Конская сбруя - неотъемлемая часть снаряжения ездовой лошади

Обновлено: 05.10.2024

Как всегда - тема статьи на основании комментариев к моим статьям. Поднялся вопрос о сбруе, и я задумалась: а сбруя или амуниция? Что имеется в виду, как правильно произнести, и как понять собеседника?

Википедия мне сказала, что упряжь и сбруя - одно и то же . Понятно, о чем идет речь, но я бы разграничила эти термины.

Сбруя и упряжь - совокупность приспособлений для запряжки лошади в сани, повозку и в любые другие грузы. В состав сбруи (или упряжи) входят: хомут, дуга, седелка, черезседельник, вожжи, шлея, узда. Причем, как одноконной, так и пароконной, и тройки, да хоть восьмерика.

Вид на лошадь "за вожжами". Фото автора Вид на лошадь "за вожжами". Фото автора

В этот же список Википедия приплетает и элементы спортивного снаряжения лошади , такие как: ногавки, попоны, вальтрап, подпруга и проч. Для меня это дико. Давно уже не слышала, чтобы в спортивном сленге применялось слово "упряжь" или "сбруя" по отношению к конной амуниции.

Кстати об амуниции . Сама слово пришло к нам с немецкого языка. Означает совокупность вещей, составляющих снаряжение военнослужащего . Все, кроме обмундирования.

Лошадь в санной упряжи. Фото автора Лошадь в санной упряжи. Фото автора

В конном спорте, амуниция - это все, принадлежащее к снаряжению коня - т.е. что одевается на лошадь. Начиная с седла и уздечки, и заканчивая вспомогательными элементами - шпрунт, мартингал, корда и т.д.

Слово "сбруя" раньше включало в себя все конское снаряжение, и упряжное и верховое, и носило общее название - кавалерийское снаряжение.

Лошадь, запряженная в сани. Фото автора Лошадь, запряженная в сани. Фото автора

Слова "сбруя" или "упряжь" по отношению к спортивной конной амуниции, (по моему мнению) могут употреблять пожилые деревенские люди, не смотря на то, что слово "сбруя" - тоже не русское и пришло к нам с Польского языка, но оно уже ближе и роднее , чем "амуниция" с немецкого.

В принципе - по смыслу разницы никакой , в разговоре понятно о чем речь, но слух режет, когда говорят сбруя по отношению к спортивному седлу (например). Учитывая какую разговорную речь сейчас используют подростки - это все цветочки! ))

Лошадь под седлом. Фото автора Лошадь под седлом. Фото автора

Главное, у рысаков есть словосочетания "сбруя рысаков" и "беговая упряжь" . Во как! )) Там у них своя "кухня", абсолютно другой мир конного спорта. Если есть кто из рысачников - приоткройте тайну вашего основного сленга: как вы амуницию для рысаков называете? ))

Подитожим, в соответствии с современными реалиями:

Упряжь и сбруя - снаряжение для запряжки лошади в сани или экипаж.

Каждому всаднику известно, что уздечка для лошади является одним из наиболее важных компонентов снаряжения. Как показывает практика, очень часто владельцы этих животных допускают распространенные ошибки при выборе. В частности, в силу малых знаний и опыта неправильно выбирают уздечку, руководствуясь своими предпочтениями. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают виды, что такое уздечка Кука и как сделать уздечку для лошади своими руками.


Бездуговые постромочные одноконные упряжи

В бездуговых хомутовых упряжах основные роли тяговых усилий выполняют хомуты. Только в таких случаях они крепятся к повозкам при помощи постромок. При этом хомуты с оглоблями скрепляются ременными гортами. В конструкцию такой сбруи входят:

  • Хомуты с наличием гужевых мочек;
  • Постромки;
  • Седелки;
  • Подпруги;
  • Чересседельники;
  • Горты, заменяющие гужи;
  • Уздечки с вожжами.

При рассмотрении варианта без хомутов или европейского варианта упряжи, их роль играют шорки, которые изготовляются из прочных видов кожи и состоят из нагрудных широких ремней с наличием колец. К этим кольцам пристегивают постромки. В таких конструкциях грудь и шея лошадей опоясывается нагрудными и шейными ремнями с кольцами для вожжей.

Краги

В нашей стране такое название было у накладных голенищ, для фиксации которых на ноге используется молния, шуровка, застежки и т. д. На сегодняшний день краги шьют из кожи и замши. Могут служить заменой сапог при занятиях верховой ездой.

Краги

Комбинированная


Повод

Это ремешок из кожи, который пристегивают к трензельным кольцам. Он позволяет всаднику поддерживать контакт со ртом лошади. Повод необходим для контроля передней части корпуса коня и относится к главным средствам управления. При помощи повода задается направление движения, остановка лошади, переход с быстрого аллюра на более медленный. Регулируется положение головы и шейного отдела скакуна.

Сапоги

Если в обычной жизни вы привыкли носить элегантную обувь на тонком каблуке, можете смело отложить ее в сторону - для конного спорта она точно не пригодится. Верховая езда диктует свои правила, и сапоги - не исключение. Обычно они имеют высокое голенище и делаются из кожи, замши или плотного материала. Желательно, чтобы он был натуральным, поскольку в обуви из искусственной кожи у всадника (особенно мужского пола) могут вспотеть ноги. Такие вещи хоть и можно считать естественными, однако, они вряд ли позволят человеку чувствовать себя уютно.

Как правило, обувь для верховой езды имеет неширокий носок, а подошва при этом гладкая. В большинстве случаев присутствует каблук, которым удобно удерживать стремена. Его высота обычно не более 2 см, а сам он имеет квадратную форму. Чтобы сапоги было удобно надевать, сзади обычно делается молния. Женская обувь в данном виде спорта не слишком отличается от мужской, поэтому это изделие можно считать универсальным.

Во многих случаях рекомендуется приобретать сапоги, которые сделаны из водонепроницаемого материала. Кожаная обувь в этом случае считается самой подходящей. Для холодного времени года они также подойдут наезднику, правда, лучше выбирать зимние модели с утеплением внутри.


Подбор по размеру трензеля и уздечки(видео)

Понятие сбруи

Описание и функции сбруи

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов. Скупиться на упряжь не принято. Конная упряжь делалась во все времена только под заказ. Учитывались такие параметры, как:

  • масть и порода лошади;
  • физические характеристики;
  • высота коня.

Часть конской сбруи или всю ее можно купить в специализированных магазинах.

Перчатки

Рекомендуется покупать в специализированном магазине, они служат для удобства держания поводьев, чтобы они не скользили в руках. Дополнительно предохраняют от травматизма кожные покровы.

Защищает голову человека от возможной травмы после падения с лошади. Шлем должен быть как у детей, так и у взрослых согласно технике безопасности при занятиях верховой ездой.

Шлем для верховой езды

Шлем для верховой езды

Попоны

Являются универсальным изобретением, позволяющим животному ощущать тепло и сухость. Их используют при перевозе животных или на конюшне, если ожидаются перепады температур. На изготовление идет согревающая шерстяная ткань. Для фиксации попоны на теле лошади существуют специальные застежки и ремни.

Попона является защитным покрывалом, которое применяют для обогрева в холодное время года. При уходе за лошадью ее могут часто мыть, что снижает количество защитного жира, а потому животному понадобится дополнительная защита.

Зимняя попона

Зимняя попона

Попоны шьют с учетом климатических особенностей и физиологии животных. Существует огромное количество разных попон, подходящих для всяких жизненных ситуаций:

  • прогулочная;
  • ночная;
  • дождевая;
  • денниковая;
  • рабочая;
  • зимняя.

Для лошади рекомендуется иметь несколько вариантов попон, например, зимнюю, денниковую и рабочую.

Как правильно надеть на лошадь?

Ногавки

Также служат как средство против травмирования конечностей. Могут надеваться поверх бинтов или просто на область пясти. Для фиксации есть специальные застежки или липучки.

Виды и строение упряжи

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником. Кроме того, упряжи различаются численностью запрягаемых лошадей. Они бывают одноконными, пароконными, четверками и прочими. Также рабочие или транспортные упряжи подразделяются на дуговые, дышловые и бездуговые.

Удила

Чтобы управлять лошадью, всадник пользуется физиологическими особенностями челюсти животного. На десне находится беззубый край, куда и вставляют трензель (или удила). Он представляет собой 2 кольца и грызло, благодаря которым осуществляется управление лошадью. С помощью железа можно замедлить движение или остановить коня. Грызло оказывает давление на челюсть.

Железо для лошади

Железо для лошади

Трензель подбирается индивидуально для каждой лошади, т.к. он может иметь разную форму и строгость. Железо нельзя покупать только потому, что понравился внешний вид. Важно помнить о том, что трензель находится в непосредственном контакте со ртом животного, и если будет какое-то несоответствие, то это может вызвать у лошади ощущение дискомфорта и болевые ощущения. Рекомендуется выбирать максимально мягкое железо: чем тоньше грызло, тем более строгим считается трензель.

Ботинки

Если конные сапоги с высоким голенищем не вызывают у вас особой симпатии, можно выбрать альтернативу. Для поездок на лошади есть возможность приобрести ботинки для верховой езды, в которых очень удобно находиться в седле. Для такой цели, как правило, выбирается обувь с плоской подошвой и небольшим широким каблуком.

Лучше, если на ботинках не будет застежек, которые могли бы зацепиться за стремена во время езды.

Зимняя обувь такого типа особенно хороша, если имеет нескользящую подошву и теплый мех внутри. Мужские ботинки ненамного отличаются от женских: чаще всего они имеют более строгий вид, а спереди может присутствовать шнуровка (или молния).

Виды сбруи

В целом все виды упряжек для коней и пони подразделяются на:

  • транспортные;
  • выездные;
  • для сельскохозяйственных нужд.

Но и эти три подвида разделяются на несколько видов.

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

Описание и функции сбруи

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Мы, жители городов, все больше отдаляемся от живой природы, все меньше общаемся не только с дикими, но и домашними животными, в том числе и с лошадьми. Однако, если в городском хозяйстве роль лошади сведена до минимума, то в селах значение лошади в последние годы даже возрастает. Лошадь легко приспосабливается к работе в различных условиях, что позволяет ей быть «универсальным двигателем», причем в некоторых случаях даже более экономичным, чем механический двигатель.

Основными характеристиками рабочих качеств лошадей являются: тяговое усилие, скорость движения, продолжительность работы. Наилучшими для работы в селе являются лошади, имеющие живой вес 400…600 кг и обладающие хорошей скоростью движения на шагу. Такие качества имеют лошади рысистых, упряжных, верховоупряжных пород, а также некрупные тяжеловозы.

Летом по грунтовой дороге лошадь весом 400…500 кг, запряженная в повозку, перевозит до 500 кг груза, а зимой на санях по накатанной дороге – до 700 кг.

Рис. 1. Сбруя русской дуговой упряжки

Рис. 1. Сбруя русской дуговой упряжки: 1 – чересседельник; 2 – оглобля; 3 – супонь; 4 – уздечка; 5 – дуга; 6 – хомут; 7 – седелка; 8 – шлея; 9 – вожжи

Важнейшим элементом оснащения лошади является упряжь (сбруя), которая должна выдерживать максимальное усилие лошади и быть точно подогнанной к лошади, чтобы не причинять ей при движении повреждений. Существует несколько видов сбруй: для одноконной, пароконной, троечной и многоконной запряжек (упряжек). Среди упряжек обычно различают: дуговую, бездуговую и дышловую. На рис. 1 показана схема дуговой запряжки. Основными элементами сбруи для подобной запряжки являются:

уздечка, служащая для управления лошадью;

седелка, назначение которой смягчить и правильно распределить давление чересседельника на часть мышц холки и спины лошади;

чересседельник, который, проходя через седелку, поддерживает оглобли и дугу, переносит на спину лошади часть тягового усилия;

шлея, охватывающая корпус лошади, удерживает хомут на плечах при осаживании и спуске, передавая давление воза на круп лошади;

хомут, необходимый для передачи усилий от упряжи на плече лошади;

вожжи, с помощью которых управляют лошадью.

Рис. 2. Карета с дышловой запряжкой

Рис. 2. Карета с дышловой запряжкой

Использование дуги и оглобель позволяет симметрично расположить лошадей в запряжках и равномерно распределить среди них силу тяги. Применение дышловой запряжки (рис. 2), распространенной в Европе, не позволяло достичь больших скоростей движения, русские же экипажи, запряженные тройкой, были самым быстроходным средством передвижения и пользовались мировой славой. Эта система и по сей день известна под названием «Русская тройка».

Рис. 3. Седло строевое

Рис. 3. Седло строевое

Для верховой езды на лошадей надевают седла. Распространены три типа верховых седел: строевые, казачьи и спортивные. Строевое седло (рис. 3) удобно для лошади и всадника при поездках на дальние расстояния. При поездках по сильно пересеченной местности хорошо казачье седло, которое дополнительно оснащено подперстьем и подхвостником, что удерживает седло от сползания на крутых подъемах и спусках. Спортивное седло – самое легкое.

Рис. 4. Конный ход

Рис. 4. Конный ход

В хозяйствах для перевозки людей и грузов применяют повозки. Базовым элементом всех повозок служит конный ход. На рис. 4 показан конный ход, который подходит для перевозки бревен, труб и различных длинномерных предметов. Груз укладывается на подушки хода между ручицами, масса конного хода 170…190 кг. Для перевозки объемных грузов, таких как сено, солома, конный ход разводят и на него устанавливают решетчатые стенки – дробины (рис. 5).

Рис. 5. Телега - дробины

Рис. 5. Телега – дробины

Конечно, самой универсальной и распространенной повозкой является телега – одноконный полок (рис. 6). Вес повозки 250…270 кг, ширина колеи около 1 м, грузоподъемность 750 кг. Колеса телеги стандартные – диаметр передних 720 мм, задних – 900 мм.

Рис. 6. Одноконный полок

Рис. 6. Одноконный полок

Безрессорная повозка (рис. 7), имеющая съемный ящичный кузов, применяется для перевозки сыпучих грузов, часто такую повозку называют бестаркой.

Рис. 7. Повозка

В четырехколесный экипаж – тарантас (рис. 8.) впрягается одна или две лошади.

Рис. 8. Тарантас

На рис. 9 показан легкий экипаж на двух колесах – двуколка. Грузоподъемность ее до 200 кг, кузов подвешен на рессорах.

Рис. 9. Двуколка

Еще и сейчас в селах встречаются повозки (конные заправщики) для транспортировки горюче-смазочных материалов к технике, работающей на полях (рис. 10). На повозку устанавливают 200-литровую бочку, оснащенную ручным насосом и шлангами. Под сиденьем, в ящике, устанавливают канистры со смазочными материалами.

Рис. 10. Конный заправщик ГСМ

Рис. 10. Конный заправщик ГСМ

В Петербургском Эрмитаже экспонируется коляска Петра I (рис. 11). Коляска по своим техническим данным и художественному оформлению характерна для своего времени. Подвеска кузова в коляске осуществлена с помощью широких, толстых ремней, которые заменяли рессоры.

Рис. 11. Коляска Петра I (1704 г.)

Рис. 11. Коляска Петра I (1704 г.)

В России, где зимний период продолжается до 6 месяцев, особое место занимают сани. Для чего только не использовались сани-розвальни (рис. 12). На них возили и грузы, и невест в церковь, и хозяина в последний путь. Грядки розвальней оплетали веревкой или обшивали тесом. Сани изготавливали с подрезом (окованными полозьями) и без подрезов. Грузоподъемность таких саней до 1000 кг, масса окованных саней 140…150 кг, ширина колеи 520…720 мм.

Рис. 12. Сани розвальни

Рис. 12. Сани розвальни

Легкие сани с фасонным кузовом (рис. 13) служили для перевозки 2…3 седоков как одноконной упряжкой, так и троечной. По хорошо накатанной дороге такие сани, запряженные тройкой лошадей, развивали скорость до 40 км/ч.

Рис. 13. Сани легкие с фасонным кузовом

Рис. 13. Сани легкие с фасонным кузовом

Еще один зимний экипаж – сани императрицы Елизаветы Петровны – представлен в экспозиции Эрмитажа (рис. 14). Изготовлены сани из ценных пород дерева, отделаны дорогими тканями, позолотой, резьбой, росписью.

Рис. 14. Парадные сани Елизаветы Петровны (1760 г.)

Рис. 14. Парадные сани Елизаветы Петровны (1760 г.)

Горожанину сейчас трудно увидеть лошадь, запряженную в сани или телегу, а когда посчастливится встретить эту извечную помощницу человека, люди невольно останавливаются, чтобы поглядеть на чудо, подаренное нам природой.

Оголовье (или уздечка)

У уздечки множество целевых назначений, но главной функцией является поддержка железа. Благодаря трензелю и поводьям всадник может передавать команды лошади.

Уздечка

Существуют различные виды уздечек, которые используются в спортивных состязаниях, конных походах, при заездке молодых лошадей.

Где можно купить дуги?

Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.

Бричка

При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом. Нужна она также и для впрягания лошадей в сани или повозку. Несмотря на то что лошадиная упряжка продолжает оставаться неотъемлемой частью коневодства, многие не знают, как сделать ее, из чего упряжка состоит, как ее надевать на лошадь.

Описание и функции сбруи

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом.

Можно ли обойтись без дуги?

Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.

Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором - мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера - с гужами.

В хомуты входят:

Важное значение имеет правильный подбор такой части конской упряжи как хомут. Подгоняется он с учетом индивидуальных размеров. Так как эта часть упряжи ложится на шею животных, то тесные хомуты могут затруднить дыхание, вплоть до спазма легких, а большие и свободные — будут качаться до потертостей.

Из чего состоит сбруя?


Теперь из чего состоит украшение? В состав конной упряжи входит хомут, уздечка, дуга, вожжи, шлея, подбрюшник, в некоторых случаях могут быть добавлены и другие компоненты. Всегда дешевле будет приобрести уже готовое снаряжение, но часто бывает такое, что отдельные компоненты не подходят коню или пони. Поэтому специалисты советуют покупать все элементы отдельно.

Хомут является обязательной деталью снаряжения, его предназначение заключается в передаче тяговой силы на повозку. Этот элемент надевается таким образом, чтобы он не препятствовал дыханию и не мешал коню передвигаться. Если хомут будет очень широким или длинным, то от этого на теле животного могут появиться ссадины.


Конструкция обычной сбруи

Шамбон

Относится к развязкам и представляет из себя ремешок продолговатой формы. Приспособление используется во время тренировок, чтобы голова лошади была зафиксирована в нужном положении. Шамбон пристегивается к подпруге и железу, проходит под нащечным ремнем оголовья.

Шамбон

Шамбон имеет принципиальное различие с мартингалом и не ограничивает способность лошади вытянуть шею. Благодаря данной амуниции убирается чрезмерная нагрузка со спины коня.

Что такое мундштук?

Мундштук - это сложный тип трензеля, который состоит из самого трензеля и специального приспособления в виде рычага, который воздействует на небо и язык лошади. Используется в основном в выездке.

Что должно быть для проведения занятий по иппотерапии

Лечебные процедуры должны проводиться только в присутствии квалифицированного тренера, имеющего специальное образование. Занятие проводится на неоседланной лошади. Допускается наличие седёлки.

У этого термина существуют и другие значения, см. Седло (значения).

Современное универсальное седло

— часть амуниции для езды верхом и перевозки грузов на спине животного.

Наиболее распространены сёдла для лошадей, хотя есть специальные седла для верблюдов и слонов[1][2]. Древнейшими седлами служили попоны, удерживаемые ремнями, а современное седло представляет собой сложную и зачастую дорогую конструкцию. Седло влияет на движения лошади и посадку всадника. Плохо подогнанное седло может нанести лошади физический вред. Обычно седло собирается на пластиковой или деревянной раме — ленчике (арчаке), хотя существуют и безленчиковые сёдла[3]. Сёдла как правило имеют два размера, указываемых в дюймах: по лошади — широкое, среднее и узкое, и по всаднику (в зависимости от длины ног)[4]. Задачи седла для верховой езды — создание удобства для всадника и защита спины животного. При езде без седла основной вес всадника приходится на седалищные кости, а седло перераспределяет нагрузку по лавкам седла, общая площадь которых больше площади соприкасающихся со спиной лошади седалищных костей всадника. Таким образом, несмотря на увеличение общей массы на спине лошади, давление на единицу поверхности её спины уменьшается[5].

— мастер по изготовлению сёдел.
Арча́жник
(
арча́жный мастер
) — ранее, в России, специалист по изготовлению арчака, главного элемента сёдел.

Запряжки подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.

Предметы одноконной дуговой упряжи:

  • хомут с гужами и супонью;
  • седёлка с подпругой;
  • чересседельник;
  • подбрюшник;
  • дуга;
  • шлея[4] ;
  • узда с удилами, псалиями и поводьями;
  • вожжи;
  • зга (диалектное) — кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти. Некоторые источники указывают, что слово «зга
    » в выражении «ни зги не видно» обозначает кольцо на дуге конской упряжки, в которое продевают повод. Современная лингвистика считает, что «зга» в выражении «ни зги не видно» — это искажённое слово «стезя» (дорога, от древнерусского варианта «стьга») [5] .

Предметы одноконной бездуговой

  • хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки;
  • ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.

Предметы пароконной

  • хомуты (иногда заменяемые шорками
    );
  • нагрудные ремни;
  • постромки;
  • шлеи, уздечки с удилами и парные вожжи.
  • Ногавки
    — это снаряжение лошади, предназначенное для защиты конечностей лошади от механических повреждений. Ногавки бывают рабочие и транспортировочные. Рабочие ногавки используются в тренировочном процессе и на выступлениях. Транспортировочные ногавки используются при транспортировке лошади.
  • Попона
    — это покрывало для лошади, которое предохраняет её от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих лёгких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.
  • Вальтрап — покрывало под седло. Основное назначение — защита спины лошади от повреждения седлом или седёлкой.
  • Подпруга
    — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей — седёлки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды сёдел имеют по две-три подпруги.
  • Мартингал
    — часть конской упряжи, имеющая целью удержать голову в положении, необходимом для правильного действия поводьев [6] .
  • Недоуздок
    — уздечка без удил, назначение которой — содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.
  • Чумбур
    (
    чембур
    ) — верёвка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или верёвочные.
  • Хакамора
    — уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой, от концов которой идут металлические пластинки для пристёгивания поводьев. Дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошадью с помощью действия поводьев на носовые кости.
  • Шпрунт
    (или скользящий повод) — вспомогательный ремень (длиной

Средства защиты для лошадей

Седло

Данная часть снаряжения служит для защиты спинного отдела лошади, а вот комфорт всадника стоит на втором месте. Если седло не использовать, то на спину коня будет оказываться большое давления, чем с ним. Благодаря этой амуниции равномерно распределяется вес всадника по всему корпусу лошади.

Седло необходимо выбирать индивидуально для каждого коня. Здесь многое зависит от длины ленчика, высоты холки и иных важных параметров. Седла бывают следующих типов:

  • английское;
  • азиатское;
  • вестерн;
  • испанское;
  • дамское.

Дамское седло

Дамское седло

Седло выбирают в зависимости от использования лошади. Для различных видов конного спорта, также как для прогулки или скачек, существуют специальные седла. Универсальные и многофункциональные изделия не так хороши, как кажется, а потому лучше иметь несколько седел для различных задач, которые будут ставиться перед лошадью. Большую роль играет и фирма-производитель. При наличии финансовых возможностей лучше выбрать зарубежный вариант.

Этапы изготовления

Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них - это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.

Еще один способ согнуть дугу - это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.

Когда дерево распарилось, его нужно согнуть. Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок. Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.

Когда вы согнули дерево, его нужно закрепить на станке веревками или проволокой и дать ему время, чтобы оно полностью высохло. На этом, самая сложная работа закончилась.

Стремена

Это основная часть седла. Они служат для фиксации ног всадника и сохранения баланса при занятиях верховой ездой. Изначально стременами были петли, что являлось малокомфортным и небезопасным вариантом. На сегодняшний день существует большое количество разных стремен разнообразной формы.

Стремена

Как сделать дугу для лошади своими руками

Каждая деталь из упряжи имеет свои особенности изготовления, поэтому нужно иметь определенные знания и навыки. Дугу изготовить просто, но для этого нужно разбираться в дереве и уметь правильно с ним работать. Неправильно согнув дерево, конструкция быстро сломается при эксплуатации.

Если выбрать качественный материал и правильно изготовить дугу, она прослужит вам долгое время, несмотря на нагрузки.

Прежде чем заниматься изготовлением средства передвижения, нужно понять, в чем особенность телеги и какие здесь главные элементы. Самая главная часть, разумеется, - ходовая. Сюда входит передняя и задняя оси, колеса в количестве четырех штук, передння часть рамы для установки платформы или кузова.

Дополнительными средствами служат амортизирующие стойки. И если заднюю ось делают таким образом, чтобы она была неподвижной, то передняя должна поворачиваться. Это позволяет с большим комфортом осуществлять управление лошадьми.

На следующем месте идет пара оглобель для одиночной запряжки или дышло для парной. И то, и другое закрепляют к передней оси, что позволяет осуществлять поворот передними колесами. Основная рама, как правило, изготавливается металлической и с использованием сварки. Именно здесь будет лежать весь вес груза экипажа.

Предлагаем ознакомиться Рассказ о росянке

Сама повозка может быть деревянной. Что касается размера телеги, то когда-то в ширину они были не больше полутора метров, а по длине - до 3 м. Что касается высоты, то здесь все зависело от целей и размера лошади, чаще всего она не превышала 1 м.

  • несколько материалов из прочного дерева;
  • сваренную раму с металлическими осями для колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса;
  • металлические трубы;
  • гвозди в большом количестве;
  • молоток;
  • дополнительные инструменты;
  • чертеж телеги.

Тачаночная

Этот тип упряжки является неактуальным сегодня, поскольку он использовался до 1900 годов. Само украшение состоит из дышла и постромок. Следует отметить, что такие упряжи предназначены для четырех коней, поэтому сегодня их встретить практически невозможно.

Цуг для пони и коней представляет собой немецкое изобретение, которое может использоваться для шести животных сразу. Как и в случае с тачаночной упряжью, это украшение сегодня почти уже не эксплуатируется. При использовании цуга пони перемещаются или гуськом, или по парам. Больше о сбруях вы можете узнать из видео.

Если вы решили заниматься конным спортом, то наверняка задались вопросом — как же экипироваться для такого случая. Обувь в этом вопросе играет важную роль, ведь от того, насколько всадник будет чувствовать себя комфортно, поместив ноги в стремена, будет зависеть очень многое, включая безопасность. Так какими же должны быть сапоги для верховой езды, чтобы соответствовать требованиям?


Конструкция

Обычно этот аксессуар для лошадей состоит из нескольких компонентов:

  • затылочного ремешка;
  • нащечных ремешков;
  • трензеля или мундштука;
  • налобного и подбородного ремешков;
  • надхрапного капсюля;
  • трезельных и мундштучных поводьев.


В принципе, традиционная уздечка может быть и без капсюля, но как правило, строение уздечки включает в себя этот элемент. Поскольку только он позволяет более надежно и крепко контролировать коня в результате возможности ограничения для открытия рта лошадки. Что касается мундштука, то он необходим для того, чтобы повод мог еще сильнее воздействовать на рот коня, поэтому, как правило, при обычных тренировках он не используется. Однако, если лошадка выполняет довольно сложные задания, то мундштук можно использовать, но при этом учитывать все тонкости в его эксплуатации.

Кроме того, уздечка для лошади может быть оснащена и капсюлем. А ремешки, при помощи которых он крепится, перед эксплуатацией осторожно протягиваются через налобный и щечные ремешки и подсоединяются к колечкам трензеля. При помощи пряжки щечные ремни подключаются к поводьям.

Есть несколько видов таких аксессуаров, основные виды уздечек:

  • трезельные;
  • безтрезельные;
  • мундштучное оголовье;
  • уздечка Кука.

Основным отличием мундштучного оголовья от трензельного заключается в том, что к первому подсоединяются мундштук и мундштучный повод. Это дает возможность всаднику давать коню более точные команды для управления животным.

Уздечка Кука позволяет управлять скакуном без причинения ему боли. Основной принцип этого аксессуара заключается в безболезненном воздействии на нос, затылок и ганаши коня. Изначально это снаряжение создавалось с учетом вреда железа, которое коневоды держат в пасти коня.

Недоуздок

Эта часть снаряжения имеет схожесть с уздечкой, вот только железо тут отсутствует. Недоуздок необходим для перевода лошади с одного места на другое, для осуществления ветеринарных мероприятий, расчистки копыт и т.д. С помощью недоуздка можно зафиксировать лошадь в проходе конюшни, используя ремни. Еще одной деталью этой амуниции является чембур (веревка), с помощью которой лошадь привязывается или переводится с места на место.

Недоуздок

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Шпоры

Служат для усиления воздействия шенкеля всадника при верховой езде и надеваются на ноги. Конструкция и длина шпор может быть разнообразной. На сегодняшний день запрещено использовать шпоры с колесиками, которые травмируют кожные покровы лошадей на боках.

Шпоры

Чапсы

Представляют из себя что-то наподобие замшевых или кожаных чулок, которые имеют пояс. На территорию России они попали из Мексики, где данная одежда служит для защиты ног от колючек, кровососущих насекомых и т.д.

Чапсы

Характеристика уздечек

Постромочная

Этот вид упряжи для лошади или пони довольно прост по своей конструкции, но достаточно неудобен, так как при езде вперед иногда бывает очень сложно удержать повозку. В этом случае тяга осуществляется за счет постромок и хомута. По мнению специалистов, такой тип украшения для пони или коня необходимо дополнительно оснастить тормозами, чтобы избежать повреждений лошадки.

Амуниция для управления лошадью

Вальтрап

Используется при седловке лошади и кладется непосредственно на спину. Выполняет защитную функцию. Для изготовления используется хлопчатобумажная ткань, имеющая мягкий наполнитель.

Обувь

Требование тут одно: она должно свободно проходить в стремена. Кроме этого, обязательно наличие небольшого каблука. Для верховых занятий не подходит обувь с рифленой подметкой и толстой подошвой. Если вдруг всаднику придется упасть, то нога застрянет в стремени и человек получит травму.

Сапоги для верхвой езды

Сапоги для верхвой езды

Особенности

Принято считать, что дуги придумали люди тогда, когда были плохие дороги или бездорожье. Дуги нужны были лошади, чтобы не вредить ее коже.

Дуга имеет свои особенности строения. Она находится над лошадью, в центре она заужена, а по краям она расходится. Такая форма дуги нужна для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей.

Помимо амортизации, дуги нужны, чтобы поддерживать баланс груза и равномерно его распределять.

Постромочно-дышловая

Такая упряжь может использоваться как для одноконной, так и для пароконной запряжки. Основным ее предназначением является регулировка передвижения повозки и вход в поворот. Самым главным элементом в данном случае является дышло, которое располагается сбоку (посередине в двуконной запряжке) и крепится либо специальной шлеей на голову, либо соединяется с хомутом соединяется.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Одна уздечка хорошо, а с мартингалом лучше!

Для предотвращения этого используется мартингал. Мартингал представляет собой два ремня, крепящиеся к подпруге правильно, а вторые концы имеют кольца, в которые продеваются поводья. Соответственно, если голова животного находится в неправильном положении, то конь начинает чувствовать на себе действие мартингала. Когда голова поднимается слишком высоко, ремешки начинают тянуться, что приносит лошадке дискомфорт.


Куртка, жилетка

Оба этих предмета одежды должны иметь короткую длину, чтобы они не цеплялись за седло. В каждом виде спорта существует определенный стиль и требования к верхней одежды.

Мартингал

Средство не позволяет лошади закидывать голову. Амуниция состоит из двух ремешков, благодаря которым осуществляется удержание головы лошади и защита всадника от удара затылком коня.

Мартингал

Мартингал прикрепляют к подпруге, на груди он делится на пару ремней с кольцами, через которые протягиваются поводья, перед кольцами, ближе к железу, одевают специальные ограничители, не позволяющие кольцам соскальзывать к пряжкам трензеля.

Ремонт сбруи (видео)

Бинты

Служат для защиты конечностей и шьются из хлопчатобумажной ткани, они предохраняют мышцы и сухожилия от растяжения. В зимнее время можно использовать как средство утепления ног лошади. Для тренировок используют трикотажные или креповые бинты шириной около 8 см. Чтобы не нарушалось кровообращение, важно не пережать конечности при бинтовке. Отдельное требование выдвигается к тому, что между слоями бинтов не должно быть промежутков, куда попадет грязь или частички грунта.

Бинты

Как сделать уздечку своими руками?

Теперь расскажем как сделать аксессуар своими руками, подготовьте все, что понадобится. Разумеется, это будет не уздечка Кука или красное парадное оголовье, но зато вы сделаете его своими руками.

Порядок работ

Изначально изготавливается ходовая часть повозки, которая представляет собой оси под колеса и прочную сварную раму. Если нет опыта в сварочных работах, то рекомендуется попросить сделать это специалистов.

Оси и рама мастерятся из металлических труб. Затем нужно изготовить заднюю ось, которая будет стационарной, и переднюю поворотную, где устанавливается толстый штырь. Для скрепления всей конструкции используются специальные шайбы.

Прежде чем заканчивать первый этап работ, нужно понять, каким внешним видом будет обладать транспортное средство. Если предполагается запрягать пару, то понадобится дышло вместе с держателем. Если оглобли, то они привариваются к передней оси и крепятся держателем. Оглобли не снимаются, но двигаются из стороны в сторону.

Телега своими руками

Такое передвижение и обеспечивает держатель. Для дополнительного крепежа используется кронштейн и специальные тяжи для усиления. Можно использовать проволоку, которая крепится на переднюю ось и оглоблю. Затем необходимо поставить колеса, а чтобы езда была безопасной, сделать в повозке хорошие тормоза.

Здесь начинается работа над основой телеги. Если предполагается изготовление платформы, то тут все просто. Нарезаются доски нужного размера, сбиваются в помост и крепятся на раму.

Для бортов понадобятся жерди в количестве четырех штук, к котором под небольшим наклоном вертикально прибивают рейки. К несущей раме нужно прикрепить борта, которые будут располагаться по бокам. Борта, расположенные спереди и сзади, лучше всего сделать в съемном варианте для более комфортного использования телеги. Для изготовления оглобель понадобятся деревянные бруски достаточной длины.

Что нужно всаднику

Перед тем как отправляться брать уроки езды верхом, рекомендуется приобрести специальные вещи для тренировочных процессов. Далеко не все люди понимают важность одежды и обуви при верховых поездках. А это значимо, поскольку человеку будет комфортно взаимодействовать с животным.



Краги

Многие путают эту вещь с вариантом мужской или женской обуви. На самом деле краги — это своеобразные «насадки» на ногу в виде голенища. Сбоку обычно предусмотрена фиксация, которая позволяет удерживать краги на ноге. Основная задача такой вещи - уберечь ногу от повреждения, трения и грязи.

Чаще всего изготавливаются краги из кожи или замши, что делает их удобными и мягкими для носки. Эта вещь универсальна, поэтому ее можно носить и в зимнее, и в летнее время года. Правда, краги имеют ограничение - их запрещается надевать на соревнования по верховой езде. Они подходят исключительно для тренировок.


Помимо обуви и крагов, всадник может использовать шпоры, чтобы управлять лошадью точнее. А вот хлыст, несмотря на то, что он вместе с жакетом, бриджами и шлемом довершает образ эффектного наездника, использовать нежелательно. Стоит всегда помнить, что под вами не просто «материал для спорта и соревнований», а лошадь, живое существо, которое всегда чувствует боль, каким бы массивным оно не казалось.



Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Другой термин — конская амуниция.

Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.


Запряжка подразделяются на одноконную и пароконную , дуговую и бездуговую.

Предметы одноконной дуговой упряжи:

  • хомут с гужами и супонью,
  • седёлка с подпругой,
  • чересседельник,
  • подбрюшник,
  • дуга (упряжь),
  • шлея,
  • узда с удилами, псалиями и поводьями,
  • вожжи,
  • зга (диалектное) — кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти. Некоторые источники указывают, что слово «зга» в выражении «ни зги не видно» обозначает кольцо на дуге конской упряжки, в которое продевают повод. Современная лингвистика считает, что «зга» в выражении «ни зги не видно» — это искажённое слово «стезя» (дорога, от древнерусского варианта «стьга»).

Предметы одноконной бездуговой упряжи:

  • хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки,
  • ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.
  • Предметы пароконной упряжи:
  • хомуты (иногда заменяемые шорками),
  • нагрудные ремни,
  • постромки,
  • шлеи, уздечек с удилами и парных вожжей.


Узда с удилами служит для управления лошадью . Состоит из ремней — суголовного, щечного, налобного, подбородного, намордного; удил с двумя кольцами и грызлами и поводьев с темляком. Сельскохозяйственные узды изготовляют четырех номеров.

Удила - это приспособление для взнуздывания лошади. Является одним из элементов управления лошадью. К удилам относятся: Трензель, Мундштук, Пелям.

Предназначение: физическим воздействием на беззубый край рта с одной стороны заставляет животное сгибать голову и поворачивать в эту сторону. Воздействием с двух сторон одновременно — останавливаться. Применяется как при верховой езде (управление поводьями), так и в упряжке (управление вожжами).

Впервые Удила появились в бронзовом веке.

В настоящее время Удила подразделяются на:

  • Трензель или Трензельное железо — это один из видов "удил", состоящих из грызла и двух колец, за которые трензель крепят к щечным ремням уздечки. Трензельное железо различается по материалам исполнения грызла, по количеству и форме составных частей грызла, а также по форме колец.
  • Мундштук - удила с боковыми "щечками", оказывающими усиленное воздействие на рот лошади. Мундштуки усиливают мундштучной цепочкой, которая пристёгивается за крючочки, имеющиеся на верхних кольцах и охватывает нижнюю челюсть лошади. Используются при манежной езде, для более точного и тонкого управления лошадью.
  • Пелям - мундштук с подвижным грызлом. По силе воздействия на рот лошади занимает промежуточное положение между трензелем и мундштуком. При взнуздывании на пелям трензель не употребляют.

Ногавки — это снаряжение лошади, предназначенное для защиты конечностей лошади от механических повреждений. Ногавки бывают рабочие и Транспортировочные. Рабочие ногавки используются в тренировочном процессе и на выступлениях. Транспортировочные ногавки используются при транспортировке лошади.

Попона — это покрывало для лошади, которое предохраняет ее от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих легких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.

Вальтрап - Покрывало под седло. Основное назначение - защитить спину лошади от повреждения седлом или седёлкой .

В России подобные украшения конского убора с XIV по XVIII век назывались платами, чепраками, чандарями. При Петре Великом, с введением обмундирования немецкого покроя, чепраки были сохранены, без определенной формы. В 1763 году названия «чепрак» и «вальтрап» имели одинаковое значение.

В гусарских полках цвет вальтрапа был связан с цветом обмундирования.

Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей седелки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги.

Недоуздок — это уздечка без удил , назначение которой — содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.

Чомбур — это веревка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или веревочные.

Хакамора — это уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой от концов которой идут металлические пластинки для пристегивания поводьев. Эта дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошади с помощью действия поводьев на носовые кости.

Шпрунт (или скользящий повод) — вспомогательный ремень (длиной

280 см), который прикрепляется одним концом к подпруге, а другим к переносному ремню уздечки. Он не дает лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным, или двигать носом дальше длины шпрунта. Как правило, используется для того, чтобы лошадь прекратила "носить" и сдала голову. Возможны варианты: стандартный тонкий шпрунт или шпрунт с петлей.

Хомут является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза.



Дуга — элемент сбруи.



Шлея - часть конской упряжи, представляет собой длинный кожаный ремень.


Стре́мя , стремено́ — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды.

Значение стремени заключалось в том, что оно позволило стабилизировать всадника в седле. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже — и сабли.


Седло — часть снаряжения для езды и перевозки грузов на спине животного.

Главная задача седла для верховой езды заключается не только в создании максимального удобства для всадника, но и в защите спины животного. При езде без седла основной вес всадника приходится на седалищные кости, а седло перераспределяет нагрузку по лавкам седла, общая площадь которых больше площади соприкасающихся со спиной лошади седалищных костей всадника. Таким образом, несмотря на увеличение общей массы на спине лошади, давление на единицу поверхности её спины уменьшается.

Существует несколько классификаций сёдел, одна из которых выглядит следующим образом:

сёдла английского типа - это сёдла для большинства видов классического конного спорта, к которым относятся:

  • выездковое;
  • конкурное;
  • троеборное;
  • универсальное спортивное седло, а также
  • седло для шоу;
  • седло для конного поло;
  • охотничье;
  • скаковое седло;
  • седло для рысистых бегов;

сёдла типа вестерн или пастушьи сёдла такие сёдла используются в вестерне, иногда в туристических походах, поскольку их конструкция такова, что при правильном подборе такого седла лошадь может проводить под ним до 5 часов в день без ущерба для мышц спины;

к пастушьим сёдлам относятся:

  • собственно седло вестерн;
  • австралийское пастушье седло;

сёдла азиатского типа современные азиатские сёдла принято делить на две группы:

  • сёдла Центральной Азии;
  • сёдла Восточной Азии (эта группа делится на несколько типов).



Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.

Снаряжение для лошади

Каждый человек, имеющий отношение к лошадям и опыт работы с ними, знает, какая амуниция необходима четвероногому другу и что нужно иметь всаднику для комфорта человека и животного.

Все снаряжение можно разделить на несколько подгрупп:

  • средства, чтобы управлять конем;
  • предметы, обеспечивающие безопасность и защиту лошади;
  • вещи для комфортной поездки верхом для всадника.

Цель содержания лошади, индивидуальные требования наездника, породистые особенности животного могут существенно расширить список необходимого снаряжения.

Одноконная

Одноконное украшение может быть бездуговым или дуговым, оно может использоваться, как понятно из названия, только на одной лошади. Если упряжь дуговая, то она будет оснащена дугой, хомутом, гужью и прочими компонентами. Что касается бездуговой вариации, то в этом случае главная тяжесть повозки будет ложиться на шлею. Кроме того, такое украшение оснащено гортами и хомутом с гужевыми мочками.

Составляющие элементы

Сбруя состоит из таких элементов:

Описание и функции сбруи

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов.

Часть упряжи, которая называется подбрюшником, является самой важной и помогает фиксировать снаряжение. Для этого используются оглобли, дуга крепится к ним с помощью хомута, и вся эта конструкция удерживается гужами. Дугу используют и для амортизации, чтобы смягчать движения лошади и транспорта во время езды. Важно, чтобы дуга была прочной и крепкой, не позволяла оглоблям кататься туда-сюда. Тогда эта часть сбруи будет выполнять свои функции и не станет стеснять движения животных.

Описание и функции сбруи

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Пароконная упряжь состоит из других элементов: хомуты, которые можно заменить шорками, постромки, шлея, вожжи, уздечки, удила, ремни для груди. К дополнительным предметам, которые как часть упряжи, помогают защитить разные части тела лошади, относятся:

Бриджи

Это всего лишь облегающие штаны, не имеющие грубого шва, чтобы всадник не натирал себе ноги, находясь в седле. Надевать бриджи рекомендуется для любой верховой поездки, даже если дело происходит в очень жаркую погоду.

Хлыст

Данное приспособление является вспомогательным элементом для управления лошади. Основной задачей хлыста является усиление команды всадника. На официальных соревнованиях хлыст можно применять с массой ограничений, а в некоторых видах спорта он вообще запрещен к использованию.

Чтобы воздействие было уменьшено, хлыст на конце имеет специальную хлопушку. При манежной езде хлыст должен находиться в той руке, которая смотрит в центр манежа.

Можно представить как палку с длинной веревкой около двух метров. Данное средство используется при работе с лошадью на корде. У бича есть ручка и веревка, которая заканчивается узелком, имитирующим звук щелчка. Как средство наказания бичи используются редко, при работе в руках они помогают человеку задавать лошади направление, переводить с аллюра на аллюр.

Читайте также: