Приют: детский дом или дом престарелых?

Обновлено: 05.10.2024

В социальных сетях распространяется картинка со следующим заголовком: «В Канаде воплотили чью-то гениальную идею — объединить дома престарелых с детскими приютами». Сообщается, что результат превзошёл все ожидания — пожилые люди обрели любящих внуков, а сироты впервые почувствовали, что такое любовь и забота. Кроме того, врачи якобы констатировали улучшение всех жизненных функций у пожилых людей.

Factcheck.kz решил проверить, так ли это.

Бабушки без плюшек и шоколадок

По ее мнению, прежде чем «пересекать» пожилых людей и детей-сирот, и ту, и другую сторону надо обучить, как общаться друг с другом, как строить отношения, как помогать друг другу. Во-вторых, встают вопросы физического здоровья.

Никого ни с кем не объединят

Реального объединения домов престарелых с детдомами не будет хотя бы потому, потому что с 1 сентября вступает в силу ряд нормативных актов, согласно которым все детдома «переформатируются».

Председатель правления РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер считает идею вообще бессмысленной.

Вердикт: Фейк

На официальных ресурсах, да и на неофициальных, нет информации о том, что в Канаде дома престарелых были объединены с детскими приютами. По сути, ни в какой стране такая реформа пока не имела места. Сама рассылка распространяется ещё с 2018 года на нескольких языках.

Вероятно, основой для фейка послужил проект под названием «межпоколенческие учебные центры» (Intergenerational Learning Centers), который уже много лет реализуется в таких странах как Япония, США, Канада, Великобритания и Австралия. В рамках проекта дети из детских садов (не детдомов) проводят время в домах престарелых, где они общаются со стариками, учатся и играют в разные игры. Но, как вы понимаете, это не совсем то же самое, что объединение детских приютов и домов престарелых.

Общение добровольно и дозированно

А что если все же объединять дом престарелых и сиротский приют? Может быть, это даже благороднее, чем приглашать детей, у которых есть родители? Казалось бы, такой обмен выглядит просто, естественно и гармонично.

Не все так просто. Нужно учитывать целый ряд нюансов: постоянно ли дети и старики живут бок о бок или только встречаются на время; как осуществляется лечение детей и стариков, есть ли психологические трудности в таком объединении; сливают ли два учреждения разного типа в одно под общим административным управлением, бюджетом, медицинским центром и т.д или нет.

Отдать ребенка в такой детский сад - это выбор родителей, который они делают добровольно и даже с охотой. В случае детского дома, о свободном выборе общения со стариками речи не идет.

Дети находятся в саду непродолжительное время. Общение стариков и детей дозировано и происходит под контролем педагогов. Есть определенные дни и часы посещения. Старики и дети не проводят все время в одном помещении. При объединении с детским домом это условие тоже может быть соблюдено в распорядке дня.

Если в дом престарелых ходят дети из садика или школы, то дом престарелых становится более прозрачным. Дети могут рассказать родителям о том, в каких условиях живут старики, как с ними обращаются. У стариков становится больше контактов со внешним миром. Если объединены детский дом и дом престарелых, то закрытость системы сохраняется.

Общение детей из детских домов со стариками должно быть подготовлено. Это незнакомые люди разного происхождения, жизненного опыта и культуры. Их надо учить общаться.

Важен и вопрос здоровья. Старики слабы и нуждаются в поддержке, они быстро устают, у них могут быть проблемы с памятью и деменция. Как долго они выдержат шум и беготню детей? Дети-сироты также могут иметь свои диагнозы, и порой весьма серьезные. Как их совместить? Механическое объединение разных учреждений не даст ответ на такой вопрос.

Из мирового опыта следует, что при объединении детский образовательный центр и дом престарелых хотя и получают общее руководство и общее здание, но существуют как различные направления, каждое со своими задачами и со своим крылом, подъездом или этажом в этом здании, они не смешаны.

Два поколения американцев под одной крышей

Соответствующие обращения о создании площадки для общения поколений член СПЧ Яна Лантратова направила в Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты. В качестве примера такой площадки она приводит Providence Mount St. Vincent в США, который вмещает 400 пожилых жителей, а также несколько десятков детей, которые стали частью программы Международного Обучающего Центра (ILC).

С 1991 года компания ILC старается дать возможности детям и взрослым взаимодействовать друг с другом. Пять дней в неделю малыши приходят в гости к старшему поколению, чтобы вместе заниматься музыкой, танцами, искусством, рассказывать друг другу истории, готовить обед и делать еще много других увлекательных вещей. У детей таким образом оказывается много любящих бабушек и дедушек, они лучше понимают процесс взросления и старения, а пожилые жители центра вновь чувствуют свою нужность, востребованность, они рады поделиться своим опытом и любовью, рассказывает о деятельности центра Культурология.Ру.

Дом для престарелых Providence Mount St. Vincent

Дом для престарелых Providence Mount St. Vincent

Такое общение детей и пожилых дает очень многое обоим поколениям. Пожилые не чувствуют себя одинокими, дети - получают внимание со стороны взрослых.

Иногда встречаться, а не вместе жить

В июле 2015 года член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), глава Союза добровольцев России Яна Лантратова, направив обращения в Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты о том, чтобы провести эксперимент по взаимодействию домов престарелых и детских домов. Хотя в СМИ пошли заголовки об объединении, в записке говорилось о другом. Для воспитанников детдомов, детсадов и начальной школы предлагалось устраивать «дни пожилого человека», когда дети-сироты смогут прийти в гости в дома престарелых или же, наоборот, старики будут приезжать к ним. В качестве примера приводился проект в Сиэттле и оговаривалось, что это детский сад, а не детский дом.

СМИ тогда задавали вопрос об объединении домов престарелых и приютов руководителям российских благотворительных организаций, помогающим старикам. Директор Благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина в комментарии АСИ отметила: «Я слабо верю в реализацию этой инициативы. Было бы лучше, если один-два раза в неделю организовывать для домов престарелых и детей совместные чаепития. Бабушки могли бы сами что-то испечь или дети с собой что-то принести. С другой стороны, дети могут помогать в саду, потому что во всех домах престарелых, особенно сельских, есть большая территория вокруг, там было бы здорово сделать клумбы, посадить цветы. Бабушки во время прогулок могли бы рассказывать что-то интересное детям. Это трудно организовать, но возможно».

Идея симметрии детства и старости выглядит привлекательной. Френсис Скотт Фитцджеральд в 1922 году опубликовал рассказ «Загадочная жизнь Бенджамина Баттона» о мужчине, который родился стариком, всю жизнь молодел, превратился в мальчика, а потом в дитя. В конце жизни он ходит в детский сад вместе со своим внуком. Постепенно он потерял память о прошлом, речь и превратился в младенца.

Но сходство не значит тождество, и время нельзя запустить в другом направлении. И помощь детям, и помощь старикам имеет свои особенности. Так что лучше продуманные встречи, чем искусственное объединение домов престарелых и приютов.

Православный детский дом «Павлин» (для мальчиков)

Приют-пансион для девочек-сирот при Марфо-Мариинской обители милосердия.
Адрес: 109017, Москва, ул. Б. Ордынка, 34.
Телефон: (095) 951-84-46
Приют сейчас в стадии реорганизации, информацию уточняем

Православный Мышкинский детский приют (смешанный)
Создан при московском храме святителя Митрофана Воронежского.
Адрес: 148222, Московская область, Можайский район, П/о Горетово, Мышкинский Детский Приют, ул. Титовка дом 2а.
Телефон: 976-79-51.
Директор: Сысоев Василий Михайлович.
15 детей с 4 до 17 лет.
Духовник детей: священник Дмитрий Тюрин. Организационные вопросы контролирует протоиерей Димитрий Смирнов.

Белгород
Прохоровский православний детский дом-школа во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, для мальчиков



Воспитанники Прохоровского православного детского дома-школы во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла в гостях у местной воинской части

Cвятейший Патриарх в гостях у приюта Ковчег

Владимир
Приют для девочек «Ковчег» при Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре

Адрес: 601632, Владимирская обл., Александровский район, с. Махра, монастырь.
Телефон: (49244) 5-21-45.
Директор: монахиня Амвросия (Елькина).
Духовник: иерей Олег Михайлов, клирик Успенского женского монастыря города Александрова.
Приют открыт в 2002 году. Проживает 24 девочки с 5 до 16 лет со всей России. Учатся в сельской школе, где кроме общеобразовательных предметов изучают Закон Божий. Учатся в музыкальной школе, пению, вязание, вышивание.


Екатеринбург
Православный приют для девочек при Ново-Тихвинском монастыре, во имя прп.муч. Елисаветы.

Калуга
Православный семейный детский приют «Рождественский»


Ковалевский детский дом
Православное воспитательное учреждение для мальчиков-сирот семейного типа.


Республика Татарстан
Детский корпус при Раифском монастыре (приют для мальчиков)

В Интернете есть популярная, очень умилительная картинка: мол, где-то далеко — не то в Японии, не то в Исландии — догадались объединить дом престарелых с детским домом, и всем стало хорошо… Обычно тех, кто с умилением комментирует эту идею, тут же возвращают с небес на землю знатоки вопроса: мол, невозможно это и по санитарным нормам, и психологически. Но ведь хочется! Насколько возможно вот так работать с разными поколениями, «МК» поговорил с Натальей Перязевой — основательницей проекта «Сказки у камина», которая пытается организовать подобное в реальной российской жизни.

Содружество «старых» и «малых» помогает заменить уходящую многопоколенную семью

— Картинка, конечно, с виду красивая, — говорит Перязева. — А на практике это может сработать, только если кто-то приложит очень много усилий, труда, психологической работы и с теми, и с другими. Дело в том, что ключевое слово здесь «эмпатия». Дети, растущие без семьи, семейного уклада и не знают. Старики знают, но ведь вряд ли дети, росшие без семьи, смогут воспроизвести что-то похожее на то, что помнят старики. Нужно этому учить — а пожилые люди далеко не всегда хотят и могут это делать. Чаще даже вовсе не умеют.

Но в основе этой картинки — совершенно здравое зерно: общение разных поколений выгодно для всех. Детям не хватает заботы, примера и советов старших — того, что раньше называлось «пестовать». У пожилых, наоборот, есть потребность опекать, но их родственники не могут заполнить этот сосуд. Итак, встречаются два не знакомых прежде человека, у которых есть такая взаимная тяга. Понятно, что они находят друг друга.

— Нужно ли в этом помогать? Или все заработает само?

— Само оно может заработать, когда есть навыки эмпатии. Именно их и нужно автоматизировать — причем не важно, через какой инструмент. Мы это делаем либо через очные встречи, либо через мастер-классы, симулирующие старость. Через онлайн- или офлайн-уроки также учим старению и познанию старости. Суть в том, что эмпатичный человек видит потребность другого человека.

Чего мы, люди средних лет, лишены в нынешней жизни? Мы живем как будто в туннеле — широком или узком — своих забот. За все отвечаем, всем нужны и всем должны. И поэтому часто не видим ничего, кроме этого, если оно само в глаза не «прыгнет». Просто нет на это сил. Так вот эмпатия — способность без особых усилий видеть и чувствовать других — очень повышает жизненный комфорт. Если вы видите сейчас, что вот пожилой человек ищет стул — то для вас будет это на автомате: вы подвинете стул — и ему станет хорошо. Если мы научим детей, что бабушка с возрастом хуже слышит, то раздражение у бабушек и детей, да и у нас будет ниже: все будут знать, что нужно просто четче и громче говорить. И это решит все проблемы с коммуникацией.

— Какими методиками можно прокачать эмпатию?

— Мы начинали с прямых встреч — был один конкретный детский сад и один конкретный дом престарелых. Дальше был еще этап — воскресная школа и другой дом престарелых. В общем, это достаточно медленно, не дает возможность реально изменить отношение социума к этой проблематике. Тогда возник следующий этап — мастер-классы. Это дает больший охват, но все равно это офлайн-история. Она дает ровно столько, на сколько хватает голоса у выступающего. Теперь запускаем онлайн-историю: не могу предположить, насколько мы рассчитываем, но по крайней мере ожидаем, что будет больше, чем можем сделать лично.

— Детский сад, скажем, от воскресной школы отличается в смысле детей и методик работы с ними?

— Существенно отличается только тем, что в воскресной школе дети разновозрастные. Инструменты донесения для детей детсадовского возраста — сказочные, со школьниками уже можно говорить на языке взрослых. Студенты — говорим через будущую профессию, потому что они уже что-то выбрали. Со взрослыми — а вот тут-то и начинается самое интересное, потому что взрослые уже забыли очень многие вещи, и для них это какие-то откровения, инсайты.

Со старением взрослых тоже нужно учиться работать. Мы думаем, что наши родители всегда останутся молодыми, но в какой-то момент это уже не так. Трагедия, когда молодые взрослые не готовы принять, что их родитель нуждается в профессиональной помощи. И сами старшие, как страусы, скрывают это, не обращаясь к профессиональной помощи. Из этого вырастает огромное количество человеческих драм.

Дело в том, что типичная болезнь XXI века — деменция. Она настигнет каждого из нас, потому что продолжительность жизни теперь такая, что мы до нее доживаем. У деменции есть паршивая особенность: ее невозможно вылечить, ее в лучшем случае возможно притормозить. Но есть и хорошая новость: можно работать с преддементными состояниями. Когда деменции еще нет, но есть предвестники. Вот в этот момент реально скорректировать, максимально отсрочить наступление деменции. Но для этого нужно, чтобы семья или социум были очень чувствительны к таким изменениям. Именно поэтому так важны дети, подростки: у них еще не зашоренное видение, они более чуткие. И если ребенок вдруг видит, что у бабушки всегда было вот так, а теперь что-то меняется, он может обратить на это внимание. Допустим, стала хуже слышать, или одну шутку два раза повторяет, или забыла, что ей вчера говорили. В этом случае ребенок может поднять тревогу, рассказать об этом среднему поколению. И дальше, если мы успеваем «схватить» этот момент, вся семья живет лучше. И у самого человека качество жизни сохраняется, и у родственников.

Это важно для стариков, потому что это их непосредственно касается. Это важно для взрослых, потому что в перспективе мы — это они. Это важно для детей, которым жить со всем этим нашим «зоопарком», а потом и они постареют. Чем больше они про это знают, тем лучше.

— Есть ли зарубежный опыт, на который можно ориентироваться?

— Конечно. Например, в Японии этими вопросами вынуждены заниматься больше остальных — высокий средний возраст. У них в принципе все, что связано с межпоколенческими воздействиями, важно. Нам же ближе опыт европейских стран — американский для нас слишком специфичен. В Европе я знаю несколько проектов, которые на системном уровне работают с интергенеративными связями. Да, когда я этим начинала заниматься, у меня была убежденность, что я одна во вселенной, никто до этого до меня не додумался. И тут я познакомилась с человеком, который ведет похожий проект в Германии. Они работают уже 10 лет, так что начали раньше и накопили больше опыта.

Загвоздка в том, что западное общество лучше принимает дома престарелых как явление… У нас это пока еще очень сильная стигма, неприятие. А у них нет, потому в Европе легче удается организовывать связи между домами престарелых и школами. Они идут по пути прямых объединений — «сдруживают» конкретные учреждения. У нас до этого еще несколько лет как минимум. Сначала нужно реабилитировать само понятие «дома престарелых». Так что пока только единичные случаи работают, но системно это не идет.

Стигма домов престарелых — это, кстати, тоже про эмпатию. Мы боимся старости как… чего-то нового, чего с нами еще не бывало. А наша задача — просто познакомить молодого человека с этим миром. И тогда… когда потом в жизни встречаешься с этим, уже знаешь, что делать. Человек плохо слышит — говори громче. Человек медленно говорит и двигается — не злись, прояви терпение. И так далее.

— Неплохо бы так тренировать людей, работающих в клиентских сервисах…

— Постепенно это тоже становится нормой. Тут есть и прямой коммерческий интерес: общество стареет, значит, и потребитель стареет. Потребитель в возрасте во многих секторах рынка становится основным. Получается, что этому возрастному потребителю создают продукты и услуги люди молодые, которые вообще не понимают, что клиенту надо. Почему молнию можно, а пуговицы — хуже. Этого состояния они еще не испытывали — и потому нужна либо эмпатичная позиция, которой можно научить, либо получается провал.

— Раньше эти проблемы как-то решались в рамках традиционной многопоколенной семьи…

— Да, а сейчас приходится изобретать ей замену, «подпорки». Все мы видели на уроках ОБЖ автоматы и противогазы — но, дай бог, они нам не понадобятся. А старение, в отличие от войны, точно никого не минует. Именно поэтому я, в частности, этим занимаюсь: хочу, чтобы, когда мне будет 80, а мои дети — блестящие и умные — разъедутся, вокруг меня все равно был бы социум, который меня понимает. Люди, которые знают, что мне нужно, как со мной поступать. Вот такой мой эгоистичный посыл.


Бывают ситуации, когда предоставить должный уход за пожилым человеком в домашних условиях затруднительно. Он ослаблен или не может самостоятельно передвигаться, возникают нарушения памяти, внимания, речи, поведения, а близких людей рядом нет или человек вовсе одинок. Выходом в такой ситуации может стать проживание в социальном учреждении. Важно знать критерии, на которые необходимо обратить внимание при подборе пансионата для проживания.

Первый шаг

К выбору дома-интерната нужно подходить серьезно. Перед принятием решения лучше изучить несколько учреждений, чтобы сравнить и оценить качество обслуживания.

«Прежде чем приступить к поиску, нужно понять, какие именно особенности здоровья имеет пожилой человек. Возможно, для маломобильных людей большая территория будет не так важна, как возможность получать диетическое питание», — говорит Игорь Полубоярцев, начальник отдела научно-методического геронтологического центра «Переделкино».

Подобрав несколько пансионатов, необходимо тщательно просмотреть отзывы. Например, жителям мешает шум при обновлении садовых дорожек. Но эти неудобства временные и скоро пансионат станет еще комфортнее. А вот регулярный недостаток средств гигиены должен насторожить потенциального клиента. Однако, полагаться только на отзывы не стоит, лучше посетить пансионат лично.

Безопасность и медицинская помощь

Пожилым и ослабленным людям может потребоваться ежедневное наблюдение или помощь врачей. В государственных социальных учреждениях есть лицензия на медицинскую деятельность, профессионально подготовленный персонал находится в доме-интернате круглосуточно. Если выбор пал на частный пансионат без медицинской лицензии, следует узнать, как при необходимости организуется процесс оказания помощи. Поинтересуйтесь, как хранятся и выдаются лекарственные средства, которые обычно принимают пожилые и ослабленные люди.

Обратите внимание на запах в пансионате. Если он неприятный, то это свидетельствует не только о редкой уборке помещений, но и о состоянии здоровья жителей и качестве ухода в этом стационаре.

Поинтересуйтесь наличием зоны пожарной безопасности, сигнализации. Уточните, как организуется эвакуация проживающих в случае тревоги, знакомы ли работники с правилами поведения при чрезвычайных ситуациях, проводятся ли регулярные инструктажи.

При посещении дома-интерната нужно обязательно обратить внимание на безопасность окружающего пространства. Поручни и барьеры предотвратят падение, а лифты и широкие дверные проемы позволят самостоятельно передвигаться на кресле-коляске.

Доступная среда

Территория пансионата, а также внутренние помещения должны быть оборудованы подъемниками и пандусами для маломобильных людей. Попробуйте сесть в кресло-коляску и проделать путь по обычным маршрутам из комнаты в столовую, холлы, на улицу. В хорошем учреждении трудностей с передвижением не возникнет.

Обратите внимание, есть ли в доме-интернате лифты. Кресло-коляска должна легко проходить в них, а кнопки расположены так, чтобы маломобильный человек мог дотянуться до них.

Проверьте оснащение учреждения указателями для слабовидящих людей, написанными шрифтом Брайля.

Эти нюансы позволят жителю пансионата выходить по своим делам, не прибегая к посторонней помощи и сохранять чувство собственного достоинства. Кроме того, маломобильный человек сможет сам распоряжаться своим временем, не ждать помощи персонала и выходить на прогулки тогда, когда ему захочется.

Комфорт и оборудование

При осмотре комнаты обратите внимание на мебель. Выдвижные ящики тумбочек, устойчивые стулья и кресла с подлокотниками исключат падения и помогут оставаться самостоятельными как можно дольше. Профессионалы в области ухода используют в работе функциональные кровати и матрасы, подъемники и другое оборудование, которое необходимо для маломобильных и ослабленных людей. Все это пригодится человеку, который вынужден обращаться за посторонней помощью, а также продлит его активный период жизни. Спросите у сотрудников, какие средства они используют для помощи маломобильным проживающим.

Обратите внимание, есть ли в жилых комнатах кнопка вызова персонала. Нажмите ее и засеките время реакции сотрудников. Уточните, доступны ли выключатели освещения маломобильным людям, имеется ли дежурный «ночной» свет.

Санузел должен быть оборудован специальными поручнями в зоне душа, раковины и туалета, надежно прикрепленными к стене. Такие приспособления позволяют не прибегать к посторонней помощи и проводить гигиенические процедуры самостоятельно. Ванная с высокими бортами, как в квартирах, — не подойдет для пожилого или ослабленного человека. Лучше, если, слив душевой находится на одном уровне с полом. Это предотвратит травмоопасные ситуации и облегчит прием душа.

Питание и досуг

Попросите попробовать пищу, приготовленную для жителей пансионата, уточните, есть ли диетический стол. В городских домах-интернатах шестиразовое питание, меню не повторяется в течение 21 дня. В рацион обязательно включают фрукты, мед, джемы.

Обратите внимание, как организован досуг проживающих: проводятся ли занятия, концерты и спектакли, есть ли помещение для личных увлечений. Не стесняйтесь попросить видеозаписи и фотографии прошедших мероприятий, расспросить об этом персонал или поискать информацию на сайте учреждения.

Познакомьтесь с кем-то из проживающих, узнайте его мнение о жизни в этом пансионате. Во время разговора обратите внимание на состояние одежды, волос и ногтей собеседника. Ухоженный внешний вид будет говорить о внимательном и заботливом персонале.

Выбор пансионата не ограничивается только этими критериями. Организация безопасности, питания и медицинского обслуживания — необходимая база оказания помощи в социальном учреждении. Также нужно обратить внимание на обращение персонала к жителям, и иметь возможность связаться с сотрудниками и проживающими по телефону или видеосвязи в любое время суток.

Городские пансионаты для ветеранов труда

Если пожилой человек выбирает для проживания государственное учреждение, нужно обратиться с заявлением в районный центр госуслуг «Мои документы». Все данные и заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра направляются в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, который выдает «путевку» в один из домов-интернатов города. Сотрудники Департамента стараются учесть территориальные предпочтения человека, а форму пребывания — временную, постоянную или пятидневную выбирает сам претендент.

Справочно:

В столице работает 32 дома-интерната. Они предназначены для постоянного или временного проживания пожилых людей и инвалидов 1-й и 2-й групп с постоянной регистрацией в Москве.

Ознакомиться с реестром поставщиков социальных услуг Департамента труда и социальной защиты населения Москвы можно


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Результаты:

  • Наличие детей повлияло на снижение артериального давления у пожилых людей. Смягчились также симптомы деменции и ее дальнейшее развитие. Улучшилось эмоциональное состояние пожилых людей, к ним вновь вернулось любопытство к жизни.
  • Были случаи, что пожилые люди, которые практически перестали говорить, вдруг «ожили» только потому, что маленький ребенок залез к ним на руки или заплакал.
  • Дети стали более уверенными в себе, улучшились их коммуникативные навыки, легкость в установлении связей. Повысилось их чувство безопасности и стабильности.

Неудивительно, что часть пожилых людей воспринимает их, как своих собственных внуков, а кто даст больше любви и лучше побалует, чем бабушки и дедушки?

Член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, глава Союза добровольцев России Яна Лантратова, воодушевленная опытом США, предложила провести в России эксперимент по совмещению дома престарелых с детским домом. По мнению большинства экспертов, совместить два учреждения в одно в России вряд ли удастся, но встречи пожилых с детьми можно и нужно устраивать на регулярной основе.


Два поколения американцев под одной крышей

Соответствующие обращения о создании площадки для общения поколений член СПЧ Яна Лантратова направила в Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты. В качестве примера такой площадки она приводит Providence Mount St. Vincent в США, который вмещает 400 пожилых жителей, а также несколько десятков детей, которые стали частью программы Международного Обучающего Центра (ILC).

С 1991 года компания ILC старается дать возможности детям и взрослым взаимодействовать друг с другом. Пять дней в неделю малыши приходят в гости к старшему поколению, чтобы вместе заниматься музыкой, танцами, искусством, рассказывать друг другу истории, готовить обед и делать еще много других увлекательных вещей. У детей таким образом оказывается много любящих бабушек и дедушек, они лучше понимают процесс взросления и старения, а пожилые жители центра вновь чувствуют свою нужность, востребованность, они рады поделиться своим опытом и любовью, рассказывает о деятельности центра Культурология.Ру.

Дом для престарелых Providence Mount St. Vincent

Дом для престарелых Providence Mount St. Vincent

Такое общение детей и пожилых дает очень многое обоим поколениям. Пожилые не чувствуют себя одинокими, дети - получают внимание со стороны взрослых.

Не навреди

Прежде чем проводить эксперимент с объединением детских домов и домов престарелых, необходимо все тщательно продумать, обращают внимание эксперты.

На взгляд председателя Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуарда Карюхина, СПЧ апеллирует к слишком частным вещам.

Однако ничто не мешает воплощать в жизнь социальные проекты, в принципе объединяющие пожилых и детей, дающие возможность одним и другим реализовать себя. Как показывает опыт благотворительных фондов, НКО и волонтеров, эффект от этого только положительный.

Член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, глава Союза добровольцев России Яна Лантратова, воодушевленная опытом США, предложила провести в России эксперимент по совмещению дома престарелых с детским домом. По мнению большинства экспертов, совместить два учреждения в одно в России вряд ли удастся, но встречи пожилых с детьми можно и нужно устраивать на регулярной основе.


«Перед тем как дети входят в комнату, старики выглядят полуживыми»

В 1991 году аналогичная программа была запущена в Сиэтле (США) на базе дома престарелых Providence Mount St. Vincent. В этом доме престарелых постоянно живет около 400 стариков. Их средний возраст 92 года, большинству из них требуется постоянный уход.

В том же здании по будням работает детский сад и ясли на 125 детей от 0 до 5 лет Mount’s Intergenerational Learning Center (ILC). По форме это учреждение является некоммерческим центром дошкольного образования.

Сиэттлский центр стал самым известным примером взаимодейстия поколений. О нем был снят документальный фильм Present Perfect.

«Перед тем как дети входят в комнату, старики выглядят полуживыми, пребывают в полудреме. Совершенно депрессивное зрелище. И вот заходят дети для урока искусства или музыки, или для того, чтобы сделать бутерброды для бездомных, ну или какой еще там проект у них в этот день — и пожилые люди вдруг оживают, и энергия бьет из них ключом!» - делился впечатлениями режиссер фильма Эван Бриггс.

Существуют похожие инициативы и в Великобритании. Джудит Иш-Хоровиц открыла в 1991 году центр раннего образования в Уимблдоне. Она обратила внимание, что семьи ее учеников переехали в Лондон из разных городов и стран. Рядом с детьми не было бабушек и дедушек. У нее самой была большая еврейская семья: бабушка, мама, она сама и четыре дочки. Причем бабушка любила их всех беззаветно, все понимающе и все оправдывающе. Джудит захотелось, чтобы у ее ученики тоже почувствовали, как это бывает.

С 1997 года она стала ходить с группой из детского сада в дом престарелых Nightingale House в Южном Лондоне. В нем 180 пациентов, большинство женщин около 90 лет. Иш-Хоровиц говорит, что среди них многие потеряли своих женихов и мужей во время Второй мировой войны, не стали снова выходить замуж, и у них никогда не было детей.

Старушки просили их бывать почаще, потом еще чаще, и однажды воспитательнице пришла в голову идея объединить их. В сентябре 2017 года ей удалось открыть Apples and Honey Nightingale CIC, первый в Великобритании центр такого рода.

Ее внучка тоже учится в нем. Новый центр состоит из нескольких кирпичных зданий в традиционном английском стиле. Отдельный корпус выделен для стариков, которым нужен постоянный уход и страдающих деменцией. Отдельное здание у детского сада. Если старики хотят уединиться от детей, у них есть такая возможность. Между зданиями насадили сад, выкопали пруд, в который запустили рыбу, и устроили детскую площадку для игр. В центре есть живой уголок. У центра хорошие отношения с местными жителями: они могут не толко привести сюда своих детей, но и поучаствовать в праздниках или помочь в работе как добровольцы.

Межпоколенческие учебные центры

Примечательно, что на сайте казахстанской газеты «Экспресс К» в 2018 году вышла статья, в которой предлагалось объединить детские приюты и дома престарелых. Автор статьи, среди прочих аргументов, ссылается на то, что подобный эксперимент уже был реализован в американском Сиэтле. На самом деле, речь идёт о межпоколенческом учебном центре, который мы упоминали ранее. Как мы уже говорили, это не совсем то же самое, что объединение домов престарелых с детскими приютами.

Межпоколенческие учебные центры формируются на базе домов престарелых, куда принимают детей детсадовского возраста, чтобы они могли проводить время с пожилыми людьми и социализироваться.

Как пишет Тиффани Янсен в статье для The Atlantic, первые межпоколенческие учебные центры появились ещё в 1970-ых в Японии. В 1990-ых идея просочилась в Северную Америку.

Руководители подобных проектов уверены, что межпоколенческое общение позитивно сказывается как на детях, так и на стариках. Как сообщает The Conversation, это подтверждается многочисленными исследованиями.

Вывод: Рассылка об объединении детских приютов и домов престарелых в Канаде — фейк. Конечно, это не означает, что подобная идея не может быть реализована в перспективе.

Сейчас он занимается предпринимательской деятельностью, держит сеть небольших закусочных в Подмосковье, но все так же ждет материнской любви.

Источник фото: Яндекс. Картинки Источник фото: Яндекс. Картинки

Материнское тепло, то, что остро не хватает всем отказникам детских домов. И это не потому, что персонал учреждений скуп на ласки, нет, просто им не хватает на это время, ведь несколько десятков сорванцов нужно накормить, за ними убрать, на прогулку вывести, опять накормить, спать уложить, обучить, одеть и так изо дня в день.

Источник фото: Яндекс. Картинки Источник фото: Яндекс. Картинки

Гениальная идея для решения проблемы детской «недолюбленности» пришла из Канады и Америки. Там с 1991 года Международный Обучающий Центр (ILC) в ряде крупных домах престарелых реализует программу, в рамках которой предоставляется возможность детям и взрослым взаимодействовать друг с другом. Пять дней в неделю малыши из сиротских приютов приходят в гости к старшему поколению, чтобы вместе заниматься музыкой, танцами, искусством, рассказывать друг другу истории, готовить обед и делать еще много других увлекательных вещей. У детей таким образом оказывается много любящих бабушек и дедушек, пожилые люди обрели любящих внуков. Дети лучше понимают процесс взросления и старения, а пожилые жители центра вновь чувствуют свою нужность, востребованность, они рады поделиться своим жизненным опытом и любовью.

Источник фото: Яндекс. Картинки Источник фото: Яндекс. Картинки

В России об этом опыте знают и стараются его внедрить. Союз добровольцев России уже организовывал встречи выпускников детдомов с постояльцами домов престарелых, накоплен исключительно положительный опыт, в связи с чем и появилась инициатива реализовать проект на государственном уровне.

Источник фото: Яндекс. Картинки Источник фото: Яндекс. Картинки

Соответствующие обращения о создании площадки для общения поколений член СПЧ Яна Лантратова направила в Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты. В качестве примера такой площадки она приводит Providence Mount St. Vincent в США, который вмещает 400 пожилых жителей, а также несколько десятков детей, которые стали частью программы Международного Обучающего Центра (ILC). Но как известно, у любой палки есть два конца. Так для обывателя, абсолютно положительная инициатива, являющаяся панацеей от всех социальных недугов и детских травм, вызывает настороженность у ряда экспертов.

В Великобритании провели эксперимент. С одной стороны, общество быстро стареет, и все больше людей проводит свои последние годы в домах престарелых, вдали от семьи и теплых эмоций. С другой, многие дети по-прежнему должны жить в детских домах. А если бы удалось объединить старость и молодость?

Если бы и те, и другие смогли себе помочь? Именно такую цель преследовали служащие, которые создали объединенный детский дом с домом престарелых. Последствия дали много пищи для размышлений!

Никого ни с кем не объединят

Реального объединения домов престарелых с детдомами не будет хотя бы потому, потому что с 1 сентября вступает в силу ряд нормативных актов, согласно которым все детдома «переформатируются».

Председатель правления РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер считает идею вообще бессмысленной.

В России есть свой опыт

Совмещение дома престарелых и детского дома - инициатива, которая реализована не только в зарубежных странах, но и в России.

По словам Яны Лантратовой, Союз добровольцев России уже организовывал встречи выпускников детдомов с постояльцами домов престарелых, накоплен исключительно положительный опыт, в связи с чем и появилась инициатива реализовать проект на государственном уровне.

Уже есть ряд волонтерских организаций, которые пробуют делать такие проекты, поэтому прежде чем подступаться к такой инициативе, необходимо изучить их опыт, подчеркивают представители некоммерческих организаций.

Как отмечает председатель Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуард Карюхин, сама по себе идея встречи разных поколений - очень продуктивная.

Чтобы жить, человеку нужна близость другого человека

Когда ее не хватает, мы теряем желание и смысл жизни. Такое настроение часто наблюдается в доме престарелых. А дети, которые растут без любви, заботы и объятий - болеют и имеют отклонения в психическом развитии.

Одиноким детям нужна близость - обычные объятия, улыбки, без этого сложно будет в будущем самостоятельно построить семью и взаимоотношения с другими людьми.

Благодаря детям, у пожилых людей появился стимул жить.

«Вчера мне удалось пробежаться за малышом несколько метров, а я думал, что уже никогда не побегу. Может на самом деле у меня есть еще силы?», - делится впечатления один из участников эксперимента.

Пожилые люди могут дать детям знаниями о мире, поделиться своим опытом и выполнять при этом стандартные обязанности по уходу. Заботиться о других - для многих это единственная потребность.

Дети же, кроме дополнительной дозы энергии, помогут также пожилым людям открыть себя миру и получить положительные эмоции. Оказывается, что на самом деле это работает!

Дом ребенка соединили с домом престарелых - эффект оказался неожиданным

Не навреди

Прежде чем проводить эксперимент с объединением детских домов и домов престарелых, необходимо все тщательно продумать, обращают внимание эксперты.

На взгляд председателя Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуарда Карюхина, СПЧ апеллирует к слишком частным вещам.

Однако ничто не мешает воплощать в жизнь социальные проекты, в принципе объединяющие пожилых и детей, дающие возможность одним и другим реализовать себя. Как показывает опыт благотворительных фондов, НКО и волонтеров, эффект от этого только положительный.

Водить детсадовские группы в дом престарелых первыми начали японцы. Почему удачный опыт не сработает с сиротами?

В сети часто можно встретить статьи об «объединении домов престарелых и сиротских приютов». Но это ошибка. По мировому опыту, успешно вместе проводят время не одинокие старики и сироты, а одинокие старики и дети, у которых есть родители.

Впервые дом престарелых и детский сад (не приют!) были соединены 1976 году в Японии.

В токийском районе Эдогава с разрешения министерства здравоохранения и районной администрации был организован «интегрированный межпоколенческий центр» Котоен. В одном здании расположились дом престарелых и детский сад. Большое внимание архитекторы уделили интерьерам: стены сделали легкими, мягкими на ощупь и подвижными для того, чтобы легко можно было провести перепланировку. Персонал должен был поддерживать домашнюю добродушную атмосферу, без казенщины.

Дети и старики вместе рисовали и занимались рукоделием, отмечали праздники и разговаривали. Родителям нравилось то, что программа учит детей лучше понимать, любить и уважать стариков. На 80 мест в детском саду обычно претендовали на конкурской основе более 100 детей, в то время как другие детские сады района Эдогава были заполнены на 70%.

Но дети вырастают, как же быть? Администрация Котоена стала сотрудничать с местными начальными школами, чтобы их ученики могли тоже заходить к старикам. Часто бывало, что ребенок знакомился с пожилым постояльцем дома для престарелых, пока был в детском саду и продолжал встречаться с ним, когда шел в школу.

К 1991 году к центру присоединились специализированный центр по уходу за стариками-инвалидами и центр дневного пребывания для престарелых. В течение 20 лет в Японии было открыто еще 16 центров с похожей концепцией. Опыт соседней страны стали перенимать Австралия и Сингапур.

В подробностях

Фотографии, которые использует автор поста на «Пикабу» взяты из межпоколенческого учебного центра в Сиэтле, который располагается в доме престарелых Провиденс Маунт Сейнт Винсент.

Фейк также распространялся (и распространяется) на других языках.

В России есть свой опыт

Совмещение дома престарелых и детского дома - инициатива, которая реализована не только в зарубежных странах, но и в России.

По словам Яны Лантратовой, Союз добровольцев России уже организовывал встречи выпускников детдомов с постояльцами домов престарелых, накоплен исключительно положительный опыт, в связи с чем и появилась инициатива реализовать проект на государственном уровне.

Уже есть ряд волонтерских организаций, которые пробуют делать такие проекты, поэтому прежде чем подступаться к такой инициативе, необходимо изучить их опыт, подчеркивают представители некоммерческих организаций.

Как отмечает председатель Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуард Карюхин, сама по себе идея встречи разных поколений - очень продуктивная.

Бабушки без плюшек и шоколадок

По ее мнению, прежде чем «пересекать» пожилых людей и детей-сирот, и ту, и другую сторону надо обучить, как общаться друг с другом, как строить отношения, как помогать друг другу. Во-вторых, встают вопросы физического здоровья.

Читайте также: