Основы зоопсихологии собак: эмоции животного и отношения с человеком

Обновлено: 18.09.2024

Чем отличаются друг от друга эти области знаний и почему их представителям так трудно порой понять друг друга?
ЗООПСИХОЛОГИЯ (традиционная) представляет собой область биологии и изучает наблюдаемое поведение животных в отрыве от внутренних процессов психической деятельности (правило Моргана). В этой науке, развивающейся с конца XVIII века, наиболее ярко представлены два направления (оба возникли в первой половине ХХ века) - этология и бихевиоризм.
Этология занимается биологически обусловленным поведением, свойственным конкретному виду животных в дикой природе и нацеленным на выживание и сохранение вида. Из этих результатов делаются выводы относительно эволюции видов (аналогично морфологической эволюции). Основной метод -наблюдение. Прикладное значение для домашних собак имеют данные о видовых потребностях и генетически закрепленных формах поведения (видосохраняющие функции). Этология не интересуется индивидуальным поведением и благоприобретенными формами поведения.
Бихевиоризм исследует накопление и использование жизненного опыта каждым индивидуумом независимо от его биологического смысла. Основной метод - эксперимент. Прикладное значение для домашних собак имеют выявленные возрастные закономерности развития психики (чувствительные периоды), а также методы формирования поведения. Бихевиоризм оставляет без внимания видовые особенности и генетически закрепленные варианты поведения.
Ни одно из направлений традиционной зоопсихологии не изучает самостоятельное приспособление животных к АНТРОПОГЕННОЙ среде и межвидовые взаимодействия, в которых один вид влияет на поведение другого. Вместе с тем именно эти особенности отличаютдомашнюю собаку от других животных (включая одомашненные виды, для которых развитое поведение и видовая специфика психики не является полезным селекционным признаком).

ПСИХОМОРФОЛОГИЯ (системный анализ интеллекта и психики) представляет собой самостоятельное научное направление, связанное с биологией и психологией, но не являющееся их частью. Основным предметом изучения является психическая деятельность (включая как интеллектуальную, так и эмоциональную). Она рассматривается как совокупность процессов восприятия, переработки и генерации информации, результатом которых является поведение живого существа, направленное на удовлетворение той или инойпотребности. Основной метод - моделирование с использованием формализации. Важной особенностью психоморфологии является системный подход и вероятностныйхарактер.
Основные постулаты ПСИХОМОРФОЛОГИИ:
1.Поведение любого живого существа направлено на выживание - то есть, на повышение степени приспособленности к реальной среде.
2.Приспособленность к реальной среде означает максимальную вероятность удовлетворения всех видоспецифичных потребностей (включая психологические)
3.У живого существа всегда есть выбор варианта поведения, который определяется внешней и внутренней информацией о реальныхусловиях.
4.Психическая деятельность является продуктом приспособления к реальной среде с целью оптимального удовлетворения потребностей. Она развивается на базе врожденных видовых механизмов, претерпевающих изменения под влиянием прижизненных факторов.
5.Основной целью психической деятельности является выбор (или построение) оптимальных стратегий поведения. Этот процесс представляет собой процесс принятия решения.
6.Выбор стратегии поведения оптимизируется по двум критериям: (1) результативность (удовлетворение актуальной потребности) и (2)эффективность (минимум энергетических затрат). Оптимальные варианты поведения запоминаются с целью дальнейшего использования.
7.Приспособление к реальной среде может протекать нормальными или аномальными путями в зависимости от характера информации (воспринимаемой непосредственно или хранящейся в памяти) и от развития процесса принятия решений.

Нравится Показать список оценивших

ПРОДОЛЖЕНИЕ 1.
На этих науках базируются (полностью или частично) два ведущих прикладных направления - кинология и прикладная психология собаки.
КИНОЛОГИЯ включает в себя теорию дрессировки, которая основывается на одном из направлений традиционной зоопсихологии - бихевиоризме. Из бихевиоризма заимствуются методы формирования желательного для человека поведения; главным образом используются положительные и отрицательные подкрепления. Кроме того, кинология частично опирается на этологию, заимствуя представления о видоспецифичном поведении. В кинологии применяются также научные результаты генетики и зоотехнии, а все остальные дисциплины в составе кинологии носят вспомогательный характер (например, правила выставочной экспертизы или основы ветеринарии).
Основные положения КИНОЛОГИИ в отношении поведения собаки:
·Поведение собаки основывается на рефлексах и инстинктах. Условные рефлексы вырабатываются прижизненно в результате целенаправленного обучения собаки человеком.
·Собака неспособна к самостоятельному принятию решений, все варианты поведения собаки определяет человек.
·Самостоятельное поведение собаки недостаточно предсказуемо, а причины его могут быть непонятны. Поэтому для того, чтобы поведение собаки отвечало человеческим нормам и требованиям, самостоятельное поведение нежелательно. Поведение собаки может и должно всегда и во всем управляться командами со стороны человека.
·Возможна и весьма желательна так называемая"стопроцентная автоматизация навыков", предусматривающая безоговорочное выполнение команды без каких-либо уважительных причин для отказа со стороны собаки.

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОБАКИ основывается на методах психоморфологии и позволяет анализировать систему факторов, порождающих наблюдаемое поведение. Используются также и результаты физиологии высшей нервной деятельности, позволяющие интерпретировать психическую деятельность в терминах нервных процессов и моделировать состояние нервной системы собаки.
Основные положения ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ СОБАКИ:
·Важным фактором эволюции домашней собаки является человек, использующий биологическую общность видов и психические и поведенческие возможности собаки.
·Собака способна строить полноценные личностные отношения с человеком в силу этологической общности и сходства видовых социальных структур.
·Человек изменяет психическую деятельность домашней собаки, вынуждая ее приспосабливаться, во-первых, к антропогенной среде (принципиально отличной от природной), а во-вторых, к социальным критериям принятия решений, нередко противоречащим биологическим нормам.
·Породная селекция предполагает изменение баланса потребностей, свойственного виду, с генетическим закреплением преобладающихформ поведения, необходимых для полезной деятельности данной породы.
·Психика и поведение собаки формируются на основе видовых и породных предрасположенностей, но трансформируются прижизненно в зависимости от условий, создаваемых хозяином.
·Наблюдаемое поведение собаки полностью определяется ее собственным состоянием и индивидуальными особенностями психической деятельности. Оно является результатом самостоятельного приспособления к реальным обстоятельствам.
·Изменение поведения достигается путем изменения всей системы факторов, определяющих собой психическую деятельность собаки. Тем самым повышается вероятность желательного поведения.
·Поскольку неадекватное поведение собаки чаще всего является результатом стрессовых напряжений, искажающих процесс принятия решений, то одним из ключевых факторов является состояние нервной системы. Оно тесно связано с неоптимальной обработкой информации и тоже доступно целенаправленному изменению.

Нравится Показать список оценивших

ПРОДОЛЖЕНИЕ 2.
Таким образом, главным источником расхождений между кинологией и прикладной психологией собаки является отношение к психической деятельности и самостоятельному поведению собаки. Положения, принятые в кинологии, унаследованы от чисто служебных применений собак, имеющих целый ряд противоречий с реальной жизнью в человеческой семье и обществе:
СЛУЖЕБНАЯ СОБАКА:
1.Основные потребности собаки удовлетворяются не за счет самостоятельного поведения, а обслуживаются человеком.
2.Во время работы собака не пытается удовлетворять собственные потребности, а следовательно, не реагирует на события, не имеющие отношения к рабочей деятельности.
3.Собака выполняет лишь одну функцию, имеющую ограниченное количество вариантов реализации. Выбор вариантов реализации почти полностью управляется человеком.
4.Психическая деятельность собаки намеренно редуцируется ради того, чтобы все психические ресурсы аккумулировались и реализовались в работе.
5.Собака не вступает в полноценные социальные отношения с человеком. В отношении поведения ОДИН человек выполняет лишь ОДНУсоциальную роль - командира, предписывающего собаке конкретные формы поведения.
6.Собственное состояние собаки и ее нервная деятельность не учитываются - если они не отвечают служебным требованиям, собака выбраковывается.
СЕМЕЙНАЯ СОБАКА:
1.Собака живет полной жизнью в реальной среде, в которой и удовлетворяет ВСЕ свои потребности. Она зависима от человека, но целый ряд потребностей удовлетворяет за счет самостоятельного поведения.
2.В реальной жизни и в человеческом социуме собака реагирует на события самостоятельно. Ее реакции по смыслу должны быть подчинены человеческим нормам и требованиям, но человек не диктует собаке конкретных форм поведения.
3.Собака осуществляет множество функций и многообразные варианты поведения, непосредственно зависящие от конкретных обстоятельств (например, нормы поведения в городе и на даче существенно различаются).
4.Психическая деятельность собаки должна обеспечивать выполнение любых функций, требующихся по образу жизни семьи.
5.Собака формирует полноценные социальные отношения с разными членами семьи. Структура этих отношений намного сложнее, чем иерархическая лестница, и в целом совпадает с естественной структурой стайных отношений вида.
6.Собственное состояние и нервная деятельностьсобаки существенно и длительно влияют на жизнь собаки и оценку ее поведения человеком. Собаки со "слабой" психикой не выбраковываются.

Из этого следует, что кинология как прикладное направление ориентирована преимущественно на служебные применения собак. Все многообразие образа жизни семейной собаки описывается только средствами прикладной психологии.
Для собак, совмещающих эти два статуса, необходимо использование обоих этих подходов в соответствии с реальной ситуацией.

Домашние животные являются неотъемлемыми спутниками людей. Чтобы они стали верными и любящими компаньонами, необходимо знать, что в себя включает психология собаки: основы и какие особенности таит в себе характер любимца.


Психология животных определяет их инстинктивное и индивидуальное поведение

Содержание

Зачем нужно знать язык собак? Что такое сигналы примирения?

Собаки - социальные животные, которые нуждаются в коммуникации для предотвращения конфликтов и выживания. Собаки - это очень миролюбивый вид животных, всеми силами старающийся не допустить драки, а значит болезни и смерти. Они не могут сказать нам или другой собаке словами, если им не комфортно, если им страшно, если им хочется, чтобы мы ушли, т.к. у них отсутствует вторая сигнальная система. Но у них есть свой способ коммуникации - мимика, язык тела, позы, движения, звуки, сигналы примирения. Так они общаются с человеком и с сородичами.

Основные правила взаимодействия

В первую очередь научите собаку основным командам: «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!» и «Фу!». При обучении будьте системными, дисциплинированными и терпеливыми. После того, как вы освоили с собакой эти команды можно переходить к более сложным.

И если ваш любимец решил эмоционально привлекать ваше внимание, то сначала дайте ему одну из изученных команд, например, «Сидеть!», только после этого дайте ему желаемое, либо мягко успокойте собаку. Такой способ взаимодействия поможет собаке быть сдержанной.

Энергичных собак, которые бегают и прыгают и в игре не слышат команд хозяина можно и нужно контролировать с помощью ошейника.

Этот способ требует определенной наблюдательности и не подразумевает под собой то, что вы посадили собаку на строгий ошейник и не отпускаете от себя.

Он о том, что вы наблюдаете за псом и за считанные секунды до нежелательного поведения берете его за ошейник и подтягиваете к себе, спокойно проговаривая команду «Рядом» или другую уместную в вашем случае. Допустим, ваш пес в порыве радости всегда прыгает на гостей, так вот при их встрече заранее возьмите собаку за ошейник.

Стимулируйте собак , которые очень требовательны к вниманию. Чаще всего угомонить таких питомцев можно при помощи физического контакта или тренировки.

Распределите физический контакт со своим любимцем равномерно на весь день, приучите его к тому, что вы начинаете и заканчиваете общение, именно вы регулируете процесс. Можете создать определенный ритуал приветствия или прощания, это могут быть любые регулярные действия, которые дадут понять псу, чего вы от него хотите.

Можете создать определенный ритуал приветствия

Награждайте собаку даже за небольшие достижения. Процесс дрессировки очень трудоемкий и для вас, и для питомца. Помните, что в результате тренировок устаете не только вы.

Поощряйте собаку «вкусняшками» за эффективное поведение и игнорируйте нежелательные проявления.

Типы поведения

Каждой собаке характерно демонстрировать определенные стереотипии. Часто можно наблюдать такие виды поведенческих реакций:

  • Коммуникационное: взаимодействия с сородичами. Сюда относятся и маркировочные, и демонстрационные поступки.
  • Половое поведение — действия, касающиеся особи противоположного пола с целью спаривания и продолжения рода.
  • Охотничье — поиск и выслеживание добычи, а также защитное, то есть сохранение улова.
  • Комфортное — поведение, направленно на заботу о себе. Например, животное облизывается, моет и чистит лапы, стряхивает воду или мусор с шерсти, потягивается и т. д.

Основы благополучия животных или "5 свобод" для собак

  • онлайн консультация
  • зоопсихолог
  • услуги дрессировки собак

Основы благополучия животных или "5 свобод" для собак

Что нужно для счастья вашему питомцу? Вам кажется, что вы даете ему всё: обнимаете и целуете во все места, кормите самым лучшим кормом, спите вместе, делаете модные прически, покупаете дорогие вещички, - а он всё равно себя "плохо" ведет, писает на вашу кровать и не слушается? Я очень часто слышу на консультациях такую жалобу. Причем хозяин искренне обижается на своего любимца за это. "Ну что ему еще надо!?" - возмущенно и недоуменно говорит он.. И ведь многие владельцы собак действительно не понимают, что же нужно их питомцу для счастливой и гармоничной жизни!

Я хочу рассказать вам, что же собакам нужно для счастья и комфорта, из чего же состоит их благополучие.

Сравнение возраста собаки и человека

сравнение возраста собаки и человека

Людям часто бывает интересно сравнение возраста собаки и человека. Важной и полезной информацией будут и основные периоды жизни, которые происходят как у собаки, так и у человека. Вы станете лучше понимать свою собаку и причины некоторого непонятного вам поведения, опираясь на эти знания.

Чем пахнет Ваша собака

  • дрессировка
  • кинолог
  • зоопсихолог
  • услуги дрессировки собак

собака пахнет

К нам часто обращаются с вопросом - почему моя собака так любит вываляться в чем-нибудь ужасно вонючем, протухшем, умершем. Зачем они это делают? Почему чем чаще моешь собаку, тем чаще она вываливается в чьем-нибудь трупике, или в экскрементах, или в тухлятине? Собака пахнет ужасно! Что делать?

Зоопсихология Отношение к поведенческим проблемам домашней собаки

Актуальность вопроса отношения владельцев к поведенческиим проблемам своих собак, а так же отношения людей к поведению собак им не принадлежащим, обусловлена возрастающим спросом на практические технологии коррекции проблемного поведения собак, связанным с ростом требований к поведению собаки-компаньона, живущей преимущественно в городе.

Часто время для адекватного воспитания и социализации бывает упущено из-за неопытности владельцев, неправильного обучения и жестокого или попустительского стиля обращения с собакой. Не справившись с собакой или столкнувшись с ситуацией, когда питомец не оправдывает возложенные на него ожидания, люди нередко готовы отказываться от собаки или даже решать проблему негуманно по отношению к животному.

Для изучения общественного мнения, о способах решения проблемы отклоняющегося поведения собак, здесь, на сайте b17, была проведена серия опросов. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, путем выбора одного варианта ответа из предложенных. Так же давалась возможность предложить свой вариант ответа на каждый вопрос в комментариях, отметив в опроснике вариант «другое».

В качестве вариантов решения проблемы отклоняющегося поведения собак были предложены следующие пункты:

2. изменение условий содержания (вольерное содержание и пр.)

3. немедицинская психотерапия и коррекция поведения специалистом

4. медицинская психотерапия (психофармакология)

5. сочетание немедицинской психотерапии и психофармакологии

6. передача другому хозяину/в приют

7. обучение и дрессировка

8. другие варианты избавления от собаки (какие)

9. другие способы коррекции поведения (какие)

По результатам серии опросов, нарушения поведения собаки респонденты предполагают решать следующим образом:

Нарушения поведения агрессивного спектра:

Респондентам предлагалось ответить на вопрос:

«Ваши действия при нарушениях поведения агрессивного спектра, угрожающих ее жизни и здоровью, а так же жизни и здоровью других животных и людей у домашней собаки -компаньона».

Ответы распределились следующим образом:

- Обучение и дрессировка 35%

- Немедицинская психотерапия и коррекция поведения специалистом 20%

- Передача другому хозяину/в приют 16%

- Сочетание немедицинской психотерапии и психофармакологии 5%

- Другие способы коррекции поведения 5%

- Изменение условий содержания 4%

- Медицинская психотерапия (психофармакология) 4%

- Другие способы избавления от собаки 2%

Наущения фобического спектра

Респондентам предлагался следующий вопрос:

Ваши действия при нарушениях поведения домашней собаки-компаньона фобического спектра, не угрожающих ее жизни и здоровью, а так же жизни и здоровью других животных и людей

Обучение и дрессировка 11(50%)

Сочетание немедицинской психотерапии и психофармакологии 4(18%)

Немедицинская психотерапия и коррекция поведения специалистом 3(14%)

Изменение условий содержания 2(9%)

Другие способы коррекции поведения 2(9%)

Наущения настроения

Респондентам предлагалось ответить на вопрос:

Ваши действия при нарушениях настроения домашней собаки-компаньона (гиперактивность, депрессия, апатия)

Ответы распределились следующим образом:

Немедицинская психотерапия и коррекция поведения специалистом 4(33%)

Изменение условий содержания 2(17%)

Обучение и дрессировка 2(17%)

Медицинская психотерапия и психофармакология 1(8%)

Другие способы коррекции поведения собаки 1(8%)

Передача другому хозяину 1(8%)

Другие способы коррекции поведения 1(8%)

Нарушения, связанные со страхом одиночества

Респондентам предлагалось ответить на вопрос:

Ваши действия при нарушениях поведения домашней собаки-компаньона связанных со страхом одиночества (синдром разрыва связей, синдром разлуки с хозяином) выражающиеся в деструктивном поведении при оставлении в одиночестве, порча имущества, чрезмерная вокализации и пр.

Обучение и дрессировка 7(37%)

Изменение условий содержания 4(21%)

Немедицинская психотерапия и коррекция поведения специалистом 3(16%)

Медицинская психотерапия и психофармакология 2(11%)

Сочетание немедицинской психотерапии и психофармакологии 1(5%)

Передача другому хозяину (в приют) 1(5%)

Другие способы коррекции поведения 1(5%)

Нарушения, связанные с нечистоплотностью

Респондентам предлагалось ответить на вопрос

Ваши действия при нарушениях поведения собаки-компаньона связанными с нечистоплотностью (неуместное совершение естественных отправлений в доме, недержание мочи, связанное со стерилизацией, сопровождающее проявление эмоций страха или радости)

Обучение и дрессировка 13 (54%)

Сочетание немедицинской психотерапии и психофармакологии 2(8%)

Немедицинская психотерапия и коррекция поведения специалистом 2(8%)

Другие способы коррекции поведения 2(8%)

Изменение условий содержания 1(4%)

Медицинская психотерапия (психофармакология) 1(4%)

Эндогенные нарушения

Ваши действия при эндогенных психический расстройствах собаки-компаньона (нарушения моторики, подражания другим, игрового поведения, социализации, обедненная эмоциональность, апатия, наличие галлюцинаций) с первыми проявлениями диагностических признаков в возрасте от 2-х до 4-х месяцев, подтвержденных объективными исследованиями.

Медицинская психотерапия (психофармакология) 5(18%)

Сочетание немедицинской психотерапии и психофармакологии 5(18%)

Немедицинская психотерапия и коррекция поведения специалистом 3(11%)

Изменение условия содержания 2(7%)

Передача другому хозяину/в приют 2(7%)

Обучение и дрессировка 2(7%)

В качестве других способов решения проблемы респонденты чаще всего предлагают психотерапию хозяина и семейной системы, в которой воспитывается собака.

Из опросов видно, что часть респондентов готова решать поведенческие проблемы собаки радикальным образом: то есть усыплять животное. Такой способ решения проблемы противоречит не только здравому смыслу и гуманистическим ценностям, но и действующему законодательству РФ.

Выбор пункта «усыпление» может свидетельствовать о незнании закона «об ответственном содержании животных» или готовности его нарушать, а так же свидетельствует о высочайшей степени фрустрации у владельцев собак, в связи с их проблемным и отклоняющимся поведением и/или у граждан которые сталкиваются с проблемным поведением собак им не принадлежащих. Психолог, Консультант Зоопсихолог - г. Москва, г. Ногинск, г. Электроугли


Провела 40 онлайн консультаций на сайте


Собака является уникальным животным, с точки зрения формирования ее психики в процессе филогенеза. Собака на протяжении многих лет формируется под влиянием взаимоотношений вида-лидера, то есть человека. Эволюцию собаки можно описать через эволюцию ее взаимоотношений с человеком. Первой формой сосуществования собаки и человека, с точки зрения современных биологов, является комменсализм. Вид сожительства организмов разного вида, при котором один организм живет за счет другого не причиняя ему при этом никакого вреда.

Впоследствии, взаимоотношения собаки и человека приобретают форму мутализма, одной из форм симбиоза, при которой оба вида приносят какую-то пользу друг другу. Такое изменение взаимодействия видов, произошло при домистикации диких прародителей собаки. В процессе симбиоза с человеком, меняется, прежде всего, пищедобывательное поведение животного. В отличие от диких сородичей, одомашненная собака получает пищу преимущественно от человека и преимущественно за желательное, полезное человеку поведение. Таким образом, человек подкрепляет определенное поведение собаки.

В свою очередь собака, эмоционально реагирует на заботу со стороны человека, пожалуй более эмоционально, чем большинство других домашних животных, чем в свою очередь, подкрепляет поведение человека, направленное на заботу о ней.

На основе заботы о собаке и ее эмоционального отклика, между человеком и собакой формируется привязанность. Именно забота является биологической основой формирования привязанности. Польза получаемая от собаки со временем отступает на второй план, а на первый план выходит ценность эмоционального общения с собакой. Собака становится для человека членом семьи. Известно, что статус члена семьи получают некоторые домашние животные, в том числе выращиваемые для сельскохозяйственных нужд, о которых человек вынужден усиленно заботиться в силу каких либо причин. Так, например, известен феномен особого статуса одомашненных северных оленей распространенный у северных народов (у таких, например, как коряки, ханты, манси), оленята, которые родились слишком рано весной, во избежание их гибели от еще не отступивших морозов, допускаются в жилище человека. В последствии такие олени не возвращаются в стада, а живут поблизости с чумом. Таких животных не забивают на мясо и шкуры, олени погибают от старости и их захоранивают. Такие олени называются Авки.

Статус членов семьи выделяют собак и кошек среди других домашних животных. Мутализм человека с собакой и кошкой со временем приобретает асимметричный характер. Человек все меньше и меньше руководствуется соображениями пользы и выгоды при заботе о собаке и кошке, и все больше переносит внимание на эмоциональное взаимодействие с ними. Польза от содержания таких домашних животных, как кошка и собака сдвигается в сферу общения, а не экономики. Забота о собаке и кошке и восприятие их как членов семьи приводит к тому, что обращение человека со своими питомцами аналогично обращению родителей со своими детьми. Отношении кошек и, особенно, собак человек, как правило, реализует родительское поведение.

В результате взаимоотношений собаки с видом-лидером (человеком), с точки зрения Генри Аскью, «речь вполне может идти об эволюционном процессе, напоминающем классический случай мимикрии в животом мире». Своим поведением собака имитирует поведение ребенка.

В своем исследовании Цимен сравнивает поведение волков и собак и приходит к выводу о соответствии некоторых форм поведения взрослых собак и молодых волков. Это доказывает, что следствие домистикации волков и превращения их в собаку является неотония - сохранение ювенильных черт и компонентов поведния свойственных молодым особям во взрослом возрасте.

Еще одной из важнейшей особенностей филогенеза собаки является то, что в отличие от диких животных, собака на протяжении многих тысяч лет подвергалась искусственному отбору. При выведении новых пород учитывались не только экстерьерные и рабочие качества собаки, но и другие особенности психики, в том числе эмоциональность, ориентация на человека, обучаемость и так далее.

Таким образом, развитие психики собаки в филогенезе можно описать через эволюцию ее взаимоотношений с человеком. Способность устанавливать особые, эмоционально окрашенные отношения с видом-лидером являются основным видоспецифическим свойством психики современной собаки.

На днях общество взбудоражила новость о найденном в мусорном мешке коте из Ульяновска. Эта новость пугает примером человеческой жестокости одних, но в то же время вселяет надежду на доброту и самоотверженность других. Эта история закончилась хорошо, кот стал заместителем министра экологии Ульяновской области, а работник, который спас его награждён благодарственным письмом и денежной премией.

Отношения к животным с точки зрения психологии

Очень многое о человеке, о его внутренней силе, человеческих качествах, говорит его поведение по отношению к животным. Говорит даже больше, чем то, как он обращается с людьми. Животные в отличие от нас не умеют разговаривать, не могут за себя постоять. Поэтому только умный чуткий человек может понять, когда животному больно и знает, чего не должен делать. В случае с животными моральная ответственность за поступки лежит уже полностью на человеке.

Психологи и ученые, занимающиеся социальными исследованиями, говорят о четких маркерах личности человека. Так сейчас молодым людям, вступающим в романтические отношения, или заводящих нового друга, рекомендуют хотя бы раз сходить на встречу в кафе или туда, где человек может себя показать по отношению к тому, кто его обсуживает. Официанты в кафе, кондукторы в автобусе, водители такси, дворники и т.д. Наконец, гуляя по парку высока вероятность встретить собачку или кошку. И если человек в самом начале знакомства проявляет агрессию по отношению к ним, пренебрежительно или с раздражением отзывается о названных работниках – это тревожный звоночек. Он говорит о глубинных качествах человека, который рано или поздно покажет их уже вам. Так что лучше не продолжать знакомство.

Однако у такого, казалось бы, положительного качества, как любовь к животным есть и темная сторона. Когда вы видите перед собой кого-то, всего себя отдает одному лишь питомцу, или того, кто тратит много часов в день, чтобы накормить бездомных собак, это ярко свидетельствует о том, что у него тяжело обстоит дело с межличностными отношениями. Он не может ужиться с людьми, поэтому ему очень хорошо рядом с бессловесными существами. В них он находит свое отражение, отдает столько любви, сколько может, не ожидая удара в спину. Это, кстати, относится не только к животным, но и к растениям, и к предметам искусства (рисует картины, лепит скульптуры).

Дочь Иосифа Сталина - Светлана Аллилуева - вспоминала, что отец очень любил ухаживать за растениями на даче, с нежностью обращался с животными, которые там жили.

Очень показателен пример Лени Рифеншталь – знаменитого режиссера времен нацистской Германии. После войны она любила снимать природу и глубоководных рыб, живущих на самом дне океана, куда не доходит солнечный свет.

Конечно, это примеры крайностей, когда в людях почти не остается ничего человеческого. Многим людям просто тяжело от непонимания, от предательств, и им очень важно вовремя протянуть руку помощи, чтобы они не отчаялись.

Это требует самоотверженности и смелости гуманных людей, стремящихся к добру.

Что такое психология собак

Психология собак раскрывает то, как животные воспринимают окружающий мир, какие имеют потребности, как складывается их характер в ходе жизни. Наука изучает их инстинкты и особенности обучения, отношения с себе подобными, с одной стороны, и человеком — с другой.

Собачья психика содержит все виды эмоциональных проявлений и интеллектуальных процессов.

Нужно ли углубляться в зоопсихологию

Если вы не профессиональный кинолог и увлекаетесь зоопсихологией исключительно в качестве хобби, то вы можете самостоятельно читать книги, смотреть обучающие видео и проходить курсы. Это будет полезным и для вас и для вашего питомца. Однако и без этих обучений вы сможете взаимодействовать с собакой, если начали заниматься ее воспитанием с первых дней.

Награждайте собаку даже за небольшие достижения

А вот если вы решили связать свою жизнь с кинологией, то доскональное изучение поведения собаки, ориентирование в психологических основах действий пса, умение корректировать нежелательное поведение в сложных ситуациях даже у взрослых собак - это обязательное условие для того, чтобы быть профессионалом своего дела.

сигналы примирения

Факты о психологии собак, которые вы не знали


Некоторые привычные факты о собаках являются мифами

Что еще могут рассказать зоопсихологи о собаках: 5 интересных фактов:

  • С психологической точки зрения, животные не испытывают чувство вины.
  • Собаки умеют дружить.
  • Питомцы могут успокоить себя и окружающих.
  • Собаки способны на эмпатию и сопереживание.
  • Псы очень умны: они имеют отличную память, замечают взаимосвязи между событиями и могут прогнозировать.

Понятие «зоопсихология собак» необходимо изучать не только специалистам, работающим в данной сфере, но и владельцам четвероногих животных. Хозяину будет намного проще заботиться о своем питомце, легче заниматься и обучать его, если он хорошо знаком с устройством психики собаки.

Собаки испытывают потребность в играх. С возрастом она постепенно слабеет. Щенки любят играть. Дрессировщики могут использовать это желание несколькими способами. Как я уже говорил, в сознании собаки вы предстаете в качестве вожака стаи, товарища - мы видели, что собаки, хотя бы отчасти, животные стайные. Большинство из них не имеет возможности естественно встречаться с другими собаками. Щенков почти всегда отлучают от однопометников в тот момент, когда они еще не доросли для серьезных игр. Ваши дети легко могут доставить им это удовольствие.

Самым естественным образом собаки заводят игры после еды, но редко вступают в игру голодными. Мы видим, как маленькие щенки просто валяются, покусывая друг друга, а становясь старше, начинают бороться, драться, рычать, наваливаться друг на друга, кусаться, огрызаться, однако крайне редко причиняют друг другу какой-либо существенный вред. Они играют до сумасшествия и получают от этого необычайное удовольствие ! Порой такой вид игры продолжается всю жизнь. Один из моих десятилетних псов играет с подружкой, молодой сучкой, и никто из них никогда не выходит за рамки.

Есть собаки, которые никогда в жизни не имели возможности поиграть с другими собаками. Некоторые из них находят способ играть в одиночку - таскают палки или подбрасывают в воздух миску. Другие роют землю и лают, словно действительно что-то откапывают, на самом же деле просто скребут землю. Можно считать, что они таким образом «выпускают избыток энергии», но это форма игры, проявление собачьей радости и веселья.

Кажется, не проводилось ни одного исследования влияния игр с товарищами в щенячьем возрасте на темперамент взрослой собаки. Живущие в доме щенки любят играть с детьми или с хозяевами. Они виснут на поводках, забавляются с игрушками, грызут и таскают хозяйские шлепанцы. Можно ли утверждать, будто собаки, лишенные этого, вырастают более замкнутыми и угрюмыми ? Конечно, у них меньше возможностей для самообразования. В жизни детей игры очень важны для развития характера. В групповых играх прививается здоровый спортивный дух, дети учатся ладить друг с другом. Похоже, что и собаки извлекают из игр определенные устойчивые ценностные представления. Может быть, игры следует поощрять. А если других собак рядом нет, хозяин может восполнить эту потребность, став питомцу товарищем по играм.

Понимание слов собакой.

Собаки не понимают слов. У них нет словаря, который позволил бы им мыслить. Одно и то же слово, произнесенное разными людьми, может иметь для них разное значение. Возьмем, например, собаку, обученную перепрыгивать со стула на стул по команде «прыгай» или бежать к хозяйке по команде «иди». Если сказать вместо этих другие слова, совпадающие по значению, собака растеряется, особенно когда первая часть слова звучит иначе. Если хозяйки нет в комнате и знакомые слова говорит кто-то другой, собака недоумевает, если же эти слова громко звучат через усилитель, совсем сбивается с толку.

Один автор говорит, что если собака понимает слова, а не просто звуки, она должна обладать умственным восприятием, волей, вниманием, памятью, способностью к восприятию и формированию идей, ассоциативным мышлением и интеллектом. Проявляются ли у собаки какие-то признаки всего вышеперечисленного ? В работе, написанной в 1931 году, этот автор отвечал на вопрос утвердительно. В отличие от современных ученых он был убежден, будто собака, понимая слова, основывается не на последовательности звуков, не на движениях губ, ни на чем ином, кроме подлинного значения слов. Он уверял нас, будто собака способна проявлять волю точно так же, как человек, то есть имеет возможность сдерживать свои побуждения. Внимательность зависит от силы и новизны стимулов, передвижений и ежедневных перемен, которые происходят с собакой. Собака демонстрирует память. У нее есть идеи, играющие важную роль, о чем свидетельствуют сны и поступки, которые она совершает, находясь на далеком расстоянии от хозяина. Собака способна осознанно обучаться и формировать понятия. Все вышесказанное было выведено из наблюдения за тремя собаками на протяжении определенного периода времени.

Если говорить о поведении выдающихся бордер-колли, пасущих овец, можно согласиться с этими выводами. Наблюдая за действиями менее умных пород, можно не согласиться. Подлинная умственная деятельность собак проявляется лишь на воле во время решения естественных для себя задач, а такое увидишь нечасто.

О знаменитой немецкой овчарке Феллоу много писали и журналисты и ученые. В 1928 году мне посчастливилось повидать этого великолепно дрессированного пса и его хозяина. Псу было уже почти пять лет, и он, по словам своего терпеливого тренера, «понимал» около четырехсот слов. Работал он только с хозяином, что затрудняло психологические эксперименты, но в сотрудничестве с владельцем собаки было установлено, что ассоциации между словесными стимулами и конкретной реакцией закреплялись в ходе тренировок. В дальнейших отчетах о результатах испытаний те же самые психологи сообщили, что псу требовались только слова, никаких зримых подсказок.

Неврозы у собак.

Собаки, как и люди, подвержены фобиям. Одни боятся высоты, другие автомобилей, третьи прочих животных. С целью выяснить, прививаются ли подобные фобии, проводился эксперимент с участием пса, которого кто-то когда-то сбросил с лестницы. Память об этом переживании вкупе с экспериментально вызванным ослаблением процессов торможения привили ему предельную боязнь высоты. Процессы торможения были ослаблены с помощью кастрации в раннем возрасте и длинных серий сложных различительных экспериментов. Пса обычно кормили на краю лестницы, но он вскоре стал ужасно бояться этого места.

В естественной среде собаки не страдают неврозами. В основе каждого невроза лежит неспособность собаки разрешить ту или иную конфликтную ситуацию, когда она чувствует, что избежать этой ситуации невозможно. В питомниках это происходит с собаками очень часто, и они постоянно страдают неврозами. Возьмем, например, пса, который описывает круги. Он полон энергии, ему тесно в замкнутом пространстве, он не в силах вырваться и начинает бегать по кругу. Круги вскоре приобретают максимальную для небольшого загона величину. Через несколько недель пес протаптывает дорожку. Если невроз укоренится, он даже в загоне площадью в акр будет описывать круги того же размера.

Один исследователь, изучая неврозы собак, обнаружил, что нервный срыв у его подопытных происходит, когда проблема становится слишком сложной. В данном случае им предстояло отличать круг от эллипса. Когда соотношение между радиусами составляло 8:9, собаки терялись и впадали либо в угнетенное, либо в крайне возбужденное состояние.

Исследование неврозов на нескольких видах животных доказало существование порога, на котором возникает невроз, а соответствующую разницу в этом пороге для разных животных можно считать наследственной.

Случаи психических срывов, или ненормального поведения собак в стрессовой обстановке, в определенной степени объясняются наследственными факторами.

Все собаки совершенно разных пород, темперамента и поведения, выращенные в максимально близких условиях, получаются абсолютно разными. Различия между ними зависят от наследственных поведенческих реакций. Я указывал на это несколько лет назад, после чего многие высказывали подтверждения. И не раз еще выскажут в будущем. Я наблюдал за такими породами, как гончие, работающие по следу, которые выросли с легавыми. Когда вокруг начинают порхать птицы или бабочки, гончие не проявляют ни малейшего интереса, пойнтеры же кидаются их ловить.

Возникающие у собак неврозы проявляются на ранних стадиях. Любая неприятная процедура способна породить в поведении невротические реакции, а серьезность нарушений зависит от типа собаки. Сложные рефлексы легче поддаются возбуждению, чем простые, что справедливо и для вновь формирующихся рефлексов, которые также подвержены возбуждению. Внутренний механизм торможения не столь стабилен, как процесс возбуждения.

Разницу между типами собак прекрасно иллюстрирует предоставленное нам одним ученым описание действий собаки, которая, по его выражению, столкнулась с жизненными трудностями. Этот пес от природы был чрезвычайно легко возбудимым и агрессивным. Он стал обучаться, но ему потребовалось два года на усвоение разницы между 120 ударами метронома в минуту и 60-тью. Даже после этого он оставался неуравновешенным, если его не успокаивали бромистыми препаратами. Во время летних каникул он не работал, за ним плохо ухаживали, и к осени пес полностью позабыл разницу между ритмами метронома. Он стал «до смерти чувствительным» к прибору. Каждый раз, когда приносили метроном, пес впадал в крайнее возбуждение, после чего полностью забывал все усвоенное под гипнозом в начале эксперимента.

Психологи обнаружили, что за каждым неврозом, складывающимся у людей, стоит неразрешенный конфликт; как мы видим, то же самое справедливо и для собак. Необходимо максимально исключить из процесса дрессировки конфликтные ситуации. Конфликт возникает при переключении собаки с одного типа поведения на другой. Другой конфликт порождают попытки заставить собаку вести себя в противоречии с естественными поведенческими реакциями. Ни собаке, ни человеку не удастся воткнуть квадратные колышки в круглые дырочки. Ученые, например, могут развить у собак неврозы, ставя перед ними чересчур сложные задачи. Я сам вызвал у пса невроз, запретив ему нападать на других собак. Он был на три четверти бультерьером и со щенячьего возраста не просто кусал, а атаковал каждую собаку в питомнике. Я решил его отучить. Однажды утром принялся выпускать на площадку одну собаку за другой, стоя позади с хорошим кнутом в руке. При каждой атаке терьера я хлестал его и отгонял прочь. Наконец он забился в угол, лег и заскулил. Судя по поведению, можно было прийти к выводу, что я его отучил, но в действительности просто вызвал у пса невроз средней тяжести. Он целый день отказывался от еды.

Любители сравнивать собак с людьми найдут много интересного в наблюдениях двух ученых, которые рассказывают нам о страхе, о том, как сильно он проявляется у собак, о том, что одни собаки эгоистичны, другие любят верховодить, третьи предпочитают подчиняться, четвертые завистливы или ревнивы. Совершая проступок, собаки хорошо это понимают. Ненависть, говорят нам ученые, возникает обычно в результате физического наказания, но не убивает любовь, когда та уже укоренилась. Собаки хитрят и обманывают, прикидываются больными, симулируют поведение людей, страдающих неврозами.

Мы могли бы многое добавить. Одна из наиболее очевидных эмоций, свойственных собакам, - уважение. Человек твердый, но справедливый завоевывает их уважение.

Бывают ли у собак навязчивые состояния ? Бывают, но редко. В ходе одного исследования собака стала бросаться на пол и заглядывать под стол в поисках источника шума. Позже та же реакция начала возникать и на другие стимулы, не применявшиеся при эксперименте, в том числе на зрительные. Порой казалось, она возникает при полном отсутствии стимулов, как зрительных, так и слуховых. Такие поступки и представляют собой навязчивую идею, какие встречаются у людей.

Эмоции.

Логично начать с обсуждения эмоций, поскольку собака живет в основном в мире чувств, а не разума.

И людей собаки больше напоминают не в умственном, а в эмоциональном отношении. Многие владельцы собак, может быть, неосознанно причиняют собакам вред, ошибочно судя об их поведении и приписывая своим питомцам эмоции, которые, на взгляд хозяев, те должны испытывать, тогда как скорее всего это не так. Подобные люди нередко вредят и самим себе наравне с собаками, выражая неправильно адресованное сочувствие.

Собак необходимо понять, это поможет и хозяевам и собакам. Как-то вечером рядом со мной в кино сидела женщина, выражавшая сострадание не по адресу. В фильме шла речь о полярной экспедиции Бэрда , и на экране мелькнул маламут , свернувшийся клубочком под медленно засыпавшим его снегом. Женщина заявила о своем намерении «написать в Вашингтон и потребовать, чтобы с подобной жестокостью было покончено».

Нередко встречаются зрелые женщины с избытком пролактина в организме, которым собака заменяет младенца или, если хотите, куклу. Тут нет ничего плохого, и это типичный случай. Вследствие самого этого акта бездетная женщина обретает порой счастливую возможность зачать ребенка. Документально зафиксированное научное исследование установило факт - гормональная система бездетной женщины, усыновившей ребенка, перестроилась так, что она смогла забеременеть. Возможно, собака на самом деле способна заменить младенца.

Наши эмоции описываются такими понятиями, как страх, гнев, трусость, робость, агрессивность, спокойствие, ревность, самодовольство, любовь, жадность, стыд, радость, волнение, удовлетворение, счастье, печаль и так далее. Единственный способ выяснить, свойственны ли они собаке, состоит в наблюдении за ее поведением.

А если собака переживает эмоции, существует ли между ними хоть какая-то разница ? И зависят ли эти эмоции от секреции желез ? У людей это именно так, и мы об этом знаем. Попробуем коротко перечислить, что известно на этот счет.

Большинство психологических исследований собак сосредоточено на эмоциях. Эмоции - это неосознанные реакции на стимулы ( раздражители ). Проявляются они по-разному - в виде приступов страха, отваги, агрессии, - отражаются на сердечном ритме, на частоте дыхания. Степень активности собаки - одна форма эмоциональной реакции, эффекты, которые производят шумы, - другая; порой собаки замирают на месте, порой нет, и им требуется разное время для возвращения в нормальное состояние.

В ходе одного из моих исследований, когда мы использовали препарат малуцидин, который проникает в эмбрион, я установил, что перед введением основной дозы необходимо давать небольшую, чтобы предотвратить сильное падение кровяного давления. Однако собаки так страшились этого, что замирали, и никакой предварительной дозы не требовалось, по-видимому, из-за выделения в результате испуга адреналина, препятствующего снижению давления.

Собаки очень интеллектуальные животные

Психология поведения собак. Собаки очень интеллектуальные животные и достаточно быстро, попадая в семью, понимают, как привлечь к себе внимание, как получить желаемое, как показать обиду и симпатию. Вроде ничего страшного в этом нет, однако некоторые питомцы могут переусердствовать в своих эмоциональных играх, что может быть неуместно или даже опасно.

В порывах корректировки такого поведения владельцы собак часто приходят к теории зоопсихологии, скачивают книги онлайн, проходят бесплатные обучения, читают даже профессиональную кинологическую литературу, смотрят видео. Все эти способы безусловно полезны, если вы воплощаете изученное в жизнь.

Зоопсихология

Зоопсихология — большой раздел психологии, изучающей проявления и закономерности психики животных. Это находит отражение в изучении их восприятия, эмоций, внешнем поведении и отношении с сородичами и людьми.

Также наука занимается сравнительными исследованиями психики животных и человека. В контексте данной статьи можно говорить об особой ветви в науке — зоопсихология собак: обучение и воспитание.

Рекомендация! Узнать подробнее о психике животного или скорректировать его поведение поможет специалист — зоопсихолог или кинолог.

Особенности собачьих эмоций

Четвероногим питомцам характерны многие из известных эмоциональных реакций. Псовые могут чувствовать:

  • Радость, которая обычно проявляется вилянием хвоста и общим возбужденным состоянием. Так они реагируют на сородичей-друзей или значимого человека, на приятные события — кормление и прогулки.
  • Грусть: проявляется в вялом и подавленном поведении, сниженном аппетите, опущенной голове и хвосте. Животное очень тоскует в одиночестве и без общения с хозяином.
  • Аналог стыда, или страх наказания. Если питомец нашалил, он прячется, старается не смотреть человеку в глаза, опускает уши и ложится, начинает скулить.
  • Ревность. В присутствии другого животного или маленького ребенка питомец пытается обратить внимание владельца на себя. Однако, собачья ревность научно не подтверждена.
  • Злость. Если на собаку или хозяина нападают или покушаются на личную территорию, животное инстинктивно защищается — рычит, лает, прижимается к полу, демонстрируя готовность к атаке.

Родительская забота о щенках

Половое созревание у кобелей начинается с 6 и заканчивается в 12-18 месяцев, самки готовы к рождению малышей уже с 1-1,5 лет. При появлении малышей родители с полной отдачей занимаются заботой и научением щенков.

Главенствующая роль отводится самке: она кормит и согревает их, вылизывает, охраняет и контролирует передвижения, ограждая от травм. В ходе взросления потомства самец показывает детям, как нужно охотиться, учит бегать и преодолевать разные препятствия.

Дополнительно! Если хозяин не планирует разведение, обычно проводится кастрация или стерилизация питомца.


Собаки — очень заботливые родители

Защита территории

Многие животные, в том числе собачки, чувствуют свою территорию и встают на защиту ее границ. Сторожевая собака будет следить за порядком на участке, внимательно относиться к посторонним, оповещая лаем о появлении незваных гостей. Уличный пес будет охранять двор, а домашний — квартиру, которую воспринимает как личные владения.

Дополнительно! В рамках двора или помещения для собаки нужно создать индивидуальное место, где животное чувствовало бы себя в безопасности.

Иерархическая структура

В среде собак, наподобие волчьих стай, существует некая социальная лестница и действуют законы иерархии. Старшему самцу подчиняются все остальные собаки. Если питомец живет в домашних условиях, то люди начинают становиться для него значимой группой, а хозяин воспринимается как глава семьи, которого необходимо слушаться.

Отношения с человеком

К людям собаки испытывают нежные чувства, быстро привязываются и воспринимают хозяина как своего вожака. Они требуют заботу и внимание, хотят быть значимыми и нужными. Оставаться в одиночестве для собаки не только скучно, но и дискомфортно, так как это существа социальные, для них свойственно жить в стае.

Щенку особенно сложно быть в уединении без человека, который фактически заменяет ему родителя. В случае, когда питомец должен некоторое время пробыть один в помещении, ему оставляют пищу и воду, а также собачьи игрушки для развлечения.

Важно! При уходе из дома крайне нежелательно оставлять животное на долгий срок — не более 8 часов.

Особенности психологии собак

Любому владельцу четвероного друга нужно понимать, что собака — это, в первую очередь, животное с присущей ему психикой и особым поведением, отличным от человеческого. Так, собачья психология базируется на:

  • Природных инстинктах, свойственных всем живым существам. Инстинкты имеют доминирующее значение.
  • Рефлексах или реакциях организма на воздействие окружающей среды.
  • Приобретенном жизненном опыте: собаки успешно поддаются обучению и воспитанию.

Индивидуальность собаки

Каждые пес имеет свой набор врожденных и приобретенных качеств, которые делают его уникальным. Такие базовые факторы, как наследственность и специфика внешней среды, определяют темперамент и закладывают характер животного. Под действием них питомец может быть ласковым и дружелюбным или пугливым и даже агрессивным. С помощью воспитательных мер владелец может в определенной степени корректировать поведение собаки.

Внимание! Индивидуальные особенности собаки прямо влияют на успех обучения.

Знаменитые учёные подписали декларацию о том, что животные обладают сознанием

сознание у животных

Есть ли сознание у животных? Еще Чарльз Дарвин размышлял над этим вопросом. А в июле 2012 этому была посвящена конференция в Кембриджском университете. Результатом встречи стала Кембриджская Декларация о Сознании.

Психология и воспитание

Дрессировка играет важную роль в становлении характера и поведении животных. Психика собаки подвижна и, как у людей, закладывается с раннего детства: адекватный возраст для начала обучения — 1-2 месяца отроду.

Собака должна откликаться на свое имя и знать основные команды: «Ко мне», «Дай лапу», «Гулять», «Рядом», «Сидеть», «Нельзя» и другие. Собака учится, глядя на поведение окружающих, поэтому хозяин — главный пример, на который она ориентируется. Однако, животное не просто подражает, а пользуется накопленным опытом. Именно на основе него строится обучение: положительные реакции подкрепляются, отрицательные — запрещаются.

Важно! Взрослую особь практически невозможно научить основным командам.

Психология пород

Любая собака индивидуальна, однако конкретным породам свойственна некоторая предсказуемость в поведении. Например:

  • Комнатно-декоративные варианты отличаются небольшими размерами, они веселы, активны и любознательны.
  • Компаньоны — верные и дружелюбные четвероногие товарищи, с удовольствием идущие на контакт с людьми.
  • Служебные — собаки-защитники. Наблюдательны, оберегают человека и его семью, четко знают свое место; нуждаются в руководстве со стороны хозяина. Могут проявлять агрессивность по отношению к незнакомым людям и другим животным.
  • Охотничьи: характерна подвижность, выносливость и высокий интеллект.

Читайте также: