социум в целом. Несмотря на то, что весьма важные аспекты социализации осваиваются в школе, этот тип отношения все же является проекцией основ, заложенных семьей. И если ребенок не обучен почтительному отношению к дедушке или бабушке, то трудно ожидать от взрослого человека социально нормального отношения к слабым, к старикам и даже к представителям более низкого социального статуса.
Любое сообщество в природе создается ради возможной совместной деятельности – обнаруживаются те функции выживания, которые вместе выполняются более успешно, чем поодиночке. Это, можно сказать, аксиома коллективного выживания. Та же совместная деятельность (люди нередко называют ее общностью интересов, душевной или даже духовной общностью) становится и основой семьи.
Семья с домашними животными получает множество дополнительных возможностей для совместной деятельности, эффективного разделения труда, взаимного обучения. Разумеется, это особо ярко прослеживается в отношениях родителей с детьми, но и для старших членов семьи бесконфликтное решение вопросов, касающихся ухода за домашними животными, становится прекрасной основой для построения оптимальных в биологическом плане отношений.
И вновь максимальным потенциалом в этом плане обладают собаки. Еще в середине ХХ века учеными было показано, что социальная структура и стаи псовых, и человеческой семьи устроена одинаково и обладает одними и теми же психологическими и социальными характеристиками (К.Лоренц, Дж.Эйзеньерг). Стоит только отказаться от армейских представлений об авторитарном иерархическом лидерстве в стае, от антинаучной идеи доминирования и "главного хозяина", как семья получает основу для понимания взаимных прав и ответственности. И не было еще случая, чтобы правильное понимание системы отношений с собакой не дало бы весьма заметных позитивных результатов в отношениях в семье.

Это далеко не все благотворные влияния домашних животных на человека, семью и "большой социум". Однако и этого достаточно, чтобы превратить мысль об устранении или ограничении прав владельцев домашних животных в кромешную антиутопию. До такого никакой Оруэлл не додумается!
А ведь все эти грандиозные психологические и социальные преимущества домашние животные предоставляют нам "безвозмездно, то есть даром", как говаривала Сова в "Винни Пухе". Для того, чтобы их получить в вечное пользование на благо России, не нужно далеко идущих политических преобразований… и даже крупных финансовых вложений.

ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ БЫЛЫА РАЗВИТА НОРМАЛЬНО, А УСЛОВИЯ ИХ ЖИЗНИ НЕ ПРОТИВОРЕЧИЛИ ВИДОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ.
Да, для этого нужно руководствоваться новым системным знанием. Но кто сказал, что в двадцать первом веке можно и нужно жить представлениями 1894 года, когда наука отказалась от изучения психики?

Всё сказанное имеет прямое отношение у Закону о содержании домашних животных.


  1. Закон обязательно должен строиться на интересах, правах и ответственности всех важнейших сторон социальных взаимодействий: (1) животные; (2) их владельцы; (3) специалисты; (4) сторонние лица, не желающие контактов с животными.
  2. В Законе необходимо учесть не только физиологические, но и психологические потребности животных, вслед за чем внести соответствующие поправки в ст.245 УК РФ.
  3. Нормы, касающиеся разных вариантов содержания, должны быть основаны на том, на какой стадии одомашнивания находится данный вид и какой статус ему предлагается.
  4. Психологические видовые особенности должны учитываться, в частности, при регламентации использования животных в контактных зоопарках и других досуговых мероприятиях.
  5. При активных психических и нервных нагрузках на животное в ходе его использования необходим контроль ветеринарного психолога, что снизит количество и тяжесть стрессовых срывов. Именно стрессовые срывы становятся основной причиной нападений животных на человека.
  6. Необходимо предусмотреть в Законе ВСЕ важнейшие видовые особенности. Так, например, при определении количества животных в одной семье, следует учитывать не только территориальные потребности вида, но и индивидуальный или стайный тип отношений (кошки и собаки соответственно).
  7. Следует предусмотреть широчайшую пропаганду знаний о домашних животных, закономерностях и методах их включения в жизнь человека. Одновременно следует принять Программу воспитательных мероприятий для детей и подростков.

Все изложенные соображения – это не просто благие пожелания и розовые иллюзии. За каждым пунктом стоит серьезная научная основа, предоставляемая современной адаптивной зоопсихологией и зооинтеллектологией. Санкт-петербургские зоопсихологи имеют в своем распоряжении значительный корпус документов (в том числе, и предложения к проекту Закона о содержании домашних животных и Программы мероприятий), где эта концепция нашла, с одной стороны, научное обоснование, а с другой – практическое воплощение. Мы готовы предоставить всем, кто заинтересуется этим подходом, любые справки и обоснования, а также детализацию этих глобальных заявлений.


Надеюсь, что этот пост завершит пока что тему эстетики, в которую мне пришлось уклониться от основной темы данной серии. Ответ на вопрос, заданный в заголовке: конечно, есть.
Вопрос, впрочем, не новый. Его поднял и подробно рассмотрел ещё Чарлз Дарвин в своей книге про половой отбор. Причём Дарвин отлично понимал, какой взрыв негодования в обществе вызовет "невероятное" предположение, что животные обладают чувством красоты — вероятно, не меньшее, чем идея о происхождении человека (не случайно оба эти наиболее "скандальных" вопроса он объединил в одной книге). Поэтому Дарвин сопроводил свои однозначные утверждения, что животные обладают "вкусом к прекрасному" и "чувством красоты" разными успокоительными оговорками в духе времени: "Когда однако говорится, что низшие животные обладают чувством красоты, то его, конечно, нельзя сравнивать с чувствами образованного человека, осложнёнными разнообразными ассоциациями идей. Более справедливо было бы сравнивать вкус к прекрасному у животных со сходными чувствами у самых грубых дикарей, которые восхищаются и украшают себя всяким блестящим, сверкающим или диковинным предметом".
Занятно, что для многих "дарвинистов", желающих быть "большими католиками, чем сам папа" большими эволюционистами, чем сам Дарвин, он в этом вопросе вовсе не был авторитетом. Вот одно из характерных высказываний на этот счёт. Александр Серебровский (1892—1948) в своей популярной книге "Биологические прогулки" писал о нарядной весенней окраске самцов гребенчатого тритона: "К чему рядятся эти подводные животные в свои брачные наряды? Неужели же затем, чтобы прельщать красотой своего оранжевого брюха или горделивого гребня маленькую скромную самочку? Нет, это невероятно. Слишком много человеческого предполагаем мы в их холодных душах. Мы допускаем не только то, что тритонихе доступно представление о красоте, но и что эти её представления тождественны нашим человеческим понятиям. Не слишком ли это смело. Внешне тритоны меняются, это факт. Но тритоны похорошели лишь с нашей точки зрения, как хорошеет для нас весь мир весной".
Изумительное рассуждение, не правда ли?
Вот, кстати, этот гребенчатый тритон в брачном наряде:


Но возвращаясь к теме о том, что же такое эстетическое чувство. Разумеется, в том всеобщем подсчёте всего и вся, который, сами того не замечая, ведут в течение всей жизни живые существа, нет ровным счётом ничего мистического. Как и ничего такого, для чего требовались бы "чувства образованного человека, осложнённые разнообразными ассоциациями идей". Как я уже писал ранее, слегка упрощая: встреченное впервые представляется уродливым, встреченное десятки или сотни раз — эстетически приемлемым. Тысячи раз, да ещё с нарастающей частотой — красивым. Десятки или сотни тысяч раз — прекрасным, совершенным, эталонным образцом красоты. (Большое значение имеет и то, множится ли число таких встреч или убывает).



А это самец золотого фазана прельщает невзрачную самку


Поэтому, например, рисунки "самых грубых дикарей" первобытной эпохи в пещере Альтамира вовсе не кажутся нам уступающими по уровню эстетического чувства тому, что способен создать "современный человек". И если в других случаях у животных мы видим только зачатки тех свойств, которые в полной мере проявляются у человека, то в данном случае, рискну предположить, что эстетическое чувство животных не только не уступает, но часто и превосходит человеческое.



Наскальные рисунки первобытных людей в Альтамире. Характерно, что после открытия рисунков в 1879 году учёные долго не хотели верить, что первобытные люди были способны на такое искусство

И это вполне естественно: для животных оно напрямую связано с выживанием: умение выбрать наиболее слабую добычу или наиболее питательный плод жизненно необходимо. Для "современного образованного человека", за тысячелетия цивилизации создавшего вокруг себя достаточно комфортную и безопасную среду, вопрос не стоит столь остро. Ведь никого не смущает тот факт, что обоняние многих животных, скажем, собак, гораздо лучше человеческого? К той же мысли следует привыкнуть и в отношении эстетического чувства.
Значит ли это, что историю искусства следует вести вовсе не с первобытных племён и не с тех же пещерных фресок, а с гораздо более древней геологической эры — как минимум, времён аммонитов (когда впервые явно проявился половой отбор)? Пожалуй, что так. В этом случае первыми произведениями искусства следует считать, например, яркие "брачные наряды" тех или иных животных. А также и, скажем, яркий облик цветков, опыляемых насекомыми.
Это будет более правильный подход к истории искусства, нежели тот, что принят в настоящее время.



Дарвин (про фазана аргуса): "Эти перья показывали многим художникам, и все они любовались совершенством оттенения. . Многие считают совершенно немыслимым, чтобы птица была способна оценить тонкость оттенения и изящество рисунка. Обладание такой почти человеческой степенью вкуса представляет, без сомнения, удивительный факт. " Ниже на фото: самец фазана аргуса демонстрирует своё великолепие самке.

Вместе веселее: Как мы влияем на домашних животных — а они на нас — Жизнь на Wonderzine

Домашние животные, не выполняющие никакой практической функции вроде охраны дома или ловли мелких грызунов в саду, появились относительно недавно. Например, слово «pet», то есть «питомец», сначала употребляли для разговора о людях — так говорили об «испорченных и избалованных» детях. К середине шестнадцатого века так стали описывать и животных — «одомашненных или приручённых, которых держат для удовольствия или в качестве компаньонов». Чаще всего так говорили об осиротевших ягнятах, которых нужно было воспитывать человеку, — это близко к тому, что мы думаем о домашних животных сегодня, но всё же не совсем то.

Современное представление о питомцах в массовом сознании появилось около двухсот лет назад. Вместе с ним развилась и соответствующая индустрия: зоомагазины, игрушки, специальное питание. Около ста лет назад начали пользоваться популярностью породистые собаки, а ветеринары стали чаще заниматься мелкими животными-компаньонами. Логично, что за минувшие столетия у нас сформировались иные отношения с домашними животными. Многие считают их полноправными членами семьи, общаются с ними и обращают внимание на то, что у разных животных бывает собственный уникальный характер. Мы решили разобраться, что известно о связи между нами и нашими питомцами сегодня — почему мы так привязываемся к ним и правда ли, что они любят нас в ответ.


александра савина


Ход НОД

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

-Для того, чтобы у нас с вами сегодня было хорошее настроение, предлагаю друг друга зарядить своей добротой и теплом.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

-К нам сегодня в детский сад пришла еще одна гостья, кто она, узнаете, отгадав загадку.

Мягенькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

-Правильно, ребята, это кошка. К нам сегодня в детский сад пришла кошка Соня.

-Как вы думаете, почему Соня такая нарядная?

- Верно, у нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей.

-Друзья у нашей Сони очень любят веселиться и играть в прятки, вот и решили они спрятаться.

-Давайте поможем Соне их отыскать.

Д/игра «Найди игрушку»

Детям предлагается в сухом бассейне с гречневой крупой отыскать модели домашних животных и назвать их. Все найденные модели выставляются на стол.

- Так кого же наша именинница позвала к себе на день рождения? (собаку, корову, овечку, лошадь, козу, свинью)

Логопед выставляет мягкие игрушки домашних животных.

-Ребята, а кто все эти гости, как мы назовем их одним словом?

-А почему их называют домашними животными?

-И так, гости все собрались, а на дне Рождения принято гостей угощать.

-Я тоже хочу угостить наших гостей вкусными угощениями!

-Я предлагаю угостить животных:

сыром, круасаном и зефиром,

и сосиски не забудем с яйцом

их кушать будем!

Все закусим колбасой

вот и будет пир горой!

-Ребята, как вы думаете, правильные угощения я приготовила для животных?

-Кошка Соня приготовила правильные угощения для своих гостей.

-Давайте вспомним, чем питаются животные?

Д/игра «Накорми животных».

-На тарелке лежат разные угощения, выберите угощения и угостите ими животных. (Кошка Соня угостила свинью желудями и т. д.).

- Молодцы. Накормили животных.

-День Рождения с самом разгаре, пришло время поиграть.

-Я произнесу волшебные слова:

«Вокруг себя повернись и в кошечку превратись»! Теперь вы - кошки.

Села кошка под кусточек (приседают)

Рыбки скушала кусочек (имитируют откусывание рыбки)

Встала кошка, (встают) потянулась (потянулись высоко на носочках)

Ее шерстка развернулась (поглаживают себя руками).

Вниз красиво наклонилась,

-А теперь «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись»!

- Ребята, детеныши наших животных тоже решили поздравить нашу именинницу.

-Да вот беда! Маленькие они совсем! Шли -шли они, да и заблудились. Никак не могу отыскать своих мам.

Д/игра «Чей малыш?».

На правой стороне магнитной доски расположены картинки взрослых животных. Картинки детенышей лежат рядом на столе. Ребенок подходит к столу находит детеныша и прикрепляет на доску, напротив мамы. Между детенышем и мамой на доске нарисованы графические дорожки. Ребенку необходимо соединить детеныша с мамой, проводя маркером по дорожке.

Соединив детеныша с мамой, ребенок называет, кого с кем соединил.

-Ребята, все детеныши нашли своих мам?

- А почему грустит наша Соня?

- Ведь у Сони тоже есть детеныши.

-Кто детеныши у Сони?

-Правильно, котята. Очень озорные котята, наверняка где-то они играют.

Д/игра «Прятки» Практическое употребление предлогов.

-Посмотрите, где находится первый котенок? (Первый котенок стоит за забором)

-Где находится второй котенок? (Второй котенок спрятался в конуре)

-Где находится третий котенок? (Третий котенок сидит на лавке)

-Где находится четвертый котенок? (Четвертый котенок сидит под деревом)

-Сколько всего у кошки котят?

«Пальчиковая гимнастика» (С использованием бельевой прищепки)

(Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” кончики пальцев от большого пальца к мизинцу и обратно, затем - на другой руке).

Кусается сильно котенок-глупышка,

Думает, что это не палец, а мышка.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться -скажу тебе: «Кыш!»

-Ребята, день рождения подходит к концу. Соне очень понравился праздник.

Соня решила сделать подарок своим гостям. Она их нарисовала, но так торопилась, что забыла нарисовать некоторые части тел животных.

Д/игра «Дорисуй животного».

- Давайте дорисуем недостающие части и назовем, чего не хватает у каждого животного.

-У кошки не хватает хвоста, она безхвостая. Я дорисовал кошке хвост.

-У коровы не хватает ноги, она безногая. Я дорисовала корове ногу.

-У свиньи не хватает уха, она безухая. Я дорисовала свинье уши.

-У козы не хватает рога, она безрогая. Я дорисовал козе рога.

-У лошади не хватает хвоста, она безхвостая. Я дорисовал лошади хвост.

-У собаки не хватает глаза, она безглазая. Я дорисовал собаке глаз.

-Молодцы, ребята! Вы отлично потрудились.

Рефлексия. Самоанализ деятельности.

-Ребята, вам понравился день рождения Сони?

-Какое у вас настроение?

- Соня, решила, вас тоже угостить. (Поощрение)

-Пора прощаться с именинницей и ее гостями.






Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему: «Осенний калейдоскоп» Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему: «Осенний калейдоскоп» Цель: Закрепить знания.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми Старшей А группы на тему: «Лев — путешественник»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми Старшей А группы на тему: «Лев — путешественник» .

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Космическое путешествие» «Космическое путешествие» Цель. Формирование у детей целостной картины мира. Задачи: 1. Систематизировать знания детей о космосе. 2. Развивать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Рыбка просит о помощи» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное.

Конспект НОД по продуктивной деятельности для детей средней группы. Аппликация на тему «Домашние животные» Конспект НОД для детей средней группы по продуктивной деятельности. Аппликация на тему «Домашние животные» Цель: создать условия для развития.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста «Домашние животные» Цель: Расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах. Задачи: Обучающая: Закрепить знания о домашних животных. Использовать.

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Круговорот воды в природе» Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Круговорот воды в природе» ГБОУ "Гимназия №1272".

Непосредственной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» на тему «В гости к лесовичку» с детьми старшей Цель: • Воспитывать желание беречь и охранять природу; Программные задачи: 1. Уточнить представления детей об образе жизни диких животных:.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Домашние животные» в первой младшей группе Образовательные области, интегрируемые в образовательной деятельности: • «Физическая культура» • «Социализация» • «Безопасность» • «Познание».

Проектная деятельность на тему «Дикие и домашние животные» с детьми средней группы Проектная деятельность на тему: «Дикие и домашние животные» с детьми средней группы ТИП: Краткосрочный ВИД: Творческий УЧАСТНИКИ: Дети.

Оставим высокие материи! Казалось бы: кому какое дело, кто любит пить пиво, а кто – смотреть телевизор в обнимку с любимым хорьком? Однако именно обладание Живым имеет особый социальный смысл.
Вообще-то, даже с телевизором не все так просто. У бабуль, увлекающихся очередной мыльной оперой, нет времени сидеть на лавочке у подъезда. А если они там и сидят, дыша свежим воздухом, то обсуждают похождения Изабеллы или Марианны, а не разбирают по косточкам поведение Лены и и Васи из шестой квартиры – со всем известной эмоционально-смысловой окраской. И в отдельно взятом доме становится меньше конфликтов и сплетен. Социальная атмосфера резко очищается!

Влияние домашних животных на оздоровление и укрепление общественных отношений еще многообразнее и еще благотворнее. Попробую разложить по полочкам хотя бы в виде кратких заметок.

1. ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.

Личность определяется как совокупность социальных проявлений человека. Домашние животные дают человеку возможность для отработки простейших социальных взаимодействий, служа тем самым "полигоном" для шлифовки личностных качеств.
Формирование личности и самоидентификация человека с неизбежностью предполагают выделение из толпы – то есть, приобретение какого-либо признака, служащего своеобразным социальным маркером. Без этого невозможно психологическое здоровье, т.е. ощущение себя достойным членом общества, не имеющим оснований для чувства недостаточной социальной ценности.
Выбор домашнего животного весьма красноречиво говорит о психологическом портрете человека. Психологам известно, например, что собак выбирают люди более активные (в том числе – в социальных контактах), а кошек предпочитают натуры созерцательные и более инертные. Эти закономерности исследуются в адаптивной зоопсихологии ("Модели партнерства"). Поскольку человек почти всегда интересуется собственной личностью, то понимание этой стороны общения с домашними животными позволяет человеку лучше понять не только "чужого", но и себя. Это немаловажный этап в становлении личности.
Немаловажным качеством для построения социальных связей является альтруистическое поведение, основанное на дисциплине и подчинении индивидуальных интересов коллективным. В этом роль домашних животных просто неоценима. Любое животное требует определенного регламента и обязательных действий. Если даже питона достаточно кормить далеко не каждый день, то и за этим надо регулярно следить. Домашние хищники требуют еще более четкого соблюдения "видового регламента", от которого во многом зависит их физическое здоровье. Не надо, конечно, преувеличивать строгость этого регламента и бояться заводить питомца – эти условия достаточно гибки и вполне согласуются с образом жизни конкретного человека или семьи. Однако эта дисциплина в интересах другого представляет собой весьма важный шаг к адекватной социализации личности.

Общение

Владельцы самых разных питомцев нередко замечают, что животные общаются с ними — и что это общение не ограничивается тем, что животное замечает, что еда появляется в миске благодаря определённому человеку. Конечно, это общение устроено сложнее: не то чтобы мы рассказываем животным, как прошёл наш день, а они задают уточняющие вопросы, но нельзя отрицать, что оно существует.

Лучше всего исследованы отношения человека с собаками — в первую очередь из-за многовековых отношений между нашими видами. Известно, например, что мимика собак устроена сложнее, чем у их предков-волков — в том числе для того, чтобы животные могли коммуницировать с человеком. Так, исследования показывают, что собаки сильнее и чаще волков двигают бровями. Более того, движения собачьих бровей напоминают выражение лица человека, когда ему грустно — и, возможно, связано с тем, что собака может вызвать у человека в ответ желание позаботиться о ней.

Небольшое исследование немецких учёных показало, что собаки считывают жесты и эмоциональную реакцию людей. Учёные исследовали в том числе и знаменитые «щенячьи глаза» — умилительное выражение морды, когда нам так и хочется угостить животное чем-то вкусным со стола. Исследователи отметили, что животные чаще демонстрировали его — округляли глаза так, чтобы они казались больше и напоминали младенческие, — когда знали, что на них смотрят люди. Ведущий автор исследования Джулиана Камински, правда, предупреждает, что не стоит делать громких выводов о том, что животные пытаются таким образом манипулировать человеком: опыт показал, что собаки чаще показывают определённое выражение лица, но не объяснил, почему именно это происходит.

Кошки используют мяуканье в первую для общения с людьми, а с другими кошками воют

Ещё одно небольшое исследование (в нём приняли участие семнадцать псов) показало, что есть предпосылки считать, что собаки могут распознавать эмоции людей и других собак. Животным показывали картинки радостных или злых собак и людей, сопровождая их разными звуками — например, игривым лаем или фразой на языке, который собака раньше не слышала, сказанной раздражённым тоном. В ситуациях, когда мимика и эмоция звука совпадали, животное смотрело на экран дольше, чем в обратном случае. Правда, делать громкие выводы пока опять же сложно: авторы исследования подчёркивают, что неизвестно, понимает ли собака саму эмоцию как позитивную или негативную. К тому же состояние собак псы понимают лучше, чем эмоции человека.

Кошки, которых в массовом сознании считают менее преданными и эмоциональными питомцами, чем собак, тем не менее также коммуницируют с человеком. Самый известный пример — мяуканье. Кошки используют его в первую очередь для общения с людьми, а с другими кошками общаются иначе — воют (вспомните, что дерущиеся кошки кричат совсем не так, как общаются с человеком). Единственное исключение — котята: они могут мяукать, чтобы показать матери-кошке, что голодны или замёрзли, но с возрастом отказываются от этого поведения. «Люди считают это классическим кошачьим поведением — но кошки научились так делать, чтобы привлекать наше внимание», — говорит антрозоолог Джон Брэдшоу, изучающий отношения животных с людьми.

При этом, по мнению учёного, «универсального» кошачьего языка не существует — речь идёт скорее о персональном коде, который используют животное и хозяин. Это подтвердило небольшое исследование 2003 года. Учёные записали звуки, которые дюжина кошек издавала в разных ситуациях, а затем попросили владельцев кошек по звуку определить, о какой ситуации речь. Оказалось, что лучше эмоции животных распознавали их собственные хозяева. Сегодня учёные даже исследуют, могут ли у кошек быть «акценты», связанные с местом, где они живут — и могут ли животные по-разному мяукать в разных странах. Но пока говорить о таком рано.


3. ОБЩЕНИЕ С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ.

Можно не вспоминать о кинологических и фелинологических клубах (а у любителей других видов они тоже есть). Можно не обращать внимания на громадное множество форумов и сайтов в Интернете. Да, все эти организованные формы общения дают очень и очень много. В первую очередь, это великолепные возможности для самовыражения и самоутверждения. Человек, не нашедший себя в работе и не сделавший карьеры топ-менеджера, вполне может быть почитаемым экспертом по породе.
Но есть еще и повседневное общение. С собаками это наиболее очевидно: прогулки становятся этакими заседаниями в местном клубе по интересам. А сколько дружб и любовей, сколько счастливых многолетних союзов завязывается благодаря животным! Недаром даже в курсах пикапа предусмотрены специальные приемы знакомства с их помощью.
Да, не все эти контакты приятны, не всегда они ведут к благорастворению воздухов. Но разве по другим поводам всегда и у всех царит согласие? И честное слово, лучше, когда неприятные черты твоего нового знакомца тебе немедленно выдаст его собака. Разочарование через долгие годы будет намного болезненнее. А собака – это увеличительное зеркало своего хозяина. Внимательно поглядев на нее, можно безошибочно представить себе психологический портрет человека, управляющего ее жизнью.
Был случай, когда в телевизионном интервью журналист упомянул мне о своем соседе, который гуляет с двумя ротвейлерами без поводков и ошейников. Это всё, что я о нем знала. Но я тут же описала его внешность и поведение так точно, что журналист собирался снять никогда не виденного мною человека и пустить за кадром мой глосс. Жаль, что это не получилось по техническим причинам!
Не будь домашних любимцев, не было бы и надежного фундамента для прочных социальных отношений.

Связь

Логично, что если мы смотрим на домашнее животное как на члена семьи, нам сложно назвать отношения с ним просто совместным проживанием на одной площади. Мы привязываемся к нему и считаем, что оно привязано к нам. Понять, что думают о нас животные, не так просто — нельзя спросить у рыбки, испытывает ли она к нам нежные чувства. Тем не менее учёные пытаются разобраться и с этим. Одно из самых известных исследований о том, привязаны ли к нам собаки, было опубликовано в 2013 году. Исследователи приучили собак находиться в томографе — в спокойном и свободном состоянии. Им удалось обнаружить, что собаки реагируют так же, как люди, на многие ситуации — у них активируется центр удовольствия головного мозга, связанный с положительными эмоциями. По мнению авторов исследования, возможность испытывать положительные эмоции может означать, что сознательность собак можно сравнить с сознательностью, например, младенца — хотя, конечно, для масштабных выводов рано. Исследователи отмечают, что собаки реагируют на возвращение хозяина, который ненадолго скрылся из вида, и на знакомый человеческий запах — правда, называть это любовью всё же не стоит.

В конце сентября было опубликовано исследование о том, как к человеку могут привязываться кошки — их принято считать более холодными, отстранёнными и независимыми животными по сравнению с собаками. Учёные пришли к выводу, что кошки, подобно собакам и младенцам, способны формировать безопасные и небезопасные привязанности к владельцу. В рамках исследования кошек оставляли в незнакомом помещении с владельцем на две минуты, затем владелец выходил на пару минут и возвращался. То, как кошки реагировали на знакомое лицо, позволило учёным сделать вывод об их привязанности к человеку. Они обнаружили, что у 65 % кошек безопасный стиль привязанности к хозяину — то есть родной человек помогает им почувствовать себя спокойнее и безопаснее. По заявлениям учёных, примерно у такого же процента младенцев формируется безопасная привязанность со взрослым, который о них заботится. Правда, не все разделяют этот оптимистичный вывод: критики исследования говорят, что эксперимент следовало бы провести ещё раз с незнакомыми людьми, чтобы понять, реагируют кошки именно на хозяина или на человеческое присутствие в целом.

Мы можем считать отношения с животными, в частности собаками, более стабильными и комфортными — они гораздо более предсказуемы, чем человеческие

То, как мы реагируем на любимое животное, возможно, больше говорит о нас самих, чем о наших отношениях с кошкой или собакой. Историк Кэтрин Гриер, исследующая домашних животных, например, считает, что сама современная традиция отношения к домашним животным связана с переменами в нашей культуре — мы по-другому начали воспринимать нашу ответственность перед обществом в целом и перед беззащитными существами в частности.

Антропозоолог Хал Херцог считает, что нельзя сбрасывать со счетов антропоморфизм — наше желание перенести человеческие черты на тех, кто ими не обладает. Он отмечает, что мы нередко говорим с животными как с младенцами: более тонким голосом, короткими и простыми фразами — вероятно, из-за их трогательного внешнего вида, напоминающего младенческий (большие глаза, маленький нос). Исследования десятилетней давности показывают, что мы нередко можем быть предрасположены к тому, чтобы относиться к животным как к людям, в двух типах ситуаций. Во-первых, так могут поступать люди, чувствующие себя одиноко — им общение с животным может давать эмоциональную поддержку. Во-вторых, это связывают с тревогой: люди, которые хотят сильнее контролировать ситуацию, могут приписывать животным эмоции, так как хотят предсказать, каким будет их поведение в том или ином случае. Другие исследования говорят, что мы можем считать отношения с животными, в частности собаками, более стабильными и комфортными — они гораздо более предсказуемы, чем человеческие. Известно, что сильнее к животным привязываются более уязвимые люди — например, разведённые или недавно овдовевшие.

При этом говорить, что наши отношения построены только в одну сторону, тоже не совсем честно. Исследования подтверждают то, о чём нередко догадываются владельцы домашних животных и зоопсихологи: наша тревога может влиять на наших животных и под влиянием человека животное может испытывать больший стресс. Это касается и собак, и кошек — последние под влиянием человеческой тревоги могут сами стать более тревожными, агрессивными и пугливыми. Так что при всей любви к домашнему животному стоит подумать, что даём ему мы сами.

Читайте также: