По каким правилам осуществляются перевозки в поездах РЖД в 2020 году

Обновлено: 18.09.2024

Несмотря на коронавирусные сложности и существенное падение пассажиропотока в 2020 году, парк поездов дальнего следования АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее предприятие "РЖД") продолжал пополняться одноэтажными плацкартными и купейными вагонами, а также новыми двухэтажными. Новый подвижной состав уже вышел на маршруты и связал Москву с Владивостоком, Псковом, Волгоградом, Читой и Санкт-Петербургом. Всего в 2020 году в компанию поступят более 600 новых вагонов.

Вместе с поставкой в сеть "РЖД" новых вагонов холдинг активно обновляет старый подвижной состав. В текущем году маршруты компании пополнят более 400 модернизированных вагонов. Их оборудовали кондиционерами, биотуалетами и полностью обновили интерьер - пассажирам стало гораздо комфортнее в пути. Кстати, сейчас кондиционерами оснащено 82% поездов дальнего следования, а современными биотуалетами - более 70%.

Время в пути для пассажиров значительно сократилось. Например, добраться от Москвы до Костромы и из Челябинска до Магнитогорска можно за 4 часа. На всех новых маршрутах "Ласточки" останавливаются на промежуточных станциях.

Есть новшества и в кадровом наполнении. Если раньше скоростными поездами управляли только мужчины, то теперь профессию помощника машиниста могут освоить и представительницы прекрасного пола. Их подготовка началась 1 июня. До того кандидаты прошли несколько отборочных этапов для определения их готовности к управлению железнодорожным транспортом. Обучение длится шесть месяцев. С начала 2021 года первые женщины - помощницы машиниста выйдут на маршруты от Москвы до Санкт-Петербурга, Белгорода, Смоленска, Иваново, а также на Московское центральное кольцо (МЦК). Кстати, с 1 марта зарплата работников холдинга проиндексирована на 2%, а с 1 октября - еще на 1%.

По сети "РЖД" начали курсировать и "Орланы". В честь занесенных в Красную книгу представителей семейства пернатых названы поезда новой модификации РА-3. Они созданы специально для пригородных перевозок на неэлектрифицированных участках. Первый рейс состоялся 30 июля на маршруте Иваново - Кинешма, а с 7 сентября "Орланы" перевозят пассажиров между Архангельском и Онегой.

Для удобства и безопасности пассажиров салон поезда оборудован системой климат-контроля и обеззараживания воздуха. Предусмотрены места посадки-высадки для маломобильных пассажиров, места для кресел-колясок, специальное оборудование в санузле.

Уходящий год дал серьезный импульс развитию внутреннего туризма. В середине августа "РЖД" запустила туристический поезд "Сочи" по побережью Черного моря. Пассажирам доступны плацкартные, купейные и общие вагоны с кондиционерами, бесплатным интернетом, USB-портами и прочими удобствами. Предусмотрены остановки в Сочи, Адлере, Лоо и других курортных пунктах. Кроме того, еще один туристический поезд запущен между Москвой и Переславлем-Залесским - жемчужиной Золотого кольца России.

На фоне пандемии и экономических трудностей холдинг принял более 80 решений о снижении тарифов на грузоперевозки

Сделать путешествие еще удобнее позволит обновленный электронный билет. Бланк получил новый вид, информация организована в трех главных блоках - данные рейса и пассажира, описание тарифа и класса обслуживания, а также другая полезная информация. Разделение на блоки делает билет максимально понятным и читаемым. Дизайн разработан совместно со "Студией Артемия Лебедева".

Новшества ждут пассажиров и на вокзалах. В ноябре на вокзалах Самары, Волгограда и других крупных городов появились современные гостиницы. 31 июля после масштабной реконструкции открылся вокзал Улан-Удэ. Площадь здания увеличилась на 1,2 тыс. кв. м., полностью отремонтированы внутренние помещения, установлены лифты, обновлены комнаты длительного отдыха, появилась касса для маломобильных пассажиров. Обновленные исторические вокзалы открылись и в городе Шарья Костромской области, в Иваново. "РЖД" бережно подошла к реконструкции: исторический облик вокзалов сохранен, но пользоваться ими стало гораздо удобнее.

А в Сосногорске (Республика Коми) появился первый инновационный модульный вокзал. Объект создали с помощью современной технологии BIM-моделирования. Здание состоит из 16 блоков. Там разместились зоны отдыха и продажи билетов, кафе, санитарные зоны.

Наконец о ценовой политике. Как и прежде, "Российские железные дороги" предоставляют скидку в 50% на билеты в поездах дальнего следования для детей от 10 до 17 лет в летний период. А в приложении "РЖД Пассажир" школьники и студенты могут оформить льготные проездные на пригородных направлениях в режиме онлайн. Пока такая опция доступна только учащимся Калининградской области, но скоро может распространиться на другие регионы.

Современные технологии помогают и в обслуживании слабослышащих пассажиров. Для них доступны видеоматериалы и возможность вызова владеющего языком жестов оператора. Пока система работает на крупнейших вокзалах Москвы, в дальнейшем будет доступна в других городах. Конечно, железная дорога заинтересована, чтобы при необходимости оказывали помощь нуждающимся пассажирам и путешествующие медработники. Поэтому приветствуется, когда человек при оформлении билета сообщает о наличии у него медицинского образования.

"РЖД" помогает не только пассажирам, но и грузоотправителям. На фоне пандемии и экономических трудностей холдинг принял более 80 решений о снижении тарифов на грузоперевозки. Они затронули предприятия, производящие товары народного потребления, сырую нефть и прочее.

Снижение тарифов распространяется и на производителей угля. В марте "РЖД" и администрация Кузбасса договорились о перевозке в 2020 году более 56 млн тонн каменного угля в восточном направлении, из них 53 млн - на экспорт.

В целом 2020 год стал одним из самых успешных для сегмента грузоперевозок "РЖД". За 11 с половиной месяцев холдинг перевез более 5 млн контейнеров двадцатифутого эквивалента (ДФЭ). Хороший рост показало и дальневосточное направление. Так, весной во Владивостоке зафиксирована рекордная выгрузка - 4895 вагонов.

В нынешнем году успешно развивалось и сотрудничество с Китаем. Объем перевозок между Европой и Поднебесной по сети "РЖД" вырос в два раза. Из КНР во Францию пришел первый поезд со средствами по борьбе с коронавирусом. Железнодорожные перевозки оказались в несколько раз рентабельнее авиации. Новые маршруты в Поднебесную открылись и из российских регионов: грузовые поезда шли по территории Архангельской, Московской, Пензенской областей.

5 октября 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 14 января 2020 г. № 9 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе"


Обзор документа

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом

(с изменениями на 13 апреля 2020 года)

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170, N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2011, N 30 (ч.I), ст.4596; 2012, N 25, ст.3268; 2014, N 6, ст.566.

Настоящие Правила содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, юридических и физических лиц, и устанавливают условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

2. В соответствии с частью 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Устава железнодорожного транспорта настоящие Правила содержат общие условия договора перевозки пассажира, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст.410, N 34, ст.4025; 1997, N 43, ст.4903; 1999, N 51, ст.6288; 2002, N 48, ст.4737; 2003, N 2, ст.160, ст.167, N 13, ст.1179, N 46 (ч.I), ст.4434, N 52 (ч.I), ст.5034; 2005, N 1 (ч.I), ст.15, ст.45, N 13, ст.1080, N 19, ст.1752, N 30 (ч.1), ст.3100; 2006, N 6, ст.636, N 52 (ч.I), ст.5497; 2007, N 1 (ч.I), ст.39, N 5, ст.558, N 17, ст.1929, N 27, ст.3213, N 31, ст.3993, ст.4015, N 41, ст.4845, N 44, ст.5282, N 45, ст.5428, N 49, ст.6048, N 50, ст.6247; 2008, N 17, ст.1756, N 29 (ч.I), ст.3418, N 52 (ч.I), ст.6235; 2009, N 1, ст.16, N 15, ст.1778, N 29, ст.3582; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 7, ст.901, N 30 (ч.I), ст.4564, ст.4596, N 43, ст.5972, N 48, ст.6730, N 49 (ч.I), ст.7014, ст.7015, ст.7041; 2012, N 25, ст.3268; 2013, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, N 30 (ч.I), ст.4084, N 49 (ч.1), ст.6346, N 52 (ч.I), ст.6981.

Оказание услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляется с соблюдением требований транспортной безопасности, установленных Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 29, ст.3634; 2010, N 27, ст.3415; 2011, N 7, ст.901, N 30 (ч.I), ст.4569, 4590; 2013, N 30 (ч.I), ст.4041; 2014, N 6, ст.566.

К отношениям, стороной по которым являются физические лица - пользователи услуг железнодорожного транспорта, применяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.140; 1999, N 51, ст.6287; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377, N 52 (ч.I), ст.5275; 2006, N 31 (ч.I), ст.3439, N 43, ст.4412, N 48, ст.4943; 2007, N 44, ст.5282; 2008, N 30 (ч.I), ст.3616; 2009, N 23, ст.2776, N 48, ст.5711; 2011, N 27, ст.3873, N 30 (ч.I), ст.4590; 2012 N 26, ст.3446, N 31, ст.4322; 2013, N 27, ст.3477.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563; 1998, N 31, ст.3803; 1999, N 2, ст.232, N 29, ст.3693; 2000, N 22, ст.2267; 2001, N 24, ст.2410, N 33 (ч.I), ст.3426, N 53 (ч.I), ст.5024; 2002, N 1 (ч.I), ст.2, N 22, ст.2026; 2003, N 2, ст.167, N 43, ст.4108; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.25; 2006, N 1, ст.10; 2007, N 43, ст.5084, N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.817, N 29, ст.3410, N 30 (ч.II), ст.3616, N 52 (ч.I), ст.6224; 2009, N 18 (ч.I), ст.2152, N 30, ст.3739; 2010, N 50, ст.6609; 2011, N 27, ст.3880, N 30 (ч.I), ст.4596, N 45, ст.6329, N 47, ст.6608, N 49 (ч.I), ст.7033; 2012, N 29, ст.3990, N 30, ст.4175, N 53 (ч.I), ст.7621; 2013, N 8, ст.717, N 27, ст.3460, N 27, ст.3475, N 27, ст.3477.

Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа и не принадлежащие перевозчику, могут включаться в составы поездов, сформированных перевозчиком, на основании договора, заключенного между владельцем вагонов и перевозчиком.

Условия перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа и уровень обслуживания пассажиров, отправителей, получателей, иных пользователей услугами железнодорожного транспорта могут быть улучшены по сравнению с установленными настоящими Правилами.

3. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа осуществляются по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями (далее - станции) и пассажирскими остановочными пунктами (далее - остановочные пункты), открытыми для выполнения соответствующих операций.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст.851; 2006, N 52 (ч.III), ст.5587.

По обращению инвалида перевозчик предоставляет информацию о предлагаемых услугах, возможностях совершения поездки и доступа к инфраструктуре.

В соответствии со статьей 85 Устава железнодорожного транспорта за выдачу справок в письменной форме, а также справок, не связанных с оказанием услуг железнодорожного транспорта, с пользователей услугами железнодорожного транспорта взимается плата с оформлением соответствующего документа.

6. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами). При этом пассажиры обязуются оплатить свой проезд при заключении договора перевозки согласно установленным тарифам.

Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо (далее - перевозчик) обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанного пассажиром пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначенияя.

Оформление проездных документов (билетов) может осуществляться по ручной технологии.

Оформление доплаты к проездному документу (билету) в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, производится на бланке проездного документа (билета).

Оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.

При оформлении проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования пассажир из числа инвалидов информирует перевозчика об ограничении своей жизнедеятельности с целью организации его перевозки.

При оформлении проездного документа (билета) пассажир указывает номер мобильного телефона или иной способ связи для его информирования.

8. При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в проездном документе (билете) указывается наименование перевозчика, номер поезда и тип или класс вагона, класс обслуживания, номер места, станции отправления и назначения маршрута следования пассажира, фамилия, гражданство и иные персональные данные пассажира, наименование и номер документа, удостоверяющего личность пассажира, дата (день, месяц, год) и время отправления поезда, общая стоимость проезда с выделением в тарифе стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная составляющие тарифа) и стоимости плацкарты (вагонная, моторвагонная составляющая тарифа), сборы и иные платежи.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2017 года приказом Минтранса России от 30 ноября 2016 года N 367. - См. предыдущую редакцию)

9. Пассажир при получении проездного документа (билета) должен проверить правильность указанных в нем фамилии, гражданства, номера документа, удостоверяющего личность, реквизитов поездки (дата отправления, номер поезда, железнодорожные станции отправления и назначения) и другой информации.

При оформлении проездного документа (билета) в билетной кассе пассажиру, обнаружившему при получении проездного документа (билета) ошибку в нем, оформляется новый проездной документ (билет) без взимания сбора за переоформление проездного документа.

12. Физическое или юридическое лицо вправе обратиться к перевозчику с просьбой о резервировании ему мест на поезд дальнего следования для оформления проездных документов (билетов).

За резервирование мест в поездах дальнего следования, в том числе по телефону или с использованием иных средств связи (за исключением электронных проездных документов (билетов), приобретаемых через Интернет), независимо от сроков предоставления заявки на резервирование места с последующим оформлением проездного документа (билета), когда дата подачи заявки не совпадает с датой оформления проездного документа (билета), за каждое место перевозчиком взимается сбор.

13. Оформление проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования автоматизированным способом осуществляется в следующие сроки:

не менее чем от 45 суток до даты отправления поезда (вагона) с пунктов формирования (отправления) поезда (вагона), за исключением поездов (вагонов), дополнительно назначенных при увеличении пассажиропотока, и поездов, сформированных из моторвагонного подвижного состава;

не менее чем от 3 суток до даты отправления поезда с промежуточной станции.

Мелкое животное — то, которое помещается в стандартную переноску размером не больше 180 см по сумме трех измерений.

Крупное животное — то, которое не помещается в такую переноску.

Тверской экспресс

Частной пассажирской компании «Тверской экспресс» принадлежит поезд «Мегаполис». По уровню комфорта он соответствует фирменным поездам ОАО «РЖД» с новыми вагонами. Он курсирует на самом популярном в России направлении: Москва — Санкт-Петербург.

Поезд «Мегаполис», купе

Правила
перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе

5. Перевозка опасных грузов в открытом подвижном составе железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 5 апреля 1996 г. 3

7. Грузоотправитель определяет вид открытого подвижного состава, необходимого для перевозки конкретного груза, в зависимости от свойств груза, применяемых для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов.

9. При погрузочно-разгрузочных работах лицо, осуществляющее данные работы, должно выполнять требования документов по стандартизации, определяющих требования к процессам перевозки (транспортирования) грузов железнодорожным транспортом 6 .

11. В соответствии со статьей 23 Устава 8 размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

12. В открытом подвижном составе не допускается перевозка грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение работы рельсовых цепей либо стать источником аварийных ситуаций.

13. Применение легкогорючих материалов для упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном составе не допускается.

14. Лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них, предъявляемые к перевозке в открытом подвижном составе, должны соответствовать ГОСТ Р 54564-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" 9 и ГОСТ 2787-75* "Металлы черные вторичные. Общие технические условия" 10 , и быть обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных химических веществ.

15. Лом, отходы цветных металлов и сплавы из них предъявляются грузоотправителем к перевозке в открытом подвижном составе спрессованными в пакеты массой не менее 300 кг или в специализированных контейнерах.

При предъявлении указанных грузов к перевозке грузоотправитель прилагает к перевозочным документам:

подписанный грузоотправителем и датированный днем погрузки груза документ, удостоверяющий, что металлолом обезврежен от огневзрывоопасных материалов и груз находится в состоянии безопасном для перевозки;

16. Вагоны, подаваемые для перевозки насыпных и навалочных грузов, должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств.

17. Возможность перевозки на открытом подвижном составе груза, содержащего мелкие фракции, определяется грузоотправителем.

При перевозке груза, содержащего мелкие фракции, грузоотправитель должен принять меры, предотвращающие просыпание груза через конструктивные зазоры вагона, выдувание мелких частиц груза при движении в поездах, а также осыпание груза в случае погрузки его выше уровня бортов вагона (с "шапкой") 12 .

18. Способы уплотнения грузов, в том числе уплотнение груза механизированными установками, должны обеспечивать сохранность грузов и вагонов в соответствии с ГОСТ 22235-2010 13 .

6 ГОСТ 22235-2010 Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, введен в действие приказом Росстандарта от 12 ноября 2010 г. N 420-ст (Москва, Стандартинформ, 2011), с изменениями, введенными в действие приказом Росстандарта от 27 января 2017 г. N 23-ст (Москва, Стандартинформ, 2017) (далее - ГОСТ 22235-2010).

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2014, N 6, ст. 566.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170.

10 ГОСТ 2787-75*. Металлы черные вторичные. Общие технические условия, утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 26 декабря 1975 г. N 4035, введен в действие с 1 июля 1977 г., с изменениями, внесенными в редакции: Изменения N 1 (утвержденные в июле 1979 г.), Изменения N 2 (утвержденные в августе 1979 г.), Изменения N 3 (утвержденные в июне 1981 г.), Изменения N 4, (утвержденные в декабре 1982 г.) (Москва, Издательство стандартов, 1997).

13 ГОСТ 22235-2010.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 14 января 2020 года N 9

Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе

5. Перевозка опасных грузов в открытом подвижном составе железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 5 апреля 1996 г.

7. Грузоотправитель определяет вид открытого подвижного состава, необходимого для перевозки конкретного груза, в зависимости от свойств груза, применяемых для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов.

9. При погрузочно-разгрузочных работах лицо, осуществляющее данные работы, должно выполнять требования документов по стандартизации, определяющих требования к процессам перевозки (транспортирования) грузов железнодорожным транспортом.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; 2014, N 6, ст.566.

11. В соответствии со статьей 23 Устава размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170.

12. В открытом подвижном составе не допускается перевозка грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение работы рельсовых цепей либо стать источником аварийных ситуаций.

13. Применение легкогорючих материалов для упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном составе не допускается.


14. Лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них, предъявляемые к перевозке в открытом подвижном составе, должны соответствовать ГОСТ Р 54564-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" и ГОСТ 2787-75* "Металлы черные вторичные. Общие технические условия", и быть обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных химических веществ.

от 19 декабря 2013 года N 473

(с изменениями на 13 апреля 2020 года)

Информация об изменяющих документах

Документ с изменениями, внесенными:

2. Признать утратившими силу:

в Министерстве юстиции

24 июля 2014 года,

регистрационный N 33244

Перевозка животных за границу

Главное условие для международного путешествия с животными — наличие ветеринарного паспорта (справки) с печатями клиники о прививках.

Согласно изменениям в Соглашении, вступившим в силу 22 марта 2018 года, мелких домашних животных (собак, кошек, птиц) в клетках можно перевозить в ручной клади без выкупа отдельного купе. Дополнительная плата за провоз животных не взимается.

Крупных собак при наличии намордника и поводка нужно перевозить в отдельном купе (не более двух собак в одном купе). При этом пассажир обязан оплатить стоимость билетов по числу мест в купе. При отсутствии у перевозчика возможности предоставить отдельное купе для перевозки крупных собак такая перевозка не допускается.

Собак-поводырей можно перевозить в любом вагоне без намордника и на коротком поводке без выкупа всех мест в купе.

В поездах ЗАО «Азербайджанские железные дороги» мелких домашних животных можно перевозить только в купейных вагонах при условии выкупа всех мест в купе.

Зарубежные поезда АО «ФПК»

Правила действуют для следующих поездов:

  • 17/18 Москва — Ницца;
  • 23/24 Москва — Берлин — Париж;
  • 13/14 Москва — Берлин «Стриж»;
  • 21/22 Москва — Прага.

Для перевозки животных придется выкупить все места в купе. Правила одинаково действуют как мелких домашних животных (собак, кошек, птиц) в клетках, так и для крупных собак. Не занятые пассажирами места должны быть оплачены по полному тарифу, дополнительная плата за перевозку животных не взимается.

Крупные собаки перевозятся в наморднике и с поводком. Можно перевозить не более одной крупной собаки или не более одной клетки с животными на купе. В вагонах с сидячими местами перевозить животных нельзя. Собак-поводырей можно перевозить в любом типе вагона без выкупа всех мест в купе. Собака должна быть с намордником и на коротком поводке.

На первый взгляд, на железной дороге, в отличие от авиаперевозок, монополия принадлежит ОАО «РЖД». Но это не совсем так. По России курсируют поезда разных перевозчиков, и у каждого свой набор услуг.

Фирменный поезд ОАО «РЖД» «Москва — Ярославль»

Помимо государственных перевозчиков есть несколько частных: АО «ТКС», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской Экспресс». У них везде новые вагоны, а качество услуг, по мнению многих пассажиров, выше, чем у АО «ФПК».

Провоз животных в поездах «Гранд Сервис Экспресс»

К перевозке в поездах ГСЭ допускаются кошки, небольшие собаки, грызуны, птицы, ежи, хорьки, ласки, хонорики, рыбки, собаки-поводыри, крупные собаки.

Провоз мелких животных и крупных собак

Провоз животных в поездах АО «ФПК»

Перевозка мелких домашних животных в поездах формирования АО «ФПК» допускается не во всех классах. Перед покупкой билета убедитесь, что в этом классе обслуживания разрешен провоз животных.

Билеты для перевозки животных продаются в кассах РЖД. Стоимость провоза животного в плацкарте и сидячих вагонах зависит от расстояния. Например, при поездке до 10 км включительно плата за одного животного составляет 288 рублей, 91-100 км — 310,5 рублей, 451-500 км — 409 рублей, 901-1000 км — 532 рубля и т.д.

Пассажиры «ФПК» могут заказать услугу перевозки питомца без сопровождения. Животное будет ехать в багажном вагоне, за ним будут наблюдать проводники. Питомец должен быть в клетке или переноске, вместе с ним можно передать сопроводительные документы. В этом случае владельцу животного надо заплатить и за провоз животного, и за услугу сопровождения, стоимость рассчитывается исходя из километража.

Мелкие животные (помещаются в переноску)

Крупные животные

Обзор документа

Минтранс актуализировал порядок и условия ж/д перевозок грузов в открытом подвижном составе.

Уточнены требования к перевозке лома, отходов черных и цветных металлов и сплавов из них. При предъявлении указанных грузов к перевозке обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома по результатам ее радиационного контроля.

IV. Основные требования к услугам по перевозке пассажиров

43. Поездам дальнего следования может присваиваться категория "фирменный". Категорией поезда "фирменный" является товарный знак, гарантирующий заявленный уровень качества обслуживания перевозчиком пассажиров, а также предоставление оказываемых перевозчиком дополнительных услуг.

44. Категория "фирменный" присваивается перевозчиком по результатам аттестации поезда дальнего следования на соответствие установленным критериям.

45. Перед присвоением поезду категории "фирменный" перевозчик в обязательном порядке исследует рынок перевозок пассажиров на маршруте следования поезда. Обязательным условием присвоения поезду дальнего следования категории "фирменный" является курсирование на маршруте следования поезда категории "фирменный" иных поездов дальнего следования, не являющихся фирменными.

46. Контроль за качеством предоставляемых услуг в поезде, имеющем категорию "фирменный", осуществляется в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

47. При перевозке железнодорожным транспортом пассажирам обеспечивается равный доступ к услугам. Не допускается ограничение оформления проездных документов (билетов) по определенным участкам маршрута движения поезда при отсутствии на данном участке маршрута в период курсирования поезда иного поезда дальнего следования, имеющего в составе вагоны соответствующего типа или класса, без ограничений по продаже проездных документов (билетов) на данном участке маршрута.

В поезда дальнего следования могут включаться вагоны, в которых пассажирам предоставляется дополнительное сервисное обслуживание (вагоны повышенной комфортности). Информация об услугах, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности бесплатно, доводится перевозчиком до сведения пассажиров.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется в скоростных, скорых и пассажирских поездах.

Перевозка пассажиров осуществляется в вагонах, предназначенных для перевозки пассажиров, которые в зависимости от конструктивных особенностей делятся на типы или классы. Составность и схема поездов дальнего следования формируются перевозчиком исходя из сложившегося спроса населения, наличия парка вагонов и технической возможности. Пассажирам должна быть обеспечена равная возможность осуществления проезда в вагонах всех типов и классов, включенных в составы поездов, следующих по данному маршруту.

Пассажиры перевозятся в поездах дальнего следования в пассажирских вагонах локомотивной тяги следующих типов, к которым предъявляются следующие минимальные требования:

мягкий вагон с местами для лежания с 2-местными купе (СВ) оборудован изолированными от коридора купе с двумя полками для лежания, столиком. Пассажирам на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) при условии выдачи ему комплекта постельного белья;

жесткий вагон с местами для лежания с 4-местными или 3-местными купе оборудован изолированными от коридора купе соответственно с четырьмя и тремя полками для лежания, столиком. Пассажирам на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) при условии выдачи ему комплекта постельного белья;

жесткий вагон с местами для лежания, расположенными в открытых пассажирских отсеках (плацкартный вагон). Пассажирам на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) при условии выдачи ему комплекта постельного белья;

жесткий вагон с местами для сидения в открытых пассажирских отсеках (общий вагон), жесткий вагон с местами для сидения салонного типа оборудован одним или несколькими пассажирскими салонами с креслами соответствующего класса и центральным проходом.

В вагонах типов, указанных в абзацах 6 - 9 настоящего пункта, две туалетные кабины, в которых имеется туалетная бумага и мыло. В пути следования поездов дальнего следования пассажиры обеспечиваются питьевой водой.

Пассажиры перевозятся в поездах дальнего следования в вагонах моторвагонной тяги следующих классов, к которым предъявляются следующие минимальные требования:

вагон 3 класса с жесткими и мягкими диванами для сидения и центральным проходом;

вагон 2 класса с креслами соответствующего класса и центральным проходом;

вагон 1 класса с креслами соответствующего класса, центральным проходом и столиками.

В поезде дальнего следования, в котором осуществляется перевозка пассажиров с использованием моторвагонной тяги, должно быть не менее одной туалетной кабины.

вагон 3 класса с жесткими и мягкими диванами для сидения и центральным проходом;

вагон 2 класса с креслами соответствующего класса и центральным проходом;

вагон 1 класса с креслами соответствующего класса, центральным проходом и столиками.

жесткий вагон с местами для сидения в открытых пассажирских отсеках (общий вагон);

жесткий вагон с местами для сидения салонного типа оборудован одним или несколькими пассажирскими салонами с креслами соответствующего класса и центральным проходом.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 января 2020 года N 9

в Министерстве юстиции

28 апреля 2020 года,

регистрационный N 58239

Гранд Сервис Экспресс

ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» образовано в 2002 году и стало первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Компании принадлежит поезд «Гранд экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург, перевозчиком он позиционируется как «отель на колесах». Также «ГСЭ» организует рейсы в Адлер, Казань и Самару из Москвы. С декабря 2019 года «Гранд Сервис Экспресс» перевозит пассажиров в Крым.

Поезд «Гранд экспресс»

«ТКС» (АО «ТрансКлассСервис») — ещё один частный перевозчик. Компания занимается пассажирскими перевозками с 2006 года. В 2021 году «ТКС» сменила деятельность и теперь организует железнодорожные путешествия в персональных вагонах. К услугам пассажиров вагоны «Серебряный люкс», «Золотой люкс», «Императорский люкс» и «Императорский люкс» с баром. Забронировать вагоны можно только целиком.

Провоз животных в скоростных поездах

В «Сапсанах» разрешено перевозить только небольших домашних животных и птиц, которые помещаются в переноску. Провоз крупных собак не допускается. В эконом-классе сбор 400 рублей за провоз животного включен в стоимость билета (специальные места в вагонах № 3, 8, 13, 18). Собаки-поводыри едут бесплатно, они должны быть на поводке и в наморднике.

В первом и бизнес-классе допускается не более одного животного или птицы на один оформленный проездной билет и не более двух на вагон. Сбор 900 рублей нужно оплатить отдельно, при посадке. В купе-переговорной можно провезти бесплатно не более одного животного (птицы) на одно место, но не более четырех животных (птиц) в купе. Размер контейнера для животного не должен превышать 120 см по сумме трех измерений, вес клетки с животным не должен быть больше 10 кг.

«Стриж» (Москва — Нижний Новгород)

Животные провозятся по следующим правилам:

  • в классе 1Е — мелкие животные (в переноске) перевозятся бесплатно, провоз крупных не предусмотрен;
  • в классе 1Э — бесплатно при выкупе остальных мест, можно провозить мелкое животное или одну крупную собаку;
  • в классе 2В — платно без выкупа дополнительных мест, провоз крупных животных не предусмотрен.

Животных можно провезти платно в 6 вагоне (места 65-68). Разрешается провозить не более двух собак на поводке, либо двух мелких животных в клетке (размером не более 60х45х40 см), либо одну собаку и одно животное в клетке. За каждого питомца взимается сбор 15 евро.

В «Ласточках» разрешается провозить только мелких домашних животных. Они перевозятся на специальных местах в 3, 5 и 10 вагонах, в переноске. Допускается не более одного места на один билет и не более двух животных или двух птиц.

Правила провоза различаются в зависимости от перевозчика. В «Ласточках» 700-й нумерации (перевозчик ДОСС) сбор 150 рублей за провоз животного уже включен в стоимость билета. В поездах «Ласточка» 800-й нумерации (ДОСС) эта плата не взимается. Билет на животное отдельно в кассе покупать не нужно.

В «Ласточках» перевозчика ФПК возможность провоза питомца зависит от класса обслуживания в вагоне. Животному нужно приобрести в кассе билет. Стоимость билета зависит от тарифного пояса (километража). Тарифы

Приказ Министерства транспорта РФ от 14 января 2020 г. № 9 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе"

30 апреля 2020

1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.

Министр Е.И. Дитрих

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 14 января 2020 г. № 9

Перевозка животных по России

Для перевозки питомцев в поездах дальнего следования по России не нужно оформлять ветеринарные сопроводительные документы, при условии, что:

  • не предполагается смена владельца животного и перевозка не связана с предпринимательской деятельностью (то есть животное везут не на продажу и не для передачи);
  • не планируется участие в выставке.

Если вы едете с питомцем на выставку или планируете его продать либо передать другому человеку, понадобится ветеринарный сопроводительный документ, форма 1.

Мелкие домашние (комнатные) животные, собаки (кроме крупных пород и собак-проводников) и птицы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади.

Крупных собак перевозят в намордниках и с поводком под наблюдением их владельцев или сопровождающих в отдельном купе купейного вагона, кроме вагонов повышенной комфортности. Для перевозки крупных собак необходимо выкупить все купе, при этом количество собак и пассажиров в купе не должно превышать количество мест в купе.

Собак-проводников в поездах, следующих по территории России, провозят в вагонах всех типов бесплатно. Перевозочные документы не оформляются. Собака-проводник должна иметь ошейник и намордник и находиться у ног пассажира, которого она сопровождает.

Зарубежные перевозчики

Многие поезда, которые идут из России в другие страны, принадлежат не отечественным, а зарубежным перевозчикам. Например, за состав Москва — Баку отвечает ЗАО «Азербайджанские железные дороги». При покупке билета на странице «Выбор мест» эта компания обозначена как «АЗ».

В целях повышения транспортной мобильности социально-незащищенных лиц, популяризации внутреннего туризма и отдыха детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно:

2. Применять понижающий коэффициент 0,5 к тарифам на проезд в двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе, курсирующих в пассажирских и скорых поездах (включая фирменные), на уровне тарифов на перевозку взрослого пассажира в плацкартных вагонах пассажирских и скорых поездов, установленных в соответствии с приложениями 5, 7 (соответственно) к Тарифному руководству, утвержденному приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1.

3. Применять тарифы, установленные пунктом 1 и пунктом 2 настоящего распоряжения, при оформлении проездных документов на проезд детей и организованных групп детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно.

4. Производить оформление проездных документов на поезда дальнего следования на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира.

5. Осуществлять посадку в поезд только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (в отношении детей в возрасте до 14 лет допускается предъявление нотариально заверенной копии свидетельства о рождении).

6. Генеральному директору АО "ВНИИЖТ" Виноградову С.А. (по согласованию) произвести настройку программного обеспечения АСУ "Экспресс" для организации продажи проездных документов в соответствии с пунктами 1 - 2 настоящего распоряжения.

7. Начальнику Департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД" Луневу М.М. организовать информирование населения в средствах массовой информации об изменении стоимости проезда, предусмотренном настоящим распоряжением.

8. Не применять тарифы, установленные пунктом 1 и пунктом 2 настоящего распоряжения, при оформлении проездных документов по специальным талонам Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Управлений социальной защиты населения, а также по воинским и железнодорожным транспортным требованиям.

Прямых поездов из Ростова-на-Дону в Балаково, что в Саратовской области, нет. Пришлось брать билеты с пересадкой. На входе в здание вокзала Ростов-главный у всех измеряют температуру - секундное дело. Но если она повышенная - дальше не пройдешь.

В кассах пусто. Большинство пассажиров предпочитают дистанционную форму оплаты. Все приезжают к поезду, чтобы не задерживаться в зале ожидания. На входе санитайзер для обработки рук. Повсюду напоминания о соблюдении социальной дистанции в полтора метра. Сотрудники вокзала, полицейские и пассажиры - в масках. Многочисленные магазинчики закрыты, не работают кафе.

И вот, пройдя все кордоны, я оказалась на перроне. Кстати, еще в мае в РЖД действовали ограничения на продажу билетов - поезда должны были заполнять максимум наполовину, не больше двух в купе и по три на отсек в плацкарте. Сегодня таких ограничений уже нет.

Но мне повезло. Все-таки в купе я оказалась одна. Так что смело сняла маску по пути до Тамбовской области, где у меня была пересадка с трехчасовым ожиданием.

Мичуринск меня встретил отличной погодой. В полной экипировке - в маске и перчатках - я вышла из поезда. И на мое удивление будто бы попала в докарантинное время.

- Пирожочки горячие! - тут же донеслось из открытой палатки, у которой выстроилась небольшая очередь.

- Мороженое! Покупайте мороженое! - кричали рядом.

- Яблочки сладкие мичуринские! Грушки медовые!

При этом на продавцах не было масок, не говоря уже о перчатках.

На входе в здание вокзала Мичуринск-Уральский сотрудники полиции также без масок. Пассажиров вышло немного. Для кого-то, как и для меня, это был транзитный вокзал. Кто-то прямиком направился на выход в город.

Я ожидала, что по прибытии нас будут встречать медики. Ну или, по крайней мере, какой-то контроль за приезжими будет осуществляться. Однако я ошиблась. Беспрепятственно выйти в город оказалось проще простого любому пассажиру.

- Девушка, вам куда? - ко мне подскочил молодой таксист. А узнав, что мне просто надо переждать пару часов, предложил кофе, указав на небольшой павильон.

- Там дешевле, чем из автомата.

Мичуринск официально признан наукоградом и носит имя знаменитого селекционера.

- Раньше это был город Козлов, а потом его переименовали, - сообщил мой случайный знакомый. - Как с коронавирусом у нас? Да никак! Я его не боюсь. Вот только пассажиров маловато.

Тут объявили мой поезд. На этот раз у меня были билеты в плацкарт. Вагон заполнен больше, чем наполовину. Кто-то в масках, кто-то - без. Рядом со мной ехали два вахтовика-железнодорожника. На боковушке - молодой человек, который всю дорогу читал книгу.

Фото: iStock

Вахтовики были настроены на беседу. Но я, поправив маску, сказала, что боюсь коронавируса и буду спать.

Несмотря на довольно большое количество людей, в вагоне было тихо. Люди стараются меньше общаться друг с другом. Чай и кофе просят принести все реже: пользуются собственными чашками.

И вот вторые 12 часов пути позади. Утром по вагону прошла начальник поезда, чтобы измерить у пассажиров температуру. Если кто-то спал, температуру измеряли приборчиком, похожим на пистолет.

- Если у кого-то она повышена, мы сообщаем медикам. По правилам, установленным Роспотребнадзором, к таким пассажирам на следующей станции прибудет "скорая" и они будут сняты с поезда.

- И часто такое бывает? - поинтересовалась я.

- Не часто, но бывало… Так как человек не по своей воле не доехал до места назначения, он потом по выздоровлении сможет продолжить путь бесплатно по тому же билету.

В нашем вагоне температура у всех оказалась в норме.

И вот Балаково - город атомной энергетики. На строительство балаковской АЭС в свое время и отправились мои родственники с Дона, да там и остались.

Городок в Саратовской области небольшой - около сотни тысяч жителей. Но встречают там прибывающих так, будто в каждом видят потенциального больного.

- Пройдите в коронавирусную палатку. Соблюдайте очередь! - направил меня сотрудник вокзала к огромному шатру МЧС. Рядом - большой трейлер. Там - эпидемиологи, похожие на космонавтов, облаченные в противоковидные костюмы.

В палатке у каждого прибывшего измеряют температуру. Записывают паспортные данные, номер телефона, адрес. И строго напоминают о самоизоляции на 14 дней по прибытии. Что касается населения в Балаково, угрозу коронавируса там воспринимают реально. Но маски на улицах носят не все.

А мне уже на следующий день предстояло возвращение домой. Как оказалось, на балаковском вокзале жесткие меры установлены лишь для прибывающих. Температуру отбывающим никто не мерил. В поезде мы ехали втроем в одном купе. Очень порадовал на столике свежий номер "Российской газеты".

- Это чтобы пассажиры в дороге не скучали и были в курсе всех новостей, - сообщил проводник.

В Ростове потоки прибывающих и уезжающих пассажиров разделили. И если раньше вход и выход в вокзал были через само здание, то теперь, сойдя на перрон, выходить в город нужно через ворота у первой платформы. Там сотрудники транспортной полиции записывают паспортные данные и номер поезда. Если вдруг среди пассажиров выявят больного COVID-19, всех контактных разыщут.

У меня все хорошо. Но температуру измеряю ежедневно. Все-таки любая поездка сегодня риск. Так что лучше соблюдать меры самоизоляции, чтобы обезопасить себя и своих близких. И по возможности, все-таки оставаться дома.

Подробнее читайте в ближайшем номере "Российской газеты".

Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.

Читайте также: