Нарты для ездовой собаки: особенности, разновидности, плюсы и минусы

Обновлено: 28.04.2024

Содержание, кормление и лечение ездовых собак

Общее количество ездовых собак Крайнего Севера России, по данным Приполярной переписи 1926-1927 гг., насчитывало 54483 головы. Причем переписью было охвачено только 80 % указанной территории.

Р. Амундсен, описывая ездовых собак Колымы, Чукотки и Индигирки, пишет: «Они мало отличаются от гренландских собак, только более длинноноги». Некоторая приземистость гренландских и высоконогость колымо-индигирских собак бесспорно связаны с более глубоким и рыхлым снегом нашего Северо-Восточного побережья по сравнению с Гренландией, где преобладает уплотненный снежный покров [31].

Э. Шерешевский считал и мы согласны с ним, что северных ездовых собак России следует рассматривать как одну породу, а именно как «северо-восточную ездовую собаку», объединяя в этом понятии ездовых собак низовьев Енисея, Лены, Индигирки, Колымы и Чукотки. Каждую из названных групп следует рассматривать только как местные отродья одной и той же породы [32].

Кстати, иногда употребляется название «ездовая лайка». Мы согласны с теми, кто считает это название неправильным. Охотничье-промысловая собака, выведенная древними таежными охотниками, разыскивает, преследует и облаивает птицу или зверя. Ездовым же собакам не свойственен этот инстинкт облаивания, и если они и применяются для охоты то другим способом и для другого зверя. Название «лайка» было перенесено на них по признаку общего, чисто внешнего сходства.

Основные требования, предъявляемые к ездовой собаке: физическая (тягловая) сила, выносливость (медленная утомляемость), скорость бега и высокая степень приспособляемости к суровым условиям Севера. Под последним следует понимать: способность легко переносить арктический климат, хорошо работать при низких температурах, сохранять работоспособность при кормлении один раз в сутки, быстро восстанавливать тело после голодовок, отлично усваивать корм в мороженом виде и т. п.

Принято считать, что высота ездовой собаки в холке должна составлять 55-65 см, вес — 35-45 кг. Относительно значительная масса тела (вес, рост) ездовой собаки имеет практическое значение, так как обуславливает большую тягловую силу и относительную меньшую теплоотдачу.

Шерстяной покров северной собаки — весьма характерная и практически важная особенность ее экстерьера. Основная особенность — это хорошо развитый, густой и сравнительно длинный подшерсток.

Вот как описывает Д. Травин разновидность индигирской ездовой собаки «У нее белая, грубая, легко падающая или секущая шерсть, черное пятно на лбу, черные уши и черное пятно на спине у хвоста. Лоб широкий, глаза угрюмые, морда по росту, но типа борзой не напоминает. Зубы большие и крепкие. Ноги длинные, грудная клетка очень объемистая, живот и бока слегка подтянуты. Уши у нее иногда стоят, иногда полувисячи, как бы надломленные, остроконечные, лапы крупные.

Наиболее распространенные разновидности: черная с белыми пятнами на груди и начесами на щеках, а так же серая, как волк, сходная с немецкой овчаркой. Зрачки отливают зелено-красным цветом, зубы, особенно клыки, крепкие, длинные и острые. Вся собака очень гибка и ловка, хотя величина ее средняя» [33].

Таким образом, лучшие ездовые северо-восточные собаки волкообразны, сохранившие в большей степени, чем другие домашние собаки, ряд признаков, характерных для их сородичей. Они имеют мощный костяк и крупные массивные зубы.

В результате естественного отбора у них развился обильный теплый меховой покров и подшерсток. Такой меховой покров слабо промокает, быстро просыхает, на мех почти не намерзают лед и комья снега. Из-за широкого разлапа и смягченного контура всей лапы ездовая собака несильно проминает ледяную корку снега и поверхность тундренного болота.

При подборе собак как специалисты, так и практики советуют обращать внимание на следующее:

1. Общую величину (не менее 55 см в холке) и вес не менее 30 кг.

2. Правильное телосложение и отсутствие основных пороков экстерьера: неправильности строения конечностей, провислость спины, недоразвитая грудь и т. п.

3. Длину конечностей. Приземистость, коротконогость считается большим пороком, лишающим собаку работоспособности даже при неглубоком снеге.

4. Качество шерстяного покрова. Гладкошерстность или отсутствие подшерстка бракует собаку.

5. Наличие и качество зубов и правильность зубной системы. У взрослой собаки 42 зуба: в верхней челюсти 20 зубов, в нижней — 22. По стиранию резцов и определяют возраст собаки.

6. Возраст. Лучшая рабочая собака от 2 до 6 лет.

7. Пол. Подбирать следует только кобелей, которых необходимо кастрировать.

В популярной литературе встречаются иногда утверждения, что северные собаки не лают, а только воют. Это неверно. Ездовые собаки лают, как и всякая другая собака. Но в работе, в упряжке она действительно лает редко. Лай в упряжке безусловно заторможен искусственным отбором и большим физическим напряжением организма.

Художники очень часто изображают ездовых собак в упряжке с закрученными хвостами кверху, как у обычной охотничьей лайки. В действительности же во время работы в упряжке собака не может бежать с закрученным хвостом, так как это просто физически невозможно.

Ездовых собак принято было холостить по первому году. Выкладывали их к осени. Кобеля, назначенного для выкладывания, сперва держат голодом, чтобы сошел жир, иначе рана долго не заживает.

Кастрировать умел далеко не каждый каюр. Он выполнял это дело, разрезая мошонку и перерезая семенные канатики. После выкладывания собаку опять держали на голодном пайке. Позже, раз в день, кормили холодным рыбным отваром. Затем «проминали» — водили на поводке по ровному месту без травы и кустарника. Постепенно увеличивали порцию корма до полного заживления раны. После холощения собака становится жирнее, крупнее, сильнее и спокойнее. Кобель же, как правило, плохо работает в упряжке и быстро худеет.

Собак зимой постоянно держали на привязи. Во время пурги их укрывали за ту или иную стену в зависимости от ветра.

Опытные каюры считают, что никогда не следует собак кормить вволю, так как они легко жиреют и теряют свои качества. Только при самой напряженной работе собаке можно дать корма столько, сколько она может употребить.

Если животные не работают или работают немного, время от времени лучше держать их впроголодь. Иначе в первые 2-3 дня на таких собаках никуда не уедешь. Неопытные полярники часто закармливали собак, и они потом в езде быстро выбиваются из сил, начинают сдавать, тяжело дышат, хватают снег, языки у них вываливаются и почти волочатся по снегу. И только тогда, когда с них сойдет жир, собаки втягиваются в работу.

Научными опытами, проведенными в 1930-х гг. Э. Шерешевским, Д. Травиным, И. Тихоненко и другими, установлено, что пищевод собаки без особого труда способен пропустить довольно крупные куски пищи. А желудок настолько относительно велик, что может вместить в один прием суточную порцию мяса или рыбы, что позволяет кормить собаку один раз в день.

Установлено так же, что утомленная работой собака выделяет меньше желудочного сока по сравнению с неработающей, причем сок этот пониженной переваривающей силы. Следовательно, утомленную собаку не Следует кормить сразу, а необходимо дать отдохнуть 1,5-2 часа.

Доказано и то, что если собака начинает работать сразу после кормления, у нее выделяется малое количество желудочного сока и замедляется пищеварение. У работающей сытой собаки пища из желудка поступает в 12-перстную кишку, что и вызывает расстройство пищеварения. Поэтому не следует кормить собак перед работой. Таким образом, выработанное практикой правило кормления ездовых собак — один раз в день после работы — является научно обоснованным.

Желудочный сок собаки содержит значительное количество соляной кислоты, убивающей бактерии, что позволяет ей без вреда поедать испорченное мясо и рыбу.

Пищеварение собаки быстрое — пища проходит через пищеварительный тракт в течение 12-15 часов, что позволяет ей быстро восстанавливать силы даже при кратковременном отдыхе. Усваивается пища собакой весьма легко, благодаря чему она хорошо держит тело и быстро нагуливает его. Собака способна к долговременному (4-5 дней) недоеданию [34]. Это и делает собаку не заменимой в арктических условиях никаким другим животным транспортом.

Летом свободно бегающие собаки отъедаются на воле, сами себе добывая корм. Как только сходит снег, одной из разновидностей их пищи становятся мыши-лемминги, которых они добывают из нор, работая лапами и зубами. Суки приносят пищу щенкам.

Основной корм заполярной ездовой собаки — рыба, обычно ряпушка. Зимой для собаки требуется в среднем 1,5-2 кг в сутки. Летом, а также при кормлении вареной пищей требуется в 2 раза меньше. Условно считается, что 5 ряпушек составляют 1 кг. С учетом того, что кормление собак проводится не полный год, а примерно 10 месяцев, среднегодовой расход корма составляет в среднем 1 кг в сутки. Таким образом, на упряжку из 10 собак требуется примерно 3-4 т рыбы. Заготовка такого количества рыбы в заполярных условиях не представляла большого труда.

При отборе кобеля для продолжения потомства и практики, и специалисты считали, что он должен быть обязательно проверен в работе: показать свою «понятливость» к команде, послушность, резвость и выносливость. Лучшим кобелем-производителем считалась собака, имеющая следующие данные :[35]

— возраст от 2 до 5 лет,

— среднюю одномастную шерсть с хорошим густым подпухом,

— длину туловища до корня хвоста от 105-115 см,

— длину хвоста 20-25 см,

— длину головы до затылочной кости 20-23 см,

— ширину головы в висках 9-10 см,

— высоту в холке 60-65 см,

— высоту в крестце 60-62 см,

— ширину таза 16-20 см,

— охват пясти 10-12 см.

При отборе сук необходимо было учитывать одно очень важное обстоятельство: так одни суки передают в наследство только свои качества, другие — только качества отцов, третьи — и те, и другие качества. Считалось, что лучший возраст для вязки 1,5-2 года. Эту особенность давно заметили хитроумные американцы.

Никто не знает сколько в конце XIX — начале XX веков вывезли с Колымы собак на Аляску коммерсанты Свенсон и Томсон.

Причем покупали они только кобелей, чем приводили в изумление простодушных колымчан: «О брат, странные эти американцы — одних собачьих жеребцов покупают. Ну, куда на них хотят уехать?!» Но это была глубоко продуманная операция. Ныне только на Аляске да в Северной Канаде сохранилась светло-голубоглазая сибирская ездовая собака, которая там называется «хаски» и считается самой резвой.

О заболеваниях собак

Наиболее распространенными заболеваниями ездовых собак являются бешенство, собачья чума или чумка, глистные инвазии, чесотка и экземы.

Одно из наиболее губительных и распространенных заболеваний — это чумка. На человека она не распространяется. С. Шашков в своей работе «Сибирские инородцы», вышедшей в Москве в 1892 году, пишет: «На Колыме подохли все собаки. Вследствие этого охота и рыбная ловля сделались вовсе безуспешными. Жители голодали и страдали от изнурительных работ, исправляемых прежде собаками. Остались два щенка, которых одна женщина вскормила грудью и от которых пошло новое племя собак».

В 1930-1934 гг. на севере Якутии наблюдались три вспышки чумки. Так, в 1931 г. на Быковом Мысе погибло 500 ездовых собак. В 1933 г. на Колыме собачье поголовье сократилось наполовину. То же самое происходило на Индигирке, Яне и Лене.

Основные признаки заболевания чумкой следующие: плохой аппетит, собаки часто отказываются от корма, много пьют, шерсть взъерошивается, температура поднимается на 1-3° (нормальная температура у собак 37,5°, измеряется специальным градусником, вставляемым в анальное отверстие). Из глаз и носа появляются гнойные течения. У здоровой собаки нос всегда холодный и влажный, а у больной — сухой и горячий.

Заболевшая собака должна быть переведена в сухое теплое место, ей необходимо улучшенное питание. Ветеринары советуют давать собакам для возбуждения аппетита столовую ложку вина или 10-20-градусной водки.

Иногда встречается у собак так называемая «потливость». Особенно лохматые собаки потеют зимой, на улице под ними скапливается пот, примораживающий их на утро к снегу. Шерсть всклокочивается. Их лечили народным способом: давали есть талую ряпушку, обмокнув предварительно в древесной золе. Посыпали пеплом место лежания собаки, а также примешивали к пище медвежью желчь.

Колымские ездовые собаки Индигирская грузовая нарта Индигирские ездовые собаки Собачья нарта — «тройка» Великий полярный исследователь Руал Амундсен. Он в 1911 г. на собаках достиг Южного полюса Собаки в летнем «отпуске» «Зачем рыбу ловим — чтобы собак кормить. А зачем собак держим — чтобы рыбу возить». (Из колымской поговорки) Белый песец «довел» ездовое собаководство до совершенства «Пенсионер» Добыча мамонтовой кости тоже содействовала развитию собачьего транспорта Якутянин П. И. Стрижев — каюр лейтенанта (адмирала) А. Колчака, его именем названы два острова в Ледовитом океане Гренландский (веерный) способ упряжки Знатный индигирский охотник К. А. Киселев устанавливает капкан на песца. (Обложка журнала «Охота и охотничье хозяйство». — 1972 — № 2) На лов ондатры Старая охотничья избушка — поварня Надвигается пурга Заслуженный «передовик» Прогулка на собаках Самолет хорошо, а собаки лучше… На смену собакам пришла техника — быстроходный, мощный, но не самый надежный вид арктического транспорта Его зовут Доллар Аляскинский маламут родом из Колымы В тундре Голубоглазый щенок

Существовали неписаные правила собаководства. Например, если собака часто худела при нормальном питании, у нее отрубали кончик хвоста. После этого собака будто бы становилась полнотелой.

У собак, которые имеют привычку поедать упряжь (алык, потяг и т. д.), разрезали среднюю часть языка и вырезали мышцы — «вытаскивали черву», после чего собака якобы бросала свою вредную привычку.

В холодное время года (декабрь-февраль) при встречном ветре гладкошерстные собаки могут обморозить пах, после чего животное становится почти не пригодным в упряжке. Поэтому каждый каюр должен был иметь при себе несколько «ошейников» — специально сшитых повязок из заячьих или песцовых шкурок, которые подвязывали к паху собаки.

При нехватке собак иногда вынуждены были запрягать суку через 1-2 недели после щенения. Чтобы не отморозить ей соски, шили для нее большую меховую повязку — «нагрудник». Обморозить собаку на Колыме и Индигирке считалось признаком крайней бесхозяйственности, и такой горе-хозяин вызывал не только насмешки, но и презрение товарищей [36].

Весной при длительной езде по насту или гололеду у собак образуются ранки на лапах. Во избежание этого шили из плотной ткани или ровдуги специальные «сапожки» или «торбоски», которые надевали собакам на ноги. Пораненные собачьи лапы теперь смазывают йодом, раньше же в таз с горячей водой насыпали порох и в таком растворе промывали собакам раны.

Использование ездовых собак на охоте

Собак дрессировали не только для езды, но и некоторых обучали для промысла песца, оленя, нерпы, медведя и даже гуся. В промысле песца использовалась только молодая сука, как более легкая в беге. «Песцовая» собака приучается гнать песца по глубокому и рыхлому снегу и давить его, не разрывая шкуры. Чтобы промысловая собака не пристрастилась к песцовому мясу, ее никогда не кормили песцовыми тушками, в то время как остальных ездовых собак частенько баловали этим калорийным видом еды.

Русские арктические старожилы довольно успешно охотились на диких оленей методом «гоньбы», т. е. преследованием их на собачьей упряжке. Это происходило обычно в конце марта-начале мая, в период хорошего скольжения полозьев. Запрягали в нарту 9-10 собак, садились в нее двое и ехали в тундру «оленей гонять». Завидя пасущихся оленей, старались незаметно приблизиться к ним с противоветренной стороны, иначе «дух упадет на оленей» и они убегут. Подобравшись к оленям на 300-400 м, направляли упряжку прямо на них, и начиналась погоня, которая продолжалась 20-30 минут, после чего олени давали круг», т. е. разворачивались на 180 градусов, и пробегали мимо охотников на расстоянии 150-200 м. В этот момент одни охотник останавливал упряжку, а второй стрелял. Все зависело от меткости охотника, а также своевременной и прочной остановки упряжки. Хорошие стрелки в «одном кругу» могли подстрелить до 5 оленей.

Раньше арктические охотники в апреле занимались добычей нерпы сетями. Для этого надо было иметь «нерпичью» собаку, специально натасканную на поиск во льдах нерпичьих «лунок», у которых дышат нерпы. Лунка, через которую нерпы выходят на лед, обычно скрыта под толстым слоем снега. Собака, почуяв запах нерпы, разыскивает лунку и лаем дает знать хозяину. Снег разгребают и лунку расширяют. Затем под лед спускают сеть в виде мешка, прикрепленного к раме. Нерпа подплывает к лунке и выходит на лед, чтобы подышать. Затем она вертикально погружается в прорубь и попадает в сеть.

В старину на белых медведей охотились в берлогах копьями и ружьями. Если зимой медведь встречался в тундре, то поступали следующим образом: спаривали дверь нарты собак и гнались за медведем. Сначала отпускали двух собак, которые должны были облаять и остановить медведя. Когда его догоняли, то владелец правой упряжки командовал своим собакам направо, а хозяин левой — налево. Медведь оказывался в окружении собак и «садился» на «баран» нарты. В этот момент его закалывали копьем.

С начала XX века, когда появилось достаточное количество боеприпасов и гусей стали бить влет, при охоте стали использовать и собак. Это происходило в конце мая, когда гуси подбирали места для гнездования. Надо было иметь собаку белой или светло-серой масти, чтобы ее хорошо было видно на проталинах. Гуси, завидев собаку и приняв за песца — главного разорителя птичьих гнезд, кружатся над ней, стараясь отвлечь ее от предполагаемого места высиживания птенцов. По зову хозяина собака устремляется к нему, за ней пикируют гуси. В это время раздаются выстрелы.

Нарты для ездовых собак в настоящее время можно приобрести в разных местах, производители предлагают множество различных моделей. У подобного устройства есть определенные особенности, которые стоит изучить перед приобретением. Некоторые умельцы способны самостоятельно сделать сани, в которые можно запрягать собак и отправляться в поездку.


Нарты для собак до сих пор пользуются популярностью

Содержание

Способы запряжки собак

Известны два вида запряжки собак: веерный и цуговой. Более древней и удобной считается цуговая запряжка. К длинному центральному ремню-потягу пристегиваются собаки. Есть два способа: привязывают собак попарно или попеременно «елочкой». При таком способе животных цепляют на коротких ремешках на одинаковом расстоянии друг от друга, по очереди справа и слева.

При цуговой запряжке вожаки ставятся впереди. Как правило, это сильные собаки, способные пробивать дорогу в глубоком снегу. Удобство такой запряжки в том, что можно быстро заменить уставшую переднюю пару и продолжить движение, не теряя скорости. На гонках собак запрягают цугом.

Веерный вариант запряжки предполагает расположение животных по дуге относительно нарт. Здесь тоже есть свои нюансы, веер бывает:

  • полным – собаки располагаются на одной линии;
  • по слабо выгнутой дуге;
  • уступом – собаки запрягаются в виде клина.

При разных вариантах веерной запряжки месторасположение вожаков может быть в центре или по бокам. Запрягают нечетное количество собак. Для гонок такой способ не используют.

Пассажирские нарты

Пассажирские нарты бывают открытыми либо закрытыми, вместимость может доходить до 8 человек. Бывают небольшого размера либо, наоборот, более большие и комфортные. Основные характеристики зависят от производителей.

Как правильно выбрать собачьи нарты

В специализированных торговых точках можно подобрать нарты на любой вкус. Рекомендуется внимательно изучить предмет и точно определиться с тем, для чего он необходим. Не стоит покупать нарты для пассажиров, если подразумевается перемещение каких-либо грузов.

Рекомендуется внимательно осмотреть все крепления, фурнитуру и саму сборку конструкции перед покупкой.

Грузовые нарты

Грузовые модели имеют специальные лыжи (полозья), в некоторых случаях присутствуют даже амортизаторы. Положительными моментами подобных устройств являются их довольно высокая грузоподъемность, отличная устойчивость, возможность перевозки пассажиров. В закрытых санях груз не намокнет и пострадает.

Однако подобные устройства отличаются довольно большим весом, поэтому при загрузке необходимо правильно распределять груз в нартах. Кроме того, металлические детали часто промерзают.


Нарты бывают разного предназначения — для пассажиров, грузов и совместные

Нарты для собак

Нарты для собак представляют собой специальные гоночные сани. Приобретать их рекомендуется вместе со специальной амуницией, которая позволяет запрячь животных. Существует множество разных моделей, однако для каждой вещи характерно несколько необходимых элементов:

  • Полозья — располагаются параллельно земле под небольшим углом, благодаря чему довольно устойчивы.
  • Дуга (второе название баран) — это специальное место, за которое держится погонщик во время движения.
  • Ножки-копылья — детали, которые соединены при помощи перекладин.
  • Специальный настил, на нем располагают груз либо находится пассажир.

Ездовые нарты могут быть сконструированы таким образом, что в них могут запрягаться от одной до полутора десятка собак.

Потяг.

Потяг - служит для соединения собаки к нартам , велосипеду, санкам или к самому владельцу, если на нём есть пояс для дог трекинга. Потяг должен иметь амортизатор, чтобы компенсировать рывки, которые будут во время движения.

Современные нарты

Нарты остаются популярными уже долгое время. Однако в современном мире собак заменили снегоходы. Сани для ездовых собак также претерпели некоторые изменения, стали более удобными и устойчивыми. Для изготовления применяются качественные материалы и современные технологии.

Жители северных районов используют снегоходы и сани постоянно для работы и отдыха, поэтому никто не стал придумывать что-то новое, просто усовершенствовали нарты.


Катания на санях являются популярным вариантом отдыха

Современные нарты

Прогресс давно шагнул вперед, но на снежной равнине по-прежнему актуальным транспортом остаются нарты. Собак заменили снегоходами. Усовершенствовали сами нарты. Это специализированные модели прицепных устройств, предназначенные для разных целей. Для их производства используют самые современные материалы и передовые технологии.

Снегоходы прочно вошли в жизнь сегодняшних охотников, рыболовов, туристов, участников различных экспедиций, любителей активного отдыха и обычных жителей северных широт. Полноценный отдых или работа требуют какого-то снаряжения. Для его транспортировки велосипед изобретать не стали, а усовершенствовали древнее средство передвижения – нарты.

Амуниция для собаки.

Вторая по важности деталь, это ездовая шлейка. Для 99% случаев подойдет классическая X-back. Она необходима, чтобы равномерно распределять нагрузку. Правильно подобранная шлейка не сковывает движения и позволяет собаке бежать с комфортом. Ошейники, удавки и обычные шлейки применять нельзя, это может привести к травме.

Шлейка подбирается под каждую собаку индивидуально, для этого нужно замерить обхват шеи, груди и расстояние от шеи до основания хвоста. Это необходимо, так как у разных производителей шлейки стандартных размеров S,M,L,XL могут отличаться. L размер шлейки от Ольги Протасовой, не будет соответствовать L размеру от другого производителя.

Потяг и амортизатор Потяг и амортизатор

Обучение собак

Обучать собак необходимо с раннего возраста. В данный период необходимо запастись терпением и заботой. Обучение происходит по следующим пунктам:

  • приучить к упряжке,
  • научить выходить в упряжи по одному,
  • объяснить, как тянуть груз в необходимом направлении,
  • научить команде «стоять», чтобы пес вовремя останавливался,
  • обучить выстраиваться по команде.

Рекомендуется постоянно менять грузы, чтобы питомец не привыкал к одному весу.


Запрягать собак нужно правильно, чтобы животным было удобно тянуть санки

Из истории возникновения собачьих нарт

Ездовое собаководство начало развиваться примерно 350-400 лет назад в результате проникновения в тундру торгового капитала. Необычайная плодовитость и выносливость животных позволили использовать их в качестве транспортного средства в условиях Крайнего Севера.

С помощью саней получалось перевозить большое количество товара. Нарты использовались охотниками, чтобы можно было доставлять добычу без особых усилий.

Для справки! Подобные приспособления и сейчас используются для передвижения между селениями в условиях Крайнего Севера.

Пассажирские нарты

Пассажирские нарты для снегохода могут быть закрытого или открытого типа, вместимостью от 2 до 8 человек. Есть небольшие, в виде пластиковой капсулы с багажным отделением, рассчитанные на 1-2 пассажиров.

Возможен вариант повышенного класса комфортности. В них свободно размещается четыре взрослых человека, удобно устроившихся на мягких диванах. Уровень комфортности и оснащенности зависит от марки производителя и класса саней. Есть и открытые нарты для перевозки рыбаков, охотников или туристов.

нарты для снегохода

Каких собак запрягают в сани-нарты

Для того, чтобы запрячь животное в нарты, подойдут не все породы. В основном подобные приспособления используются в довольно холодных местностях, поэтому и собак необходимо выбирать подходящих.

Ездовые собаки — это животные, которые специально выводились для того, чтобы перевозить грузы и людей. Основными считаются:

  • хаски,
  • маламуты,
  • чукотские, камчатские, норвежские, лапонские, таймырские ездовые,
  • лайки,
  • самоедская собака,
  • гренландская собака и подобные.

В зависимости от предназначения нарт используются разные породы. Например, санки для хаски нетяжелые, собаки обладают большей выносливостью и могут долго их тянуть, а маламуты способны передвигаться с тяжелым грузом.


В нарты запрягают разные породы собак

Как своими руками сделать сани для собачьей упряжки

Сделать нарты своими руками вполне возможно. Работа выполняется по следующим пунктам:

  • Выбрать полозья — ширина 10 см, длина 2 м.
  • Вставить бруски высотой в половину метра в полозья (3-4шт).
  • Сделать из брусков четырехугольную раму для настила.
  • Из длинных труб создать спинку.
  • Сделать дугу, чтобы ее рога подтягивались к брусьям, расположенным вертикально.
  • Для потяга подобрать веревку либо ремень.

Подробные инструкции и мастер-классы есть в интернете.


При желании сани можно сделать своими руками

Какие бывают гонки на современных нартах

Гонки на упряжках бывают разные. Выделяют несколько популярных:

  • На короткие дистанции — спринт.
  • Средние дистанции — до пятисот км.
  • На длинные расстояния — больше пятисот км.
  • Многоэтапные — из нескольких дистанций.
  • Грузовые — перевозка багажа.
  • С ориентацией на местности — на трассе участвует команда из двух людей.

Нарты для собак используются в настоящее время чаще для развлечений. Однако есть народности, для которых до сих пор они остаются лучшим транспортом.

Настя Вредина

Нарта hokk-sprint - спортивная нарта для тренировок и спринтерских гонок (4-6 собак)

- надежная - проверенная конструкция системы «каркас- полозья»
- четкое управление - подруливающая система на блоках
- легкая - 11 кг, каркас изготовлен из алюминиевого сплава АД 31Т (сплав алюминия, магния и титана, разработан для несущих конструкций, где необходим легкий вес без потери прочности)
- складная - помещается в легковой автомобиль, удобна для хранения в квартире

Хокк спринт от супер джета отличается тем, что первый на полозьях, второй- на лыжах, соответственно. Рамы у них разные, вес. На каждой можно участвовать в гонках, обе складные, удобно хранить

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Все нарты продаются с тормозом и тросом, к которому пристегивается упряжка.

Нарты изготавливаются из березы, покрываются яхтенным лаком и маслом для дерева, полозья - высокомолекулярный полиэтилен пр-во Германия, отбойник и ручка - тоже полиэтилен - число 1000 и выше - это очень хорошая прочность. Нарта собрана шип-паз и связана веревкой - за счет этого она гнется и управляется)) Металлического крепежа - минимум.

1. Нарта полностью деревянная. Такие нарты будут производится только на заказ - детали долго и много гнуть и клеить. Нарта очень красивая)))

2. Нарта деревянная - полоз гнутый-клееный, отбойник и ручка - пластик. Очень практично при эксплуатации - пластик прочный, хорошо амортизирует и не трескается при ударах о сугробы, брустверы снежные, о деревья (но о них лучше не биться).
Срок изготовления - 3-4 недели. Вес 13-14 кг. Запрягать можно 2-6 собак.

3. Нарта на деревянных полозьях складная. Складывается путем вывинчивания 4-6 винтов. На это уходит 5 минут))). Приятная очень вещь - ее удобно хранить и возить в авто.

4. Нарты на пластиковых полозьях - складные и нет. Хорошая и легкая нарта.. Срок изготовления- 2-3 недели. Единственное - не очень советуем тяжелые тушки на них возить))) А для спринта-покатушек - нормальный аппарат.

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Основное их предназначение - средние дистанции и коммерческий прокат (там, где важен классический вид), хотя не исключаются и спринты. Особенности конструкции: материал - дуб воздушной сушки, с 2012 г. используем белый канадский ясень. Минимум металлического крепежа, усилия распределяются веревочными тягами, что обеспечивает подвижность и прочность конструкции (как на кораблях викингов).
Хэндлбар из восьмислойного клееного дерева, при необходимости возможна регулировка по высоте.
Тормоз из легкого и прочного алюминия с твердосплавными наконечниками.
Нарта имеет встроенный амортизатор и подруливающие тяги, что позволяет равномернее распределять нагрузку по всей нарте (особенно при езде с пассажиром) и улучшает управляемость.
Грузовая площадка рассчитана на вес пассажира весом до 90 кг; равномерно распределенного груза - до 110 кг.
Скользяк - монолитный поликарбонат (опционально - высокомолекулярный полиэтилен) Нетравматичная дуга из полиэтилена.
Габариты: 2600*500*980. Вес - от 13 до 16 кг, в зависимости от толщины деталей, длины полозьев и предполагаемой нагрузки.

Дополнительные опции:
- пологи различной формы и вместительности из кордуры
- якорь с потягом
- стакан
- мягкий коврик
- QCR пластик на полозья

С 2013 г. появилась удлиненная модификация Альбатроса Удлиненный Альбатрос: Грузовая площадка позволяет разместить двух взрослых (плюс даже еще малыша на руках можно), либо целую ораву ребятни. Длина площадки нисколько не мешает уверенно управлять нартой. По ездовым качествам не уступает классическому Альбатросу. Длина грузовой площадки 1600 мм

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Конструктивно представляет собой небольшой тобаскет (пластиковое дно с закрепленными на нем полозьями). Из ближайших аналогов - Danler Husky Buggy, для которых наша нарта , как нам кажется, будет неплохой недорогой альтернативой.
Полозья и стойки выполнены из дуба или ясеня. Стандартная комплектация включает в себя алюминиевый тормоз с твердосплавными наконечниками, теплую ручку, скользяк на полозьях из поликарбоната.

Дополнительные опции - полог с вентиляцией и светоотражающими полосками из палаточной ткани типа «Оксфорд»
Такой же полог, но из намного более прочной ткани «CORDURA»
Быстросменный QCR пластик для полозьев из высокомолекулярного полиэтилена
Так же можем укомплектовать стаканом для данлеровского якоря и самим якорем. Размер - 1800*500*960мм в рабочем и 1800*500*260 в сложенном состоянии.
Вес -11кг. Грузоподъемность площадки - до 30 кг при правильном распределении груза. Конструкция имеет очень серьезный запас прочности, полозья для увеличения клиренса сделаны толстыми, что хоть и увеличивает вес, но позволяет не думать об их поломке. Гарантия- 1 год

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Материал полога кордура

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Техническая мастерская КЕМОспорт занимается производством нарт разного назначения и комплектующих для них.

КЕМОспорт предлагает к продаже нарту для спринта с упряжкой до 4 собак МАДЖЕСТАспринт.

С упряжкой до 6 соб МАДЖЕСТАсс, нарту для средних и длинных дистанций.

ВИМАНАтрансформер,также эта нарта может использоваться как экспедиционная.

И нарту РУССКАЯ АРКТИКА ,для экспедиций и комерческого использования.

Многие детали нарт изготавливаются на компьютеризированном оборудовании, поэтому при замене деталей - новые не требуют дополнительной подгонки.

Технические данные нарты МАДЖЕСТАспринт
Длина 2200мм
Ширина 570мм
Высота 960мм
Вес 11,6 кг (полная масса)
Полозья; сендвич ясень-береза-ясень-пластик
В комплект нарты якоря не входят.
Полог(кордура) имеет две молнии и дополнительный карман

Технические данные нарты ВИМАНАтрансформер
Длина от 2700мм
Ширина 580мм
Высота 960мм
Вес от 18,00КГ (полная масса)
Рама и полозья,лиственница+пластик 10мм(пластик на полозьях),сендвич лиственница-сосна+пластик 10мм

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Нарты предназначены для тренировок и гонок на спринтевых дистанциях.
Количество собак от одной до шести.
Изготовлены с учетом всех требований IFSS.
Материал: алюминий, дюралюминий, ПНД, крепеж нержавейка.
Габаритные размеры:
в сложенном виде
Высота - 1200 мм
Ширина - 500 мм
Глубина - 450 мм
в разложенном виде
Высота - 850 мм
Ширина - 500 мм
Длина - 1300 мм
Длина с лыжами - 2500 мм
Вес в полной комплектации - 12 кг
Стоимость - 35 000 р.
Возможно поменять высоту ручки, количество и вид стаканов, установить необходимые лыжи.

Нарты BEN-sprint.
Экономичный вариант.
Отличие от укомплектованной нарты:
нет полога, стаканов с якорями, тормозного коврика.
Вес - 8 кг

Нравится Показать список оценивших

Настя Вредина

Мы предлагаем нарты для тех, кто хочет тренировать своих собак зимой, или просто любит активные прогулки с собакой. Нарты не предназначены для серьезных спортивных соревнований, но могут успешно использоваться для начальной подготовки собак и каюров для ездового спорта и для локальных соревнований.

1. Нарты "Хаски" Предназначены для прогулок, тренировок и активного отдыха, для буксировки 1-2 собаками среднего и крупного размера на небольшое расстояние. Грузоподъемность - 1 взрослый(стоя) + 1 ребенок до 7 лет или небольшой груз (на сидении).

Модель «Хаски» разработана так, чтобы нарты можно было в сложенном виде легко хранить в городской квартире, транспортировать в автомобиле, чтобы просто можно было без труда взять «под мышку» - и идти гулять с собакой.

Нарты легко складываются и раскладываются в течение нескольких секунд без применения инструмента. Все манипуляции по сборке и разборки нарт можно проводить, не снимая перчаток и даже в варежках. Каркас саней неразборный, выполнен из прочного морозоустойчивого металлопластика. Крупное достоинство этого материала, помимо прочности и легкости, в том, что зимой к нему не примерзают руки, даже при очень низкой температуре. В качестве полозьев используются стандартные пластиковые прогулочные лыжи с деревянным сердечником. Лыжи заменяемые. Нарты снабжены тормозом и базовым тросом, изготовленными из плавающего яхтенного троса, не подверженного деформации и разрушению под воздействием высоких нагрузок и температур. Нарты оборудованы травмобезопасным отбойником, предохраняющим нарты от наезда на буксирующих собак.

Дополнительные опции - съемное деревянное сиденье со съемной спинкой, полог.

Габариты: ширина по центру полозьев - 40 см, максимальная ширина по наружному отбойнику 52 см, длина при лыжах 150 см - 190 см, высота в рабочем положении (с поднятой ручкой)- 90 см, высота со сложенной ручкой - 30 см. Вес - 5-8 кг (в зависимости от лыж и наличия деревянного сиденья и полога).

2. Нарты "Маламут" Предназначены для прогулок, тренировок и активного отдыха, для буксировки 1-4 собаками среднего и крупного размера на среднее расстояние. Грузоподъемность - 1 взрослый(стоя) + 1 взрослый или груз (на сидении).

Модель «Маламут» разработана так, чтобы нарты можно было в сложенном виде легко хранить в городской квартире, транспортировать в автомобиле, чтобы просто можно было без труда взять «под мышку» - и идти гулять с собакой.

Нарты легко складываются и раскладываются в течение нескольких секунд без применения инструмента. Все манипуляции по сборке и разборки нарт можно проводить, не снимая перчаток и даже в варежках. Каркас саней не разборный, выполнен из прочного морозоустойчивого металлопластика. Крупное достоинство этого материала, помимо прочности и легкости, в том, что зимой к нему не примерзают руки, даже при очень низкой температуре. В качестве полозьев используются стандартные пластиковые прогулочные лыжи с деревянным сердечником. Лыжи заменяемые. Нарты снабжены тормозом и базовым тросом, изготовленными из плавающего яхтенного троса, не подверженного деформации и разрушению под воздействием высоких нагрузок и температур. Нарты оборудованы травмобезопасным отбойником, предохраняющим нарты от наезда на буксирующих собак.

Дополнительные опции - съемное деревянное сиденье со съемной спинкой, полог.

Габариты: ширина по центру полозьев - 40 см, максимальная ширина по наружному отбойнику 52 см, длина при лыжах 170 см - 215 см, высота в рабочем положении (с поднятой ручкой)- 95 см, высота со сложенной ручкой - 28 см. Вес - 7-11 кг (в зависимости от лыж и наличия деревянного сиденья и полога).

Предназначены для прогулок, тренировок и активного отдыха, для буксировки 4 и более собаками среднего и крупного размера на дальнее расстояние. Грузоподъемность - 1 взрослый (стоя) + 2 взрослых или груз (на сидении).

Волокуши наверняка придумали раньше колеса. Нарты - это своего рода усовершенствованная разновидность подобного приспособления. Совсем просто нарты можно описать так: деревянный настил на паре длинных лыж, привязанный к собакам или оленям. Именно эти животные у коренных народов Севера были основной тягловой силой.

Нарты для собак, как и для оленей, широко применялись в повседневной жизни чукчей, эскимосов, эвенков. На них перевозили нехитрую домашнюю утварь, кочуя со стадами оленей по тундре, использовали на охоте, рыбалке и даже в военном деле.

нарты это

Собачий транспорт незаменим в условиях тотального бездорожья. Собаки, питаясь местными кормами (рыбой, мясом), обладая удивительной выносливостью и неприхотливостью к суровым условиям Севера, не имеют конкурентов в тягловой работе. Собачья упряжка за день налегке может пройти до 200 км. С грузом до 500 кг упряжка из десяти собак может ежедневно проходить до 80 км несколько дней подряд.

Олени не могут составить им конкуренцию в местах, где не растет ягель (основной их корм), и в прибрежной зоне – на них по льду передвигаться весьма затруднительно.

Для управления упряжкой оленей каюры использовали остол – специальный шест для управления нартами. С его помощью можно затормозить сани, повернуть их, подогнать тычком отстающее или ленивое животное. На стоянках остол втыкали между перекладинами нарт, используя его в качестве ручного тормоза.

К собакам тоже применялся шест для управления нартами, но немного усовершенствованной конструкции. На его верхней части крепилось несколько металлических колец. Позвякивая ими, каюр давал направление движения упряжке, поворачивая ее в нужную сторону.

Волокуши

Волокуши – самая простая и доступная по цене модель. Выглядит как глубокое корыто с прицепным дышлом для снегохода. Кроме низкой стоимости, у волокуш есть следующие плюсы:

шест для управления нартами

- очень простая конструкция;

- они практически не обмерзают в шуге;

- на них удобно укладывать багаж;

- имеют низкий центр тяжести, что предотвращает переворачивание;

Есть и существенные недостатки, самый главный из которых - абсолютное отсутствие комфортных условий для перевозки пассажиров. Они всей своей площадью контактируют с поверхностью земли, поэтому подвеска-амортизатор здесь отсутствует. Любая неровность, камень, бревно или пень ощутимо ударят по волокуше, пластик может не выдержать таких нагрузок и расколоться. Из-за этого их предпочтительно использовать по снегу.

Еще одна частая поломка – разрушение дышла при сильном ударе, например о дерево. Небольшую грузоподъемность, намокание груза при транспортировке по воде или по шуге, неустойчивость на склонах тоже можно записать в отрицательные характеристики волокуши.

Самодельные

Очень многие умельцы делают нарты для собак своими руками. При желании можно найти немало чертежей и схем. Сделать сани самостоятельно будет дешевле, чем купить. Кроме того, это позволяет создать именно то, что необходимо и хорошо подходит, а также воплотить разнообразные задумки.

Собака не робот!

Самое главное любые физические нагрузки нужно начинать с постепенным наращиванием интенсивности. Ненужно сразу пробегать 3-5-7 км, начните с небольших дистанций (500-600 метров), чтобы собака не получила негатива, так как если собака в самом начале вашей общей спортивной истории получит негативное впечатление или травму, потом она бегать уже не захочет. Собака, так же как и вы устает, у неё могут болеть мышцы и суставы.

Друзья, сегодня расскажу вам что такое ездовая упряжка . На примере рассмотрим современную спортивную упряжку из 8 собак. Пусть это будут маламуты ).

Движок в 8 маламуто-сил - это круче, чем сколько-то-там-лошадино-сильный джип) Фото из открытого источника. Движок в 8 маламуто-сил - это круче, чем сколько-то-там-лошадино-сильный джип) Фото из открытого источника.

Почему современную и почему спортивную? Аборигены запрягали своих собак в упряжку веерного типа . Этот тип упряжки позволял равномерно распределять нагрузку на поверхность, и помогал при передвижении, например по тонкому льду водоема.

Инуитская упряжка веерного типа. Фото из открытого источника. Инуитская упряжка веерного типа. Фото из открытого источника.

Современные упряжки редко передвигаются по «целине»,в соревнованиях трасса заранее подготовлена. Поэтому сейчас собаки запрягаются цугом, попарно друг за другом .

Непосвященному упряжка собак покажется простой. Дескать ну что такого, запряг собак да поехал. Но на самом деле упряжка - это четко слаженный рабочий коллектив, где у каждого своя важная роль, и каждая из собак находится на своем месте. Давайте узнаем подробнее.

Начнем с вожака . Им может быть как кобель, так и сука. И даже пара собак - лидеры упряжки . Лидер - не обязательно самая быстрая и сильная собака в команде . Но он - обязательно самая опытная и сообразительная собака, чувствующая трассу. У него непререкаемый авторитет среди остальных собак, и самая сильная связь с человеком, каюром упряжки. Обостренное чувство направления, хорошее чутье - качества лидера. У вожака несколько функций, он направляет упряжку, держит контакт с каюром, выбирает направление и способен быстро принимать решения. Фактически он управляет упряжкой, передавая другим собакам команды каюра.

А еще задача вожака - подбадривать команду. Вот что пишет один из известнейших путешественников на собачьих упряжках Джо Хендерсон:

Короче, без вожака - нет упряжки.

На одном из соревнований по ездовому спорту на старт вышла упряжка, вожак которой возлежал в нарте. В силу преклонного возраста, он не мог бежать с командой, но остальные собаки работать без него отказывались. Поэтому он занимал почетное место, и дублировал команды каюра во всю мощь своих легких.

Виды нарт

В зависимости от назначения нарты - это и грузовая площадка, и средство для перевозки пассажиров. Есть варианты закрытого и открытого типа. На них можно транспортировать сотни килограммов груза и с комфортом перевозить пассажиров. По конструктивным особенностям очень условно нарты можно разделить на четыре группы.

Как запрягаются собаки в сани

Для запряжки чаще всего применяется цуговый способ. Он позволяет нормально передвигаться собакам в глубоком и рыхлом снегу — главная пара прокладывает дорогу остальным собакам.

Еще один популярный способ называется «шлейка». Его часто используют в ездовом спорте. Собак запрягают в специальные шлейки, которые увеличивают нагрузку на перед грудной клетки, а остальное распределяется равномерно по всему телу животного.

Какие бывают сани для собак

Сани для езды на собаках бывают нескольких видов. Основное отличие состоит в особенностях конструкции. Выделяют следующие:

  • Восточносибирские с прямыми вертикальными копыльями (с каждой стороны по 4 штуки).
  • Гиляцкие с прямыми расположенными вертикально копыльями (с каждой стороны 4-5 штук).
Внимание! Выбор зависит от предпочтения и ситуации, для которой нарты будут использоваться.

Гонки

Трудные условия выживания в условиях крайнего севера и тяжелая работа требовали положительных эмоций. Именно гонки на собачьих упряжках стали прекрасным способом отвлечься от ежедневных забот и посмотреть, чьи собаки сильнее и выносливее.

нарты своими руками

История гонок на собаках насчитывает не одну сотню лет, но известны они были только жителям Канады, США и России. Массовость и распространенность среди всего населения Земли им подарила золотая лихорадка. В крайне тяжелых условиях добычи золота надежной тягловой силой были только собаки. От их выносливости, способности тянуть тяжелый груз на большие расстояния зависела жизнь огромного количества людей.

Сильная собачья упряжка ценилась на вес золота и была гордостью своего хозяина. Далеко не все эти животные способны быть ездовыми. Лучшими породами для гонок считаются сибирский хаски, самоед, эскимосская лайка, аляскинский маламут, гренландская, чукотская ездовая собака и их помеси.

Волокуши

Волокуши являются самой простой и доступной моделью современных нарт. Внешне устройство напоминает большое корыто, на которое прицеплено дышло для снегохода. Несомненными положительными качествами подобного приспособления считаются следующие:

  • невысокая цена,
  • простая конструкция,
  • небольшой вес,
  • редкое обмерзание,
  • удобно укладывать и перевозить багаж,
  • низкий центр тяжести, которые делает нарты более устойчивыми и защищает от переворачивания,
  • можно использовать на воде — они просто плывут.

К сожалению, подобные пластиковые нарты сложно использовать для перевозки людей — они очень неудобны. Кроме того, во время движения нарта полностью скользит по земле (всем низом), что при водит к тому, что повышается чувствительность к любым неровностям. В результате при серьезном ударе возможны поломки.

Внимание! При сильных ударах не исключается поломка дышла. К минусам также можно отнести невысокую грузоподъемность, возможность промокания груза, плохая устойчивость на склонах.

Нарты\сани.

Прокатиться на собачьей упряжке в нартах заветная мечта многих владельцев, да и просто почитателей северных ездовых собак. Хотя нарты не единственное средство передвижение, которое можно использовать зимой (лыжи и велосипед), в этой статье мы обсудим только его, как один из главных символов зимнего ездового спорта.

Нарты, по-простому это разновидность саней, они бывают спортивные для участия в гонках и пассажирско грузовые. У меня есть спортивные нарты, поэтому на их примере я расскажу, что это из себя представляет.

Для начала нужно сразу уточнить, хорошие нарты, неважно какие стоят дорого, современные спортивные нарты могут стоить до нескольких тысяч евро. Поэтому приобретение такой роскоши, это важный этап в жизни каждого любителя зимнего ездового спорта.

Но, не всё так печально, на данный момент за вполне доступные деньги можно купить подержанные или новые тренировочные нарты. Цена на нарты начального уровня от 8000 до 20 000 рублей. Всё зависит от модели, размера и наворотов. Памятка- в самых дешевых, возможно не будет даже тормозов!.

Более подробно про нарты я рассказал в видео, которое встроено в статью.

Виды нарт

Существует несколько разновидностей нарт, которые различаются по конструкции, грузоподъемности и другими признакам. Санки для собак бывают открытыми и закрытыми, на них можно спокойно перевозить груз и пассажиров.

Самодельные

Нарты своими руками делает огромное количество людей. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, можно сделать узкоспециализированные нарты для конкретной задачи. Только от опыта и умения мастера зависит, насколько подойдут изготовленные им сани для перевозки тяжелого багажа или комфортного путешествия людей. Ну и самое главное, самодельные нарты - это возможность воплотить в жизнь интересные разработки и собственные изобретения.

нарты ездовые

При выборе нарт для снегохода следует учитывать не только цель их использования, но и условия, в которых сани придется эксплуатировать. У каждой конструкции есть свои плюсы и минусы. Универсального варианта на все случаи жизни нет.

На заснеженных площадях уместны пластиковые модели. Низкая температура требует пластика высокого качества. Каменистые участки предполагают использование металлических полозьев, транспортировка людей – наличие амортизаторов, на коротких волокушах удобно перевозить небольшой груз, для тяжелого и габаритного багажа - использовать грузовые сани.

Добрый День дорогие друзья, меня зовут Баранцев Павел. Сегодня с вами мы поговорим про зимнюю амуницию для собак.

Нежданно , нагадано наступила настоящая зима, выпало много снега, дети катаются на санках и ледяных горках. А владельцы северных ездовых собак, да и не только северных и тем более ездовых начинают задаваться вопросом, как выбрать амуницию для зимних видов спорта с собакой. Особенный интерес это вызывает у владельцев, чьи собаки только подросли и по факту это будет их первая зима.

Для удобства я разделю статью на 4 части.

Наглая Хаски Наглая Хаски

Нарты для собак

Нарты для собак предназначаются для тренировок, разнообразных любительских соревнований, загородных прогулок. Устройство имеет достаточно широкие полозья, которые отличаются гибкостью, но при этом довольно прочные. Благодаря изменяемой геометрии нарта отлично проходит повороты, а человек может спрыгнуть на ноги с санок не задев собаку.

Сани обеспечены надежной тормозной системой, бампер у них плотный и довольно упругий, что обеспечивает защиту даже при серьезных ударах. Грузовая площадка прочная и вместительная, допустимо перевозить и груз, и пассажиров.

Грузовые нарты

Грузовые сани, в отличие от волокуш, для скольжения по поверхности снабжены лыжами. Нередко модели оборудованы амортизаторами. Преимущества:

нарты для собак

- широко поставленные лыжи обеспечивают устойчивость, а наличие коньков не позволяет им переворачиваться на склонах;

- более комфортная, по сравнению с волокушей, перевозка пассажиров;

- вода, даже если попадает на сани, не скапливается на них;

- сани-боксы обеспечивают полную сохранность груза и необременительную укладку багажа.

Вместе с тем есть и свои проблемные моменты, прежде всего, это большой вес самих саней. При транспортировке крупных или длинномерных грузов следует тщательно укладывать багаж с учетом оптимального баланса нагрузки на всю длину саней. Металлические детали обмерзают, чем доставляют дополнительные хлопоты своим владельцам

Самое главное Собака.

Почти с любой собакой можно заниматься зимними видами спорта, исключение составят разве что маленькие декоративные породы. Они должны соответствовать одному критерию - быть старше 12 месяцев, т.е. собаке должен исполниться 1 год. До заветной даты мы изучаем команды и тренируем послушание, так как нет ничего хуже непослушной неуправляемой собаки.

Хаски в шлейке. Хаски в шлейке.

Способы запряжки собак

Выделяют два способа запряжки собачек:

  • Цуговый. Более старый, к длинному центральному ремню пристегивают собаки — попарно либо елочкой. При этом животные прикреплены на коротких ремешках на одинаковом расстоянии. Вожаки должны быть впереди.
  • Веерный. Собаки располагаются по дуге относительно саней. Бывает полным, по слабо выгнутой дуге, уступом — в форме клина. Вожак может быть в центре либо в боковых частях.

Нарты для собак

Не менее важным элементом таких соревнований являются специальные гоночные сани. Нарты для собак можно приобрести в специализированных магазинах вместе со всей амуницией для животных. Они различны по конструкции, материалу изготовления, весу, размерам. Но для всех моделей и видов гоночных нарт существуют обязательные элементы:

собачья упряжка

  • полозья - идут параллельно земле под небольшим углом, что придает им устойчивость;
  • дуга или баран - за него держится погонщик во время езды;
  • ножки-копылья - соединяются перекладинами;
  • настил для груза или пассажира.

Настоящий каюр (погонщик собак) делает нарты своими руками. Размер и конструкция зависят от назначения и вида зимних гонок:

  • спринт-класс, скоростные гонки на короткую дистанцию;
  • средние дистанции – до 500 км;
  • на длинные дистанции – свыше 500 км;
  • многоэтапная гонка - может состоять из несколько видов дистанций;
  • грузовые - соревнования по перевозке багажа;
  • с ориентацией на местности - трассу с контрольными пунктами проходит команда из двух человек.

Нарты ездовые могут быть предназначены для длинных или коротких дистанций, для одной собаки или запряжки до 16 голов.

Читайте также: