В 1985 году в СССР песни Аллы Пугачевой спасли жизни тысячам белуг

Обновлено: 05.10.2024

По современным меркам эту историю трудно назвать настоящим скандалом. Но в то время поведение Пугачевой в гостинице «Прибалтийской» вызвало такой общественный резонанс, что певицу даже перестали показывать по телевидению, а ее песни исключили из радиоэфира.

Фото: Умная Умная

«Прибалтийская» — это название одной из ленинградских гостиниц, которая, к слову, до сих пор является одним из крупнейших отелей северной столицы. Именно там в августе 1987 года планировала проживать Алла Пугачева. Впрочем, стоит отметить, что до этого певица останавливалась в «Прибалтийской» не единожды. Как пишет известный журналист Федор Раззаков в своей книге «Пугачева против Ротару. Великие соперницы», у примадонны отечественной эстрады даже имелся в гостинице любимый номер 10000, в котором она селилась всякий раз, бывая в Ленинграде.

Однако в тот августовский день двухуровневый номер с отдельными комнатами, предназначенными для персонала артистки, оказался занят каким-то предпринимателем. Об этом певице сообщила администратор Нина Байкова. Байкова предложила Пугачевой другой номер с аналогичными удобствами. Но Пугачева и слышать ничего не хотела. Алла Борисовна настаивала на том, чтобы ее непременно поселили в 10000-ный номер. Но Байкова сказала, что ничего сделать не может. В какой-то момент Пугачева вышла из себя, повысила голос и обругала администратора, используя нецензурную лексику. Впрочем, сама Байкова, как утверждает автор книги «Алла Пугачева. Единственная звезда» Екатерина Мишаненкова, тоже оказалась остра на язык. По словам певицы, Нина заявила, что гостиница предназначена в первую очередь для иностранных гостей, поэтому Пугачева должна быть благодарна хотя бы за то, что ее вообще сюда пускают.

И директор тоже

Андрей Малахов в биографии «О чем говорят. По ту сторону экрана» пишет, что в конфликте был замешан даже директор «Прибалтийской». Тому, по мнению Малахова, не понравилась запись примадонны в анкете. В графе «цель визита» Пугачева написала «кайф». Руководитель посчитал, что подобные выходки говорят о неуважении сотрудников гостиницы со стороны постояльцев. Малахов утверждает, что директор тут же обзвонил все крупные отели города и попросил коллег для не пускать к себе Пугачеву.

Биограф Екатерина Мишаненкова уверенно заявляет о том, что Байкова даже не спросила у постояльца, который занял номер 10000, не будет ли тот против, если его переселят в другою комнату. Как выяснилось позже, предприниматель был готов уступить свое место исполнительнице, творчество которой он очень любил. Но он о конфликте ничего не знал. Как сообщает Андрей Малахов, вокалистке все-таки удалось разместиться в любимой гостинице. Другая администратор Людмила Иванова уговорила-таки Пугачеву временно разместиться в номере класса люкс. В качестве благодарности Алла Борисовна пригласила Иванову в гости. Всю ночь они беседовали в номере, а утром певица подарила Людмиле модный тогда бант в виде цветка.

Реакция общественности и аплодисменты поклонников

Несмотря на то, что конфликт был улажен, информация об инциденте просочилась в прессу. Многие издания с радостью подхватили эту историю для того, чтобы, как пишет Федор Раззаков, как следует «приложить» певицу. Даже на адрес самой Пугачевой приходило большое количество писем с обвинениями в «недостойном поведении», «неуважении к людям» и тому подобными высказываниями. Дошло до того, что несколько последних месяцев 1987 года Пугачеву не показывали по телевидению и не пускали в радиоэфиры. Алла Борисовна даже подумывала отменить очередные гастроли, так как боялась выходить на сцену. На счастье певицы, за нее заступился один из «отцов» перестройки Александр Яковлев, который потребовал прекратить травлю оступившейся артистки. Понемногу страсти стали утихать. И на концерте в Сочи Аллу Пугачеву поклонники уже встречали бурными аплодисментами.

Белые киты давно облюбовали прибрежные зоны Берингова моря в Чукотке. И всё бы ничего, но частенько эти животные оказываются в плену ледяных заслонок, которые не дают им вернуться в открытые воды, если плывуньи задержались на мелководье.

Крупнейшая спасательная операция по вызволению белуг из ледяного плена была проведена в Советском Союзе в 1985 году. Тогда возле острова Итыгран две тысячи белых китов оказались заперты в ловушке, образованной из спайных льдин. Случилось это в конце декабря. Скорее всего, они дружно погнались за стаей их любимой сайки, а вернуться обратно уже не смогли из-за сместившегося льда. Особи были обречены на голод и мучительную смерть. Но на помощь им пришли сотрудники совхоза «Заря коммунизма». Они подали сигнал бедствия на большую землю и начали, как могли, помогать попавшим в беду животным. Несколько недель подряд они расширяли полынью и тоннами вывозили снег, чтобы бедняги могли хоть как-то дышать и двигаться до тех пор, пока не прибудет более основательная подмога. Кормили пленников замороженной рыбой, которой, к счастью, имелось в достаточном количестве.

Благодаря слаженным действиям работников совхоза киты смогли продержаться почти два месяца. Наконец, в феврале появился спасительный ледокол «Москва». За его работой по спасению морских обитателей следили все жители СССР. Ледокол прорубил две огромные полыньи, куда и перебрались киты. Мера, конечно же, была временной, ведь рано или поздно эти водные бассейны затянулись бы льдом. Но у китов появилась возможность восстановить свои силы и перевести дух перед предстоящим путешествием на вольные просторы.

Дальше встал вопрос - как заставить животных следовать за ледоколом по проделанным им проходам. Вначале судно давало задний ход, пробивало льдину, и закрывало своим боком образовавшееся отверстие. Экипаж ждал, когда возле трещины-тропинки скопятся особи, открывал выход и следовал дальше. Дело двигалось очень медленно, за два дня удалось пройти всего 3,5 км.

Животные заметно расслабились и уже не слишком горели желанием отправляться дальше, не осознавая, что над ними висит смертельная опасность вновь оказаться запертыми среди льдин.

Ученые, участвовавшие в спецоперации, ломали голову, как заставить животных продолжить следование за ледоколом. Тогда-то они и решили использовать удивительную способность белуг реагировать на музыку. Действительно, долгие изучения вида доказали, что, помимо умения самих особей издавать мелодичные звуки, они способны также реагировать и на красивые мелодии, звучащие извне.

На палубу вынесли мощные колонки и включили для китов песни королевы эстрады - Аллы Пугачевой. Белуги заинтересовались и старались подплыть поближе. Тогда ледокол на меленьких оборотах двинулся в открытое море, а животные, словно малыши за мамой-гусыней, шли по пятам.

Правда, есть версия, что современные эстрадные песни понравились китам меньше, чем классика, но шлягеры Пугачевой всё-таки имели место быть.

Так, шаг за шагом процессия прошла путь в 18 км, белуги вернулись в привычную среду обитания и были спасены. Все, кто следил за операцией, облегченно выдохнули у своих экранов. Кстати, за спасением животных наблюдали не только жители нашей страны, но и зарубежные корреспонденты. Журналисты газеты «Нью-Йорк таймс» назвали происходящее «самой необычной спасательной операцией в истории». Действительно, после этого китов из ледяных ловушек вызволяли не раз, но уже не в таких огромных масштабах.

За свою работу команда экипажа получила благодарность от правительства и руководства организации «Гринпис». По скромным подсчетам американских экспертов, на экспедицию было потрачено около 55 тысяч долларов.

Высокий интеллект морских животных давно удивляет учёных. Например, одной из поразительных способностей белых китов считается их особая музыкальность. В 1985 году 2 тысячи чукотских белух смогли спастись из ледового плена только благодаря. пластинке Аллы Пугачёвой.

АРЛЕКИНО

Официальный видеоклип на песню "Арлекино". 1976

  • Песня изначально была написана болгарским певцом Эмилом Димитровым и им же исполнена в 1964 году.
  • В 1975 году ее перепела Алла Пугачева, текст адаптировал под русский язык Борис Баркас.
  • В оригинальной версии на болгарском языке речь шла о деревянной кукле, сгорающей от пламени своего сердца.
  • Песня стала поворотной в карьере певицы, именно с ней она стала всесоюзно популярной и вырвалась далеко за пределы СССР.
  • В 1974 году прошел V всесоюзный конкурс артистов эстрады, По итогам выступления Алле Пугачевой отказались вручать призовое место, но все же дали утешительную награду по настоянию жюри. Позже, один из членов жюри этого конкурса, Константин Орбелян, порекомендует кандидатуру Пугачевой Министерству культуры для выступления на "Золотом Орфее", так как она все же была лауреатом всесоюзного конкурса, хоть и комплиментарно.
  • В 1975 года Аллу Пугачеву выбирают представителем СССР на XI международном песенном конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии.
  • На "Золотом Орфее" песня настолько восхитила болгарскую публику, что пришлось повторить ее "на бис". Жюри единогласно присудило гран-при фестиваля Алле Пугачевой.
  • Сразу после "Золотого Орфея" был выпущен студийный сольный миньон певицы, в который вошли 3 песни: "Арлекино", "Посидим, поокаем", "Ты снишься мне".
  • В Болгарии вышел сингл с концертным исполнением песни, а в Германии вышла запись песни на немецком языке Harlekino, под аккомпанемент оркестра Берлинского радио.

Выступление Аллы Пугачевой на "Золотом Орфее" с песней "Арлекино". 1975

Выступление с песней "Арлекино". 1998

Эмил Димитров - "Арлекино". 1964

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Известный музыкальный журналист Артур Гаспарян опубликовал большую статью после того, как посмотрел интервью бывшей участницы группы «Мираж» Наталии Гулькиной Елене Ханге. Эксперт уверенно заявил, что все, кто жалуются на провальную карьеру якобы из-за Аллы Пугачевой, на самом деле пиарятся на Примадонне.

Дальше — больше. Примадонну вычеркнули из списка фестиваля «Песня года — 87». Вместо этого ее выслали из страны. Примадонну отправили в Индию, где проходил месячник советско-индийской дружбы. Оттуда Пугачева лишь раз смогла выйти в эфир, и то в формате телеоткрытки из «солнечной Индии». Случилось это в новогоднюю ночь.

Вначале Пугачеву стала уничтожать вся центральная пресса. А затем надолго изгнали из эфира. За месяцы молчания Алла лишь раз появилась на публике, выступив в рамках телемоста «Москва — Варшава» с песней «Ностальгия в Риме». Говорят, ей это удалось только благодаря полякам, которые очень хотели услышать любимую артистку.

Дальше — больше. Примадонну вычеркнули из списка фестиваля "Песня года — 87". Вместо этого ее выслали из страны. Примадонну отправили в Индию, где проходил месячник советско-индийской дружбы. Оттуда Пугачева лишь раз смогла выйти в эфир, и то в формате телеоткрытки из «солнечной Индии». Случилось это в новогоднюю ночь.

Интересно, что тогда ей в ответ из Москвы спел Владимир Кузьмин — «Я не Ромео, ты не Джульетта». А в то время Примадонна как раз расходилась с рокером, и за взаимоотношениями артистов с нескрываемым интересом следила вся страна. Кстати, спустя годы сама Алла Пугачева не без досады комментировала слухи о том, что ставит палки в колеса многим артистам.

«Сижу как в окопах. То одну задушила, то другой что-то перекрыла… Мне их жалко, врут годами одно и то же, уже не знают, что придумать нового. Я же сама знаю, как могут давить, не пущать, закрывать. Сама сколько пробивалась, сколько меня запрещали! Это непозволительно и недостойно — разрушать чье-то чужое. Помогать помогала, это да…» — цитирует Примадонну «МК» .

Лето 1987-го запомнилось ленинградцам открытием первой в городе палатки с шаурмой и скандалом с Пугачевой. Два этих события в сознании жителей города на Неве оказались ассоциативно связаны на долгие годы.

Высокая гостья приехала дать концерты совместно с тевтонским рокером Удо Линденбергом. Сеять «разумное, доброе, вечное» было запланировано с утра, а ночью предстояло заселить певицу в отель, соответствующий ее звездному статусу. Примадонна рассчитывала на свои привычные люкс-апартаменты № 10 000 на 11-м этаже гостиницы «Прибалтийская». Двух­этажные, с кухней, двумя ванными, кабинетом, гостиной и пианино. Однако внезапно выяснилось, что номер занят! Борисовна, по своему тогдашнему обыкновению, устроила скандал.

Вот как вспоминал об этом легендарный Олег Непомнящий, в то время концертный директор Пугачевой: «Подойдя к стойке, я попросил выдать нам ключ от номера.


О скандале ПУГАЧЕВОЙ в питерской гостинице «Прибалтийская» в то время писали чаще, чем о полете космонавтов

— Да, пожалуйста, ваш номер — 12 000.

— Ничего подобного, наш номер 10 000.

— Русским языком вам говорю: 12 000, в 10 000-м живет иностранец.

В разговор вступила Алла:

— Может, он согласится поменяться?

В вестибюле возникла женщина с врожденным брезгливым выражением лица — начальник службы размещения гостиницы Байкова:

— Ну что, опять эта Пугачева разоряется?

Алла побледнела — я никогда не видел ее в такой ярости:

— Мне плевать на ваших иностранцев! Я требую свой номер. Что-нибудь в этой стране могут для меня сделать?!
Своими плясками примадонна могла зажечь даже Борю МОИСЕЕВА

Байкова смотрела на нее с плохо скрываемым удовольствием:

— Мы никого переселять из-за какой-то певички не станем.

Пугачева не верила своим ушам:

— Что? Повтори, что ты сказала?!

— Что слышала. Мне за тебя платит государство. Будешь сама платить, тогда и качай права.

Алла потеряла над собой контроль:

— Да ты никто, и звать тебя никак! Если бы я сама платила и давала взятки — ты бы по-другому разговаривала. Пошла вон отсюда!"

Провокаторша Байкова тут же сообщила о «хамской выходке звезды» в одну из ленинградских газет. В самом разгаре была перестройка, и почувствовавшие вкус крови журналюги растиражировали скандальную инфу по всей стране.

В «Госконцерт» из Питера даже пришла телеграмма: «Отзовите из нашего города Пугачеву. Возмущены ее хулиганским поведением и безобразием. Сдаем билеты, не хотим идти на ее концерт. Группа ленинградцев».

Но Пугачева нисколько не расстроилась. В свое время Александр Стефанович объяснил ей важность регулярного появления на первых полосах газет и журналов. И талантливая ученица прекрасно усвоила азы маркетинга.


АБ любила повалять дурака

Как нам удалось выяснить, Нина Ивановна Байкова действительно ушла из жизни вскоре после злополучного скандала. Онкология.

— Те, кто представляют Нину Ивановну эдакой хамоватой теткой, глубоко заблуждаются, — вступилась за Байкову ее коллега — начальник службы номерного фонда «Прибалтийской» Зельфира Обухович. — Она была очень привлекательной женщиной. Отлично владела несколькими иностранными языками. Работала в «Интуристе». Когда в 1979 году открылась наша гостиница, ее пригласили заведовать службой размещения. Место это по тем временам считалось хлебным. Вы бы видели, с какими тюками денег шли тогда желающие поселиться в гостинице! Но Нина Ивановна никогда не брала взяток. В тот день с Пугачевой сначала разговаривал старший портье. Может, у него была не самая привлекательная внешность. Пугачева ему сказала: «С такой рожей только асфальт укатывать». Тогда уже за стойку вышла Нина Ивановна. Видя, что Алла Борисовна увлеклась фольклорной частью, она перекинула весь огонь на себя. Не исключаю, что ее болезнь и скорая смерть были вызваны всей этой историей. Во всяком случае, психологический дискомфорт, несомненно, сыграл свою роль.

— Как мне говорила Нина Ивановна, человек, которому отдали 10 000-й номер, привез в Ленинград на лечение больного ребенка, и его просто не хотели беспокоить, — объяснила «Экспресс газете» начальник службы размещения «Прибалтийской» Марина Анипер. — Алла Борисовна повела себя грубо и некрасиво. Потом нас долго донимали звонками безумные девушки-поклонницы. «Мы вас кислотой обольем! — грозились. — Как вы, такие-сякие, смели обидеть нашу любимую Аллу Борисовну!» Нина Ивановна очень болезненно на все это реагировала, переживала, много курила. В мае 1988 года она ездила в Болгарию отдыхать и там уже почувствовала себя плохо.

По возвращении ее обследовали и сразу же положили в клинику на Песочной. Когда в июле мы приходили поздравить ее с днем рождения, она была вся обожжена облучением. А уже 5 декабря 1988 года Нины Ивановны не стало. Ей был всего 51 год. Она похоронена на Серафимовском кладбище, рядом с моряками с подводной лодки «Комсомолец» и пожарными, погибшими при тушении гостиницы «Ленинград».
В надежде спасти Байкову ее муж обращался к легендарной Джуне Давиташвили, которая в то время жила в «Прибалтийской». Но даже целительница с ее способностями не смогла помочь несчастной Нине Ивановне. Кстати, Джуна сама пострадала от хамства Пугачевой и разругалась с ней однажды в пух и прах.

— Когда-то я любила ее песни и относилась к ней с уважением, но потом произошел инцидент, после которого Алла перестала для меня существовать, — незадолго до смерти признавалась «Экспресс газете» г-жа Давиташвили. — Это было в 1986-м или 1987 году. Я тогда собиралась с сыном Вахо в Сидней на Конгресс международной ассоциации традиционной и альтернативной медицины. И вдруг Алла пригласила в гости. У меня не было времени, но Вахо сказал: «Мама! Ну съезди, раз она просит. Может, ей плохо, и она хочет, чтобы ты ее полечила». Я отправилась к ней на улицу Горького. У нее в гостях сидели все композиторы, Кальянов, Буйнов, Пресняков. Алла была уже изрядно выпившая. Встретила очень радушно. Посадила во главе стола. «Это твое место, Алла», — возразила я. Но она настояла, а сама села с другого края. Разлили водку. Мне поставили большую рюмку, наполненную до краев. «Я очень извиняюсь, но я вообще не пью», — сказала я Алле. Тогда она подошла ко мне, схватила меня за волосы и, потянув их вверх, потребовала: «А ну-ка пей!» В общем, унизила перед всеми.

— Когда-то я любила ее песни и относилась к ней с уважением, но потом произошел инцидент, после которого Алла перестала для меня существовать, — незадолго до смерти признавалась «Экспресс газете» г-жа Давиташвили. — Это было в 1986-м или 1987 году. Я тогда собиралась с сыном Вахо в Сидней на Конгресс международной ассоциации традиционной и альтернативной медицины. И вдруг Алла пригласила в гости. У меня не было времени, но Вахо сказал: «Мама! Ну съезди, раз она просит. Может, ей плохо, и она хочет, чтобы ты ее полечила».

Я отправилась к ней на улицу Горького. У нее в гостях сидели все композиторы, Кальянов, Буйнов, Пресняков. Алла была уже изрядно выпившая. Встретила очень радушно. Посадила во главе стола. «Это твое место, Алла», — возразила я. Но она настояла, а сама села с другого края. Разлили водку. Мне поставили большую рюмку, наполненную до краев. «Я очень извиняюсь, но я вообще не пью», — сказала я Алле. Тогда она подошла ко мне, схватила меня за волосы и, потянув их вверх, потребовала: «А ну-ка пей!» В общем, унизила перед всеми.

А мой отец всегда говорил мне: «Дочь моя! Будь воином своей жизни! Умей защитить саму себя!» В результате его воспитания я выросла достаточно жестким человеком. И терпеть такое унижение от Аллы не стала. Я ударила ее локтем под дых, схватила со стола хрустальную вазу и шарахнула ей об голову. А потом вцепилась в бусы, висевшие у нее на шее. Ее дочь Кристина попыталась защитить маму и бросилась на меня с ножом. Я ее так хлобыстнула, что она улетела за перегородку.

Все вскочили из-за стола и стали оттаскивать меня от Аллы. Но меня невозможно было от нее оторвать. У меня уже ум за разум заехал. Я разорвала ей глаз. Разорвала губу. Именно после этого Алла сделала первую пластическую операцию.

Как я выбралась из ее квартиры — не помню. В себя пришла только в лифте. Увидела, что мое платье в крови. Я не сразу поняла, что это кровь Аллы. В первый момент подумала, что меня зарезали. «Сейчас вернусь и убью ее», — подумала. Но приехала скорая и увезла Аллу с Кристиной. В руке у меня остались обрывки Аллиных бус. Я была в таком шоке, что потом долго не могла разжать эту руку. Мне стыдно сейчас обо всем этом вспоминать. Но Алла была сама виновата.

Три стакана водки для Дидье Маруани

О том, как ПУГАЧЕВА в те времена вела себя с коллегами по эстраде, «Экспресс газете» красочно рассказывал автор ее хита «Крысолов» — питерский композитор Олег КВАША.

— В 1987 году я попал к ней домой, на улицу Горького, на пьянку в честь лидера французской группы «Спейс» Дидье Маруани. Он специально прибыл в СССР, чтобы вручить три компакт-диска со своей музыкой: один — космонавтам, чтобы они взяли его в космос, второй — Раисе Горбачевой, а третий — Алле Пугачевой.

По этому случаю собралась куча народу — Игорь Николаев, Жанна Агузарова, Артем Троицкий и другие. Алла Борисовна выстроила всех в ряд и стала представлять французскому гостю. И тут я оконфузился. Оказалось, что все ходят по квартире в обуви. А я один по привычке разулся и остался в носках. Пугачева не преминула съязвить по этому поводу. «Это наш молодой композитор Олег Кваша, — сказала она Маруани. — Он написал только одну песню. И у него пока нет денег, чтобы купить ботинки».

Дальше было еще смешней. Маруани захотел немедленно включить свой компакт-диск. А у Аллы Борисовны в то время еще не было CD-проигрывателя. Чтобы спасти положение, Троицкий сказал, что она одолжила про­игрыватель соседу, а сосед уехал на дачу. «Так одолжите его у других соседей!» — недоумевал Маруани.


Пионер электронной музыки Дидье МАРУАНИ с 1983 года частенько бывает в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС

Успокоился он лишь после трех стаканов водки. Но Аллу Борисовну, видимо, эта ситуация сильно задела. Когда все уже напились и об этом забыли, она неожиданно задумалась и спросила: «Интересно, у Раисы Максимовны есть такой проигрыватель или нет?»

К сожалению, дальнейшее сотрудничество с Пугачевой у меня как-то не сложилось. Когда был записан и исполнен «Крысолов», фирма «Мелодия» требовала от нас еще одну песню, чтобы выпустить пластинку-миньон. Мы уже договорились о записи песни «Оттепель». Но когда Пугачева приехала в Питер, разразился скандал в гостинице «Прибалтийская». «Мне сейчас не до песен, — сказала она. — Записывай „Оттепель“ с кем-нибудь другим!» В 1988 году на фирме «Мелодия» решили выпустить диск-гигант с моими песнями. Была установка, что на этом диске каждая звезда должна петь по две вещи. А у Пугачевой был только один «Крысолов». Я хотел отдать ей заглавную песню «Каждый возьмет свое». Приехал к ней в Москву. «В принципе песня симпатичная, — сказала она. — А покажи, кто еще что поет!» Я дал ей послушать Понаровскую, Долину, Боярского. И Алла Борисовна неожиданно запала на «Зеленоглазое такси». «Слушай, какая хорошая песня! — воскликнула она. — А зачем тебе Боярский? Отдай эту песню мне! У меня столько с такси связано! И вообще эта песня женская, для женского вокала. Я ее так подам, такую конфету из нее сделаю. А этот бубнеж Боярского через год забудут».

Я сразу вспомнил историю с песней «Паромщик». Первым ее записал Валерий Леонтьев. Думаете, почему Пугачева в этой песне «прыгала» то на октаву выше, то на октаву ниже? Просто это была не ее тональность. Она услышала эту песню, когда Игорь Николаев уже сводил в студии запись Леонтьева. «Игорь, блин, это моя песня! — сказала она. — Какой Леонтьев?! Я должна ее записывать». Николаев поднял лапки кверху и записал на ту же фонограмму голос Пугачевой.

Леонтьев после этого долго с ним не разговаривал и выкинул все его песни из своей программы. Я Николаева не осуждаю. Он был другом Аллы Борисовны, входил в ее свиту и не мог ей отказать. А я-то не был ее другом. Почему я должен был ради ее прихоти похерить Боярского? «Извините, Алла Борисовна, я свои решения не меняю, — сказал я. — Раз я уже отдал песню Боярскому, ее будет петь он». — «Ну, тогда я не буду тебе записывать „Каждый возьмет свое“, — сказала она. — До свидания!»

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Людей, которые занимались созданием и продвижением музыкальных проектов, скромно называли администраторами. Об этих людях и особенностях их работы во второй половине XX века мы попросили рассказать одного из ветеранов продюсерского цеха - создателя легендарных ансамблей «Лейся, песня» и «Надежда» Михаила Плоткина.

- Сейчас любой человек с улицы, который поцелует в одно место какого-нибудь артиста, сразу же называет себя продюсером, - посетовал Михаил Владимирович. - А в середине 60-х, когда я пришел в «Москонцерт», в этой сфере работали настоящие профессионалы.

Из администраторов в «Москонцерте» выделялся Павел Леонидович Леонидов. Он возил на гастроли лучших артистов - Иосифа Кобзона, Ларису Мондрус, Вадима Мулермана, Владимира Высоцкого. Он, кстати, был еще и довольно успешным поэтом-песенником. Его дочка вышла замуж за композитора Анатолия Днепрова. Вместе с ним Павел Леонидович написал знаменитую песню «До чего же, Россия, ты русская! До чего же тебя я люблю!». В конце 70-х Леонидов эмигрировал в Америку.

На этом фото, помимо Миколаса Орбакаса, Аллы Пугачёвой, Николая Сличенко и Олега Непомнящего, присутствует и наш рассказчик Михаил Плоткин (крайний слева)

На этом фото, помимо Миколаса Орбакаса, Аллы Пугачёвой, Николая Сличенко и Олега Непомнящего, присутствует и наш рассказчик Михаил Плоткин (крайний слева). Фото из архива Валерия Ямпольского

Сплошные убытки

- Администратором я стал не сразу. Первое время меня посылали на гастроли с певцом Эмилем Горовцом в качестве рабочего по перемещению музыкальных инструментов. Административной работой у него занимался Михаил Сергеевич Дорн. Он был для меня эталоном профессионализма. В нем чувствовалась интеллигентность. Не было никакого жлобства, как у некоторых его коллег, которые могли по дороге на концертную площадку купить булочки по пять копеек и продать их участникам коллектива вдвое дороже.

Когда Михаил Сергеевич перешел из «Москонцерта» в Донецкую филармонию, ее называли не иначе как «Дорн-концерт». Директор филармонии там лишь номинально выполнял свои обязанности. А фактически всем руководил Михаил Сергеевич. К нему на работу переехали из Москвы такие популярные артисты, как Тамара Миансарова и Валерий Ободзинский. И его стараниями Донецкая филармония поднялась на невиданную высоту. А заканчивал свою карьеру Дорн - ни много ни мало! - директором Театра имени Моссовета.

В «Росконцерте» большим влиянием пользовался Феликс Семенович Кац из фестивального отдела. Он организовывал сборные концерты на крупных площадках. И почему-то усиленно продвигал в них эстонских исполнителей. Яак Йоала, Тынис Мяги, группа «Апельсин» с его помощью стали популярными по всему Советскому Союзу. У меня сложились с Феликсом Семеновичем очень хорошие отношения. И мои коллективы тоже часто выступали у него по стадионам и дворцам спорта.

Подружился я и со многими региональными филармоническими администраторами. Артисты тогда ездили на гастроли не в город, а к конкретному человеку из филармонии. Города для них были все одинаковые. Они видели только концертную площадку, ресторан и гостиницу. После концерта ужинали, спали и ехали дальше. А будет ли гостиница приличная, хорошо ли их накормят и обеспечат ли всем необходимым, зависело от местных администраторов.

Незабываемые воспоминания оставил у меня главный администратор Одесской филармонии Дмитрий Михайлович Козак. Как всякий одессит, он любил перемыть косточки артистам. Как-то пришел в гостиничный номер к Горовцу и кого только не обосрал - и Магомаева, и Хиля, и кого-то еще. «Теперь я понимаю, что вы расскажете Кобзону, когда я уеду», - пошутил тогда Эмиль Яковлевич.

Козака очень смешно пародировал Рома Карцев. У него был номер, в котором он изображал, как Дмитрий Михайлович встречал приехавших на гастроли в Одессу участников симфонического коллектива. «Здравствуйте! Мы прибыли», - обращались они к Козаку. А он им отвечал: «Какие прибыли? Сплошные убыли! Давайте я вам поставлю печать, и вы поедете домой! Это обойдется мне дешевле, чем вызывать кассиров и гардеробщиков». Конечно, таких звезд, как Горовец, Козак принимал совсем иначе. Мы всегда жили в шикарной гостинице «Красная». И получали от Дмитрия Михайловича все что хотели.

А в Тамбовской филармонии судьба меня свела с легендарным Эдуардом Михайловичем Смольным. Он не ограничивался административной работой. У Смольного был свой ансамбль - «Молодость», он сам режиссировал концертные программы и даже выходил на сцену в качестве конферансье. Я многому научился у Смольного. И когда у меня появились свои коллективы «Лейся, песня» и «Надежда», я начал делать с ними своеобразные вокально-инструментальные спектакли, чтобы участники не просто стояли и пели, а на сцене было интересное действие. При всем моем глубоком уважении к руководителю «Веселых ребят» Павлу Яковлевичу Слободкину я не помню, чтобы он в то время делал что-то подобное. И у Юры Маликова в «Самоцветах» такого не было.

Владимир Гольдман, Иван Бортник, Николай Тамразов, Владимир Высоцкий и Василий Кондаков

Владимир Гольдман, Иван Бортник, Николай Тамразов, Владимир Высоцкий и Василий Кондаков. Фото Светланы Май

Пленники Итыграна

В конце декабря 1984 года в районе острова Итыгран на северо-западе Берингова моря огромная стая из 2 тысяч белух попала в западню, образованную припайными льдами. В одном месте собрались почти все особи, обитавшие у восточного побережья Чукотки.

«Увлекшись погоней за сайкой, звери оказались на мелководье, в ледовой ловушке. Они скопились в двух небольших полыньях, задыхались, голодали», - рассказывается в книге зоолога Саввы Успенского «Живая Арктика».

На помощь терпящим бедствие белухам пришли работники местного совхоза «Заря коммунизма». Много недель рыбаки и охотники расширяли полынью, чтобы она не замёрзла, вывозили снег на тракторах и подкармливали животных мороженой рыбой. Примечательно, что в районе бухты Провидения отношение к китам издавна было особенно трепетное. Именно на острове Итыгран в 1976 году этнографическая экспедиция обнаружила древнее эскимосское святилище «Китовую аллею».

Музыкальное путешествие

Белым китам по-прежнему грозила гибель, но они оставались на месте. «И тогда мы вспомнили, что эти арктические дельфины очень чутко реагируют на музыку, - рассказывал капитан «Москвы» Анатолий Коваленко (цитируется по сайту Морского государственного университета). - Не зря их называют морскими канарейками из-за тех звуковых сигналов, которые они издают, общаясь друг с другом. Мы вынесли на палубу динамики и включили пластинку с песнями Аллы Пугачёвой. Ледокол двинулся по каналу на малых оборотах, а белухи потянулись за ним».

Впрочем, по другой версии, спасатели пробовали ставить разную музыку, и белухам больше всего понравилась не советская эстрада, а классика.

Так или иначе, постепенно ледокол прошёл 18 километров, периодически возвращаясь за отстающими животными, пока все белухи в конце февраля не оказались в открытом море. Чукотское поголовье белых китов было сохранено.

Данный случай имел резонанс во всем мире. Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала произошедшее «одной из самых необычных спасательных операций в истории». За свою работу экипаж «Москвы» получил благодарность от советского правительства и международной экологической организации «Гринпис». По оценке Английского телеграфного агентства, проведение двухмесячной операции обошлось Советскому Союзу в 55 тысяч долларов.

Добавим, что в 1990-2000-х годах на северо-востоке России имели место аналогичные случаи спасения белух людьми. Но никогда больше речь не шла о таком большом количестве животных.

Давайте посмотрим, какие песни стали лауреатами "Песни года -1985". Перестройка шла полным ходом, уже объявили гласность. Но главный фестиваль страны всё ещё был несколько консервативен и старался держать лицо. Итак, что слушала страна.

1 - Меридиан "Прекрасное далёко" (Е. Крылатов, Ю. Энтин)

Песня о светлом коммунистическом будущем была написана к фильму "Гостья из будущего". Алиса Селезнёва моментально стала кумиром подростков, а все мальчишки Союза были в неё влюблены. Кто же знал, что прекрасное далёко так и не настанет, а привычный мир скоро рухнет. Тем не менее в 1985 году в другой сценарий люди ещё верили, а поэтому песня-призыв о том, чтобы жить лучше, чем в настоящем, очень понравилась публике.

2 - Ярослав Евдокимов "Майский вальс" (И. Лученок, М. Ясень)

1985 год запомнился не только как год начала Перестройки, но и как 40-летний юбилей Победы, к которому, конечно же, появилось много новых, хороших песен. Одна из них - "Майский вальс". Он так понравился народу, что и сейчас это одна из самых популярных военных песен о Победе. "Вихри венцев в русском вальсе сквозь года помнит сердце, не забудет никогда".

3 - Алла Пугачёва "Паромщик" (И. Николаев)

Как ни странно, этот хит Аллы Пугачёвой также имеет отношение к войне. В основу песни, продолжившей сотрудничество Пугачёвой и Николаева, легла реальная история паромщика-фронтовика, инвалида войны, Якова Дмитриевича Захарова. Когда в 1975 году паром отменили, он стал перевозить людей на лодке. Яков Захаров умер в 1982 году в возрасте 61 года, и изначально именно он должен был быть главным героем песни, но затем акцент сместили в сторону любви. Кстати, первым исполнителем хита стал Валерий Леонтьев, а уже затем его "передали" Алле Борисовне., которая непременно хотела петь его в своей концертной программе.

4 - Игорь Скляр "Комарово" (И. Николаев, М. Танич)

Весёлая и зажигательная песня о поездке на недельку в Комарово сразу понравилась людям и ушла в народ.Кто не знает этот хит? Прозвучал он даже в знаменитом мультфильме "Ну погоди". А ведь создан он был случайно. На глаза Игоря Николаева попали эти стихи Танича, которые заканчивались словами "Так зачем ходить по трюмам утонувших кораблей", но когда поэт услышал музыку, сочинённую Николаевым, то поменял акцент и заменил фразу на "Я за то, чтоб в синем море не тонули корабли". Впервые на телевидении песню исполнил Игорь Скляр в сентябре 1985 года.

5 - Людмила Сенчина "Солдатка" (В. Резников, С. Островой)

Песню о нелёгкой доле женщины, вдовы исполнила уже немного подзабытая народом Людмила Сенчина. Эта песня входит в мой личный шорт-лист песен о войне. В ней воспевается сила женщины, которой в 23 года пришлось потерять мужа, отдать его войне и всю непосильную ношу взять на себя, всё перетерпеть и выстоять.

6 - Алла Пугачёва "Делу время" (Р. Паулс, И. Резник)

В этой песне Алла Пугачёва предстаёт в пародийном весёлом образе. Этот хит является продолжением установившегося ещё в 70-хх сотрудничества творческого тандема Пугачёва-Паулс-Резник. Незатейливая песенка иронизирует над известной поговоркой "Делу время, а потехе час" и рассказывает о знакомому каждому в жизни конфликте с соседями. Песня очень понравилась публике фестиваля.

7 - София Ротару "Аист на крыше" (Д. Тухманов, А. Поперечный)

Ещё одна антивоенная композиция, призывающая к миру и очень подходящая к эпохе всеобщего разоружения. Аист здесь выступает как символ семьи и скорого рождения детей, которые не должны услышать грохот пушек. Здесь есть и обращение к западным странам с призывом верить в новую политику Союза, её миролюбивую направленность. Вот такая простая песня не лишена на самом деле политического подтекста.

Вот такие песни звучали на главном фестивале страны в 1985 году. А какие композиции того года нравились или нравятся вам? Делитесь в комментариях.

Алла Пугачева - достояние нашей страны, живая легенда, изменившая культуру Советского Союза, самая известная женщина России. Давайте вспомним песню, с которой Алла Борисовна стала популярной в далеком 1975 году, после победы на конкурсе "Золотой Орфей".

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЕ

Алла Пугачева Алла Пугачева
  • Родилась 15 апреля 1949 г. в Москве.
  • Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".
  • В репертуар Пугачевой входит более 500 песен.
  • Помимо стран бывшего СССР, альбомы Аллы Пугачевой издавались в Болгарии, Чехословакии, Германии, Польше, Японии, Корее, Швеции, Финляндии.
  • Знаменита своими регулярными "уходами со сцены" и последующими возвращениями.
  • Курит с 14 лет.
  • Замужем за телеведущим Максимом Галкиным.
  • Имеет 3 детей и 3 внуков.
  • Болеет сахарным диабетом.
  • Училась в 496 школе г. Москвы и в музыкальной школе № 31 по классу фортепиано. Затем поступила в музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова на дирижерско-хоровое отделение.
  • В 1965 г. для программы Всесоюзного радио "С добрым утром!" записала свою первую песню "Робот".
  • Много гастролируя, певица проехала в составах разных коллективов весь Советский Союз. Первые же зарубежные гастроли случились в 1972 году на фестивале джаза в Варшаве.
  • В 1975 году Аллу Пугачеву выбирают представителем СССР на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии, где с песней "Арлекино" она получает гран-при.
  • После успеха на "Золотом Орфее" Алле посыпались предложения о выступлениях в Европе. В 1976 году выступает в Каннах, Сопоте, гастролирует по Германии, Чехословакии и Болгарии.
  • В 1978 году выходит первый студийный альбом Аллы Пугачевой - "Зеркало души".
  • В том же 1978 году в Сопоте (Польша) участвует в конкурсе "Интервидение 78", где одержала победу и получила гран-при за песню "Все могут короли".
  • В 1979 году выходит фильм "Женщина, которая поет", в котором Алла Пугачева играет роль певицы Анны Стрельцовой. Фильм занял лидерство в прокате, Пугачева была признана "Актрисой года". Кстати, вся фоновая музыка фильма была написана Аллой Борисовной. Специально для фильма Вячеславом Зайцевым было придумано платье-балахон, которое в итоге стало частью ее образа на все будущие годы.
  • В этом же году дает сольный концерт с Джо Дассеном, по случаю открытия гостиницы "Космос".
  • В июне 1981 года Алла Пугачева оканчивает ГИТИС по специальности "Эстрадная режиссура".
  • В 1983 году Алле Пугачевой поступает предложение от группы ABBA сыграть в мюзикле "Шахматы", но Алла дает отказ, так как предложение шлейфило антисоветской тематикой и последствия могли бы быть не самые приятные.
  • В 1984 году в Финляндии спускают на воду паром с именем Alla, в честь таланту певицы.
  • В 1985 году Алла Пугачева дала множество совместных концертов с заграничными звездами: шведы "Херрис", норвежцы "Боббисокс", американец Дин Рид, немец Удо Линденберг.
  • В 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС выступает в зоне повышенной радиации, в нескольких километрах от еще не закрытого саркофагом реактора, после чего имела проблемы со здоровьем.
  • В 1987 году выступает на фестивале в Сан-Ремо.
  • В 1997 году певица запускает свою марку обуви Alla Pugachova.
  • В 1997 году выступает на конкурсе "Евровидение" вместо заболевшего Валерия Меладзе и занимает 15 место.
  • В 2007 году Алла Пугачева становится художественным руководителем радио "Алла".
  • В 2011 году запускается проект "Фактор А", где председательствует Алла Пугачева.

Ледокол спешит на помощь

Благодаря самоотверженности людей, которые помогали белухам даже в пургу и мороз, животные продержались до февраля 1985 года, когда в пролив Сенявина из Анадырского залива пришёл ледокол «Москва». Чтобы успеть, экипаж развил максимально возможную скорость.

За тем как проходила «Операция «Белуха», с волнением наблюдали телезрители всего Советского Союза. Сначала ледокол просто прорубил большие «бассейны», где киты смогли отдышаться и восстановить силы. Звери подкормились и оживились, вновь стали играть и свистеть. Однако крупные полыньи рано или поздно затянулись бы льдом, поэтому данный этап был всего лишь промежуточным. Основная трудность заключалась в том, чтобы заставить белух плыть за огромным шумящим кораблем, проламывающим им путь к воде с разреженными льдами.

Сперва был испробован следующий способ: судно, дав задний ход, врезалось в лед с левой стороны, делая в нем трещину с водой. Когда подходила часть животных, моряки «Москвы» закупоривали трещину, ждали и следовали дальше. Так повторялось каждые два дня, благодаря чему ледоколу и белухам удалось пройти 3600 метров. Однако неожиданно животные «забуксовали»: плыть за судном они больше не желали категорически.

Благородный поступок

- Помимо администраторов, официально работавших от концертных организаций, были и полуофициальные. Как-то приехал я в Сочи с Горовцом. Одновременно с ним там выступал ансамбль «Добры молодцы», в котором играли молодые Юра Антонов и Сева Новгородцев. Их еще никто не знал, но, к моему удивлению, на концерты все билеты были проданы! Тогда я впервые услышал про Марка Наумовича Бендерского. Это он обеспечил аншлаги «Добрым молодцам».

После ухода из «Москонцерта» я тоже работал в провинции. С «Лейся, песня» - в Кемеровской филармонии. С «Надеждой» - во Владимирской и Калмыцкой. Филармониям было выгодно, что у них в штате состоял администратор с именем и со связями. Я приносил им прибыль. И по сравнению с «Москонцертом» у меня там были развязаны руки. В то время артистам разрешалось давать не больше 17 концертов в месяц. А в Калмыкии я мог работать на их фонды без всяких ограничений. В общем, делал все что хотел.

Правда, совсем криминальными делами я никогда не занимался. Не потому, что был весь из себя такой порядочный. Просто мне не повезло с этим в жизни. Тем не менее и меня периодически обвиняли в нарушениях. Пару раз чуть не загремел в тюрьму.

В конце 60-х ко мне обратился замдиректора Калужской филармонии с просьбой помочь в организации концертов Николая Сличенко. Я хорошо знал и Николая Алексеевича, и его первую жену Сетару Казымову, и вторую - Тамиллу Агамирову. В 1958 году, когда мне было 14 лет, я выдержал конкурс среди всех цыган, и меня взяли в театр «Ромэн» на детскую роль в спектакле «Марианна Пинеда» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Агамирова играла мою мать. А Сличенко - ее любовника. Как раз после этого спектакля он на ней женился. И я с удовольствием согласился снова поработать с Николаем Алексеевичем в Калуге.

На «разогрев» к нему я привез Миколаса Орбакаса и других студентов циркового училища, которым по просьбе их преподавателя Юрия Белова уже устраивал гастроли. Аккомпанировать им и петь позвали будущую жену Орбакаса - юную Аллу Пугачеву. Ездил с нами и ее будущий директор Алик Непомнящий, преподававший в цирковом училище пантомиму. А после возвращения в Москву Пугачева в мое отсутствие неожиданно пришла ко мне домой в Марьину рощу и передала моей мамочке, что их вызывали в прокуратуру по поводу калужских гастролей. «Пусть Михаил будет готов, что под него копают!» - предупредила Алла. Я до сих пор благодарен ей за этот благородный поступок.

Всему виной был замдиректора филармонии: при расчете дал мне пустые ведомости. По моей просьбе все в них расписались. А замдиректора потом проставил туда свои суммы. Совсем не те, которые платились на самом деле. Но когда меня вызвали на допрос в прокуратуру, я уже знал, в чем будут обвинять. А предупрежден - значит вооружен. Я доказал свою невиновность.

Тамара Миансарова с сыном Андреем и Михаилом Дорном (справа)

Тамара Миансарова с сыном Андреем и Михаилом Дорном (справа). Фото Александра Бойкова

Шантажировали показаниями

- А в начале 80-х меня хотели посадить за то, что во время работы в Калмыцкой филармонии я дал взятку за получение аппаратуры для моего ансамбля «Надежда». Ситуация абсурдная. На этой аппаратуре мы зарабатывали государству огромные деньги. Но без взятки чиновники не хотели нам ее давать.

По похожему обвинению тогда посадили моего коллегу Вилена Ивановича Дарчиева. Он начинал на эстраде как артист разговорного жанра. А потом создал ВИА «Шестеро молодых». Из этого коллектива вышли Александр Розенбаум, Николай Расторгуев, Валерий Кипелов и другие известные певцы. На клавишных у них играл Дима Закон, который в 90-х стал одним из ведущих организаторов гастролей российских артистов в Германии.

Работал Дарчиев со своим ансамблем от разных филармоний - Саратовской, Кемеровской, Калмыцкой. По-моему, в Калмыцкую филармонию меня с «Надеждой» сосватал именно он. И когда я приходил на допрос в прокуратуру по поводу аппаратуры, меня пытались шантажировать показаниями, которые якобы дал против меня Вилен Иванович. «Вам не отвертеться! - сказали мне. - Дарчиев подтвердил, что вы давали взятку». - «Находясь в ваших руках, можно что угодно наговорить и на себя, и на других», - ответил им я.

Пугачева подарила пронзительный саундтрек Чернобылю - она была там в 1986-1200x800

Алле Пугачевой - 72. Немножко не по себе от этой цифры, поскольку для многих людей она по сей день "наше все". Многие помнят ее молодой яркой артисткой, устроившей советской эстраде "пугачевский взрыв". Сейчас она тоже молодящаяся мать двоих маленьких детей, но, увы, не поющая. Имеет право, ведь страшно подумать, сценическая карьера Пугачевой началась в начале 60-х - большинству сегодняшних артистов она честно годиться в бабушки.

Но на днях Алла Борисовна вновь напомнила о себе именно как певица, презентовав саундтрек к новому российскому фильму "Чернобыль", премьера которого намечена в РФ именно в день рождения певицы - 15 апреля.

"Чернобыль" - второй режиссерский проект актера Данилы Козловского, который должен был выйти в прокат еще осенью, но дату передвинули на весну. По жанру - это одновременно драма и фильм-катастрофа, и маленькая история любви, в центре которой история о трех друзьях - пожарном, водолазе и инженере, героически ликвидирующих проблему второго взрыва реактора, который мог произойти вслед за основной аварией на ЧАЭС в 1986 году.

Для этого фильма Алла Пугачева заново исполнила песню Татьяны Снежиной "Мы в этой жизни только гости". На этот раз она не поет драматичный текст Снежиной, а гениально шепчет его, да так, что слезы наворачиваются.

"Никогда не клянись,

Не обещай, что проживешь

Взгляни судьбе в глаза", - поет Примадонна - единственная зрительница в зале, для которой на экране разворачивается история героев фильма "Чернобыль", спасающих мир. И все мы вместе с Пугачевой за три минуты буквально проживаем эту трагедию, откликаемся на нее и начинаем вспоминать, как страшно это было всего 35 лет назад. Да, Алла Борисовна всегда знала, какую песню и в какой момент нужно исполнить. И в дни приближающейся скорбной даты Чернобыльской катастрофы ее версия "Мы в этой жизни только гости" звучит как гимн героям-ликвидаторам.

Речь еще и о том, что для самой Пугачевой "Чернобыль" - не просто хороший фильм, а часть ее собственной жизни. Сегодня наверняка не все помнят, что в 1986 году, всего через четыре месяца после аварии, Алла Пугачева одной из первых побывала в Зоне с концертом. До нее в Чернобыле выступали только Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев и ВИА "Кобза".

Всенародно любимую певицу тогда попросили привезти ликвидаторы, работавшие на АЭС. Вот именно заказали руководству: "апельсины и Пугачеву". И она приехала. 8 сентября 1986 года Примадонна выступила в поселке Зеленый мыс под Припятью, где на ее концерт собралось почти 9 тысяч человек.

Тот легендарный концерт длился три часа и о том, какая потрясающая атмосфера царила в зале, говорят многочисленные видео. Помимо самой Пугачевой и ее музыкантов из группы "Рецитал" на подтанцовке работало трио "Экспрессия" под руководством молоденького Бориса Моисеева. А Владимир Кузьмин вместе с АБ спел дуэтом хит "Две звезды", гремевший в то время на весь СССР. Можно ли было ту инициативу звезд эстрады назвать гражданским подвигом? Наверное, да.

Позже, когда концерт показали по Центральному телевидению, многие насмехались над тем, что Пугачева выступала на концерте с каким-то смешным бантом на голове - людям было невдомек, что этой повязкой звезда защищала волосы от радиации вместо предложенной ей в Зоне медицинской белой шапочки, которую носили многие чернобыльцы.

Позже Пугачева стала говорить, что она многого не знала и опасности радиации не понимала, но тогда на концерте, по словам очевидцев, она сказала: "Я понимаю, вам тяжело, вы рискуете жизнями, здоровьем. Но я не хочу, чтобы вы об этом думали. Отдыхайте, отвлекитесь", а позже добавила "мы все одна семья" и что "мы не только в радости познаемся, но и в беде", - значит, понимала кое-что.

Не так давно в интервью Андрею Малахову Пугачева заявила, что никакого подвига в той ее поездке в Чернобыль не было.

" Мы же не знали, что такое радиация, - оправдывалась Алла Борисовна. - Это тогда уже стало понятно, когда мы в Чернобыль приехали. Когда нам стали говорить - не ешьте, не пейте, одежду, в которой вы ходите, - сожгите или нам отдайте. Цветы не брать на перроне. Конечно, это напряг сразу. И когда мы вышли на перрон и к нам бегут с цветами - они к нам, а мы от них - чудовищная какая-то нелепость.

Конечно, мы понахватались там этих рентген, не так, конечно, как другие, которые там работали, но… И все эти изменения и с голосом, и с эндокринной системой у меня, у Барыкина, у Иры Понаровской, у Кобзона. Четыре героя в кавычках. Я считаю, нельзя было этого делать. Нельзя было себе это позволять и тем, кого я с собой повезла. Но это сейчас уже понимаешь, а тогда мы думали: там же люди страдают ".

С какой-то стороны Пугачева права, с какой-то она не совсем деликатна по отношению к людям, ликвидировавшим последствия аварии. А еще все мы понимаем, что этот концерт инициировало высшее руководство страны, и отказаться от этой, во многом идеологической, поездки в ад артистка просто не имела права. Но хочется верить, что Пугачева, та - образца 1986 года - не могла не приехать в Чернобыль, чтобы поддержать людей. И тот концерт в ее личном рейтинге наверняка считается одним из самых знаковых. И в душе она это понимает и потому поет сегодня "Мы в этой жизни только гости", посвящая ее тем, кто больше самой АБ сознательно "понахватался" тех рентген и уже только этим совершил подвиг.

Читайте также: