Критические периоды развития щенка

Обновлено: 05.05.2024

Репутация: 1314

Периоды развития щенков на что обратить внимание (плюс видео "От зачатия до родов")

Периоды развития щенков
Критические периоды
Как вырастить собаку, здоровую физически и, что не менее важно, психически? Как сделать так, чтобы рабочие качества и экстерьерные данные, полученные щенком от родителей, наиболее удачно проявились у взрослой собаки? Оказывается, организм проходит в своем развитии несколько этапов и существуют особые чувствительные периоды его развития, когда различные воздействия воспринимаются им особенно остро и могут сказаться на животном, уже когда оно вырастет.
Окружающая среда оказывает влияние на щенка еще до его рождения. Состояние повышенного стресса у матери пагубно влияет на ее щенков. Стрессирования беременных самок следует избегать, особенно в последней трети беременности.
Если же собака в ожидании потомства находится в доброжелательной дружеской обстановке, располагающей к приятному общению, то ее щенкам обеспечено нормальное эмоциональное развитие.
Развиваясь в организме матери, эмбрионы в определенное время проходят “испытание на прочность”. Один и тот же фактор окружающей среды, совершенно безопасный на одной стадии развития, на другой стадии может стать губительным для зародыша даже в малых дозах. Такие периоды повышенной чувствительности организма к различным факторам окружающей среды щенок будет проходить и после рождения до полного взросления, но тогда это будут уже в основном влияния на характер и психику щенка. Их называют критическими периодами.
Для того, чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проходят критические периоды в развитии. Но не менее важно знать сроки критических периодов развития щенков после рождения, так как в это время складывается будущее поведение и характер взрослой собаки.
Сроки критических периодов после рождения не абсолютны, но в общем применимы к большинству щенков и собак. Ранние критические периоды ( до 16-недельного возраста ) одинаковы для всех собак, независимо от возраста и породы. Сроки поздних критических периодов ( с 4 месяцев до полного взросления ) сильно зависят от размера и породы собаки.

Callypso (20.07.2015), Vlada (19.09.2014), Боняша (15.09.2016), Ирина69 (25.07.2013), Светлана 45 (28.03.2015)

Забаненный

Адрес: Москва

Вы сказали Спасибо: 67

Репутация: 1314

Пренатальный период (период внутриутробного развития) и его критические периоды

Callypso (20.07.2015), romashka (21.07.2014), Vlada (19.09.2014), Wonderful Baby (22.03.2020), Боняша (15.09.2016), Инна01 (02.10.2014), Ирина69 (25.07.2013), луиза и хозяйка (03.08.2014), Светлана 45 (28.03.2015)

Неонатальный период (от 0 до 13 дней)

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)

Социализация в обществе людей

Период определения ранга (от 12 до 18 недель)

Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)

Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)

Зрелость (от 1 года до 4 лет)

“О чем думает ваша собака”, Джон Фишер

Конечно, бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев поведение можно объяснить некоторыми условиями окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству.

Поведение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, сука, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если бы вы понизили ранг суки в смешанной стае “люди—собаки”, она бы не рычала на тех людей, которых вы к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки восприняли бы уважительное отношение к вашему решению. Важно отметить, что в возрасте от четырех до семи недель щенки развиваются с огромной скоростью — настолько быстро, что уже к семинедельному возрасту их мозг излучает такие же волны, как и у взрослых особей, и, следовательно, они способны учиться на примерах.

Влияние окружения сейчас только начинают широко признавать как весьма реальную причину некоторых проблем поведения, но наличие критических периодов развития было установлено уже много лет назад. В 1963 году Кларенс Пфаффенбергер написал книгу под названием “Новые сведения о поведении собак”. В своем введении Пфаффенбергер писал: “Для меня собачья семья является самой интересной семьей в животном мире, если не считать человеческую семью. Во многом собака очень схожа с человеком, настолько, что иногда мы можем наилучшим образом изучить наше собственное поведение, изучая поведение собак, особенно щенков”.

Это верно, потому что поведение собаки по отношению к своей человеческой семье (владельцам) так похоже на поведение ребенка по отношению к своим родителям. Взаимоотношения суки и щенков мало отличаются от взаимоотношений матери и детей.

“Новые сведения о поведении собак” — это, в основе своей, история о том, как Пфаффенбергер получил задание найти идеального щенка, чтобы вырастить из него идеальную собаку-поводыря. Однако исследования, которыми он руководил в конце 1950-х годов, имели гораздо большее значение: Пфаффенбергер установил следующие критические периоды развития, общие для всех собак.

Нравится Показать список оценивших

Московская сторожевая

Неонатальный период (от О до 13 дней)

Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину. из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)

Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.

Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.

Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.

В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными “личностями” (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком “подарит” ему массу проблем.

Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком.

Критические периоды развития щенка

Из книги "Обучение повиновению собак"

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
(от рождения до 12 дней)

Неонатальный период (1-12 дней) посвящен удовлетворению двух потребностей - получению питания и тепла.

Новорожденный щенок физически несамостоятелен. Он нуждается в теплой окружающей среде, чтобы поддерживать температуру своего тела. Ему необходима физическая стимуляция, чтобы мочиться и испражняться. Он не видит и не слышит; его обоняние и осязание находятся в зачаточной стадии развития. Он реагирует на холод и тепло и, до некоторой степени, на причиняемую боль. Также щенок реагирует на запах матери.

Он передвигается, ползая по кругу и поворачивая голову из стороны в сторону в попытках определить местонахождение матери. Одновременно с этим он может попискивать, что побуждает мать обнюхать его и «сообщить» ему своё местонахождение.

В то время как щенок быстро растет и набирается сил в течение этого периода, его модель поведения остается фактически на том же уровне, что и при рождении. Электроэнцефалограмма, замеренная в течение всего неонатального периода, не показала никакого различия между мозговыми импульсами спящего и бодрствующего щенка.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
(13-20 дней)

Переходный период (13-20 дней) отмечен множеством физических изменений у щенка. В начале этого периода (в среднем на 13-й день) у щенка открываются глаза. И хотя его зрачки реагируют на свет, сетчатка пока еще не развита, и он неспособен видеть объекты или движение приблизительно до 21-дневного возраста.

Щенок начинает ползать назад так же как и вперед и спустя несколько дней он уже передвигается шаткими шажками, падая фактически после каждого сделанного шага. Как только щенок начинает ходить, он больше не ползает. Первые зубы прорезываются в пределах 20-го дня и он начинает жевать и кусать. В этот же период щенок начинает вилять хвостом, хотя это не является следствием увиденного или услышанного им, т.к. щенок еще не способен анализировать окружающую среду.

Щенок начинает реагировать на звуки в среднем в 19,5 дней, но пока неспособен определить местонахождение его источника.

Этот критический период - период наиболее быстрых физических изменений. В течение только одной недели новорожденный, неспособный слышать, ходить, испражняться без стимуляции, самосогреваться и самостоятельно есть, превращается в щенка, способного все это делать самостоятельно.

Нравится Показать список оценивших

Елена Тарасова

ПЕРИОД ПОНИМАНИЯ
(21-28 дней)

Это первая неделя, в течение которой щенок учится использовать зрение и слух. Поскольку изменения в его сенсорном восприятии происходят очень быстро, у большинства щенков в 24-часовой период, он нуждается в устойчивой окружающей среде. В этот период он имеет самую большую потребность в своей матери и знакомой окружающей обстановке. Отъем от груди или перемещение всего помета в новое место в это время, по всей вероятности, будут иметь негативные последствия для психики щенков.

Изучение мира начинается в течение Периода Понимания. Это время в жизни щенка, когда он начинает познавать то, какой должна быть собака.

СОБАЧИЙ ПЕРИОД СОЦИАЛИЗАЦИИ
(21-49 дней)

Период с 21 по 49 день или 3-7 недель - Собачий Период Социализации, когда щенок учится поведенческим особенностям, которые делают его собакой.

Чтобы достигнуть своего генетического поведенческого потенциала, щенок должен оставаться в гнезде с матерью и однопометниками в течение этого времени. В течение этого периода он будет практиковать мимику, различные позиции тела и вокализацию, и изучать их эффект на собратьях, матери и любых других собаках, которых он встретит. Он учится лаять, а также изучает эффект своего лая на однопометников и лай однопометников на себя. Он начинает понимать, как действуют его укусы на собратьев, а также чувствует на своей шкуре их укусы.

Он изучает различные модели поведения, которые делают его собакой: игры преследования - подражание преследованию, чтобы поймать и сбить «добычу» - учат его координации и правильному распределению сил; приветственное поведение обучает его правильному положению тела для приветствия; силовые игры учат его, как правильно использовать разнообразные положения тела в различных ситуациях. Например, во время игры, когда ситуация обостряется и грозит окончиться болезненными укусами, щенок узнает, что поза покорности может нейтрализовать агрессию его однопометников.

В течение этого критического периода щенок познает один из самых важных уроков в своей жизни - понятие дисциплины. Он получает его от своей матери, которая не позволяет щенкам сильно кусать себя, или во время отлучения от груди, когда она показывает щенкам, чтобы они оставили ее в покое.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» ПЕРИОД СОЦИАЛИЗАЦИИ
(7-12 недель)

Наилучшее время, чтобы принести щенка в его новый дом - в течение «Человеческого» Периода Социализации, 50-84 дня или 7-12 недель. Это также наилучшее время, чтобы познакомить его с теми вещами, которые будут играть важную роль в его будущей жизни. Например, если щенок будет жить на ферме, то именно в этом возрасте он должен познакомиться с животными, которые там обитают. Если заводчик еще не познакомил щенка со звуками пылесоса, автомобильных двигателей и городского движения, то он должен быть подвергнут им теперь. Дети, мужчины с бородами, женщины в широкополых шляпах и пожилые люди с тросточками - все «разновидности» людей желательно узнать щенку в этот период.

В 7-недельном возрасте электроэнцефалограмма щенка показывает, что его мозговые импульсы аналогичны взрослой собаке. Его способность к концентрации еще не высока и промежуток внимания очень короток, однако, он уже способен обучаться. Мало того, что щенок способен обучаться, он будет чему-то учиться, преподаем ли мы ему или нет. Это возраст, когда происходит самое быстрое обучение за весь период жизни собаки. Все, что он испытывает в этот период, производит на него наибольшее впечатление, чем когда-либо в другое время. Обучение в этом возрасте происходит постоянно.

Из-за относительной легкости обучения в этом возрасте (т.к. щенок еще не имеет вредных привычек, которые должны быть исправлены), это - идеальное время, чтобы обучить повиновению, которое должно быть преподано, принимая во внимание его физическую ограниченность и короткий промежуток внимания, в положительной, игровой манере.


Как вырастить собаку, здоровую физически и, что не менее важно, психически? Как сделать так, чтобы рабочие качества и экстерьерные данные, полученные щенком от родителей, наиболее удачно проявились у взрослой собаки? Оказывается, организм проходит в своем развитии несколько этапов и существуют особые чувствительные периоды его развития, когда различные воздействия воспринимаются им особенно остро и могут сказаться на животном, уже когда оно вырастет.

Окружающая среда оказывает влияние на щенка еще до его рождения. Состояние повышенного стресса у матери пагубно влияет на ее щенков. Стрессирования беременных самок следует избегать, особенно в последней трети беременности.

Если же собака в ожидании потомства находится в доброжелательной дружеской обстановке, располагающей к приятному общению, то ее щенкам обеспечено нормальное эмоциональное развитие.

Для того, чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проходят критические периоды в развитии. Но не менее важно знать сроки критических периодов развития щенков после рождения, так как в это время складывается будущее поведение и характер взрослой собаки.

Сроки критических периодов после рождения не абсолютны, но в общем применимы к большинству щенков и собак. Ранние критические периоды ( до 16-недельного возраста ) одинаковы для всех собак, независимо от возраста и породы. Сроки поздних критических периодов ( с 4 месяцев до полного взросления ) сильно зависят от размера и породы собаки.


Пренатальный период (период внутриутробного развития) и его критические периоды

Каждый день из краткого двухмесячного периода, в течение которого из единственной клетки должен сформироваться почти готовый к самостоятельной жизни организм, наполнен существенными событиями в жизни ( пока еще внутриутробной) щенка. Однако есть моменты, в которые происходят радикальные события в его созревании.

Итак, впервые чувствительность зародыша к внешним воздействиям резко повышается, как только оплодотворенное яйцо вступает в стадию дробления, то есть практически сразу после вязки. Вредное влияние оказывает все, что может нарушить процесс деления клеток: рентгеновское излучение, некоторые лекарства (например антибиотики), и даже казалось бы такие невинные факторы, как жара или небольшой стресс. В этот период часть или даже все зародыши могут погибнуть, или их развитие может замедлиться. Поэтому в первую неделю после вязки сука нуждается в особенно бережном отношении.

Третий критический период соответствует стадии плацентации, процесс которой может легко нарушаться под влиянием таких негативных факторов, как недостаток витаминов, нарушения гормонального фона беременной суки, нервные срывы.

Плацентация у собаки завершается в начале второго месяца щенности. Если негативное воздействие произошло в начале плацентации, то она может не произойти и все эмбрионы погибнут, если же повреждающий фактор воздействует на последующих стадиях плацентации, то плацента формируется неполноценно, в результате чего щенки рождаются плохо развитыми.

Значительная нагрузка на беременную собаку, например при дрессировке, в этот период недопустима, так как это может привести к нервному перенапряжению и, как следствие, к патологии беременности.

Устойчивость зародышей к вредоносным факторам повышается с возрастом. Следует подчеркнуть, что щенная сука нуждается в умеренных физических тренировках и некотором эмоциональном напряжении. Это позволяет зародышам именно на протяжении критических периодов приспосабливаться и изменчивым воздействиям внешней среды опосредованно, через материнский организм. При этом у будущих щенков формируются важнейшие механизмы приспособления к среде обитания.

Итак, особенно тщательно оберегайте свою беременную собаку в первую неделю после вязки, и с 16-18 по 35 день беременности. Не перегружайте ее эмоционально и физически, но обеспечьте необходимый тренинг, полноценное питание, будьте осторожны, применяя лекарственные препараты. Этим Вы обеспечите все условия для того, чтобы роды Вашей собаки прошли нормально и потомство было полноценным.

Развитие после рождения. Ранние критические периоды

Он реагирует на холод и тепло, и в некоторой степени на боль. Он может неуклюже передвигаться, ползая по кругу, и поворачивая в стороны тяжелую голову, пытаясь определить, где же находится его мама. Он может запищать, если не найдет ее слишком долго и она сразу же подбежит к нему, лизнет, давая ему знать, что она рядом.

Когда собака слышит писк щенка, она бросает все дела и спешит к нему. Инстинкт заставляет ее забывать обо всем ради своего потомства. Благодаря такому сильному инстинкту природа создает щенкам наилучшие условия, необходимые им в первые дни жизни: их собака-мать всегда начеку и почти не отходит от них. Постепенно ее инстинкт слабеет, и когда она становится меньше нужна детенышам, то покидает них на все более долгое время.

В течение неонатального периода окружающая среда воздействует на щенка, в основном через осязание. В это время щенок очень быстро растет, становится сильнее и крупнее, но поведение его практически не изменяется. Мозг его еще спит. Электроэнцефалограммы в неонатальном периоде у спящего и бодрствующего щенка одинаковы.

Переходный период продолжается с 13 по 20 день жизни щенка. В это время в развитии щенка происходят важные физические изменения. В начале этого периода, примерно на 13 день жизни у него открываются глаза. Зрачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза еще не развита, поэтому он не может видеть объекты и их движение примерно до 21-дневного возраста. Щенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперед, и несколькими днями позже он начнет ходить нетвердой походкой, покачиваясь из стороны в сторону и часто падая. Однажды встав на лапки и начав ходить, щенок практически перестает ползать.

Первые зубы прорезаются примерно на 20 день, и он начинает кусаться и жевать. В это же время он начинает вилять хвостиком, хотя еще почти ничего не видит и не слышит. Он начинает реагировать вздрагиванием на резкие звуки примерно в возрасте 19,5 дней, но он еще не может определить, откуда исходит этот звук.

Таким образом, в этот критический период в организме щенка происходят быстрые физические изменения. Только за одну неделю из беспомощного существа, которое не может слышать, ходить, освобождать свой кишечник без посторонней помощи, поддерживать температуру своего тела, а может только сосать молоко у матери, он превращается в щенка, который умеет все это делать.

Познавательный период ( 21-28 дни )

Познавательный период длится с 21 по 28 дни жизни. Это первая неделя, в течение которой щенок начинает использовать зрение и слух. Эти изменения его восприятия происходят очень резко, в течение 24 часов у большинства щенков, поэтому в это время ему нужна устойчивая, стабильная окружающая среда. Сейчас он наиболее нуждается в присутствии матери и знакомой обстановки.

В течение познавательного периода щенок начинает обучаться. Это такое время в жизни щенка, когда он начинает узнавать, что значит и как это быть собакой.

В игре он познает окружающий мир: игры в охоту, имитирующие погоню и нападение на добычу, учат его согласованности и координации движений; он учится ритуалу приветствия при встрече собак; игры в борьбу учат его тому, как использовать свое тело, позы и мимику , чтобы вызвать различную реакцию у собратьев. Например, если у играющих щенков возникает конфликт, щенок учится тому, что поза подчинения предотвращает агрессию собрата. В играх щенки часто делают садки друг на друга, лишенный подобных игр выросший в изоляции кобель с трудом учится спариваться, а может даже вообще не обращать внимание на течных сук.

Эти упражнения поучительны для щенков. К сожалению, среди заводчиков бытует ошибочное мнение, что если сука начала огрызаться на щенков, то она уже не хочет быть с ними, на самом деле это не так, она просто начинает их воспитывать. Если щенки не получат этих уроков, то их потом будет трудно приучить к дисциплине.

Как же собака-мать воспитывает своих щенков? Когда с ее точки зрения щенок совершает какой-то проступок, возможно он приближается к ней слишком близко как раз в тот момент, когда она не хочет, чтобы ей надоедали, она сначала предупреждает его многозначительным взглядом, который часто сопровождается еле заметным наморщиванием носа или подергиванием губы. Если щенок еще не усвоил значение этого взгляда или он слишком упрям, он будет продолжать недозволенные действия. Тогда мать громко рыкнет на непослушного щенка и даже прикусит его зубами, заставляя подчиниться. Этот покус, как правило, не бывает настолько сильным, чтобы травмировать щенка, но такой урок он запоминает надолго. Он тотчас же в испуге переворачивается на спинку, жалобно пища и моля о пощаде. Мать сразу прекращает наказание и принимает благодушный вид, показывая щенку, что если он будет послушен, то она всегда будет доброй и ласковой матерью. Инцидент заканчивается так же быстро, как и возник.

Щенок получает сразу несколько важных уроков, он учится распознавать специфическую мимику, предшествующую агресии со стороны матери; понимает, что в жизни необходимо подчиняться и соблюдать дисциплину; учится принимать позу подчинения и узнает, что таким образом можно остановить агрессию. Для последующей дрессировки особенно важно то, что он приучается соблюдать дисциплину. Научившись безоговорочно подчиняться своей матери, щенок впоследствии будет так же подчиняться и своему будущему хозяину. В течение этого периода социализации начинает складываться характер общения щенка не только с особями своего вида, но и с людьми, а так же с домашними животными, если они его окружают.

Это такое время, когда щенок учится поведению, которое делает его полноценной собакой. Если лишить его такой возможности, он уже никогда не сможет полностью воспринять эти уроки, и станет изгоем собачьего племени, так как не сможет хорошо понимать своих собратьев, а они не смогут понимать его.

Щенки, которых взяли из родного гнезда слишком рано часто бывают слишком нервными, беспричинно лают, их трудно дрессировать, так как они не знают, что такое дисциплина.

Щенок, отлученный от матери до четырехнедельного возраста не может полностью реализовать свой генетический потенциал, как собака и как компаньон для человека.

Период социализации среди людей ( 7-12 недель )

Если щенок останется с матерью и братьями намного дольше семи недель, то он вырастет слишком ориентированным на собачью жизнь. Он будет равнодушен к своей новой человеческой семье, его будет трудно дрессировать.

Он должен проводить как можно больше времени с вами и членами вашей семьи, иметь возможность общения с другими людьми и собаками. Если ему предстоит общаться с детьми, сделайте так, чтобы он приобрел положительный опыт общения с ними именно в этот период.

Обязательно приучите его к поездкам в автомобиле или общественном транспорте, а так же к прогулкам по людным улицам и к городскому шуму. Собака, которая впервые попадает в город в более старшем возрасте, например в том случае, когда ее выращивают на даче, иногда очень болезненно переносит смену обстановки и может проявлять трусость, с которой очень трудно бороться. Или с ней все время гуляют в одном и том же тихом дворике, тщательно оберегая от контактов с людьми и собаками. В результате пес боится резких звуков, прохожих, увидев незнакомую собаку, бросается наутек, или наоборот, затевает с ней драку. То же самое относится и к собакам, выращенным в питомниках; выращенные в информационно обедненной среде, они плохо адаптируются к новым условиям, трудно дрессируются, и кроме того, недостаточно ориентированы на человека. Такая собака может блистать на экстерьерных рингах, хотя для этого необходимо, чтобы она прошла курс выставочной дрессировки и достаточно рано получила опыт участия в выставках. Но хорошая рабочая собака из нее вряд ли получится.

Чем разнообразнее будет в этот период обстановка, окружающая щенка, тем лучше для развития его психики; при этом, конечно надо иметь чувство меры и не перегружать щенка.

Электроэнцефалограммы, снятые в семинедельном возрасте показывают, что мозг таких щенков не отличается от мозга взрослых собак . Способность к концентрации и вниманию у них еще не так развита, как у взрослых, но в этом возрасте они обучаются наиболее успешно. Обучение в этом возрасте происходит постоянно, причем если вы не будете его обучать, он все равно обучится, только совсем не тому, чему бы вы хотели его научить, например подбирать с земли корм, тянуть вас при вождении на поводке, игнорировать ваши команды и т.д.

Поэтому это самое подходящее время для того, чтобы начинать занятия по курсу послушания и подачи. Не дожидайтесь, пока щенок вырастет, чтобы начать его воспитание

Маленький щенок очень быстро все воспринимает и, затягивая с обучением, вы только осложните в дальнейшем свою задачу. Лучше обучить его тому, что вам необходимо, чем дожидаться, когда начнется курс специальной дрессировки. При ежедневных занятиях потребуется совсем немного времени, чтобы обучить щенка основным командам, но очень важно, как вы будете проводить уроки.

Обучение маленького щенка основным командам послушания имеет ряд важных преимуществ. Это поможет внушить ему, что вы лидер, облегчит контроль над питомцем и отчасти послужит орудием социальной адаптации. Уроки социальной адаптации и воспитание щенка в первые три месяца жизни чрезвычайно важны.


Период страхов ( от 8 до 12 недели )

В этот период нужно избегать любых ситуаций, которые могут травмировать щенка, так как в это время его психика особенно чувствительна к воздействиям, вызывающим страх, боль. Стресс, пережитый им в этот период, может иметь очень неприятные последствия и осложнить дальнейшую жизнь собаки. Сильный страх, испытанный в этом возрасте в какой-либо ситуации может, может сохраниться у животного и во взрослом возрасте. Поэтому постарайтесь свести к минимуму все, что может вызвать у щенка сильное потрясение: визиты к ветеринару, поездки в неизвестном щенку ранее транспорте, общение с большими злобными собаками; если предстоит купирование ушей, его лучше провести до или после этого периода. Если вы посещаете дрессировочную площадку, то следите, чтобы занятия и общение с собаками не травмировали щенка.

Вообще в течение первого года жизни вашего питомца вы часто будете замечать, что он чего-нибудь боится. Постарайтесь чем-нибудь отвлечь щенка или дать ему постепенно изучить объект страхов, но ни в коем случае не заставляйте щенка подходить к предмету, которого он боится. Через некоторое время страх постепенно пройдет.

Одни животные очень упорно стремятся к лидерству, у других это менее выражено, но любая собака нуждается в том, чтобы ей четко объяснили, кто в доме хозяин. Если собака считает себя главной, то в лучшем случае она просто не будет вас слушаться, а в худшем будет кусать вас и других членов семьи. Особенно склонны к доминированию над владельцами собаки таких пород, как ротвейлер, среднеазиатская, кавказская, южнорусская овчарки, мастифы Старого и Нового света и многих других.

Поздние критические периоды

Сроки этих критических периодов могут сильно зависеть от размеров собаки. Представители мелких пород взрослеют значительно раньше, чем крупные собаки, поэтому и чувствительные периоды у них обычно проходят в более раннем возрасте и могут быть короче.

Период, когда у щенка возникает желание убежать ( от 4 до 8 месяцев )

Период, когда возникает инстинкт убегания, обычно приходится на промежуток между 4 и 8 месяцем жизни собаки. Он продолжается от нескольких дней до нескольких недель. В это время щенок становится более самостоятельным, начинает с интересом изучать окружающий его мир

В один прекрасный день он вдруг откажется подойти на Ваш зов, делая вид, что не слышит Вас. То, как Вы поведете себя в это время, имеет огромное значение для будущего собаки. Вырастет ли она послушной и будет всегда подходить по первому зову, или нет. К сожалению, далеко не все вла-дельцы знают, как поступить, когда щенок перестает подходить на зов, их ошибки отражаются на поведении уже подросшей собаки и возникают проблемы, которых можно было бы легко избежать. Все это, конечно, исправимо профессиональным дрессировщиком, но потребует времени, сил и денег.

Как же вести себя, когда пес не откликается на зов? Прежде всего не пытайтесь его догнать, а попробуйте сами убежать от него. У собаки появится инстинктивное желание догнать убегающего хозяина.

Если это не подействовало, вызовите у щенка интерес, сделайте вид, что нашли что-то интересное, поиграете с палочкой или мячиком. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте его, когда он уже подошел к Вам. С подходом к хозяину должны быть связаны только положительные эмоции. Приласкайте щенка, угостите лакомством, поиграйте с ним. Зная, что его ждет что-то приятное он с радостью будет подходить к Вам.

Если это все-таки случится, постарайтесь сохранить спокойствие и не наказывайте щенка, так как это бессмысленно. Во-первых от этого у не пропадет физиологическая потребность постоянно что-то грызть, а во-вторых он скорее всего не поймет, за что же его наказывают и будет бояться Вас.

Второй период страхов ( от 6 до 14 месяцев )

Чтобы правильно организовать питание, уход и процесс воспитания щенка, хозяева должны иметь представление о развитии животного с момента его рождения до полного взросления. Это поможет не совершать ошибки в дрессировке и вырастить собаку социально адаптированной.

Ранжирование (внутривидовое)

12 - 16 недель (3 - 4 месяца)
Самостоятельные выходы из гнезда. Прорезались молочные зубы. Щенок становится независимым от матери. Щенки в ходе внутривидовых соревнований (борьбы) определяют свое место в иерархии. Продолжается межвидовое (человеческое) обучение и социализация.

Социализация в кругу сородичей

С 3 по 7 неделю. Животные начинают изучать друг друга и приспосабливаются жить совместно. В этот период взрослая собака должна показывать пример, как себя вести и как взаимодействовать с другими щенками. Закладываются важные основы, которым не сможет научить человек.

Внутривидовое ранжирование

С 3 по 4 месяц. Продолжается социализация животного и его приспосабливание к общению с человеком. Щенки становятся более независимыми, стремятся к получению опыта, стараются соревноваться с сородичами. Важно активно продолжать воспитание питомца.

Неонатальный период

С 1 по 12 день жизни. В этот период щенки полностью зависят от мамы и не могут существовать отдельно. Они едят, много спят и еще не приспособлены к общению друг с другом, а тем более с человеком. В это время необходимо следить, чтобы питомцы получали достаточное количество молока.

Первый период страхов (сензитивный)

8 - 11 недель

2 месяца джекам

Щенкам джек рассел терьера 2 месяца

Новый опыт легко обобщается (как положительный, так и негативный): дрессировать и социализировать очень аккуратно, чтобы не возникло негативных ассоциаций и страхов.

Подростковый период

4 месяца - половая зрелость (6-12+ мес)
Происходит смена зубов, в 2 этапа (в 4-5 мес. выпадают молочные, в 7-10 мес. вырастают коренные) и повышается жевательная активность. Щенок учится контролировать сфинктер и может терпеть до туалета. К концу периода щенок оставляет/нюхает метки, поднимает ногу (кобели), “закапывает”.
В период 4-8 месяцев на срок 2 недель появляются “побеги” (щенок убегает и игнорирует команды хозяина).

Неонатальный период

Рождение - 12 дней.

новорожденный дрт

Новорожденный джек рассел терьер

Щенок беспомощен, его чувства неразвиты. Он практически только ест и спит. Сука лижет щенков, чтобы стимулировать испражнение. Щенок ползает в поисках комфорта (тепло, питание); щенки сбиваются в кучу.

Зрелость

1 - 4+ года (в среднем 2 - 2.5+ года)
Щенок созревает физически, раскрываются личностные качества, проявляются результаты воспитания и обучения. Проявляются охранные качества. Важно продолжать обучение.

джек рассел терьеру 3 голда

Из книги Й. Волхард и Г.Т. Фишер «Обучение повиновению собак»
Перевод Юлия Подкосова

Неонатальный период (1-12 дней) посвящен удовлетворению двух потребностей - получению питания и тепла.

Новорожденный щенок физически несамостоятелен. Он нуждается в теплой окружающей среде, чтобы поддерживать температуру своего тела. Ему необходима физическая стимуляция, чтобы мочиться и испражняться. Он не видит и не слышит; его обоняние и осязание находятся в зачаточной стадии развития. Он реагирует на холод и тепло и, до некоторой степени, на причиняемую боль. Также щенок реагирует на запах матери.

Он передвигается, ползая по кругу и поворачивая голову из стороны в сторону в попытках определить местонахождение матери. Одновременно с этим он может попискивать, что побуждает мать обнюхать его и «сообщить» ему своё местонахождение.

В то время как щенок быстро растет и набирается сил в течение этого периода, его модель поведения остается фактически на том же уровне, что и при рождении. Электроэнцефалограмма, замеренная в течение всего неонатального периода, не показала никакого различия между мозговыми импульсами спящего и бодрствующего щенка.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
(13-20 дней)

Переходный период (13-20 дней) отмечен множеством физических изменений у щенка. В начале этого периода (в среднем на 13-й день) у щенка открываются глаза. И хотя его зрачки реагируют на свет, сетчатка пока еще не развита, и он неспособен видеть объекты или движение приблизительно до 21-дневного возраста.

Щенок начинает ползать назад так же как и вперед и спустя несколько дней он уже передвигается шаткими шажками, падая фактически после каждого сделанного шага. Как только щенок начинает ходить, он больше не ползает. Первые зубы прорезываются в пределах 20-го дня и он начинает жевать и кусать. В этот же период щенок начинает вилять хвостом, хотя это не является следствием увиденного или услышанного им, т.к. щенок еще не способен анализировать окружающую среду.

Щенок начинает реагировать на звуки в среднем в 19,5 дней, но пока неспособен определить местонахождение его источника.

Этот критический период - период наиболее быстрых физических изменений. В течение только одной недели новорожденный, неспособный слышать, ходить, испражняться без стимуляции, самосогреваться и самостоятельно есть, превращается в щенка, способного все это делать самостоятельно.

ПЕРИОД ПОНИМАНИЯ
(21-28 дней)

Это первая неделя, в течение которой щенок учится использовать зрение и слух. Поскольку изменения в его сенсорном восприятии происходят очень быстро, у большинства щенков в 24-часовой период, он нуждается в устойчивой окружающей среде. В этот период он имеет самую большую потребность в своей матери и знакомой окружающей обстановке. Отъем от груди или перемещение всего помета в новое место в это время, по всей вероятности, будут иметь негативные последствия для психики щенков.

Изучение мира начинается в течение Периода Понимания. Это время в жизни щенка, когда он начинает познавать то, какой должна быть собака.

СОБАЧИЙ ПЕРИОД СОЦИАЛИЗАЦИИ
(21-49 дней)

Период с 21 по 49 день или 3-7 недель - Собачий Период Социализации, когда щенок учится поведенческим особенностям, которые делают его собакой.

Чтобы достигнуть своего генетического поведенческого потенциала, щенок должен оставаться в гнезде с матерью и однопометниками в течение этого времени. В течение этого периода он будет практиковать мимику, различные позиции тела и вокализацию, и изучать их эффект на собратьях, матери и любых других собаках, которых он встретит. Он учится лаять, а также изучает эффект своего лая на однопометников и лай однопометников на себя. Он начинает понимать, как действуют его укусы на собратьев, а также чувствует на своей шкуре их укусы.

В течение этого критического периода щенок познает один из самых важных уроков в своей жизни - понятие дисциплины. Он получает его от своей матери, которая не позволяет щенкам сильно кусать себя, или во время отлучения от груди, когда она показывает щенкам, чтобы они оставили ее в покое.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» ПЕРИОД СОЦИАЛИЗАЦИИ
(7-12 недель)

Наилучшее время, чтобы принести щенка в его новый дом - в течение «Человеческого» Периода Социализации, 50-84 дня или 7-12 недель. Это также наилучшее время, чтобы познакомить его с теми вещами, которые будут играть важную роль в его будущей жизни. Например, если щенок будет жить на ферме, то именно в этом возрасте он должен познакомиться с животными, которые там обитают. Если заводчик еще не познакомил щенка со звуками пылесоса, автомобильных двигателей и городского движения, то он должен быть подвергнут им теперь. Дети, мужчины с бородами, женщины в широкополых шляпах и пожилые люди с тросточками - все «разновидности» людей желательно узнать щенку в этот период.

В 7-недельном возрасте электроэнцефалограмма щенка показывает, что его мозговые импульсы аналогичны взрослой собаке. Его способность к концентрации еще не высока и промежуток внимания очень короток, однако, он уже способен обучаться. Мало того, что щенок способен обучаться, он будет чему-то учиться, преподаем ли мы ему или нет. Это возраст, когда происходит самое быстрое обучение за весь период жизни собаки. Все, что он испытывает в этот период, производит на него наибольшее впечатление, чем когда-либо в другое время. Обучение в этом возрасте происходит постоянно.

Из-за относительной легкости обучения в этом возрасте (т.к. щенок еще не имеет вредных привычек, которые должны быть исправлены), это - идеальное время, чтобы обучить повиновению, которое должно быть преподано, принимая во внимание его физическую ограниченность и короткий промежуток внимания, в положительной, игровой манере.

В течение Периода Воздействия Страха, с 8 до 11 недель, любой травмирующий, болезненный или пугающий опыт будет иметь более длительное воздействие на щенка, чем если бы это произошло в любое другое время. Например, посещение щенком ветклиники в это время и полученный там болезненный опыт может навсегда заставить собаку опасаться визитов к ветеринару. Возьмите с собой любимую игрушку и лакомства, чтобы сделать приятным потенциально-опасный для щенка опыт.

ПЕРИОД КЛАССИФИКАЦИИ СТАРШИНСТВА
(13-16 недель)

ПЕРИОД ИНСТИНКТА «ПОЛЕТА»
(4-8 месяцев)

Период Инстинкта «Полета» происходит где-то между 4 и 8 месяцами жизни щенка. Это время, когда щенок пробует себя «на крыло». Он будет часто попадать в рискованные ситуации, самовольно убегать и «отключать» свои уши, когда ему подаются команды.

Период Инстинкта «Полета» длится от нескольких дней до нескольких недель. То, какое воспитание получил щенок до этого, влияет на легкость или тяжесть прохождения этого периода щенком и хозяином. Поскольку большинство владельцев собак не знают об этой естественно встречающейся стадии развития, они начинают неправильно реагировать на это, таким образом создавая для себя проблемы в будущем.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРАХА
(6-14 месяцев)

Этот период, также называемый Периодом Опасения Новых Ситуаций, также неопределенен, как и первый. Второй Период Воздействия Страха соответствует всплескам роста. Следовательно, он может произойти не раз по мере роста собаки.

Во время этого периода отмечают изменение в поведении юной собаки. Она может внезапно отказаться приблизиться к чему-то неизвестному или быть напугана чем-то или кем-то знакомым. Когда собака проявляет опасение или нежелание к чему-то приблизиться, не нужно входить в конфронтацию с собакой, принуждая ее «быть храброй», или укреплять ее опасения через ласку. Сила может напугать собаку еще больше, а успокоительный тон и ласка могут служить только как поощрение ее страхов.

Опасение молодой собаки должно быть встречено терпением и добротой. Собаке позволяют решить для себя - иметь ли дело или нет с объектом, вызвавшим ее страх. Преодоление этого периода состоит в том, чтобы создавать определенные условия, которые собака наверняка успешно преодолеет, и поощрять ее за это, таким образом, укрепляя в ней уверенность в своих силах.

ЗРЕЛОСТЬ
(1-4 года)

Множество пород, особенно гигантские, продолжают расти и физически изменяться и после четырех лет. Поэтому понятие зрелости у собак скорее относятся к сексуальной зрелости, а не к полному росту. В среднем у собак зрелость происходит где-то между полутора- и трехлетним возрастом, у мелких пород ранее, а у гигантских - позднее этого возраста. Этот критический период часто отмечается увеличением агрессии и возобновлением испытания на лидерство.

Вторичная социализация (с людьми)

7 - 12 недель
Лучшее время для переезда в новый дом. Хорошее время для начала формальной дрессировки, обучения правилам поведения в доме (туалет, клетка). Продолжается обучение подавлению силы укуса (в игре с человеком). Накопление опыта и его генерализация (обобщение): знакомство с новыми местами, объектами, людьми, животными, звуками.

щенки джек рассел терьера 1,5 месяца

Джекам около 6 недель

Первичный период страхов

Зрелый возраст

С 1 до 4 лет. Животное становится взрослым, но по-прежнему нуждается в дрессировке. У определенных пород возможны случаи проявления агрессии, которую нужно в обязательном порядке пресекать. Время наступления периода зрелости зависит от породы собаки.

Каждому возрасту в жизни щенка соответствуют определенные особенности. Если их знать и учитывать при воспитании собаки, питомец вырастет здоровым и приученным выполнять команды хозяина. Животное нуждается в тщательном уходе и регулярной дрессировке с учетом особенностей его характера.

Для того, чтобы вырастить здоровую собаку с адекватной психикой одной только генетики недостаточно. Хозяину важно знать об особенностях физического и психического развития собаки в разные периоды её жизни, на что нужно обратить особое внимание.

Первичная (внутривидовая) социализация

щенкам 1,5 месяца

Щенкам ДРТ 1,5 месяца

Щенок обучается видоспецифичному поведению (игровое преследование и борьба, кусание, садки), активно исследует, испражняется вдали от места сна. Начинает проявлять групповое поведение и привлекать внимание (скулеж).
Происходит обучение дисциплине (сука: отлучение от груди, уважение к чужой собственности; однопометники: подавление силы укуса) и языку тела.
Можно начинать социализацию с людьми.
Дрессировка в игровой форме.

Вторичный период страхов

С 6 до 14 месяцев. Несмотря на то что щенки уже становятся самостоятельными и социализированными, как раз в этот период они подвержены появлению неконтролируемых страхов. Чтобы этого не произошло, нужно следить за реакцией собаки на окружающую атмосферу и направлять ее в правильное русло.

Переходный период

13 - 21 день

расселятам 20 дней

Собачкам 20 дней

У щенка развиваются органы чувств (открываются глаза, ушные каналы, появляется реакция на вкус и запах), прорезаются молочные зубы, он начинает ходить, вилять хвостом. Появляется коммуникативная вокализация.

Подростковый возраст

С 4 месяцев до периода половой зрелости. Вместо молочных зубов появляются коренные, жевательная активность увеличивается. Щенки стремятся сбегать от хозяев и действовать самостоятельно, поэтому за ними нужно постоянно следить. В этот период питомцы приобретают навык контролировать желание сходить в туалет и могут терпеть, если это необходимо.

Социализация в кругу людей

С 7 по 12 неделю. В этот период щенок готов к переезду в другой дом. Владельцы могут приступать к дрессировке и обучать его элементарным командам. С воспитанием нельзя затягивать, иначе не удастся развить необходимые привычки.

Переходный период

С 13 по 20 день. Начинается процесс формирования молочных зубов. Щенки открывают глаза, улучшается слух. Это период их первого знакомства с окружающей обстановкой. Животные еще не самостоятельные и нуждаются в присмотре человека, чтобы они не смогли причинить себе вред.

Второй период страхов (сензитивный)

6 - 14+ месяцев
Щенок может начать бояться чего-то знакомого. Нужно заново исследовать пугающие объекты в позитивном ключе.

Читайте также: