Англичанин поедет из России в Европу на якутских лошадях

Обновлено: 18.09.2024

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена сегодня в 18:06

Эта тройка с коренником Александритом - настоящая легенда и может смело подавать на рекорд - в этом году кореннику Александриту исполняется 27 (!) и он до сих пор "в строю"! Именно эта тройка долгое время украшала заставку программы «Вести», а все единогласно признавали ее красивейшей тройкой в стране.

добавлена сегодня в 16:02

добавлена сегодня в 16:02

добавлена сегодня в 16:01

добавлена сегодня в 16:01

добавлена сегодня в 16:01

добавлена сегодня в 16:01

добавлена сегодня в 16:01

добавлена сегодня в 16:01

добавлена сегодня в 16:01

Всё 47 582

Обсуждаемые

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

за просмотры фотографий!

9 окт 2019

В группе 62 276 участников

В Якутии в прошлую субботу прошли соревнования по конным скачкам на призы министерства сельского хозяйства Якутии. Общий призовой фонд командных соревнований, которые завершали скаковой сезон в Якутии, составил 750 тысяч рублей. Среди участников соревнований был и англичанин Никита Греци, путешественник и член Международной гильдии Лонг Райдеров. Греци задумал удивительный вояж: на чистопородных якутских лошадях добраться из Магадана в Лондон.

"До этого он был в Монголии. Никита запланировал необычное путешествие: он собирается преодолеть путь с Магадана до Лондона на якутских чистопородных лошадях", - пишет издание.

«Стартовой точкой моего путешествия будет Магадан, а конечной — Лондон. Я выеду из Магадана в Оймякон, затем — в Якутск, отсюда отправлюсь на Байкал, потом доберусь до Москвы. Из России поеду в Европу, там уже будет намного легче. Весь путь я проеду на лошадях. Только один раз мне придется сесть на паром, чтобы проплыть пролив Ла-Манш между Францией и Великобританией.

Самым тяжелым отрезком маршрута будет Якутия. Ваши коневоды преодолевают по 50 километров в день, причем в сильные морозы. Вот поэтому мне так важно советоваться с ними и учиться у них. Я буду делать все в точности так же, как и они. Отправлюсь в поход в следующем году. Это путешествие продлится примерно два года. Не ставлю каких-то четких сроков. Для меня намного важнее сам процесс. И я не хочу никуда спешить» - сообщает Никита.

«Настрой боевой». Якутяне, выехавшие на лошадях до Лондона, пробудут в пути два года

1 марта потомственный коневод из Оймякона Дугуйдан Винокуров и его зять Мичил Неустроев отправились в конный поход по маршруту Оймякон — Лондон. Экстремалам предстоит проехать верхом на якутских лошадях около 15 000 км.


— Где сейчас находятся путешественники, какой точки достигли?

— Сейчас они отъехали от границы Томпонского района где-то на 100 с лишним километров. Переночевали в местности Развилка и с утра выехали оттуда.

— Как у них дела, как настроение? Как проходит путешествие?

— Настрой у ребят боевой, они едут хорошо, с лошадьми все в порядке, темп тоже хороший. В среднем они проходят примерно 45-50 километров в сутки. Неприятных ситуаций пока не было, все идет по плану, ребята готовились к этому походу полгода. Разве что в ватсапе кто-то писал, что лошади убежали, но это дезинформация, такого не было.


— Их кто-нибудь сопровождает?

— С ними едет машина, которая везет сено и овес для лошадей, она проедет с ребятами до села Уолба Таттинского улуса. Мы отправили письма главам администраций Таттинского, Чурапчинского, Мегино-Кангаласского улусов о том, что мы нуждаемся в машине сопровождения на территории их районов. Ждем ответ со дня на день, надеюсь, что вопрос решится положительно. В случае отказа будем искать запасные варианты. Планируем ехать с машиной по крайней мере в зимне-весенний период на территории республики, чтобы лошади ни в чем не нуждались.

— Как лошадей подготовили к столь длительному путешествию? Выдержат ли они его?

— Дугуйдан и Мичил взяли четырех лошадей для того, чтобы они регулярно менялись и не уставали. Кроме того, свободные лошади несут необходимый груз: еду для путешественников и палатки. На мой взгляд, разные климатические условия животные перенесут довольно хорошо. Кроме того, в этом плане нам помогают сотрудники АГАТУ: их ученый совет, ветеринары и зоотехники ведут тесную работу, консультируют, оказывают ветеринарную помощь. К машинам, надеюсь, лошади привыкнут, в Якутске или чуть позже мы их подкуем. Также рассматриваем вариант с башмаками для лошадей, чтобы им легче было идти по асфальту.


— Людей интересует вопрос: как обстоят дела с визами у путешественников, не возникнут ли у них проблемы на границе?

— Этот вопрос пока прорабатывается, они должны получить визу в скором времени. Процесс этот долгий, но и время пока у нас есть: путешествие продлится где-то полтора года, два — если брать с запасом.

— Когда планируете приехать в Якутск? Что будете делать в столице республики?

— Думаю, это произойдет где-то через месяц от старта, то есть в начале апреля. Сейчас пока ничего не планируем, наверно, просто проедем мимо.

video preview

— Заинтересовалось ли государство вашим проектом? Может, министерство предпринимательства, торговли и туризма как-то поддерживает?

— Нас финансово пока поддерживает только магазин «Охотный двор», пользуясь случаем, хотим поблагодарить их. Но определенное внимание и вопросы уже были, надеюсь, что поддержка будет.

— Да, у Дугуйдана и Греци была одна идея. Но на самом деле это два разных проекта. Встречаться с Греци Дугуйдан пока не планирует, но время покажет, что будет дальше.

— Не волнуются ли родные экстремалов, что их не будет дома столь долгое время?

— Нет, напротив, семья только «за». Их семья издавна занимается разведением лошадей, они хотят привлечь внимание России и всего мира к данному ремеслу коренных народов нашей республики, показать, что они живут и работают в таких экстремальных условиях. Кстати, следить за путешествием можно и в инстаграме, профиль называется @yakutia_england и идет под девизом «По жизни на коне».

«Да, я боюсь, но я не отступлю». Англичанин поедет из России в Европу на якутских лошадях


«У вашего народа сильный дух»

Я давно хотел побывать в Якутии . Впервые узнал о вашей республике еще в детстве. Мне говорили: «В Якутии в очень суровых условиях живет народ саха. Если будешь жаловаться, мы отправим тебя туда, чтобы ты узнал, что такое настоящие трудности».

Вы живете в действительно суровых условиях. И такие трудности закаляют людей — у вашего народа сильный дух. Якутяне очень радушны и гостеприимны. Куда бы я ни пришел, везде люди приглашают меня к себе домой.

Ваша культура напоминает чем-то монгольскую. Монголы гостеприимные, они тоже привыкли к трудностям. И они так же сильно почитают лошадей, как и народ саха.

«Великое путешествие от Тихого до Атлантического океана»

Я хочу проехать на лошадях всю Евразию от Тихого до Атлантического океана. Такие путешествия — с берега одного океана до другого — называют «великими». В Америке много кто совершал такие конные походы, а в Евразии никто даже и не пытался.

Сейчас меня поддерживают международное движение конных путешественников The Long Riders' Guild и Егор Макаров (предприниматель, продюсер документального фильма «24 снега» — от ред.). В движении The Long Riders' Guild состоят наездники из 48 стран мира. Все они большие ценители длительных конных путешествий.

Впервые о якутских лошадях я узнал от Кукульена О'Рейли — основателя The Long Riders' Guild. Он рассказал о полковнике Дмитрии Пешкове , который зимой в одиночку отправился в конный поход из Благовещенска в Петербург . Пешков проехал весь этот путь на якутской лошади.

О Егоре Макарове я тоже узнал от О'Рейли. В мире Егора знают как главного популяризатора якутской лошади. Когда я увидел его книгу (фотоальбом « Саха сылгыта», вышедший в 2013 году, — от ред.), то понял, что просто обязан встретиться с ним. Написал ему, рассказал о своем путешествии, и он мне сразу ответил: «Приезжай! Помогу». Мало кто может так легко вызваться помочь незнакомому человеку.


О маршруте: из Магадана в Лондон

Стартовой точкой моего путешествия будет Магадан , а конечной — Лондон . Я выеду из Магадана в Оймякон, затем — в Якутск , отсюда отправлюсь на Байкал, потом доберусь до Москвы . Из России поеду в Европу, там уже будет намного легче.

Весь путь я проеду на лошадях. Только один раз мне придется сесть на паром, чтобы проплыть пролив Ла-Манш между Францией и Великобританией .

Самым тяжелым отрезком маршрута будет Якутия . Ваши коневоды преодолевают по 50 километров в день, причем в сильные морозы. Вот поэтому мне так важно советоваться с ними и учиться у них. Я буду делать все в точности так же, как и они.

Отправлюсь в поход в следующем году. Это путешествие продлится примерно два года. Не ставлю каких-то четких сроков. Для меня намного важнее сам процесс. И я не хочу никуда спешить.


О подготовке

Подготовка к экспедиции началась летом. Я прилетел из Лондона в Москву . Потом оттуда поехал на поезде в Улан-Батор , провел в Монголии два месяца. Монголы — одни из лучших наездников в мире. Я не знал монгольский, а они не говорили по-английски. Мы общались жестами, но при этом отлично понимали друг друга.

В конце августа я приехал в Якутию и сразу отправился в Ючюгей (село в Оймяконском улусе — от ред.). Там встретился с коневодами, посоветовался насчет предстоящей экспедиции, поездил на якутских лошадях.

Скоро поеду в Верхоянский район . Хочу купить там двух якутских лошадей. Ваши лошади уникальны. Они невероятно мощные, совсем как маленькие танки. Только они могут жить в таких экстремальных условиях: не выживать, а именно жить.


Важно дать лошадям привыкнуть к новому хозяину. У нас с ними должна установиться связь, чтобы мы хорошо понимали друг друга. Лошади совсем как люди. Представьте, что к вам домой вдруг придет человек, ничего не объяснит и потащит вас в Африку. Вы будете в недоумении. И с лошадьми то же самое. У них есть дом, к которому они привыкли, своя семья — табун. Лошади — очень умные создания. Они переживают и волнуются так же, как мы, и хорошо чувствуют эмоции человека.

Финальная часть подготовки будет проходить в январе-феврале в Оймяконе. Поживу один-два месяца с коневодами, буду делать пробные походы — на 30-50 километров. Это нужно, чтобы понять, справятся ли лошади и какие будут основные сложности во время экспедиции. Чтобы не было такого, что я еду из Магадана в морозы, появляется какая-то проблема, а я: «Как это вообще произошло? Я об этом даже не думал!» Я понимаю, что путешествие очень непростое и к нему нужно подготовиться максимально тщательно.


«А на каких лошадях этот парень проехал всю Евразию? Где он нашел их?»

У меня будут одна ездовая и одна грузовая лошадь. И всё — никаких запасных вариантов.

У них тоже есть своя иерархия. Грузовая идет вслед за ездовой лошадью. Поэтому ездовая должна быть очень уверенной в себе и сильной. Если нужно будет перебраться через речку, а ездовая испугается — то и грузовая тоже не пойдет.

Осилят ли лошади такой долгий путь? Их убивает не расстояние, а необходимость долго тащить на себе слишком тяжелый груз. Поэтому мне нужно будет взять с собой минимум вещей и снаряжения.

Когда я закончу путешествие, люди по всему миру будут спрашивать: «А на каких лошадях этот парень проехал всю Евразию? Где он нашел их?» Чтобы не растеряться и хорошо ответить на эти вопросы, мне надо изучить вашу историю и культуру.


Как выбирать лошадей

Первое, на что смотришь при выборе лошади, — ее физические характеристики. Как лошадь себя держит, как она стоит и двигается.

После этого проверяешь характер животного. Подходишь к лошади, чтобы оседлать ее, и смотришь: нервничает она или ведет себя спокойно.

Лучшие лошади всегда испытывают тебя. Бывают очень послушные: ходят лениво, делают все так, как ты говоришь им. Такие не подойдут для моей экспедиции. Мне нужна лошадь с сильным характером. Такие присматриваются к тебе — пытаются скинуть тебя из седла или вредничают. Они согласны слушаться тебя, только если ты нравишься им и вызываешь уважение.

В идеале наездник и лошадь должны доверять друг другу. Вот ты стоишь на перепутье и хочешь пойти по одному пути, и лошадь чувствует, куда ты смотришь. Она может повернуть голову в другую сторону, как бы говоря тебе: «Посмотри сюда. Тут будет удобнее проехать». Получается, вы вместе решаете, какой маршрут лучше. И чем дольше вы ездите вместе, тем лучше вы понимаете друг друга.

В Англии много любителей верховой езды. Принц Чарльз любит говорить о harmonious horsemanship. В буквальном переводе это значит «гармоничное искусство верховой езды». Должен быть своеобразный энергетический баланс между наездником, лошадью и природой. Ты должен относиться к ним с уважением. Если ты будешь мусорить, бить лошадь, вести себя так, будто ты сильнее и умнее природы, ты далеко не уедешь. В Якутии чувствуется это бережное отношение к природе, особенно в деревнях.


О туристах и путешественниках

Туристы и путешественники — это совершенно разные типы людей. Когда турист приезжает в другую страну, он останавливается в комфортном отеле, старается есть то, к чему он привык дома. А путешественнику важно увидеть, как по-настоящему живут люди в этой стране. Он общается с местными, пытается понять их быт и традиции, хочет увидеть все своими глазами и испытать на себе.

И туристы всегда видят жизнь людей в другой стране только с одной стороны — это неинтересно. Я всегда еду туда, где нет туристов, где все настоящее, где природа дикая и нетронутая.

В Лондоне мне бывает тяжело: очень много людей, тесно, ты не слышишь даже свой голос, не то что других. А в таких местах, как Якутия , жизнь спокойная. Мне очень понравилось в Ючюгэе: кругом никого, так тихо и умиротворенно.

«Я вложил в эту идею все, что у меня было!»

Я родился в Эстонии . Люди часто спрашивают, какая у меня национальность, и мне сложно сразу дать какой-то один ответ. У мамы русские и украинские корни, у папы — русские, узбекские и эстонские. До семи лет я жил между Украиной и Эстонией . В семье мы говорили на русском, поэтому я сейчас свободно владею им. Из-за того, что у меня так много разных корней, меня всегда интересовали другие культуры, особенно те, о которых в мире знают мало.

Когда мне было семь, наша семья переехала в Англию . Сейчас я живу в небольшом городке Уэлин-Гарден-Сити недалеко от Лондона . Работал менеджером в ресторане. В прошлом году решил накопить денег и бросить все. В начале этого года я уволился, начал планировать свое путешествие. Я вложил в эту идею все, что у меня было! Так что мне некуда отступать. Даже если будет страшно и сложно, я все равно буду идти вперед шаг за шагом.


Документальный фильм о Якутии

Сейчас я ищу режиссера и съемочную команду, чтобы снять во время своего конного похода документальный фильм. Эта картина будет не столько обо мне, сколько про Якутию , народ саха, его традиции, верования и, конечно, про якутских лошадей.

Мне самому было бы неинтересно смотреть документалку о том, как человек добирается из точки А в точку Б. Гораздо интереснее узнать, что мотивирует этого путешественника и кто помогает ему. За каждым человеком, добившимся чего-то большого, всегда стоит целая армия людей — близкие, друзья, наставники. Возьмите любого чемпиона, например Мухаммеда Али . Его победы — это заслуга не только его самого, но и тренера и родных, которые поддерживали его.


Хочется, чтобы о Якутии узнало как можно больше людей. Недавно в Якутск приезжали мои друзья из Германии , Австралии и Новой Зеландии . Мы были с ними на одной встрече, и они попросили меня перевести то, о чем говорили местные. Я им сказал: «Они говорят на своем языке — якутском, я не понимаю их». Друзья сильно удивились: «Ого, так это не русский? У них есть свой язык?» Я им объяснил, что у народа саха есть свои язык, культура, традиции. Уже выучил несколько фраз на якутском — «махтал» (спасибо — от ред.) и «минньигэстик утуй» (сладких снов; спокойной ночи — от ред.).


О страхах

Страх, конечно, есть. Я же обычный человек, не какой-нибудь супермен или экстремал с многолетним опытом. Но если ты чего-то боишься, ты по-любому должен сделать это. Это помогает тебе расти и развиваться.

Надеюсь, что молодежь вдохновится моим примером и подумает: «Ездят же люди, еще и на лошадях. Значит, мы тоже можем». Поэтому я считаю, что важно не врать и честно говорить: я тоже боюсь. Боюсь, что будет сложно или не получится, но я не собираюсь отступать.

«Через всю Евразию — в Лондон». Англичанин отправится в экспедицию на якутских лошадях в 2021 году

Англичанин Никита Греци собирается войти в историю как первый человек, который проехал на лошади от побережья Охотского моря до Лондона. Экстремал хочет доказать, что якутская лошадь — самая сильная и выносливая порода в мире.

На днях англичанин вернулся из Верхоянского района. Там он выбрал и купил двух лошадей якутской породы. Одна из них будет ездовой — на ней поедет сам Никита, другая — вьючной.


Экспедиция начнется в январе 2021 года и будет длиться до двух лет. Общая протяженность маршрута составит около 15 тысяч километров.

Экстремал стартует в Магадане. Оттуда он едет в Оймякон, затем — в Якутск, после этого направляется в сторону Байкала, едет на Алтай, оттуда — в сторону Новосибирска, затем добирается до Москвы. После этого Греци едет из России в Европу.

Никита Греци говорит, что такие путешествия — с берега одного океана до другого — называют «великими». В Америке многие совершали такие конные походы, а в Евразии никто даже и не пытался дойти от побережья Охотского моря до Европы. Сравнить с этой экспедицией можно лишь одиночный конный поход полковника императорской армии Дмитрия Пешкова. В 1889 году Пешков преодолел 8283 версты верхом. Большая часть его путешествия — по Забайкалью и Сибири — проходила в условиях суровых морозов.


С якутскими коневодами. 2019 год.

«Я хочу проверить себя, — говорит Никита. — Это будет проверкой не только моих физических возможностей. Это будет еще и психологический тест. Я верю, что справлюсь, потому что я не один, за мной стоят все те, кто сейчас поддерживает меня. Пока они будут верить в меня, у меня все получится».

Никита начал готовиться к экспедиции еще в прошлом году. Он приезжал летом в Якутию, чтобы заручиться поддержкой Егора Макарова и встретиться с местными коневодами в Оймяконском улусе.

«Сейчас я нашел нужных мне лошадей, и требуется время, чтобы они привыкли ко мне, — говорит Никита. — Лошади очень тонко чувствуют людей. Если у меня не получится установить с ними связь, то я просто не смогу никуда поехать».

Во время подготовки к экспедиции англичанин будет постоянно советоваться с якутскими коневодами. «Местные лучше всего знают, как преодолевать большие расстояния в лютые морозы. Я буду учиться у них. Например, я не собираюсь покупать для экспедиции одежду западных брендов. Я буду носить то, что носят местные, чтобы не замерзнуть в -50, когда я буду добираться от Магадана до Оймякона».


«Для якутского народа такие сверхдальние переходы не в диковинку. На протяжении многих десятилетий якутские наездники преодолевали верхом путь до побережья Охотского моря, чтобы доставить туда казенные грузы. У нас много хороших молодых наездников, которые готовы стать компаньонами Никиты и сопроводить его до Лондона», — сказал Жирков. Депутат похвалил идею Греци, назвав ее «хорошей и удачной», и пообещал, что якутские власти поддержат начинание путешественника.


На встрече с якутянами 16 марта.

Предприниматель Егор Макаров — один из главных спонсоров экспедиции — уверен, что предстоящая экспедиция войдет в историю. «Для Якутии и якутян это прекрасная возможность для продвижения имиджа республики, привлечения туристов и развития конного туризма, — сказал Егор Макаров. — Эта экспедиция также привлечет внимание к насущным проблемам наших коневодов и необходимости сохранить и развивать породу якутской лошади. Сейчас для нас важно не упустить этот шанс».

На встрече коневоды, приехавшие из районов, сказали, что проект Никиты реалистичен, но посоветовали ему не ограничиваться лишь двумя лошадьми. «Нужно менять лошадей, иначе они быстро вымотаются. Путь предстоит долгий и тяжелый, поэтому не стоит мучить себя и животных», — обратился руководитель племенного хозяйства «Тонор» Николай Винокуров к молодому путешественнику.


Никита Греци в Якутии. 2019 год.

Греци ищет финансирование и съемочную группу

По словам Греци, его проектом уже заинтересовались National Geographic и Discovery. Но сам англичанин хочет, чтобы фильм о его экспедиции снимала съемочная команда из Якутии.

«Если фильм будут снимать американцы, это будет западный взгляд на Якутию и ваш народ, — считает Греци. — А мне хочется, чтобы в этом фильме все было показано как есть — честно и достоверно. Чтобы было все — и якутские лошади, и традиции, и культура народа саха».

Сейчас Никита Греци ищет источники финансирования для съемок фильма. «В Лондоне я работал в ресторане официантом, потом уже стал управляющим. У меня получилось накопить немного сбережений, и я уже вложил все средства до последней копейки в свой проект».

«Через всю Евразию — в Лондон». Англичанин отправится в экспедицию на якутских лошадях в 2021 году

Англичанин Никита Греци собирается войти в историю как первый человек, который проехал на лошади от побережья Охотского моря до Лондона . Экстремал хочет доказать, что якутская лошадь — самая сильная и выносливая порода в мире.

На днях англичанин вернулся из Верхоянского района . Там он выбрал и купил двух лошадей якутской породы. Одна из них будет ездовой — на ней поедет сам Никита , другая — вьючной.


Экспедиция начнется в январе 2021 года и будет длиться до двух лет. Общая протяженность маршрута составит около 15 тысяч километров.

Экстремал стартует в Магадане . Оттуда он едет в Оймякон, затем — в Якутск , после этого направляется в сторону Байкала, едет на Алтай , оттуда — в сторону Новосибирска , затем добирается до Москвы . После этого Греци едет из России в Европу.

Никита Греци говорит, что такие путешествия — с берега одного океана до другого — называют «великими». В Америке многие совершали такие конные походы, а в Евразии никто даже и не пытался дойти от побережья Охотского моря до Европы. Сравнить с этой экспедицией можно лишь одиночный конный поход полковника императорской армии Дмитрия Пешкова . В 1889 году Пешков преодолел 8283 версты верхом. Большая часть его путешествия — по Забайкалью и Сибири — проходила в условиях суровых морозов.


С якутскими коневодами. 2019 год.

«Я хочу проверить себя, — говорит Никита . — Это будет проверкой не только моих физических возможностей. Это будет еще и психологический тест. Я верю, что справлюсь, потому что я не один, за мной стоят все те, кто сейчас поддерживает меня. Пока они будут верить в меня, у меня все получится».

Никита начал готовиться к экспедиции еще в прошлом году. Он приезжал летом в Якутию , чтобы заручиться поддержкой Егора Макарова и встретиться с местными коневодами в Оймяконском улусе .

«Сейчас я нашел нужных мне лошадей, и требуется время, чтобы они привыкли ко мне, — говорит Никита . — Лошади очень тонко чувствуют людей. Если у меня не получится установить с ними связь, то я просто не смогу никуда поехать».

Во время подготовки к экспедиции англичанин будет постоянно советоваться с якутскими коневодами. «Местные лучше всего знают, как преодолевать большие расстояния в лютые морозы. Я буду учиться у них. Например, я не собираюсь покупать для экспедиции одежду западных брендов. Я буду носить то, что носят местные, чтобы не замерзнуть в -50, когда я буду добираться от Магадана до Оймякона».


Экстремала поддерживают международное движение конных путешественников The Long Riders' Guild, предприниматель и путешественник Егор Макаров и якутские коневоды. 16 марта на встрече Греци с якутянами стало известно, что якутские власти также готовы поддержать проект англичанина.

«Для якутского народа такие сверхдальние переходы не в диковинку. На протяжении многих десятилетий якутские наездники преодолевали верхом путь до побережья Охотского моря, чтобы доставить туда казенные грузы. У нас много хороших молодых наездников, которые готовы стать компаньонами Никиты и сопроводить его до Лондона », — сказал Жирков . Депутат похвалил идею Греци , назвав ее «хорошей и удачной», и пообещал, что якутские власти поддержат начинание путешественника.


На встрече с якутянами 16 марта.

Предприниматель Егор Макаров — один из главных спонсоров экспедиции — уверен, что предстоящая экспедиция войдет в историю. «Для Якутии и якутян это прекрасная возможность для продвижения имиджа республики, привлечения туристов и развития конного туризма, — сказал Егор Макаров . — Эта экспедиция также привлечет внимание к насущным проблемам наших коневодов и необходимости сохранить и развивать породу якутской лошади. Сейчас для нас важно не упустить этот шанс».

На встрече коневоды, приехавшие из районов, сказали, что проект Никиты реалистичен, но посоветовали ему не ограничиваться лишь двумя лошадьми. «Нужно менять лошадей, иначе они быстро вымотаются. Путь предстоит долгий и тяжелый, поэтому не стоит мучить себя и животных», — обратился руководитель племенного хозяйства «Тонор» Николай Винокуров к молодому путешественнику.


Никита Греци в Якутии . 2019 год.

Греци ищет финансирование и съемочную группу

По словам Греци , его проектом уже заинтересовались National Geographic и Discovery. Но сам англичанин хочет, чтобы фильм о его экспедиции снимала съемочная команда из Якутии .

«Если фильм будут снимать американцы, это будет западный взгляд на Якутию и ваш народ, — считает Греци . — А мне хочется, чтобы в этом фильме все было показано как есть — честно и достоверно. Чтобы было все — и якутские лошади, и традиции, и культура народа саха».

Сейчас Никита Греци ищет источники финансирования для съемок фильма. «В Лондоне я работал в ресторане официантом, потом уже стал управляющим. У меня получилось накопить немного сбережений, и я уже вложил все средства до последней копейки в свой проект».

Двое оймяконцев отправились на лошадях в поход до Лондона

1 марта потомственный коневод из Оймякона Дугуйдан Винокуров и его зять Мичил Неустроев отправились в конный поход по маршруту Оймякон — Лондон.



Смелых экстремалов проводили сегодня из местности Дьэкэй руководство родного Оймяконского района во главе с Иннокентием Сивцевым и делегация Усть-Алданского улуса.


Отметим, что полное конское убранство изготовлено и предоставлено мастерами Усть-Алданского улуса: ыҥыыр, кычым, лэпсэ, бэрэмэдэй, чаппараах. Лошадей украсили во время торжественных проводов экстремалов в долгий путь. Конское убранство изготовлено умельцами со всего улуса — это мастера народных промыслов и ремесел общественной организации «Мүрү оһуордара», мастера Батагайского наслега, народный мастер Прокопий Колодезников, мастер народно-художественных промыслов республики Екатерина Бочкарева. Также именитые ремесленники — народный мастер республики Роман Готовцев и мастер народных промыслов Илларион Попов — изготовили для Дугуйдана и Мичила батас и хомус, которые экстремалы увезут с собой вплоть до конечной остановки — Лондона. Камзол для верховой езды Дугуйдана изготовили и подарили костюмеры Саха театра. В изделиях мастеров слились воедино красота, функциональность и глубокий смысл.


Алексей Федотов, глава Усть-Алданского улуса:

— Данный проект вдохновил многих людей, в том числе прославленных мастеров нашего улуса. Искусные умельцы объединились и предоставили полное конское убранство для торжественных проводов. От имени улуса хотел бы призвать все районы республики присоединиться к этому масштабному проекту и обеспечить Дугуйдана полным комплектом к 2022 году. Символично, что всадник верхом на коне с полным убранством — это показатель традиций, в нем отражено все умение кузнецов, ювелиров, плотников и рукодельниц. В полном убранстве коня и облачении всадника отражена вся богатая и древнейшая палитра культуры народа саха.



Дугуйдан мечтает предоставить в дар Лондонскому музею полное конское убранство, сделанное руками якутских мастеров. Путешественники планируют доехать на лошадях до самого центра Лондона — Трафальгарской площади, сообщает пресс-служба администрации Усть-Алданского улуса.

Поход якутских коневодов до Берлина

Почти четыре месяца назад фермер и потомственный коневод Дугуйдан Винокуров выдвинулся вдвоем с зятем Мичилом Неустроевым в полуторагодовой поход на якутских лошадях. С севера Якутии они планируют дойти до столицы Германии, надеясь, что пандемия к тому времени пойдет на спад и границы между странами откроются. Впрочем, сокращенный вариант маршрута - до Москвы - их тоже устроит: главное, чтобы как как можно больше людей увидели, как надежно и экологично можно путешествовать на якутских лошадках. Таким образом они надеются привлечь на родину туристов - сейчас туроператоры в Якутии с трудом выживают.

"Полюс холода"

В национальных одеждах 30-летние Дугуйдан и Мичил торжественно выехали из Оймяконского района в начале марта. Из родной местности Дьэкэй их провожали всем улусом: в подготовке экспедиции участвовали жители всех окрестных сел - кто-то помогал изготовить традиционную конскую упряжь, другие собирали продукты, третьи - снаряжение, способное выдержать экстремальные температуры.

Торжественный отъезд экспедиции из местности Дьэкэй на севере Якутии

Торжественный отъезд экспедиции из местности Дьэкэй на севере Якутии

- От Оймякона до Якутска в марте температуры были под минус 52. Мы ночевали в зимних палатках. В спецодежде и спальниках, - объясняет тщательные сборы Винокуров. - Лошади? На улице, конечно, оставались. Якутская лошадь уникальна тем, что спокойно живет в минус 65 и до плюс 35. Температурный диапазон - сто градусов!

Оймякон находится примерно в 700 км к северо-востоку от Якутска. В поход Винокуров взял четверых лошадей местной породы саха ата - попеременно две из них везут людей или поклажу.

Дугуйдан Винокуров и его конь Хафтак

- А как они это показывают?

Дугуйдан Винокуров и якутские лошадки

Дугуйдан Винокуров и якутские лошадки

Не менее важно для якутских путешественников, с трудом насобиравших минимальный первоначальный запас корма (первые 18 мешков овса ушли еще до Якутска), что малорослую якутскую породу легче прокормить.

За четыре месяца путешественники едва добрались до границы своей республики - на очереди Приангарье, потом Тува, Хакасия, Кузбасс и вдоль границы с Казахстаном - на запад, в сторону Европы. Невысокую скорость Винокуров объясняет тем, что во время остановок они частенько задерживаются на две-три ночи - ждут жителей соседних улусов, спешащих с кормом для лошадей. Останавливаться в улусах им удавалось на каждую третью-восьмую стоянку, в зависимости от расстояния между населенными пунктами.

Мичил Неустроев во время похода Якутия - Германия

- Где-то через 400 километров получались долгие привалы, потом каждые 150 километров, а потом и до Якутска доехали. Смотрим на состояние лошадей: даем отдыхать подольше, если лошадь выглядит уставшей, - поясняет Винокуров. - Финансово пока что в основном народ нам помогает. Какого-то большого спонсора у нас нет. Люди собирают фураж, сено, овес и привозят. На всем пути нас жители очень хорошо встречают, коневоды постой и для нас, и для лошадей готовят. Нет, мы специально это не организовывали - просто группу нашего похода в соцсетях открыли, там начали общаться с другими коневодами, рассказали идею путешествия. Они: "Езжайте, мы поможем, у нас есть сено, есть постой, где лошадей поставить, овес дадим, все, что надо, встретим, проводим".

Каждый день конная экспедиция в среднем преодолевает по 35-45 километров. Зависит от ландшафта - асфальт якутские лошадки очень любят, в отличие от горных дорог.

Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев во время конного похода Якутия - Германия

Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев во время конного похода Якутия - Германия

- Когда стартанули из Якутска, начался асфальт, и выяснилось, что лошадки наши очень любят ходить по нему. К тому времени мы с трудом, но поставили на них подковы (они непривычные к ним, но по состоянию их копыт мы поняли, что подковать все же придется), и они давай сами на асфальт выходить. Мы с Мичилом, напротив, не хотим по асфальту ехать, опасаемся, что слишком твердое покрытие может сказаться на суставах. Выводим с асфальта, а они улучат момент - и обратно поворачивают, - смеется Дугуйдан.

Асфальт якутские лошадки любят, а вот подковы не очень. Винокуров считает, что заставлять немолодых животных привыкать к ним не следует - в пути он рассчитывает заменить обычные подковы на специальные, в виде калош.

- В ближайшем месте будет умелец, который способен такие подковы-калоши смастерить. А то это не дело - из-за неумения "носить" обычные подковы наши лошадки их не стирают, а они отлетают у них, в итоге приходится часто переподковывать, а это очень неприятная процедура. Не как с обычной лошадью, с детства знакомой с кузнецом. Якутских лошадок приходится стреножить (вязать путами ноги лошади. - С.Р.), валить на землю, заново подковывать. Они вредничают - бьют, пинаются, кусаются. Вот проедем еще 95 километров, там запланирован отдых почти на месяц - заодно будем думать над заменой, мастерить, - планирует Винокуров.

Дугуйдан и Мичил на одном из привалов конного маршрута

Дугуйдан и Мичил на одном из привалов конного маршрута

Первый тур подкосил коронавирус"

Следующий тяжелый отрезок пути, после оймяконских морозов, путешественников ожидает на севере Иркутской области - после города золотодобытчиков Бодайбо на пути экспедиции в течение нескольких суток не будет никаких населенных пунктов, всем необходимым придется запастись впрок.

- Это не супертрудно, но придется подготовиться. Случись что в дороге (а там в основном горные маршруты) - на сотни километров не будет помощи, - рассуждает Винокуров. - Еще холодновато, зато трава зеленая будет для лошадей. Следующая сложность дальше по маршруту - станет больше автодорог, а транспорт лошадок пока пугает. Хотя водители стараются, процентов 98 снижают скорость, когда видят нашу процессию. Замедляются, часто даже останавливаются, фотографируются, добрые пожелания говорят. Это очень мотивирует, конечно.

Мичил Неустроев в национальной одежде

Мичил Неустроев в национальной одежде

Пока якуты идут по своему региону, большая часть встречных узнает аборигенную породу саха ата.

- За пределы республики выйдем, интересующихся гораздо больше будет, начнут спрашивать, а что это у вас за необычные лошадки такие. В соцсетях мне уже писали из Башкирии, Уфы, Казани, Калининграда, из Польши писали. Интересуются, ждут. Пишут: "Молодцы, приезжайте к нам, встретим с радостью, поговорим, хотим увидеть ваших лошадей". Из Санкт-Петербурга писала фотограф, как раз на съемке лошадей специализируется, - спрашивала, когда до Северной столицы доберемся, хочет наших лошадей пофотографировать.

- То есть часть задачи по популяризации породы уже выполнена?

- Отчасти - да. Но хотелось бы больше известности для них: чтобы направление туризма, экотуризма стало самостоятельной отраслью. Пока до этого далеко. До пандемии я два года занимался конным туризмом - только ступил, можно сказать, в эту сферу. Случайно. Ко мне друг приезжал, привёз с собой друзей-иностранцев, они катались у меня на лошадях. Потом по их рекомендациям приехали другие. Одна датчанка, которая живет в Австралии, которая каждый год путешествует по странам, где есть необычные породы лошадей и развито коневодство, так восхищалась силой якутских лошадей! В один из дней тура они 12 часов катались в грязи, в очень болотистом месте (что дополнительная трудность для коней), а вечером лошади вернулись такими же бодрыми. "Сильные, выносливые лошади. Я первый раз вижу такую породу, чтобы в конце маршрута они себя чувствовали, как и в его начале", - говорила она, хотя у нее дома в Австралии собственная ферма с самыми разными породами лошадей, и где она только ни каталась - в Монголии, Киргизии, Дагестане, Казахстане, Дании, на Алтае, - хвастает путешественник.

Участник похода Якутия - Германия 9-летний конь Аян

Участник похода Якутия - Германия 9-летний конь Аян

- Поэтому в будущем мировом признании наших лошадок я не сомневаюсь, но для этого надо их показать. Якутии очень нужен турист, желательно - экотурист. На сегодня в республике есть все условия для развития рынка конного путешествия, но направления нет вообще. Упомянутый мною друг специально искал у нас конные туры, не нашел, тогда и приехал ко мне. В итоге я, можно сказать, случайно стал первым в республике, кто сделал конный тур.

В 2018 и 2019 годах работы, по словам Винокурова, "было за глаза, только успевай поворачиваться", но коронавирус и закрытые границы все планы коневода перечеркнули.

- Так обидно - уникальные лошади есть, все для развития есть, но пришлось закрываться. Коронавирус, и все в никуда. Простой туризм в Якутии есть: у нас же "полюс холода" (самым холодным населенным пунктом планеты считается Оймякон. - С.Р.), часто приезжают экстремальщики, купаются в якутских реках в минус 60, катаются на вездеходах в наших пустынях (песчаные тукуланы Якутии. - С.Р.), на Ленские столбы едут (километры вертикально вытянутых скал вдоль берега реки Лена. - С.Р.). У нас очень много достопримечательностей, и до них интереснее и экологичнее добраться, по-моему, именно на лошадях. В отличие от машин кони - транспорт круглогодичный. Плюс направление конного туризма очень хорошо повлияло бы на молодежь якутскую: сейчас все молодые уезжают в город работать, в деревне делать нечего, а конный туризм обеспечит сельских ребят местами - чтобы тур сделать, нужно много людей, нужны конюхи, повара, гиды.

Мичил Неустроев во время конного похода Якутия - Германия

Мичил Неустроев во время конного похода Якутия - Германия

- У вас такой необычный бизнес, и государство заявляло о помощи малому и среднему предпринимательству в пандемию. Разве вам не помогали?

- Ну, нам помогают в походе - информационно, а по компенсациям - мы как-то не подошли. Но я не унываю: на семейном совете решили, что пока весь мир стоит - поедем к нему мы, покажем своих лошадей. Родные остались дома на ферме, а мы с зятем отправились на полтора года, может дольше, в путь. Семья нас в этом только поддерживает: дед и отец, по-моему, сильнее меня загорелись идеей похода, прославляющего якутскую лошадку. Они сами из седел не вылезают - отец до сих пор каждый день в тайге, сам объезжает табун.

Винокуровы - потомственные коневоды, минимум в четвертом поколении. В их табуне 150 голов, из них ездовых лошадей - 15. В отличие от конного туризма, коневодство в Якутии очень развито.

Якутские коневоды

Якутские коневоды

- Каждый год количество лошадей в целом в республике прибавляется. Местные почти все лошадей держат, но на них не катаются.

- На мясо. Как транспорт - очень редко. Хотя именно в нашей республике с перепадами температур и сложным ландшафтом логичнее использовать на транспорт для туриста именно лошадь. Это и для экологии хорошо.

Изначально путешественники планировали дойти из Оймякона до Лондона и проехаться верхом по Трафальгарской площади, но из-за пандемии решили изменить свой маршрут. За почти четыре месяца они преодолели более 1000 километров на запад.

Зампред правительства Денис Белозеров согласился поддержать путешествие англичанина на якутских лошадях

YAKUTIA.INFO. Зампред правительства Якутии Денис Белозеров согласился поддержать экстремальное путешествие от океана до океана на якутских лошадях.

Краткую историю знакомства с Никитой Греци и о возникновении задумки экстремального путешествия на лошадях собравшимся рассказал предприниматель, пропагандист активного туризма и руководитель республиканского отделения «ОПОРА России» Егор Макаров.



Сам Никита считает путешествие через всю Россию и часть Европы личным испытанием на крепость духа.


«Насчет того, почему я задумал это путешествие. Я считаю, что каждый человек должен себя проверить в жизни и экстремальное путешествие для этого подходит. Почему на лошадях, не пешком? Те из вас, кто ездил верхом, знают, что между лошадью и наездником существует связь. Это не велосипед и не мотоцикл - у неё есть свой характер. Она не будет подчиняться каждому. Поэтому это тест не только физический, но и на крепость духа. Лошадь чувствует, если человек чего-то боится, хитри или хочет сделать что-то плохое. Поэтому я это путешествие рассматриваю как испытание для себя», - заявил Никита Греци.

Далее Никита продемонстрировал предварительные варианты маршрута на карте. Он будет пролегать от Магадана в Якутск, далее на Байкал, Иркутск, Алтай, а оттуда – либо в Москву, либо в Казахстан, и уже дальше в Европу. Старт путешествию намечен в январе 2021 года. Прохождение маршрута может занять от полутора лет и более. Затем участники пресс-конференция перешли к обсуждению проекта.



Свои рекомендации дал коневод-практик, кандидат сельскохозяйственных наук, председатель СПК «Тонор» (Оймяконский улус) Николай Винокуров. По его мнению, в группе путешественников обязательно должен быть человек, умеющий обращаться с якутскими лошадьми.


«Вот вы лошадей подковывать будете или нет? Потому что для передвижения по болотистой местности подковы не подходят. Но в то же время если по дорогам идти, то без подков нельзя – незащищенные копыта такой нагрузки не выдержат. И это хорошо, что вы не ставите себе цель поставить рекорд и пройти его быстро – это гуманное отношение к лошадям. Я считаю, что вам будет нелишне взять в команду напарника из местных, умеющего обращаться с якутскими лошадьми. Поскольку они своенравны и без должного присмотра могут попросту сбежать», - отметил коневод Николай Винокуров.

Приглашенный на пресс-конференцию заместитель председателя правительства Якутии Денис Белозеров одобрил идею. При этом отметил необходимость определения конкретных моментов, в которых правительство республики может оказать содействие проекту.


«Из всей протяженности маршрута – 15 тысяч километров, участок, проходящий через Якутию, занимает порядка трёх тысяч километров. Это одна пятая маршрута. За то, что будет во время прохода через республику, у меня беспокойства нет. А вот уже за пределами республики чем мы можем помочь? Здесь напрашивается мысль о создании некого штаба по сопровождению маршрута, в котором бы не только отслеживали перемещение группы, но и координировали какие-то сопутствующие мероприятия. Правительство готово поддержать эту инициативу и здесь даже в том числе финансово. Но нам нужно четкое понимание, в чем именно нужна поддержка», - были слова зампреда Белозерова.

Принявший участие в пресс-конференции вице-спикер Госсобрания Ил Тумэн Александр Жирков увидел в задумке историческую связь с прошлым Якутии.


«Хорошая идея – это уже половина дела. Мне она очень она понравилось – например, то, как расставлены акценты в путешествии, где самый сложный этап пролегает через нашу республику. Но это преодолимая задача. Кроме этого, в прошлом примерно тем же маршрутом проходили сотни раз якутские купцы. Все грузы на Камчатку и до побережья Охотского моря проходили через Якутию и на якутских лошадях. С 17-го века и до начала 20-го века они доставляли груз на побережье, а потом возвращались с подарками для родных домой», - подчеркнул Александр Жирков.

В плане финансовых вложений в проект свои личные средства пожертвовал Никита Греци. Ему помог Егор Макаров. Кроме этого, в настоящее время идут переговоры с потенциальными спонсорами. И уже есть первый успех – проектом заинтересовался известный производитель наручных часов. Он готов профинансировать конное путешествие для продвижения своего бренда. Однако, по общему мнению Никиты Греци и Егора Макарова, если проект будет полностью отдан на откуп спонсорам, то весь пиар-эффект сведется к рекламе их продукции. Но при этом не будет выполнена основная задумка – продвижение имиджа Якутии, культуры народа саха и уникальной якутской лошади в мире.


«Если, предположим, конное путешествие будут снимать «National Geographi»c, то они будут снимать фильм, так, как они это видят. Они могут вообще свести все внимание только на лошадь. А ведь мы хотим, чтоб узнали про наш суровый край. Про нас, про наши традиции. И это могут сделать наши люди, ведь у нас есть свои собственные замечательные режиссеры и операторы. Через них мы можем рассказать и показать себя в полной мере», - выразил мнение Егор Макаров.



В ходе дискуссии организаторам проекта и представителям правительства и Госсобрания (Ил Тумэн) было предложено использовать конное путешествие как площадку для продвижения якутской сувенирной продукции и туристических услуг. А также содействовать в организации широкого освещения путешествия в федеральных и зарубежных СМИ. Зампред правительства Денис Белозеров согласился включиться в обсуждение организационных моментов с привлечением отраслевых республиканских министерств по предпринимательству, туризму и внешним связям. А ведущий Вечера Дмитрий Ядрихинский подытожил встречу словами: «Это путешествие должно затмить собой поход Саши Шамана».

Читайте также: