За что судили животных в Средние века?

Обновлено: 18.09.2024

Тяжела была жизнь в Средневековье. Мало было людям тяжёлого труда, многочисленных болезней и повинностей, так ещё и животные постоянно донимали! Саранча и гусеницы уничтожали посевы, крысы с мышами воровали еду, а крупные животные нападали на людей. Кто же защитит бедного крестьянина? Средневековый суд, самый гуманный суд в мире! Он беспристрастно оценивал проступки животных, вынося им справедливые приговоры!

Обвиняемый, сядьте на место, не ведите себя как животное!

Да, по нынешним меркам это звучит невероятно бредово, но на деле всё довольно логично. Как мы знаем, в средневековье все дико угорали по радикальному христианству. Так вот, по логике того времени, все творенья Господа получали своё место в жизни с конкретными правами и обязанностями.

Следовательно, перед ликом Всевышнего и человек, и кузнечик были равны. И за одинаковые прегрешения и человек, и кузнечик несли одинаковые наказания. Так что если чья-то коза сожрала всю соседскую капусту — виноват не хозяин-растяпа, в бессовестное копытное!

Рисунок с суда XIV века над свиньёй, обвинённой в убийстве ребёнка. Единственный суд за историю человечества, где животное созналось в собственном преступлении. Как она это сделала история умалчивает.

Суд над животными не отличался от суда над людьми от слова совсем. Тот же зал, те же судьи, и даже адвокаты, защищающие честь и достоинство подсудимого. Судей было двое: гражданский и церковный. Первый выносил приговор за проступок: нападение на человека, порча имущества, убийство.

Но что же делал второй, если животные не были христианами? Как что, отлучал от церкви конечно же! Отныне и навек согрешившим животным запрещали участие в любых церковных мероприятиях и занимать посты в церковной иерархии. Очевидно же, что раньше это им делать было можно. А ещё на преступников можно было пойти крестовым походом, чтобы вразумить бестолковых безбожников!

Крестовый поход против колорадского жука, 14 век, фото в цвете.

Но приведение приговора в действие — вот истинный театр абсурда! Преступника выводили на площадь на двух ногах, одевали в мужскую или женскую одежду (в зависимости от пола), и даже «родственников» с «друзьями» приводили, чтобы те увидели обвиняемого в последний раз! Ну а дальше — либо голову с плеч, либо верёвка и мыло. Хоронили бедную животинку, кстати, тоже по-человечески, никто её на фарш не пускал.

Ребят, я бы, может, и покаялся во грехе, но я же говорить не умею(

Вы не поверите, но в Индии животных арестовывают до сих пор! Если быть точными, то только обезьян. В наши дни адвокатов им не предоставляют и прав не зачитывают. Арест — воспитательная мера, чтобы приматы, разбалованные своим привилегированным статусом «священного животного» не перегибали палку.

Средневековая история хранит массу фактов, случаев и событий, которые нам сейчас кажутся забавными, курьезными, а то и откровенно дикими. Одна из самых одиозных (на наш современный взгляд) средневековых практик - это судебные процессы над животными, причем - уголовные. Нам сейчас кажется это абсурдным и диким, и проходит по разряду исторического курьеза, однако для жителей тех времен суд над животным, как над человеком, был почти нормой. Поэтому для современных нас, людей XXI века, понять, зачем они это делали, означает больше приблизиться к понимаю средневековой ментальности и образа мыслей, которые сильно отличались от наших.

В общем, как говорится, попаданцам - и авторам книг про таковых - на заметку. ))

Философско-юридический вопрос

Все дело в довлеющем тогда христологическом, теософском массовом сознании. Теологи Средневековья всерьез задавались вопросом: обладают ли животные (по крайней мере, высшие) сознанием? Отличают ли они добро от зла, то есть - моральны ли они? И наконец, есть ли у них душа?

Прямого ответа не было, но многие сходились в том, что есть. Эта точка зрения базировалась, в частности, на высказывании апостола Павла в Послании к римлянам: «. сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» . Апостол Павел расширил список "детей Божьих" до всех живых созданий, чем автоматически признал их имеющими душу, а значит - сознающими добро и зло.

Что любопытно: вопросом, который логически вытекал из подобного постулата, был и такой: возможно, стоит заставлять животных блюсти церковный пост?

Это нам смешно - а вот им смешно не было.

Дополнительным аргументом в пользу этого служил тот факт, что Иисус Христос родился в хлеву, среди животных - то есть как бы "снизошел" до них. Кроме того, в Книге Исхода есть следующее высказывание:

«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват».

Владелец животного в самом деле в Средние века никогда не подвергался наказанию за его проступок (в отличие от современности). Можно выразиться иначе - изъятие и физическое уничтожение виновного животного считались достаточным наказанием для его недобросовестного хозяина - он ведь терял свое имущество.

Правда, не все теософы и Отцы Церкви были согласны с подобной логикой, так что прения кипели нешуточные.

Впрочем, помимо духовно-философских, судебным процессам над животными было и практическое объяснение. Во-первых, они служили назидательным целям для людей - за животными, в особенности свиньями, необходимо следить, свободно гулять по улицам не пускать, и детей тоже без присмотра не оставлять. Горе-родители ведь не только в наше время появились. )

Во-вторых, с юридической точки зрения судебные процессы над животными служили для того, чтобы показать объективность и неотвратимость правосудия. Перед законом все равны - даже создания неразумные, домашний скот и домовые крысы. Субъектом права, с точки зрения юристов Средневековья, являлись ВСЕ живые существа. Вне зависимости от наличия или отсутствия у них разума. Соответственно, все они подлежали наказанию, если совершали какое-либо преступление.

Такова была общественная логика и ментальность того сурового времени. И это надо понимать - если мы вообще хотим понять людей прошлого.

Кстати, практика судов над животными продолжалась кое-где очень долго - до XVIII века. )

Не шутка, такой судебный процесс состоялся в 1558 году. И черви… выиграли дело. Защита обжаловала приговор на основании того, что виновные должны были удалиться в… бесплодные земли. Суд первой инстанции якобы обрекал несчастных на голодную смерть. Червячков оставили в покое, во всяком случае судебные исполнители были бессильны помочь пейзанам.

Это была калька с другого суда (над зелеными жучками) в местечке Сен-Жульен в 1515 году. Неизвестно, как дела окончились, но доподлинно сохранилась часть листа приговора, на котором судья назначил экспертизу «бесплодного участка». Она была проведена, поскольку записано: «Посещение экспертов стоило три флорина»…

Бесчисленные процессы (сотня полных приговоров сохранилась точно) над несчастными животными — не исторический анекдот, не шутки озорных хроникеров и записки мающейся от безделья интеллигенции. Это тщательно хранимые документы судов. Отправлялись процедуры по всем нормам уголовного или церковного права: с вызовом свидетелей, допросами, прениями обвинителей и адвокатов. Приговорами к смерти или оправданиями обвиняемых.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

ТОП-1 в личном классификаторе

судилища над фауной — это, несомненно эпизод в епископстве Отен (1522-1530 гг.). Там жуть как размножились полевые мыши, подчистую очищая поля жителей. Забрезжила перспектива настоящего голода. На грызунов подали в суд. Обвиняемых… туда вызвали, как водится. На городской площади проорали: «Добровольно прибежать и по существу дела объясниться!»

Полёвки не явились. Сей факт был расценен, как неуважение к суду. Обвинитель (после положенного часа ожидания) немедленно потребовал приступить к окончательному решению дела. Был назначен адвокат, который начал долгий и веселый процесс глумления над приличным обществом. Тут же заявив: его клиенты не пришли по причине… недостаточной информированности:

«Ибо многие из них находились в поле, одного оповещения недостаточно, чтобы поставить в известность всех его клиентов, которые многочисленны и рассеяны по большому числу деревень».
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Суд счел претензию веской, назначил второе оповещение. Оно прогремело с кафедр каждого деревенского прихода. Письменные постановления об обязательной явке в суд были приколочены на деревьях, в крупных амбарах. Поскольку у мышей знатно за ушами трещало поглощаемое крестьянского зерно, а глаза слезились от счастья… призыв канул всуе. На суд грызуны опять не явились. Веселый адвокат толкнул речь, описывая уважительные причины отсутствия своих клиентов.

Мол, продолжительность пути сыграла роль, погода подвела. Но самое главное препятствие — кошки! Были представлены свидетели, которые действительно рассказали, как хвостатые убийцы обложили все сельские околицы… Стерегут и нападают на «ответчиков». Мышей оправдали, передав дело в церковные инстанции…

А что же Русь-матушка? А ничего. Топила, резала, забивала до смерти провинившуюся животину. Никаких светских или церковных судебных решений не сохранилось, с участием четвероногих преступников. Хотя. во времена царствования Михаила Федоровича Романова была казнена… обезьяна. Ворвавшаяся в храм и «нарушившая чинность богослужения». Приговор вынес патриарший суд…

За что судили животных в Средние века?

Средневековье — странное время для современного человека. Эпоха Просвещения ещё не наступила, и люди воспринимали мир и себя в нём наивно и по-детски. Это подтверждают случаи судебных процессов над животными, которых судили, как людей — в зале заседаний, с прокурором, адвокатом и вынесением приговора.

5. Дело оборотня

В 1685 году в германском городе Ансбах появился волк, который воровал скотину, но местные жители решили, что это не просто зверь, а недавно умерший бургомистр в облике оборотня. При жизни он был самым настоящим негодяем, а после смерти его характер только испортился.

Страх перед оборотнем затруднял поимку преступника. Однако нашёлся фермер, терпение которого лопнуло. Он сделал нехитрую ловушку: посадил на хворост, застилавший яму, курицу-приманку. Волка поймали и судили в одежде и парике бургомистра. Преступника приговорили к повешению на горе Нюрнберг, а после исполнения приговора сделали из волка чучело как доказательство существования оборотней.

Для современного человека суд над животными выглядит абсурдным, но для средневекового — вполне логичным. О том, имеют ли все живые существа душу, а соответственно, понятия о добре, зле и морали, велись нешуточные теологические споры. Однако многие средневековые юристы сходились в мнении, что животных нужно судить наравне с людьми. С одной стороны, суд и казни над скотом — чьим-то имуществом — своеобразно наказывали владельцев. Впредь нерасторопный крестьянин будет лучше следить за своей свиньёй, а родители — за своими детьми. С другой — такие процессы показывали объективность правосудия. Перед законом все равны, в том числе неразумные животные.

Времена меняются, а вместе с ними и люди, поэтому порой современному обществу очень трудно понять обычаи Средневековья. К примеру, несколько столетий назад в Европе было принято судить животных за разнообразные провинности. Люди Средневековья были настолько набожны и суеверны, что подозревали насекомых и домашних животных в связях с дьяволом и регулярно призывали их понести наказание.

Фото: Anews Anews

Вместе с публичными казнями ведьм и магов на кострах сжигали обычных животных и даже насекомых, которых считали приспешниками дьявола. За любую провинность эти представители фауны призывались к ответу непосредственно в суде. Например, саранчу и мышей во время нашествий нередко могли осудить за порчу урожая, а сам судебный процесс проходил очень серьезно. На суде непременно должны были присутствовать адвокат, судья, защита со стороны ответчика и прочие важные персоны.


Упоминается случай, когда в Лозанне слушание проводилось над гусеницами, которые не явились на заседание даже после того, как их известили. Их трижды позвали посредством звона колокола, после чего местные несколько раз произнесли молитву, но даже после этого обвиняемые не явились. Тогда судебное разбирательство решили провести без них, а в итоге несчастных сочли приспешниками дьявола. Ответчиков сперва прокляли, а затем постановили в трехдневный срок покинуть Лозанну.

Гусеницы тогда, впрочем, никуда не ушли, но местные чувствовали полезность такого суда и даже решили проводить его еще чаще. К примеру, к ответу призывали домашних животных: осла, позволившего себе съесть листья салата на грядках, собаку, атаковавшую прохожего, и других. Зачастую животных признавали виновными и приговаривали к разнообразным наказаниям, например, лишению частей тела и даже отбывание некоторого срока в тюрьме.

Особенно жестоко в Средневековье относились к кошкам, поскольку их светящиеся глаза и ночной образ жизни больше походил для приспешников нечистой силы. Часто расправлялись с ними все: суды, церковь и толпа, а в некоторых городах кошек казнили массово, делая это праздником. К XIV столетию популяция кошек настолько снизилась, что они уже не могли справляться с количеством крыс, которые становились разносчиками разнообразных болезней, например, чумы.


Большое число крыс и мышей в Бургундии уничтожили запасы зерна, поэтому местные жители вершили над ними суд и приказали в трехдневный срок покинуть страну. Суды над животными не прекращались вплоть до XVIII столетия, а последней из упоминаемых в исторических источниках жертв оказалась корова. Последнюю в 1940 году приговорили к смертной казни.

Интересный факт - из всех судимых в средневековой Европе животных наиболее частым «участником» процессов была свинья. Этому есть два объяснения. Во-первых, свиньи в средние века были самыми многочисленными из домашних животных и, что интересно, обладавшими наибольшей свободой перемещения. Выполнявшие функцию мусорщиков (пожирали отходы), они встречались повсеместно на улицах, садах, даже на кладбищах, не пренебрегая возможностью раскапывать могилы, вытаскивая оттуда кости. Во-вторых, свиньи считались родственными человеку. Так, вплоть до XV-XVI вв. медики изучали анатомию человеческого тела на основе препарирования свиных туш.

Одним из показательных судов над свиньями был процесс в 1386-м году в Фалезе в Нормандии. По городским улочкам до ярмарочной площади с установленным эшафотом волокли упитанную свинью, одетую в человеческую одежду: на задних ногах - короткие штаны, на тушке - куртка, на передних ногах - белые перчатки. Несчастное животное было подвешено за задние лапы.

Казнь свиньи в Фалезе. XIX в.

Преступление, которое совершило животное, имело место в начале января. Свинья, хозяева которой остались неизвестными, набрела на трёхмесячного ребёнка каменщика, за которым не присматривали родители, и решила «полакомиться» его лицом. Следствие шло девять дней. Свинью всё это время кормили и поили, и у неё даже был свой адвокат (!). Не было разве что священника; вероятно, потому что услышать исповедь от животного было по понятным причинам невозможно. В конце концов, свинья была приговорена к смерти, перед которой её нанесли те же увечья, которые она причинила ребёнку. Судьба праха «преступницы» неизвестна, зато по приказу виконта Фалеза в церкви Святой Троицы было создано большое настенное панно, увековечившее память об этом инциденте.

Другие процессы над животными

Порой средневековые «следователи» применяли и к животным пытки. Например, в Бургундии в местечке под названием Савиньи-сюр-Этан одна свинья под пыткой созналась (!) в убийстве пятилетнего ребёнка. При этом, как мы можем судить по случаю в Фалезе, обычно перечень наказаний в отношении животного, производимых перед или после казни, определялся тяжестью преступления, при этом ему старались нанести те же самые увечья, которые оно нанесло своей жертве.

Разумеется, «подсудимыми» в средневековых процессах были не только свиньи. Обвиняли и коров, быков, баранов (за человекоубийство); одну ослицу расстреляли за то, что она «плохо приняла» хозяйку. Были и процессы над насекомыми. Обычно ими занималась церковь. В 1479 году в Швейцарии в Лозанне происходит показательный суд над майскими жуками, из-за того, что их личинки разоряли сады. Судебное разбирательство (длившееся, кстати, целых два года) приговорило их к изгнанию, что те, разумеется, проигнорировали. После этого епископ произносит анафему, на что защитник жуков (разумеется, у них, как и в других судах над животными, был адвокат) подаёт протест, ведь эти насекомые сопровождали Ноя в ковчеге. Разгорелся спор - были ли майские жуки с Ноем или нет, ведь в Библии прямых указаний на это нет. Длительные дебаты закончились тем, что было решено, что жуков в ковчеге с Ноем не было; епископ произнёс новое проклятье, однако и это не помогло. Посевы продолжали уничтожаться. Дело закончилось тем, что епископ пришёл к выводу, что надоедливые насекомые были посланы Богом в наказание за грехи прихожан.

Суд над свиньёй

Примеры примерами, но остаётся загадкой, отчего вообще правосудие в средневековье (и в новом времени тоже, кстати) взялось за судилища над животными. На этот счёт существует два объяснения. Первое исходит из того, что животные, так или иначе, в средневековой культуре служили для назидания. Животное зачастую обращает на себя внимание, становится предметом изображения; а человек систематически противопоставляется «бездумной твари», которая по контрасту оттеняет его достоинства. У всех нас на устах разные поговорки, пословицы, где человеческие черты сравнивают, используя животные образы (вроде «Рыба с головы гниёт» и т.д.). Процессы над животными, таким образом, могли являться назидательными процессами, примерами идеального правосудия. Во время таких судов вряд ли возможен подкуп свидетелей; весьма сомнительно, что подсудимые откажутся от ранее данных показаний. Никакие внешние факторы не могли повлиять на решение судьи, оттого, возможно, периодически подобные процессы и проводились.

Второе объяснение затрагивает уже не юридическую сферу, но более высокие материи. Теологи со времён раннего средневековья рассуждали о том, есть ли у животного душа, и имеет ли смысл над ним устраивать суд. Во всех этих вопросах, разумеется, главным авторитетом считалась Библия. «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват», - написано в книге Исход (именно поэтому, кстати, во всех подобных случаях, когда чья-то свинья убивала ребёнка, хозяина свиньи, если его нашли, не наказывали).

На вопрос о наличии души часть средневековых мыслителей отвечала положительно, понимая её не только как вегетативную (как у растений) и чувственную (то есть наделённую началом восприятия), но и отчасти рассудочную. Правда, затруднительным казалось понять, обладают ли животные тем же мыслительным и духовным началом, что человек, и на этот вопрос большинство известных нам авторов отвечали отрицательно. Тем не менее, место в послании апостола Павла, где говорилось:

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»

Послание оказало влияние на многих теологов, которые её комментировали. Получалось, что Христос пришёл спасти не только людей, но и всех живых существ (тем более, что сам он появился на свет в хлеву). Подобные рассуждения могли привести к мысли, что и над животными можно творить то же правосудие, что и над людьми.

Оба этих объяснения не противоречат и даже дополняют друг друга, помогая нам ещё больше приблизиться к пониманию мышления средневекового человека.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и подпишитесь на канал. Ваша поддержка очень поможет нам в его продвижении и развитии!

Отписаться можно в любой момент.

Повешение кошки в Средневековье. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.


Очень часто современному обывателю не понять нравов и обычаев Средневековья. Одним из таких экстраординарных событий можно назвать суды над животными. Из-за своей чрезмерной набожности и суеверия люди несколько веков подряд регулярно «призывали» животных к ответу.

Суд над свиньей. | Фото: img-fotki.yandex.ru.

Помимо публичных расправ над ведьмами, проклятий со стороны церкви, в Средневековой Европе популярным было еще одно явление: суд над животными и насекомыми. К ответу всерьез призывались кошки, собаки, гусеницы, мухи, пиявки и т. д.

Публичная расправа над животным. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

Когда происходили сезонные нашествия саранчи или мышей, то их обычно вызывали в суд. И это были не бутафорские разбирательства, а процессы с участием судей, адвоката, защищающего ответчика. Однажды в Лозанне судили гусениц. Их трижды вызывали в суд колокольным звоном, затем горожане трижды прочли молитву «Отче наш», но, как и следовало ожидать, гусеницы не явились. Разбирательство прошло без их участия, но, тем не менее, гусеницы были названы приспешниками дьявола и прокляты. Им приказано было в 3-дневный срок покинуть земли Лозанны. Несмотря на то, что насекомые никуда «не ушли», подобные судебные процессы повторялись с завидной регулярностью.

Домашние животные также часто «призывались к ответу». Так, например, ослу, который съедал листья салата на огороде, отрезали ухо. Собаку, которая кусала прохожего, сажали на один день в тюрьму.

Средневековая казнь кошки. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

Больше всего в Средневековье доставалось кошкам. Они, ведущие ночной образ жизни, звонко мяукающие со светящимися глаза, как нельзя лучше, подходили под роль приспешников дьявола. Расправу над этими четвероногими вершили все, кому не лень: церковь, суды, толпа. В разных частях Европы устраивались массовые празднества с массовыми казнями кошек. Животных ловили, а затем сбрасывали с самых высоких колоколен.

К XIV веку популяция кошек достигла критической отметки, и они уже не могли справляться с крысами. Это повлекло за собой эпидемию бубонной чумы, которая уничтожила почти половину населения Европы. О кошках на время забыли, и они снова смогли расплодиться и уменьшить количество крыс. Только чума отступала, как вновь горожане принимались отлавливать «дьявольское отродье».

Отписаться можно в любой момент.


Наше современное представление о ведьмах содержит слишком много заблуждений. Но сейчас мы хотя бы не охотимся на них. А вот триста лет назад в Шотландии более двух тысяч человек были сожжены на костре в наказание за то, что они ведьмы.

Модель колдуньи XIX века в Музее чародейства и магии, Боскасл, Девон.

Модель колдуньи XIX века в Музее чародейства и магии, Боскасл, Девон.

Клэр Митчелл, королевский адвокат, прокурор апелляционного суда по уголовным делам в Эдинбурге, требует официального помилования этих несчастных жертв суеверий, которые были в основном женщинами. Закон о колдовстве был принят в 1563 году и оставался в силе почти сто семьдесят пять лет. Жертвами этого мракобесия стали сотни тысяч невинных людей.

Устройство для взвешивания, чтобы узнать, является ли обвиняемая ведьмой (The Witch Trials).

Устройство для взвешивания, чтобы узнать, является ли обвиняемая ведьмой (The Witch Trials).

Мужчин тоже обвиняли в колдовстве

В Европе в XVI и XVII веках около 60 000 человек были казнены по обвинению в колдовстве. Далеко не все, кого обвинили в ведьмовстве были женщинами. В Англии, в довольно просвещённый, елизаветинский период прошло 270 судебных процессов над «ведьмами». Двести сорок семь из обвиняемых были женщинами и двадцать три — мужчинами.

Скульптура Рогатого бога Викки в Музее чародейства и магии в Боскасле, Англия.

Скульптура Рогатого бога Викки в Музее чародейства и магии в Боскасле, Англия.

Во время самого известного судебного процесса над ведьмами в Салеме, штат Массачусетс, мужчины также были среди подозреваемых и осуждённых. С февраля 1692 года по май 1693 года в Салеме были обвинены две сотни человек. В итоге виновными были признаны девятнадцать из них: четырнадцать женщин и пять мужчин. Это были: преподобный Джордж Берроуз, Джон Уиллард, Джордж Джейкобс-старший, Джон Проктор и Сэмюэл Уордвелл.

Суд над Джорджем Джейкобсом за колдовство в Салеме.

Суд над Джорджем Джейкобсом за колдовство в Салеме.

Колдовство в Салеме. Гравюра.

Колдовство в Салеме. Гравюра.

Дом Джона Проктора в Пибоди, Массачусетс.

Дом Джона Проктора в Пибоди, Массачусетс.

Один из обвиняемых, Джайлс Кори, также умер. В итоге его даже не признали виновным. Несчастный просто не выдержал пыток, несмотря на которые он отказался сознаваться в колдовстве. Проверяли Кори следующим образом: на него положили доску и наваливали сверху камни. Всё, что он говорил на требования признать себя виновным, было: «Больше веса!» Джайлс держался целых три дня,прежде чем скончался. Всё это говорит только об одном: если охотник на ведьм приехал в город, то никто не был в безопасности - ни мужчина, ни женщина, ни даже пуританский священник.

Такими обычно изображают ведьм.

Такими обычно изображают ведьм.

Зелья

Все мы знакомы с «ужасными ингредиентами» колдовских зелий, которые варили ведьмы. Шекспир в своей знаменитой поэме прославил такие фразы, как «палец лягушки» и «глаз тритона».На самом деле эти ингредиенты не такие уж экзотические или отвратительные, как нам кажется. Просто в средние века латинские названия растений знали только монахи и учёные. У простолюдинов были собственные названия растений, которые они использовали в повседневной жизни, кулинарии и медицине.

Колдовство и исцеление (лечебные зелья) - Музей чародейства и магии, Боскасл, Девон, Англия.

Колдовство и исцеление (лечебные зелья) - Музей чародейства и магии, Боскасл, Девон, Англия.

Названия давались часто из-за внешнего вида листьев, или лепестков растения, или как способ описания его целебных свойств. Итак, когда ведьмы в «Макбете» говорили о «глазе тритона», они, скорее всего, имели в виду всего лишь семена дикой горчицы. «Пальцы лягушки» - относились к листьям луковичного лютика, а «шерсть летучей мыши» означала просто мох. Если «львиный зуб» и встречался в чём-либо, то это, вероятно, был обычный одуванчик, а «птичья лапка» - пажитник.

Очень мало ведьм было сожжено на костре

Средневековая миниатюра, изображающая пытки и казни ведьм.

Средневековая миниатюра, изображающая пытки и казни ведьм.

Хотя мы считаем стандартным наказанием за колдовство сожжение на костре, на самом деле ведьм обычно вешали. Сожжение было довольно редким, исключительным случаем. Как например, случай с Жанной д'Арк.

В июле 1650 года пятнадцать человек (включая одного мужчину) были казнены за колдовство через повешение в Таун-Мур в Ньюкасле, Англия.
Все осуждённые в Салеме также были повешены, а не сожжены, как принято считать.

Казнь Яна Гуса.

Казнь Яна Гуса.

Закон о колдовстве 1735 года всё ещё применялся в 1944 году

В 1735 году в Великобритании был принят Закон о колдовстве. Этот закон объявил преступлением утверждение, что кто-либо другой обладает магическими способностями или занимается колдовством. До этого, предыдущее законодательство основывалось на предположении, что магия и колдовство действительно существуют. Однако в новой редакции Закона о колдовстве 1735 года говорилось, что колдовство как таковое не является нарушением закона. Напротив, преступление заключалось в суеверном представлении о существовании ведьм.

Закон отразил изменение в отношении к этому вопросу в Европе и положил конец охоте на ведьм в Англии. Закон о колдовстве 1735 года оставался в силе в Великобритании в течение многих лет, вплоть до середины двадцатого века. В 1944 году Джейн Ребекка Йорк стала последней, кого судили по нему. Обвиняли её совсем не в том, что она ведьма. Женщина заявляла, что она медиум. Её признали виновной в том, что она «притворялась, что вызывает духи умерших». На её сеансы приходили несколько полицейских, работающих под прикрытием. Им было приказано спросить о несуществующих родственниках. Йорк очень подробно рассказала одному офицеру о том, как его воображаемый брат был заживо сожжён во время бомбардировки.

Обвиняемая «ведьма».

Обвиняемая «ведьма».

Хотя данный Закон после 1944 года больше не применялся, но действовал он вплоть до 1951 года. После он был окончательно отменён и заменен Законом 1951 года о мошеннических средствах массовой информации.

На крыльях мандрагоры

Корень мандрагоры.

Корень мандрагоры.

Предположение о том, что ведьмы могли летать, могло быть связано с тем, что корень мандрагоры и другие галлюциногенные растения использовались в церемониях колдовства. Те, кто пробовал на себе свойства «волшебного» корня, описали галлюциногенные и эйфорические свойства растения. Он вызывает ощущение, как-будто ты плывёшь. Чтобы ощутить это, «ведьмы» во время ритуала втирали в кожу мазь, содержащую корень мандрагоры и попросту говоря «ловили кайф». Принимать в пищу этот ингредиент было проблематично, можно было отравиться.

Поэтому вместо этого на и втирали мазь в тело. Лучшее место для её впитывания - подмышки и другие нежные части тела. Для этого обнажались. В результате и возникли образы голых женщин, летающих на мётлах.

Ведьмина метла.

Ведьмина метла.

Было много споров о том, каким именно образом ведьмы седлали метлу. Средневековые гравюры изображали их и так и сяк. К тому же встречались картинки и с применением вил, граблей и прочего инвентаря. Так что этот вопрос так и остался открытым.

А что сейчас?

Клэр Митчелл изучала много литературы и судебной документации о ведьмах. В частности, её сильно возмутила история одной женщины, осуждённой за колдовство. Она не понимала в чём её обвиняют и повторяла: «Разве можно быть ведьмой и не знать этого?»

Клэр это настолько поразило, что она решила узнать больше о ведьмах Шотландии. Адвокат жила недалеко от Сада Принсес-Стрит, исторического места казни. Во время посещения этого места она видела военные мемориалы, но никаких упоминаний обо всех женщинах, которые там были казнены просто ни за что, она не встретила.

Две ведьмы Пендла, испытанные в Ланкастере в 1612 году, на иллюстрации из романа Уильяма Харрисона Эйнсворта 1849 года Ланкаширские ведьмы.

Две ведьмы Пендла, испытанные в Ланкастере в 1612 году, на иллюстрации из романа Уильяма Харрисона Эйнсворта 1849 года Ланкаширские ведьмы.

«Отчасти меня бесит то, что женщины не могут сказать что-либо от своего имени», - сказала она. Здесь сошлись для Клэр в одной точке и интерес к истории, и интерес к правам человека, и интерес к судебным ошибкам. Также адвокат захотела добиться трёх вещей: официальных извинений, публичного национального мемориала и официального помилования осуждённых.

Митчелл начала кампанию в Твиттере вместе с историком Эдинбургского университета, профессором Джулианом Гударом и писательницей Сарой Шеридан. Вместе они собираются добиваться поставленных целей, подталкивая правительство Шотландии к принятию решения о помиловании жертв охоты на ведьм.

Некоторые подвижки в деле о помиловании жертв охоты на ведьм уже есть.

Некоторые подвижки в деле о помиловании жертв охоты на ведьм уже есть.

Некоторые подвижки уже есть. Недавно в городах Вэллифилд, Калросс и Торриберн были открыты мемориальные доски в честь трёхсот восьмидесяти женщин, казнённых за колдовство в этом районе. Это случилось после того, как в 1542 году парламент принял Закон о колдовстве. Этот закон объявил колдовство преступлением, караемым смертной казнью. Охоту на ведьм официально начал Джеймс VI из Шотландии. Он увлёкся вопросом о ведьмах после того, как его мать, Мария, королева Шотландии, была заключена в тюрьму королевой Елизаветой I на восемнадцать лет, а затем обезглавлена в 1587 году по приказу королевы.

Он даже написал книгу об оккультизме «Демонология». Некоторые считают, что, когда Шекспир писал «Макбета», он добавил трёх ведьм, чтобы угодить королю Джеймсу. По иронии судьбы, Джеймс стал преемником королевы Елизаветы I и правил Англией как Джеймс I.

Король лично присутствовал на судебных процессах над ведьмами и спровоцировал в стране настоящую сатанинскую панику. В результате чего сотни людей сначала томились в тюрьмах, а после подверглись публичным пыткам с целью получения признания. Обычными жертвами в то время становились пожилые женщины из неблагополучных семей, которые не могли защитить себя.

В средние века колдовство стало прочно ассоциироваться с религией. Ведь именно церковь имела власть наказывать тех, кто по их мнению, был одержим злыми духами. Запуганные суеверные люди винили ведьм в неожиданной смерти родственника, неурожаях, других неудачах, причин которых они не понимали. Бывали и случаи мести, зависти и прочие неблаговидные поступки по отношению к ближним.

Иногда для обвинения в колдовстве достаточно было голословного заявления.

Иногда для обвинения в колдовстве достаточно было голословного заявления.

Законы о колдовстве 1524 и 1604 годов разрешали судебные процессы над ведьмами в светских судах. Парламент отменил законы против колдовства, но власти всё ещё могли заключать в тюрьму людей, добровольно заявлявших о том, что они использовали магические силы. Был создан даже специальный веб-сайт «Ведьмы Шотландии», который призывает к кампании за справедливость для подвергшихся насилию душ мужчин и женщин, ошибочно обвинённых в колдовстве.

Даже печально известные Салемские процессы над ведьмами в Массачусетсе в США, в ходе которых судили около двухсот человек и повесили четырнадцать женщин и пятерых мужчин, были впоследствии помилованы. В Салеме даже был построен мемориальный парк.

Салемские ведьмы.

Салемские ведьмы.

Хочется надеяться, что справедливость восторжествует, пусть даже спустя столетия. Очень печально, что замученных и убитых не вернуть, но можно восстановить хотя бы их доброе имя. Для того, чтобы узнать как к суевериям относились на Руси, прочтите нашу статью о том, кто владел тучами, забирал воду и как можно было вернуть пропавшее солнце. Подробнее о том, как охотились на ведьм в разных странах и разные периоды истории, прочтите в другой нашей статье.

Длинный список «тяжких» .

Первые упоминания этого балагана известны с XIII века. В 1268 году суд Парижа приговорил к сожжению небольшую свинью. Съела ребенка. Это очень частый эпизод, кстати.

Франция, 1313 год. Разъяренный сбежавший бык пропорол рогами не успевшего убраться с его пути человека. Граф де Валуа постановил арестовать животное, провести тщательное дознание. Специальный чиновник выехал на место, собранные свидетельства были оглашены в суде, который приговорил быка к повешению. Приговор привели в исполнение на том самом месте, где было совершено преступление.

В 1386 год, обвиняемая — хавронья. Была приговорена к отрубанию ноги и головы, затем повешена. По совокупности двух тяжких эпизодов: покалечила руку и лицо ребенка, потом его сожрала. Под пытками (!) призналась, что так оно и было. Накормила после совершения убийства шестерых поросят. Была казнена в человеческой одежде на городской площади. Услуги палача — оплачены. Поросят к ответственности привлечь пытались, но сторона обвинения умылась… Их участие в преступлении не было установлено достоверно. Вынесен оправдательный приговор.

В 1474 год, Швейцария. В ереси обвинили… петуха Питера. Хозяйке горластой и задорной птицы поблажилось — он снес яйцо. Само собой, это был факт соития с дьяволом (версию с ведьмой отмели по физиологическим соображениям). По убеждению жителей и святых отцов, плодом такой любви должен стать непременно василиск. Адское создание-рептилоид, взглядом обращающее всё живое — в камень. Несчастный еретик Питер был предан огню, подозрительное яйцо уничтожено. Судебный процесс шёл почти месяц…

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Швейцарцы… вообще-то были адекватными средневековыми жителями, животных по суду не очень гнобили. Случай с Питером, скорее, исключение из правил. Не успели угли костра еретика-петуха остыть, суд Лозанны пытался осудить обвиняемых в чрезмерном аппетите «хрущей» (майские жуки, то еще лихо…). Приговор за порчу плодовых деревьев был необычайно мягок. Ни тебе тюрьмы, ни кнута… просто приказали покинуть страну Швейцарию. К июню постановление было исполнено, ага.

Кстати, там же (в 1451 году) судили пиявок. В суд Лозанны даже доставили задержанных и подозреваемых в кровопийстве преступниц. Признали виновными. Но поскольку смертельного вреда они не принесли, приговор был вегетарианским — высылка из страны.

Пиявки в сторону госграницы отказались сплавляться, наказание вторым судом ужесточили: кровопийц отлучил от Церкви местный епископ. Открыв законную охоту на еретичек… Та же судьба постигла слизней земель епископства Отен (Франция, 1480-ый год). Епископ приказал провести крестный ход, отправил обжор в изгнание.

В 1565 году вместе с хозяином да по приговору церковного суда был осужден… мул. Ему сначала отрубили четыре ноги, затем бросили в огонь вместе с владельцем. За что — история умалчивает. То ли на шабаши ведьмака доставлял, не то счастливой семье жили. В 1650 году одна ослица была обвинена в безнравственности. Еле спаслась, бедолага. Оправдательный приговор состоялся только благодаря заступничеству местного священника, который письменно заверил суд в высокой моральности устоев животного. Был он хозяином игривой ослицы или нет… тайна времен.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Процессуальные нормы.

Во-первых, хорош ржать… А во-вторых, ремесло зоологической защиты имело специальное направление в адвокатуре. В 1568 году Гаспар Балли издал специальную книгу. Знаменитый адвокат из французского Шамбери был непобедимым защитником животных в судах. Он оставил несколько «образцов» речей. Стороне обвинения (жителям опустошаемых вредителями земель), так и своим коллегам-защитникам. Приводить цитаты не буду, но… монументально выглядит. Красноречие крайне убедительное, крыс полюбишь… Или тлю возненавидишь.

Как всё было? Как в мире людей. Животному-преступнику предъявляли формальное обвинение. Обычно оно поддерживалось представителем власти. Если проступок попадал в разряд тяжких — бессловесную скотинку арестовывали, заключали в тюрьму на общих основаниях.

Есть расходные ведомости о выделении денег на содержание обвиненной в преступлении свиньи во время предварительного следствия. Харча хавронья получала наравне с другими людьми. Одна осужденная собака получила год отсидки в кандальной тюряге, содержалась за счет городской казны. С чистой совестью вышла на свободу…

На суде обвиняемому животному задавали вопросы по существу дела, допрашивались свидетели. Как понимали и трактовали ответы… а пес его знает. По ору и воплям, которые сотрясали стены суда. Потому что чаще всего к «запирающимся» применяли разного рода пытки. Исторгаемые звуки как-то трактовались судьями, обвинителями и адвокатами. Всё было по регламенту.

Суд назначал обвиняемому животному защитника, выслушивал его доводы, давал время на дополнительный сбор свидетельств, назначал сроки апелляции. Всегда гарантировал «обвиняемому» права безопасности, ограждал от внесудебной расправы. Уголовные процессы часто заканчивались приговором смертной казни. Осужденных животных вешали, погребали живьем, побивали камнями, сжигали или обезглавливали.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Крайне редко смертную казнь дорогих животных (быков и коров) заменяли продажей на убой. Но всегда голова четвероного преступника выставлялась на «лобном месте», как символ свершенного правосудия. Так было в Генте 1578 года, когда преступницу-бурёнку отправили на расправу к мясникам, а не спалили к такой-то скотской матери. Половина дохода с продажи «преступницы» пошла в пользу потерпевшего, другая была зачислена в доходную часть городской казны с пометкой «на помощь нуждающимся».

Приговоры исполнялись со всеми ритуалами, положенными осужденному преступнику-человеку. Казнь происходила открыто, в присутствии народа, громко оглашался приговор под звон колоколов. Казнили или наказывали животину штатные палачи, их труд оплачивался по стандартной людской таксе. Осужденное за убийство животное везли в судебной повозке, иногда волочили по улицам. Часто напяливали одежду…

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Это не было безумием невежественного люда или мракобесов в сутанах. Под всё «животное судилище» была подведена серьезная идеологическая база: нравственная, религиозная и мирская.

1. Разбойник-волк

В 1165 году в Бургундии был пойман капканом волк, который долгое время нападал на коров и овец. Зверя предали суду как разбойника, грабителя и убийцу. Заседание шло долго: перечислялись все жертвы, места и обстоятельства их убийств с показаниями свидетелей. В результате волка приговорили к выплате штрафа, но если родственники преступника не внесут плату в течение суток, ответчика казнят.

Волчья стая не захотела помочь своему сородичу, а возможно, не собрала нужную сумму. Преступника казнили на площади через отсечение головы.

Генезис сумасшествия .

Итак, только христианство прочно укоренилось в головах европцев, стала решаться одна проблема. Отношение к животным было амбивалентным, грань зыбкая. С одной стороны требовалось подчеркнуть место человека (образ и подобие Бога), с другой — ненароком не обидеть «творение божие», подчиненное человеку служением. В любом случае, эти миры тесно соприкасаются, на сакральном уровне — родственны.

В античности, библейские времена, эпоху раннего христианства богословы и философы к животным были равнодушны (разве что Аристотель размышлениями «общности живых существ» отметился). Их продолжали приносить в жертву, делить на нечистых и несовершенных. Потом кроткие отцы-пустынники стали робко вещать: Христос родился в хлеву, это очевидный намек на Спасение и… животных. Появившиеся в широком обороте Евангелия доктрину поддержали, там апостол Павел прямо сказал:

«Сама тварь будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Долго ли коротко, но на заре Средневековья уже устойчивой является богословская мысль: животное имеет душу (дыхание жизни) и обладает чувственностью (начало восприятия). В разной степени разумно, способно делать осознанные поступки. И что? Правильный ответ — несет ответственность за них. Имеет право на справедливый суд. Потому как… является субъектом права. Владелец оного тут ни при чем. Как лицо заинтересованное, на суде имеет права рядового свидетеля.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

В борьбе с вредоносной фауной, хозяина не имеющей (грызуны и вредители-насекомые), на авансцену твердой поступью выходила Церковь. С полным набором профилактических мер воздействия на микроскопические мозги «тварей божиих». Арсенал воздействия был широк: молебны, крестные ходы, проповеди с окроплением святой водой огромных территорий, таскание реликвий или выставление их в самые разные места. Если не помогало, подтаскивалась тяжелая культовая артиллерия — вызывались спецы-экзорцисты (за немалые деньги). Крайней мерой считалось отлучение от Церкви…

Другим столпом европского судилища мира животных было убеждение — над любым преступлением необходимо вершить акт образцового (идеального) правосудия. Теологи Средних Веков трясли ветхозаветным фрагментом Книги Исхода, требующим умерщвления животных-человекоубийц:

«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть. А хозяин вола вины не несет».

Из всех наказаний владельцу известно лишь несколько приговоров, когда… рекомендуется совершить паломничество. Поскольку уголовные приговоры лошадям, быкам-коровам, свиньям, козам и свиньям обычно заканчивались казнью последних — это считалось достаточным наказанием для двуного разгильдяя, не уследившего за своим скотом.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

3. Испортившие зерно крысы

Эта история, скорее, о находчивом адвокате Варфоломео де Шассенэ, чем об обвинении крыс. В XVI веке в городе Отён, Бургундия, крестьяне пожаловались суду на крыс, которые испортили запасы зерна в амбарах.

Процесс вёлся как положено, поэтому обвиняемым была направлена повестка в суд, которую крысы проигнорировали. Их адвокат де Шассенэ заявил, что следует уведомить подозреваемых лично. Суд обязал специальных чиновников обойти амбары и зачитать ответчикам повестки.

Однако обвиняемые всё равно не явились на заседание. Адвокат объяснил, что им требуется больше времени, чтобы добраться до суда, поэтому необходимо перенести заседание. Но и тогда крысы не явились в назначенное время. Тогда адвокат попросил удалить всех городских котов, так как его подзащитные боятся идти по улицам.

В результате постоянного переноса заседания крестьяне устали ждать правосудия и отказались от преследования. С крыс сняли обвинения.

4. Дело гусениц

В XV веке в Лозанне гусениц обвинили в порче урожая. Обвиняемых позвали на заседание звоном в колокола и молитвами, но гусеницы не явились. Тогда решили провести судебное разбирательство без них.

Суд постановил, что гусеницы должны покинуть Лозанну в течение трёх суток. Однако ответчики решение суда проигнорировали. Суд пошёл на уступки: предложил перебраться на необработанные поля. Личинки и с этим не согласились. Тогда гусениц отлучили от церкви.

Аналогично предали анафеме пиявок, которые продолжали пить кровь людей, несмотря на предписание суда, и долгоносиков, испортивших поля. Как и гусеницам, им трижды предлагали переселиться на другие поля, но те отказались.

Земельные споры

тоже были популярны. Суды рассматривали дела против крыс, мышей, лисиц, волков, блох, аистов, воробьев. Швейцарцы даже угрей Женевского озера пытались ограничить в территориальных правах. Обычно такие дела рассматривались в рамках «ограждения». По справедливости, «божиим тварям» отводился принадлежащий общине участок. При условии сохранения ими в неприкосновенности остальной земли.

Писались специальные договоры, утверждались судами. Остались в подлинниках законные акты процессов против шпанских мушек, гусениц, полевых мышей, крыс и кротов. Даже прения сторон записаны дотошно (адвокат животным предоставлялся специальным решением судьи).

Окрестности одной французской деревни атаковали бесчисленные и прожорливые «белые черви». Жители попытались их засудить, но… адвокат настолько витийствовал, что суд вынес такой приговор по делу:

«Указанные черви — создания Бога, они имеют право жить, и было бы несправедливо лишать их возможности существования, а потому суд определяет назначить им местожительством лесистую и дикую местность, дабы они отныне могли жить, не причиняя вреда обрабатываемым полям».

Та же география, те же места. Другая деревня заимела зуб на шпанских мух. Судья посмотрел на задержанных преступниц, оценил их невеликий размер и сказал: «это несовершеннолетние создания». К суду привлечь в качестве прямых ответчиков нельзя, назначил опекуна-защитника. Тот от такого уважения вспылил, настолько горячо выступил адвокатом — приговор получился почти оправдательным. Мушек изгнали из страны, но выделили специальную территорию для поселения и безобидного жужжания. Это не все…

«Жители каждый год возобновляют контракт с указанными мушками, по которому предоставляют этим насекомым известное пространство, а эти последние обязуются не выходить за условленные пределы, и обе стороны свято соблюдают это миролюбивое соглашение».
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

2. Процессы над свиньями

Свиней в Средневековье было много. Они свободно ходили по городским улицам и выполняли функцию дворников: подъедали мусор и объедки. Однако свиньи — далеко не безобидные животные: ни способны убить и даже съесть ребёнка, что нередко и случалось. За это главное преступление часто и судили хрюшек.

Один такой процесс прошёл в 1386 году в городе Фалез, Нормандия. Свинью, покусавшую и убившую трёхмесячного младенца, заключили в тюрьму. Следствие велось 10 дней, причём обвиняемой даже предоставили адвоката. После вынесения приговора свинью одели в человеческую одежду и показательно провели по городским улицам к эшафоту. Палач нанёс несколько ран, какие свинья нанесла ребёнку, и подвесил за ноги. Когда казнённая истекла кровью, её труп проволокли несколько раз вокруг эшафота, а затем сожгли. Зрителями этого «представления» были не только горожане, но и другие свиньи.

Ещё один громкий процесс, дошедший до наших дней, состоялся в 1457 году в Бургундии. Свинью обвинили в убийстве пятилетнего мальчика. Обвиняемую даже пытали, и она созналась! Вероятно, это объясняется тем, что поросячий визг звучит как «уви», что напоминает «да» по-французски. Свинью казнили, но у неё оставались поросята, и суду пришлось выяснять, были ли они в сговоре с матерью. В результате обвинение сняли: судьи установили, что поросята были вовлечены в преступление неосознанно, под дурным влиянием матери. Поросят передали на воспитание в женский монастырь.

Практические случаи

Так, например, в 1386 году в Фалезе (городок в Нормандии) местный судья, а по совместительству виконт города Реньо Риго провел следствие над свиньей, убившей младенца. Свиньям такое, увы, свойственно.

Свинью одели в человеческую одежду, затем проволокли, привязав к лошади, от замка виконта до местечка Гибре, где был установлен особый, изготовленный специально для этого случая эшафот. Палач нанес свинье те же повреждения, которые она нанесла младенцу, после чего подвесил за задние ноги, вниз головой, и оставил истекать кровью. После смерти труп свиньи снова проволокли несколько кругов вокруг эшафота, и только затем сожгли.

Процесс проходил по всем правилам тогдашнего уголовного (не церковного!) права. Он длился целых 9 дней. Свинье даже был предоставлен адвокат. На торжественную казнь собрали народ, причем не только горожан и крестьян, а и. Других свиней. Чтоб, так сказать, осознали и прониклись.

Таких случаев было довольно много. История одной лишь Франции знает около 60 задокументированных уголовных судебных процессов над животными. Церковных - тоже, но они идут отдельным порядком. Церковники занимались в основном "бедствиями" - массовыми нашествиями крыс, мышей, гусениц, саранчи, майских жуков и других вредителей, которых предавали анафеме за вредительство полям, виноградникам и огородам.

Был, кстати, случай, когда гусеницам предложили перебраться на другие, невозделываемые поля, которые им общество согласно предоставить. Насекомые почему-то не вняли. Только после этого их отлучили от церкви.

А вот обычные, бытовые преступления, совершенные одиночным животным - свиньей, быком, ослом, лошадью - были в ведении мирского, светского суда. В 9 случаях из 10 это были свиньи - потому что свиней в Средневековье было очень много. Они свободно бродили по городским и сельским улицам, исполняя роль мусорщиков - подъедая, что где плохо лежит.

Так, в 1394 году в Мортене, в той же Нормандии, осудили другую свинью, которая убила ребенка. Причем отягчающими факторами послужили и те, что ребенок был не просто убит, а частично объеден, а случилось все это в пятницу - постный день. Судебный процесс опять-таки прошел по всем правилам.

А в 1457 году в Савиньи-сюр-Этан, в Бургундии, свинью даже пытали за аналогичное преступление. И более того - она созналась! Палач, видимо, был знатный специалист. )

Если без шуток, то крики свиньи могут быть похожи на человеческие. А "Да" по-французски звучит как "Уви". Свиной визг просто-напросто сочли положительным ответом на вопрос, вот и все.

Многие средневековые юристы, богословы и теологи в своих книгах на вопрос о том, правомерно ли судить животное как человека, отвечали - да. Например, Жан Дюре, написавший в 1572 году "Трактат о наказаниях и штрафах, отмечал:

"Если животные не просто ранили, а убили или съели человека, что, как показывает опыт, часто происходит с маленькими детьми, которых пожирают свиньи, то за это они должны поплатиться жизнью. Их следует приговорить к повешению и удушению, дабы сохранить память о чудовищности их поступка."

Читайте также: