Куры научились музицировать и создали свою джаз-группу

Обновлено: 17.05.2024

Летом 1965 года в «закрытый» город Усть-Каменогорск, работающий на военную промышленность СССР, приехали два молодых обаятельных парня.
Одного звали Миша Арапов, другого Борька Алибасов, в те времена национальные имена непременно трансформировали под русские. Они только что закончили одиннадцатый класс школы № 232, на небольшой железнодорожной станции Чарск. Несмотря на захолустье, он гордо именовался «город Чарск», на границе Алтая и Казахстана, в сорока километрах от Семипалатинского ядерного полигона. В классе, да и в школе их любили не только за обаяние и веселый нрав, но и за то, что оба блистали в школьном ансамбле, Миша на баяне, Борис Алибасов в качестве певца, конферансье, барабанщика и руководителя школьного оркестра, объездившего с гастрольным турне все девять близлежащих колхозов.

Оба они поступили в Усть-Каменогорский строительный институт, и уже к концу ученого года создали при студенческом клубе, джаз-квинтет Интеграл. Репертуар для своего «джаза» создавали естественно вдвоем. Первой их совместной песней стал твист «Весенний дождь».
Успех нового ансамбля был стремительным. На танцы во Дворец металлургов, где играл Интеграл, невозможно было попасть. К тому же они ощутили благодатный звон монет в своих студенческих карманах, и даже отказались от приработка в качестве рабочих сцены, в том же дворце.

Остальные музыканты «джаза» были в основном студентами этого же института. Совместное музицирование и слава, сделали их почти братьями. Роли их распределились так, саксофон Володя Соловьев, гитара Володя Сенченков, контрабас Толя Лепешкин, пересевший за электроорган «Ионика» Миша Арапов и конечно на тех же, что и в школе ролях, тогда еще, Борис Алибасов. Несмотря на то, что все пели сами, не обошлось и без солистов Славы Елисеева, Алены Усовой, Вали Белик. Летом, во время студенческих каникул, джаз-квинтет впервые отправляется на гастроли с программой «Нам 20!», по Алтайскому краю, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областям. Конечно же, им меньше двадцати, но уж очень хотелось быть повзрослее.

Несмотря на привязанность друг к другу, в 1967 году Алибасов решил преобразовать «джаз», в бит-группу, остро чувствуя новую музыку «биг-бит», а в ее звучании новый инструментарий. Состав меняется с боем, в прямом и переносном смысле. Самое главное, вместо ненавистного контрабаса, появляется бас-гитара. Теперь, в составе уже бит квартета, Миша Арапов (электроорган), Саша Крахин (электрогитара-соло, вокал), Саша Стефаненко (бас-гитара, вокал), Борис Алибасов (ударные, вокал). Должности солистов занимают Валя Свисткова и Рифат Насыров. Через несколько месяцев Валя Свисткова становится Араповой, лишив Бориса Алибасова школьного друга, а в группе появляется необычайно эротичная для того времени, певица Аза Романчук, окончательно развалившая великолепный квартет Интеграл славу города Усть-Каменогорска. Она очень понравилась всем одновременно. Конфликты появились неизбежно. От слез и горя спасала безумная любовь к рок-н-роллу, учеба в институте, и термоядерная энергетика, удвоенная харизмой.

Летом 1969 года группа отправляется на гастроли по Казахстану, которые завершаются восторженным приемом зрителей Алма-Аты. Интеграл олицетворяет новую молодежную музыкальную религию «биг-бит»!

Поскольку у Алибасова все «не как у людей» в конце 1969 года он, купив билет на поезд, добровольно уезжает в армию, убегая от «любовных разборок» в распадающейся группе.
В течение следующих двух лет Алибасов руководит ансамблем штаба ПВО САВО в Алма-Ате, одновременно, в звании рядового СА, занимаясь полулегальной концертно-коммерческой деятельностью в колхозе «40 лет Казахстана» (подпольное название «Алибас-концерт»).

Выполнив в колхозе свой воинский долг, в конце 1971 года, Борис возвращается в Усть-Каменогорск, где возрождает к жизни группуИнтеграл.
Так закончилось детство группы Интеграл и юность Бориса Алибасова, который наконец то осознал, что он имеет право и на собственное имя, подаренное родителями ещё при рождении и на собственную жизнь. Теперь, после армии он стал взрослым мальчиком. Конечно же в первую очередь он обрел собственное имя, Бари, и с удовольствием окунулся в пороки общества.
Теперь у Алибасова собственный взгляд и на музыку, которая по его убеждению не должна быть похожа ни на что, или, по крайней мере, на всё.

Провинциальная группа становится настолько яркой, необычной по музыкальному языку, а самое главное по сценическому образу, что о ней начинают писать даже в Московских изданиях. А ведь это были времена, когда в советской прессе, найти хоть что либо о молодежной музыке, мог лишь выдающийся археолог. И все же Интеграл побеждает на разных конкурсах и фестивалях местного значения, цель которых была, поощрять советский стандарт, побеждает, несмотря на шокирующую необычность. Настолько убедительной была сила таланта музыкантов и руководителя. Они становятся мифом Казахстана.

Как было замечено десятью строками выше, Бари, к этому времени, стал понимать, что чувство собственного достоинства не зависит от национальности, и что твое имя, которое тебе дали родители при рождении, необязательно должно ласкать слух наиболее распространённой в СССР «русской» национальности. Правда, когда в афише вместо «Борис» появилось «Бари», газета «Лениногорская правда» написала: «Он настолько преклоняется перед западным рок-н-роллом, что даже простое русское имя «Боря» сменил на иностранное «Бари». Они решили, что татарское имя «Бари» иностранное. Может быть, они хотели отделения Татарской республики от СССР. Так впервые Бари Алибасов столкнулся с умышленной ложью в прессе, которая будет преследовать его, и по сей день. Интеграл , тем не менее, уже успешно работает в Восточно-Казахстанской областной филармонии и даже впервые аттестован Министерством культуры Казахской ССР как профессиональный вокально-инструментальный ансамбль, со ставкой 5 рублей 50 копеек. В то время в группе работали: Альберт Гумаров бас-гитара, Петр Березовский ударные, Бахытжан Ахмешев стил-гитара, Михаил Лазарев флейта, гитара, Анатолий Филипьев клавишные, Ержан Абдрахманов вокал, Сергей Янкин свет, звук, Бари Алибасов вокал, руководитель и режиссер-постановщик, композитор, поэт, барабанщик, конферансье, администратор, грузчик

Зрелища группы были поистине уникальны для советской сцены. Впервые не только в СССР, но как потом выяснилось и в мире, они применяют самые необычные для того времени, сценические выразительные средства, такие как кино, свет, пиротехника, абсурдная пластика, объемные декорации, цирковые трюки, образные костюмы и даже стереофоническое перемещение звука.
Известная московская журналистка Элла Федосеева, шокированная увиденным зрелищем в городе Лениногорске, решила, во что бы то ни стало показать эту фантасмагорию московской элите. Она влюбилась и в Интеграл и в Алибасова, став его музой на долгие годы.

По ее настоятельному совету, и под прессингом Восточно-Казахстанского управления культуры, в октябре 1977 года Интеграл покидает Усть-Каменогорск и переезжает работать с начала в Иркутск, а затем в Саратовскую филармонию. В группе музицируют и лицедействуют Альберт Гумаров бас-гитара, Петр Березовский ударные, Бахытжан Ахмешев стил-гитара, Михаил Лазарев флейта, гитара, Сергей Янкин свет, звук, Бари Алибасов вокал, руководитель, режиссер-постановщик и все остальное. По дороге они прихватили с собой гитариста-тапёра Юрия Лозу, который аккомпанировал на школьных утренниках клоуну Усть-Каменогорской филармонии, Юрию Павлову.

Предсказания и труды Эллы Федосеевой оправдались. Успех Интеграл и в России, и в Советском Союзе, был ошеломляющим. Уже в 1979 году группа 14 дней подряд дает концерты на сцене Ленинградского Дворца культуры им. Дзержинского и впервые появляется на телевидении и радио, несмотря на категорический запрет политических органов. Позже группа Интеграл становится лауреатом первого рок-фестиваля «Тбилиси-80», а через месяц впервые выступает в московском Концертном зале «Октябрь», опять же вопреки запрету на выступление в Москве любых рок групп.

За это время Министерство культуры и Росконцерт пытались десятки раз расформировать Интеграл за «идеологическую вредность», но коллектив по-прежнему гастролирует, работая по 15-20 концертов в каждом городе, на самых больших площадках, стадионах.

Но цензура тоже не дремлет. Вопреки здравому смыслу имя Интеграла не печатают на пластинке фирмы «Мелодия», на которой музыканты группы записали три песни Полада Бюль Бюль Оглы, для популярнейшего фильма «Не бойся, я с тобой», где любимый народом актер Лев Дуров протыкает пальцем чан с водой. Тем не менее, продвинутые творцы Москвы с восхищением говорят об Интеграле и не только говорят, а снимают даже в эпохальных кино, таких как, экранизация рок-оперы Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в роли рейнджеров.

Просуществовав 6 лет в практически неизменном с 1976 года составе, 31 декабря 1982 года, по взаимной договоренности, группу покидают все музыканты по определению «Московского комсомольца» «легендарный» состав Интегралa. Здесь, в Интегралe, свои первые шаги на профессиональной сцене сделали многие музыканты, ставшие впоследствии культовыми. Александр Назаров прославившийся затем как музыкальный идеолог групп «Форум», и «Электроклуб». Алексей Шмаргуненко продюсер группы «Август», где музыкальным руководителем трудился ныне самый крутой клипмейкер Олег Гусев. Ирина Комарова первая в Союзе скрипачка и бас-гитаристка одновременно, образ которой впоследствии пытались повторить многие кантри и рок-исполнительницы. Сергей Серебрянский конферансье, составивший после

Интегралa дуэт с Ильей Олейниковым, известным теперь как «Городок». Ярослав Ангелюк сделавший свою группу Примус хитом 1984 года. Юрий Ильченко ставший лучшим гитаристом 1981 года и легендой ленинградского рока. Игорь Сандлер создавший хард-группу Индекс. Сергей Шмелев музыкальный руководитель у Юрия Антонова и музыкальный руководитель группы Аракс. Так закончился период Интегралa, наделавшего немало шума. Того Интегралa, концерты которого охранялись собаками и пограничниками, а прорваться на их зрелища можно было только боем. Но их так и не пустили на советское телевидение. Интегралa, который перевернул сознание многих советских музыкантов, когда они впервые видели их сумасшедшее зрелище на сцене.

Эти музыканты, впоследствии ставшие «звездами» и символами Перестройки и Новой России, рассказывали о первой встрече с Интегралом, как о потрясшем их, событии. Интеграл был первой группой, избравшей новый для Советского Союза, музыкальный язык, от блюза и кантри, до тяжелого и джаз-рока. Интеграл был единственной профессиональной «рок-группой» в СССР. Они «удостоились» этого статуса в Министерстве культуры лишь потому, что их стиль, их сценический образ, не вписывался в рамки ВИА даже в умах Минкультовских чиновников. Поэтому в министерском реестре в разделе «рок-группы» числился лишь одинокий Интеграл
Не смотря на то, что Интеграл всю свою творческую жизнь был «белой вороной», на то, что огромная стая чиновников и партийных надсмотрщиков пыталась не только заклевать, но аппетитно пообедать необычной птичкой, группа выжила. Она выжила благодаря поддержке многих прекрасных личностей, таких как композиторы Алексей Рыбников, Александр Зацепин, Полад Бюль Бюль Оглы, Давид Тухманов, кинорежиссеры Юлий Гусман и Владимир Грамматиков, балетмейстер Большого театра Валентин Манохин, легендарный Слава Зайцев, журналист Дима Шавырин и не только мир оказался не без добрых людей, и их было немало на пути группы. Например, директор Саратовской филармонии Скорлупкин Александр Николаевич на требование «уволить Алибасова или положить партбилет», вынул партийную реликвию и нежно положил на стол начальника управления культуры. А худрук Саратовской филармонии Левиновский Анатолий Яковлевич доказывал на худсовете Министерства культуры, что Алибасова и рок-н-ролл придумал В. И. Ленин.

В начале 1983 года полностью обновляется состав группы. В Интеграл приходят гитарист Рифат Даукаев, гитарист и банджист Игорь Плисов, бас-гитарист Игорь Новиков, гитарист Виктор Щедрин, барабанщик Игорь Луцив в последствии А-Студио, а из группы Секрет приходит поэт и бас-гитарист Дмитрий Рубин.

Со временем состав стабилизировался, к Даукаеву и Луциву прибавились Владимир Козак бас гитарист от Бога, гитарист Сергей Перегуда ставший первым «звездой» из музыкантов, а не из певцов. Впоследствии он трудился в Веселых ребятах, и в Любэ. Тогда же усердствовал в качестве помощника и Андрей Разин, который хоть и не попал в Интегралe на сцену, зато усвоил азы «интегральской» школы, а потом потешал новых русских историями с Ласковым маем. Вскоре в группе появился и Женя Белоусов бас-гитарист, который впервые запел в Интегралe и стал впоследствии «суперзвездой». Внес, свежую краску в группу и Сергей Челобанов клавишник, саксофонист и певец, прославившийся и необычным вокалом, и необычными взаимоотношениями с Аллой Борисовной.

Именно этот блистательный, необычайно музыкальный состав был предвестником группы «На-На». Они были молоды, необыкновенно обаятельны, на редкость музыкальны и профессиональны. Их исполнение песни «Привет», попадает в хит-парад газеты «Московский комсомолец».

В 1985 году Интеграл принимает участие в Х11 Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В рамках фестиваля, они 3,5 часа импровизировали на площади московского Дворца спорта «Олимпийский», не договариваясь даже о тональности. Они были восхитительны. Но и здесь не обошлось без неприятностей. Министерство культуры, в очередной раз издало приказ о расформировании группы, за эмоциональное исполнение рок-н-роллов на Фестивале молодежи мира. В том же приказе о расформировании, упоминалась и Машина времени.

При очередной смене состава через четыре года, в Интеграл приходят новые музыканты. Великолепный гитарист Валерий Юрин, ради которого, в последствии и создавалась группа «На-На». Блистательная певица Марина Хлебникова, поразившая Алибасова своим голосом, страстью и чувством блюза. Суперпрофессиональные и очень артистичные, Андрей Потанин-вокал, ударные. Как всегда, в группе играют сразу два барабанщика Коля Крючков и Анатолий Кругляк. Тогда же, майор милиции Александр Шишинин, стал брать у Бари Алибасова уроки продюсерского мастерства. По совету Бари, он создал женский аналог Ласкового мая, группу Комбинация.

Беспрецедентный успех на тогдашней, «перестроечной» сцене бывших патронов Бари Алибасова по Интегралу Юрия Лозы, Жени Белоусова, групп «Ласковый май» и «Комбинация», заставил его задуматься о судьбе рок-музыки и Интегралa. Страна устала от некогда запрещенного рока, который хлынул словно цунами под напором нового времени. Уши народов СНГ захотели вернуться к простым, привычным, слегка минорным мелодийкам.
Пораженный дилетантизмом, царившем в пост «роковой» молодежной музыке, Бари Алибасов в 1989 году объявляет конкурс. Он решает создать группу с традиционным для России музыкальным языком, отодвинув в сторону горячо любимый блюз и рок-н-ролл.

Однако главным критерием при создании группы оставался привычный для Алибасова высочайший профессионализм. В конкурсе приняли участие более тысячи претендентов из Москвы и других городов Советского Союза. Новую группу он называет «На-На», которая некоторое время гастролирует вместе с Интегралом. В это время Интеграл заканчивает свою первую большую работу для фирмы «Мелодия». Альбом назывался «Мутанты». Он был настолько политизирован, что даже, не смотря на «Перестройку», его побоялись выпустить на «Мелодии». Он и стал последним альбомом группы Интеграл, наделавшей много шума в СССР.

В 1990 году Интеграл прекратил свое существование.

За двадцать три года, в Интегралe было немало великолепных музыкантов и составов, но все они растворялись в небытии, как только в группе появлялась так называемая, «представительница прекрасного пола». Именно им удавалось сбить с ног очередной состав Интегралa, галопом, несущийся к славе.
С приходом каждой новой солистки в коллективе начинались раздоры и неурядицы, что, в конце концов, и приводило к распаду команды.

Что касается окончательного исчезновения Интегралa со сцены, то причина проста. Во времена «перестройки» из рока ушло главное, что в нем было по тем временам, социальный протест.
В те годы музыка сама по себе была вторичной и подражательской, главным элементом песни был доведенный до пародийности политический текст. Да и российские музыканты, к сожалению, значительно уступали мировому исполнительскому уровню.
Поэтому истинные любители рок-музыки наслаждались зарубежными образцами, а те, кто увлекался политикой, нашли ее не в роке, а в газетах. Интеграл же, в первую очередь, был музыкальной группой. Его любили не за хиты и социальные песни, а за колористичную, безбашенно эмоциональную, но очень тонко сделанную музыку. Группа при этом создавала зрелища, по своей выразительности до сегодняшнего дня неповторимые.

На закате «перестройки» общий интерес к рок-музыке угас. Прекратил существование и Интеграл. Публика хотела возврата к простеньким, мелодичным песенкам.

Одно любопытное наблюдение. Газета «Аргументы и факты», приводя в пример очень известные группы и имена, писала, что московские музыканты, уезжающие за границу, не имеют там шансов получить работу по специальности. А вот все, без исключения, музыканты Интегралa и NANы, уехавшие в США и Европу, работают в музыкальной индустрии.
Сами музыканты, трудившиеся с Алибасовым, объясняют этот феномен тем, что научились у него играть для публики, а не для себя. Это утверждают барабанщики Игорь Луцив, Толя Кругляк, Николай Крючков, Андрей Потанин, клавишники и гитаристы Володя Кирюшкин, Володя Козак, Светослав Лазаров (Нью-Йорк, Гамбург, Лос-Анджелес).

Все они имеют устойчивый музыкальный бизнес. Играют и для наших бывших соотечественников, и для аборигенов. Кто-то даже имеет свой музыкальный магазин или студию, как, например Светослав Лазаров, на студии которого записаны все музыкальные альбомы Шифутинского и Вознесенской. Да и не только. Он создает музыку и для Голливуда.

Те исполнители, которые связали свою судьбу с Бари Алибасовым и добились успехов в российской музыкальной индустрии, говорят, что он стал для них не только трамплином.
Главное, он дал систему мышления, которая обязательно приводит к устойчивому успеху. Но это уже из другой оперы.

1982_akustika_2

14. Песня для нового быта
(БГ)


В записи принимали участие: БГ, В. Гаккель, М. Файнштейн, А. Романов, О. Першина, А. Кондрашкин, И. Воропаев, С. Курехин

АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло. Спасибо А. Агееву за предоставленные фотоматериалы

1982_akustika_3

1982_akustika_4

1. Укравший Дождь
2. Нам Всем Будет Лучше
3. Граф Гарсиа
4. Песня Для Нового Быта
5. Иванов
6. Держаться Корней
7. Моей Звезде
8. 10 Стрел
9. Почему Не Падает Небо
10. Сталь
11. 2-e Стеклянное Чудо
12. С Той Стороны Зеркального Стекла
13. 25 х 10
14. К Друзьям
15. Золотых Лошадей
16. Контрданс

БГ, из интервью, апрель 1992 г.:

***
А. Архангельский, А. Волков (из буклета к CD 2002 г.):

1982_akustika_5


БГ и В. Гаккель.

1982_akustika_6

1982_akustika_9


БГ и В. Гаккель.

1982_akustika_8

00_82_akustika3

***
А. Архангельский:

1982_akustika_7

00_akustika_fotosessia2

_______________________________________________________________________

Когда в отрочестве я впервые серьёзно столкнулся с зарубежной музыкой рок-жанра, меня очаровала не только её мощь и разнообразие, но и то, что под её воздействием в моём мозгу всё время вспыхивали картинки, складываясь в своеобразные клипы. О чём поют рокеры, я не понимал, и в отдельных случаях это было даже к лучшему.

Как родилась самая масштабная песня DEEP PURPLE «Сhild in Time»? Ко дню рождения Яна Гиллана

Многие западные рок-группы вообще не парились насчёт текстов, отталкиваясь, в первую очередь, от музыки. Наши же рок-аксакалы, чего уж греха таить, находились под сильным влиянием отечественных бардов, виртуозами музицирования не были, поэтому и делали упор на тексты.

Между тем у западных рок-музыкантов, особенно в конце 1960-х — начале 1970-х, с музыкой было более чем в порядке. Писать сложно, и музицировать долго тогда считалось высшим пилотажем, и DEEP PURPLE не были исключением. Правда, в 1969 году группу занесло в совсем уж запредельные выси: клавишник Джон Лорд записал целую пластинку, где DEEP PURPLE музицировали с симфоническим оркестром.

Было решено сделать ставку на утяжеление звучания (что уже с успехом сделали LED ZEPPELIN на своём втором альбоме 1969 г.). Когда в 1970 году на полках магазинов появился альбом DEEP PURPLE «In Rock» (а затем и первый альбом BLACK SABBATH), стало ясно: «тяжелый» (или «хард») рок состоялся.

Заметьте, какими разными были все три группы-основатели этого направления. Так DEEP PURPLE вовсе не отказались от симфонически-классических экзерсисов Лорда, и его органные пассажи звучали вполне заметно даже на фоне буйной гитары Блэкмора. Баланс между четырьмя виртуозными инструменталистами и железной глоткой Гиллана был найден. Началась «золотая» эпоха «золотого состава» DEEP PURPLE.

Если вы меня спросите о самой любимой песне этой группы, я долго думать не буду. И это вовсе не набившая оскомину «Смоук Он Зе Вота», а глобальная 10-минутная композиция «Сhild in Time», завершающая 1-ю сторону виниловой пластики «In Rock».

Ричи Блэкмор:
«Эта запись была своеобразным ответом всему тому, что мы делали с оркестром (имеется в виду затея Джона Лорда, когда в 1969 г. он записал целую ораторию DEEP PURPLE с симфоническим оркестром — С.К.). Мне хотелось сделать громкую хард-роковую вещь, и я буквально молился, чтобы она такой и получилась. Я боялся, что иначе мы до конца жизни будем играть со всякими оркестрами».

Музыка «Сhild in Time» давала такой простор для фантазии, что знать текст казалось вовсе не обязательным. Тогда мы переводили название песни как «Дитя во времени», и я представлял под вступительные органные звуки, как в космическом пространстве из некоего яйца вылупляется младенец. Затем музыка нагнеталась, голос Гиллана взмывал выше и выше, а в моём «клипе» дитя быстро взрослело.

Затем бил маршеобразный ритм и Блэкмор начинал своё неистовое соло — возможно, одно из лучших за его карьеру, а мой герой старел и погружался в пучину жизни с ее ужасами, жестокостями и войнами. На пике неистовства музыка снова возвращалась к вступительной части, мой герой стремительно молодел и прятался обратно в скорлупу космического яйца. А с наступлением финальной какофонии висящая рядом Земля сгорала в огне (надо понимать, ядерной войны).

Как оказалось впоследствии, моя буйная детская фантазия была не так уж далека от смысла, заложенного в песню. Надо сказать, что читать переводы тексты DEEP PURPLE — занятие неблагодарное. Сплошь какие-то сексуальные бэйбы, любовь-морковь, «ну, что, родимая, поехали кататься»

А вот «Сhild in Time» — редкое исключение. Её текст метафоричен и, по признанию автора слов — Гиллана, отражает состояние человека в период «холодной войны», грозящей перерасти в «горячую» — ядерную. И переводить название надо не как «Дитя во Времени» или «Ребёнок в наше время» (как перевели на советской пластинке), а с учётом запятой, которая, правда, так и не была пропечатана.

Милое дитя, со временем
Ты увидишь линию,
Линию прочерченную между хорошим и плохим,
Увидишь слепца стреляющего в мир,
Пули летят собирая жатву.
Если ты был плохим,
Господи! Ну, конечно же ты был им,
И тебя не достал летящий свинец,
Лучше закрой глаза, пригни голову
И жди, пока в тебя не попадет рикошетом.

Некоторые не без основания считали, что «Сhild in Time» касается и войны во Вьетнаме. На конверте песню сопровождала подпись «The story of a loser — it could be you („Это история лузера — им мог быть ты“)».

Ян Гиллан:
«При посредстве радиостанции „Свободная Европа“ эта песня и ей подобные достигли ушей и сердец наших единомышленников за железным занавесом, и, как я узнал много лет спустя, они с огромным облегчением узнали, что и здесь у них есть друзья, которые хотят мира».

Спустя какое-то время я узнал ещё одну новость. Многие думают, что сдирать чужие песни и мелодии — это прерогатива отечественных музыкантов. Спешу успокоить: западная музыкальная практика не менее богата на плагиаты.

Так знаменитое органное вступление на «Сhild in Time» было «позаимствовано» из песни «Bombay Calling» группы IT’S A BEAUTIFUL DAY (только там этот отрывок игрался живее и на скрипке). Судебных разбирательств «обворованные» не предъявили. Вместо этого они взяли ПЁПЛОВСКИЙ инструментал «Wring That Neck» и сделали из него песню «Don and Dewey» — теперь для себя.

В СССР мелодией «Сhild in Time» воспользовался Владимир Кузьмин в одной из ранних своих песен «Мама» (сравните Гиллановское «А-а-а!» с Кузьминским «Мама-а!»). Впрочем, это была довольно открытая цитата.

Как ни странно, Блэкмор отзывался о своём соло на студийной записи «Сhild in Time» с недовольством.

Ричи Блэкмор:
«Гитарное соло, однако, получилось довольно посредственным. В те времена никогда не делалось больше двух-трех дублей, когда дело доходило до гитарных соло. Мне дали пятнадцать минут — считалось, что для гитариста этого вполне достаточно. Пэйси (барабанщик — Ян Пэйс — С.К.) был тут как тут, нервно притопывая ногой и поглядывая на часы, как бы говоря: „Ну, долго ты еще там?“. „Да я только-только настроился!“ — „Ты что же, значит, еще дольше собираешься сидеть?!“ Иногда на концертах я играю это соло много быстрее, чем на пластинке.

…Ян Гиллан был, пожалуй, единственным человеком, способным ее спеть. Это был его звездный час. Больше никто не решился бы на подобное „карабкание“ по октавам все выше и выше».

После распада DEEP PURPLE Гиллан создаст свою собственную группу и перезапишет «Сhild in Time» в более спокойной пространной манере, чем-то напоминающей PINK FLOYD. А спустя время он и вовсе перестанет её петь — не из принципа, а по вполне будничной причине.

Ян Гиллан:
«Эта песня всегда была на грани моих возможностей. А сейчас, когда мне 60, боюсь, уже за гранью. Я и сам расстраиваюсь, что мы не исполняем эту песню, она все-таки много значит для меня и для группы. Но если я ее все-таки решусь спеть, то следующую неделю я буду говорить вот таким голосом (еле слышно хрипит)»
.

Впоследствии песню перепоют-переиграют такие исполнители, как Ингви Малмстин, GREGORIAN, певцы Steve Balsamo и Kasia Laska, сопровождающие Джона Лорда в его сольных турах, а также жена Блэкмора — Кэндис Найт, поющая в проекте мужа под названием BLACKMORE’S NIGHT.

Что до меня, то склонен признаться, что некоторые песни юности со временем тускнеют, теряют свежесть, видятся не столь замечательными. Но «Сhild in Time» к ним не относится.

Читайте также: