В Федеральной службе исполнения наказаний могут начать использовать свиней для поиска наркотиков

Обновлено: 17.09.2024

Приказ Министерства юстиции РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 17 июля 2015 г. N 182/254
"Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при осуществлении мероприятий, связанных с принятием Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, отбывающих наказания в местах лишения свободы за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"

В целях организации взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при осуществлении мероприятий, связанных с принятием Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, отбывающих наказания в местах лишения свободы за совершение преступлений, в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - преступления в сфере незаконного оборота наркотиков), в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852, N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3060; N 41, ст. 4790; N 49 (ч. II), ст. 5970; 2010, N 22, ст. 2776, N 40, ст. 5072; 2011, N 34, ст. 4986; N 35, ст. 5092; 2012, N 37, ст. 4996; N 38, ст. 5102; 2015, N 2, ст. 461; N 6, ст. 965; N 15, ст. 2281), в целях реализации положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 4, ст. 531; N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. I), ст. 3583; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5735, 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. I), ст. 6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 52 (ч. I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, 28, 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 50, ст. 7339, 7340, 7342; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6398; N 53 (ч. I), ст. 7597, 7628, 7646; 2013, N 23, ст. 2866, 2868; N 27, ст. 3470, 3477; N 30 (ч. I), ст. 4036, 4040, 4057; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6694; N 52 (ч. I), ст. 6954, 6955; 2014, N 16, ст. 1828; N 19, ст. 2311; N 23, ст. 2930; N 49 (ч. VI), ст. 6921; N 52 (ч. I), ст. 7557; 2015, N 1 (ч. I), ст. 36, 57, 75, 77, N 12, ст. 1801) и постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1369; 2005, N 44, ст. 4562; 2008, N 14, ст. 1412, N 46, ст. 5361; 2009, N 51, ст. 6307) приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при осуществлении мероприятий, связанных с принятием Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, отбывающих наказания в местах лишения свободы за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Регламент).

2. Федеральной службе исполнения наказаний (В.Г. Бояринев) и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Н.Н. Аулов) обеспечить исполнение Регламента.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации А.Д. Алханова и заместителя директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - руководителя Оперативно-разыскного департамента Н.Н. Аулова.

 Фото: iStock

Фото: istockphoto.com

Макаров рассказал, что из научных источников известно, что исключительным обонянием из числа млекопитающих обладают слоны и свиньи. И те и другие, по его словам, хорошо поддаются дрессировке. "Так, во Франции свинок, в частности, используют для поиска редких грибов - трюфелей, произрастающих в земле на глубине до одного метра. Для поиска наркотиков поросят применяют в США", - отметил представитель ФСИН.

Кроме того, Дмитрий Макаров рассказал, что для интересов службы могут использоваться и собаки мелких пород, даже пудели. "Одно время мы практиковали размещение на одном посту сразу двух служебных собак: одна из них была крупной (немецкая, кавказская овчарки или алабай), а другая, наоборот, какой-нибудь мелкой породы, чтобы не создавать проблем с доминированием на территории поста. Так вот, последняя служила своего рода будильником-мотором для постановки на боевой взвод непосредственно караульной собаки. Услышав приближение к посту кого бы то ни было, маленькая собачка начинала лаять, заводя тем самым крупную особь", - рассказал он.

Наиболее универсальной же с точки зрения служебного применения, по словам специалиста, является немецкая овчарка, которая отличается от остальных более высоким интеллектом и послушанием. Кроме того, она, по словам Макарова, более приспособлена с учетом своего шерстного покрова к проживанию и работе в суровых условиях северных широт, занимающих значительную часть территории России. Сегодня немецкие овчарки составляют примерно 80 процентов от всего поголовья служебных собак уголовно-исполнительной системы.

По данным ФСИН, благодаря собакам уголовно-исполнительной системы в период с 2016 года по настоящее время были обнаружены и изъяты из обращения свыше 200 килограммов наркотических средств.


7 марта Правительство РФ внесло Госдуму законопроект № 916965-7 о внесении поправок в ст. 146 УПК РФ, позволяющих не возбуждать уголовные дела по сбыту наркотических средств при отсутствии достаточных сведений о таких средствах и передаче их иным лицам.

Как ранее писала «АГ», поправки были разработаны МВД России весной 2019 г. Тогда проектом закона предлагалось отказаться от возбуждения уголовных дел по сбыту наркотиков в определенных случаях.

МВД не хочет возбуждать «бесперспективные» уголовные дела по сбыту наркотиков Ведомство разработало законопроект, которым предлагается не возбуждать такие дела при отсутствии сведений о передаче наркотических веществ иным лицам и результатов их экспертизы

Ведомство предложило внести изменения в ст. 146 УПК о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 228.1 и 228.4 УК по факту незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих такие средства или вещества, не могут быть возбуждены при отсутствии сведений о передаче их другим лицам, а также заключений эксперта или специалиста, определяющих вид, размер и названия таких средств или веществ. Однако к моменту внесения в Госдуму поправки подверглись некоторым изменениям: из них была исключена формулировка о необходимости наличия заключения эксперта или специалиста.

Адвокат международной правозащитной группы «Агора» Дмитрий Герасимов отметил, что внесенные в Госдуму поправки по своему фактическому и юридическому содержанию не изменились с момента их опубликования МВД России в рамках общественного обсуждения. «Теперь речь просто идет об ином их буквальном толковании, и оно более лаконично. В новом законопроекте убрана отсылка к тому, что вид, массу и наименование запрещенного вещества определяет специалист или эксперт, хотя только вышеуказанные лица на практике и могут определить такие характеристики», - обратил внимание эксперт.

Адвокат, партнер АБ «ЗКС» Сергей Малюкин полагает, что законопроект направлен на решение двух проблем: во-первых, более эффективную борьбу с распространением наркотических средств и, во-вторых, уменьшение нагрузки следователей, так как в настоящее время последние вынуждены тратить большое количество времени на расследование дел, которые следственным путем практически не раскрываются. По его словам, не секрет, что большинство дел по наркотикам возбуждаются именно по результатам оперативно-розыскных мероприятий, что связано как со спецификой самих дел, так и разницей в полномочиях следователей и оперативников.

«Данный законопроект содержит тот изъян, который приведет к решению только одной из двух проблем. Фактически уменьшив количество уголовных дел и увеличив количество “отказных” материалов, раскрываемость преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, никак не изменится. Само же вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не отменяет самого факта их распространения. Подобные решения приведут к искажению официальной статистики, а также к возможности избежать уголовной ответственности за сбыт наркотических средств», - отметил он.

Сергей Малюкин пояснил, что в настоящее время процесс работы по выделенным материалам схематично выглядит следующим образом: следователь возбуждает дело по распространению, проводит некий объем следственных действий, после чего дает поручение оперативникам на установление лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности: «При этом само дело приостанавливается, а оперативники дают ответ на поручение о том, что установить виновных не представилось возможным. Поскольку все материалы находятся у следователя, ответственность вся на следователе, по сути, это он не раскрыл преступление и не нашел виновных».

По его словам, законопроект изменяет данную процедуру: следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и материал уходит в архив. «Безусловно, цель по снижению нагрузки достигнута. Однако как быть с первоначальной целью по борьбе с распространением наркотических средств? Введение нормы, обязывающей следователей направлять материалы для использования в оперативно-розыскных мероприятиях, может изменить ситуацию в положительную сторону, однако породит ряд сложностей уже по линии ОРД и надзора со стороны прокуратуры», - предостерег Сергей Малюкин.

Читайте также: