Порода лошадей тяжеловозов, как правильно разводить и ухаживать за ними

Обновлено: 18.09.2024

Лошадь тяжеловоз - это коренастое, крупное животное с толстой шеей. И пусть они не так грациозны, как спортивные скакуны, пользы от них в хозяйстве куда больше. Настоящий тяжеловоз готов оказать фермеру помощь в перевозке грузов, пахотных работах, поездках на охоту и не только. Старательные селекционеры со всего мира многие годы выводили идеального помощника для фермера. Это привело к тому, что из 250 видов лошадей 40 считается тяговыми.

Лошадь тяжеловоз

Описание вида

Вы наверняка видели эту породу лошадей или её близких родственников в кино. Тяжеловозов относят к холоднокровным породам. Селекционеры специально выводили этих животных устойчивыми к суровым погодным условиям, чтобы они могли работать и сражаться в любой ситуации. Эти лошади не особенно резвы, не слишком энергичны, они не могут развить высокую скорость, но они отличаются необыкновенной силой и способны тащить на себе огромные грузы.

Бруклин из брабансонов. Достигал в росте почти 2-х метров, а весил 1,5 тонны

Внешне они не столь эстетически привлекательны, как, например, породистые выставочные жеребцы- скакуны, но своя прелесть в их внешности определённо есть. Эти лошади высоки ростом, массивны, мускулисты, коренасты. Иногда их даже можно назвать неловкими или неуклюжими из-за слишком крупного и неповоротливого торса.

Современные же представители породы тяжеловозов довольно далеки от рекордсмена. Они весят около тонны каждый, в росте способны доходить до отметки в 2 метра. Конечно, встречаются особенные великаны, которые могли бы побить установленный рекорд, но они всё равно не дотягивают до самого крупного коня за всю историю существования породы.

Аллюр у этих коней мягкий. Они способны бежать шагом, галопом или рысью, причём делают они это достаточно плавно и переходят с одного аллюра на другой без излишней резкости. Наездники утверждают, что практически не чувствуют особенной тряски в седле, поскольку тяжеловозы не способны высоко поднимать ноги над землёй. Поэтому эту породу рекомендуют начинающим наездникам и любителям неспешной конной прогулки.

Тяжеловоз под седлом

Тяжеловоз под седлом

По характеру лошади тяжеловозы спокойные, покорные, уравновешенные. Трудно поверить, конечно, глядя на такое огромное животное, что оно крайне уступчиво и послушно, никогда не проявит агрессии. Они как большие плюшевые мишки в теле лошади. Но, к сожалению, большинство предпочитает сейчас породистых скаковых жеребцов, а потому некоторые породы тяжеловозов практически исчезли с лица Земли.

Выносливость и силу тяжеловесов используют прежде всего в сельском хозяйстве

Последующее развитие породы

Помимо активного участия в рыцарских сражениях и походах, тяжеловесы использовались и в других сферах жизни:

  1. Фермерство и сельскохозяйственные работы. Те породы лошадей, что использовались до появления тяжеловозов (верховые породы, а также породистые скакуны), не подходили для изнуряющей и тяжёлой работы в полях. Они просто издыхали при первой же перевозке груза. После появления такой крупной лошадиной породы, как тяжеловоз, место не выносливых верховых лошадей заняли их мускулистые собратья;
  2. Промышленное дело. Когда общество перешагнуло отметку индустриального, тяжеловозы никуда не делись. Теперь эти мощные животные использовались для перевозки массивных грузов (особенно по труднопроходимым дорогам). Например, лошади везли строительные материалы, дорогие товары, пищу и т. п.

Таблица 1. Самые известные европейские породы тяжеловозов.





Першероны

Эти французские гиганты по праву называются одними из самых крупных тяжеловозов в мире. Их предками были булонские и бретонские жеребцы, а также породистые арабские скакуны. Эти лошадки имеют гармоничные пропорции, их даже можно назвать слегка суховатыми на фоне их родичей, но менее выносливыми они от этого не становятся. Увидев однажды такого великана, вы будете считать других лошадей просто пони.

Чаще всего именно среди першеронов регистрируют жеребцов-рекордсменов

Подробнее об этой породе лошадей вы можете узнать, прочитав специализированную статью на нашем сайте.

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы - высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес - 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника - ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное - стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Бельгийская порода

Брабансоны

Считается, что прародителями этой бельгийской породы были фламандские и арденские жеребцы. Эти животные являются настоящей гордостью своей страны, поскольку это единственная лошадиная порода, выведенная в Бельгии.

Эти лошади наделены крупным корпусом, мускулистым туловищем с широкой и массивной шеей. При этом нижние конечности довольно тонкие для тяжеловоза. Первые представители породы имели провисающую поясницу, но в процессе селекции этот недочёт был исправлен.

Брабансоны не самые выдающиеся и сильные представители породы, но незаменимые для бельгийских фермеров и крестьян. Их использовали как тягловую мощь для переправки грузов, а также в сельском хозяйстве. Эти лошадки не слишком прихотливы в уходе, выносливы, привычны к большим грузам.

Брабансоны являются единственными выведенными на территории Бельгии лошадьми

Содержание

Порода лошади Шайр

Шайрская порода лошадей, несмотря на свой племенной статус, вполне адаптирована к разным условиям содержания. Они не слишком прихотливы в еде, но в связи с крупными размерами нуждаются в просторе и комфортабельных условиях содержания.

Даже жеребенку требуется просторное стойло, защищенное от сквозняков и сырости. Взрослый конь или лошадь нуждается в свободном пространстве для маневрирования.

При подготовке конюшни необходимо позаботиться о поддержании довольно высокой температуры в холодное время года внутри помещения.

Требования к покрытию пола также определены довольно строго. Материалы должны быть довольно крепкими, с учетом массы животного, и не скользкими, даже при контакте с водой или другими жидкостями.

Чаще всего заводчики выбирают керамзит - довольно крепкий, устойчивый ко влиянию биологических факторов (плесени, грибка).

Поверх пола выкладывается подстилка, изготовленная из соломы или опилок, слой должен быть довольно толстым.

Каждое стойло оборудуется поилками и кормушками, созданными из материалов, не обладающих высокой токсичностью. Высота их крепления должна учитывать рост лошади - шайры довольно сильно отличаются от других коней.

При обустройстве конюшни необходимо создать систему освещения, способную создавать поток в 200 люксов и более. Доказано, что при 16 часовом световом дне шайры демонстрируют максимальную работоспособность и даже зимой сохраняют хорошее самочувствие.

Регулярные прогулки - необходимая составляющая в содержании шайров. При верховой езде очень важен правильный выбор скорости - оптимален медленный или обычный аллюр.

Русский тяжеловоз

К их основным характеристикам относятся:

  • вес - до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке - до 1,5 м;
  • масти - рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

Русский тяжеловоз

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Выращивание лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность в процессе разведения таких лошадей заключается в том, что они круглогодично принимают участие в сельскохозяйственных работах. Взрослые кобылы работают 6 - 8 часов в сутки. За это время животное прерывается один раз на обед. От физического труда освобождаются только жеребые кобылы и самки в первый месяц выжеребки. Примерный распорядок дня трудоспособной кобылы выглядит так:

ВремяДействия
7:00Подъем и уборка лошадей
8:00Выход с ездовыми на работу
12:00 - 13:00Перерыв с водопоем и выпасом
13:00 - 17:00Продолжение рабочего дня
17:00Выпас кобыл после завершения рабочего дня
20:00Загон в стойло

Примечательным является тот факт, что в конце трудового дня на выпас отправляют только взрослых коней и кобыл. Жеребцам дают свежую скошенную траву в денниках. До четырехмесячного возраста жеребята сопровождают мать в поле и подсасывают ее по мере необходимости. Особей в возрасте полугода начинают более активно подкармливать «взрослой» пищей в виде овса, сена и специализированных кормов.

Кобыла на выпасе с жеребенком

Кобыла на выпасе с жеребенком

Молодняк на фермах чаще всего выращивают группами. Это в 1,5 раза уменьшает затраты коневодов на:

  • уборку;
  • раздачу кормов;
  • чистку молодняка.

Содержат жеребят свободными в помещении с открытым доступом к улице. Привязывают их лишь на период кормления специализированными кормами.

После того, как молодняк привык к соседству с другими жеребятами, начинают проводить первые тренировки. Сначала их учат передвигаться переменным аллюром. Чередуя простой шаг и рысь, животные проходят до 4 км. Далее дистанция постепенно увеличивается до 8 км за тренировку. При этом нужно помнить, что возвращение в стойло должно происходить обычным шагом. Некоторые коневоды добавляют к занятиям и шаг галопом. Такие тренировки не должны длиться более трех минут.

Лошадь породы Шайр на тренировке

Лошадь породы Шайр на тренировке

Тренируют молодых тяжеловесов шесть дней в неделю, оставляя один день на выходной. Исключением являются метели и гололедица. Такие погодные условия позволяют отменять занятия.

Испытания тяжеловозов

Чем кормить тяжеловозов

История

Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах. Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей. Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.

Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800-1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры. Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».





Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них - бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании. Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.

В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов. Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером. Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы - она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Австралийский тяжеловоз

Стоимость

Английского тяжеловоза шайра можно купить, но нужно быть готовыми к тому, что цена на взрослую лошадь довольно велика, и доходит до 1,5 миллиона рублей. Купить жеребенка можно по цене от 300 тысяч.

Но окончательная стоимость будет зависеть от многих факторов. В первую очередь на цену влияет возраст и пол.

Естественно, дороже ценятся здоровые лошади, имеющие соответствующие сертификаты о своей родословной и подтверждение от ветеринара, что животное здорово, ему вовремя ставились прививки и прочее.

Немалое значение имеют так же и награды, достижения животного на различных выставках, соревнованиях. Придают значение так же экстерьеру. Обращают внимание на то, кто продавец, какова его репутация. Ну и, естественно, если животное находится далеко, то за его перевозку тоже платит будущий хозяин.

Першерон

Першерон - рекордсмен среди тяжелоупряжных пород. Рост некоторых особей превышает два метра, а вес достигает 1000 кг. Предки породы до сих пор остаются неизвестны. Но многие иппологи склонны полагать, что Першерон появился в результате скрещивания арабских скакунов, бретонских особей и булонской породы. Богатая наследственность наделила новый вид сухостью конституции, ловкостью, мягким ходом и поразительной выносливостью. Современная селекция этих лошадей не предполагает длинного волосяного покрова на конечностях. Это значительно упрощает процесс ухода за животными. Сочетание массивности и грациозности позволяет коням породы Першерон не только работать на фермах, но и выступать на цирковой арене.

Порода Першерон

Шайр - наиболее известная порода тяжелоупряжных лошадей в мире родом из Англии. Разведение таких коней считается элитным и престижным занятием, которое по карману далеко не многим. Стоимость молодой особи в возрасте до двух лет стартует от 8000 евро. Лошади имеют норовистый характер. Запрячь их - задача непростая, ведь Шайры не приемлют применение к себе силы. Их рост в холке достигает 180 см. Такие великаны отличаются спокойным нравом и покладистостью. Благодаря этим качествам Шайров часто используют для селекции новых пород, чтобы получить спокойных жеребят.

Конь породы Шайр

Конь породы Шайр

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий - известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост - 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Ирландский коб

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Шайр (Английский тяжеловоз) — британская порода лошадей-тяжеловозов. Лошади этой породы отличаются высоким ростом (165—185 см в холке, иногда до 219).

Шайры в разное время ставили мировые рекорды как самые большие лошади, и как самые высокие лошади. Название происходит от английского «шир» — графство.

Большой известностью и распространением пользуется порода шайр-горс или кэрт-горс, происшедшая от местных кобыл и голландских жеребцов.

Брабансон

Брабансон - классическая порода тяжеловесов, которую используют как основу для введения новых видов. Благодаря своим высоким показателям выносливости, селекционеры часто используют их для скрещивания с менее продуктивными видами. Рост особей не превышает 160 см, а длина тела доходит до 180 см. Уже через два года после рождения таких лошадей можно использовать для сельскохозяйственных работ. Срок эксплуатации такого коня достигает 20 лет.

Кони породы Брабансон

История появления тяжеловозов

Человек уже очень давно понял, что лошадь - это не только вкусное мясо, но и незаменимый помощник в быту. Издавна скакуны помогали преодолевать большие расстояния за короткий срок, они участвовали в битвах и парадах, принося своим владельцам деньги и славу. Но были и лошади, которые не имели наград. Работа тяжеловозов не премировалась, но очень ценилась.

Пара тяжеловозов тянет 42,3 тонны бревен. США, 1893 г.

Пара тяжеловозов тянет 42,3 тонны бревен. США, 1893 г.

Первое упоминание о таких лошадях было задокументировано еще в Средние Века. Массивные кони изначально выполняли роль транспорта в долгих рыцарских походах. Им приходилось носить на себе рыцаря в тяжелых латах и с оружием. С такой задачей простые скакуны не справлялись и могли погибнуть уже на второй день похода. Связано это с тем, что амуниция рыцаря могла весить до 50 кг. Некоторые наездники наряжали в доспехи и лошадь, чтобы она была защищена во время сражения.

Ходят легенды, что первые тяжелоупряжные кони достигали высоты в два метра и весили более тонны

Ходят легенды, что первые тяжелоупряжные кони достигали высоты в два метра и весили более тонны

О том, какие породы стали основоположниками вида, информация в летописях не сохранилась. Общепринятым считается мнение, что французские першероны, английские шайры и брабансоны из Бельгии стали наследниками боевых лошадей рыцарской эпохи.

Цены на фелуцен минеральный лизунец с магнием и железом для лошадей

Фелуцен минеральный лизунец с магнием и железом для лошадей

Рацион тяжелоупряжных лошадей отличается повышенным процентом содержания грубых и сочных кормов. Рацион взрослой особи должен в себя включать:

СоставПроцентное содержание
Концентрированный корм (овес и прочие зерновые культуры)25%
Грубые корма (солома)40%
Сочные корма (силос, свекла, картофель)35%

Беременным кобылам меняют рацион, доводят до 40% соотношение сочных продуктов и снижают процент грубой пищи до 35%.

Примерный рацион лошади

Предназначение Вид работыСено ОвесРжаная соломенная резкаДробленое льняное семя
Верховая лошадьУмеренная / усиленная работа3 кг4,5 / 6 кг0,5 кгДо 1 кг
Рабочая сельская лошадьУмеренная / усиленная работа6 кг6 / 8 кг0,7 кгДо 1 кг
Возовая лошадьУмеренная / усиленная работа6 кг9 кг0,7 кгДо 1 кг

Если лошади содержатся на выпасе, а их основным продуктом питания является трава, животных необходимо докармливать концентрированными кормами. Чтобы они получали необходимые вещества для развития мышечной массы. Если пастбище не богато травой, лошадей рекомендуется дополнительно подкармливать скошенной травой даже в летний период.

Тяжеловозы за работой

Тяжеловозы за работой

За несколько веков разведения человеком лошадей история увидела несколько сотен пород. Наиболее полезными из них в хозяйстве оказались тяжеловесы. Сначала они помогали вспахивать поля, затем принимали участие в битвах и крестовых походах, а после и вовсе стали участниками мировых воин. Знатные лорды использовали тяжеловесов для охоты, рыцари седлали их в мощной и тяжелой броне. Более современные заводчики тяжеловозных лошадей приспособили вид для участия в соревнованиях и выступления в цирках. Всего этого помогли достичь селекционеры, которые уже сотни лет трудятся над универсальной породой, способной одновременно работать на ферме, показывать свою красоту на конкурсах и служить транспортом.

Лошадь - тяжеловес - чудо природы

Иначе этих лошадок называют ещё тяжеловозами. Из названия ясно, что этот крупный и физически развитый зверь способен перевозить груз практически любой тяжести, вспахивать большие полевые площади и даже вставать в ряды бойцов на поле битвы. Выведена была эта порода ещё в Средневековье, но повсеместную распространённость получила только ХVIII-XIX веках. Современные же фермы уже не так зависимы от тягловой силы животных, ведь машины заменили их, так что порода стоит на грани исчезновения. Некоторые особенно выдающиеся представители тяжеловозов сейчас имеются у заводчиков, коневодов, селекционеров.

Тяжеловозы наделены мощным и мускулистым телом

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Шайры

Изначально эти англичане выводились для военных походов. Уже позже шайров стали использовать в упряжи при работе на фермах. Породу эту трудно назвать однородной, поскольку их используют практически во всех возможных сферах коневодства (спорт, грузоперевозки, верховая езда). Жеребцы отлично сложены, слегка приземисты в корпусе, но при этом сильны и выносливы. Масти у этой породы встречаются самые разные, так что выделить наиболее распространённые не представляется возможным.

Селекционеры постоянно совершенствуют шайров. Они пытаются вывести оставшиеся недостатки и недочёты в породе, чтобы сделать её более однородной. По темпераменту английские лошадки спокойные, послушные, ими легко управлять, так что их часто рекомендуют начинающим наездникам.

Шайры отличаются особой грациозностью и привлекательностью по сравнению с другими тяжеловесными породами

История происхождения

Фото:

Шайр

Порода Шайр была основана в середине XVIII века, хотя ее происхождение намного старше. Общество породы было сформировано в 1876 году, а в 1878 году была выпущена первая племенная книга.

В конце XIX и начале XX веков было большое количество шайров, и многие другие породы были экспортированы в Соединенные Штаты. С прогрессирующей механизацией сельского хозяйства и транспорта потребность в тяжеловозах быстро уменьшилась, и к 1960-м годам их число сократилось с миллиона или более до нескольких тысяч.

Численность снова начала расти с 1970-х годов, но Фондом выживания редких пород по-прежнему считается, что эта порода находится в опасности.

Эту лошадь обычно называют фундаментальным жеребцом породы Шайр, и он стоял на конюшне с 1755 по 1770 год. В течение XIX века, Шайры широко использовались в качестве упряжной для перевозки товаров из доков через города и деревни. Неровные дороги создали потребность в больших лошадях с обширной мускулатурой.

Лошадь Шайр

В 1878 году было сформировано Английское общество упряжных лошадей, а в 1884 году оно изменило название на Общество лошадей Шайр.

Общество опубликовало племенную книгу, первое издание которой в 1878 году содержало 2 381 жеребца и записи, относящиеся к 1770 году. В период с 1901 по 1914 год в обществе ежегодно регистрировалось 5000 Шайров.

Первые Шайры были импортированы в Соединенные Штаты в 1853 году, а позже, в 1880-х было импортировано большее количество лошадей. Американская Ассоциация Лошади Шайр была основана в 1885 году для регистрации и продвижения породы.

Во время Второй мировой войны усиление механизации и строгие правила закупки корма для скота сократили потребность и способность содержать тягловых лошадей.

Тысячи Шайров были убиты, а несколько крупных племенных заводов закрыты. Численность породы упала до самой низкой точки в 1950-х и 1960-х годах, и в 1955 году на ежегодной Британской весенней выставке было показано менее 100 лошадей.

В 1970-х порода начала возрождаться за счет повышенного общественного интереса. Породные общества были созданы в Соединенных Штатах, Канаде, Нидерландах, Франции и Германии, а в 1996 году в Питерборо состоялся первый Всемирный конгресс лошади Шайр. Первое искусственное оплодотворение в породе замороженной спермой было у нескольких австралийских кобыл в 1997 году.

Между 1920-ми и 1930-ми годами и сегодня Шайр изменился по своей форме. Клейдесдаль использовался для скрещивания в 1950-х и 1960-х годах, что изменило сложение Шайра и наиболее заметно изменило опушение на голени от грубых волос к более шелковистым.

Порода лошади Шайр

На пике своего населения Шайры насчитывали более миллиона особей. В 1950-х и 1960-х годах это число сократилось до нескольких тысяч.

Национальное Весеннее Шоу Шайров по-прежнему проводится ежегодно и является крупнейшим Шоу породы Шайр в Великобритании.

В настоящее время Американская служба охраны поголовья скота считает, что популяция Шайра находится на «критическом» уровне, что означает, что оценочная глобальная популяция породы составляет менее 2000 голов, и в США ежегодно производится менее 200 регистраций.

Британский фонд по выживанию редких пород считает, что порода находится «в опасности», что означает, что численность популяции, по их оценкам, составляет менее 1500. Equus Survival Trust считает, что порода является «уязвимой», что означает, что на сегодняшний день существует от 500 до 1500 активных взрослых племенных кобыл.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес - до 1 т;
  • высота в холке - до 1,7 м;
  • основные масти - рыжая и гнедая.

Советская лошадь

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Уход в конюшне

Конюшня

Уборка в деннике, где содержатся шайры, должна проходить ежедневно. Объемы навоза и других нечистот, что эта порода производит, довольно высоки. Скапливающиеся загрязнения могут негативно повлиять на состояние здоровья лошади.

В процессе уборки удаляется и заменяется часть подстилки, стены регулярно чистятся, поилки и кормушки освобождаются от осадка и налета.

Чтобы поддерживать привлекательный внешний облик лошади шайрской породы, достаточно просто регулярно производить очистку их шерсти специальным шампунем, нанесенным на влажную губку.

Пышные хвост и гриву моют особенно тщательно. Запачкавшиеся фризы на ногах очищают регулярно, как только выявляются следы загрязнений.

Летом частота купаний должна составлять не менее трех раз в неделю с моющими средствами, дополнительно рекомендованы ежедневные обливания водой из шланга.

Влажную шерсть промокают тканью с высоким уровнем впитываемости влаги либо позволяют ей высохнуть на солнце естественным образом.

Чтобы предотвратить развитие мокрицы, рекомендуется часто проверять состояние копыт, очищать их от загрязнений, покрывать опилками в качестве абсорбента. Уход за жеребенком должен быть таким же тщательным, как и в случае со взрослыми животными.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Перспективы разведения

Шайр

Разведение коней — очень затратное дело. Стоимость одной породистой лошади в России — больше 1 миллиона рублей. Цена почти сравнивается со стоимостью элитного скакуна.

В конный бизнес нужно вложить много денег (сюда относят покупку земельного участка, строительство и обустройство конюшни, корм, собственно уход за лошадями).

Но если вы детально продумаете свой бизнес, затраты оправдают себя уже примерно через 5 лет, а то и раньше. Шайрская порода очень ценится на рынке, поэтому продавать таких животных очень выгодно.

Шайрские кони быстро поддаются обучению. Если тщательно провести подготовительные работы, можно открыть, к примеру, школу верховой езды или использовать лошадей для иппотерапии.

Ваши питомцы могут участвовать в разных соревнованиях (они очень крепкие), в съёмках реклам, что популярно сейчас. Могут попробовать себя в конных выставках, их чудесная внешность только на пользу им.

Так что разводить лошадей породы Шайр выгодно. Главное в этом бизнесе — большая любовь к своим питомцам и желание за ними ухаживать. Кони породы Шайр — это грациозность, грозность, сила и красота. Особенности их породы обобщены в таблице ниже.

Если кони — ваша страсть, разводите «шайров». Они станут вам не только украшением хозяйства, но и хорошим другом благодаря спокойному характеру и верности.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Порода Битюг

Кормление

Кормление лошади

Каждый хозяин выбирает сам, чем кормить своих питомцев. Все лошади могут содержаться на концентрированных кормах, но наличие сена и травы обязательно.

Шайры ввиду своих больших размеров едят намного больше.

За сутки тяжеловозы съедают 12-15 килограммов сена или травы. А вот концентратов им не требуется, давать их стоит совсем не много. Подкормок для роста вовсе не нужно.

Лучше всего в качестве питательных добавок включать в рацион травяную муку, жмых. Летом такого корма можно давать от 5 до 7 килограммов. Так же ваш питомец будет рад овощам и фруктам - свекле и моркови, яблокам. Чистое питье у животного должно быть всегда.

Виды тяжелоупряжных лошадей и их описание

Многие породы тяжелоупряжных коней оказались на грани исчезновения. Это связано с тем, что в процессе селекции новых видов не все они оказались востребованы среди коневодов. При этом есть породы, которые и по сей день пользуются популярностью среди фермеров.

Характер

Лошадь породы Шайр

Шайр - спокойный, легко обучаемый конь, способный быстро находить контакт со своим хозяином. Порода отличается уравновешенной психикой, трехлетние молодые жеребцы и кобылы легко ставятся в упряжку и за несколько недель полностью осваивают все необходимые навыки.

За счет покладистого нрава их нередко применяют при обучении детей и взрослых верховой езде, поскольку такая лошадь не понесет и будет достаточно безопасной для самого неуверенного всадника.

Великолепные шайры с их богатырским телосложением - настоящая опора современного селекционного разведения.

Именно их используют в качестве племенного материала для улучшения характера, повышения силы и выносливости. Шайры привязываются к хозяину, довольно ласковы, требуют к себе внимания.

Советский тяжеловозный конь

Советский тяжеловозный конь был получен путем скрещивания местных беспородных особей с представителями бельгийских брабансонов. Их рост превышает полтора метра, а длина туловища достигает 170 см. Получившийся вид отличается своей активностью, доброжелательностью, выносливостью и быстрым взрослением. Эти качества сделали «Советов» незаменимым помощником колхозов во время проблем с процессом механизации сельского хозяйства. Кроме того, кобылы этой породы способны давать много молока.

Советская тяжеловозная порода

Советская тяжеловозная порода

Описание породы

Шайр

Порода шайр относится к тяжеловозам. Свою родословную она ведет из средневековой Англии, где таких лошадей использовали не только для перевозки тяжестей, но и в военных целях, ведь рыцари в доспехах весили немало, и не каждое животное могло долгое время выдерживать такой груз.

Для выведения новой породы скрещивались фландрские и фризские лошади с местными. Несколько сотен лет селекционеры добивались поставленных целей, и результат превзошел все ожидания.

На данный момент стандарт подразумевает три различных масти: гнедые, вороные и серые. Допустимы небольшие белые пятна, белые чулки на ногах.

Главное отличие лошадей шайр в их размере - рост жеребца от 173 см., вес от 900 кг., грудь от 215 см. в диаметре, пясть от 25 см. в диаметре.

Особенно ощутимо можно увидеть разницу с обычными лошадьми, когда рядом стоит человек. Можно увидеть на фото шайра, что эти лошади намного крупнее привычных для нас животных.

Часть ноги, называемая пястью, имеет определенное значение и указывает на структуру сухожилий и связок. У различных пород эта часть ноги разная, у тяжеловозов пясть округлой формы. Фризы (волосы на нижней части ног) у этой породы густые и длинные.

Голова крупная, с широким лбом, уши небольшие, короткая шея. На носу имеется горбинка. Тело мускулистое, ноги сильные, мощные, копыта большие. Хвост высоко посажен.

Грива пушистая, длинная. Ее природную красоту украшают сами хозяева посредством плетения различных кос, а так же вплетения в гриву ярких лент.

Внутри породы так же имеются небольшие отличия лошадей по внешнему виду, в зависимости от того, откуда они родом. Так лошади их Йоркшира более сухопарые и выносливые. Кембриджские более костисты и фризы на их ногах длиннее.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся - некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся - во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Першерон

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне - для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес - превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Порода лошади Шайр

Австралийская тяжеловозная

Австралийская тяжеловозная лошадь была получена в результате селекции четырех пород. У себя на Родине она используется не только для выполнения физических работ. Высокие показатели экстерьера позволяют австралийским тяжелоупряжным коням принимать участие на выставках, а добрый нрав животных привел к тому, что в Австралии их используют для верховой езды. Недостатком для российских коневодов является непереносимость видом низких температур.

Австралийская тяжеловозная порода

Австралийская тяжеловозная порода

Интересным является факт неизвестности пород, взятых для получения австралийских лошадей. Это привело к тому, что каждый заводчик имеет свой собственный вид животных. Они не подвержены стандартизации, поэтому указать их приблизительные рост и длину тела невозможно.

Отзывы

Морда лошади Шайр

По отзывам коневодов, к преимуществам шайрской породы лошадей относятся такие качества:

  • спокойный характер, дружелюбность;
  • выносливость, возможность перевозить тяжёлый груз;
  • кони трудолюбивы;
  • они быстро и легко обучаются разным командам;
  • не требовательны в уходе;
  • просты в питании.

Лошади породы Шайр имеют всего один минус — они много едят (за сутки съедают в 1,5-2 раза больше еды, чем кони других пород), хотя некоторые минусом это не называют.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Булонская порода

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Первые породы

Когда человек понял, что лошадь может быть не только источником мяса, но и отличным помощником в хозяйстве, у него зародилась мысль приспособить её к тяжёлой бытовой работе. Это был первый шаг к выведению первых представителей тяжеловозной породы. Их труд не оценивался наградами, но был незаменим в быту. Конечно, точной даты появления первых мускулистых лошадок мы знать не можем, но вот первое упоминание о них имеет вполне определённые сроки.

О первых тяжеловозах стало известно ещё в Средние века. Причём упоминание это зафиксировано документально. Эти гиганты изначально служили транспортным средством для рыцарей, которые отправлялись в долгие и изнуряющие походы. Немудрено, что именно тяжеловозы были выбраны в качестве средства передвижения, ведь несчастному животному приходилось не только преодолевать сотни километров, но и тащить на себе не худенького рыцаря, облачённого в массивные латы и обвешанного всевозможным неподъёмным оружием. По некоторым историческим данным, средний вес рыцарской амуниции достигал 55 кг. Некоторые особенно предусмотрительные воины обряжали в доспехи и своего скакуна, ведь неизвестно, какие опасности поджидали их на пути.

Средневековый рыцарь на коне

Средневековый рыцарь на коне

К сожалению, данных о том, какие лошадиные породы использовались для выведения тяжеловозов, не сохранилось. Считается, что прародителями современных гигантов стали шайры (Англия), першероны (Франция) и брабансоны (Бельгия).

Владимирская тяжеловозная

Владимирский тяжеловоз

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад - их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Шотландская (Клайдсдейл)

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ - они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Появление тяжеловозов в России

Наша отечественная селекция довольно поздно обнаружила преимущества лошадей-тяжеловозов. Лишь ближе к началу ХХ века (примерно в то же время случился бум промышленности) появилась необходимость использования в работе мощных упряжных лошадей. Россия известная тремя породами тяжеловозов:

  • Владимирской;
  • Советской;
  • Русской.

Одной из первых русских тяжеловозных пород считают Владимирскую. Первое упоминание о ней датируется второй половиной XIX века. Местных жеребцов стали целенаправленно скрещивать с более крупными лошадьми (чаще всего завезёнными из-за границы). Официальную регистрацию порода прошла только в 1946 году, но это только документальное признание, на самом деле владимирские кони уже более 20 лет работали на благо человека.

Русские селекционеры скрещивали представителей иностранных тяжеловозных пород с крупными русскими кобылами, чтобы получить приспособленный к суровому климату вид

Русские селекционеры скрещивали представителей иностранных тяжеловозных пород с крупными русскими кобылами, чтобы получить приспособленный к суровому климату вид

Относительно молодой русской породой можно считать Советскую. Эти лошадки превосходят по габаритам сородичей, отличаются высокими показателями молочности. В качестве основы для выведения были взяты всё те же западноевропейские жеребцы. Порода была так же признана в 1952 году.

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Породы лошадей-тяжеловозов

Ирландские тяжеловозы

Ирландские тяжеловозы получили свое распространение только на территориях Англии и Ирландии. Эта порода характеризуется своей универсальностью. Благодаря маленькому весу, но завидной выносливости, животные используются не только для обработки полей. На них продолжают отправляться на охоту, ездить на большие расстояния и участвовать в скачках. Экстерьер «ирландца» отличается ровной осанкой, прямую спину и округлый круп с высоко размещенным хвостом. Рост жеребца в холке достигает 167 см, а кобыл - 160 см.

Грациозный ирландский тяжеловоз

Грациозный ирландский тяжеловоз

Экстерьер современного тяглового коня

Внешний экстерьер лошади характеризует особенности телосложения животного. При этом оцениваются как отдельные части тела(стати), так и их взаимосвязь. Чем более развит и здоров экстерьер, тем качественнее считается особь.

Экстерьер лошади

Голова расскажет о здоровье, темпераменте и нраве. У тяговых пород она массивная, сырая и грубая. При этом темперамент таких лошадей более спокойный, нежели у быстроаллюрных коней.

Уши тяговых коней, по сравнению с лошадьми других пород, более короткие и слабо подвижные.

Затылок тяжеловоза короче, чем у аллюрных пород. У таких лошадей место стыковки головы с шеей тоже имеет меньшие параметры. Этот факт влечет за собой неудобство в работе под седлом, поскольку управлять конем с коротким затылком намного труднее.

Глаза тяжеловозов мелкие и глубоко посажены, в отличие от быстрых скакунов

Глаза тяжеловозов мелкие и глубоко посажены, в отличие от быстрых скакунов

Чаще всего оценивают ключевые характеристики.

Шея у всех лошадей выполняет функцию регулировки центра тяжести. Чем она мускулистее, тем устойчивее лошадь держит равновесие. Идеальная шея находится под углом 45 градусов от тела.

Холка тяжеловозов предпочтительно тяжелая и с низкой посадкой. Она должна быть мускулистой, чтобы без вреда для здоровья выполнять тяговые работы.

Спина лошади обеспечивает распределение силы по организму животного. Короткая и прочная спина чаще сего оказывается малоподвижной. Такие свойства обременяются тряской во время верховой езды. Тем не менее для тяжелоупряжной это не критично, поскольку верхом на них ездят не так часто, а такое строение обеспечивает стойкость к физическим нагрузкам.

Круп - задняя часть тела лошади. Он обеспечивает работу задних конечностей. Для любой породы актуальным считается мощный, широкий и длинный круп. Тяговые лошади имеют округлую форму задней части тела, при этом она более развита в ширину, чем в длину.

Грудная клетка тяжеловоза широкая и имеет короткую кость. Это позволяет обеспечить правильную работу передних конечностей во время передвижения тяжелых грузов.

Промеры тяжеловозов разных пород

Промеры тяжеловозов разных пород

Экстерьер коней тяжелоупряжных пород может отличаться в зависимости от селекции. Каждая порода имеет собственные отличительные черты. Некоторые из них более подвижны, другие имеют крупные габариты, а третьи - хорошие способности к размножению.

Булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы считаются одной из самых старых пород. Еще в Древнем Риме их использовали для обработки полей и перевоза грузов. Официальное признание порода получила лишь поле 1627 года. Во время войны между Англией и Францией такие кони не только занимались работой на домашних хозяйствах, но и участвовали на поле битвы. Связано это с тем, что коневоды вывели два подвида: массивный для работы на крупных полях и менее тяжелый для труда на скромных хозяйствах и защиты поселений. Рост современных Булонских тяжеловозов немного превышает полтора метра, а вес в среднем достигает 750 кг. В Германии, Бельгии и Франции численность породы регулируется на государственном уровне.

Отличительные черты особей такой породы - массивная спина без выраженного изгиба, мускулистая широкая шея и широкие ноги.

Булонский тяговой конь

Булонский тяговой конь

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Суффольская порода тяжеловозных лошадей

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть - гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Владимировский тяжеловоз

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Разведение

Шайр с жеребенком

При разведении породы имеет значение не только внешний вид коня шайр, но и кобыла тоже выбирается по своему стандарту. Она должна быть обязательно пропорциональной, такой же, как самец, только меньше по всем параметрам.

Племенная книга породы закрывалась на какое-то время, но сейчас ее возобновили и построили по другому принципу. К приплоду относятся очень строго, чтобы быть уверенными в именитости того или иного жеребенка, ему делается ДНК тест.

В среднем лошади живут 20-35 лет, но многое зависит от условий содержания и ухода.

Клейдесдали

Эти жеребцы попали в широкую селекцию прямиком из суровой Шотландии. Это типичная порода-рабочий. Жеребцов использовали для работы в сельской местности, обработки полей, перевозки материалов и товаров. Такое мелодичное название жеребцы получили от небольшой реки Клейд, что оканчивает свой путь в Северном море.

Отличной чертой этих лошадей является мощный корпус, особая выносливость, устойчивость к холодному климату и сырости, а также не слишком высокие требования в содержании. Эти скакуны быстро вырастают и входят в зрелость, дают отличное здоровое потомство. Клейдесдалей до сих пор используют в шотландских высокогорных районах, где сельской технике не развернуться. По характеру лошадки покладистые, спокойные, добродушные.

Эти тяжеловозы до сих пор активно используются для работы в отдалённых уголках Шотландии

Интересные факты

Шайр

Шайр обладает большой способностью тянуть вес. Он использовался для сельскохозяйственных работ, для буксировки барж в то время, когда система каналов была основным средством транспортировки товаров, и в качестве телеги для автомобильного транспорта.

Одно из традиционных применений заключалось в том, чтобы тянуть телеги из пивоварни, доставляющие пиво, а некоторые до сих пор используются таким образом; другие используются для лесного хозяйства, для верховой езды и для рекламы.

Лошадь-тяжеловоз - настоящий труженик, способный выдерживать самые интенсивные физические нагрузки. Во всём — от внешнего облика до поведения — она демонстрирует степенность и неспешность. Впрочем, характеристика советской, бельгийской, французской и других пород тяжеловесов всё же не столь однозначна в их определении. Красивые крупные животные легко справляются и с перевозкой грузов, и с пахотными работами на полях, и с преодолением препятствий. Их исполинский рост, выраженная мускулатура, массивное тело выглядят весьма впечатляюще.





Читайте также: