Владимирский тяжеловоз: описание лошади, особенности уход и содержание породы

Обновлено: 19.09.2024

В данной публикации открываем цикл статей о лошадях нашей страны.

Содержание

Одной из причин, почему в Российской империи потребовалось выведение собственных тяжеловозов, а не закупка импортных лошадей, это необходимость приспособить коней к минимальным простым условиям и низкокачественной кормовой базе. Что и было сделано. Однако для Владимирского тяжеловоза все-таки стоит соблюдать сбалансированный состав и нормы питания и предоставить более-менее комфортное содержание, чтобы животное оставалось здоровым и сохраняло «рабочую» форму.

Лошади могут жить в деннике — изолированном помещении или стойле. При содержании животного в деннике, оно может страдать без общения с другими собратьями. В результате лошадь становится агрессивной, отказывается от еды.

В стойле с общением проблем не бывает, но в нем затруднительна уборка и зимнее содержание. При низких температурах проветривание стойла ограничено, поэтому в холодное время часто лошади подвержены заболеваниям, связанными с застоявшимся воздухом. К тому же заболевшая лошадь может стать источником распространения болезни и заразить других животных. Для того чтобы снизить вероятность появления заболеваний, помещение необходимо дезинфицировать еженедельно.

На каком бы вы варианте содержания ни остановились, высота потолков должна быть 3 метра — это позволяет лучше вентилироваться воздуху. Вентиляция в конюшне необходима, но она не должна создавать сквозняков. Оптимальным вариантом станет установление форточек под крышей.

Большую часть дня конюшня должна освещаться солнечными лучами, темнота сказывается негативно на зрении лошади. Окна делают большие, чтобы свет в большом количестве проникал в помещение.

Пол делают деревянный или из бетона. Более долговечным является последний вариант, для отведения лишней жидкости в нем делают сточные канавы. Для настила используют опилки или солому.

В зимнее время в конюшне поддерживают температуру +8…+11 °C, минимальная — 3 °C тепла. Выше поднимать нецелесообразно, поскольку резкий перепад температур на улице и в конюшне приводит к заболеваемости животных. В теплое время года помещение проветривают и регулярно чистят от навоза. При жаркой погоде окна занавешивают тканью, чтобы сдержать рост температуры, перегрев очень опасен для лошадей.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Булонская порода

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Характерные черты

Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.

Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.



Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть - гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Владимировский тяжеловоз

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

История породы

Лошадь породы Владимирский тяжеловоз была выведена в России (что понятно из названия животного), а именно: во Владимирской и Ивановской областях. Данная тяжелоупряжная порода была выведена благодаря скрещиванию местных животных, а также тех особей, которые были специально завезены в Россию из Франции и Великобритании. Конкретной датой возникновения породы считается 1964 год. Владимирский тяжеловоз - это та порода лошадей, которая поддерживала аграрную промышленность на протяжении довольно длительного времени.



Разведение и потомство

Для разведения подбирают только здоровых чистокровных животных, которые не имеют проблем с поведением. Возраст особей должен быть не менее 3 лет. Лучше чтобы кобыла была больше жеребца.

Случку проводят естественным или искусственным путем. Оптимальное время для нее середина марта — июль. Тогда жеребенок появится в теплое время года, когда нет недостатка в свежей траве. Кобыла отличается хорошей молочностью, поскольку детенышу требуется большое количество молока.

Конезавод под Юрьевом-Польским

Село Косинское находится примерно в 7 километрах от города Юрьев-Польский. На трассе есть указатель, проехать мимо будет сложно. При въезде в село по правую сторону расположены конюшни.

Конюшни завода в селе Косинское Конюшни завода в селе Косинское

Завод, основанный в 1960 году на базе колхоза, занимавшегося разведением и тренировкой коней, теперь требует определённых финансовых вложений.

Лошади содержаться в ужасных условиях. Конюшни давно требуют капитального ремонта.

"молодняк" косинского конезавода "молодняк" косинского конезавода

В обслуживающем персонале работают люди на чистом энтузиазме, просто очень любят лошадей. Сами посудите как можно прожить на 10000-00 рублей, работая конюхом. А ведь это не самая простая работа. Мужики просто спиваются.

Владимирский тяжеловоз в селе Косинское Владимирский тяжеловоз в селе Косинское

Мы пробыли на улице не более 15 минут и сильно замерзли, было всего плюс один, дул небольшой ветерок. Сели в тёплое авто, поехали дальше. Конюхи проводят свой рабочий день практически, как и лошади на холоде целый день.

В охранниках работает женщина, которой уже 70 лет, и надо сказать спасибо, что не ушла на пенсию или другую работу.

"Косинский" конезавод "Косинский" конезавод

Есть красивая легенда: считается, что рисовать изображений богатырских коней начали именно с породы «владимирский тяжеловоз». На большинстве рисунков сходство видно не вооружённым глазом-просто разительное.

Ещё в селе есть отреставрированная церковь Иоанна Богослова, о которой упоминается в окладных книгах 1628 года. Тогда она была деревянной. В 1810 году была выстроена каменная с двумя престолами. В советское время подверглась разорению, колокольню сломали, церковную ограду снесли. Сейчас она выглядит очень нарядной и красивой.

Церковь Иоанна Богослова в селе Косинское (посередине: остатки колокольни) Церковь Иоанна Богослова в селе Косинское (посередине: остатки колокольни)

Перспективы разведения Владимирской породы

Время тяжеловозов прошло, машины заменили лошадей, в деревнях редко кто держит этого исполина для работы. На сегодняшний день поголовье породы значительно снижается и можно говорить об угрозе исчезновения этого красавца. Хотя селекционеры до сих пор и работают с ним, но маточное поголовье не насчитывает даже сотни голов.

Но перспектива у Владимирского тяжеловоза все-таки имеется хорошая. Великолепный внешний вид, спокойный и покладистый нрав подходит для туризма, конных состязаний и спортивной охоты.

Спрос и предложение на эту породу есть. Цена за жеребца может доходить до 500 тыс. рублей. В среднем же стоимость колеблется от 200 до 250 тыс. рублей за годовалого жеребца. Цена зависит от региона происхождения, родословной, возраста, пола, вакцинации животного. Жеребец Владимирского тяжеловоза обычно стоит дороже кобылы.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес - до 1 т;
  • высота в холке - до 1,7 м;
  • основные масти - рыжая и гнедая.

Советская лошадь

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Характеристика

Это один из самых крупных тяжеловозов в России. При первом знакомстве с ним поражают его габариты. Рост лошади может достигать 175 см — это высота в холке, а максимальный вес доходит до 1200 кг. Самцы крупнее самок. Жеребец в среднем весит около 760 кг, а обхват груди у него равняется 207 см. Кобыла соответственно весит около 690 кг, а обхват груди не дотягивает до 2 метров и составляет 196 см.

Пясть для тяжеловоза довольная длинная, она может достигать 30 см, в обхват — 23,5 см. По толщине пясти опытные коневоды судят о развитие костяка и крепости конституции.

Если говорить о масти, то львиная доля приходится на гнедую и рыжую, реже встречаются вороные и бурые лошади.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся - некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся - во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Першерон

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне - для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес - превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Порода лошади Шайр

Характер

Несмотря на крупные размеры, лошади очень активные и энергичные. Нрав у большинства представителей уравновешенный, добродушный и дружелюбный. Движения у них свободные, с хорошим захватом пространства. Они прекрасно себя чувствуют в городской суете и на деревенских просторах.

Это непугливое животное. Они хорошо контактируют с ребятами, слушаются и подчиняются человеку, поэтому часто их задействуют для верховых прогулок, усаживая новичков в седло, для туризма и охоты.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Суффольская порода тяжеловозных лошадей

Интересные факты о лошади

Истинным ценителям лошадей будет интересно узнать несколько любопытных фактов об этой породе:

  • предки тяжеловоза — рыцарские кони, изображения которых до сих пор можно встретить на средневековых картинах;
  • самый крупным тяжеловозом был конь по кличке Мамонт, его рост был более 2 метров, а весил он 1,5 тонны;
  • эти крупные животные могут брать невысокие препятствия и перепрыгивать через небольшие барьеры;
  • стойкая нервная система позволяет лошади работать при любом шуме, грохоте и крике;
  • выносливость владимирских тяжеловозов доказана, именно на них совершали путь от Владивостока до Москвы.

Итак, Владимирский тяжеловоз — эта уникальная порода, которая совмещает в себе мощь и грациозность, энергичность и спокойствие, а колоритный экстерьер покоряет с первого взгляда. Он не требует какого-нибудь специального ухода и становится верным другом хозяину.

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Породы лошадей-тяжеловозов

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента - Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

  • Коварный;
  • Рубин;
  • Поденщик;
  • Рубикон;
  • Капитэн;
  • Караул.




Особенности породы

Выведенная наша российская (русская) порода тяжеловозных лошадей отличается от пород рядом существенных признаков. Признаки двух типов положительные и отрицательные.

Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде

Положительные особенности: 1) способность выполнять самые разнообразные задачи (от тяжелой хозяйственной работы до верховой ездой); 2) высокая выносливость; 3) сила и мощь; 4) спокойный характер; 5) продолжительность жизни; 6) плодовитость; 7) высокая работоспособность; 8) стойкость к неблагоприятным условиям окружающей среды; 9) хорошо и легко встают в упряжку.

Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде

Отрицательная особенность только одна: спина довольно мягкая, корпус не глубокий, ребра плоские. Но это не мешает быстро бегать.

К отличительным внешним признакам, по которым легко распознается эта лошадь являются: крупный размер и вес (до тонны); белая полоса на морде; белые лохматые чулочки на ногах; рыжей масти или насыщенно гнедой.

Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде

Лошади владимирского тяжеловоза отличаются фактурностью, красотой, внушительными размерами. Эта порода очень подходит для домашнего содержания и разведения, поэтому большинство заводчиков отдают предпочтение именно ей. Все вместе характеристики рассматриваемой породы делают лошадь универсальной.

Владимирский тяжеловоз в селе Косинское Владимирский тяжеловоз в селе Косинское

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы - высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес - 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника - ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное - стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Уход и кормление

Появление в конюшне Владимирского тяжеловоза не потребует никаких дополнительных затрат как в физическом, так и в финансовом плане. Как и любой лошади, ему требуется регулярный ежедневный уход:

  • Тяжеловоз создан для тяжелой работы, поэтому в режиме у него должны быть физические нагрузки. Если животное используется по назначению, то осмотры у ветеринара должны стать постоянными, не менее 5 раз в год. Прогулка на свежем воздухе также обязательный пункт в уходе.
  • В конце дня при теплой погоде коня купают, обдают его теплой водой из ведра или шланга. В холодный период разрешена только сухая чистка, на водные процедуры накладывается табу.

Порода лошади Владимирский тяжеловоз

Русский тяжеловоз

К их основным характеристикам относятся:

  • вес - до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке - до 1,5 м;
  • масти - рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

Русский тяжеловоз

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Описание и экстерьер

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Данная порода чрезвычайно хорошо рысит и ходит шагом, очень вынослива в обеих вариациях. Согласно инструкции по бонитировке, проводится комплексная оценка тяжеловозов по разным признакам, согласно которой устанавливается класс представителя: элитный, первого класса и другие лошади.




Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Порода Битюг

Послесловие

После посещения заводов по разведению породы «владимирский тяжеловоз» осталось двоякое ощущение.

В Гаврилов Посаде все новое, современное, охраняется животноводческое хозяйство, как режимный объект. Но нам удалось увидеть лошадей за забором, издали.

слева: вид на частный конезавод со стороны Дворцового; справа: лошади идут к конюшням слева: вид на частный конезавод со стороны Дворцового; справа: лошади идут к конюшням

Село Косинское Юрьев-Польского района, представляется, как «край мира» или «конец географии».

Спонсоры. Ау, где Вы? Эта порода единственная в своем роде, очень ценная. Без должной поддержки «косинский» конезавод развалится.

Владимирский тяжеловоз в селе Косинское Владимирский тяжеловоз в селе Косинское

Про амурских тигров знают все.Так вот, знайте, что есть такая лошадь, как «Владимирский тяжеловоз» в селе Косинское Владимирской области, она требует опеки и внимания.

Ещё мы открыли новый вид народного промысла, именуемый " москвичи ". Дело в том, что когда мы спросили жительницу села Косинское:"Как живёт соседнее село, чем промышляет?" Она просто ответила:"Там москвичи же." И это не шутка. Если Вы спросите любого сотрудника ДПС, кого он остановит при равных нарушениях и сделает "козлом отпущения", так он не задумаясь ответит:" 77-ой регион ".

Всем спасибо за внимание, ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал. Делитесь ссылкой. Продолжение рассказов о лошадях читайте в следующих публикациях здесь.

В конце 19 века российские специалисты приступили к выведению местных тяжеловозов. Одной из первых и самых успешных пород в этом плане считается Владимирский тяжеловоз. Благодаря своим уникальных качествам и красоте порода снискала себе огромную популярность как среди профессиональных заводчиков, так и у фермеров-любителей.

Владимирский тяжеловоз

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий - известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост - 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Ирландский коб

Питание

Рацион лошадей должен находиться под жестким контролем. Владимирский тяжеловес должен питаться не меньше, чем 3 раза в день. Помимо этого, необходимо обеспечить для лошадей постоянный и неограниченный доступ к сену и воде.




Если вы достаточно активно привлекаете животное к работе, то количество приемов пищи необходимо увеличить - оно должно питаться каждые 2 часа.

Таким образом вы будете поддерживать энергию коня на должном уровне. После приема пищи Владимирский тяжеловес должен отдохнуть не менее, чем 60 минут.

Что касается конкретных объемов потребления, то важно отметить, что лошадь данной породы должна выпивать не меньше, чем 80 литров воды в сутки. Непосредственный рацион состоит из злаков, сена, отрубей, а также фруктов и овощей. Примерное меню на день может выглядеть так:

  • 8 килограммов овса;
  • 16 килограммов сена;
  • 2 килограмма отрубей;
  • 5 килограммов моркови.



Уход за лошадьми породы Владимирский тяжеловес должен быть весьма тщательным и продуманным. Существуют некоторые правила содержания животного и ухода за ним, которые категорически нельзя нарушать. Если вы проигнорируете инструкции специалистов, то велика вероятность возникновения негативных последствий - от болезней до летального исхода.




Если вы решили завести владимирского коня, то первое, о чем стоит подумать, - это о помещении, в котором вы будете содержать животное.

Им может стать денник (отдельное помещение) либо стойло (совмещенное помещение). Так или иначе, важно, чтобы лошадь контактировала с другими животными. Длительная изоляция может стать причиной разнообразных психических отклонений, агрессии и неадекватного поведения.

Именно поэтому более оптимальным вариантом считается стойло. К тому же содержать его гораздо дешевле. В стойле необходимо организовать правильную планировку - каждая особь должна иметь собственное огражденное место.

Кроме этого, важно уделить внимание общему метражу помещения, его площади. Считается, то потолки не должны быть ниже, чем 3 метра, а на одного тяжеловоза должно приходиться не менее, чем 5 квадратных метров. Важно, чтобы конюшня хорошо проветривалась и освещалась. Идеально, если помещение будет оснащено большим количеством окон.

Пол конюшни может быть изготовлен из нескольких материалов по вашему выбору: дерево либо бетон. Однако второй вариант считается более практичным и долговечным. Кроме того, в нем легко можно организовать сточные канавы. Для того чтобы застелить пол, следует использовать опилки или солому (разрешается использовать их смесь). Толщина настила не должна превышать 5 сантиметров.



Особенно пристальное внимание необходимо уделить температуре воздуха в конюшнях - столбик термометра не должен опускаться ниже, чем 3 градуса тепла по Цельсию.

Идеальный температурный диапазон - от +8 до +11 градусов.

Если вы проживаете в довольно жарком и засушливом климате, то на лето окна стойла следует покрывать светлой тканью, чтобы обезопасить животных от перегрева и теплового удара.

Также в конюшне обязательно нужно организовать кормушки и поилки. По общему правилу, они должны быть изготовлены из металла либо дерева. Сверху их рекомендуется оббить жестью. Кормушки и поилки следует устанавливать не ниже, чем на высоте 1 метра.

Важное внимание необходимо уделять уходовым процедурам и мероприятиям. Так, лошадей необходимо регулярно мыть, чистить и расчесывать. Причем это касается как всего тела, так и гривы. Если говорить о купании, то эту гигиеническую процедуру рекомендуется проводить 1 раз в неделю (либо чаще, если существует такая необходимость). Для мытья можно использовать теплую воду и специальные гигиенические и моющие средства, предназначенные специально для лошадей.



Кроме этого, необходимо постоянно чистить копыта от грязи и мыть ноги. Это особенно актуально для тех особей, которые используются в сельском хозяйстве. Еще один этап - это чистка и расчесывание. Его рекомендуется проводить с помощью специальных щеток и гребней. Расчесывать и чистить шерсть, а также гриву необходимо по росту волос, а не против него.

Внимания заслуживает и ротовая полость лошади, в частности - состояние зубов. Их необходимо регулярно осматривать на наличие инфекций и заболеваний.

Разведение

В первую очередь важно отметить, что Владимирский тяжеловоз - это порода лошадей, которая отличается интенсивной плодовитостью. Молодых жеребцов разводят на нескольких конных фермах в нашей стране. В частности, к ним относятся такие предприятия, как ПКЗ «Монастырское подворье» и Новоникольский завод в Уссурийске. Именно здесь вы можете стать свидетелем размножения и выращивания молодых особей. Благодаря стараниям селекционеров в прошлом на сегодняшний день процесс разведения довольно упростился, ведь все секреты и тонкости уже давно опробованы и известны ученым





История создания породы

Одной из самых известных пород лошадей в мире являются кони владимирской тяжеловозной породы , именуемые « владимирцами ». Кони-богатыри, выносливые, сильные, устойчивые к природным изменениям.

Владимирский тяжеловоз в селе Косинское Владимирский тяжеловоз в селе Косинское

Выводить данную породу в России для аграрных целей начали ещё в 19-м веке. Для этого в Россию завезли европейские породы тяжеловозов: клайдсдейл, першерон и шайр .

Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде

Порода получилась в двух подвидах: Юрьев-Польской и Гаврилов-Посадской . Первый пониже ростом и мощнее костяк. Второй длиннее корпусом и шеей, изящней, повыше.

Владимирский тяжеловоз в селе Косинское Владимирский тяжеловоз в селе Косинское

Сфера деятельности

Как упоминалось ранее, изначальное назначение животных - это перевозка тяжелых и крупногабаритных грузов, а также аграрные работы. Однако времена изменились, и сегодня Владимирский тяжеловоз используется для более широкого круга задач и участвует во многих сферах жизни человека.

Так, например, одной из последних тенденций спортивного мира являются спортивные соревнования с участием специально обученных и подготовленных владимирских троек. Такие конкурсы нередко проходят на праздники. Тяжеловесов можно увидеть на ипподромах или даже в конюшнях, которые находятся в частной собственности.




Сервисы и компании, которые занимаются организацией и проведением конных прогулок, также отдают свое предпочтение Владимирским тяжеловозам. Проявляют интерес к данной породе и опытные охотники с большим стажем.



Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад - их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Шотландская (Клайдсдейл)

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ - они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Как лучше приобрести?

Покупаются тяжеловозы как на конных заводах, так и в хозяйствах частного типа. Что касается ценообразования, то на него влияет чистота рода, возрастные особенности, экстерьер. Считается, что элитных представителей тяжеловозов приобретают на заводах Вологды, Куеды, в екатеринбургском обществе «Дружба». Заявки подаются заблаговременно, распределение происходит в конце лета, начале осени.

О том, для чего используется данная порода лошадей, смотрите далее.

Болезни и лечение

Владимирские тяжеловозы весьма подвержены различным заболеваниям. И причиной этому является прежде всего неправильный уход. Именно поэтому необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы поддерживать здоровье животных.

  • Один раз в полгода лошадь нуждается в профилактическом осмотре у ветеринара.
  • Необходима регулярная уборка конюшен. В навозе могут содержаться вредоносные микробы, которые спровоцируют тяжелые заболевания.
  • Систематически промывайте и прочищайте кормушку и поилку.
  • Рекомендуется располагать конюшни на теневой стороне. Воздействие прямых солнечных лучей оказывает негативное влияние на животных.
  • Если особь, которая содержится в стойле, заболела, то ее необходимо незамедлительно переместить в денник. В противном случае возможно возникновение эпидемии в рамках всего поголовья.

В целом следует помнить, что профилактика - это лучшее лечение, поэтому не пренебрегайте советами ученых и специалистов. При возникновении первых признаков недуга немедленно обращайтесь к ветеринару. Самостоятельное лечение животного может привести к ухудшениям.

Ниже предоставлено видео о лошади породы Владимирский тяжеловоз.

Порода лошадей русский тяжеловоз принадлежит отечественному племенному разведению. Она была создана благодаря российским селекционерам, поставившим перед собой цель - вывести породу выносливых животных, которые бы ничем не уступали европейским характеристикам качества. Такой конь по праву считается гордостью отечественного конезаводства, что дает ему возможность периодически занимать самые высокие места на всевозможных выставках, форумах.

Тяжеловозы считаются весьма перспективными в хозяйстве, так как генофонд практически полностью сохранен и позволяет заняться разведением, способным в небольшие сроки выйти на рентабельный уровень.



Применение

Помимо основного предназначения - тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.

Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.

Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн - этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.

Характеристика

Русская порода коня-тяжеловеса возникла благодаря стараниям ученых-зоологов и селекционеров. Выведенные животные отличаются от других лошадей по ряду существенных признаков. Некоторые из них имеют исключительно положительный характер, другие же, напротив, отрицательно окрашены.

Так или иначе, но если вы задумываетесь о приобретении и содержании Владимирского тяжеловоза, то вам необходимо ознакомиться со всеми его особенностями.

В первую очередь следует уделить внимание преимуществам данного животного. Так, к плюсам относят такие характеристики:

  • способность выполнять самые разнообразные задачи (начиная от тяжелой хозяйственной работы и заканчивая верховой ездой);
  • высокий уровень выносливости;
  • сила и мощь;
  • спокойный характер;
  • высокая продолжительность жизни;
  • плодовитость;
  • высокая работоспособность;
  • стойкость к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Что же касается негативных характеристик, то их значительно меньше. Причем в большинстве своем они касаются анатомического строения животного. Так, выделяют тот факт, что спина Владимирского тяжеловеса довольно мягкая, корпус не обладает достаточной глубиной, а ребра - плоские. В связи с этим конь не в состоянии передвигаться достаточно быстро.

Внешний вид

По своему внешнему виду Владимирский тяжеловоз значительно отличается от других лошадей. И самая главная характеристика животного - это его размер. Так, масса лошади может колебаться в диапазоне от 1000 до 1200 килограммов. Высота в холке обычно не превышает показатель в 170 сантиметров, в длину конь может достигать 175 сантиметров, а ширина груди по-настоящему велика и составляет около 2 метров. Кроме того, отличается по своим габаритам и пясть - она может достигать 30 сантиметров в длину. Череп также имеет довольно крупные габариты, а шея весьма длинная.

Если говорить о теле тяжелоупряжной лошади, то важно отметить, что оно довольно массивно, так как состоит из большого количества мышц.

Также ветеринары и ученые выделяют косые лопатки и хорошо развитые длинные ноги.



Несмотря на то что шерсть коня довольно короткая, она отличается особенной густотой. По всему туловищу могут встречаться светлые пятна (в частности - нижняя часть ног обычно окрашена в светлые тона). Хвост и грива у тяжеловеса густые и длинные.



По характеру Владимирский тяжеловес, как правило, спокоен и покладист. Такие животные отличаются дружелюбием по отношению к людям. Благодаря этому они могут проживать практически в любых условиях: и в городской суете, и в тихой деревне.

Лошади охотно и легко подчиняются поводу. В связи с этим они довольно часто используются для верховой езды и для конных прогулок. С Владимирским тяжеловозом смогут поладить даже маленькие дети.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Бельгийская порода

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.




Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Австралийский тяжеловоз

История происхождения владимирского тяжеловоза

Выносливыми и сильными конями всегда славилась Владимирская область, которая поставляла животных в крупные города. И именно в этой области, в Гавриловом Посаде, находился конный завод, где селекционеры задались целью создать тяжелоупряжную породу местного производства.

Поскольку своих особей этой категории не было, пришлось закупить будущих родителей за границей. Из Франции были привезены першероны, из Англии поставили суффолских лошадей, из Бельгии — арденовских. Позднее активно в работах по селекции стали использовать завезенных из Шотландии клейдесдалей и шайров из Англии.

Перед специалистами стояла задача вывести мощную и красивую породу, гены должны были передаться от импортных родителей, но с другой стороны — новые представители должны быть сильными, выносливыми и легко приспосабливаться к различным условиям.

Только в 1936 году, когда принялись системно изучать различные помеси, был выявлен Владимирский тяжеловоз. Потребовалось еще 10 лет, чтобы довести его до ума и зарегистрировать официально в качестве новой породы. Так, в 1946 году в реестре появился Владимирский тяжеловоз.

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Владимирский тяжеловоз - это порода лошадей, которая была выведена в довольно практических целях. Изначально предусматривалось, что она будет использоваться для перевозки тяжелых грузов. Как возникла данная порода, каков характер животного, как за ним ухаживать и как правильно кормить - ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем материале.

Внешний вид

Этого исполина трудно перепутать с другими породами. Высокий коренастый красавец с густой гривой и хвостом сразу же приковывает к себе взгляд.

Голова животного крупная, череп массивный, если рассматривать его профиль, то будет заметна горбоносость. Длинная, полная шея с ярко выраженным затылком, сильная и косая лопатка. Широкая грудь. Плечи животного мускулистые, спина длинная и широкая, круп — задняя часть туловища, немного опущена вниз. Копыта широкие, рог твердый и прочный.

Нижняя часть ног «одета» в белые «носочки» с пышной оброслостью. Шерсть очень густая, короткая, и придает животному сходство с громадной плюшевой игрушкой. Часто на голове и животе у животного можно увидеть белые пятна.

Недостатки

Недостатки у владимирского тяжеловоза также имеются, но их значительно меньше:

  • Длинная и мягкая спина вкупе с плоскими ребрами проигрывает по физическим кондициям суффолским представителям. Казалось, эти «минусы» строения делают лошадь неповоротливой и не дают ей разбежаться, но на практике доказано обратное, конь с грузом в 1500 кг за 5 минут преодолевает расстояние равное 2 км.
  • Низкая скорость передвижения из-за большого веса, если сравнивать его с другими тяжелоупряжными породами.

История создания породы

Одной из самых известных пород лошадей в мире являются кони владимирской тяжеловозной породы , именуемые « владимирцами ». Кони-богатыри, выносливые, сильные, устойчивые к природным изменениям.

Владимирский тяжеловоз в селе Косинское Владимирский тяжеловоз в селе Косинское

Выводить данную породу в России для аграрных целей начали ещё в 19-м веке. Для этого в Россию завезли европейские породы тяжеловозов: клайдсдейл, першерон и шайр .

Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде Владимирский тяжеловоз в Гаврилов Посаде

Порода получилась в двух подвидах: Юрьев-Польской и Гаврилов-Посадской . Первый пониже ростом и мощнее костяк. Второй длиннее корпусом и шеей, изящней, повыше.

Владимирский тяжеловоз в селе Косинское Владимирский тяжеловоз в селе Косинское

Достоинства породы

Среди основных достоинств породы выделяют:

  • Универсальность — лошадей используют не только по их прямому назначению — перетаскиванию тяжестей, работе на земле, но благодаря их грациозности они прекрасно подходят для верховой езды и спортивных состязаний.
  • Они отличаются максимальной выносливостью и силой.

Лошадь на спортивных состязаниях

Особенности размножения и содержания

Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы - отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.

Еще одно положительное качество - скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.

Уже доказано, что тяжеловозы способны искать и доставать траву под снегом, то есть заниматься тебеневанием.

Конезавод под Суздалем

Конный племенной завод в городе Гаврилов Посад Ивановской области был организован в 1959 году. Это бывшая база отдельного подсобного хозяйства конюшен по разведению «владимирской» породы тяжеловозных лошадей. Завод расположен в 24 километрах от Суздаля.

Слева: въезд в Гаврилов Посад со стороны Суздаля; справа: здание Дворцового конезавода Слева: въезд в Гаврилов Посад со стороны Суздаля; справа: здание Дворцового конезавода

В селе теперь частный конезавод « Ирмес » (ОАО Племенной конный завод Гаврилово-Посадский). Применены более современные технологии, новые конюшни. Попасть на его территорию можно только по предварительной договорённости. Сейчас в конезаводе соблюдается режим строжайшего карантина.

здания конезавода "Ирмес" на берегу одноимённой реки здания конезавода "Ирмес" на берегу одноимённой реки

В Дворцовом конезаводе начали выводить нашу тяжеловозную породу ещё в 1886 году. Как говорилось выше, породу зарегистрировали лишь 1946 году. В наше время на территории конюшен бывшего Дворцового конезавода размещены музеи, кафе-ресторан. Лошадей можно посмотреть с июля месяца, не раньше.

Здание и символ Дворцового конезавода в Гаврилов Посаде Здание и символ Дворцового конезавода в Гаврилов Посаде

Читайте также: