Как церковь относится к кошкам, почему им можно заходить в храм

Обновлено: 07.07.2024

Почему собаку нельзя пускать в храм, а кошку — можно?

В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

За этим, казалось бы, простым вопросом скрываются очень важные вещи, о которых стоит поговорить. Связанные уже не с собаками и кошками, а с человеческими душами. Но сперва отвечу про собак.

Дело тут вот в чем. В древности, во времена Ветхого Завета, животных было принято делить на «чистых» и «нечистых». Нечистыми считались те, чье поведение дает отрицательный пример людям. И собаки попали в «нечистые», потому что они не пытаются, да и не могут сдерживать свои физиологические потребности. Где им приспичило, там и они и делают свои дела. Если пустить собаку в храм, то она там может нагадить. И какая уж молитва, какое богослужение, если произошло такое! Поэтому собак и не пускают, а если какая-нибудь вдруг случайно забежит, то после нее храм освящают малым чином, то есть кропят святой водой. Великое освящение, которое совершает архиерей, в этом случае не требуется.

Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка

Почему же пускают кошек? Строго говоря, сейчас и кошек не пускают, никакому животному в храме не место. Но раньше пускали — из практической необходимости. Ради борьбы с грызунами. Представьте, что бывает, когда в храме завелись мыши или крысы. Они будут грызть просфоры, а могут и на престол залезть и хлебный Агнец сожрать — в тот момент, когда священник по службе отвлекся. На всякий случай поясню: Агнец — это хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. И вот чтобы избавиться от хвостатых вредителей, в церквях использовали кошек. Не потому, что они лучше собак, а потому что была очевидная польза.

Тут надо кое-что пояснить. В наше время собаки и кошки для нас — домашние любимцы, мы их заводим, потому что они нам нравятся, потому что они милые и симпатичные.

Но в старину отношение к животным было иным, вовсе не таким сентиментальным. Животных заводили для практической пользы.

Кошка нужна, чтобы гонять мышей, собака — чтобы охранять дом от воров, а скот — от волков. Между прочим, раньше в деревнях не принято было держать собаку в избе. Из чисто практических соображений: во-первых, чтобы не стянула что-нибудь съестное, а во-вторых, какая от нее в избе польза? На дворе польза есть — собака работает как охранная сигнализация. В поле, на выпасе, польза есть — собака охраняет скот. А в избе — незачем. Крестьянский быт вообще был устроен очень рационально.

Вот так можно было бы ответить на вопрос школьника — но такой ответ был бы неполным. Дело ведь не только в той причине, по какой собак не пускают в храмы. Дело еще и в том, как нам вообще следует с христианских позиций относиться к животным.

И первое, что надо сказать: всё это ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых вовсе не означает, будто одни животные хорошие, а другие плохие. Будто кошка лучше собаки, собака лучше курицы, курица лучше попугая, и так далее.

Все животные сотворены Богом, и сотворены для нас. Причем не только для практической пользы, но и чтобы мы учились любить.

Особенно это полезно детям. Вот есть у тебя котенок или щенок, ему может быть больно, он может страдать от голода, он нуждается в твоей заботе, ласке, внимании. Заботясь о животных, человек развивает свою душу. Научается сопереживать, научается ответственности за того, кто от него зависит.

Но тут есть и большая опасность, и о ней тоже надо сказать. К сожалению, бывает так, что весь свой запас любви человек тратит на домашних любимцев, а на людей уже ничего не остается. Я читал, что охранники-эсэсовцы в нацистских концлагерях подчас очень любили своих собак, овчарок. Которых натравливали на заключенных. Или, например, в России во времена крепостного права бывали случаи, когда помещики очень любили своих собак, но были безжалостны к своим крепостным. Могли и насмерть затравить собаками. Один такой чудовищный случай упоминается у Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Да и в наши дни встречаются люди, которые души не чают в своих собаках или кошках, но абсолютно безразличны к своим родным, соседям, сослуживцам и так далее.

Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка

Дело вот в чем: любить животное гораздо проще, чем человека. Животное бессловесно, оно не может высказать тебе свои претензии, не может нагрубить, не может иметь свое мнение, неприятное тебе. Животное от тебя полностью зависит, ты полностью контролируешь всю его жизнь. А с человеком не так. Любить человека — означает принимать его целиком, с его недостатками, со странностями его поведения, видеть в нем не игрушку, а свободную личность, ощущать за него ответственность перед Богом.

Поэтому любить животных надо, но любить правильно — не в ущерб людям. Нельзя посвящать свою жизнь любимой кошечке или собачке. Надо заботиться о них, ухаживать, кормить, лечить, уделять им внимание — но не превращать их в идола. Мы ведь нужны не только кошечке или собачке — мы нужны нашим ближним, мы нужны Богу. И если мы научимся по-настоящему любить Бога и ближних, то и животным будет с нами хорошо.

Кошка пользуется уважительным отношениям практически во всех религиях мира, а некоторые из них считают это животное священным. Чем же заслужили «мурлыки» подобное отношение к себе?

Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова - пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.


Вопрос о том, почему кошкам нельзя заходить в церковь, является неоднозначным. Несмотря на то, что пребывание животных в церкви является нежелательным, иногда кошек все же можно видеть внутри храмов (в том числе в самом священном месте — алтаре).

Обратимся к истории. 88 правило Шестого Вселенского собора, состоявшегося в VII веке, гласит, что животных не стоит приводить в храм кроме случаев крайней необходимости:

«Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Мк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Это правило было составлено с целью сохранить благоговейное отношение к храму. Действительно, животные в храме могут отвлекать от молитвы, шуметь, испачкать пол или опрокинуть что-либо из убранства, даже сорвать богослужение! Но в нем не случайно упоминаются слова Христа «Не человек для субботы, а суббота для человека». Говоря это, Спаситель имел в виду, что правила не абсолютны и должны исполняться с разумностью.

Так что пребывание в храме кошек и котов может быть оправдано практической пользой — борьбой с нашествием грызунов! Когда-то кошки были практически единственным верным средством от этой напасти, да и сейчас эта их «функция» в некоторых приходах актуальна.

Крысы и мыши в храме уж точно лишние: они могут погрызть свечи и просфоры, забраться на Престол и повредить Агнец — хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. Таким образом, кошек принято пускать в храм не потому, что они чем-то лучше других животных, а ради практической пользы.

Отношение христианина к животным в целом должно быть снисходительным и милосердным. Хорошо иметь домашних питомцев, помогать попавшим в беду зверям — это учит нас любви. Недаром при некоторых храмах и монастырях есть даже приюты для животных. Если есть возможность помочь животному – бездомному или попавшему в беду, христианин должен это сделать.


Вопрос о том, почему кошкам нельзя заходить в церковь, является неоднозначным. Несмотря на то, что пребывание животных в церкви является нежелательным, иногда кошек все же можно видеть внутри храмов (в том числе в самом священном месте — алтаре).

Обратимся к истории. 88 правило Шестого Вселенского собора, состоявшегося в VII веке, гласит, что животных не стоит приводить в храм кроме случаев крайней необходимости:

«Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Мк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Это правило было составлено с целью сохранить благоговейное отношение к храму. Действительно, животные в храме могут отвлекать от молитвы, шуметь, испачкать пол или опрокинуть что-либо из убранства, даже сорвать богослужение! Но в нем не случайно упоминаются слова Христа «Не человек для субботы, а суббота для человека». Говоря это, Спаситель имел в виду, что правила не абсолютны и должны исполняться с разумностью.

Так что пребывание в храме кошек и котов может быть оправдано практической пользой — борьбой с нашествием грызунов! Когда-то кошки были практически единственным верным средством от этой напасти, да и сейчас эта их «функция» в некоторых приходах актуальна.

Крысы и мыши в храме уж точно лишние: они могут погрызть свечи и просфоры, забраться на Престол и повредить Агнец — хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. Таким образом, кошек принято пускать в храм не потому, что они чем-то лучше других животных, а ради практической пользы.

Отношение христианина к животным в целом должно быть снисходительным и милосердным. Хорошо иметь домашних питомцев, помогать попавшим в беду зверям — это учит нас любви. Недаром при некоторых храмах и монастырях есть даже приюты для животных. Если есть возможность помочь животному – бездомному или попавшему в беду, христианин должен это сделать.


Вопрос о том, почему кошкам нельзя заходить в церковь, является неоднозначным. Несмотря на то, что пребывание животных в церкви является нежелательным, иногда кошек все же можно видеть внутри храмов (в том числе в самом священном месте — алтаре).

Обратимся к истории. 88 правило Шестого Вселенского собора, состоявшегося в VII веке, гласит, что животных не стоит приводить в храм кроме случаев крайней необходимости:

«Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Мк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Это правило было составлено с целью сохранить благоговейное отношение к храму. Действительно, животные в храме могут отвлекать от молитвы, шуметь, испачкать пол или опрокинуть что-либо из убранства, даже сорвать богослужение! Но в нем не случайно упоминаются слова Христа «Не человек для субботы, а суббота для человека». Говоря это, Спаситель имел в виду, что правила не абсолютны и должны исполняться с разумностью.

Так что пребывание в храме кошек и котов может быть оправдано практической пользой — борьбой с нашествием грызунов! Когда-то кошки были практически единственным верным средством от этой напасти, да и сейчас эта их «функция» в некоторых приходах актуальна.

Крысы и мыши в храме уж точно лишние: они могут погрызть свечи и просфоры, забраться на Престол и повредить Агнец — хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. Таким образом, кошек принято пускать в храм не потому, что они чем-то лучше других животных, а ради практической пользы.

Отношение христианина к животным в целом должно быть снисходительным и милосердным. Хорошо иметь домашних питомцев, помогать попавшим в беду зверям — это учит нас любви. Недаром при некоторых храмах и монастырях есть даже приюты для животных. Если есть возможность помочь животному – бездомному или попавшему в беду, христианин должен это сделать.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь - это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа - время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Почему кошкам разрешено посещать храмы, а собакам — запрещено

Согласно церковным поверьям, собаки считаются «нечистыми» животными, поэтому вход в церковь им запрещён. Но почему так происходит? Существует несколько версий:

  1. Библейская. В Священном Писании, в отличие от кошек, упоминание о собаках встречается часто и всегда в негативном ключе. То с ней сравниваются еретики, то указывается на нечистоплотность этого животного.
  2. Мирская. Собаки действительно не отличаются чистоплотность по сравнению с кошками, которые постоянно умываются и вылизываются. «Четвероногий друг» запросто может изваляться в пыли, а затем на своих лапах принести грязь в храм. Кроме того, собаки отличаются шумным и суетливым характером, поэтому их присутствие в церкви может отвлечь верующих от молитв.

Собака у монастыря

Существует придание о том, что при сотворении мира Бог оставил тело человека под присмотром собаки и пошёл за душой, дьявол отвлёк пса меховой шубой, а сам наплевал и нагадил на человека, поэтому у людей грязное нутро, а собака навечно проклята

Согласно суевериям, именно в собаку наиболее часто вселяются демоны.

Однако в православной вере собаки никогда не считались «нечистыми» животными. Не существует никакого канонического запрета, запрещающего им входить в церкви. Это обуславливается лишь традициями и соблюдением гигиенических норм.

Кошка приветствуется практически любой мировой религией. Примечательно, что на одном из полуостровов Кипра даже существует обитель, в которой проживают сотни кошек.


Деление животных на чистых и нечистых очень условно. Фактически его нет. Особенно в новозаветной Церкви. Любая Божья тварь является чистой, ибо она создана Господом и есть плодом Его любви к миру. Оскорбляя Божье создание, не оскорбляем ли мы и Творца, Создавшего его?

Нечистым может быть человек или падший ангел бес - существа высшего порядка, имеющие волю и право выбора уклониться в добро или во зло. Если человек или ангел (бес) свободно, по собственному желанию уклоняется во зло и оскверняется злом, то он становится нечистым.

В Ветхом Завете существовал перечень нечистых животных, которых евреи не могли употреблять в пищу (см. 11-ю главу Книги Левит). Но с этой позиции данное установление было исполнено и упразднено в Новом Завете (см. Книгу Деяний, глава 10:9-16).

Почему же Господь повелел почитать нечистым животное, которое же сам и создал? Это было связано не с самим зверем (он по-прежнему оставался чистым Божьим созданием), но с отношением человека к нему. Святитель Патриарх Константинопольский Фотий писал на эту тему:

«Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Исходя из вышесказанного, мы видим, что мера разделения животных на чистые и нечистые была не онтологической, то есть свойственной их природе чистоте или нечистоте, но исторической. Нужно было с Божьей помощью искоренить в народном еврейском сознании остатки языческой зооморфной (поклонение животным) религии. И разделение животных на чистых или нечистых кроется не в их природе, но в природе человека, искаженной и больной грехом.

Действительно сегодня среди православных христиан бытует мнение, что кошка является чистым животным, а собака нечистым. Вот как на этот вопрос ответил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьегоˮ богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда».

Исходя из слов Святейшего Владыки, основанных на принципах православного богословия, мы должны понимать, что в иерархическом плане собака, как и любое другое животное, является низшим по сравнению с человеком существом и подчинено ему. Его душа не бессмертна. Она погибает со смертью тела. О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Весь мир вещественный пред Богом, яко ничтоже; одни духовные существа яко нечто, как-то: Ангелы и человеки. Те только твари и имеют прочное бытие, которыя близко к Богу, имеют образ и подобие Его; остальныя же твари, как тень преходят - самое небо и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут (Мк.13:31)».

В том же сочинении святой Иоанн написал: «Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим [Пс. 144, 9]. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Псалом)».

Нужно относиться к животным с теплотой и любовью, как и ко всякому Божьему созданию, но нельзя относиться как к равным или (упаси Бог!) как к высшим. В этом уже начало язычества и идолопоклонства.

Таким образом, не стоит называть животных человеческими именами, тем более именами святых угодников Божиих, помещенных в святцах.

Все стихи Священного Писания, будто бы касающиеся отрицательного отношения к собакам, типа: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27); «Берегитесь псов!» (Флп. 3:2); «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22) - нельзя воспринимать буквально и формально. Так, например, в Послании Филиппийцам в стихе «Берегитесь псов!» святой первоверховный апостол Павел имел в виду вовсе не собак, а лжеапостолов-еретиков, которые вкрадываются в христианские общины и совращают людей с истинного пути веры. Ведь не будем же мы понимать буквально слова «…и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12), и уродовать собственную плоть, отрезая себе органы, как это делали сектанты-скопцы. Нет. Разумный человек поймет, что Господь наш Иисус Христос пророчествует фактически о монашестве, о тех людях, которые оскопили себя духовно. То есть порвали связи с миром, отказались от всего ради служения Христу.

Во всем важно разумение, рассуждение и трезвомыслие, растворенные верой, надеждой и любовью. И так с Божьей помощью рождается мудрость.

Правило не держать собаку в доме является скорее исторической традицией. В отличие от кота, домашнего животного, ловящего мышей, собака - служебный зверь, несущий охранную, пастушью, на Севере ездовую функции. Потому их место было на улице, в конуре, в хлеву. Кроме того, это сейчас появились декоративные миниатюрные виды собак, раньше они все были большие, мощные, сильные, и держать их в доме было попросту неудобно.

Но нынче времена изменились. Миллионы людей живут в квартирах, и нет возможности на улице держать собаку. Им лишать себя радости общения с домашним питомцем? Конечно, нет. Если вы хотите держать пса в квартире, держите на здоровье. Тем более что в этом есть еще и хорошая педагогическая функция. Дети учатся любви, заботе, вниманию.

Ведь, в сущности-то, и планета наша является большим домом-квартирой, где Господь поселил человека, собак, кошек и других тварей.

Многим из нас известно, что собакам категорически нельзя заходить в церковь. Но поскольку сами животные об этом не знают, то у входа всегда дежурят бдительные старушки, готовые отогнать нарушителей. Для этого существует несколько весомых причин.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация - из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий - купель для полного погружения.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака - отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех - не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Видео: почему в храм нельзя пускать животных

Истоки предубеждения против собак нужно искать в Ветхом Завете, в котором эти животные упоминаются преимущественно в негативном контексте. Древние иудеи испытывали сильную неприязнь к своим врагам-поработителям римлянам и египтянам, занимавшихся разведением псовых и применявших их в боях. Вероятно, эта ненависть впоследствии была перенесена и на их питомцев.

Согласно Моисею, собаки считались нечистыми животными. Верхом оскорбления для любого еврея было сравнение с псом («собака некрещёная», «пёс смердящий» и пр.), так как это приравнивало оскорбляемого с язычниками. По иудейским традициям собака является воплощением презренной нечистоты. Даже в Новом Завете слово пёс упоминается несколько раз именно как аллегорическое сравнение с иноверцами (язычниками).

Иллюстрация к Ветхому Завету

В Ветхом Завете собаки упоминаются около 30 раз и почти всегда негативно

Однако всё не так однозначно. В Священном Писании животных делят на чистых и нечистых в плане их употребления в пищу. Позволено есть только тех, кто ест траву и имеет раздвоенные копыта. С этой точки зрения кошки и собаки равнозначны — в пищу не употребляют ни тех, ни других.

Существует ещё одна версия, по которой собаки считаются церковью неугодными. Эти животные чрезвычайно преданы хозяевам, при этом требуют к себе постоянного внимания, чем отвлекают от мыслей о Боге, спасении души и пр. Человек вместо молитв вынужден гулять и играть со своим питомцем. Кошки же не нуждаются в неусыпной хозяйской опеке, поскольку отличаются независимостью и самостоятельностью.

Негласные правила запрещают входить в Храм Господний с собакой. Священники говорят, что это делается исключительно из соображений гигиены, поскольку собаки, в отличие от кошек, не особо чистоплотны. Они любят поваляться в пыли и тухлятине, иногда даже едят экскременты. Зайдя в церковь, эти шумные и суетливые животные могут не только натоптать, принеся грязь на лапах, но и начать лаять, реагируя на звуки, запахи или испугавшись большого количества людей. Своим поведением они нарушают благоговейный порядок и тишину храма.

Собака у церкви

В храм с собакой заходить нельзя

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укоренённым, как мне кажется, в представлениях о гигиене.
Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создаёт гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными.

Святейший Патриарх Кирилл

Окна квартиры, в которой живёт наша бабушка, выходят прямо на большой храм. Иногда на его территорию забредают собаки, которых гоняют вениками от ворот женщины неопределённого возраста в платках и длинных юбках. Священники, выходящие за пределы церковной ограды, неизменно и с удовольствием облаиваются всеми псами, попавшимися им на пути.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах - это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли некрещенным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду - по рождению христианка. А потому - каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Видео: собака, которой можно заходить в церковь

Несмотря на отсутствие прямого запрета на посещение церкви вместе с собакой, не стоит понапрасну оскорблять чувства верующих, поскольку сами животные ничего полезного из этого не извлекут. Лучше хорошо заботиться о своём питомце, отдавая ему достаточно любви и ласки.

Храм — это прежде всего место молитвы, то есть общения человека с Богом. Уместно ли присутствие в этом священном пространстве других живых существ, например, домашних любимцев — кошек?

Вопрос о том, почему кошкам нельзя заходить в церковь, является неоднозначным. Несмотря на то, что пребывание животных в церкви является нежелательным, иногда кошек все же можно видеть внутри храмов (в том числе в самом священном месте — алтаре).

Обратимся к истории. 88 правило Шестого Вселенского собора, состоявшегося в VII веке, гласит, что животных не стоит приводить в храм кроме случаев крайней необходимости:

«Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Мк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Это правило было составлено с целью сохранить благоговейное отношение к храму. Действительно, животные в храме могут отвлекать от молитвы, шуметь, испачкать пол или опрокинуть что-либо из убранства, даже сорвать богослужение! Но в нем не случайно упоминаются слова Христа «Не человек для субботы, а суббота для человека». Говоря это, Спаситель имел в виду, что правила не абсолютны и должны исполняться с разумностью.

Так что пребывание в храме кошек и котов может быть оправдано практической пользой — борьбой с нашествием грызунов! Когда-то кошки были практически единственным верным средством от этой напасти, да и сейчас эта их «функция» в некоторых приходах актуальна.

Крысы и мыши в храме уж точно лишние: они могут погрызть свечи и просфоры, забраться на Престол и повредить Агнец — хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. Таким образом, кошек принято пускать в храм не потому, что они чем-то лучше других животных, а ради практической пользы.

Отношение христианина к животным в целом должно быть снисходительным и милосердным. Хорошо иметь домашних питомцев, помогать попавшим в беду зверям — это учит нас любви. Недаром при некоторых храмах и монастырях есть даже приюты для животных. Если есть возможность помочь животному - бездомному или попавшему в беду, христианин должен это сделать.

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии - нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия - величайшее из таинств Христовой Церкви.

Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?

Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Как в православии относятся к кошкам

С самого зарождения христианства кошка считалась благочестивым животным. Существует легенда, что кошка согрела Иисуса Христа, когда тот лежал в яслях и замерзал. Дева Мария отблагодарила животное, начертав на его лбу символ буквы «М». Другое поверье рассказывает о том, что лишь кошке Создатель показал путь в Рай после изгнания оттуда первых людей.

Однако в Средние века кошка получила немилость от христианства, в основном от католического. Животное обвиняли в сговоре с дьявольскими силами и всячески истребляли пушистых. Однако исчезновение кошек плачевно сказалось на католической Европе — распространились крысы, а вместе с ними и смертельная чума. Позднее кошки были реабилитированы. В православном христианстве эти животные никогда не считались «дьявольскими», им даже позволялось приходить в храмы.

Монах и кошки

Священники и монахи относятся к кошкам с огромной любовью, позволяя им жить в монастырях, а в некоторых храмах даже служат молебны о призвании помощи бездомным животным, при которых прихожане держат «мурлык» на руках

В православии у кошек даже есть собственный покровитель — святой Власий.

В современном православии кошки продолжают пользоваться благосклонностью церкви. Мурлыки часто живут в монастырях и церквях, присутствуют на богослужениях, а в некоторых обителях для пушистиков даже прорублены специальные проходы в дверях. Обосновывается такое отношение одной легендой. Согласно ей, именно кошка спасла Ноев ковчег, а тем самым и всё живое на земле, от вымирания: она поймала мышь, находящуюся под воздействием дьявола и пытающуюся прогрызть дыру в дне судна. Именно поэтому считается, что после смерти кошки попадают в рай.

Существуют и абсолютно житейские обоснования такой благосклонности:

  • бесшумная, спокойная и ласковая кошка будит в человеке умиротворение, тем самым располагая к молитве;
  • кошки способны ловить церковных мышей, которые портят не только стены церковных построек, но и свечи.

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время - можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом - свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

что можно что нельзя в церкви

Фото Владмира Ештокина

Почему собакам запрещается заходить в церковь

Официально церковь конкретно против собак ничего не имеет и никаких канонов, запрещающих этим животным входить в церковные помещения, не существует. Но тем не менее считается, что представителям любых собачьих пород там находиться нельзя. А если вдруг такое несчастье произойдёт, то потребуется заново освятить храм.

Всё объясняется историческими традициями, сложившимися несколько веков назад. Тогда собаки выполняли свою главную служебную охранную функцию и жили во дворе. Поскольку габариты они имели довольно крупные, то в доме просто не было для них места. В человеческое жилище допускались только кошки, которые ловили крыс и мышей. Всем дворовым животным (собакам, козам, свиньям, овцам и пр.) доступ туда был закрыт. Соответственно, их не пускали и в другие помещения, в том числе и храмы.

Кот в храме

В православные храмы не допускаются никакие животные, кроме кошек

Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго… Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучён.

88 правило Шестого Вселенского собора

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае - все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой - не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Читайте также: