Как ворона устроила гладиаторские бои воробьев и наслаждалась зрелищем

Обновлено: 18.09.2024

Своими корнями бои гладиаторов уходят в обряды древних этрусков, связанные с погребением. И современные исследования археологов вполне это подтверждают. При раскопках возле итальянского города Тарквиния обнаружены этрусские рисунки, изображающие особые игры в память об умершем. Основой так называемых ритуальных игр было принесение человеческих жертв. Особенно если речь шла о похоронах человека из знати или какого-либо знаменитого этрусского воина. Сначала определенное количество пленных людей в момент похорон просто убивали. Чуть позже убийство превратили в игру с обязательным смертельным исходом: пленным давали оружие и заставляли драться. Еще позже такие поединки стали публичным развлечением, их перенесли в цирки с большим количеством трибун. Подробнее об этрусском происхождении гладиаторских боев сказано у греческого историка 1 века до н.э. Николая Дамасского.

Бои на воде Бои на воде

Рим не замедлил перенять кровавые развлечения этрусков, и уже в 264 г. до н.э. в Риме прошли первые игры гладиаторов. Древнеримский историк Тит Ливий повествует о том, что во время похорон знаменитого в то время политика и аристократа Децима Юния Брута Пера его сыновья Децим Юний Пер и Марк Юний Пер устроили публичные бои трех пар гладиаторов. Для того, чтобы пышно почтить память знатного потомка тех, кто основал Рим, выбрали место под названием Бычий форум (Forum Boarium).

Время шло, и через сорок с лишним лет, в 216 г. до н.э. уже не 3, а 22 пары гладиаторов дрались на играх в честь и в память о почившем консуле Марке Эмилие Лепиде. Бои проводились три дня, а сами игры приобрели постоянное название «munera funerari».

С годами масштабы подобных мероприятий разрослись до государственных. Например, похороны римского консула Публия Лициния Красса в 183 г. до н. э. заняли также три дня, но теперь на сцене цирка в смертельных состязаниях было задействовано 120 гладиаторов. Мелкая римская знать завела моду на так называемые «домашние» игры. Кроме того, были основаны целые школы гладиаторов. Появились профессионалы этого дела. Для «варварской битвы» в 105 г. до н. э. правящие консулы привлекли учителей-гладиаторов из города Капуи. Так постепенно обряд, совершаемый во время религиозных торжеств, превратился в государственное широкомасштабное зрелищное мероприятие.

Интересно происхождение и самого слова «гладиатор». На латинском языке слово «меч» звучало как «гладиус». Следственно, гладиатор - это «человек с мечом».

Каков же смысл гладиаторских боев? Еще во времена этрусков, а потом и римлян считалось, что успокоить дух умершего можно было только кровью его врагов. Идеально, если эти враги погибнут во взаимном поединке. Чем больше крови и зрелища на похоронах, тем больше будет помогать дух усопшего своим живым потомкам. Знаменитой стала в те времена фраза римского императора Каракалла в III в. н. э.: «Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых».

Когда гладиаторские игры достигли огромных размеров, пленных врагов стало не хватать. Да и покойник частенько был при жизни человеком знатным, но не военным. Жертвы пленных его «накормить» не могли. Поэтому для развлечений стали использовать обыкновенных преступников. В римское право был введен специальный приговор - приговор «к мечу», к смерти во время боя на арене.

Со временем смерть гладиатора, как обязательное условие на больших играх, была отменена. Ведь с появлением гладиаторских школ пленные бойцы стали дорогим удовольствием. На содержание настоящего профи уходило много денег. Поэтому их не убивали, а порой даже давали им вольную. Бывшие победители гладиаторских представлений всегда были востребованы как учители рукопашной борьбы с оружием, или как телохранители. Они обретали своих поклонников и покровителей. Карьера гладиатора уже не считалась позорной страницей в жизни римлянина, но привлекала своей славой.

Начало V века нашей эры. Римское общество меняется, распространяется христианство, захватывая высшие слои знати. Интерес к гладиаторским играм затухает, поскольку сам смысл боя противоречил христианскому вероучению. Ведь в жертву приносилась жизнь человека.
Постепенно закрылись гладиаторские школы, сами бои попали под запрет. Несмотря на протесты римского народа в 404 г. н.э. Император Ганорий запретил игры гладиаторов по всей стране.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. Гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание - единственный способ, которым он мог контактировать с публикой, были жесты. Вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец - гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает, он должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, чтобы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. Выходя на арену, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Среди римских аристократов было модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим - публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Незадолго до игр люди, специализировавшиеся на рекламе, ходили по всему городу и писали краской объявления о предстоящих боях везде, где можно было дотянуться кистью. Порой для этих целей использовали даже надгробия. На древних кладбищах сохранились некоторые из них с высеченной просьбой - «Не пишите объявлений!» Впрочем, римская публика без всяких объявлений назубок знала расписание ближайших гладиаторских боев. В Риме сохранилась одна такая надпись на стене, гласящая «Если позволит погода, 30 пар гладиаторов, подготовленных А. Клодием Флакком, вместе с запасными бойцами, проведут бои 1, 2 и 3 мая. После боев последуют сцены охоты на диких животных. Будет сражаться знаменитый Парис! Ура Парису! Ура щедрому Флакку, стремящемуся к дуумвирату!»

Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.

Еще диктатор Сулла в 93 году до н.э. выставил на арену 100 львов, затем Юлий Цезарь - 400, Помпей - 600 и еще 400 леопардов и 20 слонов. В дальнейшем число животных на аренах росло просто немыслимыми темпами: на играх, данных Ульпием Траяном в честь его победы над даками, было умерщвлено около 11 тысяч самых разных зверей.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.

Все эти животные были жертвами гладиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator - охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Побить этот рекорд удалось только вышеуказанному императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек - практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора - устроителя игр - отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча - рудиса - в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками гладиаторских зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.

Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит Флавий на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных - оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину арены и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом - сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Гладиаторы Древнего Рима стали одним из символов Античности. За несколько веков игры прошли путь от ритуала до развлечения горожан.

Пытаюсь ставить сызнова. И первый акт
Понравился; внезапно слух разносится,
Что будут гладиаторы; народ бежит,
Шумят, кричат, дерутся за места вокруг.
(Теренций. Свекровь)

Почему люди становились гладиаторами?

Чаще всего в гладиаторы шли рабы. Если они были успешны на арене и выигрывали большую часть сражений, то могли рассчитывать на получение свободы. От публики этим бойцам доставались любовь и уважение, народ знал их имена. В то же время зрители мечтали увидеть их смерть.

Попадались среди гладиаторов и свободные граждане. Они шли на арену за славой и деньгами. Одно выигранное сражение давало бойцу столько денег, сколько солдату римской армии пришлось бы зарабатывать год.

Однако у этой медали была и другая сторона. Воин, получивший на играх свободу, тем не менее до конца жизни оставался собственностью хозяина. Его права были ограничены, он не мог служить в армии и работать на государственных должностях. Некоторые бойцы предпочитали отказаться от свободы и по-прежнему выходить на арену. К примеру, Фламм 4 раза мог стать вольным, но предпочел погибнуть гладиатором.

ЖРЕЦЫ

Абсолютно неверно и представление о том, что сами гладиаторские бои проводились только из-за страсти римлян к кровавым зрелищам.

— Гладиаторские игры возникли как часть обряда тризны, которую этруски устраивали по умершему, — считает историк Мария Сергеенко, автор труда «Жизнь Древнего Рима». — У этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику, чтобы умилостивить бога Херкле.

Этруски почитали Херкле как первопредка всего народа — родившись обычным смертным, он совершил массу славных деяний и был признан равным богам. Поскольку этруски были первыми царями и духовными учителями римлян, то культ Херкле (под именем Геркулес) и обычай погребальных боев перешли и к римлянам.

Почему именно Геркулесу? Дело в том, что римляне почитали Геркулеса вовсе не за его подвиги и победы над львами, гидрами и прочей нечистью. У Стругацких есть хороший термин — «прогрессор». Так вот, Геркулес в представлении римлян стал эдаким «прогрессором» для всего Средиземноморья. Люди верили, что именно Геркулес придумал спортивные игры и состязания, открыл искусство медицины и запретил человеческие жертвоприношения, заменив их пожертвованиями в виде животных, хлеба и венков из цветов.

Уже к началу IV века до н э. культ Геркулеса начал превращаться в совершенно особую религию социальных низов Рима. Все полководцы, удостоенные триумфального шествия, жертвовали храму Геркулеса десятую часть военной добычи, которая шла на угощение народа и устройство гладиаторских боев, которые представляли из себя инсценировку эпических подвигов Геркулеса. А потом власти империи решили использовать гладиаторов и в качестве оружия против христианской проповеди.

Конец гладиаторских игр

Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он принимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

Тем не менее в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

4.jpg

Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

История человечества раз за разом подтверждает тот факт, что людская жестокость - это неистребимое качество, существующее веками. Наглядным примером может послужить Древний Рим с его зверскими пытками, варварскими казнями и гладиаторскими турнирами. Народ толпами стекался на эти кровопролитные зрелища, получая наслаждение от убийств, чужих страданий и боли.

Гладиаторские бои в Древнем Риме: эпоха Республики

Предположительно, римляне заимствовали идею гладиаторских боев у своих соседей этрусков или самнитов. У италийских народов были обычаи приносить в жертву пленников на похоронах знатных граждан и полководцев, но эти народы заставили обреченных сражаться.

Первые гладиаторские игры состоялись в Риме в 264 году до н. э. Их организовали сыновья Юния Брута Перы на похоронах отца. В этих первых засвидетельствованных в источниках гладиаторских боях приняли участие три пары бойцов.

Следующие засвидетельствованные в источниках игры состоялись еще через 49 лет — в 215 году до н. э. на похоронах Эмилия Лепида. Игры продолжались три дня, и в них приняли участие 22 пары поединщиков. Следующие известные гладиаторские бои состоялись еще через 15 лет (в 200 году до н. э.). Их устроителями были сыновья Марка Валерия Левина, героя войн с Македонией и Карфагеном. На играх в честь Левина сражались уже 25 пар бойцов.

Следующие гладиаторские бои состоялись в 183 году до н. э. в память понтифика Публия Лициния Красса. Они показывают рост интереса к поединкам гладиаторов и стремление римлян затмить предшественников — наследники Красса выставили 60 пар поединщиков. Упомянутые выше гладиаторские бои могли быть не единственными: более скромные игры остались вне поля зрения античных писателей.

1.jpg

К середине II века до н. э. организация гладиаторских боев стала стоить намного дороже. Возможно, поэтому на играх в память Тита Квинкция Фламинина в 174 году до н. э. было выставлено только 37 пар гладиаторов. Поединки гладиаторов стали не только частью ритуала на похоронах римлянина, но и любимым зрелищем горожан. Сохранилась история, как зрители дружно ушли с пьесы Теренция, услышав, что скоро неподалеку начнутся гладиаторские бои.

В завещаниях римские граждане давали указания о проведении в их память гладиаторских боев. Поединки проходили не только на форумах и в театрах, но и на пирах. Организатор пира мог приобрести гладиаторов, которые развлекли бы гостей поединком.

Обычай гладиаторских боев перенимали соседи римлян. Царь государства Селевкидов Антиох IV, живший в Риме заложником, устроил в своем царстве гладиаторские бои. Сначала профессиональных гладиаторов ему привозили из Рима, а затем стали обучать на месте. Лузитаны устроили бои гладиаторов на похоронах своего вождя Вириата.

В эпоху гражданских войн богатые и честолюбивые римляне продолжали выкладывать денежные суммы на гладиаторские бои наравне с театральными представлениями и банкетами. Например, Юлий Цезарь в должности эдила выставил для игр 320 пар гладиаторов. Организаторы игр предлагали нововведения. Например, в последний день игр, устроенных Скрибонием Курионом, сражались гладиаторы-победители первого дня.

Формально поединки гладиаторов проводились в память умерших римлян. Но фактически они стали зрелищем, которые организовывали политики для укрепления собственной популярности.

Обязанностью курульных эдилов была организация ежегодных игр. Часть средств эдилы получали из казны, но должны были добавлять и собственные. Популярность политика среди народа и элиты на должности эдила давала римлянину шанс на дальнейшую карьеру, поэтому в дополнение к государственным празднествам эдилы в частном порядке устраивали гладиаторские бои.

Зрителями боев были не только простые граждане, но и патриции с всадниками. Честолюбивый организатор игр стремился заслужить их поддержку, вкладывая средства в гладиаторские бои и другие зрелища. Пренебрежение зрелищами могло помешать карьере. Например, от Суллы ждали, что он станет эдилом и покажет горожанам игры с участием животных из Северной Африки. Полководец подал заявку на должность претора, минуя должность эдила, и потерпел поражение.

2.jpg

Были приняты законы, ограничивающие влияние игр на политическую жизнь. По одному закону организатору запрещалось распределять места на играх по трибам, на которые делились римляне и тем самым подкупать их. По инициативе Цицерона был принят закон, который запрещал устраивать гладиаторские бои римлянину, который добивался или собирался добиваться в ближайшее время государственных должностей.

В смутную эпоху гражданских смут политики приобретали гладиаторов для частных армий. Они не гнушались использовать их в политической борьбе. Цецилий Метелл Непот привел своих гладиаторов на Форум, чтобы запугать политических противников. Фавст Сулла, сын диктатора, окружил себя отрядом из 300 телохранителей-гладиаторов. В 50-е годы до н. э. гладиаторы участвовали в стычках между сторонниками политиков на улицах Вечного Города.

Как проходили бои

Состязания гладиаторов приравнивались к массовым праздничным мероприятиям, поэтому сопровождались музыкой. Организаторы нанимали для турниров наиболее известных исполнителей. Для комфорта зрителей трибуны закрывались козырьками, призванными защищать от ливня или солнца. Публика занимала места в соответствии с рангом. Лучшие скамьи доставались императору, его семье и ближайшим подданным.

Все турниры имели фиксированную программу. Вначале народ наслаждался пытками и казнью преступников. Далее на арене появлялись рабы, которые сражались против зверей. В финале такого «разогрева» публики между собой боролись малоизвестные воины. Уже после этого зрители могли увидеть состязания знаменитых и полюбившихся гладиаторов.

Арена и кровь. Римские гладиаторы между жизнью и смертью - i_001.jpg

В. Л. Горончаровский

Римские гладиаторы между жизнью и смертью

Гладиаторы и проводившиеся с их участием игры давно стали неотъемлемой частью расхожих представлений о древнеримской цивилизации. В массовом сознании благодаря многочисленным фильмам и книгам это вполне определенный образ участников кровавых представлений, регулярно проводившихся на потеху толпе. Формирование его в России началось около двухсот лет назад, когда стали широко известными находки в Помпеях предметов вооружения гладиаторов, зримым воплощением которых для многих знатоков искусства древности стала найденная еще в 1622 г. в Риме статуя так называемого «Умирающего гладиатора» (рис. 1). Именно эта скульптура, представляющая смертельно раненного воина, вдохновила М. Ю. Лермонтова на создание одноименного стихотворения:

Ликует буйный Рим… торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена, А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена… И молит жалости напрасно мутный взор: Надменный временщик и льстец его сенатор, Венчают похвалой победу и позор… Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

Тогда же появилось первое научное исследование на русском языке, посвященное гладиаторам, — «Опыт о костюме и оружии гладиаторов в сравнении греческого и римского ратников. Письмо к безымянному любителю о сочинении под названием Real Museo Borbonico» (СПб., 1835) [1]. Оно принадлежало перу А. Н. Оленина (1764-1843), президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, «тысячеискусника», как называл его Александр I. Надо отдать должное этому весьма эрудированному человеку: проведя тщательный историко-археологический анализ, он вполне справедливо упрекал отдельных итальянских ученых за некритичное отношение к устаревшей атрибуции «Умирающего гладиатора» и попытку приписать гладиаторский шлем с изображением головы горгоны Медузы с двумя дельфинами воину-моряку. А. Н. Оленин обратил особое внимание на роль такой детали шлема, как забрало, и сделал обоснованные выводы относительно состава вооружения — трезубец, кинжал и сеть — выступавшего без щита и шлема гладиатора, именовавшегося ретиарием.

Арена и кровь. Римские гладиаторы между жизнью и смертью - i_004.jpg

Рис. 1. «Умирающий гладиатор». Римская копия с оригинала конца III в. до н. э.

Неуклонному росту популярности образов гладиаторов в Европе способствовало появление в 1834 г. произведения английского романиста Э. Булвер-Литтона «Последние дни Помпеи», куда он ввел сцены в амфитеатре, а со второй половины XIX в. — творчество художников-помпьеристов. Таким названием последователи этого направления в европейской живописи обязаны своей любви к сюжетам, где гладиаторские шлемы блистали подобно пожарным каскам более поздних времен, из-за чего их и стали в шутку называть «пожарниками». Безусловным лидером помпьеристов был Жан-Леон Жером (1824-1904), стремившийся на своих полотнах детально воссоздать атмосферу зрелищ Древнего Рима. Его произведения порой напоминают кадры из масштабных исторических кинофильмов: «Здравствуй Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!»; «Повернутые пальцы»; «Большой цирк»; «Мирмиллон»; «Ретиарий»; «Выход хищников на арену»; «Последняя молитва христианских мучеников». В России художественным исканиям помпьеристов во многом было созвучно творчество двух живописцев польского происхождения, увлекавшихся античными сюжетами, — Генрика Семирадского (1843-1902) и Степана Бакаповича (1857-1947). Первый из этих выпускников петербургской Академии художеств под впечатлением известного романа «Камо грядеши?» Генрика Сенкевича (1846-1916) создал огромное полотно под названием «Христианская Дирцея в цирке Нерона» (1898, Национальный музей в Варшаве), второй — хранящуюся в Русском музее картину «Гладиаторы перед выходом на арену» (1891).

Широкий интерес отечественной публики к римским гладиаторам вспыхнул после публикации в журнале «Дело» (1880-1881) первого перевода на русский язык романа «Спартак» Рафаэлло Джованьоли, принимавшего непосредственное участие в борьбе за объединение Италии. Этот перевод, выполненный профессиональным революционером С. М. Степняком-Кравчинским, в немалой мере способствовал формированию в России романтических представлений о гладиаторах и их вожде, поднявшем на восстание против могущественного Рима тысячи рабов.

В наши дни редко кто перечитывает литературное творение Р. Джованьоли. Скорее с величественной фигурой Спартака и его сподвижников сталкиваются посетители балета, созданного на музыку Арама Хачатуряна и с 1956 г. ставшего частым гостем на лучших сценах мира. Остался в прошлом и нашумевший когда-то широкоформатный фильм «Спартак» (1960), поставленный американским режиссером Стенли Кубриком. «Спартак» стал одной из немногих американских кинолент, оказавшихся тогда в советском кинопрокате, чему способствовали сама тема, связанная с идеей борьбы против общества угнетателей, и использование в качестве сценарной основы романа писателя-коммуниста Г. Фаста. В любом случае, благодаря этому наши зрители смогли увидеть впечатляющие сцены жизни гладиаторов и их выступления на арене.

У современной молодежи больший отклик нашла история ставшего гладиатором полководца Максима, представленная на экране английским режиссером Ридли Скоттом. Его фильм «Гладиатор» сделал огромные кассовые сборы, составившие около 457 млн. долларов, и заслуженно получил пять премий «Оскар». Фильм действительно впечатляет хорошо подобранным актерским составом и масштабными съемками батальных сцен, но, к сожалению, историю по нему изучать нельзя. Приведем хотя бы несколько примеров. Император Марк Аврелий на самом деле умер от чумы недалеко от германской границы в городе Виндобона (совр. Вена), а вовсе не погиб от руки своего сына Коммода. Став повелителем огромной державы, тот в действительности правил не несколько месяцев, а 12 лет, да и умер не на арене амфитеатра, а гораздо прозаичнее. Противоречит истине и отсутствие какой-либо специализации в отношении профессионалов, выступавших на арене: главный герой сражается то со своими собратьями по оружию, то с женщинами-гладиатрисами, то с тигром.

В предлагаемой вниманию читателя книге мы попытаемся с высоты современного уровня наших знаний о зрелищной стороне древнеримской цивилизации ответить на вопросы о том, как велась подготовка гладиаторских игр, какими на самом деле были «люди меча», сражавшиеся и умиравшие во всех концах необъятного Римского государства, какое оружие ими использовалось, и какую роль сыграли гладиаторы в политических событиях римской истории.

У истоков гладиаторских игр

Прежде чем перейти к истории появления в Древнем Риме гладиаторских игр (лат. ludi gladiatorii), попробуем разобраться с термином «гладиатор». По латыни gladius — это меч, соответственно, гладиатор — человек, вооруженный мечом, но в данном случае имелись в виду те, кто вступали в поединки, нередко со смертельным исходом, перед зрителями. Сражения, в которых принимали участие гладиаторы, первоначально воспринимались как долг (munus) живого по отношению к умершему и обозначались тем же словом. До недавнего времени аксиомой любого исследования, посвященного гладиаторским боям, было утверждение об их заимствовании из этрусского погребального обряда. В основе этого заблуждения лежит высказывание раннехристианского писателя Тертуллиана (ок. 150-230 н. э.) из его сочинения «О зрелищах», которое гласит, что римляне переняли гладиаторские игры у этрусков, заменивших ими человеческие жертвоприношения в память об умершем (Tertul. De spect. 5. 6). Вскользь, цитируя историка Николая Дамасского (64 г. до н. э. — нач. I в. н. э.), о влиянии этрусков на гладиаторские бои у римлян упоминает и такой известный автор, как Афиней, живший на рубеже II и III вв. (Athen. IV. 153). Однако ни на фресках этрусских гробниц, ни в росписи ваз, ни в произведениях мелкой пластики мы не встретим ничего, что могло бы надежно подтвердить эту точку зрения. Отмечен только обычай представителей этого народа приносить в жертву пленников на похоронах лучших воинов, павших в бою. Например, известно, что в 357 г. до н. э. жители города Тарквинии принесли в жертву душам погибших 307 пленных римских воинов (Liv. VII. 15. 11). Они верили, что приношение свежей крови придает покойному силы для вступления в загробную жизнь.

Переиздано в кн.: Оленин А. Н. Археологические труды. Т. 2. С. 1-99.


О том, кто такие гладиаторы, нам рассказывали еще в школе. А потом эти не слишком подробные сведения дополнили голливудские блокбастеры. Видимо, отсюда и возникло расхожее представление о полной лишений и унижений жизни римских цирковых бойцов.

Однако сегодня историкам пришлось изменить свое мнение о гладиаторах. Виной этому стали археологические находки на кладбище гладиаторов возле Александрийской Троады в современной Турции. Когда-то здесь находился огромный цирк, не уступавший по размерам римскому Колизею. Позже арену разобрали на стройматериалы, но по какой-то причине строителей не заинтересовала огромная мраморная плита высотой под два метра, покрытая мелким текстом на латинском языке. Но в прошлом году ее почти случайно нашли немецкие археологи из Университета Мюнстера. Когда ученые расшифровали текст, они ахнули — плита была единственным в мире сохранившимся руководством по обучению гладиаторов, которые лично сформулировал император Публий Элий Адриан. И этот текст не оставил и следа от прежнего образа кровавых убийц, воспетых в тысячах кинофильмов.

Римский Колизей: гладиаторы и империя

Закон Августа передавал организацию игр в Риме преторам, которые получали для этого деньги из казны. Возможность вкладывать в игры свои средства была ограничена. Это решение было одним из шагов к ограничению амбиций римских аристократов.

Ежегодные гладиаторские игры проходили в декабре. Император Клавдий передал их организацию от преторов к квесторам. При Веспасиане ежегодные квесторские игры были отменены, но его сын Домициан возродил ежегодные бои гладиаторов.

Использование поединщиков для поминовения усопших в эпоху империи сошло на нет. Но гладиаторские бои приурочивали к религиозным торжествам. Более того, игры проводились во благо императора и членов его семьи. Это был своеобразный ритуал, согласно которому жизни гладиаторов обменивали на благополучие членов правящей семьи.

Чтобы провести в Риме гладиаторские бои за свой счет, римлянин должен был получить разрешение Сената. Кроме того, он не мог провести в год больше двух игр и не мог привлечь для состязаний больше 60 пар бойцов.

В провинциях игры стали проходить за счет государства, а не только частных средств. В то же время местные элиты боролись за должности, поэтому продолжали организовывать гладиаторские бои за свой счет.

Пышные игры позволяли себе устраивать только императоры. При Августе были составлены правила проведения гладиаторских игр. В их число входило распределение мест — первый ряд резервировался за сенаторами, отдельный сектор был для солдат, а женщины имели право наблюдать за боями только из самых последних рядов.

3.jpg

За свое правление Октавиан устраивал гладиаторские бои 27 раз. На играх в честь освящения храма Божественного Юлия помимо обычных поединков по приказу Августа была устроена битва между пленными даками и свевами.

Клавдий подходил к организации игр с фантазией. Всем известна организованная им в 52 году н. э. навмахия — морская битва на Фуцинском озере. Во время других игр гладиаторы изображали взятие города и завоевание Британии.

При Нероне на арену вышли римские граждане из числа сенаторов и всадников, а также женщины-гладиаторы, при Домициане — гладиаторы-карлики. Вителлий одновременно провел игры во всех 265 кварталах Вечного Города.

В 79 году н. э. при императоре Тите был открыт знаменитый Колизей. Ранее игры проходили в амфитеатре Марсового поля. В честь открытия Амфитеатра Флавиев прошли растянувшиеся на 100 дней игры.

При Траяне гладиаторские бои продолжались 123 дня, а их участниками стали более 10 тысяч бойцов. Сначала состоялись отборочные бои, победители которых продолжили сражаться дальше.

Преемники Траяна неохотно спонсировали гладиаторские бои. Марк Аврелий отменил доходный для казны налог на продажу гладиаторов, объявив, что казне не нужны запятнанные кровью деньги. Исключением стал Коммод, лично сражавшийся на арене.

В III веке н. э. игры стали скромнее. Исключением стали гладиаторские бои, устроенные Филиппом Арабом в числе других мероприятий в честь 1000-летия Рима. Последние пышные бои устраивал Диоклетиан.

ЦИРКАЧИ

Начнем с того, что на самом деле большинство гладиаторов были свободными гражданами, которые либо по собственному желанию, либо в качестве искупления за какой-либо проступок шли сражаться на арену. Посылали на ристалище и военнопленных, но у них был шанс освободиться: если по прошествии трех лет боев пленный оставался жив, то его освобождали от выступлений на арене, вручая символический деревянный меч.

Уровень смертности в этой редкой профессии потомками тоже явно преувеличен. Когда ученые проанализировали останки гладиаторов, то увидели, что на костях у всех воинов есть следы травм и ранений. Но вот умерли они в возрасте 28 — 30 лет не в бою, а от различных болезней. «Отдавая дань уважения античным медикам, стоит учитывать, что бойцы регулярно получали какие-либо ранения, и рано или поздно столбняк или другая хирургическая инфекция вполне могли стать причиной их гибели, — заявил профессор Стивен Дайсон, расшифровавший текст «Руководства» на мраморной плите. — Практически каждый похороненный в Троаде гладиатор провел за свою жизнь более сотни сражений. Это были опытные бойцы, больше похожие на нынешних фехтовальщиков, борцов-рестлеров или боксеров-профессионалов. Поскольку подготовка гладиатора обходились очень дорого, с экономической точки зрения было совершенно бессмысленно убивать их на арене…

Появление гладиаторских боев

Гладиатором назывался боец, который дрался на специальных аренах, чтобы развлечь праздную и безжалостную публику. Сражения проходили либо с себе подобными, либо со зверями. Термин имеет латинские корни и переводится как «меченосец». В те времена у воинов был популярен короткий меч gladius , отсюда и пошло название.

Согласно мнению историков, гладиаторские игры произошли от этрусского погребального обряда. По традиции, рабам, потерявшим своего хозяина, следовало биться на мечах у его могилы. Результатом являлся смертельный исход слабейшего противника, а сильнейшему бойцу оставляли жизнь.

Впервые сражение гладиаторов прошло в 264 году до н. э. Поводом послужили похороны политического деятеля Децима Юния Перы. Этим боем его сыновья почтили память покойного.

Начиная со 105 года до н. э. турниры гладиаторов становятся публичным зрелищем. Они быстро завоевывают популярность среди граждан.

Появляются специализированные школы гладиаторов. Там будущие воители совершенствовали свое мастерство. Ученики могли сражаться друг с другом, а также проверять на выносливость новичков. После такой проверки малоопытные бойцы либо погибали, либо с позором оказывались на улице.

Некоторые гладиаторские сражения поражали своей масштабностью. Однажды Цезарь организовал игры, где участвовали 320 пар бойцов. В свое время император Тит заказал бои, продлившиеся 100 дней.

В 63 году до н. э., вследствие указа императора Нерона, в гладиаторских сражениях смогли принимать участие свободные женщины. Стали проводиться смешанные турниры, где часто верх брали именно дамы. Были императоры, которые пошли еще дальше и стали устраивать бои между карликами.

Римская империя лишилась гладиаторских игр с приходом христианства. Насилие и убийства перестали быть почетными. Кровавые состязания с участием людей сменили бои животных.

БОРЦЫ С ХРИСТИАНАМИ

Тогдашние христиане, надо отметить, внушали властям еще большие опасения, нежели, к примеру, сегодняшние ваххабиты. Прежде всего потому, что христиане наотрез отказывались поклоняться и приносить жертвы изображениям обожествленных императоров, что фактически означало открытое объявление войны всему римскому порядку.

Гонения на христиан начал еще император Нерон. Воспользовавшись грандиозным пожаром в Риме, бушевавшим девять дней, Нерон обвинил христиан в поджоге (римские историки утверждают, что пожар устроил сам Нерон, решивший таким способом расчистить центр города для новых построек). Историк Публий Корнелий Тацит писал: «Сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к секте христиан, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения…» Эта жуткая расправа произошла в 64 году от Р Х., то есть спустя всего три десятилетия после воскресения Христа! Что, несомненно, свидетельствует не только о психических отклонениях в характере Нерона, но и о феноменальной скорости распространения евангельской проповеди. Всего лишь за 30 лет христианская община не только появилась в столице империи, где процветала сотня самых разнообразных культов, но и настолько окрепла, что ее влияние испугало даже самого императора. Именно ради устрашения социального дна римского общества Нерон и пошел на устройство жутких казней — чтобы чернь запомнила на века.

Правда, власти Рима довольно скоро осознали, что никакие репрессии не в силах остановить распространение христианства, более того, каждая показательная казнь только прибавляла мученикам за веру популярности. Тогда власти решили бороться с христианством на идеологическом фронте, отдавая христиан в распоряжение гладиаторов. Чтобы служители культа Геркулеса наглядно объяснили римской толпе, кто из жрецов одержит верх и чей из богов сильнее.

ПАТРОН ИМПЕРИИ

Особенно широко эта практика была распространена при императоре-философе Марке Аврелии, которого в XIX веке почему-то объявили «святым язычником». Но насколько этот владыка Рима был «святым», показывает пример 43 лионских мучеников: в 177 году в Лионе, тогдашней столице Галлии, власти задержали членов местной христианской общины, которых молва обвинила в возникновении болезней. Допросы продолжались несколько недель, христиан держали все это время в подвалах, откуда их выводили только на пытки и казни, причем по дороге их нещадно избивала толпа. В конце концов по личному указу императора христиан отдали гладиаторам и принудили как участвовать в поединках, так и сражаться с разъяренными львами, повторяя подвиг Геркулеса, голыми руками убившего немейского льва.

Сын Марка Аврелия, император Луций Элий Аврелий Коммод (тот самый сумасбродный тиран из фильма «Гладиатор»), пошел еще дальше. Он сам объявил себя новым воплощением Геркулеса, а для пущей схожести Коммод поверх доспехов носил и львиную шкуру — униформу мифического героя. Впрочем, сыном Юпитера император назвался вовсе не из-за непомерного тщеславия: Коммод был главой жреческой коллегии геркуланов и был обязан участвовать в театрализованных представлениях во славу своего небесного патрона.

Естественно, христиане тоже не оставались в долгу и расписывали гладиаторские представления как верх жестокости и кровожадности. Практически единственное дошедшее до наших дней описание боя гладиаторов принадлежит христианину — Блаженному Августину, который написал нравоучительный рассказ о том, как один его друг, едва оказавшись в Колизее, забыл все христианские наставления. «Как только он увидел эту кровь, он упился свирепостью…»

Как считают археологи, слухи о кровожадности самих гладиаторов тоже не соответствуют действительности: как жрецы, они вообще не ели мяса. Обнаруженные в Турции кости скелетов бойцов содержали следы стронция, который ученые связали с преобладанием растительной пищи, прежде всего сырых бобов, вареного ячменя и сухофруктов, которые предварительно промывались минеральной водой. В наставлении сказано, что каждого атлета ждало жестокое наказание, если они попадались на пьянстве и распутстве. n


ЧЕРТОВА ДЮЖИНА НА АРЕНЕ ЦИРКА

Всего существовало 13 классов гладиаторов, каждый из которых имел свое оружие и правила для поединков

САМНИТ
Воин в латах и шлеме с султаном из перьев. Вооружение — меч и щит овальной формы.

ГОПЛОМАХ
Отличительная деталь — большой щит римского легионера (от греческого hoplon — «щит») и армейский меч.

ФРАКИЕЦ
Название получили в честь племени фракийцев, были вооружены небольшой саблей с изогнутым лезвием и маленьким круглым щитом.

ДИМАХЕР
Гладиатор, вооруженный двумя мечами в виде изогнутых серпов. Сражался обычно без шлема и щита.

МИРМИЛОН
Воин с мечом и щитом. Название происходит от рыбы mormyllos, которая изображалась на шлеме. Выступали только против ретиариев.

РЕТИАРИЙ
Ретиарий получил свое имя от сети (rete), которую он набрасывал на противника. Был вооружен трезубцем и кинжалом.

ЛАСКУРИЙ
Разновидность ретиариев, которые вместо сети и трезубца были вооружены арканами и копьями.

НОВМАХИИ
Гладиаторы, сражавшиеся на кораблях в бассейнах, имитируя морские сражения.

СЕКУТОР
Воин в легких доспехах с мечом. Выступал против почти всех гладиаторов.

ЭССЕДАРИЙ
Возничий колесницы.

БЕСТИАРИЙ
То есть «зверобойцы» — гладиаторы, сражавшиеся только с дикими хищными животными.

ПЕГНИАРИЙ
Гладиатор, вооруженный кнутом и палкой (от греческого paignion — «игра»). Никогда не боролись насмерть.

АНДАБАТ
Осужденный на казнь раб или преступник, которого принуждали к бою. Иногда потехи ради им надевали шлем, который полностью закрывал глаза, и заставляли рубиться вслепую.


ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЛАДИАТОРОВ

СПАРТАК
Вероятно, грек из Спарты («фракиец» — по специальности). Бывший солдат вспомогательных войск, осужденный за дезертирство. В 73 году до н э. организовал мятеж рабов.

КОММОД
Римский император, победивший в качестве гладиатора в 735 поединках. Вопреки фильму «Гладиатор» Коммод был убит не на арене, а задушен заговорщиками.

БАТИАТА
Лентул Батиата — основатель Большой школы гладиаторов в Капуе, где, кстати, обучался и сам Спартак. Впоследствии отделения школы Батиаты появились и в других городах Италии.

СПИКУЛ
Любимый гладиатор императора Нерона, сопровождавший императора в походах по борделям. Получил от него в подарок дворец и земельный участок вблизи Рима.

ТУМЕЛИК
Сын знаменитого германского вождя Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три римских легиона наместника Вара. Тумелик еще в детстве был захвачен римлянами в плен и перевезен в Рим. Позже его отдали в школу гладиаторов, и Тумелик погиб на арене.

Отписаться можно в любой момент.

Навмахия - морское сражение в Колизее.

Навмахия - морское сражение в Колизее.
В Древнем Риме были развлечения, намного более диковинные, чем гладиаторские бои. Жестокие сражения гладиаторов и преступников на морских кораблях проводили в уникальных водных амфитеатрах. На потеху публике там устраивали и яркие битвы с морскими чудовищами и коллективные пьяные оргии.

Римский Колизей во время проведения навмахии. | Фото: weaponsandwarfare.com.

Римский боевой корабль. | Фото: pinterest.com.

Навмахия - термин переводится как «морской бой» - как полагают, появились в третьем веке до нашей эры, и по всей видимости, имели место только четыре или пять раз в истории. Навмахия требовала гораздо больше ресурсов, чем обычные гладиаторские бои на арене. Ее проводили только в исключительные праздники.

Амфитеатр на реке, возведенный для проведения навмахии. | Фото: thinglink.com.

Заполненный водой Колизей представлял собой большое овальное озеро, в котором плавали боевых корабли того времени - и крошечные биремы, и громадные квадриремы. На весла сажали преступников, а на палубах ждали схватки вооруженные гладиаторы и плененные солдаты-противники Рима.

Морское сражение в разгаре. | Фото: commons.wikimedia.org.

Первое известное морское сражение в 46 г. до н.э. провели в честь четверного триумфа Юлия Цезаря, который победоносно закончил войны в Галлии, Египте, Понте и Нумидии. Навмахия стала центральным зрелищем в праздничной музыкальной феерии, в программе которой были и конные, пехотные, кавалерийские бои, и сражения со слонами.

Другой тип морского зрелища - с участием морских монстров. | Фото: commons.wikimedia.org.

Для навмахии Цезаря корабли, представляющие тирские и египетские флоты, были установлены на плаву в бассейне на берегу реки Тибр. Они были укомплектованы 4000 гребцами и 2000 воинами. Неизвестно, был ход сражения срежиссирован, или это был кровавый беспредел. В любом случае масштабы и новизна зрелища привлекли тысячи зрителей, толпившихся, чтобы хотя бы мельком увидеть столкновение кораблей и пролитую кровь. В хаотичном безумии несколько зевак было растоптаны насмерть.

Не мене ярким аспектом массового зрелища были публичные оргии. Поэт Овидий писал о более поздней навмахии: «В такой толпе, кто не смог бы найти то, что ему приглянется?». Здесь царил хаос: повсюду были пьяные люди и женщины лёгкого поведения, доступные каждому. Это была важная часть праздника.

Разгар морского сражения - навмахии. | Фото: walleyhistory.wordpress.com.

Император Август провел морской бой в 2 г. до н.э. с участием 30 судов, представляющих персидские и афинские флоты. Чуть позже, в 52 г. н.э., Клавдий захотел свою навмахию, в этот раз проведенную на озере с участием 19000 солдат и 100 кораблей. По словам Тацита, заключенные на кораблях отказались бороться. Тогда Клавдий послал императорскую гвардию, и кровь все таки полилась.

В 57 г. н.э. состоялась навмахия императора Нерона. В амфитеатр, заполненный водой, запустили живых существ - тюленей и бегемотов. Несколько десятилетий спустя, в 80 г. н.э., в третий день многодневных развлечений императора Тита состоялось морское противостояние с участием 3000 мужчин.

Древнеримская навмахия в представлении современного художника. Император сидит на переднем ряду. | Фото: commons.wikimedia.org.

Естественное место для проведения мероприятия такого масштаба - конечно, величественный Колизей. Подземные камеры под ареной дают эту возможность, хотя остается загадкой, как с помощью примитивных насосов накачивали гигантские объемы воды для наполнения самого большого в мире амфитеатра. Морской бой состоялся в Колизее в 86 г. н.э. Зрелище закончилось сильным ливнем, от которого погибли все бойцы на арене и многие зрители.

О памятнике римских зодчих - знаменитом Колизее ходит много интересных историй. Этот великий амфитеатр помнит гладиаторские бои и скрывает много интересных фактов .

Читайте также: