Вся власть в руках фараона: как наказывали за преступления в Древнем Египте

Обновлено: 18.09.2024

ЭТНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР вернуться к странице

ЭТНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР запись закреплена
Археология Восточно- Европейской степи

Вся власть в руках фараона: как наказывали за преступления в Древнем Египте

К вопросу о том, что считать преступлением и как наказывать за содеянное, древнеегипетское общество подходило с точки зрения морали и религиозных принципов. Причем иногда египтяне судили - и осуждали - людей уже скончавшихся. Это называлось "судом другого мира".

Главную роль играл культ Маат - богини истины, справедливости, закона и миропорядка. Нарушая правила поведения, человек как бы раскалывал космическую гармонию и наносил вред как людям, так и всему государству.

Французский египтолог Клер Лалуэт в своем исследовании "Фараоны во времена царей-богов" пишет, что в те времена считалось, что Маат - это символ вселенского порядка, необходимого для благоденствия общества и всего мира. Мира, созданного египетскими богами.

Преступления в Древнем Египте делились на две категории: преступления против общества (убийство, прелюбодеяние, кража частной собственности) и преступления против государства и порядка в стране (взяточничество, госизмена, хищение госсобственности и неподобающее поведение в отношении религиозных объектов).

Вся полнота власти была сосредоточена в руках фараона, он же был гарантом порядка. В древнейшие времена он сам принимал участие в процессах, но потом сформировались суды, и фараон участвовал только в наиболее громких процессах.

Убийство
В Древнем Египте жизнь человека считалась благословением свыше, и тот, кто отнимал у другого жизнь, приговаривался к смертной казни, хотя уже в те времена суды различали умышленное и непредумышленное убийство.

Манал Махмуд Мохамед, исследователь истории Древнего Египта при египетском министерстве древностей и автор труда "Преступление и наказание в Древнем Египте", говорит, что умышленное убийство каралось смертной казнью не всегда. Иногда наказание было психологическим, и часто оно считалось более суровым, чем просто смертная казнь.

Сын, убивший одного из своих родителей, сначала подвергался пыткам, а уже затем его казнили. С родителями, убившими своего ребенка, поступали изощреннее. К ним привязывали тело ребенка и не менее трех суток держали под охраной на жаре - до тех пор, пока тело не начинало разлагаться.

Французский специалист по истории Египта фараоновской эпохи Франсуа Дюма говорит, что часто приговоренных к смерти просто бросали крокодилам. Но некоторым осужденным "везло" - им давалась возможность совершить самоубийство.

Но если убийство было непредумышленным, и этот факт удалось доказать, наказания были совсем другими.
В таком случае убийца не мог войти в собственный дом до того, как он был ритуально очищен от совершенного им греха, и не принес жертвоприношений на могилу погибшего от его рук.

Кроме того, предусматривалось примирение между семьями правонарушителя и его жертвы, а также выплата определенной компенсации.
Во времена фараонов также предусматривалось наказание за сокрытие информации об убийстве или информации, которая могла помочь предотвратить подобное преступление. Недоносители считались соучастниками преступления и наказывались так же, как и сам убийца.

В Древнем Египте также запрещалось убийство животных, имевших важное религиозное значение - ибисов, кошек и т.д. Преднамеренное убийство этих животных каралось смертной казнью, непреднамеренное - штрафом.

Прелюбодеяние
Прелюбодеяние считалось преступлением против основных религиозных принципов, но этот грех касался лишь сексуальных отношений мужчины с замужней женщиной. Это преступление также наказывалось смертной казнью.
В древнейших законах говорилось: "Если вы хотите сохранить дружбу с кем-то, то заходя в их дом, не приближайтесь к женщинам и не заходите в их часть дома".

Во времена фараонов считалось, что если мужчина согрешил с замужней женщиной, то будет впоследствии совершать и другие грехи, соответственно, его следует казнить.
В древнеегипетских текстах также говорится, что наказание жены, изменившей своему мужу, находилось в руках самого мужа. Он мог либо сам решить, как именно наказать жену, либо простить и супругу, и ее партнера. Муж также мог обратиться в суд.

В одном из папирусов времен правления фараона Рамзеса V описывается случай, когда перед судом предстала семья, которая слишком жестоко обошлась с женщиной, которая, по их мнению, опозорила семью своим поведением. Женщину бросили в реку на съедение крокодилам.
Следует также отметить, что наказания для мужчин были более легкими, чем для женщин, совершивших точно такое же преступление. При этом женщины в Древнем Египте обладали равными правами с мужчинами в том, что касалось участия в судебных процессах.

Грабеж и воровство
Наказанием за кражу имущества был штраф, в два или три раза превышающий стоимость похищенного. Штраф за кражу государственной собственности превышал ее стоимость в 180 раз.

Пойманный вор должен был взять на себя обязательство вернуть украденное и признаться в содеянном, после чего он получал 100 ударов кулаками. Затем он должен был торжественного поклясться никогда больше ничего подобного не делать.
Если он отказывался приносить подобную клятву, его бросали в реку к крокодилам.
Все эти наказания были публичными.

Взяточничество
Случаи взяточничества обычно не рассматривались судами. Пойманных за этим чиновников просто увольняли и понижали в социальном статусе до уровня простого крестьянина. Но были и судебные процессы.
Не все были этим довольны. В одной из найденных рукописей обнаружилась молитва осужденного к богу Амону: "Услышь меня, о Амон. Я бедный человек, а суд требует серебра и золота. Сделай что-нибудь, о Амон".

Когда дела о взяточничестве доходили до суда, некоторые обвиняемые проявляли находчивость. В одном из папирусов описывается, как обвиняемый дал взятку писарю суда, и тот вынес на улицу и передал ему все материалы дела.
Один из обвиняемых, который был задержан в связи с разграблением гробниц во время правления Рамзеса IX, утверждал, что также был освобожден из-под ареста после того, как заплатил взятку.
"Меня арестовали и держали в кабинете городничего Тибы. Я отдал им мою долю из 20 слитков золота", - приводятся его слова в книге "Преступление и наказание в Древнем Египте".

Государственная измена
В Древнем Египте преступления против государства и фараона считались наиболее одиозными. Единственной мерой наказания в подобных случаях была смертная казнь, вне зависимости от социального статуса осужденного. Казнили даже приближенных самого фараона.
Как говорится в Туринском судебном папирусе, на фараона Рамзеса III было совершено покушение, в результате которого он скончался и отошел в мир иной. Уже оттуда, судя по записям в папирусе, он обратился с наставлением к судьям, которые рассматривали дело о покушении.

Заговор против Рамзеса III организовала одна из его младших жен Тия, якобы надеясь возвести на престол своего собственного сына. К заговору присоединились многие другие обитательницы гарема, а также некоторые военачальники и люди из царского двора.
Заговорщики были приговорены к смертной казни, причем некоторые из них должны были совершить самоубийство. Кроме того, перед смертью их лишили имен и заменили их на обидные клички - это лишало их надежды на достойную загробную жизнь.
Следующим фараоном стал Рамзес IV, чье восхождение на престол и хотела предотвратить Тия.

Разграбление гробниц и храмов
Разграбление гробниц, особенно если там покоились высокопоставленные лица, считалось тяжким преступлением.
В гробницах, как правило, находились ценные вещи и драгоценности. Их часто грабили, чтобы пополнить казну, когда власть становилась более слабой.

Особенно не повезло Рамзесу II - жрецы хоронили его мумию пять раз. Четыре раза разбойники разграбляли сначала его собственную гробницу, потом гробницы, в которые перемещали его тело.
В конце концов, мумию Рамзеса II и останки других фараонов переместили в тайник в скалах Херихора. Там они пролежали до конца XIX века, когда тайник обнаружило местное арабское племя. Затем останки были переданы в музей.

Наказанием за разграбление гробниц была смертная казнь. В случае, если прах покойного не был обнаружен, то преступнику отрубали кисти рук и били плеткой 100 раз.
Власти Древнего Египта также были обеспокоены грабежом храмов и приняли целый ряд законов для борьбы с этим.

В законах также говорилось, что любой, кто похитил животное из храма и передал его кому-то, должен быть осужден на смертную казнь. Если вор оставлял животное у себя, ему отрезали нос.
За кражу другого имущества храма также полагалось 100 ударов плетью и штраф, в 100 раз превышающий стоимость похищенного.

Семья Костевых - иллюстрация

Беларусь - единственная страна в Европе, практикующая смертную казнь. Казнят в обстановке секретности - родственники не знают ни дня смерти, ни места захоронения близких. Власть утверждает, что исключительную меру наказания поддерживают сами белорусы. Но многие говорят, что узнали о ней, только напрямую столкнувшись с бедой.

Даже если сыновей Натальи казнят, ей еще придется отрабатывать долг государству за содержание их в детском доме.

Отрабатывать велено в столице, потому Наталья не смогла быть на суде над своими младшими детьми в городке Черикове почти в 300 км от Минска и не может съездить на свидание в областной Могилев, где ее Илье и Стасу уже надели робы смертников.

Прелюбодеяние

У египтян прелюбодеяние считалось преступлением против религии и каралось смертной казнью. Под этим преступлением понимали связь мужчины с замужней женщиной. В свитках законов Древнего Египта неоднократно встречается упоминание того. что если человек позарился на чужую супругу, то он безнадежно преступен и греховен, поэтому заслуживает лишь смерти.

Но это касалось только мужчин. Судьба неверной жены была в руках законного мужа. Тот мог простить жену или выбрать ей сам наказание. Если обманутый муж не обращался в суд, избегал наказания и любовник - в этом случае проблема считалась внутрисемейной и глава семьи мог простить и обидчика и неверную жену.

Государственная измена

Все преступления против государства и особенно против персоны фараона и членов его семьи карались максимально жестоко. Для всех сословий в таких случаях наказание было единым - смертная казнь. Казнили даже приближенных фараона и его жен - такой случай произошел с Рамзесом III, против которого организовала заговор Тия - одна из младших жен.

В заговоре, целью которого было воцарение на престоле Египта сына Тии, участвовали еще несколько жен правителя, его царедворцы и даже военачальник. Рамзес III погиб, но это не привело к власти сына Тии. Новым фараоном, как и было положено по закону, стал Рамзес IV, а изменников и цареубийц схватили и судили.


Их всех приговорили к смертной казни, но перед этим провели церемонию лишения имен. Всем предателям дали унизительные клички, а затем казнили. Это сделали для того, чтобы казненные не смогли достойно жить в загробном мире. Самых именитых участников покушения на фараона заставили наложить на себя руки, а тех кто попроще бросили к рептилиям в реку.

Смерть именем Республики Беларусь

Наталья Костева просит президента Лукашенко о милости к ее детям, замене казни на заключение, пусть самое долгое, бесконечное.

Надежды у Натальи мало. Лукашенко уже высказался публично об этом деле.

"Два подонка, иначе их не назовешь - уже и разбои были, и наказывали их, - убили свою учительницу. За то, что она защитила двоих детишек их сестры. Сестра никакая, асоциальный элемент. А [учительница] защитила их и потребовала изъять из семьи. Они ее резали всю ночь", - рассказал президент, подчеркнув, что дело на его особом контроле.

Оценки Лукашенко, как свидетельствует практика правозащитников, не остаются без внимания со стороны судов и апелляционных инстанций.

За четверть века своего правления Лукашенко помиловал только одного из приговоренных к смертной казни - об этом белорусский президент как-то рассказывал сам, но кто этот человек - доподлинно не известно. Всего же со времени обретения Беларусью суверенитета, по данным правозащитников, было приведено в исполнение более 400 смертных приговоров.

Не все эти смерти были санкционированы президентом Лукашенко, подпись которого является последней и решающей для приговоренного к высшей мере наказания, отмечает Андрей Полуда, руководитель кампании "Правозащитники против смертной казни".

Ряд приведенных в исполнение смертных приговоров остались "в наследство" от СССР: минская тюрьма на улице Володарского была одной из "расстрельных" - сюда, например, привозили приговоренных из Прибалтики.

Расстреливают на "Володарке" в центре Минска до сих пор, утверждают правозащитники.

"Система, которая осталась у нас, это наследие Советского Союза, - говорит Полуда. - Все, как было тогда, осталось. Родственникам не выдают тела, не говорят время смерти, не указывается место захоронения . В СССР это было, чтобы скрыть массовые репрессии. Люди думали, что человек отбывает 10 лет без права переписки, а он уже лежал в расстрельном рву, как в Куропатах под Минском".

"Есть люди, которые приводят в исполнение смертный приговор. И это не один человек, есть расстрельная команда, - Андрей Полуда ссылается на сведения, собранные и обобщенные правозащитниками в отдельном исследовании. - Во время приведения приговора в исполнение присутствует доктор, который констатирует смерть. Есть прокурор, который отслеживает соблюдение законности при исполнении смертного приговора. Вот я еду иногда в метро и думаю: интересно, сегодня в метро едет человек, который является частью этой системы по исполнению смертного приговора? И что он говорит семье, детям? "Папа хорошо поработал в этом месяце"?

Процедура исполнения смертного приговора в Беларуси засекречена в отличие, например, от США, где в некоторых штатах на казни разрешено присутствовать родственникам и даже журналистам. Закрытость белорусской системы критикуют и международные организации, об этом, в частности, говорится в последнем докладе Amnesty International.

Белорусские власти игнорируют обращения местных правозащитников о неприменении смертной казни - впрочем, как и призывы Комитета ООН по правам человека, единственной международной инстанции, доступной для подобных обращений. Беларусь не входит в Совет Европы - препятствием европейцы не раз называли наличие в стране смертной казни; Европейский суд по правам человека недоступен для обращений по делам приговоренных к смерти белорусов.

И белорусские правозащитники, и мировое сообщество призывают официальный Минск к мораторию на смертную казнь - как шагу к последующему отказу от ее применения.

Президент Лукашенко в ответ ссылается на волю народа - данные референдума 1996 года, по итогам которого 80,44% участников высказались за сохранение смертной казни в стране.

Лукашенко уверен, что будь новый референдум по этому вопросу, он подтвердит "волю народа".

Правозащитник Андрей Полуда считает, что статистика неоднозначна.

"Наша позиция однозначная: мы выступаем против референдума по вопросу смертной казни. Потому что этот вопрос лежит в эмоциональной плоскости, - добавляет правозащитник. - Никто не спрашивал мнения наших граждан, например, когда вводился налог на тунеядство, который народ воспринял неодобрительно. Потому что все понимали , какой будет результат. Вопрос о смертной казни всегда был решением правящих или политических элит".

Цветы для смертника

После вести о расстреле молодых людей, обвиненных во взрыве в минском метро, к дому Любови Ковалевой в Витебске люди понесли цветы.

Сотрудники спецслужб поначалу блокировали вход в подъезд, но цветы оставляли на лавочках у дома, и чтобы убрать с людских глаз этот массовый "беспорядок", багровые букеты позволили внести в квартиру.

Взрыв в минском метро произошел в час пик 11 апреля 2011 года. Погибли 15 человек, несколько сотен были признаны пострадавшими. Обвиненных в теракте Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева спецслужбы "вычислили" за сутки. Владислав Ковалев, фактически обвиненный в недонесении о преступлении, вину не признал, активно защищался в суде и просил президента о помиловании; рабочий Дмитрий Коновалов за все время разбирательств произнес только фразу о том, что совершил все "в целях дестабилизации общественной обстановки". Коновалова и Ковалева расстреляли в марте 2012 года, спустя четыре месяца после вынесения приговора.

Правозащитники констатировали: после расследования этого дела о взрыве, суда и казни в Беларуси стало значительно меньше приверженцев смертного приговора - многие люди сочли действия властей поспешными и необъективными.

Любовь Ковалева перебирает тюремные письма сына, не раскрывая конвертов: "Не могу пока читать. Может, когда-то потом".

Любовь Ковалева убеждена, что ее Влада и Дмитрия Коновалова назначили исполнителями страшного преступления и ликвидировали, чтобы поскорее закрыть дело, в котором адвокаты, правозащитники и аналитики обнаружили многочисленные нестыковки.

"Ребят же расстреляли очень быстро! Нам не дали даже возможности написать надзорную жалобу. Это произошло на стадии изучения материалов дела", - говорит мать.

Их последнее свидание прошло под надзором тюремщиков 11 марта 2012 года.

"Я не думала, что это будет последнее, я еще на что-то надеялась. Дали нам три часа. Я думаю, что в этот день их и убили. В понедельник должен был пойти к нему адвокат, 12 числа. Адвоката не впустили уже. Хотя его и раньше не впускали, очень было сложно попасть. Потом мы пытались найти, где Влад. В СИЗО №1 сказали, что его там нет, нет заключенного под такой фамилией. Мы тогда в ДИН поехали (департамент исполнения наказаний - Би-би-си). Меня не позвали, заходил адвокат, я ждала его. Я думаю, что ему уже сказали, что Влада нет. Это было 12 число. А письмо из Верховного суда я получила 16 утром. В письме было сказано, что приговор уже приведен в исполнение", - Любовь Ковалева говорит, что в ночь после свидания сын приснился ей и попросил не будить: "Я только что уснул".

"Вещи Влада возвратили - бандерольку послали. Письма к нему не вернули и не вернули записи, которые Влад вел во время судебных заседаний, хотя я обращалась письменно, официально. Не отдали. Отдали продукты, которые Влад еще не съел. Просто мне выслали посылкой. В мешок какой-то сложили и закрыли. Да они издевались так. Издевались над моим сыном и надо мной издевались", - женщина не может сдержать слез, хотя, говорит, позволяет себе плакать не часто, "раз в пару месяцев, когда очень накатит".

В церковь Любовь Ковалева не ходит: "Мы с сестрой пошли было в церковь и поставили свечи. Моя свечка погасла. И я поняла, что не надо ставить за упокой. Возможно, это какой-то знак. И я не хожу, не ставлю свечи. Некоторые делают какие-то мнимые могилы. Не знаю. Я считаю, что это неправильно. Во-первых, убивают в одном месте, а куда потом? Что они с ними делают потом?".

Исследования показали, что отсутствие носов у статуй, подобных этой (фараон Тридцатой династии, около 370 г. до н.э.), вовсе не случайно

Даже если вы никогда не интересовались древнеегипетскими скульптурами, можете поверить нам на слово: у многих из них отбиты носы.

На первый взгляд, в отбитых носах древних статуй нет ничего неожиданного: ведь спустя тысячелетия они неизбежно должны разрушаться естественным образом, правда? Однако почему тогда среди них так много и прекрасно сохранившихся экземпляров, у которых тем не менее нос тоже отбит?

Можно предположить, что нос, в конце концов, - выдающаяся деталь, он, так сказать, торчит, он наиболее уязвим, так что если что и должно отламываться первым, то это он.

Но даже если это и так, чем объяснить то, что и такие древнеегипетские художественные работы, как барельефы и картины, тоже несут на себе следы все того же варварского обращения с этой частью тела?

Вопрос этот породил множество гипотез, в том числе и такую спорную (которую до сих пор можно встретить - несмотря на то, что ее несостоятельность вроде бы уже доказана): отбивание и уродование носов на изображениях было коварной попыткой европейских колониалистов уничтожить африканские корни древних египтян.

По мнению экспертов, теория эта ни на чем не основана, хотя бы потому, что носы - далеко не единственное физическое доказательство этих корней. Как считают ученые, империализм, несмотря на его ужасы, не может отвечать и за отбитые носы.

Так что же с ними могло произойти?

Отключить божественное могущество

В настоящее время, если попытаться дать разумный ответ одним словом, то этим словом будет "иконоклазм" (от греческого εικών - изображение, икона и κλαστειν - разбивать), иконоборчество.

И тут мы говорим не о религиозном христианском феномене, известном по временам Византии и протестантской Реформации, когда отрицался культ священных изображений, когда иконы уничтожали, когда преследовали тех, кто перед ними молился.

В нашем, древнеегипетском случае речь идет об иконоборчестве в более широком смысле - о вере в важность уничтожения живописных изображений или разрушения скульптур по мотивам как политическим (вспомним уничтожение статуй Саддама Хусейна американскими солдатами в 2003 году), религиозным (недавний пример - уничтожение бамианских статуй Будды талибами), так и эстетическим (например, отрицая культурное наследие предшествующих периодов).

Все это обретает еще больший смысл, если учесть, что для древних египтян статуи были своего рода точкой контакта божеств со смертными обитателями земли. По тогдашним представлениям, бог сходил в посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением, то есть почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

И у рисунков, и у барельефов - все тот же тип повреждения, как будто против наличия носа велась пропагандистская (и весьма успешная!) кампания

Эдвард Блайберг, старший куратор экспозиции египетского, классического и древнего ближневосточного искусства в Бруклинском музее (США), заинтересовался этим вопросом из-за того, что его наиболее часто задают посетители музея: "Почему у них отбиты носы?"

С точки зрения Блайберга, даже сами слова "скульптура" (в изначальном смысле - "нечто сотворенное для жизни") и "скульптор" ("некто дающий жизнь") подчеркивают то, что изображения - живые.

В изображающих человека объектах из камня, металла, дерева, глины и даже воска могут жить бог или же человек, который умер, а затем стал божеством, и благодаря такому "вселению" они способны действовать в материальном мире.

Именно так говорится о древнеегипетской богине любви и плодородия Хатхор в письменах на стене грандиозного храма в городе Дендер, вероятно, построенном в 2310-2260 гг. до н.э.: "(…) Она слетает с небес, чтобы войти в земной предел твоей души [речь идет о храме], она летит к твоему телу, она населяет его".

В этом случае богиня входит в статую, но письмена в том же самом храме рассказывают и о том, как Осирис (один из самых важных богов в Древнем Египте, бог возрождения, царь загробного мира и судья душ усопших) входит в собственное изображение на барельефе.

Египтяне верили, что изображения, после того как в них вселилось божество, обладают могуществом, которое можно разбудить с помощью определенных ритуалов.

А можно это могущество отключить - умышленно повредив изображение. Например, отбив нос статуе.

"Президентские дети"

Социальный лифт в этой семье упорно шел вниз.

Муж Натальи умер, когда младшему из их четверых детей, Стасу, было пять месяцев; женщина выживала, как могла и как умела. Работала дояркой, оставляя младших на старшую Аню; работала в ПМК - передвижной механизированной колонне, автотранспортном хозяйстве, где рабочий день часто длился дотемна. Жила с детьми в служебных и частных квартирах, продав свою часть дома после тяжбы о наследстве умершего мужа. Наверняка не была безукоризненной - сама рассказывает, как соцработники, угостившись ее домашними пирогами, записывали в отчетах, что застали Наталью выпившей.

На семейных фото той поры - красивая молодая женщина и прилично одетые дети с мамой в обнимку.

"Сама с судьбою" Наталья продержалась 13 лет - ее младших отправили на государственное воспитание, когда те уже были подростками. Парни пропускали уроки, могли подраться в школе, Илья стоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Подпись к видео,

Смертный приговор для всей семьи. Как живут родственники осужденных на казнь в Беларуси.

Братья получили право вернуться домой по достижении совершеннолетия. Младший, Стас, вернулся в Чериков едва ли не накануне убийства соседки.

За содержание Ильи и Стаса на государственном обеспечении-воспитании Наталье еще предстоит выплатить 10 тысяч белорусских рублей - более 4 тысяч долларов по нынешнему курсу. При зарплате в 200 долларов, из которой в счет погашения долга вычитается треть, выплаты могут растянуться на долгие годы.

Старшей дочери Анне дважды грозила отправка малышей - уже Натальиных внуков - в детский дом.

В первый раз, говорит Анна, она сама спровоцировала внимание к себе со стороны органов опеки: "Сама позвонила в милицию, сотрудникам РОВД, чтобы мне помогли. Чтобы дети не видели, как там папа маму бьет. А в итоге получается, что я сама себе вырыла яму, и меня поставили в социально опасное положение".

Во второй раз к чиновникам обратилась та самая убитая впоследствии соседка, сообщив, что младший Анин ребенок бегает во дворе без присмотра.

Аня благополучно пережила два этих СОПа (постановки семьи в социально опасное положение) - с полугодовым контролем, внезапными визитами проверяющих, "ревизией" холодильника и кастрюль.

"Очень тяжело это все переживать, - говорит она. - К тебе потом относятся не как к человеку. То есть если ты оступился - все, тебе права на то, чтобы ты вытянулся или исправился, уже нету такого. Помощи тебе никогда никто не окажет, еще и вниз подтолкнут. Но своих детей туда, где в свое время оказались мои братья, я ни за что в жизни не отдам".

Правозащитник Павел Сапелко, анализируя ситуацию с семьей Костевых, напоминает о призывах президента Лукашенко увеличить рождаемость и обещаниях господдержки многодетным семьям. "Один ребенок - это ваш ребенок, два - посмотрим на семью, может кого-то нужно поддержать, но это тоже ваши дети. Но третий - это мой ребенок", - заявлял белорусский президент.

"В семье Костевых двое - "президентские" дети: оба приговоренных к смертной казни, Илья и Стас, третий и четвертый в семье Натальи. Обоих вырастило государство - за это поклон, но кто воспитал их такими, почему так отчаянно братья не хотели своей судьбы четырем своим племянникам, двое из которых тоже - "президентские"?" - говорит Сапелко.

"Этот приговор - он не только про смерть братьям Костевым, он еще про то, как государственная машина равнодушно перемалывает семьи, превращая матерей и отцов в "обязанных лиц" - людей второго сорта, без прав и перспектив, лишая их надежды на исправление ситуации вместо помощи в трудную минуту", - уверен правозащитник.

Взяточничество

Случаи взяточничества обычно не рассматривались судами. Пойманных за этим чиновников просто увольняли и понижали в социальном статусе до уровня простого крестьянина. Но были и судебные процессы.

Не все были этим довольны. В одной из найденных рукописей обнаружилась молитва осужденного к богу Амону: "Услышь меня, о Амон. Я бедный человек, а суд требует серебра и золота. Сделай что-нибудь, о Амон".

Когда дела о взяточничестве доходили до суда, некоторые обвиняемые проявляли находчивость. В одном из папирусов описывается, как обвиняемый дал взятку писарю суда, и тот вынес на улицу и передал ему все материалы дела.


Правообладатель иллюстрацииUNIVERSAL HISTORY ARCHIVE/GETTY IMAGES

Один из обвиняемых, который был задержан в связи с разграблением гробниц во время правления Рамсеса IX, утверждал, что также был освобожден из-под ареста после того, как заплатил взятку.

"Меня арестовали и держали в кабинете городничего Тибы. Я отдал им мою долю из 20 слитков золота", - приводятся его слова в книге "Преступление и наказание в Древнем Египте".

Грабеж и воровство

Наказанием за кражу имущества был штраф, в два или три раза превышающий стоимость похищенного. Штраф за кражу государственной собственности превышал ее стоимость в 180 раз.

Пойманный вор должен был взять на себя обязательство вернуть украденное и признаться в содеянном, после чего он получал 100 ударов кулаками. Затем он должен был торжественного поклясться никогда больше ничего подобного не делать.

Если он отказывался приносить подобную клятву, его бросали в реку к крокодилам.

Все эти наказания были публичными.

Государственная измена

В Древнем Египте преступления против государства и фараона считались наиболее одиозными. Единственной мерой наказания в подобных случаях была смертная казнь, вне зависимости от социального статуса осужденного. Казнили даже приближенных самого фараона.

Как говорится в Туринском судебном папирусе, на фараона Рамсеса III было совершено покушение, в результате которого он скончался и отошел в мир иной. Уже оттуда, судя по записям в папирусе, он обратился с наставлением к судьям, которые рассматривали дело о покушении.

Заговор против Рамсеса III организовала одна из его младших жен Тия, якобы надеясь возвести на престол своего собственного сына. К заговору присоединились многие другие обитательницы гарема, а также некоторые военоначальники и люди из царского двора.

Заговорщики были приговорены к смертной казни, причем некоторые из них должны были совершить самоубийство. Кроме того, перед смертью их лишили имен и заменили их на обидные клички - это лишало их надежды на достойную загробную жизнь.

Следующим фараоном стал Рамсес IV, чье восхождение на престол и хотела предотвратить Тия.


Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGESImage captionПреступления против фараона всегда карались смертной казнью

Разграбление гробниц и храмов

Разграбление гробниц, особенно если там покоились высокопоставленные лица, считалось тяжким преступлением.

В гробницах, как правило, находились ценные вещи и драгоценности. Их часто грабили, чтобы пополнить казну, когда власть становилась более слабой.

Особенно не повезло Рамсесу II - жрецы хоронили его мумию пять раз. Четыре раза разбойники разграбляли сначала его собственную гробницу, потом гробницы, в которые перемещали его тело.

В конце концов, мумию Рамсеса II и останки других фараонов переместили в тайник в скалах Херихора. Там они пролежали до конца XIX века, когда тайник обнаружило местное арабское племя. Затем останки были переданы в музей.

Наказанием за разграбление гробниц была смертная казнь. В случае, если прах покойного не был обнаружен, то преступнику отрубали кисти рук и били плеткой 100 раз.

Власти Древнего Египта также были обеспокоены грабежом храмов и приняли целый ряд законов для борьбы с этим.

В законах также говорилось, что любой, кто похитил животное из храма и передал его кому-то, должен быть осужден на смертную казнь. Если вор оставлял животное у себя, ему отрезали нос.

За кражу другого имущества храма также полагалось 100 ударов плетью и штраф, в 100 раз превышающий стоимость похищенного.


Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGESImage captionТем, кто воровал животных из храма, грозила смертная казнь

В Древнем Египте поступки людей судили по моральным и религиозным законам. Судили и осуждали не только живых, но и мертвых - такой процесс носил название «суд другого мира». У египтян были божества на все случаи жизни и, разумеется, была богиня правосудия. Ее звали Маат и она считалась покровительницей истины, порядка и законности.

Известный египтолог, француз Пьер Лалуэт в своем исследовании писал, что для египтян Маат была еще и символом вселенского порядка, без которого в обществе и природе наступил бы хаос. Совершая преступление, человек попирал космическую гармонию, нанося вред не только своим жертвам и государству, но и всему мирозданию.


Все преступления в Древнем Египте можно было разделить на две категории. В первую входили злодеяния против общества, в число которых входили убийство, кражи и грабежи, прелюбодеяние. Ко второй категории относили преступления против государства - это взяточничество, посягательство на жизнь чиновников и правителей, государственная измена, хищение государственной собственности, богохульство.

Основная власть в стране была сосредоточена в руках фараона. На заре египетской государственности фараоны лично принимали решение - наказать или помиловать, но позднее полномочия были переданы созданным для этих целей учреждениям - судам. Но фараоны не самоустранились от правосудия - правители Египта продолжали участвовать в наиболее сложных и громких процессах.

Убийство

Жизнь человека дарована высшими силами и тот, кто ее отнимает, сам достоин смерти. Так с давних пор рассуждали люди, жившие на берегах Нила. Но при этом в Египте различали умышленные и непредумышленные убийства. Умышленное убийство также не всегда каралось лишением жизни - иногда назначались психологические наказание и оно могло быть гораздо страшнее смерти.


Человек, убивший отца или мать, подвергался страшным пыткам и лишь потом его казнили. Родителей, убивших ребенка. наказывали еще изощреннее. Их привязывали к мертвому телу жертвы и на трое суток помещали под охрану, в жаркое место. Казнили убийц только после того, как тело начинало разлагаться.

Французский египтолог Франсуа Дюма утверждает, что египтяне не были особо изощрены в казнях. Чаще всего приговоренного к смерти просто бросали в реку на съедение крокодилам. Иногда смертники удостаивались особой милости - им давали возможность самостоятельно свести счеты с жизнью.

В те далекие времена суд вполне мог претендовать на звание справедливого. Если удавалось доказать, что убийство было непредумышленным, виновному сохраняли жизнь и приговаривали его к штрафу в пользу семьи погибшего. Кроме этого, убийце приходилось пройти особый очищающий ритуал, только после которого он мог войти в свой дом.


Сокрытие факта убийства или недоносительство карались египетскими судами максимально жестоко. Виновные, чаще всего, разделяли участь убийцы и приговаривались к смертной казни. За умышленное убийство священного животного или птицы, например, кошки или ибиса, выносили смертный приговор. Случайное убийство могло повлечь за собой внушительный штраф.

Кражи и грабежи

Кражи суды Древнего Египта обычно карали штрафами. Причем сумма обычно превышала ценность похищенного не менее чем в три раза. Но это только в том случае, если дело касалось частной или общественной собственности. Если египтянин позарился на государственное, то его обязывали выплатить ущерб в 180-кратном размере!

Также преступник должен был публично попросить прощения за свой поступок. Он должен был поклясться, что больше не повторит своего проступка. Иногда после этого вору наносили 100 ударов кулаками, что иногда заканчивалось увечьями и даже смертью. Впрочем, насмерть старались не бить, ведь осужденному еще предстояло вернуть краденное и заплатить или отработать штраф.


Воришка, упорно не желавший признавать свою вину или отказывавшийся от публичного покаяния, автоматически переходил в разряд неисправимых злодеев и его бросали в реку к крокодилам. Примерно так же обходились и с грабителями, если те убивали своих жертв.

Обычное дело

От вышеприведенных примеров может сложиться впечатление, что такое было характерно только для экстремальных случаев. Но, как подчеркивает египтолог Роберт К. Ритнер, для Древнего Египта это было делом обычным.


Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES

К вопросу о том, что считать преступлением и как наказывать за содеянное, древнеегипетское общество подходило с точки зрения морали и религиозных принципов. Причем иногда египтяне судили - и осуждали - людей уже скончавшихся. Это называлось "судом другого мира".

Главную роль играл культ Маат - богини истины, справедливости, закона и миропорядка. Нарушая правила поведения, человек как бы раскалывал космическую гармонию и наносил вред как людям, так и всему государству.

Французский египтолог Клер Лалуэт в своем исследовании "Фараоны во времена царей-богов" пишет, что в те времена считалось, что Маат - это символ вселенского порядка, необходимого для благоденствия общества и всего мира. Мира, созданного египетскими богами.


Правообладатель иллюстрацииHERITAGE IMAGES/GETTY IMAGESImage captionВ Древнем Египте иногда судили и мертвых

Преступления в Древнем Египте делились на две категории: преступления против общества (убийство, прелюбодеяние, кража частной собственности) и преступления против государства и порядка в стране (взяточничество, госизмена, хищение госсобственности и неподобающее поведение в отношении религиозных объектов).

Вся полнота власти была сосредоточена в руках фараона, он же был гарантом порядка. В древнейшие времена он сам принимал участие в процессах, но потом сформировались суды, и фараон участвовал только в наиболее громких процессах.

Разграбление гробниц

К грабителям гробниц и храмов египетские суды были так же беспощадны, как и к изменникам. Вместе с фараонами и знатными людьми хоронили немало ценных вещей, которые всегда были лакомым куском для грабителей. Не отставали от злоумышленников и сами фараоны - когда казна пустела, правитель вполне мог потрясти гробницы своих предшественников на предмет ценностей.


Но это уже было не разграбление гробницы, а дело государственной важности, хотя его никогда не афишировали. А вот грабители опустошали захоронения тайно, но вероломно, уничтожая то, что нельзя было унести и повреждая мумии. Некоторым не везло особенно. Например, Рамзес II был перезахоронен 5 раз - заново после каждого разграбления.

В Древнем Египте были и желающие обнести храм. Иногда из жилищ богов крали самое ценное - священных животных. Если быка, кошку или ибиса вор продавал, то его казнили, а если оставлял себе, то ему отрезали нос и наносили те же 100 ударов кнутом. Кроме этого, виновный в краже имущества должен был возместить храму ущерб в 100-кратном размере.

В Древнем Египте поступки людей судили по моральным и религиозным законам. Судили и осуждали не только живых, но и мертвых - такой процесс носил название «суд другого мира».

У египтян были божества на все случаи жизни и, разумеется, была богиня правосудия. Ее звали Маат и она считалась покровительницей истины, порядка и законности.


Известный египтолог, француз Пьер Лалуэт в своем исследовании писал, что для египтян Маат была еще и символом вселенского порядка, без которого в обществе и природе наступил бы хаос. Совершая преступление, человек попирал космическую гармонию, нанося вред не только своим жертвам и государству, но и всему мирозданию.


Богиня Маат

Все преступления в Древнем Египте можно было разделить на две категории. В первую входили злодеяния против общества, в число которых входили убийство, кражи и грабежи, прелюбодеяние. Ко второй категории относили преступления против государства - это взяточничество, посягательство на жизнь чиновников и правителей, государственная измена, хищение государственной собственности, богохульство.

Основная власть в стране была сосредоточена в руках фараона. На заре египетской государственности фараоны лично принимали решение - наказать или помиловать, но позднее полномочия были переданы созданным для этих целей учреждениям - судам. Но фараоны не самоустранились от правосудия - правители Египта продолжали участвовать в наиболее сложных и громких процессах.


Убийство
Жизнь человека дарована высшими силами и тот, кто ее отнимает, сам достоин смерти. Так с давних пор рассуждали люди, жившие на берегах Нила. Но при этом в Египте различали умышленные и непредумышленные убийства. Умышленное убийство также не всегда каралось лишением жизни - иногда назначались психологические наказание и оно могло быть гораздо страшнее смерти.


Человек, убивший отца или мать, подвергался страшным пыткам и лишь потом его казнили. Родителей, убивших ребенка. наказывали еще изощреннее. Их привязывали к мертвому телу жертвы и на трое суток помещали под охрану, в жаркое место. Казнили убийц только после того, как тело начинало разлагаться.

Французский египтолог Франсуа Дюма утверждает, что египтяне не были особо изощрены в казнях. Чаще всего приговоренного к смерти просто бросали в реку на съедение крокодилам. Иногда смертники удостаивались особой милости - им давали возможность самостоятельно свести счеты с жизнью.

В те далекие времена суд вполне мог претендовать на звание справедливого. Если удавалось доказать, что убийство было непредумышленным, виновному сохраняли жизнь и приговаривали его к штрафу в пользу семьи погибшего. Кроме этого, убийце приходилось пройти особый очищающий ритуал, только после которого он мог войти в свой дом.


Сокрытие факта убийства или недоносительство карались египетскими судами максимально жестоко. Виновные, чаще всего, разделяли участь убийцы и приговаривались к смертной казни. За умышленное убийство священного животного или птицы, например, кошки или ибиса, выносили смертный приговор. Случайное убийство могло повлечь за собой внушительный штраф.

Но это касалось только мужчин. Судьба неверной жены была в руках законного мужа. Тот мог простить жену или выбрать ей сам наказание. Если обманутый муж не обращался в суд, избегал наказания и любовник - в этом случае проблема считалась внутрисемейной и глава семьи мог простить и обидчика и неверную жену.

Кражи и грабежи
Кражи суды Древнего Египта обычно карали штрафами. Причем сумма обычно превышала ценность похищенного не менее чем в три раза. Но это только в том случае, если дело касалось частной или общественной собственности. Если египтянин позарился на государственное, то его обязывали выплатить ущерб в 180-кратном размере!


Также преступник должен был публично попросить прощения за свой поступок. Он должен был поклясться, что больше не повторит своего проступка. Иногда после этого вору наносили 100 ударов кулаками, что иногда заканчивалось увечьями и даже смертью. Впрочем, насмерть старались не бить, ведь осужденному еще предстояло вернуть краденное и заплатить или отработать штраф.

Воришка, упорно не желавший признавать свою вину или отказывавшийся от публичного покаяния, автоматически переходил в разряд неисправимых злодеев и его бросали в реку к крокодилам. Примерно так же обходились и с грабителями, если те убивали своих жертв.


Коррупция среди чиновников
Как это не странно, но взяточниками египетские суды почти не занимались. Пойманного за руку коррупционера просто с позором изгоняли с занимаемой должности и переводили в разряд крестьян. Само собой, прежде чем взяться за мотыгу земледельца, чиновник должен был возместить нанесенный своими действиями ущерб.

Но в виде исключения зарвавшихся чиновников все-таки могли привести в суд. Такое преступление не считалось тяжким, поэтому многие обвиняемые просто откупались от судей, сами давая взятку. Из письменных источников мы знаем, что египетские законники сами были насквозь коррумпированы и часто преступника освобождали еще до судебного заседания.

Государственная измена
Все преступления против государства и особенно против персоны фараона и членов его семьи карались максимально жестоко. Для всех сословий в таких случаях наказание было единым - смертная казнь. Казнили даже приближенных фараона и его жен - такой случай произошел с Рамзесом III, против которого организовала заговор Тия - одна из младших жен.

В заговоре, целью которого было воцарение на престоле Египта сына Тии, участвовали еще несколько жен правителя, его царедворцы и даже военачальник. Рамзес III погиб, но это не привело к власти сына Тии. Новым фараоном, как и было положено по закону, стал Рамзес IV, а изменников и цареубийц схватили и судили.



Их всех приговорили к смертной казни, но перед этим провели церемонию лишения имен. Всем предателям дали унизительные клички, а затем казнили. Это сделали для того, чтобы казненные не смогли достойно жить в загробном мире. Самых именитых участников покушения на фараона заставили наложить на себя руки, а тех кто попроще бросили к рептилиям в реку.


Разграбление гробниц
К грабителям гробниц и храмов египетские суды были так же беспощадны, как и к изменникам. Вместе с фараонами и знатными людьми хоронили немало ценных вещей, которые всегда были лакомым куском для грабителей. Не отставали от злоумышленников и сами фараоны - когда казна пустела, правитель вполне мог потрясти гробницы своих предшественников на предмет ценностей.

Но это уже было не разграбление гробницы, а дело государственной важности, хотя его никогда не афишировали. А вот грабители опустошали захоронения тайно, но вероломно, уничтожая то, что нельзя было унести и повреждая мумии. Некоторым не везло особенно. Например, Рамзес II был перезахоронен 5 раз - заново после каждого разграбления.

В Древнем Египте были и желающие обнести храм. Иногда из жилищ богов крали самое ценное - священных животных. Если быка, кошку или ибиса вор продавал, то его казнили, а если оставлял себе, то ему отрезали нос и наносили те же 100 ударов кнутом. Кроме этого, виновный в краже имущества должен был возместить храму ущерб в 100-кратном размере.

Коррупция среди чиновников

Как это не странно, но взяточниками египетские суды почти не занимались. Пойманного за руку коррупционера просто с позором изгоняли с занимаемой должности и переводили в разряд крестьян. Само собой, прежде чем взяться за мотыгу земледельца, чиновник должен был возместить нанесенный своими действиями ущерб.


Но в виде исключения зарвавшихся чиновников все-таки могли привести в суд. Такое преступление не считалось тяжким, поэтому многие обвиняемые просто откупались от судей, сами давая взятку. Из письменных источников мы знаем, что египетские законники сами были насквозь коррумпированы и часто преступника освобождали еще до судебного заседания.

Прелюбодеяние

Прелюбодеяние считалось преступлением против основных религиозных принципов, но этот грех касался лишь сексуальных отношений мужчины с замужней женщиной. Это преступление также наказывалось смертной казнью.

В древнейших законах говорилось: "Если вы хотите сохранить дружбу с кем-то, то заходя в их дом, не приближайтесь к женщинам и не заходите в их часть дома".

Во времена фараонов считалось, что если мужчина согрешил с замужней женщиной, то будет впоследствии совершать и другие грехи, соответственно, его следует казнить.

В древнеегипетских текстах также говорится, что наказание жены, изменившей своему мужу, находилось в руках самого мужа. Он мог либо сам решить, как именно наказать жену, либо простить и супругу, и ее партнера. Муж также мог обратиться в суд.


Правообладатель иллюстрацииUNIVERSAL HISTORY ARCHIVE/GETTY IMAGES

В одном из папирусов времен правления фараона Рамсеса V описывается случай, когда перед судом предстала семья, которая слишком жестоко обошлась с женщиной, которая, по их мнению, опозорила семью своим поведением. Женщину бросили в реку на съедение крокодилам.

Следует также отметить, что наказания для мужчин были более легкими, чем для женщин, совершивших точно такое же преступление. При этом женщины в Древнем Египте обладали равными правами с мужчинами в том, что касалось участия в судебных процессах.

Но зачем это делать?

Причин могло быть много. Например, месть тем, кто уже перешел в мир иной. Расхитители гробниц могли опасаться мести того, чью могилу они разворошили. Могло быть знакомое нам и поныне желание переписать историю. А то и полностью изменить культуру.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Фараон Тутанхамон в лазурной короне (и без носа), XIV век до н.э.

Когда отец Тутанхамона Эхнатон, правивший между 1353 и 1336 гг. до н.э., захотел, чтобы в центре египетской религии был бог Атон (олицетворение солнечного диска), он противостоял Амону, богу черного небесного пространства, воздуха. В качестве оружия Эхнатон выбрал уничтожение изображений Амона.

Когда же Эхнатон умер, все снова изменилось: египтяне вернулись к традиционному поклонению Амону, а храмы и монументы, возведенные в честь Атона и предыдущего фараона, подверглись разрушению.

Следует, однако, помнить, что не только боги могут населять изображения. Такой способностью могут обладать и некоторые люди - умершие, а затем преодолевшие долгий и опасный, наполненный встречами с демонами путь к Залу двойной истины, Залу двух правд, где на Суде душ Осириса продемонстрировали свою добропорядочность (в первую очередь духовную) и стали божествами.

Знание, что твои предки и после смерти продолжают быть с тобой, может утешать… А может и беспокоить, особенно если ты - влиятельный человек, могущественная фигура, и не хочешь, чтобы дела прошлого затмевали твое настоящее величие.

Такая борьба за власть часто оставляет свои следы в истории. И страдают порой носы.

Когда Тутмос III, фараон XVIII династии, правивший в XV веке до н. э., захотел быть уверенным в том, что царство унаследует его сын, он постарался стереть из истории как своего предшественника на троне, так и свою мачеху и тетю Хатшепсут (которая в течение первых 22 лет правления Тутмоса III была его соправителем), уничтожив вещественные доказательства - то есть изображения и скульптуры. И у него почти получилось.

Убийство

В Древнем Египте жизнь человека считалась благословением свыше, и тот, кто отнимал у другого жизнь, приговаривался к смертной казни, хотя уже в те времена суды различали умышленное и непредумышленное убийство.

Манал Махмуд Мохамед, исследователь истории Древнего Египта при египетском министерстве древностей и автор труда "Преступление и наказание в Древнем Египте", говорит, что умышленное убийство каралось смертной казнью не всегда. Иногда наказание было психологическим, и часто оно считалось более суровым, чем просто смертная казнь.

Сын, убивший одного из своих родителей, сначала подвергался пыткам, а уже затем его казнили. С родителями, убившими своего ребенка, поступали изощреннее. К ним привязывали тело ребенка и не менее трех суток держали под охраной на жаре - до тех пор, пока тело не начинало разлагаться.


Правообладатель иллюстрацииHERITAGE IMAGES/GETTY IMAGESImage captionФараоны требовали, чтобы все жители исправно платили налоги

Французский специалист по истории Египта фараоновской эпохи Франсуа Дюма говорит, что часто приговоренных к смерти просто бросали крокодилам. Но некоторым осужденным "везло" - им давалась возможность совершить самоубийство.

Но если убийство было непредумышленным, и этот факт удалось доказать, наказания были совсем другими.

В таком случае убийца не мог войти в собственный дом до того, как он был ритуально очищен от совершенного им греха, и не принес жертвоприношений на могилу погибшего от его рук.

Кроме того, предусматривалось примирение между семьями правонарушителя и его жертвы, а также выплата определенной компенсации.

Во времена фараонов также предусматривалось наказание за сокрытие информации об убийстве или информации, которая могла помочь предотвратить подобное преступление. Недоносители считались соучастниками преступления и наказывались так же, как и сам убийца.

В Древнем Египте также запрещалось убийство животных, имевших важное религиозное значение - ибисов, кошек и т.д. Преднамеренное убийство этих животных каралось смертной казнью, непреднамеренное - штрафом.


Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGESImage captionНедоносительство строго наказывалось в древнем Египте

Читайте также: