Отношение современной Русской Православной Церкви к стерилизации животных

Обновлено: 05.10.2024

Многие религии отрицательно относятся к стерилизации животных, хотя порой это является единственным разумным выходом из положения. Не каждый может позволить разводить щенков или котят, а гормональные препараты, воздействующие на половую охоту, часто вредят здоровью питомца. В православии существует несколько точек зрения касаемо стерилизации.

Как православная церковь относится к стерилизации животных

К стерилизации животных православная церковь относится неоднозначно. Несколько десятков лет назад подобные действия по отношению к питомцам считались противоестественными и греховными, т. к. якобы человек не имеет права менять законы мироздания. Однако современная церковь иначе относится к стерилизации домашних любимцев. Многие представители духовенства считают, что в этом нет ничего греховного, ведь подобное вмешательство избавляет животное от страданий. Кроме того, по мнению священников, стерилизация имеет ряд преимуществ:

  • сокращается численность бродячих животных;
  • домашние питомцы чувствуют себя лучше и лишаются постоянных мучений, связанных с половой охотой;
  • любимцы становятся боле ласковыми, снижается вероятность нападения на человека;
  • отпадает необходимость применять гормональные средства, негативно влияющие на организм питомца.

Кошка

Стерилизация кошек считается гуманной процедурой, снижающей численность бродячих животных

Таким образом, в настоящее время стерилизация животных не запрещена православной церковью и не является греховным деянием, так как направлена на благо питомца. Некоторые представители духовенства также положительно относятся к подобным вмешательствам. Это намного лучше, чем просто выбросить потомство на улицу или утопить, как многие это делают. Последнее куда греховнее, чем вмешательство в естественные процессы. Кроме того, ещё в Ветхом Завете указано на то, что животное находится во власти человека. Однако Бог также призывает к гуманному отношению ко всему, что сотворено. Стерилизация не относится к жестоким действиям, но, напротив, предохраняет от последствий.

Священник с кошкой

Многие современные священники считают, что в стерилизации нет ничего греховного

Некоторые церковные служители, придерживающиеся старых традиций, приравнивают стерилизацию чуть ли не к аборту и считают, что такое действие является греховным. Однако такая точка зрения сейчас не является распространённой. Всё больше духовных лиц дают разрешение на подобную манипуляцию.

Считаю, что в стерилизации животных нет ничего греховного. Куда хуже наблюдать за тем, как питомец мучается, или потом выбрасывать котят или щенков на улицу. Думаю, что данная процедура вполне гуманна и оправдана. После подобной операции любимец становится более спокойным, нет необходимости давать ему успокоительные таблетки и прочие вредные средства. Таким образом можно сохранить здоровье животного и снизить вероятность возникновения заболеваний репродуктивной системы.

Как православие относится к стерилизации — видео

Стерилизация животных не запрещается современной православной церковью, хотя ранее можно было столкнуться с противоположной точкой зрения. Хирургическое вмешательство с благой целью не считается грехом, поэтому подобная операция проводится всё чаще. Многие люди предпочитают облегчить жизнь любимца таким способом, не прибегая к более опасным для здоровья средствам.

В ночь с 18 на 19 января православные христиане отмечают великий праздник - Крещение. Это - первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей. Считается, что некрещеный человек в силу первородного греха, по сути, не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен решать, идти на грех или нет.

В связи с этим церковным праздником мы решили рассмотреть вопрос, который, по мнению многих людей, касается Бога. Это вопрос о стерилизации животных. Мы часто слышим знаменитую фразу: "Я не имею права кастрировать/стерилизовать своё животное, так как это против природы, против Господа, это большой грех". На глаза нам попалась статья, которая раскрывает современный церковный взгляд на эту проблему, так что если вы всё еще сомневаетесь, кастрировать своего кота или нет, и боитесь, что совершаете грех, то рекомендуем вам ознакомиться с материалом.

"Церковь и стерилизация животных

Я давно изучаю вопрос - почему люди не хотят стерилизовать животных, почему столько противников этой ветеринарной манипуляции. Моя личная статистика показывает, что второе место в списке аргументов против стерилизации занимает (цитата): «Это великие дела Божии, в них лезть нельзя». То есть, только Богу допустимо решать будет животное рожать или не будет.

За разъяснениями я отправился к протоиерею Петру Дынникову, настоятелю храма Илии Пророка, который на территории храма организовал Дом милосердия для бездомных животных. Выясним, как относится представитель духовенства, который не по слухам и разговорам знает, что такое бездомные животные и какого масштаба эта проблема, как стоит относиться к стерилизации верующим людям.

Отрывок интервью, посвященного стерилизации.

- Скажите, пожалуйста, каково отношение церкви к стерилизации животных?

- Я не могу выразить отношение всей Российской Православной Церкви к стерилизации животных, но лично мое мнение - стерилизовать надо обязательно, таким образом мы принесем гораздо больше добра, чем не стерилизуя.

- Проводите ли вы стерилизацию животных, находящихся в Вашем доме милосердия?

- Проводим. Из-за большого количества приплода. Что делает человек - он несет животное в подарок, подарок оказывается на помойке и вот получается еще 20 ненужных животных, больных, не нужных, страдающих. Или хозяин уезжает с дачи, оставив животное. Мы проводим стерилизацию взрослых животных, которые уже рожали, которые уже успели испытать счастье материнства и никогда не стерилизуем беременных. Они живут в специальных условиях, рожают и спустя некоторое время мы проводим их стерилизацию. Стерилизация бездомных животных - это жизненная необходимость. Но мы это делаем, конечно же , с болью в сердце. Эту практику к нам принес один из прихожан церкви. Он работал по программам стерилизации в Англии, Германии и Чехии, рассказал нам, что у них есть специализированный центр стерилизации животных и сумел донести до нас знание, что это самый мирный и гуманный способ сделать так, чтобы бездомных и страдающих животных было меньше.

- Я уже давно веду пропагандистскую работу, объясняя людям верующим, что стерилизовать животное - необходимость в нынешних условиях. На что всегда получаю ответ: «Это великие дела Божии, в эти дела лезть нельзя». Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Да, есть такая категория людей. Они слишком все идеалистично и, я бы даже сказал, иждивенчески подходят к этому вопросу - я выпущу кошку в природу, в природе кошка будет ловить мышек. Но в итоге, чаще всего, кошка окажется в подвале зимой, который замуруют - как она там будет ловить мышек? Она там просто погибнет. В городских условиях, где они питаются на помойках - это не природа. Это искажение природы и сути животных. Если бы они находились в лесу, то они были бы в природе. Коль уж человек их приручил, то он должен отвечать и за само животное и за его будущее потомство. Да, с точки зрения вмешательства в дела Бога, это акт не самый милосердный, но самый милосердный с точки зрения гуманности и заботы к городским животным. Если они будут размножаться когда им захочется, то они обречены на страдание и гибель.

- Я правильно Вас понимаю, что все животные у Вас стерилизованы?

- Почти все. Повторюсь, что мы не стерилизуем животных, которые попадают к нам беременными. У нас был случай, когда человек принес к нам беременную кошку. Она родила замечательных котят, которые некоторое время жили у нас вместе с матерью, затем все разошлись по семьям. Все расходы за их уходом и кормлением взял человек, который их к нам принес. Мать котят была стерилизована спустя год после родов. Сейчас у нас живут несколько животных с аналогичной ситуацией, но то что мы их будем стерилизовать - это точно. Если в наших краях появится центр стерилизации животных, то мы обязательно будем с ним сотрудничать и рассказывать о нем всем нашим прихожанам. Краем уха я слышал где-то, что под Подольском он скоро должен появиться.

- Что Вы можете сказать верующим, которые выступают против стерилизации? Старинная практика показывает, что нежелательный приплод животных или топят в ведре с водой или выбрасывают на улицу, а у нестерилизованного животного, живущего на улице или на свободном выгуле в деревнях он есть постоянно. И они все обречены на страдания и гибель. Стерилизуя, мы касаемся дел Божьих, а не стерилизуя, мы убиваем. Как быть?

- Одна из главных заповедей гласит - Не убей. Стерилизация бездомных животных, это не убийство - речь идет о контрацепции. А если только рожденное животное выбрасывается на улицу или его топят, это убийство в чистом виде. Мы в данном случае из двух зол выбираем самое меньшее. Возможно, мы сокращаем количество лет, выделенных Богом для этого животного на земле, может быть, на один год, не больше, но проживет оно счастливо и сыто, и будем меньшее количество «ненужных животных» и они через совсем короткий срок начнут страдать и умирать от голода, холода, болезней и жестокого обращения с ними."

По статистике, в Москве сейчас насчитывается до 100 тыс. бездомных кошек, каждая из которых способна произвести до 100 котят за всю жизнь, большинство из них, будучи такими же красивыми, как на наших фото, погибнут от голода, холода или живодеров на улицах города. И мы не берем в учет домашних кошек, чьи хозяева "полагаются на волю Господа" и раздают котят у метро неизвестным людям, или вовсе топят/выбрасывают как мусор. Так что же из этого грех: стерилизовать единожды кошку или обречь на мучительную смерть десятки животных, появившихся на свет "по воле природы"?

В ночь с 18 на 19 января православные христиане отмечают великий праздник - Крещение. Это - первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей. Считается, что некрещеный человек в силу первородного греха, по сути, не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен решать, идти на грех или нет.

В связи с этим церковным праздником мы решили рассмотреть вопрос, который, по мнению многих людей, касается Бога. Это вопрос о стерилизации животных. Мы часто слышим знаменитую фразу: "Я не имею права кастрировать/стерилизовать своё животное, так как это против природы, против Господа, это большой грех". На глаза нам попалась статья, которая раскрывает современный церковный взгляд на эту проблему, так что если вы всё еще сомневаетесь, кастрировать своего кота или нет, и боитесь, что совершаете грех, то рекомендуем вам ознакомиться с материалом.

"Церковь и стерилизация животных

Я давно изучаю вопрос - почему люди не хотят стерилизовать животных, почему столько противников этой ветеринарной манипуляции. Моя личная статистика показывает, что второе место в списке аргументов против стерилизации занимает (цитата): «Это великие дела Божии, в них лезть нельзя». То есть, только Богу допустимо решать будет животное рожать или не будет.

За разъяснениями я отправился к протоиерею Петру Дынникову, настоятелю храма Илии Пророка, который на территории храма организовал Дом милосердия для бездомных животных. Выясним, как относится представитель духовенства, который не по слухам и разговорам знает, что такое бездомные животные и какого масштаба эта проблема, как стоит относиться к стерилизации верующим людям.

Отрывок интервью, посвященного стерилизации.

- Скажите, пожалуйста, каково отношение церкви к стерилизации животных?

- Я не могу выразить отношение всей Российской Православной Церкви к стерилизации животных, но лично мое мнение - стерилизовать надо обязательно, таким образом мы принесем гораздо больше добра, чем не стерилизуя.

- Проводите ли вы стерилизацию животных, находящихся в Вашем доме милосердия?

- Проводим. Из-за большого количества приплода. Что делает человек - он несет животное в подарок, подарок оказывается на помойке и вот получается еще 20 ненужных животных, больных, не нужных, страдающих. Или хозяин уезжает с дачи, оставив животное. Мы проводим стерилизацию взрослых животных, которые уже рожали, которые уже успели испытать счастье материнства и никогда не стерилизуем беременных. Они живут в специальных условиях, рожают и спустя некоторое время мы проводим их стерилизацию. Стерилизация бездомных животных - это жизненная необходимость. Но мы это делаем, конечно же , с болью в сердце. Эту практику к нам принес один из прихожан церкви. Он работал по программам стерилизации в Англии, Германии и Чехии, рассказал нам, что у них есть специализированный центр стерилизации животных и сумел донести до нас знание, что это самый мирный и гуманный способ сделать так, чтобы бездомных и страдающих животных было меньше.

- Я уже давно веду пропагандистскую работу, объясняя людям верующим, что стерилизовать животное - необходимость в нынешних условиях. На что всегда получаю ответ: «Это великие дела Божии, в эти дела лезть нельзя». Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Да, есть такая категория людей. Они слишком все идеалистично и, я бы даже сказал, иждивенчески подходят к этому вопросу - я выпущу кошку в природу, в природе кошка будет ловить мышек. Но в итоге, чаще всего, кошка окажется в подвале зимой, который замуруют - как она там будет ловить мышек? Она там просто погибнет. В городских условиях, где они питаются на помойках - это не природа. Это искажение природы и сути животных. Если бы они находились в лесу, то они были бы в природе. Коль уж человек их приручил, то он должен отвечать и за само животное и за его будущее потомство. Да, с точки зрения вмешательства в дела Бога, это акт не самый милосердный, но самый милосердный с точки зрения гуманности и заботы к городским животным. Если они будут размножаться когда им захочется, то они обречены на страдание и гибель.

- Я правильно Вас понимаю, что все животные у Вас стерилизованы?

- Почти все. Повторюсь, что мы не стерилизуем животных, которые попадают к нам беременными. У нас был случай, когда человек принес к нам беременную кошку. Она родила замечательных котят, которые некоторое время жили у нас вместе с матерью, затем все разошлись по семьям. Все расходы за их уходом и кормлением взял человек, который их к нам принес. Мать котят была стерилизована спустя год после родов. Сейчас у нас живут несколько животных с аналогичной ситуацией, но то что мы их будем стерилизовать - это точно. Если в наших краях появится центр стерилизации животных, то мы обязательно будем с ним сотрудничать и рассказывать о нем всем нашим прихожанам. Краем уха я слышал где-то, что под Подольском он скоро должен появиться.

- Что Вы можете сказать верующим, которые выступают против стерилизации? Старинная практика показывает, что нежелательный приплод животных или топят в ведре с водой или выбрасывают на улицу, а у нестерилизованного животного, живущего на улице или на свободном выгуле в деревнях он есть постоянно. И они все обречены на страдания и гибель. Стерилизуя, мы касаемся дел Божьих, а не стерилизуя, мы убиваем. Как быть?

- Одна из главных заповедей гласит - Не убей. Стерилизация бездомных животных, это не убийство - речь идет о контрацепции. А если только рожденное животное выбрасывается на улицу или его топят, это убийство в чистом виде. Мы в данном случае из двух зол выбираем самое меньшее. Возможно, мы сокращаем количество лет, выделенных Богом для этого животного на земле, может быть, на один год, не больше, но проживет оно счастливо и сыто, и будем меньшее количество «ненужных животных» и они через совсем короткий срок начнут страдать и умирать от голода, холода, болезней и жестокого обращения с ними."

По статистике, в Москве сейчас насчитывается до 100 тыс. бездомных кошек, каждая из которых способна произвести до 100 котят за всю жизнь, большинство из них, будучи такими же красивыми, как на наших фото, погибнут от голода, холода или живодеров на улицах города. И мы не берем в учет домашних кошек, чьи хозяева "полагаются на волю Господа" и раздают котят у метро неизвестным людям, или вовсе топят/выбрасывают как мусор. Так что же из этого грех: стерилизовать единожды кошку или обречь на мучительную смерть десятки животных, появившихся на свет "по воле природы"?

Доброго времени! Нашла бездомную кошечку, около 6 месяцев жизни. Она оказалась беременной (уже чуть больше половины срока). Ветеринар сказал, что она ещё по сути котенок, непонятно, сможет ли благополучно разродиться. А я ещё и начала переживать, что не смогу раздать котят. Записала кошку на срочную стерилизацию. Но переживаю, по-православному ли в данном случае стерилизовать беременное животное? Очень тяжелый выбор, почти плачу. Пожалуйста, ответьте!
Почему так переживаю? Когда-то имела грех аборта, в котором покаялась. Вдруг этот выбор - испытание, посланное Богом? Пожалуйста, ответьте, очень жду! (Вопрос выше: нашла кошечку на улице, она оказалась беременной, чуть больше половины срока. Ветеринар сказал, что неизвестно, как она сможет родить, так как она ещё по сути котенок (примерно 6 месяцев), есть риск неблагополучных родов. Но не дал категоричного запрета. И я боюсь не смочь раздать котят (у нас в городе это крайне сложно, интернет и газеты переполнены подобными объявлениями). И все же не могу решиться на стерилизацию беременного животного). Очень надеюсь услышать мнение священника!

Отвечает иерей Павел Лизгунов:

Дорогая Елена! Не надо думать, что это испытание, связанное с Вашим абортом. Стерилизация животного и убийство ребенка - это несопоставимые грехи. В грехе аборта придется каяться всю жизнь. В отношении животных специальных заповедей нет. В Ветхом Завете, например, их периодически приносили в жертву. Тем не менее, от человека требуется относиться к животным и ко всему Божьему миру, как бережный домоправитель относится к вверенному ему хозяйству. Всякого рода живодерство является несомненным грехом. "Всякое дыхание да хвалит Господа". В данном же случае, я думаю, вполне можно пойти на стерилизацию кошки или оставить, как есть, - на Ваше усмотрение, а затем заботиться о животном. Этого будет достаточно, не нужно придавать этому вопросу чрезмерного значения, больше нужно следить за своей чистотой, за своим отношением к Богу и людям, за соблюдением Божьих заповедей.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Мешает ли любовь к животным любви к людям? Стоит ли помогать бездомным животным? Можно ли стерилизовать кошек? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.


Екклесиаст утверждает: участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (Екк 3:19).

Российский библеист и писатель Андрей Десницкий: «Я уверен, что в их (домашних животных - прим. Ред.) отношениях с человеком есть нечто такое, что не может пропасть в Царствии, потому что оно светлое и настоящее.»

Прославленный ветеринар Джеймс Хэрриот озаглавил 4 тома своих работ строчками из английского стихотворения XIX века:

О всех созданиях больших и малых,
О всех созданиях прекрасных и разумных,
О всех созданиях мудрых и удивительных,
Всех их создал Бог.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II : «Я всегда любил животных. Меня через всю жизнь сопровождают собаки. После того, как с ними повозишься, становится легко и спокойно на сердце.»




«Содружеством христианских художников Артос» был выпущен календарь «Поп + Кот», основная идея которого в любви к братьям нашим меньшим.


Христианская антропология относит к душевному миру эмоции, которые присущи всем высокоразвитым животным. Особенно наглядно можно наблюдать это у домашних питомцев, с которыми люди проводят много времени бок о бок. Кошки и собаки испытывают к хозяевам чувство привязанности, подчас разделяют с ними радость, умеют сопереживать горестям и тоскуют в разлуке от одиночества.

«Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. В этих словах ощущается боязнь того, что любви и так мало, на всех не хватает, а тут еще путаются под ногами некоторые… Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать, гордость престижным объектом собственности и много чего еще в этом же малопочтенном роде.» (Православный журнал «Фома»)

Протоирей Андрей Логвинов пишет:

Так дано много!
Так легка трата:
Возлюби Бога,
Полюби брата,

Накорми пташку,
Пожалей кошку,
Дай больным чашку,
А другим - ложку.

Так уж Всевышний
Создал: мы - люди
Не когда дышим,
А пока - любим…

Нередко на острие ножа для людей становится тема стерилизации и кастрации. В другой статье мы подробно рассматривали вопрос стерилизации животных с точки зрения здоровья, этики и единственно гуманного решения проблемы бездомных животных.

Сейчас же хотим обратиться к тому, что говорят о стерилизации представители духовенства.

«Если для животного будет лучше так, то, значит, это нужно делать и в этом греха нет.» («Вопросы к батюшке» Православный канал Покровского кафедрального собора г. Владивосток)

Иерей Сергий: «Что касается стерилизации животных - здесь греха нет. В любом случае, стерилизация - это ведь не убийство.»

Протоирей Петр Дынников, настоятель храма Илии Пророка основал на его территории Дом милосердия для бездомных животных: «Коль уж человек их приручил, то он должен отвечать и за само животное, и за его будущее потомство. Да, с точки зрения вмешательства в дела Бога, это акт не самый милосердный, но самый милосердный с точки зрения гуманности и заботы к городским животным. Если они будут размножаться, когда им захочется, то они обречены на страдание и гибель.»

Также следует отметить, что священнослужители предостерегают проводить прямые параллели между стерилизацией животных и человека. Несмотря на общность эмоций, переживаемых нами, кошкам не ведома радость материнства и осознанное желание иметь потомство.

В заключение хочется напомнить, что на простое доброе дело способен каждый из нас. Пусть мы не творим Чудес, но даже маленькие, как нам кажется, свершения способны многое изменить. Если вы можете помочь нуждающемуся, помогите. Через благие поступки очищается душа и мир вокруг. Встреча с бездомным животным - это шанс проявить свои лучшие качества. И на случай такой встречи приют «Муркоша» подготовил подробную памятку: «Что делать, если вы нашли кота?».

Хочу помочь приюту Единовременно Ежемесячно

Вы собираетесь подключить регулярный платеж. В случае успешной оплаты с Вашей карты с указанной периодичностью будет списываться указанная Вами в первом платеже сумма. Вы в любой момент можете отключить регулярный платёж, перейдя по ссылке указанной в письме с данным платежом.

Христианские Обсуждения † (Православие)

Христианские Обсуждения † (Православие) вернуться к странице

Христианские Обсуждения † (Православие)

.
Христианские Обсуждения † (Православие) запись закреплена

Поговорим о стерилизации

Второй по «взволнованности» вопрос - считается ли грехом стерилизовать животных, чтобы избежать нежелательного потомства?

Стерилизация — способ уменьшить рост бесхозных животных.

Приводим объяснение протоиерея Петра Дынникова, настоятеля храма Илии Пророка (Подольское благочиние).

Батюшка организовал на своем приходе приют для бесхозных домашних питомцев и не понаслышке знает о данной проблеме и ее масштабе, а также как следует относиться к подобной операции верующим.

Мы в своем «бездомном» приюте стерилизуем питомцев, потому что плодятся они беспрерывно и в больших количествах. Ведь как часто бывает? Один человек из лучших побуждений дарит животное другому человеку - может быть, даже исполняя желание того, а подарок этот через какое-то время надоел, стал ненужным, и его, образно говоря, выбрасывают на помойку, так он становится бездомным.
И вот через какое-то время на свет появляется еще два десятка никому не нужных, нередко больных животных. Или, бывает, хозяева, уезжая осенью с дачи, оставляют там кошку или собаку… Не подобное ли поведение является грехом?

Стерилизуем мы бесхозных животных, безусловно, с сердечной болью, но надо понимать: это просто-таки жизненная необходимость. Один наш прихожанин познакомился с подобными программами за границей. Он-то и принес нам данную практику, рассказал, что в Чехии, Англии да и в Германии существуют специальные центры по стерилизации животных. Это является наиболее безобидным и гуманным методом уменьшения количества бездомных «братьев наших меньших».

А вообще количество бездомных-бесхозных домашних животных - на совести их бывших хозяев, которым необходимо помнить: коль уж ты приручил зверушку, то будь добр - отвечай и за нее, и за ее будущее потомство.

Существует точка зрения, что подобным образом мы вмешиваемся в дела Господа Бога. Возможно, с этой позиции данный акт не является самым милосердным, но зато он самый милосердный с позиции гуманности и заботы о городских бездомных животных . Если же они будут бесконтрольно размножаться, то их потомство обречено на страдания и нередко гибель.

Одна из основных библейских заповедей гласит: «Не убий».

Так вот, стерилизовать кошку - это не есть убийство, здесь уместно говорить о контрацепции.

А вот ежели только что рожденного котенка или щенка выбрасывают на улицу или топят, вот это и является убийством в чистом виде.

Церковь и стерилизация животных

Я давно изучаю вопрос - почему люди не хотят стерилизовать животных, почему столько противников этой ветеринарной манипуляции. Моя личная статистика показывает, что второе место в списке аргументов против стерилизации занимает (цитата): «Это великие дела Божии, в них лезть нельзя». То есть, только Богу допустимо решать будет животное рожать или не будет.

За разъяснениями я отправился к протоиерею Петру Дынникову, настоятелю храма Илии Пророка, который на территории храма организовал Дом милосердия для бездомных животных. Выясним, как относится представитель духовенства, который не по слухам и разговорам знает, что такое бездомные животные и какого масштаба эта проблема, как стоит относиться к стерилизации верующим людям.

Отрывок интервью, посвященного стерилизации.

Скажите, пожалуйста, каково отношение церкви к стерилизации животных?

- Я не могу выразить отношение всей Российской Православной Церкви к стерилизации животных, но лично мое мнение - стерилизовать надо обязательно, таким образом мы принесем гораздо больше добра, чем не стерилизуя.

Проводите ли вы стерилизацию животных, находящихся в Вашем доме милосердия?

- Проводим. Из-за большого количества приплода. Что делает человек - он несет животное в подарок, подарок оказывается на помойке и вот получается еще 20 ненужных животных, больных, не нужных, страдающих. Или хозяин уезжает с дачи, оставив животное. Мы проводим стерилизацию взрослых животных, которые уже рожали и никогда не стерилизуем беременных. Они живут в специальных условиях, рожают и спустя некоторое время мы проводим их стерилизацию. Стерилизация бездомных животных - это жизненная необходимость. Но мы это делаем, конечно же , с болью в сердце. Эту практику к нам принес один из прихожан церкви. Он работал по программам стерилизации в Англии, Германии и Чехии, рассказал нам, что у них есть специализированный центр стерилизации животных и сумел донести до нас знание, что это самый мирный и гуманный способ сделать так, чтобы бездомных и страдающих животных было меньше.

Я уже давно веду пропагандистскую работу, объясняя людям верующим, что стерилизовать животное - необходимость в нынешних условиях. На что всегда получаю ответ: «Это великие дела Божии, в эти дела лезть нельзя». Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Да, есть такая категория людей. Они слишком все идеалистично и, я бы даже сказал, иждивенчески подходят к этому вопросу - я выпущу кошку в природу, в природе кошка будет ловить мышек. Но в итоге, чаще всего, кошка окажется в подвале зимой, который замуруют - как она там будет ловить мышек? Она там просто погибнет. В городских условиях, где они питаются на помойках - это не природа. Это искажение природы и сути животных. Если бы они находились в лесу, то они были бы в природе. Коль уж человек их приручил, то он должен отвечать и за само животное и за его будущее потомство. Да, с точки зрения вмешательства в дела Бога, это акт не самый милосердный, но самый милосердный с точки зрения гуманности и заботы к городским животным. Если они будут размножаться когда им захочется, то они обречены на страдание и гибель.

Я правильно Вас понимаю, что все животные у Вас стерилизованы?

- Почти все. Повторюсь, что мы не стерилизуем животных, которые попадают к нам беременными. У нас был случай, когда человек принес к нам беременную кошку. Она родила замечательных котят, которые некоторое время жили у нас вместе с матерью, затем все разошлись по семьям. Все расходы за их уходом и кормлением взял человек, который их к нам принес. Мать котят была стерилизована спустя год после родов. Сейчас у нас живут несколько животных с аналогичной ситуацией, но то что мы их будем стерилизовать - это точно. Если в наших краях появится центр стерилизации животных, то мы обязательно будем с ним сотрудничать и рассказывать о нем всем нашим прихожанам. Краем уха я слышал где-то, что под Подольском он скоро должен появиться.

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19-20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19-22).

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.-Клин, 2003. С. 125.

Я давно изучаю вопрос - почему люди не хотят стерилизовать животных, почему столько противников этой ветеринарной манипуляции. Моя личная статистика показывает, что второе место в списке аргументов против стерилизации занимает (цитата): «Это великие дела Божии, в них лезть нельзя». То есть, только Богу допустимо решать будет животное рожать или не будет.


За разъяснениями я отправился к протоиерею Петру Дынникову, настоятелю храма Илии Пророка, который на территории храма организовал Дом милосердия для бездомных животных. Выясним, как относится представитель духовенства, который не по слухам и разговорам знает, что такое бездомные животные и какого масштаба эта проблема, как стоит относиться к стерилизации верующим людям.

Отрывок интервью, посвященного стерилизации.

Скажите, пожалуйста, каково отношение церкви к стерилизации животных?

- Я не могу выразить отношение всей Российской Православной Церкви к стерилизации животных, но лично мое мнение - стерилизовать надо обязательно, таким образом мы принесем гораздо больше добра, чем не стерилизуя.

Проводите ли вы стерилизацию животных, находящихся в Вашем доме милосердия?

- Проводим. Из-за большого количества приплода. Что делает человек - он несет животное в подарок, подарок оказывается на помойке и вот получается еще 20 ненужных животных, больных, не нужных, страдающих. Или хозяин уезжает с дачи, оставив животное. Мы проводим стерилизацию взрослых животных, которые уже рожали, которые уже успели испытать счастье материнства и никогда не стерилизуем беременных. Они живут в специальных условиях, рожают и спустя некоторое время мы проводим их стерилизацию. Стерилизация бездомных животных - это жизненная необходимость. Но мы это делаем, конечно же , с болью в сердце. Эту практику к нам принес один из прихожан церкви. Он работал по программам стерилизации в Англии, Германии и Чехии, рассказал нам, что у них есть специализированный центр стерилизации животных и сумел донести до нас знание, что это самый мирный и гуманный способ сделать так, чтобы бездомных и страдающих животных было меньше.

Я уже давно веду пропагандистскую работу, объясняя людям верующим, что стерилизовать животное - необходимость в нынешних условиях. На что всегда получаю ответ: «Это великие дела Божии, в эти дела лезть нельзя». Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Да, есть такая категория людей. Они слишком все идеалистично и, я бы даже сказал, иждивенчески подходят к этому вопросу - я выпущу кошку в природу, в природе кошка будет ловить мышек. Но в итоге, чаще всего, кошка окажется в подвале зимой, который замуруют - как она там будет ловить мышек? Она там просто погибнет. В городских условиях, где они питаются на помойках - это не природа. Это искажение природы и сути животных. Если бы они находились в лесу, то они были бы в природе. Коль уж человек их приручил, то он должен отвечать и за само животное и за его будущее потомство. Да, с точки зрения вмешательства в дела Бога, это акт не самый милосердный, но самый милосердный с точки зрения гуманности и заботы к городским животным. Если они будут размножаться когда им захочется, то они обречены на страдание и гибель.

Я правильно Вас понимаю, что все животные у Вас стерилизованы?

- Почти все. Повторюсь, что мы не стерилизуем животных, которые попадают к нам беременными. У нас был случай, когда человек принес к нам беременную кошку. Она родила замечательных котят, которые некоторое время жили у нас вместе с матерью, затем все разошлись по семьям. Все расходы за их уходом и кормлением взял человек, который их к нам принес. Мать котят была стерилизована спустя год после родов. Сейчас у нас живут несколько животных с аналогичной ситуацией, но то что мы их будем стерилизовать - это точно. Если в наших краях появится центр стерилизации животных, то мы обязательно будем с ним сотрудничать и рассказывать о нем всем нашим прихожанам. Краем уха я слышал где-то, что под Подольском он скоро должен появиться.

Что Вы можете сказать верующим, которые выступают против стерилизации? Старинная практика показывает, что не желательный приплод животных или топят в ведре с водой или выбрасывают на улицу, а у не стерилизованного животного, живущего на улице или на свободном выгуле в деревнях он есть постоянно. И они все обречены на страдания и гибель. Стерилизуя, мы касаемся дел Божьих, а не стерилизуя, мы убиваем. Как быть?

- Одна из главных заповедей гласит - Не убей. Стерилизация бездомных животных, это не убийство - речь идет о контрацепции. А если только рожденное животное выбрасывается на улицу или его топят, это убийство в чистом виде. Мы в данном случае из двух зол выбираем самое меньшее. Возможно, мы сокращаем количество лет, выделенных Богом для этого животного на земле, может быть, на один год, не больше, но проживет оно счастливо и сыто, и будем меньшее количество «не нужных животных» и они через совсем короткий срок начнут страдать и умирать от голода, холода, болезней и жестокого обращения с ними.

Читайте также: