Солдатский чибис: истребитель, атакующий самолеты, защищая птенцов

Обновлено: 05.10.2024

Приветствую, читатель! На ваших экранах свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации» . Сегодня в программе — самолёт с отрезанным хвостом, ударный вертолёт из ЮАР, истребитель от Игоря Сикорского и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

1 февраля

1 февраля 1933 года — первый полёт палубного истребителя Boeing XF6B . /США/

Boeing XF6B. Вид сбоку. Фото: Public domain // USAF Boeing XF6B. Вид сзади. Фото: Public domain // USAF Boeing XF6B в полёте. Фото: Public domain // USAF Boeing XF6B. Вид сбоку. Фото: Public domain // USAF

В 1931 году ВМФ США заказал Boeing постройку нового палубного истребителя. Развив идеи, заложенные в истребителе Boeing P-12/F4B , инженеры компании спроектировали XF6B. Он также мог использоваться в качестве лёгкого бомбардировщика.

XF6B представлял собой биплан с неубирающимся шасси. Конструкция цельнометаллическая, только на крыльях полотняная обшивка. Устанавливался двигатель Pratt & Whitney R-1535-44. Максимальная скорость — 322 км/ч , дальность полёта — 845 км . Вооружение состояло из 2 × 7,62-мм пулемётов и 227 кг бомб.

Boeing XF6B. Вид спереди. Фото: Public domain // USAF Boeing XF6B. Фото: Public domain // USAF Boeing XF6B. Вид спереди. Фото: Public domain // USAF

Испытания показали, что по лётным характеристикам самолёт не устраивает ВМФ . Флот предпочёл заказать истребитель Curtiss F11C Goshawk . Единственный построенный прототип продолжал летать до 1936 года, когда потерпел аварию и был серьёзно повреждён. Восстанавливать самолёт не стали и XF6B стал последним бипланом Boeing, созданным для ВМФ США .

2 февраля

2 февраля 1932 года — первый полёт истребителя Avia B-34 . /Чехословакия/

Первый прототип Avia B-34. Вид сбоку. Фото: Public domain Первый прототип Avia B-34. Вид спереди. Фото: Public domain Первый прототип Avia B-34. Фото: Public domain Первый прототип Avia B-34. Вид сбоку. Фото: Public domain

Конструктор Франтишек Новотны (František Novotný) возглавил отдел проектирования военных самолётов компании Avia в 1929 году. Первым его проектом в этой должности стал поршневой истребитель B-34.

Новотны разработал типичный для своего времени биплан с неубирающимся шасси. Самолёт был цельнометаллическим, лишь крылья обтягивались полотном. Оснащался двигателем Avia Vr-36, позволявшим развить скорость 315 км/ч . Дальность полёта — 600 км . Вооружение — 2 × 7,92-мм пулемёта vz.28.

Серийный Avia B-34. Фото: Public domain Серийный Avia B-34. Вид спереди. Фото: Public domain Серийный Avia B-34. Фото: Public domain

После испытаний самолёт доработали и запустили в серию. Выпустили 12 истребителей Avia B-34. Они были приняли на вооружение в 37-й истребительной эскадрилье 3-го авиаполка чехословацких ВВС. Второй прототип B-34 стал основой для разработки более успешного и совершенного истребителя Avia B.534 .

3 февраля

3 февраля 1985 года — первый полёт опытного ударного вертолёта Atlas XH-1 Alpha . /ЮАР/

Atlas XH-1 Alpha в полёте. Фото: Atlas Aviation Atlas XH-1 Alpha с не запущенным двигателем. Фото: Atlas Aviation Atlas XH-1 Alpha в полёте. Фото: Atlas Aviation Atlas XH-1 Alpha в полёте. Фото: Atlas Aviation

Наложенное из-за за политику апартеида эмбарго исключало поставки новой военной техники в ЮАР. Но ВВС страны нуждались в ударном вертолёте, поэтому в 1981 году заказали у местной компании Atlas Aviation разработку прототипа. Проект получил обозначение XH-1 Alpha.

Основой для XH-1 стал французский вертолёт Aérospatiale Alouette III . От него взяли часть корпуса, двигатель Turbomeca Artouste IIIB и несущий винт. Кабину экипажа на 2 человек спроектировали заново, также доработали хвостовую балку. В нижней части носовой части установили 20-мм пушку Vektor GA-1 Rattler. Максимальная скорость — 210 км/ч, боевой радиус — 275 км.

Atlas XH-1 Alpha. Фото: Graham Serretta Atlas XH-1 Alpha в Музее Военно-воздушных сил Южной Африки. Фото: Dave Harris Atlas XH-1 Alpha. Фото: Graham Serretta

XH-1 Alpha был демонстратором концепции и серийно не выпускался . Опыт, полученный при его разработке и испытаниях, позволил разработать серийный ударный вертолёт Denel Rooivalk . Сам же XH-1 Alpha сохранился и сегодня находится в Музее Военно-воздушных сил Южной Африки.

4 февраля

4 февраля 1946 года — первый полёт стратегического самолёта-разведчика Republic XF-12 Rainbow . /США/

Republic XF-12 Rainbow в полёте. Фото: Public domain // USAF Republic XF-12 Rainbow после своего первого полёта. Фото: Goleta Air & Space Museum, Leo Newman Republic XF-12 Rainbow. Хорошо видна носовая часть. Фото: Public domain // USAF Republic XF-12 Rainbow в полёте. Фото: Public domain // USAF

В 1943 году командование ВВС США сформулировало требования к высотному самолёту-разведчику для фотосъёмки территории Японии до и после налётов бомбардировочной авиации. За реализацию проекта, получившего обозначение XF-12 Rainbow («Радуга»), взялась компания Republic Aviation .

Конструкторы компании спроектировали аэродинамически чистый низкоплан с убирающимся шасси. XF-12 называли самолётом, «летающим всех четвёрках» ("flying on all fours") — 4 × двигателя Pratt & Whitney R-4360-31 Wasp Major, крейсерская скорость 400 миль/ч (640 км/ч), дальность полёта 4500 миль (7200 км) и высота полёта 44 000 футов (13 000 м). Экипаж состоял из 7 человек.

Republic XF-12 Rainbow в полёте. Фото: Republic Aviation Republic XF-12 Rainbow и другие самолёты, производства Republic Aviation, — истребитель P-47 Thunderbolt и амфибия RC-3 Seabee. Фото: Republic Aviation Republic XF-12 Rainbow в полёте. Фото: Republic Aviation

Несмотря на отличные характеристики, XF-12 Rainbow не запустили в серию . Вторая мировая война кончилась и авиация переходила на реактивную тягу. Один построенный прототип разбился, а второй списали и использовали в качестве мишени на полигоне.

5 февраля

5 февраля 1922 года — первый полёт экспериментального самолёта Arnoux Simplex . /Франция/

Финальный вариант Arnoux Simplex. Фото: Kees Kort @ Flickr Первый вариант Arnoux Simplex. Проекции. Фото: Костенко И.К. Летающие крылья. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1988 Финальный вариант Arnoux Simplex. Фото: Kees Kort @ Flickr

Ещё в 1872 году во Франции инженер Шарль Альфонс Пено (Charles Alphonse Pénaud) запатентовал схему самолёта типа «бесхвостка» с прямым крылом . Эту схему позже стал развивать инженер Рене Арну (René Arnoux). Первые свои самолёты он построил ещё до Первой мировой войны, но успешно летал лишь послевоенный его проект — Arnoux Simplex.

Взяв за основу учебный биплан Caudron C.60 , Арну обрезал заднюю часть фюзеляжа и получил «бесхвостку». Устанавливались 2 киля с рулями направления (на позднем варианте киль будет один). На нижнем крыле располагались элевоны. Оснащался двигателем Clerget 9B мощностью 130 л.с.

Промежуточный вариант Arnoux Simplex. Киль уже один, но форма ещё отличается + другое шасси. Фото: Public domain Финальный вариант Arnoux Simplex. Фото: Public domain Промежуточный вариант Arnoux Simplex. Киль уже один, но форма ещё отличается + другое шасси. Фото: Public domain

Arnoux Simplex стал первым стабильно летавшим самолётом типа «бесхвостка» с прямым крылом . Арну собирался начать производство подобных самолётов и даже основал компанию Les Avions Simplex . Но в 1923 году Arnoux Simplex разбился и все работы были свёрнуты.

6 февраля

6 февраля 1915 года — первый полёт истребителя Сикорский С-16 (он же С.XVI). /Российская империя/

Первый прототип Сикорский С-16. Фото: Public domain Сикорский С-16 на лыжном шасси. Фото: Public domain Сикорский С-16 (серийный). Компоновочная схема. Фото: Алексей Михеев Первый прототип Сикорский С-16. Фото: Public domain

Осенью 1914 года Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода поручило Игорю Сикорскому разработку 1-2 местного скоростного учебно-тренировочного самолёта для нужд армейской и морской авиации. Он получил обозначение С-16 и был спроектирован конструктором за 1 месяц.

С-16 представлял собой цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Шасси могло быть колёсным, лыжным или поплавковым. Был установлен двигатель Le Rhône 9J . Максимальная скорость — 125 км/ч . Вооружался одним 7,7-мм пулемётом Vickers.

Серийный Сикорский С-16 Российского императорского военно-воздушного флота. Фото: Public domain Серийный Сикорский С-16 Российского императорского военно-воздушного флота. Фото: Public domain

Самолёт быстро переквалифицировали в истребитель для сопровождения бомбардировщиков «Илья Муромец» . Он вошёл в состав Эскадры воздушных кораблей — первого в истории соединения стратегической авиации. Выпустили всего 18 единиц С-16. Проблемы с двигателями — их не хватало или они были меньшей мощности — не позволили выпустить больше. Стоял на вооружении Российского императорского военно-воздушного флота , а позже и Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота .

7 февраля

7 февраля 1934 года — первый полёт патрульной летающей лодки CANT Z.501 Gabbiano . /Италия/

CANT Z.501 Gabbiano на платформе. Фото: Public domain CANT Z.501 Gabbiano ВВС Испании в полёте. Фото: Public domain CANT Z.501 Gabbiano. Вид сзади. Фото: Public domain CANT Z.501 Gabbiano на платформе. Фото: Public domain

В 1933 году авиастроительная компания Cantieri Aeronautici e Navali Triestini (CANT) перешла под контроль государства. Королевские ВМС Италии заказали ей постройку летающей лодки для замены устаревших Savoia-Marchetti S.78 . Работы над гидросамолётом Z.501 Gabbiano возглавил конструктор Филиппо Цаппата (Filippo Zappata).

Z.501 была цельнодеревянным монопланом с крылом типа «парасоль» и двумя поплавками. Экипаж состоял из 5 человек (причём, у механика была своя кабина в хвостовой части мотогондолы ). Двигатель Isotta Fraschini Asso XI позволял развить скорость до 275 км/ч . Дальность полёта — 999 км . Вооружение — 3 × 7,7-мм пулемёта Breda-SAFAT + 640 кг бомб.

Чибис птаха милая. Носит хохолок на голове, интересуется «чьи вы?» и вообще навевает приятные воспоминания о родной деревне. Но прилагательные «солдатский», могут насторожить читателя. К тому же, наш герой прописался в Австралии, что заставляет знатно напрячься. Оно и верно. Ведь это пернатое нечто способно завалить целый самолёт, и глазом не моргнув. Впечатлены? Ещё бы. Австралийская фауна не сильно гостеприимна. А в эта птица в особенности

Что, не нравится тебе Австралия? Ну и вали от сюда, а мы, если что, поможем. Что, не нравится тебе Австралия? Ну и вали от сюда, а мы, если что, поможем.

От славянского собрата птеродактиль в перьях отличается крайне стрёмным видом. На клюв он нацепил маску из начос , а на крылья прифигарил воровские заточки . Взрослые носят неброский чёрно-белый наряд, а малыши тюнингованы под гнездо, в котором сидят. Даже будучи кадетами, птахи разбираются в маскировке.

Юная гордость австралийской армии. Юная гордость австралийской армии.

Подобным тварям самое место на страницах бестиария. Но свою жилплощадь птаха обустраивает на мрачных пустырях . Нет, дело не в готических наклонностях чибисов, а в их белковой диете. Перекапывая землю аки копатель оффлайн, они находят вкуснейших насекомых и червей . Помимо беспозвоночной Акуна-Мататы, под горячий клюв могут попасть лягушки с ракообразными.

Так, лягушек и червей тут нет. Только мины. Так, лягушек и червей тут нет. Только мины.

Между собой солдатские чибисы разделяются. Нет, не на дивизии, а на два подвида . Vanellus miles обосновался в северной и восточной Австралии, Новых Зеландиях и Гвинеях , а Vanellus novaehollandiae (транскрипцию в комменты) заселил Тасманию, юг Зеландии и Австралийские равнины.

Но хватит таксономии (тем более, вы вряд ли знаете, что это такое), вернёмся к самому занимательному аспекту нашей птахи — шипам . Свои шпоры птахи не используют постоянно. Стайки (или взводы?) солдафонов круглосуточно галдят о том и о сём, не трогая никого кроме еды. Но семейная жизнь меняет чибисов , превращая безобидных пернатых в разъярённых берсерков.

Я уже не птица, я зверь! Я уже не птица, я зверь!

Любого кто покусится на драгоценную кладку (или просто пройдёт мимо гнёзда) постигнет мгновенная кара. Angry birds атакуют наглеца налету , всеми силами стараясь вонзить перо под ребро. Пикируя, птицы подгоняют шпорами потенциального пожирателя подальше от ненаглядных диточек. Как истинный солдат, чибис готов пожертвовать собой ради чистого неба над головами своих потомков.

Некоторые австралийцы думают, что шпоры птицы ядовиты, но это не так. Некоторые австралийцы думают, что шпоры птицы ядовиты, но это не так.

Без сомнения, всё это очень мило. Но столь ярая самоотверженность приносит массу бед как самим птицам, так и нам, людям. Превращая себя в боеголовку, птахи рискуют сломать крыло , которое будет заживать не меньше полу года (и это только если его лечить). Но солдаты способны травмировать не только себя. Под удар боевой дивизии попадают и человеки.

Для того, чтобы разойтись с противником бескровно, птица угрожающе расправляет крылья, выставляя своё "орудие" напоказ. Для того, чтобы разойтись с противником бескровно, птица угрожающе расправляет крылья, выставляя своё "орудие" напоказ.

Общение с солдатским чибисом может начаться (и тут же закончиться) ещё до твоего приземления в Австралию. Ведь шпорокрылый камикадзе одинаково атакует и ворону, и огромный металлический самолёт . Такая забота о потомстве провоцирует микро-авиакатастрофы и другие проблемы на взлётной полосе, поэтому у работников австралийских аэропортов есть дополнительная ответственность — не давать чибисам гнездиться на аэродромах.

Когда из-за тебя разбился очередной лайнер. Когда из-за тебя разбился очередной лайнер.

Птичьи войска терроризируют не только аэропорты. Гольф-площадки, школьные задние дворы, крыши зданий, сады — родители будут во что бы то ни стало защищать своё сооружение из каках и палок с 3-5 съедобными пуховыми шариками внутри.

Вылетел на боевое задание. Вылетел на боевое задание.

Благо, что гиперопека длится недолго. Через 2-3 месяца цыплёнок, из-за которого дрожали все самолеты в округе, превращается в точную копию родителей, уменьшенную в 2 раза. А уже через 9 месяцев кадет становится абсолютно готовым к труду и обороне.

Правда, обучаться военным премудростям у своих родителей молодняк может ещё 1-2 года. Но по итогу, гордые родители выпускают в свет бойца, готового положить свою голову на благо своей семьи и детей.

Читайте также: