Откуда силы? Почему ездовые собаки никогда не устают?

Обновлено: 29.04.2024

Основные требования, предъявляемые к ездовой собаке: физическая (тягловая сила), выносливость (медленная утомляемость), скорость бега и высокая степень приспособляемости к суровым условиям Севера. Под последним следует понимать способность легко переносить арктический климат, хорошо работать при низких температурах, сохранять работоспособность при кормлении один раз в сутки, быстро восстанавливать тело после голодовок, отлично усваивать корм в мороженом виде и т.п.

Принято считать, что высота ездовой собаки в холке должна составлять 55-65 см, вес – 35-45 кг. Относительно значительная масса тела (вес, рост) ездовой собаки имеет практическое значение, так как обуславливает большую тягловую силу и относительно меньшую теплоотдачу.

Шерстяной покров северной собаки – весьма характерная и практически важная особенность ее экстерьера. Основная особенность – это хорошо развитый, густой и сравнительно длинный подшерсток. В результате естественного отбора у них развился обильный теплый меховой покров и подшерсток. Такой меховой покров слабо промокает, быстро просыхает, на мех почти не намерзают лед и комья снега. Из-за широкого разлапа и смягченного контура всей лапы ездовая собака несильно проминает ледяную корку снега и поверхность тундренного болота.

В популярной литературе встречаются иногда утверждения, что северные собаки не лают, а только воют. Это неверно. Ездовые собаки лают, как и всякая другая собака. Но в работе, в упряжке она действительно лает редко. Лай в упряжке, безусловно, заторможен искусственным отбором и большим физическим напряжением организма.

Художники очень часто изображают ездовых собак в упряжке с закрученными хвостами кверху, как у обычной охотничьей лайки. В действительности же во время работы в упряжке собака не может бежать с закрученным хвостом, так как это просто физически невозможно.

Кстати, иногда употребляется название "ездовая лайка". Мы согласны с теми, кто считает это название неправильным. Охотничье-промысловая собака, выведенная древними таежными охотниками, разыскивает, преследует и облаивает птицу или зверя. Ездовым же собакам не свойственен этот инстинкт облаивания, и если они и применяются для охоты, то другим способом и на другого зверя. Название "лайка" было перенесено на них по признаку общего, чисто внешнего сходства.

Содержание ездовой собаки

Собак зимой постоянно держали на привязи. Во время пурги их укрывали за ту или иную стену в зависимости от ветра.

Опытные каюры считают, что никогда не следует собак кормить вволю, так как они легко жиреют и теряют свои качества. Только при самой напряженной работе собаке можно дать корма столько, сколько она может употребить.

Если животные не работают или работают немного, время от времени лучше держать их впроголодь. Иначе в первые 2-3 дня на таких собаках никуда не уедешь. Неопытные полярники часто закармливали собак, и они потом в езде быстро выбиваются из сил, начинают сдавать, тяжело дышат, хватают снег, языки у них вываливаются и почти волочатся по снегу. И только тогда, когда с них сойдет жир, собаки втягиваются в работу.
Установлено так же, что утомленная работой собака выделяет меньше желудочного сока по сравнению с неработающей, причем сок этот пониженной переваривающей силы. Следовательно, утомленную собаку не следует кормить сразу, а необходимо дать отдохнуть 1,5-2 часа.

Доказано и то, что если собака начинает работать сразу после кормления, у нее выделяется малое количество желудочного сока и замедляется пищеварение. У работающей сытой собаки пища из желудка поступает в 12-перстную кишку, что вызывает расстройство пищеварения. Поэтому не следует кормить собак перед работой. Таким образом, выработанное практикой правило кормления ездовых собак – один раз в день после работы – является научно обоснованным.

Основной корм заполярной ездовой собаки – рыба, обычно ряпушка. Зимой для собаки требуется в среднем 1,5-2 кг в сутки. Летом, а также при кормлении вареной пищей требуется в 2 раза меньше.

Летом свободно бегающие собаки отъедаются на воле, сами себе добывая корм. Как только сходит снег, одной из разновидностей их пищи становятся мыши-лемминги, которых они добывают из нор, работая лапами и зубами.

Организация и техника езды на собаках

Мастерство русских старожилов в воспитании и дрессировке ездовых собак очень высоко оценивал великий полярный исследователь Р.Амундсен: "Единственное средство передвижения у них нарты и собаки. Зато они на редкость опытны в этой области, и сущее удовольствие смотреть, как они даже не пускают в ход бича. Короткими возгласами они в совершенстве управляют своими собаками. Животные так хорошо выдрессированы, что с величайшей легкостью и спокойствием передвигаются там, где мы с бранью, проклятиями и свистом бичей не можем своих сдвинуться с места".

Способ расположения собак в запряжке на севере Якутии – парный. Собаки пристегиваются к поводку - "потягу" попарно на расстоянии 1,5 м пара от пары. Поводок изготавливался из моржовой или лосиной кожи. Для лучшей эластичности его время от времени смазывали салом и даже иногда коптили.

В сработанной упряжке каждая собака в соответствии со своими качествами имеет свое место – ближе к нарте или к голове поводка. Более ленивые собаки запрягаются ближе к нарте. Надо помнить, что собачья упряжка – это не просто сумма "собачьих сил". Это своеобразный коллектив, состоящий из добросовестных трудяг, лодырей, задир, трусов, пустолаек, обжор и т.п. К каждой необходим индивидуальный подход.

Главное требование к ездовым собакам – абсолютное послушание и уважение к своему хозяину. За это они получают от него еду и ласку. Ласка хозяина, если не считать кормежки, - единственная награда ездовой собаке за ее тяжелый труд и лишения. Собака любит ласку, тянется к ней и даже ревнует к хозяину своих товарок. Поэтому принято обходить всю упряжку – одного почесать за ухом, другого погладить, третьему потрепать загривок – и каждому сказать ласковое слово.

Утром, отъехав от дома на 200-300 м, упряжку обязательно останавливают минут на пять. Это делается для того, чтобы собаки опорожнили свой кишечник. Очень скоро собаки втягиваются в работу и переходят на ровную плавную рысь, когда нарта без рывков идет по снежному пространству. Вскоре после выезда собаки раскрывают рты, начинают прихватывать снег, особенно это бросается в глаза при небольшом морозе. Неопытный человек принимает это за усталость. На самом деле, по утверждению Э.Шершевского, это объясняется тем, что на коже собаки отсутствуют, за исключением мякишей пальцев, потовые железы, и терморегуляция тела производится учащением дыхания, что влечет за собой указанные явления.

Ни один уважающий себя каюр не гонит упряжку вскачь, так как они при этом выбиваются из сил. Хорошие каюры, наоборот, всегда следят, чтобы упряжка шла ровно, а если она чем-либо увлечется, хозяин ее обязательно попридержит.

Средняя скорость упряжки не должна быть выше 10-12 км в час. При такой скорости можно покрывать большие расстояния.

Из-за драчливости собакам иногда требуется физическое воздействие. Необходимо полное послушание, основанное на постоянном поддержании абсолютной власти человека. Но это ни в коей мере не означает, что нужно беспрерывно бить собак и кричать на них. В этом случае значение физического воздействия притупляется, собаки будут забиты, задерганы, заезжены. Работоспособность такой упряжки будет весьма низкой.

Управлять ездовыми собаками далеко не просто. Особенно тяжело управлять нартой при быстрой езде по хорошо укатанной дороге с частыми спусками, подъемами и поворотами.

Зазевавшийся возница в одно мгновенье может оказаться под нартой и упустить упряжку.

Известны случаи, когда одна упряжка без смены проходила с Яны на Индигирку (около 600 км) или с Индигирки на Колыму (700 км) за 3 суток. При этом следует отметить одну из ценнейших особенностей этого транспорта, отличающих его от конного или оленьего – собаки обычно идут до тех пор, пока у них есть силы, а в случае хорошего корма и относительно благоприятной погоды способны работать изо дня в день продолжительное время.

К умению езды на собаках индигирщики относились очень ревниво. Здесь искусство езды на собаках подразделялось на три вида.

Первое – это умение тренировать животных на скорость. Так, по сведениям Э.Шершевского, 2 мая 1938 г. На районный соревнованиях в Нижнеколымске дистанцию 50 км лучшая упряжка прошла за 2 часа 6 минут, а занявшая третье место – за 2 часа 20 минут.

Второе – это возможность перевозки наибольшего количества груза.

И третье, пожалуй, самое главное – умение ориентироваться на местности при любой погоде.

Видео: Почему ездовые собаки никогда не устают

Как ездовым собакам удается пройти несколько длинных маршрутов и сохранить полный запас сил?

Какими качествами должен обладать бегун? Все зависит от дистанции, которую спортсмен планирует пробежать. В соревновании на короткие дистанции определяющими качествами считаются скорость и ловкость. Для того чтобы победить в длительном марафоне, нужна выносливость. Несмотря на то, что человек проиграл бы некоторым животным в забеге на скорость, финишную черту длинного марафона он бы пересек быстрее многих животных.

Видео: Почему ездовые собаки никогда не устают

Помесь хаски и маламута — особая порода собак, которая участвует в гонках на санях. Эти собаки обладают невероятной выносливостью, они могут проходить более пяти длинных маршрутов в день. Почему же именно эта порода лучше всех справляется с забегами на большие расстояния. Оказывается, секрет заключается в уникальном способе превращения еды в энергию.

Видео: Почему ездовые собаки никогда не устают

Все млекопитающие получают энергию от пищи в два этапа. На первом этапе гликоген превращается в энергию, а на втором — в жиры и белки. У всех животных последовательность этих двух этапов не нарушается. Гликоген дает всплеск энергии, которая быстро иссякает, а белки и жиры могут долгое время подпитывать организм животного силами. Главная особенность помеси хаски и маламута заключается в том, что они умеют сразу переходит ко второму этапу расходования энергии.

Видео: Почему ездовые собаки никогда не устают

Из-за того, что во время нагрузок на организм этих собак энергию производят белки и жиры, они могут подпитывать свой запас сил в течение гонки. Ученые не знают, как именно перестраивается организм этих собак при нагрузках, но даже после девятидневных марафонов на расстояние более полутора тысяч километров собаки остаются в той же форме, что и на старте. Таким образом, помесь хаски и маламута считается самым выносливым животным. А вы когда-нибудь видели этих собак-марафонцев своими глазами?

О том, как ездовые собаки помогают выжить человеку в Арктике, вы можете узнать из другого нашего материала.

Зима у нас начинается, как правило, с того, что мне начинают звонить и писать владельцы северных ездовых собак и просить сшить им шлейку, проконсультировать по амуниции для занятия спортом. Лишь малая часть из них - действительно сделают все как надо, будут заниматься с собакой правильно и не навредят ей.

Остальные - либо купят прогулучную шлейку в магазине, пристегнут к ней веревку с детскими санками или ватрушкой, и будут катать своих детей. Собаке при этом будет плохо, но она вам этого не скажет, будет тянуть. Но логика у таких - железная: ездовая - катай нас!

весенние тренировки на карте, четверка хаски: Весь, Берта, Буран и Печенька весенние тренировки на карте, четверка хаски: Весь, Берта, Буран и Печенька
А то, что прежде чем катать кого-то, нужно изучить теорию - так это ерунда, а тратить 3-5 тыс. на хорошую ездовую (а лучше - буксировочную) шлейку, амортизатор, потяг, карабин с расцепной системой - так это ерунда!

И, да, не всем хаски это вообще надо - грузы таскать. В нашей стае в 26 хаски 6 собак - никогда не встанут в нарты. Причины разные, но, чаще всего, это не желание самой собаки выполнять эту работу. Да-да, это именно работа. Тяжелая, физическая работа, к которой собаку нужно готовить и амуницию правильную подбирать.

Это наша Ева. "Сами надевайте шлейку и бегите!" -, сказала нам она однажды. Просто гуляет, играет и живет, а работа - не для нее явно! Это наша Ева. "Сами надевайте шлейку и бегите!" -, сказала нам она однажды. Просто гуляет, играет и живет, а работа - не для нее явно!

Собака имеет право отказаться от работы, которая ей не нравится.

Ну, это личное мое мнение. Не все пастушьи собаки умело пасут овец, кто-то просто на понимает, а зачем?! Лучше с хозяином поиграть))) Не все охотничьи собаки будут работать на охоте, есть совершенно не способные на это псы. Так и с ездовыми собаками - не все рождены спортсменами!

сын, 4 года, хась Игорь - 1 год сын, 4 года, хась Игорь - 1 год

Тем более, если пес у вас один, если вы с ним можете гулять долго, играть, учить команды, то зачем же превращать прогулки с ним в буксировку ребенка? А неподготовленной собаке такие вот нагрузки "для здоровья" могут его, это самое здоровье, и подорвать.

Это в стае, где собак много, работа в упряжке - это контакт с хозяином на другом уровне. Это команда, это построение взаимоотношений и иерархии.
такими ровными рядами бегать мы начали далеко не сразу))) такими ровными рядами бегать мы начали далеко не сразу)))

Есть собаки, рожденные бежать.

Если вы никогда не видели хаски из ездовых питомников, вы не поймете, о чем я. Там десятилетиями страсть к работе прививали специально. Такого щенка абы-кому не продадут, потому как это - маленькие жемчужины, годами планированные и долгожданные. Они бегут, словно это единственное, что делает их счастливыми))) Такой у нас Персик, Весь. Это гены, друзья, ну и жизнь в спортивных руках.

Персик - мудрый лидер.(на переднем плане). Весь - наденжный тяговый пес (на фото - предпоследний) Персик - мудрый лидер.(на переднем плане). Весь - наденжный тяговый пес (на фото - предпоследний)

Гораздо реже страсть к бегу проявляется у шоу собак. Но если так случается - это прекрасно! Наша Нотка, например, тому яркое подтверждение. Шоу собака, выставочная, от известных производителей совсем не спортивных кровей, она нашла себя именно в беге. В идеале - один-на-один с хозяином. Упряжку тоже водит, но это она нам одолжение делает)))

Молодая Нотка и Перс - ее учитель (первая пара собак) Молодая Нотка и Перс - ее учитель (первая пара собак)

Как правильно заниматься с собакой, если вы чувствуете в ней потенциал.

Я бы, конечно, очень советовала пойти на семинар по ездовому спорту, которые проводят спортсмены и питомники. Сама начинала именно с этого. Все, от шлейки до питания, распишут, покажут, научат.

Если такой возможности нет - изучайте теорию сами. На хаски-форуме в разделе "ездовой спорт" тоже масса информации.

Начинать нужно с правильной амуниции. Шлейка должна правильно сидеть на собаке, не стесняя ее движений. Для буксировки грузов - одна, для каникросса (спортивная дисциплина, бег с собакой) и велосипеда - совсем другая.

Шаману очень бежать хочется! Шаману очень бежать хочется!

Нагрузки - по нарастающей, не сразу. Отбить у собаки желание работать - очень просто! Ну и, конечно же, отработка команд: стоять, право-лево - это то, без чего даже шлейку покупать не стоит - это просто небезопасно.

Если вы сами готовы к тренировкам, если вы видите, что к ним готова собака - это же просто замечательно! Все непременно получится, но это долгий путь, где нужно дров не наломать. Если не готовы к регулярным занятиям, не готовы тратить деньги на ХОРОШУЮ амуницию - не нужно запрягать собаку в санки с ребенком, просто потому что собака ездовая и она "должна". Не должна.

наши самые любимые прогулки выглядят именно так))) наши самые любимые прогулки выглядят именно так)))

Просто активной прогулки с отработкой команд, с играми будет вполне достаточно для счастливой и здоровой жизни.

Друзья, сегодня расскажу вам что такое ездовая упряжка . На примере рассмотрим современную спортивную упряжку из 8 собак. Пусть это будут маламуты ).

Движок в 8 маламуто-сил - это круче, чем сколько-то-там-лошадино-сильный джип) Фото из открытого источника. Движок в 8 маламуто-сил - это круче, чем сколько-то-там-лошадино-сильный джип) Фото из открытого источника.

Почему современную и почему спортивную? Аборигены запрягали своих собак в упряжку веерного типа . Этот тип упряжки позволял равномерно распределять нагрузку на поверхность, и помогал при передвижении, например по тонкому льду водоема.

Инуитская упряжка веерного типа. Фото из открытого источника. Инуитская упряжка веерного типа. Фото из открытого источника.

Современные упряжки редко передвигаются по «целине»,в соревнованиях трасса заранее подготовлена. Поэтому сейчас собаки запрягаются цугом, попарно друг за другом .

Непосвященному упряжка собак покажется простой. Дескать ну что такого, запряг собак да поехал. Но на самом деле упряжка - это четко слаженный рабочий коллектив, где у каждого своя важная роль, и каждая из собак находится на своем месте. Давайте узнаем подробнее.

Начнем с вожака . Им может быть как кобель, так и сука. И даже пара собак - лидеры упряжки . Лидер - не обязательно самая быстрая и сильная собака в команде . Но он - обязательно самая опытная и сообразительная собака, чувствующая трассу. У него непререкаемый авторитет среди остальных собак, и самая сильная связь с человеком, каюром упряжки. Обостренное чувство направления, хорошее чутье - качества лидера. У вожака несколько функций, он направляет упряжку, держит контакт с каюром, выбирает направление и способен быстро принимать решения. Фактически он управляет упряжкой, передавая другим собакам команды каюра.

А еще задача вожака - подбадривать команду. Вот что пишет один из известнейших путешественников на собачьих упряжках Джо Хендерсон:

Короче, без вожака - нет упряжки.

На одном из соревнований по ездовому спорту на старт вышла упряжка, вожак которой возлежал в нарте. В силу преклонного возраста, он не мог бежать с командой, но остальные собаки работать без него отказывались. Поэтому он занимал почетное место, и дублировал команды каюра во всю мощь своих легких.

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

2 171 073 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

541 271 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

23 532 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

32 943 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

17 151 просмотр

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 179 384 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

541 274 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

51 974 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

182 552 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

398 921 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

113 091 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

77 922 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

23 534 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

198 261 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

17 154 просмотра

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

375 981 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

645 691 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

51 641 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

182 552 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

224 561 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

398 922 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

113 091 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

26 794 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

198 261 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

35 083 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.



У породы бывают карие глаза или синие. А у этой — оба варианта сразу.

Одна из самых крутых историй Туту Приключения — то, как полярники Дмитрий и Матвей Шпаро водят экспедиции школьников на Северный полюс. Да, прямо на самый полюс — на лыжах. В детском лагере «Большое Приключение» в Карелии, куда можно поехать просто так, а юные полярники приезжают готовиться к экспедиции, живут 60 ездовых собак. С этими собаками можно и просто пожить 14 дней, и пройти большой трекинговый маршрут.

Полтора года назад часть собак перевели в Москву. На севере парка «Сокольники» есть отгороженная площадка хаски-парка, и там можно пообниматься с сибирскими хаски и чукотскими ездовыми. Просто дойти до базы, заплатить 400 рублей за билет и оказаться среди клубка лохматых собак. Это те самые собаки, которые участвуют в приключении, просто до них может дойти каждый москвич.

А прелесть в том, что они безопасны для человека. Базовая порода, из которых их выводили, — это просто стаи собак, живших около стойбищ кочевых народов. Стояли яранги чукчей, а вокруг бегали собаки на свободном выгуле. И вот если хотя бы одна из них (любая) зарычит на ребёнка, то её тут же стреляют как опасную.

Много поколений отбраковки собак, агрессивных к людям, и отбора самых послушных (для езды в упряжках) дали собаку, начинающую ластиться к каждому человеку, которого увидит. Но в данном случае это не значит, что они не соперничают между собой.


Кто такие ездовые собаки?

Это животные, которые были специально выведены для того, чтобы перевозить грузы и людей. Хаски — это селекционная порода (специально созданная), но базовые (аборигенные) предки не очень сильно отличаются по характеру и внешнему виду. Хаски, чукотские ездовые, маламуты и другие ездовые породы — это разные варианты приспособления собаки для перевозки саней. Например, маламуты нужны для того, чтобы таскать большие тяжёлые грузы на короткие дистанции. Они привязываются к хозяину и достаточно агрессивны. Хаски меньше, но более выносливые: отбор шёл так, чтобы они могли тащить нарты очень долго.

Как я уже говорила, исходная порода из-за условий отбора стала очень доброжелательной к людям. Второе свойство — нет привязки к конкретному хозяину, потому что они жили не в парах «человек-собака», а просто около стойбищ. Ну и упряжку могут вести разные люди, поэтому не было причин формироваться таким связям. То есть фактически любого нового человека через минимальное время они начинают воспринимать, как обычная собака — хозяина. Третье свойство — они очень хорошие охотники, но охотятся для себя, людям ничего не приносят. Потому что летом они ищут себе еду сами, а зимой их подкармливают запасённой мороженой рыбой. В питомнике, конечно, они получают питание целый год от людей.


Что они делают в детском лагере?

В апреле 2006 года Матвей Шпаро пошёл на Северный полюс с князем Монако Альбером II. Тогда они взяли собачьи упряжки. Князь после экспедиции подарил первых собак Матвею, их оставили в лагере в Карелии. Потом выяснилось, что они очень любят общаться с детьми и очень полезны в детских программах и детских походах. Их стали разводить, закупать, и за 10 лет их стало около 60.

Полтора года назад в парке «Сокольники» захотели открыть площадку с собаками и предложили завезти часть собак в Москву. Отгородили около гектара в лесу, сделали базу, привезли 16 собак. Сейчас на базе в «Сокольниках» 22 собаки (шесть щенков родились уже здесь). На зиму из Карелии в «Сокольники» переводят ещё две упряжки — 12 собак, потому что в Москве очень много катаний, проводятся социальные программы для детей-инвалидов, и желающих явно больше, чем возможностей «московских» собак. На базе есть и хаски, и чукотские ездовые.


Хаски.


Чукотская ездовая.

С 2008 года собак в лагере «Большое Приключение» в Карелии стали использовать для детских походов, в том числе — летом. Вообще есть четыре способа ходить куда-то с ездовой собакой:

  1. Просто гулять — как с любой другой породой;
  2. Запрягать от 2 до 12 собак в нарты (на длинные переходы обычно упряжки по 6 собак: передние — умные и хорошо знают команды, корневые у саней — самые сильные и сдвигают нарты при застревании, а в середине — пара не самых опытных);
  3. Одевать собаку в шлейку (чтобы давление передавалось не на ошейник, а распределялось по всему корпусу ближе к центру тяжести) и крепить поводок к поясу лыжника. Тогда собака будет тянуть лыжника. А лыжник может кричать ей обычные команды для упряжки, голосом поворачивая её направо-налево и ускоряя-замедляя. Такая упряжка — из одной собаки.
  4. И делать то же самое летом, только идти не на лыжах, а бежать. Дети примерно от 6 лет уже уверенно бегают с собаками после минимальной подготовки: например, стандартная летняя программа — 2-3 километра вокруг базы в «Сокольниках» с остановками. Главное — не забывать команды, а то получится, что не ребёнок управляет собакой, а собака — ребёнком.

Вот здесь у нас на Туту Приключениях можно посмотреть 14-дневную программу маршрута с собаками.

Следующий важный аспект работы с собаками — они очень помогают детям социализироваться. Дают много кинестетического развития (маленьким детям очень важно что-то щупать, а тут можно тискать, гладить, и ещё собака попробует тоже играть). Единственное — в этом возрасте дети часто увлекаются и пытаются то оторвать ухо у собаки, то просто «заигрывают» животное до стадии «отстаньте от меня все», поэтому надо это делать в присутствии взрослого. За 12 лет в карельском лагере больше десяти тысяч детей прошли через занятия с собаками, и ни разу никого не укусили и не поцарапали. Из-за особенностей отбора хаски, даже когда ей очень неприятно, старается выкрутиться и уйти в будку. В будку за ней лезть нельзя — вот это очень строго. Там она укрывается от всех невзгод жизни.

Естественно, собаки больше детей, и могут от радости уронить ребёнка или поставить лапы ему на плечи, что тоже может его напугать. Поэтому все занятия для самых маленьких — в присутствии родителя и сотрудника базы.

Ещё один аспект работы с собаками — лечение (канистерапия). Есть много разных вариантов использования собак для лечения или реабилитации. Показательный случай был в прошлом году на базе в «Сокольниках»: мальчик с расстройством аутического спектра вдруг очень увлёкся одной из собак. До этого он не разговаривал ни с кем: ни с родителями, ни с другими детьми, ни с врачами-психологами. Его отправили к собакам. Сначала он просто играл, а потом вдруг начал пробовать говорить с понравившейся собакой.

Но не думайте, что можно привязаться к целебной собаке, и все недуги пройдут. Канистерапия — это разносторонняя методика и длительный процесс, одним собаки-доктора помогают восстанавливать двигательные функции, другим они заменяют психотерапевта. В Финляндии, например, в практику логопедов прочно вошли занятия с собаками. Можно лечь в кучу собак и лечить хронический стресс, канистерапия может помочь при аутических расстройствах и замедленном развитии, хорошо собаки помогают при проблемах с двигательными функциями. Публикации — вот. На русском есть книга «Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация». «Лечебные» собаки имеют специальную подготовку — их, как и терапевтов, сертифицируют. Сначала — отбор, потом — дрессировка. Норма работы собаки во Франции — два сеанса в день по 1 часу каждый, потом собаки устают. Почему устают? Потому что, например, надо, чтобы ребёнок её чесал 15 минут подряд. Собака в этом занятии должна молча стоять и не прятаться. Сертифицированные собаки очень терпеливые. В той же Франции есть занятие, когда пациент читает книгу собаке, а она очень внимательно слушает и постоянно смотрит на него, не поправляет. Помогает обрести уверенность.

Что надо знать про упряжку?

Ездовые собаки живут стаями и имеют чёткую иерархию. Аборигенная порода просто самостоятельно делилась на небольшие группы у стойбища, и когда надо было собрать упряжку, просто брали часть группы: они заранее ладили. А вот с селекционными хаски каждый год нужно собирать состав упряжек заново.


Они очень любят бегать с нартами, и поначалу даже «нестыкующиеся» собаки увлечены азартом и радостно тянут. Но, когда они немного устанут, начинаются разногласия. Потом возникают проблемы с выполнением команд: две собаки сделали команду, а ещё две не стали, потому что они слишком доминантны, чтобы делать как вот эти двое. В самом плохом случае может начаться драка. В итоге каюр (человек, управляющий упряжкой) должен знать каждую собаку и ставить вместе только сочетающихся. В начале каждого года каюры базы сначала тестируют собак по две, потом пары собирают в группы по четыре, а потом уже собирают упряжки в шесть собак. На четыре упряжки для работы в парке нужно 24 собаки плюс несколько запасных. Этот процесс идёт каждый год заново, потому что за год места в иерархии меняются: собаки довольно агрессивны между собой и могут выяснять отношения. Часто молодняк матереет и вытесняет с доминантных позиций более старших собак.

Дерутся они часто (если позволять). В хаски-парке они сидят раздельно (не дотягиваются друг до друга), а гуляют свободно группами по несколько собак так, чтобы внутри группы не было явных противников. Во время прогулок уровень внутренней агрессии снижается, поскольку они разбредаются по территории и начинают искать развлечения. Очень нервно реагируют на лошадей в «Сокольниках»: некоторые прячутся, некоторые пытаются на них охотиться. Ещё к базе заходят лисы и очень редко — лоси. На них они тоже чутко реагируют и отпугивают.

Можно прямо сегодня зайти и потрогать собак?

Да. Основная услуга хаски-парка — вы можете просто приехать и провести час с собаками. Билет стоит 400 рублей в выходной день и 300 рублей — в будний. Лучше звонить заранее: в выходные там плотный график, а в будни можно приехать почти в любое время. В обед там почти нет посетителей с 12:00 до 16:00 по будням, поэтому играть с вами будут сразу все собаки. 15-20 минут — на образовательную часть и технику безопасности, остальное время — просто вы и собаки. База работает с 10:00 до 18:00 каждый день, кроме понедельника.

Второй способ развлечения — катание на нартах. Это в основном зимой, потому что нужен снег (летом нарты можно заменить специальной тележкой на колесах). Можно с каюром или самостоятельно (после подготовки). Самостоятельно — либо недолго в упряжке из двух собак, либо после курсов: на базе тренируются дети, которые занимаются ездовым спортом. Это долгая программа подготовки. Дети «Школы каюров» не только ездят с собаками, но и ухаживают за ними — даже делают им специальный массаж.

Ну и можно побегать с собакой или походить с ней на лыжах зимой. Летом пробежки с собаками очень популярны. Если договариваться заранее, то можно на группу от 10 детей заказать анимационную программу — это примерно часовой квест по «Сокольникам» с ориентированием и перебежками от точки до точки с собаками. Часто так отмечают дни рождения, потому что потом 15-20 минут — на тортик и чай в арктическом модуле.



Конкретно этот модуль никогда не бывал на Северном полюсе, но использовался в подготовке детей-полярников в Карелии. Здесь устраивают небольшой музей полярного снаряжения.


В этих же детских группах делаются командообразующие упражнения, что тоже важно для некоторых занятий.

На базу часто привозят иностранных туристов (зимой) — как раз покатать в упряжке. Но кинологи говорят: у них это часто случается в первый или второй день прибытия в Россию, поэтому тайцы, вьетнамцы и китайцы просто выпрыгивают из автобуса в сугробы и начинают фотографироваться. Собак замечают минут через 20.



Место для инструктажа по технике безопасности: «Собаке уши не отрывать!»



Для посиделок у костра.

Обычная жизнь базы

На базе есть кинологи, Наталья и Наталья. Одна из них — ещё сертифицированный канис-терапевт, а вторая — ветеринар.

Утро начинается с кормёжки, причём разные собаки получают разный корм и разные витамины. Потому что на базе есть годовалые щенки и старые собаки. После 10 лет у них начинается почётная старость, и нужно следить за суставами, поэтому нужен специальный корм. Потом их надо поить. Потом убирать в вольере. Потом собаки бегают. Вот в апреле они активно линяют, их вычёсывают, чтобы к приходу гостей у них не лезла шерсть. Дальше надо просто присматривать, периодически подливать воду. Начинаются занятия: с каждой собакой кинологи работают индивидуально. Основные команды для упряжки — вот тут внизу:


Это самое важное для собаки. Подавать лапу и другим нефункциональным командам их не учат. Максимальный набор, кроме вот этих команд упряжки или бега, — ещё «подожди», «сидеть», «не ешь», «ешь».

Вот пример задачи:



Дальше — периодическая обработка, посещения ветклиники. Есть циклы обязательной профилактики от гельминтов, других паразитов, ежегодные вакцинации включая бешенство, регулярная чистка ушей и подстригание когтей.

На базе есть совсем старая собака с больным позвоночником, она живёт отдельно, потому что ей противопоказано даже долго обниматься с людьми. Зимой у неё был обогреватель, она спала около него.

Щенков, родившихся на базе, обучали отдельно. Сначала — карантин: с младенчества к людям нельзя, потому что у маленьких щенков толком нет иммунитета. Потом, по мере взросления и вакцинации, они постепенно знакомятся с кинологами, потом плавно расширяется круг общения. Привозили сотрудников из офиса, чтобы собаки знали, что люди разные. Потом щенков начали выносить наружу, показывать детям, гладить. Шаг за шагом щенки узнали, что люди бывают разные, по-разному пахнут, по-разному двигаются и вообще. Это важно, потому что каждая человеческая раса пахнет очень по-разному, а в гости на базу приезжают туристы со всего мира. Щенки сначала удивляются (могут испугаться), потом привыкают. Главное, надо было успеть научить этому до Чемпионата мира по футболу, потому что приходило очень много новых людей.

Тренировки тоже отдельные. Обычно молодые собаки обучаются отдельно от опытных: первые занятия проводятся вдвоём, когда молодая смотрит, что надо делать. Они прекрасно повторяют за другими собаками.


Как готовиться к походу к собакам?

Одеваться так, чтобы не бояться испачкаться. Собаки прыгают, облизывают, трутся шерстью. Очень важно не брать меховые вещи: они охотятся за всем пушистым и очень возбуждаются, когда видят мех. Зимой приходили дети с помпончиками на шапках, собаки пытались их съесть — тоже зацепил какой-то инстинкт.

Первый раз обычно играют со всеми, второй-третий раз приходят уже к определённым собакам.

Сами по себе хаски очень энергичные и любят людей. Когда вы приезжаете в вольеры с теми же сторожевыми собаками, кинологи часто держат у вас за плечом или за спиной мячики, которыми играют собаки во время тренировок, поэтому они начинают тщательно следить за игрушками. А людям кажется, что они проявляют внимание к ним. С хаски ничего такого не надо: они сразу подбегают с вами играть. Правда, не все: у кого-то настроение не очень, кто-то любит тишину, кто-то устал после тренировки, но 18-19 из 22 собак обычно готовы общаться.

Ещё из интересных случаев: родители приводили мальчика примерно 5 лет, который боялся собак. Начали с самых спокойных. Научили правильно гладить, чтобы за шерсть не дёргать. Как подойти, руку протянуть и не шевелиться, чтобы обнюхала и познакомилась. Рассказывали, что ребёнок стал больше концентрировать внимание, лучше взаимодействовать с родителями. Был взрослый, который перебарывал детский страх перед собаками, но на это ушло побольше времени.

Чесать им лучше всего круп (задняя часть спины), шею, морду ближе ко лбу. Некоторые самые дружелюбные подставляют живот: это знак доверия, надо быть очень аккуратными. Есть собаки, которые постоянно пытаются подставить круп, поэтому при попытках сфотографировать получаются без «лица». А есть те, которые понимают игру с фотоаппаратом и смотрят в объектив.

Вот, собственно, всё, что я хотела рассказать про ездовых собак. С нами были руководитель базы Владимир Родионов:


Кинолог, канис-терапевт и инструктор детско-юношеского туризма Наталья Акимова:


И кинолог-ветеринар Наталья Косенко:


И, конечно, собаки базы:


Сайт базы — вот, Адрес: 5-й Лучевой просек, вл. 16-А, телефон 8 (901) 725-93-56.

Большие приключения (многодневные) в лагерях Шпаро и с собаками вот здесь: можно выбрать оздоровительную программу для ребёнка на лето. Посмотрите ссылки, там очень подробные программы и много обучения. Ну и вот фотографии:



Фото из вот этого приключения.



Это с трекинга с хаски.



А это из лагеря с кучей радиальных выездов.


Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью - и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.

Э то на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился - и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?

Хочешь поехать - собери их всех

Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки - и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать - собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку. Хорошо хоть нарту собирать не надо - по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.

Husky_001



На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры

Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».

Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки - это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары - они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара - это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.

F64A6487

Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль - направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой - это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.

9T5A7569

Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.

9T5A7597

А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.

Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.

9T5A7592

F64A6367



Роскошь и технологии

Максимальная скорость более 70 км/ч

Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.

Экстерьер и конструкция нарты - торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.

9T5A7493

Еще одна важная техническая составляющая нарты - это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.

Ну вот, с техникой закончили - пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья - натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон - «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному - поездке!

С ветерком и азартом

Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас - а заодно и вас - к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем - правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» - это «груз».

Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.

Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком - целое искусство.

9T5A7622

в зависимости от комплектации 8 / 7 / 5 л.с. ( лохматых сил )

Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски - не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак - а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.

Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться - и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь - не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!

F64A6341

Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения - это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное - не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей. репутации.

Главное - душа

Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так - но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.

Читайте также: