СОБАКИ ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ-АУТИСТАМ

Обновлено: 14.05.2024

В России увеличивается число людей, больных аутизмом. По данным Минздрава, за последние пять лет данный диагноз стали ставить в два раза чаще. Вылечить аутизм невозможно — помощь больному заключается в смягчении симптомов. Одним из самых трогательных и приятных методов коррекции заболевания считается канистерапия — реабилитация с использованием специально обученных собак.

Этот метод применяется врачами для лечения различных болезней с 60-х годов прошлого века. Идея терапии с участием животных появилась у американского психиатра Бориса Левинсона, который опытным путём установил, что пациенты получают заряд положительных эмоций, когда приходят на сеансы и встречаются с собакой. С тех пор метод начал набирать популярность.

Врачи утверждают, что взаимодействие с собакой способствует развитию умственных и улучшению двигательных функций. Также оно помогает развитию эмоциональной сферы. Канистерапию также используют для лечения ДЦП, гиперактивности, психических заболеваний.

Эксперты говорят: собаки помогают больному человеку наладить контакт с окружающим миром. Она учит любви, принятию и взаимодействию с окружающими.

Пушистое белое облако с двумя карими глазами — самоеду Гаврюше сейчас год. Пёс очень дружелюбно относится к людям, даже к тем, кто отмахивается от него и истошно кричит. Это обычная реакция аутиста на непривычный объект. Больные этим недугом — как неприступная крепость, и чтобы она пала, нужна кропотливая работа психологов и педагогов и радушная терпимость самих животных.

Матвею Бородину 15 лет. Мальчик улыбается окружающим и с готовностью поёт на публику песню «Прекрасное далёко». Ещё год назад парень был замкнутым и необщительным. Не отпускал мамину руку и разговаривал только с близкими. Перед собаками он вовсе испытывал панический страх. Касание пушистого хвоста приводило мальчика в ужас.

С Матвеем начали заниматься канистерапией в начале этого года. Вначале он смотрел на животных со стороны, но уже через месяц решился дотронуться. Постепенно мальчик проникся к мохнатым терапевтам любовью. Сейчас он заходит в комнату и сразу обнимает всех собак. На живот самоеду Гаврюше он кладёт голову.

«Как пахнет самоед?» — спрашивает психолог Ольга Богомякова.

«Хорошо пахнет», — говорит мальчик.

По словам мамы Матвея Маргариты Бородиной, с тех пор как Матвея начали лечить с помощью канистерапии, его социальные навыки значительно улучшились.

Проще стал подходить к людям, если раньше была настороженность, то сейчас она исчезла. Или стоял в стороне, или вовсе не замечал тех, кто вокруг. Сейчас спокойно подходит, осматривает всех, — говорит мама.

У 17-летнего Евгения диагностировали аутизм в три года. Симптомы стандартные — задержка речевого развития и боязнь посторонних людей. Обучение в коррекционной школе не способствовало социализации. Парень до сих пор как в раковине — закрытая поза, взгляд в пол, повторение одних и тех же слов.

«8 июля — День семьи, любви и верности», — повторяет он в 30-й раз информацию, прочитанную в Интернете.

Мама уговаривает его отвлечься от смартфона и обратить внимание на собаку. Гаврюша делает робкие попытки вступить с ним в контакт, но мальчик кричит и машет руками. Будто видит призрака. Собака ведёт себя правильно, на общении не настаивает. Весь сеанс канистерапии парень так и просидел у стенки. Но позже выяснилось, что эффект от занятия всё-таки есть.

«Мы купим большого щенка», — неожиданно говорит парень маме, растягивая слова.

«А что ты будешь делать с ним?» — спрашивает мама Лариса.

«Кормить. и играть», — сообщает молодой человек.

Мама удивлена. Впервые в жизни её сын высказал желание заботиться о ком-то. Собаку Лариса обязательно купит. Она хватается за любой шанс социализировать парня.

Самой главной задачей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является их социализация. Собака аккуратно контактирует с ребёнком, подталкивает его, интересуется, нюхает, ходит за ним, сопровождает ребёнка. Постепенно он начинает замечать собаку. Тогда мы поручаем разные задания: водить собачку на поводке, кормить её, гладить, ощупывать. Постепенно ребёнок от собаки начинает переводить своё внимание на человека. Это как раз то, чего мы добиваемся.


Ольга Богомякова

психолог, специалист по канистерапии

Почему достигается эффект от занятий?

При лечении ребенок взаимодействует с собакой. Для кого-то по итогам занятия будет достижением сделать несколько шагов, а для кого-то - просто улыбнуться. Но в любом случае при общении с животным задействованы все органы чувств, что само по себе полезно и хорошо. Поэтому можно сказать, что эффект от занятий достигается всегда.

Но если человек изначально настроен на то, что лечение не принесет результатов, его не стоит и начинать. Животные очень хорошо все чувствуют и вряд ли смогут помочь, если пациент придет на занятие с недоверием или негативом.



Показания

Канистерапия используется для:

  • Подавления агрессии, гиперактивности;
  • Улучшения памяти, речи;
  • Избавления от неврозов, фобий, чувства тревоги;
  • Развития моторики, интеллектуальных и познавательных способностей;
  • Улучшения координации движений;
  • Лечения таких заболеваний, как аутизм, олигофрения, болезнь Альцгеймера, ДЦП, мышечная дистрофия.



Что такое аутизм

Точная причина развития аутизма не установлена. Наряду с различными гипотезами существует предположение о влиянии недоношенности ребёнка на развитие заболевания. Также рассматривается вероятность увеличения рисков развития аутизма у малышей, рождённых мамами старше 40 лет. А вот прямой связи аутизма с профилактическими прививками учёными не найдено. Популярная среди мам теория о том, что у вакцинированных детей расстройства аутистического спектра встречаются чаще, не подтверждены исследованиями.

Аутизм — коварное заболевание. Его невозможно выявить у плода внутриутробно. Также нельзя диагностировать недуг сразу после рождения. Болезнь «преподносит сюрприз» примерно в возрасте полутора лет. Родители начинают замечать странные симптомы — малыш не говорит, избегает общения и зрительного контакта, слишком нервно реагирует на громкие звуки.

Все патологические процессы, происходящие в мозгу у больных аутизмом людей, до сих пор не изучены. Например, у некоторых аутистов отмечается избыток локальных связей между нейронами во всей коре головного мозга. У других нарушена работа системы зеркальных нейронов. Это клетки головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другими. Также известно, что мозг у аутистов в среднем весит больше обычного и занимает больший объём.

СОБАКИ ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ-АУТИСТАМ

В конце июля 2016 года обнародованы результаты долгосрочного научного исследования, проведенного под эгидой американского Фонда изучения взаимодействия людей и животных (HABRI). Исследователи ставили своей целью проследить, как наличие собаки в семье, где воспитывается ребенок-аутист, оказывает влияние на уровень стрессозащищенности.

Как показали результаты исследования, в семьях, где есть собаки, отмечается значительное снижение уровня дисфункционального взаимодействия между родителями и детьми, по сравнению с семьями, не имеющими животных.

«Хотя науке уже известны многочисленные факты достижения положительного эффекта от применения так называемой пет-терапии, основной целью исследования ставилось изучить данный вопрос во всем его многообразии, как именно наличие в семье собаки сказывается на воспитании и лечении больных детей, как улучшить их жизнь, - говорит профессор британского Линкольнского университета Дэниел Миллс (Daniel Mills). - Мы зафиксировали значительные положительные изменения в семьях, где имелись собаки». Дети испытывали большую привязанность к собакам, в свою очередь, родителям таких детей на порядок легче было выполнять свои основные обязанности как главных воспитателей детей, стрессовые ситуации при этом сводились к минимуму.

Исполнительный директор Фонда Стивен Фельдман (Steven Feldman) отметил, что родители детей-аутистов ежедневно испытывают стресс и повышенную тревожность. Получены убедительные научные доказательства, что наличие домашних животных оказывает значительное влияние на разрешение проблем подобных семей, позволяет улучшить их жизнь. Семьям, воспитывающим аутичного ребенка, обязательно следует задуматься о собаке как надежном средстве достижения семейной гармонии.

В ходе проведенного исследования учеными на протяжении двух с половиной лет пристально изучалась жизнь вышеупомянутых категорий семей. Это первое в своем роде долгосрочное исследование, и оно позволило сделать однозначный вывод о достижении устойчивой тенденции к снижению уровня стресса в семьях, где есть собаки. В то же время, как резюмирует профессор Миллс, такого нельзя сказать о семьях без животных. За все время наблюдений уровень тревожности и стрессов в таких семьях остался без изменений, что со всей очевидностью подтверждает пользу применения пет-терапии.

Оригинал публикации: Study Finds Dogs De-Stress Families With Autistic Children

Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей?

Особая роль отведена канистерапии (от латинского canis - собака), поскольку из всех животных собака легче всего поддается дрессировке.


Капистерапию, наряду с иппотерапией и дельфинотерапией, относят к нетрадиционным методикам лечения, но результаты они приносят потрясающие. Отмечают, что особенно эффективна канистерапия в комплексе с другими видами лечения, но и сама по себе она очень действенна.

Канистерапия - это выполнение упражнений пациентом и собакой под руководством специалиста с целью выздоровления.

Иногда можно встретить собаку-поводыря рядом с маловидящим человеком. За границей часто можно увидеть собак в домах престарелых, когда братья наши меньшие помогают старикам избавиться от некоторых заболеваний или просто коротать старость. Но все-таки наибольшую популярность канистерапия получила в лечении детей - много лет назад за рубежом и сравнительно недавно в России.



Отзывы

Отзывы о канистерапии в основном положительные. Родители очень благодарны животным и людям, которые с ними работают, за результаты, полученные в ходе лечения. Отмечено, что дети достаточно быстро начинают проявлять к собакам интерес, с удовольствием проводят с ними время.


Особенно популярна канистерапия для лечения детей, больных аутизмом. Как известно, аутисты очень замкнуты в себе. Они могут часами сидеть и смотреть в одну точку. Можно встретить много отзывов, где говорят о том, что благодаря собакам маленькие пациенты становятся более открытыми к окружающему миру, более общительными. Известен даже случай, когда после ряда занятий, девочка-аутист стала выступать на сцене.

Люди, столкнувшись с заболеванием ДЦП, утверждают, что общение с собакой позволяет улучшить координацию движений, мышечный тонус.

Если речь идет о нарушении интеллектуального развития, благодаря собаке, ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь.

Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться, тем самым улучшая их физическое состояние.











Описан ряд случаев, когда маленький пациент после недолгого общения с собакой начинал замечать ее, а затем и своих родителей. До этого же он совсем не реагировал на окружающих.

Можно даже услышать рассказы о том, как ребенок произносил отдельные слова при значительных проблемах с речью. А это очень большое достижение!

Иногда можно встретить мнение, что лечение собаками не настолько эффективно, как заявляют специалисты, но как правило, так считают люди, которые в целом относятся к животным отрицательно и вряд ли когда-либо выберут этот метод лечения для себя или своих детей.

Бывают такие случаи, когда люди испытывают неприязнь к запаху собаки или виду шерсти, оставленной собакой на их одежде. А кто-то просто относится несерьезно к нетрадиционной медицине.

Но учеными давно доказано, что и людям без особых отклонений полезно проводить время с собакой. Общаясь с животным всего 15 минут в день, у человека нормализуется давление, улучшается самочувствие и настроение. Даже простая игра с собакой позволяет снять стресс.

Основные направления

Канистерапию можно разделить на следующие лечебные направления:

  1. Диагностическое. Собака предугадывает приступы эпилепсии, астмы, резкое повышение сахара в крови у людей, больных диабетом и предупреждает хозяина.
  2. Лечебно-контактное. При возникновении болей собака ложится на место, которое беспокоит, и греет своим теплом. В этом направлении, как правило, используют собак люди, страдающие хроническими заболеваниями.
  3. Реабилитационное. Собака ускоряет процесс выздоровления с помощью активного взаимодействия с ней. Все выполняется под наблюдением канистерапевта.
  4. Обслуживающее. Собаки помогают людям в инвалидных колясках, слепым, слабослышащим передвигаться. Это так называемые собаки-поводыри.



Упражнения

Для каждого конкретного случая канистерапевт разрабатывает комплекс упражнений.

  1. Лечение всегда начинается со знакомства. Некоторым детям требуется немало времени, чтобы привыкнуть или побороть страх. Но специалист всегда поможет наладить контакт. Нужно очень тщательно наблюдать за реакцией ребенка. Если он боится, собаку следует держать на расстоянии. Многим детям проще, когда животное сидит или лежит боком. Тогда отсутствует контакт глазами.
  2. После этапа знакомства можно переходить к так называемым дистанционным упражнениям. Специалист идет рядом с ребенком, ведя с другой стороны животное на поводке и не приближая его. Когда пациент привыкнет, собака может делать остановки, повороты. Потом можно поручить ребенку ее расчесать. И когда этап привыкания завершен, ребенок может самостоятельно давать команды собаке.
  3. Следующее упражнение требует от ребенка сосредоточенности и развивает определенные навыки: ориентироваться в пространстве, последовательно выполнять действия. Ребенку дается задание подвести собаку к определенному предмету или человеку, потом взять какую-нибудь игрушку и вместе с животным отнести ее в назначенное место. Если собака умеет выполнять трюки, пусть ребенок попросит ее выполнить один из них. Это очень повысит самооценку малыша.
  4. Очередное упражнение выполняется на коврике. Ребенок ложится рядом с собакой, можно на нее облокотиться. Он расчесывает ее, плетет косички, прижимается к ней или просто обнимает. При этом уменьшается чувство тревоги, улучшается моторика и даже речь. Температура тела собаки выше, чем у нас, поэтому такой тесный контакт полезен для мышц.



Пожалуй, выше приведены наиболее используемые упражнения. Но вариантов их великое множество. Можно плести собаке косички, можно повязывать ей на голову косынку, можно даже читать ей книги - все эти занятия очень нравятся детям. Главное во всех этих упражнениях - тесный контакт с животным, который, безусловно, раскрепощает, расслабляет и делает добрее.


Распространение в России

В Москве лечением детей с помощью собак занимается несколько центров. Наиболее известным считается центр "Солнечный пес". Там ведут работу собаки породы «лабрадор» под руководством опытных специалистов. Ежегодно на монопородной выставке лабрадоров выступают дети с различными заболеваниями, посещающие этот центр. Вместе с собаками-терапевтами они показывают очень яркие, насыщенные номера.





В Санкт-Петербурге канистерапевты предпочитают использовать для работы ризеншнауцеров.

А в Обнинске, что в Калужской области, функционирует центр "Радуга", где оказывают помощь беспородные собаки, попросту говоря - дворняжки.




Во многих крупных городах практикуют лечение собаками. Мурманск, Омск, Новосибирск, Рязань, Владивосток, Екатеринбург - это далеко не полный список городов, где готовы оказать помощь "лохматые доктора".


Подробнее о центре "Солнечный пес" и его успехах вы можете узнать из следующих видео.

Противопоказания

Если у вас есть склонность к аллергии, особенно на животных, на теле имеются повреждения, куда может попасть инфекция, если повышена температура тела или присутствуют заболевания дыхательных путей, от такого метода, как канистерапия, придется отказаться.

Однако боязнь собак совсем не является противопоказанием. Это всего лишь вопрос времени.

Подходящие породы для канистерапии

Далеко не любая собака подходит на роль канистерапевта. Для того чтобы помогать людям, каждое животное проходит специальную подготовку и сдает экзамен по итогам обучения.

Что касается пород, то принято считать, что все породы в большей или меньшей степени могут лечить, даже беспородные особи.

Главное - чтобы собака была хорошо воспитана, идеально выполняла команды, была полностью лишена чувства агрессии и любила людей. Ребенок может ненамеренно обидеть собаку - собака не имеет права ответить враждебно. Она должна хорошо относиться не только к своему хозяину, но и ко всем людям.

Самыми популярными породами в канистерапии являются лабрадоры, золотистые ретриверы, ризеншнауцеры. Иногда используют таких больших, пушистых добряков, как сенбернары, ньюфаундленды, бобтейлы.



Однако не рекомендуется привлекать к лечению детей бойцовских собак и собак мелких пород из-за их вспыльчивости. К тому же последние не обладают такой железной выдержкой, как их крупные собратья.

История возникновения

Согласно некоторым источникам, о канистерапии знали еще три тысячелетия назад. Об этом свидетельствуют рисунки, фрагменты, найденные на раскопках, исторические документы.

В 60-х годах прошлого века американский психолог Борис Левинсон заметил, что дети, которые посещают его сеансы и имеют определенные проблемы в общении, контактируя с его собакой, получают психологическую разгрузку, становятся более раскованными, и курс лечения длится меньше.

Тогда он выдвинул теорию о положительном влиянии собаки на человека и его эмоциональное здоровье.


Для становления же отечественной канистерапии очень много сделала Татьяна Любимова. К развитию этой методики в России ее побудил личный печальный опыт. У нее родился ребенок с диагнозом ДЦП. Через какое-то время, к сожалению, его не стало. А она захотела помогать детям, используя собак. И ей это удалось! В 2004 году был открыт первый в России центр канистерапии "Солнечный пес". Он функционирует и сегодня.



Читайте также: