Почему в исламе собака считается нечистым животным: можно ли ее трогать

Обновлено: 26.04.2024

То, что ислам откровенно неприязненно относится к содержанию собак в доме, не новость. Сразу внесём ясность: имеется в виду непосредственно жилое помещение, где мусульманин ест, спит и проводит время за прочими домашними заботами. К хозяйственным постройкам и к придомовому участку эта традиция не относится. Содержать собаку рядом с домом, в будке или в вольере, не возбраняется.

Истоки этой неприязни лежат в глубоко доисламской истории цивилизации Востока. Неспроста один из самых неприятных физиологических актов собак попал даже в Библию. Так как авраамические религии имеют единый источник происхождения, ряд основных правил обращения с животными в них тоже схожий.

Но помимо физиологической неприязни, собаки получили дурную славу ещё и потому, что их обожествляли египетские жрецы. Самый известный персонаж древнеегипетской мифологии — божество Анубис, с головой собаки (в других источниках — с головой шакала). Так как мусульманину претит любое сравнение Всевышнего с кем бы то ни было, особая близость к собаке, имевшей на Востоке такую «славу», не поощрялась. Тем более, нельзя сравнивать быт и уровень необходимого комфорта человека и животного.

Но жрецы славили идола, выдуманное существо, а фараоны очень даже любили живых собак. Их содержали при дворцах, порой допускали внутрь жилья, и повторять такой образ жизни мусульмане тоже не могли. Фараоны снискали ненависть всех носителей авраамической идеи единобожия, и связанные с ними бытовые традиции — тоже. А вот религиозные — не совсем, но это уже другая история.

К слову сказать, собаки по сей день пользуются не особым спросом у мусульман Востока. Помимо перечисленного, ряд других привычек собак может очень мешать размеренной жизни набожного мусульманина. К примеру, собаки в городах могут подвывать, заслышав азан, призыв на молитву. Это явно походит на пародирование священного для мусульман ритуала.

Ещё собаки имеют нехорошую привычку нарушать ночной покой своим лаем, также отвлекать лаем и рычанием от ночных и предрассветных молитв (намаза). Комнату, в которой совершается намаз и обитает собака, очень проблематично держать в чистоте.

Кстати, а вот кошки в исламе снискали почёт, и довольно часто их можно увидеть в жилище мусульман. Известно, что один из сподвижников пророка, Абу Хурейра, часто носил на руках домашнюю кошку. А сам пророк однажды, заметив спящую на рукаве своей рубашки кошку, аккуратно отрезал рукав, чтобы не тревожить её, и надел рубашку без рукава.

Эти, и другие сведения о кошках в исламе достаточно известны. Но если принять во внимание то, что кошка в доме была ещё и бесплатным дератизатором, сохраняя запасы еды и санитарную обстановку, то становится понятным истинное значение этого животного для древнего человека.

Если вам понравилась статья, не забудьте нажать "палец вверх" и подписаться на канал "Восточная сказка":)

Собака в Исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Первоначальная роль собак у мусульман

Многие интересуются про религию ислам: можно ли держать собак дома. Для начала нужно рассказать, какая вообще роль была у псов в древнем мире.

Многие мусульмане держали большие стада овец или коз, поэтому им были нужны животные, которые могли бы защищать их поголовье от хищников. Такими животными выступали четвероногие. Они не только отпугивали волков и других хищников, но и не давали стаду разбежаться.


Ислам запрещает иметь дома собаку

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Собака, как причина вхождения в Рай

Хадис, переданный Бухари, приводит случай с мусульманином, который шел по пустыне и сильно хотел пить. Когда он увидел колодец, то рядом с ним стоял пес и облизывала влажную землю. Он дошел до источника набрал воды и дал животному. Пророк Мухаммад говорит, что «награда ждет всех, кто спас живое».


Некоторые учения не столь радикальны по отношению к псам

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, - это разные процедуры.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Вот теперь об отстреле

Всевышний Аллах создал живые существа, которые разделил на людей, животных, птиц, насекомых, рыб и т.д. и предписал для человека правила поведения в отношении них. Правила гласят, что если животные или другие существа представляют РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ здоровью человека, то их можно убивать.

«Что же касается именно собак, то их подразделяют на три категории:

1. собака, которая приносит вред или представляет опасность (ʻакъур - собака, которая нападает на людей, кусает их или пугает, то есть злая собака, которая одичала или стала бешеной);

Такая собака однозначно не имеет никаких прав, и такую собаку желательно убить (но не обязательно, можно и изолировать).

2. собака, которая приносит пользу в охоте, охране и т. п.;

Такая собака имеет полное право на существование, и убивать её однозначно запрещается.

3. собака, от которой нет ни пользы, ни вреда;

Насчёт таких собак среди учёных имеется разногласие, но имам Ар-Рамали считает достоверным мнение, что они имеют право на существование, следовательно, уничтожить их не разрешается». («Иʻанат ат-талибин»)

Что касается других животных, то в Исламе бытует такое отношение не только к собакам: «Сказали большие учёные нашего мазхаба, что когда кошка или собака имеет обыкновение поднимать крышки посуды, нападать на птиц или кусать людей, хозяин обязан привязать их и держать изолированно днём и ночью (круглосуточно). Таким же будет решение относительно верблюда, осла, лошади, если они имеют обыкновение кусаться, лягаться, наносить удары…». («Фатава Имама Ар-Рамли»)

Если собака представляет опасность жизни и здоровью человека, особенно детей, почему нельзя их изолировать и при крайней необходимости уничтожить? Ведь даже людей, представляющих угрозу для общества, изолируют. Разве человек имеет меньше прав, чем собака? Что касается других вредителей - грызунов, насекомых и даже птиц - то их ведь везде и всюду уничтожают без каких-либо возражений.

В Исламе проповедуется самое что ни на есть гуманное отношение к животным, поэтому каждому, кто хочет высказаться или написать на данную тему, следует изучить вопрос досконально, а не строить догадки на основе слухов и домыслов. Иначе говоря, «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Что говорится о собаках в Коране


Псы в исламе не сильно ценятся

Для изучения вопроса следует в первую очередь обратиться к священной книге любого мусульманина.

Коран упоминает псов всего три раза. При этом ни один раз пророк не высказался о них в полностью отрицательной манере. Кроме этого, в двух сурах собака предстает верным и хорошим другом человека.

Но есть и пример негативного отношения. Что говорит ислам: можно ли содержать собак дома или нет? Сура «Аль-Араф» гласит: «Человек, который не принял божественную силу и слова пророка, становится пленником благ бренного мира, а это делает его подобным псу».

Вышеприведенный отрывок суры является единственным негативным высказыванием по отношению к псам. Некоторые даже говорят о том, что оно не носит негативной окраски, так как даже от самого верного друга человека не ожидают понимания поступков и осознания действий.

Некоторые спрашивают, почему собака запрещена в исламе, но они не понимают сути вопроса. Собачки не запрещены полностью. Практическую пользу от этих животных извлекают не только христиане, но и мусульмане.

Внимание! Коран говорит, что собак можно смело тренировать, чтобы они добывали пищу и отпугивали хищников. Животные, добытые псами, разрешены к употреблению в пищу.

А теперь о прикосновении к собаке

Сразу скажу, что даже влажный и тем более сухой контакт с собакой не нарушает омовение мусульманина. Однако при влажном контакте с собакой следует помыть место соприкосновения особым способом с применением мутного раствора земли.

Однако люди моют руки после прикосновения не только к собаке, но и к другим животным, ибо это одно из правил гигиены. Врачи строго предостерегают от подобного контакта с любыми домашними животными; особенно детей, и особенно от контакта с собаками и кошками. Например, мне это стало известно от главного врача Республиканского кожно-венерологического диспансера.

Как видите, здесь нет ничего непонятного.

Если лизнет собака

В исламе существует рекомендация, которая советует смывать слюну животного, но это лишь означает соблюдение ритуальной частоты.

Обратите внимание! Как уже было сказано, если пес поест из посуды человека, то мыть ее нужно семь раз. Причем первый раз следует ополаскивать ее землей и водой.

Собака, как причина вхождения в Рай

мусульмане кормят собак

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе


Большинство современных мусульман уважают и заводят собак в качестве домашних животных

Часть людей уверена, что собака и свинья являются нечистыми в мусульманстве, но перед псом недопустимо делать ряд вещей:

  • Нельзя заводить его в качестве домашнего животного.
  • Запрещено употреблять в пищу мясо пса.
  • Ни в коем случае нельзя приводить собаку в мечеть.
  • Жить с собакой в одном доме из-за ее нечистоплотности и микробности.

В современном мире узбекам, киргизам, татарам, чеченцам или дагестанцам не нужно бояться, что собака это грязное животное. Учения ислама говорят одно, но многочисленные достоверные исследования получают совсем другие результаты. Держать собачьих друзей может разрешаться не только христианам, но и мусульманам. Главное соблюдать основные правила ислама и следовать выбранному учению.

Собака в исламе: нечистое животное или верный друг

Собака в исламе: нечистое животное или верный друг

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах. 02.07.2019, Sputnik Таджикистан

2019-07-02T18:12+0500

2019-07-02T18:12+0500

2019-09-24T16:26+0500

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

ДУШАНБЕ, 2 июл - Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес - однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной - наджасом.С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о "лучших друзьях человека" и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.Что говорится о собаках в КоранеВ первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно - ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.Взглянем подробнее. В суре "Аль-Араф" говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и "подобен положению пса", который следует самым примитивным и низменным желаниям. Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.Собаки-хулигаки: как нашкодившие псы пытаются избежать наказания - видеоЧто касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.Об этом прямо говорится в суре " Аль-Маида" (5:4) - "что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха". Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре "Асхаб аль-Кахф" (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.Толкование слов Пророка о собакеНо если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.В "Сахих Муслима", втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат - смешное видео"Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан".Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари."Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака".Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевамиЧто касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых - Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана - каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, - будут уменьшаться на два карата.Ислам собак не осуждаетНо существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе: "Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.). Слушатели Мухаммада спросили: "О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".Собака-хулиганка манипулирует хозяином, театрально вызывая жалость - видеоА в книге известного средневекового имама Ан-Навави "Равзат ат-талибин" говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день".То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются "нечистыми" являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Мурчанье не портит намаза: как относятся к кошкам в исламе

Мурчанье не портит намаза: как относятся к кошкам в исламе

В отличие от многих других животных, кошки пользуются особым положением среди мусульман. Причина тому - отношение к ним самого Пророка Мухаммада и выросший на. 05.04.2019, Sputnik Таджикистан

2019-04-05T20:19+0500

2019-04-05T20:19+0500

2021-07-19T14:40+0500

пророк мухаммед

мусульманство

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik. Коран и шариат не только формируют религиозное мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, но и весьма подробно определяют повседневную жизнь мусульман. Какую одежду носить, с кем вступать в брак, как вести бизнес – ответы на все эти вопросы в той или иной форме исламские богословы предлагают искать именно в священных текстах.Неудивительно, что регламентация быта коснулась и братьев наших меньших, в частности - кошек. "Как относится ислам к кошкам", "хадисы о кошках", "отношение ислама к домашним животным" - вот самые популярные запросы на тематических форумах для мусульман.О том, что на самом деле говорит Коран и Сунна о пушистых любимцах и как отношение к кошкам может влиять на загробную жизнь, попытался разобраться Sputnik Таджикистан.По примеру ПророкаИслам позволил человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. В принципе то же касается и животных: если оно не считается однозначно нечистым, его можно держать в качестве питомца.Если брать собак – то здесь все непросто. Богословы столетиями спорят, является ли собака нечистым животным, так как существует очень уж много хадисов и аятов, дающих слишком широкий простор для толкования.А вот с мурчащими питомцами все куда яснее – ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка - единственное животное, которому разрешен вход в мечеть.Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.Рай и ад за котятСвидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка - Хазрати Абу Хурайра, что означает "отец котят". Приняв ислам, он прибыл в Медину и после все время находился рядом с Мухаммадом, посвящая себя изучению ислама и собирая хадисы.Смерть от жажды, запрет на поцелуи: 5 популярных стереотипов о посте в исламеВообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс - "раб солнца", но как-то он с котенком на плече (а Абу Хурайра с детства любил животных) шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика "маленьким отцом котят". По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как "отец котят".Также, согласно поверью, пророк запретил продавать кошек как товар, а один из питомцев Абу Хурайра спас пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть.В суфийской традиции есть еще одна легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: "Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения".К слову, в исламе вообще поощряет заботу о тех, кто не может помочь себе сам, а в священных текстах не раз отмечается, что сострадания заслуживает не только кошка.Так, в хадисе, переданном богословом Мухаммадом аль-Бухари (2363 ), со слов упомянутого Абу Хурайра есть слова пророка Мухаммада: "Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю.Увидев это, он сказал себе: "Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи - ред.)".Слушатели Мухаммада спросили: "О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".Но если сострадательное отношение к животным может быть основанием для прощения прегрешений и вхождения в рай, то, напротив – тех, кто обидел беззащитное создание, может ждать жестокая кара. "К тому, кто не проявляет милосердия к творениям Всевышнего, Аллах также не проявит милосердия", - говорится в хадисе Бухари (5538).В одном их достоверных хадисов, собранных аль-Бухари, пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.Кошачья чистотаСогласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом - веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, - его молитва может быть не принята Господом.Чьи молитвы во время Рамадана может не принять ВсевышнийИсламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от большинства иных животных, не является нечистой.Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.В исламских источниках данное предание описывается обычно так: "Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова матери о том, как ее послали с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала знак поставить блюдо на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду с того места, приведя слова Мухаммада: "Они не нечистые, они – ваши домочадцы!"Есть предание и о раннем исламском богослове и хадисоведе Абуль-Хаттабе Катаде ибн Диама, который в присутствии своей племянницы дал кошке испить из сосуда, где была налита вода для омовения. На удивленный вопрос родственницы он также, как и Айша, привел слова Мухаммада "Кошки - не грязные. Они смешаны с вами". Таким образом он подчеркивал, что раз питомец делит с человеком кров, то и не стоит бояться делить с ним и стол.Кроме того, в одном из самых достоверных сборников хадисов Сахих Муслима (511) четко говорится - "молитву разрывают (проходящие перед молящимся) женщина, осел и пес, а предохраниться от этого можно чем-то вроде прута для погона скота".И если следовать принципу – что не запрещено, то разрешено, кошка никак не может нарушить молитву мусульманина.Почтение к хвостатымИсламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Потому не трудно найти множество реальных примеров, когда кошки в той или иной мусульманской стране пользовались любовью как простых жителей, так и власть предержащих.Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием.Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.Ученые доказали, что кошки умеют реагировать на свое имяА насчет Исмаила Саиба Сенджера, начальника знаменитой Библиотеки Баязида в Стамбуле, точно известно, что ученый муж кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли "Библиотекой кошек".А сам блистательный Стамбул, истинную столицу государства, многие справедливо называют "городом кошек". Обилие усатых и хвостатых хищников, свободно гуляющих по улицам и заходящих в дома и мечети, давно стало визитной карточкой города.

Пророк Мухаммад сказал: «Однажды некий мужчина, находясь в пути, испытывал сильную жажду. Он нашел колодец и попил из него. И через некоторое время собрался было идти [дальше, продолжить свой путь], но вдруг он увидел собаку, высунувшую язык от жажды и поедающую влажную землю. Человек сказал [себе]: «Эта собака испытывает жажду так же сильно, как и я некоторое время назад». Он снял свой башмак, набрал им воды из колодца и напоил собаку. [В итоге] Аллах (Бог, Господь) был так доволен им, что простил ему [накопившиеся у него ранее прегрешения]». Сподвижники [слушавшие эту историю от пророка Мухаммада] уточнили: «О посланник Божий! В животных [в нашем отношении к ним] есть воздаяние?! [Бог нас вознаградит за это?!]». — «В любом живом существе [в благодеянии в его адрес] – воздаяние [Божье]»[1].

В другом риваяте (варианте) данного хадиса сказано: «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную (сырую) землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Аллахом (Богом, Господом), что Он [Творец всего сущего] наделил этого человека [по милости Своей] райской обителью [в вечности]»[2].

В наследии заключительного Божьего посланника есть несколько подобных хадисов. Все они указывают на важность совершения благодеяния в адрес любого живого существа: человека – независимо от его национальности или вероисповедования; животного – независимо от того, является ли оно канонически чистым или нечистым (наджаса)[3]. И такая форма благодеяния высоко ценится пред Всевышним, служит причиной прощения грехов. Да, Господь миров порой необычайно щедро одаривает за на первый взгляд простые и легкие благородные поступки. И это, полагаю, из-за их особой актуальности и необходимости.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 739, хадис № 2466; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 143, хадис № 2466 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 125, хадис № 10/126 и пояснение к нему.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 81, хадис № 173; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173 и пояснение к нему.

[3] Слюна собаки, например, является канонически нечистой, наджасой: при попадании на одежду ее необходимо тщательно смыть, дабы можно было молиться в этой одежде.


Конечно же, и не без этого: «В любой ситуации валите на Муфтият и мусульман».

Некоторые блогеры и представители СМИ считают причиной якобы начатого отстрела собак неадекватное отношение мусульман к собакам. Они ошибочно полагают, что мусульмане призывают к уничтожению всех собак, ибо по Исламу они считаются нечистыми, низкими, мерзкими животными, от прикосновения к которым нарушается омовение; и если мусульманин вдруг прикоснулся к собаке, то сразу бежит мыться. Но это далеко не так. Разберёмся во всём по порядку.

Негативное отношение к собакам сегодня

Если брать во внимание историю ислама, то заводить собак в квартире или доме обычно не принято. Связано это с некоторыми событиями и поверьями из прошлого.

Обычно к четвероногим относятся негативно из-за распространения инфекций. Очень давно люди решали выкидывать мусор за пределы города. Но четвероногие находили его и там, а потом возвращались, перенося с собой инфекции.

Если говорить прямо, то с точки зрения ислама псы еще 19 веке перестали быть общественно важными и полезными животными.

Кошки в хадисах

Согласно другой легенде, котенок пришел и умостился на краю халата Пророка ﷺ , пока тот общался с учениками. Кошечка урчала, топталась, так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду ﷺ нужно было уходить, он не решился будить котенка, и отрезал полу одежды в угоду котенка.

Известна в Исламе история сподвижника Посланника Аллаха ﷺ , который любил кошек, его звали Абдур-Рахман, но более знаком он мусульманам по своему прозвищу «Абу Хурайра», что в переводе означает «отец кошечек», ведь куда бы он ни направлялся, он везде носил с собой кошку в рукаве своей одежды.

Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.

Это интересно! Отличие кошек и других животных от людей в Судный день заключается в том, что после получения отчета о своих грехах, Всевышний обратит их в прах, за исключением тех животных, которых человек любил в своей мирской жизни и был к ним привязан.

Можно ли дотрагиваться до животного

Даже если человек следует хадисам, то некоторые из них разрешают мусульманам дотрагиваться до шкуры животного. Другие же учения не такие единодушные. Они говорят о том, что лапы и шерсть пса не являются чистыми, так как он чистит их с помощью собственно слюны. Это делает нечистым не только шерсть, но и лапы, а также шкуру пса.

Посуда из которой попьет собака

Пророк Мухаммад сказал: «Если пес попьет или поест из вашей тарелки, то следует ее помыть семь раз перед употреблением из нее пищи».

На самом деле, этот хадис характеризуется разными трактовками. Например, ханбалиты и шафииты считают слюну псов нечистой, однако некоторые ханбалиты и ханафиты считают это утверждение неверным.

Содержание кошек в доме

Мусульманам следует помнить, что если человек собирается держать дома кошку, то за ними нужно тщательно следить и ухаживать, поскольку их содержание может привести к тому, что распространятся всевозможные заболевания и паразиты, и следует хозяевам кошек постоянно предпринимать необходимые меры для профилактики.

Также у мусульман возникают вопросы о содержании в доме животных и отношении шариата к этому вопросу. Этот вопрос касается не только кошек – сегодня часто у каждой семьи в доме живут домашние животные, птицы или аквариумные рыбки.

кошки в исламе дома

Ислам поощряет все то, что способствует наблюдению за красочным и разнообразным миром, созданным Всевышним, размышляя над Его знамениями и Его могуществе. Но шариат рекомендует внимательно отнестись к своему желанию завести дома питомца, ознакомиться со всей информацией, касающейся его содержания, обо всех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, и после этого решить, стоит ли это того.

Шариат предписывает помнить о том, то клетка и аквариум не является естественной средой обитания животного или рыбы, и действия животного в них ограничены и полностью зависят от воли хозяина. Исламская религия позволяет человеку украшать свой дом тем, что ему нравится, но не является запретным. Содержать дома кошек, рыб, птиц и прочих животных, не является запретным по Исламу до тех пор, пока человек заботится о них и создает для них все необходимые условия, чтобы они вели нормальную жизнь.

Шариат запрещает при содержании животных прекращать заботиться о них и создавать тем самым угрозу для их жизни, а также допускать их гибель. По шариату человек, который взял к себе животное, обязан о нем заботиться, поскольку теперь это животное зависит полностью от своего хозяина. Поэтому мусульманин, если он берет в дом кошку или другое животное, должен не только обеспечивать его едой и питьем, но и заботиться о его здоровье, обращаться к ветеринарам при необходимости, оказывать медицинскую помощь.

При содержании животных в доме, и это касается и кошек, мусульманин должен помнить, что существует ряд болезней, которые могут передаваться от животных к человеку, и если врач выяснит, что животное чем-то болеет, то его в доме содержать запрещено, поскольку существует угроза, что здоровью человека может быть нанесен вред, а Шариат запрещает любое нанесение вреда самому себе или другому человеку.

Предписано даже совершать таямум или омовение землей, если нет никакой воды, кроме той, которая нужна для питья животных, и использовать эту воду не следует.

Шариат сурово осуждает владельцев и работников тех зоомагазинов и зоопарков, у которых животные содержатся в ненадлежащих условиях и о них недостаточно заботятся, и по наступлении Судного Дня им придется держать ответ за свои действия по причине того, что животные испытывали страдания. Приводят хадис из «Сахихуль-Бухари», в котором Посланник Аллаха ﷺ говорит о том, что к тем из людей, кто не проявляет милосердие к творениям Аллаха, и Аллах не будет проявлять милосердие.

Отношение в исламе к собачкам весьма противоречивое. Некоторые мусульмане думают, что собаки являются нечистыми животными, а хуже их только свинья. Не только слюни, но и шерсть животного в этой вере считаются скверными. Несмотря на это, в священной книге мусульман нет ни одного плохого слова по отношению к представителям псовых. Многие священные писания противоречиво высказываются по поводу четвероногих животных. В этом материале с разных сторон рассмотрено, что означает пес в исламе и почему мусульмане не любят собак.

Содержание

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

собаки в Исламе

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу

Из ряда хадисов станет понятно, что псов убивать можно, если они не из твоей общины. Более того, пророк Мухаммад сказал, что рыжего пса трогать нельзя, а черного и убить не грех.

Обратите внимание! Также в хадисе Бухари пес отождествляется с вредителями. Он стоит наравне со змеями, коршунами и крысами.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

кошки в Исламе

Всевышний Аллах создал животный мир разнообразным, и есть такие животные, которые вызывают у нас позитивные чувства, а есть такие, которые вызывают неприятные ощущения. Но для всех животных на земле Всевышний Аллах предписывает по Исламу хорошее обхождение и доброе отношение. Религия Ислама ценит абсолютно каждое живое создание, потому что каждое из них является творением Аллаха, и за доброе отношение к каждому живому созданию люди будут вознаграждены в Судный день.

Кошки являются любимыми домашними питомцами для огромного количества людей в мире, и мусульмане – не исключение, в истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ можно встретить кошек и собак, но в отличии от собак д ержать дома кошек по исламу является дозволенным, при соблюдении определенных условий и требований.

Немного истории

Часть людей интересуется, почему в исламе нельзя трогать собак, хотя о них не плохо отзывается Коран. На самом деле ответ прост: помимо функции охоты и защиты они также помогали городам избавляться от отходов.

Четвероногие ели объедки и поддерживали в чистоте городские улицы от Багдада до Стамбула. Многие мясники использовали их для борьбы с крысами, а городские власти строили им поливные желоба.

Важно! Люди, которые совершали насилие над четвероногими, часто подвергались гонениям, а порядочные мусульмане жили с ними в мире. Они понимали, какими полезными являются эти животные.

Тем не менее, взаимодействие с отходами и грязью, считается крайне негативным фактором. Из-за этого мусульмане не признают свиней. Негатив распространился и на городских собак.

Можно ли держать собаку дома

Не все знают, можно ли мусульманам держать дома собаку, а хадис Бухара говорит об этом неоднозначно. Награда перед Богом за добродушие человека, который держит пса, уменьшается на карат каждый день, если животное не охотится на хищников, защищает скот от них, или не следит за пашней.

Таким образом, нетрудно понять, что праздное содержание декоративных собак не приветствуется. Но если это служебный пес или охранник, то его допустимо держать в хозяйстве.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой

Не все знают, почему мусульманам нельзя трогать собак. История идет от тех же хадисов, где говорится, что наджиса и омовение — это разные процедуры. Четвероногое животное не является нечестивым, поэтому совершать омовение не обязательно.

Грязные ли кошки животные?

Кошки в Исламе – это животные чистые. По свидетельству Кабши бинт Ка‘б ибн Малик, когда к ней пришел Абу Катада, отец ее мужа, то она налила воды для того, чтобы он смог совершить омовение. К этой воде для омовения подошла кошка и стала пить эту воду, и тогда Абу Катада наклонил так сосуд с водой, чтобы ей было удобнее пить воду. На удивленный взгляд Кабши он сказал, что кошки нечистыми не являются: «Они одни из тех, кто ходит вокруг вас».

Во времена, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ , котам среди людей свободно передвигаться не воспрещалось, они могли свободно заходить в дома, и Пророк Мухаммад ﷺ не говорил, что они – наджас.

Вопрос о кошках задавали и Анасу ибн Малику, и он рассказал случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он отправился в Батхан, и Посланник Аллаха ﷺ сказал ему приготовить воду для совершения омовения. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ приблизился к тому сосуду, в котором была приготовлена вода для омовения, он увидел, что из этого сосуда пьет кошка. Тогда Пророк Мухаммада ﷺ стал ждать, пока она не допьет воду. После этого Анас ибн Малик спросил у Пророка Мухаммада ﷺ , стоит ли ему заменить воду для омовения раз от нее попила кошка, но Посланник Аллаха ﷺ ответил: «О, Анас, кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют» (Табарани, иснад хадиса слабый).

мусульмане и кошки

Относительно кошек у мусульман периодически возникают вопросы религиозно-правового характера, касающиеся присутствия на одежде человека кошачьей шерсти во время произнесения им молитвы дома или в мечети. Будет ли по Исламу принята молитва от человека, чью ритуальную чистоту нарушает кошачья шерсть на одежде, даже если он не находится в мечети? Для ответа на этот вопрос приводят слова Абу Катады, который сказал своей снохе, что кошка является чистым животным – эти слова приведены в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другими. По словам Ат-Тирмизи, хадис этот достоверный, и на нем основывается мнение многих ученых Ислама относительно вопросов присутствия кошачьей шерсти на одежде.

Ан-Санани считал, что тем, что Пророк Мухаммад ﷺ назвал кошку животным чистым, он избавил мусульман в своей умме от многих трудностей, поскольку оно постоянно ведет свою жизнедеятельность рядом с человеком, живет в доме, поэтому то, что Всевышний Аллах сотворил такое животное, как кошка, удаленным от загрязнений и наджаса, - большое облегчение для человека. В Субулу-с-салям приводится хадис, в котором упоминается, почему Всевышний сделал кошку удаленной от загрязнений: кот среди людей подобен слуге – он все время присутствует среди людей, очень привязан к домочадцам. Раз остатки воды, которую пил кот, считают чистыми, то тем более чистыми считают шерсть кота, ведь, по словам Ибн Кудама, о чистоте животного, его кожи, шерсти, пота, волос можно судить по тому, чиста ли вода, в которой есть остатки его слюны. Об этом сообщается в Аль-Мугни.

По словам Шейху-ль-ислам- Ибн Теймийа, волосы всех животных, и тех, чье мясо в пищу можно употреблять, и других, является чистыми. Это же относится ко всем видам волос, пуха, перьев и шерсти, независимо от того, живо ли это животное или мертво. Он говорил о том, что волосы по их жизненным процессам можно сравнить с растениями, поскольку волосы подобно им растут и питаются, но чувств у них нет, и по собственной воле они не движутся. И пока волосы не расстанутся с животным, они не относятся к нему.

Хадисы

Общее отношение мусульман к собакам уже понятно, но существуют хадисы, которые выражают несколько иное мышление людей и пророка Мухаммада. Если углубиться в их изучение, то можно понять более глубокие трактовки священных текстов.

Мусульмане не считают собак ущербными созданиями

В Исламе собака не считается низким, ущербным существом, ибо в Священном писании мусульман - Коране - упоминается собака, и упоминается с хорошей стороны. Это собака людей пещеры, которая охраняла их, и она войдёт в Рай. Более того, в книге имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» пишется следующее:

«Если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку». Еще раз прочитайте: «зарезать барана, чтобы накормить собаку». Разве это плохое отношение?

Читайте также: