Кого в Средневековье рисовали таким носатым чудищем

Обновлено: 18.09.2024

О том, что искусство символично, вряд ли стоит кому-то напоминать. Но стоит учесть, что средневековое искусство было еще символичнее чем современное. Тогда перед художником стояла непростая задача достучаться своей работой до зрителя, обычно неграмотного и не привыкшего предаваться размышлениям. Чтобы заставить проникнуться идеей картины, приходилось идти на разные ухищрения, например, рисовать Сатану и чертей с лицами вместо гениталий.


Сложно сказать, кто впервые придумал рисовать чертей с лицами между ног. Такие изображения создавались на протяжении всего Средневековья, вплоть до 18 столетия. Сюжеты, в которых нечисть терзала грешников, были очень популярны в церковных книгах и росписях соборов. Пастве нужно было показать ужасные последствия греховных поступков, среди которых блуд занимал не последнее место.


Изображать гениталии, даже в самых назидательных целях, в богословских книгах и на плафонах соборов было бы дурным тоном, поэтому на выручку приходил символизм. Пожирающий грешников промежностью дьявол отлично иллюстрировал кару за плотский грех и самому темному бродяге не нужно было объяснять, что означает этот символ.


Вариантов «очеловечивания» промежности нечисти было великое множество. Чаще всего живописцы изображали чудовищный оскаленный лик с острыми клыками и вытаращенными глазами. Иногда пасть монстра извергала пламя, которое нередко принимало двусмысленную фаллическую форму.


Реже мастера кисти изображали Сатану с пенисом, на кончике которого находилась морда чудовища. Очевидно то, насколько мог дать волю фантазии художник, зависело от заказчика, в роли которого обычно выступала церковь. Но, как бы там ни было, зло беспричинного сексуального соблазна такие символы демонстрировали очень наглядно.


Тут стоит сказать, что символика была хоть и очевидной, но вряд ли эффективной. Может изображения Сатаны и чертей с лицами вместо гениталий были способны впечатлить юную монашку или набожную супругу какого-нибудь лавочника, но в общей массе народ они не пугали. Иначе как можно объяснить то, что на втором месте по популярности, после иллюстраций на религиозные темы, у простого народа были изображения порнографического характера.

Не слишком боялись быть покаранными за грехи и священнослужители, особенно папы. Среди них было немало отборных грешников, не боящихся не только нарисованных чертей, но и настоящих.

Есть изображения кроликов, рвущихся в бой, увечащих рыцарей, ворующих женщин, избивающих людей дубинками и рубящих их топорами - причем подобные рисунки никогда не имеют никакого отношения к тому, о чем идет речь в книгах. Основная теория гласит, что такие рисунки делали на полях скучающие монахи, которым просто хотелось развлечься. Они считали, что идея о кроликах, мстящих людям, которые охотились на них, была забавной. Но это всего лишь теория.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

2. Женщины верхом на Аристотеле

Греческий философ Аристотель попадал на картины весьма часто. Но в течение короткого периода в начале эпохи Возрождения, его почему-то начали изображать в одной и той же странной и специфической позе. В течение нескольких лет художники рисовали на картинах одного из самых уважаемых философов, стоящего на четвереньках, с женщиной, сидящей на нём верхом.

Иногда у Аристотеля была уздечка во рту. В других случаях женщина била его. А иногда это была бы откровенная картина обнаженной женщины, шлепающей отца научной мысли. Источником подобных картин была популярная история о жене Александра Великого, которая обманом заставила Аристотеля прокатить ее на себе, как на пони.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

3. Рыцари, сражающиеся с улитками

Одной из самых странных вещей, которую монахи любили изображать на полях книг, являются эпические битвы между рыцарями и улитками. Между XIII и XIV веками по непонятным причинам это стало весьма популярной темой.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

4. Моисей с рогами

В течение длительного времени у людей была странная привычка рисовать изображения Моисея с рогами на голове. Это весьма странно — изображать столь демонически выглядящую деталь на человеке, который вывел евреев из Египта. И все же, подобных примеров много (даже Микеланджело рисовал подобное).

Таким образом, в Библии на самом деле могло утверждаться, что у Моисея были рога. В средневековую эпоху была даже напечатана копия Библии, в которой говорилось, что Моисей спустился с горы с рогами на голове. Это звучит безумно, но некоторые люди и до сих пор думают, что именно это правильный перевод.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

5. Кошки, вылизывающие пятую точку

Изображения котиков стали популярны намного раньше, чем появился Интернет. Средневековые художники рисовали их довольно часто. Единственным исключением было то, что они не концентрировались том, чтобы картинка вызывала положительные эмоции и приступы милоты.

Средневековые художники почему-то считали, что есть только один момент, достойный быть увековеченным в произведении искусства: момент, когда кошка изгибается и вылизывает собственный анус. После средневековой эпохи осталась странно обширная коллекция мурлык, вылизывающих свой зад или тестикулы. Иногда эти изображения весьма реалистичными, но чаще всего кошку изображали согнутой в полный круг, с языком в районе пятой точки.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

6. Мария Магдалина, покрытая волосами

Согласно легенде, Мария Магдалина полностью отказалась от всех земных благ после смерти Иисуса. Она перестала купаться и менять одежду, и, в конце концов, ее одежда полностью износилась и порвалась. Чудом, которое спасло Марию от блуждания по миру голой, стали волосы, выросшие по всему телу. После этого в течение всей оставшейся жизни Мария ходила голой и волосатой.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

7. Убийство беззаботных людей

Большая часть средневекового искусства была жестокой. Но, насколько бы ужасной не была чья-то смерть, жертве всегда было скучно. Есть картины людей, которых топчут всадники, которым вонзили нож в череп или которых изрубили топорами. Тем не менее, на каждой картине жертва выглядит так, будто она изо всех сил пытается сдержать зевок. Теория гласит, что все это связано со средневековой концепцией Ars moriendi - искусством умереть хорошо. Смерть, по мнению людей в то время, была моральным испытанием.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

9. Демоны с лицами на промежности

Средневековые художники любили рисовать демонов. Их искусство было переполнено ужасающими монстрами, которые собирались забрать души невинных. И по каким-то причинам у многих из демонов были два глаза, нос и большой рот прямо на их промежности. Эти картины были странно сексуальными.

Часто лицо промежности у демона извергало какой-то странный фаллический огонь прямо между ног. Иногда эти лица не просто прикрывали промежность, а находились на кончиках их гениталий. Это был способ показать зло беспричинного сексуального соблазна. Демоны должны были символизировать опасности похоти, и лица на промежности были способом показать, где спряталось истинное лицо зла.

Некоторые люди были так обеспокоены опасностью похоти, что демоны были самым популярным предметом искусства в эпоху средневековья. По-видимому, другие люди были менее обеспокоены, потому что второй по популярности темой были люди, занимающиеся плотскими утехами.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

10. Вещи, торчащие из зада

Похоже, что когда средневековые художники не рисовали животных-убийц и демонов с лицами на промежности, они заполняли свои книги иллюстрациями, которые очень странно выглядели рядом со словом Божьим: изображениями людей с различными вещами, торчащими из их анусов.

Обычно это была трубы, однако существуют и другие примеры. Некоторые страницы были украшены красивыми узорами из цветов и листьев, которые вылезали из человека, наклонившегося вниз задом к читателю. Также довольно часто встречались изображения того, как люди пускали стрелы в круглые красные цели, нарисованные на ягодицах друг друга. Почему рисовали подобное - загадка.

Трэш в средневековом искусстве Средневековье, Искусство, Трэш, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

3 года назад 3 года назад Номер 9 - big bad wolf показать ещё 0 комментариев Похожие посты 24 дня назад


После Рима. Переплавленный колосс

Кости империи

Пророчество Беды о значении Рима для мирских судеб и о его главном памятнике широко распространилось по Англии, еще не захваченной норманнами. На самом деле, в течение некоторого времени после того, как папа Григорий Великий (590-614) проводил интенсивную проповедническую кампанию на далеких английских островах, местные жители страны чувствовали сильную преданность святому Петру и охотно отправлялись в Рим, чтобы помолиться на его могиле в Ватикане, бросив вызов трудным дорогам и тысячам опасностей, неизменно сопровождающих долгое путешествие.

Черты Рима по-прежнему проступали в облике Британии. В конце концов, даже родной город Беды, Ярроу, возник на месте римского castrum I века, от которого сохранились фрагменты оригинальных каменных построек. Большой вал, построенный Адрианом, по-прежнему пересекал остров поперек, разделяя то, что прежде было римской Британией и Каледонию, страну варваров-пиктов. Но Британия была лишь одной из многих провинций Рима, причем далеко не первостепенной. Напротив, римляне считали ее краем света.

Путешествуя по дорогам Европы, торговцы или монахи могли встретить захватывающие дух римские сооружения. Величественные акведуки теперь стояли без дела, амфитеатры пустовали, полуразрушенные здания с белеющими мраморными колоннами были сродни костяным останкам того, что некогда было величайшей империей в истории человечества. Человеку Средневековья все эти сооружения казались невероятно красивыми и масштабными. Во времена Беды не только бедняки, но и многие знатные семьи Европы жили в узких башнях, сложенных из грубо обработанного камня, или в скромных замках, возведенных из дерева на земляной насыпи.

Все, что осталось от римлян, воспринималось как следы гигантов - грандиозные, величественные и неповторимые. В сознании средневекового человека все лучшее неизменно ассоциировалось с Римом. Начиная с тех самых дорог, по которым передвигались путешественники в Темные века, и заканчивая уцелевшими предметами искусства.

После Рима. Переплавленный колосс Римская империя, Античность, Средневековье, Искусство, Война, Длиннопост

То есть, фактически, сам Зенон постфактум узаконил совершенный переворот. Но с точки зрения самого Зенона он лишь восстанавливал историческую справедливость. Дело в том, что и сам Ромул Августул был узурпатором. Вернее, узурпатором был его отец Флавий Орест, прежде бывший magister militum на Западе. Орест сверг и изгнал западного императора Юлия Непота и возвел на престол своего юного сына Ромула. Правивший на Востоке Зенон эту политическую рокировку (как и императорские полномочия Августула) не признал и отправил того самого Одоакра подавить мятеж. Таким образом, события, которые учебники истории привычно преподносят нам как захват власти в Западной империи и изгнание последнего законного императора, фактически представляют собой карательную экспедицию, инициированную константинопольским двором. То, что в итоге все пошло не так, как было запланировано - уже другой вопрос.

Однако обозначать конец Римской империи 476 годом, когда Одоакр изгнал Августула - очень большая условность, это просто удобная граница для ученых, в то время как объективная реальность, в которой жили люди, была намного сложнее. Римское право, как и деньги, продолжало функционировать в обществе. Люди продолжали использовать в обиходе атрибуты римской культуры, одеваться по римской моде. Постепенно под воздействием нараставшего присутствия варварских племен в Европе римские обычаи начали смешиваться с традициями германских племен, создавая гибридные формы права и искусства, в которых мы можем различить оба культурных компонента. VI век, первый настоящий век Средневековья, одновременно с этим был временем, когда император Юстиниан составил свой знаменитый кодекс, в котором была аккумулирована вся римская юридическая традиция. А Кассиодор, один из величайших интеллектуалов Средневековья, основал аббатство Виварий, чтобы сохранить самые ценные произведения греческой и латинской цивилизации.

Несмотря на все изменения в культуре и экономике, римские корни по-прежнему сохраняли свое присутствие в европейской повседневности, а сама империя продолжала оставаться мифическим горизонтом, на который равнялись все политики, мечтавшие о величии и славе. Так, германский император из швабской династии Гогенштауфенов, Фридрих II, в 1234 году приказал построить архитектурный комплекс Porta di Capua, который был бы последним форпостом его владений недалеко от границ папского государства. За образец архитектурного стиля он взял триумфальные арки античности, а в центре комплекса возвышалась статуя самого императора, облаченного в тогу античных Цезарей. Рядом с монументом Фридриха стояли еще две статуи - античные боги Аполлон и Диана, олицетворявшие главные виды деятельности императорского двора - охоту и интеллектуальные занятия.

Душа империи

После Рима. Переплавленный колосс Римская империя, Античность, Средневековье, Искусство, Война, Длиннопост

Император Людовик Благочестивый с нимбом

При этом Данте хотел выразить основную концепцию, согласно которой, в отличие от других возможных форм правления (демократии, олигархии, монархии) империя обладает особым достоинством, потому что она имеет божественное происхождение и является вечной. Более того, средневековый человек подчас был жестоким и безжалостным (гуманизм еще не придумали), он мог не избегать всех смертных грехов, однако это не мешало ему чувствовать себя глубоко верующим. Он видел себя органичной, естественной частью этой огромной системы, а значит, и в нем было Божье начало.

После Рима. Переплавленный колосс Римская империя, Античность, Средневековье, Искусство, Война, Длиннопост

Таким образом, нам сегодня может показаться, что Средние века были мозаикой из нескольких очень разных эпох, разделенных глубокими кризисами, иногда даже катастрофами: разграбление Рима, вторжения варваров, развитие муниципалитетов, зарождение национальных государств. А вот люди прошлого объяснили бы это простым словосочетанием - translatio imperii. Говоря буквально - передача верховной власти. Потому что, в конце концов, для них империя в первую очередь представляла собой идею и небесный мандат, и уже затем - конкретные города, регионы, людей. Именно поэтому империя была вечной.

Доспехи

Доспехи Рыцари, Доспехи, Средневековье, Германия, Интересное, Искусство, Шедевр

Рыцарские доспехи для для боя на турнире в пешем строю. Северная Германия, 1526 год

24 дня назад


Читайте также: