Мистические истории появления сфинксов в Санкт-Петербурге

Обновлено: 18.09.2024

Пожалуй, в каждом городе можно найти такое, что не укладывается в голове, необъяснимые явления и таинственные места, в которых что-то происходит из ряда вон выходящее, настораживающе и даже пугающее до дрожи в коленках… Петербург не является исключением.

Более того, многие находят, наоборот, что в городе на Неве такого загадочного даже "выше крыши". Дома, набережные, сады и дворцы в Северной столице скрывают множество секретов. Вы слышали, чтобы где-то устраивались экскурсии типа по следам домовых и прочих сущностей из параллельного мира?

А в Санкт-Петербурге такие путешествия бывают, и не считаются чем-то необычным. Во, какой уникальный город Петра Великого. Причём, чудеса начали твориться ещё и в его царскую эпоху, на заре становления великого города на Неве. И сегодня жители верят в волшебство, например, в загадывание желаний у памятников и в других местах Петербурга, где они сбываются.

В Петербурге немало особняков и замков, где гуляют призраки, об этом знают даже приезжие. Под покровом ночи на мостовых города можно в Неве увидеть отражение летающей тарелки зимой, а в период белых ночей инопланетян, прогуливающихся у станций и так просто, а в кустах … нет, не рояль, а НЛО. Хотите верьте, хотите нет.

Река Нева. Фото: deror_avi

3. Памятник "Медный всадник"

Таинственные тени бродят у знаменитого памятника Петру Великому в его городе на Неве уже не одно столетие, это мнение передаётся из поколение в поколение. Странную активность замечают учёные и тогда, после открытия "Медного всадника", и по сей день. Памятник Петру I "Медный всадник" находится в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади.

Создать памятник инициировала Екатерина II, и императрица выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое основал государь. Для возведения памятника императрице посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

Монумент, выполненный из бронзы, получился выдающимся. Свое название памятник "Медный всадник" получил благодаря одноимённому творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Пётр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.

Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью.

Фальконе усердно работал над образом Петра, собирал исторический материал, засиживался в архивах, изучал документы, встречался с людьми, которые общались с императором лично. Как гласит одна из легенд, скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду.

Однажды во сне к нему явился дух Петра Первого. И мастер пообещал, что он будет служить царю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля. Когда Фальконе начал работать над созданием памятника, возникла проблема. Он думал, где можно найти подходящий камень для постамента.

Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю. По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально.

Но всё-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семён Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Пётр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.

По этому поводу существует еще одна легенда. Огромный валун в Лахте назывался Конём. Когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нём в жертву коня. Так длилось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама.

Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установили крест. Потом из-под камня начали вылетать бесы, превращаться в ворон и селиться на выборгском берегу. Они нашли себе приют на другой скале, которая впоследствии образовалась в форме коня. Вот на её-то, якобы, и указал Семён Вишняков.

Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции "Медного всадника" Пётр I восседает на своём любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства. За него он переплатил "100 голландских червонцев".

Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал её Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Пётр Первый, якобы, назвал её в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта была "лошадью одного хозяина", Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.

Когда в 1782 году открыли памятник "Медный всадник", старообрядцы Санкт-Петербурга назвали его "Всадником Апокалипсиса". Гласит еще одна легенда о памятнике. Якобы, царь в месте, где он установлен, перепрыгивал на коне Неву с одного берега на другой. И при этом произносил: "Все Божье и мое". Дважды он перепрыгнул и произнес эту фразу, а на третий раз оговорился, сказав: "Все мое и Божье". Получается, что царь поставил себя выше Бога. Сказав это, царь окаменел. А по другой версии, сказав это, он свалился в воду, простыл и тяжело заболел. А когда он выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.

Согласно другому преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.

Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но её ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. Пётр Первый изображён скульптором, указывающим рукой в сторону Швеции, кто был в те времена главным врагом России. И в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.

Ещё одна легенда о "Медном всаднике" и очень известная. В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр I распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию.

В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный государь.

"Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "топот копыт". Поражённый рассказом Батурина князь Голицын передает сновидение Александру Первому, после чего государь отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.

В годы Великой Отечественной войны ленинградцы считали, что, пока памятники Петру Первому и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдёт в город. Так и произошло, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Только "Медного всадника" укрыли от немецких бомб.

Отписаться можно в любой момент.

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге | Фото: sfilm.org


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.

Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.

Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: rufact.org

Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: offbeatpiter.ru

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: cvavr.ru

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: oldsp.ru

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Временный мост | Фото: rufact.org

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: rufact.org

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Сфинксы на Академической набережной — одна из визитных карточек Петербурга. Они попали в город из Египта, где когда-то украшали древний столичный город Фивы. Такие экзотические скульптуры, конечно, вызывали интерес у петербуржцев и порождали массу сплетен и мистических теорий.

2. Малоохтинское кладбище

С кладбищами повсеместно связано немало мистических и загадочных историй и мифов. Некоторые люди на кладбищах на себе чувствуют влияние негативной энергетики. Говорят и на одном из старейших кладбищ Санкт-Петербурга — Малоохтинским с живыми творится что-то невероятное.

Малоохтинское кладбище было основано в XVIII веке, тогда на Охте жили в основном старообрядцы. В то время территория кладбища была для них очень важным местом, поскольку церкви им строить не позволялось, встречи они проводили здесь. И хоронили здесь. За все время существования кладбища его неоднократно закрывали, открывали…

Сейчас кладбище открыто для захоронения, и даже просочилась информация, что идет очистка и благоустройство территории. Безусловно, сюда потянулись исследователи и историки, собиратели легенд и просто любопытствующие, охотники за чем-то несусветным, проч.

Бытуют слухи, что здесь хоронили не только старообрядцев, но и самоубийц и даже алхимиков, а также говорят, что в этом месте собирались ведьмы и колдуны, проводившие свои шабаши и ритуалы. Теперь же их души по ночам витают над огромным кладбищем и издают ужасные звуки, пугающие и непонятные, как будто скрежет, как будто стоны, как будто уханье. А порой можно увидеть летающие светящиеся фигуры непонятной формы.

Малоохтинское кладбище. Фото: fb.ru

Как сфинксы прибыли в Россию

Неприятности со сфинксами начались ещё во время их погрузки на корабль. Из-за падения одной скульптуры мачта и борт «Доброй надежды» сильно повредились, поэтому отплытие пришлось отложить. После этого при невыясненных обстоятельствах погиб Атоназис, а сам Муравьев потерял всех членов своей семьи, которые преждевременно скончались по разным причинам.

Сфинксы на Университетской набережной

Согласно легенде, на особую злую ауру сфинксов обратили внимание и матросы «Доброй надежды», большая часть которых тоже погибла раньше срока. Оказавшись, наконец, на новом месте сфинксы начали пугать уже жителей Петербурга. Скоро начали ходить слухи об их мистических качествах.

Внешний облик сфинксов

На головах сфинксов - царские платки-клафты с уреями и высокие короны «па-схемти»; к подбородкам «привязаны» ритуальные бородки, их спины и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани. На груди и плечах каждого сфинкса - широкое ожерелье усех с прорезанными «бусинами». Массивный хвост загнут вокруг правого бедра каждого памятника. На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.

Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона. При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. Петербургские сфинксы по праву могут считаться одними из лучших изображений Аменхотепа III. Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

Загадочная сила сфинксов

Легенды о сфинксах в Санкт-Петербурге Легенды о сфинксах в Санкт-Петербурге Легенды о сфинксах в Санкт-Петербурге

Городские легенды приписывают древнеегипетским статуям особо негативную энергетику. Этим объясняют тот факт, что рядом с ними всегда обнаруживают утопленников. Также популярно мнение, что сфинксов нельзя долго рассматривать или заглядывать им в глаза. Если нарушить это правило, то можно попасть под сильнейший гипноз и под его воздействием совершить ужасные вещи.

Не менее популярно мнение о том, что в течение дня сфинксы меняют выражение лица. Это пытались подтвердить с помощью множества фотографий, однако мнения любителей мистики по-прежнему расходятся. Кто-то из них замечает изменения, другие утверждают, что секрет заключается в простой игре света. Так ли иначе, считается, что особенно пугающе скульптуры выглядят на закате, именно в это время лучше держаться от них подальше.

Некоторые петербуржцы рассказывают, что сфинксы плохо влияют на новобрачных, решивших фотографироваться на набережной. Якобы после таких фотосессий пары быстро расходятся и никогда не бывают счастливы в браке. Именно поэтому многие свадьбы стараются держаться от статуй подальше.

1. Обводный канал

Здесь, на самом неделе живёт множество легенд и тайн. Говорят, что когда смотришь на воду, она как будто манит к себе. И упорно твердит молва, что туда вниз тянут мёртвые души самоубийц. Этот каменный массив, за долгие годы своего существования впитал всю негативную энергетику города. Гранитные Обводного канала хранят множество не раскрытых тайн.

Одна очень странная история случилась зимой 1923 года. Во время прокладки теплотрассы рабочие глубоко под землей наткнулись на гранитные плиты, расположенные в виде круга. Поверхность их была испещрена непонятными надписями и знаками, а под центральной плитой обнаружились человеческие кости.

Прибывший на место находки археолог был потрясён. После беглого осмотра он вынес приговор: находка уникальна, поскольку является прекрасно сохранившимся капищем, или захоронением, относящимся к XI-XII векам и имеющим, скорее всего, скандинавское происхождение.

Но судьба уникальной находки оказалась печальной. Ломовые извозчики отвезли гранитные плиты в камнерезную артель, где из них напилили поребрики для мостовых Лиговского проспекта. Человеческие останки сложили в несколько мешков и вывезли на свалку. Происхождение и назначение объекта остается загадкой и по сей день.

Это место и время оказалось и самым подходящим для самоубийц. Пик самоубийств пришёлся на осень 1923 года. Милиция была вынуждена выставить на мостах посты, чтобы всеми мерами препятствовать попыткам граждан преждевременно свести счёты с жизнью. Тем не менее, в том году воды Обводного канала навсегда сомкнулись над головами 89 человек. Спасти удалось лишь одного.

Им оказался товарищ уважаемый — член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с В. И. Лениным. Масса достоинств, однако, не помешала ему средь бела дня с диким воплем прыгнуть в Обводный канал с Боровского моста. Ему повезло — вместо глубины он угодил на мелководье, где и сидел с отбитыми ягодицами, пока его не вытащили спасатели.

Свободное время доктор Ефимсон проводил в городских архивах, разыскивая документы, в которых содержались бы сведения о каких-либо таинственных происшествиях, связанных с районом Обводного канала и речкой Волковкой. Поиски привели его к археологу. Гвоздицкий рассказал о находке 1923 года и даже показал ряд рисунков надписей и знаков с каменных плит, воспроизведенных по памяти.

Выходило следующее: обнаруженные плиты представляли собой ритуальное капище. По мнению специалистов, надписи могли быть каким-либо пророчеством или заклятием, на что указывало как наличие символов, так и расположение плит. А в Ленинграде на прежнем месте разразился очередной “бум” самоубийств.

Случилось это, как и предполагал Ефимсон, в 1943 году. В осаждённом городе случаи суицида оставлялись без внимания. В послевоенные годы самоубийства на Обводном продолжались как и прежде: каждый третий год нового десятилетия, вплоть до наших дней — 1993 года. И то, что за всеми этими событиями стоит нечто потустороннее, ясно понимал только один человек.

Обводной канал. Фото: Florstein (WikiPhotoSpace)

История создания сфинксов

Более 3 тысяч лет назад в Египте правил фараон Аменхоте́п III. Его правление знаменуется расцветом древнеегипетский цивилизацией.

Несмотря на это, Аменхоте́п III имел в конце правления дурную славу и был проклят Жрецами за основание колдовского культа.

Самым известным потомком Аменхоте́па III стал Эхнатон, в будущем супруг всем известной прекрасной Нефертити.

Как и положено всем фараонам он построил себе гробницу. Сфинксы, которые сейчас являются достопримечательностью Петербурга, во времена правления фараона Аменхоте́п III охраняли его гробницу в Фивах.

Петербургские сфинксы способны разрушить мир

Многие верят, что высеченные на статуях иероглифы — это древнее заклинание, которое Аменхотеп оставил для потомков. Историки утверждают, что фараон интересовался магией и практиковал обряды, связанные с общением с мертвыми. Это и породило слухи о том, что если читать надпись на сфинксах в определенные дни, то можно вызвать вселенскую катастрофу, которая завершится приходом в мир небывалого зла.

На самом деле, иероглифическое послание уже давно было расшифровано и никакой мистической информации в нем не содержится. Текст превозносит фараона Аменхотепа и его деяния и совсем не похож на древнее заклинание. Однако, глядя на величественных и пугающих сфинксов, жители Петербурга продолжают верить в особую силу статуй и часто стараются избегать их взгляда во время прогулок по набережной. Те же, кто верит в положительные качества сфинксов, заглядывают к другим скульптурам, расположенным у Строгановского дворца. Им молва приписывает положительные свойства и способность приносить людям удачу.

Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Посетить все за один раз невозможно, есть среди них те, которые увидеть нужно обязательно. Они олицетворяют город, придают ему характер.

Одной из таких достопримечательностей Петербурга являются сфинксы на университетской набережной. Сфинксы считаются неофициальным символом города на Неве. Статуи с телом льва и головой человека гордо возвышаются на постаментах. Лик сфинксов является отображение их хозяина Аменхоте́па III.

Голову украшает царский платок-клафт. На височной части располагаются уреи. Завершает образ высокая корона “па-схемти”.

Университетский мост, благодаря им, стал местом огромной энергетики, мистики и тайн. Здесь всегда много туристов, путешественников и жителей города.

Внешний облик сфинксов


На головах сфинксов - царские платки-клафты с уреями и высокие короны «па-схемти»; к подбородкам «привязаны» ритуальные бородки, их спины и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани. На груди и плечах каждого сфинкса - широкое ожерелье усех с прорезанными «бусинами». Массивный хвост загнут вокруг правого бедра каждого памятника. На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.

При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал

Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона. При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. Петербургские сфинксы по праву могут считаться одними из лучших изображений Аменхотепа III. Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

История

Сфинксы “родились” в бурные и судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта. Сын Аменхотепа III — Аменхотеп IV бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”). Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца.

Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819-1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности.

Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.

В своем письме брату 20 июня 1829 года, он писал:

«Эти два колосса были некогда частью огромного сооружения, остатки которого все еще выступают там и тут из нильского ила… Это место открыто исследованиями, отчасти подземными, которые велись беспорядочно, без плана; поблизости найдено более 40 львиноголовых статуй, выполненных из серого гранита, более или менее поврежденных, другие скульптурные фрагменты. Это самая настоящая каменоломня статуй, в которой по какому-то непредвиденному случаю, они были собраны, словно в священном подвале, в ожидании нового появления на свет всего этого исчезнувшего великолепия. Среди этого дебриса еще и сегодня виден сфинкс из розового гранита, около 20 ступней в длину, прекрасной сохранности и самой прекрасной работы; этот сфинкс, который только что найден для того, чтобы пойти на продажу: бесспорно, это самый нетронутый памятник из всех подобных ему, существующих сегодня».

Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.


Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, однако с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе - Египетская пирамида, а в Павловске - Египетский вестибюль.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год сфинксы прибыли в Санкт-Петербург.


Сфинксы «не хотели» покидать родину. Во время погрузки один из них рухнул на палубу из-за вышедшей из строя подъемной машины: «веревка, охватывающая его голову, сдвинулась при внезапном толчке и содрала с правой стороны его чепчика три маленьких куска гранита, которые были аккуратно собраны в кассетку, переданную на хранение капитану.

Водворение второго сфинкса обошлось без приключений, как и помещение обеих громоздких корон сфинксов (упали ли они с голов их, или же были, ради удобства нагрузки, сняты, остается неясным) и куска красного гранита, купленного с целью починить кое-какие повреждения на коронах». К сожалению, сегодня неизвестно место нахождения отщепов от клафта на голове одного из сфинксов, который так никогда и не был отреставрирован.

Сложно определить и то, какая из корон была в итоге отреставрирована с помощью запасенного куска камня; думается, корона восточного сфинкса, состоящая из нескольких кусков камня и не отличающаяся превосходной степенью полировки, в отличие от самих памятников, может быть частично дополненной при установке сфинксов на их настоящее место в Петербурге.


В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния.

Между сфинксами предлагали установить колоссальную статую Осириса

В 1843 году на самом постаменте была сделана надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезен в град Петров в 1832 году».


Первая работа, посвященная сфинксам и их истории, была выпущена академиком В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года».

В. В. Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.


К.Гефтлер. Сфинксы на набережной Невы.

Официальная версия появления сфинксов

Идея установить на набережной оригинальные скульптуры изначально была связана с основанием Академии художеств. Рядом со знанием хотели установить статуи, которые привлекали бы внимание прохожих и удачно вписывались в общий архитектурный ансамбль.

История

Сфинксы “родились” в бурные и судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта. Сын Аменхотепа III — Аменхотеп IV бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”). Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца.

Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819-1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности.

Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.

В своем письме брату 20 июня 1829 года, он писал:
«Эти два колосса были некогда частью огромного сооружения, остатки которого все еще выступают там и тут из нильского ила… Это место открыто исследованиями, отчасти подземными, которые велись беспорядочно, без плана; поблизости найдено более 40 львиноголовых статуй, выполненных из серого гранита, более или менее поврежденных, другие скульптурные фрагменты. Это самая настоящая каменоломня статуй, в которой по какому-то непредвиденному случаю, они были собраны, словно в священном подвале, в ожидании нового появления на свет всего этого исчезнувшего великолепия. Среди этого дебриса еще и сегодня виден сфинкс из розового гранита, около 20 ступней в длину, прекрасной сохранности и самой прекрасной работы; этот сфинкс, который только что найден для того, чтобы пойти на продажу: бесспорно, это самый нетронутый памятник из всех подобных ему, существующих сегодня».

Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе - Египетская пирамида, а в Павловске - Египетский вестибюль.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год сфинксы прибыли в Санкт-Петербург.

Сфинксы «не хотели» покидать родину. Во время погрузки один из них рухнул на палубу из-за вышедшей из строя подъемной машины: «веревка, охватывающая его голову, сдвинулась при внезапном толчке и содрала с правой стороны его чепчика три маленьких куска гранита, которые были аккуратно собраны в кассетку, переданную на хранение капитану. Водворение второго сфинкса обошлось без приключений, как и помещение обеих громоздких корон сфинксов (упали ли они с голов их, или же были, ради удобства нагрузки, сняты, остается неясным) и куска красного гранита, купленного с целью починить кое-какие повреждения на коронах». К сожалению, сегодня неизвестно место нахождения отщепов от клафта на голове одного из сфинксов, который так никогда и не был отреставрирован. Сложно определить и то, какая из корон была в итоге отреставрирована с помощью запасенного куска камня; думается, корона восточного сфинкса, состоящая из нескольких кусков камня и не отличающаяся превосходной степенью полировки, в отличие от самих памятников, может быть частично дополненной при установке сфинксов на их настоящее место в Петербурге.

В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния.

В 1843 году на самом постаменте была сделана надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезен в град Петров в 1832 году».

Первая работа, посвященная сфинксам и их истории, была выпущена академиком В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года». В. В. Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.

К.Гефтлер. Сфинксы на набережной Невы. К.Гефтлер. Сфинксы на набережной Невы.

Как египетские сфинксы попали Санкт-Петербург

В 18 веке активно проводились раскопки в Египте. Археолог Янис Атанази производил изыскания вдоль западного берега Нила. Недалеко от известных колоссов Мемнона он обнаружил большое количество скульптурных фрагментов. Участок был завален десятками статуй с львиными головами, множеством ступеней. Среди этого всего были найдены сохранившиеся в отличном состоянии пара сфинксов из красного гранита.

Раскопки дело недешевое. Для извлечения прибыли было решено выставить сфинксов на продажу. Одного сфинкса отправили в Александрию для демонстрации. Именно там первые произошла судьбоносная встреча Андрея Муравьёва с гранитным гигантом. Офицер российского императорского двора был очарован и поражен скульптурой. Он незамедлительно, сообщил в письме российскому послу о возможности выгодного приобретения. Затем письмо было направлено на согласование императору Николаю I. Император адресовал запрос на целесообразность покупки экспертам Академии Художеств. Они одобрили приобретение за 100 тыс. франков. Из-за бюрократических проволочек и переписок сфинкса быстрее приобрела Франция. Российская империя упустила возможность.

Революция 1830 года подарила еще один шанс. Сфинксы были приобретены для Петербурга за более чем 60 тысяч рублей.

В 1832 году судно “Доброй Надежды” прибыло в город на Неве с двумя сфинксами на борту. Около двух лет гранитные гиганты квартировались во дворе Академии Художеств.

За два года была построена пристань напротив Академии. Архитектором выступил К.А. Тон. В этом же 1834 году сфинксов установили на нынешнее место, где они находятся и сейчас.

В 1912 году египтологом Василием Струве были переведены иероглифы на сфинксах, воспевающие фараона Аменхоте́п III.

Иероглифы присутствуют и на основании статуй. Они предупреждают о конце света. Прочесть их нужно в определенное время года и суток. Радует, что древнеегипетский знают очень немногие люди.

“Западный” и “Восточный” сфинкс отличаются между собой. Хоть они и “братья”, но разные.

Во-первых по качеству материала. “Восточный” выполнен из более качественного гранита, сохранился лучше, чем его “западный” брат.

Мифы и легенды про Сфинксов

Со сфинксами Университетского моста связывают много легенд и мифов. Что легенда, а что миф- решать каждому самому.

Давайте рассмотрим факты, возможно связанные со сфинксами:

  • Нашедший сфинксов археолог Янис Атоназис погиб при странных обстоятельствах.
  • Через 2 года после покупки сфинксов Российской Империей не стало всей команды корабля.
  • Офицер Муравьев, который инициировал покупку статуй, потерял всех близких родственников.

Это стало подтверждением молвы, что каменные истуканы хотят вернуться домой. Всем, кто виновен в из ссылке, грозит проклятие и гибель.

В 1899 году произошел кровавый разгон студентов недалеко от Университетской набережной. Конные жандармы во главе с офицером Пирамидовым, как обезумевшие, били нагайками безоружных студентов и случайных прохожих, велели им разойтись.

Все горожане знают, не стоит пытаться увидеть это своими глазами, можно сойти с ума. Экскурсоводы предупреждают об этом туристов. Есть даже одна история про это, но официального подтверждения ей нет.

Суеверные новобрачные не фотографируются у сфинксов в день регистрации брака. Легенда гласит, что гранитные изваяния, видя их счастье, сердятся и могут стать причиной развода.

Местные жители верят, что египетские гиганты притягивают утопленников. Много случаев обнаружения мертвецов рядом с ними подтверждают домыслы суеверных. Эксперты объясняют это явление отличительными чертами течения реки и рельефом дна.

Согласно официальной статистике, после установки гранитных гигантов наводнения случались намного реже, интервал стал больше, около 90 лет. До их установки Град Петра наводнения постигали каждые 20 лет.

Неву даже начали сравнивать с Нилом. Будто каменные великаны усмирили реку.

Многие загадывают желания и верят, что сфинксы обладают магическими свойствами. Нужно взять грифона за клык и смотреть в глаза сфинксу. Сделать это нужно без посторонних глаз. Задача не из легких. Рядом с великолепными гигантами всегда толпы людей.

Тайны сфинксов

Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.


По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.

Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» называют пророчеством о переезде в новую империю

Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.


Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать - они могут сойти с ума.

Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.

Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.


Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге - городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.

Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.

После смерти фараона его имя прокляли на века

После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»

Тайны сфинксов

Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.

По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса». По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.

Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать - они могут сойти с ума.

Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.

Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.

Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге - городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.

Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.

После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: « Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»


Сфинксы, стоящие на Университетской набережной, до приезда в Петербург стояли во дворе заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах, на западном берегу Нила.

В греческой мифологии сфинкс считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Это чудовище с телом льва, крыльями птицы и женской головой. В Греции сфинкс был женского рода. Она была подослана к Фивам Герой в наказание за преступление фиванского царя Лая. Подстерегая путников, Сфинкс задавала им загадку и убивала всех, кто не мог ответить.

В Греции сфинкс был женского рода

Загадка была такая: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип разгадал загадку Сфинкса, и она бросилась с вершины горы в пропасть. Ответ прост: это человек, который в детстве ползает, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Некоторые исследователи считали, что греки заимствовали сфинксов у египтян. Если это и так, то египетское слово для обозначения этого мистического существа нам неизвестно. Средневековые арабы именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, - «отцом ужаса».

Где находятся сфинксы в Санкт-Петербурге

Находятся эти потрясающие гранитные защитники по адресу Университетская набережная, д. 17 напротив Императорской Академии художеств. Добраться быстрее всего на метро. Выходите на Василеостровской или Невском проспекте. Затем садитесь на автобусы 6,10,24 или маршрутку К187. Минут 10 пешком и вы на месте.

Ориентировочная датировка создания статуй XIV веке до н.э. Лица сфинксов изображают Аменхотепа III молодым, несмотря на то, что выполнены во второй половине его долгого правления.

В греческой мифологии сфинкс считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Это чудовище с телом льва, крыльями птицы и женской головой. В Греции сфинкс был женского рода. Она была подослана к Фивам Герой в наказание за преступление фиванского царя Лая. Подстерегая путников, Сфинкс задавала им загадку и убивала всех, кто не мог ответить.

Загадка была такая: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип разгадал загадку Сфинкса, и она бросилась с вершины горы в пропасть. Ответ прост: это человек, который в детстве ползает, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Некоторые исследователи считали, что греки заимствовали сфинксов у египтян. Если это и так, то египетское слово для обозначения этого мистического существа нам неизвестно. Средневековые арабы именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, - «отцом ужаса».

Читайте также: