Закон о защите животных от жестокого обращения

Обновлено: 18.09.2024

Проектом федерального закона предлагается дополнить перечень информации, распространение которой запрещено в сети Интернет, включив в него информацию, содержащую материалы о жестоком обращении с животными.

Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставляя право органам государственной власти оперативно ограничивать (блокировать) доступ к информации и сайтам в сети «Интернет», содержащим материалы жестокого обращения с животными.

На территории Российской Федерации запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет»).

В настоящее время посредством социальных сетей и в сети Интернет массово распространяется информация, которая содержит материалы жестокого обращения с животными. Информация становится доступна детям, что оказывает воздействие на психическое состояние.

В то же время, ограничивать доступ к такого рода информации возможно только по решению суда. Судебная процедура по признанию информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является длительной, от 3 месяцев. При этом доступ к такой информации не ограничивается до вступления в законную силу решения суда и поступления его в Роскомнадзор с целью взаимодействия с операторами связи для последующего ограничения доступа.

Введение механизма ограничения доступа к информации о жестоком обращении с животными в досудебном порядке не подменяет собой расследование уголовных дел, возбуждаемых по признакам преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По данным Роскомнадзора, в рамках судебного порядка признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, с целью внесения в единую автоматизированную информационную систему поступают вступившие в законную силу судебные решения, касающиеся признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации о жестоком обращении с животными, а также о незаконной продаже редких видов животных.

Всего за период с 2013 по 2019 г. поступило 1475 судебных решений указанной направленности.

С заявлениями в суды о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обращаются прокуроры.

При подаче заявлений в суд прокуроры ссылаются на нормы закона «об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в качестве основания для признания различных видов информации запрещенной.

При этом Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривают наступление уголовной и административной ответственности за следующие виды правонарушений.

Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещает под угрозой наступления уголовной ответственности жестокое обращение с животными, незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Доступ к информации, размещенной на информационных ресурсах в сети Интернет и имеющей признаки запрещенной, не ограничивается до вступления в законную силу решения суда и поступления его в Роскомнадзор с целью взаимодействия с операторами связи для последующего ограничения доступа.

В связи с чем назрела необходимость введения более оперативной процедуры ограничения доступа к информации в сети Интернет, содержащей материалы жестокого обращения с животными.

Законопроект является результатом анализа правоприменительной практики, в том числе судебных актов о признании информации о жестоком обращении с животными запрещенной, и направлен на пресечение распространения в сети Интернет информации, которая может причинить вред психическому здоровью неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Представляется, что могут быть блокированы информационные и новостные ресурсы, в материалах которых не будет содержаться призывов или пропаганды жестокого обращения с животными, но могут содержаться оповещения о случаях жестокого обращения с животными.

"Закона "Об ответственном обращении с животными" зоозащитники России ждали 20 лет, - отметил глава Минприроды Александр Козлов. - В прошлом году его, наконец, приняли, но спустя время стало очевидно, что документ нужно совершенствовать. Например, многие считают, если дикое животное находится на содержании у человека, то оно становится домашним. Новые поправки позволят исключить лазейки в законодательстве для тех, кто заводит животных ради забавы и не готов обеспечивать для них должные условия".

Фото: Сергей Михеев/ РГ

В частности, в законе предлагается разграничить понятия "домашнего животного" и "дикого животного в неволе". Это не позволит содержать лесного зверя под видом питомца, пояснили в Минприроды. Отдельно будут прописаны нормы, касающиеся содержания и использования диких животных. Сегодня такие требования есть столько для зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров и дельфинариев.

"После принятия законопроекта всем, кто содержит и использует диких животных в неволе, придется строго следить за соблюдением соответствующих требований, а желающим завести дикого зверя - обратить пристальное внимание на вновь введенные положения закона, - заявили в Минприроды. - Принятие этого законопроекта позволит Росприроднадзору еще эффективнее работать по пресечению использования животных в личных целях". Чрезмерными назвал положения предложенного законопроекта глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

"В нынешнем виде законопроект запрещает содержать дома морских свинок, хомяков, белок, попугаев и других животных, к которым люди привыкли и с которыми никогда никаких проблем не возникало, - отметил депутат. - Существует список опасных животных. Там перечислены львы, тигры и другие действительно опасные звери, которым дома не место. Вероятно, его надо дополнить, но это не требует принятия закона, достаточно ведомственного нормативного акта".

Разработка закона об ответственном обращении с животными растянулась почти на десять лет. Этот документ запретил проводить бои с участием животных и работу контактных зоопарков, ввел лицензирование зоопарков, цирков, дельфинариев и океанариумов. Также было определено, что такое жестокое обращение с животными и установлены требования для их владельцев.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также - владелец) - физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также - дикие животные в неволе), - дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные - животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца - физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным - обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях - использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного - используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки - собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные - животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи - искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) утверждение положения о федеральном государственном (контроле) надзоре в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Основные принципы обращения с животными
    • Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными
    • Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными
    • Статья 9. Общие требования к содержанию животных
    • Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными
    • Статья 11. Защита животных от жестокого обращения
    • Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными
    • Статья 13. Требования к содержанию домашних животных
    • Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных
    • Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию
    • Статья 16. Приюты для животных
    • Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев
    • Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
    • Статья 19. Государственный контроль (надзор) в области обращения с животными
    • Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными
    • Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
    • Статья 22. Конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом
    • Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
    • Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
    • Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
    • Статья 26. О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"
    • Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    С изменениями и дополнениями от:

    27 декабря 2019 г., 11 июня 2021 г.

    Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года

    Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Закон определяет условия обращения с животными, обязанности и ответственность владельцев. Запрещено:

    - проводить бои животных;

    - призывать к жестокому обращению с ними;

    - использовать домашних животных в предпринимательской деятельности;

    - проводить зрелищные мероприятия, влекущие нанесение им травм и увечий, их умерщвление;

    - избавляться от питомца без передачи его новому владельцу или помещения в приют.

    Использовать животных в культурно-зрелищных целях можно будет в местах их содержания, в специальных зданиях, сооружениях или на обособленных территориях. Ограничена деятельность контактных зоопарков.

    Отдельные нормы закона посвящены содержанию собак, определению потенциально опасных пород, обращению со служебными животными.

    Установлены требования к приютам для животных, к обращению с животными без владельцев.

    Введено лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах. Лицензию нужно будет получить до 2022 г.

    Правительство РФ утвердит перечень животных, запрещенных к содержанию. Если они приобретены до 1 января 2020 г., то могут находиться на содержании владельцев до наступления естественной смерти.

    Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 27 декабря 2018 г., за исключением части 6 статьи 13, статей 15, 16, 18 - 20 и 22, вступающих в силу с 1 января 2020 г.


    Зооактивисты говорят, что 20 лет ждали хоть какого-то закона о защите животных. Именно в начале нулевых заговорили о правовом акте, который бы оберегал питомцев. В итоге получили немного не то: многие положения, которые лоббировали общественники, так и не нашли своего отражения на бумаге. Разница даже на уровне названия. Новый документ называется «Об ответственном обращении с животными».

    Законы был опубликован под занавес 2018 года и по сути начал полноценно работать в России лишь с 2019 года.

    - Закон об ответственном обращении с животными выделяет животных как существ, способных испытывать эмоции и страдания. Хозяин становится ответственным за судьбу животного, - рассказала адвокат Элеонора Абеле.

    Основные положения

    Одно из важных положений, это защита животных от жестокого обращения. Запрещена его пропаганда, а также призывы к оному.

    Четко сказано, что нельзя проводить болезненные ветпроцедуры без обезболивающих. Натравливать животных друг на друга и устраивать бои. Запрещено прилюдно кормить хищников другими живыми животными в общественных местах.

    Закон об ответственном обращении с животными в России запрещает выбрасывать питомцев. То есть хозяин не вправе больше уехать за 100 км от города и бросить бывшего любимца. Его можно передать новому владельцу или в приют.

    Среди положений можно выделить запрет на торговлю животными вне «специальных мест». Можно предположить, что речь о питомниках и магазинах. Но как быть с тысячами объявлений в Сети? О них в Законе об ответственном обращении с животными 2019 в России ничего не сказано.

    Ответственность при нарушении

    В законе об ответственном обращении с животными в России про это сказано так: нарушители несут административную, уголовную и иную ответственность. Каких-то новых штрафов не прописано. Большинство наказаний итак уже перечислены в прочих законах.

    Например, если ваш пес нагадил во дворе, то вы нарушили правила благоустройства. Они в каждом городе и регионе свои, а значит и штрафы разные.

    Вас покусала чужая собака - подаете в суд и взыскиваете ущерб.

    За жестокое обращение отвечает уголовный кодекс. По статье грозит штраф, исправительные работы или до трех лет колонии. Есть и отягчающие обстоятельства, которые усиливают наказание.

    Опасные породы собак

    В документе указан конкретный перечень.

    2. Американский бандог

    4. Бразильский бульдог

    6. Бульдог алапахский чистокровный (отто)

    8. Волко-собачьи гибриды

    9. Волкособ, гибрид волка

    12. Северокавказская собака

    Также в этом перечне метисы пород, указанных в предыдущих пунктах. То есть если один из родителей животного был«опасно-породистый», а другой - нет, он все равно попадает в список опасных.

    Выгул опасной собаки без намордника и поводка запрещен. Но на огороженной территории пес может быть не привязан. Например, четвероногий сторож во дворе частного дома. А вот табличку «Осторожно! Злая собака» теперь вещать обязательно, если хоть одна из дюжины опасный пород подстерегает за забором.

    Опыт других стран

    Наиболее скверная ситуация в этом смысле в Азии и Африке. Где-то в целом нет понятия жестокое обращение, а где-то за него лишь денежный штраф. Например, в Турции. Но при этом в крупных городах там чипированы, стерилизованы и кастрированы все бродячие псы.

    Но самой прогрессивной в плане закона о защите прав животных Швейцария. В стране с высочайшим уровнем жизни очевидно победили все проблемы и взялись за беды меньших братьев. Например, там прописали нормативы кроличьих клеток и активности собак.

    животные кот

    Тимофеева
    Ольга Викторовна Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , когда принимался закон «Об ответственном обращении с животными», в нем выверялась каждая буква. «Мы запретили убийство животных. И сегодня не отступим от этой главной позиции», — подчеркивала она.

    Конституция РФ

    Внесенные в Конституцию после общероссийского голосования поправки устанавливают, что Правительство России «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

    Закон «Об ответственном обращении с животными»

    Закон прошел третье чтение 19 декабря 2018 года, 27 декабря 2018 года его подписал Президент. Закон защищает животных от жестокого обращения, а также обеспечивает безопасность граждан при взаимодействии с животными. Его действие распространяется на:

    • домашних животных;
    • безнадзорных животных;
    • животных, используемых в культурно-зрелищных целях (в зоопарках, цирках и т. д.);
    • диких животных, содержащихся в неволе.

    Запрещено умерщвлять животных под каким бы то ни было предлогом, устраивать бои, натравливать одних зверей на других и на людей. Нельзя избавиться от животного просто так — его надо передать новому владельцу или в приют. Животных нельзя использовать при попрошайничестве. Вводится однозначный запрет на пропаганду жестокого обращения с животными, а также на содержание в квартирах, частных домах и на садовых участках диких зверей. Под запретом теперь контактные зоопарки, которые находятся в ТЦ, и содержание животных в барах, кафе и ресторанах. Цирки, зоопарки, зоосады и т. д. должны будут получить лицензию.

    Закон также устанавливает правила выгула животных (в том числе собак потенциально опасных пород) — ошейник, поводок и намордник обязательны.

    Регламентируется порядок обращения с безнадзорными животными. Теперь возможна только программа «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат в прежнее место обитания», причем с неснимаемой меткой. После отлова безнадзорное животное немедленно должно быть передано в приют, а сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будет фиксироваться на видео. Запрещен отлов животных с данными владельцев (например, со специальными бирками на ошейниках), необходимо будет обеспечить возврат зверя владельцу.

    «Отлов животных должен сопровождаться видеофиксацией, размещением информации о животных, попавших в приюты. Вводится не только государственный надзор, в том числе ветеринарный, но и общественный контроль со стороны волонтеров и зоозащитников», - отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

    Бурматов
    Владимир Владимирович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0190 (Металлургический - Челябинская область) .

    Документ также регламентирует создание и работу приютов для животных — например, нельзя создавать их в квартирах. Приюты должны будут в течение трех дней разместить информацию о поступившем к ним животном. Кроме того, приютам запрещено умерщвлять животных без ветеринарного заключения о неизлечимом заболевании или о несовместимой с жизнью травме.

    Закон предусматривает, что подзаконными актами будут прописаны требования к приютам для животных, как обращаться с бездомными животными, будет утвержден перечень потенциально опасных собак и животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях. Дополнительно будут прописаны требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, случаи, когда можно использование домашних животных в предпринимательской деятельности.

    Наказание для живодеров

    Так, за факты трансляции в интернете сцен жестокости и насилия над животными, а также за вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних установлена ответственность до пяти лет лишения свободы.

    Если вы столкнулись с жестоким обращением с животными:

    Шаг 1

    Подать заявление в полицию, лучше это сделать по месту совершения преступления.

    Важно!

    Если вы подаете заявление после того, как увидели ролик в интернете, в котором демонстрируется жестокое обращение с животным, убедитесь, что событие произошло на территории России, а также постарайтесь выяснить его конкретное место и время.

    Шаг 2

    Параллельно с подачей заявления в полицию, напишите обращение в Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. Депутаты будут осуществлять парламентский контроль и следить за тем, как проводится расследование.

    Шаг 3

    Если полиция или не проводит необходимых процессуальных процедур (опрос свидетелей, изъятие записей камер видеонаблюдения и т. д.), или вообще не принимает заявление, то следует подать его в Генеральную прокуратуру РФ.

    Если преступление будет доказано, то в отношении живодера будет выбрана одна из мер наказания в соответствии со степенью тяжести поступка:

    • штраф до 80 000 рублей;
    • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до шести месяцев;
    • обязательные работы на срок до 360 часов;
    • исправительные работы до одного года;
    • ограничение свободы на срок до одного года;
    • арест на срок до шести месяцев;
    • лишение свободы на срок до трех лет.

    Если же преступление совершила группа лиц или группа лиц по предварительному сговору, либо же это произошло в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ и интернете, а также если это совершалось в отношении нескольких животных, то наказание может быть таким:

    • штраф от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
    • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период от одного года до двух лет;
    • исправительные работы до двух лет;
    • принудительные работы до пяти лет;
    • лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

    Подавая заявление по факту жестокого обращения с животными, вы помогаете не только пресекать действия живодеров и наказывать их за совершенные поступки, но и способствуете тому, чтобы таких преступлений становилось все меньше.

    Пикет зоозащитников у здания Государственной Думы

    В конце июля широко обсуждалась история с жестоким убийством животного в Алтайском крае. «Сам по себе факт живодерства ужасен и омерзителен и требует реакции правоохранительных органов», — отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

    «Раньше проблема была в том, что эти преступления просто не регистрировались», — подчеркивает Владимир Бурматов. По словам Председателя профильного комитета, из‑за действия предыдущей редакции 245 статьи УК РФ, изменения в которую были внесены указанным выше законом, «полиция просто отказывалась принимать заявления граждан».

    Согласно принятым поправкам, теперь наказание живодерам может грозить не только за гибель животного или нанесенное ему увечье, но и за действия, причинившие боль и страдание.

    Статистика жестокого обращения с животными

    Владимир Бурматов отметил, что при этом предстоит разобраться в причинах снижения показателя в ПФО, который «существенно отличается от других округов».

    Принятый Государственной Думой закон также ужесточил наказание за жестокое обращение с животными.

    Так, за факты трансляции в интернете сцен жестокости и насилия над животными, а также за вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних установлена ответственность до пяти лет лишения свободы.

    Что нужно делать, чтобы живодеры не остались без наказания?

    Подать заявление в полицию, лучше это сделать по месту совершения преступления.

    Если вы подаете заявление после того, как увидели ролик в интернете, в котором демонстрируется жестокое обращение с животным, убедитесь, что событие произошло на территории России, а также постарайтесь выяснить его конкретное место и время.

    Параллельно с подачей заявления в полицию, напишите обращение в Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. Депутаты будут осуществлять парламентский контроль и следить за тем, как проводится расследование.

    Если полиция или не проводит необходимых процессуальных процедур (опрос свидетелей, изъятие записей камер видеонаблюдения и т. д.), или вообще не принимает заявление, то следует подать его в Генеральную прокуратуру РФ.

    Если преступление будет доказано, то в отношении живодера будет выбрана одна из мер наказания в соответствии со степенью тяжести поступка:

    • штраф до 80 000 рублей;
    • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до шести месяцев;
    • обязательные работы на срок до 360 часов;
    • исправительные работы до одного года;
    • ограничение свободы на срок до одного года;
    • арест на срок до шести месяцев;
    • лишение свободы на срок до трех лет.

    Если же преступление совершила группа лиц или группа лиц по предварительному сговору, либо же это произошло в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ и интернете, а также если это совершалось в отношении нескольких животных, то наказание может быть таким:

    • штраф от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
    • штраф в размере заработной платы или другого дохода за период от одного года до двух лет;
    • исправительные работы до двух лет;
    • принудительные работы до пяти лет;
    • лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

    Подавая заявление по факту жестокого обращения с животными, вы помогаете не только пресекать действия живодеров и наказывать их за совершенные поступки, но и способствуете тому, чтобы таких преступлений становилось все меньше.

    Ответственность хозяев

    В законе об ответственном обращении с животными в России, который заработал в 2019 году, прописано понятие «владелец животного». Взглянем на документ.

    Владелец животного - физическое или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

    Закон предписывает хозяевам надлежащий уход за животными.

    Для кого разработан закон

    Как бы странно это не прозвучало - для людей. В законе об ответственном обращении с животными прямо сказано, что он должен не только защищать зверей, но и укреплять нравственность, блюсти принципы гуманности.

    А еще обеспечивать безопасность граждан при обращении с животными. То есть закон предписывает всяческим шоу, в которых задействуют животных, делать представления безопасными.

    Обязательная вакцинация

    Кого и как вакцинировать документ также прямо не указывает. В нем есть пункт, где под грифом обязательности предписано: своевременное оказание профилактических ветеринарных мер.

    А если не исполнять этого? Судя по документу, ничего не будет. Поэтому зоозащитники и называют его сырым. Не исключено, что по итогам (не) работы документы в 2019 году и позже, будут внесены поправки.

    Правила выгула животных

    Первое о чем говорит закон в этой части: владелец не должен допустить, чтобы его животное могло кого-то покалечить или того страшнее. Кроме того, питомец не должен ничего повредить.

    Вот требования к выгулу.

    • На дороге, в лифтах, подъездах, дворах, спортивных и детских площадках животное не может передвигаться само. То есть должен быть поводок или шлейка.
    • Следует убирать экскременты за питомцев, если он опорожнился в общественном месте.
    • Не допускать выгул животного вне разрешенных мест.

    Обязательное чипирование

    Закон об ответственном обращении с животными ни в момент опубликования, ни в 2019 году, ничего не говорил на этот счет. Однако, разные регионы России сами вводят эту норму. Кроме того, достоверно известно, что в Госдуме работают над новым документом. Но там чипирование называется маркировкой.

    Может быть, это будет отдельный правовой акт. А может быть внесут поправки в какой-то из действующих. Например, в законы о ветеринарии или тот же об ответственном обращении.

    В целом, инициатива здравая, но дорогостоящая. За чей счет будут чипировать миллионы питомцев? Хотя сделать это нужно. Иначе как наказать хозяина, который выбросил собаку? Ведь по закону об ответственном обращении с животными в России он этого делать не имеет права.

    Читайте также: