Минсельхоз разработает нормы учета домашних животных

Обновлено: 18.09.2024

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 октября 2020 года N 626

В соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст.857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст.2983),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

29 октября 2020 года,

регистрационный N 60657

Молочная проблема

У других фракций ГД также есть серьезные вопросы к ведомству Дмитрия Патрушева. ЛДПР, например, беспокоит необходимость более активной поддержки отечественных производителей и снижение цен на молоко.


Всем жиром: молоку предрекают подорожание Производители начинают рассказывать на упаковке о содержании растительных масел

— В этом году цены стабилизировались, но, на наш взгляд, нужно сделать всё, чтобы они снижались. Возможно, для этого сельхозпроизводителям необходимы дополнительные дотации, — считает первый зампред руководителя фракции ЛДПР Вадим Деньгин.

Также либерал-демократов интересует развитие мелиоративного комплекса страны: в каком формате будет вестись эта работа и какие земли будут вовлечены в оборот. А вот справороссов, в свою очередь, волнует проблема низкой фондовооруженности сельского хозяйства.

— Негативную роль тут сыграла отмена постановления правительства «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Документ давал определенные преференции нашему машиностроению и позволял эффективно решать проблемы селян, что, в свою очередь, давало высокие налоговые поступления в бюджет, — объяснил первый зампред руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

молоко корзинка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков Натуральный рост: почему молочная продукция может подорожать Бизнес предупреждает о повышении цен из-за необходимости отделять продукцию с растительными жирами на торговых полках

По его словам, когда правительство отказалось от постановления, количество техники, которая поступает на село, значительно уменьшилось. При этом в целом отрицать успехи Минсельхоза сложно, отметил депутат. Россия уже закрыла все внутренние потребности в птице и свинине, по которым даже выходит на экспорт.

Положительно оценивают работу министерства и в КПРФ, однако коммунисты сетуют, что правительство по-прежнему экономит на сельском хозяйстве.

— Утверждена новая программа по комплексному развитию сельских территорий. Несмотря на это, мы не видим ее финансирования в проекте бюджета. Вместо этого мы наблюдаем сопротивление Минфина и экономического блока, — пояснил «Известиям» глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин.

Беспокоит КПРФ и увеличение площади брошенных земель, которая выросла более чем на 237 млн га, добавил он. Депутат подчеркнул, что для решения этой проблемы необходима специальная федеральная программа. Это мнение, по его словам, разделяет и агарный комитет ГД, и сам Минсельхоз.

Правила содержания сельскохозяйственных животных для граждан в доступной форме

Содержание животных в частных хозяйствах должно осуществляться с соблюдением правил. Это необходимо для предотвращения вспышек опасных болезней и поддержания санитарии на должном уровне. Нормы регулируют обращение с продукцией, отходами, поддержание порядка в помещениях и кормовых складах. Их соблюдение позволяет снизить падеж в хозяйстве и обеспечить ветеринарно-санитарную безопасность.

Соблюдать нормы закона обязаны не только крупные фермерские хозяйства, но и владельцы личных подсобных хозяйств. Контроль за соблюдением осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальными управлениями в рамках федерального государственного ветеринарного надзора. Нормы содержания животных регламентируются федеральным законодательством и муниципальными актами.

Для того чтобы осуществлять ветеринарный контроль надлежащим образом, муниципалитет производит регистрацию продуктивных животных, проживающих в хозяйствах. Владельцам ЛПХ необходимо обращаться в администрацию для внесения записей о поголовье скота в похозяйственную книгу. Отдельно следует сказать о данной книге. Она является официальным документом, который надлежит вести в установленном Министерством сельского хозяйства порядке. Использование информации из нее разрешается при осуществлении мероприятий органами исполнительной власти. Похозяйственная книга является единственным официальным документом, подтверждающим наличие у гражданина личного подсобного хозяйства.

Для регистрации поголовья продуктивных животных или птиц обратитесь в местную администрацию с заявлением о регистрации хозяйства. Для осуществления необходимых действий необходимо сообщить специалисту о количестве животных и птиц каждого вида. В небольших поселениях орган местного самоуправления ежегодно осуществляет обход с целью опроса владельцев хозяйств на предмет количества животных. Кроме общих норм, муниципалитет может предъявлять собственные. Они разрабатываются в виде правил и подлежат исполнению, а за нарушение наступает ответственность.

Сами хозяйства обязаны вести учет поголовья, используя свободную форму документов, а также присваивая животным инвентарные номера путем использования различных форм мечения: чипирование, клеймение, крепление бирки. Если животное выбывает из учета хозяйства по той или иной причине, об этом надлежит уведомить орган местного самоуправления и государственную ветеринарную службу.

Порядок и условия содержания

Для обеспечения комфортного сосуществования человека и животных нормативы также устанавливают размещение построек на территории хозяйств, в которых размещается племенное поголовье.

Помимо специальных норм при размещении хозяйственных объектов нужно соблюдать:

  • градостроительные нормы;
  • экологические;
  • санитарно-гигиенические;
  • противопожарные.

Постройки для содержания животных необходимо размещать на положенном расстоянии от жилых домов и заборов. Нормирование устанавливается ветеринарными правилами и муниципалитетом.

Правила оформления ветеринарных документов

Вопрос оформления ветеринарных сопроводительных документов подробно регламентирован федеральным законодательством. Оформлять такие документы необходимо не только при обращении с животной продукцией на продажу, но и при осуществлении действий с живым поголовьем.

  • Оформление ветеринарных документов необходимо при производстве продуктов животного происхождения с целью продажи.
  • Перемещение животных, птицы и продукции также требует подготовки документов.
  • Передача права собственности от одного лица другому на сельскохозяйственную продукцию и продуктивных животных сопровождается оформлением ветеринарных сопроводительных документов.

Современные технологии позволяют оформлять справки в электронном виде. Этот способ получил право на реализацию благодаря приказу Министерства сельского хозяйства.

Для оформления ветеринарных документов необходимо знать, кто обладает компетенцией выдавать справки тех или иных форм.

Органы, которые имеют право выдавать ветеринарные документы

Орган, который имеет право выдавать документ

№ 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы № 4

учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии

№ 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l, 6.1, 6.2, 6.3

территориальные органы Россельхознадзора

Определив компетенцию, обратитесь в уполномоченный орган с заявлением о выдаче нужной справки. Большинство ветеринарных документов оформляются за один рабочий день и имеют срок действия пять дней с момента выдачи.

Перевозка большого поголовья сельскохозяйственных животных помимо ветеринарной регламентации требует опись с указанием данных на каждое племенное животное:

  • кличка;
  • инвентаризационный номер;
  • вид;
  • пол.

Нарушение режима получения документов может привести к уничтожению продукции и даже живого поголовья. Это связано с неблагополучной эпизоотической ситуацией в некоторых регионах страны.

Ветеринарные правила: права и обязанности владельцев

Владение поголовьем сельскохозяйственных животных накладывает множество обязательств, так как животные являются переносчиками многих опасных болезней. Халатное отношение к своим обязанностям в этой ситуации недопустимо. Контрольные органы стремятся проверять соблюдение лицами норм и правил, но без осознанного отношения самих владельцев пользы от этого будет мало.

Владелец сельскохозяйственных животных имеет право:

  • разводить на собственном участке животных в количестве, разрешенном местной властью;
  • получать от государства субсидии и льготные кредиты на развитие своего хозяйства;
  • получать продукцию от своих животных и реализовывать ее, соблюдая правила;
  • выпасать скот на организованных пастбищах.

Хозяйствующий субъект — владелец сельскохозяйственных животных обязан:

  • регистрировать каждое животное в похозяйственной книге;
  • прививать продуктивных животных от особо опасных и карантинных болезней;
  • извещать ветеринарную станцию о падеже скота от неизвестных причин;
  • производить убой скота в установленном порядке;
  • соблюдать ветеринарно-санитарные нормы при организации жизнедеятельности животных;
  • не допускать выход животных в общественные места;
  • следить за чистотой территории, вывозить отходы и не допускать занавоживания.

Соседство с сельскохозяйственными животными редко устраивает всех соседей, закон в этих ситуациях чаще всего оказывается на стороне людей. Поэтому чтобы избежать неприятностей и и мер административного воздействия, старайтесь придерживаться норм закона и находить компромиссы.

  • На этапе возведения хозяйственных помещений позаботьтесь об очистке стоил и подумайте о том, как организовать регулярную промывку сточных систем. Если ваша ферма не издает лишних запахов, можете считать, что половины проблем у вас нет.

Устанавливайте объекты, в которых предстоит разместить животных как можно дальше от забора и соседских строений.

Главная причина разработки такого документа - распространение на территории России африканской чумы свиней (АЧС). "Основная проблема заключается в том, что в личных подсобных хозяйствах граждане не очень хорошо следят за условиями содержания животных, поэтому именно там вирус распространяется быстрее, - объяснила заместитель исполнительного директора Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ольга Башмачникова. - Но, если смотреть по количеству зараженного поголовья, его больше в крупных свиноводческих комплексах".

Минсельхоз также разрабатывает нормы по метражу и условиям содержания скота в подсобных хозяйствах. По словам Ольги Башмачниковой, в первую очередь эти нормы коснутся содержания свиней, а в перспективе и коров. "Если такие меры регулирования будут приняты, это может сократить число жителей сельской местности, которые и так стремительно перетекают в города, - уверена эксперт "РГ". - Содержание скота - коров, свиней и других животных для многих россиян, живущих на селе, является способом занятости и заработка".

По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, более целесообразной мерой было бы введение регистрации животных в добровольном порядке в обмен, например, на возможность бесплатно привить животных или получить корма. "Это бы стимулировало развитие небольших ферм", - считает эксперт.

II. Требования к содержанию рыб, иных водных животных

5. Рыбы, иные водные животные подлежат учету и идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

7. При въезде на территорию участков, предназначенных для содержания производителей и ремонтного молодняка, инкубации икры, участков, на которых проводятся мероприятия по карантинированию рыб, иных водных животных (далее - карантинные участки), участков для сбора и хранения биологических отходов (далее - участки хранения биологических отходов) должна осуществляться дезинфекция шасси транспортных средств аэрозолями дезинфицирующих средств.

Оборудование и инвентарь, перемещаемые на территории участков, предусмотренных в настоящем пункте (далее также - обособленные производственные участки), подлежат дезинфекции с использованием дезинфицирующих средств согласно инструкциям по их применению.

8. В помещениях, расположенных на обособленных производственных участках, на входах и выходах устанавливаются дезинфекционные коврики (кюветы) по ширине прохода длиной не менее 1 м, заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом и пропитанные дезинфицирующими растворами.

9. Обособленные производственные участки располагаются на расстоянии не ближе 500 м от животноводческих ферм и скотомогильников.

10. На участках, предназначенных для содержания производителей и ремонтного молодняка, инкубации икры, на карантинных участках должны быть предусмотрены ванны или иные емкости для проведения антипаразитарной, лечебной и профилактической обработки рыб (далее - емкости для ветеринарных обработок).

11. Обособленные производственные участки, за исключением участков хранения биологических отходов, должны быть оборудованы системой водоснабжения, при которой возможно наполнение водой или осушение каждого водного объекта, предназначенного для содержания рыб, иных водных животных, в отдельности (далее - система независимого водоснабжения), а также гидротехническими сооружениями или техническими устройствами, препятствующими проникновению в них рыб и иных водных организмов.

12. Участки, предназначенные для содержания производителей и ремонтного молодняка, инкубации икры, должны быть расположены выше по рельефу местности и водотоку (системе водоснабжения) по отношению к другим обособленным производственным участкам, а также к иным участкам, не предусмотренным пунктом 7 Правил (далее - необособленные производственные участки).

13. Карантинные участки должны быть расположены ниже по рельефу местности и водотоку (системе водоснабжения) по отношению к иным производственным участкам, в которых содержатся рыба и иные водные животные.

14. Осуществление работ на обособленных производственных участках и посещение таких участков без специальной одежды и обуви не допускаются.

15. При организации работ по выпуску в водный объект, изъятию из водного объекта, сортировке и пересадке рыб и иных водных животных в береговой зоне водного объекта должна проводиться дезинфекция аэрозолями дезинфицирующих средств тары, инвентаря, а также специальной одежды и обуви персонала, прибывшего для проведения указанных работ. Дезинфекция должна проводиться на расстоянии не ближе 100 м от береговой линии (границы водного объекта).

16. Работы по выпуску в водный объект, изъятию из водного объекта, сортировке и пересадке рыб, иных водных животных должны проводиться непосредственно в пределах береговой полосы водного объекта.

Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2018, N 53, ст.8401).

17. Не допускается травмирование рыб, иных водных животных при их содержании, разведении и выращивании, а также при поимке, осмотре, взвешивании, бонитировке.

18. Комплектование собственного стада должно производиться клинически здоровыми рыбами, иными водными животными, не имеющими эктопаразитов.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 21 октября 2020 года N 622

Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации

Деятельность по содержанию домашнего скота на личных подсобных хозяйствах в России регламентируется строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и противопожарными и иными правилами и нормативами. "Если разведение скота на приусадебном участке приводит, например, к нарушению санитарно-эпидемиологических норм в результате слива отходов жизнедеятельности в водоемы, к нарушителю будут применены санкции. Поэтому сказать, что сейчас любой гражданин вправе вести личное подсобное хозяйство без оглядки на законодательство, нельзя", - пояснил глава юридической компании Lex-Finance Игорь Михеев.

Россияне содержат в крестьянских фермерских хозяйствах не только свиней и коров, но также овец и коз. По данным АККАР, в ЛПХ количество овец и коз составляет 11,5 тысячи голов или в 2,7 раза больше, чем в сельхозорганизациях. В перспективе ветеринарные ограничительные меры по содержанию могут быть введены и для этих животных.

Все замечания к законопроекту сняты, документ согласован кабмином и ожидается, что осенью он будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Обязательная маркировка животных может начаться не раньше 2022 года, ранее сообщал «Ветеринарии и жизни» заместитель министра сельского хозяйства России Максим Увайдов.

«Все будет зависеть от того, как быстро удастся принять федеральный закон об обязательной маркировке и учете животных, который станет частью системы идентификации», - рассказал замминистра.

Напомним, что этот проект разработан Минсельхозом. Перечень животных, которые подлежат маркировке, и сроки их учета утвердит правительство, уточнили в ведомстве. А в ветеринарных правилах пропишут процедуру и способы маркирования. Предполагается, что обязательной маркировка станет для домашних питомцев и сельскохозяйственных животных.

Их учет будут проводить ветеринарные специалисты безвозмездно. А сведения о маркировании станут вносить в единую государственную информационную систему в области ветеринарии. Типы средств маркировки владельцы смогут выбирать сами, а процедуру маркирования - проводить самостоятельно либо привлекать для этого специалистов, ранее поясняли в Минсельхозе.

Как отмечал Максим Увайдов, законопроектом предусмотрен переходный период.

«Чтобы бизнес подготовился к внедрению федеральной системы идентификации, а мы успели подготовить подзаконные акты. На мой взгляд, он должен составить минимум полгода с момента принятия законопроекта до старта обязательной системы учета и идентификации сельхозживотных», - пояснил замминистра.

Он также отметил, что система идентификации нужна не только для учета сельхозживотных, но также для прослеживаемости животноводческой продукции и снижения количества вспышек различных болезней. До введения обязательного учета животных в ряде регионов начали проводить эту процедуру на добровольной основе. По данным Россельхознадзора, как минимум в 30 регионах запущены пилотные проекты по идентификации сельскохозяйственных и домашних животных.

Все замечания к законопроекту сняты, документ согласован кабмином и ожидается, что осенью он будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Обязательная маркировка животных может начаться не раньше 2022 года, ранее сообщал «Ветеринарии и жизни» заместитель министра сельского хозяйства России Максим Увайдов.

«Все будет зависеть от того, как быстро удастся принять федеральный закон об обязательной маркировке и учете животных, который станет частью системы идентификации», - рассказал замминистра.

Напомним, что этот проект разработан Минсельхозом. Перечень животных, которые подлежат маркировке, и сроки их учета утвердит правительство, уточнили в ведомстве. А в ветеринарных правилах пропишут процедуру и способы маркирования. Предполагается, что обязательной маркировка станет для домашних питомцев и сельскохозяйственных животных.

Их учет будут проводить ветеринарные специалисты безвозмездно. А сведения о маркировании станут вносить в единую государственную информационную систему в области ветеринарии. Типы средств маркировки владельцы смогут выбирать сами, а процедуру маркирования - проводить самостоятельно либо привлекать для этого специалистов, ранее поясняли в Минсельхозе.

Как отмечал Максим Увайдов, законопроектом предусмотрен переходный период.

«Чтобы бизнес подготовился к внедрению федеральной системы идентификации, а мы успели подготовить подзаконные акты. На мой взгляд, он должен составить минимум полгода с момента принятия законопроекта до старта обязательной системы учета и идентификации сельхозживотных», - пояснил замминистра.

Он также отметил, что система идентификации нужна не только для учета сельхозживотных, но также для прослеживаемости животноводческой продукции и снижения количества вспышек различных болезней. До введения обязательного учета животных в ряде регионов начали проводить эту процедуру на добровольной основе. По данным Россельхознадзора, как минимум в 30 регионах запущены пилотные проекты по идентификации сельскохозяйственных и домашних животных.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 октября 2020 года N 622

В соответствии со статьей 2.4 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст.857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст.2983),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2026 г.

в Министерстве юстиции

29 октября 2020 года,

регистрационный N 60628

I. Общие положения

1. Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (далее соответственно - Правила, КРС) устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание КРС), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно (далее - Хозяйства), а также содержащими более 500 голов КРС (далее - Предприятия).

В отношении Хозяйств и Предприятий, сведения о которых включаются (включены) в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства - члена Евразийского экономического союза (далее - государство-член) на территорию другого государства-члена наряду с Правилами применяются акты, составляющие право Евразийского экономического союза.

2. Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 23 декабря 2020 года N 782

Ветеринарные правила содержания рыб и иных водных животных в искусственно созданной среде обитания в целях их разведения, выращивания, реализации и акклиматизации

II. Требования к условиям содержания КРС в Хозяйствах

3. В Хозяйствах не допускается содержание и выпас КРС на территориях бывших и действующих полигонов твердых бытовых отходов, скотомогильников, очистных сооружений, предприятий по переработке кожевенного сырья, а также на месте бывших кролиководческих, звероводческих и птицеводческих хозяйств (ферм).

4. В Хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которой расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0°С.

5. Минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания КРС (далее - животноводческое помещение) (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании КРС в Хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла животноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании КРС в Хозяйствах, приведенному в таблице N 1.

Таблица N 1

Минимальное расстояние (м)

Поголовье КРС от 18 месяцев, содержащееся в животноводческом помещении, не более (голов)

6. При содержании КРС в Хозяйствах совместно с овцами, козами, свиньями здание, в котором содержатся животные, делится на изолированные помещения для каждого вида животных. Содержание птицы в здании, в котором содержится КРС, не допускается.

7. В животноводческих помещениях Хозяйств допускается совместно с КРС содержать лошадей с размещением не более двух денников или стойл для лошадей.

8. Животноводческие помещения в Хозяйствах должны быть оборудованы естественной или принудительной вентиляцией.

9. Стены, перегородки, покрытия животноводческих помещений в Хозяйствах должны быть устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, не должны выделять веществ, вредных для здоровья КРС. Антикоррозийные и отделочные покрытия должны быть безвредными для КРС.

10. При содержании КРС молочного и молочно-мясного направления продуктивности в Хозяйствах обработка и хранение молока должны осуществляться в изолированном помещении (далее - молочная). Стены молочной должны быть окрашены влагостойкими красками либо облицованы кафельной плиткой на высоту не менее 1,8 м. Запрещается устраивать у стен молочной выгульные площадки или другие объекты, связанные с накоплением навоза.

11. В Хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.

12. Емкость навозохранилища и (или) площадки для хранения и биотермического обеззараживания навоза рассчитывается исходя из массы экскрементов, суточные выделения которых от одной головы КРС приведены в таблице N 2.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2020 года N 782

В соответствии со статьями 2.1 и 2.4 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст.857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст.2983),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

в Министерстве юстиции

14 мая 2021 года,

регистрационный N 63415

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 26 октября 2020 года N 626

Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов

1. Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее - Правила) устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов, за исключением биологических отходов, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст.6017; 2015, N 6, ст.974), обращение с которыми осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4281; 2013, N 27, ст.3480).

2. Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

3. Перемещение биологических отходов к местам их хранения, переработки или утилизации (далее - перемещение биологических отходов) должно осуществляться в закрытых емкостях, устойчивых к механическому воздействию, воздействию моющих и дезинфицирующих средств, оснащенных крышками или другими средствами защиты, конструкция которых не допускает их самопроизвольного открывания, или в одноразовых полиэтиленовых или пластиковых пакетах, устойчивых к прокалыванию (далее - емкости для биологических отходов), если иное не установлено Правилами.

Для перемещения биологических отходов, предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта и контаминированных и/или инфицированных возбудителями африканской чумы свиней, бешенства, блютанга, высокопатогенного гриппа птиц, гриппа лошадей, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, оспы овец и коз, сапа, скрепи овец и коз, сибирской язвы, трихинеллеза, туляремии, чумы крупного рогатого скота, чумы мелких жвачных животных, эмфизематозного карбункула (эмкара), ящура и возбудителями болезней животных, впервые выявленными на территории Российской Федерации, или в отношении которых невозможно подтвердить их происхождение, или владелец которых не установлен (далее - особо опасные биологические отходы), должны использоваться емкости для биологических отходов с надписью "особо опасные биоотходы".

5. Полиэтиленовые и пластиковые пакеты при перемещении биологических отходов должны быть заполнены не более чем на 3/4 и закрыты с помощью бирок-стяжек или другим способом, исключающим высыпание, утечку биологических отходов.

6. Перевозка биологических отходов, предназначенных для перемещения, должна осуществляться способами, исключающими вытекание (высыпание) биологических отходов.

7. Кузов транспортного средства, в котором осуществляется перевозка биологических отходов, должен быть устойчивым к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

8. Перемещение трупов животных, масса каждого из которых составляет более 25 кг, за исключением трупов животных, контаминированных возбудителями сибирской язвы, чумы крупного рогатого скота, допускается осуществлять без использования емкостей для биологических отходов в кузовах транспортных средств, соответствующих требованиям пункта 7 Правил, накрытых тентами или иными приспособлениями, препятствующими их выпадению из транспортных средств, а также с соблюдением условий, указанных в пункте 6 Правил.

10. Не допускается перемещение биологических отходов в одном транспортном средстве совместно с другими грузами.

12. Хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами) (далее - помещения для хранения биологических отходов), если иное не установлено пунктом 13 Правил.

13. Допускается хранение умеренно опасных биологических отходов в емкостях для биологических отходов, расположенных в холодильниках, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных и термометрами (термографами, терморегистраторами).

14. Стены, перегородки, потолок, пол в помещениях для хранения биологических отходов должны быть выполнены из материалов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств. Внутренние поверхности помещения для хранения биологических отходов и инвентарь в них не должны иметь деревянных неокрашенных поверхностей.

15. Не допускается хранение биологических отходов в одном помещении с продукцией животного происхождения, кормами и кормовыми добавками для животных.

16. Хранение биологических отходов в течение 12 часов с момента их образования может осуществляться в емкостях для биологических отходов в местах их образования без учета положений, предусмотренных пунктами 12-15, 17 Правил.

17. Хранение биологических отходов должно осуществляться:

при температуре от 4 до 0°С - до 2 суток;

от минус 1 до минус 7°С - до 3 суток;

от минус 8 до минус 10°С - до 7 суток;

от минус 11 до минус 17°С - до 30 суток;

от минус 18°С и ниже - до 12 месяцев.

18. Для хранения умеренно опасных биологических отходов, образовавшихся на территории личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, организаций, осуществляющих разведение и содержание животных (далее - хозяйства), в течение не более чем 48 часов с момента их образования допускается размещение емкостей для биологических отходов на территории хозяйства на площадке для временного хранения биологических отходов, которая должна быть оборудована навесом, иметь твердое, влагонепроницаемое покрытие с уклонами, обеспечивающими стоки и отвод сточных вод и атмосферных осадков, без учета положений, предусмотренных пунктами 12-17 Правил. Площадка для временного хранения биологических отходов должна быть расположена на границе территории хозяйства с подветренной стороны по отношению к местам для содержания животных и иметь подъездные пути.

19. Переработка умеренно опасных биологических отходов допускается в целях производства кормов и кормовых добавок для животных, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения.

20. Переработка умеренно опасных биологических отходов, контаминированных возбудителями болезней животных, должна осуществляться при соблюдении режимов, обеспечивающих инактивацию возбудителей болезней животных.

21. Переработка особо опасных биологических отходов не допускается.

22. Ввоз в хозяйства умеренно опасных биологических отходов для хранения, переработки и (или) утилизации допускается с территории хозяйств, расположенных в регионе со статусом "благополучный регион" по заразным болезням животных. Места хранения, переработки и утилизации ввезенных биологических отходов должны располагаться на расстоянии не менее 1000 м от мест содержания животных и (или) хранения продукции животного происхождения.

23. Хозяйства, осуществляющие убой животных, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются умеренно опасные биологические отходы, вправе перерабатывать умеренно опасные биологические отходы путем предварительного измельчения и последующей проварки в котлах или иных емкостях не менее 2 часов при температуре не менее 100°С. Полученная продукция используется в течение 12 часов с момента приготовления для кормления животных, за исключением крупного рогатого скота, овец, коз, или направляется на переработку и (или) на утилизацию.

24. Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.

25. Утилизация особо опасных биологических отходов должна осуществляться под наблюдением специалиста в области ветеринарии, являющегося уполномоченным лицом органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - государственный специалист в области ветеринарии), путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка.

26. Под открытым небом в траншеях (ямах) под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии допускается сжигать биологические отходы, образующиеся при отгонном животноводстве, включая оленеводство, в районах Крайнего Севера, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

27. Способы устройства и размеры траншей (ям) для сжигания биологических отходов должны обеспечивать нахождение продуктов сжигания биологических отходов в пределах траншеи (ямы).

28. Зола и другие негорючие остатки должны закапываться в той же траншее (яме), в которой проводилось сжигание биологических отходов.

Требования статьи 2.5 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ) в части осуществления прав и обязанностей должностных лиц ветеринарной службы и иных специалистов в области ветеринарии, физических лиц и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, переработке, хранению и реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции применяются после утверждения федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания механизмов мониторинга ветеринарной безопасности регионов Российской Федерации и районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, применения профилей риска для проведения обязательных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, формирования исчерпывающего перечня оснований для проведения лабораторных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, но не ранее 1 января 2016 г.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

1. Животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

2. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

3. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Минсельхоз попросят ускорить разработку закона о ветеринарной безопасности и правил идентификации домашних питомцев. Эти документы призваны регламентировать обязательный учет животных, включая кошек и собак. С этим вопросом на «правительственном часе» в Госдуме 25 сентября к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву обратятся представители фракции «Единая Россия». Как заявил «Известиям» первый зампред комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Плотников, комитет готов подключиться к разработке документов, которые должны были появиться еще несколько лет назад. В министерстве «Известиям» сообщили, что законопроект уже разработан, и в октябре его планируется внести на рассмотрение правительства.

Всех посчитают: зачем нужен закон о регистрации домашних животных В целесообразности документа уверены далеко не все

Без розовых очков

В среду глава Минсельхоза в рамках «правительственного часа» расскажет депутатам о ходе реализации госпрограммы «Развитие сельского хозяйства». Перед выступлением Дмитрия Патрушева парламентарии сообщили «Известиям», что к ведомству у них есть немало вопросов.

— В сельском хозяйстве России сегодня есть реальные положительные тенденции в сторону развития. С другой стороны, нельзя всё рассматривать через розовые очки и не говорить о проблемах, — заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.

кот политика идентификация животных

Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

По словам единоросса, одним из вопросов, требующих скорейшего решения, является идентификация домашних животных.

Нужно навести порядок, чтобы каждое животное было идентифицировано, чтобы видеть его биографию. Это касается и племенной работы, и работы, связанной с прививками. Нужно, чтобы всё это было прописано в законе, и он был прямого действия. Думаю, заняться его разработкой должно и правительство, и Госдума, — пояснил парламентарий, подчеркнув, что тема совершенствования ветеринарного законодательства стоит в повестке дня нижней палаты, где для этих целей уже создана специальная комиссия.

Нормы, устанавливающие обязательный учет и идентификацию домашних животных, были приняты еще в 2015 году в рамках закона «О ветеринарии». В 2016 году Минсельхоз утвердил перечень питомцев, в который вошли кошки и собаки, мелкий и крупный рогатый скот, пушные звери, пчелы, рыбы и «иные водные животные», а также домашняя птица, свиньи, верблюды, олени, лошади, ослы, мулы и лошаки. Однако эти нормы до сих пор не действуют, так как подзаконные акты не приняты.

Ранее важность идентификации объяснялась тем, что недобросовестные владельцы могут отказываться от питомцев, а также уходить от ответственности, если животное нанесло ущерб имуществу или здоровью других граждан.

При этом понимания, каким именно должен быть реестр животных, которые находятся в приютах, и как будут учтены дикие и опасные питомцы, проживающие в квартирах, сегодня нет, заявила «Известиям» член фракции ЕР Ольга Тимофеева. Ранее на теме идентификации было много спекуляций и фейковых новостей, отметила она. Например, сообщалось, что процедура учета будет платной. Однако, как заверила «Известия» депутат, ни о чем подобном речи не идет.

Просто животные должны быть идентифицированы, вакцинированы. Нужно знать, безопасно ли животное, — пояснила она.

Выгул собак в Москве

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования законодательства в сфере ветеринарии», положения которого направлены на регулирование вопросов маркирования и учета животных, уже разработан, сообщили «Известиям» в Минсельхозе.

Редкое зверство

— Учет животных будет осуществляться безвозмездно специалистами Госветслужбы и аттестованными специалистами путем представления в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии информации о маркированном животном, — уточнили в министерстве. — При этом законопроектом предусматриваются дифференцированные сроки введения учета начиная с 2021-го и заканчивая 2028 годом в зависимости от вида животного. Маркирование животных, согласно законопроекту, является прерогативой их владельцев.

Законопроект планируется к внесению на рассмотрение правительства в октябре, добавили в ведомстве.

I. Общие положения

1. Ветеринарные правила содержания рыб и иных водных животных в искусственно созданной среде обитания в целях их разведения, выращивания, реализации и акклиматизации (далее - Правила) устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования к условиям содержания рыб и иных водных животных в искусственно созданной среде обитания в целях их разведения, выращивания, в том числе при осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, реализации и акклиматизации водных биологических ресурсов, при осуществлении мероприятий по карантинированию рыб и иных водных животных, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований рыб и иных водных животных.

Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".

4. Требования к объектам для содержания рыб, иных водных животных, в том числе в прудовых хозяйствах, принадлежащим юридическим и физическим лицам, сведения о которых не включены в реестр, устанавливаются Правилами.

Читайте также: