Розы и розетки или тайна футбольных шарфов

Обновлено: 18.09.2024

Фанатский шарф - ключевой элемент атрибутики футбольного болельщика. Сегодня подавляющее большинство приходящих на футбол не мыслят себя без этой детали гардероба; не исключение и влиятельные политики, крупнейшие бизнесмены, выдающиеся деятели культуры. К сожалению, объём данной публикации не позволяет детально остановиться на всех вехах истории этого аксессуара.

Как и футбол, да и футбольный фанатизм, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Не берёмся точно судить о дате производства первого фанатского шарфа, но можно предположить, что произошло это в районе 60-х годов. Многие помнят одно из самых известных фото группы The Beatles, на котором музыканты предстают в шарфе ливерпульской расцветки. Причём длина шарфа такова, что каждый из легендарной «ливерпульской четвёрки» умудряется им обмотаться.

Первые советские фанатские шарфы, появившиеся в начале 80 годах, тоже производились по принципу «чем длиннее, тем лучше», а основными средствами производства являлись бабушки фанатов Пряжа покупалась в обычных магазинах. Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали фанаты московского «Спартака». Случались и курьезы. Известен случай, когда на троих закадычных друзей был связан один 9-ти метровый шарф, они так и ходили, обнявшись и обмотавшись этим произведением искусства. Постепенно фанатами овладевает идея иметь более хорошие и качественные розетки.
Почти сразу шарф сразу начали называть розой или розеткой, от «rosette» – это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики ещё до появления моды на шарфы.

Так же есть версия что если завязать шарф узлом и подбросить то он чем-то будет напоминать цветок розы.
В середине восьмидесятых кооператив “Фотон” из Тарасовки начал выпуск “печаток” - простой материал, на который краской наносился рисунок. Получалось очень красиво, но был один существенный недостаток – недолговечность. После стирки розетка теряла свой вид. Большого распространения “печатки” не получили. Основное их применение – это коллекция.

Хочется отметить что печатки этих времен делали в Москве, когда как северная столица в это же время начали изготавливать промышленным способом. Идея была опробована на детских шарфах. Было изготовлено три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах – Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской атрибутики – бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые шарфы «Зенита». До сих пор любители раритетов дорожат ими, особенно красно-белыми.

Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики занимаются некомпетентные люди…

На этом развитие технологий производства розеток надолго приостановилось. Новый его этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать даже мельчайшие детали. Этому событию мы обязаны вскорости наступившему буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды вязаной атрибутики, который продолжается и до сих пор. После этого один известный и заслуженный фанат, много лет лелеявший мечту и приложивший огромные усилия для её реализации, всё-таки добился своего. Появился шарф, который и поныне является одним из самых популярных у питерской торсиды. С некоторых пор его принято называть «Классика №1».


Спартаковские фанаты пошли по другому пути, связанно это с европейскими выездами, так получилось что в то время почти все шарфы были Английскими, так 13 сентября 1993 года появился первый Английский шарф

Количество этих шарфов было очень мало поэтому были сделаны реплики.

Именно этому шарфу фанаты зенита обязаны тем, что имеем уже в качестве традиции совершенно специфичное начертание названия клуба латиницей – «Zenit» (в отличие от грамматически более правильного «Zenith»).

К середине 90хх шарфы стали надевать на себя не только фанаты, но и простые болельщики. Тогда для фанатов были изготовлены отличительные шарфы ULTRAS и HOOLIGANS . Тогда в цвета шарфов вошли не только цвета клуба но черный цвет, правда стоит оговориться что это не свойственно Зениту.

К этому моменту шарфы клубов стали изготавливать уже в очень больших количествах, стало возможным заказать шарфы на группы, так появились розы Flint’s crew, Невский фронт, Red-Blue warriors а так же многие, многие другие.
Отмечу ещё несколько идей заимствованных с запада.

Титульные , те шарфы на которых выводились годы чемпионства, победы в различных кубках. Правда у Зенита на некоторых шарфах в качестве регалий было указано «Бронзовый призёр-1980» и «Финалист Кубка-1939, 1984». Понятно, что Питер истосковался по победам, и любое мало-мальское достижение было на вес золота. Но во всём мире принято обозначать на шарфах только высшие достижения клуба – победы в чемпионатах, выигрыши национальных и европейских кубков. Клубный шарф – не статистический справочник. Обозначение на шарфах более низких достижений символизирует готовность и впредь не стремиться быть первыми, отсутствие победного духа, победных амбиций. А значит, свидетельствует о несостоятельности футбольного клуба, что является оскорбительным для его болельщиков фактом. К счастью, в последнее время подобные казусы уже не повторяются.
Спонсорские шарфы. Чаще всего их делал технический спонсор клуба , такие как Adidas, Nike, Umbro, они были одинаковыми для всех клубов спонсора. Но были и другие варианты такие как Мегафон и Фарго


Двойные шарфы. Такие шарфы изготавливались под матчи в евро кубках и чем чаще играл клуб в европе тем больше было двойных шарфов
Антиклубные шарфы. Эти шарфы изготавливаются от очень большой любви к ближним ))В России это как и следовало ожидать пришло с запада, где производство антиклубных шарфов поставлено на поток. В России изготавливаются только фанатами. Пока их не так много поэтому остановлюсь по подробнее.
Один из первых шарфов

Сейчас существует порядка 3 дизайнов этого шарфа отличающиеся в основном переводом определённых фраз

Этот шарф также изготовленный в Питере стал большим хитом, особенно у болельщиков Спартака

Суть тимбилдинга заключается в объединении коллектива. В принципе, это заложено в самом названии, образованного от двух английских слов - team («команда») и building (строить, создавать).

Тимбилдинг очень разный, это могут быть сплавы по горным рекам, гонки на квадроциклах, кулинарные мастер-классы или соревнования по пейнтболу. Вариантов много, но есть общий принцип - это всегда коллективные мероприятия, в них участвуют отделы, группы сотрудников или весь штат компании.

Какими бывают футбольные шарфы

Стандартный размер шарфа следующий: длина около 130 см., ширина - 17 см. Ширина может быть шире, если в дизайне используется три-четыре цвета вместо двух. Длина тоже может увеличиваться или уменьшаться. По желанию изделия украшают кисточками. Шарфы могут быть из разных материалов: из акриловой пряжи, жаккарда, искусственного шёлка.

Бывают мини-шарфы, которые используются, как сувениры.

Задачи, решаемые с помощью тимбилдинга

Кроме общей задачи объединить коллектив есть другие конкретные цели:

  • повышение мотивации сотрудников на работу, достижение высоких целей и т.д.;
  • повышение корпоративного духа;
  • знакомство коллектива с новыми сотрудниками;
  • разгрузка персонала, особенно людей, решающих рутинные задачи.

Сотрудникам больше не интересны обычные корпоративные мероприятия вроде банальных посиделок в кафе с лицезрением выступлений тех или иных артистов. Непосредственное участие в программе - это гораздо интереснее, такое времяпрепровождение обязательно дает свой положительный эффект.

Задачи, решаемые с помощью тимбилдинга

Кроме общей задачи объединить коллектив есть другие конкретные цели:

  • повышение мотивации сотрудников на работу, достижение высоких целей и т.д.;
  • повышение корпоративного духа;
  • знакомство коллектива с новыми сотрудниками;
  • разгрузка персонала, особенно людей, решающих рутинные задачи.

Сотрудникам больше не интересны обычные корпоративные мероприятия вроде банальных посиделок в кафе с лицезрением выступлений тех или иных артистов. Непосредственное участие в программе - это гораздо интереснее, такое времяпрепровождение обязательно дает свой положительный эффект.

Почему шарфы стали популярными в фанатской среде?

  • Человеком одновременно движут два, на первый взгляд, противоположных желания: выделиться из толпы и стать частью сообщества. Яркий фанатский шарф на плечах у гуляющего по городу после матча человека привлекает внимание. В то же время это указание на его причастность к группе единомышленников.
  • Первоначально шарфы было легко изготовить, при этом допускалось некое «фантазирование», видоизменение внешнего вида. Производство шарфа было доступно по затратам.
  • Шарфы быстро стали предметом коллекционирования. Их легче достать, чем майки игроков, автографы или мячи.

Традиция украшать себя в цветах клуба зародилась в Англии в 70-х. На острове чаще всего ветреная и холодная погода, а, значит, фанаты были вынуждены утепляться. Куртки тёмных цветов, шапки, натянутые до бровей - именно так выглядели болельщики всех команд. Хотелось отличаться от поклонников других клубов, а шарфы - это дополнительное утепление, к тому же удобный и яркий атрибут.

Читайте так же: Маленькое коктейльное платье: история появления и модные тенденции.

Были попытки привозить произведённые ограниченным тиражом розетки из-за рубежа, из самого сердца футбола - Англии. Дорогие, но качественные английские шарфы стали подделывать в Турции. Это было в 1990-е, и вскоре турецкий товар заполонил рынки Москвы и Петербурга. В то время фанатский шарф перестал был чем-то эксклюзивным и дефицитным.

Футбольные шарфики - это аксессуар не для ежедневной носки. Коллекцию шарфов можно спрятать в шкаф и доставать только время от времени. Но истинный фанат, у которого много шарфов, о которых есть, что рассказать, не станет их прятать. Для их демонстрации сооружают целые конструкции, которые подвешивают на стены.

Футбол - игра, которая собирает тысячи зрителей на стадионах и миллионы - у телеэкранов. Но не бывает побед без поддержки поклонников. С вувузелами, плакатами и шарфиками, высоко подняв руки и распевая клубные гимны, фанаты делают настроение и дают заряд энергии игрокам.

Привет всем поклонникам подлинной истории фанатов и болельщиков Зенита!

Сегодня мы открываем цикл публикаций материалов из личного архива Валерия Ильюнина (Сабониса). В первой из них речь пойдет об истории фанатского шарфа. Статья была подготовлена для питерского спортивного издания «90 минут», 2006 год.


Фанатский шарф - ключевой элемент атрибутики футбольного болельщика. Сегодня подавляющее большинство приходящих на футбол не мыслят себя без этой детали гардероба. Не составляют исключения и влиятельные политики, крупнейшие бизнесмены, выдающиеся деятели культуры. К сожалению, объем данной публикации не позволяет детально остановиться на всех исторических вехах, связанных с эволюцией фанатского шарфа. Попытаюсь вкратце обозначить основные из них, связанные непосредственно с болельщиками «Зенита». При этом в некоторых вопросах не претендую на истину в последней инстанции, т.к. где-то могу ошибаться, а где-то попросту не обладаю надлежащей информацией. Соответственно, все ваши критические замечания, дополнения и поправки будут с благодарностью приняты.

Как и футбольный «фанатизм», и сам футбол, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Не берусь точно судить о дате производства первого фанатского шарфа, но могу предположить, что произошло это в районе 60-х годов. Многие помнят одно из самых известных фото группы The Beatles, на котором музыканты, может случайно, а может нет, предстают в длиннющем шарфе «ливерпульской» расцветки. Причём длина шарфа такова, что каждый из легендарной «ливерпульской четверки» умудряется им обмотаться.

Первые советские фанатские шарфы тоже производились по принципу «чем длиннее, тем моднее», а основными «средствами производства» являлись бабушки фанатов с их спицами. Пряжа покупалась в обычных магазинах. Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали фанаты московского «Спартака», но в 1980 году шарфы появились и у «зенитчиков». Причем были они тогда сине-белыми. И только с 1981-го года, когда питерцы разглядели, что их любимый флаг - трехцветный, начали вязать сине-бело-голубые шарфы. Кто-то за неимением возможностей довязывал голубые концы к уже имеющимся шарфам, кто-то подшивал какие-то элементы голубого цвета. В условиях советского дефицита требовалось изрядно побегать по магазинам, чтобы найти пряжу необходимых цветов. А сине-белые шарфы были объявлены «левыми», как и носившие их люди. Почему-то шарфы стали называть «розетками» (или сокращенно «розами»), хотя «rosette» — это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики еще до появления моды на шарфы. Так и до сих пор в магазинах нередко можно услышать: «А дайте мне вон ту зенитовскую «розу»!».




сине-белые шарфы начала 80-х. Фото: архив фанатов "Зенита"



1983 год, «розы» уже сине-бело-голубые. Фото: архив фанатов "Зенита"

Поначалу обычные болельщики даже не догадывались о том, что таким вот образом можно обозначать свою принадлежность к поклонникам команды. Потом, когда группы молодых людей в длинных полосатых шарфах примелькались большинству посетителей стадионов, получил широкое распространение и термин «фанаты». Но надевать на себя шарф рядовой болельщик (или, как мы сейчас говорим, «кузьмич») не торопился. Не то было время. Не поощрялось это ни официальной властью, ни обществом. Когда большинство никакими внешними атрибутами не выказывает своего отношения к клубу, значит, все, кто это делает - психически неустойчивые, вставшие на неправильный путь, граждански незрелые асоциальные элементы. К тому же пьют портвейн и гоняются «за командой» в другие города. Тем не менее, именно фанаты стали первой ласточкой, принесшей в Россию это веяние моды, которым сейчас охвачены практически все имеющие отношение к футболу люди. Даже те, кто не ходит на стадион. И приносящее, к слову, «копеечку», в бюджет футбольных клубов, особенно популярных. К коим, несомненно, относится и «Зенит».

В начале 80-х «выяснилось», что шарфы можно изготавливать промышленным способом на специально предназначенных для этого трикотажных машинах.

Для начала отечественная промышленность явила миру три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах - Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской атрибутики - бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые шарфы «Зенита». До сих пор любители «приколов» и раритетов дорожат ими, особенно красно-белыми. Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики занимаются некомпетентные люди.



фото К. Завьялова

Однако фанаты нашли предприятия с оборудованием, позволявшим производить шарфы, соответствующие их пониманию вопроса. Смотрелись такие шарфы гораздо аккуратнее, современнее и моднее, чем связанные вручную. Да и весили они намного меньше, были гораздо приятнее на ощупь. Были такие машины далеко не везде, вот и приходилось энтузиастам ездить куда-то в Мытищи, в Прибалтику или на Украину, чтобы связать несколько десятков «роз» себе и товарищам. Надо сказать, что вывязывать рисунок данный класс машин по-прежнему не позволял, поэтому шарфы продолжали оставаться полосатыми.

В то же время, в Европе уже появилась «техника нового поколения», и счастливчикам знакомые привозили из-за рубежа действительно качественные шарфы с вывязанными надписями и даже эмблемами клубов! Эти редкие люди ходили в таких шарфах на футбол, даже если цвета шарфа не совпадали с цветами «Зенита». Конечно, особенно котировалось, если расцветка более-менее совпадала с зенитовской. К обладателям таких раритетов, как правило, выстраивалась очередь из желающих потрогать, а ещё лучше, примерить это «чудо загнивающей буржуазной цивилизации».

В конце концов, машины, способные вязать аккуратные полосатые шарфы, появились практически в любом трикотажном ателье, и каждый фанат получил возможность сделать себе шарф индивидуально. К тому же, на этом оборудовании можно было изготавливать и полосатые джемпера. Или, на финский манер, пусера. Фанаты, на свой лад, стали называть их «пусаками». К концу 80-х в «пусаки» «нарядились» практически все фанаты. Доходило до того, что на некоторых выездах на гостевом секторе присутствовали одни лишь «полосатые» визитеры. Естественно, комплект к такому «пусаку» составлял и шарф, связанный на той же машине. Хотя многие предпочитали носить шарф ручной вязки (как дань прошлому и во имя хоть какого-то разнообразия). А кое-кто шарф вообще не носил, т.к. цветовая гамма и без этого издалека бросалась в глаза.




сине-бело-голубые - это наши цвета! Фото: архив фанатов "Зенита"

На этом эпоха развития технологий производства «роз» надолго остановилась. Новый её этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать даже мельчайшие детали. И именно благодаря этому событию мы во многом обязаны вскорости наступившему буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды, который продолжается и до сих пор. Но об этом уже в следующей публикации.

Какими были фанатские шарфы в нашей стране?

История развития фанатских шарфов берёт начало с 1970-х годов. С того момента можно выделить 5 основных этапов, благодаря которым сформировался современный вид футбольных «роз»:

1. «Самопальные»,1970-е годы

Амир «Профессор»: «Первый шарф появился в 1972-м году. Был такой фанат «Заплата», Александр Гуренков. Именно он первый раз появился на стадионе в шарфе. Вы только представьте: серый стадион, неяркие свитера и куртки - и тут что-то выделяющееся! Фанаты сразу же подхватили эту идею. Тем более у «Спартака» праздничные цвета, так что именно у нас появилась первая атрибутика в стране. В то время нитки редко пропадали в магазинах. Мамы, бабушки, девушки, которые умели вязать - резко поднимались в цене в лице фанатов. Шарф был простым, полосатым.

Была история: три друга попросили кого-то из родственников связать шарф длиной в девять метров. Повязывали его на троих, и получалось, как у Агнии Барто: «Мы с Тамарой ходим парой». Люди просто прикалывались, но это лучше, чем избивать кого-то. Когда ребята шли втроём в обнимку, все умилялись. И хотя они никому не мешали, милиции это всё равно не нравилось. Говорили: «вы всех задушите». Власти не понимали, что это за явление. А за непониманием всегда идёт отторжение. Это словно сейчас кто-то волосы в зелёный покрасит - будет выделяться из толпы своим внешним видом и поведением. У нас очень не любят такие вещи».

2. «Михневские», начало 1980-х


Амир «Профессор»: «В сентябре 1981 года во время общего сбора спартаковских фанатов на железнодорожной станции«Коломенская» появились парни в идеальных шарфах. Тонкой вязки и яркого алого цвета. Я сразу же подошел к ним, чтобы узнать, откуда взяли. Выяснилось, что было такое ателье «Трикотажница», которое находилось в 100 километрах от Москвы. На электричке нужно было доехать до станции «Михнево». У одного из парней мама работала там закройщицей. Цена за пошив шарфа составляла 11 рублей. У меня не было проблем с деньгами, поэтому я дал — очень сильно хотел. Следующего сбора ждал, как чуда, это невозможно объяснить. Когда они привезли мне этот шарф - испытал верх счастья. На меня на стадионе все смотрели с широко открытыми глазами. Завидовали, спрашивали, откуда я его взял.

«Михневские» шарфы - бренд того времени. Машина вязала их, как чулок.Позже две части сшивали и делали вручную кисти. Проделывалась дырочка, отрезалось энное количество пряжи и завязывался узелок. Всё было сделано из трикотажа хорошего качества. Станок был импортный.

Изготовление обычно составляло от трёх дней до недели, поэтому я давал рубль сверху. Заказ отшивался при мне. За два часа, пока был перерыв в электричках, успевали сделать два-три шарфа.

Кстати, оттуда же я вывез первый шарф для «Динамо». Аркаша «Хирург», болельщик «Динамо» и болельщики «Торпедо» попросили им помочь, так как место производства держалось в секрете. Связать пару шарфов, чуть подороже их продать - хороший бизнес, тем более что на эти деньги можно было купить билет на футбол. Никаких возмущений от своих, что другим помогаю, не было. Во-первых, спартаковские фанаты доминировали в те годы, а во-вторых, это были знакомые ребята, которые не трогали мой клуб. Например, когда делал «розы»для «Торпедо», ничего не поимел на этом сверху. Но один инцидент всё же произошёл. Один парень узнавал, когда будут готовы заказы для болельщиков ЦСКА и «Динамо» и не отходя от кассы занимался «гоп-стопом», отнимал шарфы. Кто-то взял и стуканул, хотя по фанатским понятиям это не приветствуется. Парню дали восемь лет за грабёж.

Ателье хорошо поднялось на этом бизнесе, цены постепенно росли. Сначала было 10 рублей, потом 11 рублей 20 копеек, потом 11.64, так дошло до 12.В конце 1982-го года, по слухам, с «Петровки» приехали люди, и запретили «Трикотажнице» вязать любые шарфы клубных цветов».

3. «Печатки», конец 1980-х годов


Амир «Профессор»:«В Тарасовке был открыт кооператив «Фотон». Там делали шарфы «печатки». На ткань просто наносился рисунок. Первый шарф сделали на шёлке, он был односторонний. Тираж был совсем маленьким, тем более, что качество было не очень хорошим. Так что век «печаток» прошёл практически незаметно».

4. Попытка наладить производство в России, 1989-й год


Амир «Профессор»: «Был такой спартаковский фанат «Аист». Он где-то нашёл японскую машину и сделал вязаные шарфы с надписью тиражом около 50-ти штук. Односторонний, узенький шарф, как шнурочек. Ширина — 7 сантиметров. Это было нечто. Но радовались недолго. Пришли представители власти, сказали, если не прикроет свою деятельность - посадят. Поэтому машину пришлось продать».

5. «Английские» шарфы, 1990-е годы


Амир «Профессор»: «Настоящей революцией в истории «роз» стала наша со Славой Трубецким идея. Мы сделали в Англии два дизайна шарфов. Презентовали их 16-го сентября 1993-го года на «Локомотиве». Заказ делали за два месяца.Тираж - 400 штук. Тогда продали мало, всё-таки это дорогой продукт из Англии. Шарфы были стандартного размера - 136-141 см в длину, двусторонний, вязаный.

Английские шарфы были настоящим «взрывом». Первый динамовский «английский» шарф тоже мы делали. Кстати, многие говорят, что тот дизайн один из самых красивых до сих пор. Сделали заказ для ЦСКА - 4 шарфа. Когда один из болельщиков «Торпедо» попросил сделать «розетку», он позвонил и спросил почему на их шарфе нет надписи «гордость России». Я сказал, что они конечно молодцы, но гордость России одна - «Спартак». До сих пор не видел, чтобы на шарфах других клубов была эта надпись. Получается, что я заложил традицию для наших «роз». Надпись «короли Москвы» тоже сотворил ваш покорный слуга.

Была попытка сделать подобное в России в Питере, но получилось некачественно. Первый шарф был бордового цвета, а второй ало-оранжевого с белым. Причём по размеру они были короткими, видно нитку экономили.
Первый спартаковский шарф, в котором использовался черный цвет, называли«хулиганка». С надписью «Спартак hooligans», флаг и на фоне флага череп - это первый раз, когда в клубные цвета вторгались другие. Я так себя ломал, вычерчивал на миллиметровке, пытался максимально убрать черный цвет.


Со временем стали делать подделки в Турции. Если английский шарф стоил примерно 100 рублей, то турецкий - 80. Производство Англии — знак качества, поэтому достаточно взрослая публика могла себе позволить те шарфы. А вот зарождающиеся хулиганы, молодежь, покупали «турецкие» шарфы. Мы их поэтому прозвали «притурки». Не «придурки» и не «турки», а именно «притурки».

Одному мальчику мама купила в Польше «розу». На ней буква «С» была синим цветом. Люди даже не удосужились посмотреть, как правильно. Я в итоге парню поменял шарф на нормальный английский.Мне хотелось приучить людей к качественным товарам.

Производство в Турции закончилось с приходом налогов. Ещё была забавная история с динамовским болельщиком. Он приехал в Стамбул, чтобы сделать партию шарфов. Отдал туркам дискету с эскизом, заказал 400 штук. Сказали, что свяжут только ему, улыбались. Отдал дискету, и на два дня с девочками загулял. Через четыре дня приходит тётка, ей турки выкатывают тележку с шарфами, 600 штук. А товарищ уже посчитал прибыль, сколько будет продано. Приезжает в Москву, а на всех рынках его «эксклюзив».

В 2001-м году был связан последний шарф под нашим с другом руководством. Пошла жесточайшая конкуренция. Каждый раз объяснять, в чём разница между шарфами стоимостью 80 и 100 рублей, было тяжело. Сейчас все шарфы вяжутся в России».

Особенности и преимущества OLYMPUS SC180

Цифровая камера SC180 обеспечивает быструю и эффективную работу с изображениями, получаемыми с помощью современных стереомикроскопов. Характеристики и функции устройства улучшают восприятие исследуемого образца. В числе других особенностей и преимуществ модели также стоит отметить:

Ирина Белкина

Перед стартом «Спартака» в Лиге чемпионов мы поговорили с известным болельщиком московского «Спартака» Амиром Хуслютдиновым (известным в болельщицких кругах как «Профессор») и узнали, как и когда на трибунах стали появляться фанатские «розы», и какие изменения претерпел главный элемент гардероба любителя футбола. Ведь было время, когда увидеть разодетого в клубные цвета фаната было невозможно, и стадионы не были такими яркими, как сейчас.

Сотрудничали ли с клубами и крупными брендами?

Амир «Профессор»: «Клубы иногда помогали и поддерживали своих фанатов. У «Динамо», например, Серёжа «Кабан» сейчас в клубе работает. Он уважаемый человек в динамовской тусовке, делал дизайны атрибутики. До последнего момента именно он держал динамовские точки. У ЦСКА есть Миша Акулов. Ему удалось договориться с клубом, теперь они совместно выпускают достойные вещи. У «Торпедо» Василий Петраков - один из старых, уважаемых болельщиков, тоже до сих пор в клубе работает.

Клуб иногда помогал, а иногда и конкурировал. Было такое, что война была. Фанат всегда сделает такую вещь, которая однозначно продастся. Потому что в первую очередь ты спрашиваешь себя: «куплю ли я сам?» Если отвечаешь:«да» - надо выпускать.

Была история, когда меня пригласили на совещание в клуб с представителем adidas. «Спартаковский» бюджет составлял $ 6 млн. Представляете, как времена поменялись? Это бюджет всего клуба вместе с зарплатами и всем остальным. И вот один из представителей клуба заявляет:«Я хочу, чтобы от мерчендайзинга было 40% от бюджета клуба, а лучше - 60%». Я мысленно по карманам полазил: «где же ты $ 2 млн или 3 млн украл?»

Самое смешное, что в газете «Футбол-Хоккей»тогда появилась серия статей о проблемах немецкого футбола - и в числе других там разместили заметку про мерчендайзинг. На тот момент из всех клубов Бундеслиги только один клуб работал в плюс - это «Бавария». А «Айнтрахт», у которого собиралось 37 тысяч зрителей на каждом матче, имел в бюджете минус 100 тысяч марок. То есть на тот момент даже монстры Бундеслиги, при том что у людей безумные зарплаты, которые они готовы тратить, не могли уйти по атрибутике в плюс. Мадридский «Реал» может, конечно. Там после покупки Зидана за две недели продали 77 тысяч маек с его фамилией. Правда, из них 3 тысячи украли - испанцы пришли в магазин и просто унесли 3 тысячи маек. Но это «Реал» — самый титулованный клуб мира.

В общем, мы над этим посмеялись. Человек реально бредил. Помните, в прошлом году господин Слуцкий прямо сказал, что наша страна нефутбольная. Я это ещё раньше сказал. Когда Гинер переносил матч из «Лужников» в Химки.

Даже сейчас, приезжаешь в «Оренбург», а из местной атрибутики только шарф и программка. Всё на убогом уровне, — а-ля 1990-е, когда всё только начиналось. И то тогда было лучше. У нас вообще у провинции комплекс неполноценности. Первый вопрос к болельщику, когда туда приезжаешь: «Кто вам за это платит?» И когда они понимают, что ты за свои едешь, у них возникает недоумение».

«Нынешний болельщик никогда не поймёт наше поколение. В те времена я доставал японский двухкассетник, ехал с ним в метро, и на меня ненавидяще смотрели люди, завидовали. А сейчас пришёл в магазин или на стадион - купил. Достать и купить — разные вещи. Кайфа сейчас нет. Не ценится ничего.Когда делаешь дизайн шарфа, то воспринимаешь его, как своё детище. Я раньше конструктором работал, поэтому знаю, как составлять чертежи. Процесс такой: отрисовываешь, спускаешь в цех, а потом бах и твоя деталь. Это творчество. Если бы я условно вложил те деньги в трусы и жвачку, можно было отбиться на раз-два. Потому что сколько людей, столько и трусов, а у кого-то и по две пары. Жвачку все жевали. Но мне такие деньги не интересны были. Шарфики - блажь, расхожий материал у болельщиков. Его можно повязать и на шею и на пояс, если только живот позволяет повязать. Производство таких вещей нужно любить, без души это делать нельзя».

Что такое роза в футболе?

Какой элемент футбольной атрибутики называют «роза»?

Что в футболе называют розой?

Роза - это фанатский шарф, который является одним из главный болельщицких атрибутов. Каждый фан имеет в своем гардеробе минимум одну розу. Шарф обязательно необходимо одевать, приходя на матчи любимой команды.

Часто перед началом домашнего поединка болельщики поют гимн своего клуба или страны. В этот момент зрители держат розы на вытянутых руках вверху или перед собой. Таким образом сектора окрашиваются в цвета любимой команды. Такой перформанс можно наблюдать практически на каждой игре.

Как правило, розы приобретаются в специализированных магазинах. На шарфах может присутствовать эмблема клуба, название команды, год, имена футболистов, напоминания о выигранных трофеях и т.д. Часто выпускаются розы под конкретный матч. В этом случае шарф делится на две части, каждая из которых окрашивается в цвета встречающихся команд. Также на такие розы наносится название турнира и год проведения игры.

Турнир:
Лига Чемпионов. Групповой этап

История московского Спартака начинает свой отсчет с далекого 1922 года. В советское время более популярного.

Это может показаться странным и не совсем логичным, но мировой популярности дортмундской Боруссии.

Маскот. Что это такое? По-простому - персонаж-талисман, который есть практически у каждой спортивной.

Аббревиатура ВОБ расшифровывается как «Всероссийское объединение болельщиков». Это движение является общественной.

Что такое труба в фанатском лексиконе? Что означает труба в фанатской среде? Труба - это подземный переход. Это место, где.

Кого фанаты называют жабой? Какие болельщики именуются жабами? Жаба - это фанат, поменявший клуб. В кругу фанатов это.

Что фанаты называют коктейлем Боярского? Кто пьет коктейль Боярского? Коктейль Боярского - это кола с.

Что такое брызгалка в фанатском сленге? Что называют брызгалкой? Брызгалка - это водомет, которым обычно разгоняют большое.

Спорт - это благодатная почва для анекдотов. В то же время по-настоящему хороших анекдотов о спорте не так.

«Юбилейный» - спортивный комплекс в Санкт-Петербурге, находящийся недалеко от бывшей футбольной.

Винтовка в биатлоне - такой же важный интвентарь, как и лыжи. Без нее невозможно.

Выбор корта - не такое простое дело, каким кажется на первый взгляд. Конечно, для любителя.

Урал

Урал

Спартак

Спартак

Шинник

Шинник

премьер-лига Россия

премьер-лига Россия

Организация РПЛ

Организация РПЛ

Сибирь

Сибирь

Локомотив

Локомотив

ЦСКА

ЦСКА

Зенит

Зенит

Олимп-ФНЛ

Олимп-ФНЛ

«Коллекционеры - счастливые люди», - однажды сказал Иоганн Гете, собравший у себя дома в Веймаре различные естественнонаучные и художественные коллекции. Немало собирателей чего-либо ценного и среди любителей спорта. Один из таких - Владимир Морозов, известный в фанатских кругах под прозвищем Морган. Уже восемь лет он собирает шарфы легендарного ярославского «Шинника» и других футбольных команд, в городах которых он побывал ради поддержки любимого клуба.

alt

- Почему шарфы? А не значки, программки, игровые футболки?-

- Из перечисленного лет через 10-15 реальную ценность будут иметь только майки. Допустим, футболка, которую сняли с полузащитника ЦСКА Понтуса Вернблума, сейчас стоит от 7 до 12 тысяч рублей. Игровой свитер Мануэля Нойера, изготовленный специально к матчу за Суперкубок UEFA - 2013, обошелся моему товарищу в 7,5 тысячи.-

- Приличные суммы…

- И значки, и программки будут стоить максимум тысячу. Даже те, что сохранились с 1945 года. Но коллекционеров это мало волнует. Им интересен процесс, который затягивает на долгие годы. Известный болельщик из Ярославля собирал программки к матчам «Шинника» на протяжении 15 лет. Раздобыл почти все, в том числе раритеты 1957 года, когда на базе шинного завода был образован наш клуб.

- А потом?

- Продал за 1500 долларов парню, который хранил дома сотни, если не тысячи крышек от пивных бутылок.

- Странное увлечение.

- Есть индивидуумы, которые собирают этикетки с бананов. До сих пор в ходу байка, как один миллионер из Европы отправил своего подчиненного в Южную Америку. Специально, чтобы тот привез ему редкий стикер.

- Вы назвали сумму - 1500 долларов за программки. То есть заработать все-таки можно?

- Цена вполне обоснованна. Ведь покупатель приобрел сразу все. К тому же избавил себя от беготни, нервотрепки, трат на почту и переезды.

- Итак, почему шарфы?

- Первая «роза» (такое название позаимствовано у британцев, называющих rossete - «розетка» - собственные фанатские шарфы по аналогии со словом rose - «роза». - Прим.) появилась в конце 1990‑х. «Буревестник» (Москва), за который играл в чемпионате Москвы. В 2004‑м купил на стадионе первый шарф «Шинника». А четыре года спустя вступил в группу коллекционеров на сайте «ВКонтакте». Создал личный альбом, выложил все свои шарфы (на тот момент - не более 15 штук) и начал меняться, подыскивая интересные экземпляры.

- Какое направление у вашей коллекции?

- Собираю все вязаные шарфы «Шинника». На данный момент - 50 штук. Есть цель собрать все. Даже те, которые были выпущены в конце 1990‑х тиражом две-три штуки. Второе направление - «розы» команд, в городах которых присутствовал на матчах с участием «Шины». Обычные шарфы, что продаются у стадиона за 300 рублей, не интересны. Приоритет - старые, желательно первые шарфы клубов и группировок фанатов. Достать раритеты сложнее. Порой кажется, что вообще нереально. Но я целенаправленно, в течение нескольких лет, «веду» редкий шарф, чтобы потом, заполучив его, положить в шкаф с чувством выполненного долга… До охоты за следующим.

- Что делать, если владелец интересного вам шарфа категорически отказывается его обменивать или продавать?

- Каждый случай индивидуален. Главное - не отчаиваться, быть настойчивым, искать варианты. Отказы получал неоднократно. Вот недавно был случай: нашел «розу» «Шинника» 1997 года, но не могу договориться с владельцем - деньги (четыре тысячи) и обмен ему не интересны. Пару дней не общались. Потом сам написал: «Слушай, я через месяц открываю пивную. Интерьер так себе, хочу украсить стены атрибутикой - шарфами, футболками, флагами. Есть что предложить?» В итоге я отдал семь шарфов, примерная стоимость которых достигала трех тысяч. Оба остались довольны.

- Класс! Сэкономили даже.

Шинник

- Иногда все очень сложно. Предлагаешь крупные суммы, десятки шарфов на обмен, но раз за разом в ответ слышишь «нет» или слова вроде «нельзя продать молодость». Меня, правда, это скорее заводит.

- А дальше-то что?

- Год назад хотел заполучить первую «розу» «Нефтяника» из Ярославля. До исчезновения этот клуб выступал во второй лиге. В детстве я часто ходил на его матчи. Не совсем мое направление, но четко решил: нужно разыскать первый шарф, который был выпущен тиражом 9 штук в 1999 году. При этом все знают, что часть «розеток» безвозвратно утеряна. Единственным коллекционером, владевшим «Нефтяником», оказался Слава Ширинкин, лидер популярной группы Clockwork Times. До разговора было ясно одно: деньги и равноценный обмен его не заинтересуют. Но я таки предложил: получил отказ, затем назвал приличную сумму. Снова отказ. И тут рассказал о возможности опубликовать интервью с ним в популярном спортивном журнале (у меня имелись связи в издательстве). Наверное, Слава подумал: «О, скоро выходит новый альбом. Надо бы засветиться», - и согласился на сделку.

- Самый дорогой шарф, который вы приобретали?

- «Уралмаш» (Екатеринбург) за десять тысяч. Это случилось в 2011‑м, когда работал в PR-агентстве. Оклад 20 тысяч, половина - на шарф, который сделала популярная банда «Стальных монстров». Помню, месяц сидел на молоке и сухарях. Но я доволен. Шарф редкий, 1997 года, с историей. Есть фотография, где уралмашевцы едут на выезд в Омск (823 км) в открытом контейнере грузового поезда. А в руках у парней - этот шарф.

- Каким образом вы находите то, что вам нужно?

- Самый крутой вариант - съездить на выезд. При себе нужно иметь деньги и хороший обмен. Но это полдела. Куда важнее - расположить к себе незнакомца. Тогда шарф мечты может оказаться в ваших руках. Куда менее романтичная площадка для поиска - социальные сети. На сайте «ВКонтакте» есть группа, где состоят семь тысяч участников, в том числе ведущие коллекционеры (у кое-кого дома лежит несколько тысяч шарфов). Альбомы продажи, обмена, аукцион, черные списки - все находится там. Кроме того, некоторые коллекционеры регулярно мониторят интернет-аукцион Ebay и популярный ныне Avito, где раз в месяц появляются ценные «розы» за разумную сумму.

- Что посоветуете начинающим коллекционерам?

- Четко определиться с направлением, не делать шарфы с убогим дизайном (увы, в последнее время таких много) и быть честными, никого не обманывать.

- Когда-нибудь вы закончите коллекцио­нировать. Что будет с шарфами?

- Скорее всего, продам за хорошие деньги. Но отдавать абы кому не очень-то хочется. Верю, что «Шинник» построит новый стадион. Внутри наверняка будет музей - там коллекции самое место.

стиль

стиль

Спартак

Спартак

премьер-лига Россия

премьер-лига Россия болельщики

Самый крутой коллекционер футбольных шарфов в мире - Борис, известный под псевдонимом Линдрос, - рассказал Владимиру Морозову и журналу «Большой спорт» о своем хобби.


Моя школа отличалась углубленным изучением английского и немецкого языков. В 1997 году к нам по обмену приехало человек 30 британцев. Показали им школу, гоняли чаи. Двое гостей похвастались шарфами «Арсенала» и «Астон Виллы», второй я обменял на любимый «Спартак». Мне понравилось, решил коллекционировать: гонял на выезды и привозил оттуда «розетки», в Москве тусовался на гостевых секторах в дни еврокубковых игр, знакомился и менялся.

Активно собирать начал в 2005 году, когда появился более-менее шустрый интернет. Зная язык, я писал в немецкие гостевые. Первым откликнулся фанат «Шальке-04», который подогнал несколько «роз» и дельных контактов. Всего к декабрю того года насчитывалось 68 шарфов. Сейчас - около пяти тысяч. То есть ежегодно коллекция пополняется в среднем на 400-500 шарфов.

Я живу в небольшой двухкомнатной квартире. Половину одной из комнат занимают шарфы. Супруге и ребенку приходится с этим как-то мириться. Правда, жена перманентно грозится все выкинуть через окно. Я и сам несколько раз обещал, что активно собирать больше не буду. Шарфов реально много. Кроме квартиры, забиты еще три гаража.

У нас есть группа коллекционеров во «ВКонтакте». Однажды я выиграл на аукционе шарф «Лобни». Думал: пора сбавлять обороты, нашел почти все, что хотел. И тут сломал ногу. Больше полугода сидел дома. Делать-то нечего: пока восстанавливался, приобрел еще 800 «роз».


Я собираю все, кроме шарфов сборных. В первую очередь «Спартак» (на данный момент около 1300 штук), клубы и фанатские группировки России. Но и из этого собираю не все: например, не интересны официальные шарфы команд, которые чаще всего имеют убогий дизайн, а также матчевые «розы» еврокубковых игр, сделанные в России: они и выглядят плохо, и качество оставляет желать лучшего. Однако надо признать: в последние год-два наши производители стали радовать чаще.

Среди коллекционеров тоже много нормальных ребят, которые рисуют прикольные шарфы, печатают небольшим тиражом и распределяют их между собой. Я лично сделал несколько десятков «роз», в 2007 году даже открыл магазин атрибутики - настолько меня раздражало, как клубы («Спартак» в первую очередь) занимались производством шарфов, флагов, маек и прочего.

Мой самый дорогой шарф? Проще рассказать о «розе», которую я мог, но не купил на eBay лет восемь назад, - «Аталанта» из Бергамо, которая не попадала в еврокубки с 1990 года. Тогда они как раз играли со «Спартаком», в Москву приехало человек 15 тиффози. Специально к матчу они изготовили шарф. С одной его стороны - название группировки, с другой - информация о том, что он был сделан именно к этому противостоянию. За шарф началась рубка, а решилось все, как обычно, в концовке. За три секунды до конца аукциона я дал 2000 евро (на тот момент - очень приличные деньги), но проиграл: кто-то из русских в последний момент дал немного больше.

Ценовой потолок у каждого свой - кому-то и 5000 рублей дорого. Я смотрю, нужен ли мне продаваемый шарф, насколько он редкий. Дело в том, что в России шарфы появились намного позже, чем у европейцев. В 1990-е годы «розетки» выпускались небольшими тиражами - по 5-10-20 штук. Спустя 20-25 лет такие раритеты сложно найти. Соответственно, за них можно дать приличные деньги. Например, я за копейки приобрел «Асмарал». Сейчас за него можно спокойно выложить 20-25 тысяч. Плюс-минус аналогичные суммы могу дать за многие другие «розетки».


Считаю, у меня самая большая коллекция в мире. Я просто больше не видел. Хотя, может, живет где-то Корейко… Когда начал собирать и у меня было 200-300 шарфов, слышал про какого-то итальянца и 1200 «роз». Но он ни разу мне не попадался. Знаю нескольких обладателей 2000 шарфов и человека из Португалии, который собирает только «Бенфику». В последний раз у него было около 1500. Но он берет все подряд, без разбора - даже те шарфы, которые отличаются друг от друга исключительно цветом бахромы или, условно, размером эмблемы клуба. Мне такой подход не интересен. Я за качество.

Сколько стоит моя коллекция? Не знаю, правда. Уже лет восемь не пересчитывал шарфы. Три-пять миллионов? Не продам. Я вкладывал в коллекцию душу, время и силы. Яхты мне не нужны, текущей жизнью, квартирой, машиной доволен. Но если завтра вдруг придет человек и захочет выкупить все за 100 миллионов, то, конечно, продам. Я же понимаю, что на эти деньги смогу обеспечить и себя, и ребенка, и внуков, и правнуков.

Начинающим коллекционерам дам три совета. Во-первых, не отдавайте за «розу» последние деньги, особенно если у вас есть семья. Во-вторых, лучше сэкономить на бесполезной пьянке с друзьями, но купить редкий экземпляр. В-третьих, советую определиться с направлением. Очень часто встречаю людей, которые начинают с одного вида шарфов, вскоре они им надоедают, потом выбирают другой, и так много раз. Иногда это неплохо - набивать шишки. Однако с шарфами проще сразу решить, чего вы хотите. Например, у нас есть коллекционер Алексей Матвеев. Сначала он собирал ультрас-шарфы, потом достаточно быстро переориентировался на «розы» с вышивками (так называемые барскарфы). Сейчас у него штук 600, одна из самых дорогих коллекций в Европе. Она очень красивая, самобытная, яркая. Ею все восхищаются. Вам тоже желаю: наслаждайтесь своим хобби.

Как футбольные шарфы стали главной фанатской атрибутикой

Многие увлекаются футболом, но увлекаться не значит фанатеть. Собираясь на матч, заядлые болельщики стараются обозначить себя: баннеры, головные уборы, шарфы с эмблемой любимого клуба - всё это составляет своеобразную фанатскую моду. Истинные поклонники футбола видят в шарфе не только красивый аксессуар, но и объект для коллекционирования.

Почему фанаты называют шарф «розой»?

«Название пошло из Англии, — объясняет «Профессор». — Но там под «розой» подразумевается несколько кусочков материала, сшитые в несколько слоёв, по убывающей, как лепестки цветка. Затем к ним пришивались две ленточки в форме треугольничка. Получался цветок из ткани. А у нас не разобрались и обычный шарф прозвали «роза» или «розетка». В Англии фанатский шарф называется «scarf».

Когда проводить такие мероприятия

Вряд ли можно назвать идеальное время, каждый случай индивидуален. Руководители компании или HR-отдела должны сами видеть, когда именно стоит разгрузить коллектив, предложив ему совместный отдых.

Вот несколько ситуаций, при которых имеет смысл подумать о тимбилдинге:

  • приход в компанию новых сотрудников, которым нужно помочь влиться в коллектив;
  • слияние филиалов (опять же, цель таких мероприятий заключается в объединении сотрудников);
  • отсутствие мотивации у персонала (отдых поможет растормошить людей);
  • праздники - выездные мероприятия позволяют хорошо отдохнуть и получить яркие впечатления.

Обычно компании проводят тимбилдинги в определенные дни, например, каждый сезон выезжают с сотрудниками на пейнтбол или отдыхают на природе, устраивая активные командные игры. Часто такие мероприятия приурочивают к профессиональным праздникам или особым достижениям предприятия.

Тимбилдинг - это хорошо, совместные игры и коллективный отдых всегда полезны. Чтобы мероприятие дало эффект и в целом принесло позитивные эмоции, его организацию стоит доверять профессиональным event-агентствам.

OLYMPUS SC180 - 4К камера для цифровой микроскопии

OLYMPUS SC180 - это инновационная камера для цветных микроскопов последнего поколения. Сенсорный элемент устройства обеспечивает показатель разрешения в 18 мегапикселей, за счет чего становится возможным получение невероятно четкой и детализированной картинке, без необходимости использования дополнительных окуляров.

Высокая производительность камеры позволяет в режиме реального времени передавать изображения с цифрового микроскопа на большой экран для эффективного и успешного взаимодействия с аудиторией, например, в процессе проведения презентаций или научных докладов. Превосходные рабочие характеристики модели обусловили ее широкое применение при организации масштабных экспериментов и наблюдений в молекулярной и клеточной биологии, микробиологии, генной инженерии и т.д. Также цифровая камера используется в ветеринарных и медицинских исследованиях. Этому немало способствует достаточно простой пользовательский интерфейс, который позволяет выполнять практически любые манипуляции с микроскопом с минимальными временными затратами.

Высокая детализация и безупречная цветопередача

Важным преимуществом камеры SC180 является наличие встроенной технологии улучшения качества изображения. Она выполняет автоматическую настройку баланса белого, удаляя нежелательные и неестественные оттенки, которые могут появиться при нестандартных условиях освещения. Опция цветового воспроизведения ICC обеспечивает сохранение даже самых незначительных цветовых переходов и отклонений тона.

Функция шумоподавления и мгновенная фокусировка в режиме реального времени существенно ускоряют выполнение рутинных операций, увеличивая пропускную способность камеры при работе с различными приложениями.

Как реализовывали продукцию?

Амир «Профессор»: «У каждого клуба был подвижник, который продавал шарфы на стадионе перед матчем. Это были стихийные точки. Без налогов и разрешительных документов. Только к концу 1990-х рынок начала устаканиваться, за это взялись власти. Хотя бы на «Лужниках» разрешение выписывали.Стычек между фанатами не было. Да и точки располагались по пути фанатов конкретного клуба. Все понимали прекрасно специфику продаж, и не создавали лишних проблем.

Читайте также: