Рабочие лошадки - советский и русский тяжеловозы

Обновлено: 18.09.2024

автоматизацию и механизацию процессов в сельском хозяйстве, лошади в н экономического значения. востребованностью.

Это животное характеризуется внушительными размерами, мощностью, небывалой выносливостью, «богатырской силой». Чем еще интересна эта порода и какие особенности домашнего содержания существуют, разберем подробнее.

Описание

Особые эстерьерные качества и индивидуальный характер породы сформировались за многолетний селекционный период. Эти животные принадлежат к тяжеловозам невысокого роста, но, если сравнивать их с другими конями такого типа, данные лошади считаются наиболее крупными.

МастьЧаще всего животные бывают рыжие и бурые, редко встречаются гнедые и вороные экземляры
ТуловищеКрепкое, значительных размеров, удлиненное
ГоловаСредних размеров голова с большими ноздрями. Широкий лоб, плавно переходящий в мясистые щеки. На голове расположены маленькие стоячие ушки
ШеяКрасивая, с плавным изгибом, мощная, сильная
Грива и хвостВолосы чаще всего вьющиеся, объемные, пышные. Длина средняя, не достает до копыт
СпинаМускулистая, сильная, широкая, с небольшим прогибом в области поясницы
КрупРаздвоенный, немного вислый
ГрудьМощная, со стороны напоминает бочкообразную форму
КонечностиКрепкие, умеренно покрытые шерстью, по сравнению с другими породами немного коротковаты

Советские тяжеловозы делятся на 2 подвида Мордовского и Починковского конезавода. Характерная отличительная черта первых — компактность, для вторых — немного удлиненное крепкое туловище. Остальные экстерьерные особенности практически не различимы.

Кормление

тяжеловозов должно быть питательным,
сытным
, обогащенным витаминами и минералами. ,
что
они способны употреблять без ущерба для здоровья грубую пищу, «подножный»корм. работоспособности и хорошего добавлять
в ежедневный рацион парнокопытного следующее:

Кормление лошадей

  • зерно (овёс, ячмень) — до 5,5 кг;
  • витаминизированное концентрированное питание — 1,8 кг;
  • сухую траву — 6-7 кг;
  • сочные корма, зеленку — до 2,5 кг;
  • мелко истолченную солому — до 1 кг.

Кроме того, лошади необходимо давать свежие корнеплоды: свеклу, морковь. Лето в идеальным питанием является сочетание свежей пастбищной травы с концентратами. Обязательным продуктом в питании тяжеловозов является соль.

Однако, необходимо запомнить следующее: лошадей этой породы запрещено перекармливать, так как систематическое переедание способно привести к воспалительным процессам в копытах и обезноживанию. Это сводит к нулю работоспособность лошадей.

Современная жизнь советского тяжеловоза

С развалом Союза жить стало хуже не только многим людям, но и животным, которых разводили ради меха, молока или мяса. Конезаводов коснулось лошадиное вымирание. Какой бы ни была порода, она стала абсолютно не нужной в современном технологическом обществе. Хотя на Западе в этом отношении ничего не поменялось, там советские тяжеловозы ценились всегда. Спрос есть и сегодня: прогресс вынуждает людей обращаться к экологически чистой продукции и более дешёвому транспорту и рабочей силе.

В последние два-три года ситуация на отечественных коневодческих фермах стала меняться в лучшую сторону. Но до показателей времён СССР ещё далеко. Из-за того, что поголовье скота сократилось повсеместно, сейчас эти лошади встречаются только в Нижегородской области и в Мордовии. Только в этих местах сохранились чистопородные жеребцы и кобылы. Другие заводы продают остатки чистопородных животных за бесценок.

История породы

Первое упоминание о лошадях тяжеловозных пород обнаружены более 230 лет назад в Западной Европе. Эти животные появились в результате селекции, прародителями которых стали местные породы (ардены, першероны) и бельгийские брабансоны.

Появившиеся в результате скрещивания кони характеризовались отличными рабочими качествами, но внешний вид оставлял желать лучшего.

Примерно в 1880 году селекционные работы над тяжеловозной породой начались в России, когда возникла острая необходимость в доступной тягловой силе.

Первые успешные экземпляры скрещивания были представлены спустя 10 лет после того, как начались селекционные работы в этом направлении. На выставке, которая состоялась во Франции, был представлен жеребец по кличке Каравай. Это была улучшенный представитель породы арден. Он который завоевал признание жюри и был отмечен высокой наградой.

Удачный дебют тяжеловозной породы лошади стал началом серьезной селекционной деятельности: работы теперь были направлены на создание более сильного, выносливого. мощного коня, который должен отличаться еще и приятной внешностью.

И новая порода с необходимыми качествами появилась на свет в 1937 году. Через 15 лет, в 1952 году, ее официально зарегистрировали под известным нам названием «советский тяжеловоз».










Характеристики продуктивности

Советский тяжеловоз - это порода лошади с высокой продуктивностью и отличающаяся быстрыми темпами созревания. Они очень стремительно набирают массу тела и рост. Более полтонны может весить годовалый жеребенок. С наступлением двухлетнего возраста их активно используют на тяжелых работах, а после 5 лет - допускают к специализированным соревнованиям.

Одной из отличительных особенностей, является возможность длительной племенной эксплуатации. Отдельные кобылы дают потомство и в двадцатилетнем возрасте и более старшем.

Непривередливы в еде, готовность потреблять дешевый корм, способность жить в любых сложных условиях, делает содержание советских тяжеловозных лошадей очень выгодным и привлекательным. Кобылы, в лактационный период очень продуктивны и дают в среднем около 6000 литров молока. Эту особенность, с успехом применяют в улучшении качества местной породы рабочих лошадок.

Экстерьер

У этих тяжеловозов не только хорошо развита система органов движения (мускулы), они ещё и необычайно красивы. В отличие от других пород, голова лошади советской упряжной породы средняя и пропорциональная, с красивой, выразительной мордой.

Туловище у них длинное и крепкое, с широкой и мощной грудной клеткой. Ноги у лошадей породы советских тяжеловозов очень сильные и мускулистые. Копыта крепкие и плоские, благодаря которым лошади спокойно передвигаются даже по рыхлой и болотистой почве.

Советская тяжелоупряжная порода чаще встречается рыжей масти с гривой и хвостом средней длины. Умеренная оброслость лошади не требует стрижки и ухода за шерстью животного.



Массивная конституция

Преимущества и недостатки

Как любые другие животные, интересующая нас порода лошадей имеет ряд положительных качеств и отрицательных моментов.

Плюсы тяжеловозной советской породы:

  • Быстро адаптируется к неблагоприятной внешней среде (комфортно чувствует себя как в умеренном климате, так и в жарком);
  • Животное обладает уравновешенным характером, спокойным нравом, вспышек агрессивности не зафиксировано;
  • Непривередлив к пище, не требователен к условиям содержания;
  • Конь имеет высокий уровень работоспособности, выносливости, грузоподъёмности;
  • В течение длительного периода жеребец — производитель (до 25 лет) сохраняет свою тягловую работоспособность, репродуктивный возраст кобылы принято считать до 22 лет;
  • Высокая скорость и интенсивность роста парнокопытных малышей — жеребят;
  • Высокие показатели продуктивности молока;
  • Коней можно использовать не только для перевозки тяжестей, это универсальная порода.

Значительных недостатков у породы выявить не получится. Однако, они все же встречаются:

Советский тяжеловоз

  • Некоторые представители породы страдают косолапостью и саблистостью конечностей. Хотя, как утверждают специалисты, на рабочие качества лошади подобный дефект не влияет.

Несмотря на отсутствие серьезных недостатков, работы по скрещиванию и усовершенствованию породы не прекращаются и по сей день: в разработке появление представителей крупного вида: высотой в холке более 1,5 м.

Содержание

Содержат советских тяжеловозных лошадей, как правило, в специально оборудованных помещениях — конюшнях. Требования к содержанию следующие:

  • Размер конюшни не должен быть менее 3,5х3,5 м, с высотой помещения не менее 3 метров.
  • Пол необходимо залить бетоном или цементом (плюс дополнительно установить на него деревянный щит толщиной 5 см);
  • Настил: для комфорта животного на пол настилают древесные опилки, солому, торф и другие сухие материалы;
  • Вентилирование: это исключительно важное обязательное условие для содержания животного. Особенно опасно присутствие сквозняков в помещении, где содержится лошадь, так как постоянное движение воздуха негативно влияет на общее самочувствие лошадей;
  • Свет: необходим в течение 16 часов, поэтому устанавливают дополнительные источники света.
  • Поилки и кормушки и другая посуда, из которой принимают пищу животные, должна быть изготовлена из экологически безопасных материалов. В качестве поилки можно использовать обычное ведро на 6-8 литров из пищевого пластика. Стационарные кормушки располагают на высоте до 80 см от пола, этот размер подходит по росту животного, ведро с водой ставится рядом, непосредственно на пол.

Лошади хорошо переносят зимние минусовые температуры умеренного климатического пояса и даже способны жить в неотапливаемых помещениях. Распространенная причина недомоганий — сквозняки, влажность воздуха выше 75% и длительное нахождение под ярким изнуряющим солнцем. Зной эта порода парнокопытных переносят плохо, поэтому в жаркое летнее время необходимо предусмотреть для них дополнительное купание и частое обливание водой.
Советские тяжеловозы — особая порода лошадей, отличающаяся силой, мощью, отличными рабочими характеристиками, спокойным нравом и уравновешенным характером. При всем перечисленном лошади неприхотливы в уходе, нетребовательны к еде и помещению для содержания.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Читать также Как правильно сделать двухскатную крышу

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Узнать подробнее

Тяжеловозные породы России

.
Тяжеловозные породы России запись закреплена

СУФФОЛЬКСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ

Суффолькская или Суффолькская рыжая - одна из старейших тяжелоупряжных пород Англии, выведенная в начале XVI века в графстве Суффолк, и практически не изменилась с тех времён.
Показать полностью.

Суффолькская - очень старая порода, к сожалению, записи не были хорошо сохранены, и их истинное происхождение до сих пор остаётся загадкой. Сегодня родословная всех представителей породы восходит к одному жеребцу, родившемуся в 1768 году. Из-за своей относительной физической изолированности географически Суффолькские лошади развились независимо, лишь незначительно изменившись, чтобы удовлетворить потребности местного населения. Фермеры, которые разводили животных, использовали их ежедневно в сельском хозяйстве, поэтому их редко даже продавали за пределами области.

Общество Суффолькских Лошадей было основано в 1877 году и на протяжении многих лет было хорошо встречено. Достаточно интересно, что эта порода завоевала популярность в других частях Европы, в США и даже в Пакистане, где их разводили как армейских лошадей.

Суффолькская - мощная, крепкая и выносливая порода лошадей.
Рост в холке 165 - 178 см. Голова большая, с прямым профилем, глаза большие и добрые. Шея толстая, мускулистая, изогнутая. Плечи мускулистые, наклонённые. Спина короткая, широкая. Ноги короткие, но крепкие, щётки не густые, порой практически отсутствуют. Копыта прочные, хорошо сформированы. Бывают исключительно рыжей масти, но разных отмастков и оттенков, белые отметины допускаются.

Суффолькская - очень сильная порода, выведенная первоначально для тяжёлой работы в сельском хозяйстве. До начала XX века они были весьма популярны, но с середины века утратили свою популярность. Сегодня эта порода находится на грани исчезновения.
Используют Суффолькских лошадей также для работы в сельском хозяйстве и упряжи. Заводчики и владельцы отмечают, что эти лошади очень энергичны на рыси. Суффолькские лошади также известны, как лошади-долгожители, но при этом достаточно рано созревают. Ко всему прочему Суффолькские лошади участвовали в выведении многих других пород лошадей мира.

Нравится Показать список оценивших Сначала новые

Света Колесова


Света Колесова Нравится Показать список оценивших

Ангелина Иванова

Нравится Показать список оценивших

Татьяна Дегтярева

.
Татьяна Дегтярева запись закреплена
Нравится Показать список оценивших

Тяжеловозные породы России

.
Тяжеловозные породы России запись закреплена
Починковский конный завод №23
Нравится Показать список оценивших Сначала новые

Елена Клевченкова

Нравится Показать список оценивших

Анна Голик

Нравится Показать список оценивших

Богдан Швилько


Богдан Швилько Какие красивые Нравится Показать список оценивших

Тяжеловозные породы России

.
Тяжеловозные породы России запись закреплена
ВНИИК Школа Коневодства
Нравится Показать список оценивших

Тяжеловозные породы России

.
Тяжеловозные породы России запись закреплена
Мария Мар
Нравится Показать список оценивших Сначала старые

Сашок Чиканов

Нравится Показать список оценивших

Светлана Дмитриева-Бехова

Нравится Показать список оценивших

Тяжеловозные породы России

.
Тяжеловозные породы России запись закреплена
Анна Орлова

О лошадях:
-св.гнедая кобыла со звездой во лбу и тёмной гривой, Лампа 2014 г.р (Планер-Ласка) вологодского кз, таврёная на задней ноге под щёткой имеется старый шрам.
- крупная рыжая кобыла со светлой гривой и хвостом, проточина на морде, таврёная Ланка 8 2015 г.р. (Карсун-Лапша) вологодского кз
-тяжеловозная кобыла Бурка т.гнедая с прерывистой проточиной и белыми носками на задах, самая мелкая. 2012 г.р
-св.рыжий жеребец Портал 2013 г.р (Логарифм-Папка), приметный, широкий, но не крупный с длинной светлой гривой и хвостом со зведой во лбу, таврёный с вологодского кз.

Нравится Показать список оценивших Сначала интересные

Мария Зайцева

Нравится Показать список оценивших

Шкарев Юрий

Пусть полиция сделает билинг с места похищения, сразу будет понятно кто был в том месте в момент кражи. Нравится Показать список оценивших

Ирина Левицкая

Нравится Показать список оценивших

Тяжеловозные породы России

.
Тяжеловозные породы России запись закреплена

ЖМУДСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ

Жмудская ( Жемайтская, Жмудка, Жемайчу ) - универсальная порода невысоких, но выносливых лошадей из Литвы.

Известные в письменных источниках с VI-VII веков, Жемайчу прославились как превосходные боевые лошади во время Северных крестовых походов. На протяжении веков порода находилась под влиянием татарских, русских, польских и других лошадей. Когда-то широко распространенная, порода почти вымерла три раза.
Показать полностью.

В XIX веке для новой сельскохозяйственной техники требовались более высокие и сильные лошади. Поэтому Жемайчу скрещивали с Тракененскими, Арабскими и упряжными лошадьми, что угрожало выживанию чистопородных Жемайчу. Но в 1891 - 1900 годах порода была спасена и снова становилась популярнее.

В XX веке в конце Второй мировой войны немцы забрали всех Жмудских лошадей из Грузджяйского конного завода. Единственный уцелевший конный завод был найден в 1958 году в Ужвентисе. Конный завод был передан Вильнюсскому государственному конному заводу, где было выведено новое поколение лошадей Жемайчу.

Новую проблему для Жемайчу представил распад Советского Союза и быстрая деколлективизация в 1990 году. Лошади, принадлежавшие колхозам, были переданы частным владельцам, которые часто мало интересовались выживанием породы. В 1994 году осталось всего 30 взрослых особей. Тем не менее, Вильнюсский государственный конный завод сохранил своих лошадей и остается основным центром разведения. По состоянию на 2010 год здесь насчитывалось 98 лошадей этой породы. На данный момент насчитывается около 400 особей.

В XIX веке к Жмудским лошадям прилили арабскую кровь, что привело к появлению двух подтипов в породе. Тот, что имел арабское происхождение, больше подходил для верховой езды, а другой, более близкий к местным лошадям, был более подходящим для сельскохозяйственных работ. После Второй мировой войны различия были приглушены. Жмудских лошадей стали скрещивать с Северо-шведскими лошадьми, с целью увеличения размера и массы Жмудских лошадей, чтобы они более подходили как для верховой езды, так и для тягловой работы.

Жемайчу - выносливая лошадь, устойчивая ко многим заболеваниям и имеющая доброжелательный характер.
Рост в холке 128 - 142 см. У них красивая голова, с прямым или слегка выпуклым профилем. Шея хорошо развита и мускулистая. Спина прямая и крепкая. Ноги правильно поставлены.
Масти в основном гнедая, вороная, караковая, серая, соловая, буланая и саврасые.

Используют Жмудских лошадей для верховой езды, упряжи и в качестве улучшителей для некоторых пород лошадей.

Сегодняшняя жизнь прошлых рекордсменов

Жизнь не стоит на месте и с появлением современных технических новшеств и внедрении их в сельское хозяйство, сняло необходимость использования тяжеловозов. На данный момент, порода проживает достаточно сложный период, невзирая на свои столь высокие результаты. Количество чистопородных особей, стремительно сокращается, высокопродуктивные матки, больше не имеют спроса, и потребность на них резко снизилась. Вполне возможно, что у Мордовского и Починковского конезавода, это последние годы работы.

Несмотря на это, есть страны, в которых растет спрос на лошадей породы Советский тяжеловоз. Их привлекают для улучшения породных данных различных тяжеловозных лошадей, используют в соревнованиях международного уровня. Если говорить о нашей стране, то самые лучшие представители, находятся в Нижегородской, Ярославской и Владимирской областях.


Разведение

Как уже было отмечено в преимуществах породы, кобылы отличаются высоким показателем молочности. За время лактации они способны выработать более 3 тысяч литров молока. Кобылы достигают репродуктивного возраста с 3 лет, с этого периода их случают с жеребцами.

Силу они набирают к 2,5 годам, поэтому для работы становятся пригодны именно в этот срок. Жеребята набирают вес интенсивно: ежедневный прирост массы здорового жеребенка составляет 1,9-2 кг. Трудно представить, но полугодовалые малыши весят почти половину тонны.

Читайте также: