Мясные претензии прокуроров

Обновлено: 11.09.2024

В целях обеспечения в органах прокуратуры Российской Федерации эффективной защиты охраняемых законом интересов граждан, общества и государства и реализации дополнительных мер, направленных на совершенствование организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров:

1.1. Работу с обращениями считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности, руководствоваться при ее организации требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" и от 01.11.2011 N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора", уделяя повышенное внимание срокам и качеству разрешения обращений.

1.2. Обеспечить реализацию гражданами конституционного права на обращения, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и специального программного обеспечения, прозрачность работы по рассмотрению обращений, добиваясь восстановления в полном объеме их нарушенных прав и законных интересов.

Особое внимание в работе с обращениями уделять социально незащищенным категориям населения: ветеранам, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям и малоимущим гражданам.

1.3. Не допускать формального подхода в работе по личному приему граждан, сочетать личный прием с задачами по правовому просвещению населения.

Проводить тематические приемы граждан по вопросам, имеющим большой общественный резонанс.

На регулярной основе для проведения приема осуществлять выезды в регионы со сложной криминогенной обстановкой, отдаленные и труднодоступные населенные пункты, предприятия с социально-экономическими проблемами.

Расширить практику приема населения с использованием мобильных и временных приемных Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров в местах чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Сведения о времени и месте проведения приема заблаговременно сообщать на официальных сайтах органов прокуратуры в сети Интернет, а также направлять в средства массовой информации.

1.4. Личный прием граждан проводить в форменном обмундировании в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004 N 29 "Об обеспечении исполнения требований федерального законодательства об обязательном ношении форменного обмундирования".

1.5. При общении с посетителями и в ответах на обращения проявлять корректность и вежливость согласно Кодексу этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденному приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 N 114.

1.6. В книге регистрации приема посетителей либо компьютерной базе данных конкретизировать суть обращений.

По обращениям, не требующим дополнительной проверки, в графе "Результат приема" указывать, какое именно дано разъяснение гражданам в ходе личного приема при наличии их согласия.

1.7. Исключить факты оставления обращений граждан без рассмотрения по существу по формальным основаниям. При отсутствии в обращении сведений, достаточных для его разрешения, либо в случае неясности изложения существа вопроса принимать исчерпывающие меры к восполнению недостающих данных.

1.8. Добиваться объективного и окончательного разрешения каждого обращения в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса, реального устранения нарушений закона и привлечения к ответственности лиц, их допустивших.

Обеспечить полную и всестороннюю проверку каждого довода обращения.

1.9. Проверять, как правило, с выездом на место обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее резонансным вопросам либо устанавливать контроль за результатами проверок таких обращений.

1.10. Повысить требовательность к рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и решения прокуроров. Исключить факты направления жалоб на рассмотрение должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также случаи неоднократного направления в органы прокуратуры жалоб в связи с ненадлежащим рассмотрением первичных обращений и непринятием необходимых мер в рамках их рассмотрения.

1.11. Не допускать фактов волокиты и бездействия при рассмотрении обращений, продления сроков без достаточных для этого оснований.

В исключительных случаях при проведении дополнительной проверки, истребовании материалов устанавливать оптимальный срок для завершения проверки, но не более чем на 30 дней.

1.12. Ответы с результатами рассмотрения обращений излагать в доступной для понимания форме со ссылкой на нормы действующего законодательства по всем затрагиваемым вопросам и доводам.

Практиковать личный прием гражданина с его согласия руководителем прокуратуры, подписавшим ответ, для разъяснения требований законодательства, оснований и мотивов принятого решения по жалобе, поступившей на личном приеме.

1.13. Решать вопрос о персональной ответственности виновных должностных лиц за ненадлежащее рассмотрение обращений.

1.14. При проведении комплексного анализа поступивших обращений и практики их разрешения в органах прокуратуры обращать внимание на изменение состояния законности и правопорядка, а результаты анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.

Своевременно сообщать прокурорам об аспектах данной работы в информационных письмах и обзорах. Копии информационно-аналитических документов направлять для сведения в управление по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.16. Повысить активность в освещении на официальных сайтах органов прокуратуры в сети Интернет и подготовке пресс-релизов для средств массовой информации о работе по рассмотрению обращений граждан, приводить примеры реальной помощи в восстановлении нарушенных прав обратившихся в прокуратуру граждан, разъяснять законодательство по часто затрагиваемым в обращениях вопросам.

1.17. На постоянной основе уделять внимание профессиональной подготовке прокурорских работников в части работы с обращениями и личного приема граждан.

При проведении аттестации работника прокуратуры в обязательном порядке рассматривать его результаты в работе по рассмотрению обращений.

1.18. Вопросы работы с обращениями граждан регулярно обсуждать на заседаниях коллегии и на совещаниях.

2. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Мясные претензии прокуроров

Прокуратура города Владимира проверила сетевые магазины «Дом мяса» и выявила массовые нарушения ветеринарного законодательства.

Проверка проводилась совместно со специалистами управлений Россельхознадзора, Роспортребнадзора и департамента ветеринарии по Владимирской области. В ходе инспекции выявлены многочисленные нарушения технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции».

Специалисты установили, что туши разделывали прямо на деревянных колодах в помещении рынка и магазинов, при этом топоры и ножи не обрабатывали в дезрастворе. В подсобных помещениях, где разделывают туши, не производят дезинфекцию столов и помещений, не ведётся контроль температурного режима холодильной камеры и помещения. Расположение холодильника для мяса не обеспечивает поточности технологического процесса, а разрубленное мясо в холодильной камере хранится либо на полу, либо вплотную к стенкам.

По результатам проверки прокурор города Владимира возбудил 4 административных производства по ч.1 ст.10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства) в отношении ИП Белошенко Н.А., ИП Кошелева С.А., ИП Гришиной М.Б., ИП Мартыновой Г.А.

Ещё два производства возбуждены в отношении директора ООО «Дом мяса» (согласно ЕГРЮЛ, директором ООО «Дом мяса» является Юрий Куренков): по ч.1 ст.10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства), а также по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов)

Помимо этого у одного из индивидуальных предпринимателей сети магазинов изъяли более 60 килограммов продукции из мяса ненадлежащего качества.

Прокуратура направила в адрес индивидуальных предпринимателей и руководителей предприятия 15 представлений с требованиями устранения выявленных нарушений. Сейчас акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.

5 октября 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. № 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора"


Обзор документа

Когда жалоба остается без ответа?

По смыслу п. п. 2.9 - 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:

  • отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
  • отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
  • невозможность определить суть жалобы;
  • содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
  • нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
  • наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
  • жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.
Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.

Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.

Как подать жалобу на помощника прокурора чтобы ее наказали что написать в жалобе и стоит ли? Дело вот в чем, я обратилась в прокуратуру с просьбой провести проверку в отношении журналиста который создал статью порочащую мою организацию, после проверки мало того что статью не убрали, так помощник прокурора выставила меня ещё виноватой грубила мне, обвиняла во всем, как наказать ее за неподобающий тон и обвинения? К сожалению запись аудио не велась так как не знала об этом.

18 февраля 2020, 01:09 , Елена, г. Новосибирск Ответы юристов Владимир Захаров Юрист, г. Новосибирск Общаться в чате

Первая инстанция для подачи обращения - вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.

Обжалование действий прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте.

Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно. Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения. При проверке могут быть задействованы все правовые институты.

Обращение составляется в письменной форме и содержит: точное полное наименования органа обращения:

ФИО того, кто подает обращение, актуальный адрес (подтвержденный документами личности); детальное описание ситуации, в которой возникло нарушение; суть обращения (чего добиваемся жалобой); прошение о выполнении необходимого для выявления нарушения ряда действий; доказательства нарушения; дата отправки заявления, ФИО и подпись лица, являющегося заявителем.

Но есть ситуации, когда добиться решения проблемы без обращения в суд не удается. Например, если прокурор не выполняет решение вышестоящей организации или заявитель полностью не согласен с полученным ответом и принятыми мерами.

Имеется еще одна возможность защитить права и интересы, нарушенные действиями (бездействием) прокурора - обращение в суд.

Подавать жалобу следует в районный (городской) суд. Она должна быть рассмотрена в соответствии с требованиями КАС, то есть в рамках административного судопроизводства.

В результате подачи заявления все действия (бездействия) прокурора будут проверены на соответствие законодательству, и по результатам будет принято соответствующее решение.

Обычно судебный порядок обжалования действий (бездействия) прокурора самая эффективная мера воздействия на должностное лицо.Но следует понимать, что на рассмотрение вопроса в этом случае потребуется довольно много времени.

Максимальный срок рассмотрения жалобы
Вышестоящая прокуратура
15 дней, может быть продлен до 30 дней
Суд
1 месяц, возможно продление

Порядок и сроки рассмотрения

В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:

  1. Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
  2. Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
  3. Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
  4. Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
  5. Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
  6. Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.

Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.

Позиция прокуратуры

Прокуратура не согласилась с указанными выводами судов, обратив внимание на то, что прокурор, участвующий в арбитражном процессе, не относится к сторонам. А обязанность по досудебному урегулированию спора, по оценке прокуратуры, лежит исключительно на сторонах. Надзорное ведомство также подчеркнуло, что прокурор, обращаясь в арбитражный суд с иском в публичных интересах, не является материальным истцом. Имеется в виду участник процесса, заявивший требования в своих интересах, поскольку он был реальным участником правоотношений, на основе которых и возник спор. Прокуратура заключила, что соответствующие требования закона на нее не распространяются.

Отметим, что прокурор действительно относится к лицам, участвующим в деле, но не к сторонам (ст. 40 АПК РФ). При этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если необходимо защитить права граждан и охраняемые законом интересы общества или государства (п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"; далее - закон о прокуратуре).

Прокуратура также подчеркнула, что выбор мер прокурорского реагирования - это ее прерогатива, а досудебное урегулирование спора путем направления претензии не относится к подобным мерам. Напомним, мерами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и предостережение о недопустимости нарушения закона. Каждая из них обязательна к исполнению (ст. 23-25.1 закона о прокуратуре).

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

  • жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
  • жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
  • жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
  • жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
  • жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
  • жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..
Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.

Обзор документа

Генпрокуратура определила новый порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора.

Распространяется ли на прокуроров обязательный претензионный порядок в арбитражном процессе?

С 1 июня 2016 года претензионный, то есть обязательный досудебный порядок разрешения споров стал обязательным условием в арбитражном процессе (подп. "б" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2016 г. № 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон № 47-ФЗ). Иными словами, по общему правилу суд не будет рассматривать спор, возникший из гражданских правоотношений, если стороны не подтвердят, что они приняли меры по предварительному урегулированию конфликта (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса). Причем обратиться в суд стороне, интересы которой ущемлены, можно лишь по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии контрагенту. Сразу отметим, что данное правило о сроке является общим, и иной может быть установлен законом или договором.

Если при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления арбитражный суд установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, он вправе его вернуть (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Вместе с тем, есть и исключения из правила об обязательном претензионном порядке. В частности, его применение необязательно в делах о банкротстве, корпоративных спорах, делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, факта владения и пользования организацией или ИП недвижимым имуществом как своим собственным), и в некоторых других случаях (ч. 5 ст. 4, п. 1 ч. 2 ст. 218 АПК РФ).

Кроме того, в АПК РФ отдельно закреплено, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, также могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка. Но это должно происходить только в случаях, если необходимость соблюдения такого порядка установлена федеральным законом.

Нетрудно заметить, что исключения из общего правила выделены по критерию характера спора. В то же время в АПК РФ прямо не закреплено, что претензионный порядок не распространяется на каких-либо отдельных участников арбитражного процесса. И как раз этот вопрос потребовал разрешения уже в ходе применения новых положений на практике - распространяется ли обязательный претензионный порядок на прокурора, который направил в суд исковое заявление?

Суть спора

КРАТКО
Реквизиты решения: Определение ВС РФ от 20 февраля 2017 года № 306-ЭС16-16518
Требование заявителя: Принять к рассмотрению исковое заявление прокурора о признании сделки недействительной, не обязывая прокуратуру соблюдать досудебный порядок урегулирования спора.
Суд решил: В конкретном случае досудебный порядок урегулирования спора необязателен для прокурора, поскольку он защищает чужие интересы, выступая в качестве процессуального истца и не имеет материальной заинтересованности в деле.

В июне 2016 года в арбитражный суд Пензенской области поступило исковое заявление от первого заместителя прокурора региона. Он просил признать недействительной сделку между двумя организациями, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования города Пензы. Дело в том, что между этими юридическими лицами был заключен агентский договор, на основании которого сторона могла собирать платежи за коммунальные и иные услуги.

По мнению прокуратуры, ответчики, заключив такую сделку, нарушили положения о порядке внесения платы за жилищные и коммунальные услуги и осуществления контроля за правильностью расчетов в многоквартирном доме. Также прокурор указал, что данный договор нарушает публичные интересы, так как акционером общества, выступающего по договору в качестве агента, является город Пенза.

Что интересно, до разрешения данного спора по существу дело пока не дошло, поскольку арбитражный суд первой инстанции отказал прокурору в принятии его иска, причем по формальным основаниям, а апелляция и кассация с ним согласились.

Требования к составлению жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

  • наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
  • ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
  • изложение существа вопроса;
  • личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:

  • описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
  • суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
  • описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
  • при наличии - реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
  • требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже - несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.

Образец жалобы в прокуратуру blank-zhaloba-v-prokuraturu.doc ≈ 46 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу! Образец жалобы в прокуратуру о невыплате заработной платы blank-zhaloba-v-prokuraturu-o-nevyplate-zarabotnoj-platy.doc ≈ 44 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу! Образец жалобы в прокуратуру на работодателя blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-rabotodatelya.doc ≈ 46 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу! Образец жалобы в прокуратуру на судебного пристава blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sudebnyh-pristavov.doc ≈ 45 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу! Образец жалобы в прокуратуру на следователя blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sledovatelya.docx ≈ 8 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Позиция ВС РФ

ВС РФ поддержал прокуратуру и удовлетворил ее кассационное представление (Определение ВС РФ от 20 февраля 2017 года № 306-ЭС16-16518 4 ).

Суд пояснил, что досудебный порядок урегулирования экономических споров - это взаимные действия сторон материального правоотношения, которые направлены на самостоятельное разрешение разногласий, возникших между ними.

Сергей Ковбасюк, учредитель и управляющий бюро "Адвокаты и бизнес":

"Позиция ВС РФ представляется вполне обоснованной, учитывая то, что прокуратура выполняет надзорные функции. При защите прав граждан и организаций последняя должна иметь средства, которые позволят оперативно принимать меры к пресечению нарушений и предотвращению последствий этих нарушений. Очень верно замечание Суда о том, что право не соблюдать претензионный порядок прокуратура получает только в случае представления интересов третьих лиц. Ведь выступая в собственных интересах, прокуратура обладает равными правами с иными участниками арбитражного процесса, и соответственно, соблюдать досудебный претензионный порядок обязана. Вместе с тем отмечу, что прокуратура сегодня имеет довольно широкий набор инструментов для реализации надзорной функции. Поэтому полагаю, что данная позиция ВС РФ не окажет существенно влияния на судебную и общую правоприменительную практику".

При этом Суд уточнил, что такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению спора между сторонами. Так, лицо, считающее, что его права ущемлены, обращается к предполагаемому нарушителю с претензией. И если получатель претензии решит, что содержащиеся в ней доводы являются обоснованными, то он предпримет необходимые меры к устранению допущенных им нарушений. То есть, заключил суд, таким образом исключается необходимость судебного вмешательства в отношения сторон.

Следовательно, указал ВС РФ, на прокуроре может лежать обязанность по принятию мер к досудебному урегулированию спора, но только в случае, если орган прокуратуры участвует в деле как сторона материально-правового спора. Поясним, имеется в виду ситуация, когда прокуратура изначально участвовала в правоотношении как его сторона и затем обращается в суд для защиты своих интересов. Но при этом в соответствии с действующим законодательством прокуроры могут выступать в суде и в иной роли - как процессуальные истцы, защищая таким образом интересы граждан или организаций, которые являлись сторонами спорных правоотношений, то есть интересы материальных истцов.

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что обязанность прокурора по соблюдению досудебного порядка отсутствует, если он обращается в суд для защиты чужих интересов либо вступил в дело в целях обеспечения законности. По его мнению, факт того, что по закону прокурор наделен процессуальными правами и обязанностями истца, не делает его стороной материального правоотношения и не налагает на него соответствующие ограничения.

В результате Суд пришел к выводу о том, что у судов предыдущих инстанций не было оснований для возвращения прокурору искового заявления в связи с несоблюдением досудебного порядка. Определение и постановления были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение. Причем ВС РФ указал, что суду первой инстанции предстоит решить вопрос о принятии к производству иска заместителя прокурора.

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста - прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.

Выводы арбитражных судов

Суд первой инстанции возвратил исковое заявление прокурору, так как последний не сообщил о том, что требования об обязательном претензионном порядке соблюдены, а также не приложил к своему обращению подтверждающие это документы (Определение арбитражного суда Пензенской области от 29 июня 2016 года по делу № А49-7569/2016 1 ). Обратим внимание, что по закону в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

Суд, в частности, указал, что прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 3 ст. 52 АПК РФ). Он также отметил, что ст. 4 АПК РФ не содержит положения, в соответствии с которыми обязательный досудебный порядок не применяется, если исковое заявление направил в суд прокурор. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такой порядок является обязательным и для прокурора.

Кроме того, арбитражный суд Пензенской области обратил внимание на то, что исключение из правила об обязательном досудебном порядке в данном случае не будет действовать и в силу характера спора. По оценке суда, оспариваемый прокурором договор не порождает для сторон сделки и для заинтересованных лиц прав и обязанностей административного характера. Следовательно, отметил он, заявленные требования не вытекают из административных и иных публичных правоотношений, а потому досудебный порядок урегулирования спора с ответчиками является обязательным для истца в силу закона.

БЛАНКИ
Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимого имущества и аннулировании записи государственной регистрации
Исковое заявление о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания
Ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (арбитражный процесс)
Другие бланки

В подтверждение своей правоты суд сослался на позицию Пленума ВАС РФ. В соответствии с ней при обращении в арбитражный суд прокурор обязан соблюдать требования к форме и содержанию обращений, предусмотренные АПК РФ (п. 9 Постановления Пленума ВАС от 23 марта 2012 года № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").

С судом первой инстанции согласились и на стадии апелляции, и в кассации (Постановление одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2016 года по делу № А49-7569/2016 2 , Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2016 года по делу № А49-7569/2016 3 ). Суды отметили необходимость применения обязательного досудебного порядка по АПК РФ и характер спора, не предполагающий исключения из общего правила. Также оба суда указали, что прокурор в арбитражном процессе пользуется правами и исполняет обязанности истца, а в апелляции особо подчеркнули, что объем процессуальных прав и обязанностей прокурора определяется таким образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

Таким образом, суды апелляционной и кассационной инстанций оставили определение арбитражного суда Пензенской области без изменений.

Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?

Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная - это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):

  • либо обращение двух и более лиц;
  • либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.

То есть, принципиальных отличий всего 2:

  1. Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
  2. Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.

Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя - обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.

Как подать жалобу в прокуратуру?


Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:

  1. Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
    • лично в подразделение прокуратуры;
    • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • телеграфом;
    • средствами факсимильной связи.
  2. Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
  3. По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь - в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант - направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. № 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора"

13 сентября 2021

В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями дознавателей, начальников подразделений дознания, начальников органов дознания, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

3. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

Направлять подчиненному прокурору для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались.

4. Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

5. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

6. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

7. Жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа рассматривать в порядке, установленном статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), прокурорам, их заместителям, которые непосредственно осуществляют надзор за процессуальной деятельностью соответствующих органов предварительного расследования.

8. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.

Копию постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении с одновременным уведомлением о разъяснении порядка обжалования вышестоящему прокурору или в суд незамедлительно направлять заявителю.

9. При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органом дознания разумного срока уголовного судопроизводства давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий для ускорения производства по уголовному делу, а также обеспечить строгий контроль за их исполнением до истечения срока дознания.

Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия на досудебной стадии разумного срока уголовного судопроизводства, направлять руководителю следственного органа требование об устранении выявленных нарушений.

10. В случае обжалования участником уголовного судопроизводства постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке статьи 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору 1 рассматривать такие обращения согласно правилам и срокам, установленным Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция о порядке рассмотрения обращений).

При этом у нижестоящего прокурора истребовать мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые копии актов прокурорского реагирования и процессуальных документов, подтверждающих либо опровергающих доводы заявителя, а в случае необходимости - материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела.

Решать вопрос о персональной ответственности в случае выявления факта ненадлежащего рассмотрения жалобы.

11. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц. Особое внимание уделять проверке доводов о нарушениях прав участников уголовного судопроизводства, которые обратились в судебные инстанции, в том числе международные. При выявлении нарушений принимать исчерпывающие меры к их устранению. Использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пункта 3 части 2 статьи 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок.

Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

12. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, копии иных актов прокурорского реагирования, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

13. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений предоставлять заявителям по их просьбе возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

14. В случае удовлетворения судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда.

Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона.

В случае удовлетворения судом жалобы на решение прокурора, принятое в соответствии со статьей 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемых процессуальных действий (бездействия) и решений.

15. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

16. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

17. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора".

18. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

19. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В. Краснов

1 В целях реализации положений настоящего приказа под вышестоящим прокурором, его заместителями понимаются:

по отношению к прокурорам городов, районов, приравненным к ним другим территориальным, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур - руководители структурных подразделений прокуратур субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие помощники и помощники прокуроров субъектов Российской Федерации, заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры;

по отношению к прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам - руководители структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации.

Читайте также: