Правила содержания животных

Обновлено: 05.10.2024

Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится: обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974, в который включены 12 пород собак: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбуль-мастиф, северокавказская собака), а также их метисы.

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность.

Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности.

В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по указанному составу предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены территориальные органы Роспоторебнадзора.

Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, вправе и прокурор.

За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 118 Уголовного кодекса РФ вплоть до ареста на срок до шести месяцев.

За жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Указанные деяния влекут применение еще более строгих мер наказания в случае совершения группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»); в отношении нескольких животных (часть 2) – лишение свободы на срок до 5 лет.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частями 1 статьи 118 и частью 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ расследуются дознавателями органов внутренних дел, о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 245 Уголовного кодекса РФ - следователями органов внутренних дел.

Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен его владельцем. Кроме того, с владельца животного в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.

В случае причинения вреда безнадзорными животными, ответственность несут органы муниципальной власти, отвечающие за отлов таких животных.

При наличии сведений о нарушении правил содержания домашних животных необходимо обращаться в органы Роспотребнадзора, полиции или прокуратуры, по отлову безнадзорных животных - в органы местного самоуправления.

Разъяснение подготовлено Орской межрайонной природоохранной прокуратурой

Прямая ссылка на материал
  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

Дата публикации:

10 августа 2020, 10:10

Требования к содержанию домашних животных

Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится: обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974, в который включены 12 пород собак: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбуль-мастиф, северокавказская собака), а также их метисы.

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность.

Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности.

В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по указанному составу предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены территориальные органы Роспоторебнадзора.

Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, вправе и прокурор.

За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 118 Уголовного кодекса РФ вплоть до ареста на срок до шести месяцев.

За жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Указанные деяния влекут применение еще более строгих мер наказания в случае совершения группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»); в отношении нескольких животных (часть 2) – лишение свободы на срок до 5 лет.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частями 1 статьи 118 и частью 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ расследуются дознавателями органов внутренних дел, о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 245 Уголовного кодекса РФ - следователями органов внутренних дел.

Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен его владельцем. Кроме того, с владельца животного в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.

В случае причинения вреда безнадзорными животными, ответственность несут органы муниципальной власти, отвечающие за отлов таких животных.

При наличии сведений о нарушении правил содержания домашних животных необходимо обращаться в органы Роспотребнадзора, полиции или прокуратуры, по отлову безнадзорных животных - в органы местного самоуправления.

Вот такой курятник построил Первый телеканал певице Елене Ваенге. Фото: предоставлено программой "На дачу с Наташей Барбье" / Гафур Реджепов

По правилам любое желание дачника или садовода развести на своем участке кроликов или птицу требует согласия чиновников. Их "добро" не понадобится, если соседи у человека спокойные и их не возмущает крик петуха на рассвете. В противном случае комиссия или того хуже - суд, признает разведение гусей или кур нарушением со всеми вытекающими для собственника последствиями. Сейчас, когда экономическая ситуация для многих людей осложнилась, подсобное хозяйство на своих сотках становится жизненно необходимым.

А вот местные суды, как оказалось, по похожим поводам в разных регионах принимают диаметрально разные решения. Так что решение Конституционного суда касается не только того человека, который со сложившейся практикой не согласился и дошел до Конституционного суда. А там попросил проверить закон, с которым был не согласен. И высшая судебная инстанция страны, и ее судьи, изучив вопрос, сказали, что человек поставил проблему правильно.

За решение КС, которое в среду публикует "Российская газета", граждане должны поблагодарить жительницу Читы Маргариту Анцинову. Это она попросила проверить статью 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Статья 8.8 предусматривает наказание за использование земельного участка не по целевому назначению.

Маргариту Анцинову оштрафовали на 10 тысяч рублей за то, что она развела на своей земле коз, уток и кроликов, хотя ее участок, как и соседние участки, предполагал только жилищное строительство.

Правовые аспекты ведения подсобного хозяйства эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Оспорить наказание Анцинова не смогла: суды сослались на то, что "выбор любого вида разрешенного использования земельного участка должен быть оформлен в установленном законом порядке, а потому фактическое изменение собственником разрешенных видов его использования невозможно без уведомительного отражения в Едином государственном реестре недвижимости".

До решения КС по правилам любое желание дачника развести на своем участке кроликов или птицу требовало разрешения чиновников

В материалах ее судебного дела сказано, что только документальное оформление выбора вспомогательного вида использования земельного участка, при том что указанный вид предусмотрен территориальной зоной "Ж-3", позволяет владелице законно реализовать права, предусмотренные Градостроительным и Земельным кодексами РФ.

Но сама Маргарита Анцинова уверена, что на ее земле "предусмотрена возможность возведения построек для содержания скота и птицы (вспомогательный вид использования). Вследствие чего она вправе самостоятельно выбирать любой, в том числе вспомогательный, вид их разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования".

Фото: Сергей Михеев

Судьи Конституционного суда сказали, что сложившаяся правоприменительная практика в подобных случаях неоднозначна. А это, в свою очередь, влечет неопределенность и в вопросе о возможности привлечения собственника к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению. Интересно, но и полномочные представители органов власти в Конституционном суде тоже разошлись во мнениях по этому вопросу. Так, представители палат Федерального Собрания настаивали на том, что виды разрешенного использования участка должны определяться исходя из положений градостроительных регламентов. А полпред президента РФ, напротив, сказал, что право на выбор не подменяет обязанность собственника вносить в реестр сведения.

КС решил, что дело Анциновой подлежит пересмотру. Федеральному законодателю предписано исключить возможность двоякого толкования норм КоАП РФ. - Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений собственники земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в ЕГРН, - указал КС РФ. - В случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.

Компетентно

Сергей Князев, судья КС РФ:

Этот случай - классический пример правовой неопределенности.

Законодатель мог установить право землепользователя выбрать самостоятельно вспомогательный вид разрешенного использования участка.

И предусмотреть его обязанность внести соответствующие сведения в ЕГРН - или не обязывать его к этому.

Но выбрав один или другой вариант, правила необходимо сформулировать так, чтобы всем было понятно, как нужно поступать.

Если сравнивать не только земельное, но и градостроительное, и регистрационное законодательство, уверенно извлечь оттуда ответ на вопрос, нужно или не нужно вносить сведения в ЕГРН в подобном случае, нельзя.

А закон таким быть не должен - не должен ставить людей в ситуацию неопределенности. Это самое главное.

Я думаю, что это решение Конституционного суда РФ - лишнее напоминание о том, что в законотворчестве нет и не может быть никаких мелочей. Особенно в тех случаях, когда устанавливается юридическая ответственность. И особенно сейчас, когда идет работа над новым КоАП.

1.1. Настоящие правила распространяются на физических и юридических лиц - владельцев собак и кошек (далее – животные) в городе Москве, которым животные принадлежат на праве собственности или ином законном основании.

1.2. Разрешается содержать животных как в отдельных квартирах, так и в комнатах квартир с несколькими собственниками и (или) пользователями при их согласии и отсутствии медицинских противопоказаний.

1.3. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования в квартирах с несколькими собственниками и (или) пользователями, помещениях многоквартирных домов, отнесенных к общему имуществу собственников, а также на придомовых территориях.

1.4. Не допускается организация зоогостиниц в многоквартирных домах и домовладениях граждан.

1.5. Перемещение животных, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности или на выставочные мероприятия, осуществляется в сопровождении ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в соответствии с ветеринарными правилами.

1.6. При транспортировке животных общественным городским транспортом необходимо соблюдение условий, исключающих неудобство пассажиров:

- кошек разрешено провозить в клетках с глухим дном (корзинках, коробках, контейнерах и других средствах для транспортировки животных);

- собак мелких, средних пород разрешено провозить на поводке под наблюдением их владельца, а также в клетках с глухим дном (корзинках, коробках, контейнерах и других средствах для транспортировки животных);

- собак крупных пород необходимо перевозить в наморднике и на коротком поводке.

1.7. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на огороженной территории или на привязи. На территории участка должна быть оборудована будка или другое сооружение, защищающее животное от перегрева, переохлаждения и осадков. О наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.

1.8. По инициативе владельца животного может быть оформлен ветеринарный паспорт на животное, в который вносятся все сведения о проводимых вакцинациях против заразных болезней животных и обработках, а также регистрационный номер животного.

1.9. Содержание и выгул потенциально опасных собак осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.10. Запрещается появление с собакой без поводка и намордника в организациях, на торговых объектах, предприятиях общественного питания, стадионах, рынках, в городском транспорте общего пользования, пляжах, а также купание и мытье животных в местах, в которых разрешено купание людей.

1.11. Запрещается появление с собакой на детских площадках, территориях медицинских и образовательных организаций.

1.12. Запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте детям младше 14 лет без сопровождения взрослых.

1.13. Запрещается разведение животных в целях использования их шкур и мяса, проведение боев животных, натравливание животных на других животных.

1.14. Запрещается торговля животными в неустановленных местах и с нарушением требований реализации животных на рынках, осуществляющих специализированную торговлю.

2. Обязанности владельца животного

2.1. Владельцы животных обязаны содержать их в помещениях по своей площади и оборудованию обеспечивающих благоприятные условия для их здоровья, обеспечивать животных кормами и водой, безопасными для здоровья животных, соответствующими ветеринарным требованиям и нормам.

2.2. Владелец животных обязан своевременно обеспечить животным ветеринарную помощь.

2.3. Владельцы животных обязаны предоставлять их по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными.

2.4. Владельцы животных по достижении животными трехмесячного возраста, независимо от породы животных, обязаны обеспечить их маркирование (идентификацию), учет (регистрацию). Маркирование (идентификация) животных осуществляется путем установки микрочипа, бирки, кольца, нанесения татуировки или тавро, использования ошейника и других средств маркирования, обеспечивающих установление владельца животного.

2.6. О смене владельца, случае смерти животного и иных случаях, связанных с прекращением постоянного содержания животного на территории города Москвы, владелец животного обязан сообщать в течение 1 суток в государственное ветеринарное учреждение города Москвы для снятия животного с учета.

Порядок регистрации животных и снятия их с учета утверждается правовым актом Комитета ветеринарии города Москвы.

2.7. Владельцы животных обязаны обеспечить проведение профилактической вакцинации собак против бешенства и лептоспироза, кошек - против бешенства в соответствии с инструкцией по ветеринарному применению лекарственного препарата.

2.8. Владельцы животных при их выгуле обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение животными подъездов, лестничных клеток, лифтов жилых домов, а также загрязнение детских площадок, дорожек, тротуаров и других мест, и территорий общего пользования. Если животные оставили продукты жизнедеятельности, они должны быть немедленно убраны владельцем.

2.9. Владельцы животных обязаны принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных, сохранность имущества физических и юридических лиц, соблюдение животными тишины в ночное время, а также предотвращать появление у животных нежелательного потомства.

2.10. Выводить собак на прогулку нужно на поводке. Спускать собак с поводка можно только в разрешенных для выгула местах. При этом собакам, в отношении которых имелись факты проявления ими немотивированной агрессии, следует надевать намордник.

2.11. При переходе через улицу и вблизи магистралей владелец животного обязан взять его на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели животного на проезжей части улиц.

2.12. При нанесении животным покусов человеку или животному владельцы животных обязаны в течение 24 часов после покуса сообщать об этом и доставлять покусавших животных в ближайшее государственное ветеринарное учреждение для осмотра и проведения в течение 10 дней карантинирования под наблюдением специалиста.

2.13. При отказе от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания животное должно быть передано владельцем другому владельцу или сдано в приют для животных с обязательным информированием государственного ветеринарного учреждения.

2.14. При гибели животного труп его в срок не более суток сдается владельцем в ветеринарное учреждение. Запрещается выбрасывать трупы животных в бытовые мусорные контейнеры, вывозить их на свалки и полигоны, захоранивать в землю.

3. Права владельца животного

3.1. Любое животное является собственностью владельца и, как всякая собственность, охраняется законодательством Российской Федерации.

3.2. Животное может быть изъято у владельца по решению суда или в ином порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

4. Ответственность владельца животного

за соблюдение настоящих Правил

4.1. За несоблюдение настоящих Правил владельцы животных несут ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

4.2. Вред, причиненный здоровью граждан или ущерб, нанесенный имуществу граждан животными, возмещается владельцем таких животных в установленном законом порядке.

5. Контроль за соблюдением настоящих Правил

5.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Комитет ветеринарии города Москвы.

В сравнении с предыдущими правилами (утверждены в 2016 году), в новых есть как ужесточения, так и послабления. Так, содержание животных в старой редакции было запрещено только на скотомогильниках, в навозохранилищах и на территории бывших животноводческих предприятий. В новых запрет распространяется также на территории бывших и действующих полигонов бытовых отходов, очистных сооружений, предприятий по переработке кожевенного сырья. Также в новых правилах ужесточены требования к проникновению на территорию свинокомплексов посторонних лиц и диких животных. Большое внимание отведено уборке и дезинфекции помещений.

"Старые правила базировались на требованиях, установленных еще в советские годы, то есть совершенно в другой стране с другим экономическим укладом", - говорит заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По его словам, отраслевое сообщество пыталось убедить минсельхоз снять избыточные и порой невыполнимые требования с бизнеса. В рамках регуляторной гильотины удалось ускорить разработку нового документа.

Прямой ущерб от АЧС для российских аграриев за последние 10 лет составил более 1 млрд долларов

Так, в новых правилах сделано исключение для действующих предприятий в требовании размещать здание для карантинирования свиней на расстоянии не менее 200 метров. По словам Синельникова, в 95 проц. случаев в свиноводческих предприятиях России на площадках по выращиванию свиней эти помещения входят в производственную зону, но имеют отдельный вход и выход. То есть с производством они не пересекаются. Для выполнения старого требования пришлось бы перестраивать действующие комплексы, говорит эксперт. Также по старым правилам перед отправкой с предприятия-поставщика каждое животное должно было подвергаться клиническому осмотру, омываться и вытираться насухо, копыта должны были очищаться от навоза и дезинфицироваться. "Но при свободном выгуле для КРС любая дополнительная или длительная операция приводит к стрессу. Животное пытается вырваться и травмирует себя", - утверждает эксперт.

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

ГАРАНТ:

Часть 6 статьи 13 вступает в силу с 1 января 2020 г.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также - владелец) - физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также - дикие животные в неволе), - дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные - животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца - физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным - обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях - использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного - используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки - собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные - животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи - искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) утверждение положения о федеральном государственном (контроле) надзоре в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В Управление Роспотребнадзора по г.Москве неоднократно поступают жалобы на неудовлетворительное жилищные условия, связанные с содержанием в квартирах многоквартирных домов домашних животных (запах, лай и т.п.).

Согласно п. 2.2 Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 08.02.1994 г № 101 (далее - Правила) владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Вред, причиненный здоровью граждан, или ущерб, нанесенный имуществу собаками и кошками, возмещается в установленном законом порядке. Контроль за соблюдением Правил возложен на:

  • жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают поддержание санитарного состояния на территории домовладений, содержание подвалов, чердаков и других подсобных помещений в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда;
  • органы ветеринарного надзора, осуществляющие контроль за выполнением ветеринарных требований владельцами животных и проводят разъяснительную работу среди населения в целях предупреждения заболеваний животных;

Общественная инспекция по защите животных в г. Москве совместно с правоохранительными органами привлекает к ответственности владельцев животных за нарушение "Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве".

За нарушения санитарного состояния мест общего пользования ответственность предусмотрена ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ): нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Согласно ст. 23.55 КоАП РФ: органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (Мосжилинспекция) независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.22 КоАП РФ.

Люди часто не задумываются о том, что, заводя кошечку или собаку, подпадают под действие сразу нескольких федеральных и региональных законов, в которых прописаны правила содержания питомцев и сожительства соседей в многоэтажных домах.

Скажем сразу, что законы весьма неполные и противоречивые, что часто влечет за собой ссоры и судебные тяжбы среди населения. Поэтому при возникновении желания завести кошку или собаку следует сначала ознакомиться с этими законами, чтобы впоследствии руководствоваться ими при содержании животного или при возникновении претензий со стороны соседей.

Законы, регулирующие эксплуатацию жилого фонда при содержании животных: Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»; Федеральный Закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии».

В региональном перечне законов в действующих правилах эксплуатации жилого фонда также могут содержаться уложения о содержании животных.

Законы, действующие в Москве и
Московской области

Наши местные законотворцы чуть подробнее сформулировали правила содержания и выгула домашних животных и поместили их в Главе 5 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области обращения с животными». Ее полезно изучить каждому человеку, проживающему на территории города Москвы и содержащему дома животное.


Как выгуливать собаку

Этот вопрос тревожит очень многих, люди часто агрессивно относятся к владельцам собак, которые выгуливают своих питомцев без намордников или поводков.

Знайте, в Москве выгуливать собак без намордника можно. Требуется только надевать его на животное (даже если это пес небольшого размера) перед входом в публичные зоны: магазин, детскую площадку, рынок, пляж, транспорт. В остальных случаях хозяин может не надевать намордник на животное.

Имеется абсолютный запрет выгула собак на территории учреждений здравоохранения, детсадов, общеобразовательных учреждений и других мест, где пребывают дети до 18 лет.

Выгуливать собаку без поводка также можно, но пристегнуть его к ошейнику животного необходимо перед входом на природные и озелененные территории.

Перечисленные зоны, как и другие городские территории, нельзя использовать как собачий туалет. Для этого подойдут только специальные площадки для выгула собак. Вне пределов такой площадки хозяин обязан убирать за своим питомцем.


Как содержать домашнее животное

Каждое животное - это потенциальный производитель фекалий и мусора. Ответственность за его поведение, чистоту помещений и местности, на которой это животное выгуливается или проживает, целиком ложится на хозяина, который должен соблюдать ряд предписаний, чтобы не получить взыскание от соседей или городских властей из-за нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме:

Животное должно содержаться в квартире, а не на общедомовых площадках;

Питомец должен иметь прививку от бешенства, для многих из них нужен ветпаспорт.

В квартире нельзя устраивать питомник или приют для бродячих животных, это идет в разрез с санитарно-эпидемиологическими правилами. Если хочется завести большое количество питомцев или спасать попавших в беду братьев наших меньших - как минимум, обеспечьте им всем ветеринарные паспорта. С одной стороны, количество животных в квартире никак и ничем не ограничивается, но:

Жилые помещения предназначены для проживания там людей. Открывать там приют для животных нельзя.

Жилец ответственен за соблюдение санитарных правил, а также требования по отсутствию шума. Если проверяющие инстанции установят, что большое количество животных создаёт антисанитарию или шум (громкий лай по ночам) в помещении, то могут быть предъявлены требования по устранению.

Если животное наносит вред имуществу соседей, хозяин обязан его возместить. Кроме того, хозяину вменят штраф, административный в случае вреда имуществу, уголовный - в случае непреднамеренного причинения вреда здоровью;

И, наконец, каждый человек должен быть ознакомлен со Статьей 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», которая устанавливает и регулирует нормы обращения с животными, запрещает относиться к животному с жестокостью, наносить ему вред или увечья.

Читайте также: