Долгожительница ослицы из «Кавказской пленницы» имела капризный нрав

Обновлено: 18.09.2024

Картина «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» была придумана режиссером Леонидом Гайдаем после всесоюзного успеха его предыдущей ленты «Операция „Ы“», где рассказывалось о жизни честного и обаятельного студента Шурика. Сегодня «Кавказская пленница» по праву считается классикой советского кино, и зрители из года в год продолжают смеяться над знаменитыми сценами и фразами, хотя знают эту комедию наизусть.

Идея фильма пришла случайно и была основана на реальных событиях

Однажды режиссер Леонид Гайдай увидел в газете заметку о том, как на Кавказе влюбленный джигит украл девушку из родного дома. Этот старинный обычай так понравился Гайдаю, что он решил снять об этом комедию. Причем изначально фильм задумывался в 2 частях. Первая часть под названием «Кавказская пленница» должна была рассказать о студентке Нине, которую похитил местный начальник, а вторая — «Снежный человек» — была посвящена экспедиции в поисках йети в горах Кавказа. В итоге редколлегию привлекла только первая история.

Александр Демьяненко получил роль без проб

То, что главная роль достанется Александру Демьяненко, было очевидно с самого начала, ведь актер просто перешел в «Кавказскую пленницу» из «Операции „Ы“». А вот на первых пробах на роль Шурика Демьяненко обошел более 40 претендентов, среди которых были Андрей Миронов, Александр Збруев, Евгений Петросян и другие. Кстати, чтобы лучше вписаться в образ, Александр Демьяненко перекрасил волосы, так как по замыслу Шурик должен был быть блондином в очках.

Владимир Этуш хотел отказаться от съемок

Несмотря на то что роль товарища Саахова с самого начала была написана для Владимира Этуша, актер не хотел сниматься в этом амплуа. Дело в том, что ранее он уже сыграл «южного человека» в фильме «Время летних отпусков» и не хотел тиражировать этот образ. Однако Гайдай уговорил актера прийти на пробы, и в итоге Этуш согласился на работу.

Кстати, изначально фамилия героя была Охохов, но позднее выяснилось, что в Министерстве культуры работает сотрудник с точно такой же фамилией. Тогда ее заменили на «Саахов», но потом оказалось, среди чиновников на «Мосфильме» есть некий товарищ Сааков. Точку в споре о том, можно ли оставлять эту фамилию, поставила глава Минкультуры СССР Екатерина Фурцева. Она сказала так: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!»

Актрису на роль Нины искали дольше всех. В итоге утвердили Наталью Варлей, у которой даже не было актерского образования

В поисках нужного типажа Гайдай провел около 50 фотопроб. Среди претенденток были такие звезды, как Наталья Кустинская, Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, но режиссер не видел их в роли обаятельной студентки. Тогда ассистент режиссера вспомнила, что на Одесской киностудии снимается «хорошая цирковая девочка» Наталья. На тот момент 19-летняя Варлей действительно работала эквилибристкой в цирке. Вскоре ей направили телеграмму с просьбой «приехать на „Мосфильм“ на фото- и кинопробы», и она согласилась из чистого любопытства.

Во время проб режиссер спросил Варлей, может ли она сняться в купальнике, и она спокойно разделась перед камерами. Тогда вся съемочная группа удивилась и подумала, что девушка очень раскрепощенная, но они просто не учли, что для «цирковых» купальник — это рабочая одежда, можно сказать, униформа.

Позднее, отвечая на вопрос о том, зачем вообще нужно было раздевать главную героиню в кадре, Гайдай отвечал так: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская». Видимо, режиссер имел в виду, что красивая женская фигура в кадре всегда привлекает внимание зрителя.

Нину озвучивала не Наталья Варлей

Так как у Варлей не было опыта в озвучивании фильмов, Гайдай решил, что будет лучше, если за нее это сделает профессиональная актриса. В итоге голосом Нины стала Надежда Румянцева, а песню про медведей исполнила певица Аида Ведищева. Сама Наталья сказала только одну фразу за весь фильм: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!» Потом Варлей вспоминала, что ей не понравилась итоговая озвучка: «Я смотрела на себя на экране, говорящую совсем не юным голосом и поющую чужим, взрослым, голосом, и мне становилось плохо, потому что я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино».

Кстати, режиссер назвал главную героиню в честь своей супруги — актрисы Нины Гребешковой, которая сыграла в фильме эпизодическую роль врача психиатрической больницы.

Трио Труса, Балбеса и Бывалого распалось после съемок «Кавказской пленницы»

Кроме того, в обычной жизни Никулин, Вицин и Моргунов не очень ладили между собой, что тоже осложняло работу. В итоге в конце съемок Евгений Моргунов поссорился со всей съемочной группой и отказался сниматься дальше. Гайдаю пришлось вырезать часть его сцен, а в финале на общих планах Бывалого играет дублер.

Многие трюки в фильме были очень опасные

Поскольку Варлей была циркачкой, она отлично выполняла все трюки и в основном снималась без дублерши. Девушка водила 2 машины, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна на тонкой веревке со съемочного крана. Правда, эпизод, где Нина прыгает за Шуриком в горную реку, режиссер хотел снять с помощью дублера, так как не хотел рисковать актрисой.

Наняли девушку, которая сказала, что она мастер спорта по прыжкам в воду, но в воде она внезапно начала тонуть. Оказалось, что про свои спортивные достижения она соврала, чтобы засветиться в кино. В итоге Наталье Варлей пришлось самой прыгать в ледяную воду. Об этом эпизоде актриса рассказывала так: «Река брала начало в ледниках Кавказских гор. Температура в ней была, наверное, градусов 5-6. Дублей много, так что, когда мы с Шуриком сидим, стучим зубами от холода, надо сказать, стучали мы практически по-настоящему».

С этой же сценой связана другая неприятная ситуация. Когда Шурик упаковывался в спальный мешок и укатывался к речному обрыву, внизу его должны были ловить помощники режиссера. Однако в какой-то момент один из страховщиков замешкался и Александр Демьяненко оказался в неконтролируемом горном потоке. Причем камеры в этот момент были включены, поэтому в фильм попали те самые случайные кадры. К счастью, актера быстро выловили и он не пострадал.

В фильме было множество импровизаций и непредусмотренных сценарием шуток

Как вспоминают члены съемочной группы, Гайдай всегда поощрял экспромты актеров и даже установил такое правило: каждый, кто придумает какой-нибудь трюк или шутку, которые войдут в картину, получит бутылку шампанского. Якобы в итоге выиграл Никулин — у него было целых 24 бутылки, а Вицин был на последнем месте. Зато именно он стал автором знаменитой сцены, где Трус начинает биться в конвульсиях, стоя на дороге между Балбесом и Бывалым. Еще он придумал момент, когда его герой пугается платка, который уронила убегающая Нина.

А в сцене, где Нина должна была задорно смеяться, она это делает вполне искренне, потому что Никулин, Вицин и Моргунов решили ей помочь и во время съемки дружно задрали майки и стали чесать свои животы. В итоге хохотала вся съемочная группа.

Также изначально в фильме не было многих крылатых фраз, которые потом разошлись на цитаты. Например, в сценарии не было слов товарища Саахова «Шляпу сними», а также реплики Вицина: «Чей туфля? Ой, мое. Спасибо».

Во время съемок некоторых сцен режиссер прибегал к хитростям

Например, эпизод, где Никулин чешет себе пятку, не вставая с кровати, был снят с помощью карлика, который прятался под одеялом.

Знаменитую сцену со шприцем, когда санитар делает укол Бывалому, снимали так: брали крупным планом лицо Моргунова, а сзади между ног стояла табуретка, с которой сняли сиденье и положили вместо него обычную подушку. Этот эпизод придумал Никулин, и он же принес из цирка огромный шприц с французским названием «Жане».

Моргунов описывал этот момент так: «Семь раз мы снимали этот кусочек, я его боялся как огня. Под табуреткой лежал Никулин, на руке у него была перчатка. Как только игла входила в подушку до упора, Никулин по команде Гайдая хватал ее рукой и держал. Это он поворачивал шприц то влево, то вправо, словно он покачивается. А все думали, что Моргунову пронзили его толстый зад. »

Они снялись в множестве фильмов и на них смотрели миллионы зрителей.

Со своими ролями справились превосходно. Их помнят, любят.

Но вот только никто не выстраивается в очередь, чтобы взять у них интервью.

Про них не напишут в газетах, не снимут передачу.

И сегодня речь пойдет про ослицу Люсю.

Исправим историческую несправедливость.

Кадр из фильма "Кавказская пленница". Кадр из фильма "Кавказская пленница".

В 1966 году она снялась в " Кавказской пленнице ", фильме, который мы все прекрасно знаем и любим.

Так что, если вы думали, что ослик в фильме мужского рода, то вы ошибались.

Кадр из фильма "Кавказская пленница". Кадр из фильма "Кавказская пленница".

Говорят, что животное было упрямым. Когда нужно было идти - ослица стояла, а когда требовалось стоять - куда-то шла.

Фрагмент из фильма "Кавказская пленница". Фрагмент из фильма "Кавказская пленница".

Люся прожила долгую жизнь, целых 59 лет и снялась в "9 роте" и "Спецназе".

Вот она в "9 роте".

Кадр из фильма "9 рота". Кадр из фильма "9 рота".

Забавно, что животное сначала сыграло в советском фильме, а потом в современном российском.

Не каждый актер так может!

Между фильмами прошло около 30 лет, даже не верится. Люся смогла поработать с режиссерами разных эпох.

Кадр из фильма "Кавказская пленница". Кадр из фильма "Кавказская пленница".

А ведь на момент съемок в "Кавказской пленнице" ей было уже 18 лет.

Помните эту сцену, где Шурик и Эдик толкают Люсю.

Интересно, как это было снято?

Кадр из фильма "Кавказская пленница". Кадр из фильма "Кавказская пленница".

В этом фильме сыграло совсем другое животное.

Кадр из фильма "Кавказская пленница!". Кадр из фильма "Кавказская пленница!".

Кстати, кто-нибудь вообще задумывался, как так вышло, что в начале фильма Шурик едет на ослике.

Кадр из фильма "Кавказская пленница". Кадр из фильма "Кавказская пленница".

Почему он едет на ослике, где он вообще его взял?

Ваши версии?

Когда я писал статью, три месяца назад, то тщательно проверял источники. Всё указывало на то, что в фильмах снялась одна ослица, и зовут её Люся.

В комментариях написали, что это не так. Ослы не живут так долго и, вообще, не похожи.

Киноисторию про дружбу мальчика и кита Вилли у нас тоже очень любили. Красивый фильм, добрый. Да и кит-актер - редкость. В наших же картинах, пожалуй, только косатки и не снимались. Зато другая живность представлена в полном разнообразии - можно собственный звериный Голливуд собирать. Мы узнали, как сложились судьбы звездных зверей из любимых фильмов.

Косатке Кейко поставили памятник

Подходяшего трехтонного актера на роль Вилли продюсеры нашли в океанариуме Мексики и тем самым спасли от неминуемой гибели. Ведь условия содержания кита были никудышние.

Кейко оказался хорошим актером, и все же в некоторых сценах снимали роботизированного кита-дублера. Использовали и компьютерную графику. После премьеры объявили сбор пожертвований. Отклик был мощный: люди прислали порядка 20 млн. долларов. Деньги пошли на лечение Кейко и возвращение на свободу. В 1998 году на военно-транспортом самолете окрепшего кита доставили в Исландию , у берегов которой его выловили еще китенком рыбаки.

И выпустили в океан. Приспособиться к дикой жизни Кейко так и не смог, его продолжали кормить специальные смотрители. Но все же пять последних лет он прожил свободным. Умер Кейко от пневмонии в 27 лет. (В дикой природе косатки живут гораздо меньше.) На берегу фьорда возле города Халс ему поставили памятник. А фонд Кейко до сих пор помогает другим диким животным, попавшим в неволю.

Подходяшего трехтонного актера на роль Вилли продюсеры нашли в океанариуме Мексики

Ослица Люся снималась до пенсии

В среднем ослы живут 30-40 лет, а Люся оказалась настоящей долгожительницей. В 55, например, блистала на съемках сериала "Спецназ": лихо скакала по горам и совсем не боялась пиротехнических эффектов.

Ослица Люся снималась до пенсии Фото: кадр из фильма

Ослица Люся снималась до пенсии

Сеттер Степка умер от тоски

Режиссер пронзительного фильма "Белый Бим Черное ухо" Станислав Ростоцкий тщательно искал актера на главную собачью роль. Кастинг прошли два сеттера: Стив (по-простому Степка) и Денди. Денди был дублером и снялся всего в одной сцене: когда Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке. А все остальное - Степкина работа. Как и экранному Биму, Стиву тоже от жизни досталось. Хозяин держал пса ради заработка - сдавал в аренду. Киношникам, охотникам. Ростоцкому отдал питомца на полтора года, пока шли съемки, и ни разу за это время не навестил. Стив отчанно тосковал. У съемочной группы сердце разрывалось, и все старались хоть как-то подбодрить беднягу: кто колбаски даст, кто косточку. А Вячеслав Тихонов , сыгравший писателя Ивана Ивановича и хозяина Бима, настолько привязался к Степке, что гулял с ним, разговаривал, брал с собой на охоту. А много лет спустя приютил на своей даче дворняжку, в которой души не чаял. Назвал ее. Нет, не Бимом - Степкой. И тоже, увы, потерял.

Что до Стива, то бытует такая история. После "Бима" хозяин продолжил сдавать пса в аренду. Стив страдал. И однажды умер, в расцвете лет. Сердце не вынесло очередной разлуки с хозяином, который так и не смог его полюбить.

Сеттер Степка умер от тоски

Сеттер Степка умер от тоски

Рысь Кунак на съемках "поймал звезду"

В полюбившемся многим киноэпосе из четырех фильмов о жизни рысенка Кунака, которого приютил и выкормил лесник Михалыч, снялись обитатели зообазы Госфильмофонда в Петушках. Общительный и смышленый самец Кунак играл основные сцены с людьми, а прыткий Тошка блистал в общих планах с пробегами. Работать с каждым по отдельности было одно удовольствие. Но только сойдутся - оба становились неуправляемыми: рычали, дрались. Поэтому режиссер Агаси Бабаян старался конкурентов не сталкивать на площадке. А после выхода первого фильма рыси и вовсе "зазвездили". Их зовут, а они морды демонстративно отворачивают, высокомерничают. Куда там! Тошка прожил 15 лет и умер в 1989 году. Кунак пережил дублера на два года.

Тошка прожил 15 лет и умер в 1989 году

Тошка прожил 15 лет и умер в 1989 году

Льва Кинга застрелил милиционер

Когда дрессировщик Лев Берберов прочел сценарий "Невероятных приключений итальянцев в России ", был резок: "Очень плохой сценарий! Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». Эльдар Рязанов дополнил сценарий новыми эпизодами и трюками. И пожалел. Ведь Кинг оказался ленивым, отказывался делать трюки с первого раза. К тому же актеры панически боялись льва с первого дня. Как оказалось, не зря. Кинг как-то поцарапал до крови итальянского актера Нинетто Даволи, игравшего Джузеппе. А вот Андрея Миронова признал. Увы, за свои выходки хищник поплатился жизнью. Во время московских съемок "Итальянцев" Кинг жил на территории школы. Туда через забор пробрался студент, догонявший свою собаку. Лев сбил парня с ног и прижал к земле. Хищника застрелил подоспевший на место милиционер. Так Кинг не дожил до премьеры. А Рязанов с тех пор зарекся снимать зверей.

Увы, за свои выходки хищник поплатился жизнью Фото: кадр из фильма.

Увы, за свои выходки хищник поплатился жизнью

Тигр Пурш был ручным как котенок

Режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин говорил: «Мы сделаем веселый фильм, если… останемся живы». Еще бы - он ведь снимал комедию, в которой участвовало 10 тигров и два льва! Да, с ними была команда дрессировщиков во главе со знаменитой Маргаритой Назароой, но все равно актеры страшно трусили. Вот и Евгения Леонова , игравшего буфетчика Шулейкина , еле уговорили отработать сцену в ванной без дублера. Сел он в воду, намылил лицо. К ванне подошел тигр и вдруг ткнулся носом в руку Леонова - сымпровизировал. Леонов, увидев прямо перед собой морду хищника, дико икнул и нырнул. А потом в чем мать родила ринулся вон из павильона, сверкнув голым задом. Так все вышло естественно, что сцену оставили в фильме целиком. А бенгальский тигр, напугавший Леонова, из всей полосатой компании был самым звездным. Звали его Пурш, и "Рейс" был четвертым фильмом в его кинокарьере. А еще Пурш был любимцем Назаровой и на редкость ручным. Дрессировщица даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку, отмечала с ним Новый год. А когда тигр умер от диабета, Назарова впала в глубокую депрессию, замкнулась в себе и стала отшельницей.

Бенгальский тигр, напугавший Леонова, из всей полосатой компании был самым звездным

Бенгальский тигр, напугавший Леонова, из всей полосатой компании был самым звездным

Кот Оранджи взял сразу два "Оскара" для животных

Ярких кошачьих ролей в советских и российских фильмах вспомнить оказалось сложно. А без котиков как же? Эту нишу отдаем рыжему любимцу очаровательной Холли Голайтли из фильма "Завтрак у Тиффани", которую сыграла Одри Хепберн . Кот (так его звали) заботливо мял хозяйке спинку, выслушивал ее. А финальная сцена, когда Холли находит своего Кота на улице под дождем, - невероятно трогательна. Так вот этого чудесного рыжика сыграл Оранджи, самый известный пушистый актер Голливуда середины прошлого века. Он снялся в нескольких фильмах и сериалах, не гнушался даже фэнтези и хоррора. Однако именно за "Завтрак у Тиффани" получил американский «Оскар» для животных - кинематографическую премию Patsy. И получал он этот приз дважды! А поскольку премия давно отменена, то конкурентов у Оранджи, тоже давно почившего, не может быть в принципе.

Исполнилось 94 года со дня рождения гениального режиссера Леонида Гайдая, который вошел в историю отечественного кино как создатель жанра народной комедии. До него киностудии выпускали исключительно идеологически выверенные, по большей части заунывные фильмы о партсобраниях и освоении целины. Но Гайдай, с детства обожавший Чарли Чаплина, всегда стремился не поучать зрителя, а развлекать. Его картины такие же, каким был он сам — бойкие, жизнерадостные, смелые.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Как и многие выдающиеся творцы, Гайдай многое брал из жизни. Газеты и журналы он прочитывал в огромных количествах. Бывало, в отпуске часами просиживал на чердаке, копаясь в старой периодике в поисках оригинальных идей. Сюжет для «Кавказской пленницы» родился из заметки о похищенной в Закавказье невесте, а комедию «Бриллиантовая рука» Гайдай задумал, когда прочитал в «Правде» статью о контрабандистах, которые в гипсе вывозили за границу ценные вещи.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Некоторые эпизоды происходили в прошлом с самим Гайдаем. К примеру, сцена распределения алкоголиков, тунеядцев, хулиганов по рабочим подрядам в «Операции Ы…» основана на реальных событиях. В 1942 году будущий режиссер проходил службу в Монголии, в части, где объезжали лошадей для фронта.

Как-то приехал офицер, чтобы набрать добровольцев для действующей армии — солдаты выстроились на плацу:

— Кто в артиллерию?
— Я! — выпалил Гайдай.
— Кто в кавалерию?
— Я! — снова Гайдай.
— Да подождите вы, дайте огласить весь список! — обозлился военком.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Считается, что Гайдай по собственному образу и подобию создавал Шурика. Нескладный очкарик, наивный и очень порядочный. В молодости, провожая девушку до дома, Гайдай любил разыгрывать всевозможные комичные сценки, а когда поступал во ВГИК, читал стихотворение о девушке Лиде.

Подбирая актера на главную роль для «Операции Ы…», режиссер отверг десятки кандидатур (в том числе Евгения Петросяна). Тогда кто-то из съемочной группы предложил безвестного в ту пору Александра Демьяненко. Гайдай взглянул на фотографии, обнаружил внешнее сходство и лично полетел в Ленинград на переговоры с актером.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко.

Кстати, изначально по сценарию Шурик был не Шуриком, а Владиком. Но цензоры имя не одобрили: Владик — это Владлен, а Владлен — это Владимир Ленин. Нельзя, мол, комического героя называть именем вождя мирового пролетариата. По пустякам Гайдай спорить не стал, хотя обычно он был непримирим в неравной борьбе с цензурой.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Наверное, самая яркая история о том, как режиссер защищал смелые сюжетные ходы, связана с фильмом «Бриллиантовая рука». Госкино не понравились сцены с проститутками, пьянство Горбункова, безалаберность таможенников и много чего еще. Гайдай придумал трюк: добавил в концовке кадры ядерного взрыва и заявил комиссии, что согласен удалить любые сцены, кроме этой.

— Зачем вам взрыв в комедии понадобился? — вполне резонно поинтересовались цензоры.
— Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? — всплеснул руками режиссер. — Империализм размахивает ядерной дубиной!

В результате взрыв вырезали, все остальное оставили.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Но, конечно, далеко не все удавалось уберечь от ножниц политиканов. Например, «Кавказская пленница» в первоначальном варианте открывалась не кадрами скачущего на осле Шурика, а сценой, от которой члены комиссии схватились за головы и обвинили съемочную группу в хулиганстве.

Вот что Гайдай сочинил на пару с Никулиным. Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и прибавляет «У». Увидевший это безобразие милиционер свистит что есть мочи, но Балбес, не растерявшись, дописывает: «…дожественный фильм».

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

На съемочной площадке Гайдай не только не противился оригинальным идеям артистов, но и поощрял их. На съемках «Кавказской пленницы» за придуманные шутки он выдавал шампанское. В итоге Никулин заработал 24 бутылки (он, например, предложил колоть снотворное Бывалому не обычным шприцем, а здоровенным, который сам и раздобыл в цирке), Моргунов — 18, а Вицин только одну, да и ту отдал товарищам — он был убежденным трезвенником.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

К слову, «Кавказская пленница» не случайно стала последним фильмом, в котором появилась легендарная троица. Ближе к концу съемок Моргунов заявился на просмотр отснятого материала подшофе в компании девиц, да еще принялся дерзить режиссеру. Гайдай его выгнал, а в оставшихся сценах снимался дублер.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Если Гайдай считал, что нужно проявить принципиальность, то не колебался. Пробы на роль Остапа Бендера для экранизации «12 стульев» проходили мучительно. Не подошли Миронов, Евстигнеев, Гафт… Взяли Александра Белявского, но скоро стало ясно, что гениального комбинатора из него не выходит. И тут ассистентов осенило: «А может, позвать Володю Высоцкого? Вот будет успех!» Гайдай ухватился за идею. Владимир Семенович на пробах был великолепен, и его утвердили. Но в первый же день съемок он не пришел на площадку — загулял. Тогда Гайдай объявил: «Высоцкого снимать не буду», — и роль досталась Гомиашвили.

Бывало и так, что в образе одного из героев Гайдай видел определенного актера. Порой приходилось этого актера всеми правдами и неправдами уговаривать. Из интервью Нины Гребешковой, вдовы Леонида Иовича: «Мне эта женщина из “Бриллиантовой руки” показалась такой правильной и скучной, аж зубы сводит (Гребешкова играет в фильме жену Горбункова — Прим. ред.). Я уперлась — не буду играть. Леня сказал, что нашел другую актрису, и уехал на съемки. Вдруг звонит из Сочи: заболел, нужно срочно ехать отхаживать. Я, конечно, приехала, здоровье у него было подорвано с молодости. И там выяснилось, что женой Горбункова по-прежнему числюсь я. Ладно, сказала, сыграю».

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Пожалуй, хватит на сегодня историй о Гайдае, и так перестарались. Леонид Иович ведь не любил шумиху вокруг себя, даже в день рождения крайне редко устраивал пышные гулянья. При всей своей гениальности он был скромным человеком. Таких сейчас мало.

YouTube
Instagram

Когда по телевизору в очередной раз показывают культовую картину «Кавказская пленница», Галина Ходжакулиева из поселка Глуша Бобруйского района бросает все домашние дела и смотрит не отрываясь. Каждую реплику, каждый кадр в этой ленте она знает наизусть. Но с нетерпением, волнением и болью всегда ждет одного: когда «воспитательную работу» с главным героем фильма будет проводить милиционер. Их диалог, как и многие другие, давно ушел в народ. Александр Демьяненко в роли Шурика, слушая упреки в том, что сорвал торжественное открытие Дворца бракосочетания и «затем на развалинах часовни. », уточняет: «Простите, часовню тоже я… развалил?» На что слышит ответ человека в форме: «Нет, это было до вас, в четырнадцатом веке».


— Эту роль второго плана исполнил мой муж — Аман Ходжакулиев, — гостеприимная хозяйка уточняет, что тогда, пятьдесят лет назад, они еще не были знакомы. Их пути пересеклись гораздо позже — в Москве восьмидесятых. Он — актер, сотрудник Гостелерадио, не смог пройти мимо яркой молодой дамы. Заговорили, а там выяснилось, что ехать им тоже в одну сторону — на улицу Теплый Стан.

Потом созвонились, встретились снова и расстаться уже не смогли.


Пенсионерка признает: ее избранник был человеком статным, видным — настоящий красавец. За что полюбил ее? Трудно сказать: возможно, за легкий веселый нрав. Или умение быстро накрыть стол и принять нежданных гостей — для восточного человека наличие такого таланта у жены очень важно. И вообще разве можно разложить по полочкам чувства? Они либо есть, либо нет — другого не дано. «Жизненный опыт имел каждый — и для него, и для меня этот брак был вторым», — призналась Ходжакулиева. Наверное, поэтому знали цену отношениям, дорожили друг другом.

— Несколько раз ездили в гости к его родственникам в туркменский город Мары, — вспоминает пенсионерка. — Вояжи, как правило, планировали на осень — в Средней Азии в это время уже не так жарко, а на огородах поспели дыни, созрел виноград. Именно там я поняла, что такое восточное гостеприимство — сестра мужа и его племянники принимали нас очень тепло.


9 ходжакулиева галина1 (Копировать).jpg

Галина ХОДЖАКУЛИЕВА в молодости и сейчас.

Также, отметила, любили отдыхать на Балтике и просто путешествовать, открывая для себя новые города Советского Союза. «Аман Кулиевич часто ездил в командировки еще и по служебным делам, — рассказывает Галина Дмитриевна. — А работал на радио — возглавлял студию, готовившую передачи для трансляции на Индию. При этом сам выучил хинди. Знал и некоторые другие наречия этой страны». Вообще, Индия у Ходжакулиева вызывала большой личный интерес. Он пересмотрел немало кинолент Болливуда, перечитал литературу о загадочной южной стране. Но самому побывать в Дели довелось лишь один раз. А еще — сыграть индийского стражника в известной картине «Хождение за три моря».


Кадр из фильма «Хождение за три моря»
(ХОДЖАКУЛИЕВ второй справа).

— Так получилось, что роли у него всегда были небольшие, — жена актера признала, что ее супруг, выпускник ГИТИСа, когда-то мечтал оставить в кинематографе более заметный след. Увы, сегодня фамилия актера, сыгравшего во многих эпизодах популярных фильмов, даже не всегда значится в титрах. Однако на судьбу он никогда не жаловался, да и в целом был человеком немногословным, сдержанным. Но, как выяснилось, готовым на серьезные поступки. Когда в начале девяностых тяжело заболела мама Галины, рассчитался на работе и отправился вслед за супругой на ее малую родину. Помогал в уходе за тещей целый год и привык к белорусской глубинке так, что решил остаться здесь насовсем. Супруга не возражала. Больше всего, рассказала, ее избранника притягивал лес: гулять там мог часами. Оказался хорошим грибником, так что боровики в их доме были на столе не только в сезон, но и зимой.

Будучи человеком небезразличным, Ходжакулиев интересовался историей Глуши, а здешние места считал самыми красивыми на земле. Но и Москву не забывал — время от времени наведывался по делам, к друзьям и знакомым. Однажды, собираясь завести машину, упал и больше не поднялся. «Все случилось в одночасье. Врачи сказали, тромб оторвался, — констатировала Галина Дмитриевна. — Ему было всего шестьдесят семь». Эти события ей и сегодня вспоминать нелегко. А тогда у жены актера от пережитого стресса очень сильно заболели ноги, да и сейчас она ходит по дому с палочкой. «Кроме того, — не скрывает пенсионерка, — ничего не вижу на левый глаз. Нужна операция, но как наскрести требуемые семьсот — тысячу рублей, не знаю: пенсия у меня очень маленькая». А еще, призналась, одолевает чувство одиночества: по этой причине приютила больше десятка бездомных котов — надо же о ком-то заботиться! Однако ухаживать за животными становится все труднее — подводит здоровье.


Аман ХОДЖАКУЛИЕВ в роли милиционера в известной комедии «Кавказская пленница».

Градус настроения немного поднимается лишь тогда, когда достает из шкафа саквояж своего мужа. Вместе с владельцем чемоданчик проехал не одну тысячу километров и продолжает хранить память о нем. Внутри — документы, небольшая стопка фотографий. На камеру, говорит Галина Дмитриевна, они особо не позировали, просто спешили радоваться жизни. Правда, отмерено совместного счастья оказалось не так и много — десять лет. «Статус вдовы у меня вдвое больше», — горько улыбается пенсионерка. Но все равно признает: пожелай кто-нибудь снять сюжет об истории их с Аманом любви, драмой бы его не назвала. Скорее, это была бы лирическая новелла. Во всяком случае, света в их отношениях было очень много — как и в любимой многими поколениями «Кавказской пленнице», где «засветился» не очень известный широкому зрителю, но такой дорогой для нее актер и человек Аман Ходжакулиев.

Конокрад умудрился уместить живую лошадь на заднем сидении легковушки

Конокрад умудрился уместить живую лошадь на заднем сидении легковушки

Слух дня: Индиана Джонс передаст эстафету женщине

Слух дня: Индиана Джонс передаст эстафету женщине

"Не узнаешь меня, что-ли?: пьяный мужчина не прошел фейсконтроль и поругался с домофоном

"Не узнаешь меня, что-ли?: пьяный мужчина не прошел фейсконтроль и поругался с домофоном

Попали в точку: убойный и смешной пост о наших любимых и дорогих мамах

Попали в точку: убойный и смешной пост о наших любимых и дорогих мамах

Кто креативнее, тот и круче: инстаграм-марафон, который пробуждает самое сокровенное

Кто креативнее, тот и круче: инстаграм-марафон, который пробуждает самое сокровенное

Будто специально выцеливал: наезд на пешехода в Тульской области

Будто специально выцеливал: наезд на пешехода в Тульской области

 Фотографии вещей, сделанных заключенными

Фотографии вещей, сделанных заключенными

Зарубежные знаменитости, сыгравшие в фильмах советских и российских персонажей

Зарубежные знаменитости, сыгравшие в фильмах советских и российских персонажей

В Москве по делу о смертельном отравлении арбузами задержан подозреваемый

В Москве по делу о смертельном отравлении арбузами задержан подозреваемый

"Это комично, жалко или глупо?": латыши раскритиковали стрельбу, устроенную военными в центре Риги

"Это комично, жалко или глупо?": латыши раскритиковали стрельбу, устроенную военными в центре Риги

Авария дня. Пьяный водитель Mercedes устроил жуткое ДТП

Авария дня. Пьяный водитель Mercedes устроил жуткое ДТП

Редчайшее купе Brabus 6.9 V12 выставлено на продажу в Нидерландах

Редчайшее купе Brabus 6.9 V12 выставлено на продажу в Нидерландах

Девушка, едва уцелевшая в "бешеном" лифте, рассказала, как всё произошло

Девушка, едва уцелевшая в "бешеном" лифте, рассказала, как всё произошло

Химик рассказал о найденном яде в крови бабушки и внучки, отравившихся арбузом

Химик рассказал о найденном яде в крови бабушки и внучки, отравившихся арбузом

Женщины глазами мужчин: мемы и убойные ситуации из жизни

Женщины глазами мужчин: мемы и убойные ситуации из жизни

Порой удача проявляется в самых неожиданных вещах

Порой удача проявляется в самых неожиданных вещах

Бритни Спирс обручилась с фитнес-тренером на 12 лет моложе неё

Бритни Спирс обручилась с фитнес-тренером на 12 лет моложе неё

Туалет на башенном кране

Туалет на башенном кране

Противостояние бреда: У Алишы появился достойный конкурент, Wildberries, твой выход

Противостояние бреда: У Алишы появился достойный конкурент, Wildberries, твой выход

12 человек, которых неприятности преследуют по пятам

12 человек, которых неприятности преследуют по пятам

Italdesign BMW Nazca — ультра-редкий концептуальный автомобиль

Italdesign BMW Nazca — ультра-редкий концептуальный автомобиль

Человек-приключение Петер Фройхен, или Невероятное спасение из ледяного плена

Человек-приключение Петер Фройхен, или Невероятное спасение из ледяного плена

Подборка автомобильных приколов

Подборка автомобильных приколов

Основано на реальных событиях: известные фильмы-ужасов

Основано на реальных событиях: известные фильмы-ужасов

18 обычных вещей в Австралии, которые кажутся странными всем остальным

18 обычных вещей в Австралии, которые кажутся странными всем остальным

Кобра заползла под покрывало к спящему мужчине

Кобра заползла под покрывало к спящему мужчине

Выгнавший из автобуса пассажиров ради намаза водитель записал извинения

Выгнавший из автобуса пассажиров ради намаза водитель записал извинения

У российской теннисистки украли олимпийские медали

У российской теннисистки украли олимпийские медали

Жажда пищи: что провоцирует повышение аппетита с приходом осени?

Жажда пищи: что провоцирует повышение аппетита с приходом осени?

Указатели столичного метро: теперь дополнительно на узбекском и таджикском

Указатели столичного метро: теперь дополнительно на узбекском и таджикском

Жизнь в средневековом замке была грязнее, чем кажется

Жизнь в средневековом замке была грязнее, чем кажется

Поклонник договоров попытался позвать девушку на свидание

Поклонник договоров попытался позвать девушку на свидание

Мужчина порадовал дорожных полицейских

Мужчина порадовал дорожных полицейских

В Риге восстановили уникальный олимпийский автопоезд РАФ

В Риге восстановили уникальный олимпийский автопоезд РАФ

Шведам не разрешили назвать сына в честь российского президента

Шведам не разрешили назвать сына в честь российского президента

Манзанар: редкие фото из лагеря для японцев в США

Манзанар: редкие фото из лагеря для японцев в США

"А я алкоголик из Ельца": пьяненький мужчина чуть не сорвал флешмоб трезвости в Липецке

"А я алкоголик из Ельца": пьяненький мужчина чуть не сорвал флешмоб трезвости в Липецке

Очень широкий Ram 3500 1997 года выставлен на продажу

Очень широкий Ram 3500 1997 года выставлен на продажу

Знаменитости, которые учились в одной школе

Знаменитости, которые учились в одной школе

Грибник нашёл в лесу забронированные кем-то грибы

Грибник нашёл в лесу забронированные кем-то грибы

7X Design Rayo — единственный Lambo Huracan с индивидуальным дизайном и мощностью 1900 «лошадей»

7X Design Rayo — единственный Lambo Huracan с индивидуальным дизайном и мощностью 1900 «лошадей»

Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.


Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.

Основные съёмки знаменитого фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница» проходили в Крыму в районе Алушты.


Многие уверены, что только Крым был местом натурных съёмок этого замечательного фильма. По праву в Крыму организована экскурсионная тропа по местам съёмок «Кавказской пленницы». Но, однако, не только Крым стал местом съёмок этого кино.
Одна из сцен этого фильма была снята на Кавказе, а именно недалеко от Красной Поляны.


Сцена купания в горной реке Шурика и Нины была снята на реке Мзымта, которая впадает в Чёрное море в Адлере. В дальнейшем Л.Гайдай, которого очаровали эти места, снимал на дороге в Красную Поляну эпизоды следующей своей комедии «Бриллиантовая рука».

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы — Юрий Никулин и Евгений Моргунов — отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это — спекуляция на тройке».
Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.



Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня.


Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку.


Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».


Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду». Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.

На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно.


Однажды привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.

У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.


Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.

Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног.


Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!


Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.


Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.

Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.


Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.

Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.


Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.

Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.


А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»


Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».


Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».


В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».


Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделан: все агрегаты на нём были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).



Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).


Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.

В фильме есть эпизод, где знаменитая троица попивает пивко.
— Жить, как говорится, хорошо! — восклицает Трус.
— А хорошо жить — еще лучше! — замечает Балбес.
— Точно! — авторитетно подтверждает Бывалый.



В этой сцене Вицину, как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убежденный трезвенник. Пришлось пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая за съемками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены-то нет!»
Тут Никулин робко предложил: «А может, в шиповник положить белой ваты? Будет как пена…» Вицин от этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как говорится, искусство требует жертв.



Потрясающей фантазией обладал Юрий Никулин. В одном из эпизодов Балбес лежит вытянувшись на кровати и чешет себе пятку.


Многие думают, что этот трюк получился с помощью монтажа. На самом деле под одеялом был спрятан лилипут. Эту идею принес на съемочную площадку сам Юрий Никулин.



Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века.


Малоизвестные воспоминания Натальи Варлей о съемках в гениальнейшем фильме.
Зрителям нравились сцены с фруктами: Балбес вносит на голове блюдо с персиками, виноградом, грушами и ставит перед Ниной.

Пленница, хитро сверкнув глазами, потирает руки и начинает пробовать всё подряд. Мне говорили зрители, что смотрели эти кадры - и слюнки текли. Но у меня было совсем не так.

Половина фруктов на блюде, мне подносимом, были искусственными восковыми муляжами. Дачу Саахова и этот эпизод мы снимали в апрельской Москве, в павильонах. А в те годы, даже в летний сезон, не было такого изобилия всего, как сейчас. Поэтому сливы и персики были… консервированными, из компота, а среди воскового винограда лежала одна веточка настоящего, от которого я и отщипывала ягоду за ягодой.



Была ещё лепёшка - глянцевитая, поджаристая, купленная накануне в магазине “Армения”. К моменту съёмок она настолько зачерствела, что даже моим молодым зубам поддавалась с большим трудом. А по замыслу режиссёра я должна была там непрестанно что-то жевать… Да не через силу, а давая понять, какая мне досталась вкуснота.

Гайдай просто рычал на меня:
— Ешь с аппетитом! Ешь с аппетитом! А я давилась этими концентрированными фруктами и засохшей лепёшкой… Но куда было деваться: сыграла аппетит. Леонид Иович всегда добивался того, чего хотел…

В одном из эпизодов мне ещё полагалось колотить дорогую посуду. На “Мосфильме” были антикварные тарелки, которые остались после съёмок фильма абсолютно целы, все до одной. Их не первый год хранят и берегут. Чтобы снять кадр, я брала в руки антиквариат, замахивалась им - и действительно бросала себе под ноги…

Но “парадная” тарелка не долетал до пола, падая на заботливо натянутую простыню, не видную в кадре. А гора осколков образовалась из дешёвой посуды, специально для этого приобретённой. ”


В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.


На пробах для "Кавказской пленницы" Варлей ошарашила Гайдая купальником Перанов Олег 16 мая 2021 «Собеседник» №17-2021 Фото в статье: фильм «Кавказская пленница» 55 лет назад в Крыму снимали «Кавказскую пленницу». История о том, как спортсменка, комсомолка и просто красавица Нина приезжает на Кавказ в гости к родному дяде, по сей день любима миллионами соотечественников.

На съемках были задействованы два осла. Первого снимали только в сценах, связанных с передвижением на тропах и по шоссе. А второй ослик - вернее, ослица по кличке Люся - снимался во всех статичных эпизодах. Позднее в возрасте 55 лет Люся вновь появилась в кино в картине «9 рота». Варлей нашли в цирке После большого успеха нескольких фильмов («Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») троица Трус - Балбес - Бывалый в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова стала популярной и любимой у зрителя. Поэтому режиссер Леонид Гайдай задумался о новых похождениях Шурика и знаменитой троицы. Однажды Гайдай увидел в газете заметку о том, как на Кавказе влюбленный джигит украл девушку из родного дома. Тут же родилась идея будущего сценария. Изначально фильм задумывался в двух частях. Первая называлась «Кавказская пленница», где рассказывалось о студентке Нине, которую похитил местный начальник, а вторая - «Снежный человек» об экспедиции в поисках йети в горах Кавказа. Но, прочитав заявку, редколлегия утвердила только первую историю. Если с исполнителем главной роли все было понятно, то Нину режиссер искал долго. Было сделано более 500 проб, в которых участвовали как профессиональные актрисы (например Валентина Малявина, Наталья Фатеева, Наталия Кустинская, сестры Вертинские, Надежда Румянцева, Наталья Селезнева, Лариса Голубкина и многие другие), так и студентки творческих вузов, и гимнастки, и балерины, и просто девушки с улицы. Утвердили 19-летнюю артистку цирка Наталью Варлей. - На тех пробных фотографиях я странная и смешная: волосы подкручены, глаза гримерша мне немножко подтянула (заплела маленькие косички на висках и туго стянула их на затылке), чтобы они казались более раскосыми - мне же нужно было выглядеть, как восточная красавица, - вспоминает Наталья Владимировна. - Потом, конечно, мы от всех подобных ухищрений отказались. А на кинопробах режиссер осторожно меня спрашивает, не могла бы я сняться еще и в купальнике, потому что героине фильма по сюжету предстоит появиться в таком виде. Не задумываясь, я соглашаюсь, что вызывает некоторое удивление и у съемочной группы, и у Гайдая: мол, как-то легко девушка согласилась раздеться! Они не учли, что я работаю в цирке и купальник по сути моя цирковая униформа. Позже Гайдай мне рассказал, что эпизод с купальником прибавил очков в мою пользу, так как был воспринят как свобода, раскрепощенность перед камерой. В поисках образа длинные волосы Варлей решили «немножко укоротить» - на 5 см, потом еще на 5, потом еще, пока не оставили короткое каре, которое понравилось всем, кроме самой актрисы. После выхода фильма на экран девушки массово начали стричься «под Нину». Моргунов боялся шприца

Несмотря на то, что роль товарища Саахова с самого начала была написана для Владимира Этуша, актер не хотел сниматься. Дело в том, что ранее он уже сыграл человека с Кавказа в фильме «Время летних отпусков» и не хотел повторяться. Однако Гайдай уговорил актера прийти на пробы, и в итоге Этуш согласился. Кстати, изначально фамилия героя была Охохов, но позднее выяснилось, что в Министерстве культуры работает сотрудник с такой же фамилией. Тогда ее заменили на «Саахов», но потом оказалось, среди чиновников на «Мосфильме» есть некий товарищ Сааков. Точку в споре о том, можно ли оставлять эту фамилию, поставила министр культуры Екатерина Фурцева, которая возмутилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в министерствах больше сотни Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!»

Съемки проходили в павильонах «Мосфильма» и в Крыму. Все трюки Варлей исполняла сама: прыгала со скалы в реку, водила машины, специально для этого брала уроки, летала на веревке. В фильме есть момент, когда Балбес приносит Нине поднос с огромным количеством аппетитных фруктов и пленница начинает их с удовольствием есть. На самом деле почти все фрукты были искусственными восковыми муляжами или консервированными из компота. Сцену снимали в апреле, в Москве, поэтому настоящих фруктов было не достать. На том же подносе была лепешка, купленная накануне. Однако к моменту съемок она так зачерствела, что есть ее было практически невозможно. Варлей вспоминает, что режиссер буквально кричал на нее, чтобы она ела с аппетитом. В итоге актриса давилась засохшей лепешкой и консервированными фруктами, но изображала, как ей вкусно. Многие сцены и фразы родились в процессе работы. Уже стало легендой, как Леонид Гайдай на съемках своих фильмов предлагал артистам самим придумать шутки, а за это выдавал по бутылке алкоголя. Так, прямо на площадке родились фразы «Чей туфля. Моё!» или «Шляпу сними». Эпизод, когда Балбес лежа чешет пятку неожиданно «растянувшейся» рукой, придумал Никулин. Под одеялом, у него в ногах, ложился помощник режиссера. Никулин засовывал свою руку под одеяло, а помреж своей рукой тянулся к никулинской пятке. Юрий Владимирович подсказал и как смешнее снять сцену с огромным шприцем, когда санитар делает укол Бывалому. Снимали так: брали крупным планом лицо Моргунова, а сзади между ног стояла табуретка, с которой сняли сиденье и положили вместо него обычную подушку. - Семь раз мы снимали этот кусочек, я его боялся как огня, - рассказывал Моргунов. - Под табуреткой лежал Никулин, на руке у него была перчатка. Как только игла входила в подушку до упора, Никулин по команде Гайдая хватал ее рукой и держал. Это он поворачивал шприц то влево, то вправо, словно он покачивается. Не секрет, что между собой Вицин, Моргунов и Никулин не всегда ладили. Вот и к концу съемок «Пленницы» они так поссорились, что Евгений Моргунов ушел с картины. За него в некоторых сценах снимался дублер. Больше эта троица вместе не работала. Давно известно, что Наталью Варлей в фильме озвучивает Надежда Румянцева, а поет за актрису Аида Ведищева. Так захотел режиссер. - Меня пригласили на радиопередачу «С добрым утром!» принять участие в конкурсе, победительница которого будет петь для фильма «Кавказская пленница», - рассказывает «Собеседнику» Аида Семеновна, которая более сорока лет назад эмигрировала в Америку. - В студии я познакомилась с композитором Александром Зацепиным. Спела песню о белых медведях, а через неделю мне позвонили и поздравили с победой. По мнению авторов фильма, мой голос очень подходил к образу главной героини, хотя в титрах мое имя не указали и гонорар не заплатили. Сам Зацепин объяснял, что он боролся, но отстоять не удалось - слишком много среди чиновников было антисемитов. А после фильма вышло 7 млн пластинок с этой песней.

Читайте также: