Мальчики плюс/минус девочки: есть ли будущее у раздельного обучения. Школьные программы и методики

Обновлено: 18.09.2024

Как лучше учить наших детей – вместе или отдельно? Казалось бы, начиная с середины пятидесятых годов прошлого века, этот вопрос в нашей стране окончательно закрыт, и всякий, кто ратует за раздельное обучение, рискует прослыть отчаянным ретроградом. Однако уже тот факт, что раздельное обучение категорически противоречит современным гендерным тенденциям, заставляет присмотреться к нему внимательней. Так что в этой области всё не так просто, как кажется на первый взгляд.

Сибирский опыт

В современной России существует несколько школ, где девочки и мальчики учатся отдельно. Помимо средних военных учебных заведений самая известная из них – университетская гимназия в Новосибирске (школа № 14). Эта школа не только вернулась к старой, но обновлённой практике раздельного обучения, здесь также ведётся большая научно-методическая работа по осмыслению результатов этой практики. Школа собирает единомышленников, проводит научные конференции.

По словам директора гимназии Любови Судоргиной, система доказала свою эффективность. Результаты видны и педагогам, и родителям.


Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Новосибирцев поддерживают и в Красноярске. Так, в нескольких школах края, где также практикуется раздельное обучение, более 60% учеников – отличники, а более 90% стабильно поступают в вузы.

Впрочем, речь идёт не о возвращении к практике разделения школ по гендерному принципу, а о так называемом «раздельно-параллельном обучении», когда мальчики и девочки учатся по отдельности, но свободно общаются на переменах.

Такая же система уже несколько лет работает и в Бийске (Алтайский край). Директор одной из экспериментальных школ Елена Вирбицкас утверждает, что раздельное обучение поможет решить многие психологические проблемы современных детей и подростков, а также применить разный подход к преподаванию у девочек и мальчиков с учётом их возрастных особенностей.

Даже задания, – говорит она, – должны быть у них разные, так как для сильного пола более характерна поисковая деятельность, для слабого – деятельность по алгоритму.

. Можно только представить себе, какую ярость подобные слова способны вызвать у оголтелых феминисток всех мастей и калибров, которых достаточно много появилось не только на Западе, но, к сожалению, и в России. Однако факт остаётся фактом – в раздельных классах и мальчики, и девочки учатся гораздо лучше. Особенно существенен этот момент именно для учеников мужского пола. Психиатры знают, что мальчики в четыре раза чаще, чем девочки, становятся жертвами так называемого «школьного невроза». Дело в том, что, приходя в школу, мальчик сразу попадает в зону доминирования «женского мира». Его окружают не только учителя-женщины, но и более старательные, а потому успешные одноклассницы, которым на первых порах всё даётся куда легче. Не зря хорошие учителя часто говорят, что главная их задача – учить именно мальчишек. Девчонки научатся сами.

Психологическая ситуация «женского доминирования» может иметь очень далеко идущие социальные последствия. Непредубеждённый взгляд ясно видит, что она в известной мере определила поведенческие тактики большого числа современных русских мужчин, давно сидящих «на крючке женского одобрения».


Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Мнения специалистов разделились

Доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики Владимир Базарный убеждён, что смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту – вещь просто непростительная. Дело ещё и в том, что девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков.

Исследования Базарного подтвердили, что если мальчики оказываются окружёнными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника.

Владимиру Базарному вторит и Александр Усанин, президент благотворительного фонда «На благо мира». По его мнению, восстановление раздельного обучения в школах – это ещё и действенный способ уменьшить количество нежелательных связей в подростковой среде. Для этого, утверждает Усанин, не нужно вообще ни копейки, достаточно только указа Министерства образования. Основываясь на своём собственном педагогическом опыте, специалист утверждает, что в том случае, когда среди учащихся есть люди противоположного пола, концентрация значительно падает, поскольку любой мальчик и девочка всегда, даже порой неосознанно, ведут себя так, чтобы произвести впечатление на противоположный пол. И думают не только о предмете, но также о том, что думает противоположный пол. Психологи это хорошо знают.

Мнения отечественных экспертов отчасти подтверждает и иностранный опыт. Так, специальное исследование, проведённое в Австралии, подтвержает, что среди школ, признанных лучшими по уровню успеваемости, больше двух третей составляют учебные заведения с раздельным обучением. В той же Англии, где в государственных школах мальчики и девочки учатся вместе, в престижных частных учебных заведениях о смешанном обучении нет и речи. Впрочем, образовательная система на Британских островах всегда отличалась определённым консерватизмом.


Фото: Alexander Legky/Globallookpress

Конечно же, существуют и совершенно противоположные точки зрения. Так, по словам заведующего лабораторией социологии образования НИУ Высшей школы экономики в Петербурге профессора Даниила Александрова, сегрегированное воспитание мальчиков и девочек приносит очень мало пользы.

Содержание детей в изоляции – даже в райской, а потом выпуск их в реальную жизнь весьма вероятно может привести к самым плачевным результатам. Чем больше давление, – подчёркивает профессор, – тем причудливее формы, в которых этой дисциплины избегают.

Впрочем, почему профессор Александров усматривает в раздельном обучении именно форму давления, остаётся загадкой. В принципе, по словам убеждённых сторонников мальчишеских и девических классов, оно направлено именно на то, чтоб это давление снять.

. Так или иначе, вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек сегодня остаётся открытым. Непростая ситуация и психологический климат в современной русской школе заставляют искать новые пути её усовершенствования. И возвращение к мужским и женским классам может оказаться здесь достаточно эффективным решением.

Историческая справка

До ХХ века раздельное обучение мальчиков и девочек господствовало повсюду. Совместное обучение в России было введено практически сразу после 1917 года и стало естественной частью общей политики большевиков по разрушению старой русской жизни и русского мира.

В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, раздельное обучение было введено в школах Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик и стало частью возвращения некоторых форм дореволюционной жизни – от армейских чинов до мундиров. Но всё равно в мужских и женских школах занималась только небольшая доля учеников – к примеру, не больше 2% по РСФСР.

С 1 сентября 1954 года совместное обучение в СССР было полностью восстановлено, и помимо суворовских и нахимовских училищ никакого иного мужского среднего образования в стране не существовало.

Совместное обучение: минусы

Сторонники раздельного образования говорят о минусах совместного обучения:

  • девочки по физическому и психоэмоциональному развитию на пару лет опережают мальчиков - нужны разные учебные программы, особенно в начальной школе. К 14-15 годам мальчики догоняют сверстниц, но к этому моменту уже прочно усвоен стереотип: девочки лидируют, а сами мальчики - хулиганы, троечники и т.д.;
  • у мальчиков более развито левое полушарие головного мозга, оно отвечает за логику. На уроках мальчики любят доказательства, эксперименты, быстрый темп работы и самостоятельный поиск решений. У девочек более развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции. На занятиях девочки предпочитают плавный темп работы, им нужно подробно объяснить и несколько раз повторить теорию, и лишь затем отработать ее на практике. Получается, что совместное обучение мешает детям получить качественное образование;
  • в период полового созревания при совместном обучении дети часто стесняются противоположного пола, возникает много неловких моментов, особенно на уроках физкультуры. Тревога об оценке другим полом мешает учебе;
  • дети усваивают манеру поведения другого пола. Мальчики перенимают девичьи черты характера (послушание, скромность) и становятся женоподобными. Девочки развивают в себе агрессию, жесткость, физическую активность - это придает им маскулинность;
  • если девочки изначально обладают женственностью, то мальчикам необходимо свою мужественность идентифицировать и развить. В современной школе ценится «девочковая» модель поведения: послушность, исполнительность. Мальчики перенимают ее, при этом теряют ответственность, активность, агрессивность и независимость - за «мужские» качества в воспитательной системе наказывают;
  • в процессе совместного взросления дети теряют взаимоуважение, перестают идеализировать друг друга. Уходит романтизация противоположного пола.

Как у них?

За границей при численном превосходстве смешанных школ существует достаточно мужских и женских школ и колледжей. Они не один десяток лет воспитывают элиту западного общества. Все эти учебные заведения частные. Среди них есть религиозные школы с весьма строгими порядками, малопривлекательными для российских школьников, зато подобные учебные заведения нередко дают очень приличное образование. Большинство "однополых" школ светские, без религиозного давления, хотя практически везде ученики посещают утреннюю службу. В Великобритании, например, существует 115 школ раздельного типа. Стоит отметить, что первые частные школы появились здесь в Средние века и были только раздельными, причем исключительно для мальчиков, назывались публичными (public schools), так как готовили будущих "людей публичной карьеры": государственных деятелей, адвокатов и т.д.

Результаты английских и американских исследований на тему, в каких школах лучше успеваемость - в смешанных или раздельных, - разнятся. Школы раздельного обучения традиционно возглавляют рейтинги (в рейтинге британских частных школ, по версии Times, первые строки занимают исключительно они), однако это вовсе не означает, что туда выстроились длинные родительские очереди.

Исследования, проведенные в США, показывают, что у мальчиков успеваемость выше в "совместных" школах, однако опрошенные девочки-американки считают, что раздельное обучение больше способствует их достижениям в учебе. Результаты британских исследований утверждают обратное: в среднем по стране мальчики отстают от девочек по успеваемости, однако в школах раздельного обучения учатся не хуже или даже лучше противоположного пола.

Известно, что в раздельных школах девочки активнее участвуют в классной работе, у них развивается более высокая самооценка, в дальнейшем они успешнее в карьере. Однако остается недоказанным, что их успеваемость по отдельным предметам в данном случае лучше! Успеваемость улучшается, скорее, вследствие более компактных учебных групп. И вообще, есть мнение, что школы раздельного обучения просто в силу своей "элитарности" получают заведомо лучших учеников. Еще одно противоречие - по поводу соревновательного духа, который возникает между мальчиками и девочками в школах совместного обучения. Одни считают это нездоровым явлением. Другие уверены: здоровая конкуренция "между полами" должна приводить к лучшим результатам.

Ольга Маховская, сотрудник Института психологии РАН: "Раздельное обучение дает молодым людям опыт аскезы, отказа. В условиях общества тотального потребления это становится все более ценным навыком выживания. При раздельном религиозном образовании ребятам не угрожает ранний секс, беременность, наркотики. Но слабой стороной раздельного образования является его несоответствие запросам современной жизни, которая строится в стиле унисекс.

Тенденция к популяризации раздельного образования совпадает с восстановлением патриархальных норм взаимоотношений. Боюсь, что религиозные ортодоксы, национал-патриотически настроенные политики и просто "крепкие государственники" здесь совпадают в желаниях. Россия - одна из стран, где официальное признание равенства полов противоречит сексистскому, патриархальному отношению к женщине.

Мальчики и девочки действительно отличаются по своей психофизике. От так называемого гиперкинетического синдрома (рассеянность внимания, повышенная возбудимость и подвижность) страдают в основном мальчики. У них ниже мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях. Что касается девочек - раздельное образование (и у нас, и за границей) ориентирует их на традиционную женскую роль, загоняет в рамки трех "К" (китчен, киндер, кирхен), формирует представление об ограниченных полом возможностях и желаниях. Семья - да, шоппинг - да, кухня - да. Карьера - нет. А это совершенно невыгодно современной женщине.

Главная проблема современной российской школы - то, что в школах трудятся в основном женщины. Мужчин-преподавателей только 7%. В итоге с самого начала начинает работать скрытый механизм женской солидарности между женщинами-преподавателями и девочками-отличницами. И поощряют действительно девчонок. Для замотанной женщины-преподавателя, вынужденной выдерживать повышенные нагрузки, подвижные мальчишки становятся дополнительным раздражителем. Как специалист по сравнительному образованию, уверяю: содержание российского образования сопоставимо с хорошим европейским."

При упоминании о мужских и женских школах в памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. Но «однополые» классы есть и в современной России, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу не прекращаются.

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок - ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

Раздельные школы для мальчиков и девочек

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве - чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин - в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы…

Мнение экспертов

Доктор биологических наук, профессор Института возрастной физиологии РАО Валентин Сонькин:

Любая сегрегация, даже в самых благородных целях, всегда дискриминация и потому чревата негативными последствиями: комплексом неполноценности, неврозами, сердечно-сосудистыми и гормональными расстройствами и т.п.
Школа - это не бурса, она готовит не к «служению», а к реальной жизни. А жизнь современного общества - двуполая. Как же однополая школа может к ней подготовить?

Кандидат биологических наук, профессор Валентина Еремеева:

Отечественными и зарубежными нейрофизиологами доказано, что функциональная организация мозга у мужчин и женщин, у мальчиков и девочек существенно различается. Соответственно, различны и типы восприятия, познавательная деятельность, темпы и последовательность развития психических функций. Кроме того, мальчики, как правило, отстают от своих ровесниц. Поэтому при совместном обучении в начальной школе мальчики чаще оказываются менее успешными, то есть не получают достаточных знаний и приобретают комплексы неполноценности, на основе которых развиваются психосоматические заболевания.
С другой стороны, при полностью раздельном обучении мальчики и девочки не учатся понимать друг друга, будут в жизни требовать от партнера другого пола несвойственного ему поведения. А ведь им нужно создавать семьи, жить и работать рядом. Выход - параллельно-раздельное обучение.
Однако важно не просто посадить мальчиков и девочек в разные классы, а обучать их по специально разработанным методикам, адресованным не бесполому ребенку, а мальчику или девочке. При этом должны сохраняться и смешанные классы.
Обучать детей по специальным методикам должны подготовленные педагоги, знающие особенности развития детей разного пола.
Параллельно-раздельное обучение в нашей стране наиболее успешно внедряется в начальной школе. В средней школе пользы от него не меньше, но вот реализовать его труднее: один и тот же учитель-предметник должен одну и ту же тему дать по-разному в классах мальчиков и в классах девочек.
Итак, я за раздельное обучение, но только при условии, что мальчики и девочки смогут активно общаться во внеурочное время, на творческих занятиях, будут вместе проводить досуг.

Доктор биологических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета Роман Айзман:

Необходимая форма и инвентарь для занятий

Традиционной формой для занятий карате является белое кимоно. У начинающих спортсменов оно только одно, но впоследствии для ката и кумите желательно приобрести отдельные комплекты, первый будет отличаться более плотным и жёстким материалом.

Кимоно пошиты, как правило, из хлопка (100% либо с добавками полиэстера). Покупают его с небольшим запасом (учитывается возможность усадки). Например, если рост юного спортсмена 125 см, то следует взять форму на 140 см.

Однако до первого экзамена на белый пояс в большинстве школ ребята занимаются в обычной футболке и шортах. Это делается для того, чтобы у детей был стимул сдать свой первый экзамен, после этого родители покупают им заветную экипировку.

Носить кимоно детям интересно. Ведь куртка перевязывается поясом: по его цвету можно определить уровень знаний и навыки спортсмена, который находится рядом с тобой на соревнованиях.

Специальная обувь для тренировок не предполагается: мальчики и девочки занимаются босиком. Самым маленьким родители могут надевать чешки (по усмотрению тренера).

На руки и ноги спортсмены надевают специальные накладки, а ноги защищают футы (для стопы) и голени (икры).


Для занятий карате предусмотрена специальная форма, которая нравится детям

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам - для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой - избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса - тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Но самый самый знаменитый «выпускник» Итона - Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Совместное обучение: плюсы

Если ваш ребенок уже учится по смешанной системе, и вы прочитали предыдущий абзац - не паникуйте. Этот вид имеет свои плюсы, и весьма серьезные. Вот список положительных качеств совместного обучения:

  • совместное обучение подчеркивает реальное равноправие полов, служит базой для дальнейшего общения и совместной работы - не только на уроках;
  • совместные уроки технологии полезны всем детям: мальчики научатся держать в руках иголку с ниткой и готовить элементарные блюда, а не только заваривать «Доширак». Девочки смогут забить гвоздь или починить швейную машинку;
  • в России нет искусственного деления на «мужские» и «женские» профессии. Только при совместном обучении мальчики и девочки получат одинаковый набор знаний, что позволит им поступить в любой вуз по своему выбору;
  • мальчики и девочки проводят вместе максимум времени, учатся общаться друг с другом. Недостаток общения с противоположным полом (как при раздельном обучении) приводит к неумению строить отношения во взрослой жизни и может помешать в дальнейшем созданию семьи. Социологи из Лондонского института образования провели исследование : оказалось, что процент разводов у выпускников мужских школ гораздо выше, чем у тех, кто окончил смешанную школу;
  • дети заимствуют друг у друга наилучшие качества. Мальчики учатся у девочек аккуратности, прилежанию, сдержанности и деликатности. Девочки, общаясь с мальчиками, становятся более решительными, смелыми, целеустремленными и самостоятельными;
  • психологические различия между полами не так велики - гораздо важнее индивидуальные свойства личности. Не все мальчики - неряшливые непоседы, и не все девочки - усидчивые аккуратистки. А еще среди мальчиков встречаются мечтатели и тихони, которым некомфортно в мужском коллективе и проще найти общий язык с девочками. Девочки-«атаманши» тоже предпочитают общество мальчиков, а не своих товарок;
  • в смешанных классах легче всего поддерживать дисциплину. При раздельном обучении с ней большие проблемы - это касается не только мальчишечьих, но и девичьих коллективов.

Уроки врозь!

В обычной московской районной школе №1115 раздельное обучение практикуется в старших классах. Классы разделены по профилям: военно-спортивный у мальчиков и психолого-педагогический у девочек. В школе было уже семь "раздельных" выпусков. Основная идея создания необычных классов - социальная. Учителя хотят заинтересовать новой идеей детей из неблагополучного района - ослабить влияние улицы.

Мальчики занимаются в военно-патриотических клубах, ездят на раскопки. А многие девочки после школы поступают в педагогический.

Рассказывает учитель геометрии Галина Езохова: "Прежде чем приступить к реализации идеи раздельного обучения, мы обсуждали этот вопрос с родителями. И учителя, и родители идеей и результатами довольны. Раньше наши старшеклассники уделяли друг другу слишком много внимания - и не только на переменах. В раздельных классах они собраннее на уроках. В "однополом" коллективе ребятам легче отвечать у доски, они не так смущаются - мы выяснили это благодаря опросу. Девочке, если у нее заниженная самооценка, если она плохо адаптируется в коллективе, однозначно лучше в "женском" классе".

"Не скучно учиться без девочек?" - спросили мы у Саши Сергеева, выпускника этой школы. Отвечает: "С ними тяжелее учиться, учителя им внимания больше уделяют, больше хвалят. В "мужском" классе спокойнее. Чувствуешь себя равноправным и полноценным членом коллектива".

А как обстоит дело на "женской половине"? "Мы уже привыкли учиться раздельно, для нас это естественно, - рассказывают Аля и Ира, ученицы одиннадцатого класса школы №1257. - Ведь у девочек никаких комплексов нет, а у мальчиков есть. Они привыкли общаться в своем кругу, и девочки им не всегда понятны". "Конечно, в женском коллективе бывают и капризы, и конкуренция, - добавляет Аля, - но я все-таки рада, что училась в девичьем классе. Хочу стать экономистом, а в этой сфере в основном работают женщины. Я же теперь разбираюсь в разных типах женщин, знаю, как к кому лучше подойти. После "женского" класса мне в любом дамском коллективе нетрудно адаптироваться!"

Кого же проще учить - мальчиков или девочек? Розалия Чалимова, учитель физики школы №1257, уверяет, что в классе девочек адаптация преподавателя проходит быстрее, в классе мальчиков нужно больше времени: "Девочек учить легче, потому что они исполнительнее, спокойнее. Но мне интереснее учить мальчишек, ведь у меня наука особенная, "мужская". У мальчиков аналитический склад ума, они прирожденные исследователи. Кроме того, мальчишек все-таки должен учить мужчина, а девочек - женщина. Не стоит забывать и о том, что раздельное обучение - это новшество. Никакой методической и теоретической базы здесь не существует. Мы - первопроходцы. Охотно делимся опытом с преподавателями других школ, но его еще очень мало".

Действительно, методология раздельного образования в России находится в зачаточном состоянии. Но некоторая база все-таки наработана. "Я абсолютно уверен, что раздельное образование - это шаг, приближающий нас к индивидуальному, творческому воспитанию ребенка, - говорит доктор педагогических наук, психолог Виктор Гуружапов. - Поэтому методология раздельного обучения направлена на максимальную индивидуализацию образовательного процесса. Мальчики и девочки воспринимают мир по-разному. Поэтому учебный процесс должен быть выстроен в разном режиме и с разными нагрузками".

Кто «за» и почему…

Среди сторонников раздельного обучения - врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Простой пример - перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются - и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.

Экскурс в историю

В начале 20-го века, не говоря уж о более ранних временах, мальчики и девочки обучались раздельно почти везде. В России, как и во многих других странах, мужчины занимали главные позиции во всех сферах государственной и общественной жизни. Женщинам отводилась роль хранительницы домашнего очага, поэтому знаниями девочек не перегружали. Но всегда находились люди, которые считали, что права должны быть равными у всех. Поэтому после Октябрьской революции с гендерным неравенством было покончено, и введено обязательное совместное обучение с одинаковой нагрузкой на детей обоих полов.

К раздельному обучению, правда, периодически возвращались — с 1943 года по 1954-й его снова ввели в школах Москвы, Ленинграда, в столицах республик, областных центрах и в нескольких промышленных городах Союза. Однако эта система, по мнению многих учёных, не оправдала себя: её так и не смогли вывести на тот высокий уровень качества образования, который предусматривался изначально. Разделенные по признаку пола классы официально отменили в 1954 году, и далее мальчики и девочки учились вместе до момента распада СССР. Сейчас в России преобладает принцип совместного обучения, как впрочем, и в большинстве других стран.

При этом вопрос раздельного обучения периодически поднимается и воплощается в жизнь и в нашей стране, и в других странах. В России есть действующие образовательные учреждения отдельно для девочек, отдельно для мальчиков или просто «экспериментальные» классы, в которых учатся дети одного пола.

Гендерное обучение. плюсы и минусы.

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. По моему мнению, эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине — жене, к женщине - матери, брата к сестре, отца к дочери. Мы с педагогом, ведущим класс девочек в нашем лицее, составили совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на уроках хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек - кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

3. С классом мальчиков должны работать больше преподавателей — мужчин.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно - это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Мира - два, детство - одно

В Республике Коми школ с раздельным обучением больше 400, на Ставрополье - около 100. В Москве их пока немного и называются они экспериментальными - в силу отсутствия четкой методики преподавания.

Свою методику раздельного обучения в московской школе №760 разработали недавно. Здесь "однополых" классов всего шесть - с первого по шестой. "Сначала нужно было накопить аналитическую базу и только потом начинать этот эксперимент. Зато теперь мы получаем чистый результат", - говорит директор школы Владимир Гармаш.

- Как вы пришли к идее раздельного обучения?
- В России непростая демографическая ситуация, катастрофически сокращается численность населения. Институт семьи и брака у нас практически утрачен: из четырех браков в течение года распадаются три. Поэтому мы решили обратиться к опыту предыдущих поколений, ведь до начала XX века в России не было подобных проблем.

Мужчина и женщина - это два разных мира. У них по природе разные задачи и назначение. Предназначение мужчины - быть воином, охотником, с точки зрения сегодняшнего дня - хорошим, заботливым отцом. Предназначение женщины - быть матерью. Существующая сейчас в большинстве школ общепринятая модель образования - это усредненная схема. Смешанное обучение нивелирует у растущего человека понимание своего предназначения. Ведь раньше на Руси мужские и женские занятия никогда не перемешивались, даже игры были разными. Есть мужские игры, формирующие мужчину, есть игры, формирующие женщину, есть общие игры, формирующие их совместные действия.

- По какому принципу вы делите своих учеников?
- Как в любой "раздельной" школе, у нас есть классы мальчиков и девочек. Классы мальчиков - это классы летчиков, пограничников, моряков. Это не кадетский корпус, но все мальчишки приобщены к воинскому делу. У нас есть обряд посвящения мальчиков в богатыри Земли российской. Все первоклассники 23 февраля принимают присягу и клянутся, что девочки - их будущее счастье.

- Какие задачи вы ставили перед собой, организуя раздельное обучение с такой "идейной" подоплекой?
- Психосоматика у мальчиков и девочек очень разная. Ребенка приводят в первый класс в семь лет, к этому времени девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года. Учитель начинает ставить в пример того, кто более успешен, то есть девочек. У мальчиков вырабатывается комплекс "неуспешности". Получается, что девочки "забивают" мальчишек изначально. Здесь исток проявляющейся позже привычки мужчины прятаться за женской спиной. Когда класс "мужской", к мальчишке гораздо проще найти индивидуальный подход, ведь все наши "бойцы" в чем-то схожи. Например, мальчишкам претит любое повторение. Мозг мальчика не воспринимает повторов и автоматически "выключается".

- В чем недостатки раздельного обучения?
- В сложности реализации идеи. Современный мир декларирует ценности, противоречащие патриархальным. Но сейчас к ним потихоньку возвращаются.

Кстати, в Америке в рамках президентской программы выделяют деньги под идею раздельного обучения - хотя раньше это было запрещено Конституцией.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Розалия Чалимова, учитель физики высшей категории, ответственная за ГЭП в школе N 1257:

В школе N 1257 первый набор детей в раздельные классы начался 15 лет назад. В течение 11-ти лет в школе одновременно существовали смешанные и однополые классы.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

  • повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете
  • выросла работоспособность - можно «пройти» больше, подробнее разобрать сложные темы
  • легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу
  • улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе
  • дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли
  • на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через «козла», а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.

Совместное и раздельное обучение: экскурс в историю

Совместное обучение - самый распространенный вариант. Но так было не всегда.

В Средние века на Руси и в Европе полноценное образование получали только мальчики: сначала дома, затем в закрытых учебных заведениях интернатного типа (для детей из богатых семей) либо в церковно-приходской школе (для крестьян). Девочки учились дома ведению хозяйства, основам семейной жизни и воспитанию детей. Позже в Европе распространились закрытые школы для девочек - пансионы при монастырях.

В ХIХ веке в городах появились мужские и женские учебные заведения: гимназии, реальные училища, лицеи. Мальчики изучали полный курс наук, чтобы сделать достойную карьеру на любом поприще. Девочки должны были стать мамами и домохозяйками, поэтому учили изящную словесность, иностранные языки, правила этикета, занимались искусством (музыкой, танцами, рисованием) и рукоделием.

Большинство точных наук они не изучали: считалось, что по умственным способностям женщина не может соперничать с мужчиной - значит нечего ее и нагружать. При таком подходе все ключевые позиции в обществе занимали мужчины. С тех пор феминистки доказали: причину перепутали со следствием.

В сельских школах крестьянские дети учились вместе, в общих классах. В 1874 году вышел указ: девочки старше 12 лет не могут посещать совместные занятия (из соображений нравственности). Строить отдельно женские школы в деревнях никто не собирался, поэтому 12-летние девочки просто переставали ходить на занятия.

В 1918 году большевики издали указ о всеобщем обязательном образовании. Отныне мальчики и девочки должны были учиться вместе, чтобы затем на равных правах поступить в любой институт.

В 1943 году в Москве, республиканских столицах и некоторых крупных городах ввели раздельное обучение. В мужских школах упор делался на начальную военную подготовку и физкультуру. Девочки усиленно изучали стенографию, дошкольную педагогику, домоводство и рукоделие. Предполагалось, что в годы Великой Отечественной войны страна больше всего нуждается в воинах-защитниках и матерях-героинях (не только в смысле многодетности, но и в плане свершения трудовых подвигов). Инициаторы столкнулись с неожиданными последствиями своей идеи: в раздельных школах хулиганство процветало, а дисциплина стремилась к нулю. В итоге в 1954 году нововведение отменили, и в Советском Союзе осталась только одна форма обучения - совместная. Но это в общеобразовательных школах. В целом же в стране сохранились и раздельные учебные заведения: кадетские школы, нахимовские и суворовские училища для мальчиков, хореографические училища для девочек и т.д.

В 1990-е годы раздельное обучение снова стало популярным. Профессор и педагог-новатор Владимир Базарный основал «Школу Базарного». От обычной она отличается регулярными физкультминутками даже в старших классах и тем, что дети учатся стоя за конторкой, а не только сидя за партой. Но главное - мальчики и девочки занимаются в разных кабинетах, хоть и в одной школе. Дети проводят вместе все перемены, обедают, участвуют в школьных праздниках и внеклассных мероприятиях. То есть, Базарный предложил параллельно-раздельное обучение. Эта система имеет много сторонников. Уроки для мальчиков и девочек построены по-разному, с учетом специфики развития обоих полов. В то же время обучение в этой школе лишено отрицательных последствий чисто мужских или женских учебных заведений.

Плюсы и минусы раздельного обучения

Известный факт: в начальной школе мальчики физиологически и психологически отстают от девочек. К тому же девчонок преподаватели гораздо чаще ставят в пример, как старательных учениц. Поэтому, по словам психологов, у многих мальчиков развивается «комплекс неуспешности» и пропадает стимул к учебе.

В Англии не так давно поставили интересный эксперимент: оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше. Девчонки просто не отвлекаются на озорных одноклассников. А мальчики, которых не ставят в невыигрышное положение, чувствуют себя уверенно и получают гораздо лучшие оценки.

Но ведь не учёбой единой живёт человек. Существует гораздо больше исследований, которые показывают, что большого педагогического эффекта от разделения полов на время учёбы нет, так как сегодня школа перестала быть местом обучения в буквальном смысле слова. Она нужна для взросления, социализации, а при разделении учебных заведений на «М» и «Ж» это трудно. Сейчас дети знакомятся и общаются практически только в школе, редко ходят в гости и так же редко гуляют во дворе со сверстниками. И раздельное обучение может привести к полному неумению общаться с противоположным полом. Вот такая история! А как считаете вы?

Когда мы ходили в школу, мальчики и девочки учились вместе, и это было без вариантов. Сейчас у родителей есть выбор. Можно отдать ребенка в школу с традиционным совместным обучением. Можно - в школу только для мальчиков или только для девочек. А можно выбрать золотую середину и параллельно-раздельное обучение: мальчики и девочки учатся в разных кабинетах, но при этом в одной школе. Что же выбрать? О плюсах и минусах каждого варианта расскажем в нашей статье.

Зависимость от овуляции

Есть также теория, что если половой акт происходит непосредственно в период овуляции - рождается мальчик, а если за несколько дней до нее - то рождается девочка. Как ни странно, эта теория подтверждается в 80% случаев. На то есть научные основания.

Дело в том, что сперматозоиды, несущие X и Y хромосомы, отличаются друг от друга. Сперматозоид — носитель мужской Y-хромосомы отличается более высокой подвижностью, чем сперматозоид, несущий женскую X-хромосому, однако, уступает им по жизнеспособности. Это значит, что если половой акт происходит непосредственно в период овуляции, то именно у носителей Y-хромосомы выше шансы достичь яйцеклетки первыми. Однако, если половой акт происходит за 2-3 дня до овуляции, у яйцеклетки выше вероятность быть оплодотворенной более живучим носителем Х-хромосомы.

Так что этот метод вполне годится для планирования пола ребенка - но для его использования необходимо точно знать, когда будет овуляция.

Как лучше учиться мальчикам и девочкам — вместе или врозь?

Раздельное обучение мальчиков и девочек - в разных классах или даже отдельных учебных заведениях - разрешено законом, но очень неоднозначно воспринимается в обществе. Давайте сделаем экскурс в историю вопроса, посмотрим на современное раздельное обучение и спросим мнение родительницы о том, какая система учебы кажется ей более удобной для дочери.

Методика раздельного обучения мальчиков и девочек в образовательных учреждениях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Содержание

Раздельное обучение остается одним из наиболее спорных вопросов современного образования. В аргументах "за" и "против" разбирались наши корреспонденты.

На сегодняшний день в России не слишком много школ с раздельным обучением. Например, мальчики и девочки в конфессиональных школах разделены - это дань традиции, связанной с религиозными убеждениями. Другие варианты - кадетские корпуса, куда берут только мальчишек, и женские училища сестер милосердия. В них разделение объясняется будущей профессией выпускников. В середине 90-х к ним добавились светские школы (гимназии, институты благородных девиц) - этакие экспериментальные площадки для внедрения оригинальных педагогических методик.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, - потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками - как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только «женскими» или «мужскими» предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

При экстракорпоральном оплодотворении пол будущего малыша при желании можно запланировать со 100% точностью. Но вот стоит ли? Определение пола эмбриона - дорогостоящая процедура и выполнять ее желательно по медицинским показаниям. Например, в случае, когда один из родителей - носитель генетического заболевания, сцепленного с полом. Дело в том, что эта процедура может иметь осложнения в виде нарушений развития плода, а потому не стоит использовать ее ради праздного любопытства.

Конечно, ни один из описанных способов, кроме ЭКО, не дает стопроцентной гарантии рождения малыша «нужного» пола. Но попробовать все-таки стоит - вдруг именно у вас все получится? С другой стороны, даже если запланировать пол ребенка не удастся, - большая ли разница, кто родится: мальчик или девочка?

В любом случае, это - ваш малыш, которого вы девять месяцев носили под сердцем. Какого бы пола ни родился кроха, он - ваш ребенок, который с первых дней жизни нуждается в вашей любви и заботе. Примите малыша таким, какой он есть - ведь это лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка!

Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.
Игорь Душенко, психолог-педагог психолого-педагогического :

- У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное - оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения - работа в микрогруппах - учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и «взаимообмен» позитивных качеств.

Вместо послесловия

Не так важно, какую форму обучения вы выберете для своего ребенка: совместную, раздельную или параллельно-раздельную. Главную роль в воспитании играет не школа, а семья. Именно близкие люди - в первую очередь, родители - могут скорректировать недостатки школьного образования и сделать все, чтобы ребенок вырос полноценной личностью.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте .

Читайте также: