Россиянин объяснил, почему не покидает затопленную деревню

Обновлено: 21.08.2024

С 1937 по 1941 год более 130 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома и бросить свою землю из-за работ по наполнению Рыбинского водохранилища. Всего в этой зоне находилось почти 700 сел и деревень, ушел под воду целый город Молога. Вода разрушила более 50 церквей, три монастыря, дворянские усадьбы с прилегающими территориями, садами и парками, имение графа Мусина-Пушкина. Каменные и ветхие дома перед наполнением водохранилища разрушали и сжигали, другие — разбирали и перевозили на новые места либо продавали за бесценок Волгострою. Тем, кто лишился дома, выплачивали компенсацию, но люди должны были сами искать, куда перебраться. Большинство из них переезжали куда-то рядом и оставались жить на берегу будущего моря. Были и те, кто не выдержал потрясений и умер от холода, болезней и бедности. Истории людей, которые сохраняют память о тех событиях, — в фотопроекте Дарьи Назаровой.

От автора:

Прошлое моей семьи связано с местами, где сейчас находится Рыбинское водохранилище. Меня тянуло поехать в эти места, найти людей, которые расскажут о затоплении. Было недостаточно статей из книг, нужны были живые свидетели — те, кто хранил рассказы своих родственников. Нужны были фотографии, документы, письма, доказательства. Трудно оставаться равнодушным и безучастным теперь, как нельзя изменить то, что произошло. Долгое время над темой Мологи висел запрет, люди боялись делиться информацией. Даже когда это стало возможно, многие продолжали молчать. Скоро не останется никого, кто способен хоть что-то рассказать о тех событиях.

Антонина Павловна Шеломова, Владимир Алексеевич Шеломов : Через деревню Большая Режа проходил Екатерининский тракт, дорога на Петербург. Всего в деревне было 152 дома. После нашей деревни находилась деревня Рыльбово, а следующим населенным пунктом был уже город Молога. Жители Рыльбово добывали железную руду, сами плавили железо, сами производили грабли, косули, топоры и другие инструменты для хозяйства. В конце 1936 года было объявлено о затоплении города Мологи и всех наших деревень. Между рекой Мологой и Волгой текло несколько мелких речек, реки Латка, Чагра. Весной луга заливало.

К нам прислали комиссию, заранее предупредили всех, стали оценивать дома. Помню, как к нам пришли, сказали, что дом отвечает всем требованиям и его можно разобрать и перевезти. И добавили: «Если дом вам не нужен, то вы можете его оставить и получить ссуду, поехать куда хотите». Ссуды, правда, были небольшие.

Когда точно стало известно, что затапливают Мологу, и люди начали ходить по домам, были назначены уполномоченные по ликвидации по каждому сельсовету, у нас таким человеком был назначен Семов, имени не помню. Семов жил у нас в доме. Сколько было слез, сколько было горя, невозможно было покидать родные места, наверное, и уполномоченным было нелегко. Мама спросила как-то у Семова: «Что же ты, батюшка, всю ночь охаешь, не спишь, да все бога вспоминаешь во сне, а ведь ты партийный». Семов ничего не ответил маме.

Следом за комиссией, ходившей по домам, приехали люди, которые, как тогда говорили, шли церковь «зорить», что значило разорять. Всех семиклассников привлекали для помощи в церкви. Мне было 11 лет, и мы шли за старшими детьми, тогда не понимали, что происходило. Старшеклассников организованным порядком приводили в церковь, все это я видела своими глазами. Двери у церкви раскрыты, окна раскрыты, в середине церкви три громадных чана, в них белая вода. Мужчины все снимали со стен и с лестницы, потрошили и все скидывали в эти чаны. Вокруг валялись книги, бумаги с картинками, свечи и восковые цветы, а мы в это время ставили ящики у окна и все эти книжки, цветы и все, что валялось, забирали без разбора и уносили домой. Прятали их дома, чтобы потом менять по интересам.

В основном все ехали в сторону Веретеи, люди переселялись поближе к своей родине. Вокруг старинного села Некоуз было очень много земель неосвоенных. После революции были созданы там колхозы, но не хватало населения, поэтому для желающих переехать в эти места колхоз предоставлял транспорт, лошадей. Дома разбирать мы должны были сами. Говорили, что где-то, в одном колхозе, столько-то могут принять семей, и землю сразу же давали, много, по 50 соток. Собирать дом на новом месте тоже должны были своими собственными силами. На время, пока перевозили дом, мы все перебирались в те дома, которые заброшенными оставались, в дома людей, которые уезжали и получали ссуды.

Дома на новом месте ставили в чистом поле, не было ни колодцев, ни бани, только дом, сложенный как коробочка. Папа умер сразу, пережил осень и умер. Пока собирал дом — простудился, лечить было нечем. Много умирало. Мама была старенькая, нас было четыре сестры. Пока мужчины строили дома, они снимали жилье у местных. Лето 37 года было очень жаркое, воды не было, поэтому зимой колодцы в соседних селах запирали на замки. По ночам мужчины брали сани, ставили на них баки и ездили воровать воду, чтобы сготовить пищу. Семьи наши до сих пор дружат. Зиму пережили и весной сами вырыли колодец, позже второй колодец пробурил «Волгострой».

Меня крестили в церкви, останки которой сейчас можно найти на краю Шумаровского острова, там еще были видны могильные плиты рядом с церковью, когда в последний раз добиралась туда. Не так давно сын Володя и старший внук договорились с лодкой, мы пытались доплыть до острова, но было много воды и проехать к церкви не удалось. Сейчас я еще не теряю надежды побывать на острове и на кладбище. У церкви похоронены родители мамы и дети папы и мамы, которые рождались после возвращения отца с Гражданской войны. Мальчишки рождались и умирали, трудное время было.

Галина Трофимовна Туз: Мои дедушка и прадедушка жили в деревне на берегу реки Мологи, недалеко от села Иловна, имения графа Мусина-Пушкина. Прадед мой, Михаил Никитич, был церковным старостой в Иловне, в церкви Ильи Пророка и церкви Петра и Павла. Название деревни — Притыкино. Когда искали место для поместья графа, приткнули челны к этому месту.

Очень много людей в деревне носили фамилию Лебедевы, так как были крепостные, а про семью графа народ говорил: «Приплыли лебеди». Прадед ловил рыбу, отвозил в Рыбинск и продавал ее, только живую, мертвая рыба не годилась, считалась несвежей. Фамилия деда уже была не Лебедев, а Рыбаков, так как отец его был рыбаком, таким образом крепостные крестьяне получали фамилии.

Дед Иван и прадед сами строили себе лодки, плели неводы. Жили в достатке, рыбы было очень много, большая семья. Хозяйство было богатое: 25 овец, 3 коровы, 2 лошади. Но все это было перед раскулачиванием. Раскулачили — неводы отобрали, бросили в сараи. У деда был свой участок, на котором он ловил рыбу, но городской какой-то житель приехал на этот участок и забрал его себе, сказал моему деду, что так власть ему разрешила, на что дед ответил: «Да пошел ты со своей властью!», после чего и деда моего и прадеда посадили.

За дедушек вступился житель нашей деревни Михаил Прохорович, который был братом приближенного к Ленину Василия Прохоровича, и через три месяца дедушек освободили. Хотели после раскулачивания дом у нас отобрать, сделать из него детский сад. Обычный дом в 4 окна, но весь резной, очень красивый, дед выпиливал все сам.

Дом деда стоит сейчас за Волгой, в Рыбинске, на улице Тарасова. Дедушка умер через два года после переселения в возрасте 49 лет.


21.09.2020, 10:45 153

На месте дежурит группировка МЧС. Люди передвигаются исключительно на лодках.

В Хабаровском крае резко выросло число затопленных населенных пунктов — дома по крыши в воде, отключено электричество. Спасатели ведут экстренную эвакуацию . Но некоторые жители до сих пор отказываются покидать свои дома.

Так, на Большом Уссурийском острове, который уже полностью ушел под воду, остаются более 40 человек. Евгений Подтергера следит за ситуацией.

Вот так сейчас выглядят улицы в поселке Корсаково-2. Вода зашла не только во дворы, но и в дома. Подтоплены трансформаторные подстанции, поэтому света здесь нет. Люди передвигаются исключительно на лодках. Многие остались, а уровень воды постоянно растет.

Затоплены шесть улиц — это три десятка домов. Круглосуточно здесь дежурит группировка МЧС . Ежедневно спасатели патрулируют район. Работают и как охрана от мародеров, хоть и не должны, доставляют продукты и воду.

Вот так здесь сейчас выглядят стоянка и остановка общественного транспорта . Людей перевозят сотрудники МЧС. По-другому в дома просто не попасть — на отдельных участках уровень воды выше человеческого роста.

«Мы сейчас хотим попасть домой, потому что у нас сейчас уже в доме вода. И мы даже не знаем на каком уровне — метр, полметра», — говорит житель поселка Корсааково-2 Александр Анисимов.

Маршрут у спасателей один и тот же — вокруг поселка и по залитым улицам, а вот вид меняется каждый день. Еще вчера на заборах были видны таблички с адресами. А сегодня и заборы уже не везде заметишь.

«Вот там забор с голову примерно — он ушел под воду. Вот тут забор выше головы».

Ирине Гончаренко даже на улицу выходить не надо, чтобы оценить, насколько поднялась вода. Уровень Амура она меряет дома по стене в коридоре.

«Конечно. Примерно, в день 20 см. Так еще чуть-чуть, а вот завтра встану, я уже сапоги не надену здесь».

Это имение строили четыре поколения Гончаренко. И все жили здесь. Сейчас дети внуки и родители Ирины уехали в Хабаровск, снимают квартиру. Она с мужем осталась в затопленном доме. Вещи, какие могли, перенесли на второй этаж. А вот тяжелая мебель, холодильник и электрокотел, которым отапливаются, плавают.

«Детское кресло, туалетный столик вот подняли. А тут шкаф был… Вот тут шкафы были… Это все…»

Тонут сейчас и пригороды Хабаровска. В зоне ЧС 33 населенных пункта. Под водой десятки поселков вдоль русла Амура. Илья, чтобы попасть к себе на участок, купил резиновую лодку.

Большой уссурийский остров посреди Амура под полутораметровой толщей воды. Здесь в зоне затопления больше тысячи домов. В некоторых остались люди, в основном те, кто держит хозяйство.

«Мы говорим, что необходимо покинуть зону затопления. Есть те, кто отказывается, есть те, кто соглашается. Насильственно мы никого не можем эвакуировать», — говорит руководитель дежурной смены Специализированной пожарно-спасательной части ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Антон Долбенкин.

На подступах к краевому центру битва с амуром очевидно проиграна. Сейчас спасатели и коммунальные службы пытаются отстоять Хабаровск. В низинах по берегам постоянно наращивают высоту дамб. На центральной набережной работают волонтеры . Четвертые сутки Никита с друзьями фасуют мешки с песком. Кормят ребят здесь же в полевой кухне. Домой они приезжают только переночевать.

«С детства я мечтаю спасателем быть. Надо же людям… Надо эту работу выполнять», — говорит Никита Настас.

Режим ЧС действует в половине районов Хабаровского края. Гребень паводка идет из соседней еврейской автономной области — огромный водяной вал спускается по Амуру, постепенно теряя силу. После Хабаровска большая вода накроет Комсомольск-на-Амуре .

Елена Поморцева работала репортером на «Четвертом канале», а теперь обустраивает дом и варит варенье Фото из личного архива героев материала

Елену Поморцеву в Екатеринбурге знают как репортера и автора документальных программ на «Четвертом канале». Алексей Карасев — специалист в сфере высоковольтной энергетики и электротехники, в прошлом — работник завода «Электрощит». Чуть больше года назад пара сбежала из Екатеринбурга навсегда, оставив прежнюю жизнь. Сейчас осваивают 64 сотки земли в деревне. На участке уже появилась пасека, огород и мастерская варенья. Свое хозяйство, признаются, не только кормит, но и приносит доход.

Как давно вынашивали мысль сбежать в деревню? Зачем променяли темп Екатеринбурга?

Мысль о переезде назревала достаточно долго, еще до всей этой коронавирусной истории, которая, безусловно, повысила интерес к загородной недвижимости. В городе мы любили отдыхать, когда нам было лет по двадцать. Тогда была актуальна тема ночных клубов, концертов. Стали старше и начали сбегать из Екатеринбурга при первой же возможности. Немало денег и времени тратили, чтобы уехать подальше. В какой-то момент поняли, что формат «жить в деревне и иногда наведываться в город», а не наоборот, нам ближе. Прогулки по Екатеринбургу, к слову, никогда не приносили удовольствия. В плане благоустройства и городской среды этот город больше подходит для работы, а не для жизни.

Деревни во Владимирской области нарядные. Здесь много домов с резьбой Фото из личного архива героев материала

А почему деревня Владимировской области, а не Свердловской?

Каждый год мы путешествовали по разным регионам страны. От Екатеринбурга до Санкт-Петербурга проехали все. Запал в душу район Золотого Кольца России. Деревни здесь нарядные. Много домиков с резьбой. Владимирская область к тому же вполне благополучна в плане экологии, чего не скажешь об окрестностях Екатеринбурга. Никогда не было желания купаться в озерах типа Таватуя и Балтыма. За 10 лет, что я проработала на телевидении, мне довелось снимать сюжеты про людей, которые задыхались от горящей неподалеку свалки, жаловались на несанкционированные выбросы куриного помета с птицефабрики. Насмотревшись на это, покупать землю в Свердловской области передумали.

Во Владимирской области хорошие дороги, климат более устойчив, чем на Урале. Устроила и отдаленность от цивилизации. Наша деревня (расположенная на границе Ивановской и Владимирской областей) хоть и считается по местным меркам глухой, на машине за час мы добираемся до областного центра Владимира, 250 километров отделяют нас от Москвы и Нижнего Новгорода.

Чем занимаетесь в деревне?

На участке появилась пасека. Улья ребята сделали сами Фото из личного архива героев материала

Самый насыщенный был первый год. Нам надо было организовать в деревне все блага, к которым мы привыкли в городе. Бурили скважину, монтировали теплые полы, делали разводку воды по дому, строили мебель. Второе лето посвятили пчелам. В этом деле мы новички, поэтому времени ушло не мало. Улья сделали своими руками. Выбрали место под пасеку, скосили траву, отсыпали площадку щебнем, соорудили подставки под ульи, запустили пчел и начали ухаживать за ними. Также у нашего дома был так называемый крытый двор. Раньше в таких помещениях хранили сено, дрова, держали кур. Эту постройку мы разобрали и сделали новую из оцилиндрованного бревна. Внутри оборудовали мастерскую. Производим варенье.?

А почему именно пасека?

Сейчас на участке четыре улья. Пчелы уже дали первый мед Фото из личного архива героев материала

Всегда очень любили мед, поэтому решили завести пчел. Держать их — целая наука, но нам интересно. Плюс и в том, что пчелы не привязывают к месту. Есть определенные периоды, когда нужно за ними ухаживать, откачивать мед. Но без проблем можно уехать на неделю и оставить их.

Что будете делать с 64 сотками земли?

Эти 64 сотки земли разделены на две части. На первой стоит дом, здесь же сад. В нем цветут яблони. Есть сливы, крыжовник, смородина, жимолость, голубика, малина. Планируем посадить вишню и грушу. Так же разбили небольшой огород. Вторая часть нашего участка занята лесом. Там есть поляна, где мы поставили нашу маленькую пасеку и там же планируем ее масштабировать. Следующим летом надеемся увеличить число ульев до 10 штук. Пока их четыре.

Какие плюсы деревенской жизни?

В деревне больше пространства для творчества, считает Елена. Большую часть мебели пара из Екатеринбурга сделала своими руками Фото из личного архива героев материала

Главное преимущество деревенской жизни — своя земля. В отличие от городской квартиры — большое поле для творчества. Можно делать что-то своими руками, а нам это нравится. Почти всю мебель сделали сами. Например, кухонный гарнитур, фартук из спилов можжевельника, гардеробную.

А коронавирус как пережили? Изоляция в глухой деревне — рай?

Самоизоляция на 64 сотках земли проходит, как ни в чем не бывало. Отложили разве что дела, связанные со стройкой, чтобы лишний раз не выезжать в город. Выезжали только за пчелами. Им ведь не объяснишь, что у людей какой-то там коронавирус.

Многие боятся переезжать в деревню, потому что там нет работы. Как вы зарабатываете?

Елена готовит варенье из брусники, земляники, морошки, клюквы, черники и крыжовника. Лакомство охотно разбирают Фото из личного архива героев материала

У нас нет готового рецепта, как заработать в деревне, нет какого-то бизнес-плана. Большую часть денег мы зарабатываем в городах, просто удаленно. Также планируем участвовать в ярмарках, которые проходят в городах Золотого Кольца. Продавать будем мед, варенье и джемы, приготовленные из собственных ягод. Традиционные русские лакомства и сейчас реализуем через социальные сети. Развозим друзьям, родным и знакомым. Много заказов поступает от московских компаний в новогодний период.

Идея запустить блог о деревенской жизни — это про деньги?

Мы завели ютуб-канал спустя полгода жизни в деревне. Он называется «Побег из мегаполиса» и посвящен переезду из города на свою землю. Ну как не сделать блог на YouTube, если 10 лет проработал на телевидении, умеешь снимать и монтировать видео? Но пока это не про деньги. Чтобы блог приносил доход, нужно хотя бы 100 тысяч подписчиков и регулярно выпускать ролики. Мы снимаем только тогда, когда есть, что показать. Подписчиков пока 15 тысяч человек. Если интерес увеличится, возможно, будем уделять этому больше времени.

Какие советы можете дать тем, кто хочет перебраться в деревню?

Единственный вопрос, который нужно решить заранее — финансовый. Мы бы посоветовали не уезжать в глушь. Можно найти деревню, расположенную неподалеку от крупных населенных пунктов. Тогда работа всегда будет. Еще при выборе места, надо узнать, как обстоят дела с сотовой связью, интернетом. Этот вопрос актуален для тех, кто работает удаленно. Подушка безопасности зависит от запросов человека. Кому-то она не нужна, а кому-то и миллиона не хватит.

Ангарские песни - глоток живой воды

— Как получилось, что вы занялись сохранением культуры родных мест?

— По образованию я учитель истории. После учебы в Красноярске вернулась в Кежму. В 1985 году там, на общественных началах, открылся историко-этнографический музей, поводом для его создания как раз и стало предстоящее затопление. В 1989 году музею был придан статус государственного.

К этому времени я уже жила в Кодинске и, так сложилось, попала на работу в музей. Его директором была Юлия Степановна Кулакова. Ее специально для этого пригласили в район, хотя на тот момент ей было уже 74 года. Уникальный человек, подвижник.


Тогда уже шел процесс переезда организаций из Кежмы в Кодинск. И моя работа началась с того, что мы упаковывали и отправляли экспонаты, самолетом и баржей по реке. Когда создавался музей, были сомнения в том, представляют ли собранные предметы историческую ценность. Вроде бы обыденные вещи, например, мохнатки — рукавицы из меха. На Ангаре зимой морозы стояли до минус 56 градусов. Такие рукавицы были настоящим спасением. Сейчас это раритет, как и многие другие вещи, бытовавшие в каждом ангарском доме. Поэтому мы бережно упаковывали и перевозили все.

С Юлией Степановной у меня связано целое десятилетие: с 1990 по 2000 год — когда она ушла из жизни. Сейчас я думаю, что мой приход в музей был закономерен и сыграл важную роль в моей дальнейшей судьбе.

Нас с сестрой воспитывала бабушка — Карнаухова Екатерина Ефимовна, коренная ангарка, с ангарским характером и стойкостью. К сожалению, я не владела ангарской речью, не очень любила ангарские песни, в детской памяти засело, что они протяжные, тоскливые, в них не разберешь слов. Выдавала меня только фамилия — Карнауховых на Ангаре много!


Михаил Алексеевич Карнаухов, один из первых летчиков-ангарцев, начало 1950-го года

Но мое происхождение само меня настигло. В музее рядом со мной оказались настоящие ангарки. Они стали моими учителями, и именно они окончательно разбудили во мне генную память. Неожиданно для себя и порой неосознанно я стала в это погружаться, по-другому ощущать наши традиции. И песни наши стали для меня приметой, голосом родины, глотком живой воды.

В ангарцах течет севернорусская, эвенкийская кровь и кровь других народов. И это проявляется, прежде всего, через язык. Он особый, отличается от языка других сибиряков . Ангарская культура, благодаря нашим бабушкам, всегда существовала параллельно официальной культуре. Так получилось, что 300 лет, вплоть до советского времени, ангарцы жили как бы «в отрыве» от остальной России. ​ Определенная з акрытость, удаленность позволили старожилам сохранить язык, песни и обычаи.

Поначалу я удивлялась емким ангарским словам и фразеологизмам. Некоторые слова и выражения довольно грубоваты для постороннего уха. Но постепенно сама стала их употреблять, особенно рядом с земляками. Например, знаете, что такое по-ангарски «пол скребли»? Умирали со смеху, «губница» — грибной суп, «жимолость» — скупой человек, «открытье было» - хорошо погуляли, «кишошный» — самый любимый.

В начале 90-х мы провели в кодинских школах уроки по произведениям Валентина Распутина: «Уроки французского» и «Прощание с Матерой». Сделали это, во-первых, по просьбе школ, во-вторых, нам самим было интересно, мы знали, что нам предстоит пережить то же, что и героям «Матеры» во время строительства Братской ГЭС. До затопления нашей родины оставалось чуть больше 20 лет.


Родные места после затопления

Как устроиться на работу в Facebook

Четыре совета от программиста из международной компании

Как открыть собственную галерею и заработать на этом

Советы от создателей первой в России галереи уличного искусства «Свитер»

Как стать профессиональным гонщиком

Путевка в мечту от лучшего в мире квадроциклиста Сергея Карякина

Как стать ведущим шоу «Орел и решка»

Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга

Как стать спасателем МЧС

О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует

Как выбрать профессию будущего?

Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет

«Перед каждым стоял вопрос: тревожить прах или нет»

— Любовь Леонидовна, что заставляет вас собираться вместе?

— Это трудно объяснить, но сам факт, что встречам более 20 лет, говорит за себя. Собираясь, мы будто восстанавливаем связи, которые были разорваны, мы вновь на время становимся единым целым. Это придает нам сил и энергии, их ощущает каждый. «Будто в Кежме побывала», — сказала моя одноклассница после одной из встреч. И я это чувствую.

Недавно очень удивилась, узнав, что мой младший сын, родившийся в Кежме, выставил на охотничий форум икряник — ангарское блюдо. Икры на Ангаре весной было много: щучья, ершовая, харюзовая… Красная, благородная, оставалась для угощения. А из остальной пекли пироги-икряники. И вот сын, уже давно не живя там, испек его, удивив своих друзей и знакомых. Я и предположить не могла, что он умеет готовить такое раритетное и малоизвестное блюдо. Что это, как не голос предков?

Икряник, кстати, сейчас проходит процедуру присвоения статуса объекта нематериального наследия народов России. Точно такую же процедуру недавно прошел бурдук — наш традиционный диетический напиток из ржаной муки.


— Многие экологи выступали против строительства ГЭС. А сами владельцы станции, власти понимают, какой ценой цивилизация поглотила эти места?

— Сложный вопрос, с одной стороны, на чаше весов прогресс, с другой — человеческая жизнь. Кежма появилась раньше, чем Санкт-Петербург, в 1665 году. Это было мирное освоение земель, сюда отправляли крестьян, снабжали сельскохозяйственным инвентарем. Это подвиг наших предков. То, как они адаптировались к суровым условиям, выживали, сохраняя при этом себя, свой уникальный язык и культуру.

И это было разрушено. Переселение на последнем этапе было жестким. У людей не было особого выбора, адекватной компенсации. Представьте, что вам нужно уехать с нажитых мест навсегда и вы никогда не сможете сюда вернуться, этого места просто не будет.

А ведь здесь не только дом, но и родные могилы. Многие ангарцы перезахоронили своих родных.

И перед каждым стоял этот трудный вопрос: тревожить прах или нет… Двойственное чувство — вроде бы и нельзя, а с другой стороны — как оставить близких на дне?

Моя сестра перевезла наших родителей. Дедушку перевезли по программе перезахоронения. Многие перевозили. Все это было очень непросто, по сути, равнозначно тому, как пережить еще одни похороны.

Это говорит о нашем отношении к природе, к ресурсам, к человеку. О том, как мы ценим то, что досталось от предыдущих поколений. Природа не может долго этого выносить. И те катаклизмы, которые происходят в мире сегодня, тому пример. К сожалению, эта тема мало известна и почти не освещается.

— А все ли соглашались на переезды, были несогласные?

— Ангарцев иногда упрекают в том, что, мол, не протестовали, не смогли отстоять свою родину. Это не так. Были письма в Москву, был «Комитет по защите Ангары». Но надо понимать, что это было за время.


В начале 70-х годов я еще училась в школе, и нам все это подавалось пафосно, по-советски: приводились в пример другие ГЭС с громкими именами — Братская, Усть-Илимская. Нам рассказывали, какие нас ждут прекрасные перспективы, какие построят новые современные поселки и города. В общем, говорились красивые правильные вещи, но все оказалось не так, а что-либо изменить было уже поздно, ГЭС строилась.

В начале девяностых строительство приостановилось, протесты тоже стихли — было не до того. Появилась иллюзия, что, может быть, все закончилось. А когда после 2005 года стройка возобновилась, события стали развиваться стремительно, и изменить что-либо было сложно.

— Вам дали хотя бы попрощаться с родными местами?

— Прощания шли в большинстве сел и деревень начиная с 1985 года и до 2010-го. Официальное прощание с Кежмой было организовано в 2009 году. Власти называли это праздником, но, конечно, ощущения у всех были совершенно иными.

За две недели до этого через Кежму проехал Валентин Распутин. Помните, это была его последняя поездка по Ангаре с друзьями-единомышленниками, от Иркутска до Кодинска, по местам, попадающим в зону затопления при строительстве Богучанской ГЭС. Писатель произнес тогда: «Ну какой же это праздник, это же трагедия».

Но прощание было необходимо, не случайно на него съехались люди со всей России и даже из Германии. Мы с сыном поехали специально по Ангаре, через Усть-Илимск.


Любовь Карнаухова. Последняя поездка по Ангаре

Нас ехало пятеро ангарцев, все — Карнауховы. Мы всматривались в берега, было отчетливо видно, где река — это живая вода, а где море — совсем другая, не живая. В общем, праздник/прощание был со слезами, иначе и не могло быть. Были те, кто не поехал, чтобы не видеть последних дней Кежмы.

В 2012 году состоялась очередная встреча ангарцев, перед самым затоплением. Домов в Кежме уже не было, улицы зачищены. Собралось очень много людей. Один из земляков, приехавший из Иркутска, рассказал, что видит сон, будто он идет по Кежме, а дома стоят на месте, у всех открыты окна, в домах сидят люди, гуляют, зазывают его со словами: «А Кежма-то живая, ее не затопили».

Оказалось, этот сюжет снится многим. С разными нюансами, но суть одна — живая Кежма. Меня тоже долгое время мучили сны: мы собираемся, вот-вот должны уезжать, мрачное, почти черное от пожаров небо. Хотя вживую я пожарищ не видела, только на фото и по рассказам знала, но, видимо, это отложилось в сознании каждого из нас.

Как сжигали Кежму. Фото Александра Брюханова Как сжигали Кежму. Фото Александра Брюханова Как сжигали Кежму. Фото Александра Брюханова Как сжигали Кежму. Фото Александра Брюханова Как сжигали Кежму. Фото Александра Брюханова Как сжигали Кежму. Фото Александра Брюханова Как сжигали Кежму. Фото Александра Брюханова

Покрас Лампас: как стать художником

Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова

Как стать влиятельным чиновником

История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России

Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым

Даже небольшая зарплата — не проблема

Как стать примой-балериной

Советы от японки, которая покорила Екатеринбург

Рецепты ангарской кухни

Бурдук (подсоленный кисель из кислого ржаного теста)

Дрожжевое тесто из ржаной муки размешивается с небольшим количеством воды до однородной массы густоты сметаны, без комочков. Затем эта масса тонкой струйкой выливается в кастрюлю с кипящей водой при постоянном помешивании. Получается жидкость, как кисель. По вкусу добавляется соль, тмин или укроп. Употреблять охлажденным как напиток или налить в миску, добавить сухариков, и получится холодное первое блюдо. Идеально во время поста.

Икряник (пирог из икры)

Полкилограмма очищенной от пленок икры щуки, окуня, ельца или сороги перемешать с 5 яйцами, 100 граммами молока, 1 столовой ложкой муки и солью по вкусу. Выпекать в форме при температуре 180 градусов 30-35 минут.

Творожники (замороженные лепешки из творога)

Полкилограмма не очень влажного, но и не сухого творога взбить блендером или растолочь толкушкой, добавить 100 граммов густой сметаны и сахар по вкусу. Получится густая масса.

Разложить массу ложкой на противень в виде небольших лепешек, сверху на каждую положить несколько ягод (смородины, брусники, облепихи) и в морозильник или на улицу, на мороз. Доставать и есть замороженными. Для ангарцев, особенно детей, это лучше любого мороженого.


Сюда не ездит обычный транспорт: тут можно пролезть только на внедорожнике. Нет воды - до единственного колодца полтора километра ходу. Поход за едой превращается в настоящую вылазку. Только до станции три километра по полям. Летом-осенью ещё куда ни шло, а зимой не набегаешься.

Здесь очарование русских полей идёт в ногу с заботой о хлебе насущном. Причём хлеб насущный - это не фигура речи. В деревне Мирское Смоленского района живут шесть человек. Самому молодому под шестьдесят. Сергей Мищенков работал на железной дороге. Сейчас работы нет. Он обладатель единственного в деревне трактора. Дров привезти, траву обкосить вокруг домов, поле вспахать - забот хватает. Его маме - восемьдесят один год. Минимум раз в неделю Сергей отправляется в магазин.

Двое жителей уже погибли под поездом. Это было несколько лет назад. Шли по шпалам в метель, не услышали, как просвистела электричка. Но идти на «железку» надо: зимой по полям и захочешь, а три километра в один конец не пролезешь. Мама Сергея, баба Шура, как её называют в деревне, увидев журналистов отбрасывает клюку - хочет, чтобы на фото не было заметно, как тяжело ей ходить.


фото: Алексей Дроздов

Сосед Сергея, дед Лёня зимой провалился в яму. Отморозил ноги, две недели отлёживался на печи, но стопы не спас. Сейчас еле двигается, но о болячках говорить не хочет, терпит. Живут с женой огородом, держат коз. Сарай тут же, в сенях. Нижние венцы деревянной хаты с земляным полом держат избу разве что чудом. Но главное - это крыша. Чтобы не текла, решили покрыть рубероидом. Надо привезти из города три рулона. Соседи обещали помочь. И помогут: тут по-другому нельзя. Живут хуторами, как тут говорят, но держатся сообща. Помогают друг другу чем могут: едой, медикаментами, работой, добрым словом.


фото: Алексей Дроздов

Круглый год жители деревни Мирское отрезаны от мира. Тонкая ниточка жизни - это глинистая дорога по бескрайним полям. Галине Семёновне помогает сын. Продукты и всё, что нужно жителям, привозит из Смоленска. Выручает, что машина простая и надёжная, пролезет по любой дороге, точнее по любому направлению. Но зимой, когда снега по грудь, даже внедорожнику приходится несладко.


фото: Алексей Дроздов

Весной тоже заботы: днём работают в огороде, ночами смотрят, чтобы из-за палов травы не загорелись хаты. Огонь подступает прямо к домам. Пламя сбивают тряпками: воды нет. Ближайший колодец в полутора километрах. Сил хватает только принести ведро воды. Много ли им потушишь? Пожарные машину сюда не заезжают: далеко, глухо, дороги непроезжие. По этой же причине сюда не ходит автолавка. Далеко - это сорок пять километров от областного центра. Пять километров от трассы «Москва-Минск». И совсем другое измерение. То самое, в котором чтобы жить дальше в 21 веке, нужно просто выжить, обеспечив себе и соседям базовые потребности: воду и еду. И дорогу к той большой земле, о которой рассказывают по телевизору.


фото: Алексей Дроздов

Как стать крутым адвокатом

История самого популярного защитника в Екатеринбурге

Как открыть свой ресторан

Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга

Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова

Сколько стоит обучение, какие риски, сложно ли устроиться на работу?

Как дешево путешествовать по миру

Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом

Как стать стюардессой

История девушки, которая работает в самолете с 18 лет

Как стать продюсером

Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля

Как стать благотворителем без денег

Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами

Как попасть в кино — секреты от актрисы сериала «Чики»

С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств

Куда привели мечты

Как стать фрилансером и много зарабатывать

Профессии, которые нужно освоить

Как стать звездой Tik-Tok

Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков

7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде

Велотур мечты по Европе доступен почти каждому

Как выиграть денежный грант

От идеи до реализации — советы победителя «Тавриды»

Как стать режиссером и снять кино?

Советы от профессионалов из Екатеринбурга

Как стать успешной моделью

Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?

Как набрать 100 баллов на ЕГЭ

Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников

Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира

Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman

«Мы хотим быть собой»

— Собирать бывших ангарцев и восстанавливать связи вы стали уже в Красноярске?

— В Кежемском музее я проработала с 1990 по 1997 годы. И никуда не собиралась уезжать, но так сложилась жизнь, что мы переехали в Красноярск. Я стала работать в Красноярском краевом краеведческом музее.

В ноябре 1997-го в крае проводилась «Неделя культуры», в рамках которой я предложила провести ангарскую вечерку. Начала собирать материал, встречаться с людьми. Тогда у меня не было домашнего телефона, только рабочий, жила далеко, добираться было сложно. Но о мероприятии как-то быстро узнали земляки, звонили, приезжали в музей.

И 15 ноября 1997 года прошла первая встреча, ставшая судьбоносной. Две трети людей, которые на нее пришли, я вообще не знала, как информация распространилась — не понятно. Был подготовлен сценарий, посвященный ангарцам, ангарской культуре, нашей малой родине. Прозвучали стихи Алексея Федоровича Карнаухова, нашего народного поэта. После встречи мне начали звонить, спрашивать, когда будет следующая? Тогда и появилось понимание, что нужно объединяться и продолжать встречи.

— Кежма в это время была еще не затоплена. Кто были все эти люди?

— Да, Кежма была еще живая. На ту первую встречу собрались ангарцы, те, кто уже давно жил в Красноярске. Информация о том, что грядет выселение и затопление, была еще в 70-х годах. И молодежь, выучившись здесь, не видела смысла возвращаться. Я, как и многие мои одноклассники, вернулась, хотя по распределению меня оставили в Красноярске и год я отработала здесь, но хотела домой.

На сегодняшний день в Красноярске регулярно собирается пять групп ангарцев. Обычно встречи проходят весной. Это тоже символично, ведь птицы весной домой летят.


Земляческая встреча группы Кежма, 2014 год. Красноярск

В 2019 году мы выиграли президентский грант, направленный на сохранение нашей идентичности. Нам важно знать, где живут наши земляки, поэтому будет создана виртуальная карта, продолжится сбор воспоминаний ангарцев о малой родине.

— Когда возникла идея написать об ангарцах книгу?

— Я жалею, что с самого начала не записывала истории, услышанные на встречах. Была уверена, что никогда их не забуду. Подтолкнул случай. На одной из встреч ко мне подошел Михаил Федотович Сизых и подарил книжку про свою родную деревню Алешкино, тоненькую, самодельную. В ней было описание деревни, его жизни, перечислены все, кто ушел из Алешкино на фронт… Я удивилась.

И в 2015 году появилась на свет наша первая книга воспоминаний «Живет облик родины с нами». Авторами ее стали красноярские ученые, журналисты, ангарцы, студенты и школьники. В книгу вошла одна из глав будущей книги известного писателя Михаила Тарковского. В декабре 2019 года была издана вторая книга воспоминаний — «Кежемская Матера». В ней 38 историй ангарцев, коренных и «новых», охватывающих целое столетие. В книгу вошли интересные подробности, в которые трудно поверить молодому поколению.

Книга «Кежемская Матера»

Например, об авиации — в таком отдаленном районе, как Кежемский, самолет был обычным видом транспорта, можно было за день слетать в Красноярск и вернуться обратно. Александр Петрович Гапоненко, бортмеханик, рассказывает, как он первый раз прилетел в Кежму в 47-градусный мороз и был в шоке: «… как же можно работать в таких условиях?!» Потом он прожил всю жизнь на Ангаре, здесь родились его сыновья, и уезжал из Кежмы, когда все выезжали. Вот слова одного из летчиков, попавшего на Ангару в 1954-м: « Многие уехали, испугавшись трудностей, только твердые пилоты — теперь уже «кежмари» — продолжали осваивать территорию».

Самолет ПО-2 с открытой кабиной летчика летит в Кежму, 50-е годы Типичная картина ангарских поселков. 1950 год

Утрата родины породила феномен — многие ангарцы, особенно старшее поколение, стали писать стихи, и один из разделов книги посвящен их творчеству. Тираж книги небольшой, часть экземпляров получили ангарцы, часть поступила в музеи и библиотеки.

Эта книга — наш поклон малой родине, дань уважения нашим предкам. Мы живем в глобальном мире, но хотим сохранить ангарскую культуру, быть самими собой. У нас свой диалект, свои уникальные песни, которые не поют больше нигде в мире, своя история, мы помним свою родину и не хотим ее забывать.

За пять лет существования нашего землячества были изданы две книги воспоминаний, буклет «Ангарская кухня», а также переизданы «Краткий словарь кежемского говора», «Песни старой Кежмы», «Протяжные песни Кежемского района». В рамках нашего грантового проекта «Кежемская Матера: код малой родины» р аботает мобильная Ангарская этношкола: это этноуроки, кинолекторий, выставки, мастер-классы, которые знакомят с основами русской старожильческой культуры. Запланировано издание третьей книги воспоминаний и многое другое.


Как запустить собственный бренд

Инструкция от тех, кому это удалось без вложений

Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция

Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза

А некоторых поразило известие о том, что все это время президент России не был в изоляции.


Как уже сообщал «Росбалт», президент РФ Владимир Путин не исключил, что ему придется уйти на карантин из-за коронавируса. Об этом он заявил на встрече с членами паралимпийской сборной в Кремле.

По словам Путина, «к сожалению», даже в его окружении «проблемы возникают с этим ковидом». «Надо разобраться, что там реально происходит… Врачи изучают… Думаю, мне самому скоро на карантин придется. Много людей болеет вокруг», — сказал он.

Видео: Путин: «Мне самому скоро на карантин придется уйти»

После этого пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заверил, что, говоря о карантине, его шеф говорил «образно».

Напомним, Путин весной сообщал, что привился от ковида. Тем не менее перед встречей с ним людей проверяют на наличие коронавируса, и они, как сообщали СМИ, проводят две недели в изоляции.

В соцсетях люди по-разному восприняли новость об уходе (или образном уходе) президента России в самоизоляцию. Многие удивлены, потому что Путин неоднократно говорил и об «одной из лучших в мире вакцин», имея в виду «Спутник V», которым он, по его словам, привился, и о победе над коронавирусом в России.

Но больше всего некоторых поразило известие о том, что все это время президент России на карантине не был.













Люди также выдвигают версии, объясняющие случившееся:







А вот на представителей «ядерного электората» Владимира Путина новость оказала сильное эмоциональное воздействие…

Название подмосковного поселка со вчерашнего дня не покидает тренды социальных сетей.

© Стоп-кадр видео


Как уже сообщал «Росбалт», несколько сотен жителей вышли на «народный сход» после изнасилования и убийства местной жительницы.

По словам сына погибшей 67-летней пенсионерки, все произошло, когда его мать возвращалась домой с дачи. «Не дошла всего 400 метров. В лесополосе ее забили», — поделился мужчина.

Он рассказал, что тело было обнаружено в районе 23:00. «Случайно. Нашли баночку, туфельку, пакет, вещи, колготки, потом тело мамы», — вспоминает сын погибшей. Он также рассказал о месте преступления. Мужчина утверждает, что глухого леса там нет: «Около железной дороги одна тропинка идет, по которой ходят все местные жители. И дети там мои все лето ходили». «От тропинки ее оттащили метров на 30, чтобы в глаза не бросалась», — добавил он.

В убийстве почти сразу заподозрили мигрантов. Вскоре правоохранительные органы сообщили, что «по горячим следам задержали двух подозреваемых. Ими оказались уроженцы стран ближнего зарубежья 1988 и 1984 годов рождения».

По словам жителей села, это стало «последней каплей», и они вышли на сход к общежитию мигрантов — работников предприятия «Экоокна». Сотни местных жителей потребовали выгнать мигрантов и наказать их.

«Росбалт» приводил слова депутата совета Сергиево-Посадского городского округа Московской области Андрея Мардасова, который рассказал, что недовольство местных жителей мигрантами длится уже как минимум пять лет, а жуткая история убийства 67-летней Натальи Еремкиной стала «последней каплей».

Народный избранник отметил, что в селе каждая вторая женщина сталкивалась с домогательствами со стороны мигрантов. Также местные сообщают, что мигранты не только шумят, ведут себя нагло и мешают спокойной жизни, но и пристают к детям 9-10 лет, освистывают девушек.

В итоге власти отреагировали (спасибо приближающимся выборам) достаточно оперативно: гастарбайтеров вывезли из общежития в неизвестном направлении.

Даже выступил губернатор области Воробьев.

А власти Сергиево-Посадского городского округа, где находится поселок, уже пообещали закрыть общежитие мигрантов в Бужениново после убийства пенсионерки. Так, глава округа Михаил Токарев написал в соцсети: «Мы прислушались к требованиям местных жителей. Сегодня проведем встречу с собственником общежития и будем требовать его закрытия».

Но страсти не улеглись. К утру к обсуждению ситуации в Бужаниново подключились пользователи соцсетей. И, судя по их репликам, произошедшее в Подмосковье тоже стало для них «последней каплей».




















Позже выяснилось, что подозреваемые в убийстве в общежитии в Бужаниново не жили, и к предприятию «Экоокна» никакого отношения не имеют. Об этом рассказал мэр Сергиева Посада Михаил Токарев.

Волны эмиграции не только не стихают, но и обещают усилиться: молодые, вступающие в жизнь граждане не хотят провести ее в РФ.

Часто слова о желании уехать — сигнал властям о недовольстве их политикой. © СС0 Public Domain


Последние опросы выявляют рост эмигрантских настроений у молодежи: доля желающих покинуть Россию среди людей до 24 лет превысила 40%. И пока многие только мечтают об этом, самые опасливые и консервативные члены общества уже уехали: Пенсионный фонд рассказал о резком росте числа пожилых людей, которые получают пенсию за границей. Действительно ли российская молодежь готова уехать, и почему ей не хочется жить на родине?

Владислав Жуковский, экономический эксперт:

Фото Евгения Шабанова

«Идет массовая эмиграция из России всех категорий граждан, которые могут себе это позволить. Бежит за рубеж, прежде всего, экономически активное население: люди в трудоспособном возрасте, от 30 до 45 лет. Это те люди, у которых есть профессиональные навыки, опыт работы, которые понимают, что они заслуживают в разы более высокую зарплату, а не ту, которую предлагают сегодня в России. Они устали от кризиса, нищеты, неопределенности.

Уезжают представители малого и среднего бизнеса, уставшие от постоянных поборов, силового рейдерства. Убегает из России молодежь, поколение тех, кому сегодня от 18 до 25 лет. Это и студенты университетов, и выпускники, и те, кто уже поработал три-четыре года. То есть те, кто понимают, что им вообще ничего не светит, что они попали в болото. Они видят, что в стране затяжной системный кризис, пять лет падают реальные располагаемые доходы, идет массовая утечка умов и капиталов за рубеж. Они понимают, что социальные лифты разрушены, что везде круговая порука, кумовство. Они видят, по какому принципу принимаются кадровые решения и ротации. Видят, что у нас самые „талантливые“ предприниматели — это дети чиновников, что во главе госбанков, госкорпораций, крупных коммерческих структур, аффилированных с государством — везде сплошь и рядом фамилии высокопоставленных чиновников, депутатов, министров. Они понимают, что им отсюда надо эвакуироваться, чтобы вырваться из этого порочного круга и обеспечить себе карьерный рост, тот уровень жизни, которого они заслуживают.

„Экономике трубы“ не нужны интеллект и человеческий капитал. И это очень страшно, когда уезжают студенты и молодые ученые, которые понимают, что в России никому не нужны их профессионализм, знания и открытия. Это обескровливает экономику, лишает ее потенциала роста.

Есть еще категория тех, кому сейчас 50-55 лет. Это люди предпенсионного возраста. Они сумели пережить лихие, голодные 90-е годы, смогли сформировать себе некую экономическую базу благополучия в „нулевые“ годы и окончательно разочаровались в том векторе, в котором развивается, точнее, деградирует Россия в последние десятилетия.

Люди бегут, и даже российских пенсионеров становится за границей все больше. Кто-то пытается воссоединиться с родственниками за рубежом. Кто-то, заработав капитал здесь, уезжает и получает российскую пенсию, пусть и мизерную. Знаю чиновников, которые посидев в кабинетах власти, обеспечив себе капиталы, получают пенсию не в Челябинске, где разруха, а в Болгарии, Черногории, Италии, Испании.
Очень разные категории населения уезжают из страны. Абсолютно все».

Василий Колташов, руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества:

Фото из личного архива Василия Колташова

«Заявления россиян в соцопросах о готовности уехать — это выражение недовольства тем, что они не видят здесь для себя перспектив. Это говорит о неудовлетворенности россиян своим социальным и экономическим положением, в первую очередь, в провинции. Это касается молодых людей, которые должны пробиваться в жизни, но сталкиваются с большими трудностями, покидая свои родные малые города, деревни.

Эти настроения также являются отражением неудовлетворенности россиян перспективами своих детей. Когда люди говорят, что хотят уехать, основной мыслью часто становится мнение, что „у наших детей нет будущего“: в стране все захвачено чиновниками, бизнес нечестный и т. д. Люди видят антисоциальную политику, повышение пенсионного возраста и просто не верят в пенсию, говоря: да мы никогда в России пенсию не получим, не заработаем с такими деятелями во власти…

Количество желающих уехать за последние годы закономерно должно было вырасти. Но такой ответ неправильно трактовать, как именно готовность уехать, это скорее демонстрация. Когда людей спрашивают — вы довольны или нет, — они отвечают, нет, я не доволен, мне не нравится, и я хочу уехать, так и запишите. А действительно уедете? Да нет, не уеду…

Желание эмиграции из России связано с определенными карьерными амбициями — с желанием больше зарабатывать, попасть в среду, которая, как людям кажется, будет более передовой, более интересной им.

Как человек, который сам пять с половиной лет прожил в эмиграции, в ЕС, могу отметить, что большого количества трудовых мигрантов из России в Евросоюзе не так уж много. Дело в том, что россияне не хотят в самые „низы“, и это отличает их от эмигрантов из других стран Восточной Европы. Если провести опрос: а кем вы хотите работать за границей, то мало кто скажет, что хочет мыть туалеты, посуду или собирать клубнику под палящим солнцем в Пелопоннесе. Россияне не стремятся в эти ниши, которые в ЕС уже заняты украинцами, румынами, поляками… Россиянин хочет сделать карьеру в корпоративной сфере или свой бизнес. Российские мечтатели не такие, как украинцы, у которых уже нет никаких иллюзий.

Но россиянину будет там хорошо, если у него уровень намного выше среднего, и он является хорошим, высокоуровневым специалистом, например, программистом, врачом, ученым или летчиком. Иначе он там проваливается вниз.

В итоге мы видим, что недовольный россиянин, желающий уехать, скорее, переедет в Москву, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, другой крупный город, где больше заработки, чем в провинции, нежели он поедет за границу. Все-таки эмиграция — это рискованное предприятие.

Недовольные ответы являются претензией к власти. Люди говорят власти: нас не устраивает, как вы работаете. Мы хотим жить лучше, а ваша социально-экономическая политика плохая, она не ведет к росту наших доходов, поэтому мы говорим, что хотим уехать».

Роман Романов, социолог, политический консультант:

Фото из личного архива Романа Романова

«Когда молодые люди хотят эмигрировать, то надо понимать, что дистанция от желания до самой эмиграции довольно высокая. Из этих 40 процентов, которые хотят уехать, реально уедет десятая часть. Во-первых, на каждом этапе подготовки к отъезду люди отсеиваются. Во-вторых, молодые люди, когда хотят эмигрировать, может, и неплохо знают, как все устроено „тут“, но не очень хорошо знают, как устроено „там“. Каждый потенциальный эмигрант должен понимать, что жизни без проблем нет нигде, и, меняя страну, ты, по, по большому счету, выбираешь — проблемы какого рода ты хочешь решать.

Но эмиграция действительно растет. Если почитать, что пишут о причинах этого правительственные аналитики, то они упоминают, что дело в падении уровня жизни, в падении зарплат, когда люди в долларовом эквиваленте стали получать на четверть, на треть меньше.

Кроме того, когда говорим об эмиграции, то надо помнить о ее скрытых формах. Они часто касаются молодежи. Эмиграция прячется за стажировками, обучением, а у людей постарше — за какими-то профессиональными историями. За границей у уехавшего человека завязываются какие-то контакты, и, оставаясь формально россиянином, он фактически выстраивает свою жизнь в другой стране, получает вид на жительство, а там, может, и гражданство.

Есть доля медицинской эмиграции — когда человек уезжает, чтобы лечить свое заболевание, и остается, находит там себе работу. Есть брачные отношения. Есть другие причины. В целом, причины эмиграции очень запутанны. Поэтому надо даже разделять желание эмигрировать и реальную эмиграцию. Это два типа мотивации и два разных типа людей.

Что касается молодых людей, то, парадоксальным образом, если мы хотим уменьшить их желание уезжать, надо дать им больше возможности жить и работать за рубежом. Надо, чтобы они пожили в одной, другой, третьей стране, поняли, что везде есть свои проблемы, и сделали осознанный выбор.

Каждый раз мы говорим об эмиграции как о чем-то страшном. Охранители любят говорить об эмигрантах чуть ли не как о предателях. Но значительная часть политической элиты России, их семьи, плотнейшим образом интегрированы за рубеж и не связывают свое будущее с Россией. Они воспринимают нашу страну просто как поле для извлечения прибыли. И вот если мы хотим что-то кардинально поменять в миграционной ситуации, то начинать надо с того, чтобы вернуть элиты, их семьи, домой. Как только элита России станет национальной — и в плане территориальном, и в плане связи с будущим России, — тогда и в нашей жизни что-то может измениться».


С 1974 по 2014 годы в Сибири шло строительство Богучанской ГЭС. Для этого были сожжены и затоплены десятки старожильческих сел и деревень. 25 — в Красноярском крае и четыре в Иркутской области. Тысячи людей вынуждены были переселиться и з зоны затопления. Жизнь ангарцев — так называют себя сибиряки, жившие в этих местах — разделилась на «до» и «после».

Как стать блоггером-миллионником

Популярность без больших вложений от Маши Зум

Как заработать миллион рублей на концерте Монатика

Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга

Как похудеть на 25 кг и больше?

Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья

Как сделать мегаполис комфортным и современным

Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города

Как стать олимпийским чемпионом

Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина

Читайте также: