Анималотерапия как средство социальной адаптации детей-аутистов

Обновлено: 20.09.2024

Человек, который страдает аутизмом часто имеет проблемы общения и взаимодействия с другими людьми; его интересы, действия и навыки игры оказываются ограничены. Трудотерапия может помочь людям с аутизмом развить эти навыки у себя дома и в школе.

Какова роль трудотерапии в лечении аутизма

Профессиональные терапевты изучат человеческий рост и развитие и взаимодействие человека с окружающей средой через его опыт повседневной деятельности. Они являются экспертами в области социальных, эмоциональных и физиологических эффектов болезней и травм. Это знание помогает им обучать навыкам для самостоятельной жизни у людей с аутизмом и другими нарушениями развития личности.

Терапевты аутизма работают как часть команды, которая включает в себя родителей, учителей и других специалистов. Они помогают установить конкретные цели для человека с аутизмом. Эти цели часто включают социальное взаимодействие, поведение и производительность в коллективе.

Профессиональные терапевты могут помочь по двум основным направлениям: оценка и терапия.

Трудотерапия и оценка аутизма

Терапевт изучает детей, чтобы убедиться, что они могут выполнять задачи, которые они должны делать в их возрасте - одеваться или играть, например. Иногда, терапевт получит видеозапись того, как ведет себя ребенок в течение дня, он оценит как аутист взаимодействует со своей окружающей среды для того, чтобы лучше оценить вид помощи, в котором нуждается ребенок. Терапевт может заметить такие симптомы аутизма:

Концентрации внимания и выносливости

Переход к новым видам деятельности

Игровые навыки

Потребность в личном пространстве

Ответы на прикосновение или другие виды стимулов

Моторные навыки, такие как поза, баланс, или манипуляции малыми объектами

Агрессия или другие виды поведения

Взаимодействия между ребенком и воспитателем

Как трудотерапия помогает человеку с аутизмом

После того, как профессиональный врач собрал информацию, он может разработать программу для вашего ребенка. На самом деле нет ни одной идеально программы лечения. Но в начале, структурированный, индивидуальный уход, работает лучше всего.

Трудотерапия может объединить различные стратегии. Они могут помогать вашему ребенку лучше реагировать на его или ее окружающую среду. Эти стратегии трудотерапии включают в себя:

Физические нагрузки, такие как нанизывание бусинок или решение головоломок, чтобы помочь ребенку развить координацию и его осведомленность о собственном теле.

Игровая деятельность, чтобы помочь со взаимодействием и коммуникацией

Развивающие мероприятия, такие как чистка зубов и расчесывание волос

Адаптивные стратегии, в том числе борьба с переходами

трудотерапия для аутиста

Каковы преимущества трудотерапии для лечения аутизма

Общая цель трудотерапии в том, чтобы помочь человеку с аутизмом улучшить его или ее качество жизни в семье, школе, в обществе. Терапевт помогает овладеть, сохранить и улучшить навыки, которые делают людей с аутизмом как можно более независимыми.

Вот некоторые из навыков, которые может поощрять трудотерапия аутистов:

Навыки повседневной жизни, такие как приучение к туалету, одевание, чистка зубов и причесывание

Проворство, необходимое для рисования, аппликации, аригами и резки ножницами

Валовая моторика, используемая для прогулок, подъема по лестнице или езде на велосипеде

Навыки сидение, осанки или восприятия - различия между цветами, формы и размеров

Осознание своего тела и его отношение к другим

Визуальные навыки чтения и письма

Навки самостоятельно занимать себя играми, самопомощь, решение проблем, связь и социальные навыки

В ходе работы над развитием этих навыков во время трудотерапии, ребенок с аутизмом может быть в состоянии:

Выработать более взрослое отношение к жизни

Стать ближе к сверстникам

Научиться фокусироваться на задачах

Научиться задерживать удовлетворение

Выражать чувств более подходящим способом

Участвовать в игре со сверстниками

Узнать методы саморегулирования

утяжеляющий жилет

Что такое сенсорная интеграционная терапия

Возможно, вы много слышали о сенсорной терапии интеграции. Это потому, что некоторые исследователи считают, что 8 из 10 детей с аутизмом имеют проблемы в переработке сенсорной информации. Например, они не могут отфильтровывать посторонние шумы. Другие признаки проблем с обработкой включают в себя:

Проблемы с балансом

Проблемы с положения тела в пространстве

Сверхчувствительность на ощупь и ощущение некоторых видов одежды - например, некоторых аутистов просто бесят швы у носков

При аутизме, социальные, поведенческие, или проблемы внимания могут быть отчасти результатом этих сенсорных проблем. Хотя необходимы дополнительные исследования, уже ясно, что трудовая терапия аутистов может помочь с сенсорной интеграцией и некоторых соответствующих поведенческих проблем. Исследования показывают, что сенсорная интеграция менее полезна в улучшении успеваемости.

Примеры сенсорной интеграционной терапии включают в себя:

Массаж специальной щеткой или глубокий массаж руками

Сжатие локтей и коленей

Отдых на качелях

Трогание различных на ощупь предметов

Езда на велосипеде, самокате

Ношение утяжеляющего жилета

Где можно получить консультацию по поводу трудовой терапии аутиста? Вы можете обратиться в региональный Департамент здравоохраннеия, где есть информация о том, какие центры организуют работу с аутистами, а также разъяснят, на какие медицинские услуги вы можете рассчитывать в рамках вашей медицинской страховки. К сожалению, сегодня аутизм в России, правильный уход и забота об аутисте, это достаточное дорогие вещи. Посетите наш форум про аутизм, где люди с подобными проблемами, как у вас, поделятся информацией, которая в свое время п омогла им.

В статье рассматриваются результаты анималотерапевтического воздействия в комплексной коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП). Проводится сравнение эффективности использования иппои канистерапии в работе с детьми с ДЦП и имеющими поражение ЦНС. Выделяются составляющие социально-психологической адаптации , которые будут меняться в ходе иппои канистерапии. Автор приходит к выводу, что анимолотерапия повышает социально-психологическую активность детей с ООП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль анималотерапии в социально-психологической адаптации детей с особыми образовательными потребностями»

Доцент кафедры общей психологии, к.биол.н., Астраханский государственный

РОЛЬ АНИМАЛОТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье рассматриваются результаты анималотерапевтического воздействия в комплексной коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП). Проводится сравнение эффективности использования иппо- и канистерапии в работе с детьми с ДЦП и имеющими поражение ЦНС. Выделяются составляющие социально-психологической адаптации, которые будут меняться в ходе иппо- и канистерапии. Автор приходит к выводу, что анимолотерапия повышает социально-психологическую активность детей с ООП.

Ключевые слова: анималотерапия, адаптация, социальные связи. Keywords: animaltherapy, adaptation, communal bonds.

Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) отражают традиционную для отечественной психологии понимание ребенка с нарушениями в развитии, как ребенка, нуждающегося в особых путях достижения задач их культурного развития [1]. Трудности в социально - психологической адаптации могут привести к неспособности ребенка соответствовать нормативным требованиям общества, достигать определенного уровня успешности в профессиональной деятельности. Следовательно, необходим поиск эффективных средств, помогающих адаптации детей с особыми образовательными потребностями для увеличения уровня их социальной активности.

Одним из возможных методов социально - психологической адаптации в работе с такими детьми является анималотерапия - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. В своем исследовании мы использовали иппо- и канистерапии, которые предполагают наличие трех главных фигур -пациента, лошади (собаки) и педагога - инструктора. Иппотерапевт (канистерапевт) воздействует на пациента, пациент на лошадь (собаку), а те, в свою очередь, на пациента и терапевта. Все это позволяет реализовать активность детей в решении их проблем и превращает детей из объекта воздействия в субъект, что является важным фактором для социальной, психологической и физической адаптации ребенка. Такой подход реализуется в рамках культурно - исторической концепции Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития - сотрудничестве ребенка со взрослым через анималотерапию, теории отношений В.М. Мясищева, которая рассматривает личность, как систему отношений с миром, людьми и самим собой.

Исследование анималотерапевтического воздействия проходило в течении двух лет [2]. В исследовании принимали участие дети с ДЦП из школы - интерната № 6 седьмого вида и пациенты детской городской клинической больницы №2 с нарушениями ЦНС. Работа велась поэтапно в микрогруппах по 2-3 человека. Предположили, что анималотерапия будет способствовать успешной адаптации детей с ООП. Это будет выражаться в снижении уровня тревожности, агрессивности, адекватной самооценке, желании общаться с окружающими.

Для диагностики психических состояний использовались следующие методики: методика Спилберга - Ханина; тест Вагнера «Рука Вагнера»; тест Дембо - Рубинштейн; тест многомерной психологической диагностики детской тревожности (институт им. В.В.

Бехтерева), шкалы: общая тревожность, тревога, связанная с оценкой окружающих; тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; снижение психической активности, обусловленное тревогой; повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой.

Исследование начали с использования иппотерапии для детей с ДЦП ^80.0). Не у всех пациентов с первого дня работы появилось желание заниматься лечебной верховой ездой. Было отмечено, что дети 7-11 лет к лечебной верховой езде адаптировались быстрее. Главный страх, который они испытывали - это страх высоты. Дети от 12 до 16 лет испытывали страх показаться неловкими со стороны, им казалось важным, как они выглядели верхом, поэтому были напряжены, быстро уставали и адаптировались к верховой езде только после нескольких занятий.

себе», что, в свою очередь связано с небольшой выборкой испытуемых. Тем не менее, есть основание говорить о том, что занятия по иппотерапии повышают самооценку испытуемых, что, в свою очередь, приводит к снижению уровней личностной и общей тревожности.

Для определения самооценки использовали тест Дембо-Рубинштейн. Самооценка детей в ходе обычного лечения не менялась, кроме показателя здоровья. Этот показатель находится в пределах статистической значимости р< 0,05, при 7,5. Возможно, после лечения дети ощущают себя более здоровыми, чем до лечения. Этот показатель вырос и у детей экспериментальных групп, поэтому сложно оценить вклад анималотерапии в его изменение. Если сравнивать показатели самооценки после анималотерпевтичеого

воздействия, то обращает на себя внимание тот факт, что самооценка испытуемых повышается по четырем показателям - авторитетность, внешность, уверенность в себе, умелые руки после иппотерапии и по показателям - уверенность в себе, внешность, умелые руки после канистерапии. После комплекса канис- и иппотерапии достоверно изменились показатели «внешность», «умелые руки», «уверенность в себе» при р< 0,01 (td > tst; при td= 3,3), показатели по другим шкалам также снизились, но не достигли порога статистической значимости.

Для детей с нарушениями ЦНС одинаково значимо работать как с лошадью, так и с собакой. Исследуемые показатели изменяются практически одинаково при канис- и иппотерапии.

Таким образом, исследование показало, что анималотерапия можно отнести к методам, положительно влияющих на социально-психологическую адаптацию детей с ООП через снижение уровней тревожности, повышение самооценки, снижение агрессивности, желание общаться с окружающими. Это влияние неоднозначно и зависит от характера заболевания.

2. О.А. Камнева Развитие адаптационного потенциала детей с церебральным параличом методом иппотерапии. // Развитие адаптационного потенциала личности в условиях современной России и изменяющегося мира: Материалы Международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2010г./ Астраханский государственный университет. - Астрахань, 2010. - С.156-158


На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья людей одна из главных стратегических задач развития страны. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Главным психологическим новообразованием в данном возрасте является начало произвольности психических процессов и формирование психологической готовности к последующему обучению в школе. В связи с этим уделяется повышенное внимание формированию психоэмоционального здоровья дошкольника. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Среди многочисленных методов и средств укрепления психологического здоровья и эмоциональной стабильности воспитанников дошкольных учреждений ведущее место занимают современные здоровьесберегающие технологии, включающие игротерапию, сказкотерапию, куклотерапию, пескотерапию, музыкотерапию, арттерапию, анималотерапию и пр. Применение перечисленных типов психокоррекционной работы оказывают положительное воздействие на психическое и эмоциональное развитие ребенка-дошкольника [3, c. 16].

Анималотерапия (зоотерапия, пет-терапия) выступает в качестве современного эффективного метода психотерапевтической и психокоррекционной работы, реализуемого средствами взаимодействия человека и животного. Данный вид психотерапевтической работы находится на стыке различных научных областей: психотерапия, психология, психофизиология, медицина. Является междисциплинарным научным звеном, способным оказывать воздействие на личность, как коррекционного, так и развивающего характера, совершенствуя личность человека на различных возрастных этапах и преследуя различные цели. Предназначен для реализации в процессе осуществления медико-психологической и социально-психологической работы.

Актуальность и эффективность реализации данной проблематики, а также определение ее целей и задач и особенностей внедрения исследуется сегодня многими отечественными авторами: Л.В. Смоловой, А.Н. Липовым, Е.И. Бугаевой и пр. Первоначально метод анималотерапии как средства коррекции проблем психологического характера предложил канадский детский психиатр Б. Левинсон, использующий в терапевтических целях на первоначальном этапе собственную собаку. Результаты наблюдений исследователя за детьми в процессе общения с животным позволили констатировать обеспечение ребенку чувства безопасности, преодоление определенных трудностей у необщительных, скованных и замкнутых детей-аутистов [6, c. 41].

На современном этапе анималотерапия весьма распространена, как в России, так и за рубежом. На территории США, Канады, франции и Великобритарии приобретают популярность организации, осуществляющие психотерапевтическую помощь посредством общения людей с животными. В России же отечесьтвенный исследователем Н.Л. Княжевой разработана программа анималотерапевтической направленности «Ребята и зверята», рекомендованная к применению в работе с детьми, испытывающими трудности адаптации и общении, а также испытывающими проявления страхов. Замкнутости, чувства одиночества и агрессивности.

Опыт существующей практической работы позволяет утверждать, что общение с представителями животного мира и выдаваемый ими «кредит доверия» существенно облегчает процесс осознания и принятия ребенком себя как личности. Уход за животным-компаньоном, общение и игра с ним способствует приобретению нового социального опыта и поведения, которые впоследствии с успехом переносятся в другие жизненные ситуации.

Сегодня выделяются разнообразные направления анималотерапии: иппотерапия (психотерапевтическая работа во взаимодействии с лошадьми), канистерапия (работа во взаимодействии с собаками), дельфинотерапия (работа во взаимодействии с дельфинами), фелинотерапия (работа во взаимодействии с кошками) [5, c. 22].

Авторами отмечается существенная роль анималотерапии в процессе коррекции проблем социальной адаптации детей с разнообразными особенностями и отклонениями в развитии: ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, синдром СДВГ. С не меньшей эффективностью данный метод применяется и в работе с нормально развивающими детьми в процессе их адаптации к ДОО, развития эмпатии, эмоциональной отзывчивости, стабилизации поведенческих реакций и т.д.

Теоретическое обоснование применения данного метода связывается исследователями с его функциональными особенностями: Взаимодействие с животным-компаньоном способствует снятию стресса, выравниванию работы нервной системы, коррекции психики в целом, реализуя психофизиологическую функцию метода. Общение ребенка с животным существенно влияет на развитие коммуникативных навыков и гармонизацию межличностных взаимоотношений, реализуя психотерапевтическую функцию. Возникновение постоянных контактов с животным в этой связи выступает в качестве дополнительного канала взаимодействия человека с социумом и окружающим миром, параллельно осуществляя его психическую и социальную реабилитацию. В этом заключается реабилитационная функция анималотерапии. Также посредством анималотерапии реализуется и функция удовлетворения потребностей человека в собственной компетентности, поскольку данная потребность, выражающаяся в формуле «я могу», выступает в качестве важнейшей потребности человека. Не менее значима для человека и потребность в возможности реализации собственного внутреннего потенциала личности и потребность «быть значимым» - в этом состоит функция самореализации метода анималотерапии. Однако, основной функцией данного метода по праву считается функция общения, поскольку реализация анималотерапии позволяет ребенку взаимодействовать с партнером-животным, развивая коммуникативные навыки и знания [1, c. 42].

Направленная анималотерапия предполагает использование в психотерапевтической и психокоррекционной практике различных подготовленных животных, не менее успешно может использоваться работа с образами животных. Соответственно отданным предпочтениям определенному животному выделяются фелинотерапия, канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия и др.

Следует учитывать, что использование метода анималотерапии в работе с детьми предполагает и возможность возникновения определенных рисков, выражающихся в проявлении аллергических реакций. Следовательно, подобная работа может осуществляться только с участием здоровых животных. При этом, обязательным является и предварительное согласование с родителями и медицинским работником ДОО участия ребенка в терапии. С учетом возможных рисков отметим, что благотворно воздействовать на психическое развитие и здоровье ребенка способно не только само животное, но и его образ, формируемый в ходе занятий. В этой связи сегодня в ходе терапевтической деятельности в данном направлении активно применяется заместительная терапия. В ходе специально организованного проектирования синестезического характера с подключением всех возможных анализаторов дети создают разнообразные мыслеобразы животного, а также возможно использование животных-игрушек, животных-кукол и пр. [4, c. 29]

Игры с животными-компаньонами, уход за ними, их дрессировка или тренировка, а также применение метода зрительного созерцания, воспоминаний, воссоздания образов и пр. вызывает у детей, как правило, положительные эмоции и умиротворение. Регулярное организованное взаимодействие с животными положительно влияет на развитие внимания, настойчивости, познавательной активности, стабилизацию психоэмоционального состояния детей. Также в процессе занятия стимулируется вербальная и невербальная активность, констатируется изменение поведенческих реакций в лучшую сторону. С этой целью предметно-развивающая среда детского сада должна быть оборудована живым уголком, обитатели которого способны «составить компанию» дошкольникам в совместной деятельности. Проводя время в живом уголке, дети имеют возможность наблюдать за животными, анализировать особенности их образа жизни и повадки, устанавливать различия и сходства в потребностях животного и человека.

При выборе животных, с которыми наиболее эффективно будет осуществляться общение детей, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников и повадки животного. Необходимо предварительно выяснить, каким образом животное реагирует на нового человека, поскольку агрессивные проявления со стороны животного могут нанести психологический и физический вред ребенку. Использование в процессе анималотерапии различных животных преследует разные функции, поэтому к выбору животного следует относиться очень серьезно [2, c. 16].

Кошки. Общение с данным животным удовлетворяет потребность ребенка в телесном контакте, снимают проявления агрессивности, нормализуют функционирование нервной системы и сердечно-сосудистой.

Лошади. Способствуют противодействию различных двигательных нарушений, снимая отрицательное влияние гипокинезии, которая обусловлена течением болезни. Способствуют развитию физической активности, совершенствованию нарушенных функций организма; улучшению и восстановлению утраченных во время болезни навыков. Обеспечивают профессиональную реабилитацию, формируя новые или восстанавливая утраченные двигательные навыки.

Собаки. Общение с данным животным кровяное давление. В работе с детьми с неустойчивой или травмированной корректируются негативные формы поведения, снижается уровень тревожности и страхов и пр. Данный вид терапии рекомендуется детям с СДВГ.

Разведение рыбок. Рекомендовано при нейродермите (наблюдение за поведением рыбок притупляет зуд кожи); бронхиальной астми и простуде, истерии, эпилепсии.

Птицы. Общение с ними показано при наличии сердечно-сосудистых заболеваний; избавляют ребенка от меланхолии депрессивного состояния, хандры.

Дельфинотерапия. Способствует избавлению ребенка от невротических состояний. Рекомендована детям с синдромом Дауна и других генетических заболеваний; при наличии синдрома минимальной мозговой дисфункции; СДВГ, ДЦП, заболеваниях аутистического спектра, расстройствах памяти и пр. [5, c. 23]

Таким образом, анималотерапия допускает проведение работы с самыми разнообразными животными, что позволяет удовлетворять потребности и нужды в общении любого дошкольника, даже в случае каких-либо противопоказаний.

Животные в качестве источника интереса для ребенка могут использоваться и как отвлекающий фактор, снижающий напряжение в различных стрессовых ситуациях. Особенности основной части занятия по анималотерапии заключаются в учете психоэмоционального состояния ребенка и построения на его основе различных композиционных аспектов занятия. Занятие может носить структурный характер: иметь четкий, предварительно разработанный план, учитывающий необходимое время для проведения запланированных упражнений и переходов от одного к другому. Процессуальный характер занятия позволяет отслеживать непосредственно процесс самовыражения ребенка, отвечать на возникающие у детей вопросы, уделяя основное внимание особенностям межличностного взаимодействия в группе детей.

Важной составляющей частью занятия по анималотерапии является использование музыкального сопровождения, которое выступает в качестве связующей нити, соединяющей меняющиеся эмоциональные состояния детей в процессе занятия, и способствует адекватному выбору модели поведенческого реагирования. Музыкальные композиции должны выбираться осознанно, соответствовать целям и задачам применяемых упражнений. Отметим, что выполнение разных заданий не следует сопровождать разными музыкальными композициями, повтор музыкальной композиции более целесообразно использовать с целью установки «якоря» или подчеркивания, запуская определенное эмоциональное состояние [3, c. 19].

Применение элементов ритуализации и экспромта также признается важным аспектом анималотерапевтического процесса. Занятия могут быть двух видов [4, c. 31]:

  • с повторяющимися типами заданий, выступающих в качестве «якоря» и выполняющих функции научения, закрепляя измененные модели поведения,
  • занятия, в ходе которых занятия не повторяются (этюды, экспромты). Позволяют детям осуществлять самостоятельное проектирование и проигрывание новых способов эмоционального (невербального и вербального) и поведенческого реагирования.

Рассмотрим особенности работы с образами животных. Реализация подобного занятия предполагает поэтапное следование установленному плану [1, c. 44]:

  • Организационный этап создания группы, выбор животного методом обсуждения. На данном этапе детям задается направление предстоящей работы, сообщаются правила поведения в группе. Приветствуется проведение игры-знакомства и приветствия. Также данный этап включает проведение беседы в свободной форме о животных, которых предпочитают дети, беседа завершается выбором животного для проведения занятия.
  • Трансформация в образ выбранного животного – изготовление атрибутов образа выбранного животного (хвост, ушки, использование масок, роспись лиц детей с применением техники аквагрима).
  • Актуализация имеющегося опыта в контексте контакта с животным. Подразумевает выявление имеющегося опыта взаимодействия с выбранным животным.
  • Накопление нового опыта в образе выбранного животного. Посредством применения элементов психодрамы, телесноориентированной терапии и этюдов-драматизаций происходит накопление знаний об особенностях поведения животного, имитация его повадок и поведения (психогимнастические упражнения).
  • Этап развоплощения подразумевает проведение ритуала развоплощения (выход из образа)
  • Перенос полученного опыта в естественную поведенческую среду. Проведение отсроченной беседы с дошкольниками о пользе опыта общения с животными для жизни людей. Реализация данного этапа может проводиться в форме домашнего задания.
  • Этап отреагирования. Выполнение творческих заданий: создание рисунка, задание «письмо любимому животному», выполнение коллажа или композиции из пластилина по теме занятия.
  • Ритуал завершения. Предполагает выполнение медитативных упражнений. Подразумевает выявление эмоционального состояния детей после занятия. Результативность воздействия целесообразно посредством проведения психодиагностических методик.

Применение данной технологии в ходе учебно-воспитательного процесса ДОО и целенаправленной психокоррекционной работы, по данным Г.В. Антошиной, позволяет отметить: существенное снижение количества проявлений агрессивного поведения у детей, стабильный постепенный рост уверенности дошкольников в себе и собственных силах, повышение уровня самооценки, динамику развития познавательной активности и познавательных потребностей, сохранение позитивного эмоционального настроя на протяжении длительного времени. Родителями же отмечается положительная поведенческая динамика стабильного продолжительного характера.

Таким образом, представленный метод анималотерапии является достаточно эффективным инструментом психокоррекционной работы в контексте разрешения трудностей психоэмоционального характера у детей дошкольного возраста и их психического развития. Применение данного метода рекомендовано к использованию педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений.

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. Аутизм - это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Дети с ранним аутизмом представляют весьма специфичную группу. У них наблюдаются расстройство процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Следует отметить, что для аутизмахарактерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, внимания, моторики, памяти, речи. Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. По статистике глубокий аутизм встречается у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

У детей присутствует боязнь, страх любых изменений окружения и среды. Подобные реакции возникают на не так, как обычно, надетую одежду, на новую пищу, на присутствие незнакомого человека, на перестановку мебели, смену места для сна.

У детей грубо нарушено социальное развитие. Они избегают прямого (глаза в глаза) контакта. Обычно стремятся уйти от контакта с окружающими людьми, переносят лишь малые дозы прикосновений, поглаживаний, отказываются от коллективной игры. Предпочитают индивидуальную игру в уединении

Очень трудно у данных детей определить уровень интеллекта. Некоторые имеют значительный запас знаний в отдельных областях. Любят слушать чтение, особенно стихотворений. У них преобладает интерес к форме, цвету, размеру над образом в целом; больший интерес к изображенному предмету, чем к реальному. Они успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками. Проявляют интерес к знаковым системам, к тексту книги, букве, цифре, к другим обозначениям. Но, с другой стороны, у этих детей можно отметить непонимание простых вещей, просьб, неспособность сосредоточиться, беспомощность в элементарном быту, самообслуживании, трудности обучения навыкам, отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Для данных детей свойственно отставание в развитии речи. Этот недостаток они не пытаются компенсировать жестами, мимикой. Научить их говорить правильно очень трудно.

Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов.

За время пребывания в детском саду этих детей необходимо применять отработанные методики. Изучаем литературу по данному вопросу. Апробировать некоторые методики,такие как: «Развитие речи у аутичных детей» Л. Г. Нуриевой, «Психокоррекционная работа с аутичными детьми» Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной. Использовать в работе рекомендации О. С. Никольской.

Коррекционную работу с аутичными детьми необходимо строить на основе знаний закономерностей развития детей-аутистов и комплексно: при участии психоневролога, психолога, логопеда, дефектолога, музыкального работника, инструктора по физкультурной работе, родителей. Работа специалистов должна проходить по одной программе, которая в течение года корректируется.Все специалисты совместными усилиями должны добиватся общей цели: помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Главная задача, которую необходимо перед собой ставить, - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для того чтобы понять с чего начинать коррекционную работу, необходимо определить ведущие направления.

Выбор направления зависит от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо обучить его, в первую очередь, навыкам самообслуживания, в другом - провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. При этом всегда нужно помнить о пяти «не»:

- не говорить громко;

-не делать резких движений;

-не смотреть пристально в глаза ребёнку;

-не обращаться прямо к ребёнку;

-не быть слишком активным и навязчивым.

Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребёнка посредством игры. Например, ребёнок машет руками - взрослый организует игру «бабочки летят»; ребёнок бегает по кругу - игра «догоню».

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда,когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Во время занятия физкультурой им не понятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Чтобы их деятельность стала более осмысленной,мы в зале на полу раскладываем несколько игрушек и даем ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину, когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще одни круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок видит план своих действий, и становится более спокойным. Подобной осмысленности мы добиваемся при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в группе мы размещаем так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначены четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, схему «Обед» - в уголке для дежурного, в приемной вывешиваем схему выполнения распорядка дня. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь (эта методика разработана воспитателями детских садов Санкт-Петербурга). Недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не хочет повторять название, взрослый делает это сам).

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому в групповой комнате у нас размещено два зеркала на уровне глаз ребенка Время от времени воспитатель привлекает внимание ребенка к его отражению. Этот прием даёт положительные результаты.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия мы используем такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». На первых этапах работы с аутичными детьми мы предлагаем им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами. Каждую игру проигрываем не один раз. Во время игры постоянно проговариваем свои действия и действия ребенка. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов даёт свой результат - ребенок начинает включаться в общую деятельность.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия. Мы в буквальном, смысле «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш. Обязательно нужно хвалить ребенка за любой, даже, на наш взгляд, незначительный успех. Эта похвала повышает уверенность ребенка в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с ребенком более эффективным. Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые мы ему предлагаем, их ни в коем случае нельзя навязывать насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов. Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации детскому коллективу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Мы стараемся донести до них, что их детям нужна любовь, поддержка со стороны близких, стремление подчеркивать положительные черты их характера. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем.

В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.

Работая с аутичными детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. И чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза,но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться и адаптироваться к окружающему миру.

1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие - Москва. 2002.

2. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию - Москва. 2002.

3. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей - Москва. 2003.

4. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми - Москва. 2003.

Публикации по теме:

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Социальная активность «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Социальная акция — основа формирования отношения детей к общественной жизни Говорю. Предоставляю Вам опыт работы с детьми в области социально-нравственного воспитания, а так же нетрадиционную форму работы, где проведение.

Игровой тренинг для детей среднего дошкольного возраста «Социальная и психологическая самоценность дошкольного детства» СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Форма: игровой тренинг Участники: дети среднего дошкольного возраста Цель:.

Памятка родителям ребёнка с аутизмом Памятка родителям ребенка с аутизмом Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ВОСПИТАННИКОВ Лемберг Тамара.

Социальная адаптация ребёнка в детском саду Первый день ребёнка в детском саду - крайне важный социальный этап в жизни маленького человека. Это один из тех моментов, которые могут.

Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по.

Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»).

Автор: Шамберина Галина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БУЗ ВО "ПСДР им. И.Г. Менжулина"
Населённый пункт: г. Павловск Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: Анималотерапия, как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей
Раздел: дополнительное образование

«Анималотерапия, как

средство коррекции

эмоциональных нарушений

Педагог-психолог Шамберина Г.И.
1
Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия( от англ. animal- животное)- созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами. Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и покоя. Священные амулеты носили на теле, как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной - все это отчасти прообразы анималотерапевтических приемов. Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования страхов, агрессивности, чувства беспомощности и одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку. В 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой.. Древние греки примерно три тысячи лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами, и египтяне использовали животных (в основном кошек) в тех же целях. История анималотерапии - это развитие двух основных направлений: анималотерапии как самостоятельной технологии и анималотерапии как одной из составляющих процесса терапии. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапевтического процесса. Больные общались с ними, ухаживали за ними, и было отмечено положительное влияние подобных методов на поведение людей и эффективность лечения. В течение нескольких веков в других странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффект взаимодействия с животными 2
пациентов психиатрических клиник и приютов, после чего в США животные стали использоваться для психотерапевтической помощи в некоторых подобных учреждениях. Еще в царской России во всех учебных заведениях студенты и лицеисты на обязательных условиях работали с животными, что, было одним из основных факторов, оказывающих положительное влияние на характер и психику. Помните чудесный рассказ А.И. Куприна, где настоящий слон, приведенный из зверинца, «вылечил» больную девочку . После Второй Мировой войны американские врачи Красного креста заметили, что в госпиталях, где собакам не возбраняется гулять по территории, раненые стремились проводить с ними как можно больше времени. После проведенного исследования выяснилось, что и процесс выздоровления в таких учреждениях шел более успешно. Тогда же животные начали использоваться в домах престарелых и в тюрьмах. При этом отмечалось, что пожилые люди становились более активными, больше интересовались жизнью, а заключенные в тюрьмах проявляли меньшую жестокость Верховая езда в качестве одного из средств психотерапевтического воздействия использовалась и в динамической психиатрии по Аммону. В 1948 году Сэм Росс начал проект «Грин Чимниз». Он думал о совершенно обыкновенном интернате, в котором присутствие нескольких животных и птиц помогало бы создать психологически комфортную атмосферу. С годами скромная затея переросла во всемирно известную программу долгосрочной терапии для плохо обеспеченных детей из трудных семей. Как самостоятельный метод анималотерапия начинает приобретать популярность со второй половины двадцатого века. Так, пионером этого метода считается Борис Левинсон, канадский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году. Основываясь на собственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, он сделал вывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами, обеспечивает ребенку чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс. Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом, шизофренией. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основного компонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать с реальностью. Примерно в это же время, в 1972 году, исследуя то, как общение с животными 3
влияет на психическое и физическое состояние людей, пропагандисты анималотерапии в США супруги Корсоновы из Огайо, физиологи высшей нервной деятельности, доказали, что домашние животные, прежде всего собаки и кошки, улучшают когнитивные (познавательные) функции Несколько позже, в 1978 году, доктор Дэвид Натансон начал исследовать эффект дельфинотерапии в лечении детей-инвалидов в океанариуме Флориды. Он разработал серию экспериментов с участием дельфинов в обучении детей с синдромом Дауна. Затем на Кубе с помощью дельфинотерапии начали лечить ДЦП и аутизм, в Тунисе в отелях появились кошки, которые должны были способствовать снятию стрессов и уменьшению тревожности, во Франции кошки стали служить средством создания комфортной психологической обстановки в офисах и магазинах. В настоящее время анималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США, Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занимались оказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, Анималотерапию сегодня называют по большей части активной или вспомогательной лечебной терапией, этому был посвящен даже отдельный семинар в апреле 1997 года на базе Пражского психологического центра. Широкая программа анималотерапии используется в самой крупной в США частной психиатрической лечебнице. Здесь работают шестнадцать собак самых разных пород. В Японии Министерство здравоохранения и социального обеспечения разработало научную программу по определению эффекта, который оказывают животные на процесс реабилитации больных, в частности детей,. . Исследования показывают, что даже присутствие или посещение животного может помочь ребенку или взрослому в стрессовой ситуации. Р. Фридман в 1983 году обнаружил снижение артериального давления у детей, когда собака присутствовала во время выполнения стрессового задания. Позже Р. Уэллс выявил, что присутствие собаки во время потенциально болезненных медицинских процедур снижает физиологический и психологический уровни дистресса у хронически больных детей. Такие же исследования проводились и с взрослыми. А. Катчер выявил снижение артериального давления во время наблюдения за аквариумными рыбками 4
А. Катчер и Ф. Уилкинс обнаружили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии были более спокойны, менее возбудимы и агрессивны, лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и были способны управлять своим поведением. Есть и в России некоторый опыт анималотерапии. Детский психоневролог Б.З. Драпкин в руководимом им психиатрическом стационаре устроил целый зоопарк, в котором был даже ослик. Драпкин заметил, что радость постоянного общения с животными значительно повышает психотерапевтический и сугубо лечебный эффект. В Москве и Санкт- Петербурге энтузиасты со своими собаками и кошками приходят в больницы к безнадежно больным и старикам. Московские ученые Альберт Родионов и Константин Ставицкий представили на уже упомянутой конференции в Женеве доклад "Роль домашних животных в структуре современной семьи и воспитании подростка". В мурманском океанариуме арктические тюлени и морские зайцы участвуют в лечебной программе. Их пациенты - дети с проблемами в эмоциональной сфере и страдающие ранним детским аутизмом.. В Москве дельфинотерапией занимается «Утришский дельфинарий». Существует подобная программа и в Севастополе (руководитель - Л.Лукина). Проведенные исследования показали, что дельфинотерапия способствует улучшениям при неврозах и ДЦП (примерно в 45% случаев). Н.Л. Кряжева разработала программу психокоррекции «Ребята и зверята», предназначенную для работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации и общении, проблемы которых - страхи, замкнутость, чувство одиночества, неадекватная самооценка, агрессивность.. Интересен опыт детского сада для детей с задержкой психического развития в городе Ярославле. Там есть группа, в которую ежедневно приводят пони. Дети ездят на лошадке на свежем воздухе. У них развиваются и координация, и память, и внимание. Уже 10 лет используется анималотерапия в нашем санатории. Программа носит название « Кто в тереме живет». Она направлена на снятие эмоционального напряжения в период адаптации к санаторному режиму, коррекции межличностных отношений у детей испытывающих трудности в общении, а также коррекции эмоциональных проблем, страхов, замкнутости, чувства одиночества и, неадекватной самооценки, агрессивности. Программа анималотерапии рассчитана на десять занятий .. Занятия проводятся в зооуголке, где имеются мягкие игрушки, а также большой аквариум и животные-крысы, мыши ,морские свинки, попугаи, кролики. 5
Каков же механизм воздействия анималотерапии на человека? Существует несколько подходов. Большинство современных врачей предполагают, что анималотерапия основана прежде всего на психологическом факторе, то есть на положительных эмоциях. Другие ученые противопоставляют им теорию, согласно которой в основе метода - взаимодействие биополей человека и животного.. Существует подход , основанный на телесно- ориентированной терапии.
Виды анималотерапии

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камнева О. А.

Использование канистерапии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями Роль анималотерапии в снижении уровня тревожности детей с детским церебральным параличом Анималотерапевтическая программа «Хвостатый лекарь» Анималотерапия как нетрадиционная форма двигательной активности детей с ОВЗ в рамках адаптивной физической культуры Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Читайте также: