Урок 6: Систематика растений

Обновлено: 18.09.2024

Уже известно более \(350\) тыс. видов разных растений, но учёные продолжают находить новые, ещё не известные науке. Чтобы было проще ориентироваться в таком огромном количестве видов, их делят на группы (систематизируют). Этим занимается наука — систематика . Учёные-систематики изучают и описывают растения, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия.

Рис. \(1\). Дерево жизни


Особи, происходящие от общего предка, имеющие сходное строение и жизнедеятельность, относят к одному виду.

Вид — основная единица систематики.

Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.

Родственные виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царства.

Значит, любое растение можно отнести к ряду соподчинённых систематических групп.

Названия видов

Карл Линней — создатель единой системы классификации растительного мира.

Он предложил бинарную номенклатуру, согласно которой название вида образовано двумя словами: одно обозначает род, а другое — вид.

существует несколько сотен видов клевера: клевер луговой, клевер полевой, клевер пашенный и др.

В разных странах одни и те же растения имеют разные названия. Чтобы избежать путаницы, К. Линней предложил давать названия на латинском языке, чтобы они были понятны ботаникам всего мира.

тополь белый по-латыни Populus alba, тополь пирамидальный — Populus pyramidalis, тополь дрожащий (осина) — Populus tremula.

Тополь белый, тополь пирамидальный, тополь дрожащий (осина) относятся к одному роду — Тополь. Роды тополей и ив объединяют в семейство Ивовые, которое относится к порядку Ивоцветные. Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы .

Различия понятий «вид» и «сорт»

Вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определённым условиям.

Обрати внимание!

Растения, относящиеся к разным видам, не скрещиваются между собой.

Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.

известно огромное количество разных сортов яблонь — Антоновка, Папировка, Ренет, Айдарет и другие. Но все яблони относятся к одному виду, который называется яблоня домашняя.

Высоцкая Татьяна Борисовна

Целью данного урока является: содействие формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.

ВложениеРазмер
sistematika_tehnologicheskaya_karta_uroka_31.docx 38.52 КБ

Семейство Злаки

Это семейство имеет огромное значение для человечества. Злаковые растения были пищевыми культурами ещё много веков назад. Люди используют в пищу пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу и рис. В итоге на прилавках мы видим хлеб, булочки, печень, макароны и другие продукты питания. Те злаки, что не пригодны в пищу людям, становятся кормом для животных, использующихся в сельском хозяйстве. К ним относятся тимофеевка, ежа, костер, мятлик и пырей. Овёс и пырей используются как лекарственныерастительные организмы из-за их целебных свойств.

Семейство злаки имеют и другое название — мятликовые.

Плод злаковых — зерновка, то есть это сухой односемянный нераскрывающийся плод.

Продольный разрез зерновки пшеницы

У злаков мелкие цветки, которые собраны в соцветия: початок (кукуруза), колос (рожь), сложный колос (пшеница) и метёлка (овёс). Соцветия нужны для приспособления к размножению с помощью ветра.

Цветки неправильные и двусторонне симметричные, то есть через них можно провести только одну ось симметрии. Цветки имеют две сросшиеся внутренние и две наружные чешуи, три длинных тычинки с крупным пыльником и один пестик с двумя рыльцами. Таким образом, формулу цветка злаков можно представить следующим образом: О(2)+2Т3П1 (околоцветник с двумя сросшимися и двумя несросшимися лепестками, три тычинки и один пестик).

Строение цветка злаков

Обычно растительные организмы растут с помощью верхушечного роста, но злаком присущ ещё и вставочный рост. Это такой рост растительного организма, который происходит в результате деления клеток междоузлий.

Листья злаков имеют влагалища — образования, которые позволяют листу защищать клетки в местах вставочного роста. Другой защитный механизм — язычок. Это плёнчатый вырост, который защищает место между влагалищем и стеблем от воды.

Особенности листьев злаковых

Самый важный представить злаковых — пшеница. Стебель пшеницы называется соломиной. Пшеница используется для приготовления хлебобулочных и макаронных продуктов питания.

Выделяют сорта пшеницы:

  1. Твёрдые: эндосперм этого сорта твёрдый, так как содержит в своём составе много белка;
  2. Мягкие: эндосперм этого сорта мягкий, так как содержит в своём составе много крахмала.

Виды пшеницы по способу выращивания:

  1. Озимая: высевают осенью, всходы зимуют под снегом (Станичная, Ермак);
  2. Яровая: высевают ранней весной (Тюменская, Нерда).

Общие признаки злаков

Получите невероятные возможности


1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.


2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Получить доступ

Семейство Лилейные

Среди растительных организмов из семейства лилейные есть важные овощные культуры: лук и чеснок. Из-за красоты лилейных множество из них используют для украшения пространства: лилия, тюльпан и другие. Некоторые лилейные растения ядовиты: ландыш майский и вороний глаз. Яд содержится в плодах — ягодах, и есть их ни в коем случае нельзя. Однако некоторые млекопитающие могут поедать ягоды без вреда для своего организма.

Плод лилейных — сухая коробочка (тюльпан), которая раскрывается тремя створками, или ягода (ландыш).

У цветков растений семейства лилейных простой околоцветник (только венчик), шесть лепестков, шесть тычинок и один пестик. Венчик крупный и яркий, часто имеет приятный запах. Лепестки расположены в два слоя. Иногда цветки собраны в соцветие кисть (ландыш). Таким образом, формулу цветка лилейных можно представить следующим образом: О3+3Т3+3П1 (околоцветник с шестью лепестками, расположенными в два слоя, шесть тычинок, расположенных в два слоя, один пестик).

Часто у лилейных можно обнаружить видоизменения побега: корневище (тюльпан) или луковицу (лук). Эти приспособления позволяют лилейным успешно размножаться вегетативным образом.

Видоизменения побега лилейных

Общие признаки лилейных

Семейство Пасленовые

Пасленовые широко распространены по всему миру. Среди представителей этого семейства много овощей, которые люди потребляют ежедневно: картофель, томат, перец, баклажан. Дикорастущие и даже ядовитые виды: паслен, белена, дурман. Ядовитые свойства пасленовых растенийобеспечиваются веществом соланином, который прячется в зелёных частях. Даже во всеми любимом картофеле содержится яд. Тяжёлое отправление соланином может привести к летальному исходу.

Плод пасленовых: ягода (томат) — сочный — и коробочка (белена) — сухой многосемянный. Ягоды картофеля и коробочки белены ядовиты.

Цветки с двойным околоцветником собраны в соцветия: завиток (белена), метёлка (паслен сладко-горький), кисть (паслен чёрный) и извилина (петуния).В цветке находятся пять сросшихся чашелистиков, пять сросшихся лепестков, пять тычинок и один пестик. Таким образом, формулу цветка пасленовых можно представить следующим образом: Ч(5)Л(5)Т5П1.

Для главного представителя пасленовых — картофеля — характерно видоизменение побега. Мы употребляем в пищу именно клубни. Плод картофеля — это на самом деле видоизменённый побег, который называется клубнем. Подземные побеги картофеля называются столонами, а клубень — это его утолщение. На поверхности клубня картофеля, особенно на верхушке, расположены почки — глазки. Такое тотальное видоизменение побега нужно для большого отложения питательных веществ, в частности крахмала.

Общие признаки пасленовых

Семейство Бобовые

Бобовые растения являются древними культурными растительными организмами: горох, фасоль, чечевица, соя, арахис. Некоторые из них используются как корм для сельскохозяйственных животных: клевер, люцерна. Некоторые — как красивые украшения для создания атмосферы в помещении: люпин, акация. Есть и дикорастущие виды: чина, донник.

Другое название — мотыльковые.

Плод растений семейства бобовых легко запомнить: это боб. В противоположностьстручку крестоцветных, боб не разделён на две камеры перегородкой.

Сравнение боба и стручка

Цветки собраны в различные соцветия: простая и сложная кисть (люпин) и головка (клевер).

Цветки с двойным околоцветником, то есть имеют чашечку и венчик. Чашечка состоит из пяти чашелистиков. Лепестки бобовых особенные: обладают сложным строением:

  1. Парус (флаг): самый крупный верхний лепесток;
  2. Вёсла: боковые лепестки;
  3. Лодочка: два нижних сросшихся лепестка.

Подобный цветок называют цветком мотылькового типа. По нему легко отличать бобовых от представителей других семейств.

Внутри цветка девять сросшихся и одна свободная тычинка и один пестик. Таким образом, формулу цветка бобовых можно представить следующим образом: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П.

Главным видоизменением бобовых являются корневые клубеньки. На них живут клубеньковые бактерии, с которыми растение выстраивает симбиотические отношения. Бобовое растение предоставляет бактериям жильё, и взамен бактерии синтезируют содержащие азот соединения, которые нужны бобовому для питания. К таким азотным соединениям относят аминокислоты, нуклеотиды и витамины.

Знакомым всем видоизменением является вьющийся стебель гороха. Такое видоизменение нужно для опоры растения.

Общие признаки бобовых

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Конспект урока "Основы систематики растений. Деление покрытосеменных на классы и семейства"

Систематика растений - наука о классификации растительных организмов. Покрытосеменных, или цветковых, растений насчитывается около 250 тыс. видов. Они разнообразны по своим формам (деревья, кустарники, травы), размерам, внешнему и внутреннему строению, длительности жизни, местам обитания. Чтобы правильно разобраться в этом многообразии, систематика разрабатывает основы классификации растений.

Все вы хорошо знаете широко распространённое дерево, достигающее 20 м высоты, с гладкой белой корой. Это берёза. Её можно встретить и на пришкольном участке, и на даче, и в деревне, и на поле. Значит, в природе существует множество организмов, имеющих сходное строение. Такая группа организмов называется видом.


В тех же местах, где встречается берёза, можно увидеть дерево с раскидистой кроной, серо-коричневым гладким стволом и простыми сильно расчленёнными листьями. Это клён. Рядом растут и другие деревья, например, ива. Берёза, клён, ива — это разные виды живых организмов (в данном случае — разные виды деревьев).


Каждый организм принадлежит к определённому виду. Многие виды сильно различаются. Вы легко отличите колокольчик от ромашки, каштан от дуба, розу от лилии. Однако далеко не всегда можно без затруднений отличить один вид от другого. Давайте узнаем, какими же признаками характеризуются виды.

Во-первых, особи одного вида имеют сходное внешнее и внутреннее строение.

Во-вторых, особи одного вида обитают в сходных условиях. Например, чина лесная растет в лесу, а чина луговая — на лугу.


Следующим отличительным признаком является занимаемая территория. Особей одного вида можно встретить только на определённой территории. Например, ландыш майский встречается только в Европе, а ландыш североамериканский — в Северной Америке.


Часто организмы разных видов обитают в одной и той же местности. Например, разные виды колокольчиков встречаются в пределах одной и той же территории.


Но самым важным признаком вида является способность организмов давать плодовитое потомство, т. е. размножаться.

Таким образом, вид — это совокупность организмов, сходных между собой по внешнему и внутреннему строению, обитающих на определённой территории в сходных условиях и дающих плодовитое потомство.

Близкие, похожие, родственные виды относятся к одному роду. Василёк синий и василёк луговой — два вида одного рода василёк.


Значит, вид является наименьшей единицей классификации. Родственные виды объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы — в царства.


Наивысшей единицей классификации живых организмов является царство.

Таким образом, каждое растение принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.


Каждый вид имеет название, состоящее из двух слов: названия рода и видового эпитета. Например, василёк синий. «Василёк» — это название рода, а «синий» — видовой эпитет. Такой способ наименования живых организмов из двух слов был впервые введён шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем и получил название бинарной номенклатуры.


Местные названия растений различны в разных странах, но их научные названия являются международными и приводятся на латинском языке. Например, василёк синий по-латыни Centauréa cyánus, а берёза повислая — Bétula péndula.

Следует различать понятия «вид» и «сорт». Вид формируется в природе самостоятельно в процессе развития и приспособ­ления к определённым условиям. Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладаю­щих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.

Вы знаете много сортов яблонь — Антоновка, Белый налив, Апорт и другие, но все они отно­сятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная) и в отличие от растений разных видов могут скрещивать­ся между собой.

Вы уже познакомились с основ­ными группами растительного царства. И вам будет не­сложно понять, почему различные растения входят в те или иные отделы. Так, все растения, относящиеся к от­делу покрытосеменных, имеют цветок, у них происхо­дит двойное оплодотворение, образуются семена. У растений отдела голосеменных тоже образуются се­мена, но не образуются цветки и плоды, семязачатки расположены не в завязи, а открыто.

Отдел покрытосеменных растений самый многочисленный. Поэтому рассмотрим подробно класси­фикацию этих растений.

Отдел Покрытосеменных растений разделяют на два класса — од­нодольные и двудольные. Класс Двудольные является более обширным и объединяет около 3/4 всего видового разнообразия цветковых растений. Далее мы познакомимся с растениями нескольких семейств. Из класса Однодольные нами будут рассмотрены семейства Злаки и Лилейные; из класса Двудольные — семейства Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные и Паслёновые. Представители этих семейств широко распространены и играют важную роль в природе и жизни человека.


Между классами Двудольные и Однодольные имеется довольно много различий.

Класс Двудольные:

· Зародыш обычно с двумя семядолями.

· Зародышевый корешок обычно развивается в главный корень; корневая система чаще всего стержневая.

· Листья простые или сложные, обычно разделены на черешок и пластинку.

· Жилкование листьев обычно перистое или пальчатое.

· Число частей цветка чаще всего кратно 5 или 4.

· Растения обычно имеют камбий.

· Деревья, кустарники, травы.

Класс Однодольные:

· Зародыш обычно с одной семядолей.

· Зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь придаточными корнями; корневая система мочковатая.

· Листья всегда простые, обычно не разделены на черешок и пластинку.

· Жилкование листьев обычно параллельное или дуговое.

· Число частей цветка чаще всего кратно 3. Пятичленные цветки отсутствуют.

· Растения не имеют камбия.

· Преимущественно травянистые растения.


Представители двудольных и однодольных обычно без труда различаются по совокупности признаков. Определить же, к какому классу следует отнести растение, только по одному признаку нельзя. Это связано с тем, что среди покрытосеменных встречаются виды растений, которые имеют признаки как однодольных, так и двудольных растений. Примерами могут служить такие растения, как вороний глаз и подорожник.

Вороний глаз — это травянистое лесное растение. Оно имеет широкие листья с перистым жилкованием, что характерно для двудольных растений.

В то же время по всем остальным признакам (семя с одной семядолей, мочковатая корневая система, отсутствие камбия в стебле) — это типично однодольное растение.


У подорожника дуговое жилкование листьев и мочковатая корневая система, но его относят к двудольным. Это связано с тем, что зародыш этого растения имеет две семядоли.

По сходным признакам растения можно подразделить на группы (систематические единицы).

Основной единицей систематики является вид . Виды объединяются в род , рода объединяются в класс , классы объединяются в отдел, отделы — в царство растений.

Рис. \(1\). Систематические группы растений

Царству растений принадлежат организмы, которые в процессе фотосинтеза способны из неорганических веществ производить органические.

Отдел — наиболее крупная систематическая единица.

В отделы растения распределяются по своему строению и функциям (важно, например, как растения размножаются).

все покрытосеменные растения имеют цветок, плод и семена, у них происходит двойное оплодотворение и т. д.

Голосеменные тоже размножаются семенами, но у них не образуются цветки.


Водоросли — это большая группа низших растений, в которой ученые выделяют несколько отделов (Зелёные водоросли, Бурые водоросли, Красные водоросли).

2 (9).jpg

Рис. \(2\). Отделы царства Растения

Подразделение на классы определяет строение семени (одна или две семядоли), а также жилкование листьев, тип корневой системы, строение стеблей и цветков.

Важнейшими признаками, по которым растения распределяются в семейства , являются строение цветка и плода. Строение этих органов у растений так разнообразно, что учёные выделили более \(390\) семейств цветковых растений!

В род объединяются очень похожие по строению растения, которые принадлежат к различным видам .

в качестве примера рассмотрим клевер красный.

red-clover-5150785_640.jpg

Рис. \(3\). Клевер красный

Царство — Растения (организмы, которые в процессе фотосинтеза способны из

неорганических веществ производить органические).

Отдел — Покрытосеменные , или Цветковые (растения, семена которых развиваются в плодах).

Класс — Двудо льные (цветковые растения, в семенах которых имеются две семядоли).

Семейство — Бобовые , или Мотыльковые (цветок формой напоминает сидящую бабочку, на корнях растений развиваются клубеньки — наросты, в которых живут клубеньковые бактерии. Они способны накапливать необходимый растениям атмосферный азот).

Род — Клевер (стебель прямостоячий или ползучий, листья тройчатые сложные, соцветие — головка).

Вид — Клевер красный (стебель прямостоячий, цветки красные).

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Шарова Василина Александровна

МБОУ СОШ № 2 г. Советский, ХМАО- Югра

Основы систематики растений

В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207.

Образовательные интернет - ресурсы

Цель учебного занятия

Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство,

развивающие : научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Форма проведения учебного занятия

Термины и понятия

Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные

Интерактивная доска, мультимедийный проектор

Наглядно - демонстрационный материал

Гербарии растений однодольных, двудольных, картинки покрытосеменных растений, макет строения цветка.

Методы и формы обучения

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе);

- практические (составление схем, поиск информации);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

достигаются в течении всего занятия

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию

- выявление признаков классов двудольных и однодольных растений как представителей покрытосеменных;

- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

-формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

- продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

- иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

- иметь представления о правилах общения в классе;

- иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

-формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

- продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

(Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

- Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

( Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока )

Отвечают на приветствие учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности.

Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий.

Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа, работа с учебником.

(Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки)

Девизом нашего урока сегодня будут такие слова: «Мыслим объективно, работаем оперативно!»

Ребята! Напомните мне пожалуйста, какие процессы жизнедеятельности растений мы уже изучили? (способы размножения растений)

Назовите, какие способы размножения вы знаете?

(половой, бесполый, спорами)

Для того, чтобы нам подвести итог изучения способов размножения различных групп растений, давайте произведем самоконтроль.

Внимание на слайд! (слайд 2) У вас на партах лежат рисунки «солца» и «облака». Вам необходимо поднять «солнце» если ответ правильный, «облако», если не правильный ответ. Таким способом мы проверим ваши знания по пройдённым темам.

(Самопроверка полученных ранее знаний)

Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо ознакомиться с определенной информацией. Внимание на слайд. (слайд3)

Существует огромное разнообразие растений, все они великолепны и уникальны. Мир растений разнообразен.

Как вы думаете, какова численность всех растений на земле? ( 500 тыс.в.)

По каким признакам растения могут различаться между собой?

(обучающиеся отвечают на вопрос, тем самым определяют тему урока)

(размерам, срокам жизни, внешнему строению, местообитанию)

(Учитель формулирует проблему для постановки цели урока)

Как же разобраться во всем этом разнообразии? По каким критериям мы можем это сделать?

(распределить, т.е. систематизировать, дети записывают тему урока)

(слайд 5) Какова цель нашего урока? (дети сами определяют цель) .

Определяют тему урока используя проблемно-поисковый метод;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями, проверяют полученные ранее знания с помощью самопроверки.

Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации , структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника.

Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога.

3.Выявление места и причины затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

(Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: мышь, сова, зебра, роза, , сосна обезьяна, белый гриб.

Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы ? (дети отвечают)

Конечно, все эти организмы отличаются, чтобы выявить отличие нужно их классифицировать.

Сегодня нам предстоит узнать по каким признакам можно классифицировать растения?

Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать.

(Записываем определения в тетрадь)

Систематика - это наука о классификации растений.

Классификация - это объединение организмов в группы по степени их родства.

Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века

Карл Линней ( 1707-1778 ) - основоположник систематики растений . (слайд 8)

Для чего он это сделал? (проблемный вопрос)

(Чтобы систематизировать растения по степени родства)

Определяют понятие систематика растений, классификация растений. Занимаются поиском причин различий осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод.

Работают с текстом учебника, изучают классификацию растений по видовому разнообразию, отвечают на проблемный вопрос. Работают с наглядными материалами, занимаются проблемно-исследовательским методом. Самостоятельно пишут определения в тетрадь.

Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят

информационный поиск; анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно - следственные связи, обобщают;

выполняют знаково - символические действия (кодирование/ декодирование);

занимаются построением речевого высказывания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,

Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

(Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления признаков растений по систематическим категориям. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Основной единицей систематики растений является вид. К одному виду относят родственные между собой растения по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей. (Н-р: ива ломкая, ива белая ) Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово - существительное - отражает принадлежность к роду, второе слово - прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе . (слайд 11 )

На разных языках одни и те же растения называют по-разному, поэтому ввели латинские названия - они понятны ботаникам всего мира (слайд11)

Следует различать понятия «вид» и «сорт»

Найдите в учебнике, по каким признакам «вид» отличается от сорта?

П.26, стр. 150 (работа с учебником)

Записываем определение что такое сорт.

Сорт - группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.

Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)

Итак, мы определили понятие вид и сорт. Давайте сейчас определим какие систематические категории существуют? (слайд 13)

Работа с учебником, работа с интерактивной доской, обсуждают задания Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

Систематика растений — раздел биологии, который описывает различные группы растений и соотносит их между собой. Для того чтобы классифицировать организмы, необходимо выявить у них сходства и различия. На основании нескольких сходств мы можем объединить растения в крупную группу. Чем больше сходств между организмами, тем в более мелкую группу они будут входить.

Группы в биологии называются систематическими таксонами. Таксон — группа организмов, которая была выделена на основании общих признаков. Таксоны бывают разными по размеру. Наименьшим таксоном в биологии является вид.

  1. Царство;
  2. Отдел;
  3. Класс;
  4. Порядок;
  5. Семейство;
  6. Род;
  7. Вид.

Таксономическое описание вида

Семейство Розоцветные

Представители семейства розоцветные самые разнообразные. К съедобным растительным организмам относятся клубника, земляника, шиповник, слива, вишня, яблоня, груша, персик, абрикос и другие. Есть декоративные представители, например, роза или сакура. Не нашли применения у людей гравилат, манжетка и гусиная лапка.

Так как разнообразие розоцветных велико, то и велико разнообразие плодов: яблоко, костянка, многокостянка и многоорешек. Это плоды с сочным околоплодником.

Обычно цветки розоцветных одиночные, но иногда собираются в соцветие кисть (лапчатка) или щиток (вишня). Сами цветки с двойным околоцветником с пятичленной чашечкой и пятичленным венчиком. Внутри много тычинок и много пестиков (или один пестик). Таким образом, формулу цветка розоцветных можно представить следующим образом: Ч5Л5Т∞П∞ или Ч5Л5Т∞П1.

Для растений семейства розоцветных характерны видоизменения. У клубники — столоны для вегетативного размножения. У шиповника — шипы, а у боярышника — колючки для защиты от травоядных животных.


Получите невероятные возможности


1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.


2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Получить доступ

Семейство Крестоцветные

Растения семейства крестоцветные привыкли к суровым условиям. Их редко можно встретить в тропиках: большая часть произрастает в умеренной зоне северного полушария. Как и всегда, главную роль отводят овощным культурам: капусте, репе, редьке, редису, хрену. Некоторые растительные организмы используют в народной медицине (горчица). Также среди крестоцветных много дикорастущих представителей, которые не нашли применения, например, пастушья сумка.

Исходя из названия главного представителя семейства, крестоцветные растения также называют капустными.

Плоды крестоцветных называются стручками, если они удлинены, и стручочками, если они укорочены. Это сухой плод с множеством семян внутри. Они прикреплены к перегородке, которая делит плод на две равные камеры. Раскрывается створками.

Цветки с двойным околоцветником. Несмотря на наличие чашечки и венчика, цветки тусклые, незаметные, мелкие. Обычно образуют соцветие кисть. В чашечке — четыре чашелистика, а в венчике — четыре лепестка. Они расположены крест-накрест. Так и появилось название семейства.

Внутри цветка находятся шесть тычинок и один пестик. Четыре из шести тычинок удлинены. Таким образом, формулу цветка крестоцветных можно представить следующим образом: Ч4Л4Т2+4П1.

Часто у растений семейства крестоцветных видоизменяются органы для запасания веществ. У капусты появляется кочан, у репы и редьки — корнеплоды.

Овощные культуры крестоцветных

Общие признаки крестоцветных

Конспект урока "Основы систематики растений"

В эпоху Великих географических открытий люди стали находить все больше различных растений и животных.

Описаний новых видов накопилось так много, что появилась необходимость их классифицировать, связать в группы.

Эту задачу поставил перед собой шведский естествоиспытатель Карл Линней.

Он разделил природный мир на три царства: минеральное, растительное и животное.

Сейчас приведение организмов в систему является основной задачей одного из разделов биологии — систематики.

Вид — это наименьшая единица классификации организмов, основная единица систематики.


Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.

Для примера возьмём иву. В России известно около 170 видов этого дерева. И для того чтобы их отличить, каждая ива имеет своё видовое название, например; ива ломкая, ива белая, ива козья.


Вы заметили, что названия состоят из двух слов. Двойное, или бинарное, название видов, бинарную номенклатуру предложил также Карл Линней. Это система научного наименования растений и животных, которая существует около 200 лет.

Название каждого растения состоит из двух слов: название рода, к которому принадлежит растение, например «дуб», и второе слово видовой эпитет «красный».

Система Линнея оказалась практичной и позволяла определять растения даже любителям.

Натуралист-любитель мог легко определить растение, благодаря таблице Линнея. Например, растение с очередными, сердцевидными, пильчатыми листьями, а также с цветками, собранными в виде ложных зонтиков, с многочисленными тычинками у основания, которые срастаются в пять пучков, относится к липе европейской.

Традиционным научным языком считается латынь. Поэтому ботаники и зоологи использовали этот язык для названия организмов.


Например, липа европейская на латыни читается как Tilia Europaea (тилия еуропеа).

В настоящее время латынь относится к числу так называемых мёртвых языков, так как на нем не разговаривают, подобно древнеиндийскому (санскрит) и древнегреческому.

Однако современный Кодекс биологической номенклатуры требует, чтобы научные названия живых организмов были по форме латинскими, то есть были написаны буквами латинского алфавита и подчинялись правилам латинской грамматики, вне зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

Следует различать понятия «вид» и «сорт». Вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определённым условиям. А сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами. Например, сорта яблонь (антоновка, белый налив) относятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная).

Рассмотрим порядок классификации

Тополь белый, тополь пирамидальный, тополь дрожащий (осина) относятся к одному роду — Тополь.

Рода Тополь, Ива и Чозения объединяют в семейство Ивовые, которое относится к порядку Ивоцветные.

Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.

Отдел — это наиболее крупная систематическая единица. Растения одного отдела имеют общий план строения и важнейшие признаки.

Так, у отдела Голосеменные, как вы уже знаете, образуются семена, но цветка у них нет.

А все растения, которые относятся к отделу Покрытосеменные, имеют цветок, у них происходит двойное оплодотворение, образуются семена и т. д.

Отдел Покрытосеменные разделяют на два класса — Однодольные и Двудольные. Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы и другим характеристикам.

К классу Двудольные относят растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями. Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше или эндосперме.

Листья обычно имеют перистое или пальчатое жилкование.

А число частей цветка кратно четырём или пяти.


Корневая система стержневая. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину. А кора и сердцевина обычно хорошо разграничены.

В этот класс входят почти все лиственные деревья и кустарники, большинство овощных и некоторые полевые культуры, многие декоративные травянистые растения и дикорастущие травы. Это горох, томат, картофель, лён и др.

Листья обычно имеют параллельное или дуговое жилкование. Число частей цветка кратно трём (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой части побега обычно отходят сразу несколько придаточных коней, которые формируют мочковатую корневую систему.

Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стеля в толщину нет. У них нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.

К однодольным растениям относят все культивируемые и дикие злаки, осоки, орхидеи, пальмы, лилейные и др.

Однако определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один внешний признак, не всегда возможно.

Например, вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.

Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.

Классы Двудольные и Однодольные включают семейства

Семейства класса Однодольные это: Лилейные и Злаковые (Мятликовые).


Представители данных семейств широко распространены на территории России страны, многие из них имеют большое хозяйственное значение.

В дальнейшем мы с вами подробнее познакомимся с некоторыми семействами.

Семейства выделяют на основании совокупности признаков, важнейшими из которых являются особенности строения цветка и плода.

Строение этих органов у покрытосеменных столь разнообразно, что учёные смогли выделить более 390 семейств цветковых растений. Среди них есть семейства, включающие в себя всего несколько видов или даже состоящие из одного-единственного вида.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: « Систематика растений» ( учитель Высоцкая Т.Б)

Цель учебного занятия

Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство,

развивающие : научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Термины и понятия

Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные

Методы и формы обучения

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе);

- практические (составление схем, поиск информации);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

достигаются в течении всего занятия

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию

- выявление признаков классов двудольных и однодольных растений как представителей покрытосеменных;

- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

-формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

- продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

- иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

- иметь представления о правилах общения в классе;

- иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

-формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

- продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

(Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции, вы получите новые знания и будете еще умнее и как гласит древний китайский афоризм : «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта и размышления- самый тяжелый путь, путём подражания - самый быстрый путь, путём соглашения с увиденным и услышанным - самый легкий путь» (китайский афоризм )( слайд 1)

Ребята! Какой из этих путей выберете вы?

Отвечают на приветствие учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности.

Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий.

Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Просмотр слайдов с видами природы под звучание музыки» Как прекрасен этот мир!»

Установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

(Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки)

Я предлагаю Вам посмотреть на экран и поразмышлять..в каком замечательном растительном мире мы живем.

Ребята! Сколько видов растений известно в настоящее время?

Чем различаются растения между собой?

Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле ?( слайд 13)

Обратите внимание на слайд. Переставьте правильно буквы и определите тему нашего сегодняшнего урока.( слайд 14)

Отвечают на поставленные вопросы, используя информационный лист № 1 пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Определяют тему урока используя проблемно-поисковый метод;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации , структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника.

Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога.

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Целеполагание , определение цели урока и ее фиксация

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

(Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)

Ребята! Обратите внимание на экран. Вам даны слова и словосочетания. Из предложенных слов и словосочетаний попробуйте выбрать те, которые на Ваш взгляд ассоциируются с понятием «систематика» и самостоятельно дайте определение понятию «систематика»:

Раздел биологии; Распределение по группам( систематическим категориям); Движение; Классификация; Дыхание; Сходство и родство растений; Фотосинтез; Систематизация; ( слайд15)

(Записываем определения в тетрадь)

Систематика - это раздел биологии, в котором растения распределяются на группы ( систематические категории) на основании их сходства и родства . (слайд 16)

Кто является основоположником систематики?

Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века

Карл Линней ( 1707-1778 ) - основоположник систематики растений . (слайд 17-18)

А теперь давайте попробуем погрузиться в роль ученого систематика и выполнить его работу. Попытайтесь расположить данные систематические категории в порядке возрастания , начиная с наименьшей, наименьшей единицей систематики является « вид» Как Вы думаете. Какая из предложенных категорий будет самой наивысшей?( слайд 19)

Ну давайте попробуем выполнить следующее задание:Растения имеют имя и фамилию.

Определите где имя а где фамилия у представленных растений :

  • Видовые названия:
  • Имя это вид (систематическая категория) а фамилия - род (систематическая категория) растений

2 смородина черная

3 радиола розовая

4 лапчатка прямостоячая

5 клён татарский

6 клён остролистный( слайд 20-21)

Почему не можем выполнить, почему у всех разные ответы. Чего то мы наверное не знаем? На какой вопрос нужно ответить чтобы выполнить это задание?

В какой последовательности раполагаются систематические категории и как определить у растения принадлежность к виду и роду?

Определяют понятие систематика растений, классификация растений. Занимаются поиском причин различий осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод.

Индивидуальная работа с понятием.

Возникновение ситуации интеллектуального конфликта,разрыва между имеющимися знаниями и предложенным заданием.

Шарова Василина Александровна

Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихся 6 класса по теме "Основы систематики растений" ., гланой целью которого является содействие формированию знаний об осовах систематики растений, изучение основных систематических групп растений, распознанвание классов растений.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_3.docx 44.87 КБ

Классы цветковых растений

У цветковых растений два класса:

  1. Двудольные растения;
  2. Однодольные растения.

Двудольные растения. Чтобы понять название класса, нужно вспомнить строение зародыша семени. Зародыш состоит из:

Нас интересуют семядоли. Семядоли представляют собой крупные выросты зародыша. В этом и состоит главное отличие двудольных растений от однодольных: у двудольных две семядоли.

Строение семян двудольных растений

К другим отличиям двудольных растений относятся:

  1. Стержневая корневая система с одним главным корнем;
  2. Широкие листья с черешками и сетчатым жилкованием;
  3. Цветки с двойным околоцветником: есть чашечка из чашелистиков и венчик из ярких лепестков;
  4. Проводящая система имеет кольцевое строение.

Существует огромное разнообразие двудольных растений. Этот класс включает более 350 семейств. Наиболее значимыми из них являются:

Однодольные растения. Исходя из названия, у однодольных растений есть всего одна семядоля.

Продольный разрез семян двудольных и однодольных растений

К другим отличиям однодольных растений относятся:

  1. Мочковатая корневая система без главного корня;
  2. Узкие сидячие листья без черешка с параллельным или дуговым жилкованием;
  3. Цветки с простым околоцветником: есть только венчик;
  4. Проводящая система состоит из отдельных пучков.

Однодольных растений меньше, чем двудольных. Этот класс включает 60 семейств. Наиболее значимыми из них являются:

  1. Семейство Лилейные (ландыш, чеснок);
  2. Семейство Злаки (овёс, ячмень).

Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений

Семейство Сложноцветные

Это самое крупное семейство класса двудольные — около 27 тысячи различных видов. Распространены везде. Самое известное растение семейства сложноцветные — подсолнух. Из семян подсолнуха добывают подсолнечное масло, которое применяется для приготовления пищи. К другим съедобным представителям растений семейства сложноцветных относят цикорий, эстрагон, топинамбур и салат латук. Среди сложноцветных множество декоративных растений: астры, ноготки, георгины и хризантемы.

Другое название сложноцветных — астровые.

Чтобы определить плод астровых, нужно вспомнить подсолнух. Те самые семена и являются их плодом семянкой. Он сухой и невскрывающийся. Плод одуванчика называется летучей семянкой из-за способности легко подхватываться ветром.

Цветки собраны в соцветие — корзинку. Околоцветник двойной: венчик яркий и выделяет нектар, но чашечка плохо развита. Лепестки сложноцветных бывают разной формы:

  1. Язычковые: сверху лепестка образуются зубчики, а снизу он срастается в трубку (одуванчик);
  2. Трубчатые: трубка лепестка оканчивается пятью зубчиками (полынь);
  3. Воронковидные: лепесток образует воронку (василёк);
  4. Ложноязычковые: похожи на язычковые, но оканчиваются тремя зубчиками (подсолнух).

Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков. Внутри расположены пять сросшихся тычинок и один пестик. Таким образом, формулу цветка сложноцветных можно представить следующим образом: Ч0Л(5)Т(5)П1.

Общие признаки сложноцветных

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также: