Шимпанзе играют со своими детьми так же, как и люди

Обновлено: 18.09.2024

Философ Ноам Хомский утверждал, что из всех существ нашей планеты только человек сподобился использовать язык для межличностного общения. Но любое утверждение следует проверять. Так в 70-х годах прошлого века под руководством психолога Герберта Терраса, профессора Колумбийского университета, был поставлен эксперимент по очеловечиванию обезьяны.

Для эксперимента был выбран двухнедельный шимпанзе, которому дали кличку Ним Шимпски. Его отняли у матери и отдали сотруднице Терраса Стефани Лафарж. Конечно, никто не ожидал, что детеныш обезьяны выучит разговорную речь, это невозможно в принципе из-за особенностей устройства речевого аппарата человека. Но ученые предполагали, что шимпанзе со временем обучится языку жестов и сможет относительно свободно общаться с человеком.

Стефани Лафарж взяла Нима и стала растить в своей семье как обычного ребенка, она даже кормила воспитанника собственной грудью (это напоминает туземок с острова Папуа-Новая Гвинея, которые своим молоком кормили маленьких поросят). Воспитывая шимпанзе вместе с собственными маленькими детьми, Стефани обучила Нима пользоваться ложкой и горшком. Со временем шимпанзе начал имитировать людские жесты, получая за это заслуженную награду.

Обучением Нима занималась не только миссис Лафарж, но и другие сотрудники Колумбийского университета. За несколько лет под руководством разных учителей жестов (их число доходило до 60) обезьяна выучила примерно 125 различных знаков, есть сведения, что шимпанзе мыл посуду и убирался в комнате.

Лафарж утверждала, что ей удалось выучить подопечного водить машину, но это представляется не более чем байкой. А вот реальностью являлось то, что в 70-е годы было популярно движение хиппи, которым нравилось употреблять «Марьиваннну». К этому приучили и подрастающего шимпанзе.

Для чистоты эксперимента были приглашены специалисты со стороны, которые весьма критично отнеслись к успехам Шимпски в изучении языка глухонемых. Общее мнение как специалистов университета Колумбии, так и их коллег сводилось к тому, что Стефани Лафарж явно выдавала желаемое за действительное.

По утверждению Лаура-Энн Петитто, словарный запас Нима был гораздо ближе к 25 нежели к 125 жестам. Да и употреблял свои жесты Шимпски неосознанно, на том же уровне, как служебные собаки выполняют команды своих проводников. По итогам обследования Террас разочаровался в результатах и заявил, что «Проект Ним» потерпел полную неудачу.

Несмотря на заявление главы проекта о неудаче, обезьяна обрела популярность статьи о ней появлялись на страницах периодических изданий, Ним стал героем нескольких телепередач. Однако взросление шимпанзе в человеческой среде проходило нелегко.

Со временем Шимпски начал проявлять агрессию к людям, он почувствовал, что люди элементарно физически слабее его. Закончилось это в 1977 году нанесением серьезных ран одному из людей, ухаживавших за шимпанзе. Происшествие послужило толчком к сворачиванию начавшегося в 1973 году эксперимента.

Источник изображения:е Источник изображения:е

Нима вернули на обезьянью ферму в Оклахоме, где к нему относились, как и к прочим животным. Но сам Шимпски не мог найти контакта с сородичами, его явно тянуло к людям. Впоследствии он сменил нескольких владельцев, но всегда жил в условиях далеких от домашнего комфорта. Только один раз его навестил Герберт Террас.

Ним выражал бурную радость и стремился обниматься, а когда визит закончился, шимпанзе выглядел очень подавленным. Больше никто из знакомых Шимпски не навещал. Скончался Ним в возрасте 26 лет (что совсем немного для шимпанзе) от разрыва сердца.

Считается, что «Проект Ним» похоронил предположение о «говорящих обезьянах».

Немецкие специалисты, наблюдающие около 30 лет в природных условиях за повадками групп шимпанзе, установили, что они нередко берут на воспитание детенышей-сирот, потерявших мать. Что это — проявление альтруизма? По-мнению ученых, такое поведение, присущее некоторым животным и людям, все-таки преследует определенную выгоду. Интересно, какую же?


Считается, что настоящий альтруизм совершается от всего сердца и без ожидания награды. Подобная благотворительность, направленная не на родственников и не ожидающая будущих выгод, считается исключительным свойством человеческого сознания и человеческого общества.

Эксперименты, проводимые на животных, в подавляющем большинстве случаев подтверждают эту человеческую уникальность. Однако новые данные, полученные группой исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) и Швейцарского центра научных исследований под руководством Кристофа Беша, свидетельствуют о существовании высокой морали и среди животных.

Группа Кристофа Беша в течение почти трех десятилетий проводит наблюдения за несколькими популяциями лесных шимпанзе в естественной для них среде обитания — национальном парке Берега Слоновой Кости (Западная Африка).

Специалисты за это время изучили оригинальные технологии добывания обезьянами орехов и то, как они обучают этим методам молодежь, обнаружили умение планировать свои отношения с членами стада, подтвердили наличие у зверей превосходной пространственной памяти. А одно из последних открытий приматологов, изложенное в журнале PLoS ONE, доказывает наличие у шимпанзе такого чистого проявления альтруизма, как усыновление.

Взять на воспитание осиротевшего малыша — хлопотно и дорого. Даже в человеческом обществе находится не много сердобольных граждан, берущих на себя такую ответственность и затраты. А уж в животном мире и подавно. Ведь родителям-шимпанзе приходится не только кормить приемыша, но и носить его на себе или, рискуя жизнью, ждать уставшего малыша, когда все стадо уже ушло вперед. Также нужно защищать детеныша от внешних опасностей, делить с ним свое спальное место, ограждать от нападок сородичей, что частенько случается среди обезьян.


Обычно у шимпанзе все эти хлопоты и риски берет на себя мать. Ее опека продолжается три-пять лет, пока детеныш не станет совсем взрослым. Редко случается, что отец принимает на себя долю всех этих трудностей. Его родительский вклад ограничивается лишь более частыми играми со своим отпрыском, чем с другими детенышами такого же возраста. Поэтому, когда у малыша умирает мать, он чаще всего тоже погибает или очень сильно отстает в развитии.

Сирота может нормально вырасти только в случае усыновления. В неволе такие случаи неизвестны. Но в природе, как показали наблюдения, подобное происходит. За 27 лет ученые зарегистрировали 36 малышей-сирот, из которых были усыновлены 18. Примерно половина усыновленных детенышей (10 из 18) выжила. Среди малышей было примерно одинаковое число девочек и мальчиков.

Удивительно, что приемными родителями становились не только самки, но и самцы (тех и других было примерно поровну), хотя отцовская забота у шимпанзе - редкость. Причем, как показали генетические тесты и наблюдения, среди усыновителей был только один настоящий отец осиротевшего детеныша, остальные сердобольные самцы оказались подросшими братьями, друзьями погибших матерей или случайными членами группы.

"Пятимесячного Момо взял друг умершей матери, то же произошло и с двумя другими сиротами. Четырех малышей опекали никак не связанные с матерью взрослые обезьяны. Новые родители показывали чудеса заботы. Так, приемный отец расколол за 2 часа около 200 орехов, из которых 80 процентов отдал своему приемному сыну. Другой самец много месяцев носил на спине приемную дочку, не бросая ее в отчаянных встречах с соседним враждебным стадом, — рассказывает руководивший исследованиями Кристоф Беш.

"Немало трудностей пришлось пережить и Улиссу, среднеранговому самцу, дважды бравшему себе воспитанников. Самцы-конкуренты постоянно третировали его воспитанников, чтобы таким образом сводить с ним счеты. Ему приходилось вступать в драки, защищая приемных детенышей. Улиссу удавалось выдерживать конфликты в первый раз — полтора года, во второй — три месяца, но потом он все же бросал сирот. Поистине, за этими обезьяньими историями просматриваются настоящие трагедии с "человеческими" слезами!" — добавил ученый.

Из-за того, что многие приемные родители не были никак генетически связаны с сиротами, нельзя считать, что альтруизм у шимпанзе развился в результате родственного отбора — тогда детенышам старались бы помогать их близкие родичи. На деле же присутствие родственников не увеличивало вероятность усыновления.

Трудно себе представить и реципрокную пользу (по принципу "ты — мне, я — тебе") от рискованной и дорогостоящей заботы о брошенных детенышах. Самцы брали сирот обоего пола с равной вероятностью. Вряд ли они целенаправленно растили для себя будущих защитников или покладистых самок для спаривания — усыновление было выгодно лишь самим детенышам-сиротам и не давало никаких выгод взрослым альтруистам.

По-видимому, воспитание сирот, забота о них приносят пользу всей совокупности особей, увеличивая ее потенциальную численность. Появление столь очевидного альтруизма ученые связывают с условиями жизни конкретной популяции.

Все группы шимпанзе, в которых зафиксированы случаи усыновления, обитают в крайне опасном окружении. В отличие от других районов, с этими группами соседствует внушительная популяция леопардов — наиболее опасных для шимпанзе хищников. Только кооперативное поведение — слаженные действия во благо стада — позволяют шимпанзе защищаться от этих свирепых врагов. В таких условиях и происходит становление альтруистического поведения. В других популяциях, где угроза со стороны хищников невелика, а также в неволе, подвиги становятся необязательными, а альтруизм — вредным.

В 1931 году психолог Уинтроп Келлог провел эксперимент над собственным ребенком — с младенчества он воспитывал его вместе с детёнышем шимпанзе. Через полтора года Келлог и его супруга пришли к выводу, что скорее человек станет шимпанзе, чем шимпанзе человеком. И срочно прекратили эксперимент.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Уинтроп Келлог — психолог-экспериментатор

Уинтроп Найлс Келлог родился в 1898 году в Нью-Йорке. Он окончил школу, поступил в Корнеллский университет, но через год был призван в армию и уехал на войну в Европу. После войны Келлог вернулся к учебе, но в университет Индианы, где одновременно изучал психологию и философию. Там же он познакомился со своей будущей женой Луэллу Дороти Аггер. Получив степень бакалавра, Келлог продолжил академическую деятельность — в 31 год у него уже была докторская степень.

Келлог преподавал в университете Индианы и занимался исследованиями, изучающими поведенческие реакции: он наблюдал за реакциями собак с удаленной корой головного мозга, обучал змей в лабиринте, изучал страхи крыс и птиц, влияние эмоций на мышечную устойчивость у разных животных. Но свой самый известный эксперимент он провел в 1931 году.

Шимпанзе по кличке Гуа

Еще студентом Келлог много читал про детей-маугли. Его поражал тот факт, что дети, которых забирают от родителей-животных к людям, в большинстве случаев не могут окончательно социализироваться. Он хотел изучить этот вопрос, но понимал, что подкинуть младенца в дикую природу будет не очень правильно.

Келлог решил пойти от обратного: в 1931 году он с женой и новорожденным сыном Дональдом решил переехать в Индонезию, взять детеныша примата и воспитать его вместе с собственным ребенком. Но семье не удалось накопить нужную сумму денег для такого далекого путешествия.


Уинтроп Келлог и шимпанзе Гуа

Тогда ученый обратился в Йельский центр по изучению человекообразных обезьян. Там ему предложили взять на воспитание семимесячного детёныша шимпанзе по кличке Гуа. Уинтроп сразу же согласился. Его сыну Дональду на днях исполнилось десять месяцев — они с шимпанзе были почти ровесниками.

Уинтроп привез Гуа домой, одел ее как сына и выделил ей такую же детскую мебель — стульчик, постель, стол для пеленания

Главное правило Келлогов заключалось в том, что их отношение к младенцу и шимпанзе должно быть абсолютно одинаковым. И все условия жизни тоже должны быть идентичны.

Гуа быстро привыкла к новым родителям, поскольку до этого воспитывалась в зоопарке и не боялась людей. С Дональдом они тоже быстро нашли общий язык.


Дональд и Гуа играют с мячом

Мальчик и обезьяна взрослеют вместе

Когда Гуа освоилась, Келлоги начали исследования — они изучали рост тела ребенка и шимпанзе, их рефлексы, движения, силу, память, ловкость, страхи, поведение в игре, внимательность, понимание языка, анализировали их рисунки и проверяли реакции. Каждый день супруги делали заметки и фиксировали результаты экспериментов на кинопленку.

Успехи детеныша шимпанзе Келлог объяснял тем, что приматы в целом взрослеют быстрее людей: половая зрелость шимпанзе наступает в четыре года, а у человека — в 13-14.


Гуа и Дональд

«Кто не видел, как малыши ползают по полу и лают, как собаки?»

28 марта 1931 года, когда Дональду было полтора года, Келлоги довольно резко прервали эксперимент, признав, что он оказался неудачным. И вернули Гуа обратно в центр.

Аргументация была такой: скорее человек станет шимпанзе, чем шимпанзе человеком. Дональд начал повторять за Гуа, копировал ее поведение и жесты, что серьезно обеспокоило родителей.

В результатах исследования было указано, что животное может стать подобным человеку с помощью дрессировки и человеческого общения. Но существуют определенные пределы, которые не могут быть достигнуты, независимо от количества социализирующих и гуманизирующих эффектов.

Многие люди, наблюдавшие за ходом эксперимента, выдвигали свои теории относительно причин его окончания. Например, что шимпанзе стала намного сильнее Дональда, и это было просто опасно.


Гуа и Дональд

Ученый Джеффри Кан из исследовательского центра биоэтики говорил: «Если вы растите ребенка со щенком, вы не ожидаете, что он научится человеческим чертам. Но кто не видел, как малыши ползают по полу и лают, как собаки?»

Необъективность и отсутствие эмпатии

Многие психологи, узнав о проделанной работе, стали подвергать Келлога критике. Во-первых, им казалось неэтичным ставить эксперимент над младенцем. А, во-вторых, их беспокоила жестокость по отношению к детенышу шимпанзе. Ведь ее сначала забрали из привычного окружения, лишили общения с другими приматами, а потом без какой-либо подготовки вернули обратно. По мнению некоторых психологов, это значительно усложнило жизнь Гуа. Кто-то даже считал Келлога сумасшедшим из-за отсутствия хоть какой-то эмпатии к объектам исследования. Многие ученые, комментируя исследования Келлога, писали, что эксперимент на одном испытуемом просто-напросто ненаучен.

«Каждый раз, когда вы проводите эксперимент со своей семьей и собственной жизнью, он не является научным в том же смысле, что и лабораторное исследование», — говорил Джеффри Кан.

Были и те, кто считал, что Келлог просто хотел прославиться таким образом — потому что ход эксперимента фиксировался только им самим и его женой, а его результаты не были опубликованы ни в одном научном журнале. Но в 1933 году супруги Келлог издали книгу «Обезьяна и ребенок», где поделились частью своих наблюдений. Однако у Келлога были и сторонники, которые считали, что он сделал огромный вклад в изучение отношений приматов с людьми. Как минимум, ценность его эксперимента заключается в том, что с 1931 года никто не пытался его повторить.

В 2017 году группа ученых из Великобритании и США, изучающая подобные исследования, опубликовала статью в журнале «Animal Cognition». В ней говорилось, что большинство экспериментов, подобных тому, который проводил Келлог, — необъективны. Во-первых, из-за выборки. Даже в одном биологическом виде животные имеют разные интеллектуальные способности. Во-вторых, дети могут быть успешнее приматов, потому что с первого дня воспитываются в такой среде — наблюдают за поведением родителей и других людей, в то время как шимпанзе попадают в абсолютно новую атмосферу.

Гуа умерла через два года после окончания эксперимента в заповеднике от пневмонии. Судьба Дональда неизвестна. По одной из версий, он покончил с собой в 42 года.

По материалам книги «Ужасные психологические эксперименты: реальные факты из истории», «Обезьяна и ребенок», «An electic view of some theories of learning»; СМИ: Smithsonian Magazine, N+1

Казалось бы, игра — самое естественное занятие ребенка. Так почему же некоторым детям бывает сложно включиться в игровой процесс и чем это может обернуться в будущем? Профессор Стокгольмского университета Илва Андерссон — исследователь психологии игры и детства, руководитель проекта «Дети, которые не играют» — приехала в Москву из Швеции с лекцией о значении игры в жизни ребенка и о роли взрослых в этом процессе. Татьяна Шатровская законспектировала основные тезисы.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Игра — это заложенный природой способ развития детей

В игре человек учится взаимодействовать с другими людьми и примерять на себя различные роли. Все крупные млекопитающие играют и используют определенные сигналы: и котята, и щенки, и детеныши шимпанзе — но только человек может вообразить себя на месте другого. Нетрудно понять, почему у наших детей период детства длится дольше, чем у других видов: им нужно очень многому научиться

Можно создать длинный список всего, что получает ребенок во время игры. Например, ребенок учится проявлять и воспринимать эмоции, слушать других и формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь, а главное — фантазировать и придумывать новое. В этот список можно добавить еще 100 пунктов. Но ребенок играет не потому, что это полезно. Это знаем мы, взрослые, но едва ли дети прыгают через скакалку и думают «как здорово, я тренирую моторику». Дети играют, потому что это весело, и взрослые должны помочь им это почувствовать.


Способность играть так же важна, как умение ходить или говорить

Игра начинается на пеленальном столике. Первое, чему учится ребенок, — это «зеркальное общение». Всеми любимое «где наш малыш?» — одна из многих игр, понятных ребенку без слов. Он смеется, понарошку пугается, повторяет движения — так рождается взаимодействие, основа будущих социальных навыков.

Общаясь с малышом, который еще не научился даже сидеть, мама и папа учат его важнейшим сигналам, которые показывают, что идет игра: меняется выражение лица, голос, появляется улыбка или смешная гримаса. Те же сигналы мы используем, когда шутим. «Тем самым мы открываем дверь в мир игры и показываем ребенку, что жизнь — это не только череда еды и сна, — объясняет Андерссон. — Удовольствие от игры связано с удовольствием от жизни, которое, в свою очередь, связано с удовольствием учиться и узнавать новое».


По ее словам, наблюдая за воспитанниками детского дома, всегда можно увидеть разницу между ребенком, кроватка которого стояла в углу, и тем, мимо чьего места все время ходили сотрудники, — и уж, наверное, находили время потрепать его по щеке или наклониться и сказать «какой хорошенький». «Ребенок, которому досталась кроватка в углу, может чувствовать себя ущемленным», — говорит Андерссон.

Дети во всем мире понимают друг друга без слов — если они умеют играть

Умение понимать сигналы и социальные коды, которое закладывается в игре, необходимо для дальнейшего успешного функционирования в обществе. Чтобы участвовать в процессе игры, ребенок должен усвоить основные ее правила:

Очередность. В игре нет того четкого регулирования очереди, как на приеме к врачу, — это гибкий порядок, вплетенный в процесс игры, в которой можно меняться игрушками, а одновременно и ролями. Но ребенок должен быть знаком с таким способом взаимодействия, иначе играть с кем-то ему будет трудно.

Взаимопонимание. Нельзя заставить кого-то играть, и, кроме того, нужно договориться, во что именно мы играем. В детских садах или на детских площадках часто случаются конфликты из-за того, что дети хотят играть по-разному — и тут им нужно помочь найти взаимопонимание. Это задача взрослых, но здесь важно не просто принять решение за детей, а подсказать занятие интересное всем или, например, придумать, как объединить все предлагаемые игры в одну.

Обоюдность. В игре должны быть правила, принимаемые всеми участниками. Обычно они таковы: не ломать, не вредить, не причинять боль друг другу. Если ребенок что-то ломает — все, стоп, игра прекращается. Здесь тоже нужно вмешательство взрослых — чтобы установить границы.

Эти правила и есть своеобразные социальные коды игры, не владея которыми, ребенок не может взаимодействовать с другими детьми. Если в садике есть такой ребенок, ему нужно помочь. Но часто бывает, что таких детей просто исключают из процесса игры. Про них говорят «нет-нет, он не играет, он все рушит» или «оставьте его, он не понимает, что это за игра». В таком случае ребенок никогда не научится играть.

Научиться играть — гораздо важнее, чем получить какие-то фактические знания, хотя родители и воспитатели часто считают наоборот

Например, в Швеции многие на этом зациклены: «Бывает, что дети сидят и играют с лошадками, а воспитатель подходит и говорит „сколько тут лошадок?“, тем самым как бы контролируя знания ребенка. Но на самом деле он только сбивает его с толку, нарушая ход игры».

Андерссон рассказала историю про девочку Молин, которая сначала ходила в один садик, а потом родители перевели ее в другой. И однажды Молин сказала своему папе: «В этом садике воспитательницы не работают, а только играют целый день». И это была самая лучшая оценка.


В играх не бывает правильного или неправильного — но бывают игры глубокие и поверхностные

Способность к игре есть у всех детей, и игры меняются в зависимости от окружения ребенка и культуры, к которой он принадлежит. От них зависит, как будет играть ребенок, насколько глубокой будет игра и насколько разнообразными будут сюжеты.


«Я помню, как восьми- или девятилетние мы играли, как будто мы рабы и собираем цветы на плантации, и даже когда мне исполнилось 60, я помнила, как жарко мне было на той плантации», — рассказывает Андерссон.

Исследователи выделяют разные уровни игры: от самого простейшего, когда дети только изучают предметы и их прямые свойства, до игр со сложными сценариями, где у каждого участника по несколько ролей, а привычные предметы становятся театральным реквизитом.

Особую ценность для развития ребенка имеют игры с участием фантазии

«Дети, которые играют, задействуя воображение по максимуму, возможно, когда-нибудь получат Нобелевскую премию», — всерьез утверждает Андерссон. В игре они учатся исследовать и решать проблемы и, вырастая, становятся людьми, которые видят возможности и альтернативы там, где остальные видят глухую стену.

Когда ребенок только начинает играть, он находится на самом низком уровне, и если взрослые не будут поддерживать этот процесс, игра может на этом остановиться: в пять лет дети будут играть так же, как и в год, а в шесть они скажут «я больше не играю».

Если дети не играют, в этом виноваты взрослые

Активисты шведского проекта «Дети, которые не играют» три года изучали поведение детей, не умеющих играть. И пришли к выводу: если ребенок не играет, в этом виноваты взрослые, которые его окружают: родители, воспитатели, учителя.

Одним из стоящих у истоков проекта людей стал человек, работающий клоуном, который обратил внимание на эту проблему, наблюдая за зрителями. Во время представления он был удивлен, что некоторые дети не могли вообразить, что банан в его руке играет роль телефона. Они злились и кричали ему «ты глупый!» «ты что, не видишь, это банан, а не телефон?».

Неиграющие дети могут стать аутсайдерами в садике, а потом и в школе: их дразнят, у них могут быть психологические заболевания, иногда таким детям даже приходится пить снотворное, чтобы заснуть.

Такое случается, когда дети растут в условиях, которые не способствуют игре. Опираясь на выводы российского психолога Елены Смирновой, Андерссон называет пять причин, которые мешают детям играть:

  • Взрослые не поддерживают детские игры
  • В детских садах недостаточно предметов, которые можно по-разному использовать в игре
  • У детей нет возможности организовать пространство таким образом, чтобы мебель можно было использовать в игре
  • В школьном расписании нет места играм
  • Учителя не понимают «шумных игр»

Многим взрослым кажется, что детские игры — это что-то само собой разумеющееся, но ребенок не начнет играть сам по себе. Ему нужна помощь взрослого, которая заключается не только в том, чтобы организовать пространство и морально подготовиться к возможному шуму и беспорядку. Самый лучший способ подтолкнуть ребенка к игре — это показать пример. Не пытаться рассказывать, что и как делать, а самому сесть на пол, взять игрушки и начать играть.

Молодая самка шимпанзе с палочкой-куклой. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Current Biology

В ходе 14-летних наблюдений за сообществом диких шимпанзе в Уганде американские приматологи пришли к выводу, что молодые самки шимпанзе (значительно реже — самцы) играют в «дочки-матери», причем в роли кукол выступают деревяшки определенной длины и толщины. Обезьяны таскают «кукол» с собой, берут их на ночь в гнездо, никогда не используют как орудия и всегда прекращают эти игры после рождения своего первого ребенка. Такое поведение раньше наблюдалось только у человеческих детей и обезьян в неволе.

Во всех человеческих культурах девочки любят играть в куклы, а мальчики предпочитают машинки (или другие игрушки на колесиках) и сабли с пистолетами. Это, между прочим, не досужие рассуждения, а факт, подтвержденный статистически в ходе специальных исследований. Такие же половые различия в выборе игрушек характерны и для юных обезьян, воспитывающихся в неволе. Обезьяны-девочки предпочитают кукол и плюшевых зверей, мальчики выбирают «мужские» игрушки. Считается, что эти различия обусловлены отчасти социальным обучением (взрослые и сверстники вольно или невольно «учат» детей, в какие игрушки им положено играть), отчасти — врожденными склонностями (A. D. Pellegrini, P. K. Smith, 2005. The nature of play: great apes and humans). У детенышей диких приматов ничего подобного до сих пор не было замечено.

Американские антропологи, в течение 14 лет (с января 1993-го по декабрь 2006 года) наблюдавшие за группой диких шимпанзе в национальном парке Кибале (Kibale) в Уганде, сообщили в журнале Current Biology, что в природе девочки-шимпанзе тоже играют в «дочки-матери».

В роли кукол выступают разнообразные деревяшки. Обезьяны носят их повсюду, спят с ними в своих гнездах, играют с ними примерно так же, как матери-шимпанзе со своими младенцами. Девочки занимаются этим намного чаще, но и мальчикам не чуждо такое поведение. Это хорошо согласуется с тем обстоятельством, что у шимпанзе забота о детях возложена в основном на самок, однако самцы при необходимости тоже иногда нянчатся с подрастающим поколением (см.: Шимпанзе не бросают сирот, «Элементы», 11.02.2010). Однажды исследователи наблюдали даже, как юный самец построил для своей палочки-куклы особое гнездышко.

В пользу того, что это именно игра в куклы, свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, данное поведение достоверно чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков. Это нельзя объяснить просто тем, что самки вообще чаще возятся с предметами. Другие виды деятельности, связанные с использованием предметов, наоборот, характерны больше для самцов. Например, самцы чаще используют палки в качестве оружия в агрессивных стычках, а листья — для вытирания разных частей тела. У самцов этого шимпанзиного племени, между прочим, существует обычай вытирать листьями свои гениталии после копуляции. Самки не используют листья в гигиенических целях.

Во-вторых, деревянные «куклы» никогда не используются для иных целей: ни как оружие, ни как палки-ковырялки. Самки чаще самцов используют палочки в качестве зондов или щупов, чтобы проверять дупла, где может быть вода или, скажем, пчелиное гнездо с медом. Однако такие палочки-зонды совсем не похожи на деревяшки, используемые в качестве кукол. Куклы гораздо толще и тяжелее.

Слева — четыре деревяшки, использовавшиеся юными шимпанзе в качестве кукол, справа — типичные зонды или «палки-ковырялки». Шкала дана в сантиметрах. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Current Biology

Слева — четыре деревяшки, использовавшиеся юными шимпанзе в качестве кукол, справа — типичные зонды или «палки-ковырялки». Шкала дана в сантиметрах. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Current Biology

В-третьих, в отличие от всех остальных способов использования палок, игры в «дочки-матери» полностью прекращаются с рождением первого детеныша. Изредка за игрой в куклу удавалось застукать и взрослую самку, но это всегда оказывалась самка, не имеющая пока собственных детей.

Авторы отмечают, что в других группах диких шимпанзе, за которыми ведутся наблюдения, отмечались только отдельные случаи похожего поведения. Например, одна юная самка в Боссу (Bossou) в Гвинее нянчила деревяшку совсем как ребенка, пока ее мать ухаживала за умирающей младшей сестрой (см. видеофильм об этой трагической истории). Но регулярных игр в дочки-матери в других коллективах шимпанзе не замечено. Следовательно, это не чисто инстинктивное поведение, а основанный на врожденных психологических склонностях культурный феномен, местная традиция, передающаяся путем подражания. Дети не могут научиться игре в куклы у своих матерей, потому что матери никогда этим не занимаются. Значит, они учатся друг у друга. До сих пор подобные «детские традиции» были известны лишь у людей.

Вот и еще одна «чисто человеческая» черта оказалась общей для людей и шимпанзе. Не исключено, что в куклы могли играть и наши общие предки, жившие 6-8 млн лет назад.

Источник: Sonya M. Kahlenberg, Richard W. Wrangham. Sex differences in chimpanzees' use of sticks as play objects resemble those of children // Current Biology. V. 20. P. R1067-R1068.

Шимпанзе лакомится черепахой

«Элементы» уже рассказывали о беспрецедентных усилиях, предпринимаемых в последние годы приматологами для изучения поведенческого и культурного разнообразия диких шимпанзе. Эти усилия уже начали приносить плоды: открываются новые виды сложного поведения (У шимпанзе есть специальные деревья, в которые принято кидаться камнями, «Элементы», 09.03.2016), выявляются закономерности культурной эволюции шимпанзе (Антропогенная нагрузка на экосистемы обедняет культуру шимпанзе, «Элементы», 02.04.2019).

В статье, опубликованной 23 мая в журнале Scientific Reports, приматологи из Института эволюционной антропологии в Лейпциге и Оснабрюкского университета (Германия) сообщили еще об одном новом типе поведения, обнаруженном ими в сравнительно малоизученном сообществе шимпанзе из национального парка Лоанго (Loango National Park) в Габоне. Ежедневные наблюдения за «сообществом Рекамбо» (см. Rekambo community) проводились с июля 2016 по июнь 2018 года. Наблюдения велись не новомодным методом при помощи развешанных всюду видеокамер, а «по старинке»: ученые просто ходили за обезьянами и снимали их поведение на водонепроницаемые смартфоны. Большинство обезьян сообщества Рекамбо успели привыкнуть к антропологам и не обращают на них внимания.

Выяснилось, что большинство (семь из восьми) взрослых самцов сообщества время от времени ловят лесных черепах Kinixys erosa (см.: Зубчатая киникса) и поедают их, предварительно разбив брюшной щит (пластрон) черепашьего панциря мощными ударами о стволы или ветви деревьев. Кроме семи взрослых самцов, за этим занятием была замечена одна взрослая самка и два подростка обоего пола. Впрочем, ни самка, ни подростки не сумели расколоть пойманных черепах. Судя по всему, это требует немалой физической силы. Возможно, нужна и практика, чтобы отточить навык, но это пока только предположение.

Иногда поймавший черепаху шимпанзе долго (до 11 минут) таскал ее с собой, прежде чем находил подходящую «наковальню», чтобы расколотить добычу.

В общей сложности ученые пронаблюдали 38 случаев охоты на черепаху. Лишь в четырех из них рептилия спаслась (охотник не сумел разбить панцирь, ни от кого не получил помощи и бросил добычу). Еще в четырех случаях обезьяна, поймавшая черепаху, сама не смогла ее расколоть, но на выручку пришел кто-то из старших самцов. В 23 случаях самец, расколовший черепаху, поделился мясом с сородичами, включая тех, кто нашел добычу, но не справился с разделкой.

Главным добытчиком оказался альфа-самец по имени Панди: на его счету 18 пойманных и 20 успешно расколотых черепах. В 13 случаях Панди поделился мясом с соплеменниками. Второе и третье место делят самцы Литлгрей и Онумбу: каждый из них поймал и расколол по четыре черепахи, причем первый поделился с друзьями в двух, а второй — в трех случаях. Охотники не делились мясом только если никто у них не просил (или если рядом вообще никого не было). В ответ на выпрашивающие жесты угощение выдавалось всегда. Ни драк, ни иных проявлений агрессии при поедании черепах исследователи не наблюдали.

Все замеченные случаи охоты на черепах приходятся на сухой сезон (с мая по октябрь), когда черепахи, во-первых, более активны и чаще попадаются на глаза, во-вторых, громче шуршат палой листвой. Авторы не исключают, что шимпанзе в это время могут больше нуждаться в мясной пище, но это пока ничем не подтверждено.

Однажды вечером Панди, будучи в одиночестве, поймал и расколол черепаху, залез с ней на дерево, вкусно поужинал, но осилил только половину. Недоеденную добычу он пристроил в развилке ветвей. Затем Панди спустился на землю, прошел около 100 метров, залез на другое дерево, соорудил там себе гнездо и улегся спать. Утром он снова забрался на то дерево, где накануне (13 часов назад) оставил лакомство, и с аппетитом его прикончил.

Это чуть ли не первый случай припрятывания пищи «на потом», задокументированный у диких шимпанзе. По мнению авторов, если бы Панди не задумывался о будущем, а просто наелся и пошел спать (а потом проголодался, вспомнил и вернулся), то он, надо полагать, просто бросил бы недоеденную черепаху, а не стал бы ее аккуратно пристраивать в развилке ветвей.

Между тем некоторые исследователи до сих пор считают подобную предусмотрительность свойственной только человеку. Предполагается, что для этого нужны незаурядные когнитивные способности: ведь нужно понять, что хотя сейчас я сыт, но завтра опять проголодаюсь (см.: Обезьяны думают о будущем, «Элементы», 29.05.2006). Конечно, многие птицы и млекопитающие (особенно грызуны) запасают пищу впрок, но они это делают, скорее всего, инстинктивно. Считается, что у человекообразных обезьян нет инстинктов в строгом смысле этого слова (врожденных сложных последовательностей действий), так что они могут полагаться только на собственную смекалку, жизненный опыт и социальное обучение (копирование действий сородичей).

Исследование расширило имеющиеся представления о поведенческом репертуаре шимпанзе. Известно, что во многих сообществах шимпанзе есть традиции охоты на позвоночных, причем круг потенциальных жертв довольно широк. В него входят различные виды колобусов из родов Colobus и Piliocolobus, краснохвостые мартышки (Cercopithecus ascanius), павианы анубисы (Papio anubis), красные дукеры (Cephalophus natalensis) и кистеухие свиньи (Potamochoerus porcus). Однако охота на черепах ни разу не наблюдалась, хотя некоторые исследователи и предполагали такую возможность.

Остается загадкой, почему данное поведение до сих пор не было замечено в других сообществах шимпанзе, в том числе там, где и черепах много, и наблюдения ведутся давно и тщательно. Например, шимпанзе из национального парка Таи в Кот-д'Ивуаре умело колют орехи, но не черепах. Либо тамошним обезьянам и без того хватает белковой пищи (предположение, выглядящее крайне натянутым), либо это специфическая культурная традиция, некогда заложенная гениальным или просто удачливым первооткрывателем и сохраняющаяся в сообществе Рекамбо благодаря социальному обучению. В последнем случае мы допускаем, что у шимпанзе, не умеющего колоть черепах, очень мало шансов дойти до этого своим умом (или случайно наткнуться на удачную последовательность действий), однако для успешного копирования такого поведения у шимпанзе вполне хватает мозгов. Не исключено, что подобные культурные традиции — сложные последовательности действий, позволяющие завладеть ценным ресурсом — некогда сыграли важную роль в эволюции человеческого мозга и разума.

В Уганде в очередной раз открылся портал в ад. Местные фермеры, живущие у кромки леса на недавно отвоеванных у него землях, терпят нашествия обезьян. И это не милые забавные мартыхи, которые могут причинить вред разве что банановой пальме. Выдавленные из своей среды обитания озлобленные и поумневшие шимпанзе нападают на людей; разрывают на части детей фермеров. Приматы уже попробовали человеческое мясо и для местных жителей мало чем отличаются от демонов из легенд. Разве что этих можно заколоть копьем или задавить мотоциклом.

Война между людьми и приматами назревает уже десять лет.

Журнал National Geographic рисует жуткую картину в статье, посвященной возросшей агрессивности африканских шимпанзе. На западе Уганды раскинулся фронтир — плодородные земли, недавно отвоеванные у леса и ставшие приютом для тысяч поселенцев. Но резкие изменения, прежде всего сокращение лесов, вызвали жестокий отклик у диких приматов. Лишенные своих чащ шимпанзе оказывают людям отчаянное сопротивление. Выйдя из леса, они быстро научились жить за счет фермеров, попутно превращая их жизнь в кошмар.

Больше всего пострадала деревня Киямаджака: всего за несколько лет шимпанзе убили в ее окрестностях шестерых детей.

Одними из первых жертв нашествия стала семья женщины по имени Нтегека Семата, чья ферма расположена на краю деревни. 20 июля 2014 года она работала в поле вместе с детьми, когда на них напал крупный самец шимпанзе. Он утащил ее маленького сына в лес и жестоко расправился с ним: «Он сломал ему руку, разбил голову, потом вскрыл ему живот и вырвал оттуда почки», — рассказывает Нтегека. Прибежавшие на помощь соседи женщины отпугнули примата, но ребенка, понятное дело, было уже не спасти.


Нтегека Семата.

После этого семья Сематы еще какое-то время жила на ферме, муж сделал бамбуковый забор, но даже с ним не стало безопаснее. Обезьяны, почувствовавшие себя победителями, настолько обнаглели, что начали лезть прямо в дом и терроризировать семейство. Спустя некоторое время крестьяне были вынуждены покинуть свою ферму. Жить на ней теперь слишком опасно.

Журналист Дэвид Куаммен из National Geographic встретился с мужчиной, чьего сына также убили шимпанзе:

«…Поговорили с человеком по имени Свалики Кахва, чей сын Твисигему был схвачен шимпанзе годом ранее, перед его вторым днем рождения. Тот утащил его прочь и забил до смерти. Кахва посоветовался со своим старшим братом, Себовой Кеси Багумой, старейшиной деревни, чтобы рассказать нам об этом. Багума, серьезный, но сердечный человек, одетый в желтую футболку и зеленые резиновые сапоги, предоставил нам полицейский отчет и показал нам посмертные фотографии, отпечатанные в мрачном пурпурном цвете.

Правая рука мальчика была почти оторвана; рана на правой ноге, около паха, кажется, проходила сквозь бедренную артерию; некоторые из его пальцев были сломаны. Согласно времени, указанному в отчете, маленький Твисигему умер лишь спустя 12 часов после происшествия».

Жестокие нападения обезьян на людей регистрировались в этом районе еще с 90-х. Все же надо понимать, что шимпанзе и без стресса, вызванного вмешательством людей и потерей среды обитания, довольно жесткие животные. Забить и съесть более мелкую обезьяну или даже антилопу для них не составляет труда. Но буквально пять лет назад, с вырубкой лесов и освоением территории, они начали вести себя особенно агрессивно.


Шимпанзе поедают мелких обезьян.

Нападать на взрослых (особенно мужчин с оружием) они опасаются. Но дети — достаточно беззащитны. Обезьяны набрасываются на них, утаскивают в чащу и уже там разрывают и потрошат своими руками. Лишь иногда они пробуют мясо жертвы, чаще оставляют ее умирать. Что это — проявление голода, простой импульс или намеренная попытка запугать людей? Не совсем ясно: несмотря на стресс, шимпанзе неплохо питаются, фруктовые сады стали для них новыми угодьями.

В некоторых случаях детям удается спастись. Иногда они отделываются испугом, иногда оказываются искалечены, как, например, Тедди Атухайре, которой было четыре года, когда взрослый шимпанзе забрался в ее дом. Примат затащил девочку на дерево, где избил ее и искалечил ей руку, после чего сбросил ее вниз и потерял к ней всякий интерес. Руку пришлось ампутировать, у девочки ушли годы на то, чтобы восстановиться психически.


Сейчас она ухаживает за больной теткой.

Шимпанзе, потерявший обе стопы в человеческих ловушках и Тедди Атухайре, потерявшая руку из-за нападения примата.
Еще более жуткая история связана с шимпанзе, которому дали кличку «Саддам». Саддам был настоящим серийным убийцей.

Если остальные его подельники просто поддавались импульсу или даже голоду, набрасываясь на людей, то он делал это намеренно. Этот примат высматривал оставленных без присмотра детей и жестоко расправлялся с ними. В общей сложности он убил как минимум семерых, и четырех из них он частично съел. Его уже совершенно демонизировали в этих местах, когда местные жители все же смогли убить его.

Последнее замечание, про демонизацию, кстати, очень важно. Может показаться странным, почему люди просто не соберутся и не перебьют всех агрессивных шимпанзе. Дело в том, что в Уганде убийство обезьян запрещено законом. Но еще важнее то, что сами местные жители, уньоро, считают шимпанзе священными животными и боятся причинять им серьезный вред. Получается, что для того, чтобы начать охоту, нужно получить официальное разрешение от правительства (в случае с Саддамом оно его дало), а также получить неофициальное одобрение сообщества. Примат должен доказать свою «демоническую природу», чтобы его начали считать уже не просто животным, но злым духом, заслуживающим уничтожения.

Как решить проблему с агрессивными стаями шимпанзе (а особенно с теми, кто распробовал вкус человеческой крови) — неизвестно. Семьи погибших призывают вырезать всех обезьян подчистую, менее радикальные местные жители предлагают переселить обезьян в национальные парки. Белые ученые советуют решить все гуманно: посадив новые леса для приматов, вырыв колодцы, чтобы людям не пришлось ходить к опасным ручьям, а также рассказывая местным жителям о том, что от обезьян больше пользы, чем вреда.


Шимпанзе смотрят в окна фермы, которую Нтегека Семата покинула вместе со своей семьей.

Но у всех трех стратегий есть явные минусы: стоит перебить шимпанзе, и международный авторитет (а это инвестиции) Уганды падет еще ниже. Если переселить их в национальные парки — пришлые и местные обезьяны попросту устроят кровавую войну. Если просто рассказывать местным о том, что шимпанзе почти безвредны — это не защитит самих людей от агрессии.

Если ситуация не разрешится, начнется бойня: люди начнут вырезать шимпанзе, а шимпанзе могут начать мстить и устроят охоту на человеческих детей. Тем более, «Саддам» — не единственный примат, который отличался серийными убийствами людей.

Шимпанзе, как и люди, охотнее делятся едой со своими друзьями Шимпанзе, Сотрудничество, Взаимодействие, Поведение животных, Окситоцин

Зачем делиться с кем-то, помимо своих родных и близких? Иногда это просто выгодно, например, если взамен мы сами получаем что-то нужное. А бывает и так, что беречь свое добро от посягательств выходит себе дороже. Но всегда ли людьми и обезьянами движет только практическая выгода?

Во всех трех группах уровень окситоцина был повышен по сравнению с контрольной группой (животными, никак не взаимодействовавшими с другими), включая и тех особей, которые отдавали еду, и тех, кто ее принимал. По-видимому, окситоцин запускает петлю положительной обратной связи при разных межличностных взаимодействиях, подкрепляя эмоциональные дружеские связи между шимпанзе и способствуя их социализации. Судя по факту преемственности базовых моделей социальных отношений у приматов и человека, есть все основания считать, что тот же самый механизм способствовал развитию сотрудничества и у древних людей.

Найдены возможные дубликаты


Наука | Научпоп

5.9K постов 67.5K подписчиков

Подписаться Добавить пост

Правила сообщества

ВНИМАНИЕ! В связи с новой волной пандемии и шумом вокруг вакцинации агрессивные антивакцинаторы банятся без предупреждения, а их особенно мракобесные комментарии — скрываются.

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.

Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Нарушение правил сайта в целом.

Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.

Читайте также: