Во Владимирской области взялись восстанавливать поголовье лошадей-тяжеловозов

Обновлено: 18.09.2024

"Лошади породы владимирский тяжеловоз находятся под угрозой исчезновения! Россия может лишиться одного из своих символов!" — такие статьи недавно появились в интернете и СМИ. Судьбой тяжеловозов озаботился даже Никита Михалков, снявший фильм о гибнущей русской деревне. Но тут возмутилась губернатор Владимирской области. Светлана Орлова опровергла слухи о том, что в регионе больше не будут разводить "владимирцев", режиссеру пообещала: "Уникальную породу в обиду мы не дадим", а журналистам заявила, что в бюджет уже заложено 50 млн рублей на поддержку конюшни. "Огонек" решил разобраться самостоятельно, посетить государственную заводскую конюшню "Владимирская" и выяснить: на месте ли тяжеловозы, не в обиде ли?

"Сердце кровью обливается"

— Помните картину Васнецова "Три богатыря"? — спрашивает Илья Симаков, директор госконюшни.— Вот те кони — это наша порода, можно сказать, и есть. Крупные, килограмм 700-750, с шикарной гривой. Широкая спина и грудь, на ногах оброслость, белые "носочки" или "гольфики", белые отметины на голове. Добронравные, спокойные, сильные, честные. Одним словом — богатыри.

В ведомстве Симакова сейчас 21 богатырь-жеребец, 4 конематки и один посторонний — конь Управ породы першерон: "Мы его отстояли, он единственный в области, пусть у нас живет, тоже ведь тяжеловоз".

Для чего сейчас нужны тяжеловозы, директор и сам не знает. "Любую, даже самую сильную лошадь легко заменит маленький трактор, это факт. Так что дело наше убыточное. Разве что вон Казахстан покупает конематок — от наших кумыс хороший. А еще на спортивных соревнованиях мы ниже призовых мест никогда не опускаемся. Багдад наш недавно на всероссийских испытаниях протащил 9 тонн на 155 метров. Дальше всех! И на чемпионате Федерального округа по выездке мы третье место заняли — "владимирцев" ведь не только в сани запрягать можно, они хорошо идут и шагом, и рысью. Наша завскладом Наталья Меньшикова выступала, в костюме, в цилиндре была. Так что конь, можно сказать, универсальный. Но так-то он, конечно, уже только для красоты разводится. Для души".

Владимирская область сейчас полностью содержит своих владимирских тяжеловозов, хотя экономической выгоды от них действительно никакой. Соседнему племенному конному заводу в Юрьев-Польском районе, который существует за счет энтузиазма владельцев-частников, тоже выделяют некоторые дотации на "владимирцев". А что касается заявленных 50 млн — на них планируется строительство новой госконюшни. Илья Борисович, когда рассказывает об этом, светлеет лицом: "Спасибо губернатору, она же тут у нас была, все видела, деньги выделила. Будем строить два корпуса, чтобы отдельно жеребцы, отдельно конематки. Раздевалки будут, горячая вода, душ, газовое отопление. Берег реки Клязьмы укрепят, мы сможем устраивать конные прогулки для туристов. Ипподром могут построить! Скачки! Испытания тяжеловозов! К нам будут люди со всей России приезжать. Эх, было бы это все сейчас — я бы к себе забрал лошадей из Гаврилова Посада. А сейчас не могу — места нет. Сердце кровью обливается, а не могу. Некуда".

Ситуация на конном заводе в Ивановской области, в городе Гаврилов Посад, и породила все те слухи об исчезновении "владимирцев". Текст под заголовком "Владимирские тяжеловозы. Спасите!" появился, кажется, на всех форумах, во всех группах и клубах любителей лошадей. "В 2013 году прошла сделка сомнительного характера, завод был приобретен частной компанией. Технику распродали, ангары режут на металлолом. А мохнатые гиганты будут пущены с молотка новым собственником — все жеребцы-производители выставлены на продажу. Цыгане уже у ворот!" Шум поднялся невероятный, люди собирали подписи под петициями в защиту породы, писали обращения в прокуратуру. В итоге власти обратили внимание на проблему, на завод поступило указание при продаже лошадей отдавать предпочтение крупным профильным хозяйствам, чтобы у этой линии владимирских тяжеловозов был шанс "остаться в разведении". И хотя наблюдатели рапортуют: "Пока никаких цыган и перекупщиков", история эта все равно никого не радует. Новый владелец конезавода, Владимир Власов, не скрывает, что лошади для него — это чемодан без ручки: "Мы оставим 30 кобылиц в самом соку и трех жеребцов — именно столько нужно для сохранения статуса конезавода. Увеличивать поголовье в дальнейшем пока не планируем. А за счет чего увеличивать? Нужен доход, а его нет". Специалисты говорят, при таком поголовье вести полноценную селекционную работу будет практически невозможно. Поэтому Илья Борисович и мечтает, чтобы поскорее построили конюшню во Владимирской области: "Наша порода уже считается малочисленной, по всей России несколько сотен голов едва ли наберется. А после распродажи лошадей с Гаврилово-Посадского конезавода нам всем будет еще тяжелее. Уйдут лошади, потеряются, начнут их скрещивать с беспородными — и все, до свидания".

"Любовь до отбоя"

На госконюшне все лошади стоят в денниках — специальных "комнатах" вдоль длинного коридора. Рабочий день здесь начинается в семь часов, с завтрака. Потом постоянная суета: чистка, обед, уборка, прогулки в леваде. "Выпускать "мальчиков" на вольный выпас, на пастбище, опасно — жеребцы чуют кобылу за 6 километров, могут рвануть за какой-нибудь конной милицией, ищи-свищи их потом",— объясняет Игорь Борисович. С жеребцами вообще множество проблем. Они могут расшатать дверь так, что сорвется защелка, тогда выходят, гуляют по коридору, съедают чужой корм, задирают конкурентов. "Один может выйти и второго открыть,— сообщает конюх Алексей Панфилов.— Вот это опасно. Дерутся тогда, как мужчина с мужчиной".

Кобылицы гораздо спокойнее. С ними проблем особых нет. Сейчас в конюшне есть и две гостьи — Мироносица и Гравюра. Их привезли из женского монастыря на случку. "Мы им своего жеребца предлагали, но настоятельница отказалась. Говорит, что по этическим соображениям не могут они допустить такой акт в женском монастыре. Ну ладно, мы этих двух "послушниц" к себе пригласили". Случка начнется, когда кобыла "войдет в охоту" — это происходит раз в месяц. К ней тогда подпускают жеребца. Любовь эти двое могут крутить не один день. "Все длится до отбоя,— говорит Илья Борисович.— Пока матка не даст жеребцу копытом: отвали. А как она чувствует, что все, хватит, это я не знаю. Природа".

С февраля по сентябрь элитных богатырей сдают в аренду, "на случку" — в Волгоградскую область, в Ханты-Мансийск, в Сибирь, всем, кто хочет покрыть своих кобылиц. Стоит это 11 тысяч рублей в месяц. Много на этом зарабатывать не получается, но в прошлом году около 200 тысяч набежало — купили соли и витаминов. Спросом пользуются все племенные жеребцы. Даже невысокого — 163 сантиметра в холке — Гистамина охотно берут в другие хозяйства для улучшения пород: "Он же симпатичный, челочкой как взмахнет — вылитый Конек-Горбунок!" Кстати, челочки, гривы и хвосты перед соревнованиями или выставками заплетают в косички, моют специальными бальзамами — глаз от коней не отвести! Жалоб на их работу тоже никогда не поступало. Только один раз вернули Хингана с претензиями: "Он так и не покрыл нашу кобылку! Садку делает — и по нулям. Кобыла не кроется. Слабак!" Все сотрудники "Владимирской" так оскорбились: "У нас все в порядке, мы проверяли сперму на активность и живучесть!", и тут же предложили испытать Хингана в домашних условиях. Жеребец отлично справился со своим главным предназначением. "У них там, может, корма были похуже,— возмущается директор.— А у нас смотрите, все лошади в яблоках — это значит, что они довольны жизнью. Общение тоже имеет значение. У нас ведь они ни лопату, ни дубину не знают. А там могли ударить, кто знает. Вот жеребчик и разнервничался".

Отбой в конюшне — после 19:00. "Спят как люди,— объясняет сторож Алексей,— храпят, дергаются, когда им что-то снится. Если болеют, то могут заплакать. Но болеют редко, наши девчонки бдят".

Илья Борисович: "Наград у нас много, только за победы и мешка овса не дают"

Илья Борисович: "Наград у нас много, только за победы и мешка овса не дают"

Фото: Андрей Рудаков, Коммерсантъ

"Все сытые, все блестят"

При госконюшне числится 15 сотрудников. Мужчин двое: директор и сторож. "Можете записать, что породу владимирских тяжеловозов спасают женщины,— говорит Илья Борисович.— Конечно, мужские руки тоже нужны — то сено надо перекинуть, то ящики поднять. Но зато девочки наши не пьют. И все делают на совесть. Иной раз и хочется покомандовать, а что ты им скажешь? Они сами все знают, и лошади у них обласканные без моих напоминаний. Девчонки ведь с детства тут, приходят в конноспортивную школу и остаются. Все как одна — верные, ответственные. У каждой если не высшее образование, то заочный сельскохозяйственный техникум — я всех выучил". Симаков занял этот пост 17 лет назад, до этого был ветврачом и подход к работе имел соответствующий. Первым делом попытался списать на мясокомбинат старого жеребца. Но к нему сразу пришла женская делегация: "Илья Борисович, так нельзя. Мы его с детства растили, воспитывали. Вы что?" "Со временем я все понял и сам стал таким же, как они. Тут ведь остаются только те, кто сердцем к "владимирцам" прикипает. Фанатики, проще говоря".

Елена Жилимова — коневод с 30-летним стажем. "У нас работать надо, потому мужчины и не идут,— улыбается она.— А женщины более терпеливые, что ли. Я свою Светлану, дочь, как привела сюда в два годика, так она тут и осталась. Полюбила тоже это дело. Теперь вместе на работу ездим. Семья конюхов". Елена трудилась тут и в страшные 90-е, когда лошади "на веревках стояли", чтобы не пасть от голода. Вот тогда, признается она, было трудно. Плакали все! И года три назад еще было нелегко, конюшне пришлось через газеты обращаться к жителям, чтобы помогли кто чем может: "Отвратительное финансирование было, бескормица, ребрышки у нас просматривались". А сейчас, как с федерального бюджета перешли на областной — выдохнули. "Каждый получает ежедневно 12 килограммов сена, 6 килограммов овса, кило отрубей. Соль и витаминно-минеральные добавки закупили на год вперед. Конечно, хочется побольше яблочек, картофеля, свеклы — если кто предложит, не откажемся. Но в общем все у нас сытые, все блестят! Что еще для счастья надо?"

На содержание одной лошади выделяется 353 рубля в день. На собственное содержание у Елены, после вычета налогов, остается 233 рубля — зарплата у коневода, как и у всех ее коллег, 8 тысяч рублей. "Это нам ведь оклад подняли, как в область перешли. А раньше получали от государства 4 тысячи в месяц". На эти деньги Елена еще умудряется для своей группы лошадей покупать специальные мюсли, печенье, овощи: "Все девочки своим вкусненькое покупают, гостинцы, как детям. А как же! Бывает, что и пиво иногда приносишь. Есть у нас любители. В пиве ведь солод, и некоторые лошади тянутся губами: наливай, мол".

Жизнью своей, как и зарплатой, Елена в принципе довольна. "А на что мне тратить? Я ничем не увлекаюсь, никуда не хожу, нигде не отдыхаю. Все выходные и отпуска провожу здесь". В конюшне девушки и праздники отмечают — подопечных надо кормить, чистить и выводить гулять каждый день: "Они ж не понимают, что такое Новый год или Восьмое марта". Дни рождения лошадей отмечают с особым размахом, два торта приносят — один для людей, второй, из яблок, моркови и капустных листов,— для именинника.

Елена выводит Мироносицу на прогулку. Идут мимо загонов жеребцов, поэтому в конюшне сразу поднимается шум. "Ишь, разбушевались,— радуется Илья Борисович,— копытами бьют, кобылку увидели. Еще бы, посмотрите какая Мирка красавица! В холке — 185 сантиметров! Крупная, сытая!" Сытая лошадь — наверное, самые приятные слова для всех здесь. Конюшня пережила трудные времена, и не очень-то понятно, что будет с малочисленными гигантами завтра — удастся ли выжить и не "измельчать"? Но пока улыбается директор, улыбается Елена и все остальные "девочки-конюхи", довольно хихикает сторож Алексей: "Ух, здоровые, черти, откормились! Двери не разнесите!" Кажется, улыбается весь мир, когда по проходу идет Мироносица, и от ее красоты неистовствуют все владимирские тяжеловозы, бьются, рвутся к ней — продолжать породу.

Лошадиная фамилия

Рабочие характеристики

Изначально владимирский тяжеловоз создавался для того, чтобы участвовать в сельскохозяйственных работах, помогая фермерам в их нелегком деле. Мускулистая лошадь не представляет никакой молочной и мясной ценности.

Были проведены эксперименты. Кони загружались весом в 4,5 тонн, после чего отправлялись на ту же дистанцию. С такой ношей они справились всего за 12-13 минут. Само собой каждый раз лошадей не нагружают таким грузом, но их сила очевидна.

Особенностью рабочей характеристики лошади стала независимость от погодных условий. Несмотря на дождь, ветер или снег, она будет идти с грузом к цели.

Экстерьер жеребца

При выборе тяжеловозной породы стоит учитывать ее размеры. Стандартом владимирской лошади считается длина тела 175 сантиметров, а высота в холке - 170 сантиметров. Обхват груди должен быть не менее двух метров.

Вес лошади варьируется от 900 до 1200 килограммов. Пясть по стандарту длинная, около 30 сантиметров. Голова широкая, с мощной черепной коробкой, выпуклой вперед, а также длинной шеей.

Лошадь владимирский тяжеловоз по своему внешнему виду мощная и здоровая, лопатки немного косые. Основная сила животного в ногах - они довольно толстые из-за мышц, длинные и развитые.

Окрас у лошади рыжий или гнедой, редкими экземплярами считаются вороные и бурые тяжеловозы. Нижняя часть ног украшена чулками белого цвета, а голова и живот - пятнами светлого оттенка.

Шерсть владимирской породы лошадей гладкая, не сильно длинная, но густая. Хвост и грива очень плотные, объемные и длинные.

Где применяют владимирских тяжеловозов

Основная цель селекционеров - произвести лошадь, способную долгое время перевозить грузы. Однако сфера использования представителей данной породы довольно велика:

  • транспортировка и перемещение груза на фермах и частных хозяйствах;
  • соревнования на ипподромах между тройками, запряженными в сани;
  • селекционные цели в качестве породистого выносливого производителя;
  • прогулки на природе в частных конных организациях;
  • охотники приобретают лошадь для верховой езды на дичь.

К тому же лошади породы владимирский тяжеловоз отличаются необычайной красотой, поэтому их часто используют для свадебных и других фотосессий.

Положительные и отрицательные качества

Достоинством породы тяжеловозов считается их универсальность. Кроме того, лошадь обладает спокойным нравом, легко адаптируется в обществе, а срок эффективной работы - более 20 лет.

Несмотря на погодные условия, лошади будут работать, и выполнять поручения хозяина. За одни роды кобыла способна принести до 60% жеребят мужского пола, что хорошо сказывается на дальнейшем разведении представителей породы.

К недостаткам можно отнести мягкую и болезненную спину, плоские ребра, медлительность и неглубокий корпус.

Начало селекции

Селекционеры тщательным образом отбирали самых стойких, сильных особей и скрещивали их с местными беспородными кобылами. Полученное потомство вновь отбиралось по особым критериям и скрещивалось.

Со временем полученные жеребцы становились выносливыми, приспособленными к тяжелой работе, неприхотливыми в уходе. Также они обладали высокими экстерьерными данными, что делало их особенными.

Селекционные работы проходили в течение многих десятилетий. Только к середине 20 века рабочие лошадки Гаврило-Посадского лошадиного завода превратились в лучших тяжеловозных жеребцов.

В 1936 году конюшня была расформирована, а на ее месте появился Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Именно в этот период все разновидности выведенной породы тяжеловозной лошади были классифицированы и разделены.

Близкое расположение государевой конюшни к Владимиру и дало название породе.

Владимирский тяжеловоз - это порода лошадей, сыгравшая значимую роль в восстановлении нашей страны после Второй Мировой Войны.

Уборка в конюшне

Перед началом уборки все стадо выводится на выпас. Первым делом собирают навоз и мокрые части подстилки. Все это вывозят в компостную яму или заказывают машину для вывоза. Далее засыпают новое сено и опилки, очищают корыта под еду и воду теплой водой.

Проводить уборку стоит не реже, чем раз в два дня, так одна взрослая лошадь способна в сутки отложить до 12 раз помета и вылить семь литров мочи. Опасные испарения навредят здоровью стада.

Описание владимирской породы

Общие характеристики

Лошадь владимирской породы, полученная путем долгой селекции, обладает хорошими внешними данными, плотной мускулатурой, высокой продуктивность и спокойным характером.

Владимирский представитель лошадей - оптимальный вариант для использования в домашнем хозяйстве.

Температурный режим

Оптимальная температура, при которой стадо чувствует себя хорошо, варьирует от 8 до 11 градусов выше нуля.

Владимирские тяжеловозы устойчивы к низким температурам, но понижать ее ниже 3 градусов не желательно. В теплое время температура в конюшне может значительно вырасти. Чтобы не допустить духоты, проветривайте помещение и проводите уборку каждый вечер.

Гаврилово-Посадский конный завод

В царской России какое-то время вообще отсутствовала лошадь, которую можно было запрягать тяжелым весом. Но потребность в ней испытывали все слои общества.

Во владимирском уезде выращивали животных, отличающихся выносливостью, силой и работоспособностью. Именно такими лошадьми обеспечивали Москву, Владимир и Ярославль.

Лошадиный завод находился в Гавриловом Посаде. С начала 18 века на нем начали заниматься разведением тяжелоупряжных особей.

Долгие годы селекционеры не могли достигнуть положительного результата, поэтому к концу века была создана еще одна конюшня при государстве. Все силы в государевой конюшне были направлены на разведение породы тяжеловоза.

Для этого из-за границы привезли тяжелоупряжных жеребцов. Среди них были французские першероны, английские суффолки, ардены из Бельгии, шотландские клейдесдали и шайры из Великобритании.

Корм и вода

Породистых лошадей кормят три раза в сутки: утром, в обед и вечером. Для поддержания мускульной силы и крепкого здоровья рацион должен состоять из яблок, овса, сена, отрубей, моркови, а также необходимых минералов.

Для взрослой особи оптимальным меню станет:

  • 8 кг овса;
  • 16 кг сена;
  • 2 кг грубого корма;
  • 2 кг яблок;
  • 3 кг моркови.

Помимо трехразового питания важно давать каждому коню соль в брикетах. А для профилактики язв - травяное сено.

Перед тем, как давать лошади владимирской породы овес, обеспечьте ее водой. За один день взрослый конь способен выпить до 80 литров чистой воды.

Пол и подстилка

Оптимальным вариантом для пола станут деревянные лаги. Бетон считается более долговечным материалом, но он хуже впитывает влагу, из-за чего разводится сырость.

Если пол в денниках будет бетонным, позаботьтесь о сточных канавах.

В качестве подстилки используйте солому и опилки. Такая засыпка гарантирует свежий запах, а влага, попадающая на нее, будет быстро впитываться.

Перспективы для заводчиков

На территории России едва насчитывается десяток фабрик, где разводят тяжеловозные породы лошадей. Из всех стад только сотня марок приходится на владимирского коня. Тем не менее, перспектива разведения немного, но имеется.

Нарядная внешность и спокойный характер широко распространил лошадь в цирках, туристической сфере, а также в области конного туризма. Дети и взрослые с радостью фотографируются с красавцем, катаются на нем верхом или просто кормят.

Также лошади владимирской породы стали настоящим украшением городских парков, их запрягают в кареты и развлекают прохожих катанием.

Ну и последней причиной, для которой заводят этих коней, является участие в спортивных соревнованиях, на которых можно заработать денег.

Понравилась наша статья, поставьте, пожалуйста, ей оценку. Читайте больше о лошадях на сайте и делитесь информацией с друзьями.

И обязательно подписывайтесь на канал, чтобы вступить в клуб настоящего фермерского хозяйственника!

Сохраним ли мы мощь владимирской породы? В Заклязьменском началось строительство новой конюшни для владимирских тяжеловозов. Через год там планируется создать центр сохранения породы. К имеющимся на госконюшне жеребцам добавят еще 25 конематок, планируют заниматься разведением породы. Впрочем, специалисты, в том числе и на страницах нашей газеты («Владимирские тяжеловозы. Истории и судьбы» от 26.06.2014), высказывают сомнения относительно эффективности такой племенной работы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей еще одно мнение на этот счет. Наш эксперт - советник губернатора по коневодству, дочь «короля русской тройки» Ольга Фомина.

- Ольга Владимировна, как вы оцениваете проект разведения тяжеловозов в Заклязьменском? Он станет спасением для породы?
- То, что губернатор воспринимает тяжеловозов как бренд Владимирской области, - хорошо. Она поняла, что порода вымирает. А Владимирская область без владимирского тяжеловоза ‑ это нонсенс. Поэтому породу надо поддерживать и развивать. То, что конюшню в Заклязьменском строят на 50 голов, - здорово. Но порода считается сильной, когда есть 300 конематок. Здесь их будет 25. Поэтому конезаводом она считаться не может. В советское время существовала удачная, на мой взгляд, система: были конезаводы, где держали конематок, и госконюшни - для жеребцов. «Владимирцев» разводили Юрьев-Польский и Гаврилово-Посадский конезаводы, а племенные жеребцы содержались в Заклязьменском. Сейчас, я считаю, племенная работа по владимирскому тяжеловозу утеряна. Гаврилово-Посадский завод распродал поголовье. Основной генофонд владимирского тяжеловоза сейчас в Юрьев-Польском. Но это частное предприятие «Монастырское подворье».
- Вы советуете губернатору возвратить в государственную собственность Юрьев-Польский конезавод?
- Не обязательно. Частно-государственное партнерство ‑ это выход. Просто на государство «повесить» завод и уж тем более заново строить ‑ это такое ярмо, на мой взгляд! Разведение лошадей ‑ дело очень затратное. А частникам должны быть какие-то льготы и дотации. В нашей стране есть удачный опыт разведения орловского рысака на Первом московском конезаводе. Там поголовье - 400 лошадей, проходят аукционы, ведется настоящая племенная работа. А еще у них есть дойное стадо, и основную прибыль приносят коровы.
- Новая конюшня уже в процессе строительства. Что сейчас можно изменить, чтобы вложенные в нее деньги все-таки пошли на поддержку породы?
- Госконюшня, конечно, нужна. Но не надо пытаться совместить ее с конезаводом. Она нужна для содержания и испытаний жеребцов. Я хочу поговорить с губернатором насчет отсутствия здесь условий для разведения. Во-первых, я не вижу здесь пастбищ, где жеребята могли бы нормально развиваться. Если в Юрьев-Польском открыли загон и лошади побежали, то здесь это все сложно. Во-вторых, 50 голов ‑ это мало, таким количеством проблему сохранения породы не решить. На этой конюшне пусть стоят лошади разных пород для проката, конных прогулок верхом и в экипажах. Рядом должен быть ипподром для подготовки лошадей к испытаниям.
А породой надо заниматься более продуманно. И делать это надо сейчас, пока генофонд еще есть.
- А как вы оцениваете его качество? Вам не кажется, что последнее время порода мельчает?
- Тяжеловозов было девять веток. Они не все одинаковые. Кто-то немного шире, кто-то мельче. В основном они сейчас, конечно, подходят под породу. Но стали меньше, я согласна. Потому что в переходный период 90-х не велось должной селекции. Раньше у нас был выдающийся селекционер Евгения Шилкина. У меня хранится ее паспорт на владимирского тяжеловоза в четвертом поколении. Родители кобылы ‑ 1939 года рождения, а порода признана с 1946 года! Сейчас последний, я думаю, специалист остался на Юрьев-Польском заводе, который столь же четкую работу ведет, ‑ Ольга Евсеева, кандидат наук и энтузиаст своего дела. Она сохранила шесть линий и говорит, что может найти еще седьмую.
- Есть ли владимирским тяжеловозам применение в экономике?
- Во многих т.н. «цивилизованных» странах (Швейцарии, Швеции, Финляндии), то есть в государствах небедных и технически продвинутых, на лошадях работают в лесах. Чтобы не нарушать природную подстилку, не губить молодняк. Трелевку леса проводят именно на тяжеловозах.
У нас эту работу выполняют машины. Да и в условиях сохраняющегося российского бездорожья лошадь - это часто хороший вариант. Просто нужно рабочих лошадок продвигать, рекламировать. Тем же фермерам они подспорье. Папа мой всегда говорил, что есть работы, где использование трактора нерентабельно. Больше топлива потратишь. А лошадка ест то, что в хозяйстве растет.
- Вы хотите сказать, что лошадь для фермера выгоднее трактора?
- Да, если хозяйство небольшое: что-то подвезти легче и рациональнее на лошадке. В труднодоступных местах, где трава бывает самая хорошая, косили всегда на лошадях. Есть и косилки конские, и грабли конские. Но эта традиция ушла, когда все было государственное и деньги лились рекой. А вот «петушинский англичанин» Джон Кописки считает свои деньги. Ему выгоднее косить на лошадке, чем куда-то загонять трактора. И он косит на лошадке!
Да хотя бы ради иппотерапии лошадей нужно разводить, ради воспитания детей. Животное организует, воспитывает заботу, любовь. Это нужно нашим детям! Да и вообще лошадь ‑ символ России. Олимпийские игры 1980 года открывались квадригами, а игры в Сочи ‑ русской тройкой, пусть ненастоящей.
- Почему так? Перевелись тройки в России?
- Нет. Есть в Струнине центр русских троек «Наследие», где работают папин ученик Андрей Корчагин и его сын Владимир. А первую тройку владимирских тяжеловозов объездил папа ‑ к открытию Фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Ему, наезднику рысистых лошадей, тогда тяжеловозы очень понравились: нарядные, красивые, сильные.
Тройка тяжеловозов ‑ это исключительное шоу! Нельзя допустить, чтобы владимирский тяжеловоз ушел.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

У владимирских страховщиков выросли премии 25 минут назад

За первые полгода страховые компании региона получили около 3,6 млрд рублей страховых премий, что больше аналогичного периода прошлого года на 14%. Причину в Отделении Владимир Банка России видят в «восстановлении эконом…

Еще 11 человек скончались от ковида во Владимирской области 59 минут назад

Обновлены данные бюллетеня по распространению коронавируса в регионе. Статистику выздоровевших и летальных случаев приводит пресс-служба администрации Владимирской области.

Владимирских студентов защитят от армии два часа назад

Правда, касаться это будет не всех - только тех, кто окончил колледж по творческой специальности и поступил в вуз.

Досье

Лошади владимирской породы официальное признание получили в 1946 году. Внешне они чем-то схожи со своими предками: английскими тяжеловозами, шайрами и клейдесдалями, которых Советский Союз закупил в Великобритании для селекции еще в 1920-х годах. Они такие же высокие, мощные, длинноногие — шаг коня-богатыря, выведенного во Владимирском ополье, равен двум метрам. Вес взрослого жеребца достигает 750 килограммов, кобылки — 685. Масть обычно гнедая, с белыми отметинами на ногах и голове, грива, челка и хвост — пышные, густые. А вот нрав у "владимирцев", видимо, от простых русских матерей. Добродушные, выносливые, неприхотливые в содержании работяги, эти лошади обладают настоящим крестьянским характером.

«Отрасль на очень низком уровне»

Дочь «короля русской тройки» Владимира Фомина Ольга знает о состоянии конного хозяйства Владимирской области не понаслышке. Она много времени проводила с отцом, посещала с ним различные соревнования как местного уровня, так и всероссийского, а в марте 2014 года новоиспеченный губернатор Владимирской области Светлана Орлова назначила её своим советником по вопросам развития коневодства и конного спорта.

По словам Ольги Владимировны, вверенная ей отрасль находится в состоянии, весьма далёком от идеального. «Падение» коневодства началось в годы перестройки и продолжалось не один десяток лет, хотя попытки возродить былой престиж конкура, паркура и русских троек всё-таки были.

  • Разведение лошадей, их содержание, их тренировки - это очень затратно
  • В этот переходный для нашей страны период времени (начало 90-х годов XX века) естественно пришло в упадок конное хозяйство
  • Раньше у нас был традиционный фестиваль «Русская зима» в Москве, на который Владимирская область направляла минимум две тройки, но в 90-е годы это совсем ушло из нашей жизни
  • Только начиная где-то с 1995 года, Алла Михайловна Ползунова (известный мастер-наездник и общественный деятель в области рысистого коневодства) занялась возрождением соревнований русских троек
  • Владимирские тяжеловозы всегда принимали участие во всесоюзных соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород, там они были одни из первых
  • Наши владимирцы устанавливали там рекорды. Это было грандиозное событие, оно проходило раз в год

Сейчас проводятся российские соревнования в Нижнем Новгороде, но у них невысокий уровень, мало участников и они нерегулярны - всё зависит от финансирования

Вместе с состязаниями ушла и система выращивания лошадей. Большинство конных заводов оказались в частных руках, участие государства практически свелось к нулю. Но и предприниматели не стали панацеей.

Юрьев-Польский конный завод, главное предприятие Владимирской области по воспроизводству владимирских тяжеловозов, которые сейчас носит название «Монастырское подворье», находится не в самом лучшем состоянии. Несмотря на дотации из областного бюджета, расходы на содержание животных превышают доходы. Из-за этого предприятие не может позволить себе ремонт конюшен, построенных, по данным Ольги Фоминой, ещё в 50-х годах прошлого столетия.

  • Это была государственная программа
  • Была конюшня и во Владимире, которая так и называлась: «Государственная заводская конюшня». У неё было немного другое назначение
  • Конные заводы занимались исключительно разведением лошадей
  • На госконюшнях были всегда исключительно жеребцы-производители, которых готовили к соревнованию, которых кормили соответственно, тренировали
  • После соревнований за ними выстраивалась очередь на конные заводы для получения от них потомства
  • И хорошо, если от одного жеребца получится, грубо, 10 жеребят. И вот из 10-и может только один будет хорошим. А может быть и ни одного
  • То есть, это была целая методика, последовательность что ли
  • А сейчас. Сейчас не готовятся лошади
  • А владимирский тяжеловоз отличается тем, что он сам большой, что он ест много, для него нужны просторные пастбища
  • В Юрьев-Польском районе есть пастбища. Правда, и там сейчас проблемы, по-моему. Якобы отдали пастбища под жилищное строительство
  • То есть, проблем очень много, и если область не будет помогать, то, наверно, мы не справимся

Из-за дороговизны содержания владимирские тяжеловозы стали продаваться в огромных количествах, в результате чего их цена упала и хозяева лошадей стали терпеть ещё большие убытки. В том числе и по этой причине количество тяжеловозов сократилось.

По словам Ольги Фоминой, во всей Владимирской области вряд ли найдётся больше 150 голов. Наибольшее число - 130 чистокровных владимирских тяжеловозов - сохранилось лишь в «Монастырском подворье» в Юрьев-Польском районе. Ещё 4 владимирских тяжеловоза содержатся на ферме «Богдарня» у англичанина Джона Кописки. Некоторые частники также могут похвастаться наличием лошадей данной породы, но таковых можно пересчитать по пальцам.

  • У нас получилось так, что Гаврилово-Посадский конный завод (Ивановская область), в котором тоже были владимирцы, купил частник
  • Теперь там тоже всё нарушено. К тому же, владимирских тяжеловозов там продавали, мягко говоря, «кучкой» и сбили, таким образом, все цены на элитную владимирскую породу
  • Поэтому, я обращаюсь ко всем: может быть, волонтёры, может быть, меценаты, давайте как-нибудь организуем что-то. нельзя допустить того, чтобы нашим потомкам пришлось заниматься возрождением владимирских тяжеловозов
  • Когда владимирскую породу официальной признали, было 10 линий (видов)
  • Сейчас в Юрьев-Польском есть только 7. Возможно, восстановим ещё одну
  • Но две потеряны, корни практически пропали

Ольга Владимировна считает, что о восстановлении породы можно будет сказать только в том случае, когда число владимирских тяжеловозов достигнет 300-400 голов. Для этого необходимы не только старания волонтёров и государственные инвестиции, но и, в некотором смысле, пропаганда. В качестве начальной меры, советник губернатора предлагает создать музей на базе нового ипподрома, который строится в микрорайоне Заклязьминский на месте прежних денников.

В этом году породе Владимирский тяжеловоз 75 лет. Подарком к юбилею называют коневоды рождение сразу трех кобыл.

Этого пополнения во Владимирской конюшне ждали несколько лет. В этом году родились сразу три кобылки породы Владимирского тяжеловоза. Голограмма - самая маленькая из них. Родилась всего месяц назад. Но уже бодро бегает, пока только за мамой. Татьяна Полковникова вырастила несколько поколений тяжеловозов, она помогает им и появиться на свет.

Татьяна Полковникова, коневод: «Помочь нужно, кому-то там ножку выпрямить. Кому-то матери помочь. Всякие ситуации были разные, конечно очень сложно, переживаешь. Ждешь его 11 месяцев и вот такая красота, если ее потерять, конечно, очень жалко».

Кобылы войдут в основной племенной состав Владимирского тяжеловоза. Все три - класса "элита". У каждой свой характер. Латгалия недоверчиво прячется за маму, общаться не любит. А Гугуша, наоборот, общительная и любознательная, похожа на отца - чемпиона Гука, который сейчас живет в Германии.

Татьяна Полковникова, коневод: «Она прям вся в него, он такой был добрый и она такая ласковая. Некоторые не подходят, жеребятки остерегаются, за маму прячутся. А она, видите, ласковая такая, дает и трогать».

Владимирские тяжеловозы отличаются добрым нравом, трудоспособностью и выносливостью. А еще они очень красивые, порода нарядная, говорят заводчики. С белыми "чулками" на ногах и пятнышком на голове. Вывели их во Владимире ровно 75 лет назад, специально для тяжелых работ, им не страшны непогода и высокие нагрузки. Сейчас по назначению их используют редко, это больше лошади хобби - класса.

Илья Симаков, директор Государственной заводской конюшни им. В.И. Фомина: «Зона за Уралом до сих пор использует наших лошадей для того, чтобы вытаскивать хлысты деревьев, сваленных на зимники, где потом уже грузят лесовозы. Казахи с удовольствием скупают кобыл, могут вывозить даже вагонами. Я не знаю, у нас поголовья такого нет. Они там используют для получения кумыса».

Медленно, но верно поголовье знаменитых тяжеловозов увеличивается, рассказывают в конюшне. Сейчас потомства ждут еще 7 кобыл.

Визитная карточка Владимирской области и одна из самых мощных и красивых пород лошадей. Владимирский тяжеловоз может исчезнуть как вид. Сохранить уникальную породу пытаются некоторые животноводческие хозяйства. Об истории тяжеловоза и его настоящем - в репортаже Дмитрия Горкина.

Недюжинная сила и былинная красота. Представителей Владимирского тяжеловоза легко узнать по пяти отметинам. Это так называемая проточина на морде и четыре белых носочка. Крупные размеры - почти под два метра в холке, сильные мускулистые ноги и роскошная грива. Несмотря на внушительные габариты - у этой породы очень дружелюбный характер. Именно с неё всегда рисовали богатырских коней. Сейчас судьба породы под вопросом - она признана малочисленной. А хозяйства, которые пытаются её сохранить - можно пересчитать по пальцам. Одно из них - в Гаврилов-Посаде Ивановской области - родине Владимирского тяжеловоза.

Екатерина Кондратьева, руководитель животноводческого комплекса "Родина": "К нам лошади пришли в 2013 году. Поголовье у нас сейчас - 100 голов. 40 конематок и 4 основных жеребца-производителя. Подбор нам ведёт институт коневодства, который находится в Рязани. Под каждую лошадь закреплён свой жеребец. И мы в настоящее время продаём только жеребчиков, а маленьких кобылок оставляем себе для "ремонта" - для увеличения поголовья."

Сергей Рыбаков, председатель правления Ассоциации развития исторических поселений "Русская провинция": "Все нынешние тяжеловозные породы ведут свой род от рыцарской лошади, которая называется дистриэ. Это середина средних веков 14-15 века. Лошадь, которая могла нести тяжеловооруженного всадника. Мы помним, что рыцарский доспех весил от 20 до 50 килограммов. И примерно столько же было доспехов на лошади."

Борис Волченков, старший научный сотрудник краеведческого музея г. Гаврилов-Посад: "Клейдесдаль, Першероны, Шайры - вот эти породы скрещивались с местными кобылами, как в литературе часто пишут - беспородными, с чем я категорически не согласен. Так как столько лет здесь был завод, такой отбор был, крестьяне занимались правильной селекцией. Конечно местная порода была, но нужно ей было придать нарядность, более мощной её сделать."

А это ещё одно хозяйство, где стараются сохранить Владимирского тяжеловоза. "Монастырское подворье" - в селе Косинское Юрьев-Польского района. Конезавод создали на базе колхоза в начале 60-х годов. Местные лошади более широкие и сбитые, чем Гаврилово-Посадские. Считается что такая коренастость делает их ещё более надёжными и спокойными.

Ольга Евсеева, управляющая племенным конным заводом "Монастырское подворье": "На заводе ведётся целенаправленная селекционно-племенная работа с различными линиями и семействами. Причём несмотря на её малочисленность, Владимирская порода - она признана малочисленной, исчезающей породой. Так как маток очень незначительно осталось Поэтому приходится держать жеребцов всех линий. Это 7 линий, 7 маточных семейств и благодаря этому порода жива".

Сегодня на подворье - более 50 маток и около 10 жеребцов-производителей, остальные - молодняк разных возрастов. В последние годы поголовье, хотя и ненамного, удалось увеличить. Правда, спрос на таких коней всё ниже. Необходимость в живой тягловой силе отпала, на смену пришли машины и разведение в больших количествах стало ненужным. По мнению Сергея Рыбакова, председателя правления Ассоциации "Русская провинция", допустить исчезновения этой породы нельзя.

Сергей Рыбаков, председатель правления Ассоциации развития исторических поселений "Русская провинция": "У этих лошадей вряд ли наступит расцвет, связанный с экономикой их применения, но сохранить мы их обязаны и определённо перспективы для этого открывает туризм. Так как лошади очень красивые. Имеют прекрасный экстерьер и туристы ими интересуются не для перевозки колясок или карет, а как предмет любования, предмет эстетического удовольствия".

Владимирского тяжеловоза можно смело назвать национальной гордостью. Кстати, в странах Европы подобные породы давно признаны национальными символами. Там существуют специальные госпрограммы для их сохранения. И чтобы окончательно не утратить этот уникальный вид, возможно стоит перенять их опыт.


ЕКАТЕРИНА ГАВРИЛОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ

Главному зданию Гаврилово-Посадской конюшни 230 лет. Его построили ещё при Екатерине Второй. Изначально конюшня рассчитана на 350 голов лошадей. Но сейчас здесь вдвое меньше. Правда, посмотреть на легендарных тяжеловозов нам, к сожалению не удалось.
В мае конезавод купила некая фирма. В телефонном разговоре на нашу просьбу войти внутрь поснимать лошадей новый исполнительный директор ответил отказом. В итоге нам оставалось лицезреть потрескавшиеся стены. О том, что творилось за ними несколько веков назад, нам рассказал местный краевед Борис Волченков. Один из его далёких предков был головой дворцовой конюшенной волости. Ещё в 19-м веке в Гаврилов Посад завозили жеребцов-тяжеловозов из Европы. С их помощью и вывели породу больших мощных лошадей, известную под названием владимирский тяжеловоз. Кстати, эти кони успели даже в кино сняться. На огромном скакуне восседает былинный герой Илья Муромец.
БОРИС ВОЛЧЕНКОВ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

БОРИС ВОЛЧЕНКОВ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
И вот буквально последние недели две-три от работников конезавода стали поступать очень тревожные сигналы. В частности о том, что поголовье будет выведено в строящийся новый комплекс, что вдвое будет уменьшено поголовье кобыл, жеребцы все вообще готовятся к распродаже.

Выручать мы, конечно, будем. Нельзя оставшиеся 30 голов пускать на самотёк. Я ещё не встречался с ними, они не выезжали, хотя я приглашал именно в конце октября, чтобы мы подобрали жеребцов-производителей под их конематок.
Вблизи старинной конюшни новый собственник возводит современный ангар. По словам местных, туда перегонят кобылиц с молодняком. Но держать их предполагается вместе с коровами. А это категорически запрещают ветеринары. Так что пока есть все основания беспокоиться о сохранности уникальной породы.
Екатерина Гаврилова, Дмитрий Киричков, Пётр Соколов, Илья Фомин.

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

По предварительной информации, вместо конезавода, где разводили владимирских тяжеловозов, будет построен очередной туркомплекс. Интернет-петицию о защите отечественного коневодства подписали уже 22 тыс. пользователей Сети. Насколько серьёзен масштаб бедствия в этой сфере, пытался разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Лошади всегда занимали особое, почётное место в человеческой культуре. Вспомните хотя бы «Путешествие в страну гуигнгнмов» Джонатана Свифта, где изображённые под этим именем лошади были верхом интеллектуальной и нравственной культуры! ахалтекинцы - главная гордость Туркмении. А один арабский скакун, бывает, стоит миллионы долларов… Есть чем в этой области гордиться и нашей стране. В середине XX века в СССР была выведена уникальная порода владимирских тяжеловозов - путём скрещивания местных лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Высокие и длинноногие, красивые и добрые, они уникальны своим сочетанием силы, выносливости и скорости бега - потомки самых настоящих крестьянских работяг. Многие представители этой породы, несмотря на свою массивность, могут пробежать рысью 1600 метров за 3 минуты, а с грузом в 1,5 тонны - дистанцию в 2 километра за 5 минут или даже резвее. Да и вообще красавица лошадь…

Конезавод продан всего лишь за 10 миллионов рублей

Разводят владимирских тяжеловозов только на трёх конных заводах - один в Ивановской области и два - во Владимирской. Даже в голодные послевоенные годы этих лошадей берегли, сохраняя и улучшая породу. Увы, в наше время владимирский тяжеловоз стал, как сейчас говорят, не актуален. В сельском хозяйстве живая «лошадиная сила» уже практически не востребована. А для моды богачей - собственных конюшен для скачек - владимирский тяжеловоз не годится, поскольку есть и гораздо более резвые породы. В итоге один из двух ставших убыточными конезаводов - Гаврилово-Посадский, тот, что в Ивановской области, - было решено акционировать и продать.

Тогдашний генеральный директор завода Андрей Жуков с болью говорил: «У нас нет средств расплатиться, если только продать табун. Но продать их на мясо не поднимается рука. К сожалению, на годовое содержание жеребёнка государством выделяется всего 5 тыс. рублей, и если бы не собственные кормовые угодья, то племенное поголовье пришлось бы сократить до минимума. В стране осталось не более 500 животных этой породы, причём 200 - на нашем конезаводе. Во всём мире сейчас существует только 50 пород лошадей, и любая из них - это национальное достояние».

Разумеется, директор конезавода просил специалистов Росимущества прописать в договоре купли-продажи условия, по которым новые хозяева не могли бы даже снизить поголовье, не говоря уж о том, чтобы его распродать. Но чиновники посчитали, что это не важно. Дескать, рынок есть рынок, и негоже диктовать ему свою волю. Почти 1,5 тыс. гектаров сельхозугодий и конюшня со 130 породистыми лошадьми были куплены неким ОАО «Риат» - внимание! - всего лишь за 10 млн рублей, хотя, как пишут местные блогеры, реальная стоимость завода как минимум в 2,5 раза выше.

Красавицы уйдут с молотка

То, что конезавод перешёл в руки частника, - полбеды. Хуже то, что «Риат», как пишут СМИ, вынес предписание освободить помещения от лошадей уже к 10 декабря 2013 года, то есть уже меньше чем через месяц. По предварительной информации, на освобождённой от них территории планируется построить туристический комплекс. А это значит, что статные красавцы и красавицы будут распроданы с молотка. На продажу, по той же информации, будут выставлены все жеребцы-производители, а количество кобыл сократят более чем вдвое. Из 70 лошадей оставят только 30, после чего их переведут на беспривязное содержание в ангар неподалёку, где они станут жить рядом с коровами.

Российский миллиардер Авдолян купил один из самых дорогих частных самолетов в мире

Альберт Авдолян приобрел один из самых больших бизнес-джетов в мире - Bombardier Global 7500, сообщает Forbes. Стоимость лайнера начинается от 75 млн долларов.

Конечно, прекрасным выходом было бы перевезти коней и лошадей, ставших ненужными, на какой-нибудь из двух аналогичных конезаводов во Владимирской области - либо в Юрьев-Польский, либо во Владимир. Но, увы, на этих предприятиях нет места для такого крупного поголовья.

Директор госконюшни «Владимирская» Илья Симаков печально констатирует: «Фактически племенное ядро жеребцов остаётся только у нас во Владимире - 21 жеребец, ещё несколько в Юрьев-Польском. Мы бы с удовольствием перекупили у Гаврилово-Посадского конезавода 15 маток, но у нас нет места». Строительство обещанного владимирской конюшне нового помещения на 50 голов перенесли с этого года на следующий. Что ж, сделать страну единым гостинично-супермаркетовым комплексом, безусловно, проще…

Петицию в защиту лошадей подписали 22 тысячи человек

Как видите, проблема не замыкается на одном отдельно взятом конезаводе. Ещё одна тревожная ситуация складывается в Архангельской области. Государственная заводская конюшня (ГЗК) «Архангельская», где сейчас находится 140 лошадей лучших отечественных пород, с марта 2013 года перешла в собственность региона. По словам министра имущественных отношений области Ирины Ковалёвой, уникальное для всего северо-запада России хозяйство в последние годы находилось под угрозой закрытия. Очередной транш в 12 млн рублей ухнул как в чёрную дыру, оставив конюшню с дырявыми кровлями и полупустыми закромами.

Перевод ГЗК «Архангельская» на региональное финансирование выглядит как перевод стрелок на козла отпущения. По предварительной информации, заведомо дефицитный областной бюджет готов поделиться с ней только 4 млн рублей. Узнав об этом, коллектив госконюшни разослал в СМИ обращение, в котором высказывалось опасение, что поголовье лошадей будет сокращено до минимума, а селекционно-племенная работа прекращена. Якобы гендиректор агрофирмы Михаил Махин, ранее работавший замдиректора по финансам ОАО «Трест Спецдорстрой», заинтересован в получении нового земельного фонда, а никак не в возрождении поморского коневодства.

Такие же проблемы существуют и в Республике Горный Алтай, где находится под угрозой существования местная порода чубарых лошадей. Как пишет один из тамошних блогеров, «эта порода должна возродиться по всему Алтаю, а не только для таких гостей, как глава «Газпрома» Алексей Миллер, которому подарили прошлой осенью жеребёнка Эрдине». В Сети появилась петиция, которую уже подписали свыше 22 тыс. человек: «Каждая цивилизованная страна дорожит созданными её народом породами лошадей. Эти породы являются бесценным достоянием любого государства, поэтому получают государственные дотации на развитие и поддержание. Однако в последнее время ведётся преступная политика по уничтожению отечественного коневодства. Ни один политик не имеет права уничтожать результаты труда сотен наших предшественников! Мы просим создать эффективную программу по защите и финансовой поддержке коневодческих хозяйств, разводящих орловскую и русскую рысистые породы, владимирских тяжеловозов, терских, донских, будённовских лошадей, русскую верховую. А также лошадей аборигенных пород: вятской, башкирской. Все эти породы являются… нематериальной ценностью страны».

В прекрасном стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» есть строки: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Точнее не скажешь. В критическом состоянии отечественного коневодства, как в зеркале, видны те проблемы, которые стоят перед нашей страной…

Выносливая и благородная владимирская лошадь востребована у фермеров, ведущих сельскохозяйственную деятельность. К сожалению, современные технологии и устройства постепенно вытесняют конный труд. В советские годы был период, когда численность чистокровных жеребцов настолько упала, что вид практически исчез. До сих пор на конных заводах проводятся работы по совершенствованию породы, но с каждым годом спрос на лошадь уменьшается.

Досье

Лошади владимирской породы официальное признание получили в 1946 году. Внешне они чем-то схожи со своими предками: английскими тяжеловозами, шайрами и клейдесдалями, которых Советский Союз закупил в Великобритании для селекции еще в 1920-х годах. Они такие же высокие, мощные, длинноногие — шаг коня-богатыря, выведенного во Владимирском ополье, равен двум метрам. Вес взрослого жеребца достигает 750 килограммов, кобылки — 685. Масть обычно гнедая, с белыми отметинами на ногах и голове, грива, челка и хвост — пышные, густые. А вот нрав у "владимирцев", видимо, от простых русских матерей. Добродушные, выносливые, неприхотливые в содержании работяги, эти лошади обладают настоящим крестьянским характером.

«Отрасль на очень низком уровне»

Дочь «короля русской тройки» Владимира Фомина Ольга знает о состоянии конного хозяйства Владимирской области не понаслышке. Она много времени проводила с отцом, посещала с ним различные соревнования как местного уровня, так и всероссийского, а в марте 2014 года новоиспеченный губернатор Владимирской области Светлана Орлова назначила её своим советником по вопросам развития коневодства и конного спорта.

По словам Ольги Владимировны, вверенная ей отрасль находится в состоянии, весьма далёком от идеального. «Падение» коневодства началось в годы перестройки и продолжалось не один десяток лет, хотя попытки возродить былой престиж конкура, паркура и русских троек всё-таки были.

  • Разведение лошадей, их содержание, их тренировки - это очень затратно
  • В этот переходный для нашей страны период времени (начало 90-х годов XX века) естественно пришло в упадок конное хозяйство
  • Раньше у нас был традиционный фестиваль «Русская зима» в Москве, на который Владимирская область направляла минимум две тройки, но в 90-е годы это совсем ушло из нашей жизни
  • Только начиная где-то с 1995 года, Алла Михайловна Ползунова (известный мастер-наездник и общественный деятель в области рысистого коневодства) занялась возрождением соревнований русских троек
  • Владимирские тяжеловозы всегда принимали участие во всесоюзных соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород, там они были одни из первых
  • Наши владимирцы устанавливали там рекорды. Это было грандиозное событие, оно проходило раз в год

Сейчас проводятся российские соревнования в Нижнем Новгороде, но у них невысокий уровень, мало участников и они нерегулярны - всё зависит от финансирования

Вместе с состязаниями ушла и система выращивания лошадей. Большинство конных заводов оказались в частных руках, участие государства практически свелось к нулю. Но и предприниматели не стали панацеей.

Юрьев-Польский конный завод, главное предприятие Владимирской области по воспроизводству владимирских тяжеловозов, которые сейчас носит название «Монастырское подворье», находится не в самом лучшем состоянии. Несмотря на дотации из областного бюджета, расходы на содержание животных превышают доходы. Из-за этого предприятие не может позволить себе ремонт конюшен, построенных, по данным Ольги Фоминой, ещё в 50-х годах прошлого столетия.

  • Это была государственная программа
  • Была конюшня и во Владимире, которая так и называлась: «Государственная заводская конюшня». У неё было немного другое назначение
  • Конные заводы занимались исключительно разведением лошадей
  • На госконюшнях были всегда исключительно жеребцы-производители, которых готовили к соревнованию, которых кормили соответственно, тренировали
  • После соревнований за ними выстраивалась очередь на конные заводы для получения от них потомства
  • И хорошо, если от одного жеребца получится, грубо, 10 жеребят. И вот из 10-и может только один будет хорошим. А может быть и ни одного
  • То есть, это была целая методика, последовательность что ли
  • А сейчас. Сейчас не готовятся лошади
  • А владимирский тяжеловоз отличается тем, что он сам большой, что он ест много, для него нужны просторные пастбища
  • В Юрьев-Польском районе есть пастбища. Правда, и там сейчас проблемы, по-моему. Якобы отдали пастбища под жилищное строительство
  • То есть, проблем очень много, и если область не будет помогать, то, наверно, мы не справимся

Из-за дороговизны содержания владимирские тяжеловозы стали продаваться в огромных количествах, в результате чего их цена упала и хозяева лошадей стали терпеть ещё большие убытки. В том числе и по этой причине количество тяжеловозов сократилось.

По словам Ольги Фоминой, во всей Владимирской области вряд ли найдётся больше 150 голов. Наибольшее число - 130 чистокровных владимирских тяжеловозов - сохранилось лишь в «Монастырском подворье» в Юрьев-Польском районе. Ещё 4 владимирских тяжеловоза содержатся на ферме «Богдарня» у англичанина Джона Кописки. Некоторые частники также могут похвастаться наличием лошадей данной породы, но таковых можно пересчитать по пальцам.

  • У нас получилось так, что Гаврилово-Посадский конный завод (Ивановская область), в котором тоже были владимирцы, купил частник
  • Теперь там тоже всё нарушено. К тому же, владимирских тяжеловозов там продавали, мягко говоря, «кучкой» и сбили, таким образом, все цены на элитную владимирскую породу
  • Поэтому, я обращаюсь ко всем: может быть, волонтёры, может быть, меценаты, давайте как-нибудь организуем что-то. нельзя допустить того, чтобы нашим потомкам пришлось заниматься возрождением владимирских тяжеловозов
  • Когда владимирскую породу официальной признали, было 10 линий (видов)
  • Сейчас в Юрьев-Польском есть только 7. Возможно, восстановим ещё одну
  • Но две потеряны, корни практически пропали

Ольга Владимировна считает, что о восстановлении породы можно будет сказать только в том случае, когда число владимирских тяжеловозов достигнет 300-400 голов. Для этого необходимы не только старания волонтёров и государственные инвестиции, но и, в некотором смысле, пропаганда. В качестве начальной меры, советник губернатора предлагает создать музей на базе нового ипподрома, который строится в микрорайоне Заклязьминский на месте прежних денников.

В этом году породе Владимирский тяжеловоз 75 лет. Подарком к юбилею называют коневоды рождение сразу трех кобыл.

Этого пополнения во Владимирской конюшне ждали несколько лет. В этом году родились сразу три кобылки породы Владимирского тяжеловоза. Голограмма - самая маленькая из них. Родилась всего месяц назад. Но уже бодро бегает, пока только за мамой. Татьяна Полковникова вырастила несколько поколений тяжеловозов, она помогает им и появиться на свет.

Татьяна Полковникова, коневод: «Помочь нужно, кому-то там ножку выпрямить. Кому-то матери помочь. Всякие ситуации были разные, конечно очень сложно, переживаешь. Ждешь его 11 месяцев и вот такая красота, если ее потерять, конечно, очень жалко».

Кобылы войдут в основной племенной состав Владимирского тяжеловоза. Все три - класса "элита". У каждой свой характер. Латгалия недоверчиво прячется за маму, общаться не любит. А Гугуша, наоборот, общительная и любознательная, похожа на отца - чемпиона Гука, который сейчас живет в Германии.

Татьяна Полковникова, коневод: «Она прям вся в него, он такой был добрый и она такая ласковая. Некоторые не подходят, жеребятки остерегаются, за маму прячутся. А она, видите, ласковая такая, дает и трогать».

Владимирские тяжеловозы отличаются добрым нравом, трудоспособностью и выносливостью. А еще они очень красивые, порода нарядная, говорят заводчики. С белыми "чулками" на ногах и пятнышком на голове. Вывели их во Владимире ровно 75 лет назад, специально для тяжелых работ, им не страшны непогода и высокие нагрузки. Сейчас по назначению их используют редко, это больше лошади хобби - класса.

Илья Симаков, директор Государственной заводской конюшни им. В.И. Фомина: «Зона за Уралом до сих пор использует наших лошадей для того, чтобы вытаскивать хлысты деревьев, сваленных на зимники, где потом уже грузят лесовозы. Казахи с удовольствием скупают кобыл, могут вывозить даже вагонами. Я не знаю, у нас поголовья такого нет. Они там используют для получения кумыса».

Медленно, но верно поголовье знаменитых тяжеловозов увеличивается, рассказывают в конюшне. Сейчас потомства ждут еще 7 кобыл.

Визитная карточка Владимирской области и одна из самых мощных и красивых пород лошадей. Владимирский тяжеловоз может исчезнуть как вид. Сохранить уникальную породу пытаются некоторые животноводческие хозяйства. Об истории тяжеловоза и его настоящем - в репортаже Дмитрия Горкина.

Недюжинная сила и былинная красота. Представителей Владимирского тяжеловоза легко узнать по пяти отметинам. Это так называемая проточина на морде и четыре белых носочка. Крупные размеры - почти под два метра в холке, сильные мускулистые ноги и роскошная грива. Несмотря на внушительные габариты - у этой породы очень дружелюбный характер. Именно с неё всегда рисовали богатырских коней. Сейчас судьба породы под вопросом - она признана малочисленной. А хозяйства, которые пытаются её сохранить - можно пересчитать по пальцам. Одно из них - в Гаврилов-Посаде Ивановской области - родине Владимирского тяжеловоза.

Екатерина Кондратьева, руководитель животноводческого комплекса "Родина": "К нам лошади пришли в 2013 году. Поголовье у нас сейчас - 100 голов. 40 конематок и 4 основных жеребца-производителя. Подбор нам ведёт институт коневодства, который находится в Рязани. Под каждую лошадь закреплён свой жеребец. И мы в настоящее время продаём только жеребчиков, а маленьких кобылок оставляем себе для "ремонта" - для увеличения поголовья."

Сергей Рыбаков, председатель правления Ассоциации развития исторических поселений "Русская провинция": "Все нынешние тяжеловозные породы ведут свой род от рыцарской лошади, которая называется дистриэ. Это середина средних веков 14-15 века. Лошадь, которая могла нести тяжеловооруженного всадника. Мы помним, что рыцарский доспех весил от 20 до 50 килограммов. И примерно столько же было доспехов на лошади."

Борис Волченков, старший научный сотрудник краеведческого музея г. Гаврилов-Посад: "Клейдесдаль, Першероны, Шайры - вот эти породы скрещивались с местными кобылами, как в литературе часто пишут - беспородными, с чем я категорически не согласен. Так как столько лет здесь был завод, такой отбор был, крестьяне занимались правильной селекцией. Конечно местная порода была, но нужно ей было придать нарядность, более мощной её сделать."

А это ещё одно хозяйство, где стараются сохранить Владимирского тяжеловоза. "Монастырское подворье" - в селе Косинское Юрьев-Польского района. Конезавод создали на базе колхоза в начале 60-х годов. Местные лошади более широкие и сбитые, чем Гаврилово-Посадские. Считается что такая коренастость делает их ещё более надёжными и спокойными.

Ольга Евсеева, управляющая племенным конным заводом "Монастырское подворье": "На заводе ведётся целенаправленная селекционно-племенная работа с различными линиями и семействами. Причём несмотря на её малочисленность, Владимирская порода - она признана малочисленной, исчезающей породой. Так как маток очень незначительно осталось Поэтому приходится держать жеребцов всех линий. Это 7 линий, 7 маточных семейств и благодаря этому порода жива".

Сегодня на подворье - более 50 маток и около 10 жеребцов-производителей, остальные - молодняк разных возрастов. В последние годы поголовье, хотя и ненамного, удалось увеличить. Правда, спрос на таких коней всё ниже. Необходимость в живой тягловой силе отпала, на смену пришли машины и разведение в больших количествах стало ненужным. По мнению Сергея Рыбакова, председателя правления Ассоциации "Русская провинция", допустить исчезновения этой породы нельзя.

Сергей Рыбаков, председатель правления Ассоциации развития исторических поселений "Русская провинция": "У этих лошадей вряд ли наступит расцвет, связанный с экономикой их применения, но сохранить мы их обязаны и определённо перспективы для этого открывает туризм. Так как лошади очень красивые. Имеют прекрасный экстерьер и туристы ими интересуются не для перевозки колясок или карет, а как предмет любования, предмет эстетического удовольствия".

Владимирского тяжеловоза можно смело назвать национальной гордостью. Кстати, в странах Европы подобные породы давно признаны национальными символами. Там существуют специальные госпрограммы для их сохранения. И чтобы окончательно не утратить этот уникальный вид, возможно стоит перенять их опыт.


ЕКАТЕРИНА ГАВРИЛОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ

Главному зданию Гаврилово-Посадской конюшни 230 лет. Его построили ещё при Екатерине Второй. Изначально конюшня рассчитана на 350 голов лошадей. Но сейчас здесь вдвое меньше. Правда, посмотреть на легендарных тяжеловозов нам, к сожалению не удалось.
В мае конезавод купила некая фирма. В телефонном разговоре на нашу просьбу войти внутрь поснимать лошадей новый исполнительный директор ответил отказом. В итоге нам оставалось лицезреть потрескавшиеся стены. О том, что творилось за ними несколько веков назад, нам рассказал местный краевед Борис Волченков. Один из его далёких предков был головой дворцовой конюшенной волости. Ещё в 19-м веке в Гаврилов Посад завозили жеребцов-тяжеловозов из Европы. С их помощью и вывели породу больших мощных лошадей, известную под названием владимирский тяжеловоз. Кстати, эти кони успели даже в кино сняться. На огромном скакуне восседает былинный герой Илья Муромец.
БОРИС ВОЛЧЕНКОВ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

БОРИС ВОЛЧЕНКОВ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
И вот буквально последние недели две-три от работников конезавода стали поступать очень тревожные сигналы. В частности о том, что поголовье будет выведено в строящийся новый комплекс, что вдвое будет уменьшено поголовье кобыл, жеребцы все вообще готовятся к распродаже.

Выручать мы, конечно, будем. Нельзя оставшиеся 30 голов пускать на самотёк. Я ещё не встречался с ними, они не выезжали, хотя я приглашал именно в конце октября, чтобы мы подобрали жеребцов-производителей под их конематок.
Вблизи старинной конюшни новый собственник возводит современный ангар. По словам местных, туда перегонят кобылиц с молодняком. Но держать их предполагается вместе с коровами. А это категорически запрещают ветеринары. Так что пока есть все основания беспокоиться о сохранности уникальной породы.
Екатерина Гаврилова, Дмитрий Киричков, Пётр Соколов, Илья Фомин.

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

По предварительной информации, вместо конезавода, где разводили владимирских тяжеловозов, будет построен очередной туркомплекс. Интернет-петицию о защите отечественного коневодства подписали уже 22 тыс. пользователей Сети. Насколько серьёзен масштаб бедствия в этой сфере, пытался разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Лошади всегда занимали особое, почётное место в человеческой культуре. Вспомните хотя бы «Путешествие в страну гуигнгнмов» Джонатана Свифта, где изображённые под этим именем лошади были верхом интеллектуальной и нравственной культуры! ахалтекинцы - главная гордость Туркмении. А один арабский скакун, бывает, стоит миллионы долларов… Есть чем в этой области гордиться и нашей стране. В середине XX века в СССР была выведена уникальная порода владимирских тяжеловозов - путём скрещивания местных лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Высокие и длинноногие, красивые и добрые, они уникальны своим сочетанием силы, выносливости и скорости бега - потомки самых настоящих крестьянских работяг. Многие представители этой породы, несмотря на свою массивность, могут пробежать рысью 1600 метров за 3 минуты, а с грузом в 1,5 тонны - дистанцию в 2 километра за 5 минут или даже резвее. Да и вообще красавица лошадь…

Конезавод продан всего лишь за 10 миллионов рублей

Разводят владимирских тяжеловозов только на трёх конных заводах - один в Ивановской области и два - во Владимирской. Даже в голодные послевоенные годы этих лошадей берегли, сохраняя и улучшая породу. Увы, в наше время владимирский тяжеловоз стал, как сейчас говорят, не актуален. В сельском хозяйстве живая «лошадиная сила» уже практически не востребована. А для моды богачей - собственных конюшен для скачек - владимирский тяжеловоз не годится, поскольку есть и гораздо более резвые породы. В итоге один из двух ставших убыточными конезаводов - Гаврилово-Посадский, тот, что в Ивановской области, - было решено акционировать и продать.

Тогдашний генеральный директор завода Андрей Жуков с болью говорил: «У нас нет средств расплатиться, если только продать табун. Но продать их на мясо не поднимается рука. К сожалению, на годовое содержание жеребёнка государством выделяется всего 5 тыс. рублей, и если бы не собственные кормовые угодья, то племенное поголовье пришлось бы сократить до минимума. В стране осталось не более 500 животных этой породы, причём 200 - на нашем конезаводе. Во всём мире сейчас существует только 50 пород лошадей, и любая из них - это национальное достояние».

Разумеется, директор конезавода просил специалистов Росимущества прописать в договоре купли-продажи условия, по которым новые хозяева не могли бы даже снизить поголовье, не говоря уж о том, чтобы его распродать. Но чиновники посчитали, что это не важно. Дескать, рынок есть рынок, и негоже диктовать ему свою волю. Почти 1,5 тыс. гектаров сельхозугодий и конюшня со 130 породистыми лошадьми были куплены неким ОАО «Риат» - внимание! - всего лишь за 10 млн рублей, хотя, как пишут местные блогеры, реальная стоимость завода как минимум в 2,5 раза выше.

Красавицы уйдут с молотка

То, что конезавод перешёл в руки частника, - полбеды. Хуже то, что «Риат», как пишут СМИ, вынес предписание освободить помещения от лошадей уже к 10 декабря 2013 года, то есть уже меньше чем через месяц. По предварительной информации, на освобождённой от них территории планируется построить туристический комплекс. А это значит, что статные красавцы и красавицы будут распроданы с молотка. На продажу, по той же информации, будут выставлены все жеребцы-производители, а количество кобыл сократят более чем вдвое. Из 70 лошадей оставят только 30, после чего их переведут на беспривязное содержание в ангар неподалёку, где они станут жить рядом с коровами.

Российский миллиардер Авдолян купил один из самых дорогих частных самолетов в мире

Альберт Авдолян приобрел один из самых больших бизнес-джетов в мире - Bombardier Global 7500, сообщает Forbes. Стоимость лайнера начинается от 75 млн долларов.

Конечно, прекрасным выходом было бы перевезти коней и лошадей, ставших ненужными, на какой-нибудь из двух аналогичных конезаводов во Владимирской области - либо в Юрьев-Польский, либо во Владимир. Но, увы, на этих предприятиях нет места для такого крупного поголовья.

Директор госконюшни «Владимирская» Илья Симаков печально констатирует: «Фактически племенное ядро жеребцов остаётся только у нас во Владимире - 21 жеребец, ещё несколько в Юрьев-Польском. Мы бы с удовольствием перекупили у Гаврилово-Посадского конезавода 15 маток, но у нас нет места». Строительство обещанного владимирской конюшне нового помещения на 50 голов перенесли с этого года на следующий. Что ж, сделать страну единым гостинично-супермаркетовым комплексом, безусловно, проще…

Петицию в защиту лошадей подписали 22 тысячи человек

Как видите, проблема не замыкается на одном отдельно взятом конезаводе. Ещё одна тревожная ситуация складывается в Архангельской области. Государственная заводская конюшня (ГЗК) «Архангельская», где сейчас находится 140 лошадей лучших отечественных пород, с марта 2013 года перешла в собственность региона. По словам министра имущественных отношений области Ирины Ковалёвой, уникальное для всего северо-запада России хозяйство в последние годы находилось под угрозой закрытия. Очередной транш в 12 млн рублей ухнул как в чёрную дыру, оставив конюшню с дырявыми кровлями и полупустыми закромами.

Перевод ГЗК «Архангельская» на региональное финансирование выглядит как перевод стрелок на козла отпущения. По предварительной информации, заведомо дефицитный областной бюджет готов поделиться с ней только 4 млн рублей. Узнав об этом, коллектив госконюшни разослал в СМИ обращение, в котором высказывалось опасение, что поголовье лошадей будет сокращено до минимума, а селекционно-племенная работа прекращена. Якобы гендиректор агрофирмы Михаил Махин, ранее работавший замдиректора по финансам ОАО «Трест Спецдорстрой», заинтересован в получении нового земельного фонда, а никак не в возрождении поморского коневодства.

Такие же проблемы существуют и в Республике Горный Алтай, где находится под угрозой существования местная порода чубарых лошадей. Как пишет один из тамошних блогеров, «эта порода должна возродиться по всему Алтаю, а не только для таких гостей, как глава «Газпрома» Алексей Миллер, которому подарили прошлой осенью жеребёнка Эрдине». В Сети появилась петиция, которую уже подписали свыше 22 тыс. человек: «Каждая цивилизованная страна дорожит созданными её народом породами лошадей. Эти породы являются бесценным достоянием любого государства, поэтому получают государственные дотации на развитие и поддержание. Однако в последнее время ведётся преступная политика по уничтожению отечественного коневодства. Ни один политик не имеет права уничтожать результаты труда сотен наших предшественников! Мы просим создать эффективную программу по защите и финансовой поддержке коневодческих хозяйств, разводящих орловскую и русскую рысистые породы, владимирских тяжеловозов, терских, донских, будённовских лошадей, русскую верховую. А также лошадей аборигенных пород: вятской, башкирской. Все эти породы являются… нематериальной ценностью страны».

В прекрасном стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» есть строки: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Точнее не скажешь. В критическом состоянии отечественного коневодства, как в зеркале, видны те проблемы, которые стоят перед нашей страной…

Выносливая и благородная владимирская лошадь востребована у фермеров, ведущих сельскохозяйственную деятельность. К сожалению, современные технологии и устройства постепенно вытесняют конный труд. В советские годы был период, когда численность чистокровных жеребцов настолько упала, что вид практически исчез. До сих пор на конных заводах проводятся работы по совершенствованию породы, но с каждым годом спрос на лошадь уменьшается.

Конюшня

Конь владимирской породы отлично чувствует себя в деннике. Отдельные помещения благоприятно влияют на самочувствие и продуктивность животных. Если нет такой возможности, лошадь спокойно отнесется и к общим стойлам.

За денником легче ухаживать. Но в силу размеров лошади, он должен быть просторным, а значит, будет занимать много места. Полная изоляция от других особей сделает представителя агрессивным, своенравным, снизит аппетит.

Чтобы этого не произошло, рекомендуется устанавливать решетки между соседними помещениями. Так лошадь владимирской породы будет видеть соседей, и привыкать к их компании.

Содержание лошадей в стойлах, которые разъединяются между собой невысокими стенами, значительно сэкономит пространство. Особи будут находиться рядом друг с другом, не испытывая дефицита в общении.

Минус стойлового содержания - если в холодное время хоть одна лошадь заболеет, инфекция может быстро переместиться и на остальное поголовье. Чтобы не допустить неприятных последствий, на зиму стадо лучше помещать в денники.

Размеры денников и стойла

Чтобы лошадь владимирской породы могла ощущать себя спокойно и комфортно, рекомендуется делать денники с высотой не менее трех метров.

К тому же высокий потолок обеспечит естественную вентиляцию воздуха в стойле. Свежий воздух пойдет на пользу всему поголовью. Обязательно следует учесть вытяжную вентиляцию, которая не будет образовывать сквозняки.

Для одного жеребца или кобылы необходимо выделить комнату 3 на 3,5 метра. Важно учесть, что лошадь любит свет, поэтому каждый денник нужно оборудовать просторным окном. Темные и влажные помещения провоцируют ухудшение зрения.

Если окна конюшни расположены на южной стороне, закрывайте их светлой тканью.

Характер и нрав

По своему нраву жеребцы энергичные и активные. Иногда создается впечатление, что они вовсе не устают. Тяжеловозы хорошо ладят с людьми, отличаются спокойным и дружелюбным характером.

Животные положительно относятся к детям, спокойно возят их на себе верхом. Во время упряжки не брыкаются и не лягаются, подчиняясь поводу. Именно поэтому приучить владимирскую лошадь к тяжелой работе не составит труда.

Помимо этого, владимирский тяжеловоз быстро привыкает к разного рода задачам. Например, перевозить с места на место валуны камней или другой тяжелый груз. Развитая система мышц и жажда к работе сделала их выносливыми.

Как содержать породистого тяжеловоза

Кормушки

В качестве тары для корма и воды используют металлические или деревянные ванны, обитые жестью. Позаботьтесь о том, чтобы углы были закруглены. Таким образом, чистка и дезинфекция кормушек не доставит вам хлопот.

Поилки должны быть металлическими, высота от пола до них не должна быть меньше метра. Также рекомендуется использовать угловые тары, выходящие наполовину в общий коридор.

Важная часть ухода - забота о чистоте туловища, гривы и хвоста животного.

Вычесывать лошадей тяжеловозов нужно по росту волос. Для лучшего эффекта обрабатывайте гриву и хвост специальными лосьонами, так они будут меньше путаться.

Во время ухода не допускайте ошибок, которые могут привести к печальным последствиям: не садитесь у задних ног лошади и не делайте резких движений.

Моют лошадей породы тяжеловоз два раза в семь дней. Для мытья готовят теплую воду, уделяют особое внимание ногам.

Копыта и ноги обрабатывают содовым раствором раз в день ближе к вечеру, когда лошадь закончила хозяйственные работы. Процедура предотвращает кожные раздражения и воспаление копыт, возникающие из-за грязи.

С копыт специальным крючком соскабливают грязь, камешки и землю. Их внимательно осматривают на наличие трещин, сколов. Обработать ранки можно перекисью водорода.

Уделять внимание надо и зубам животного. Регулярно следует проводить их осмотр на наличие воспалений, инфекций, кариеса. Раз в полгода приглашайте ветеринара, который точно определит состояние лошади.

Откуда произошла порода

Читайте также: