Животноводство в Казахстане: структура и перспективы развития

Обновлено: 06.07.2024

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бауэр Майра Шакибаевна

О состоянии и перспективах развития животноводства в республике дагестан Тренды, проблемы и перспективы развития животноводства на юге России Определение потенциала рынка вторичного сырья животноводства как основыдиверсификации АПК Стратегические направления повышения конкурентоспособности мяса крупного рогатого скота в республике Казахстан Стратегия повышения эффективности развития отрасли животноводства КБР i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и роль животноводческой отрасли в обеспечении продовольственной безопасности Республики Казахстан»

«силы рынка» утверждает аморальный диктат своеволия и антиобщественных интересов. Чтобы этого не произошло, надо постоянно учиться думать. Не достаточно принять самые совершенные (справедливые) законы в области рыночных отношений, главное - надо стремиться, чтобы они соответствовали совести.

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Бауэр Майра Шакибаевна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и право Казахского агротехнического университета им.С.Сейфуллина

В статье рассмотрено роль и значение животноводческой отрасли в обеспечении продовольственной безопасности. На основе данных Агентства по статистике Республики Казахстан приведен анализ численности поголовья скота в республике, динамика производства мяса во всех категориях хозяйств, рассмотрено среднедушевое потребление мяса в год, а также рассмотрены проблемы отрасли животноводства в современном Казахстане.

Ключевые слова: Продовольственная безопасность, животноводство, племенное поголовье, продукция животноводства

В настоящее время с ростом мирового населения происходит интенсивный рост потребления продуктов питания с одновременным увеличением дефицита водных, земельных, топливно-энергетических ресурсов, что приведет к росту цен на продовольствие. В целом, к 2020 году население мира составит 7,6 млрд. человек, т.е. вырастет на 600 млн. человек по сравнению с 2011 годом (около 7 млрд. человек). Изменится структура потребления продуктов питания: увеличится доля потребления мяса, молока и молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов. Основной задачей, стоящей перед сельским хозяйством в мире, является увеличение производства на 70% к 2050 г. [1].

В этой связи важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны играет - животноводческая отрасль. Эта отрасль является источником производства мяса, молока и сырья для легкой промышлености. Для устойчивого обеспечения населения качественными и разнообразными продуктами питания животного происхождения необходимо повышение эффективности животноводства на основе применения инновационных технологий и совершенствования методов организации производства [2].

Современное состояние животноводства, как и сельского хозяйства в целом, характеризуется спадом производства и реализации продукции. Это обусловлено снижением продуктивности животных, а, следовательно, и недополучением основных продуктов данной отрасли. Сельскохозяйственное производство страны на сегодняшний день - мелкотоварное, что является основной причиной его слабой конкурентоспособности. Сосредоточение поголовья на частных подворьях существенно затрудняет использование достижений селекции, прогрессивных технологий содержания и кормления животных, не даёт возможности выращивать скот с применением научных методов и добиваться его высокой продуктивности.

В целом развитию животноводства в Казахстане мешают четыре ключевых фактора. Во-первых, это недостаточное кормовое обеспечение, во-вторых, низкая породность скота, в-третьих, концентрация поголовья в мелкочастной собственности, ну, и в-четвертых, это неудовлетворительное ветеринарное обслуживание.

Перечисленные проблемы появились за годы независимости Казахстана из-за недостаточного внимания к животноводству и сельскому хозяйству в целом, неудовле-

творительного исполнения программ развития агропромышленного комплекса. В таблице 1 представлена численность поголовья скота по видам за 5 лет.

Таблица 1. Поголовье скота на конец года, тыс. голов*

Годы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

КРС 5 991,60 6 095,20 6 175,30 5 702,40 5 690,00 5851 6032,7

Овцы и козы 16770,40 17369,70 17 988,10 18 091,90 17 633,30 17560,6 17914,6

Свиньи 1 347,30 1 326,30 1 344,00 1 204,20 1 031,60 922,3 884,7

Лошади 1 370,50 1 438,70 1 528,30 1 607,40 1686,2 1784,5 1937,9

Так, в 2014 году поголовье КРС по сравнению с 2010 годом сократилось на 143 тыс. голов. Аналогичная ситуация сложилась и с поголовьем свиней. Здесь снижение идет на 23%. Однако, поголовье овец и коз, а также лошадей имеет тенденцию к увеличению.

Большинство мелких частных хозяйств не имеет возможности оснащать свои подворья соответствующим техническим оборудованием, что отрицательно влияет на качество производимой продукции. Государство не имеет возможности полноценно осуществлять контроль за всеми хозяйствами сразу. Это приводит к мелкотоварности, при этом особенно страдает племенное направление в животноводстве. Наряду с этим возникает проблема и с воспроизводством животных. Таким образом, превалирующий уровень беспородного скота не дает возможности рассчитывать на качественную продукцию и поддержание конкурентоспособной позиции на рынке.

В рассматриваемый период в отрасли продолжился рост производства животноводческой продукции (таблица 2). Вместе с тем по итогам 5 лет реализация мяса КРС в убойной массе в целом по республике имеет тенденцию к сокращению и составляет 405,5 тыс. тонн в 2014 году, что на 1,5 тыс. тонн ниже уровня 2010 года. В 2014 году наблюдается сокращение свинина на 13,4 тонн, что на 6 % ниже аналогичного показателя 2010 года. Также за анализируемый период сократилось надой молока коровьего (на 313,3 тыс. тонн), что на 6,0% ниже показателя 2010 года [3].

Таблица 2. Производство животноводческой продукции в Республике Казахстан за 2010-2014 гг., тыс.тонн в убойной массе

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 2014

Производство мяса, всего 834,4 838,1 844,7 871,0 900,2

В том числе: КРС, тыс.тонн 407 392,7 373,5 383,5 405,5

Свинина, тыс.тонн 213 213,2 192,7 99,9 99,8

Баранина и козлятина, тыс.тонн 143 149,4 153,8 156,4 161,9

Конина, тыс.тонн 73 80,0 85,1 89,4 92,4

Молоко тыс.тонн, 5381,2 5232,5 4851,6 4930,3 5067,9

Яйца, млн. штук 3720,3 3718,5 3673,4 3896,0 4291,2

Большая доля продукции животноводства производится в личных подсобных хозяйствах населения, что приводит к низкой продуктивности, не позволяет обеспечить растущее потребление на внутреннем рынке, ведет к высокой себестоимости и снижению конкурентоспособности, что приводит к формированию импортозависимости [4].

Так, основными производителями мяса по-прежнему являются хозяйства населения, в которых, по данным Агентства РК по статистике в 2014 году было произведено 576,3 тонны мяса скота и птицы. В то время как в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельхозпредприятиях этот показатель составляет 132,3 тыс.тонн и 191,6 тыс. тонн соответственно [3].

Современный объём производства мясной продукции всех видов обеспечивает уровень потребления населения республики только на 84%; оставшийся объём (до норматива) покрывается за счёт импорта. Из всего объёма производства мяса КРС только 3% осуществляется на промышленной основе (на специализированных откормочных площадках). Около 85-87% забоя скота (подворный забой) производится с нарушением ветеринарно-санитарных норм, что не обеспечивает безопасность продукции и, соответственно, охрану здоровья населения [5]

В 2009-2014 годах наблюдается рост потребления большинства важнейших продуктов питания. Однако, как видно из таблицы 3 лишь по двум (потребление хлебопродуктов, масел и жиров) из десяти важнейших продуктов питания имело место превышение нормативов потребления, что свидетельствует о наличии в республике серьезных проблем с обеспечением продовольственной безопасности.

Таблица 3 - Потребление продуктов питания населением Республики Казахстан в 2009-2014 годах, в среднем на душу в месяц, кг

Показатели Норматив 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Потребление продуктов питания на душу населения, в месяц

хлебопродукты и крупяные изделия 9,2 10,1 10,2 10,4 10,3 10,4 10,5

мясо и мясопродукты 6,8 4,2 4,4 5,5 5,6 5,8 5,9

рыба и морепродукты 1,5 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9

молоко и молочные продукты 33,75 17,5 17,0 19,0 18,4 19,0 18,8

яйца (штук) 24,3 10,7 10,8 12,5 13,0 13,2 13,1

масла и жиры 0,75 1,1 1,1 1,6 1,5 1,5 1,6

фрукты 9,4 3,9 4,0 4,9 4,9 5,1 5,1

овощи (без картофеля) 12,2 6,3 5,9 7,3 7,2 7,3 7,2

картофель 8,1 3,6 3,5 4,0 4,1 4,1 4,0

сахар, джем, шоколад, кондитерские изделия 3,1 2,5 2,5 3,2 3,2 3,3 3,3

¥( Составлено автором по данным А

гентства РК по статистике)

При этом самое значительное отставание фактического потребления от норматива наблюдается по мясу и мясопродуктам - 5,9 кг (на 0,9 кг или на 13,2 % меньше норматива), рыбе и морепродуктам - 0,9 кг (на 0,6 кг или на 40% меньше норматива), молоку и молочным продуктам - 18,8 кг (на 14,95 кг или на 44,3 % меньше норматива), яицам -13,1 шт. (на 11,2 шт. или на 46,0 % меньше норматива), фруктам - 5,1 кг (на 4,3 кг или на 45,7 % меньше норматива), овощам - 7,2 кг (на 5 кг или на 41 % меньше норматива), картофелю - 4 кг (на 4,0 кг или на 49,4 % меньше норматива).

При решении проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности серьезного внимания заслуживают вопросы самообеспечения страны основными видами продуктов питания, то есть удовлетворения потребности в них прежде всего путем внутренних поставок при минимальной зависимости от внешней торговли [6].

В республике в последние годы наблюдается концентрация более 65 % поголовья КРС в личных подсобных хозяйствах населения, в результате чего не специализированные сельхозпредприятия, а именно домашние хозяйства, которые должны производить продукцию лишь для личных нужд, стали основными поставщиками мясной продукции на рынке [7]

Сосредоточение поголовья на частных подворьях существенно затрудняет использование достижений селекции, прогрессивных технологий содержания и кормления животных, не даёт возможности выращивать скот с применением научных методов и добиваться его высокой продуктивности.

Подавляющее большинство мелких частных хозяйств не имеет возможности оснащать свои подворья соответствующим техническим оборудованием, что отрицательно влияет на качество производимой продукции. Государство не имеет возможности полноценно осуществлять контроль за всеми хозяйствами сразу. Это приводит к мелкотоварности, при этом особенно страдает племенное направление в животноводстве. Наряду с этим возникает проблема и с воспроизводством животных [4].

Удельный вес численности племенного поголовья КРС от общей численности КРС в республике составляет 7 %, в том числе удельный вес племенного поголовья мясных пород составляет 2,8 %. Тогда как в европейских странах этот показатель значительно выше — 50—60 %, в США — 80 % .

Собственного племенного маточного поголовья республике не хватит, чтобы обеспечить в ближайшие годы резкий подъем отрасли мясного скотоводства и вывести этот сегмент экономики на экспортную мощность [7].

Оценивая виды племенного скота мясного направления надо отметить, что из всего племенного поголовья КРС большая доля приходится на казахскую белоголовую породу, далее незначительную часть занимают породы аулиекольская, герефордская, санта-гертруда и калмыцкая.

За последние годы в республике произошло также и снижение объёма экспорта мясной продукции. В частности, это связано с низким удельным весом промышленного забоя (13% всего мяса), нестабильной эпизоотической обстановкой, выражаемой в нарушении ветеринарно-санитарных норм при содержании и забое скота, с высокой изношенностью, технической и технологической отсталостью основных фондов производства мясной продукции и её несоответствием мировым стандартам.

Всё это требует создания новой инфраструктуры промышленного производства, убоя и переработки мяса. Учитывая исторические особенности производства мяса в республике, новая инфраструктура должна сохранить в себе сочетание развития откормочных площадок с разветвлённой (для производства высококачественной мясной продукции на промышленной основе) сетью убойных пунктов для приёма скота от населения. Всё это должно обеспечить безопасность, охрану здоровья потребителя и производство мясной продукции, соответствующей общепринятым мировым стандартам [8]

Таким образом, для решения существующих проблем в отрасли животноводства необходимо продолжить работу по стимулированию СХТП к развитию мясного животноводства, по развитию племенной базы и повышению генетического потенциала скота и птицы, в том числе за счет импорта племенных животных для дальнейшей репродукции. Также необходимо принять меры по развитию кормопроизводства, восстановлению и обводнению деградированных пастбищных земель [4].

Важным направлением инновационного развития животноводства является совершенствование селекционно-племенной работы, для которой характерны тенденции, присущие современному этапу развития отрасли.

Исследования показали, что в республике в условиях возросшего импорта племенной продукции ослаблена собственная племенная база животноводства, во многих хозяйствах нет должности зоотехника-селекционера, рыночная система покупки и продажи племенного материала формируется стихийно с многочисленными посредниками. Отсутствует единый план селекционно-племенной работы, а её управление осуществляется одновременно из нескольких центров, что приводит к несогласованности действий и снижает их эффективность. В настоящее время система управления племенной службой реформируется. Создаётся единый информационный центр, где будет происходить аналитическая обработка информации и выработка рекомендаций по комплексному развитию и совершенствованию селекционно-племенной работы во всех подотраслях животноводства.

Альтернативой закупкам племпродукции за рубежом должно стать развитие отечественного племенного дела, для чего нужно создавать собственные репродукторы с генетически обновленным стадом и использовать современные методы селекции. Параллельно необходимо решать проблему мотивации труда и повышения квалификации кадров, которая тормозит использование современных технологий в отрасли. Несмотря на то, что низкая оплата труда считается внутренним конкурентным преимуществом Казахстана при производстве животноводческой продукции по сравнению с импортом, это преимущество одновременно вызывает обратный эффект, который выражается в отсутствии материальной заинтересованности работников в результатах труда и приводит к оттоку специалистов в более оплачиваемые отрасли.

Для решения перечисленных выше задач необходима, конечно же, государственная поддержка, которая главным образом должна быть направлена на:

- приобретение чистопородного племенного и товарного скота;

- покупка племенных телок и нетелей;

- приобретение быков-производителей, семени высокоценных быков и эмбрионов мясных пород от выдающихся родителей;

- промышленное скрещивание части маток в молочных стадах с быками мясных пород;

- создание сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота;

- укрепление кормовой базы;

- технологическую модернизацию мясных репродукторынх ферм;

создание и технологическую модернизацию откормочных предприятий [9].

За счет реализации комплексной инновационно ориентированной государственной стратегии импортозамещения вполне возможен постепенный рост удельного веса жвотноводческой продукции отечественного производства на внутреннем рынке, что существенно повысит общий уровень продовольственной безопасности страны.

2. Программа развития экспортного потенциала мяса КРС РК на 2011-2020 гг.

5. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург: УралГСХА, 2006. 960 с.

7. Коптева Л. А. Повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики Казахстана // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009.- № 4.- С. 67.

8. Султангалиева Л.С. Развитие конкурентоспособности отрасли мясного животноводства Республики Казахстан, Вестник КазНУ Г. Алматы , 2013, №4 .

9. Алшанов Р.А. Казахстан на мировом аграрном рынке: потенциал, проблемы и их решение. - Алматы: Институт мирового рынка, 2010 . - 623 с.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Богданова Оксана Юрьевна

К.э.н., доцент, доцент кафедры финансов Ростовского государственного экономического университета,

SOCIO-ECONOMIC FACTORS AFFECTING THE FILLING REVENUE BUDGET PENSION FUND OFFICE RUSSIAN SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

Bogdanova Oksana Y.

Ph.D., Associate Professor, Department of Finance, Rostov State University of Economics, Russian Federation, Rostov-on-Don

Экономика Южного федерального округа, развиваясь под влиянием общероссийских тенденций, обладает присущими ей специфическими особенностями, которые отражаются в динамике основных показателей. Экономический характер институтов пенсионной системы обусловливается их связью с доходами населения. Поэтому параметры, характеризующие уровень заработной платы и доходов населения, в значительной степени определяют состояние институтов пенсионной системы.

Ключевые слова: Пенсионный фонд, дефицит бюджета, Южный федеральный округ, безработица.

The economy of the Southern Federal District, developed under the influence of the all-Russian tendencies, has its inherent specific features, which are reflected in the dynamics of the main indicators. The economic nature of the institutions of the pension system is due to their connection with the incomes of the population. Therefore, the parameters that characterize the level of wages and incomes are largely determined by the state institutions of the pension system. 32

С древних времен Казахстан представлял собой страну кочевников-животноводов. Именно скот для казахов во все времена был мерилом всех благ. И, казалось бы, традиции никогда не иссякнут, но приходится констатировать, что в настоящее время наша республика превратилась из экспортера в импортера мясной продукции. В стране, несмотря на увеличение выпуска всех видов мяса, импорт сохраняется. Говядина занимает самое первое место по импорту – ее в Казахстан завозят в объеме 9411,17 тонн. Основные страны, которые экспортируют нам мясо, это – Польша, Австралия и Аргентина, чей общий объем составляет практически 74% от всего поставленного мяса [1, с. 34].

В своем послании Н.А. Назарбаев из 10 глобальных вызовов XXI века назвал угрозу глобальной продовольственной безопасности [2]. Важно помнить, что состояние животноводства определяет уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. В этой связи необходим комплексный подход к решению существующих проблем и при необходимости пересмотр действующих программ. Одной из первоочередных задач должно стать существенное облегчение порядка получения финансирования частными хозяйствами, работающими в сфере животноводства. В связи с этим в стране началась реализация крупномасштабной программы по развитию мясного скотоводства [3]. Субсидирование животноводства из республиканского бюджета ведется по двум направлениям: развитие племенного животноводства (только завоз племенных особей из-за рубежа запланировано около двух миллиардов тенге) и повышение продуктивности и качества продукции животноводства путем удешевления стоимости комбикормов. Причем механизм субсидирования ежегодно совершенствуется. В целом, по этим двум направлениям государственной поддержки фермер получит порядка 15 тысяч тенге на 1 маточную голову. При этом сохранены субсидии на возмещение затрат по приобретению племенных быков-производителей, на кормопроизводство (на гектар площади), льготный режим налогообложения и др. Тем самым созданы все необходимые условия для успешного ведения бизнеса.

Мясное скотоводство в странах СНГ находится на начальном этапе своего развития, тогда как на Западе оно давно имеет свои традиции, хорошо отработанные экономичные технологии и высокопродуктивные мясные породы скота. Например, в США преобладает мясное направление в животноводстве. Мясо и для населения Казахстана является важным элементом питания для американцев – 90% говядины производится за счет мясного скота. В 12 ведущих странах Европы с 1988 по 2000 год численность молочного поголовья сократилась на 4,1, а мясное стадо возросло на 3,9 млн. голов. Новая Зеландия так же, как Канада и Австралия, в международном разделении труда имеет аграрно-сырьевую специализацию. Сельское хозяйство этой страны является одним из наиболее эффективных в мире, а производство мяса – одной из ведущих отраслей [4].

В своем ежегодном послание Президент Н.А. Назарбаев еще раз отметил важность агропромышленного комплекса. Он говорит: «Важно обеспечить перевод на инновационные рельсы агропромышленного комплекса. Это наша традиционная отрасль. Глобальная потребность в продовольствии будет возрастать. В этот сектор пойдёт больше инвестиций. Поэтому нынешние фермеры должны заботиться о росте производства, а не довольствоваться краткими достижениями, связанными с погодными условиями. Конкуренция в глобальном агропроизводстве будет возрастать. На земле должны работать прежде всего те, кто внедряет новые технологии и непрерывно повышает производительность, работает на основе лучших мировых стандартов. В первую очередь важно создать эффективный земельный рынок, в том числе через прозрачные механизмы ценообразования. Передача в аренду сельхозугодий только с учетом привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий повысит конкуренцию. Следует устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермерства, эффективному землепользованию» [5]. На сегодняшний день в Казахстане создана практически вся законодательная база развития отрасли животноводства в условиях рыночной экономики. Парламентом приняты все основные законодательные акты, регулирующие отношения в этой сфере, в числе которых Законы Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «О племенном животноводстве», «О ветеринарии», «Об охране селекционных достижений» и другие. Но надо понимать, что создание законодательной базы – это только начальный этап. Для достижения всех поставленных целей необходима консолидированная работа как законодательной, так и исполнительной ветвей власти.

В Казахстане, потенциал агарного сектора которого позволяет выстроить систему, противостоящую всем вызовам, на сегодня разработан комплекс целевых программ, ориентированных на среднесрочную перспективу. Одной из таких программ является Проект «Развитие экспортного потенциала мяса КРС», реализуемый АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».

Основная задача Проекта заключается в создании прочной основы для устойчивого развития отрасли мясного животноводства. В рамках его реализации расширяется воспроизводительная база скотоводства, улучшается генетический потенциал продуктивности животных, осуществляется трансферт инновационные технологий. Всего за 2011-2012 годы в Республику Казахстан было импортировано свыше 30 тыс. голов скота зарубежной селекции, сформирован товарный контингент мясного КРС (крупно рогатый скот) в объеме 112 тыс. голов, созданы площадки промышленного откорма на 37 тыс. мест. За счет использования племенных быков начата работа по породному улучшению мясного поголовья, позволяющая довести продуктивность скота до мировых стандартов [6].

До 2016 года за счет кредитных ресурсов Холдинга «КазАгро» планируется осуществить импорт 72 тыс. голов племенного скота, пополнение поголовья крестьянских и фермерских хозяйств на 224 тыс. голов, а также создание откормочных площадок на 150 тыс. мест единовременного содержания. Все это позволит Казахстану создать к 2016 году все необходимые условия для создания прочной основы собственной продовольственной безопасности и экспорта отечественной продукции на традиционные и новые рынки [6].

Следует отметить что в самой программе особо привлекательными являются меры государственной поддержки сельхозпроизводителей. Для их стимулирования к участию в Проекте разработаны новые направления субсидирования мясного скотоводства, существенно увеличены их нормативы и объемы, разработаны программы по развитию кормопроизводства и отгонного животноводства. Продуктовая линейка финансовых услуг, предоставляемых группой компаний Холдинга «КазАгро», содержит новые инструменты, имеющие низкие процентные ставки и льготные условия как по сроку, так и по требованию к заемщикам.

Правительством Республики Казахстан была утверждена новая отраслевая Программа по развитию агропромышленного комплекса на 20132020 годы «Агробизнес-2020». Программа была разработана в связи с усилением конкуренции в условиях Таможенного Союза, а также предстоящего вступления в ВТО. В разработке активное участие приняли ученые, отраслевые союзы, представители агробизнеса [7].

Теперь о том, как в рамках программы Агробизнес-2020 эти факторы будут преодолены. Необходимо изменение структуры собственников сельхозживотных в пользу сельхозформирований. Только промышленное, профессиональное производство может дать необходимую конкурентоспособность продукции за счет снижения издержек.

Здесь уже есть хороший опыт по крупному рогатому скоту. Программа по развитию мясного скотоводства имеет уже положительный эффект. Если, к примеру, в 2009 году в ЛПХ было сосредоточено 82% поголовья КРС, то в 2012 году уже 72,3%, то есть происходит перевод животноводства в организованные хозяйства, занимающиеся этим бизнесом на профессиональной основе. Особенно хороший рост демонстрирует поголовье в фермерских хозяйствах, в которых виден рост по сравнению с 2009 годом на 53% [7].

Это прямой результат реализуемой по поручению Главы государства программы «Сыбага». С 2011 по 2012 годы для фермерских хозяйств при плане 82,0 тыс. голов приобретено 115,0 тыс. голов маточного стада (перевыполнение 40%). Сейчас наблюдается превышение спроса на покупку скота по сравнению с плановыми показателями и выделяемыми суммами по этой программе. Таким образом, бизнес показывает востребованность данной программы [8].

В 2013 году запланировано приобретение фермерскими хозяйствами не менее 42 тыс. голов КРС, по состоянию на 17 июня приобретено 23 924 тыс. голов маточного поголовья КРС и 1409 племенных быков, что составляет 57% и 101% к плану.

С этого года аналогичный программе «Сыбага» проект запускается в овцеводстве. Льготные условия кредитования помогут серьезно развить и это направление. Второй сдерживающий фактор – низкая продуктивность сельхозживотных, которая является следствием низкого генетического потенциала. Например, по состоянию на 1 января 2013 года, доля племенного поголовья КРС в общем стаде составила 8% (по сравнению с началом 2008 года рост на 4,5%), овец – около 14%, свиней – 19%, лошадей и птицы – 7 и 11%, соответственно (справочно: в начале 2008 года доля племпоголовья КРС – 3,5%). Это одна из основных причин низкой рентабельности и низкой эффективности животноводства.

В странах с развитым животноводством этот показатель составляет около 40-50%. Для преодоления данной ситуации уже сделаны определенные шаги. В 2012 году внесены изменения в законодательство о племенном животноводстве, предусматривающие дерегулирование этой сферы в части крупного рогатого скота [8]. Кроме того, актуальными на сегодняшний день остаются и вопросы ветеринарного благополучия территорий.

В Казахстане основополагающим документом в ветеринарной сфере является Закон «О ветеринарии», который определяет и формирует требования и стандарты. Благодаря этому уровень обеспечения ветеринарной безопасности в стране на данный момент достаточно высок.

В целом требования надзорных ветеринарных органов Казахстана выше, чем во многих европейских странах. И при высоких внешних угрозах пока удается избежать многих распространенных на Западе заболеваний животных, таких как губчатая энцефалопатия, бешенство коров, массовое распространение чумы свиней и других. Такие результаты достигаются в основном за счет наших высоких ветеринарных требований. И это несмотря на то, что на многих небольших фермах, фермерских и личных подсобных хозяйствах ветеринарно-санитарная культура значительно ниже, чем на зарубежных фермах.

Хотелось бы отметить, что качество отечественных лекарственных средств для животных соответствует требованиям российских и международных стандартов. В республике некоторые биопредприятия аттестованы на соответствие стандартам серии 9000:2000, а отдельные участки сертифицированы в соответствии с требованиями правил производства и контроля лекарственных средств (GMP) [9].

Однако на сегодняшний день практически отсутствует программа скоординированной деятельности между оставшимися предприятиями по обеспечению единой политики биобезопасности государства. Отсутствуют инновации и необходимое финансирование. Решение этой проблемы видится в институциональном укреплении всей системы ветеринарии, а также в принятии краткосрочной, среднеи долгосрочной стратегии борьбы с заразными и незаразными болезнями животных. Также необходимо рассмотреть возможность введения государственной монополии на работы по профилактике особо опасных заразных болезней животных. Для этого нужна четкая вертикаль ветеринарного контроля, которая позволит эффективно решать вопросы ветеринарно-санитарной безопасности. В Казахстане одним из крупных научных институтов, способных профессионально разработать и предложить научно-методическую помощь – инструкции, рекомендации по профилактическим, ликвидационным мероприятиям для сохранения благополучия животноводческих хозяйств, является Казахский научно-исследовательский ветеринарный институт.

В Казахстане разработан проект закона о пастбищах. Как обещают его авторы, новый документ должен, наконец, отрегулировать все спорные вопросы вокруг рационального использования этих сельскохозяйственных угодий. Законопроект о пастбищах разработала группа казахстанских мажилисменов. По словам депутатов, поводом для принятия решения о разработке пастбищного закона послужила сложившаяся в республике критическая ситуация с пастбищными ресурсами. Так, по данным Института мировых ресурсов, пастбищные земли в нашей стране занимают около 188 млн. гектаров, что составляет 70% от общей площади территорий. При этом площадь деградированных пастбищ достигла на сегодняшний день отметки в 48 млн гектаров (26% от общей площади) [10]. Именно урегулирование подобных острых моментов и есть основная цель закона о пастбищах. Главные вопросы в новом документе – эффективное управление пастбищами и их рациональное использование, закрепление положений, определяющих правовой статус пастбищных территорий, и не менее важный пункт – государственный контроль ситуации в данной сфере. Настоящий законопроект устанавливает правовые основы для перегона животных по скотопрогонным трассам, определяет порядок государственной регистрации, права пользования пастбищами и осуществления государственного контроля в области управления пастбищами. Кроме того, документ предусматривает компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области регулирования по управлению пастбищами, их улучшению и использованию, а также определяет меры государственной поддержки управления пастбищами.

В Казахстане планируют создать и общественно-координационные органы – Жайылымдар кеңесi (Пастбищные советы), которые будут заниматься вопросам использования пастбищ. Предусматривает такую возможность новый проект Закона «О пастбищах». Пастбищные советы будут создаваться на собраниях в сельских округах. Главная цель – эффективное сотрудничество между пастбищепользователями и местными исполнительными органами [10].

По идее авторов законопроекта, «жайылымдар кеңесi» будут участвовать в ежегодном планировании мероприятий по использованию пастбищных территорий и содействовать реализации этих планов. Члены Совета будут принимать участие в работе межведомственной комиссии по определению внешних границ пастбищ, осуществлять общественный контроль соблюдения пастбищепользователями правил выпаса животных, а также выполнения ими установленных законодательством мероприятий. Помимо этого, жайылымдар кеңесi будет участвовать в работе местного представительного органа при заслушивании отчетов местных исполнительных органов об итогах реализации плана по управлению и использованию пастбищ, а также ежегодного плана по использованию пастбищных территорий. В полномочиях Совета предусматривается решение споров, касающихся использования пастбищ [10].

Как отмечают разработчики проекта, новый пастбищный закон должен коренным образом изменить ситуацию в пастбищном животноводстве страны и позволит четко регулировать взаимоотношения сторон в правовом поле.

Эффективный государственно-правовой механизм обеспечения принятых на государственном уровне аграрных законов и иных нормативно-правовых актов, на наш взгляд, будет способствовать эффективному развитию животноводческой отрасли. Для улучшения положения сельскохозяйственной отрасли необходимо создать эффективную систему государственного контроля за выполнением государственных программ непосредственно касающихся развития животноводческой деятельности.

Данная система контроля, по нашему мнению, должно включать в себе не только государственный надзор и проверка исполнения административных решений высших должностных лиц и органов, но и общественный контроль в данной сфере.

К завершении хочется сказать лишь одно, мы сделали много дел, способствующих укреплению нашего государства, и видели много проблем на своем пути. Однако наше сильное государство никогда не сгибалось над проблемами и гордо их преодолевала. И сейчас на пути к агропромышленному производству наш Глава государство делает все, чтобы Казахстан был процветающим, на экономическом рынке держал свою позицию и конкурировал с другими развивающими странами. Связи с этим продовольствие и животноводство всегда будут одними из главных критериев которыми государство должно заниматься не переставая.

Новость на Казах-зерно:

В основе стратегии экономического роста, осуществляемой в Казахстане, лежит стремление создать модель, которая бы, с одной стороны, позволяла органически интегрироваться в систему мирового хозяйства, с другой, отвечала бы проводимым в стране планам по развитию национального хозяйства Казахстана, в том числе агропромышленного комплекса.

Как показывает анализ функционирования сельского хозяй­ства развитых стран, именно инновационное развитие отрасли позволило обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность аграрного производства, пишут на страницах издания «КазахЗерно.kz» ученые Казахского НИИ экономики АПК и развития сельских территорий. Так, результаты научных исследований стали реша­ющим фактором повышения эффективности затрат в сельском хозяйстве США. Новые открытия в биологии, генетике, био­химии и биофизике, химии и технике позволили значительно улучшить качества животных и расте­ний. Были усовершенствованы методы селекции сельскохозяй­ственных животных, созданы новые технологии переработки сельскохозяйственной продукции, ее хранения, упаковки и транспортировки.

Анализ опыта стран с развитым сельским хозяйством свидетельствует, что государственная политика в области АПК является ключевым фактором для развития сельского хозяйства и одним из важнейших её направлений является поддержка инновационной деятельности и ее стимулирование, которая в основном осуществляется в рамках государственных программ, где задействованы различные правовые и экономические механизмы, обеспечивающие успешное развитие НТП и бизнеса.

Анализ производства и численности животных в РК показывает, что рост производства в республике прямо зависит от увеличения поголовья. Поскольку средний живой вес животных, реализованных для убоя, и продук-тивность молока в последние годы не изменились, то и влияние этого показателя на динамику производства продукции сводится к нулю. То есть рост производства продукции в стране, в большей степени обусловен экстенсивными факторами, нежели интенсивными. Удой молока не превышает 2220 кг молока в год, что является низким показателем и отстает от мировых стандартов, что определяет конкурентоспособность.

Следует отметить, что в сельхозформированиях, применяющих высокотехнологические технологии, продуктивность животных значительно выше.

Одним из направлений инновационного развития животноводства является совершенствование селекционно-племенной работы, так как в выращивании животных первостепенную роль играют биологические направления, которые основаны на их использовании: особенности кормления, генетический потенциал, генная инженерия, иммунологический статус и др.

Анализ показал, что в Казахстане в условиях возросшего импорта племенной продукции ослаблена собственная племенная база животноводства, во многих хозяйствах ликвидированы должности зоотехника-селекционера, рыночная система покупки и продажи племенного материала формируется стихийно с многочисленными посредниками. Отсутствует единый план селекционно-племенной работы, что приводит к несогласованности действий и снижает их эффективность.

В верблюдоводстве удельный вес племенных животных составляет 10%, и основную долю 70% (12 тыс. гол.) составляет отечественная порода казахский бактериан и 30% туркменский арвана.

В целях развития производства продукции сельского хозяйства, снижения импортозависимости по основным продуктам, в 2013г. в Казахстане принята Программа по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013-2020 годы (Агробизнес-2020), где планируется увеличение бюджетных расходов и целый ряд новых механизмов на поддержку АПК. В целом предусматривается внедрение шести финансовых инструментов поддержки сельхозпроизводителей: гарантирование и страхование займов, инвестиционные субсидии, субсидирование ставки вознаграждения по кредитам и лизингу, финансовое оздоровление, фондирование банков второго уровня.

В результате мер государственной поддержки, создания благоприятных стимулирующих условий для развития бизнеса в АПК РК, развития инфраструктуры, повышения инвестиций в сектор планируется повышение объема производства сельхозпродукции.

Так, в производстве молока планируется доведение его уровня до 5160 тонн, что выше достигнутого уровня на 50%, при этом поголовье животных молочного направления составит 1357 тыс. гол., против 801 тыс. гол в 2012г.

При этом необходимо отметить, что организация новых и модернизация действующих производственных мощностей позволит увеличить долю сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств в производстве продукции. Так, в производстве молочной продукции, за счет организации новых МТФ удельный вес сельхозпредприятий составит 27% против фактического показателя на 2012г. 4%, крестьянских хозяйств достигнет 14% против 10%.

М.И.Сигарев, доктор экономических наук, профессор, Ж.М.Нуркужаев, кандидат экономических наук Казахского НИИ экономики АПК и развития сельских территорий

Кто наживётся на новой программе развития животноводства в Казахстане

Эпиграфом к этому материалу хочется поставить слова бывшего вице-министра сельского хозяйства Толеутая Рахимбекова, которыми он прокомментировал нынешние подходы МСХ РК к государственному финансированию отрасли: «Дорогой друг-фермер! Никто помогать тебе в МСХ и не собирается! Там думают только об узком круге своих избранных!».

О том, каким именно образом Минсельхоз РК за бюджетный счёт поддерживает бизнес своих приближённых, собкору издания «КазахЗерно.kz» рассказал хозяин животноводческой фермы из Акмолинской области. Назовём его Баке.

Баке стал изучать вопрос, в чём дело. Оказалось, вышло новое правило субсидирования по развитию племенного животноводства, касающееся аренды бычков. До последнего времени арендовать породистых производителей можно было только для общественного стада. То есть живет народ в поселке, пасёт свой разношерстный скот совместно. И для улучшения его характеристик на два года берет хороших быков в аренду у какого-то хозяйства. Народу хорошо, потому что и меньше расходов, чем при покупке быка, и породное преобразование идёт. Но в 2017 году, согласно новым правилам, брать быков в аренду разрешили ещё и товарным хозяйствам. До этого они должны были их только покупать.

Самое интересное, это та схема, которую при участии Мясного союза разработали для работы с фермерами, которым в аренду дают племенных быков. Товарные хозяйства действительно получают быка бесплатно. За это они обязаны продать приплод тому хозяйству, у кого брали быка. Племрепродуктор покупает этот скот по рыночной цене, по 350 тыс. тенге. Но при этом за каждую голову получают 150 тыс. тенге субсидий от государства. То есть им бычок обходится в 200 тыс. тенге. Кроме того, есть такое понятие, как субсидия «на содержание быка». Это еще 100 тыс. тенге. Получается, бычок обходится хозяйству в 100 тыс. тенге. Они держат его на откорме два месяца и продают уже по 400 тыс. тенге. То есть за счет того, что они «доят» бюджет, они получают четырехкратную прибыль!

THE SIGNIFICANCE AND ROLE OF THE LIVESTOCK INDUSTRY IN ENSURING FOOD SECURITY THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article considers the role and importance of the livestock sector in ensuring food security. On the basis of the data of the Agency on Statistics of the Republic of Kazakhstan, is an analysis of the number of livestock of cattle in the country, the dynamics of the production of meat in all categories of farms, considered average per capita consumption of meat, per year, as well as the livestock industry are considered problems in modern Kazakhstan.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бауэр Майра Шакибаевна

В статье рассмотрено роль и значение животноводческой отрасли в обеспечении продовольственной безопасности . На основе данных Агентства по статистике Республики Казахстан приведен анализ численности поголовья скота в республике, динамика производства мяса во всех категориях хозяйств, рассмотрено среднедушевое потребление мяса в год, а также рассмотрены проблемы отрасли животноводства в современном Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тенденции развития животноводства в Республике Казахстан. Современное состояние поголовья основных сельскохозяйственных животных. Пути совершенствования сельского хозяйства в Республике Казахстан и его интенсификации в условиях рыночной экономики.

Рубрика Сельское, лесное хозяйство и землепользование
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.01.2015
Размер файла 157,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

А ведь по численности скота Тургайская область занимала одно из последних мест в дореволюционном Казахстане. Это дает основание полагать, что в других областях и в целом по Казахстану обеспеченность казахского населения скотом во второй половине прошлого века была еще выше.

Наиболее достоверные сведения по обеспеченности казахского населения скотом дают отчеты различных экспедиций и партий, работавших накануне и в период массового переселения в Казахстан европейского населения из южных губерний России. Эти сведения относятся к концу прошлого - началу текущего столетия. Но поскольку экспедиции и партии работали не одновременно во всех уездах, данные о численности скота и населения приводятся по разным годам (табл. 2).

Таблица 2 Поголовье скота в среднем на одно хозяйство по некоторым уездам

Приходилось на одно хозяйство, голов

крупного рогатого скота

скота всех видов

Атбасарский (Акмолинская обл.)

Кокчетавский (Акмолинская область)

Джаркентский (Семиреченская область)

Капальский (Семиреченская область)

Павлодарский (Семипалатинская область)

Зайсанский (Семипалатинская область)

Казалинский (Сыр-Дарьинская область)

Чимкентский (Сыр-Дарьинская область)

Кустанайский (Тургайская область)

Тургайский (Тургайская область)

Темирский (Уральская область)

Уральский (Уральская область)

При резком колебании по уездам средняя обеспеченность казахского населения скотом в расчете на одно хозяйство была достаточно высокой; кроме того, эти колебания, обусловленные разной структурой стада в зависимости от формы ведения хозяйства, в значительной мере сглаживаются, когда все виды скота по принятым обследовательскими экспедициями единым коэффициентам переводятся на взрослую лошадь, взятую за единицу.

Разумеется, данные о средней обеспеченности не могут характеризовать обеспеченность скотом разных слоев населения. Они приведены лишь для того, чтобы показать относительно высокий уровень развития животноводства в целом по Казахстану и его решающую роль в экономике кочевого казахского аула.

Что касается распределения поголовья скота по социальным слоям казахского населения, то феодально-байская верхушка, составлявшая только 15% казахского населения, владела 60% всего поголовья скота. По данным переписи 1910 г., проведенной статистической партией Тургайско-Уральского переселенческого района, в Актюбинском уезде 640 крупнейших феодально-байских хозяйств, составлявших только 3,6% всех казахских хозяйств, сосредоточили в своих руках свыше 25% всего поголовья скота, находившегося у казахского населения уезда, в то время как в руках 2 695беднейших хозяйств, составлявших 15% всех хозяйств, находилось только 2% поголовья скота. В среднем на одно крупное байское хозяйство приходилось по 474 головы различных видов скота, а на одно беднейшее хозяйство - менее 8 голов. По данным статистического обследования Румянцева, в 1913 г. в Капальском уезде Семиреченской области феодально-байские хозяйства, составлявшие всего 13,5% казахского населения уезда, владели 55,6% поголовья овец и 69,5% поголовья лошадей всего уезда. В то же время бедняцкие хозяйства, составляющие 49,5% населения уезда, владели только 7,4% поголовья овец и 12,3% поголовья лошадей уезда. На одно байское хозяйство приходилось в среднем по 148 овец и 22,7 лошади, тогда как на одно бедняцкое хозяйство - только по 5,3 овцы и 1,2 лошади.

О высокой степени концентрации животноводства в зажиточных слоях населения свидетельствует также группировка казахских хозяйств по количеству лошадей на одно хозяйство, приведенная в таблице 2 (по ряду уездов).

Подавляющее большинство казахских хозяйств (83%) было или безлошадными или имело от 1 до 10 лошадей. В свою очередь 83% хозяйств этой группы имели до 5 лошадей, а почти две трети из них были однолошадными хозяйствами.

Таблица 3 Группировка казахских хозяйств по количеству лошадей (данные обследовательских экспедиций)

Общее число хозяйств

В том числе безлошадных

Свыше 100 голов

Итого по этим уездам

% к общему числу хозяйств

Как же размещалось животноводство в дореволюционном Казахстане? Сведения об этом дает книга «Предварительные данные о численности домашних животных в Российской империи в 1913 году». Распределение скота по существовавшим тогда на территории Казахстана областям представляло следующую картину (табл. 4).

Таблица 4 Численность скота по областям Казахстана в 1913 году, тыс. голов

Крупного рогатого скота

Итого по Казахстану

Наиболее крупной по численности скота была Сыр-Дарьинская область. Здесь общее поголовье всех видов сельскохозяйственных животных превышало 7,9 млн. голов. За Сыр-Дарьинской шла Семиреченская область, имевшая почти 6,9 млн. голов. Третье место занимала Акмолинская область - 4,8 млн. голов скота. Затем шли Семипалатинская и Уральская области, имевшие 4,1-3,3 млн. голов, и последнее место занимала Тургайская область, в которой численность всех видов скота составляла около 3 млн. голов.

Однако приведенное распределение областей по сумме поголовья всех видов скота не совсем точно соответствует действительному удельному весу их в животноводстве дореволюционного Казахстана. Если учесть видовую структуру животноводства и все виды скота перевести по соответствующим эквивалентам на один вид (например, на овец), то положение областей значительно изменится. Так, например, по сумме поголовья всех видов скота Акмолинская область занимала третье место, а Семиреченская - второе. Если же сравнить общее поголовье скота в переводе на овец, то Акмолинокая область имела скота почти столько же, сколько и Сыр-Дарьинская, и превосходила Семиреченскую, так как по сравнению с последней она имела почти в два раза больше крупного рогатого скота и в полтора раза больше лошадей.

В южных областях (в Семиреченской и Сыр-Дарьинской) вследствие слабой обеспеченности стойловыми кормами значительно меньше было развито скотоводство, но зато очень широкое развитие имело овцеводство. 57% всего поголовья овец и коз Казахстана приходилось на эти области. В северо-восточных и западных областях наряду с овцеводством и коневодством большое развитие получило скотоводство. Это объясняется прибытием сюда в предреволюционный период значительного количества переселенческих хозяйств.

Что касается видовой структуры животноводства дореволюционного Казахстана, то в жизни казахского народа решающую роль играли два вида сельскохозяйственных животных - лошади и овцы.

И это не случайное явление. Оно объясняется характером естественных кормовых угодий, преобладающую часть которых составляли сезонные пастбища, и почти полным отсутствием заготовки сена. В этих условиях местное население вынуждено было разводить сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к круглогодовому пастбищному содержанию и передвижению на большие расстояния. Такими видами животных являются лошади, овцы и отчасти верблюды.

Народы и племена, в далекой древности населявшие территорию Казахстана, а вслед за ними и казахи эмпирическим путем убедились, что характер земельных угодий, на которых они живут, позволяет разводить именно эти виды скота при постоянной перекочевке с одних сезонных пастбищ на другие. Следовательно, не кочевой образ жизни обусловил преимущественное разведение всеми кочевыми народами лошадей и овец, как это на первый взгляд кажется, а наоборот, характер кормовых угодий, преобладание сезонных пастбищ обусловили разведение этими народами указанных видов скота и ведение кочевого образа жизни.

Вот почему в экономике кочевого хозяйства решающую роль играли коневодство, овцеводство и верблюдоводство. Даже в начале девяностых годов прошлого века (19-й век - ред.), когда часть казахов перешла на оседлый и полукочевой образ жизни, по данным А. И. Добросмыслова, у казахов Тургайской области из общего годового дохода от животноводства на долю этих отраслей приходилось 78,3%. При этом, по его же исчислению, 35% дохода давало коневодство, 33% - овцеводство и козоводство, 21,7% - крупный рогатый скот и 10,3% - верблюдоводство при годовой сумме дохода от всего животноводства, в расчете на душу населения составлявшей 57 руб. 58 коп.

Таким образом, даже в Тургайской области, которая занимала последнее место среди других областей по численности овец и предпоследнее место по численности крупного рогатого скота и лошадей, доходы от коневодства и овцеводства составляли более двух третей всех доходов от животноводства. В других областях этот показатель был еще выше.

Особую роль в жизни казахского народа играло коневодство. Оно давало и продукты питания в виде мяса и кумыса, и средства передвижения на большие расстояния, и средства ведения войны, и, наконец, служило средством организации народного досуга в виде различных конно-спортивных игр и состязаний.

Важное значение имело и овцеводство. Как и коневодство, оно давало продукты питания в виде мяса и молока и, кроме того, кожу и шерсть для изготовления верхней одежды, предметов домашнего обихода и жилья. Излишки продуктов овцеводства были предметом реализации.

Верблюды служили казахам вьючным транспортом, а во многих районах и средством извозного промысла. Одновременно они давали продукты питания и шерсть.

Крупный рогатый скот в кочевом хозяйстве разводился в весьма ограниченных размерах. Объясняется это опять-таки естественно историческими условиями жизни казахов. Отсутствие возможностей для заготовки сена и строительства крытых помещений, без которых крупный рогатый скот не может существовать в зимний период (он не способен к тебеневке), ограничивало районы его разведения. Поэтому до конца прошлого столетия крупный рогатый скот в Казахстане как по численности поголовья (даже в переводе на овец), так и по удельному весу в экономике значительно уступал овцам и лошадям. Были целые волости, где вообще не разводили крупный рогатый скот вплоть до второй половины XIX века. А. И. Добросмыслов рассказывает о таком курьезном случае. В 70-х годах прошлого столетия один казах Чингильской волости Иргизского уезда впервые привел в аул корову из Актюбинского уезда. Аульные ребята рассматривали ее как диковинку и разнесли по аулу весть о том, что такой-то привел лошадь с четырьмя ушами, из которых два очень велики (ребята приняли за уши рога коровы). Взрослые же спрашивали приведшего корову, ел ли он когда-нибудь мясо крупного рогатого скота, если да, то как он мог это делать, так как оно имеет нехороший запас и невкусно.

Однако, начиная с последней четверти прошлого века, когда подавляющая часть казахского населения перешла на полуоседлый образ жизни, усилилось переселение в Казахстан европейского населения и получило развитие земледелие, численность крупного рогатого скота стала быстро расти. Так, например, в Тургайской области с 1879 по 1915 г. при сокращении общего поголовья всех видов сельскохозяйственных животных на 27,4% поголовье крупного рогатого скота возросло в 2,4 раза; в Акмолинской области только за десятилетие 1905-1914 гг. оно возросло с 700,6 до 1267,4 тыс. голов, или более чем на 80%. Такой же резкий рост численности крупного рогатого скота отмечался и в других областях Казахстана. В результате в отраслевой структуре животноводства Казахстана произошли большие изменения в сторону повышения удельного веса крупного рогатого скота и снижения удельного веса овец. Это видно из приведенной в таблице 4 структуры животноводства по состоянию на 1 января 1916 г.

Читайте также: